Когда речь идет о большинстве музыкальных произведений (если только вы не имеете дело с древними григорианскими песнопениями), у вас есть
мелодия
и
гармония
.
В то время как мелодии запоминаются, помогая поддерживать постоянство на протяжении всего произведения, к которому слушатели могут привязаться, гармонии могут преобразить музыкальное произведение, добавляя новые слои и измерения, которые мелодии не под силу в одиночку.
Давайте вскочим и узнаем, как гармонизировать в музыке, будь вы певец или инструменталист.
Как гармонизировать мелодию
Хотя гармонизация мелодий не требует тонкого знания теории музыки, есть несколько основных теоретических концепций, которые сделают гармонизацию с нотами мелодии гораздо более легкой.
Понимание мелодических интервалов
Прежде чем приступить к гармонизации нот, необходимо понять, какие
мелодические интервалы
встречаются в различных ключах. Для примера мы рассмотрим
мажорный
лад, поскольку в этом ладу нет ни диезов, ни бемолей. Если бы вы играли ноты до-мажора на фортепиано, это выглядело бы следующим образом:
C-D-E-F-G-A-B
Чтобы получить представление о ключе, полезно играть или петь эти ноты последовательно. Например, как только вы почувствуете ключ C, вы можете начать изучать его аккорды, которые состоят из этих интервалов.
Самый основной аккорд в ключе
до мажор
состоит из трех нот
(C-E-G)
. Мы рекомендуем сыграть эти ноты одновременно на фортепиано или инструменте, чтобы услышать, как они сочетаются и гармонируют друг с другом.
C — это
тоника
или
корневая
нота аккорда. По отношению к ноте E, C — это
мажорная терция
. По отношению к G, C — совершенная пятая. Мажорные трети и совершенные пятые — две самые приятные гармонии в западной музыке, и вы, вероятно, поймете, как знакомо они звучат, когда играются вместе.
Нахождение интервалов от корневых нот
Хотя ваша практика должна состоять в нахождении интервалов от
всех
нот, для данного примера мы остановимся на С. Вот интервалы от С и то, на сколько полушагов они отстоят друг от друга:
- C-C#/Db — минорная секунда — один полушаг
- C-D — мажорная секунда — два полушага
- C-D#/Eb — минорная терция — три полушага
- C-E — мажорная терция — четыре полуступени
- C-F — Совершенная четвертая — пять полушагов
- C-F#/Gb — увеличенная четвертая/уменьшенная пятая — шесть половинных шагов
- C-G — Совершенная пятая — семь полушагов
- C-G#/Ab — минорная шестая — восемь полутактов
- C-A — мажорная шестая — девять полушагов
- C-A#/Bb — минорная седьмая — десять полушагов
- C-B — мажорная седьмая — одиннадцать полушагов
- C-C — октава — двенадцать полушагов
Независимо от того, от какой корневой ноты вы начинаете, количество полустепеней и качества этих аккордов останутся одинаковыми. Например, если вы играете мажорный аккорд C и считаете от корневой ноты C до мажорной терции E, вы увидите, что это четыре полушага. С другой стороны, если вы играете в тональности ля мажор и начинаете от корневой ноты А в аккорде ля мажор, вы можете двигаться на четыре полушага, чтобы добраться до мажорной терции C#.
При попытке найти интервалы, которые хорошо сочетаются друг с другом, полезно практиковаться в пении или напевании, когда вы играете ноты. Например, если вы споете корневую ноту и ее мажорную терцию, вы поймете, насколько приятны тональности аккордов. С другой стороны, если вы последовательно споете корневую ноту и ее дополненную четвертую, вы поймете, насколько
диссонируют
тональности аккордов.
Понимание разницы между мажором и минором
Ноты в мажорных тональностях отличаются от нот в минорных тональностях, поэтому важно научиться чувствовать и те, и другие.
Например, если мы возьмем наш пример с мажором и поменяем его на минор, нашим корневым или тоническим аккордом будет минорный аккорд.
В то время как мажорный аккорд читается как
C-E-G
, минорный аккорд читается как
C-Eb-G
. Третья ступень на полступени ниже. В минорных ладах мы понижаем терции, шестые и седьмые. Когда вы практикуете гармонизацию, хорошо бы практиковаться как в мажорных, так и в минорных тонах.
