Как составить дидактический материал к уроку

Скачать материал

Методические основы подготовки дидактических материаловВачкова С.Н.

Скачать материал

  • Сейчас обучается 268 человек из 65 регионов

  • Сейчас обучается 387 человек из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методические основы подготовки дидактических материаловВачкова С.Н.

    1 слайд

    Методические основы подготовки дидактических материалов
    Вачкова С.Н.

  • План Введение
Какие материалы можно считать дидактическими
Что должен знать и...

    2 слайд

    План
    Введение
    Какие материалы можно считать дидактическими
    Что должен знать и учитывать учитель при создании дидактических материалов
    Какие дидактические материалы может создать учитель для учебно-воспитательного процесса

  • Работа  с любым дидактическим материалом подразумевает опору, во-первых, на...

    3 слайд

    Работа с любым дидактическим материалом подразумевает опору, во-первых, на разработанные учеными дидактические принципы и методы обучения, а во-вторых, на психологические особенности восприятия информации обучающимися
    Важное предварительное замечание

  • Дидактические принципы и методы обученияПринцип систематичности
Принцип после...

    4 слайд

    Дидактические принципы и методы обучения
    Принцип систематичности
    Принцип последовательности
    Принцип доступности
    Принцип активности
    Принцип наглядности
    Методом обучения, исходя из этих принципов, является
    способ подачи информации к органам чувств человека:
    словесные: устные или письменные,
    чувственные: наглядные, звуковые, осязательные,
    практические
    (В.П.Беспалько)

  • Методы обучения	
	В педагогической деятельности чаще используются следующие м...

    5 слайд

    Методы обучения

    В педагогической деятельности чаще используются следующие методы:

    проблемно-поисковые;
    квазиисследовательские;
    творческие;
    развивающие и нацеленные на саморазвитие;
    объяснительно-иллюстративные;
    репродуктивные;
    программированного обучения;
    игровые;
    диалогические;
    метод проекта;
    информационные;
    и др.
    Содержание и методы обучения должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным; причем, как в одной и той же ситуации, так и в разных учебных и социальных ситуациях.

  • Каналы восприятия информацииВизуальный
Аудиальный
Кинестетический В реальной...

    6 слайд

    Каналы восприятия информации
    Визуальный
    Аудиальный
    Кинестетический
    В реальной школьной практике учитель должен
    обладать гибким поведением: воздействовать
    на оптическую, акустическую и кинестетическую
    системы учащихся.
    Учитель должен быть понятен и доступен
    ученику с любой системой обработки
    информации и вовремя определить,
    что информация принята.
    Л.М.Митина

  • Под дидактическим материалом понимают:  Вид учебных материалов… Задания, разд...

    7 слайд

    Под дидактическим материалом понимают:
    Вид учебных материалов… Задания, раздаваемые учащимся для выполнения, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, иллюстрации, репродукции картин.
    Вид методического пособия (учебного пособия) для учителя.
    Особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом.

  • Виды дидактических материаловГотовые дидактические материалы: книги, пособия,...

    8 слайд

    Виды дидактических материалов
    Готовые дидактические материалы: книги, пособия, карточки, таблицы, иллюстрации и т.д.
    Дидактические материалы, созданные учителем (на бумажных или электронных носителях). Например, кроссворды, карточки с заданиями (1, 2), иллюстрации, шаблоны презентаций и публикаций для предоставления результатов своей работы учащимися

  • Издание: Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал. 5 кл.
Предмет Литера...

    9 слайд

    Издание: Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал. 5 кл.
    Предмет Литература
    Класс 5
    Автор Коровина В.Я.
    Тип литературы Дидактические материалы
    Уровень образования Основная школа
    Примеры дидактических материалов

  • Примеры дидактических материаловДейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С. 
	Пушкин на у...

    10 слайд

    Примеры дидактических материалов
    Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С.
    Пушкин на уроках русского языка : 7 класс .- М.: АРКТИ, 1999 (Люберцы: ВИНИТИ, производственно-издательский комбинат).- 40 с.; 60х88/16.- (Методическая библиотека).- ISBN 5-89415-052-3 (В обл.) , 5 000 экз. (тир.)
    Пособие содержит дидактические материалы (тексты и задания к ним), направленные на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы. Особое внимание уделено воспитанию чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможно глубины пушкинских произведений. Книга адресована учащимся школ, гимназий, лицеев и рассчитана на ее использование как в обычных классах, так и при углубленном изучении русского языка

  • Примеры дидактических материалов

    11 слайд

    Примеры дидактических материалов

  • 



	Картинный дидактический материал Примеры дидактических материалов

    12 слайд

    Картинный дидактический материал
    Примеры дидактических материалов

  • Карточки для дифференцированного контроля знаний по литератур...

    13 слайд

    Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 11 класс.

    Дидактические карточки-задания по географии. 6 класс: К учеб. Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс».

    Примеры дидактических материалов

  • Функции дидактических материалов	Разрабатываемые дидактические материалы могу...

    14 слайд

    Функции дидактических материалов
    Разрабатываемые дидактические материалы могут стать:
    помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков;
    стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме;
    средством проведения исследований и ресурсом для создания новых творческих работ учащихся;
    средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся.

  • Необходимые качества дидактических материалов:Вариативность форм и способов п...

    15 слайд

    Необходимые качества дидактических материалов:
    Вариативность форм и способов подачи материала
    Ориентация на обучение с опережением
    Увлекательность содержания
    Нацеленность на развитие мыслительных способностей

  • Учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, проце...

    16 слайд

    Учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно

  • Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладе...

    17 слайд

    Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Следует учитывать принципиальное положение Л. С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой».

    Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать их, объяснить, показать

  • Качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интер...

    18 слайд

    Качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно

  • Учителю следует обращать внимание на развитие таких мыслительных операций, к...

    19 слайд

    Учителю следует обращать внимание на развитие таких мыслительных операций, которые делают учащихся более успешными в изучении учебных предметов. Развивать  исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный

  • С использованием каких средств можно создать дидактические материалы (бумажны...

    20 слайд

    С использованием каких средств можно создать дидактические материалы (бумажные и электронные)?
    С помощью:
    текстовых редакторов
    электронных таблиц
    графических редакторов
    учебных программных сред
    обучающих программ и систем а также возможностей Интернет
    Дидактические материалы предоставляют учителю большие возможности для организации учебного процесса

  • Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты,...

    21 слайд

    Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать
    на экране компьютера
    создание (ввод символа или текста);
    редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка);
    форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта);
    на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).

  • вычисление значений,
использование различных формул, 
пересчет формул при изм...

    22 слайд

    вычисление значений,
    использование различных формул,
    пересчет формул при изменении данных,
    построение диаграмм и графиков,
    использовать различные способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул
    и др.

  • работа с объектами, изображением (построением) объекта; 
редактирование объек...

    23 слайд

    работа с объектами, изображением (построением) объекта;
    редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.);
    редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.)

  • свободный доступ к самой разнообразной информации; 
возможность быстрого поис...

    24 слайд

    свободный доступ к самой разнообразной информации;
    возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме;
    использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин; http://fns.nspu.ru/resurs/nat/
    возможность тестирования для определения уровня своих знаний;
    дистанционное обучение;
    участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах

  • «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» 
Ведущий российский разработчик электронных изданий, созда...

    25 слайд

    «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ»
    Ведущий российский разработчик электронных изданий, создатель самой обширной и разнообразной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно-познавательных, обучающих мультимедиа-продуктов для широкого круга пользователей, учреждений образования.
    «Просвещение-МЕДИА»
    Компания «Просвещение-МЕДИА» была образована в 2001 году в результате стратегического альянса Издательства «Просвещение», Института новых технологий образования и компании «Новый Диск» с целью разработки и внедрения высококачественных электронных обучающих и образовательных продуктов для повышения качества образования на всех уровнях.
    Примеры электронных изданий:

  • Какие возможности дают учителю электронные дидактические материалы?
Использов...

    26 слайд

    Какие возможности дают учителю электронные дидактические материалы?

    Использование различных подходов к изучаемой теме;
    личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения);
    усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации;
    активизация деятельности учащихся;
    вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно-образного, теоретического, творческого мышления;
    формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения;
    изменение характера познавательной деятельности;

  • модульность; 
относительная простота разработки и доступность ее освоения; 
в...

    27 слайд

    модульность;
    относительная простота разработки и доступность ее освоения;
    возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом;
    автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов
    осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности;
    автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени;
    визуализация учебной информации;
    моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью;
    обеспечение доступа к сети информации;
    формирование культуры учебной деятельности;
    информационной культуры общества.

  • Технология создания и применения дидактических материалов:определение целей о...

    28 слайд

    Технология создания и применения дидактических материалов:
    определение целей обучения;
    отбор содержания учебного материала:
    анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания;
    определение области и цели использования в системе уроков;
    разработка системы уроков:
    проектирование компьютерных заданий для отобранных уроков;
    выбор адекватного способа представления учебного материала;
    выбор программных средств;
    программная разработка компьютерных заданий;
    выработка критериев оценки результатов обучения;
    разработка средств контроля знаний и способов их применения;
    включение дидактических материалов в образовательный процесс;
    интерпретация полученных результатов

  • Литература:
Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (пед...

    29 слайд

    Литература:

    Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М., 2002.
    Джеоф Грехем. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. – М., 1993.
    Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей предметников /RELARN-2004. Тезисы доклада. — Федерация Интернет образования.
    Литературная энциклопедия в 11 томах. — 1929-1939.
    Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение.
    Марусева И.В., Соломин В.П., Волкова И.В. Разработка дидактических материалов учителем с применением ЭВМ на примере школьного курса биологии. — http://www.socspb.ru/edu/spetialist/publication/doc2758
    Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
    http://iteach.rspu.edu.ru
    и др.

  • Автор: Вачкова С.Н., snv555@yandex.ru Спасибо за внимание

    30 слайд

    Автор: Вачкова С.Н., snv555@yandex.ru
    Спасибо за внимание

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 264 790 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 30.12.2020
  • 2089
  • 0
  • 30.12.2020
  • 2241
  • 0
  • 30.12.2020
  • 2636
  • 7
  • 30.12.2020
  • 2417
  • 0
  • 30.12.2020
  • 2348
  • 7
  • 22.12.2020
  • 2061
  • 16
  • 01.11.2020
  • 1732
  • 1
  • 12.10.2020
  • 2735
  • 30

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Мирошниченко Татьяна Витальевна, преподаватель

В процессе перестройки системы образования в настоящее время особое внимание уделяется проблеме активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Основными направлениями в этой области являются;

— разработка методики формирования учебно-познавательных умений, без которых немыслима активная познавательная деятельность обучающихся;

— разработка пособий для организации самостоятельной работы обучающихся.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития познавательного интереса обучающихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. Одним из средств решения этой задачи выступают дидактические материалы.

Актуальность исследования данной темы обусловлена одной из потребностей модернизации российского образования, связанной с необходимостью поиска, обоснования, разработки дидактико-методического обеспечения обновления процесса образования, достижения нового качества как процесса образования в целом, так и процесса обучения экономическим дисциплинам.

Целью исследования является научное обоснование и практическая апробация методов разработки комплекса эффективных дидактических материалов для обеспечения процесса образования в техникуме, в том числе по экономическим дисциплинам.

Объектом исследования является образовательный процесс

Предметом исследования явились дидактические материалы, методика их создания и использования в процессе обучения.

В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:

— уточнить понятие «дидактические материалы» в педагогической науке;

— выявить состояние проблемы дидактических материалов в педагогической теории и практике на основе анализа учебно-методической литературы, опыта работы;

— проанализировать виды существующих дидактических материалов и привести обобщенную их классификацию;

— определить принципы построения дидактических материалов;

— расширить содержание УМК на основе разработки дидактических материалов.

Исследование проводилось в четыре этапа, каждый из которых был направлен на решение конкретных задач.

1 этап — Изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования с целью определения методологической и теоретической основы исследования, сформулированы цели и задачи, определены методы исследования.

2 этап — Определены принципы создания дидактических материалов для обучающихся, разработаны дидактические материалы, определены критерии эффективности использования этих материалов в учебном процессе.

3 этап —  разрабатывалась методика работы с дидактическими материалами.

4 этап — Осуществлялись анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, выяснение степени эффективности предложенных разработок.

Перед тем как рассмотреть понятие и содержание дидактического материала определим, что такое дидактика.

Дидактика – это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения; теория обучения.

Дидактика отвечает на вопросы: для чего учить? Чему учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Дидактика является тем общенаучным ядром, которое объединяет все предметные методики и обеспечивает единство в подходах и принципах преподавания и организации познавательной деятельности обучающихся у разных педагогов, преподающих отдельные предметы.

Анализ литературы по проблеме разработки дидактических материалов показал, что существуют различные подходы к определению дидактических материалов и средств. Однако, нет однозначного определения и четкого разграничения понятий «дидактические материалы» и «средства обучения».

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы.

Дидактические материалы являются частью общей системы подготовки преподавателя к работе на занятии.

Дидактические материалы могут служить средством управления процессом обучения; направлять самостоятельную работу обучающихся, учитывая их индивидуальный стиль работы; быть самостоятельным источником учебной информации; обеспечивать адекватное отражение действительности, своеобразную наглядность обучения; могут дополнять текст учебника или объяснения преподавателя; возбуждают эмоции и вызывают интерес обучающихся; создают возможности для возникновения проблемных ситуаций; делают разнообразным процесс обучения; осуществление контроля и самоконтроля. На основе дидактических материалов возможна организация классной, домашней и внеклассной работы обучающихся.

Дидактические задания могут служить основой для профессионального ориентирования. Использование дидактического материала положительно влияет на эффективность усвоения учебного содержания, способствует повышение интереса к предмету и экономит время на проведение самостоятельных работ.

Следует отметить, что в некоторых случаях неправильно понимается цель дидактического материала. Это не учебное оборудование в общепринятом смысле слова, т.к. его целью является не обучение навыкам и передача знаний через “правильное использование”. Главная цель дидактического материала — внутренняя: помочь самостроительству обучающегося и его духовному развитию. Следует помогать этому развитию, предоставляя обучающимся внешние стимулы, которые приковывают их внимание и инициируют процесс сосредоточения. Если преподаватель может предложить материалы, которые привлекли бы внимание, он сможет дать обучающемуся свободу, необходимую для его развития.

Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.

Классификацию дидактических материалов подразделяют по методическому назначению и дидактическим целям.

Таблица 1.

Классификация ДМ по методическому назначению и дидактическим целям

В обучении различных предметов, в том числе на занятиях экономики используются следующие виды дидактических материалов:

1.        демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

2.        раздаточный материал

К наиболее эффективным формам и видам дидактического материала, реализуемых в процессе обучения экономическим дисциплинам можно отнести:

1.        Алгоритмы выполнения познавательных заданий, решения расчетных задач по экономике.

2.        Видеозаписи, презентации докладов, выступлений на занятиях экономической теории и бизнес-планирования

3.        Задания по формированию универсальных умений (сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, систематизировать, интегрировать и др.);

— задания различного уровня сложности (репродуктивного, продуктивного, поискового, исследовательского, творческого.);

— задания с проблемными вопросами; задания на развитие воображения и творчества;

— задания с профессионально значимым содержанием;

— задания разного вида (вопросы, тесты разного типа, упражнения, задачи разного типа, разнообразные диктанты),

— дидактические игры (на занятиях экономики и экономической теории),

— творческие задания (по всем экономическим дисциплинам)

4.        Инструкции по организации внеурочного мероприятия (в рамках декады экономических дисциплин, научной конференции).

5.        Листы самоподготовки учащихся к реализации учебно-исследовательского проекта (на занятиях Бизнес-планирования)

6.        Обучающие тексты — алгоритмы для работы с различными источниками информации (учебником, справочниками, экономическими словарями, электронными ресурсами, таблицами, схемами, рисунками и т.п.).

7.        Памятки по подготовке и проведению практических работ

8.        Планы разнообразных видов познавательной деятельности: изучения научных понятий и фактов; проведения учебного и научного исследования, анализа сводных таблиц; подготовки и написания рефератов, сочинений, диплома

9.        Справочные материалы: Экономические словари.

10.        Тесты разного типа.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

принцип доступности (дидактические материалы подбираются преподавателем согласно достигнутого уровня обучающихся);

принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

принцип познавательной мотивации;

принцип проблемности (в ходе работы обучающийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Дидактические материалы должны способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету, их абстрактно-логического мышления, творческих способностей. Они должны включать элементы занимательности (новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям, наглядность, контрастность). Занимательность в обучении соответствует лучшему протеканию познавательных процессов человека, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

Современные информационные технологии позволяют при разработке дидактических материалов оперировать таким комплексом средств, какого раньше еще не было. Эти средства позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания обучающихся, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления, на формирование оценок описываемого, создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

Американские психологи зрительное восприятие рассматривают как чувственный опыт, приобретший смысл. Но смысл приобретается в результате взаимодействия материального объекта и идеального сознания, порождающего убеждения, закрепляемые через учебные знания и умения в навыках.

Для поддержания восприятия важно учить умению видеть новое в знакомом материале, постепенно переводить обучающихся с уровня элементарных, простейших представлений о мире на уровень научных понятий и обобщений. Познавательный интерес возникает, если раскрывать перед обучающимися, применяя дидактический материал, историю научных открытий, борьбу идей, труд учёных. Все эти возможности представляет учебный материал курса экономики.

Увлекательная форма повторения пройденного материала с помощью наглядных средств  также может послужить основой для возбуждения и поддержания познавательного интереса, привлечь внимание к самому главному в изучаемом материале.

Для возбуждения интереса обучающихся применяют и такую форму работы как дидактическая игра: игры-упражнения, настольные игры, игры-моделирование и др. Во время игры проявляется активность каждого обучающегося, происходит соревнование. Поскольку играть могут лишь обучающиеся, знающие материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьёзную и интересную работу.

При повторении материала в начале урока можно применять экранные пособия, которые показывались обучающимся на предыдущих занятиях. Обучающиеся видят на экране изображение и отвечают на вопрос: что показано в кадре? (Узнавание). Затем, в зависимости от содержания кадра, перед ними ставят вопросы. Например, при демонстрации кадра с линией спроса, обучающиеся отвечают на вопрос о том, как можно сформулировать закон спроса; как должна быть изображена линия, отражающая отклонение от закона спроса; как графически отображается изменение ценовых и неценовых факторов, влияющих на величину спроса.

Во всех случаях применяемые средства обучения должны привлекать внимание и возбуждать интерес к главному материалу.

Активизация процесса обучения на занятиях экономики достигается применением разнообразных видов дидактического материала для проведения самостоятельных работ. В этом случае необходимо обратить внимание на обеспечение оперативности контроля за результатами усвоения опорных знаний путём применения специальных форм проверки (использование карточек, тестов и заданий для самопроверки правильности ответов).

Проверку знаний и умений в начале занятия имеет смысл провести за короткое время. Для этих целей, кроме традиционных методов проверки знаний используют графические тесты, вопросы с выборочным ответом.

С помощью дидактических средств у обучающихся можно формировать умения и навыки самоконтроля. При проверке не следует ограничиваться тем, что что обучающиеся укажут на ошибку товарища и исправят её, а желательно найти и обосновать причину её появления.

При закреплении и проверке умений решать расчётные задачи, следует учесть, что при традиционном способе проверки — обучающиеся узнают о результатах своей письменной работы через несколько дней, а поэтому забывают порядок решения задачи. Поэтому обучающимся можно дать возможность самим оценить результат сразу. Как только обучающиеся сдали работу, они имеет возможность получить образец правильного решения своей задачи или увидеть её на мониторе. При сравнении сделанного с образцом, обучающийся видит недочёты, осознаёт причины ошибок, задаёт вопросы. Таким образом, можно приучать обучающихся проводить самоконтроль и делать самооценку своего труда.

Добиться усвоения знаний можно разными способами. Можно проводить многократное повторение, закрепление, требуя воспроизведения изученного материала. А можно вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность, где они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.

Организация самостоятельного исследования и управление деятельностью обучающихся начинается с того, что преподаватель проводит логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе этого с помощью дидактического материала ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения исследования. При этом обязательно должны быть отмечены промежуточные задачи исследования.

Применение дидактического материала на занятиях можно характеризовать как активную форму работы, если она позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления, стимулирует учебную деятельность.

Рассмотрим технологию создания и применения дидактических материалов

1.        Определение целей обучения: преподаватель должен ответить на вопрос: для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы обучающихся при усвоении того или иного материала, опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.

2.        Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания дидактических материалов. Преподаватель, находясь в контексте образовательной программы, должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно донести содержание до каждого обучающегося, обеспечив быстрое восприятие за счет максимальной наглядности и доходчивости.

3.        Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от образовательных целей, поставленных при их разработке.

Дидактические материалы для контроля знаний обучающихся следует составлять с учётом таких требований к их форме, структуре и содержанию, чтобы обеспечивалось достижение целей и задач контроля, адекватных целям и задачам соответствующего этапа обучения. Если дидактическая цель этапа обучения — приобретение знаний, формирование у обучающихся умений и навыков, то здесь целесообразны задания на воспроизведение усвоенной информации; а типовые и нетиповые задачи (задания на применение в известных, стандартных и новых учебных условиях знаний, умений и навыков’ учащегося) как форма контрольных заданий более всего соответствует этапу обучения, целью которого является научить обучающихся применять приобретённые знания, сформированные умения и навыки.

Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов (апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условий для более эффективного использования.

Особое внимание следует уделять требованиям, предъявляемым к дидактическим материалам.

 При этом необходимо:

•        выбрать последовательность знакомства с информацией;

•        дать обучающимся подробные советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле;

•        структурировать материал таким образом, чтобы была обеспечена зрительная наглядность для сравнений и сопоставлений.

•        помнить, что материал должен быть безупречными в научном отношении;

•        учитывать увлекательность содержания (качество знаний обучающегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения; поэтому задания должны выполняться не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно);

•        вариативность форм и способов подачи материала;

•        нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими самостоятельно).

Расширение возможностей в реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание в практической педагогической деятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем не оправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целям обучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогической практике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических материалов, что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогического процесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.

Чтобы преодолеть эти негативные тенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношении любых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных средств наглядности с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясь на анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в образовательный процесс новых наглядных материалов. Сегодня в помощь преподавателям приходят компьютерные технологии создания и применения наглядных материалов. Технология мультимедиа позволяет соединить в единое целое различные формы представления информации: текст, голос, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях. Телекоммуникационные технологии предоставляют в распоряжение преподавателя безграничные информационные ресурсы. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционные технологии избавляют обучающихся от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе и динамическое) на большой настенный экран. Технологии печатной подготовки предоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания и изготовления учебных пособий, альбомов, рекомендаций, вспомогательных наглядных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новыми технологиями.

Естественное желание преподавателя наиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных систем нередко приводит к возникновению несоответствия между направлениями деятельности обучающихся.

С помощью эффектной, многогранной подачи образовательного материала преподаватель успешно концентрирует их внимание на средстве наглядности (экране монитора, проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задача обогащения опыта обучающихся, расширения их кругозора, то никаких проблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются в контексте совсем другой педагогической задачи – не просто познакомить обучающихся с объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов, выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случае концентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значения особенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.

Это означает, что наглядный материал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию «служить как бы опорой внутренних действий, осуществляемых обучающимся под руководством преподавателя в процессе овладения знаниями». Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядный материал сам делается «непосредственным предметом учебных действий».

Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, что фактически осознается обучающимися, с тем, что должно ими осознаваться в соответствии с определенной педагогической задачей. «С психологической точки зрения это и есть центральный вопрос наглядности». В отличие от научно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядного пособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы о необходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всех тех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средства создания наглядности.

Вместе с дидактическими задачами определенные ограничения на использование современных средств наглядности накладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержание и методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания обучающихся.

Так, с помощью современных информационных средств преподаватель имеет все технические возможности для того, чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет его цветовой насыщенности и графического разнообразия.

Общеизвестен феномен психофизиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текста имеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментально установлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или иной стилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит, арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленного распознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особым культурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов может только отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.

Представляемые современными информационными средствами удобство и простота в создании новых наглядных материалов так же нередко вводят преподавателя в заблуждение, создавая иллюзию неограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал – это не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем, поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогический опыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры, содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создать пятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутный учебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда.

Таким образом, использование современного инструментария создания наглядности ограничивается уровнем подготовки самого преподавателя во многих областях деятельности.

Наконец, создание и использование наглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, что наглядности не может быть слишком много, является справедливым только в условиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако не ограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение для становления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередь мышление абстрактное.

Эффективность использования дидактических пособий определяется тремя взаимосвязанными аспектами ее обеспечения – техническим, методическим и организационным. Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совершенствование и разработку ТСО, используемых для передачи информации обучающимся, обратной связи от обучающихся к преподавателю, контроля знаний, организации самостоятельных занятий, обработки и документирования информации. Но даже сверхсовременные ТСО не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической подготовки и разработки дидактических материалов, с нарушением эргономических и психолого-педагогических требований, с необоснованным расширением областей их применения, т. е. методически неграмотно.

Одна из причин слабого использования ТСО состоит в том, что в не все преподаватели (в основном женщины) умеют обеспечить техническую работоспособность подобных средств обучения. Боязнь технической сложности аппаратуры и затруднений, возникающих при ее неисправности, является сильнейшим психологическим барьером для широкого использования ТСО. И чем современнее и дороже по цене они становятся, тем менее охотно некоторые преподаватели склоняются к их использованию. Поэтому необходимо знакомить преподавателя с ТСО и методикой их использования на занятиях по данному курсу.

Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов обучающихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения. Возможны условно выделяемые три уровня использования ТСО: эпизодический, систематический и синхронный. На эпизодическом уровне ТСО используются преподавателем от случая к случаю. Систематический позволяет значительно расширить объем изучаемой информации и разнообразие ее представления для восприятия, когда преподаватель продуманно и последовательно включает ТСО в процесс преподавания. Синхронный уровень предполагает практически непрерывное сопровождение изложения материала применением ТСО на протяжении всего занятия или значительной его части.

Однако при любой степени технизации учебного процесса ведущая и решающая роль принадлежит преподавателю, а ТСО, даже в самых современных вариантах, всегда будут лишь его помощником. Самый высокий уровень технизации учебно-воспитательного процесса не заменит положительного влияния личности преподавателя на обучение и воспитание личностных качеств обучающихся.

По результатам проведенного исследования сформулированы следующие выводы:

В условиях реализации стандартов образования существует необходимость разработки и внедрения в учебный процесс дидактических материалов.

На качество образования обучающихся оказывает влияние дидактическое обеспечение учебного процесса. Поэтому в ходе работы выявлена целесообразность реализации рекомендаций при разработке дидактических материалов для обучения.

Проведенное исследование определило направление дальнейшего изучения проблемы — совершенствование дидактического обеспечения учебного процесса, где гарантировано соотношение «цель-процесс-результат».

Дидактические материалы

Рассказываем, в чем заключается суть дидактических материалов. Называем их виды. Объясняем, как подготовить дидактические материалы?

Суть дидактических материалов

Дидактические материалы — это вспомогательные материалы в процессе обучения в учебном заведении, помимо основных учебников. Раздаются обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируются педагогом перед всем классом (группой). Способствует активизации образовательной деятельности обучающихся.

Виды дидактических материалов

Виды дидактических материалов Примеры дидактических материалов
Демонстрационные пособия плакаты, таблицы, приложения к учебникам, сборники задач.
Раздаточный материал раздаточный материал в виде веера, с различными вкладышами, карточки.
Развивающие игры

Дидактические игры

  • сюжетно-ролевые игры,
  • игры-инсценировки,
  • настольные игры,
  • интеллектуальные игры,
  • игры с конструкторами и др.
Таблицы
  • справочные (например, таблица Менделеева).
  • познавательные (например, изображение пищевой цепочки).
  • инструктивные (например для правильного правописания).
  • тренировочные (например, для тренировки математических навыков).
Изображения, различные картинки Изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами.
Электронные пособия видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги
Муляжи, макеты, модели измерительных приборов глобус, макет для изучения солнечной системы

Как подготовить дидактические материалы к урокам?

Мы постарались собрать материалы по подготовке разнообразных дидактических материалов к урокам.

  • Визуализация
  • Дидактические игры
  • Образовательные VR/AR-фильмы
  • Презентация
  • Чек-листы

Развитие педагогических компетенций. Как методически верно составить дидактические материалы к уроку

После просмотра дистанционного образовательного вебинара можете оформить международный сертификат участника вебинара.

Сертификат подтверждает участие в проводимых вебинарах. Сертификат подтверждает участие в проводимых учебных вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность познавательного вебинара.

Получить сертификат

Документ

Сертификат участника профессионального вебинара
Сертификат подтверждает участие в современных проводимых вебинарах. На сертификате указывается ФИО участника (воспитателя или учителя), тема и продолжительность всероссийского вебинара.

Начало

09.02.2023 в 18:00

Стоимость

Бесплатно (сертификат оплачивается отдельно, стоимость 140 руб.)

Программа

На вебинаре мы расскажем о том, как опираясь на тему урока, создать качественный дидактический материал: обучающие игры, рабочие листы, инфографику. Также мы разберём, как создать всё это за минимальное количество времени, но с максимальной пользой

Диплом

Деятельность

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться».

Образование

РГПУ им.Герцена, филологический факультет, бакалавриат.
Магистратура: РГПУ им.Герцена, институт философии человека.

Курсы

Повышение квалификации:
“Стратегии смыслового чтения и работы с текстом как межпредметная технология” РГПУ им. А.И. Герцена, 2018 год.
“Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн” Общества с ограниченной ответственностью “Международные Образовательные Проекты”.
“Методика преподавания межпредметных технологий и реализация их в образовательном процессе”, 2019.
“Мониторинг реализации образовательной программы школы в условиях введения ФГОС”, 108 часов. ГПУ ДПО СПб АППО.
Центр дополнительного профессионального образования “Экстерн” Общества с ограниченной ответственностью “Международные Образовательные Проекты”, 2021. Диплом о профессиональной переподготовке “Менеджмент в образовании”.
«Апгрейд 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке». Сингапурские методики преподавания. Автор Лилия Мухаметшина, 2022 г.
«Лаборатория игры и игрушки», автор Екатерина Кудрявцева, 2022 г.

Александра ЛогиноваПреподаватель

Посетила классный вебинар по педагогике. Это было невероятно! Все полтора часа на одном дыхании. Автор вебинара всегда затрагивает самые нестандартные и значимые темы для развития педагогов и родителей. А главное — все доносит простым языком, всегда сопровождая рассказ эмоциональными примерами из жизни. Спасибо! Было очень интересно!

Марина СолдатоваПреподаватель

Вебинары по гуманной педагогике обладают для меня особой дидактической ценностью! Семинар изменил нашу с мужем жизнь как семьи. Он помог нам в воспитании наших детей. Это потрясающе))) Низкий поклон вам! Ваш урок бесценен. Спасибо за знание, опыт, безграничную любовь и мудрость. Каждое слово пропитано добротой и любовью. Благодарю за обучение!

Ольга АндрееваПреподаватель

Каждый раз, когда я слушаю Паату Амонашвили, моё сердце открывается. И я вспоминаю, какую важную роль взрослый играет в жизни каждого ребенка. Как важно быть примером и мудрым наставников ребёнок. Как взрослый может зародить, привить любовь к делу, научить любить и заботится. И наоборот, как тот же взрослый может зародить у ребёнка нелюбовь и равнодушие.
Как важно любить, когда хочется ненавидеть, как важно не оценивать ребёнка перед собой, а научится находить его сильные стороны и развивать их.
Сегодня так не просто быть открытым и неравнодушным. Но именно сегодня нам нужно стать совсем другими…

Наше будущее поколение зависит от только от уровня нашей любви к каждому из них.

Спасибо дорогой Паата. ❤️
Спасибо Солнечному свету за возможности прикоснуться к великому и важному…

Как избежать «глупых» ошибок на письме? Функции программирования, регуляции и контроля

25.05.2023в 17:00

Как избежать «глупых» ошибок на письме? Функции программирования, регуляции и контроля

Знакома ли вам ситуация: ребенок смышленый, неплохо учится, усваивает новый материал, НО! В тетрадях допускает большое количество «глупых ошибок». Может пропускать точки, игнорировать написание заглавной буквы в начале предложения, пропускать буквы, слоги, слова, не дописывать предложения и даже «жи-ши» с легкостью может написать с «Ы». О чем нам сигнализируют подобные ошибки будем разбираться на вебинере 25 мая.
Также на встрече мы поговорим:
О трех функциональных блоках мозга
Какие функции выполняет 3-ий ФБМ
Какие проявления (симптомы) увидим у детей с задержанным формированием функций целеполагания, программирования и контроля (на примере письма и чтения)
Как могут родители и педагоги простимулировать развитие этих функций у ребенка
Вебинар будет полезен родителям, педагогам, воспитателям.

Кризис 3-х лет. Как справиться с непослушанием ребёнка?

30.05.2023в 17:00

Кризис 3-х лет. Как справиться с непослушанием ребёнка?

Психология характеризует кризис 3-х лет как семизвездие симптомов.
На вебинаре мы с вами обсудим отличительные качества, которые помогают точно определить, что ребенок вступил в пору независимости от взрослых, а его эмоциональность не является следствием избалованности либо обычной вредности.
На вебинаре будут освещены следующие особенности кризиса 3-х лет:
Детские капризы
Вопрос границ
Проявление агрессии
Теория привязанности
Кому будет полезен данный вебинар? Широкому кругу слушателей; педагогам, воспитателям, а также родителям детей дошкольного возраста.

Адаптивная физическая культура в школе для детей с ОВЗ в условиях реализации обновленных ФГОС

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Активные методы обучения в дополнительном образовании (экология и краеведение)

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Актуальные проблемы обучения детей с нарушением слуха в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования

Цена от 1 700 ₽
990 ₽



36-248 часов

Во время каждого урока педагог использует массу дидактических материалов. Если включать в урок только задания из учебника или печатной рабочей тетради, то сделать такое занятие интересным и эффективным будет очень трудно.

На вебинаре мы расскажем о том, как опираясь на тему урока, создать качественный дидактический материал: обучающие игры, рабочие листы, инфографику. Также мы разберём, как создать всё это за минимальное количество времени, но с максимальной пользой!

Вебинар будет полезен педагогам разных предметов, репетиторам и воспитателям.

Ведущая вебинара — учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории (стаж 6 лет), преподаватель школы для детей-билингвов в Сингапуре, автор первого методического курса по созданию рабочих листов, финалист Всероссийского конкурса «ПРО Образование» в номинации «Блоги, на которые стоит подписаться» — Щербакова Анастасия.

Развитие педагогических компетенций. Как методически верно составить дидактические материалы к уроку

Часто педагог сталкивается с такой проблемой: заданий в учебнике или в печатных рабочих тетрадях не хватает для того, чтобы провести урок или подготовиться к его проведению. Качественные презентации, материалы почти невозможно найти в открытом доступе, в печатных изданиях многие техники и методы трудно применить на современном уроке. Намного продуктивнее и качественнее будет создать собственный дидактический материал, который вовлечёт учащихся в урок, поможет закрепить, углубить пройденный материал, а иногда и способствует организации групповой или парной работы.

Что мы понимаем под термином “дидактический материал”?

Это особый тип учебных пособий, который активизирует познавательную деятельность школьника, побуждает его вовлечься в учебный процесс.

Любые дидактические материалы, это:

  • новый формат работы
  • новый взгляд на изучаемый материал
  • сэкономленное время педагога
  • повышенная мотивация, интерес к предмету.

Какие материалы чаще всего нужны педагогу:

  1. Рабочий лист.

Самый универсальный материал для урока, включающий самые разные форматы заданий: найти пару, филворд, анаграммы и ребусы, вставить на место пропуска нужное слово, заполнить слепую схему или таблицу, сортировка слов или картинок, расставить слова в правильном порядке, оформить творческое задание (комикс, создать рисунок). Рабочий лист может быть создан на один урок, на серию уроков или для конкретного этапа урока.

  1. Игры. Можно создавать самые разные вариации настольных игр: домино, лото, настольные игры-бродилки, игры со специальными полями и картами, пазл.
  2. Мемо-карты для запоминания терминов, изображений, иллюстрирующими какие-то понятия.
  3. Викторины или игры типа “Своя игра”, в которых есть рубрики и вопросы разной степени сложности, а также игры-презентации в формате видео или pdf, Power
  4. Интерактивные видео. Во время проигрывания видео в нужном месте появляется вопрос (с одиночным или множественным выбором ответа).
  5. Квесты (онлайн или офлайн).
  6. Инфографика (визуальный и текстовый материал).

Что стоит учитывать перед выбором дидактического материла к уроку:

  • ёмкость темы, временной ресурс
  • возможности класса/группы
  • технические особенности (возможность провести в классе: компьютер, проектор, айпады или мобильные телефоны).

Подробно рассказываем, какие шаги помогут вам создать качественный дидактический материал к уроку:

  1. Анализируем цель урока, если необходимо, декомпозируем, то есть расписываем по более узким задачам.
  2. Продумываем, какие задания смогут помочь ученикам достичь цели урока.
  3. Подбираем подходящий формат дидактического материала.
  4. Ищем материал, который станет основой вашего продукта.
  5. Продумываем дизайн, цветовое оформление.
  6. Организуем “пробу” материала: проводим игру, пробуем поработать в листе, принимаем участие в викторине или квесте.
  7. Проводим анализ, дорабатываем слабые места, исправляем недочёты.

Обязательно проведите пробную версию, чтобы увидеть, как можно усилить, улучшить материал!

Один из примеров создания такого дидактического материала.

Например, ученикам нужно научиться отличать части речи, а также приводить примеры каждой части речи (прилагательные, существительные и т.п.).

Для того, чтобы они лучше запомнили это, можно использовать формат игры домино. На каждой стороне карточки мы пишем пример части речи (например, “солнце”, “пятый”, “гулять”), на других половинках — название части речи. На одной карточке могут быть разные вариации расположения слов: пример и часть речи, два примера, две части речи. Внимательно посчитайте, сколько карточек нужно подготовить (на каждого ученика на начало игры приходится 5-6 карточек, также нужны дополнительные карты для того, чтобы участники могли брать их из общей колоды, если они не могут сделать ход). Также можно подготовить напечатанные правила игры, которые можно раздать ученикам перед игрой.

Где же брать идеи для создания собственных дидактических материалов:

  • настольные игры
  • сайты-конструкторы заданий
  • блоги, сайты, страницы коллег
  • некачественные материалы (подумайте, как вы можете их улучшить)
  • другие дисциплины

Как можно проверить, что материал действительно подходит под формат урока, помогает достичь цели?

  • проверить, помогает ли материал достичь учебной цели
  • помогает ли вовлечь учеников
  • есть ли прогресс в изучении темы после того, как проведена работа с дидактическим материалом.

Можно воспользоваться нашим чек-листом самопроверки:

  • этот материал упростит или усложнит тему?
  • ученикам понятно, что делать?
  • какие материалы я включу туда? Где я их возьму?
  • когда смотришь на материал, понятно, что с ним делать?

Желаем вам удачи, внимательности и вдохновения в разработке ваших собственных материалов к урокам!

Ждём Вас 9 февраля в 18:00

Уважаемые коллеги, напоминаем, что мы ведем группы в Whatsapp и Viber, в которых регулярно выкладываем анонсы предстоящих вебинаров, а главное — презентации и раздаточный материал после каждого проведенного вебинара. Присоединяйтесь! 

Дидактические материалы к конструированию урока.

Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА?

КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА? 

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок — главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ содержательной частью;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о… (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ   предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ — умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ — выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ — нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА — развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ — развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

✓ Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа — устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок — экскурсия;

✓ Урок — семинар;

✓ Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

✓ Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

✓ Зачет.

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

✓ Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов — одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры   урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;  

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала — умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы найдете здесь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти игрушку гугл
  • Как найти новых друзей на фейсбуке
  • Как найти работу векторного поля
  • Как найти местоположение андроида через гугл
  • Как по молдавски нашел

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии