ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ДНЕВНИКА НАБЛЮДЕНИЙ
Все записи в «Дневнике наблюдений за погодой» должны выполняться
аккуратно, ровно, чётко, по линейке. Возможно использование цветных карандашей
и цветных ручек, в том числе и гелиевых.
Условные знаки являются общепринятыми в школьном обучении географии.
Температуру воздуха указывать со знаком, например, +17°С или –17°С.
Выберете для себя определенное время в течение дня, когда вы
будете записывать данные о погоде, например, каждый вечер в 18:00.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ДНЕВНИК
НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ
Учени____ 6 «___» класса
___________________________________________
Дата |
Облачность |
Температура |
Направление ветра |
Осадки |
Явления погоды |
В памятке прописано оборудование и действия при наблюдении за погодой, а также таблица для фиксации полученных данных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка
по ведению дневника наблюдения за погодой
- Для ведения наблюдения за погодой понадобятся следующие приборы: термометр (для измерения температуры), транспортир с отвесом (для измерения высоты солнца над горизонтом).
- Возьмите тетрадь в клетку, напишите на обложке «Дневник погоды за …..г.»
- На первую страницу перерисуйте условные обозначения погоды. Они находятся на форзаце 2 учебника. Используйте их при занесении измерений и наблюдений в Дневник.
- На 2-3 страницах начертите таблицу для ежедневных записей.
Дата |
Часы |
Температура |
Высота солнца над горизонтом |
Ветер |
Облачность |
Виды облаков |
Вид осадков |
Вывод о погоде з день |
Другие явления в природе |
Примечания. Особые явления |
||
Набл. |
Сред. |
Напр. |
Сила |
|||||||||
- Ведите ежедневные наблюдения в 8ч, 13ч и 19ч в течение сентября и января и делайте записи в Дневник. 20-го числа каждого месяца измеряйте высоту солнца над горизонтом. В остальные дни и месяцы по желанию.
- Как вести наблюдения и измерения:
- Температуру измеряем по термометру, находящемуся в тени на высоте 160 см. Не забывайте ставить знак «-» при температуре ниже 00С. Средняя температура за день определяется как среднее арифметическое число по математике.
- Высоту солнца определяем с помощью транспортира с отвесом так, как показано на рисунке.
- Направление и силу ветра определяем по флюгеру и местным признакам – облакам, деревьям, дыму из труб. Определение силы ветра показано на рисунках форзаца 2. Заносим показатели с помощью условных обозначений.
- Состояние облачности и виды облаков определяем визуально и заносим в дневник с помощью условных обозначений.
- Отмечаем вид осадков, выпавших за день.
- Вывод о погоде за день пишем в словесной форме. Пример: теплый, слабоветренный, ясный, без осадков день.
- В графе «Другие явления в природе» отмечаем такие явления как первый снег, первый заморозок, установление снежного покрова, листопад, ледостав, ледоход, отлет или прилет птиц и т.д..
- В графе «Примечания. Особые явления» указываем сильные морозы, снегопады, штормовые ветры, грозы и т.п..
- При отсутствии наблюдаемых элементов или явлений погоды в соответствующей графе ставим прочерк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Мне нравится
С древних времен человечество отслеживало и фиксировало изменения в природе. Еще в 5 веке до нашей эры греческий астроном Метон отмечал важные погодные явления каменными изваяниями на городской площади. Назывались они парапегмы. С их помощью предки строили прогнозы на дни и месяцы вперед. В современном мире дневник наблюдений за погодой не потерял актуальность. Несмотря на то, что погоду можно в любое время узнать онлайн на специальных сайтах, детей с малых лет приучают следовать примеру Метона, и составлять календарь самостоятельно. Наблюдения записываются весь учебный год со 2-го по 6 класс включительно.
Зачем нужно вести дневник наблюдения за погодой?
Ведение погодного дневника в младших и средних классах школы – не новшество. Родители современных детей в свое время так же скрупулезно записывали наблюдения за изменениями погоды. При этом большинство, взявшись за дело с энтузиазмом, быстро перегорали, и вносили данные наугад. Для того чтобы вести дневник изо дня в день на протяжении 9 месяцев необходима серьезная мотивация.
