Суть методики «Составления тестов» состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Самостоятельное составление вопросов по теме – это порождение текста, имеющего форму вопроса. Для выполнения этой вроде бы простой работы ребенок должен выполнить множество действий: очертить для себя границы темы, вспомнить, что он знает из этой темы, структурировать знания, составить высказывание, касающееся темы и имеющее форму вопроса, спрогнозировать ответ. Другая особенность связана с тем, что отвечающий «общается» не с учителем, а с одноклассником, отвечает не на языке учебника и взрослых, а на языке соседа по парте, принимает на себя роль педагога, вносящего свой вклад в копилку знаний партнера.
Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только
заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении. На основе таких вопросов и полученных по ним ответов учитель может сделать ознакомление с новым материалом не просто формальным изложением параграфа учебника, но апеллировать к прошлому опыту конкретных детей, «выращивать» научное знание из житейского, строить диалог по поводу изучаемого материала, основываясь на вопросах детей.
Задачи этой методики можно определить так:
- Повысить качество выполнения домашнего задания.
- Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
- Развивать критическое мышление.
- Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме вопросы для проверочной работы или теста. Это должны быть вопросы на понимание материала, а не механическое его воспроизведение. Вопросы могут быть сформулированы в тестовом виде, в таком случае к ним должны предлагаться несколько вариантов ответов. Самые простые вопросы такого плана имеют два варианта ответа: «верно-неверно» или «да-нет». Тестовые вопросы могут быть закрытой формы, тогда в качестве ответа будет число или словосочетание. Также можно использовать вопросы, требующие объяснения (начинаются со слова «Почему?»).
Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными. Тот, кто придумает больше хороших вопросов, будет лучше подготовлен к этой работе.
Проведенное формально тестирование не даст содержательной обратной связи учителю, не поможет оценить эффективность своей деятельности в формировании системных знаний и представлений детей. Используя методику самостоятельного составления теста, удаётся:
1. Выявить уровень выполнения домашнего задания (самостоятельное изучение теоретического материала). Стимулировать интерес к выполнению такого рода домашнего задания за счёт новизны работы и новой роли в учебном процессе.
2. Повысить ответственность при выполнении домашнего задания, так как результаты попадают на всеобщее обозрение, более того, «проверяются в деле» и подвергаются критике одноклассников.
3. Развивать критическое мышление, внимание к мелочам. Иногда одно неуместное слово превращает удачную идею в неудачный вопрос. Это положительным образом сказывается на грамотности речи учащихся.
4. Акцентировать внимание на индивидуальном прогрессе. Создать ситуацию успеха для большинства учеников.
5. Снять страх перед проверочной работой на знание пройденного материала.
М.А. Гребнева
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №138 г. Н. Тагил
Из опыта применения формирующего оценивания на уроках русского языка
В условиях 21 века приходится постоянно учиться. Одной из наиболее значимых целей образования в современном обществе является развитие способности учащихся контролировать и управлять своим обучением. Учащиеся должны иметь представление об уровне своих знаний по изучаемой теме на всех этапах обучения и совершенствовать их. Поэтому возникает необходимость в систематическом оценивании учащихся, которое направлено не только на констатацию итоговых результатов, но и на обратную связь с учащимися с целью помочь им скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочеты до проведения итоговой аттестации. Данное оценивание, осуществляемое до изучения конкретной темы предмета и в ходе ее изучения, называется формирующим оцениванием. Одним из направлений данного оценивания является формирующее тестирование.
Формирующее тестирование нацелено на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим ученикам в повседневном учебном процессе. Логика формирующего тестирования достаточно проста и привычна для учителя. Если большинство учеников не справляются с заданиями формирующего теста, то процесс обучения следует повторить, повысив детализацию и увеличив количество объяснений. Если же школьники справляются с заданиями, то учебный процесс проводится по плану. Наглядно это можно изобразить следующей схемой (рисунок 1).
Рисунок 1. Этапы проведения формирующего тестирования
Формирующее тестирование может иметь целью не только корректировку учебного процесса со стороны учителя, но и быть направлено на развитие способности учащихся к рефлексии собственной учебной деятельности. Например, учитель может предложить учащимся решить тест и определить уровень их знаний по составленным критериям. Критерии оценивания лучше представлять в бальной системе. В результате решения теста в зависимости от набранных баллов ученик знакомится с предложенными рекомендациями по поводу изучения темы и анализирует собственные знания. Приведем пример данного теста по разделу «Синтаксис и пунктуация».
В тест вошли вопросы по нескольким темам раздела: основные понятия синтаксиса и пунктуации, виды подчинительной связи в словосочетании, структура простого предложения и простое осложненное предложение. По каждой из тем было составлено 3-5 вопросов. Затем данные вопросы были расположены в случайном порядке, с целью проверить как ученик ориентируется в изученном материале, как умеет переключаться с одной темы на другую. К тесту прилагается инструкция по прохождению данного теста и инструкция по оцениванию результатов.
Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. В вопросах 1,5,8,14 вставьте пропущенное слово. В остальных вопросах выберите один правильный вариант ответа из предложенных. После решения теста ознакомьтесь с инструкцией по оцениванию.
1. Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетания и предложения, называется…
2. К какому типу односоставных предложений относится предложение «Во дворе было тихо»
a) определенно-личное
b) неопределенно-личное
c) безличное
3. Чем осложнено простое предложение «Река, разлившаяся на большое пространство, затопила окрестные луга»?
a) однородными членами предложения
b) обособленным определением
c) обособленным обстоятельством
4. Чем осложнено простое предложение «Они посетили не только музей, но и выставку»?
a) однородными членами предложения
b) обособленным определением
c) обособленным обстоятельством
5. Компонент предложения, представляющий собой вспомогательную единицу, называется…
6. Какой вид подчинительной связи представлен в словосочетании «интересная книга»
a) согласование
b) управление
c) примыкание
7. Определите вид предложения «Наступило утро следующего дня»
a) простое односоставное
b) простое двусоставное
c) сложное
8. Главной единицей синтаксиса является…
9. Какой вид подчинительной связи представлен в словосочетании «смотреть телевизор»
a) согласование
b) управление
c) примыкание
10. К какому типу односоставных предложений относится предложение «Виноград собирают осенью»
a) определенно-личное
b) неопределенно-личное
c) безличное
11. Определите вид предложения «Тянутся длинные секунды тишины»
a) простое односоставное
b) простое двусоставное
c) сложное
12. Какой вид подчинительной связи представлен в словосочетании «бежать быстро»
a) согласование
b) управление
c) примыкание
13. К какому типу односоставных предложений относится предложение «За деньги ума не купишь»
a) определенно-личное
b) неопределенно-личное
c) безличное
14. Раздел науки о языке, изучающий постановку знаков препинания, называется…
15. Чем осложнено простое предложение «Изогнув длинные шеи, лебеди плавали вокруг острова»
a) однородными членами предложения
b) обособленным определением
c) обособленным обстоятельством
Инструкция по оцениванию. Впишите в бланк оценивания ваши ответы. Сравните их с правильными ответами. За каждый правильный ответ ставится один балл. Подсчитайте набранное количество баллов. В зависимости от набранных баллов прочитайте рекомендацию по изучению раздела «Синтаксис и пунктуация». При необходимости повторите изученный материал и решите тест еще раз.
Бланк оценивания
№ вопроса |
Правильный ответ |
Ваш ответ |
Количество баллов |
1 |
синтаксис |
||
2 |
с |
||
3 |
b |
||
4 |
a |
||
5 |
словосочетание |
||
6 |
a |
||
7 |
b |
||
8 |
предложение |
||
9 |
b |
||
10 |
b |
||
11 |
b |
||
12 |
c |
||
13 |
a |
||
14 |
пунктуация |
||
15 |
c |
||
Итого: |
Рекомендации
15-14 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «отлично». Вы усвоили все темы раздела на высоком уровне.
11-13 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «хорошо». Вы усвоили раздел на соответствующем уровне. Проанализируйте вопросы, в которых вы допустили ошибки. Попытайтесь разобраться в них самостоятельно. Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.
8-10 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «удовлетворительно». Вы не до конца освоили раздел «Синтаксис и пунктуация». Обратитесь к таблице соответствия вопросов теме раздела, чтобы определить, какие темы усвоены вами, а какие требуют дополнительного изучения.
менее 8 баллов – набранный вами балл соответствует отметке «неудовлетворительно». Вы не усвоили раздел. Повторите материал. Проанализируйте возникающие трудности. Составьте как минимум 5 вопросов и проконсультируйтесь с учителем. Решите тест еще раз.
Таблица соответствия вопросов теме
Название темы раздела |
Номера вопросов, соответствующих теме |
основные понятия синтаксиса и пунктуации |
1, 5, 8, 14 |
виды подчинительной связи в словосочетании |
6, 9, 12 |
структура простого предложения |
2, 7, 10, 11, 13 |
простое осложненное предложение |
3, 4, 15 |
Следует отметить, что интеграция формирующего оценивания в обучении создает дополнительную нагрузку для учителя (разработка тестов, обработка полученных результатов, использование результатов для корректировки учебного процесса) и для учеников (решение тестов, самоанализ уровня знаний). Поэтому возникает вопрос о целесообразности использования данного подхода в школе. Эту проблему исследовали американские ученые Блэк и Виллиам, которые проанализировали влияние формирующего оценивания на достижения учащихся. Они выяснили, что «инновации, направленные на внедрение практики формирующего оценивания, ведут к значимым и существенным результатам обучения». Исследование, проведенное в школе №138, подтверждает эти выводы: применение в учебном процессе формирующего оценивания положительно влияет на успеваемость учащихся.
Библиографический список
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/ А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2004.
- Intel – обучение для будущего: типы оценивания http://educate.intel.com/ru/AssessingProjects/OverviewAndBenefits/FormativeAssessment/
Техники
формирующего оценивания
Введение новых стандартов ставит особые задачи по созданию
современных внутришкольных систем
оценивания. Прежде всего, это связано
с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. При этом необходимо отметить, что, несмотря
на появившиеся в последнее время работы, в целом эта задача еще далека от решения. Совместно
с командой школьных
методистов необходимо продолжить исследования, связанные с измерением индивидуального прогресса
учащихся и разработкой соответствующих методических рекомендаций учителям и учащимся. Актуальной остается задача по введению в школы методов
формирующего оценивания.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
•
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий
формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
•
сделать
учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
•
Педагог становится помощником обучающегося, менеджером
учебного процесса вместо
носителя знаний
Формирующее оценивание для обучающихся:
•
видит свой учебный прогресс,
•
чувствует ответственность за свою учебную
работу,
•
стремиться выполнять
ее качественно,
•
понимает и использует
связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием,
•
формулирует свои учебные
ожидания, а затем определяет оправдались ли
они,
•
может завершить освоение
материала раньше и перейти к освоению углубленной программы,
•
готов к учебе на протяжении всей жизни.
Методика «Недельные отчёты»
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет
обеспечивать быструю обратную связь,
с помощью которой ученики сообщают, чему они
научились за неделю
и какие трудности у них возникли.
«Недельные
отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая
на 3 вопроса:
1. Чему я научился
за эту неделю?
2. Какие вопросы остались
для меня неясными?
3.Какие вопросы
я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Методика «Cоставление тестов»
Ее суть состоит в том, что учащиеся
самостоятельно формулируют вопросы
по теме.Какие вопросы
я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли
ли они материал?
Составление учащимися предметных тестов — эффективная форма самостоятельной
работы, которая улучшает их
успеваемость по предмету, и, способствует формированию у них общих компетенций: понимать
и анализировать процессы;
способствуют развитию мышления
школьников, овладению умениями
применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.
Методика «Опросник»
Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как
правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить
степень своего согласия или несогласия с ними по определенной шкале.
Опросник можно использовать в начале курса, чтобы
установить, какие формы учебной
деятельности, с точки зрения учеников, являются для них наилучшими, и определить их отношение к предмету. Это поможет
выбрать стратегию преподавания.
Другая возможность – использовать опросник
для сравнения отношения учеников в начале (предтест) и в
конце курса (посттест). Это позволит преподавателю увидеть, как были восприняты различныетемы курса. К нему можно обратиться в любой момент по ходу курса для коррекции его содержания и методов преподавания.
Минутный обзор –
Лестница самооценки.
Предлагается ученикам отметить уровень владения информацией в начале
урока и в конце урока.
Методика «Карты
понятий»
Карты понятий позволяют
оценить, как хорошо
ученики могут видеть
«общую картину»
предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и
систематизировать пройденный материал.
«Карта понятий» – это диаграмма, состоящая из узловых точек
(каждая из которых помечена определённым
понятием), связанных прямыми
линиями, которые
также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от
наиболее общих к конкретным специальным понятиям.
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:
1)
проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;
2)
проверить уровень
понимания учеников и возникшее у них ложное
толкование понятий;
3)
оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей. Карты понятий.
Критерии оценивания:
1. Содержание (использованы все понятия): одно понятие – 1 балл,
2.
Установление взаимосвязи: 1 взаимосвязь – 1 балл,
3. Точно указаны взаимосвязи (стрелка подписана): 1 указание – 1 балл,
4.
Примеры: 1 пример
– 1
балл
Портфолио
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио
соответствует целям, задачам
и идеологии практикоориентированного обучения18.
Существенное значение портфолио придает
планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.
Организация рефлексии (метод
неоконченных предложений)
§
Я почувствовал, что…
§
Было интересно…
§
Меня удивило…
§
Свей работой
сегодня я… потому
что…
§
Мне захотелось…
§
Мне больше всего удалось…
§
Задания для меня
показались… потому, что…
§
Для меня было открытием
то, что…
§
Мне показалось важным…., потому
что…
§
Заставил задуматься…
§
Навёл на размышления…
§
Сегодня я узнал…
§
Было трудно…,
потому что…
§
Я выполнял задания…
§
Я понял, что…
§
Теперь я могу… потому,
что…
§
Я приобрёл….
§
Я научился….
Оценивание по результату
Эта техника
создана для того,
чтобы оценить способность учеников применять специальные знания и исследовательские умения. Как правило,
оно
требует, чтобы ученик проделал необходимые манипуляции, используя оборудование и инструменты, проводя опыты,
анализы или решая какую- либо
практическую проблему. Она способна зафиксировать разнообразные приемы решения проблем,
которые применяет ученик,
раскрывая таким образом
уровень его концептуальных и практических знаний.
Рубрики
Рубрики – это способ описания
оценочных критериев, которые
опираются на ожидаемые
учебные результаты и достижения учеников.
Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных
достижений. Каждая рубрика
содержит набор оценочных
критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики
обеспечивают объективный внешний
стандарт, с которым
сравниваются различные достижения разных учеников.
Пример. Оценочные рубрики (инструкции по
оцениванию) Рубрика оценивания тестовых заданий
В КИМах тематические тесты состоят из 7 вопросов: 4 – закрытого типа (оцениваются по одному баллу каждое задание), 2 задания –
открытого типа (уровень понимания) –
оцениваются по 2 балла за каждое. 1 задание – с полным обоснованием решения (оценивается в 3 балла). Итого – 11
баллов за идеально выполненную работу. Критерии оценивания разрабатываются совместно
с учащимися:
4 -5 баллов –
отметка «3».
6 -8 баллов – отметка
«4»,
9 – 11 баллов
– отметка «5».
В случае, если ученик набрал меньше 4 баллов. Отметка
не выставляется и ученику
предоставляется возможность отработать уровень знания. При работе ученику
разрешается пользоваться справочными материалами и
учебником.
Формирующее оценивание — оценивание для развития Какими способами можно было бы вводить систему формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке?
1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности
на уроке, в течение изучения темы,
в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере
необходимости.
2) Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить
себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3) Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
4) Провести мини-обзор в конце урока,
курса, темы
5) Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
6) Заполнение листа индивидуальных достижений 7)Заполнение диагностических карт
Заполнение оценочных листов 9)Составление недельных отчётов
Таблица показателей правильного выполнения заданий по информатике
Проверяемые |
1 этап |
2 этап |
Прирост за |
|
1 |
Знания о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера |
|||
2 |
Умения строить таблицы истинности и логические схемы |
|||
3 |
Умение представлять и считывать данные типах информационных моделей (схемы, карты, |
|||
4 |
Знание технологии |
|||
5 |
Умение кодировать и декодировать информацию |
|||
6 |
Формальное |
|||
7 |
Знание технологии обработки информаци |
|||
8 |
Знание основных конструкций языков программирования. |
|||
9 |
Знание технологии обработки графической информации |
|||
10 |
Знания о методах |
|||
11 |
Умение исполнять рекурсивные алгоритмы |
|||
12 |
Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети. |
Недельный отчёт
1. Чему я научился
за эту неделю?
2.
Какие вопросы
остались для меня неясными?
