Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основные характеристики экологической тропы.
3. Отличительные особенности данной
экологической тропы.
4. Маршрут учебной экологической тропы.
5. Экологическая характеристика тропы.
6. Оформление экологической тропы.
7. Станции маршрута экологической тропы
“Наедине с природой”.
8. Описание станций (расположение, биоценозы,
интересные объекты).
9. Завершение маршрута.
10. Формы работы с детьми на экологической тропе.
11. Просвещение посетителей по вопросам
бережного отношения к природе.
12. Литература.
13. Приложение.
1. Пояснительная записка
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов, 1827 г.
В настоящее время остро стоит проблема
экологического образования населения.
Необходима система экологического просвещения,
в которую бы входили не только средства массовой
информации и экологические курсы в учебных
заведениях, но и непосредственное общение
человека с природой. Экологическое просвещение
является одним из выходов из глобального
экологического кризиса, так как оно
подразумевает гармонизацию экологического
мышления и отказ от потребительского отношения к
природе.
В этом случае поможет экологическая тропа.
Особенность процесса экологического воспитания
на тропах природы состоит в том, что он строится
на основе непринуждённого усвоения информации и
норм поведения непосредственно в природном
окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий
через различные природные объекты, имеющие
эстетическую, природоохранную и историческую
ценность, на котором идущие получают устную или
письменную информацию об этих объектах. Это одна
из форм воспитания экологического мышления и
мировоззрения.
Экологическая тропа “Наедине с природой”,
разработанная учителями МОАУ СОШ №15
естественного цикла, имеет большое значение для
изучения экологии города. Она знакомит
экскурсантов с разными объектами природы,
находящимися в пределах города, и испытывающими
антропогенную нагрузку, позволяет передать
учащимся знания о естественных явлениях и
объектах, создать предпосылки для
экологического воспитания и природоохранного
мышления.
Таким образом, организация экологической тропы
способствует:
— проведению учебной и пропагандистской работы
по вопросам охраны природы;
— созданию условий для воспитания экологически
грамотной культуры поведения человека в
окружающей среде;
— приобретению педагогами, воспитателями опыта
образовательно- воспитательной работы с детьми в
природных условиях;
— изучению и наблюдению учащимися объектов и
явлений природы и дальнейшему нахождению тем для
будущей научно-исследовательской работы.
2. Основные характеристики
экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождения: г. Райчихинск, окрестности
микрорайон “Новый”, МОАУ СОШ №15, ул. Победа 51.
Год закладки: 2008.
Состояние тропы: хорошее, местами
удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 2,5–3 км.
Режим пользования: учебные экскурсии,
исследования, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: начало
маршрута крыльцо школы, затем движение по
территории школьного двора: дендрарий, гнездо
сороки, березовая аллея, выход за территорию
школы вдоль улицы Гагарина, далее сквер Гагарина,
ручей Сорокинский, выход на улицу Комсомольскую
к концертно-спортивному комплексу, затем следует
парк “Дружбы”, муравейник, выход вдоль улицы
Тенистой к искусственному водоему “Дамба” и
завершает маршрут болото.
Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы:
учебно-познавательная.
Цель тропы: Создать условия для непрерывного
экологического образования детей, развивать
экологическую культуру личности и общества,
через формирование практического опыта
природопользования.
Образовательная – расширение у
экскурсантов знаний об объектах и процессах
окружающей нас природы.
Здесь особо важно не просто сообщать
слушателям ту либо иную информацию о живой и
неживой природе, но и научить их самим наблюдать
и замечать явления природы, видеть прекрасное и
удивительное в самых обычных живых объектах,
заинтересовать их и побудить к дальнейшему
самостоятельному изучению биологии и экологии,
научить замечать различные проявления
антропогенного фактора и уметь правильно их
оценивать.
Воспитательная – способствовать
воспитанию экологической культуры поведения
человека, развивать экологическую
сознательность, разъяснять правила поведения на
природе и важность коренного изменения
взаимоотношений Человечества и Природы.
Развивающая – помимо образовательной и
воспитательной целей, экологическая тропа может
и должна использоваться для организации
активного отдыха учащихся на природе, как в
период школьных занятий, так и во время летнего
отдыха.
С образовательными целями экологическая тропа
может использоваться для проведения занятий с
учащимися разных возрастных групп: младшими
школьниками (1-4 классы) – для уроков
природоведения, первичного ознакомления с
природой родного края; школьниками среднего
звена (5-8 классы) – для уроков ботаники, зоологии,
экологии, а также для внепрограммных занятий в
кружках и секциях естественного цикла; старшими
школьниками (9-11 классы) – для уроков общей
биологии, экологии, углубления знаний по
ботанике и зоологии, индивидуальной
исследовательской деятельности воспитанников
биоэкологических объединений.
В воспитательных целях необходимо перед
походом по тропе разъяснять детям правила
поведения на природе, развивать в них
экологическую сознательность. Педагог,
проводящий экскурсию, должен правильно
организовать своих подопечных, завладеть их
вниманием, интересно рассказывать свой материал,
постоянно обращая внимание слушателей на те или
иные объекты природы, встречаемые группой на
тропе.
Задачи тропы:
- дать природоохранные знания и умения учащимся
школы; - воспитать любовь к природе, школе, городу, малой
Родине; - формировать личную ответственность у учащихся
за сохранность природных объектов; - привлечение учащихся к участию в экологических
олимпиадах и конкурсах
Цели экскурсий:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологической культуры поведения
в природе; - показ причинно-следственных связей в природе;
- проведение природоохранительных связей в
природе; - проведение природоохранительной работы;
- пропаганда экологических знаний.
Разработчики тропы: учителя естественных
наук: Ковалева Е.Д., Тузова Е.П., Ткачева Е.П.,
Трапезникова Г.П.
Дополнительно тропа может использоваться
учителями – не только биологии, но и например:
ОБЖ – для разъяснения принципов ориентирования
на местности и оказания первой медицинской
помощи в условиях похода, географии – для
наглядного усвоения основ картографии, ИЗО – для
уроков на открытом воздухе по рисованию пейзажей
и отдельных природных объектов. Кроме того,
данная тропа может использоваться для
прохождения маршрута с педагогами
дополнительного образования и школьными
учителями в целях методической помощи им по
проведению экскурсий и уроков на открытом
воздухе, знакомства с наиболее интересными
представителями флоры и фауны окрестностей г.
Райчихинска, наглядной демонстрации принципов
исследовательской работы с учащимися, помощи в
выборе тем проектов.
Так же, тропа, как источник биологического
материала, может использоваться для сборов
коллекций, в том числе тематических: гербария,
плодов и семян, грибов и лишайников, насекомых,
пресноводных ракообразных, моллюсков и других
беспозвоночных. Собранный здесь материал может в
дальнейшем использоваться на уроках и
дополнительных занятиях как наглядное пособие.
Существует возможность сбора природного
материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для
изготовления в дальнейшем разного рода поделок.
3. Отличительные особенности данной
экологической тропы
Большинство разработок маршрутов
экологических троп включают в себя лишь карту
маршрута тропы, некоторые ее характеристики,
список станций и иногда перечень наиболее
интересных объектов, которые можно встретить по
ходу экскурсии.
Нам кажется, что этого недостаточно: во-первых,
состояние живой природы на станциях меняется в
зависимости от времени года, одни объекты
растительного и животного мира можно встретить
весной, другие – летом или осенью, поэтому
разработка экологической тропы должна учитывать
фенологические изменения в природе; во-вторых,
следует создать примерные тексты экскурсий,
рассчитанные на разные возрастные контингенты
учащихся: младший, где дети получают первые
знания по природоведению и экологии родного
края; средний, где упор делается на закрепление
знаний школьной программы по экологии, ботанике
и зоологии; старший, где, помимо расширения
школьных знаний, важной задачей является
самостоятельная исследовательская работа
школьников, разработка ими проектов по экологии
и биологии.
4. Маршрут учебной экологической тропы
Маршрут учебной экологической тропы “Наедине
с природой” проходит по окрестности микрорайона
“Новый” г. Райчихинска. На большей
протяженности маршрута весьма сильно
проявляется негативное антропогенное
воздействие, что тоже помогает вести занятия по
экологии с учащимися, на примерах показывая им
необходимость бережного отношения к природе.
Разнообразие флоры и, в меньшей степени, фауны
таково, что позволяет проводить тематические
экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и
экологии школьной программы, а также собирать
необходимый наглядный материал для уроков в
зимний период.
Общая протяженность тропы составляет 2-3 км, что
довольно много для проведения экскурсий среди
учащихся младших классов, поэтому для таких
экскурсий используется лишь часть тропы. Для
уроков на открытом воздухе по определенным темам
по ботанике, зоологии, экологии, общей биологии
тоже нет необходимости проходить весь маршрут
целиком – достаточно лишь выйти к той либо иной
станции, которая наиболее полно иллюстрирует
данную тему.
Общая продолжительность экскурсии по данной
экологической тропе приблизительно составляет
от 1,5 до 2,5 часов; такие экскурсии возможны лишь со
старшеклассниками (особенно при работе над
экологическими проектами) или же с педагогами (в
методических целях). В остальных случаях можно
использовать лишь часть от общей протяженности
тропы, а на части станций остановок не делается и
рассказ о них в экскурсию можно не включать.
5. Экологическая характеристика тропы
Экологическая тропа “Наедине с природой”
проходит по окрестности микрорайона “Новый” г.
Райчихинска и, следовательно, содержит ряд
типичных для этого района биоценозов, как
естественного, так и искусственного
происхождения. Леса как таковые у нас
отсутствуют, но их в какой-то мере заменяют
лесополосы и посадки древесных растений, подчас
одичалые и обогащенные новыми видами. Основным
биоценозом по маршруту тропы является парк
“Дружба”, ручей Сорокинский, болото, водоем
дамба. Где характеристика сильно различается в
разное время года.
Растительный мир достаточно богат и
разнообразен; среди травянистых растений в
основном представлены виды влажных лугов,
имеются и лесные и болотные виды, а также
заносные растения и культурные виды на
искусственных биоценозах, дендрофлора
представлена местными видами.
Животный мир в зоне прохождения тропы тоже
разнообразен, хотя на глаза бросаются в первую
очередь беспозвоночные: особенно много
насекомых, паукообразных, есть различные черви и
моллюски, позвоночные обычно менее доступны
взору и необходимо время и умение, чтобы их
обнаружить.
Большой интерес представляют водоем дамба и
ручей. Здесь можно встретить различные гигро- и
гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и
их личинками, моллюсками, земноводными и птицами.
Близость к городу имеет свои положительные и
отрицательные особенности: к первым относится
доступность тропы для посетителей, ко вторым –
сильную антропогенную нагрузку, местами до
неузнаваемости, меняющей природу. Но даже этот
фактор нужно использовать на благо: на наглядных
примерах показывать детям, что означает бережное
отношение к природе.
6. Оформление экотропы
Мы используем следующие типы информационных
текстов и знаков:
- общий указатель и схема тропы;
- правила поведения на природе;
- лозунги и призывы;
- сведения об отдельных природных объектах и
явлениях; - сведения о памятниках природы, расположенных в
зоне тропы; - поэтические тексты, рисунки об отношении
человека с природой; - экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование экотропы было начато с
составления картосхемы, на которой обозначились
объекты, на местности. Далее обследовался
маршрут тропы, и были выявлены места имеющиеся
установки информационных досок, экологических
знаков и указателей.
Экологическая тропа — это место не только
приобретения, но и пропаганды своего поведения в
природном окружении, над тем, какой пример
взрослый человек подает подрастающему
поколению.
7. Станции маршрута экологической
тропы “Наедине с природой”
На протяжении маршрута экологической тропы
“Наедине с природой” мы запланировали 10
станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они
могут более подробно ознакомиться с теми или
иными биоценозами, представителями флоры и
фауны, оценить экологическую ситуацию и
антропогенное влияние на природу.
Не все эти станции обязательны для прохождения
во время экскурсии, при проведении тематических
экскурсий часть остановок может быть пропущена,
на других можно остановиться более длительное
время и рассказ может быть подробнее. Всего
маршрут тропы включает 10 станций:
1. Школьный дендрарий.
2. Гнездо сороки.
3. Березка.
4. Сквер Гагарина.
5. Ручей Сорокинский.
6. Культурно-Спортивный комплекс.
7. Парк “Дружба”.
8. Муравейник.
9. Искусственный водоем “Дамба”.
10. Болото.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу
о культуре поведения в природе, рассказать о том,
когда и с какой целью была устроена эта тропа,
познакомить с карта-схемой тропы на щите. Каждому
участнику выдается памятка – обращение к
посетителям: “Как себя вести наедине с
природой”. (См. пункт 11)
Перед подходом к станции №1 обратиться к
посетителям тропы с такими словами:
«Мы создали экологическую тропу, для того,
чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как
живёт и чувствует себя окружающая вас природа,
чтобы каждый из вас почувствовал в груди огонёк
желания сохранить природу от любого неразумного
обращения к ней. Дорога чрезвычайно интересна,
если глаза и разум ваши будут открытыми для
восприятия. Нужно только проникнуться ощущением,
если идёте с открытыми глазами и добрым сердцем,
то милости просим, экологическая тропа ждёт
вас!”
Кроме этого, предлагается определить свое
настроение на каждой остановке тропы и отметить,
по ходу маршрута, квадратик “эмоциональный фон”
соответствующим цветом:
— красный – я восхищаюсь,
— желтый – мне приятно,
— зеленый – я равнодушен, спокоен,
— синий – мне неприятно,
— черный – я возмущаюсь.
Будь внимателен, и тебе откроется удивительный
мир природы.
Итак, вперед!
Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
9. Завершение маршрута — экскурсии
(рефлексия)
Вот и закончилась наша экскурсия. Для того
чтобы ты долго ее помнил, у тебя останется этот
буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз
мысленно пройди по маршруту тропы, вспомни свои
впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько
вопросов:
— Что интересного ты узнал на экскурсии?
— Что тебе понравилось?
— Что поразило или удивило тебя?
— Что не понравилось?
— Что бы ты предложил организаторам экскурсии?
— Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
10. Формы работы с детьми на
экологической тропе
Создание учебно-экологической тропы требует
выполнения множества разнообразных форм работы
с учащимися по изучению и охране природы.
Мы предлагаем лишь некоторые из них.
1. Например: работа по месяцам на экологической
тропе.
Сентябрь
Деревья на экологической тропе.
Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и
т.д.
Рассматривание деревьев, опавших листьев.
Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с
народными приметами: много ягод на рябине — к
теплой зиме; много грибов много белок будет. Сбор
опавших листьев деревьев для поделок.
Изготовление композиций из природного
материала.
Октябрь
Живая и неживая природа.
Слушание музыки из цикла “Времена года.
Осень.” П. И. Чайковского.
Поиск объектов живой и неживой природы.
Беседа о признаках живых организмов.
Ноябрь
Вода в природе.
Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание
загадок о снеге, льде, воде.
Поиск льда под снегом. Беседа “Куда бежит река
Райчиха?”, “Кого река повстречала на своем
пути?”.
Рисование на тему “Кого река повстречала на
своем пути?”.
Декабрь
Деревья зимой (лиственница).
Рассматривание силуэтов деревьев.
Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и
лиственницы.
Отобразить схематично то, что интересного
увидели во время экскурсии.
2. Экологическая игра “Растительные этажи”.
Материалы: изображение лесных ярусов (на
плотной бумаге), карточки с изображением
животных, бумага, цветные карандаши.
Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы,
пищевая цепь, “жилища” животных.
Мотивация: поговорим с детьми о том, какие
растения они могут увидеть в лесу, чем они
различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их
значение для леса. Пусть дети расскажут о том,
каких зверюшек и где можно найти в лесу (под
скалой, на дереве).
Задание: определить, на каком растительном
ярусе обитает данное животное, на каком охотится
и т.д.
Игра: ведущий заранее готовит картинки с
изображениями животных. Дети рассаживаются
вокруг листа плотной бумаги с изображением
лесных ярусов и ведущий по одной показывает им
картинки. Тот, кто первым правильно назовёт ярус,
на котором обитает данное животное, получает
очко и имеет право положить картинку на данный
ярус. Если ребёнок правильно назовёт животное, он
получает ещё одно очко. Побеждает тот, кто
заработал больше всех очков.
Варианты:
— не только разместить изображение животных по
растительным ярусам, но и привести хотя бы один
пример жертвы и один пример хищника;
— ведущий готовит изображения животных
определённой пищевой цепи (или нескольких цепей).
Задача игроков – правильно составить пищевую
цепь и указать стрелками взаимосвязь между
животными.
3. Экологическая игра “Ищи взаимосвязи”.
Материалы: листики с подготовленными парами
терминов (понятий).
Понятия и взаимосвязи: хищник-жертва,
воздействие человека на окружающую среду,
стабильность экосистемы, кислотный дождь и т.д.
Мотивация: предложите детям разделить на
исследовательские пары, которые изучают
определенную научную проблему и стремятся
первыми её решить. Приведите примеры конкуренции
в сфере биологии, физики и других наук.
Задание: выяснить, доказать взаимосвязь
между парой предложенных понятий.
Игра: ведущий готовит пары понятий, чётко их
пишет и складывает в шапку. Подбирайте эти пары
дифференцировано: для младших школьников
попроще, для старших — посложнее. Та
исследовательская пара, которая первой назовёт
взаимосвязь, получит очко, а остальным сообщит
свой ответ на “конференции”. Задача может иметь
несколько решений. Очень важно, чтобы ведущий
после оглашения ответа помог детям уточнить
возможные неясности, а если нужно, то ознакомил
их со своим решением.
Примеры пар по сложности:
белка-шишка;
лишайник-воздух;
нефтяная авария-гибель птиц;
тепловая электростанция — аллергические
заболевания;
чистка зубов — энергия (экономия воды);
гамбургеры — тропические леса (животноводство,
скотоводство).
Примечание:
— в конце игры дети могут свой ответ нарисовать;
— каждая пара “исследователей” в заключение
готовит хотя бы две пары понятий и предлагает
“соперникам” определить их взаимосвязи.
4. Викторина.
А) Узнайте зимующую птицу и расскажите, что вы
знаете о ней.
1. Я день-деньской стучу-стучу.
Я врач лесной. Я лес лечу.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
(В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый …
3. Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Это кто? …
4. Непоседа птица эта — одного с берёзой цвета.
5. Синяя косынка, тёмненькая спинка
Маленькая птичка. Звать её…
Б) Викторина: “Что ты знаешь о зимующих
птицах?”
1. Какая наша птица может двигаться по
вертикальному стволу и вверх и вниз головой?
(Поползень)
2. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу
только вверх головой? (Дятел, пищуха)
3. Что птицам страшнее голод или холод зимой?
(голод)
4. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью
человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
5. Для какой птицы зимой семена репейника
являются любимым кормом? (Для щегла)
6. Какую пользу человеку приносит синица зимой,
когда все насекомые спят? (Зимой синицы
разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца,
личинки и поедают их)
7. Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и
полевой)
8. Название какой зимующей птицы созвучно с
названием танца? (Чечетка)
9. Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго
не разлагается? (Клесты питаются семенами
хвойных деревьев. Все тело их пропитывается
смолой. Смола сохраняет тело от тления)
10. Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
(Куропатка: летом она серая, а зимой белая)
11. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть
хохол? (Свиристель, чечетка )
12. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
(Клесты, зимородки)
13. Сколько разных синиц живет в наших местах?
(Шесть: большая, гаичка, московка, хохлатка,
лазоревка, длиннохвостая)
14. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка,
свиристель, полярная сова)
15. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи,
мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и
поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки
ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые
забираются в убежища, то есть становятся для этих
птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни
приспосабливаются к добыванию насекомых, их
личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)
16. Какой отряд птиц включает наибольшее число
видов? (Воробьиные)
В) Викторина о зимующих птицах.
Вопросы:
1. Какая птица наших мест живет дольше всех?
2. Где зимующие птицы спят? Вороны и галки
ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и
синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью
тетерева и рябчики?
3. Наблюдая из окна за поведением воробьёв,
прилетающих на кормушку, дети научились
определять, какая погода на улице. Как они это
делали?
4. Утки с удовольствием залезают в воду в
самый сильный мороз. Почему?
5. Воробей – это вредная или полезная птица?
6. У какой зимующей птицы самый длинный клюв?
7. У какой зимующей птицы самый длинный
хвост?
8. Какие птицы строят гнезда в январе?
9. Какую пользу птицы приносят зимой?
Ответы.
1. Ворон живет 100 лет.
2. Тетерева и рябчики прячутся под снегом.
3. В холодную погоду воробьи взъерошенные –
так легче сохранять тепло тела.
4. В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в
воде уткам не так холодно.
5. Воробьи, конечно, едят зерно- это вред. Но
зато они кормят птенцов гусеницами – это большая
польза.
6. Самый длинный клюв у дятла – примерно 15 см.
7. Самый длинный хвост у сороки.
8. В январе строят гнезда клесты.
9. Зимой птицы находят в коре деревьев
насекомых и личинки насекомых.
Г) Викторина “Что ты знаешь о зимующих
птицах?”
- Какие птицы собирают себе на зиму запасы?
- Какая наша птица может двигаться по
вертикальному стволу и вверх и вниз головой? - Какие птицы двигаются по вертикальному стволу
только вверх головой? - Что птицам страшнее голод или холод зимой?
- Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью
человека? - Для какой птицы зимой семена репейника являются
любимым кормом? - Какую пользу человеку приносит синица зимой,
когда все насекомые спят? - Какие виды воробьев гнездятся у нас?
- Название, какой зимующей птицы созвучно с
названием танца? - Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго
не разлагается? - Какая птица резко меняет цвет своего оперения?
- Назовите зимующих птиц, на голове которых есть
хохол? - Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз?
- Сколько разных синиц живет в наших местах?
- Какие птицы живут у нас только зимой?
- Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи,
мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и
поползни остаются? - Какой отряд птиц включает наибольшее число
видов?
Д) Викторина про птиц.
1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири
прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают
на север в родные края.)
2. Почему весной грачи прилетают первыми?
(Грачам достаточно первой проталины, чтобы
достать клювом корм – личинки.)
3. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У
северной белой совы. Совята вылупляются в разное
время.)
4. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо
на голой земле? (У козодоя.)
5. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много
еловых семян для птенцов, а весной нет.)
6. Кто носом деревья сажает? (Кедровка –
кедровые орехи, сойка – желуди.)
7. Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)
8. У какой птицы самая большая семья? (У серой
куропатки 26 – 28 птенцов.)
9. Какая перелетная стая обещает снег? (Стая
перелетных гусей. Через 2 -3 дня жди снегопада.)
10. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)
11. Какая птица умеет дразниться? (Попугай.)
12. Какая птица хвостом разноцветным гордится?
(Павлин.)
13. Какая птица летает в “очках” на носу? (Филин.)
5. Экологическая игра – “Мусор в лесу”.
Ребятам предлагается представить, что, проходя
через лес, они обнаружили замусоренную поляну.
(Командам выдается набор карточек с названиями
видов бытовых отходов). Время уборки ограничено.
Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам
предлагается за 5минут расположить карточки по
мере убывания опасности бытовых отходов для
природы в той или иной последовательности, в
какой группе планируют убирать их из леса, и
обосновать свои решения. Надписи на карточках:
- Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
- Металлическая консервная банка.
- Стеклянная бутылка.
- Пластиковая бутылка.
- Бумажные фантики от конфет.
- Гвозди.
- Кожура банана, огрызки яблок.
- Метла из веток.
- Старая футболка.
- Газеты.
- Жестяная банка с остатками машинного масла.
Примеры обоснования ответов: Кожура
банана, огрызки яблок — естественные отходы,
которые при перегнивании обогатят почву, поэтому
убирать их стоит в последнюю очередь. А
пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена
будут загрязнять лес очень долго (для разложения
полимерв требуется около 600лет),поэтому собирать
их следует в первую очередь и сдавать на
перерабатывающее предприятие.
6. Эмоциональные ситуации.
Создание эмоциональных ситуаций призвано
воспитывать верность принципам
природосообразного поведения, в частности
бережное отношение к отдельным объектам и
природной среде. Как правило. Эмоциональные
переживания надолго запоминаются. Заставляют
задуматься над тем, каково место человека в
природной среде ,как изменить свое отношение к
природе в лучшую сторону, а также над тем, как
вернуться на это место еще, уже многое начинает
связывать человека и определенную территорию по
ассоциациям.
Обними дерево. Взаимоотношениям человека и
растения в последнее время уделяется немало
внимания. Так, известно, что комнатные растения
очень тонко чувствуют настроение человека,
реагируют на ласковые слова и другие знаки
внимания. Обнимая дерево, человек, как правило,
испытывает положительные эмоции, это также
позволяет почувствовать единство и гармонию с
природой.
Экологические песни. Подобранные
соответственно темам экскурсий экологические
песни, особенно лирические, в исполнении ребят
или педагога, например в сопровождении гитары,
способны эффективно закрепить полученные знания
(если, конечно, в их содержании есть определенная
информация),а также вызвать эмоциональные
переживания, связанные с природными объектами
или явлением.
Птичьи голоса. Соблюдая тишину, можно
прослушать голоса птиц – как естественные,
учитывая их суточную активность, так и в
произведенной записи и определить, кому они
принадлежат. Возможно сопровождение загадками,
вопросами викторины, стихотворениями.
11. Просвещение посетителей по вопросам
бережного отношения к природе
Обращение к посетителям экологической
тропы “Как себя вести наедине с природой”
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно
только сердцем. П.Гвездослав
Дорогие друзья!
Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни
пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с
Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной
Природой.
Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий,
больших и маленьких. Пусть Ваше общение с
природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И
как сказал поэт,
Пусть будет добрым ум у Вас,
А сердце умным будет.
Вы пришли в мир дикой природы. Считайте, что она
пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь
выразить ей свою любовь и уважение своим
примерным поведением. А для этого, пожалуйста,
примите к сведению некоторые правила поведения,
соблюдение которых поможет природе оставаться
такой же красивой, а вам – здоровыми и
счастливыми.
Пожалуйста:
- Идя по маршруту, никогда не меняйте его
трассы. - Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор
(свой и чужой) вынести с тропы. За это природа
скажет вам спасибо. - Не применяйте мыла или синтетических моющих
веществ при пользовании природными водоемами.
Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность
развиваться в чистой среде. - Не рубите деревья и кустарники, даже если они
вам кажутся отжившими свой век. Их стволы и корни
являются важным звеном среди всех компонентов
ландшафта. - Не заготавливайте “дары природы”, не собирайте
лекарственные растения, не рвите цветы. Даже
самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они
растут и радуют не только вас, но и тех, кто придет
после. И тех животных, жизнь которых неразрывно
связана именно с этим растением, с этим цветком. - Берите на память о природе тех мест, что вы
посетили, только фотографии. - Не оставляйте после себя надписи на камнях и
деревьях. Такие автографы – нехорошая “память”
на долгие времена. - Ни при каких обстоятельствах и ни при какой
погоде не оставляйте после непотушенных костров.
Одна маленькая искорка – а может привести к
великой беде. - С уважением относись ко всем животным ,будь то
огромный медведь или маленькая ящерка, которые
встретятся вам на маршруте. Не стоит пугать их
громкими криками и тем более преследовать или
ловить. Помните ,что это не ваша ,а их заповедная
территория, и пусть им будет спокойно и безопасно
жить на ней. - По возможности не сходите с тропы: вы можете
нечаянно потревожить спрятавшегося в зарослях
зверя, спугнуть птицу с гнезда или наступить на
какую-нибудь букашку – и тем самым нарушить
естественное равновесие экосистеме. - Идя по тропе или находясь на стоянке, не
создавайте лишнего шума, зря не кричите, не
включайте магнитофон или радиоприемник. Лучше
послушайте сами и дайте возможность другим
услышать музыку природы: пение птиц, шелест
листвы, журчание ручья.
12. Литература
Статьи из научно-методического журнала
“Биология в школе”:
- А.Н. Захлебный “Учебная экологическая тропа”,
№ 3 1983, с. 54-63. - Г.А. Комова “Экологические тропы как форма
экологического образования”, № 4, 2000, с. 52-58. - Биология и экология. 10-11 классы: проектная
деятельность учащихся / авт.-сост. М.В. Высотская
.-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил. - Организация работы по созданию экологической
тропы. -Благовещенск. 2005. - Афонин А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК
Литфонда России, 1993. – 36 с. - Калихман А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы
природных территорий у Байкала. – Иркутск: Изд-во
“Оттиск”, 2005. – 114 с. - Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. –
М.: Московский государственный
художественно-промышленный университет им. С.Г.
Строганова, 2000. – 106с. - Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой
вместе с детьми: настольная книга по восприятию
природы для учителей и родителей. Пер. с англ.
Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999. - Льюис В., Тильден Ф. Интерпретация для
посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск: Изд-во
Ирк. ун-та, 1996. - Просто замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр
“Заповедники”, 1999. - Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные
тропы природы. – М.: Агропромиздат, 1989. – 159 с. - Чижова В.П. Школа природы. Экологическое
образование в охраняемых природных территориях.
– М.: Эколого-просветительский центр
“Заповедники” – WWF, 1997. – 128 с. - Чижова В.П. План-проспект буклета по
экологической тропе. Методические рекомендации
// Заповедные территории и люди. Формы и методы
работы. - Чижова В.П. Как себя вести наедине с природой //
Там же, 2001 г. – С. 35–37. - Интернет-ресурсы.
13. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Проект
экологического маршрута «Лозьва – голубая вода».
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Основные характеристики
экологического маршрута.
3. Отличительные особенности
данного экологического маршрута.
4. Маршрут экологического
маршрута.
5. Экологическая
характеристика маршрута.
6. Оформление маршрута
7. Станции
экологического маршрута «Лозьва – голубая вода»
8. Описание станций экологической
тропы. Экскурсионные объекты (станции).
9. Формы и
методы работы с детьми на экологической тропе
1. Пояснительная
записка
Природа
не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В.
Веневитинов.
На
современном этапе развития человеческого общества остро стоит проблема
экологического образования населения. Возникла необходимость в такой системе
экологического просвещения, в которую бы входили не только средства массовой
информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное
общение человека с природой. Экологическое просвещение является одним из
выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает
гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к
природе.
Одним
из элементов такого экологического просвещения может стать экологическая тропа
или экологический маршрут.
Особенность
процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он
строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения
непосредственно в природном окружении.
Экологическая
тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие
эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие
получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм
воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Проект
экологического маршрута «Лозьва – голубая вода» имеет большое значение для
изучения части экологической системы реки Лозьва, видоизмененной хозяйственной
деятельностью человека. Проект является составной частью научно-исследовательской
площадки «Манси-маа – земля манси», организованной для школьников и учащихся
средне-специальных и высших заведений Автономной некоммерческой организацией
«Логос», инструкторами Детского экологического движения «Зеленый дозор» и
экспедиционного отряда «Глобус».
Он
знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися в пределах бывшей
территории колонии-поселения. В советский период здесь велась интенсивная
заготовка леса, на современном этапе данный участок реки является связующим
путем между поселениями манси Ушмой и Трескольем, а также достаточно оживленным
водным туристическим маршрутом. Несмотря на удаленность от крупных населенных
пунктов территория испытывает большую антропогенную нагрузку благодаря не
продуманной и не контролируемой деятельности туристов. Разработанный маршрут,
позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать
предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким
образом, организация экологического маршрута способствует:
—
проведению учебной и пропагандистской работы связанных с вопросами охраны
природы;
—
созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения
человека в окружающей среде;
—
приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной
работы с детьми в природных условиях;
—
изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему
нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
2. Основные характеристики экологического маршрута
Вид маршрута:
познавательно-туристический.
Местонахождение:
Свердловская область, г. Ивдель, участок реки Лозьва между поселениями
Тресколье и Ушма.
Год
закладки: 2010, ноябрь.
Состояние
маршрута: удовлетворительное.
Охрана
маршрута: не осуществляется.
Протяженность:
3,5–4 км.
Режим
пользования: конец мая – сентябрь, в перспективе — круглогодично.
Краткое
описание границ маршрута: начало маршрута правый
берег реки Лозьва (переправа) к п. Тресколье. Далее вниз по течению реки: пещеры
Китовая пасть, Пиковая дама (вдоль левого берега реки), бобровые плотины,
Ушминские скалы, базовый лагерь.
Назначение:
учебно-познавательные учебные экскурсии, исследования.
Цель:
Создать условия для непрерывного экологического образования
детей и подростков, развивать экологическую культуру личности и общества через
формирование практического опыта природопользования.
Задачи.
Образовательные:
1.
«Природоведческий ликбез» — расширение у экскурсантов
элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.
2.
Обучение экскурсантов умению анализировать различные проявления
антропогенного фактора, которые можно наблюдать на тропе, уметь комплексно
оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду
3.
Воспитание экологической культуры поведения человека как части
общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к
природе.
Воспитательные:
1.
Прививать детям любовь к природе, желание ее беречь.
2.
Развивать у будущего гражданина» чувство»
ответственности за ее судьбу.
3. Способствовать
воспитанию экологической культуры поведения человека.
4. Развивать
экологическую сознательность.
5. Разъяснять
правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений
Человечества и Природы.
Развивающие:
1.
Привитие навыков и любви к активному отдыху учащихся на природе,
как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха.
2.
Формирование личной ответственности у учащихся за сохранность
природных объектов;
3.
Развитие познавательного интереса учащихся, желания участвовать в
экологических олимпиадах и конкурсах, заниматься научно-исследовательской
деятельностью.
4.
Формирование туристических навыков.
5.
Формирование коммуникативных навыков.
На
маршрут могут выходить разновозрастные группы учащихся. Возрастная категория
участников – от 9 лет и старше: младшими школьниками (3-5 классы) тропа
используется для, первичного ознакомления с природой родного края; школьниками
среднего звена (6-8 классы) – для закрепления и расширения знаний, полученных
на уроках ботаники, зоологии, экологии, географии, а также для внепрограммных
занятий в кружках и секциях естественного цикла; старшими школьниками (9-11
классы) – для уроков общей биологии, экологии, углубления знаний по ботанике и
зоологии, индивидуальной исследовательской деятельности воспитанников биоэкологических
объединений. Все участники маршрута знакомятся с основами туризма, правилами
выживания в тайге, основами безопасного поведения человека в дикой природе.
Одновременно формируются коммуникативные навыки, прививаются элементу труда и
самообслуживания.
В
воспитательных целях и соблюдения техники безопасности целесообразно в начале
маршрута, на берегу реки разъяснять детям правила поведения на маршруте. Правила
поведения на водном транспорте, при входе в пещеру, подъеме на высоту.
Инструктор, осуществляющий движение по маршруту, должен правильно организовать
своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал,
постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы,
встречаемые группой на этапах прохождения маршрута.
Разработчики
тропы: магистрант 2 курса географо-биологического факультета,
инструктор Движения «Зелёный дозор» С.В. Шифельбейн, магистр образования,
директор АНО «Логос» Е.Т. Карпушева.
В
зависимости от целей, поставленных перед группой, маршрут может использоваться
дополнительно может использоваться инструкторами:
·
для разъяснения принципов ориентирования на местности;
·
оказания первой медицинской помощи в условиях похода,
·
для наглядного усвоения основ картографии,
·
для мастер классов на открытом воздухе по рисованию пейзажей и
отдельных природных объектов.
Кроме
того, данный маршрут может использоваться для прохождения маршрута с педагогами
дополнительного образования и школьными учителями в целях методической помощи
им по проведению экскурсий и уроков на открытом воздухе, знакомства с наиболее
интересными представителями флоры и фауны, наглядной демонстрации принципов
исследовательской работы с учащимися, помощи в выборе тем проектов.
Так
же, маршрут, как источник биологического материала, может использоваться для
сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов и семян, грибов и
лишайников, насекомых, пресноводных ракообразных, моллюсков и других
беспозвоночных. Собранный здесь материал может в дальнейшем использоваться на
уроках и дополнительных занятиях как наглядное пособие. Существует возможность
сбора природного материала (сухоцветы, коряги и т.п.) для изготовления в
дальнейшем разного рода поделок.
3. Отличительные
особенности данного маршрута
На
наш взгляд уникальность данного маршрута в том, что он может действовать
круглогодично. Летом прохождение маршрута обеспечивается водными средствами
(лодки, катамараны), зимой прохождение маршрута обеспечивает наличие снегоходов
или лыж (в зависимости от физической подготовки участников). Доставка группы к
основной базе производится на транспорте (машины УРАЛ, ЗИЛ, УАЗ).
Доставка к началу
маршрута происходит двумя путями:
·
летом – транспорт или пешком;
·
зимой — транспорт или лыжи.
Еще
одна из особенностей маршрута — работа в группе проводников манси, именно
местные жители, как ни кто другой могут показать особенности данного места.
Маршрут
многофункционален, т.к. участникам предоставляется возможность не только
получить экологические знания, но развиваются туристические, коммуникативные
навыки, наряду с путешествием на суше происходит путешествие по воде, даются
элементы спелеологии и др.
Разработка
включает в себя не только карту маршрута, отдельные характеристики каждых
объектов, список станций, созданы примерные тексты экскурсий для разных
возрастных групп, объекты, показанные на маршруте тоже могут меняться в
зависимости от времени года и потребностей участников. Так изучая культуру
манси можно остановиться около катпоса –знака
охотничьей доблести ( нанесла его на дерево в 1991 году Ирина Дроздова,
жительница Ушмы), рассказать легенды манси, связанные с пещерами их жителями и
происхождением. Изучая растительный или животный мир территории, внимание
участников группы обращается на сохранившиеся на данной территории редкие
растения (горицвет, остролодочник ивдельский и др.).
При работе с каждой учитываются интересы и потребности в получении информации участниками
группы, а так же квалификация и специализация инструкторов.
Примерные
тексты экскурсий составляются с учетом потребностей и навыков разных возрастных
групп учащихся:
·
младший, где дети получают первые знания по природоведению и
экологии родного края;
·
средний, где упор делается на закрепление знаний школьной
программы по экологии, ботанике и зоологии;
·
старший, где, помимо расширения школьных знаний, важной задачей
является самостоятельная исследовательская работа школьников, разработка ими
проектов по экологии и биологии.
4. Маршрут
учебной экологической тропы
Маршрут
учебной экологической тропы «Лозьва – голубая вода», проходит по руслу реки
Лозьва. На большей протяженности маршрута сохранились остатки деятельности
лесозаготовки, которая проводилась на протяжении долгих лет поселенцами,
проживающими в колонии-поселении (отбойник вдоль берега реки, топляк, старые
избушки), что тоже помогает вести занятия по экологии с участниками группы, на
примерах показывая им необходимость бережного отношения к природе. Разнообразие
флоры и, в меньшей степени, фауны таково, что позволяет проводить тематические
экскурсии по ботанике, зоологии, общей биологии и экологии школьной программы,
а также собирать необходимый наглядный материал для уроков и занятий в
дополнительном образовании в зимний период.
Общая
протяженность тропы составляет 3,5 – 4 км, часть маршрута (движение на водном
транспорте) проходит без физических затрат экскурсантов, что позволяет
преодолевать маршрут и младшим школьникам. Для узко тематических исследований
связанных с культурой манси, изучение карстовых процессов, отдельных групп
животных или растений нет необходимости проходить весь маршрут целиком –
достаточно лишь выйти к той либо иной станции, которая наиболее полно
иллюстрирует данную тему.
Общая
продолжительность экскурсии по данной экологической тропе приблизительно составляет
от 4 до 5 часов; такие экскурсии возможны лишь с инструкторами, педагогом и
проводником (с целью безопасного прохождения маршрута). В остальных случаях
можно использовать лишь часть от общей протяженности тропы, а на части станций
остановок не делается и рассказ о них в экскурсию можно не включать.
5. Экологическая
характеристика тропы
Экологическая
тропа «Лозьва – голубая вода» проходит по руслу реки Лозьва, группа в течение
4-5часов сплавляется на водном транспорте вниз по течению, совершая остановки
на основных станциях маршрута. Берега реки
обрывистые, поросли кустарником, много перекатов. Окрестности
реки содержат ряд типичных для этого района биоценозов, как естественного, так
и искусственного происхождения. В лесу произрастающего вдоль берега
распространены хвойные виды деревьев характерных для зоны тайги.
Растительный
мир достаточно богат и разнообразен; среди хвойных деревьев преобладает ель,
встречается лиственница и сосна. Часть берега покрыта зарослями ивы и черемухи.
Среди кустарника преобладает шиповник, малина, смородина, травянистые растения
в основном представлены виды влажных лугов, имеются и лесные и болотные виды,
дендрофлора представлена местными видами.
Животный
мир в зоне прохождения тропы тоже разнообразен, хотя на глаза бросаются в
первую очередь беспозвоночные: особенно много насекомых, паукообразных, есть
различные черви и моллюски, позвоночные обычно менее доступны взору и необходимо
время и умение, чтобы их обнаружить. На тропе мы можем встретить зайца, белку,
бурундука, бобра, лося, следы пребывания медведя. Среди птиц утка, филин, сова,
глухари, куропатки.
Большой
интерес представляют деятельность бобров на суше и на воде. Здесь мы можем
встретить не пеньки сваленных бобрами деревьев с характерными остатками зубов,
но и плотины и хатки этих животных, расположенных в реке. Если сильно повезет,
но и услышать удары бобра хвостом по воде или плывущее животное. Здесь можно
встретить различные гигро- и гидрофиты, понаблюдать за водными насекомыми и их
личинками, моллюсками, земноводными и птицами.
Удаленность
территории от населенных пунктов (примерно 100 км) имеет свои положительные и
отрицательные особенности: к первым относится относительная сохранность,
нетронутость экосистем данной территории человеком, ко вторым – не
контролируемая, часто наносящая вред экосистемам деятельность туристов. Но даже
этот фактор нужно использовать на благо: на наглядных примерах показывать
детям, что означает бережное отношение к природе.
6. Оформление
маршрута
Мы
используем следующие типы информационных текстов и знаков:
·
общий указатель и схема тропы;
·
правила поведения на природе;
·
лозунги и призывы;
·
сведения об отдельных природных объектах и явлениях;
·
сведения о памятниках природы, расположенных в зоне тропы;
·
поэтические тексты, рисунки об отношении человека с природой;
·
экологические дорожные знаки и указатели.
Оборудование
маршрута следует начать с составления картосхемы, на которой обозначились
объекты, на местности. Далее проводится обследование маршрут, и выявляются
места для установки информационных досок, экологических знаков и указателей.
Экологический
маршрут — это место не только приобретения, но и пропаганды своего поведения в
природном окружении, над тем, какой пример взрослый человек подает
подрастающему поколению.
7. Станции
экологического маршрута «Лозьва – голубая вода»
На
протяжении маршрута мы запланировали 5 основных станций, т.е. остановок для экскурсантов,
где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными биоценозами,
представителями флоры и фауны, оценить экологическую ситуацию и антропогенное
влияние на природу.
Не
все эти станции обязательны для прохождения во время экскурсии, при проведении
тематических экскурсий часть остановок может быть пропущена, на других можно
остановиться более длительное время и рассказ может быть подробнее. Всего
маршрут тропы включает 5 станций:
1. Брод через Лозьву.
2.
Пещера «Китова
пасть»
3. Пещера
«Пиковая дама»
4. Плотины
бобров
5. Ушминские
скалы
В
начале прохождения маршрута рекомендовано начать беседу с вопросов техники
безопасности на воде, о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и
с какой целью был устроен этот маршрут, познакомить с карта-схемой прохождения
маршрута на щите. Каждому участнику выдается памятка – обращение к посетителям:
“Как себя вести наедине с природой”.
Перед
подходом к станции №1 обратиться к посетителям маршрута тропы с такими словами:
«Мы
создали экологический маршрут, для того, чтобы вы, пройдя по нему, увидели и
узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас
почувствовал желание сохранить природу от любого неразумного обращения к ней.
Дорога чрезвычайно интересна, если глаза и разум ваши будут открытыми для
восприятия. Нужно только проникнуться ощущением, если идёте с открытыми глазами
и добрым сердцем, то милости просим, экологический маршрут ждёт вас!»
Кроме
этого, предлагается определить свое настроение на каждой остановке тропы и
отметить, по ходу маршрута, квадратик «эмоциональный фон» соответствующим
цветом:
—
красный – «я восхищаюсь»,
— зеленый
– «мне приятно»,
— серый
– «я равнодушен, спокоен»,
— коричневый
– «мне неприятно»,
—
черный – «я возмущаюсь».
Будь
внимателен, и тебе откроется удивительный мир природы.
Итак,
вперед!
8. Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
Станции |
Место расположения |
Название объекта |
Вид |
№1 Начало маршрута |
Место перехода реку Лозьва вброд, для того чтобы |
Брод через реку Лозьва |
|
№2 |
Левый берег реки Лозьва |
Пещера Китовая пасть |
|
№3 |
Левый берег реки Лозьва |
Пещера Пиковая дама История названия, легенды манси о звере, проживающем |
|
№4 |
Старые русла реки, заводи |
Плотины бобров. Краткая характеристика вида, легенды манси о бобрах |
|
№5 |
Левый берег реки Лозьва |
Памятник областного значения — Ушминские скалы. Что такое памятники природы, особенности |
|
9. Завершение маршрута — экскурсии (рефлексия)
Вот
и закончилась наша экскурсия. Для того чтобы ты долго ее помнил, у тебя
останется этот буклет-памятка. Дома у тебя будет время, еще раз мысленно пройди
по маршруту тропы, вспомни свои впечатления. Ответь, пожалуйста, на несколько
вопросов:
—
Что интересного ты узнал на экскурсии?
—
Что тебе понравилось?
—
Что поразило или удивило тебя?
—
Что не понравилось?
—
Что бы ты предложил организаторам экскурсии?
—
Придешь ли ты сюда еще раз? С какой целью?
10. Формы и
методы работы с детьми на экологической тропе
Создание
учебно-экологической тропы требует выполнения множества разнообразных форм
работы с учащимися по изучению и охране природы.
