Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
№4»
Мастер — класс
«Вариативная дидактическая карточка
на уроке математики»
Разработала
Плясова О.В.
учитель математики
I квалификационной категории
МОУ СОШ № 4
г. Черемхово
2020г.
Содержание
1.
Введение—————————————————————3
стр
2.
Теоретическая
часть————————————————4 стр
3.
Практическая
часть————————————————-6 стр
1. Введение
Очень много в наше время говорится о
личностно — ориентированном обучении, которое пришло на смену традиционной
системе обучения. Личностно — ориентированное обучение направлено на развитие
всех качеств личности, в том числе и самостоятельности. Личностно —
ориентированное обучение базируется на индивидуальном подходе в обучении. Об
одном из методов индивидуального подхода, о том, как он реализуется, и что он является
одним из видов реконструктивно-вариативных самостоятельных работ, я хочу
рассказать.
1. Теоретическая часть
Вариативные дидактические карточки (ВДК)
Редкий учитель в своей практике не использует
дидактические карточки. Обычно это происходит следующим образом: учитель сам
выбирает несколько учеников, кому раздает определенные задания на карточках.
Эти учащиеся выполняют задания. На таких карточках , как правило, не содержится
ничего кроме задания и номера. Учитель сам распределяет карточки среди детей,
опираясь на свои представления о возможностях того или иного ученика.
Вариативные дидактические карточки имеют
весьма важное отличие. Эти карточки подготавливаются и используются таким
образом, что не учитель, а сам ученик принимает решение, что делать и как
делать.
Такие карточки выполняют три функции:
1.
карточка является
дидактическим материалом на уроке
2.
такие карточки позволяют
достигать развивающих целей урока
3.
использование таких
карточек позволяет учителю не только обучать, но и изучать детей, выявлять их
индивидуальные особенности.
Коли мы предлагаем ученикам сделать выбор, то
они должны представлять, что они выбирают, т. е. знать параметры выбора.
Существует три таких параметра:
1.
форма выполнения карточки
(индивидуальная или коллективная)
2.
уровень сложности задания
(трудное или легкое)
3.
тип задания (проблема или
упражнение)
Под проблемой мы подразумеваем творческое
задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний и
применение уже имеющихся у него знаний, умений и навыков.
Упражнение представляет собой некое
стандартное задание в рамках учебной темы, требующее от ребенка точного
воспроизведения типовых знаний, умений и навыков.
Каждый параметр выбора обозначается на
карточке соответствующим знаком:
1. коллективное
2.
трудное — Т, легкое — Л
3.
проблема — П, упражнение
— У
Эти значки позволяют
сделать ребенку осознанный выбор.
Помимо символов такие карточки содержат номер
и формулировку задания (упражнение, задача и т. д.), потому что многие
выбирают задания на по значкам, а по формулировке. Если карточка достаточно
сложная, то после формулировки задания следует перечисление дополнительных
учебных средств и вспомогательных материалов, которые могут помочь детям в его
выполнении (т. е. словари, справочники, схемы, таблицы и другое). По
окончании работы с ВДК необходимо подвести итог и проверить полученные
результаты. Что проверять, как это делать решает сам учитель. Это зависит от
цели и темы урока.
ВДК — это одна из форм самостоятельной работы
учащихся на уроке, поэтому учителю не обязательно: советовать, подсказывать,
давать инструкции и наставления.
3. Практическая часть
ТЕМА УРОКА: «Решение квадратных уравнений»
ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и обобщить теоретические знания учащихся
по теме : Решение квадратных уравнений, применить имеющиеся знания при
выполнении карточки с заданиями стандартного типа и более сложными, требующими
самостоятельного поиска решения.
1.
Повторение
Класс делится на три
группы. Каждая группа получает вопрос:
·
неполные квадратные
уравнения и способы их решения
·
решение квадратных
уравнений по формуле
·
теорема Виета, разложение
квадратного трехчлена на множители
Задание: Разберите «кучу — малу» из формул, выбрав те
которые соответствуют вопросу вашей группы. По окончании работы представьте ваш
материал в виде презентации из нескольких слайдов на доске.
2.
Самостоятельная работа
Для работы самостоятельно вам предлагаются карточки, которые вы сами
можете выбрать.
Карточка 1 (Л – У)
Решить уравнения
А) 5х2 +
8х – 4 = 0
Б) 25х2 –
4 = 0
В) 6х2 =
18х
Карточка 2 (Л – П)
Решить уравнение,
сводящееся к квадратному
А) (2х + 5)2
+ (5х – 3)2 = 75 + 2х
Б) (5х + 1)2
+ 6(5х + 1) – 7 = 0
Карточка 3 (Т – У)
Решить уравнение,
сводящееся к квадратному
а) х2 =
2х + 3
х +
3 х + 3
б) 2х____
— 144____ = 1
х +
6 х2 – 36
Карточка 5 (Т – П)
Задача
Найдите периметр
прямоугольника,
длина которого на 4
см больше его ширины,
а площадь равна 60 см2.
Карточка 6 (Л – У)
Решить уравнение
несколькими способами
2х2 – 9х –
10 = 0
Карточка 7 (Л – П)
Сократить дробь
А) х2
+ 7х + 12
х
+ 4
Б) х2
+ х + 6
х2
– 2х – 15
Карточка 8 (Т – У)
Решить равнение
А) 4х + 1
= 3х – 8
х –
3 х + 1
б)
3 _ 3 = 2
х +
2 2 – х х2 – 4
Карточка 9 (Т – П)
Задача
Туристы проплыли на байдарке против течения реки 6 км и вернулись обратно.