Гармонизирующие ноты на практике
Независимо от того, являетесь ли вы певцом, инструменталистом или и тем, и другим, мы рекомендуем вам петь и играть на фортепиано во время практики. Однако если у вас нет дома пианино, существует множество отличных приложений для виртуального фортепиано, которые вы можете загрузить на свой смартфон или планшет.
Играя и напевая во время гармонизации, вы учитесь воплощать ноты. В конечном итоге это поможет вам гармонизировать на слух.
Давайте рассмотрим несколько способов, которыми вы можете практиковаться:
Используйте легкую мелодическую линию
Начните с мелодии, которая вам хорошо знакома. Затем сыграйте эту мелодию на фортепиано, одновременно напевая ее. Если вам неудобно играть на инструменте, вы можете записать мелодию с
помощью MIDI
и виртуальной клавиатуры в
вашей любимой DAW
и зациклить ее.
Пока ноты в мелодии меняются, попробуйте удерживать ноту гармонии вместе с ней. Когда мелодия продолжится, нота гармонии, которую вы держите, может продолжать работать. Вы должны внимательно следить за тем, как сочетаются или противоречат друг другу ноты.
Например, если ваша мелодия и выбранная гармония, с которой вы начинаете, — это совершенная пятая, нет причин поддерживать интервал совершенной пятой по мере продвижения мелодии. На самом деле, это может звучать очень скучно.
Поэтому вместо этого посмотрите, как долго вы сможете удерживать одну и ту же ноту, пока мелодия не столкнется с ней. Затем, когда это произойдет, спросите себя,
почему
. Вероятно, вы попали на аккордовый тон в мелодии, который диссонирует по сравнению с выбранной вами нотой мелодии.
Чтобы почувствовать, как создавать свои собственные гармонии, полезно поэкспериментировать с сочетаниями нот. Если какая-то нота конфликтует или плохо звучит с другой, попробуйте переставить эту ноту в гармонии, чтобы определить, где она работает. Когда вы найдете ноту, которая работает с нотой в мелодии, определите,
почему
она работает, посмотрев на интервал.
Прослушайте несколько своих любимых песен
Одним из лучших способов научиться гармонии на слух является прослушивание любимых песен. Будь то инструментальная или вокальная музыка, в большинстве музыкальных произведений есть мелодия. Попробуйте определить мелодию и гармонии, которые существуют вокруг нее.
Пока вы слушаете, попробуйте определить, какие интервалы лежат в гармонии.
Хорошо ли гармония сочетается с мелодией?
Они напряженные или диссонирующие?
Какие бывают комбинации нот?
Используют ли они ноты гармонии, находящиеся в основном аккорде (аккордовые тона) или гармонии вне основного аккорда (неаккордовые тона)?
Запишите ответы на эти вопросы и потренируйтесь петь или играть вместе с песней. Слушая разные виды музыки, вы заметите, что в разных жанрах гармония используется по-разному.
Например, в романтической песне в стиле ду-воп 50-х годов будут использоваться терции и пятые, так как эти гармонии более органично сочетаются с мелодиями в западной музыке. С другой стороны, группа блэк-метал может использовать более диссонансные гармонии, такие как минорные секунды или увеличенные четвертые/ уменьшенные пятые (тритоны), чтобы создать ощущение напряжения, страха или отчаяния.
Гармонизирующие аккорды
Конечно, мелодии не имеют смысла, если под ними нет
аккордовой прогрессии
. Поэтому, придумывая гармонии, вы должны не только найти интервалы, которые приятно звучат с нотой мелодии, но и убедиться, что ваши гармонии являются правильными нотами для аккорда.
Именно здесь может пригодиться практика гармонизации с аккордами.
Давайте снова воспользуемся нашим примером с
до-мажором
.
Допустим, мы используем аккордовую прогрессию:
До мажор / Ре минор / Ля минор / Соль / Си
- До мажор — C-E-G
- Ре-минор — D-F-A
- Ля минор — A-C-E
- Соль мажор — G-B-D
Для простоты предположим, что аккорды меняются каждый такт, а в мелодии используются
только
аккордовые тона в каждом аккорде.
