Как составить бюджет школьника

Бюджет школьника В планировании семейного бюджета немаловажную роль играет семейный менеджмент (управление, организация): четкие цели, осознанные всеми членами семьи, распределение полномочий, разделение труда по дому и составление графика работ, необходимое условие для каждого члена семьи – раскрыть свои способности, уважение и помощь друг другу внутри семьи. Особое место в семейном бюджете занимает бюджет школьника.

Бюджет школьника

Бюджет школьника определение

Бюджет школьника это его личные доходы и личные расходы.
Доходы школьника — это деньги полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок (если есть), деньги, подаренные на День рождения, выигрыш в лотерею. Основным источником доходов школьника являются деньги родителей. Но в настоящее время многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе.
Расходы школьника — это деньги, потраченные на еду в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично школьником за карманные деньги, и деньги, откладываемые из карманных денег на новые компьютерные игры и другое. (Но не деньги, потраченные из семейного бюджета на новую одежду и т.п.),
Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.

Составление бюджета школьника

В бюджете школьника обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные доходы и расходы.
1. ДОХОДЫ:

  • Запланированные доходы
  • Деньги от родителей на карманные расходы
  • Заработок
  • Другие доходы

2. РАСХОДЫ

  • Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)
  • Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)

3. СБЕРЕЖЕНИЯ
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.

Бюджет школьника на неделю

Бюджет школьника таблица

Запланированные доходы Сумма Запланированные расходы Сумма
Деньги от родителей на карманные расходы Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)
Заработок Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)
Другие доходы Сбережения
Всего доходов Всего расходов

Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Источники информации:

  • http://sleemie.ru/raznoe/chto-takoe-byudzhet-shkolnika.htm
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/11/byudzhet-shkolnika
  • http://tineydgers.ru/load/semejnyj_bjudzhet/53-1-0-9800

Слайд 1

Описание слайда:

Личный бюджет школьника



Слайд 2

Описание слайда:

Бюджет школьника это его личные доходы и личные расходы.
Бюджет школьника это его личные доходы и личные расходы.
Доходы школьника — это деньги полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок (если есть), деньги, подаренные на День рождения, выигрыш в лотерею. Основным источником доходов школьника являются деньги родителей. Но в настоящее время многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе.


Слайд 3

Описание слайда:

Расходы школьника — это деньги, потраченные на еду в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично школьником за карманные деньги, и деньги, откладываемые из карманных денег на новые компьютерные игры и другое. (Но не деньги, потраченные из семейного бюджета на новую одежду и т.п.),
Расходы школьника — это деньги, потраченные на еду в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично школьником за карманные деньги, и деньги, откладываемые из карманных денег на новые компьютерные игры и другое. (Но не деньги, потраченные из семейного бюджета на новую одежду и т.п.),


Слайд 4


Слайд 5

Описание слайда:

Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.
Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.


Слайд 6

Описание слайда:

Составление бюджета школьника

В бюджете школьника обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные доходы и расходы.
1. ДОХОДЫ:
Запланированные доходы
Деньги от родителей на карманные расходы
Заработок
Другие доходы


Слайд 7

Описание слайда:

Составление бюджета школьника

2. РАСХОДЫ
Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы)
Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.)


Слайд 8

Описание слайда:

3. СБЕРЕЖЕНИЯ
3. СБЕРЕЖЕНИЯ
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.


Слайд 9

Описание слайда:

Некоторым может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.
Некоторым может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.


Слайд 10

Описание слайда:

Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.


НПК «Шаг в будущее»

Секция «Экономика»

Бюджет школьника

Работа ученицы 6 «а» класса

МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им.М.Т.Егорова»

Семеновой Мичии

Руководитель: Иванова Ирина Семеновна, учитель математики

с. Верхневилюйск, 2013 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

Глава 1. Опорные понятия доходов и расходов семьи…………………………..4 стр

  1. История происхождения денег…………………………………………..4 стр
  2. Опорные понятия доходов и расходов семьи……………………………6 стр
  3. О потребительских доходах и расходах…………………………………8 стр

Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов семьи………………..9 стр 

         2.1. Решение задач………………………………………………………………9 стр

2.2. Состав доходов и расходов моей семьи………………………………….10 стр

2.3. Навыки по формированию рационального бюджета школьника……….11 стр

        2.4.  Примерные рекомендации по планированию  рационального бюджета

школьника…………………………………………………………………………..14 стр

Вывод………………………………………………………………………………..16 стр

Использованная литература………………………………………………………..17 стр

Приложение…………………………………………………………………………18 стр

Введение

Актуальность: 

Для социальной адаптации учащихся к происходящим быстрым изменениям в жизни необходимо формирование экономической грамотности. От того, насколько мы — школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура.

Цель работы:  

Составление бюджета школьника для приобретения экономической культуры

Задачи:

  1. Изучение специальной литературы и интернет ресурсов по истории происхождения денег, по опорным понятиям доходов и расходов семьи, по данным потребительских доходов и расходов
  2. Составить бюджет моей семьи на месяц и подсчитать, каким он является — дефицитным или сбалансированным.
  3. Приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника
  4. Провести анкетирование учащихся 11, 6, 2 классов
  5. Сделать анализ и обобщение результатов анкетирования
  6. Составить примерные рекомендации по планированию  рационального бюджета школьника.

Значимость работы: 

Результаты нашего исследования могут применяться как учителями экономики так и учащимися, т.к. работа поможет им приобрести навыки по формированию рационального бюджета школьника

Методы исследования: анкетирование,  анализ, сравнение и обобщение результатов.

Глава 1. Опорные понятия доходов и расходов семьи

  1. История происхождения денег

У человечества есть верный спутник, который сопровождает его уже довольно давно. Этот спутник – деньги. Между тем на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. И это неудивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому.

Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. За время совместного пути деньги претерпели значительные изменения: от ракушек и выделанных шкурок до золотых и серебряных монет, а затем и современных купюр. Неизменной оставалась их роль всеобщего эквивалента, т.е. на деньги можно было обменять, а проще говоря, купить товары. 

У разных народов в разные времена были разные деньги: овцы, коровы, лошади и др. латинское слово «пекунья» (монета) произошла от слова «пекус» (скот). На Руси деньгами были шкуры животных и меха. В южных странах раковины (каури). Добывать их было трудно, поэтому они имели большую ценность. Истории известны так называемые «свиные деньги» – связки раковин, зубов и свиных хвостов. Эти связки достигали 12 метров. У некоторых народов в качестве денег использовались различные продукты питания (чай, какао-бобы, табак, рис, кукуруза, соль). Когда люди научились обрабатывать металлы, появились и металлические деньги (в форме слитков, кусков, песка, пластин). Это были медь, бронза, железо. Лучше всего для роли денег подошли серебро и золото: 1) Это редкие благородные металлы. Чтобы их добыть, требовались большие затраты труда. Поэтому, к примеру, небольшое количество золота можно обменять на целое стадо коров или овец. 2) Их легче хранить и перевозить. 3) Они обладают свойством однородности и различаются только по весу (предложить сравнить две овцы, два быка, две шкуры). 4) Эти металлы обладают свойством сохраняемости (не портятся, не окисляются, не испаряются).

Первоначально золото обращалось в слитках и в виде песка. Слитки и песок взвешивались, их можно было делить. Особенно ценились самородки. Потом стали делать монеты (форма разная) и ставить на них штамп. Слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны Монеты (советчицы). Во дворе её храма располагается монетный двор. Самыми древними монетами в мире считаются статеры из электрума царя Гигеса из Лидии (670 г. до н.э.), электрум – сплав из золота и серебра. Их применяли греки, римляне и варварские племена. В каждом древнем государстве выпускались свои монеты. Обычно с изображением царя. В Афинах с одной стороны монеты было изображение города – богини Афины. В древней Руси первые монеты  появились при князе Владимире. Они были изготовлены из золота и назывались златниками. Во времена князя Ярослава Мудрого чеканили серебряники из тонкого серебряного кружка весом около 3 граммов.
В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монет после победы русских войск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей, животных. Русское слово «деньги» происходят от татарского «таньга».

Первой денежной единицей была гривна. Это кусок серебра весом полфунта (фунт 409,5 г.). Пользоваться им было неудобно и его стали рубить на части. Так, от слова «рубить» появился рубль. Первые рубли чеканили ещё в 9 веке, но основной денежной единицей они стали в 13 веке. Копейка появилась в 1555 году. Царь Иван 4 повелел делать деньги, и на них был изображен он сам на коне и с копьем. От слова «копье» и появилось название копейки. Россия – первая страна, которая ввела десятичную систему исчисления денег, когда денежная единица делится на 100 монет:

1 рубль = 100 копеек
1 доллар = 100 центов
1 франк = 100 сантимов
1 фунт = 100 пенсов

А раньше 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам = 240 пенсам.

Названия русских монет:

1 рубль = 100 копеек
1 полтина = 50 копеек
1 гривенник = 10 копеек
1 алтын = 3 копейки
1 деньга = 1/2 копейки
1 полушка = 1/4 копейки.

Чтобы золотые монеты меньше стирались, их стали делать из сплава золота с медью. Это помогало фальшивомонетчикам, которые стали больше добавлять меди.
Во все времена фальшивомонетчики строго карались. Но иногда фальсификацией занимались и сами правители. Золотые монеты вытеснялись медными. Их нужно по весу значительно больше. Так, М.В.Ломоносову за написание оды выдали в награду 2 тысячи медных денег и привезли их ему на нескольких телегах. Чем больше выпускалось медных денег, тем больше они падали в цене. И возникло такое понятие как инфляция, о котором мы поговорим на следующем уроке.

А откуда появились понятия “орел” и “решка”? Со словом орел все понятно. А вот “решка” образовалась от “решетки” — переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы.

К сожалению, появление денег сопровождалось появлением и фальшивых денег, в настоящее время широко применяют пластиковые карты.

Будет полезно знать, что на бумажных деньгах скапливается огромное количество бактерий. Поэтому в некоторых странах проводится их обеззараживание (купюры обрабатываются озоном, ультрафиолетом или нагревают до высокой температуры). В Австралии эту проблему решили иначе – еще в 1996 г перешли на банкноты, изготовленные из полимерных материалов.

  1. Опорные понятия доходов и расходов семьи

Назовем источники доходов семьи: заработная плата, социальные выплаты и льготы, доходы от предпринимательской деятельности и ценных бумаг, от сдачи в аренду основных средств и т.д.

Ведь если собственность, которой владеет семья, не может быть использована другими людьми для своих нужд, на ней нельзя ничего заработать. Скажем, пока автомобиль используется для поездок только членов семьи, он доходов не приносит. Не приносит дохода и само вождение этого автомобиля. Но если кто-то попросил довезти привезенные на продажу товары, то за услугу он заплатит. Значит, любой доход представляет собой плату за услугу или факторов производства.

Категории граждан, которые получают фиксированные доходы: пенсионеры, инвалиды, студенты и др. К категории людей, получающих переменные доходы относятся работники производственных отраслей, предприниматели, творческая интеллигенция.

Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит:

Факторы производства

Вид приносимых доходов

труд работника

заработная плата

труд предпринимателя и капитал фирмы,     созданный за счет его собственных    средств                                      

прибыль собственника

Земля (природные ресурсы)

рента

производственный капитал фирмы

прибыль фирмы (доход ее владельцев)

денежный капитал

процент

В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Но в странах, где нет ограничений на частную собственность и где сформировалась рыночная или смешанная экономическая система, семьи наряду с заработной платой получают доходы и от владения другими факторами производства. Например, структура дохода американских семей состоит из заработной платы, жалованья и прочих доходов наемных работников (65 %), доходов единоличных владельцев фирм (8%), ренты (о,1%), дивиденда (4%), процентного дохода (12%), трансфертных платежей (11,9%).  

Сравним доходы семей россиян в 1982 и 2005 годах: 

В структуре доходов российских семей в 1982 году, как в зеркале, отражается общество, в котором человек владел лишь единственным фактором производства – своим трудом. На пороге последнего десятилетия 20 века — 21% граждан обладали имуществом стоимостью от 5-10 тысяч (столько в то время стоил автомобиль “Москвич”, или “Жигули”, либо садовый домик на участке 6 соток). Большим по стоимости имуществом владели 14% населения, а 65% — граждан жили крайне скудно.

  1. О потребительских доходах и расходах

То, сколько люди тратят ежегодно, зависит от того, сколько они зарабатывают. Обнаружил это еще в 19 веке немецкий ученый статистик Эрнст Энгель. Его закон гласит, что по доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния различных групп населения одной страны и сравнивать их с благосостоянием граждан разных стран.

Структура расходов семей горожан в %

Страна

Питание

Одежда и обувь

Жилье

Транспорт

Обучение и лечение

США

10,0

6,5

25,5

13,5

17,5

Япония

15,0

6,0

24,0

10,0

15,0

Швеция

16,5

7,0

30,5

19,0

3,0

Греция

33,0

9,5

20,5

13,0

4,5

Португалия

35,0

11,0

15.0

16,0

6,0

Россия

52,0

20,0

6,5

8,0

3,5

Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии по благосостоянию своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди стран, приведенных в таблице. Столь высокий уровень расходов на питание в США и Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70-100 лет назад. Соответственно, на столько лет Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан (жилье, наличие автомобиля, проведение отпуска и т.д.)

Известный экономист Ключевский Н.И. говорил: “Простейший способ не нуждаться в деньгах – не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно”

Глава 2. Роль денег в формировании доходов и расходов моей семьи

2.1. Решение задач «Семейный бюджет»

Задача 1:

Перечисленные ниже доходы и расходы раздели на сбалансированный и дефицитный и найди остаток денег при сбалансированном бюджете:

Доходы

Расходы

1.         

359000

387805

2.          

372577

358572

3.         

397508

387805

4.

564578

564578

Ответ: Под №1 – дефицитный бюджет, остальные – сбалансированные.

Под №2 остаток денег – 14005, а под №3 остаток денег – 9703

Задача 2:

Семья Грошевых состоит из папы – инженера, мамы – модельера, сына и дочери – учеников школы. Зарплата мамы – 150 монет, зарплата папы – 200 монет. У Грошевых есть счет в банке, на котором лежит 1 тысяча монет. Каждый месяц Грошевы получают проценты по банковскому вкладу – 50 монет, которые они используют для ведения домашнего хозяйства. На удовлетворение физиологических потребностей Грошевы тратят 50% суммы доходов, а на увлечения и развлечения они тратят 20% суммы всех доходов. Составь бюджет семьи Грошевых. Сколько монет в месяц они могут накопить?  

Доходы

Расходы

Остаток

400 монет

280 монет

120 монет

 Ответ:

Задача 3:

Семья Ивановых потратила в мае на питание 6800 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на квартирную плату, транспортные расходы и другие текущие расходы ушло 2100 рублей. Какие суммы семья затратила на текущее потребление и накопление, если общий доход семьи составил 13720 рублей?

Ответ: 10600 руб. на потребление; 3120 руб. на накопление

2.2. Состав доходов и расходов моей семьи

Предварительно побеседовав со своими родными, я определила, из чего состоят доходы моей семьи.

Источники дохода семьи

Сумма

Заработная плата мамы после налогов

  11000 р.

Социальные выплаты

  11000 р.

Пенсия дедушки

  16500 р.

 Пенсия бабушки

  8500 р.

Итого

47000 р.

Я рассчитала расходы моей семьи за весенний месяц и заполнила их в таблицу

Питание

Одежда и обувь

Жилье

(платежи за свет, газ, связь)

Транспорт

(заправка, ремонт автомобиля)

Обучение, лечение

Прочее (непредвиденные расходы)

Развлечения

Сумма

  10000 р

  10000р

  3650р.

7000р 

 1500 р.

 10000р

3000р. 

45150 р.

Данные таблицы помогли мне сравнить доходы и расходы нашей семьи в месяц, разумно ли рассчитан бюджет за это время. Я рассчитала остаток денег: 1850 руб. Результаты я обсудила дома со своей семьей. И мы пришли к выводу, что в этот весенний месяц бюджет нашей семьи был сбалансированным, т.е. расходы не превысили доходы. Мы похвалили себя за хоть и малый, но остаток денег. Теперь наша семья будет стремиться, как можно больше экономить деньги, чтобы сделать необходимые накопления. Ведь в разные периоды года бюджет нашей семьи не всегда бывает сбалансированным, а иногда даже бывает дефицитным, т.е. расходы превышают доходы. Поэтому мы решили теперь ежемесячно составлять бюджет семьи, т.е. роспись доходов и расходов. Грамотно составленный бюджет поможет нам выявить соотношения между доходами и расходами в разные периоды. Он позволит проанализировать целесообразность разных видов наших расходов и поможет упорядочить их. Не зря люди составили  много пословиц и поговорок, так или иначе связанных с важностью бюджета. Например, «Деньги счет любят», «Кто бюджет считает, тот и деньги получает» и другие.

2.3. Навыки по формированию рационального бюджета школьника

В семейном бюджете особое место занимает бюджет школьника. Я составила свой  бюджет  школьника за месяц

Статьи

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Всего

Платные занятия

Фортепьяно,

2 раза

Фортепьяно,

2 раза

Фортепьяно,

2 раза

Фортепьяно,

 2 раза

 1000р.

Канц. товары

 Тетради, ручка- 100р.

Линейка, фломастер, ластик, карандаш -150р.

 250р.

Питание в школе

 суп-35

 Пирожки -25рб

 Пирожное – 30р.

 Пирожки -25рб

 115р.

Игры

 Интернет игры

 100р

Одежда

 Кеды на высокой подошве -1000рб

 Американка1500р

Джинсы 1200рб

 Сапоги на каблуках -900рб

 Бейсболка -500рб

 5100р.

Сладости

 Петушок-15рб Конфеты-30

 Плитка шоколада «Воздушный»-50рб, «Чупа-чупс» -25рб

 Напиток «Кока-кола» 120

maltezers 40рб

 Чипсы 100рб

Напиток «Milkis» 25рб

 405рб

Развлечения

 Кино 3D «КиноВер»-50

 Кино 3D «КиноВер»-50

 Кино 3D «КиноВер»-50

 Кино 3D «КиноВер»-50

 200

Диски

  Мультик- 150

 150

 Итого:

 7320

Мои расходы за выше сказанный весенний месяц составили от общей суммы доходов 15,6% и от общей суммы расходов примерно 16%.

Я решила задать несколько вопросов учащимся нашей школы, чтобы узнать их отношение к деньгам. С моим руководителем мы составили анкету, и я сначала попросила моих одноклассниц заполнить ее. Потом я пошла в параллельный 6 «б» класс – класс мальчиков. В итоге вот что мы получили:

Если сравнить итоги этого анкетирования, то в ответах на первые два вопроса большой разницы не наблюдается. А вот если на вопрос «Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?» большинство мальчиков согласились, то в моем классе (в классе девочек) нашлись те, которые затруднились ответить на данный вопрос. Большое разногласие вызвал 4 вопрос: «Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?». Если на этот вопрос большинство девочек согласилось, то большая часть мальчиков или ответила «нет», или затруднилась ответить на данный вопрос.

Такое же анкетирование мы решили провести среди выпускников школы и во 2 классе, где учитель начальных классов Иванова Светлана Ивановна проводит занятие по курсу «Экономика». И вот какие результаты мы получили:

Если на первый вопрос «Дают ли тебе родители карманные деньги?» второклассники дали конкретный ответ «Да» или «Нет» (притом, большинство ответило «Да»), то несколько выпускников ответили на этот вопрос «Иногда». Наверное, это связано с ответом на второй вопрос «Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?». Если на этот вопрос почти все второклассники ответили «Нет», то в классе выпускников нашлись те, которые имеют свой доход или постоянно, или иногда. Я думаю, поэтому родителям нет необходимости давать им карманные деньги. Нас обрадовали ответы на третий вопрос: почти все ответили на этот вопрос «Да», показав этим, что они планируют свои расходы, т.е. не тратят деньги попусту. Большое разногласие вызвал 4 вопрос. Здесь только меньшая часть выпускников согласились с тем, что будет экономия семейного бюджета в связи с введением школьной формы, тогда как  большинство второклассников за введение школьной формы.

2.4. Примерные рекомендации по планированию

 рационального бюджета школьника

Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Дж. Рокфеллер вел расходную книжечку с детских лет, утверждая впоследствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США.

Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к доходам школьника не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые вещи. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета, например, на новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

Здесь мы постараемся дать советы и рассмотреть возможные варианты участия школьников при формировании бюджета семьи.

Советы школьникам:

  1. Каждый человек должен хорошо владеть своими ресурсами, рационально их использовать, ценить свой труд и потраченное время.
  2. Бережное использование личного имущества только продлевает срок его службы и уберегает от ненужных расходов на ремонт или починку.
  3.  Очень важно при приобретении товаров учитывать правила покупки. Это условие позволит покупать больше полезных, нужных вещей хорошего качества. Такой подход более рационально расходует средства.
  4. Сейчас очень много соблазнов для покупок, причем зачастую деньги тратятся бездумно. Поэтому нужно правильно распределять свой  бюджет, согласовывая его с общим семейным бюджетом. Умение составлять рациональный бюджет поможет повысить уровень благосостояния.
  1. Человеческие потребности и возможности практически всегда не совпадают. Потребности безграничны, а деньги, к сожалению, всегда ограничены. Поэтому необходимо научиться соизмерять свои потребности и свои возможности. Надо уметь расходовать деньги так, чтобы не остаться без денег, и вместе с тем не бояться тратить на то, что действительно необходимо.
  2. Для тех, кто хочет улучшить свою систему денежных затрат, необходимо запомнить четыре правила, выполнение которых важно для любого бюджета: учет, планирование, организация и контроль.
  3. Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов  на месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай».
  4. Но какое бы значение деньги не играли в жизни человека, необходимо помнить, что они не должны являться смыслом жизни.

Рекомендации возможных вариантов участия школьников при формировании бюджета семьи:

  1. Изготовить декоративные украшения для одежды (сплести воротничок, изготовить заколку, из кожи сшить декоративный жилет и кожаную сумку, косметичку);
  2. Многие вещи вышли из моды – не беда. Можно потрудиться с лоскутками ткани и изготовить лоскутное одеяло, коврик, игрушку, панно;
  3. При разработке интерьера своей комнаты можно найти новое интересное решение, используя уже имеющиеся предметы и дополняя их предметами декоративного творчества, — это вышитые картины, интересные поделки из природного материала, фотографии в рамке лучших фрагментов жизни.
  4.  Организовать “выставку-продажу плодов, выращенных своими руками”. Даже если доход будет невелик – не беда, так как вы уже выиграли от того, что вырастили овощи и цветы. В дальнейшем это увеличит доходную часть бюджета.
  5. Можно организовать семейное предприятие по изготовлению подарков из природного материала и их красочное оформление. Такие сувениры приносят много радости, а значит, востребованы и пользуются спросом у населения.
  6. Если ваши родители уже занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, то можно принять активное участие в их работе, оказать посильную помощь (записывать звонки, быть курьером, помогать упаковывать).
  7. Можно организовать “Службу добрых услуг”. Ведь многие мечтают, чтоб их детей неожиданно и интересно поздравил любимый сказочный герой на день рождения, Новый год, Рождество.
  8. Принять активное участие в работе школьного предприятия по пошиву рабочей одежды для детей, по созданию нужных вещей в хозяйстве под руководством учителей технологии.

Вывод

От того, насколько мы — школьники научимся сейчас разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская культура. Цель составления бюджета школьника — уменьшение незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок, формирование внутренней финансовой дисциплины.

Еще совсем недавно единственным источником доходов школьников были доходы родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе. 

 Я, работая над этой темой,  впервые задумалась, сколько денег и на что я трачу в день, в неделю, в месяц. Какую часть мои расходы составляют от общих доходов семьи. Я считаю, что за рассмотренный выше весенний месяц я израсходовала чуть больше денег, чем положено мне, так как наша семья состоит из 6 человек, 4 из которых взрослые люди. В будущем я решила экономить за счет сладостей и развлечений, чтобы общий бюджет семьи улучшился, и мы смогли накопить денег на летний отдых.

Теперь я знаю, что и в моем возрасте можно помочь в организации экономической жизни семьи. Изучив возможные варианты участия школьников в индивидуальной трудовой деятельности, я по-другому стала относиться к родительским деньгам.

Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Я очень рада, что учитель предложила мне работать над данной темой, оказала большую методическую помощь. Мне работа понравилась, полученные знания помогут мне в будущем. 

Использованная литература

  1. Н.В.Новожилова, учебник для 5 класса «Экономика семьи», издательство «Вита пресс», Москва, 2012
  2. «Экономика: моя школа» Учебное пособие для 6 класса общеобразоват. учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред. И.А.Сасовой .-М.: ВИТА–ПРЕСС,2010.
  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. — М.: Вита — Пресс, 2006.
  4. Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей и взрослых. М., 1995.

Сайты в интернете:

  1. http://www.sekonom.ru
  2. www.allbest.ru 
  3. www.kerch.com.ua/articlelist.aspx 
  4. www.12months.ru/pages/lagerya

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Анкета

Информация для тебя: Обладатель одного из самых значительных состояний в мире нефтяной магнат Дж. Рокфеллер вел расходную книжечку с детских лет, утверждая впоследствии, что именно она помогла ему стать богатейшим человеком в США.

Вопрос

Ответы

Да

Нет

Иногда или затрудняюсь ответить

1

Дают ли тебе родители карманные деньги?

2

Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?

3

Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?

4

Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?

5

Твои предложения по уменьшению расходов на школьника?

Итоги анкетирования

6а              Вопрос

Ответы

Всего

Да

Нет

Иногда или затрудняюсь ответить

1

Дают ли тебе родители карманные деньги?

8

3

11

2

Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?

4

7

11

3

Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?

6

3

2

11

4

Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?

9

2

111

                  Вопрос

Ответы

Всего

Да

Нет

Иногда или затрудняюсь ответить

1

Дают ли тебе родители карманные деньги?

6

1

7

2

Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?

4

2

1

7

3

Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?

5

2

7

4

Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?

3

2

2

7

2 класс       Вопрос

Ответы

Всего

Да

Нет

Иногда или затрудняюсь ответить

1

Дают ли тебе родители карманные деньги?

11

4

15

2

Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?

9

6

15

3

Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?

12

2

1

15

4

Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?

9

2

4

15

11 класс       Вопрос

Ответы

Всего

Да

Нет

Иногда или затрудняюсь ответить

1

Дают ли тебе родители карманные деньги?

9

3

3

15

2

Имеешь ли ты свой собственный доход (деньги)?

3

9

3

15

3

Планируешь ли ты свои расходы хотя бы на день или неделю?

11

4

15

4

Как ты думаешь, будет ли экономией семейного бюджета введение школьной формы для школьников?

5

3

7

15

Обучение детей составлению бюджета — один из самых важных уроков в области финансов, который вы можете преподать как родитель. Возможно, он уже немного зарабатывает или копит деньги, которые вы даете ему на расходы. Так почему бы не научить его, как управлять финансами ответственно?

Важный навык для подростков

Бюджетирование важно для того, чтобы помочь детям научиться управлять расходами и выработать правильные денежные привычки. Обучение подростков основам бюджетирования может начинаться уже в 10 — 13 лет, когда вы начинаете выделять им деньги, которыми дети могут распоряжаться самостоятельно. Обсуждение разницы между потребностями и желаниями может быть фундаментальной частью всего процесса. А использование бесплатных финансовых инструментов, таких как приложения для составления бюджета или дебетовые карты для подростков, может облегчить обучение.

Начните с основ составления бюджета

Вы можете сделать это, ответив на некоторые основные вопросы, такие как:

  • Что такое бюджет?
  • Почему бюджетирование имеет значение?
  • Из чего состоит бюджет?

Как минимум подростки должны понимать, что бюджет — это план расходования денег каждый месяц. Вы можете избежать долгов или потратить больше денег, чем у вас есть, составив план того, куда уходят и откуда берутся ваши деньги. В простейшей форме двумя наиболее важными элементами, необходимыми для составления бюджета, являются доходы и расходы. Подростки должны знать, что вы отслеживаете свои доходы, расходы и то, что осталось, что дает возможность планировать.

Вовлекайте своего подростка в денежные вопросы

Вы можете углубиться в тему бюджетирования. Лучший способ сделать это — подать пример и поделиться деталями вашего собственного бюджета. Дети и подростки очень наблюдательны и часто обращаются к своим родителям за советом во всех вопросах. Вы и подросток можете вместе составлять список ежемесячных расходов вашей семьи. Затем ребенок может просмотреть их, чтобы соответствующим образом классифицировать расходы.

Расскажите своему подростку о желаниях и потребностях

Одним из наиболее важных шагов в обучении вашего подростка бюджетированию является обсуждение разницы между желаниями и потребностями. Опять же, будьте проще. Объясните, что потребность — это то, что необходимо для выживания, например, арендная плата, в то время как желание — это то, без чего вы можете жить, например, подписка на модный журнал. Есть разные способы помочь подросткам понять эту концепцию. Вы могли бы начать с обсуждения своего бюджета с ними или бюджета, который они составили для себя, и классификации каждого расхода.

Для каждого расхода в списке спросите их: это то, без чего вы можете жить? Этот процесс может помочь им разобраться в потребностях и желаниях на бумаге. Но вы также можете использовать реальные примеры или опыт. Основная цель должна заключаться в том, чтобы помочь вашим подросткам научиться расставлять приоритеты в расходах, чтобы их потребности удовлетворялись.

Помощь вашему подростку в выборе простых бюджетных категорий

В своей простейшей форме бюджет представляет собой список расходов, вычитаемых из дохода. Но разбивка бюджета на категории может помочь точно решить, на что они хотят потратить деньги. Помните, бюджеты для ребят уникальны, потому что они ориентированы на расходы, которые, скорее всего, будут у подростков. Итак, сядьте с подростком и обсудите, какие категории они хотят включить.

Бюджет может включать:

  • Одежду.
  • Личную гигиену.
  • Покрытие сотовой связи.
  • Развлечения или прогулки с друзьями.
  • Еда.
  • Школьные принадлежности или внеклассные занятия, за которые вы не платите.

В дополнение к своим обычным расходам, все подростки должны включать сбережения в качестве бюджетной категории. Вы можете поговорить о том, сколько они должны стремиться откладывать каждый месяц, о разнице между краткосрочными и долгосрочными целями сбережений и о том, как сложные проценты могут помочь им увеличить свои сбережения.

Дайте вашему подростку инструменты

Вы можете сделать бюджетирование для подростков более интересным и увлекательным, предоставив им некоторые базовые инструменты для начала работы. Например, электронная таблица, таблица составления бюджета или приложение могут быть полезны.

6 шагов, чтобы помочь школьнику составить бюджет

У вашего ребенка может не быть постоянной работы или ипотеки. Но базовые навыки составления бюджета могут помочь ему планировать расходы и настроить его на долгосрочный успех в обращении с деньгами. Вот шесть шагов, которые помогут с реализацией этой задачей:

  • Помогите своему ребенку определить его доход. Первый шаг в составлении бюджета — это выяснить, сколько денег поступает. Для подростков это означает регулярные суммы на личные расходы, а также деньги, которые им дарят на дни рождения или праздники. Попросите вашего ребенка сложить то, что он получает за месяц — это его общий ежемесячный доход.
  • Рассчитайте необходимые расходы. Это то, что он должен регулярно оплачивать. Для старшего школьника это может быть ежемесячный счет за сотовый телефон. Суммируйте эти расходы за месяц, чтобы определить базовый набор расходов.
  • Немного посчитайте. Как только у вас будет общая сумма необходимых расходов, попросите вашего ребенка вычесть это число из своего дохода. Это показывает, достаточно ли у нее средств, чтобы покрыть свои потребности, а также сколько денег осталось.
  • Поговорим о мечтах и кредитах. Объясните, что оставшиеся средства могут поступить на сберегательный счет вашего подростка. Она также могла бы использовать дополнительные средства для дискреционных покупок, таких как поход в кино или покупка билетов на концерт. Но напомните, что деньги ограничены, и иногда это означает компромиссы. Например, объясните, что покупка дорогой одежды сейчас может означать отсрочку более крупной покупки.
  • Помогите ему получить то, что он хочет. Подростки не могут сразу позволить себе некоторые дорогостоящие товары, такие как велосипед или компьютер. В этом случае вы можете помочь своему ребенку установить цель экономии, а затем спланировать, как ее достичь.
  • Сбалансируйте бюджет. Вы можете научить своего ребенка, что расходы не должны превышать доходы. Если он перерасходует средства, вы можете помочь ему найти способы сократить расходы или увеличить доход. Например, он может решить ходить пешком, чтобы сэкономить на проезде.

Заключение

Эти навыки пригодиться в жизни. Учитывая, насколько развито сегодня кредитование, просто необходимо уметь тщательно планировать свои доходы и расходы, чтобы не попасть в неприятные истории.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

ЗАНЯТИe

по теме «Бюджет
школьника»

(в рамках
элективного курса  «Учебные практики с использованием  Mikrosoft offisse»

ВВЕДЕНИЕ

 Что такое финансовая
грамотность?

  • Финансовую грамотность можно
    определить как способность принимать обоснованные решения и совершать
    эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами,
    для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие
    периоды.
  • Финансовая грамотность включает
    способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться
    денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего
    финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и
    быть готовыми к нежелательным ситуациям.
  • Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди
    должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться
    на базовом и более продвинутом уровнях.
  • Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что
    представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть
    того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком.
  • Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают
    решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и
    собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать
    устойчивому развитию мировой экономической системы.

Как обстоит дело с обучением финансовой грамотности в
образовательных учреждениях и домашних условиях?

  • В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения
    финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей
    и учащейся молодежи, и во многих странах мира предпринимаются попытки
    введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках
    существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о
    его массовом внедрении в школьное образование.
  • Родители в большинстве случаев не могут обучать основам
    финансовой грамотности своих детей, так как сами не обладают достаточным
    уровнем знаний и навыков в сфере управления финансами.

Что можно предпринять для решения проблемы?

  • Грамотность школьников и учащейся молодежи в финансовой сфере
    – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы,
    эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и
    экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.
  • Однозначного мнения на этот счет нет. Большинство считает,
    что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем
    возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
  • Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и
    общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые
    привычки. Учащиеся в возрасте 7-13 лет вполне способны воспринять
    финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.
  • Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая,
    воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе
    принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и
    закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
    Формирование полезных привычек в сфере финансов начиная с раннего возраста
    поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения
    финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой
    безопасности и благополучия на протяжении жизни.
  • Современные дети, подростки и молодежь являются активными
    потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей,
    производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток
    понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения,
    планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и
    опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение
    многих лет на протяжении жизни.[3]

Первое, с чего можно начинать образование школьника в области
финансовой грамотности – научить рассчитывать свой бюджет.

Бюджет школьникаэто его
личные доходы и личные расходы.

Доходы школьника
— это деньги, полученные
от родителей на карманные расходы, деньги, подаренные на день рождения.
Основным источником доходов школьника являются деньги родителей. Но в настоящее
время многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. Известны случаи,
когда школьники зарабатывают немалые суммы не в ущерб учебе.

Расходы школьника
— это деньги, потраченные на еду в школьной столовой, на проездной билет,
купленный лично школьником за карманные деньги, и деньги, откладываемые из
карманных денег на новые компьютерные игры и другое.

Цель
составления бюджета школьника
— уменьшение
незапланированных и ненужных расходов, осознанное планирование будущих покупок,
формирование внутренней финансовой дисциплины.

Основная
цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма
проведения – элективное занятие в форме  практикума и игры, основной дидактической
целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической
деятельности учащихся. Такая форма
проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое
мышление учащихся.

Актуальность темы
заключена в том,
что в ситуации экономической неопределенности важно помочь детям
овладеть навыками финансовой грамотности, чтобы они могли принимать мудрые
решения, распоряжаясь деньгами.

1. Общая характеристика занятия

Характеристика условий реализации проекта:

Место: Калужская
область,  Кировский район

Название образовательной организации: МКОУ «Больше-
Желтоуховская СОШ»

Участники
проекта:

1.     
Зинкевич
Светлана Михайловна, учитель математики

2.     
Обучающиеся
10 класса

      Название
предмета: Элективный курс  «Учебные практики с использованием Microsoft
Offise»  

     
Вид
деятельности учащихся: урочная

     
Тип
занятия: комбинированный

Формы
проведения:
урок

     
Оборудование:
демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация
, карточки с заданиями для игры и практической
работы, цветные листы
.

     
Учебно-методическое
обеспече
ние.

2. Педагогическая характеристика занятия

Тема занятия: «Бюджет
школьника»

Цель: Формирование у учащихся умений рационального использования личного
бюджета.

Предметные
образовательные результаты

       продолжить
знакомить учащихся с понятием “личного бюджета”,

       формировать
представление о личном бюджете как совокупности личных расходов и доходов за
определенный период времени

Метапредметные
образовательные результаты

       
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

       
выдвигать версии, выбирать средства достижения
цели в группе и индивидуально.

3.     
Методическая характеристика занятия

Перечень методик (технологий, методических
приемов), рекомендуемых к использованию на занятии:

  1. работа в группах;
  2. игровые и практические задания;
  3. работа с понятиями

Методика оценки педагогической
эффективности занятия:

  • Подведение итогов
  • Понравилась ли вам данная форма
    проведения занятия?
  • Что бы вы изменили в занятии?
  • Где полученные знания вам могут
    пригодиться в жизни?

Заключение

От того, насколько мы – научим школьников
разумно распределять имеющиеся средства, будет зависеть общая потребительская
культура.

Приобретенные в процессе занятия навыки помогут в
практическом применении знаний при формировании своего личного бюджета.

Интернет-ресурсы

1.     
https://nsportal.ru
социальная сеть работников образования

2.     
http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»

3.      http://ekonomica.org
– сайт по основам финансовой грамотности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ

1.     
Брехова Ю.,  Алмосов А., Завьялов Д..  Дидактический
материал для детей от 15 лет. Учимся разумному финансовому поведениюН.В.Новожилова,
изд. «Вита пресс», Москва, 2012

2.     
«Экономика: моя школа» Учебное пособие для 10
класса общеобразоват. учр./Т.С.Терюкова, Е.А.Артемьева, М.В.Головин; под ред.
И.А.Сасовой .-М.: ВИТА–ПРЕСС,2010.

3.     
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2-х кн. —
М.: Вита — Пресс, 2006.

4.     
Райзберг Б.А. Экономическая энциклопедия для детей
и взрослых. М., 1995

Приложение № 1.

Занятие на тему: «Бюджет школьника»

Цель
урока:
Формирование у учащихся умений рационального
использования личного бюджета.

Предметные
образовательные результаты

      
ознакомить учащихся с понятием “личного бюджета”,

      
формировать представление о личном бюджете как совокупности личных
расходов и доходов за определенный период времени

Метапредметные
образовательные результаты

       
умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

       
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Личностные:

  • развивать умение работать в группе,
  • воспитание рационального отношения к личному бюджету,
  • формирование социальной активности и самостоятельности.

Коммуникативные:

       
развитие коммуникативной культуры учащихся;

       
выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.

Ход занятия:

I. Организационный
момент

II.Актуализация знаний (кроссворд)

 Кроссворд

1ц

2в

е

1д

е

н

ь

г

и

3т

н

с

2п

р

о

д

а

в

ц

ы

4к

в

3м

о

н

е

т

а

п

р

и

л

5з

4к

а

с

с

и

р

а

р

6б

п

ю

5р

е

к

л

а

м

а

д

а

ж

т

е

6б

а

н

к

о

м

а

т

По горизонтали:

1.      В кошелек
мы их кладем,

С ними в магазин
идем. (деньги)

2.      Мебель,
хлеб и огурцы

Продают
нам …  (продавцы)

3.      Дядя Коля
– нумизмат.

Значит,
каждый экспонат,

Я скажу
вам по секрету,

Называется
…  (монета)

4.      За
сметану, хлеб и сыр

В кассе
чек пробьет … (кассир)

5.      Эта резвая
купчиха

Поступает
очень лихо!

В
телевизор залезает

И товары
предлагает.

От
компьютеров до хлама.

Имя у нее
… (реклама)

6.      Из какого
аппарата

Выдается
нам зарплата? (банкомат)

По
вертикали:

1.      На товаре
быть должна

Обязательно
… (цена)

2.      Сколько
купили вы колбасы,

Стрелкой
покажут вам точно …  (весы)

3.      Все, что в
жизни продается,

Одинаково
зовется.

И крупа, и
самовар

Называется
… (товар)

4.      Чтоб
хранить свои доходы

На
карманные расходы,

Хрюшка
требуется мне,

Та, что с
дыркой на спине. (копилка)

5.      И врачу, и
акробату

Выдают за
труд … (зарплату)

6.      Доходы и
расходы семьи за 1 год называется … (бюджет)

— Какие виды бюджета вы
знаете?

(государственный бюджет,
семейный бюджет)

III. Формирование
новых знаний

3.1 Знакомство с
понятием «личный бюджет»

А сегодня объектом нашего исследования будет личный бюджет школьника.

Личный бюджет — это план доходов и расходов
человека на какой-либо промежуток времени.

Вы слышали такое выражение как карманные деньги?

(предположения детей)

Карманные
деньги
— это сумма, которая появляется у человека на
собственные нужды.

Кто или что является
источником карманных денег школьника?

1.     
Групповая работа

Ответить
на этот вопрос я предлагаю в группах в виде «аукциона идей». Дети пишут на
листочках источники карманных денег и прикрепляют их на доску. (например :
деньги от родителей, бабушек, дедушек, денежные подарки на день рождения и др.
праздники, поощрения за хорошую учебу и т.д.)

Вы
назвали много различных источников денежного дохода, давайте сравним самые
популярные ответы по соц. опросу.

(дети выбирают самые
популярные ответы)

Схема на
доске

Деньги от
родителей

Подарки

Поощрение

Сдача

К какому виду бюджета
можно отнести карманные деньги?

ПОЧЕМУ?
(
сумма, которая появляется у человека лично на личные нужды)

Таким
образом, можно выявить, что карманные деньги являются составляющей личного
бюджета

В каком возрасте нужен личный бюджет?

(ответы учеников)

А почему именно в этом возрасте?

(Ответы)

Следовательно,
в результате школьник имеет определенную сумму, которую готов потратить

Каким
образом вы можете расходовать или распорядиться карманными деньгами

(варианты ответов)

Постоянные
и переменные расходы

Постоянные расходы

Переменные расходы

Примерные
слова на выбор

(Сладости, плата за автобус, канцтовары,
школьные взносы, диски, обеды)

Расходы (для какой цели)

траты

накопления

долги

А чтозначит
распорядиться деньгами рационально?

(ответы)

Для
того чтобы грамотно тратить деньги, нужно научиться их учету, планированию, то
есть рационально распоряжаться деньгами.

3.2 Формирование умения планировать
личный бюджет

1.Практическая задача

Рационально ли вы
строите свой бюджет?

Вот сейчас и посмотрим.

Я
предлагаю вам решить практическую задачу. Работаем по группам.

Карточки с заданием

«Представьте,
что на день рождения бабушка подарила вам 500 рублей. Попробуйте ими
распорядиться рационально»

Как
вы думаете, рационально ли вы распорядились деньгами?

2.      Знакомство с учетной книгой

Для
разумного учета карманных денег лучше завести учетную книгу, в которой будут
отражены все поступления средств и личных расходов.

Существует
большое количество книг учета доходов и расходов, но для школьников учетной
книги не разработано.

Я
предлагаю вам страницу учетной книги для личного бюджета школьника.

Вспомните
и запишите свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были
неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными?
Соотнесите расходы по этим трем группам и подумайте, рационально ли вы
планируете свой бюджет.

Бюджет школьника

Дата

Доход

Расход

Оптимизация
школьного бюджета

Обязательные

Необязательные

Постепенно,
записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к
планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать
практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую
сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно
добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

Отнеситесь данной работе
ответственно.

VI. Подведение итогов урока:

Сегодня на занятии я узнал…

Для меня было важно узнать…

Теперь я могу…

Сегодня на занятии для меня было легко…

Сегодня на занятии для меня было самым тяжелым…

Сегодня мне понравилось…

Я бы хотел узнал ещё…

V. Домашняя работа

Записывать свой бюджет в
учетной книге в течение недели

Приложение № 2

                                                  
Кроссворд

1

2

1

3

2

4

3

5

4

6

5

6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти лекарство в аптеках мурманска
  • Человек собственник как исправить это
  • Как найти все подписки на телефоне самсунг
  • Как найти хранители чудес
  • Как правильно составить приказ на передачу материальных ценностей

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии