Как составить дифирамб

Дифирамбы в литературе – это песенное произведение для хорового исполнения в рамках древнегреческой трагедии. Хвалебное лирическое стихотворение, близкое к оде. Этот жанр ведёт свою родословную от дионисийских гимнов. Сам термин «дифирамб» — один из эпитетов бога вина Диониса.

Дифирамбы

В сегодняшнем понимании дифирамбы – это преувеличенная, восторженная похвала. Дико восторженная речь или сочинение все еще иногда описываются как дифирамбические. Теперь выражение «петь дифирамбы» мы используем как синоним слов «превозносить» с ноткой сарказма.

Содержание

  1. История распространения
  2. Особенности дифирамбических текстов
  3. Примеры употребления дифирамбОВ
  4. Кому поют дифирамбы?
  5. Ода и дифирамб – в чем разница?

История распространения

Дифирамбы — народные гимны бурного оргиастического характера, исполнявшиеся хором, большей частью переодетыми сатирами, на празднике сбора винограда в честь бога производительных сил природы Диониса.

Самое раннее упоминание о дифирамбе содержится во фрагменте “Архилоха”, который процветал в первой половине седьмого века до н.э.: “Я знаю, как вести прекрасную песнь о Господе Дионисе, дифирамб, когда мой разум сливается с вином.”

В VII веке до н. э. поэт Арион придал дифирамбам художественное оформление, особенно, по-видимому в музыкальной части. Отчасти из народного дифирамба получила происхождение греческая трагедия.

В V веке до н. э., например, у поэта Вакхилида, дифирамб приближается к драме, иногда приобретая форму диалога, исполнявшегося под аккомпанемент авлоса и чередовавшегося с пением хора. К числу знаменитых античных дифирамбистов также относятся поэты-новаторы Тимофей Милетский, Меланиппид и Филоксен.

В новой европейской литературе попытки возродить формы дифирамба связаны с Ренессансом; однако представление о дифирамбах ещё в XVIII веке не вполне соответствует его подлинной форме.

В Италии дифирамб культивируется в эпоху Барокко с его характерным тяготением к пышным формам («Бахус в Тоскане» Франческо Реди, «Триумф Бахуса» Джироламо Баруффальди).

В Германии попытки, мало удачные, возродить дифирамбы делают «анакреонтики» и поэты «Sturm und Drang’a» XVIII века (дифирамбы Вилламова, Мюллера, Иоганна Готфрида Гердера, Фридриха Шиллера).

Самостоятельным подражанием античным дифирамбам являются сатирические «Дифирамбы Дионису» Фридриха Ницше в 80‑х годах XIX века.

Особенности дифирамбических текстов

Дифирамбы имели трёхчастную структуру, то есть состояли из трёх классических строф (строфы, антистрофы, эпода). Строфа соответствовала выходу хора на сцену, анстистрофа – развитию действия, эпод – его завершению.

Как и многие другие произведения античной поэзии, дифирамбы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов и звучали напевно. Их также называли экстатическими песнями (т.е. песнями, созданными в состоянии экстаза).

Древние греки изложили критерии дифирамба следующим образом:

  • особый ритм;
  • аккомпанемент авлоса во фригийском стиле;
  • обогащающий текст;
  • значительное повествовательное содержание;
  • изначально антистрофический характер.

Самыми известными авторами дифирамбов были Архилох, Арион Метимнейский, Лас Гермионский, Пиндар, Филоксен, Тимофей Милетский.

Кстати, если вы сомневаетесь, как писать, «дифирамб» или «дифирамбов», выбирайте последнее, так как в единственном числе слово представляет собой существительное мужского, а не женского рода.

Иногда это жанровое обозначение используется в сатирических стихотворениях: наиболее известный русских дифирамбов «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова входит в состав «Од вздорных» и направлен против последователя М. В Ломоносова и В. П. Петрова.

Примеры употребления дифирамбОВ

Для того чтобы яснее представить себе употребление слова в живой речи, следует привести примеры контекста, где можно его употребить:

    • В Средние века юные поэты писали дифирамбы своим дамам.
    • Клиенты Intel начали петь дифирамбы достоинствам продукции японцев.
    • Только не спешите радоваться и петь очередные дифирамбы прогрессу!
    • Хватит мямлить всякие дифирамбы твоей матери.
    • Я вызвал вас не для того, чтобы выслушивать дифирамбы в свой адрес.
    • Перед тем как начнется заседание кафедры и пение дифирамб нашему ректору, я бы решил несколько действительно важных вопросов.
    • Сменив тесное платье на лёгкую сорочку, отпустила фрейлин. Те, одарив меня очередной порцией дифирамбов, быстро исчезли за дверью.