Как видите, использование C в качестве мелодической ноты для первого аккорда (до-мажор), скорее всего, будет отличным выбором, поскольку это корень аккорда. Кроме того, E находится на расстоянии мажорной терции от C, а G — на расстоянии совершенной пятой.
Однако, когда мы дойдем до ре-минора, все может стать немного странным в зависимости от нот в мелодии. Например, если бы в мелодии использовались F или A, то C может сработать, поскольку F находится на расстоянии совершенной четверти от C, а A — на расстоянии минорной шестой. Однако игра D, мажорной секунды от C, может вызвать странное напряжение.
То же самое произойдет, если мы попробуем сыграть C через мажорный аккорд. В то время как C, скорее всего, будет хорошо сочетаться с G благодаря своей совершенной пятой тональности, он может не очень хорошо сочетаться с B из-за своей мажорной седьмой (или минорной второй в обратном направлении) тональности.
Конечно, это фундаментальный способ гармонизации аккордов, поскольку легкий диссонанс иногда может быть очень приятным. Диссонанс постоянно используется в джазе, и без него многие из наших любимых джазовых мелодий были бы довольно скучными. Например, джазовые композиторы постоянно используют секунды, седьмые, тритоны, девятые и одиннадцатые для создания уникальных гармоний.
Дело в том, что это зависит от контекста, а контекст возникает из аккордов. Поэтому, когда вы играете аккорды и пытаетесь играть или петь гармонии для этих аккордов, вы услышите, что сочетается, а что нет.
Тренировка слуха
Хотя вам не нужно платить за дорогие уроки музыки, чтобы научиться гармонии, неплохо было бы попрактиковаться в базовой тренировке слуха, чтобы чувствовать себя более комфортно при пении и игре на гармонии.
Тренировка слуха — это процесс соединения нот, интервалов, гамм, аккордов, мелодий и гармоний с тем, что мы слышим. По сути, занимаясь тренировкой слуха, вы наводите мосты между различными музыкальными структурами.
Одним из основных направлений этого вида обучения является развитие
слуховых навыков
. Когда музыканты обладают хорошими слуховыми навыками, они могут определять звуки на слух, называть их, транскрибировать и петь/воспроизводить их. По мере развития слуховых навыков человек может импровизировать, основываясь на понимании гармонических правил.
Мы рекомендуем загрузить несколько приложений или программ для тренировки слуха, чтобы начать практиковаться. В свою очередь, вы получите более глубокое понимание теории музыки и обретете способность слышать гармонию, что позволит вам с легкостью петь, играть, сочинять и импровизировать.
Читать ноты
В Интернете существуют огромные нотные библиотеки, которые могут быть очень полезны при построении понимания гармонии. Читая ноты профессиональных авторов и композиторов, вы можете начать представлять, как они пишут гармонию в своей музыке.
Вы можете увидеть, как мелодии развиваются по аккордовым прогрессиям или как определенный тон аккорда используется в мелодии для придания ей уникального вкуса.
Как практиковать пение гармонии
Если научиться гармонии на инструменте, таком как фортепиано или гитара, может быть легко, поскольку вы можете играть несколько нот одновременно, то научиться петь гармонию может быть гораздо сложнее, поскольку вы не можете петь несколько нот одновременно своим голосом.
Для тренировки вокальной гармонии вы можете практиковать гармонизацию с записями собственного пения.
Начните с записи своей мелодии из одной из ваших любимых популярных песен. Затем, воспроизводя запись, попробуйте гармонизировать мелодию. В процессе гармонизации запишите все неровности, с которыми вы столкнулись, а затем спросите: «Почему?».
Возможно, вы поете интервал, который не совсем подходит к данной ноте мелодии, так что было бы неплохо поменять его и посмотреть, что получится. Чем больше и чаще вы будете практиковаться, тем лучше будут становиться ваш тембр и подача, и тем легче будет гармонизировать на слух.
Заключительные мысли — Важность гармонии в музыке
Гармония — один из самых важных аспектов музыки. Создаете ли вы аккорды или пишете гармонические линии для мелодий, вы используете гармонию. Развитие гармонических навыков поможет вам стать лучшим композитором, автором песен, певцом и инструменталистом.
Следуйте нашим инструкциям, и вы станете экспертом в мире музыкальной гармонии.
Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.
Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.
Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).
Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
Содержание статьи
- Как правильно подбирать музыкальную гармонию
- Примеры аккордовых последовательностей
-
- До мажор
- Ре мажор
- Ля минор
- Как найти тонику
-
Как правильно подбирать музыкальную гармонию
В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.
Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.
Примеры аккордовых последовательностей
Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:
До мажор
- до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
- ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
- ми мажор, реже — ми минор (трезвучия 3-й ступени);
- ре минор (2-я ступень);
- си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.
А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.
Ре мажор
- ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
- си минор (трезвучие 6-й ступени)
- фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
- ми минор (2-я ступень)
- до# уменьшенное 7-й ступени.
Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.
Ля минор
Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:
- ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
- ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
- фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
- до мажор (трезвучие 3-й ступени);
- соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
- ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).
Как найти тонику
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.
Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.
Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент». Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:
- Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
- Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
- Играем аккорды в указанных выше блоках — то есть стандартные аккорды
- Поем (или играем) мелодию и «подбираем» на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, «щупаем» другие трезвучия.
- Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.
Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.
Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.
Как гармонизировать мелодию
Гармонизация – одна из задач на уроках сольфеджио, гармонии и теории музыки в музыкальных школах, училищах и вузах. Смысл задачи – подобрать аккорд, с которым звук или группа звуков мелодии имеет благозвучие. В гармонизацию не входит создание фактуры и инструментовка произведения (то есть создание оригинального ритмического, инструментального и других рисунков произведения).
Инструкция
Под каждым звуком мелодии напишите римскую или арабскую (как удобно) цифру, обозначающую номер ступени в тональности. Если в мелодии встречаются модуляции и отклонения в другие тональности, отметьте их и после изменения ведите счет уже от новой тоники.
Каждый звук входит в один или два аккорда конкретной тональности. Это могут быть основные аккорды (тонический, субдоминантовый или доминантовый) или аккорды побочных ступеней (медианы, от второй, третьей, шестой и седьмой ступеней). Вы можете использовать практически любой из этих аккордов, но соблюдайте общие правила классической гармонии.К примеру, доминантовый аккорд лучше использовать в конце формы, перед заключительным тоническим. В редких случаях он может использоваться в затакте, в начале формы. Вслед за ним обычно ставится тонический аккорд.
Плохо понятна (практически не воспринимается обычным слушателем) смена гармонии чаще двух раз за такт. При этом в четырехдольном размере распространены два вида гармонии: на счеты «раз, два» — один аккорд, на «три, четыре» — второй. Иногда весь такт держится один аккорд.Это правило не обязательно к исполнению. Наоборот, если вы время от времени будете нарушать ритм гармонии (первый аккорд на три доли, второй на две, третий на одну), в мелодии появится некоторая живость.
Отличайте звуки, на которые необходима смена аккорда, от проходящих. Последние могут без ущерба для мелодии прозвучать на фоне основного аккорда, даже если составляют диссонанс с одним из звуков аккорда.
Начинайте упражняться в гармонизации с простых, давно знакомых мелодий: «Чижик-пыжик», «Елочка», другие любимые детские мелодии. Кстати, пример гармонизации первой песни:Раз, два – тоника (в до-мажоре – до-мажор).
Три, четыре – доминанта (соль-мажор).
Раз, два – доминанта.
Три, четыре – тоника.
Аккорды можно играть «столбами» (левой рукой одновременно три или четыре звука), арпеджио или другим способом, принципиального значения это не имеет. Важно одновременно правой рукой сыграть мелодию без заминок.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Содержание:
-
Что такое цветовые гармонии?
-
Монохромная гармония
-
Комплементарная гармония
-
Аналоговая гармония
-
Аналогово-комплементарная гармония
-
Гармония триады
-
Раздельно-комплементарная гармония
-
Гармония тетрады
-
Заключение
-
Сказать автору спасибо!
ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ?
Цветовыми схемами или гармониями называются сочетания оттенков, гармоничные для нашего восприятия. Теория цветовых гармоний лежит в основе всех цветовых решений в работах художников, модельеров и дизайнеров. Какие цветовые гармонии существуют? Чем они различаются, когда и какую из них стоит использовать? Ответы на все эти вопросы вы найдёте ниже.