3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем,
чтобы проверить, поняли ли они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1. Что изучали? Назовите
тему урока.
2. С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя,
одноклассника?
3.
Определите наиболее важное
в этом уроке. 4.Что вызвало
трудности, осталось неясным? 5.Что
хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6.Что
у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки
(заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения
темы)
1.Регулярно |
||
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем |
||
3.Улучшал |
||
4.Регулярно |
||
5.Знаю, как работать со справочной литературой |
||
6.Умею конспектировать тему |
||
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме |
||
8.Делал (а) устное |
||
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу |
||
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово |
||
11.Я могу рассказать о том, что |
.
Лист самооценки выполнения домашнего задания
да |
нет |
|
1. Я |
||
2. Я сразу |
||
3. У меня не возникало трудностей при выполнении |
||
4. Я выполнил все грамматические задания. |
||
5. Я выделил орфограммы. |
||
6.Я проверил свою |
||
7.Я работу выполнил старательно, аккуратно |
||
8.Я выполнил работу |
Лист самооценки работы
в группе
да |
нет |
|
1. Я был |
||
2. Я сразу |
||
3. Я предложил несколько вариантов выполнения работы |
||
4. Я не отвлекался от основной |
||
5. Я очень |
||
6. Я внимательно слушал, какие идеи участники |
||
7.Я очень хотел,чтобы наша группа выполнила работу правильно, |
Некоторые педагогические приемы,
которые помогают учителю
формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной
школе:
—
прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
—
прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или
иной задачи);
—
прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения
способа действия);
— прием «составление заданий
с ловушками» (определение или видение возможных
ошибкоопасных мест или мест, имеющих
разные варианты решений
и т.п.);
— прием «сопоставление своих действий и
результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
— прием «составление задачи, подобной данной»
(направлены на вычленение существенного
в представленной задачи);
— прием «классификация задач по способу их
решения» (выделение общего способа действия»);
—
прием «составление задачи по чертежу»
(умение переходить от графического
языка к словесному описанию);
— прием «обнаружение причин ошибок и способы их
устранения» (умение учащихся искать
причины своих ошибок
и намечать путь их
ликвидации);
— прием «создание «помощника» для проверки
работы» (умение найти или изготовить
себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил
это задание правильно);
— прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев
и на их основе разработка
проверочных заданий);
— прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»
(умение обнаруживать границу своих
знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант
для робота»);
— прием «многоступенчатый выбор»
(умение работать со столом «заданий»);
—
прием « орфографические или математические софизмы»
(умение обнаружить и
опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);
— прием «разноцветные поправки» (умение работать над
совершенствованием своего текста (работы), формирует
потребность у учащихся
к неоднократному возврату
за продолжительный отрезок
времени);
— прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю:
« я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).
Рекомендации учителю
§
Будьте уверены,
что каждый ученик
может стать лучше
§ Создавайте среду, способствующую партнёрству учителя и учеников
§ Используйте оценивание, чтобы получать
информацию об учении
и преподавании
§ Обсуждайте с учениками результаты оценивания и вместе устанавливайте ясные и достижимые
учебные цели
§ Используйте обратную связь, помогая ученикам определить
свои следующие шаги и то, как их осуществить
Наверняка вы сами хоть раз в жизни составляли тесты и уж точно неоднократно проходили разнообразное тестирование – от серьезного до совсем шуточного из серии «Какой ты овощ во время карантина?».
Очень часто, за неимением нужных знаний и подготовки, разработчики придумывают тесты, опираясь исключительно на свой опыт, интуицию и здравый смысл (за исключением «овоща на карантине»). Многие, приступая к разработке собственных тестов, поначалу думают: что тут может быть сложного? Составить вопросы, придумать к ним ответы — вот и вся недолга! Это очень глубокое заблуждение. Создание хорошего задания в тестовой форме – настоящее искусство.
Существуют разработанные учеными методики составления тестовых заданий. В этой статье я хочу рассказать об одной из таких методик, которую используют в системе общего и профессионального образования. В частности, ее нередко применяем и мы в учебном центре «Сетевая Академия ЛАНИТ» для разработки проверочных тестов и систем аттестации сотрудников.
Источник
Вместо предисловия
Почему я решила, что вам это может пригодиться? Во-первых, потому что многим из вас – людям, совсем далеким от педагогики, приходится проводить разнообразные обучающие мероприятия, разрабатывать учебные курсы и т.п., а все это требует проверки усвоения учебного материала. А какой еще способ, кроме тестирования, способен проверить знания быстро, надежно и объективно?
Во-вторых, потому что использование педагогических тестов актуально не только для образования, но и для областей, весьма далеких от него. Тесты – очень полезный инструмент для решения многих задач: и для аттестации сотрудников, и для первичной проверки соответствия знаний и навыков соискателей вакансии, и для оценки степени информированности аудитории о какой-либо проблеме, и много для чего еще.
Сразу оговорюсь, что эта статья в первую очередь рассчитана на людей, не имеющих большого опыта в составлении тестовых заданий. Ее цель – предоставить новичкам достаточный объем материала, который помог бы им научиться составлять качественные педагогические тесты разных видов.
Да простят меня «продвинутые» в вопросах тестовой теории читатели, речь пойдет о базовых сведениях. Хотя, как показывает практика, вспомнить основы тоже никогда не вредно.
Методику, о которой пойдет речь, разработали ведущие отечественные специалисты в области тестологии: В. С. Аванесов, М. Б. Челышкова, А.Н. Майоров и другие.
В качестве примеров приводятся тестовые задания из открытого банка заданий ЕГЭ, размещенного на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», из книги М. Б. Челышковой «Теория и практика конструирования педагогических тестов», из книги В. С. Аванесова «Композиция тестовых заданий», а также задания, составленные автором статьи и преподавателями разных образовательных организаций.
Сначала немного теории
Говоря о тестах в разных сферах деятельности, подразумевают разное. Например, в вычислительной технике тест – это задача с известным решением, с помощью которой проверяется правильность работы системы, а в медицине тестом будет называться метод исследования, заключающийся в пробном воздействии на организм. В общем понимании, тест – это объективное и стандартизированное измерение, которое легко поддается количественной оценке, статистической обработке и анализу.
В рамках наших целей нас интересует педагогический тест со своей спецификой. Это система тестовых заданий различной трудности, созданная для качественного и эффективного измерения структуры и качества подготовленности испытуемых. Тестовое задание является одним из элементов педагогического теста, включает в себя инструкцию, тестовую задачу и эталон ответа.
Преподаватели используют тесты, чтобы:
- оценить исходные знания учащихся перед началом обучения и скорректировать план и содержание занятия;
- сделать срез знаний во время курса, чтобы вовремя внести изменения в процесс обучения, если слушатели недостаточно хорошо усваивают учебный материал;
- проверить финальный результат обучения.
Наиболее часто используются закрытые тесты, в которых ответы уже есть, как в игре «Кто хочет стать миллионером?». Но встречаются и открытые тестовые задания, требующие самостоятельно сконструировать или дополнить ответ.
Итак, выполняя закрытые тесты, обычно надо:
- выбрать один или несколько ответов среди заданных вариантов;
- установить соответствие между элементами двух множеств;
- установить правильный порядок действий или процессов, перечисленных автором теста.
Открытые тесты требуют:
- дополнить имеющийся ответ;
- полностью сконструировать ответ самостоятельно.
Какой материал следует включить в тест
Содержание теста зависит от того, какие цели вы перед собой ставите и зачем вам вообще нужен этот тест. Прежде всего, нужно самому себе ответить на вопрос, можно ли с помощью составленных вами заданий проверить подготовленность аудитории.
Вот такое тестовое задание предложил своим ученикам преподаватель анатомии по теме «Скелет грудной клетки». Одна из целей занятия – знать количество ребер у человека.
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Количество ребер
- у мужчин больше, чем у женщин
- у женщин больше, чем у мужчин
- индивидуально у каждого человека
- зависит от жизненных обстоятельств
Как вы понимаете, при помощи этого задания невозможно проверить, знают испытуемые, сколько у человека ребер или нет. Поэтому, строго говоря, нет смысла включать такой тест в материалы контроля. Отдельный разговор о качестве подобранных автором вариантов ответа. Особенно интересно влияние жизненных обстоятельств на количество ребер. Но правила подбора неправильных ответов (дистракторов) к тестовым заданиям мы рассмотрим позже.
Основные правила подбора материала для теста следующие:
- Материал, заложенный в тест, должен соответствовать содержанию темы тестирования и программы учебного курса.
- В тест включается только то содержание темы, которое является признанным, объективно истинным и поддается рациональной аргументации. Спорные точки зрения в тестовые задания включать не рекомендуется. Суть тестовых заданий заключается как раз в том, что они требуют четкого, заранее известного преподавателям ответа, признанного ими в процессе разработки заданий объективно истинным.
- Уровень детализации содержания теста зависит от целей тестирования. Если вы планируете использовать тесты для сравнения уровня подготовки тестируемых в какой-то области (например, для конкурсного отбора соискателей вакансии или кандидатов на обучение), то уровень детализации материала должен быть низким. В заданиях такого теста достаточно отобразить только наиболее значимые элементы содержания.
- Если же тесты предназначены для выяснения, насколько успешно испытуемый освоил учебный материал (курс, раздел, тему) и освоил ли он его вообще, то уровень детализации области содержания должен быть довольно подробным. Это позволит сделать вывод о знаниях каждого испытуемого, при необходимости аттестовать его, а также проанализировать, какой материал лучше или хуже освоили испытуемые.
- Вместе с тем в тест необходимо включать те элементы содержания, которые можно отнести к наиболее важным, без которых знания по заявленной теме становятся несущественными. Нет смысла перегружать тест второстепенными деталями, не имеющими большого значения.
- Если с помощью тестовых заданий планируется оценивать знания по всему учебному курсу, следует равномерно включить в итоговый тест задания по всем изучаемым темам курса, убедившись в том, что они охватывают все самые важные аспекты предметной области и в правильной пропорции.
Например, если вы составляете тесты по курсу «Microsoft Excel» и включаете в него задания, посвященные исключительно созданию сводных таблиц и диаграмм, то при помощи этих тестов вы явно не сможете полноценно оценить уровень знаний по всему курсу в целом.
- Не всякое содержание можно выразить в форме тестового задания, то есть тесты – не универсальная форма для проверки знаний.
Сколько времени нужно выделить для тестирования
Сидеть над тестом невозможно бесконечно долго: начало и завершение тестирования должны быть фиксированными. К сожалению, довольно часто временной интервал для этого процесса выбирается спонтанно. И если ошибиться – дать слишком мало времени или слишком много, эффективность теста снизится.
Тестирование в спешке приведет к тому, что как «слабые», так и «сильные» испытуемые не успеют выполнить все задания, и мы не поймем – тестируемый не выполнил задание, поскольку не знал ответа, или вообще не успел к нему обратиться.
Если времени вагон и маленькая тележка, «сильные» испытуемые, успевшие быстро пройти тестирование, начинают отвлекать других, подсказывать ответы, что нарушает процедуру тестирования (мы не соблюдаем правило равных условий для всех испытуемых).
Если человек проходит тестирование в одиночестве или тестируется онлайн, при избытке времени он будет долго сидеть над заданиями, не решаясь выбрать ответ. Это вызовет утомление, снижение концентрации внимания, расслабление, что также снижает точность тестирования.
Всегда нужно иметь в виду, что испытуемые устают. А значит, тестирование не должно занимать слишком много времени, что напрямую связано с объемом самого теста. Практика показывает, что объем осознанно воспринимаемой информации начинает существенно снижаться примерно через 40-45 минут с начала тестирования (Ким В. С. Тестирование учебных достижений. – Уссурийск, 2007, стр. 29-35).
Общее время тестирования определяется количеством и сложностью заданий. Некоторые преподаватели используют, например, такие методики расчета времени тестирования:
- Время, затраченное преподавателем на выполнение составленного им теста, умножить на 3.
- Суммировать время, необходимое для выполнения каждого задания:
• задание закрытой формы с выбором одного правильного ответа – примерно 10 секунд;
• задание более сложных форм – в среднем от 30 секунд до 1 минуты.
Однако бывает, что теоретически рассчитать время тестирования невозможно, поэтому рекомендуется использовать эмпирические данные по результатам первичной апробации теста.
Составление тестовых заданий закрытой формы
А теперь давайте рассмотрим конкретные примеры и поймем, как составлять свои тесты. В фокусе нашего внимания – тестовые задания закрытой формы.
В таких тестовых заданиях выделяют следующие элементы:
- инструкцию (содержит общие требования к выполнению задания – рис. 1);
- основную часть (задание, постановка проблемы – рис. 2);
- варианты ответа (верный ответ(ы) и ответы-обманки – рис. 3).
Рекомендуется, чтобы задания в тесте представляли собой не вопросы, а утверждения, которые в зависимости от ответов могут превращаться в истинные или ложные высказывания.
Среди готовых ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и варианты с выбором нескольких правильных ответов.
Неправильные, но похожие на правильные (и поэтому правдоподобные) ответы называются дистракторами (от англ. distract – отвлекать). Они используются для отвлечения внимания от правильного ответа тех, кто либо совсем не знает правильный ответ, либо пытается угадать его во время тестирования. Сделать неправильные ответы правдоподобными – одна из самых сложных задач разработчика теста.
Отдельно от тестовых заданий в программу тестирования вводится эталон выполнения заданий и разрабатываются критерии оценки.
Если вы проводите тестирование по старинке, в письменном виде, то вам потребуется ответник, трафарет для проверки ответника и эталон выполнения тестового задания.
Как оформить тестовые задания
Тестовое задание должно быть оформлено таким образом, чтобы облегчить тестируемому работу над ним.
Существует несколько вариантов дизайна тестовых заданий закрытой формы, но все сходятся в одном: все элементы тестового задания тем или иным образом должны быть графически выделены.
Подробнее о том, как принято оформлять задания
Рекомендован следующий вариант оформления.
- Инструкция не является частью задания. Она пишется отдельно от текста задания и выделяется графически, например, курсивом (пример выше – рис. 1).
- Инструкция может быть записана однократно, если в тесте используются задания одной формы. Каждая новая форма тестового задания требует своей инструкции.
Рекомендуется менять инструкцию как можно реже – ровно столько раз, сколько это оправдано стратегией тестирования. Слишком частая смена инструкции путает испытуемых.
- Текст задания выделяется полужирным шрифтом (рис. 2). Иногда текст задания пишут прописными буквами, но это
too muchвыглядит слишком громоздко и сильно снижает скорость чтения. - Задания нумеруются арабскими цифрами.
- Во избежание путаницы варианты ответов рекомендуется индексировать буквами кириллического или латинского алфавитов (рис. 3).
- Варианты ответа пишутся с маленькой буквы (если не представляют собой имена собственные), поскольку являются продолжением тестового задания, сформулированного в виде утверждения. Если задание сформулировано в вопросительной форме, варианты ответа пишутся так же.
- Варианты ответа располагают в столбик, причем желательно, чтобы все они были немного сдвинуты вправо относительно текста задания.
- Между вариантами ответа и по завершении задания знаки препинания, как правило, не ставятся. Это нарушает правила русской пунктуации, если рассматривать задание как текст, но тестологи мотивируют отсутствие знаков препинания тем, что и без них все части тестового задания графически выделены. Обилие запятых или точек с запятой между вариантами ответов способны помешать восприятию текста задания.
- Не рекомендуется перегружать задания вспомогательными словами: «Вопрос», «Варианты ответов» и пр.
- В печатном варианте теста каждое задание должно быть расположено целиком на одной странице.
- И, конечно же, стиль оформления заданий должен быть единым по всему тесту.
Как написать инструкцию к тестам
Инструкция – это общие требования к выполнению тестового задания. Она должна устранить все вопросы испытуемых об оформлении своих ответов. Кроме того, в тексте инструкции оговаривают специфику задания, например, указывают количество правильных ответов в тесте (один/несколько).
При написании инструкции используют стандартные формулировки. Формулировка инструкции зависит от формы тестового задания, количества правильных ответов и пр.
Для тестовых заданий с выбором одного правильного ответа в зависимости от способа проведения тестирования можно предложить следующие варианты инструкций.
- Выберите один правильный ответ.
- Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка.
- Выпишите номер тестового задания и индекс правильного ответа.
- Обведите кружком букву (номер) правильного ответа.
- Для ответа нажмите клавишу с буквой (номером) правильного ответа.
Иногда, по замыслу автора, при разработке задания закладываются несколько правильных ответов, среди которых есть более и менее предпочтительные. В этом случае задание может сопровождаться следующей инструкцией: «Выберите наиболее правильный ответ».
Для тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов в зависимости от способа проведения тестирования можно предложить следующие варианты инструкций.
- Выберите несколько правильных ответов.