Цитаты из русской классики:

Теперь я вижу в этом письме лирический порыв, дифирамб, чем назвал сам Гоголь свое путешествие ко святым местам.

Аксаков С. Т., История моего знакомства с Гоголем, 1852

Таким образом, красивенькие описания, звучные дифирамбы и всякого рода общие места исчезают пред произведениями, в которых развивается общественное содержание.

Добролюбов Н. А., Русская сатира екатерининского времени, 1859

Между тем Туркевич, не видя пользы от дифирамбов, понемногу и осторожно начинал переходить к сатире.

Короленко В. Г., В дурном обществе, 1885

Видя его раздражение, можно было ожидать, что статья будет не из самых умеренных, но он превзошел наши ожидания, его «Vive l’Em­pereur!» [«Да здравствует император!» (фр.)] был дифирамб иронии — иронии ядовитой, страшной.

Герцен А. И., Былое и думы, 1856

Но разрешающей или связывающей силы закона он не знал и даже скорее предполагал, что закон есть не что иное, как дифирамб, сочиненный на пользу и в поощрение помпадурам.

Салтыков-Щедрин М. Е., Помпадуры и помпадурши, 1874

Кому поют дифирамбы?

Сегодня слово «дифирамб» понимается в общелексическом смысле. Оно означает преувеличенную похвалу, восторженную и высокопарную лесть.

Глагол «петь», который добавляется к существительному в составе фразеологизма (это как?), не просто намекает на происхождение термина, но и описывает процесс излияния неумеренных славословий.

Обычно пафосные восторги бывают неискренними, ведь того, кого действительно хотят похвалить, хвалят кратко, по делу. Отсюда негативный оттенок выражения «петь дифирамбы».

Его возникновение связано с этикой похвалы.

Ода и дифирамб – в чем разница?

Если сравнить понятия «дифирамб» и «ода», можно обнаружить некоторые сходства:

  • происхождение в эпоху античности;
  • функция торжественной песни, величания;
  • тяготение к классической форме.

У слова «ода» в его переносном значении нет столь яркой негативной окраски. «Слагать оды» вполне можно от души, а вот «петь дифирамбы» почти всегда означает «лгать, приукрашивать».

Ода ассоциируется с солнцем, разумом, ясностью рассудка, а дифирамб – с тёмным, «лунным», хмельным дионисийским началом. В этом расходятся два гимнических жанра Древней Греции.

Следует запомнить о дифирамбе, что это — песнопение, требующее недюжинного мастерства. В неумелых руках жанр становится нелепым и пародийным.

Таким образом, слово «дифирамбы» в современном русском языке используют чаще всего с фразеологизмом «петь дифирамбы» в значении превозношения кого-то и чего-то. Это очень преувеличенная похвала, которая в большинстве случаев неприятна.

Источники:

  • Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995;
  • Голосовкер Я. Э., Лирика древней Эллады, [пер. с древнегреч.], М. — Л., 1935 (есть перевод Д. «Тезей» Бакхилида); Радциг С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959;
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 232. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.

5 трендов образования, которые уже здесь

5 трендов образования, которые уже здесь

Учит ли школа реальным навыкам, без которых не обойтись во взрослой жизни? Пока традиционное образование не всегда соответствует современным требованиям. Но изменения уже начались. Вместе с онлайн-школой Skysmart разбираем самые заметные тренды в обучении.
Цифровизация
События прошлого года только ускорили неизбежное – образование будущего будет цифровым. Сегодняшние дети будут учиться всю жизнь, но возможно, школа – их последний опыт

Законы Эшби: содержание, определение, особенности

Законы Эшби: содержание, определение, особенности

В области теории организации идея «необходимого разнообразия» используется в качестве ключевого элемента в теоретической основе. В связи с миром бизнеса в целом кибернетический закон Эшби указывает, что степень релевантности компании должна соответствовать степени ее внутренней сложности для того, чтобы выжить на конкурентном рынке. Кибернетика В области кибернетики закон необходимого разнообразия Эшби сформулировал в 1956 году. Его можно объяснить

Антициклическая политика государства: понятие, виды, последствия

Антициклическая политика государства: понятие, виды, последствия

Неравномерность развития экономики или волновые колебания общего развития, особенно отрицательные фазы, а также воздействия связанных экономических кризисов побуждают правительства осуществлять мероприятия, направленные на снижение общих колебаний в развитии производства. На этом фоне основной целью антициклического регулирования становится сокращение вредного влияния общих кризисов, смягчение экономических циклов. Антициклическая политика государства