Начну с того, что каждая цветовая схема основана на концепции цветового круга. Основные цвета (красный, синий и жёлтый) равноудалены друг от друга в трех точках этого круга. Между ними располагаются вторичные (смешанные) цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Для эффективной работы с цветовыми схемами следует начать с изучения цветового круга. Например, выполнить упражнение, в ходе которого, с использованием всего трёх основных цветов создаётся цветовой круг. Такое упражнение можно выполнить карандашами или красками. Оно поможет запомнить, как располагаются оттенки на цветовом круге, и понять закономерность получения различных оттенков.
Затем будет необходимо определиться с основным цветом работы. Основной цвет — это оттенок, который должен обязательно присутствовать в работе. Обычно его выбирают когда его либо нельзя изменить (например, при рисовании портрета, оттенок кожи будет основным), либо потому, что именно этот оттенок хочется или необходимо обыграть для получения определённого эффекта. После выбора основного цвета можно переходить к выбору цветовой гармонии.
МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ
Такая схема строится на сочетании оттенков одного цвета, которые различаются тоном, светлотой и насыщенностью. Монохромную гармонию довольно часто можно встретить в изобразительном искусстве и дизайне одежды, а вот в интерьере, как правило, её не используют. Монохромные интерьеры плохо воспринимаются человеком и могут вызывать ощущение психологического дискомфорта. Зато рисунки, выполненные с применением подобной схемы, выглядят гармонично и интересно.
КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Комплементарную гармонию также называют контрастной, дополнительной или полярной. Она основывается на двух оттенках, максимально удалённых друг от друга на цветовом круге. Это одна из наиболее распространённых, понятных, и по сути, беспроигрышных гармоний. Работы, выполненные с применением комплементарной цветовой схемы, выглядят сочно и контрастно. Такую гармонию охотно используют для создания броских иллюстраций, постеров к фильмам. Популярна она и в мире моды. На её основе создают модные сочетания для уверенных в себе людей, которые хотят выделиться из толпы. Встречаются комплементарные решения и в дизайне интерьеров (обычно в тех помещениях, где нужно подчеркнуть формальность и энергичность — например, в гостинных). Примеры применения комплементарной гармонии найти несложно — они не перегружены цветом и при этом выглядят максимально выразительно и контрастно.
АНАЛОГОВАЯ ГАРМОНИЯ
Аналоговая гармония состоит из оттенков смежных цветов, расположенных на цветовом круге по соседству друг с другом. Примеры использования аналоговой схемы на первый взгляд немного напоминают монохромные цветовые решения, но в аналоговой схеме задействуется более широкий спектр оттенков. Может показаться, что это довольно простая гармония, для подбора которой не требуется особых навыков. Определяется основной цвет, добавляются прилегающие к нему оттенки и всё — цветовая схема готова. Однако, не всё так просто, как кажется. Сложность схемы заключается в поиске оптимального баланса между выбранными оттенками. Если оттенки будут слишком схожи по тону, светлоте и насыщенности, работа получится монотонной и скучной. Зато правильный баланс оттенков аналоговой схемы поможет придать работам «особое настроение».
При использовании такой гармонией, определяется доминирующий цвет, затем ещё один оттенок используется как поддерживающий, и третий — в качестве акцента. Акцентом в аналоговом решении может стать и любой ахроматический цвет (белый, чёрный или серый). В живописи аналоговую гармонию применяют чаще всего для передачи настроения, например ощущения «серого мрачного утра» или «золотой осени». Также её охотно используют модельеры для создания спокойных стильных коллекций, а ещё в дизайне помещений, в которых должны царить покой и уют (например, в спальнях). Примеры аналоговой гармонии обычно довольно легко угадываются среди других, так как работы, выполненные в такой гармонии выглядят так, будто мы смотрим на них через цветное стекло.
АНАЛОГОВО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Аналогово-комплементарную гармонию порой относят к разновидностям аналоговой, а иногда выделяют, как отдельный вид. Отличается такая гармония от аналоговой добавлением в палитру комплементарного оттенка. Такой оттенок выступает в качестве акцента и может быть комплементарен любому оттенку из выбранной аналоговой палитры, но только одному из них.