5 причин вести погодный календарь:
- Ежедневные наблюдения за изменениями погоды учат внимательности.
- Ведение погодного дневника помогает закрепить знания о природе.
- Систематические записи в дневник помогают стать дисциплинированным и ответственным.
- Можно заметить определенные закономерности, что поможет лучше ориентироваться в особенностях окружающей среды (предугадывать непогоду и т. д.).
- Можно сравнить данные календаря с народными приметами, и таким образом проверить их правдивость.
Наблюдение за погодными изменениями на протяжении долгого времени послужило появлению множества примет о погоде:
- «4 октября — Кондратий и Игнат. Погода этого дня должна продержаться без изменений четыре недели».
- «Если осенью листопад пройдет быстро — жди крутой зимы».
В приметах отражаются закономерности изменений в природе. Они использовались для построения прогнозов погоды, которые были особенно важны были для земледельцев, моряков, путешественников и скотоводов.
Обратите внимание. В дальнейшем данные в дневнике школьникам нужно будет проанализировать. В разных классах школы дают различные задания. Например, указать самую низкую и высокую температуру воздуха за осень, вывести среднюю температуру в сентябре, подсчитать количество пасмурных и ясных дней в каждом месяце. В 6 классе детям нужно будет построить график температуры и построить розу ветров.
Как правильно это делать?
Вести дневник наблюдений за погодой нужно по определенным правилам:
- Делать отметки в одно и то же время. Обычно школьники младших классов погодный дневник заполняют в полдень, а в средней школе данные записывают трижды в день: перед уроками, после уроков и поздним вечером.
- Температуру воздуха измерять с помощью термометра. Нужно убедиться, что прибор находится в тени, иначе показатели будут сильно завышены.
- Направление ветра определять с помощью флюгера.
- Атмосферное давление измерять с помощью барометра.
- Вести наблюдения ежедневно.
- Вносить все осадки за день и отмечать любые погодные явления, которые удалось увидеть.
- Делать записи аккуратно: обозначения рисовать карандашом, а цифры писать ручкой.
Совет. Чтобы дневник выглядел более красочно, все случившиеся за месяц погодные изменения можно нарисовать цветным карандашом.
Примеры таблиц и условные обозначения
В каждой школе и в каждом классе используются свои шаблоны для погодного дневника. Дети, которые учатся по печатным тетрадям, зачастую вносят данные в специальный вкладыш с таблицей. Вот так выглядит календарь природы для учеников 2 класса:
Здесь же приведены условные обозначения природных явлений и элементов погоды, которые нужно отмечать:
Обратите внимание. Дневник погоды школьнику младших классов необходим для предмета «Окружающий мир». В 5 и 6 классе ученики заполняют его для предмета «География».
В начальной школе дети отмечают только облачность, температуру воздуха, силу ветра (определяют по деревьям), осадки и другие погодные явления. В старших классах потребуется измерять атмосферное давление и определять направление ветра.
Примеры дневников погоды для школьников:
- 3-го класса:
- 4-го класса:
- 5-го класса:
- 6-го класса:
Обычно учитель сам говорит, какой бланк для ведения погодного дневника использовать, и где его взять. Ученикам могут быть выданы распечатки. Пример бланка на октябрь:
Учителя старой закалки часто просят чертить таблицу в тетрадях самостоятельно. Иногда добавляется графа для комментариев о погоде. Примеры такого дневника:
Общепринятые обозначения:
- стрелка верх – северный ветер;
- стрелка вниз – южный;
- вправо – восточный;
- влево – западный;
- стрелка с тремя полосками – очень сильный ветер;
- две полоски – средний;
- одна полоса – слабый;
- не закрашенный круг – ясный день;
- наполовину закрашенный круг – переменная облачность;
- темный кружок – небо затянуто тучами;
- снежинка – снег;
- капля – дождь;
- молния – гроза.
Иногда школьникам и вовсе разрешается вести дневник наблюдений на компьютере в таблице, созданной в программе Word. Необходимо выбрать вкладку «Вставка», и нажать «Создать таблицу». В подразделе «Фигуры» можно будет найти все основные условные обозначения: стрелки, солнце, тучи и т. д.
Вопросы и ответы
Как заполнить дневник погоды школьнику за прошедшие недели и месяцы?
Бывает, что школьник по каким-то причинам забросил ведение погодного дневника. Например, из-за продолжительной болезни. В таком случае на помощь приходят готовые дневники на погодных сайтах, таких как Gismeteo. Нажимаем на раздел «Еще», далее «Дневник», выбираем страну, область, город, год и месяц. Получаем дневник, в котором отображается температура, давление, облачность, погодные явления, направление и скорость ветра во все дни месяца. Остается только переписать данные в школьный дневник и получить хорошую отметку.
Нужно ли вести дневник погоды детям в 1 классе и дошкольникам?
Обычно до 2 класса детям предлагается наблюдать за погодой без фиксации в дневнике. Дети знакомятся с основными природными явлениями и народными приметами. На уроках они сравнивают осеннюю природу с зимней и летней, сегодняшнюю со вчерашней.
Погода – одна из самых популярных тем для разговоров во всем мире. За ней наблюдают на протяжении многих веков. Наблюдения в виде дневников позволяют строить высокоточные прогнозы и фиксировать изменения в климате. Школьники могут почувствовать себя настоящими метеорологами, ведя погодный календарь. Занятие позволит подметить любопытные закономерности, научит аккуратности, ответственности, улучшит внимательность и логическое мышление.
Выберите область:
Выберите город:
- Ясно
- Малооблачно
- Облачно
- Пасмурно
- Температура
- Направление и
скорость ветра
© 1998 — 2023 «Мэп Мэйкер»
geoschool1.ru – школьный сайт географии
ДНЕВНИК ПОГОДЫ зима ученика(цы)_________________________класс_____ МЕСЯЦ__________________________________
График хода температур
+ |
|||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
18 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
19 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
20 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
22 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
26 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
— |
Роза ветров Пример
|
Облачность и осадки
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Инструкции: 1. В графике хода температур поставьте точки на пересечении даты и дневной температуры воздуха, соедините точки пласной линией; 2. Начертите розу ветров. Количество равных отрезков на лучах должны соответствовать количеству дней с данным направлением ветра. 3. Постройте диаграмму облачности и осадков. Используйте условные знаки: ясно (солнышко), пасмурно (облако), дождь (капли), снег (снежинка) и др. |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
|
Средняя tо за месяц |
Количество ночных заморозков |
Max to |
Min to |
Количество пасмурных/ясных дней |
Преобладающее направление ветра |
1 (см. инструкции) |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Инструкции: 1 — Средняя температура за месяц вычисляется: а) определите средние суточные температуры (to день + to ночь и разделить на два); б) сложите средние суточные температуры и разделите на количество дней месяца. 2 — Заморозки — понижения температуры ниже 0 °С в приземном слое воздуха или на почве вечером или ночью при положительной температуре днём. 3,4 – Укажите самую низкую и самую высокую температуру, которая наблюдалась в этом месяце. 5 — Определите, как соотносится количество пасмурных и ясных дней. 6- Определите преобладающие направления ветра (северные, южные, западные или восточные).
Средние многолетние климатические показатели Рыбинска
Показатели/месяц |
я |
ф |
м |
а |
м |
и |
и |
а |
с |
о |
н |
д |
Высота Солнца (в градусах) |
11 |
20 |
30 |
42 |
51 |
56 |
54 |
47 |
36 |
24 |
14 |
9 |
Средняя температура за месяц |
-9 |
-8.7 |
-3 |
4.9 |
10.2 |
17.7 |
19 |
15.8 |
9.6 |
5.2 |
-3.5 |
-6.7 |
Количество пасмурных дней |
21 |
17 |
15 |
13 |
10 |
9 |
10 |
11 |
13 |
20 |
22 |
22 |
Описание погоды и изменений в природе. Используя результаты своих наблюдений дайте краткую характеристику погоды месяца (по неделям). Сравните погоду этого месяца с предыдущими годами или средними многолетними показателями (см. таблицу выше).
1неделя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2неделя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3неделя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4неделя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________