Мастер-класс «Составление диаманты»
Пупкова Екатерина Александровна
Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №91
Свердловская область, г. Екатеринбург
учитель русского языка и литературы
Составление диаманты
Цель:
Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы
Задачи:
Научить правилам составления диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения
Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.
Шаг 2. Цели применения на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Шаг 3. Попытаемся сами создать диаманту.
Поскольку я — учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:
Шаг 4.
Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия), использия математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химиии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
Даманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:
Тоталитаризм
бесчеловечный, …
разрушающий, …, подавляющий,
репресии, …, ГУЛАГ, …
… , жизнеутвержающая, …
гуманистическая, …
демократия.
Шаг 5. В результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя в ситации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Применение диаманты помагает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
Фадеева Ольга Ростиславовна
учитель русского языка и литературы, высшая категория
МБОУ Гремячевская школа №2
Составление диаманты
Цель: Ознакомление с диамантой как одной из надпредметных форм работы.
Задачи: Научить составлению диаманты.
Показать многообразие вариантов ее использования.
Шаг 1. Познакомимся с понятием диаманты и схемой ее построения
Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.
Схема построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Диаманта является одним из приемов международного образовательного проекта РКМЧП.
Шаг 2. Цели применения диаманты на уроке:
Снятие эмоционального напряжения.
Формирование интереса к предмету
Обогащение словарного запаса
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Шаг 3. Попытаемся создать диаманту.
Поскольку я учитель литературы, сделаю свой предмет темой диаманты (это будет первая строка). Я считаю противоположным ей предметом физкультуру (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные, глаголы, записываем ассоциации. Вот что получилось у меня:
Шаг 4. Рассмотрим, как можно использовать диаманту на уроке.
Использование диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений, понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континентах (Европа-Азия), используя математические знаки или понятия (числитель-знаменатель), при изучении химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке литературы:
Онегин
равнодушный, надменный,
скучающий, иронизирующий, непонятый,
свет, Петербург, сплин, дуэль.
Восторгающийся, мечтающий, ревнующий,
томный, романтичный
Ленский.
Диаманту также можно использовать для проверки знаний учащихся по изучаемой теме, в этом случае можно использовать текст с пропусками.
Диаманта также может быть использована для рефлексии и обобщения изученного:
Тоталитаризм
бесчеловечный, …
разрушающий, …, подавляющий,
репрессии, …, ГУЛАГ, …
…, жизнеутверждающая, …
гуманистическая, …
демократия.
Шаг 5. Работая над диамантой, ваши учащиеся почувствуют себя в ситуации успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
Буратино
веселый, непоседливый,
шкодит, поет, смеется,
ключик, букварь, нос, полено.
Плачет, грустит, смиряется,
унылый, влюбленный
Пьеро.
Применение диаманты помогает раскрыть потенциал учащихся и увидеть их с другой стороны.
Шаг 6. Узнать о диаманте можно в следующих источниках
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/07/30/uchimsya-analizu-teksta
http://wiki.vladimir.i-edu.ru/index.php?
Заир – Бек С.И. Развитие критического мышления // Просвещение – 2011
Дерзайте, творите!
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас
на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным
и вы останетесь довольны проведённой работой.
Я хочу поделиться своим опытом и провести мастер класс по
теме «Формирование
читательской грамотности с применением приёма технологии критического мышления –
диаманта.
Как
говорил Василий Александрович Сухомлинский «Чтение — это окошко, через которое
дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь
тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые
раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом»
А чтобы научить ребёнка понимать и находить для
себя нужную информацию, каждый учитель на своих уроках ищет наиболее
эффективные методы и приемы обучения, которые бы давали стабильный результат в
освоении предмета, стимулировали учащихся к познавательной и творческой
активности.
На мой взгляд, одним из эффективных и не побитых приемов
развития читательской грамотности является – это диаманта.
Прием «Диаманта» способствует развитию
критического мышления и творческих способностей обучающихся при изучении художественных
произведений.
Цели применения диаманты на уроке:
1. Снятие
эмоционального напряжения.
2.
Формирование интереса к предмету
3.
Обогащение словарного запаса
4.
Развитие способностей к выделению существенного, анализу и синтезу.
Давайте посмотрим, что же такое диаманта.
Диаманта — это стихотворная форма из 7 строк, первая и
последняя из которых — понятия с противоположным значением.
Обращаясь к диаманте на своих уроках, я
отрабатываю навыки анализа текста, развиваю внимание учащихся к слову, побуждаю
ребят анализировать свои ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс
творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Как и у синквейна, у диаманты есть свои правила
построения. Давайте рассмотрим.
Схема
построения
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия или глагола )
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия или глагола)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
Использование
диаманты целесообразно на уроке, если необходимо сопоставить несколько явлений,
понятий, образов. Например, на уроках окружающего мира можно составлять
диаманту о сезонах (лето-зима), на уроках географии о континетах (Европа-Азия),
используя математические знаки или понятия (сложение — вычитание), при изучении
химии (кислота-щелочь). Приведу пример диаманты, составленной на уроке
литературного чтения к
произведению И. А. Крылова « Стрекоза и муравей»
стрекоза
легкомысленная, беспечная
прыгать, скакать, петь
безответственность, лень трудолюбие, усердие
работает, заготавливает, воспитывает
запасливый, умный
муравей
Так же, как и при составлении синквейна, в
диаманте нельзя использовать однокоренные слова (расширяем словарный запас).
Попытаемся сами
создать диаманту.
Поскольку мы — учителя, сделаем нашу
профессию темой диаманты (это будет первая строка). И противоположной темой
сделаем — ученик. (запишу его в последней строчке).
Подбираем прилагательные, глаголы,
записываем ассоциации. ( Работа с аудиторией).
Вот что получилось у
меня:
Учитель
Опытный, талантливый
Обучающий, воспитывающий, развивающий
Школа, звонок, знание, дети
Старающийся, повышающий, реализующий
Творческий, одарённый
Ученик
В
результате работы над диамантой ваши учащиеся почувствуют себя в ситации
успеха, смогут выражать своё отношение к рассматриваемой
проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас.
И в
заключении, хотелось бы составить диаманту об участниках конкурса – Учитель
года.
Давайте
выберем две противоположные темы, я предлагая выбрать:
Жюри
Объективное
опытное
Смотрит
оценивает награждает
Эксперты
строгость, волнение таланты
Творческий
активный
Участник
Активное включение
данного приема в учебный процесс создают оптимальные условия для развития
личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает
главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие
ума, чувств и воли детей.
Творческие задания
всегда интересны учащимся, хотя любое творчество — это нелегкий труд, который,
несмотря ни на что, приносит огромное удовольствие и осязаемые результаты.
Спасибо за работу.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Диамантом называется стихотворение, которое по своей форме напоминает алмаз. Обычно оно состоит из 7 строк, где первое и заключительное слова обычно синонимы (вроде «лист» и «лепесток») или антонимы (вроде «огонь» и «вода»).[1]
Хотя форма этого стихотворения весьма необычна, но его написание не займет много времени.
И вот как это сделать.
Шаги
-
1
Первая строка стихотворения должна состоять из одного слова. Начните с существительного или местоимения. Для первой строки выберите-что-то, что будете описывать на протяжении последующих двух или трех строк.
-
2
Для второй строки подойдут два прилагательных. Вторая строка служит описанием первой и выражает ваши чувства, вызванные первой строкой.
-
3
Следующая строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий. Она описывает действия, связанные с первой строкой.
-
4
Четвертая строка состоит из четырех любых частей речи и описывает отношения, которые связывают начало и конец диаманта. Эту строку можно создать двумя путями:
- Комбинацией из четырех существительных. Это сделает стихотворение более образным.
- Целой фразой, которая будет по размеру больше последующей.
-
5
Пятая строка снова состоит из трех глаголов. Она решает каким по характеру будет диамант. Как уже говорилось выше, он может заканчиваться синонимом или антонимом первого слова. Синоним — слово, близкое или равное по значению к исходному слову. Антоним — слово, противоположенное по значению.
-
6
Для шестой строки вновь выберите два прилагательных. Они могут быть либо синонимами, если вы выбрали синонимичный диамант, или антонимами.
-
7
Завершите свой диамант последним существительным. Эта строка представляет или антипод первого существительного или его метаморфозу.
Реклама
Советы
- Последняя строка может быть и просто синонимом первой.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 12 503 раза.
Была ли эта статья полезной?
|
Игра от сайта СУП
КОММЕНТАРИИ
Какая добрая и красивая разработка, Любовь Николаевна! Рассматривать и читать ил… Любовь Николаевна! Спасибо за интересную игру! Завтра проведу!!! Очень рада, что Вы нашли время познакомиться с моей работой и оставить отзыв. С … Большое спасибо за внимание к работе и позитивный отзыв. С благодарностью, Лидия… Анна Григорьевна, спасибо за внимание к ресурсу! Согласна с Вами:»Ура! Кани… Любовь Николаевна, спасибо! Поиграем с первоклассниками.Ура, каникулы! Ольга Куприяновна, рада, что Вы заглянули в гости и познакомились с материалом! …
ОЙ, ОШИБКА
Выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter (?) |