Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.
Оглавление:
- Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
- Виды анкетирования
- Анкета и ее структура
- Виды вопросов для анкеты
- Как составить анкету для социологического опроса
- Правила составления анкеты
- Как оформить результаты анкетирования
- Плюсы и минусы анкетирования
Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.
Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.
Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.
Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.
Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.
Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
- Узнать новую теоретическую информацию.
- Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
- Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
- Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
- Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
- Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
Виды анкетирования
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
- индивидуальное — проводится с одним участником;
- групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
- Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
- Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
- Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
- Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета и ее структура
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть
Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.
В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.
Паспортичка
Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.
Основная часть
Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.
Виды вопросов для анкеты
Анкеты могут включать в себя следующие типы:
- Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
- полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
- завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
- завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
- тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
- Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
- Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
- Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
- Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
- Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.
Как составить анкету для социологического опроса
Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
- Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
- неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
- правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
- Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
- неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
- правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
- Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
- неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
- правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Правила составления анкеты
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
- Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
- Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
- Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
- Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
- Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
- Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
- Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Как оформить результаты анкетирования
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.
Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.
Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.
Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.
Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.
В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.
Плюсы и минусы анкетирования
Преимущества:
- Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
- Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
- Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
- Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
- Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
- Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
- Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
- Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
- Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
- Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
- Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.
Тема 3.8 Анкетный опрос
Основы проектной деятельности
Исследовательский проект
Практическая работа
- Индивидуальная работа по составлению анкеты к опросу по своему исследованию в соответствии с требованиями и особенностями исследования.
- По составленной анкете провести анкетирование среди студентов образовательной организации (можно составить google форму для дистанционного опроса).
- Обработать ответы и представить результат в виде диаграмм отражающих сравнительные показатели.
- Проанализировать результаты и сделать выводы по выбранной теме исследования.
Анкетирование
- Анкетирование — это метод опроса, используемый для составления статических (однократное анкетирование) или динамических (при многократном анкетировании) статистических представлений о состоянии общества, общественного мнения, состояния политической, социальной и прочей напряжённости с целью прогнозирования действий или событий.
- Как и любое исследование, анкетирование начинается с описания гипотезы. Гипотеза — это детальное обоснование и описание методики исследования. В гипотезе формулируется проблема, с решением которой связан опрос, цель опроса, его тематика и форма, способ обработки данных, которые будут получены.
- Остановимся на формулировке цели анкетирования. Только после четкого определения проблемы и формулирования цели можно правильно планировать само исследование. Для четкого определения целей исследований, необходимо понимать, какая проблема требует решения и, соответственно, какие конкретно проблемы и каким способом будут исследоваться.
Пример формулирования «решаемых проблем» и «исследуемых проблем»
Решаемая проблема
Исследуемая проблема
Разработать упаковки нового продукта
Оценить эффективность дизайнов упаковки
Увеличить скорость проникновения на рынок посредством открытия новых магазинов
Оценить варианты выгодного месторасположения магазинов
Увеличить товарооборот в магазине
Оценить имидж магазина
Распределить бюджет на рекламу по регионам
Определить уровень (степень) проникновения на рынок в данных регионах
Выйти на рынки других регионов
Оценить потенциал рынка для продуктов фирмы в каждом интересующем регионе
Как составить анкету для опроса?
От того, как составлена ваша анкета, напрямую зависит результат исследования.
Так, непонятная для респондентов анкета с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Как создать анкету, которая удовлетворит всем требованиям, чтобы она не только показалась респондентам интересной, но и смогла собрать информацию, на основе которой можно было бы сделать полезные выводы, рассмотрим в этой презентации.
Правила составления анкеты для опроса
- Определитесь с задачами предстоящего исследования. Именно их решению должны служить вопросы, последовательно задаваемые в вашей анкете.
- Пример : если перед вами стоит цель – узнать отношение покупателей к сотовым телефонам Samsung, задавайте вопросы об интерфейсе, технических характеристиках моделей, потребительских свойствах и пр. В данном случае вас не должно интересовать, в какое время вашему покупателю удобнее прийти за покупкой в салон N. У вас есть четкая цель – выяснить отношение к марке и вы должны ей следовать на протяжении всей анкеты.
Правила составления анкеты для опроса
- Поприветствуйте респондентов во вступлении к анкете, кратко опишите, с какой целью проводится опрос, при необходимости проинструктируйте, как нужно заполнять вашу анкету. По завершении анкетирования не забудьте поблагодарить опрошенного за потраченное время.