Палитра аналогово-комплементарной гармонии довольно часто используется в искусстве и макияже. Однако, есть небольшой нюанс. Когда такая гармония используется в изобразительном искусстве, комплементарный акцент рекомендуется подбирать с температурой, противоположной основной палитре. То есть для палитры холодных аналоговых оттенков подбирается тёплый комплементарный акцент, и наоборот. Но в случае с макияжем или одеждой акцент подбирается, как правило, той же температуры, иначе он может выбиваться из общей картины и выглядеть чужеродно.
Если у вас есть сложности с определением температуры цвета, после прочтения статьи, посмотрите видео на моём YouTube-канале, где я подробно разбирала этот вопрос. На самом деле, там всё очень просто. Чуть позже на сайте появится и статья на эту тему.
ГАРМОНИЯ ТРИАДЫ
В основе классической цветовой триады лежат три цвета, равноудалённые друг от друга на цветовом круге. Такая схема популярна в изобразительном искусстве, так как она даёт сильный визуальный контраст, сохраняя при этом умеренность и баланс. Работы, выполненные в палитре классической цветовой триады, выглядят более спокойно и сбалансированно, чем работы, основанные на комплементарной палитре. В схеме триады один цвет выбирается в качестве основного, а два других используются как дополнительные. Причём, все оттенки должны быть равноудалены друг от друга на цветовом круге. Другими словами, в основе классической триады лежит равносторонний треугольник. Наиболее яркие и броские триады основаны на первичных, базовых, цветах (красном, жёлтом и синем), а более уравновешенные на вторичных (фиолетовом, оранжевом и зелёном).
Можно сказать, что возможности классической триады безграничны. Её палитра универсальна и может использоваться практически без ограничений. Изменяя тон, насыщенность или светлоту одного из трёх оттенков, вы можете каждый раз получать абсолютно новый результат. Для сохранения баланса в палитру триады не рекомендуется добавлять дополнительные акценты. Если вы всё же решите дополнить триаду, сделайте это лучше с помощью ахроматических оттенков. Иначе может получиться цветовой хаос. Примеров триады можно найти огромное множество, вот только некоторые из них. Триада, как и комплементарная схема, охотно используется для смелых дизайнов одежды и на афишах фильмов.
РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
На первый взгляд раздельно-комплементарная схема похожа на триаду (иногда её даже называют контрастной триадой), но по своей сути и получаемому эффекту она всё же ближе к комплементарной. Её отличие от комплементарной гармонии заключается в том, что в пару к основному цвету берётся не дополнительный, а два соседних оттенка, прилегающих к нему на цветовом круге.
По создаваемому эффекту и настроению раздельно-комплементарная схема довольно близка к комплементарной. Но из-за отсутствия в её палитре оттенка, контрастного основному, с её помощью получаются выразительные и в то же время более спокойные и уравновешенные работы. Считается, что такая гармония является наиболее универсальной и её сложнее всего испортить. Применять раздельно-комплементарную гармонию можно практически в любой области.
ГАРМОНИЯ ТЕТРАДЫ
Цветовая палитра тетрады основывается на четырёх оттенках. Схемой расположения для них на цветовом круге могут стать квадрат, прямоугольник или трапеция. У гармонии, основанной на квадрате, относительно немного вариаций. В виду равноудалённости оттенков друг от друга, в квадратной гармонии отсутствуют аналоговые цвета и такую гармонию довольно сложно сбалансировать. Решением может стать использование одного цвета в качестве основного, а остальных в качестве дополнительных. Квадратная тетрада больше подойдёт достаточно опытным авторам, которые с лёгкостью оперируют более простыми гармониями. Чаще всего квадратную тетраду можно встретить в искусстве. В макияже она не используется из-за избыточности цвета, в одежде также применяется достаточно редко, ну а в дизайне интерьера, прямо скажем, на любителя.
В отличие от квадратной, прямоугольная тетрада имеет куда большее количество вариаций и применений. Её легче сбалансировать из-за присутствия в ней близких друг к другу на цветовом круге оттенков. При использовании прямоугольной тетрады, рекомендуется определить пару доминирующих и пару дополняющих цветов, иначе такая схема может выглядеть разбалансированно и избыточно.