- Выберите все правильные ответы.
- Отвечая на задание теста, нажимайте на клавиши с буквами (номерами) всех правильных ответов.
Для тестовых заданий на выбор неправильного ответа инструкция может быть такой: «Выберите неправильный ответ».
Для группы однотипных заданий допускается делать одну инструкцию, которая помещается в начале теста или данной группы заданий в тесте.
Как правильно сформулировать основную часть задания
Эффективность и технологичность теста во многом зависят от того, насколько грамотно сформулированы задания. Если тестируемый не поймет смысл вопроса, ему придется отвечать наугад. А это уже минус к объективности конечного результата. Потому важно тщательно проработать каждое задание. Вот несколько рекомендаций.
1. Рекомендуется, чтобы задания в тесте были формулированы в форме утверждений, которые после ответов испытуемых естественным образом превратятся в истинные или ложные высказывания (рис. 1).
Если продолжить утверждение из основной части этого задания правильным ответом (в данном случае это вариант Б), получится истинное высказывание: Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является изменение цвета. При «подстановке» неправильного ответа высказывание получится ложным.
По мнению многих отечественных тестологов (В.С. Аванесова, М.Б. Челышковой, В.С. Кима и др.), смысл тестового утверждения улавливается всегда лучше, чем смысл вопроса, потому что в тестовых утверждениях нет ни одного лишнего слова и даже знака, в то время как вопрос требует ряда дополнительных слов и знаков для выражения требуемого смысла, значения и интонации. Вопросы и ответы на них иногда бывают столь неопределенными и многословными, что для выявления их истинности требуются большие затраты времени и сил, в то время как технологичная методика тестирования предполагает четкую и быструю дифференцируемость ответов.
Действительно, если трансформировать задание, составленное в форме вопроса, в логическое утверждение, мы увидим, что задание уж точно не стало хуже, а даже выиграло – стало более кратким, понятным, лаконичным. После выбора ответа такое утверждение превратится в законченное высказывание, истинность или ложность которого легко поддается пониманию и оценке.
Пример 1. Задание в вопросительной форме:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
С каким из названных событий связано окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
- начало Корейской войны
- разрыв отношений с Югославией
- конфликт с Китаем
- ввод советских войск в Афганистан
То же задание в виде логического утверждения:
Окончание периода разрядки международной напряженности в 1970-е гг. связано c
- началом Корейской войны
- разрывом отношений с Югославией
- конфликтом с Китаем
- вводом советских войск в Афганистан
Пример 2. Задание в вопросительной форме:
Инструкция
: Выберите несколько правильных ответов.
Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
- возникновение теплокровности у позвоночных
- развитие трехкамерного сердца у земноводных
- формирование торпедообразного тела у акул
- развитие зародыша внутри матки
- появление рогов у копытных
- формирование крыльев у летучих мышей
То же задание в виде логического утверждения:
К ароморфозам относят
- возникновение теплокровности у позвоночных
- развитие трехкамерного сердца у земноводных
- формирование торпедообразного тела у акул
- развитие зародыша внутри матки
- появление рогов у копытных
- формирование крыльев у летучих мышей
Подобной трансформации легко поддается большинство заданий, сформулированных в вопросительной форме. Иногда возникают ситуации, когда, казалось бы, задание формулируется только в виде вопроса. Однако после тщательного анализа цели задания и его содержания все же удается подобрать утвердительную форму задания.
Конечно, утверждение об использовании в заданиях исключительно утвердительной формы не категорично. К тому же иногда встречаются задания, в которых вопросительная форма выглядит удобнее и короче.
Вопросительная форма заданий по-прежнему используется при составлении тестов и в России, и за рубежом, и имеет много сторонников. Выбор остается за вами. Главное – не забывать, что выбранная вами форма задания должна быть максимально понятна для испытуемых.
Лично я являюсь сторонником формулировки заданий в виде утверждений, считаю эту форму наиболее удачной, использую только ее и ничего с собой поделать не могу.
2. Текст задания должен содержать достаточную, недвусмысленную и релевантную информацию для ответа.
3. Формулировка задания должна быть грамотной, согласованной с формой вариантов ответа (простите за капитанство).
4. Формулировка задания должна быть предельно лаконичной, но не в ущерб пониманию сути задания. Необходимо исключить повторы слов и, тем более, целых фраз. Чем лаконичнее задание, тем лучше оно воспринимается.
5. Рекомендуется, чтобы основная часть задания состояла из одного предложения (не более 7-8 слов), а во всем задании было не более одного придаточного предложения. Эта рекомендация подходит, конечно, не ко всем случаям. Например, тестовое задание может представлять собой кейс/ситуационную задачу, тогда одним предложением точно не обойтись.
6. Если задание сформулировано в вопросительной форме, предпочтительнее применять прямые вопросы, представляющие собой полное предложение с вопросительным знаком в конце.
7. В основной части задания не должна присутствовать дополнительная информация, не существенная для поставленной проблемы.
8. Из текста задания нужно исключить все вербальные ассоциации, по которым можно догадаться о правильном ответе.
9. Стоит исключить из формулировки задания частицу «не». А если НЕ получается, ее надо выделить прописными буквами (как в этом предложении).
10. Исключаются задания, содержащие оценочные суждения тестируемого: «на ваш взгляд», «по вашему мнению», «что вы думаете…», «согласны ли вы с …», «как бы вы сформулировали…» и т.п.
11. Рисунки, графики, схемы, используемые в задании, должны соответствовать тексту (рис. 2). И, конечно же, присутствие графических объектов в задании должно быть оправдано. Не стоит «добавлять картинку» просто для красоты.
12. Элементы рисунка, графика, схемы рекомендуется обозначать по часовой стрелке (рис. 3).
13. В большинстве случаев варианты ответов замыкают задания (так было и в примерах выше), образуя завершенное истинное или ложное высказывание. Но иногда ответы приходится ставить в середине или за одно-два слова от конца содержательной основы задания теста. Тогда можно использовать такой вариант:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Невская битва произошла в … году.
- 1198
- 1240
- 1242
- 1245
14. Ответ на одно тестовое задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста. Это нарушает условие локальной независимости заданий. В этом случае невозможно сделать корректный вывод о том, знает ли испытуемый ответ на второе и последующие задания, или он не справился с ними потому что неправильно ответил на первый вопрос.
Как подобрать дистракторы
К каждому тестовому заданию нужно подобрать правдоподобные неправильные варианты ответа (дистракторы). Это одна из самых сложных задач, стоящих перед составителем тестов. Перед вами основные рекомендации по подбору дистракторов:
1. Все предложенные в задании дистракторы должны быть правдоподобными, теоретически вероятными.
Наиболее хороши дистракторы, подобранные на основе типичных ошибок, которые допускают тестируемые, или на основе распространенных заблуждений.
2. Все дистракторы к заданию должны быть одинаково привлекательными для тестируемых, не знающих правильного ответа.
Дистрактор, который никто не выбирает в качестве правильного ответа, обычно называют неработающим. Если в задании имеется хотя бы один неработающий дистрактор, удалите его, и вы сразу увидите реальное, а не формальное число ответов к заданию теста.
Если все дистракторы в задании не работают, все испытуемые выполнят даже сложное задание верно, выбрав единственный правдоподобный ответ. Например, такое задание:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Во вращении предплечья наружу участвует
- двуглавая мышца плеча
- двуглавая мышца бедра
- икроножная мышца
- прямая мышца живота
- собственно жевательная мышца
Даже не будучи знатоком данной предметной области, нетрудно догадаться, что мышцы, расположенные на нижней конечности, животе или черепе, не могут приводить в движение предплечье. Получается, что в тесте нет ни одного работающего дистрактора. Имеется всего один работающий вариант ответа, его и выберут испытуемые как единственно правильный.
Вы спросите: «А что же здесь плохого»? Как мы писали выше, педагогические тесты создаются для объективной оценки структуры и качества знаний. А о какой объективной оценке можно говорить, если правильный ответ можно просто угадать, не имея совсем никакого представления о предмете? Конечно, если целью тестирования было узнать, отличает ли испытуемый живот или бедро от предплечья, то можно сказать, что все прошло успешно. Но все же перед тестами обычно ставятся более серьезные задачи.
Если в предложенном задании мы заменим неработающие дистракторы на правдоподобные, теоретически вероятные (все перечисленные мышцы тем или иным образом двигают предплечье), справиться с ним так просто будет нельзя:
Во вращении предплечья наружу участвует
- плечевая мышца
- двуглавая мышца плеча
- трехглавая мышца плеча
- локтевая мышца
- круглый пронатор
3. Дистракторы должны быть однородными, подобранными по общему (единому) основанию.