Стилистические функции антонимов: определение, типы и примеры

Стилистические функции антонимов: определение, типы и примеры

Из школьной программы по русскому языку многие помнят, что существуют слова, обладающие противоположными значениями. Их называют антонимами. Функции, которые они выполняют в тексте, будут рассмотрены в настоящей статье.Эта информация может оказаться полезной всем людям, интересующимся русским языком и желающим пополнить свои знания о нем. Данные сведения пригодятся и тем, чья работа связана с регулярным написанием большого количества текстов. Зачем

31 лицей Челябинска: лучшая физико-математическая подготовка

31 лицей Челябинска: лучшая физико-математическая подготовка

В челябинской школе № 31 математика и физика всегда преподавались по особой усиленной программе. Вопрос в том, все ли учащиеся хотели и могли это освоить. Ведь помимо особого склада ума от ребят все время требовалось огромное трудолюбие и, самое главное, желание заниматься точными науками.Школа, в коем статусе раньше находился 31 лицей Челябинска, была открыта в 1965 году прошлого века. Именно тогда распахнули двери и другие известные школы с научным

Инкорпорирующие языки: понятие, особенности, примеры

Инкорпорирующие языки: понятие, особенности, примеры

Среди всех языков, существующих в мире, есть группа, представители которой являются, пожалуй, одними из наиболее экзотических для русского человека, а также для большинства жителей Европы. Для уха, непривычного к звучанию таких длинных слов, речь иностранцев может показаться смешной или даже бессмысленной. Речь здесь идет об инкорпорирующих языках. Определение Инкорпорирующие языки — это такие средства общения, в которых отсутствует деление речи

Ехидничать – это плеваться ядом в окружающих

Ехидничать – это плеваться ядом в окружающих

Как и любое другое проявление человеческой культуры, изначально речь формировалась под влиянием окружающего мира, дикой природы. Наблюдая за поведением животных, подмечая особенности характера или физиологии, народ создавал оригинальные и весьма точные понятия. Ехидничать – это один из ярких примеров подражания наиболее опасным представителям фауны. Разобраться в нюансах помогут филологи. Откуда яд в словах? Сегодня под ехидной подразумевают

Анализ и прогнозирование временных рядов

Анализ и прогнозирование временных рядов

На протяжении многих лет люди прогнозируют погодные условия, экономические и политические события и спортивные результаты, в последнее время этот обширный список пополнился криптовалютами. Для предсказаний разносторонних событий существует множество способов разработки прогнозов. Например, интуиция, экспертные мнения, использование прошлых результатов для сравнения с традиционной статистикой, а прогнозирование временных рядов — это лишь один

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Как составить схему предложения в 1-м классе: правила и примеры

Многим родителям сложно помогать детям в учебе. Приходится заново изучать правила. Со временем они забываются. Когда ребенок идет в 1-й класс, составить схему предложения будет сложно. В школе учитель подбирает простые примеры, чтобы показать, как правильно находить предложение в тексте, как его изобразить графическим способом. Члены предложения: с чего начать? Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов,

Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Минский энергетический колледж - место получения востребованной профессии

Единственное средне-специальное учреждение образования в Республике Беларусь, которое готовит специалистов для электротехнической отрасли, — энергетический колледж в Минске. Его выпускники всегда востребованы. По окончании каждого ждет первое рабочее место. Обучение происходит на платной или бюджетной основе. Получить средне-специальное образование в Минском энергетическом колледже можно очно или заочно. Специальности Основные направления учебной

Что такое дифирамбы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Любой из нас хотя бы раз в жизни слышал фразу «петь дифирамбы». Что она означает, понятно всем.

А вот о том, что когда-то дифирамб считался вполне серьёзным поэтическим жанром, знает далеко не каждый.

Дифирамбы

Заглянем в историю!

Дифирамбы — это…

В литературе дифирамб – это произведение для хорового исполнения в рамках древнегреческой трагедии. Этот жанр ведёт свою родословную от дионисийских гимнов.

Такие гимны слагались в честь бога Диониса и исполнялись во время мистерий – всенародных празднеств, приуроченных к празднику сбора винограда (Дионис считался покровителем виноделия). Смысл мистерий не ограничивался радостью урожая, и был гораздо глубже.

Дифирамбы богу Дионису

Это театрализованное действо символизировало переход от жизни к смерти и последующему возрождению – идее вечного продолжения, земного плодородия.

