Коррекция работы учебного заведения
Заботящиеся о своем реноме вузы и колледжи нередко прибегают к опросам первокурсников с целью скорректировать (в лучшую сторону, естественно) организацию вступительной кампании, выявив откровенно слабые или недостаточно продуманные ее места. Еще один «тайный смысл» заполнения своего рода имиджевых анкет первокурсниками – сбор материала для разработки стратегии продвижения учебного заведения, особенно если оно не входит в число топовых вузов-брендов или популярных ссузов, но имеет все предпосылки для прорыва.
Хорошо это или плохо, но с тех пор, как высшее и среднее профобразование (да и школьное тоже) стало «услугой», вузы и колледжи живут по законам рынка и ведут нешуточную борьбу за внимание и благосклонность абитуриентов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что учебным заведениям всех уровней приходится использовать некоторые бизнес-приемы построения политики здоровой саморекламы. Сведения, почерпнутые из анкет первокурсников, помогают университетам, техникумам и колледжам определить, как говорят предприниматели, свою целевую аудиторию, чтобы выработать максимально результативную тактику привлечения абитуриентов.
Нередко вузы и ссузы не разделяют две основные задачи опросов своих «новобранцев», поэтому обычно анкета первокурсника содержит блоки, на первый взгляд, слабо связанных между собой вопросов вроде:
- «Какую школу Вы окончили?»;
- «Откуда узнали о нашем учебном заведении?»;
- «Почему выбрали именно ту специальность, на которую поступили/наш университет (колледж, техникум)?»;
- «Если бы посещение занятий было свободным, какой процент лекций Вы выбрали бы для прослушивания?»;
- «В каких дополнительных секциях Вы хотели бы заниматься?» и т. д.
На самом деле все взаимосвязано, и с помощью ответов на эти вопросы учебное заведение сможет составить целостный план действий выхода в группу лидеров рынка образовательных услуг. Будет понятно, в каком направлении двигаться, чтобы улучшать качество образования, где именно проводить профориентационные мероприятия, подготовку по каким специальностям развивать и как помочь первокурсникам быстрее найти себя.
Примеры анкет:
- Образец анкеты первокурсника – имиджевый вариант.
- Анкета студента-первокурсника – образец комплексного подхода к опросу.
Помощь в адаптации
Не менее распространенный вариант опросника – анкета первокурсника для куратора. Сопровождение наставника помогает вчерашним школьникам решать новые, незнакомые задачи и преодолевать трудности. За каждой академической группой закрепляется преподаватель (своего рода аналог классного руководителя, а в техникумах и колледжах часто так называют куратора). Его работа направлена:
- на быструю адаптацию студентов к жизни в учебном заведении;
- ознакомление с правилами внутреннего распорядка вуза или колледжа, традициями учебного заведения;
- введение подопечных в новую систему приобретения знаний;
- формирование сплоченного коллектива;
- организацию внеучебной деятельности.
Анкета первокурсника в помощь куратору, как правило, содержит стандартные блоки:
- данные о поле, возрасте, семье студента;
- мотивы выбора учебного заведения и специальности;
- сложности, возникающие в образовательном процессе;
- качество коммуникаций с преподавателями, администрацией, сокурсниками;
- оценка работы куратора группы;
- степень вовлеченности первокурсников во внеучебную жизнь и др.
Ответы одновременно служат основой для составления программы адаптации конкретного новичка и отправной точкой для анализа проблем студенческой жизни в целом. Таким образом, анкета первокурсника для куратора группы – это инструмент определения вектора его работы с подопечными, а опрос – предметный диалог, а не формальность. Ответственный подход к ответам помогает преподавателям организовать эффективную адаптацию учащихся вузов и ссузов, а вчерашним школьникам – избежать дискомфорта в новых условиях, безболезненно влиться в учебный процесс, коллектив и получать удовольствие от учебы.
Примеры адаптационных анкет:
- Образец анкеты первокурсника колледжа.
- Шаблон анкеты для первокурсников университета.
Кроме того, анкеты первокурсников могут составляться и в других целях:
- Для анализа социального статуса студентов и выявления первокурсников, нуждающихся в разносторонней помощи: по линии профсоюза, за счет средств вузовского стипендиального фонда и т. д.
- Для поиска студенческого актива:
- творческих непосед, которым по плечу организовать как межвузовскую научную конференцию, так и конкурс «Алло, мы ищем таланты» или КВН;
- перспективных атлетов, которые смогут с успехом защищать честь университета или колледжа на всевозможных спортивных соревнованиях;
- будущих политиков если и не всероссийского, то регионального масштаба, которые займутся организацией общественно значимых социальных мероприятий.
- Для оценки качества условий проживания в общежитиях.
Но в общем и целом все разновидности анкеты первокурсника составляются для того, чтобы помочь новичкам как можно скорее освоиться в реалиях студенческой жизни и сделать ее лучше, интереснее, насыщеннее и плодотворнее.
Как составить анкету для поступающих в вуз
Чтобы составить несложную анкету, не обязательно быть социологом. Тем более, что обратиться к профессионалу часто нет возможности: это стоит денег. Главное – четко определить для себя цели и задачи исследования и ознакомиться с основными правилами разработки анкеты. Если вы хотите провести социологический опрос поступающих в вуз, примите к сведению несколько ключевых рекомендаций.
Вам понадобится
- Книги:
- Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
- Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.
Инструкция
Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».
Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».
В зависимости от поставленных задач исследования, сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).
Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько вузов? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».
Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали для поступления именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз легче поступить; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне специальность; 06- другое».
Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, образование родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов в анкете должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.
Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической литературе, где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания угодить ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.
Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в «массы». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.
Обратите внимание
Следите за тем, чтобы все варианты ответа к каждому вопросу были напечатаны на одной странице, без разрыва. Иначе респондент выберет ответ из неполного перечня «подсказок».
Полезный совет
Чтобы правильно определить цель и задачи анкетирования абитуриентов, побеседуйте предварительно с заказчиком исследования – например, представителями администрации вуза, школы или комитета по образованию. Попросите их составить ТЗ (техническое задание) на проведение исследования, где были бы указаны его ожидаемые результаты.
Источники:
- Социология по-новому
- Библиотека Twirpx
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Анкета
Тема
«ВУЗ глазами студента»
студенты
ВГПУ факультета прикладной математики
компьютерных технологий и физики
проводят анкетирование с целями:выявления
особенностей студенческой среды на
факультете, выявление отношения студентов
к учебному процессу, выявление позитивных
тенденций в различных аспектах
студенческой жизни.Просим уделить
несколько минут Вашего времени, ответив
на вопросы анкеты. Ваши ответы помогут
улучшить деятельность нашего
образовательного учреждения.
Анонимность,конфиденциальность
гарантируется. Ознакомиться с результатами
можно в июне в 2014 года в социальной сети
в контакте http://vk.com/toxa001100 . При ответе на
открытый вопрос можете ответить в
свободной форме, а при ответе на закрытый
вопрос можете выбрать 2-3 варианта ответа,
включая ответ «другое».
Пол |
|
Возраст |
|
Вуз |
|
Факультет |
|
Курс |
-
Укажите
причины по которым вы выбрали ВУЗ в
котором обучаетесь?
а)
мечта детства
б)
наставление родителей
в)
престижность ВУЗа
г)
близость с домом
д)
не смог поступить в другой ВУЗ
е)другое___________________________________________________________________
2)
С чем связан выбор факультета, на котором
вы обучаетесь?
а)
престижная профессия
б)
пошел стопам родителей
в)
интерес к данной профессии
г)
из-за выбора вступительных экзаменов
д)
поступил(а) за компанию с другом(подруги)
е)
другое
__________________________________________________________________
3)Обучаетесь
ли вы в своем городе, или переехали?
а)
обучаюсь в своем городе
б)
Переехал из другого города(с
какого?)_______________________________________
в)
Переехал из сельской местности (с какой?)
___________________________________
Респонденты,
выбравшие вариант «б» и «в»переходят
квопросу№4 , а респонденты, выбравшие
вариант «а» переходят к вопросу №5
-
Выразите
Ваше мнение по поводу возможных
трудностей, которые может испытывать
студент, приехавший в другой город с
целью обучения?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
-
Некоторые
студенты, поступившие в ВУЗ после
некоторого времени обучения сожалеют,
что поступили именно в этот ВУЗ. Выразите
Ваше мнение по поводу возможных
переживаний данной группы студентов?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6)Оцените
по трёхбалльной шкале,на сколько вы
считаете ваш ВУЗ престижным? (1 балл-не
престижный,2 балла – средний уровень
престижности 3баллов- престижный).
__________________________________________________________________________
7)
Какие из перечисленных проблем, связанные
обучением в вузе,Васволнуют?
(поставьте галочку в соответствующей
ячейке)
Варианты |
Выбор |
Неудовлетворительная |
|
Высокие |
|
Высокие |
|
Неудовлетворительные |
|
Отсутствие |
|
Другие |
7)
Как бы Вы оценили межличностные отношения
на факультете между преподавателями и
студентами.
a)
Как доброжелательные
б)
Нормальные
в)
Официальные
г)
Напряженные
д)
Затрудняюсь ответить
е)
Другое____________________________________________________________
Как бы Вы оценили качество преподавания
по вашей специальности на факультете
по пятибалльной шкале? (1 балл – очень
низкий, 5 баллов –очень высокий)
__________________________________________________________________________
9)
Студенческая жизнь, как известно, это
не только учеба. В каких мероприятиях
Вы участвовали за время
обучения?
_______________________________________________________________________________
10)Оцените
уровень проведенных мероприятий по
пятибалльной шкале. (1-очень низкий,
5-очень высокий).
________________________________________________________________________________
11)
Приходится ли Вам в данный момент
совмещать учебу с оплачиваемой работой?
а)
да
б) нет
Респонденты,
выбравшие вариант «а» переходят к
вопросу № 12, а респонденты, выбравшие
вариант «б» переходят к вопросу №13
12)
С какими трудностями сталкиваются
студенты, которые совмещают учебу с
работой?
a)
неуспеваемость в учебе
б) прогулы
занятий
в) переутомление
г) пропал
интерес к учебе
д) другое (что
именно?)________________________________________________
13)
После окончания вуза собираетесь ли
Вы работать по своей специальности?
a)
да
б) нет
в)
затрудняюсь ответить
14)
Многие студенты затрудняются найти
работу по своей специальности. Как вы
считаете что является причиной этой
проблемы?
a)
Нет стажа (опыта).
б) Нет связей
в) Нет
спроса на специальность.
г) Не устраивает
зарплата
д) другое (что
именно?)________________________________________________
15)
Знания, в каких областях Вы бы хотели
получить дополнительно в вузе?
a)
экономики
б) права
в) коммуникаций
г)
психологии
д) иностранных языков
е)
другое (что именно?)
________________________________________________
16)
Ваши пожелания и предложения для
дальнейшего развитие ВУЗа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выразите
ваше пожелание по усовершенствованию
анкеты:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим
за участие!!!
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ввод данных
Просмотр и скачивание
Ваши персональные данные надежно защищены!
Данные будут использованы только для заполнения резюме
1. Основная информация
Прикрепить фотографию
Должность
Готовность к командировкам
2. Личная информация
Гражданство
3. Опыт работы
Укажите ваши предыдущие места работы — большинство работодателей предпочитают опытных сотрудников
4. Образование
Расскажите где вы получали образование — это увеличит ваши шансы на трудоустройство
5. Курсы и тренинги
Если вы занимались самообразованием, укажите где и что вы изучали
6. Иностранные языки и компьютерные навыки
Какие иностранные языки вы знаете?
Владение компьютером:
Печать, сканирование, копирование документов
Интернет
Электронная почта
Microsoft Word
Microsoft Excel
Microsoft Power Point
Другое
7. Дополнительная информация
Служба в армии
Санитарная книжка
Водительские права (категории):
A
B
BE
C
CE
D
DE
M
TB и TM
Рекомендации
Ваши занятия в свободное время
Личные качества
О себе
Разместите фотографию в выделенной области
Шаблон
Чтобы скачать или напечатать резюме, нужно единоразово оплатить премиум доступ к сайту.
В течении месяца вы сможете вносить изменения в составленное резюме
Стоимость: 399 руб. 249 руб.
Скидка предоставляется в рамках мер по поддержке населения в условиях кризиса,
вызванного борьбой с эпидемией COVID-19
Будьте спокойны! Это разовый платеж, без скрытых подписок
Если Вы уже оплачивали подписку — укажите электронную почту, которую вы использовали при составлении резюме и мы откроем доступ к скачиванию.
- Доступ привязывается к электронной почте, которая была указанна в резюме
- После оплаты вернитесь на эту страницу, пройдя по ссылке «Вернуться в магазин»
- Чтобы активировать доступ на другом устройстве укажите почту из резюме
- Если у вас что-то не получается, воспользуйтесь обратной связью
С нашими резюме нанимают в крупнейшие компании
Наши бланки удобные для воприятия и оформлены по всем канонам делопроизводства. Поэтому заполнив резюме онлайн — вы легко получите приглашение на работу.
Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.
Оглавление:
- Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
- Виды анкетирования
- Анкета и ее структура
- Виды вопросов для анкеты
- Как составить анкету для социологического опроса
- Правила составления анкеты
- Как оформить результаты анкетирования
- Плюсы и минусы анкетирования
Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.
Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи
Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.
Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.
Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.
Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.
Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
- Узнать новую теоретическую информацию.
- Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
- Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге: если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
- Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
- Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
- Установить позитивные отношения: когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.
Виды анкетирования
В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
- индивидуальное — проводится с одним участником;
- групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
- Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
- Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
- Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
- Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.
Анкета и ее структура
Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.
Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.
Вводная часть
Цель вводной части – побудить желание поделиться информацией. Вводная часть (или шапка) состоит из приветствия и обращения к респонденту. В обращении нужно объяснить цель анкетирования и правила заполнения.
В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.
Паспортичка
Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.
Основная часть
Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.
Виды вопросов для анкеты
Анкеты могут включать в себя следующие типы:
- Открытые вопросы отличаются от других типов, используемых в анкетах, тем, что они могут дать неожиданные результаты, которые могут сделать исследование более оригинальным и ценным. Тем не менее такие результаты трудно проанализировать. Примеры открытых вопросов включают в себя такие виды:
- полностью неструктурированный – например, такой: «Как вы относитесь к кошкам?»;
- завершение предложения – информанты заканчивают неполное предложение. Например, «Самое важное соображение в моем решении купить новый дом – это…»;
- завершение истории. Респонденты заканчивают неполную историю;
- тематический апперцептивный тест. Участники объясняют картину или рассказывают о том, что, по их мнению, происходит на картинке;
- Вопросы со множественным выбором. Респондентам предлагается набор ответов, которые они должны выбрать. Недостаток такого вида в том, что если имеется слишком много ответов на выбор, то это делает психологическую анкету запутанной и скучной.
- Дихотомические вопросы — этот вид предполагает на выбор два варианта: да или нет.
- Матричные вопросы — такой блок выглядит как матрица с категориями ответов вверху и списком вопросов внизу. Это обеспечивает эффективное использование пространства страницы и времени участников.
- Масштабные вопросы — они дают возможность информантам ранжировать доступные ответы в масштабе заданного диапазона значений (например, от 1 до 10).
- Вопросы на случай непредвиденных обстоятельств – пункт, которому уделяют внимание только в том случае, если человек дает конкретный ответ на предыдущий вопрос. Это позволяет не опрашивать людей, которые не имеют отношения к теме.
Как составить анкету для социологического опроса
Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
- Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
- неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
- правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
- Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
- неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
- правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
- Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
- неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
- правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».
Правила составления анкеты
Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.
Следующие правила помогут упростить этот процесс:
- Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
- Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
- Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
- Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
- Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
- Важно знать аудиторию: как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
- Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.
Как оформить результаты анкетирования
Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.
Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.
Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.
В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.
В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.
Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.
Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.
Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.
Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.
В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.
Плюсы и минусы анкетирования
Преимущества:
- Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
- Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
- Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
- Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
- Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
- Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
- Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
- Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
- Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
- Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
- Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.