Схема трапеции — это что-то среднее между гармониями квадрата и прямоугольника. Два оттенка в цветовой трапеции аналоговые и расположены близко друг к другу, а два других, напротив, довольно сильно удалены на цветовом круге от первой пары и друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышеупомянутые виды цветовых гармоний не просто существуют и находят своё применение в изобразительном искусстве, дизайне одежды и интерьера, но и, по сути, являются фундаментом для принятия большинства творческих решений. Кроме того, грамотное и осмысленное использование оттенков является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Полезно не только изучать различные цветовые гармонии, но и анализировать их использование опытными мастерами.
Совет: если вы — начинающий художник или дизайнер, не пытайтесь сразу же покорять тетрады. Начните с более простых гармоний и цветовых сочетаний. Так вы быстрее разберётесь с применением различных гармоний и ваши работы станут более выразительными уже в процессе обучения. Но даже если вы совсем далеки от мира моды и искусства, разобраться с цветовыми гармониями будет полезно. С их помощью вы сможете подобрать для себя более подходящий гардероб, подобрать интересный макияж и сделать свой дом более уютным и комфортным.
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для сайта artcolor.online
Курсы рисования и поддержка на Boosty
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!
Посетите бесплатный урок рисования цветными карандашами!
Вокальные гармонии как элемент аранжировки применяются в любом музыкальном стиле, а задача по их записи обычно ложится на плечи вокалиста. Для тех, кто никогда не работал с бэк-вокалом, SAMESOUND.RU рассказывает, как использовать вокальные гармонии, чтобы написать партию дополнительного голоса в песню.
Вокальные гармонии или бэк-вокал — дополнительные вокальные линии, строящиеся на тех же или схожих с основной вокальной партией нотах. Полноценная вокальная гармония обыгрывает основную вокальную линию, дополняя мелодию, которую поет вокалист.
Вокальные гармонии в основных интервалах
Самым простым и частым приёмом при написании партий бэк-вокала считается пение по основным интервалам — октаве или терции. Достаточно спеть на октаву или терцию выше или ниже, чтобы получить убедительную партию бэка.
Пение в октаву
Самая простая форма бэк-вокала, дополняющая основную мелодию в верхнем или нижнем регистре. При написании бэк-вокала таким методом, выбирается определенный интервал (см. Интервалы в музыке: 25 основных видов на каждый день), который вторит основной вокальной линии. Чаще всего в качестве интервала выбирается октава.
Дублирование в октаву всегда идеально ложится в гармонию песни. При этом важную роль здесь играет не столько качество исполнения партии, сколько правильное сведение бэк-вокальной линии — достаточно сделать так, чтобы основной и дополнительный вокал не сливались в единый слой, чтобы получить нужный результат.
Пение в терцию
Самый приятный на слух вариант создания вокальной гармонии. Прием аналогичен тому, что используется в гитарной музыке, когда соло-партию дублируют второй гитарой, играющей ту же самую партию в терцию. Терция создает необходимый контраст между основным и дополнительным вокалом и отлично подчеркивает мелодию. Для большего разнообразия можно внести в партию бэк-вокала некоторые изменения: пойти наверх там, где вокальная линия идет вниз, спеть чуть быстрее или чуть медленнее.
Спеть в терцию достаточно сложно без подготовки. Для нахождения нужных звуков партии можно экспортировать мелодию в MIDI-файл, а затем транспонировать ее на три полутона выше или ниже. После транспонирования некоторые ноты могут не «попасть» в основную партию вокала, но поправить их в Piano Roll не составит труда.
- Мелодия в терцию без исправления несоответствий в транспонировании (программно, через питч-шифтинг) 0:15
- Пение в терцию с исправлениями (программно, через питч-шифтинг) 0:15
Вокальные гармонии в других интервалах
Октава и терция — не единственные интервалы, подходящие для создания вокальных гармоний. Сложные гармонические партии обычно строятся на аккордах песни и обыгрывают мелодию при помощи создания основным и бэк-вокалом различных интервалов. Получается ситуация, когда вокалисты выступают в роли отдельного инструмента, где ноты вокала собираются в трезвучия или аккорды (см. Аккорды для фортепиано и клавишных).
Поэкспериментируйте с интервалами: попробуйте написать бэк-вокал в квинту, сексту или септиму. Не бойтесь отклоняться от основной мелодии и используйте параллельные тональности и ноты, входящие в них.
Выборочные гармонии
Несмотря на очевидные приемы с терцией и октавой, не все вокальные партии готовы к взаимодействию с таким бэк-вокалом. Часто вокал содержит различные переходные звуки, которые находятся за гранью тональности песни — всевозможные напевы, проходящие ноты и прочие элементы, вносящие разнообразие в вокальную мелодию. Что-то подобное можно заметить в игре на гитаре, когда музыкант вносит разнообразие в простейший ход До, Ре, Ми за счет нот До-диез и Ре-диез.
Такие украшения партии появляются сами собой. Многие профессиональные вокалисты при записи вокала отталкиваются только от основных звуков мелодии, внося необходимые «вкусности» и коррективы прямо по ходу пения.
Если в вокале есть что-то подобное, а бэк-вокал в октаву или терцию не получается сделать, не спешите исправлять основную партию. В таком случае можно воспользоваться выборочным гармонированием — появлением бэк-вокала не на постоянной основе, а для подчеркивания отдельных фраз. Подобный приём часто используется в рэпе и хип-хопе, когда дополнительным вокалом выделяют какие-либо моменты, на которые музыкант хочет обратить особое внимание слушателя.
- Пример выборочного гармонирования 0:29
Гармонические мелодии
Еще один метод создания партии бэк-вокала заключается в написании собственной бэк-вокальной линии, которая используется наравне с основным вокалом. Две мелодии — основная и дополнительная — будут работать одновременно, не мешая и не сбивая друг друга. При написании бэка таким методом, помните о двух важных моментах:
- Бэк-вокальная партия должна быть написана таким образом, чтобы её без труда мог исполнить вокалист или другой участник коллектива как на концерте, так и в студии;
- Дополнительная вокальная линия должна органично вписываться в музыку и сочетаться с основным вокалом — в противном случае вокалист будет сбиваться во время пения.
Избегайте резких изменений высоты партии, ненужных элементов (вздохов и криков) в подаче и других подобных вещей, которые портят мелодику. При написании дополнительной гармонической мелодии, возьмите несколько основных нот из основной партии и на их основе придумайте новую несложную партию. Меняйте ритм и темп (к примеру, быстрому вокалу подойдет тянучий бэк), обыгрывайте уже известные ноты, подстраивайтесь под другие инструменты — в общем, делайте все, чтобы бэк-вокал был самостоятельной единицей в аранжировке.
ПИТЧ-ШИФТИНГОВЫЕ ПЛАГИНЫ
Частое решение при работе с бэк-вокалом — использование питч-шифтинговых плагинов и подобного программного обеспечения (например, Celemony Melodyne). Такой ход значительно упрощает работу с вокальными гармониями: скопировали оригинальную дорожку, понизили или повысили ее на нужное количество тонов, получили партию бэк-вокала.
В использовании подобного ПО нет ничего плохого. Тем не менее не забывайте, что люди ценят подачу вокалиста и оригинальность музыкальных решений в песне — этого не добиться обычным питч-шифтингом.
Ускорение и замедление
Построить бэк-вокал можно только на изменении темпа и ритма мелодии. В зависимости от характера песни, аранжировку может украсить неторопливая (или ускоренная) вторая партия вокала — доверьтесь своему вкусу, а также контексту песни. К примеру, если вокалист поет неспешную мелодию, а инструменты вторят ему в этом настрое, разбавьте аранжировку быстрым бэк-вокалом на основе выборочных гармоний.
Разные голоса
Помимо экспериментов со скоростью и нотным наполнением, можно попробовать использовать для бэк-вокала певца с другим тембром голоса. Бывают ситуации, когда какие-либо вокальные партии отлично звучат только при исполнении тенором или баритоном, при этом сама партия может быть очень простой, основанной на простом пении в октаву.
Смешайте тенор с басом или фальцет с баритоном, попросите разных участников группы спеть вместе, дополните мужской голос женским — никогда не знаешь, какая комбинация окажется выигрышной.