- Используйте минимум специальных терминов. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Нужно понимать, что эти люди не являются специалистами в вашей области. Если при составлении анкеты вы используете термины, поясняйте их. А лучше из вообще избегать. Чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он на нее отвечает.
Структура и правила составления анкеты для опроса
1. Вступление — приветствие и пояснение цели анкетирования
Основные компоненты:
- представление исследовательской организации.
- обозначение темы и цели исследования в доступной и понятной аудитории форме.
- мотивирование опрашиваемого, чтобы он отвечал на вопросы с интересом, не пропускал их, старался отвечать полно и объективно, был бы доброжелательно настроен.
- инструкция по заполнению анкеты (при необходимости). Четко сформулируйте правила, чтобы любой респондент смог понять их с первого раза.
- гарантирование анонимности ответов (при анонимном опросе).
- обозначение контактов или адреса для возврата опросника (при необходимости).
Структура и правила составления анкеты для опроса
2. Основная часть
- Здесь, в соответствии с планом исследования, даются вопросы, поставленные в определенной последовательности и отвечающие определенным критериям построения вопросника.
- Вопросы анкеты должны точно соответствовать предмету опроса, поскольку результат исследования зависит, прежде всего, от четкости составления анкеты и соответствия анкеты целям исследования.
Правила составления анкеты для опроса
- Составляйте грамотные, короткие и понятные вопросы для опроса. Давайте короткие и понятные варианты ответов к ним. Избегайте двойственности в вопросах – вас могут не так понять, это исказит результаты. Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа. Не допускайте орфографических ошибок. Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Пример :
- Неправильный вопрос – «Вы предпочитаете телефоны Samsung другим маркам из-за их удобного интерфейса или широкого набора приложений?».
- Правильный вопрос – «Дайте оценку потребительским свойствам телефонов Samsung (модель N) по 5-балльной шкале».
Правила составления анкеты для опроса
- Не делайте больше 3-х вопросов на одной странице. Это просто удобно для восприятия и располагает участника опроса к дальнейшему заполнению анкеты. Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если при создании анкета получилась слишком большой, не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное вам время – дарите фирменные сувениры, бонусные карты, просто оплачивайте им участие в вашем исследовании. Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Обязательно следуйте логике при составлении анкеты. Правильная логика не вызовет недоумения и желания бросить заполнение вашей анкеты на полпути.
Классификация вопросов
Типы вопросов
По структуре
Примеры
закрытые (с вариантами ответов)
открытые (без вариантов ответов)
- Каким образом Вы ознакомились с этим номером журнала? Подписываюсь на журнал
- Купил
- Взял у родственников, знакомых
- Прочитал в библиотеке
Какие проблемы и трудности в организации работы редакции Вы хотели бы отметить?
полузакрытые
- О каких видах туризма Вам было бы интересно прочитать в нашем журнале? Организованный
- Любительский
- Автотуризм
- Спортивный
- Экстремальный
- Другие (назовите)
Классификация вопросов
По функциям
основные
Нравится ли Вам наш журнал?
контрольные
Если бы у Вас не было финансовых затруднений, подписались ли бы Вы на наш журнал в будущем году?
фильтрующие (отсеивающие часть аудитории)
- Читаете ли Вы «Комсомольскую правду»? А
- Нет
ловушки
Внимание! На вопросы 2–5 отвечают только те, кто читает «Комсомольскую правду».
Читали ли Вы книгу писателя Ивана Якимова? (Несуществующий писатель.)
Классификация вопросов
По содержанию
вопросы о событиях, фактах
Какие издания вы выписываете?
вопросы о мотивах, мнениях, оценках
По форме
прямые
Выскажите свое мнение по поводу оформления «МК».
Нравится ли Вам профессия журналиста?
косвенные
проективные, предлагающие
Посоветовали ли бы Вы вашему сыну стать журналистом?
Если бы редактором были Вы, то что бы изменили в газете?
Классификация вопросов
По характеру
альтернативные (респондент может выбрать только один вариант ответа из предложенных)
- Нравится ли Вам журнал? Да, очень
- В основном нравится
- Скорее нет
- Затрудняюсь ответить
не альтернативные (несколько вариантов ответа)
- Если Вы поклонник нашего журнала, чем он Вас привлекает? Интересен по содержанию
- Нравится оформление
- С доверием отношусь к авторам журнала
- Привлекает полезная информация, реклама
- Нравится тон, стиль журнала
- Другое
Классификация вопросов
По виду
экзистенциальные (о сущности явления)
Существует ли данное явление?