Особенности

Дифирамбы имели трёхчастную структуру, то есть состояли из трёх классических строф (строфы (что это?), антистрофы, эпода). Строфа соответствовала выходу хора на сцену, анстистрофа – развитию действия, эпод – его завершению.

Как и многие другие произведения античной поэзии, дифирамбы исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов и звучали напевно. Их также называли экстатическими песнями (т.е. песнями, созданными в состоянии экстаза).

Самыми известными авторами дифирамбов были Архилох, Арион Метимнейский, Лас Гермионский, Пиндар, Филоксен, Тимофей Милетский.

Кстати, если вы сомневаетесь, как писать, «дифирамб» или «дифирамбов», выбирайте последнее, так как в единственном числе слово представляет собой существительное мужского, а не женского рода.

Дифирамбы нового времени

Попытки возродить античный жанр предпринимали поэты эпохи Возрождения (когда это было?). В Италии дифирамбы превратились в гимны вину и веселью, утратив культовую глубину.

Отчасти передать дифирамбический дух удалось немецким поэтам: В.Клопштоку, В.Гёте, И.Гердеру, Ф.Шиллеру. В 80-е годы 19 века полные иронии прозаические «Дифирамбы Дионису» создал Ф.Ницше.

Кому сегодня поют дифирамбы

Сегодня слово «дифирамб» понимается в общелексическом смысле. Оно означает преувеличенную похвалу, восторженную и высокопарную лесть.

Глагол «петь», который добавляется к существительному в составе фразеологизма (это как?), не просто намекает на происхождение термина, но и описывает процесс излияния неумеренных славословий.

Петь дифирамбы - это..

Обычно пафосные (это как?) восторги бывают неискренними, ведь того, кого действительно хотят похвалить, хвалят кратко, по делу. Отсюда негативный оттенок выражения «петь дифирамбы».

Его возникновение связано с этикой похвалы.

Если сравнить понятия «дифирамб» и «ода» (это что?), можно обнаружить некоторые сходства:

  1. — происхождение в эпоху античности;
  2. — функция торжественной песни, величания;
  3. — тяготение к классической форме.

У слова «ода» в его переносном значении нет столь яркой негативной окраски. «Слагать оды» вполне можно от души, а вот «петь дифирамбы» почти всегда означает «лгать, приукрашивать».

Ода ассоциируется с солнцем, разумом, ясностью рассудка, а дифирамб – с тёмным, «лунным», хмельным дионисийским началом. В этом расходятся два гимнических жанра Древней Греции.

Следует запомнить о дифирамбе, что это — песнопение, требующее недюжинного мастерства. В неумелых руках жанр становится нелепым и пародийным.

Содержание:

  1. Дифирамб как бог
  2. Дифирамб как песня
  3. Происхождение
  4. Критерии дифирамба
  5. Представители дифирамба
  6. Развитие дифирамба
  7. Пример дифирамба
  8. Дифирамб и греческая трагедия
  9. Дифирамб в новой поэзии
  10. Современное значение

Дифирамб

Дифирамб

Дифирамб это жанр греческой хоровой лирики, близкий к оде и гимну; торжественная песня, посвященная богу Дионису.

Дифирамб как бог

Термин «дифирамб» первоначально использовался как эпитет бога. Платон (V-IV вв. до н. э.) в произведении «Законы», рассуждая о видах музыки, упоминает «рождение Диониса, названное «дифирамбом». В «Вакханках» Эврипида Зевс, обращаясь к Дионису, называет его Дифирамбом.

Дифирамб как песня

Первоначально дифирамб предназначен Дионису – богу вина и плодородия, – которого афиняны называли «вдохновителем вакхических плясок, владыкой увенчанных хороводов». Дифирамб сопровождался ритуальным танцем под музыкальный аккомпанемент, имел признаки диалогического рассказа, что, в частности, привело к появлению драматургии как литературного рода. Жанр приобрел литературную завершенность в VII в. до н. э. стараниями Ариона с о. Лесбос. В дальнейшем содержание дифирамбов расширилось, песни начали исполнять в честь других богов и героев.

Происхождение

Дифирамбы исполнялись хорами на греческом острове Дилосе, но в большей степени сохранились афинские литературные фрагменты образцов жанра. В Афинах дифирамбы исполнялись греческим циклическим хором, который состоял из пятидесяти мужчин или мальчиков во главе с корифеем. Певцы, переодетые в сатиры (в греч. мифологии – козлоподобные существа), исполняли песни под аккомпанемент духовного инструмента авлоса, танцуя по кругу. Хор воспевал эпизоды, связанные с Дионисом, и отмечал празднества вина и плодородия.