Пример 1: Задание с однородными дистракторами
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Телиоспоры возникают из
- урединиоспор
- эциоспор
- базидиоспор
- пикниоспор
Здесь все дистракторы подобраны по одному основанию, т.к. все они отвечают на вопрос «из чего?» и характеризуют то, из чего могут возникнуть телиоспоры.
А в следующем задании дистракторы подобраны неудачно.
Пример 2: Задание с неоднородными дистракторами
Инструкция
: Выберите несколько правильных ответов.
Телиоспоры возникают
- из урединиоспор
- из эциоспор
- поздней осенью на том же мицелии, на котором летом формировались урединиоспоры
- весной в результате слияния дикариона и последующего мейоза
В этом задании два первых ответа выбраны по одному основанию т.к. все они отвечают на вопрос «из чего?». Третий ответ подобран по другому основанию, поскольку соответствует вопросам «когда?» и «где?».
Последний ответ не совпадает по основанию выбора ни с одним из предыдущих, он отвечает на вопросы «когда?» и «в результате чего?».
Самая частая причина появления в заданиях неоднородных дистракторов понятна – при невозможности подобрать нужное число дистракторов по одному основанию автор теста увеличивает их число, включая дополнительные, выбранные по другому основанию ответы.
Иногда причиной является желание автора проверить с помощью одного задания как можно больше знаний испытуемых. Возможно, это оправдано спецификой предмета, однако некорректно с точки зрения требований тестовой технологии.
Тестовое задание должно проверять один элемент знания. Если это не так, то становится неясным, с каким именно элементом знания тестируемый не справляется, в чем заключена причина невыполнения задания.
4. Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания теста.
5. Все повторяющиеся в вариантах ответа слова (как в примере ниже) следует перенести в формулировку заданий.
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Заштрихованная территория на карте России показывает районы
- газовых месторождений
- нефтяных месторождений
- месторождений каменного угля
- месторождений калийной соли
Вот что получится после небольшой правки этого примера:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Заштрихованная территория на карте России показывает районы месторождений
- газовых
- нефтяных
- каменного угля
- калийной соли
6. Рекомендуется использовать длинные задания и короткие ответы. В противоположном случае на прочтение и анализ ответов тратится слишком много времени.
7. Из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.
8. Ни один из дистракторов не должен быть частично правильным ответом, который при определенных условиях превратится в правильный ответ.
9. Ответы не должны отрицать смысл самого задания. «Почему? – спросите вы, – ведь так часто делают». Давайте разберемся на примере следующего задания:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
PDF-файл можно преобразовать в документ Word, если на вкладке «Файл» выбрать команду
- Открыть
- Сохранить как
- Экспорт
- PDF-файл нельзя преобразовать в документ Word
В этом примере четвертый ответ прямо противоречит основной части, утверждающей существование возможности преобразовать PDF-файл в документ Word. Налицо явная логическая ошибка. В задании же не спрашивается, можно ли преобразовать, а утверждается, что можно, а варианты ответов представляют собой перечисление способов преобразования.
Если четвертый ответ – дистрактор, то в качестве правдоподобного ответа его вряд ли выберет хотя бы один тестируемый. Тогда этот ответ как неработающий дистрактор необходимо удалить из теста.
Если именно четвертый ответ является верным, все задание будет нерабочим, т.к. большинство тестируемых увидят логическую несообразность формулировок и пропустят задание, посчитав его ошибкой разработчика теста.
Если цель задания – выяснить, знает ли испытуемый, можно ли вообще преобразовать PDF-файл в документ Word или нет, лучше сформулировать вопрос по-другому, без нарушения логики:
Преобразовать PDF-файл в документ Word
- можно
- нельзя
10. Не следует использовать в заданиях ответы типа «все вышеперечисленные», «ни один из вышеперечисленных» или, того хуже, – «все ответы неправильные» и «правильного ответа нет». Эта рекомендация, кстати, так же часто вызывает вопросы и несогласие аудитории, как и предыдущая.
С точки зрения большинства тестологов, применение подобных ответов не оправдано по следующим причинам:
- повышение вероятности угадывания правильного ответа, так как чаще всего это будет неработающий дистрактор, добавленный составителем «для количества» при трудностях с подбором качественных дистракторов;
- нарушение логического закона исключенного третьего – если инструкция предписывает выбрать один верный ответ, то в задании он должен быть. Это придает однозначность замыслу самого задания и не допускает противоречивых толкований у испытуемых.
11. Не рекомендуется использовать слова «всегда», «никогда», «ни одного» и т.п., так как в отдельных случаях они способствуют угадыванию.
12. Частота выбора одного и того же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова или номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке.
13. Дистракторы из одного задания не используются в качестве ответов к другим заданиям теста.
14. Все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины. Если это трудновыполнимо, возможен вариант, когда в задании половина длинных ответов, половина коротких. Это нужно для того, чтобы исключить вероятность угадывания правильного ответа по признаку его полноты или краткости. Многие разработчики тестов грешат тем, что в их заданиях правильные ответы почти всегда или длиннее, или короче неправильных. Эта тенденция очень быстро «считывается» испытуемыми и делает общий результат теста необъективным. Следующая рекомендация имеет такое же обоснование.
15. Правильный ответ не должен быть длиннее других.
16. Дистракторы располагаются в логической последовательности: числа – по возрастанию, буквы – по алфавиту. Это удобнее при поиске тестируемым правильного ответа.
17. Количество дистракторов к заданию подбирается таким образом, чтобы задание не было слишком громоздким, но и чтобы исключить большую вероятность угадывания правильного ответа. Поэтому чаще всего в заданиях бывает три или четыре дистрактора и один правильный ответ.
В отдельных случаях, например, в заданиях с выбором нескольких правильных ответов, количество дистракторов может достигать шести–семи.
18. Число дистракторов и правильных ответов в разных заданиях может быть разным. Оно не должно быть одинаковым во всех заданиях теста.
Источник
По какому принципу придумывают тестовые задания
Из десяти принципов разработки тестовых заданий закрытой формы, которые выделяет В. С. Аванесов, предлагаю рассмотреть основные. Для наглядности будем это делать на примерах.
1. Принцип противоречия применяется при создании заданий с двумя вариантами ответов. Здесь один ответ отрицает другой. Например:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Поощрения в трудовую книжку
- записываются
- не записываются
2. Принцип противоположности ответов близок по смыслу к принципу противоречия, но при противоречии используется отрицание, а при противоположности один ответ заменяется другим, антонимичным по смыслу. Например:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
С увеличением заряда ядра активность щелочных металлов
- возрастает
- убывает
Возможность промежуточных состояний при использовании принципа противоречия позволяет увеличить число ответов, например, до трех. Например:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
При движении тягового органа конвейера реле скорости
- включено
- выключено
- заблокировано
3. Тесты, основанные на принципе однородности, содержат ответы, относящиеся к одному роду, виду, или отображают основные стороны, грани явления. Например:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Основателем андрагогики как науки является
- Ноулз
- Джарвис
- Холтон
- Ушинский
Инструкция
: выберите несколько правильных ответов.
Буква «о» пишется в словах
- пл_вец
- пок_рить вершину
- распол_гать
- осн_щенный
- ум_лять значение
4. Принцип кумуляции означает, что второй ответ вбирает в себя (аккумулирует) содержание первого, третий – содержание второго и т.д.
Пример:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Чтобы задать движение точки естественным способом, надо знать
- траекторию
- траекторию и закон движения
- траекторию, закон движения, начало отсчета
- траекторию, закон движения, начало отсчета, скорость
Тестируемые, привыкшие давать полные и правильные ответы, выбирают обычно последний ответ в таких заданиях, ошибочно полагая, что он всегда самый правильный. Поэтому при разработке заданий по принципу кумуляции полезно иметь большую часть правильных ответов не на последнем месте.
5. Принцип сочетания. Используется сочетание слов (знаков) по два или по три, реже четыре, в каждом ответе.
Пример 1: сочетание более или менее однородных и правдоподобных пар ответов
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Ф. Шопен писал
- оперы и симфонии
- балеты и оратории
- мазурки и ноктюрны
Пример 2: сочетание одного слова (понятия) с несколькими другими
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
НЕ имеют ядра клетки крови
- эритроциты и лейкоциты
- эритроциты и тромбоциты
- эритроциты и лимфоциты
- эритроциты и базофилы
Пример 3: сочетание ответов по правилу цепочки, когда последнее слово в первом ответе становится первым во втором ответе, последнее во втором – первым в третьем и т.д.)
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Служебными частями речи являются
- предлоги, союзы, частицы
- частицы, союзы, местоимения
- местоимения, частицы, предлоги
6. При использовании принципа градуирования ответы располагаются по возрастанию (увеличению) или по убыванию (уменьшению). Этот принцип применим для заданий с тремя и большим числом ответов. Например:
Инструкция
: Выберите один правильный ответ.
Растворимость газов при повышении температуры
- увеличивается
- остается без изменений
- уменьшается
Согласно ч. 3 ст. 5.63 КоАП РФ, нарушение должностным лицом порядка или сроков рассмотрения жалобы влечет наложение административного штрафа в размере … рублей.
- от трех тысяч до пяти тысяч
- от пяти тысяч до десяти тысяч
- от десяти тысяч до пятнадцати тысяч
- от двадцати тысяч до тридцати тысяч
7. Принцип формулирования заданий с ответами, правильными в различной мере, требует изменения инструкции, содержания задания и логики подбора ответов.
Инструкция, как мы уже говорили, обычно пишется так: Выберите наиболее правильный ответ.
Задача таких заданий – проверить сопоставительные знания, а ответы формулируются так, чтобы был реальный выбор между ответами, правильными в разной степени. Например:
Инструкция
: Выберите наиболее правильный ответ.
Зигота – это
- одна яйцеклетка
- оплодотворенная яйцеклетка
- диплоидная клетка, образующаяся в результате оплодотворения
- одноклеточная стадия развития многоклеточного организма млекопитающих
В этом задании наиболее правильным считается третий ответ (он наиболее емко и точно описывает все характеристики зиготы), следующий по степени правильности – второй ответ (он содержит совершенно правильное, но менее полное определение зиготы), затем четвертый (потому что зиготы образуются не только у млекопитающих). На последнем месте по степени правильности находится первый ответ – он самый неполный, ведь одной яйцеклетки для образования зиготы явно недостаточно.
Задания на выбор наиболее правильного ответа разрабатывать довольно сложно: наиболее правильный ответ далеко не всегда должен быть самым полным. В противном случае тестируемый при выполнении задания будет выбирать правильный ответ только по признаку полноты.
Составили тест? Не поленитесь и пройдите по этому чек-листу.
Проверка качества тестовых заданий
- Соответствует ли задание целям тестирования?
- Все высказывания логичны?
- Все формулировки однозначны и лаконичны?
- Технологичен ли тест? (Задания становятся технологичными, если их содержание точно и быстро понимается испытуемыми, и если форма заданий способствует процессу компьютеризации тестирования)
- Правильно ли выбрана форма задания?
- Содержание корректно?
- Правила оценки ответов разработаны заранее и соответствуют форме теста?
- Правильно ли расположены элементы задания?
- Инструкции одинаковы для всех тестируемых?
- Инструкция соответствует форме и содержанию задания?
В этой статье мы обсудили основные аспекты составления тестовых заданий закрытой формы с одним или несколькими правильными ответами. Благодарю вас за внимание и терпение и надеюсь, что эта статья будет полезной для вас.
Если вы считаете, что стоит продолжить цикл подобных статей и поговорить о методике составления тестовых заданий других видов, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях. А если вам нужны готовые инструменты оценки качества обучения, обращайтесь к нам в «Сетевую Академию ЛАНИТ». Будем рады помочь.
канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования КГУ. Автор массовых онлайн открытых курсов (ИКТ в образовательном процессе).
Эксперт: в области информационных технологий и учебного видео
Прежде чем мы перейдем к принципам разработки тестов, необходимо сделать ряд замечаний.
Различия между тестом и заданиями в тестовой форме
В обыденном сознании постоянно смешиваются понятия теста и системы заданий в тестовой форме (или предтестовых заданий).
Тест только тогда может считаться тестом, когда были произведены необходимые статистические расчеты – выявлены показатели трудности, надежности, валидности и ряд других.
Как правило, тест разрабатывается коллективом исследователей и апробируется в течении определенного времени. После апробации в тест вносятся коррективы. Тест состоит из тестовых заданий. В англоязычной литературе для обозначения теста употребляется термин «Quiz» (но не «Test»!).
Таким образом, преподаватель (учитель) не может создавать тесты. Вместо этого, он разрабатывает задания в тестовой форме, которые внешне похожи на тест, но не проходят статистической и иной апробации. Такие задания можно использовать в образовательном процессе для решения определенных педагогических задач.
Из этого следует принципиальная невозможность использования ряда характеристик теста. Например, трудность тестового задания определяется экспериментально, исходя из результатов большого объема выборки учащихся. На практике учитель не располагает как временем для проведения эксперимента, так и необходимым объемом выборки. Поэтому часто трудность определяется «на глазок».
В общем виде задания в тестовой форме (как и тестовые задания) отвечают следующим требованиям:
- краткость;
- технологичность;
- определённость цели;
- логическая форма высказывания;
- определенность места для ответов;
- одинаковость правил оценки ответов;
- правильность расположения элементов задания;
- одинаковость инструкции для всех испытуемых;
- адекватность инструкции форме и содержанию задания.
Так, краткость заданий в тестовой форме обеспечивается тщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средств добиваться максимума ясности смыслового содержания задания. Технологичность заданий определяется как свойство, которое позволяет вести процесс тестирования с помощью технических средств, и делать это точно, быстро, экономично и объективно. Логическая форма высказывания – это средство упорядочения и эффективной организации содержания задания.
Формы тестовых заданий
Кроме того, принципы разработки тестовых заданий (заданий в тестовой форме) связаны с их формами. Разные авторы по-разному классифицируют формы тестовых заданий. Положение усугубляется тем, что каждая автоматизированная система для проведения тестирования называет одни и те же формы по-разному. Обобщим все многообразие форм тестовых заданий следующей классификацией.
- Верно/Неверно (Правда или Ложь, от анг. True or False) – содержит утверждение, с которым обучающийся должен либо согласиться, либо нет.
Например:
Первым президентом США был Джордж Вашингтон
- Верно
- Неверно
В ЕГЭ подобные задания встречаются в КИМах по иностранным языкам в заданиях на аудирование: учащиеся слушают текст, далее переходят к заданиям типа Правда или Ложь.
Данная форма тестовых заданий самая простая как для составления преподавателем, так и для ответа обучающимся. Такие формы задания характеризуются высокой степенью угадывания правильного ответа.
2. Множественный выбор (задания с выбором одного или нескольких правильных ответов). Эта самая распространённая форма тестовых заданий. Она содержит утверждение (вопрос) и альтернативные ответы.
Для заданий с выбором одного правильного ответа рекомендуется не менее 4 (если меньше, то вероятность угадывания правильного ответа увеличивается) и не более 6 (трудно придумать правдоподобные альтернативы).
Для заданий с выбором нескольких правильных ответов рекомендуется не менее 6 альтернатив.
3. Задания на установление соответствия. Оно представляет собой набор элементов в двух столбцах – обучающемуся нужно установить соответствие между элементами левого и правого столбцов. Наличие заголовка для каждого набора столбцов является обязательным – он позволяет учащемуся не тратить время на обобщение элементов в столбцах и сразу перейти к упражнению.
Сравните:
- a) Ярлык
- b) Улус
- c) Волостень
- d) Порок
- e) Плинфа
- Стенобитное сооружение
- Кирпич
- Ханская грамота
- Правитель волости
- Владение
Тоже задание, переформатированное с учетом специфических требований:
Древнерусские названия |
Современные аналоги |
a) Ярлык | 1. Стенобитное сооружение |
b) Улус | 2. Кирпич |
c) Волостень | 3. Ханская грамота |
d) Порок | 4. Правитель волости |
e) Плинфа | 5. Владение |
Как мы видим, во втором случае задание более читабельно, его смысл легко улавливается. Обратите внимание, что, например сервис OnlineTestPad и некоторые другие позволяют добавлять такие заголовки. Другие (как Moodle) не обладают таким функционалом. В этом случае необходимо писать полную инструкцию, например, «Установите соответствие между ….и….»
В бумажных тестах такой формы заданий для правильного ответа предлагается заполнить специальную табличку. Вариант со стрелочками считается менее технологичным для проверки, поэтому его следует избегать.
1 |
2 | 3 | 4 |
5 |
Также желательно устанавливать нечетное количество элементов левого и правого столбца, чтобы последний элемент выбирался не методом исключения.
Посмотрите на это задание:
Расположите имена русских полководцев в хронологической последовательности (по возрастанию) их деятельности
Дмитрий Пожарский
Алексей Ермолов
Михаил Скобелев
Алексей Орлов
Это тоже задание на установление соответствия, точнее, его разновидность – задание на установление правильной последовательности. Ряд зарубежных исследователей склонны к такому объединению. Именно поэтому, например в Moodle мы не найдем такой формы. Но ее легко можно сконструировать из задания на установление соответствия. Для наглядности немного переформатируем предыдущее задание:
Хронологическая последовательность (по возрастанию) их деятельности |
Полководцы |
1 | a. Дмитрий Пожарский |
2 | b. Алексей Ермолов |
3 | c. Михаил Скобелев |
4 | d. Алексей Орлов |
Мы видим классическое задание на соответствие, просто левый столбец представляет собой числовой порядок. Правильные ответы обучающийся также заносить в специальную таблицу.
Иногда описанные выше задания верно-неверно, множественного выбора и соответствия объединяют в группу заданий закрытого типа, которые обладают следующими общими чертами:
- Присутствует в явном виде правильный ответ, его нужно просто выбрать тем или иным способом;
- Ответы на вопросы можно угадать (вероятность угадывания вырастает с уменьшением количества альтернатив);
- Ответы можно припомнить
- Ответы можно подобрать логически, откинув явно неправильные альтернативы.
5. Дополнение (краткий ответ). В этих заданиях учащемуся необходимо дописать правильный ответ. Иногда такой тип заданий называют заданиями открытого типа. В отличие от рассмотренных выше форм тестовых заданий, такие стратегии как угадывание, припоминание правильного ответа и др. «не работают». Поэтому данный тип задания считается более трудным для обучающихся.
6. Эссе – краткий ответ учащегося по сути вопроса. Строго говоря эссе не является формой тестового задания, т.к. он не соответствует необходимым критериям краткости, технологичности и прочее. По нашему мнению, эссе было введено для преодоления известных трудностей при составлении типичных тестовых заданий, главные из которых – невозможность представить весь учебный материал в тестовом виде и репродуктивный характер типичных тестовых заданий.
Тем не менее в заданиях эссе должны быть предложен(ы) эталон(элементы) оптимального ответа вместе со стандартизованными правилами оценки результатов его выполнения.
Пример:
При каких значениях х соответственные значения функций f(х)=log2x и g(х) = log2(3 – х) будут отличаться меньше, чем на 1?
Критерии для оценивания правильного ответа
Баллы | Критерии оценки выполнения задания 9 |
2 | Приведена верная последовательность шагов решения:
1) составление неравенства, содержащего модуль; 2) решение неравенства. Все преобразования и вычисления проведены правильно, получен верный ответ |
1 | Приведена верная последовательность шагов решения. При решении неравенства в шаге 2 допущена описка и/или негрубая вычислительная ошибка, не влияющая на правильность дальнейшего хода решения. В результате этой описки и/или ошибки может быть получен неверный ответ |
0 | Все случаи решения, не соответствующие указанным выше критериям выставления оценок в 1 или 2 балла |
Принципы разработки заданий в тестовой форме
Следующее, на чем нас стоит остановиться – на принципах разработки заданий в тестовой форме.
Долгое время существовала убеждённость, что тест сам по себе является объективным средством контроля. Однако затем пришло понимание, что тест обеспечивает, в первую очередь процедурную объективность. Для оценки же качества теста существует ряд смежных направлений – надежность (гарантия отсутствия в тесте случайных ошибок), валидность (гарантия, что тест измеряет именно то, что он должен измерять), трудность и т.д. Как мы указывали выше, все эти параметры разрабатываются на основе различных математических моделей в ходе экспериментальной работы авторского коллектива и недоступны для учителей, преподавателей. Поэтому мы лишь остановимся на ряде теоретических требований к разработке заданий в тестовой форме.
- Начинайте конструировать задание с правильного ответа. Часто так случается, что задание формально содержит больше правильных ответов, чем запланировано. Встречаются и обратные случаи – задание вообще не содержит правильного ответа.
- Содержание задания опирается на требования программы и отражает предметное (метапредметное) содержание. Иногда в тест пытаются включить вопросы, правильного ответа на которые просто не существует.
Например:
Мы будем изучать латинский язык потому, что…
- На нем говорят во многих странах мира
- Хотим лучше понимать родной язык, так как в нём много слов, заимствованных из латыни
- Хотим лучше понимать историю и культуру древнего мира
Это хорошее задание. Но его следует использовать в социологическом опросе, а не в заданиях на проверку учебных достижений.
- Вопрос должен быть направлен на выявление одного элемента знания, одной законченной мысли. В противном случае трудно диагностировать причину невыполнения задания.
Конфуций ..
- жил в Африке
- жил в Китае
- был врачом
- был правителем
- был философом
Данное задание направленно на выявление сразу двух элементов – где жил Конфуций и кем он был. Необходимо разделить эти два вопроса.
- При составлении вопросов следует избегать слов «иногда», «часто», «всегда», «мало», «больше» и т.д. Подобные слова имеют субъективное значение и могут приводить к ошибочным ответам. Тестовые задания (задания в тестовой форме) должны иметь четкий однозначный ответ.
- Избегайте вводных фраз или предложений, имеющих мало связи с основной мыслью, не следует прибегать к пространным утверждениям.
Например:
«Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом… «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). В какое море впадает эта река?
Вполне понятно желание авторов разнообразить задание в тестовой форме, сделать его более поэтичным. Однако прочтение вводной части занимает много времени и размывает суть задания.
- Правильные ответы должны быть правдоподобны, умело подобраны, не должно быть явных неправильных ответов (они являются своеобразной подсказкой – данный ответ уж точно является ошибочным). Неправильные ответы, очень похожие на правильные, называют дистракторами. Например:
Родина Карла Маркса:
- Трир
- Карл-Маркс-Штадт
- Штургард
- Мюнхен
Здесь можно предположить, что город Карл-Маркс-Штадт получил свое название потому, что в именно в нем родился Карл Маркс. Однако правильный ответ – Трир.
- Не следует задавать вопросы с подвохом – скорее всего в заблуждение будут введены наиболее способные или осведомленные учащиеся, которые знают достаточно для того, чтобы попасться в ловушку, а также это противоречит цели – определению уровня знаний и понимания.
- Следует использовать более длинные вопросы и более короткие ответы, грамматически согласованные с основной частью задания.
Например:
Какое суждение верно?
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из главных членов
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен один из второстепенных членов
- Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
Нетрудно увидеть, что здесь есть повторяющееся словосочетание, которое и следует вынести в формулировку задания:
Неполные предложения ‒ это предложения, в которых пропущен
- один из главных членов
- один из второстепенных членов
- какой-либо член предложения ‒ главный или второстепенный
- Не используйте отрицание в основной части вопроса. Во-первых, это приводит к непониманию сути задания. Во-вторых, объектом контроля должны быть элементы знания, а не элементы незнания.
Например:
Жили ли или нет эти люди в реальности в Древней Греции?
- Гомер
- Ахилл
- Зевс
- Перикл
- Фидий
- Аристотель
- Сократ
В данном случаи не ясно как отвечать – да жили, или да не жили. Поэтому вопрос нужно сформулировать более точно, например: Назовите мифологических персонажей Древней Греции.
- При чередовании правильных ответов в вопросах не должно быть явной системы – например, всегда только 1 варианты правильные, или правильными вариантами являются последовательно первый, второй, третий, четвертый вариант. В компьютерном тестировании обычно такой проблемы не существуют, потому что компьютер автоматические перетасовывает альтернативы.
- Если ставится вопрос количественного характера, то необходимо указать последовательность (от меньшего к большему или наоборот) выбора правильных ответов.
Например:
Удаленность от Солнца
a) Сатурн
b) Меркурий
c) Земля
d) Уран
e) Венера
f) Марс
В данном пример существуют как бы два набора правильных вариантов ответов – одна последовательность от наиболее близкой планеты от Солнца, другая – от наиболее удаленной.
- Вопрос и ответ должны отличаться шрифтовым и пространственным оформлением. Например, вопрос (задание) выделяется жирным шрифтом, ответ – обычным. Для записи ответов используются дополнительные отступы. Но это правило касается только бумажных тестов – в компьютерных автоматизированных системах оформление задается программное, которое изменять не целесообразно.
И помните – не каждое задание можно представить в виде тестового контроля.
При написании статьи использовались примеры http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/
Изображение с сайта Freepik