дефинитивные (определительные)
оценочные
Что явление собой представляет?
Хорошо явление или плохо?
аналитические
обосновывающие
Почему явление таково?
Почему мнение о явлении таково?
конструктивные
Как с явлением следует поступить?
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за порядком вопросов . Начинать следует с простых вопросов, которые заставят респондента втянуться в процесс анкетирования и подготовят к ответам на более личные вопросы. Никогда не нужно начинать со сложных вопросов. Сложность вопросов должна нарастать к середине исследования. Внутри анкеты можно смешивать трудные вопросы с простыми. К концу, когда человек обычно устает, вновь ставятся тоже более простые вопросы.
- Учитывайте все варианты ответов . Старайтесь предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости добавляйте поле «другое» для свободного ответа.
- Формулируйте вопросы кратко и емко . Не стоит добавлять уточняющие фразы, когда из самого вопроса и так все ясно. Они будут отвлекать респондента.
Правила составления анкеты для опроса
- Формулируйте вопросы доступно . Все термины и понятия, используемые в вопросах, должны быть однозначными и понятными простому человеку. В противном случае — давайте пояснения. Вопросов, требующих каких-то специальных знаний вообще лучше избегать, иначе полученная информация будет некомпетентной. Ваша анкета должна быть понятна максимальному кругу участников опроса. Чем она более доступна для понимания респондента, тем с большей охотой он на нее отвечает.
- Соблюдайте логику . Варианты ответов должны в полной мере соответствовать поставленному вопросу. Будьте внимательны, задавая ветвления для вопросов. Обратите внимание, что ветвление направляется на страницу, поэтому вопрос, для которого задается ветвление, должен быть на странице один-единственный.
Правила составления анкеты для опроса
Пример :
Правила составления анкеты для опроса
- Следите за тем, чтобы вопросы не задевали чести и достоинства респондентов . Ничто в анкете не должно оскорблять, смущать или вызывать неприязнь.
- Не употребляйте обороты, которые могут подталкивать респондента дать определенный ответ («Не правда ли, газета «ХХХ» объективное издание?»). В вопросах анкеты не должно быть явных подсказок. Иначе исследование не будет естественным, а его ответы приведут к искажению результатов. Допускается только пояснение сложного вопроса.
- Не пытайтесь формулировать сложноподчиненные предложения , которые содержат несколько условий или вопросов. В таком случае люди могут давать ответ на тот или иной вопрос, игнорируя или попросту «отметая» остальные.
- Проверяйте объективность ответов с помощью контрольных вопросов . Однако не стоит ставить их сразу после основного вопроса. Лучше через несколько вопросов, чтобы опрашиваемый не заметил, что его проверяют.
Правила составления анкеты для опроса
- Используйте только взаимоисключающие варианты ответов в альтернативных вопросах .
- Обязательно оставляйте для респондентов поля, дающие возможность высказать свое мнение : «Ваши пожелания по улучшению работы магазина», «Как Вы считаете..», «Выскажите Ваше мнение по поводу…».
- Не допускайте орфографических ошибок . Грамотная анкета всегда говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
- Выбирайте количество вопросов в анкете в зависимости от задач и глубины проводимого исследования . Если анкета слишком большая, то не забывайте вознаграждать респондентов за уделенное время подарками (фирменными сувенирами, бонусными картами, денежным вознаграждением). Поверьте, это повысит лояльность к вашей компании.
- Следите за порядком вопросов . Расположенные в разной последовательности одни и те же вопросы могут давать различную информацию и даже искажать результаты исследования. Поэтому социологи и психологи при ответе на вопрос, как составить анкету правильно, советуют составлять вопросы от простых к сложным.
Правила составления анкеты для опроса
- Апробируйте анкету . После составления анкеты просмотрите ее еще раз, уберите все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Добейтесь четкости и правильности формулировок.
- Проверьте соответствие уровня вопросов и целевой аудитории. Учтите все возникающие недопонимания и неточности и откорректируйте анкету. Если ответить на вопросы анкеты легко и просто, она не вызывает сложности в восприятии и отрицательных эмоций, заполняется на одном дыхании, значит, составлена верно и готова к проведению опроса.
- Дайте заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету согласно рекомендациям.
Правила составления анкеты для опроса
- Как видите, составить анкету непросто. Но и особых сложностей, особенно при наличии практики, создание правильной анкеты вам не составит.
- Проведите опрос.
- Для проведения онлайн опроса используйте составление анкеты например в google форме и отправьте ссылку на форму для опрашиваемых респондентов.
- Удачных вам опросов!
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Примеры
Вопросы для анкеты. Виды и примеры
Анкета – гибкий и одновременно с этим тонкий инструмент для сбора первичных количественных данных (статистики). Для того, чтобы опрос получился качественным и привел к достоверным результатам, необходимо сделать вопросы для анкеты, которые бы не только были заданы в нужном порядке, но позволили решить поставленные задачи. Для этого нужно как минимум обладать определенными знаниями, которыми мы и поделимся с вами в этой статье.
В основной части анкеты, в которой, собственно, и содержатся вопросы, необходимо уделить особенное внимание содержанию, видам вопросов в анкете, их количеству и порядку расположения, наличию или полному отсутствию контрольных (проверяющих) вопросов. В анкете рекомендуется использовать разные типы вопросов – списки, выбор из представленных вариантов, матрицы, интересные вопросы с полем для свободного ответа и другие. Они позволят выявить нюансы, рассмотреть проблему с разных сторон.
Виды вопросов в анкете
Все вопросы анкеты подразделяются на открытые, закрытые и полуоткрытые.
Примеры закрытых вопросов для анкеты
Закрытый вопрос предлагает респонденту выбрать подходящий, по его мнению, вариант ответа из предложенных, либо оценить какие-либо заданные параметры, характеристики товара, свойства услуги и т.п. К закрытым вопросам анкеты, к примеру, относятся единичный и множественный выбор, выпадающие списки, матрица, шкала Лайкерта, семантический дифференциал и др.
1. Выбрать наиболее подходящий ответ среди предложенных (единичный выбор):
2. Оценить свойства в данном случае предоставляемого сервиса (шкала):
3. Оценить параметры товаров (матрица):
4. Выбрать вариант ответа из предложенных (выпадающий список):
5. Предоставить возможность выбрать несколько вариантов ответа (множественный выбор):
Примеры полузакрытых вопросов в анкете
Полузакрытые вопросы содержат варианты ответа на выбор и дают респонденту возможность вписать свой вариант, если ни один из предложенных не соответствует его точке зрения.
Примеры открытых вопросов для анкеты
Открытый же вопрос предполагает свободный ответ респондента, т.е. участник опроса сам формулирует ответ.
Такой вид вопроса в анкете необходимо задать, когда требуется выявить, например, мотивы, которыми руководствуется потребитель при совершении покупки. Также в открытом вопросе можно спросить, каково отношение респондента к рассматриваемому товару, проблеме, работе ваших сотрудников и пр.Обратную связь и комментарии к работе или прошедшим мероприятиям так же удобно получать именно таким видом вопроса.
Какие вопросы задают в анкете, какие вопросы на анкету вам также пригодятся?
Естественно, какие вопросы вы включите в свою анкету, остается на ваше усмотрение. Однако есть общие принципы, которыми руководствуются социологи, включая при составлении анкеты нужные виды вопросов.
Так, если вы не знаете, какие вопросы задать в анкете, просто выпишите для себя список вопросов для анкеты (все виды, которые мы описали выше) и подумайте, насколько этот набор соответствует целям и задачам вашего исследования.
Например, блиц-опросы могут состоять из одного вопроса, где пользователю предлагается выбрать один вариант ответа.
Пример:
А для более крупного исследования могут понадобиться все возможные виды вопросов.
При этом паспортичка (социально-демографический блок, в котором вы запрашиваете пол, возраст, место проживания респондента, уровень его дохода и пр.), как правило, располагается в конце анкеты. Более простые вопросы – в начале. Те, над которыми нужно подумать, — ближе к середине.
Если в вашей анкете нечему и некому давать оценку, вам скорее всего не понадобится составлять матрицу.
Если вас больше интересуют ответы на открытые вопросы анкеты, учтите, что их сложнее обработать, чем закрытые. Однако они вносят существенный вклад в более глубокое изучение и понимание вопроса. К тому же интересные вопросы для анкеты чаще всего бывают как раз открытые, хотя насколько интересна анкета, определяется, все же, возможностями и профессионализмом самого исследователя.
Если вы сомневаетесь и не знаете, какие вопросы для анкеты нужны, а может быть не хотите тратить время на изучение всех премудростей составления правильных анкет, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам Анкетолога. Или воспользоваться специальными шаблонами, которые разработала наша исследовательская компания.
Анкетирование – мощный, эффективный и недорогой инструмент для сбора статистических данных и обратной связи. Анкеты широко используются в социологии и при проведении маркетинговых исследований. Но чтобы анкета решала поставленные задачи, необходимо правильно сформулировать вопросы и расставить их в определенной последовательности.
Прежде чем приступать к подготовке маркетинговых и социологических вопросов, необходимо определить цели и задачи предстоящего анкетирования. Далее нужно продумать требования к респондентам, на их основе вы составите вопросы-фильтры, которые отсеют нецелевую аудиторию.
Правила составления опросника
Анкетные вопросы должны быть сформулированы кратко, четко, однозначно и грамотно. Не используйте расплывчатые и двойственные формулировки, сложные технические и научные термины, сложноподчиненные предложения. Анкета должна быть понятна максимально широкому кругу респондентов, только в этом случае участники опроса будут охотно участвовать в нем.
Любая анкета состоит из трех частей:
- вступительные вопросы-фильтры и контактные вопросы;
- основной блок – группа вопросов, ответы на которые дают информацию по поставленным проблемам;
- заключительные вопросы, касающиеся личностных и демографических данных участников.
Желательно чередовать в опроснике типы вопросов, чтобы человеку было интересно заполнять анкету. Избегайте фраз и оборотов, которые могут подталкивать участника выбрать определенный ответ, в противном случае вы получите необъективные данные. В завершение обязательно поблагодарите респондентов за участие в анкетировании.
Какие виды вопросов используют при составлении анкет
Закрытые – самые часто используемые типы вопросов в анкете. Они предлагают респонденту выбрать подходящий ответ из списка предложений. В зависимости от цели закрытые вопросы позволяют делать единичный или множественный выбор. Закрытые виды вопросов в анкете могут быть реализованы в виде обычного или выпадающего списка, матрицы, шкалы Лайкерта, скользящей шкалы, семантического дифференциала.
Открытый вопрос в анкете – это возможность для участника опроса самостоятельно сформулировать развернутый ответ. Такие вопросы необходимы для получения информации, которую можно выразить только словесным описанием. Открытые вопросы при анкетировании позволяют, к примеру, выявить пожелания к работе клиентского сервиса, претензии к продукту, впечатления от проведенного мероприятия. Это хороший способ узнать новые идеи, которые вы могли пропустить или вообще не догадываться об их существовании.
Полузакрытый вопрос – это микс открытого и закрытого вариантов. Респонденту предлагается несколько возможных ответов на выбор и предоставляется возможность написать собственный короткий ответ, если ни один из предложенных вариантов не подходит.
Классификация вопросов также возможна:
- по характеру – фактические, наводящие, гипотетические;
- по направленности – точные и общего характера;
- по цели – вступительные, основные, заключительные.
Создать анкету или опрос за несколько минут
Воспользоваться анкетой, созданной экспертом-маркетологом,
или создать свой опросник
простая регистрация
готовые шаблоны
и темы дизайна
удобный и функциональный
конструктор
широкие возможности
автоматизации
профессиональная
помощь экспертов
модуль контроля качества
Открытые и закрытые вопросы в анкете: примеры использования
Закрытые вопросы бывают двух типов:
- альтернативные;
- неальтернативные.
Альтернативные вопросы позволяют выбрать всего один вариант ответа. Пример такого вопроса: «Летали ли Вы самолетом в течение последнего года?», «Какой маркой автомобиля Вы владеете?».
Неальтернативные или множественные вопросы дают возможность сделать множественный выбор. Например: «Какие категории продуктов питания Вы покупали в течение последних 7 дней?».
Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респонденту хотелось дать развернутый ответ. К примеру, «Что бы Вы хотели улучшить в работе службы доставки?», «Что Вам не понравилось в организации мероприятия?».
Как создать анкету
Для составления анкеты вы можете воспользоваться онлайн конструктором Foquz или заказать разработку опросника специалистам нашей компании.
Проведение онлайн опросов с помощью Foquz не требует навыков программирования. Визуальный конструктор поддерживает более 20 типов вопросов, позволяет настраивать логику и ветвление.
Представляю вниманию читателей анкеты, составленные учащимися 10-11 классов школы 38 Приморского района Санкт-Петербурга, создававшими проекты с использованием методов социологии под моим руководством. Возможно, эти анкеты помогут вам в организации исследовательской работы ваших учащихся над проектами. Использование методов социологии исключает плагиат в ученических работах и , по моему опыту, нравятся ученикам.
Интересные материалы (анкеты и результаты анкетирования) для организации собственных исследований можно найти на сайте Фонда «Общественное мнение».
Анкета «Социальные сети»
Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в ваших интересах. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «Другое» можно дополнить ответ.
1. Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?
да нет
2. Вы зарегистрированы в соцсетях под своим именем? Да нет
3. В каких социальных сетях Вы зарегистрированы:
Facebook, BK, Одноклассники, Twitter, Ask, Instagram, Вконтакте, другое__________________________________
4. Сколько часов в день Вы проводите в социальных сетях? __от ______до_________
5. Какова для Вас цель использования социальных сетей?
Общение просмотр фильмов игры музыка
получение информации другое_____________________________________________
6. Как Вы считаете, использование социальных сетей помогает в учёбе?
Да нет не знаю другое_________________________________________
7. Как Вы относитесь к ненормативной лексике при общении в соцсетях?
Положительно негативно компромиссно
8. Считаете ли Вы себя зависимым от соцсетей:
да нет не знаю другое______________________________________________
9.Какие эмоции Вы переживаете в социальных сетях? Оцените в баллах: 0 – никогда, 1 – редко, 2- часто, 3 – постоянно
Радость_____ агрессия_____ нервозность______ усталость ______ прилив сил______ чувство собственной власти _______ зависть_______ ощущение вседозволенности________ ненависть к успешным людям__________ другое__________________________________________________
10. Совпадает ли Ваш круг общения в соцсетях и в реальной жизни?
Да нет частично
11. Не имея возможности выйти в соцсеть, Вы испытываете: скуку, раздражение, желание найти способ выхода, спокойно занимаетесь другим делом, другое____________________________________________
12. Заходите ли Вы в соцсети во время уроков? Да нет постоянно иногда
13.Какие плюсы соцсетей Вы можете отметить:__________________________________
14. Какие минусы соцсетей Вы можете отметить: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Какого мнения вы придерживаетесь:
«За соцсетями будущее»: Да нет не знаю
«Соцсети изживут себя»: Да нет не знаю
«Соцсети используются для слежки за населением»: Да нет не знаю
16. Сколько раз в день Вы выходите в социальные сети?___________________
Ваш возраст:_____________
Ваш пол: Жен. Муж.
Спасибо за сотрудничество
Анкета «Как прекрасен этот мир» -1
Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в ваших интересах.
1. Как, на Ваш взгляд, можно определить любовь?
А. Любовь – высшая ценность жизни, бескомпромиссная страсть
Б. Любовь – средство получения наслаждения, инстинкт.
В.Любовь – выход за пределы своего «Я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке
Г. Любовь – игра воображения
Д. Ваше определение___________________________________________
2.Оцените степень значимости высказывания для Вас:
1 – не значимо, 2- менее значимо, 3 – значимо
— основа духовного роста______
— физиологический процесс, секс____
— страдание______
— великая космическая сила______
— способ времяпровождения______
— условие для создания семьи_____
— поиск счастья______
— способ самопознания_____
— способ обретения благополучия в жизни_____
— высшая любовь проявляется к Богу, к идеалам____
3. Насколько значимо для Вас лично чувство любви?
А. очень значимо
Б. скорее значимо, чем нет
В. затрудняюсь ответить
Г. не значимо
Укажите Ваш возраст _________
Ваш пол: М Ж
Класс:__________
Благодарим за сотрудничество
Анкета составлена Социологической службой школы № 38
Анкета «Как прекрасен этот мир»-2
Уважаемый учащийся!
Просим Вас ответить на вопросы анкеты, выбрав один вариант ответа. Нужный ответ обведите. В открытых вопросах допишите свои варианты ответов.
Анонимность гарантируется. Заранее благодарим.
1. Как, на Ваш взгляд, можно определить термин прекрасное:
А. отличающееся необыкновенной красотой, привлекающее внимание
Б. полное высокого значения, возвышенное
В. прекрасное это гармония, присущая миру в целом
Г. в мире всё прекрасно, когда хорошее настроение
2. Испытываете ли Вы потребность в общении с прекрасным:
да, постоянно иногда не знаю мне это не нужно
3. Назовите то, что является для Вас самым прекрасным в мире:
4. В чём вы ищите красоту:
в общении в искусстве в знаниях в природе в религии
другое___________________________________________________________
5. Был ли у Вас опыт творения прекрасного?
Да нет не знаю
6. Занимаетесь ли Вы искусствами:
музыкой рисованием прикладным искусством танцами
другое:
7. Посещение каких учреждений Вы бы предпочли в первую очередь:
Кино театр музей клуб кафе выставка парк филармония
церковь концерт
8. Часто ли Вы посещаете учреждения культуры:
Чаще раза в месяц раз в полгода редко не посещаю
9. Какие исторические формы культуры Вас интересуют более всего:
Греческая римская русская индийская китайская западноевропейская современная не интересуюсь другое:
10. Какие книги Вы предпочитаете:
русская классика зарубежная классика фантастика детективы любовные романы поэзия не люблю читать
11. Назовите гениев мирового уровня в разных областях искусства:
Литература:__________________________________________________
Живопись:___________________________________________________
Скульптура:__________________________________________________
Музыка:______________________________________________________
Театр:________________________________________________________
Кино:_________________________________________________________
Архитектура___________________________________________________
Укажите Ваш возраст:___________
Ваш пол: М. Ж.
Класс: ________________________
Анкета составлена Социологической службой школы № 38.
Анкета «Счастливый ребенок»(для родителей)
Анкетирование анонимно. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «Другое» можно дополнить ответ.
—
- Какого ребенка, по Вашему мнению, можно назвать счастливым?
2. С кем Ваш ребенок любит проводить время?
3. Сколько времени в день Вы общаетесь с ребенком?
4.Общаясь с ребенком, о чем Вы беседуете?
Об учебе |
Постоянно иногда |
О делах семьи |
Постоянно иногда |
О друзьях |
Постоянно иногда |
О будущем |
Постоянно иногда |
О событиях дня |
Постоянно иногда |
Другое. Что именно? |
Постоянно иногда |
5. Счастлив ли Ваш ребенок, общаясь с Вами? Да Нет Не знаю Другое |
|||
6. Кто в Вашей семье является безусловным авторитетом для ребенка? |
7. Как Вы считаете, готовите ли Вы ребенка к встрече с первой любовью, отцовством,
материнством, умению строить счастливую семью, быть за неё в ответе?
Да Частично
Нет Не знаю
8. Какую семью Вы считаете счастливой? Полную, где есть отец и мать. Семью, где царит доверие.
Другое (что именно)________________
9. Основные формы наказания в Вашей семье?
Чтение морали Отказ родителей от общения с ребенком
Физическое наказание Домашний арест
Отказ в деньгах или покупке вещей
Окрики Работа по дому
Другое лишение доступа к компьютеру
10. Что, на Ваш взгляд, является ценностью в жизни Вашего ребенка:
семья хобби
престижные вещи отдых
богатство образование
любовь религия
дружба патриотизм
здоровье другое
Оцените Ваш ответ в баллах: 0 — не важны; 1- важны; 2- очень важны
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол Возраст Количество детей в семье
Анкета «Современная семья» Анкетирование анонимно. Выбор ответа отмечайте любым значком В графе «Другое» можно дополнить ответ.
1 .Поддерживаете ли вы отношения с бабушками и дедушками? |
|||
Живем вместе |
Оказываем помощь при болезни |
||
Ходим к ним в гости |
Они помогают воспитывать детей |
||
Помогаем друг другу материально |
Не общаемся |
||
Другое 2.На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании детей? |
|||
Мама |
Соседи |
||
Отец |
Друзья |
||
Бабушка |
Учитель, школа |
||
родственники |
Ни на ком |
Другое,
З.С кем Вы любите проводить свободное время? С родителями С друзьями Один (одна)
4.0бщаясь с родителями, о чем Вы беседуете?
Об учебе |
Беседуем очень редко |
||
О друзьях |
О будущем |
||
О событиях дня |
другое |
||
5.К кому (куда) Вы обратились бы за помощью и поддержкой в случае острой необходимости? |
|||
Мама |
Друзья |
||
Отец |
В школу |
||
Родственники |
Другое |
||
б.Кто в Вашей семье является безусловным авторитетом для Вас? |
|||
Мама |
|||
Отец |
|||
Бабушка, дедушка |
|||
Брат, сестра |
|||
Другое |
7.Как Вы оцениваете отношения в Вашей семье?
Хорошие Конфликтные
Нормальные Не знаю
8.Хотите ли Вы в будущем иметь такую же семью, как у Ваших родителей? Да
Нет
9. Кто является для Вас авторитетом:
Мать
Бабушка, дедушка
Брат, сестра
Нет доверительных отношений
10.Как Вы считаете, подготовила ли Вас семья к встрече с первой любовью, отцовством,
материнством, умению строить счастливую семью, быть за неё в ответе?
Да Частично
Нет Не знаю
11. Какую семью Вы считаете счастливой? Полную, где есть отец и мать Семью, где царит любовь и доверие Другое (что именно)
12.Сколько детей Вы хотели бы иметь в своей будущей семье?
13. Могли бы Вы взять в свою будущую семью приемного ребенка?
Да
Нет
Не знаю
Да, если не будет своих детей
14. Основные формы наказания в Вашей семье?
Чтение морали Отказ родителей от общения с ребенком
Физическое наказание Домашний арест
Отказ в деньгах или покупке вещей
Окрики Работа по дому
Другое
15. Что, на Ваш взгляд, является главной ценностью в жизни современного человека:
семья хобби
интересная работа карьера
богатство образование
любовь религия
дружба патриотизм
здоровье другое
Оцените Ваш ответ в баллах: 0 — не важны; 1- важны; 2- очень важны
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:
Ваш пол Возраст Количество детей в семье
В полной или неполной семье проживаете (нужное подчеркнуть)
Спасибо за сотрудничество!
Анкета «Здоровый образ жизни»
Уважаемый учащийся!
Просим вас ответить на вопросы анкеты, выбрав один вариант ответа. Нужный ответ обведите.
Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщённой форме для выявления количества людей, заботящихся о своём здоровье. Анонимность гарантируется. Заранее благодарим.
- Что Вы понимаете под термином «здоровый образ жизни»?
а. занятия спортом; б. отсутствие вредных привычек; в. Полноценное питание
г. другое __________________________________________________________________
- Вы ведёте здоровый образ жизни?
а. да; б. нет; в. Стараюсь; г. другое __________________________________________
- Занимаетесь ли Вы спортом?
а. да; б. нет; в. изредка; г. другое____________________________________________
- Сколько времени Вы тратите на сон?
а. менее 5 ч; б. 5-7 час.; в. 7-9 час; г. более 9 час.
5. Сколько времени Вы тратите на просмотр телепередач и работу за компьютером?
А. менее 1 ч. Б. 2-3 ч. В. 3-5 час. Г. другое__________________________________
- Вы считаете, что у Вас есть вредные привычки?
А. да; б. нет; в. другое______________________________________________________
6. Хотели бы Вы отказаться от вредных привычек?
А. да; б. нет; в. хочу, но не могу; г. другое____________________________________
7. Ваши друзья ведут здоровый образ жизни?
А. да; б. нет; в. мне всё равно; г. другое______________________________________
8. Какой образ жизни ведут Ваши родители?
А. здоровый; б. не знаю; в. другое____________________________________________
9. Вы курите?
А. да; б. нет; в. редко; г. пробовал
10. Если курите, то с какого возраста?_______________________________________
11. Как Вы относитесь к спиртным напиткам?
А. положительно; б. отрицательно; в. безразлично
12. Употребляете ли Вы спиртные напитки?
А. нет; б. пиво; в. энергетические коктейли; г. более крепкие напитки
13. Пробовали ли Вы наркотики?
А. да; б. нет; в. употребляю время от времени
Укажите Ваш возраст:___________
Ваш пол: М. Ж.
Класс: ________________________