На всё путешествие они потратили 4 ч 30 мин. Какова собственная
скорость
катера, если скорость течения реки 1 км/ч?
3.
Проверка
Проверим карточки с
заданиями:
·
Сократить дробь
·
Решить задачу
·
Решить уравнение,
сводящееся к квадратному
проверка
осуществляется по образцу.
4.
Рефлексия.
Работа с дидактическими карточками на уроках в начальной школе.
Дидактическая карточка — это средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями. В ней содержатся основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых учащиеся индивидуально, группами или с классом на уроке или во время практической работы выполняют задания для накопления, а также контроля учителем знаний и умений.
Дидактические карточки реализуют следующие функции:
Познавательную: являются предметом познания некоторых фрагментов действительности;
Формирующую: являются средством, через которую происходит развитие познавательных способностей, а также чувств и силы воли;
Дидактическую: являются важным источником знаний, умений и навыков, упрощают закрепление изученного материала, контроль пройденного материала и степень владения знаниями и умениями.
Желая совершенствовать процесс обучения, я стараюсь подобрать такие методы организации учебной деятельности, которые дают возможность учащимся максимально реализовать поставленные цели, а самое главное,что бы времени хватило на всех ребят, и на изучение всего материала.
Незаменимыми моими помощниками на уроках являются дидактические карточки. Благодаря работе с ними сильный ученик не «скучает», а слабому есть за что поставить оценку. Я сама составляю карточки для уроков русского языка, математики, окружающего мира. Во-первых, этим мне удается установить индивидуальный контроль за каждым учеником. Во-вторых, это делает обучение интересным и эффективным и конечно экономит время на уроке.
Мною разработано большое количество разнообразных карточек, я продолжаю их создавать с учетом специфики класса и отдельных учащихся.
Использую их на разных этапах урока и для реализации различных целей. Перечислю несколько примеров их применения. Оно может быть, как индивидуальным, так и в парах или в небольших группах.
а) Перед изучением новой темы с целью создания проблемной ситуации .
б) Перед изучением новой темы с целью создания ситуации успеха и включения учащихся в активную учебную деятельность.
в) На этапе закрепления с целью ускорения процесса усвоения каждым учеником.
г) С целью индивидуального контроля результатов обучения: диагностики уровня усвоения.
д) С целью коррекции знаний, для выяснения типичных ошибок и их устранения.
е) С целью отработки пропущенных тем.
ж) С целью опережающего обучения.
з) С целью углубленного обучения.
и) С целью развития речи, логического мышления, творческого мышления, памяти,
к) С целью развития контроля, самоконтроля, самостоятельного поиска решения, навыков коллективной творческой работы.
Я хотела бы более подробно рассказать о том, какие карточкииспользую на уроках русского языка.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ НА УРОКАХ русского языка
Урок русского языка я обычно начинает с орфографической пятиминутки, на которой дети повторяют изученные ранее орфограммы. На этом этапе целесообразна работа с карточками с пропущенными орфограммами. Для развития речи я предлагаю детям найти словосочетание, которое соответствует картинке и составить с ним предложение. Такая работа может стать мотивацией для изучения новой темы.
У |
Б |
О Разбери предложение по членам и частям речи. П..левая мы..ка переб..гала через дорогу. |
Часто использую карточки в процессе словарной работы. Для знакомства с новыми словарными словами предлагаю детям карточки, которые помогают запомнить написание нового слова. Позже дети уже сами придумывают и рисуют карточки такого вида.
|
|
Для повторения изученных словарных слов я предлагаю ребятам карточки, где нужно списать текст, заменяя рисунки словами или разгадать кроссворд. Учитель может дополнить такую карточку любым грамматическим заданием.
Наступил с…нтябрь. В поспел |
х…рош…й ур…жай |
надели |
собирать , |
. Мал…чики стали к…пать |
и |
на грядке с в…ришка! |
Для развития орфографической зоркости использую карточки с заданиями: «Вставь пропущенные буквы. «Исправь ошибки».
Прочитайте. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. С |
И Мароз. Все жывотные от лютай стужи папрятались. А у зайца нары нет. Зато у него шупка тёплоя. Днём заяц спит, а ночью выходит покармиться. В лесу скустов малодые веточьки обгрызёт или кару погложет. Так и жывёт заяц всю зиму |
Чтобы проверить знания учащихся по ранее изученным темам, я использую индивидуальные карточки, по которым дети работают в течении 10 минут в начале урока. Такие карточки подбираются в зависимости от уровня развития каждого ребёнка.
Карточка №1 Ф.И._______________________________________ 1.Вставить, где необходимо, ь на конце существительных: мыш… , рубеж… , чертеж… , мираж… , блиндаж… , нож… , корж… , трубач… , помощ… , циркач… , брош… , молодеж… , багаж… , карандаш… , товарищ… , рож… , плач… , ноч… , камыш… , еж… , луч… 2. Подчеркнуть подлежащее, сказуемое, указать все части речи. Лес пожелтел, поскучнел под дыханием осени. 3. Определить падеж имен существительных: сидела на ветке, сражался за Родину, улетели на юг, работал в тетради, прыгал по дорожке, смотрел на сестру, увидел сокола, сорвал сирень |
Карточка №2 Ф.И. ____________________________________________ 1. Вставить безударные гласные: поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды 2. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, указать части речи. Из ельника доносится пронзительный свист рябчика. 3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы: б…лкон, ж…лезо, д…рога, п…рог, б…тинки, к…ртина, п…нал, р…бята, а…уратный, д…ревня, з…втр…к, се…одня 4. Подобрать однокоренные слова к слову учить.________________________________ |
Основная тема 4 класса 1 четверти — «Словосочетание». При её изучении я использовала карточки для изучения нового материала, закрепления и проверки. Для обучения умению находить словосочетания в предложении мною были составлены такие карточки.
Карточка 1 Образуйте словосочетания, запишите их; определите главное и зависимое слово. Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг. |
Карточка 2 Найди в тексте словосочетания, выпиши, определи главное и зависимое слово. Всюду лежит глубокий снег. Стоит холодная зима. Крепкий лед сковал реку. Деревья стоят в серебристом инее. |
Карточка 3 Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу. У существительных определите падеж. Сидел в (дупло)______, подошёл к (дерево)______ , добежал до (река) ______, пролетел над (поле)_______. |
Карточка 4 Составь словосочетание (соедини стрелкой) из слов. Бегает по лесу Гулял сестренке отправил исторический фильм быстро |
Карточка 5 Исправь ошибку Наступила золотое осень. Стоит отличный погода. На пруду в воде плавают осенняя листья. Выпишите правильно словосочетания, в которых допущены ошибки. |
Карточка 6 Из данных слов составьте и запишите предложения. 1) Растопила, снежные, весна, сугробы. 2) Листвой, деревья, помолодевшие, украсились. 3) Крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились. -Выпишите из предложений словосочетания, где существительное является главным словом, а имя прилагательное зависимым. Определите род у имени прилагательного. |
Карточка 7 Из каждого предложения выпишите грамматическую основу и словосочетания. Летом в лесу звонко поют весёлые пташки. Пташки ( что делают?)___________________ пташки (какие?) ________________________ поют (как?) ____________________________ поют (где?) ____________________________ поют (когда?) _________________________ Белые лебеди летели в тёплые края. Лебеди (________________?) ________________ лебеди (_____________?) ___________________ летели (_____________?) в __________________ в края (_____________?) ____________________ На небе был полный месяц. Месяц ( __________________?) ______________ месяц (______________?) ___________________ был (___________?) _______________________ |
Для закрепления материала использую карточки для работы в паре.
1. Выписать только словосочетания, обозначить главное слово, поставить вопрос к зависимому. Жаркое лето, птички чирикают, вести разговор, кожаное пальто, к озеру, учить правило, дети смеялись, любовь к Родине, тёмно-синий. 2.Выписать только те словосочетания, где главное слово — имя существительное, обозначить главное слово, поставить вопрос к зависимому, указать части речи. Зимние вечера, любовь к животным, рассказывает ребятам, таёжный посёлок,, устал от забот, пошёл за покупками, играли с мячом, весело смеяться, облако над морем, пение артистов. |
Для проверки знаний и умений по теме «Словосочетание» провожу самостоятельную работу.
Самостоятельная работа по теме «Словосочетание» Вариант 1. Ф. И. _____________________________________________ 1. Подчеркни только словосочетания. Зимний день, бродить по лесу, сирень цветёт, писать письмо, спеют ягоды, книга из библиотеки. 2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания. Крупные капли дождя застучали по железной крыше дома. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Подчеркни словосочетания, в которых главное слово – имя существительное. Отметь главное слово, поставь вопрос от главного слова к зависимому, укажи части речи . Медвежий след, на деревенской улице, отдыхать на море, наблюдать за дождем, день недели, сливочное мороженое. 4.Выпиши словосочетания, в которых главное слово – глагол. Отметь главное слово, поставь вопрос от главного слова к зависимому, укажи части речи . Говорить о погоде, ваза с цветами, написать подруге, посмотреть фильм, озеро в лесу, сделать из дерева. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний типа «прилагательное + существительное», «глагол + существительное», «глагол + наречие», укажи части речи. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решил и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Он был очень храбрый пингвинёнок. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вариант 2. Ф. И. _________________________________________ 1. Подчеркни только словосочетания. Летний день, читать книгу, гулять в парке, ракушка из моря, бежит заяц, зреет малина. 2. Из предложения выпиши все возможные словосочетания. Холодные капли росы засияли на молодых листьях осоки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Подчеркни словосочетания, в которых главное слово – имя существительное. Отметь главное слово, поставь вопрос от главного слова к зависимому, укажи части речи . Заячий хвост, сидеть на стуле, по асфальтовой дороге, записать в блокноте, шоколадный торт, стакан воды. 4. Выпиши словосочетания, в которых главное слово – глагол. Отметь главное слово, поставь вопрос от главного слова к зависимому, укажи части речи . Рассказать историю, ромашки на лугу, построить из дерева, булка с маком, позвонить бабушке, мечтать о подарке. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Выпиши из текста по одному примеру словосочетаний типа «прилагательное + существительное», «глагол + существительное», «глагол + наречие», укажи части речи. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Наконец он решил и подошёл к краю скалы. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Когда он вынырнул, то быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море. Он был очень храбрый пингвинёнок. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По русскому языку, математике, окружающему миру я использую на уроках карточки- памятки. На каждой такой карточке изложен основной материал по новой теме в виде таблицы, схемы, краткой записи. Она помогает ребёнку быстро, ненавязчиво и легко запомнить самое главное по теме. Эти карточки дети приклеивают в отдельную тетрадь по предметам, пользуются ими в процессе урока или при выполнении домашних заданий.
|
|
Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки – это наглядный прием, который повышает эффективность усвоения материала, мотивирует учеников и делает уроки интересными! Данная методика занимает важное место в курсе начальной школы. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:
— ознакомление с новыми материалами;
— закрепление знаний, умений, навыков;
— проверка их усвоения;
— формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
— развитие логического мышления и речи.
Но главный результат успешной педагогической деятельности – это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!
автор:
Кузьмина Кира Викентьевна
Учитель МБОУ “Емелевская ООШ”
Сорокина Ирина Вячеславовна
Учитель МБОУ “Емелевская ООШ”
Статья “Использование дидактических карточек как одно из средств наглядности на школьных уроках”
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Емелевская основная общеобразовательная школа»
Статья
«Использование
дидактических карточек на уроках как одно из средств наглядности на школьных уроках»
Учитель начальных классов
Кузьмина К.В.
Емелево, 2020 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
- Теоритическая часть
1.1. Общие сведения о дидактических карточках
1.2. Дидактические карточки – одно из средств наглядности на школьных уроках
1.3. Вариативные дидактические карточки на личностно-ориентированном уроке
- Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
В современный век информационных технологий существует многочисленное количество различных методов обучения. Но среди средств наглядности по биологии важное место занимает дидактический материал, а именно дидактические карточки. Ведь главная задача, которая стоит как перед школой 21 века, так и перед учителями это всемерное совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Актуальность, темы заключается в том, что в наш 21 век сложно сформировать познавательный интерес у ребенка в изучении того или иного школьного предмета, а именно биологии. И чтобы проявить интерес, учителю нужно приложить немало усилий, дидактические же карточки могут оказать огромную роль в данном процессе.
- Теоретическая часть
1.1 Основные сведения о дидактических карточках
Дидактическая карточка- это рациональное средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями. В нем содержится основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых учащиеся индивидуально, группами или же с классом на уроке или во время практической работы выполняют задания для накопления, а также контроля учителем знаний и умений. Задания к карточкам содержит в себе несколько упражнений, которые обеспечивают учеником усвоение материала.
Если педагог целесообразно подобрал и смог правильно включить в процесс обучения использование дидактических карточек, то он смог реализовать принцип наглядности.
Дидактические карточки реализуют следующие функции:
- Познавательную: являются предметом познания некоторых фрагментов действительности;
- Формирующую: являются средством, через которую происходит развитие познавательных способностей, а также чувств и силы воли;
- Дидактическую: являются важным источником знаний, умений и навыков, упрощают закрепление изученного материала, контроль пройденного материала и степень владения знаниями и умениями [1, с.23].
Существуют следующие виды дидактических карточек:
- Дидактические карточки с текстами для научения обучающихся работе с всеми источниками информации: учебниками, картами, справочниками, словарями, электронными ресурсами и т.д.
- Обобщенные планы некоторых видов познавательной деятельности: изучения научных фактов; подготовки и проведения эксперимента; изучения физического прибора; проведения научно-технического исследования; действия измерения; анализа графика функциональной зависимости и анализа таблиц.
- Памятки-инструкции по формированию у учащихся логических операций мышления, это сравнение, обобщение, классификация, анализ и синтез.
- Задания для формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать.
- Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего и творческого.
- Дидактические карточки с проблемными вопросами.
- Дидактические карточки для развития воображения и творчества.
- Дидактические-инструктивные карточки, показывающую логическую схему изучения нового материала наглядно
- Дидактические карточки-консультации с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, а также с указанием типа задач.
- Дидактические карточки с тестами для проверки знаний, умений и навыков [1, с.43].
Можно выделить следующие требования к дидактическим карточкам:
- Доступность – материалы должны подбираться учителем учитывая уровень знаний у обучающегося.
- Логичность
- Самостоятельная деятельность – обучающийся должен работать с карточкой в большей части самостоятельно, без посторонней помощи.
- Индивидуальная направленность – сложность и вид дидактической карточки может подбираться для каждого обучающегося в индивидуальном порядке.
- Наглядность и моделирование, так как наглядно-образные компоненты мышления играют немаловажную роль в жизни обучающегося.
- Познавательная мотивация.
Значение дидактических карточек в процессе обучения:
- Самостоятельное овладение учащимися необходимым материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
- Формирование у обучающихся познавательной деятельности.
- Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
- Условные заменители, схемы и рисунки в дидактических карточках способствуют развитию творческого воображения у обучающегося.
- Самоконтроль и самокоррекция.
- Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
- Усиление мотивации обучения у обучающихся
- Развитие определенного вида мышления: наглядно-образного, теоретического, логического.
- Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества [1, c.54]
1.2 Дидактические карточки – одно из средств наглядности на школьных уроках.
Большинство методистов уверены, что для более успешного формирования биологических понятий нужно использовать дидактические карточки.
У обучающихся есть несколько способов работы с дидактическими карточками:
-под руководством учителя
-без руководства учителя
Работа учащегося под руководством учителя, может быть организована не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.
Использование учителем дидактических карточек на своих уроках поможет ему решить одну очень важную школьную задачу- «шире практиковать активные формы занятий».
Применение и работа с карточками- сугубо гибкая форма, которая предоставляет возможность школьникам и учителям выбрать нужный материал для каждого отдельного случая, сберечь время, развернуть работу сразу с несколькими группами обучающихся по разны темам [4, c.43].
Для выработки интереса у школьников дидактические карточки используются:
- В ходе проведения самостоятельной работы. На занятии каждому школьнику выдается свой индивидуальный вариант дидактических карточек с определенными заданиями и вопросами, на решение которых дано определенное количество времени.
- При преподавании нового материала. Учитель предоставляет для каждого ученика дидактический материал в виде карты, которая как и другие картинки, таблицы, экранные пособия и рисунки учителя наглядно дополняет рассказ. Со своей стороны ученики должны понять рассказ учителя и выполнить задания карты, применяя графическое изображение (например, дорисовать). Данная форма использования дидактических карточек не требует от школьника творческой деятельности, но все же учебный процесс становится более понятным и интересным.
- В процессе проверки и закрепления знаний. Для этого требуется описание или графическое изображение отдельных фактов, которые обсуждались уже на предыдущих уроках. Такие виды уроков, требуют применения полученных ранее знаний.
Применение на практических занятиях. Школьники приписывают в свои карточки результаты наблюдений опытов [5, c.18].
Для дидактических карточек так же используют такие виды вопросов и заданий:
- Вопросы, требующие сравнения
– сравнение полное, когда нужно определить в сравниваемых объектах общее, и особенное-подобное и отличительное. Например, в чем сходство и различие строения плодов гороха и ржи.
-Сравнение частичное, когда ученик должен определить в сравниваемых объектах либо подобное, либо отличное. Например, в чем отличие однодольных растений от двудольных? Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся.
- Задания, на определение причинно-следственных связей.
-выявить причины по предоставленным следствиям: почему зрелые эритроциты не могут синтезировать белки?
– выявить последствия
- Задания, требующие определение взаимосвязи. Какая взаимосвязь между корнями и стеблем растений? Какое приспособление для жизни в воздушной среде имеют птицы?
- Задания, требующие обобщения и классификации.
-обобщить на базе полученных до этого представлений и понятий (показать на рисунках плоды, сходные по строению с плодом гороха, который был изучен обучающимися ранее).
-подобрать по выданному образцу сходные им объекты (рассматривая рисунок, выбрать только те плоды, которые имеют плод стручочек).
– проклассифицировать растения или животные, предоставленные на рисунке, по таксономическим единицам.
– обобщить сведения, связанные с жизнедеятельностью растений и животных. В каких условиях нуждаются растения для их нормальной жизнедеятельности?
– вопросы, требующие определения основных характерных черт, признаков предметов и явлений. Какие особенности строения тела и поведения свойственные млекопитающим? Какое значение для растений имеет вода?
– задания, требующие доказывания и применения знаний. Пользуясь рисунком-схемой, доказать, что в семенах присутствуют жир и крахмал [4, c.96].
Дидактические карточки бывают разных уровней сложности: с заданиями высшего(творческого) уровня, с заданиями фактологического и понятийного уровней. Дидактические карточки творческого уровня сложности чаще всего используют для домашнего задания, потому что для их выполнения требуется достаточно много времени для обдумывания и осмысления. Как пример можно привести сравнительное изучение процессов мейоза и митоза, заполнив полученные данные в таблицу, параллельно отмечая различия и сходства между ними.
Учитель, применяя на своих уроках дидактические карточки разных уровней сложности дифференцированно подходит к своим учащимся.
Дидактические карточки учеников, которые менее подготовлены, нуждаются в вопросах менее сложного фактологического уровня и по пару вопросов понятийного уровня. А для школьников среднеуспевающих, лучше всего подготовить после фактологических вопросов, еще два-три вопроса творческого уровня.
Применение дидактических карточек всех видов есть весьма эффективное средство оптимального проведения индивидуальной, групповой и фронтальной проверки и оценки знаний учащихся [5, c.65].
-
- Вариативные дидактические карточки на личностно-ориентированном уроке.
Чтобы провести анализ исходной ситуации и определить цели обучения учителю нужно ознакомиться с основными нормативными документами, которые регламентируют обучение биологии в школе: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, проектом стандарта биологического образования в школе, альтернативными программами и учебниками. Это объясняется тем, что в средних общеобразовательных учреждениях России формируется система вариативного, личностно-ориентированного обучения.
Использование карточек на личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания детьми. Следует сказать, что на процесс выбора карточки школьником учитель не оказывает никакого влияния. Кроме выбора карточки, школьник так же должен выбрать и форму работы с дидактической карточкой. (Групповая или же индивидуальная).
Кроме положительных сторон в работе с вариативными дидактическими карточками (ВДК) на личностно-ориентированном уроке, имеется и отрицательная сторона. Можно привести пример, когда сильный ребенок может выбрать легкое задание. Это все указывает на психологические особенности школьника, что он недостаточно уверен в себе. Учитель, в свою очередь, на это сразу должен обратить внимание, и построить план работы с этим школьником.
В процессе подведения итогов работы с ВДК на личностно – ориентированном уроке учитывается не только результат, а так же сам ход выполнения работы.
Учитель при работе с карточками выполняет роль наблюдателя, и если понадобится станет помощником, но никак не руководителем.
Процесс выбора карточки проходит в три этапа:
- этап – выбор задания по содержанию;
- этап – по степени сложности ( * – легкое, ** – сложное)
- этап – форма работы (групповая, индивидуальная)
4 этап – характер задания (творческое, репродуктивное)
Еще одно достоинство, использования ВДК учителем на уроке –это реальная помощь в осуществлении индивидуального подхода к каждому школьнику на обычных уроках в условиях массовой школы.
Почти все учителя применяют дидактические карточки на своих уроках. Зачастую он сам делает выбор кому раздать дидактические карточки на занятии. В тот момент когда все остальные занимаются одной общей работой, ученики с карточками решают свои индивидуальные задания. На дидактических карточках ничего не указывается кроме самого задания и его номера. Но бывает исключение, когда учитель делит все задания по уровни сложности и, иногда, помечает их соответствующим значком. При этом учитель сам решает какую карточку дать ребенку, делая акцент на свои представления о возможности того или иного школьника. После окончания работы учеников с карточками учитель сам проверяет их выполнение, может вызвать к доске или просмотреть записи в тетради.
Дидактические карточки, как правило, применяются в ходе индивидуальной работы учащихся. Задания предназначенные для коллективной работы на карточках не используются. Все это помогает учителю с полной уверенностью говорить о дидактических карточках как об одной из форм реализации индивидуального подхода на уроке.
В стандартной системе образования учитель есть центральная фигура в классе. Он выполняет роль главного инициатора и контролера происходящего в ходе урока. Учитель находит все ответы на основные вопросы, которые связаны с процессом обучения. Сущность индивидуального подхода заключена в том, что индивидуальный подход к учащемуся происходит на основе профессиональной избирательности и активности самого учителя.
Но в современном образовании ученик на уроке выполняет более важную и активную роль. В этом случае не учитель, а сам ученик является центральной фигурой в классе. На уроке ученик сам принимает решения, имеет реальную возможность повлиять на то, что и как он изучает, может вполне самостоятельно делать выбор. Для реализации всего этого на современном уроке тоже применяют дидактические карточки, но здесь у них имеется важное отличие: эти дидактические карточки используются таким образом, что не учитель, а собственно сам ученик должен принять решение, что и как делать. Ученик сам делает свободный и самостоятельный выбор между предложенными ему вариантами.
ВДК – это совокупность различных по содержанию, уровню сложности, а так же форм выполнения учебных заданий. Все разнообразие вырабатывает у учащихся вполне самостоятельно и осознанно выбрать себе работу, чтобы в дальнейшем приступить к ее выполнению в паре, подгруппе или индивидуально, так же самим выбрать из предложенных необходимые им средства и материалы, применить свои собственные, индивидуальные способы учебной работы. В ходе самостоятельного свободного выбора наиболее четко проявляется индивидуальные качества каждого ученика и его индивидуальная траектория учения.
На таком уроке каждый ученик в классе находится в ситуации выбора задания для себя. И исходя из всего, что сказано выше можно сделать вывод, что индивидуальный подход в таком случае выполняется по отношению к каждому ребенку.
В ходе применения ВДК выделяются три важные функции:
- Дидактическая – вариативные дидактические карточки, как следует от самого названия, выполняют роль дидактического материала на уроке. В свою очередь, они помогают решать учебные задачи по овладению учениками универсальными учебными действиями.
- Развивающая – ВДК и их методика применения на уроке помогает достичь регулятивные цели современного образования. Например, когда школьники работают с дидактическими карточками учатся принимать самостоятельные и обдуманные решения, делать ответственный выбор, находить нужный источник информации, общаться со сверстниками в ходе решения общих задач.
- Диагностическая – применение технологии работы с ВДК помогает учителю на уроке не только обучать, но и находить их индивидуальные особенности: побудительные мотивы и познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус среди своих одноклассников.
Нужно, отметить, что применяя на уроке ВДК от учителя требуется переход от привычной роли наставника и контролера к роли наблюдателя, который в большей степени не учит и воспитывает, а пытается помочь школьникам учиться и самостоятельно находить способы самовоспитания. В ходе обучения он наблюдает за поведением своих учеников, пытается выяснить побудительные мотивы их того или иного выбора, фиксировать и подвергать анализу индивидуальную траекторию учения каждого школьника[7].
- Практическая часть
В начале работы над практической частью я проанализировала, статью у учителя биологии и химии. В своей работе она отмечает, что наибольший интерес у школьников вызывают иллюстрированные карточки-задания, то есть дидактические карточки, включающие рисунки биологических объектов и соответствующие вопросы. Она уверена, что иллюстрации дают возможность школьникам оживить полученные ранее представления об изучаемых объектах и на этой основе извлечь из памяти необходимую информацию.
Иллюстрированные карточки могут включать вопросы и задания, направленные на выявление знаний об изученных объектах; умений сравнивать, находить общее и отличное, делать соответствующие выводы, так же карточки с выбором ответов повышают активность и самостоятельность учащихся на уроках биологии. Эти задания развивают умение анализировать задачи и находить оптимальные пути их решения. Для их выполнения необходимы такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, аналогия и другие. Как говорилось выше, наиболее эффективны рисунки, так как изобразительные материалы понятны ученикам даже при беглом их просмотре, вызывают интерес и легко усваиваются[2].
Для сравнения, я проанализировала работу другой учительницы биологии. В совей статье она признается, что желая совершенствовать процесс обучения, она прежде всего старается подбирать такие методы организации учебной деятельности обучающихся на данном конкретном уроке, которые помогают реализовать поставленные цели на уроке, а самое главное, распределить свое время так чтобы ее хватило на всех обучающихся. Незаменимыми помощниками учителя, по ее мнению, являются дидактические карточки. Готовые дидактические карточки то, что может дать учитель чтобы сильный ученик не «скучал», а слабому было, за что ставить оценку.
Она сама составляет карточки. Во-первых, этим ей удается установить гибкий контроль индивидуально за каждым конкретным учеником. Во-вторых, это делает обучение интересным и более эффективным. Она разрабатывает карточки с учетов специфики и особенностей каждого класса, групп обучающихся и отдельных обучающихся.
Применение дидактических карточек на уроках биологи, по ее мнению, может быть, как индивидуальным, так и в парах, или группах из трех(четырех) обучающихся.
1) Перед изучением новой темы с целью создания проблемной ситуации и увлечения.
2) Перед изучением новой темы с целью создания ситуации успеха некоторым учащихся и включить их в активную учебную деятельность.
3) На этапе закрепления с целью ускорения процесса усвоения нового индивидуально каждым учеником.
4) С целью индивидуального контроля результатов обучения: диагностики уровня усвоения.
5) С целью коррекции знаний, для выяснения типичных ошибок и их устранения.
6) С целью обработки пропущенных тем.
7) С целью опережающего обучения.
С целью углубленного обучения.
9) С целью развития логического мышления, творческого мышления, памяти, развития контроля, самоконтроля, самостоятельного поиска решения, навыков коллективной творческой работы[6].
А вот ещё одна учительница для закрепления пройденного материала, расширения, углубления полученных знаний в течение ряда лет использует в своей практической работе готовые текстовые задания на открытках из различных наборов или составленные самими ребятами, то есть использует дидактические карточки. Их применение показывает положительные результаты в процессе обучения:
– развивают интерес к предмету, в данном случае к биологии;
– развивают навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
– систематизируют полученные знания;
– развивают призыв к самостоятельному приобретению знаний;
– позволяют организовать проверку усвоения изученного материала;
– помогают устанавливать связь с ранее изученным материалом;
– учат составлять краткие конспекты, что в дальнейшем позволяет давать более полные, развернутые ответы на вопросы на уроках и во время сдачи экзаменов.
Готовые тексты с иллюстрациями хороши тем, что их можно применять в разных темах курса биологии и на разных этапах урока. Для текстовых заданий можно использовать печатные наборы открыток: “Земноводные”, “Бабочки”, “Кузнечики”, “Стрекозы”, “Их нужно спасти”, “Экскурсии в природу”, “Орхидеи”, “Птицы наши друзья”, “Из глубины веков” и другие. Эти наборы также позволяют заменить невозможность проведения тематических экскурсий в музеи и дать более полное представление о многообразии животного и растительного мира, его эволюционном становлении и развитию[3].
Я считаю, что применение на уроках дидактических карточек дает возможность не только качественно проверить усвоение знаний учащимися, но и закрепить эти знания и умения. Преимуществами таких карточек является большая вариативность заданий и достаточная легкость составления заданий разного уровня сложности.
Процесс обучения, в ходе применения дидактической карточки на уроках биологии, становится еще более интересным и занимательным, вызывает у обучающихся бодрое рабочее настроение и облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Очень важно продумать поэтапное распределение дидактических карточек на уроке биологии. Однако на любом этапе урока дидактические карточки должны быть интересными, доступными, увлекательными и включать учеников в разные виды деятельности.
Применение дидактических карточек на уроках помогает учителю оживить учебный процесс, формирует познавательную активность, проницательность обучающихся, внимание, память, мышление, поддерживает интерес и помогает избавиться от утомляемости[2].
Заключение
Проблема использования дидактических карточек на уроках биологии является весьма актуальной в методике обучения биологии.
Проанализировав и изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу по своей теме, я пришла к следующему выводу: применение дидактических карточек помогает учителю более полно раскрыть тему, развивает внутреннюю мотивацию у учащихся в учебной познавательной деятельности и способствует концентрации их внимания на учебном материале и оказывает содействие в усвоении биологических понятий, однако в настоящее время не существует единой системы работы с дидактическими карточками.
Итак, исходя из опыта учителей биологии, можно сказать , что большинство из них положительно относятся к применению дидактических карточек на уроках. Более того, они сами пользуются ими, даже сами составляют эти дидактические карточки. Учителя биологии часто используют дидактические карточки на уроках биологии с целью развить у обучающихся интерес к предмету, ведь когда обучающиеся видят у себя перед глазами наглядный пример того, что изучили или изучают у них возникает заинтересованность к тому, что изучается на уроке. Так же в ходе исследования я выявила такую закономерность, что дидактические карточки используются чаще на уроках, при выполнении домашних заданий и при проверки остаточных знаний у обучающихся.
В заключение хочу отметить, что дидактические карточки-задания, при всем их удобстве и положительных отзывах, они не являются универсальным методическим инструментом. Эффективность их применения впрямую зависит от правильности учительского выбора места и времени использования на уроке, от сочетания с другими приемами и методами. В этом, собственно, и состоит искусство дидактики. Именно искусство, а не наука, поскольку стопроцентно действующих в любой ситуации алгоритмов и правил в учительском деле вообще нет.
Список использованных источников
- Анастасова Л.П. Дидактический материал и методика его использования на уроках биологии, Москва: Просвещение, 2001. – 82 с.
- Калинова Г.С., Кучмечко В.С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя. Москва: ООО Издательство АСТ, 2002. -158 с.
- Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования, Москва: Просвещение, 1999. – 74 с.
- Якиманская И.С. Технология ориентированного образования. Москва. -2000. –сентябрь. -15-34
Многие учебные пособия содержат комплекты карточек, схем и плакатов. Однако готовые материалы не всегда полностью отвечают потребностям учеников. Возникает вопрос «Как преподавателю готовить карточки и другой наглядный материал самому и не тратить на это много времени?» В статье обзор 5 простых ресурсов, а также советы и примеры заданий.
1. Программа Microsoft PowerPoint
Чем интересен конструктор презентаций PowerPoint:
- Можно создать серию слайдов из того материала, который используется для урока. Фактически можно делать презентации к каждому уроку или теме.
- Имеет встроенную анимацию, что позволяет «оживить» материал, при этом библиотека с анимацией очень большая.
- Широко распространен, поэтому презентацию формата PowerPoint можно демонстрировать практически на любом устройстве.
- Можно переводить слайды в формат pdf или jpg.
Вот несколько вариантов создания и использования карточек:
1. Для знакомства с новой лексикой достаточно добавить на слайд картинки, расположить их в произвольном порядке и выбрать для каждого изображения анимацию. В режиме показа слайдов картинки будут появляться одна за другой. Встроенная библиотека вариантов появления изображения «Вход» обширна. Для учеников начальной школы и дошколят я использую опцию «Вылет». В этом случае картинка появляется, подпрыгнув три раза, весело и необычно.
Вот как это выглядит:
Программа позволяет выбрать траекторию движения изображения по слайду или даже создать собственный путь. Фон для слайда можно выбрать или добавить свой.
2. PowerPoint удобно использовать для игры «Угадай» на отработку лексики. Закрываем нужное изображение геометрическими фигурами и выбираем для каждой анимацию типа «Выход». По клику мышки фигуры будут исчезать, открывая элементы картинки.
У PowerPoint есть много других интересных возможностей, что позволяет создавать с его помощью карточки, схемы и интересные задания. Электронные карточки можно использовать на онлайн-уроках через «демонстрацию экрана» (в этом случае все элементы анимации будут видны ученику) либо на офлайн-уроках, показывая на экране компьютера или интерактивной доске.
Предлагаем открыть статью Сервисы для создания красивых презентаций.
2. Платформа Prezi
Это еще один конструктор, который можно использовать для создания учебных пособий. Ресурс позволяет готовить яркие и сложные презентации. Его характерной особенностью является обширная база готовых шаблонов.
Чем интересен ресурс:
- Готовые шаблоны (Templates) позволяют быстро сделать красивую презентацию.
- Подходит для интересной подачи грамматического материала, может стать интересной альтернативой постеру или схеме.
- Имеет интуитивно понятный интерфейс, а также содержит встроенные видеоинструкции о том, как пользоваться ресурсом.
Например, с помощью Prezi можно познакомить учеников с Present Perfect Tense таким образом:
Кроме того, презентация по задумке авторов ресурса может служить основой всего урока, если на разные слайды добавить упражнения.
3. Онлайн-редактор Easel.ly
Еще один удобный ресурс для создания схем, постеров и плакатов. Он также может быть использован для подготовки карточек для учеников разных уровней.
Чем интересен:
- Имеет обширную базу готовых макетов (Templates), поэтому достаточно выбрать подходящий и скорректировать на нем текст.
- Имеет большую базу дополнительных графических элементов.
- У него простой интерфейс.
- Позволяет выводить в формат pdf.
Пример схем, созданных в Easel.ly:
Кроме того, в этом редакторе очень удобно делать яркие и необычные грамоты и карточки достижений ученика (для предоставления информации родителям).
4. Графический редактор Canva
Широкие возможности предлагает также графический редактор Canva. Ресурс имеет базу готовых шаблонов, которые можно использовать. Чтобы понять, как с ним работать, понадобится немного больше времени, однако результат, несомненно, вас порадует.
5. Конструктор интерактивных упражнений Wordwall
И наконец, если времени очень мало, используйте готовые шаблоны ресурса Wordwall. После несложной регистрации в бесплатном пакете вы сможете создать пять анимированных заданий по готовым шаблонам. Кроме того, здесь есть обширная база готовых заданий, созданная коллегами. Достаточно воспользоваться строкой поиска для выбора упражнения по нужной теме.
Вот, например, карточки по теме “Hobbies”.
Все эти ресурсы позволят новичку быстро создать интересные наглядные материалы для уроков.
В продолжение темы предлагаем заглянуть в статьи:
Дидактические карточки
Дидактическая карточка — это рациональное средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями.
Дидактические карточки могут быть самыми разнообразными, что касается не только их тематической направленности, но и — заданных целей. Так, дидактические карточки могут не просто знакомить детей с животным и растительным миром, профессиями, техникой, геометрическими формами и цветами, но и — учить их сравнивать, находить общие черты и отличия, искать противоположности и подбирать карточки по смыслу, классифицировать, запоминать, анализировать и размышлять, произносить слова и отдельные звуки.
Виды карточек:
-
-
Памятки (инструкции) по формированию логических операций мышления: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез.
-
Задания по формированию умений сравнивать, анализировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
-
Задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого.
-
Задания с проблемными вопросами.
-
Задания на развитие воображения и творчества.
-
Экспериментальные задания.
-
Инструктивные карточки, отражающие логическую схему изучения нового материала и необходимые способы учебной работы.
-
Карточки-консультации, дидактические материалы с поясняющими рисунками, планом выполнения заданий, с указанием типа задач и пр.
-
Инструкции к лабораторным работам и фронтальным опытам.
-
Листы самоподготовки учащихся к лабораторному занятию.
-
Подумайте, какие дидактические карточки нужны вам для проекта.
Подумайте, какие дидактические карточки нужны вам для проекта.
На сайте воспользуйтесь шаблонами: «Открытка» или «Флаер», «Графика Pinterest», «Рабочий лист».
Помните, что вы можете добавлять нужные элементы с панели слева.
Скаченные готовые карточки можно загрузить на Google Диск и дать доступ для просмотра. Ссылку вставить в Проектный лист.
Можно изображения загрузить в Проектный лист.
Образцы дидактических карточек
Образцы дидактических карточек