Мы
предлагаем лишь некоторые из них.
1. Наблюдения
·
за растениями, животными;
·
метео — наблюдения;
·
наблюдение за водой в реке (актуально в период половодья, зимней
межени ….)
2.
Экологические игры
3. Викторины.
4. Эмоциональные ситуации.
5. Моделирование.
6. Экологическая мастерская.
7. Семейное экотьюторство.
Литература
1. Афонин
А.В. Экологические тропы России. – М.: ПК Литфонда России, 1993. – 36 с.
2. Биология
и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.В.
Высотская .-Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с.: ил.
3. Захлебный
А.Н “Учебная экологическая тропа”, № 3 1983, с. 54-63.
4. Калихман
А.Д., Калихман Т.П., Хидекель В.В. Тропы природных территорий у Байкала. –
Иркутск: Изд-во “Оттиск”, 2005. – 114 с.
5. Комова
Г.А “Экологические тропы как форма экологического образования”, № 4, 2000, с.
52-58.
6. Кондратьева
К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский государственный
художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.
7. Корнелл
Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по
восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР –
Дальний Восток, 1999.
8. Льюис
В., Тильден Ф. Интерпретация для посетителей парков. Пер. с англ. Иркутск:
Изд-во Ирк. ун-та, 1996.
9. Организация
работы по созданию экологической тропы. -Благовещенск. 2005.
10. Просто
замечательная выставка! – М.: ЭкоЦентр “Заповедники”, 1999.
11. Чижова
В.П. Как себя вести наедине с природой // Там же, 2001 г. – С. 35–37.
12. Чижова
В.П. План-проспект буклета по экологической тропе. Методические рекомендации //
Заповедные территории и люди. Формы и методы работы.
13. Чижова
В.П. Школа природы. Экологическое образование в охраняемых природных
территориях. – М.: Эколого-просветительский центр “Заповедники” – WWF, 1997. –
128 с.
14. Чижова
В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы. – М.: Агропромиздат,
1989. – 159 с.
15.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Экологический маршрут (экологическая тропа) – это специально оборудованный маршрут (оборудован: проложена тропиночная сеть, указательными знаками, аншлагами, вывесками, информационными стендами, картосхемами), проходящий через различные объекты социо-природной среды направленный на получение знаний и ценностных ориентиров в области: экологии, биологии, природопользовании, краеведении, географии и других областях[1].
Рассматривая вопросы истории создания экологических маршрутов можно сказать, что впервые экологический маршрут появился в США. В начале ХХ века лесничий БентонМаккей предложил проложить экологический маршрут (тропу) по Аппалачскому хребту, создать «заповедник для пешеходов». К 1922 году пешеходная тропа через все Аппалачи от штата Мэн на северо-западе до Джорджии на юго-востоке США была готова, длина ее составила 3300 км. И сразу же она стала любимым местом отдыха и общения с природой многих жителей Востока США.
В России первый экологический маршрут появился еще до революции 1916 г[2]. На сегодняшний день остаются актуальными экологические маршруты различной направленности:
— краеведческой;
— туристической;
— рекреационной;
— культурно-исторической;
— конфессионной;
— познавательной (учебной).
Разработка экологических маршрутов краеведческой направленности включает следующие основные методические шаги:
Необходимо определиться и выбрать территорию, на которой будет проложен экологический маршрут краеведческой направленности. Выбранная территория должна включать социально-природные объекты, которые будут характеризовать тот или иной район или регион, к примеру, значимые социально-природные объекты Курганской области.
Для полного понимания, какие именно объекты необходимо включить в экологический маршрут краеведческой направленности, обратимся к понятию «краеведение» — это полное изучение определенной части (территории) страны, города, деревни или других населенных пунктов конкретного географического региона[2]. Таким образом, выбор территории для оборудованного маршрута, необходимо руководствоваться выбором значимых объектов характеризующих конкретный регион.
Выбор и описание природно-социально значимых объектов конкретного региона. Примером природно-социально значимого объекта может стать музей, природный или архитектурный памятник (мемориал), различные природные сообщества. Составление и разработка информационных стендов и указателей для экологического маршрута краеведческой направленности. Информационный стенд должен содержать научную информацию об объекте (объектах).
Проложение маршрута через выбранные объекты. Составление картосхемы всего экологического маршрута краеведческой направленности, с нанесенными на карту природно-социально значимыхобъектов. Определение протяженности маршрута.
Разработка и конструирование оборудования для экологического маршрута краеведческой направленности: разработка указателей, информационных стендов о правилах поведения на специально оборудованном маршруте; информационных аншлагов, скамеек и урн.
Составление и оформление паспорта экологического маршрута, в котором указывается следующая информация: цель и задачи маршрута, протяженность маршрута, направленность маршрута, основные функции экологического маршрута, для какой категории граждан предназначен маршрут, географическое расположение экологического маршрута (географическое и природное описание территории, на которой расположен маршрут), информация о выбранных и наиболее значимых объектах, также в паспорт разработанного маршрута прикладывается картосхема[3].
Указать какие направления деятельности разрешены на оборудованном экологическом маршруте краеведческой направленности. Можно разработать и описать экскурсионные занятия на маршруте, разработать сценарий праздника краеведческого значения. Разработать и предложить рекомендации для посетителей экологического маршрута краеведческой направленности.
Основной целью экологического маршрута краеведческой направленности –знакомство (ознакомление, изучение) с социально-природными объектами эколого-краеведческого значения конкретного географического региона.
Основные задачи экологического маршрута краеведческой направленности:
— изучение природы конкретного региона;
— воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края (малой Родины), уважительного отношения к истории, традициям и обычаям жителей региона (района);
— формирование ценностных ориентиров личности по сохранению природно-социально значимых объектов региона;
— развитие познавательной, творческой, общественной активности в ходе эколого-краеведческой деятельности[4].
Основные функции экологического маршрута краеведческой направленности:
— познавательная (просветительская);
— историческая (изучение истории родного края);
— природоохранная (бережное отношение к природе родного края);
— оздоровительная (укрепление физического и психического здоровья в ходе пеших прогулок по лесостепной территории);
— туристическая (социо-природные объекты привлекательные для регионального и межрегионального туризма);
— культурологическая (формирование экологической культуры по средствам непосредственного общения с природой).
Основные рекомендации по разработке экологического маршрута краеведческой направленности:
— детально изучить выбранную территорию, на которой будет проложен маршрут;
— изучить основные объекты краеведческого значения и их описать;
— привлечь к разработке экологического маршрута школьников, студентов, волонтеров и общественных организаций, заинтересованных в создании маршрута краеведческой направленности.
Список литературы
Бешко Н.Ю. Экологическая тропа. Методическое пособие для учителей. — Ташкент, 2010.- 53 с.
Дементьева Т.В., Юдина Н.Н., Лебедева Л.В., Громова Е.В. Экологическая тропа – перспекивная форма экологического просвещения и образования. В сборнике: СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ Сборник научных статей по результатам XII Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Н.Г. Чаниловой, С.А. Пилюгиной. 2017. С. 171-175.
Ездина Е.В. Экологическая тропа – модель реализации экологического туризма на территории ООПТ. Труды Тигирекского заповедника. 2010. № 3. С. 39-40.
Маладаева О.К., Цырендоржиева Т.Б. Экологическая тропа как фактор экологического образования и оптимизации рекреационной деятельности. Вестник Бурятского государственного университета. Биология, география. 2010. № 4. С. 45-47.
МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
Экологическая тропа на тему
«Тайна Выльгортских озёр»
Автор: Быкова Екатерина Павловна
Должность: Учитель биологии
Населенный пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с.Выльгорт
Год выполнения – 2014.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
- МБОУ «Выльгортская СОШ №1»
- Название проекта « Тайна Выльгортских озер»
- Автор: Быкова Екатерина Павловна
- Должность: Учитель биологии
- Место и год разработки: Проект разработан на базе МБОУ «Выльгортской школы №1», с. Выльгорт , 2014г.
- Сроки реализации: 2014-2015 гг.
- Целевая аудитория: 23 кабинет, пришкольный участок
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ПРОБЛЕМА, АКТУАЛЬНОСТЬ.
Экологическая тропа – это одна из привлекательных форм организации деятельности в системе экологического воспитания и воспитания. Позволяет учащимся с разных сторон раскрыть свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд.
Организация тропы силами школьников дает педагогам возможность создать различные жизненные ситуации, решение которых требует от подростков творческого подхода, активной деятельности.
Самостоятельная исследовательская работа укрепляет возможность интеллектуального и эмоционального познания.
Учебная тропа создается детьми, для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители (учителя других школ и районов, а так же их родители).
Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к бережному отношению к общему достоянию.
Помимо всего этого учение и принимают участие в трудовой природоохранной деятельности, что является актуальным в наше время.
ЦЕЛИ. ЗАДАЧИ.
Основной целью данного проекта является создание экологической тропы как средства информирования подрастающей молодежи об особенностях взаимоотношений общества (человека) и природы, формирование у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности.
В рамках проекта предполагается решать следующие задачи:
- Привлечение школьников в социально значимую деятельность в рамках проекта
- Формирование у школьников неравнодушного отношения к окружающей их природе, культурным ландшафтам.
- Распространение передового опыта и успешного результата в использовании экологической тропы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.
ПАСПОРТ ЭКОТРОПЫ ИЛИ МАРШРУТ
- Название — «Тайны Выльгортских озер»
- Цели и задачи экотропы:
- создание экологической тропы как средства информирования подрастающей молодежи об особенностях взаимоотношений общества (человека) и природы.
- формирование у них ответственного, гражданского отношения к результатам своей деятельности.
- Местонахождение и расстояние от школы. Целевая аудитория.
Местонахождение экологической тропы является с.Выльгорт, МБОУ Выльгортская СОШ №1». Расстояние начальной и до конечной точки экологической тропы около 2 км.
- Краткое описание маршрута:
Началом маршрута по экологической тропе «Тайна Выльгортских озер» является школа №1 с. Выльгорт, кабинет биологии №23. Где учитель проводит для участников экологической тропы инструктаж о правилах поведения на экотропе. После чего все участники отправляются на пришкольный участок школы, где знакомятся с растительным миром. После чего на школьном автобусе все отправляется в стороны Выльгортских озер (Карьеров). По приезду в конечную точку участники примут участие в природоохранной деятельности в сборе мусора вокруг территории озер, после чего будут проведены биологическая викторина.
Расстояние начальной и до конечной точки экологической тропы около 2 км.
Время прохождения маршрута от 40 минут до 1,5-2 часов.
- Режим использования:
Использование экологической топы приходится только на летнее время в период работы детских оздоровительных лагерей.
- Максимальным количеством посетителей экологической тропы может составлять не более 20 человек.
- Описание экскурсионных объектов.
Посетители тропы – это организованные учебные группы от среднего и старшего звена, а так же их педагоги. Задания, которые будут предложены, выполняются во время экскурсии во время полевого практикума,
По маршруту экологической тропы вдоль карьеров школьники выполняют разнообразные общественно полезные дела природоохранного характера.
Учебная экологическая тропа включает следующие станции:
- Станция «Знакомство. Введение. Проведение инструктажа ТБ «Как вести себя в природе».
Путешествие начинается с учебного кабинета природы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную при кратковременном маршруте и проводится инструктаж по технике безопасности на природе.
- Станция «Зеленый наряд школы»
Пришкольный участок – это зеленая лаборатория апод открытым небом, где учащиеся знакомятся с различными древесно-кустарниковыми и цветковыми растениями, используют их как наглядный материал для занятий на уроках биологии.
Территория школы защищена полосой из деревьев и кустарников, которая очищает воздух от пыли, закрывает школьную территорию от ветра, снижает уровень шума, что создает учащимся условия для отдыха и занятия физической культурой.
- Станция «Экологическая»
На данной станции вдоль береговой линии карьеров с. Выльгорт участники экотропы примут участие в природоохранной деятельности по уборке мусора, что можно прировнять в Всероссийской акции «Береговая лента». Так же примут участие в уборке лесополосы от мусора,
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
( ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ).
Данный проект представляет собой поэтапную систему внедрения и реализации сети экологических троп учащимися и учителями ВСОШ №1 с. Выльгорт во внеурочное время.
Проект Экологическая тропа «Тайна Выльгортских озер» включает в себя следующие этапы работы:
Наименование этапа |
Содержание работы |
Период осуществления |
Организационный |
Разъяснительная и агитационная работа среди учащихся |
В течение года |
Набор группы учащихся |
Сентябрь 2014 года |
|
Составление плана работы |
Сентябрь – 2014 |
|
Подготовительный |
Сбор и изучение материалов, опыта работы по теме «Экологическая тропа» |
Сентябрь – октябрь 2014 |
Разработка методических рекомендаций для проведения занятий |
Октябрь 2014 |
|
Приобретение и подготовка необходимого оборудования для проведения занятий. Выявление интересов учащихся и распределение их по направлениям. |
Март — Май 2015 года |
|
Инструктивный |
Проведение инструктажа учащихся по правилам техники безопасности и правилам поведения. Родительское собрание учащихся |
Май 2015 года |
Основной |
Создание экологической тропы на территории МБОУ «Выльгортская СОШ №1» |
Апрель – май- июнь 2015 |
Составление схема маршрута. |
Апрель–май 2015 |
|
Описание экскурсионных объектов. Выбор мест остановок. Создание виртуальной экологической тропы в сети Интернет. |
Май — 2015 |
|
Проведение занятий с детьми разных возрастов на экологической тропе. |
В летний период , работы ДОЛ 2015 |
|
Завершающий |
Оформление выставки в сети Интернет |
Июль- агуст 2015 года |
Развивающий |
Участие в районных, городских выставках и конкурсах. Использование материалов экологической тропы на уроках биологии, географии, окружающего мира. |
В течение учебного года |
ИТОГИ ПРОЕКТА. РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предполагаются следующие конечные результаты программы экологическая тропа:
- Формирование навыков создания и эксплуатации экологической тропы у школьников.
- Включение интерактивных и здоровьесберегающих технологий в практический учебный процесс.
- Создание сети экологической тропы, которая позволяет следить за состоянием и изменением природных территорий Сыктывдинского района.
- Знакомство школьников с историей Родного Края.
- Воспитать у школьников чувства ответственности перед будущим поколениям за природным и культурным наследием.
- Распространение опыта создания и эксплуатации экологической тропы, что позволяет обеспечить краеведческую компоненту в школьном предмете.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС
ПРАВИЛА ПЛОВЕДЕНИЯ ЭКОТРОПЕ.
- Ни в коем случае не сходи с тропы.
- Не мешайте жить обитателям тропы – приходите без лишнего шума.
- Нельзя срывать любые растения, а не только редкие и исчезающие.
- С тропы нельзя выносить сувениры природы: камни, коряги, и т.д .
- С тропы можно только выносить знания, впечатления, фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.
- На тропе разрешена охота только на комаров и клещей.
- Не сорите на тропе – вы на ней не последние посетители.
- Понадобятся в путешествии знания о природе, внимание и наблюдательность, хорошее настроение.
- Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.
- Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
- Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
- Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.
- Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
- Не делайте надписей на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
- С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.
- По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и домашние животные вряд ли поймут друг друга.
- Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных – это опасно для них.
- Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.
- По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука – и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение – чрезвычайные обстоятельства.
- Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не толь ко Вас, но и тех, кто придет после.
- Берите на память о природе тех мест, что Вы посетили, только фотографии и Ваши воспоминания. Это самое ценное, что природа может Вам подарить.