Критерии дифирамба

Древние греки изложили критерии дифирамба следующим образом:

  • особый ритм;
  • аккомпанемент авлоса во фригийском режиме;
  • обогащение текста;
  • повествовательное содержание;
  • первоначально астрофический характер.

В Древней Греции также проводились состязания дифирамбических хоров, которые были частью фестивалей Диониса, таких, как Дионисия и Леная. Победитель получал статую, которая возводилась за его счет, – как общественный памятник в ознаменование победы. Однако большинство поэтов остаются неизвестными.

Представители дифирамба

Древнегреческий сатирический поэт Архилох

Древнегреческий сатирический поэт Архилох

Первое упоминание о дифирамбе встречается во фрагменте древнегреческого поэта Архилоха (VII в. до н. э.): «Я знаю, как вести честную песню бога Диониса – дифирамб, – когда мои мысли сливаются с вином».

Дифирамб как литературная композиция для хора также имеет греческое происхождение, поскольку Геродот говорил об Арионе (VII-VI в. до н. э.) с о. Лесбос как о «первом человеке, который изобрел, назвал и исполнил дифирамб в Коринфе». Арион из Метимны считается основателем жанра дифирамба в поэзии.
Знаменитые авторы дифирамбов – греческие поэты VI-V вв. до н. э.: Симонид Кеосский, который получил 56 побед в дифирамбических соревнованиях, Вакхилид и Пиндар.

Развитие дифирамба

В VI веке до н. э. сменился характер дифирамба: на первом месте оказалась музыка, которую исполнял один «актер» под аккомпанемент китары, содержание пополнилось сюжетами с других мифов, а также сюжетами на историческую тематику, напр., сохранился дифирамб Тимофея Милетского (V-IV вв. до н. э.) о битве при Саламине (480 г. до н. э.). Позднейшие образцы жанра предназначались также греческому народу.

Пример дифирамба

Блещущие жиром,
Увенчанные фиалками,
Звенящие в песнях,
Славные Афины –
Оплот Эллады, город под сенью божества…
(Пиндар; «Второй дифирамб афинянам»)

Дифирамб и греческая трагедия

Согласно Аристотелю греческая трагедия (греч. «песнь козла») возникла с дифирамба. Яркий пример дифирамба как прото-трагедии представляет собой дифирамб Вакхилида, хотя гимны составлены после того, как трагедия уже развилась. Дифирамб Вакхилида – диалог между одиноким певцом и хором. Это свидетельствует о том, что трагедия зарождалась, прежде чем Эсхил ввел в хор второго актера.

В конце V в. до н. э. дифирамб «стал излюбленным средством музыкальных экспериментов поэтов «новой музыки». В это движение вошли поэты Тимофей Милетский, Синезий, Меланиппид и Филоксен из Китеры. К IV веку до н. э. жанр претерпел упадок, хотя дифирамбические соревнования проводились до II в. до н. э.

Дифирамб в новой поэзии

В новой европейской поэзии в противовес другим жанрам панегирической типологии (ода, гимн) дифирамб не распространился, за исключением подражаний знаменитых немецких авторов Ф. Шиллера («Дифирамб»; 1796), Ф. В. Ницше («Дионисовские дифирамбы»; 1888).

С XIX в. дифирамбы также появляются в классической музыке (Ф. Шуберт, И. Ф. Рейхардт, В. Тауберт и др.).
В русской поэзии дифирамбу присущ частный характер (напр., сатирический «Дифирамб Пегасу» А. П. Сумарокова, анакреонтический дифирамб-тост А. А. Дельвига «Други, пусть года несутся…»).

Современное значение

До нашего времени сохранилась только малая часть античного дифирамбического наследия в виде отдельных фрагментов песен.

В современной языковой практике термин «дифирамб» используется в переносном значении – «преувеличенная похвала». Выражение «петь дифирамбы», которое означает «чрезмерно восхвалять, восторгаться», часто употребляется в ироническом контексте.

Слово дифирамб произошло от греческого dithyrambos.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Attic relief (4th century BCE) depicting an aulos player and his family standing before Dionysos and a female consort, with theatrical masks displayed above.

The dithyramb (;[1] Ancient Greek: διθύραμβος, dithyrambos) was an ancient Greek hymn sung and danced in honor of Dionysus, the god of wine and fertility; the term was also used as an epithet of the god.[2] Plato, in The Laws, while discussing various kinds of music mentions «the birth of Dionysos, called, I think, the dithyramb.»[3] Plato also remarks in the Republic that dithyrambs are the clearest example of poetry in which the poet is the only speaker.[4]

However, in The Apology Socrates went to the dithyrambs with some of their own most elaborate passages, asking their meaning but got a response of, «Will you believe me?» which «showed me in an instant that not by wisdom do poets write poetry, but by a sort of genius and inspiration; they are like diviners or soothsayers who also say many fine things, but do not understand the meaning of them.»[5]

Plutarch contrasted the dithyramb’s wild and ecstatic character with the paean.[6] According to Aristotle, the dithyramb was the origin of Athenian tragedy.[7] A wildly enthusiastic speech or piece of writing is still occasionally described as dithyrambic.[8]

History[edit]

Dithyrambs were sung by choirs at Delos, but the literary fragments that have survived are largely Athenian. In Athens, dithyrambs were sung by a Greek chorus of up to fifty men or boys dancing in circular formation, who may or may not have been dressed as Satyrs, probably accompanied by the aulos. They would normally relate some incident in the life of Dionysus or just celebrate wine and fertility.

The ancient Greeks laid out the criteria of the dithyramb as follows:

  • special rhythm
  • aulos accompaniment in Phrygian mode[9]
  • enriching text
  • considerable narrative content
  • originally antistrophic character

Competitions between groups, singing and dancing dithyrambs were an important part of the festivals of Dionysus, such as the Dionysia and Lenaia. Each tribe would enter two choirs, one of men and one of boys, each under the leadership of a coryphaeus. The names of the winning teams of dithyrambic contests in Athens were recorded. The successful choregos would receive a statue that would be erected—at his expense—as a public monument to commemorate the victory. However, most of the poets remain unknown.

The earliest mention of dithyramb, found by Sir Arthur Wallace Pickard-Cambridge,[10] is in a fragment of Archilochus, who flourished in the first half of the seventh century BCE: «I know how to lead the fair song of the Lord Dionysus, the dithyramb, when my wits are fused with wine.» As a literary composition for chorus, their inspiration is unknown, although it was likely Greek, as Herodotus explicitly speaks of Arion of Lesbos as «the first of men we know to have composed the dithyramb and named it and produced it in Corinth».[11]

The word dithyramb has no known origin, but is frequently assumed not to be derived from Greek.[12] An old hypothesis is that the word is borrowed from Phrygian or Pelasgian, and literally means «Vierschritt», i. e., «four-step», compare iamb and thriambus, but H. S. Versnel rejects this etymology and suggests instead a derivation from a cultic exclamation.[13] Dithyrambs were composed by the poets Simonides and Bacchylides, as well as Pindar (the only one whose works have survived in anything like their original form).

Later examples were dedicated to other gods, but the dithyramb subsequently was developed (traditionally by Arion) into a literary form.[14] According to Aristotle, Athenian tragedy developed from the dithyramb; the two forms developed alongside one another for some time. The clearest sense of dithyramb as proto-tragedy comes from a surviving dithyramb by Bacchylides, though it was composed after tragedy had already developed fully.[15] Bacchylides’ dithyramb is a dialogue between a solitary singer and a choir. It is suggestive of what tragedy may have resembled before Aeschylus added a second actor instead of the choir.

In the later 5th century BCE, the dithyramb «became a favorite vehicle for the musical experiments of the poets of the ‘new music’.»[16] This movement included the poets Timotheus of Miletus, Cinesias, Melanippides, and Philoxenus of Cythera. By the 4th century BCE the genre was in decline, although the dithyrambic competitions did not come to an end until well after the Roman takeover of Greece.

Modern dithyrambs[edit]

Dithyrambs are rare in English language literature. In German literature they appear more frequently, and from the 19th century several compositions were inspired by them.

Literature[edit]

John Dryden’s Alexander’s Feast (1697) is a notable example of an English language dithyramb.

Friedrich Schiller wrote a Dithyrambe in 1796. Friedrich Nietzsche composed a set of Dionysos-Dithyramben in 1888/89.[17] The poetry cycle Dithyrambischer Herbst by Austrian poet Alfred Grünewald was published in 1920.[18]

Music and dance[edit]

From the 19th century dithyrambs appear frequently in classical music, as well in vocal as instrumental compositions.

Franz Schubert wrote a song for bass voice based on Schiller’s Dithyrambe (D 801, published as Op. 60 No. 2 in 1826). Schubert’s earlier attempt at setting the same poem for a more extended vocal ensemble had remained unfinished (D 47, 1813). Schubert’s Fantasie in C Major, Op. 15 (D.760), often called the «Wanderer Fantasy», was referred to as «the splendid Wanderer- Dithyramb» by Franz Liszt in his letter to Professor Siegmund Lebert of December 2nd 1868.[19] Johann Friedrich Reichardt (in Schillers lyrische Gedichte volume 2, published around 1809) and Wilhelm Taubert (Op. 144 No. 2, 1864) were other composers setting Schiller’s poem. Other composers basing vocal music on dithyrambs include Giuseppe Verdi («Brindisi», No. 6 of his 1845 Album di Sei Romanze), and Max Bruch (Op. 39, c. 1871). Othmar Schoeck’s 1911 Dithyrambe, Op. 22 is based on an unnamed verse by Goethe.[20]

Instrumental dithyrambs were composed by Robert Volkmann and Hermann Ritter. Nikolai Medtner composed several dithyrambs, including a set of three for solo piano as his Opus 10. Additionally, the final movement of his first violin sonata carries the title, and the last of his Vergessene Weisen Op. 40 is a Danza ditirambica.

The last movement of Igor Stravinsky’s Duo Concertant for violin and piano is entitled Dithyrambe. Richard Edward Wilson’s 1983 Dithyramb is for oboe and clarinet. Wolfgang Rihm composed a 30-minute work, Concerto, in 2000, with the subtitle Dithyrambe and a scoring for string quartet and orchestra.

In 1961 the American choreographer James Waring created a dance piece entitled Dithyramb with music and objects by the Fluxus artist George Brecht.

The Swedish composer, Ture Rangström, 1884-1947, wrote an early symphonic poem, “Dithyramb” in 1909, revised in 1948 by Kurt Atterberg.

See also[edit]

  • Iambus (genre)
  • Thriambus

Notes[edit]

  1. ^ Wells, John C. (2000) [1990]. Longman Pronunciation Dictionary (new ed.). Harlow, England: Longman. p. 229. ISBN 978-0-582-36467-7.
  2. ^ Dithurambos, Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon, at Perseus. Dithyrambos seems to have arisen out of the hymn: just as paean was both a hymn to and a title of Apollo, Dithyrambos was an epithet of Dionysos as well as a song in his honour; see Harrison (1922, 436).
  3. ^ Plato, Laws, iii.700 B.
  4. ^ Plato. Republic.
  5. ^ Plato. The Republic | Edited by Robert Hutchins and Mortimer Adler.
  6. ^ Plutarch, On the Ei at Delphi. Plutarch himself was a priest of Dionysos at Delphi.
  7. ^ Aristotle, Poetics (1449a10–15): «Anyway, arising from an improvisatory beginning (both tragedy and comedy—tragedy from the leaders of the dithyramb, and comedy from the leaders of the phallic processions which even now continue as a custom in many of our cities), [tragedy] grew little by little, as [the poets] developed whatever [new part] of it had appeared; and, passing through many changes, tragedy came to a halt, since it had attained its own nature»; see Janko (1987, 6).
  8. ^ Definition of dithyrambic. TheFreeDictionary.com.
  9. ^ Harvey (1955). Aristotle records the failed attempt to set it in Dorian mode, in his Politics (8.7).
  10. ^ Pickard-Cambridge, Sir Arthur Wallace. 1927. Dithyramb, Tragedy and Comedy. Second edition revised by T.B.L. Webster, 1962. Oxford: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-814227-7
  11. ^ Pickard-Cambridge, Sir Arthur Wallace. 1927. Dithyramb Tragedy and Comedy. Second edition revised by T.B.L. Webster, 1962. Oxford: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-814227-7
  12. ^ R. S. P. Beekes has suggested a Pre-Greek eymology (Etymological Dictionary of Greek, Brill, 2009, pp. 333–4).
  13. ^ Versnel, H. S. (1970). «I. 2 Θρίαμβος». Triumphus: An Inquiry Into the Origin, Development and Meaning of the Roman Triumph. Leiden, Netherlands: Brill Publishers. pp. 16–38. ISBN 90-04-02325-9. Retrieved 2 January 2015.
  14. ^ Feder, (1998, 48).
  15. ^ See USU.edu and UFL.edu Archived 2006-07-27 at the Wayback Machine.
  16. ^ Christopher G. Brown, «Dithyramb,» in N.G. Wilson (ed.), Encyclopedia of Ancient Greece, Routledge, 2006
  17. ^ See the comprehensive commentary in Andreas Urs Sommer, Kommentar zu Nietzsches Der Antichrist. Ecce homo. Dionysos-Dithyramben. Nietzsche contra Wagner (= Heidelberger Akademie der Wissenschaften (Hg.): Historischer und kritischer Kommentar zu Friedrich Nietzsches Werken, vol. 6/2), Berlin / Boston: Walter de Gruyter 2013
  18. ^ Alfred Grünewald (1920). Dithyrambischer Herbst. Potsdam: Hans Heinrich Tillgner Verlag.
  19. ^ Brown, Maurice J. E. (1951). «Schubert’s ‘Wanderer’ Fantasy». The Musical Times. 92 (1306): 540–542. doi:10.2307/934078. ISSN 0027-4666.
  20. ^ Werk- und Nachlassverzeichnis Othmar Schoeck (1886 – 1957). Zentralbibliothek Zürich. p. 29. See also Dithyrambe ‘Alles geben die Götter, die unendlichen’ at The LiederNet Archive, and: Marcel Reich-Ranicki. «„Alles geben die Götter“ von Johann Wolfgang von Goethe» in Frankfurter Allgemeine Zeitung, 4 October 2013.

Sources[edit]

  • Armand D’Angour: «How the Dithyramb Got Its Shape.» Classical Quarterly 47 (1997) 331–351.
  • Feder, Lillian (1998). The Handbook Of Classical Literature. Da Capo Press. ISBN 978-0-306-80880-7.
  • E. D. d Francis (1990). Image and Idea in Fifth Century Greece: Art and Literature After the Persian Wars. Routledge. ISBN 978-0-415-01914-9.
  • Gosse, Edmund William (1911). «Dithyrambic Poetry» . Encyclopædia Britannica. Vol. 8 (11th ed.). pp. 323–324.
  • Jane Ellen Harrison (1922). Prolegomena to the Study of Greek Religion. Princeton University Press. ISBN 978-0-691-01514-9.
  • Harvey, A. E. 1955. «The Classification of Greek Lyric Poetry.» Classical Quarterly 5.
  • Aristóteles (1987). Poetics I. Hackett Publishing. ISBN 978-0-87220-033-3.
  • Pickard-Cambridge, Sir Arthur Wallace. 1927. Dithyramb Tragedy and Comedy. Second edition revised by T.B.L. Webster, 1962. Oxford: Oxford University Press, 1997. ISBN 0-19-814227-7.
  • —. 1946. The Theatre of Dionysus in Athens.
  • —. 1953. The Dramatic Festivals of Athens.
  • Sourvinou-Inwood, Christiane. 2003. Tragedy and Athenian Religion. Oxford: Oxford UP.
  • Constantine Athanasius Trypanis (1981). Greek Poetry: From Homer to Seferis. Chicago : University of Chicago Press. ISBN 978-0-226-81316-5.
  • Wiles, David (2004). The Masks of Menander: Sign and Meaning in Greek and Roman Performance. Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-54352-1.

External links[edit]

Look up dithyramb in Wiktionary, the free dictionary.

  • Bacchylides, «The Theseus Dithyramb» – composed c. 500 BCE (Archived 3 March 2016 at the Wayback Machine)
  • IMSLP:
    • Vocal:
      «Dithyrambe» in Schillers lyrische Gedichte (Vol. 2) by Johann Friedrich Reichardt,
      «Dithyrambe», Op. 60 No. 2 (D 801) by Franz Schubert,
      No. 6 of Sei Romanze (1845) by Giuseppe Verdi,
      «Dithyrambe», No. 2 in Dichtungen v. Fr. v. Schiller, Op. 144 by Wilhelm Taubert,
      Dithyrambe, Op. 39 by Max Bruch: Scores at the International Music Score Library Project
    • Instrumental:
      Dithyrambe und Toccate, Op. 4 by Robert Volkmann (1851),
      3 Dithyrambs, Op.10 by Nikolay Medtner (1898-1906),
      Dithyrambe, Op. 74 by Hermann Ritter (1907),
      Violin Sonata No.1, Op.21 by Nikolay Medtner (1909-10 — movements: Canzona, Danza, Ditirambo),
      «Danza ditirambica», No. 6 in Forgotten Melodies III, Op.40 by Nikolay Medtner (1919-1920): Scores at the International Music Score Library Project
  • Dithyrambs at The LiederNet Archive

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти длину промежутка решений неравенства
  • Как найти перспективу на рисунке
  • Как найти в телевизоре канал доверие
  • Как найти ролик в ютубе который смотрел
  • Как найти частоту если известна частота волны

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии