Как составить анализ план к сказке

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания,
берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта
готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием
сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом
администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта
и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы
принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без
письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой
зрения авторов.

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

План анализа сказки

  1. Название сказки.

  2. Вид сказки:

  • по авторству – авторская, народная;

  • по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

  1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

  2. Перечисли второстепенных героев сказки.

  3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

  4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

  5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

  6. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету и характеру одного из героев?

  7. Сделай иллюстрацию к сказке.

Пример плана анализа сказки

  1. Сказка «Гуси-лебеди».

  2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

  1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

  • Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

  • Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

  1. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

  2. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

  3. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

  4. Сам погибай, а товарища выручай.

  5. Сказка «Василиса Прекрасная». В сказке Баба-Яга тоже злая, страшная, норовит зажарить и съесть своих пленников.

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

                                      План

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

( особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста)

  1. Выводы- значение в работе с детьми

 «Сивка- Бурка».

 Русская народная сказка (волшебная)

Тема: Говорится о Иване-дураке, который с помощью своего волшебного друга (Сивки-Бурки) превращался в молодца, чтобы снять перстень с Елены Прекрасной.

Идея: Борьба добра и зла, не на жизнь, а на смерть

 Сказка волшебная, т.к. присутствуют волшебные персонажи с волшебными способностями.

Характеристики главных героев:

Иван-дурак: Третий сын в семье ,самый младший . В семье его не любят ,высмеивают: «Куда тебе , дурню! Людей, что ли, хочешь смешить?Сиди себе на печи да золу пересыпай!»

Исполнительный: «Пришел в поле, сел на камень.Сидит не спит,пирог жует ,вора дожидается».

Далеко не дурак, смекалистый, добрый, смелый:

«Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать».

 «Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.»

Скромный: Приехали братья на пир к царю а «Иванушка забрался за печку, в уголок,и сидит там».

В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем.

Сивка-Бурка:

 Волшебный персонаж: «В самую полночь прискакал на пшеницу конь –одна шерстинка серебряная другая золотая;бежит -земля дрожит,из ушей дым солбом валит,из ноздрей пламя пышет.»

 Исполняет все приказы своего хозяина:

 -Что угодно ,Иванушка?

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка

-Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай 

 Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.!

Художественные приёмы:

1. Традиционное начало: «Жил-был старик, и было у него три сына.»

2. Троекратное повторение: (3 ночи, 3 брата, 3 свиста) «Настала первая ночь.Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра….

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти…».

Три раза звал Иванушка к себе коня ,три раза прыгал за перстнем  Елены Прекрасной:«..свистни три раза молодецким посвистом. гаркни богатырским покриком…»

-«Сивка –Бурка ,вещий каурка,стань передо мной ,как лист перед травой.»

3. Антропоморфизм: «— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.»

4. Волшебные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

5. Диалоги: «Что угодно,Иванушка. –

-Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

 —Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!»

6. Кумулятивность: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.»

7. Описание: «А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана…. Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!»

8. Концовка:И, наконец, как в любой сказке, герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.

«Я на том пиру был,мед,пиво,пил…»

Характеристика языка:

Просторечный:«Иззяб»,«братнины»
Эмоциональный: « Эва,какие грибки хорошие!»

 «Куда тебе, дурню!Людей ,что ли ,хочешь смешить?»

Разговорный: «экий», «дурень»

Устаревший: «Воротились», «потчует», «черед»

Преувеличение(гипербола): «Народу видимо –невидимо»

Значение в работе с детьми: Прежде всего это воспитательное и культурно –нравственное значение. Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика  — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка. 

Сказка заставляет ребенка думать, фантазировать, учит различать правду и ложь, выдумку и реальность.Велика социальная ценность сказки: она внушает дух уверенности, бодрости, радостного приятия борьбы за справедливость

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лиса и тетерев».

Русская народная сказка(о животных)

Тема: Хитрая лисица захотела обмануть тетерева, но тот оказался смышленой птицей и сам проучил лису. Сказка по манере изложения схожа с басней. Лиса рассказывает тетереву о новом указе- теперь птицам можно никого не бояться, гуляй себе по лугам: «Нынче уж звери друг друга не трогают»,чтобы сманить тетерева на землю.

Идея: Победа разума и смекалки.Хитрецу нет веры.

Характеристика  главных героев:

Лиса лицемерная,изворотливая: «Зравствуй тетеревочек мой дружочек,как услышала твой голосочек,так и пришла тебя проведать».Лиса льстит тетереву, называя его ласково тетеревочек, мой дружочек,услышала твой голосочек.

Притворщица: На ответ тетерева: «Спасибо на добром слове»,притворяется глухой и просит спустится на травушку погулять и  «поговорить со мной ,а то я с дерева не расслышу»,на что ей тетерев спокойно отвечает: «Боюсь я сходить на траву. Нам ,птицам ,опасно ходить по земле».

Обманщица: Не получилось первый раз сманить тетерева на землю  она придумала новую хитрость: «Нет, тетеревочек, мой дружочек,нынче  указ обьявлен,чтобы по всей земле мир был.Нынче уж звери друг друга не трогают»,а тетерев знай себе спокойно отвечает: «Вот это хорошо,а то вот собаки бегут,кабы по- старому,тебе уходить  надо(дает понять что разорвали бы лису собаки),а теперь тебе бояться нечего».

Трусливая: Бежала лиса с позором ,хотя и тут нашлась-успела сказать,что может быть ,собаки указа не слыхали.Не удалось лисе сманить тетерева на землю.Сама испугалась.

Тетерев смышленый,вежливый: Благодарит лису, понимая  ,что она льстит ему( «спасибо на добром слове»)

Тетерев наделен такими человеческими качествами как ум,смекалка,находчивость.Он знает коварный замысел лисы и понимает ,что  не с добрыми помыслами подошла она  к дереву на котором он сидел,а хочет его сманить на землю ,чтобы съесть.

-Боюсь я сходить на траву.Нам птицам опасно ходить по земле.

-Или ты меня боишься?-сказала лиса.

-Не тебя,так других зверей боюсь,-сказал тетерев.-Всякие звери бывают.

Этот диалог хорошо раскрывает характеристику героев и мотив их поступков.

Художественные особенности сказки: 

В этой сказке нет традиционного начала .

В основе сюжета мотив встречи, диалог между лисой и тетеревом.Используется прием противопоставления (антитеза) мудрости тетерева и хитрости лисы.Язык прстой, разговорный.(«куда ж ты? А кто их знает!»)

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Лиса и тетерев разговаривают на человеческом языке,ведут диалог.

Эмоциональный язык: «Спасибо на добром слове..», «А кто их знает?».

Устаревшие слова:нынче,кабы,не слыхали,куда ж…

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”. Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман. Сказка учит нас мудрости, доброте, уму-разуму.

Литературно-художественный анализ сказки (образец)

«Лисичка-сестричка и волк.»

Русская народная сказка (о животных).

Тема:Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост  в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.

Идея:Осудить- хитрость, обман, глупость.

Характеристика главных героев:

Лиса хитрая « Свернулась лисичка калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая. «- Эх, куманек, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь».

Обманщица «- Здравствуй, кумушка! — Здравствуй, куманек — Дай мне рыбки! — Налови сам, да и ешь. — Я не умею.

— Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь — рыба сама на хвост нацепляется, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь».

Волк глупый  «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было».

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» — думает он.

 «- И то правда, — говорит волк, — где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу».

Художественные особенности сказки. Традиционное начало сказки : жила-была..; концовка- обобщающая фраза « Битый небитого везёт»

Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм). Например: Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:

— Битый небитого везет, битый небитого везет.

— Что ты, кумушка, говоришь?

— Я, куманек, говорю: битый битого везет.

— Так, кумушка, так!.. Кумулятивность ( пример из текста), диалог ,расскрывающий характеристику героев и мотив их поступков ( например…), антитеза( глупость противопоставляется хитрости),эмоциональный язык…. «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», « бежать без оглядки»,  « погоревал он немного»,встречаются устаревшие слова ( куманёк,кумушка,)

Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, “не будь чрезмерно доверчив”.

Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.

Вызвает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.

Литературно-художественный анализ р.н.сказки

« Морской царь и Василиса Премудрая»(образец)

  1. « Морской царь и Василиса Премудрая»(русская народная сказка- волшебного вида)
  2. В сказке рассказывается о том,как Иван-царевич,отданный морскому царю отцом, женился на Василисе Премудрой и с её помощью сумел выбраться из морского царства.
  3. Идея: ничто не заменит родной земли, прославление верности в любви, восхваляется находчивость.смекалка.
  4. Иван-царевич:умеет исправлять свои ошибки( « За что обругал я старуху?Дай ворочу её..»), любящий родителей и свою родную землю( «… стосковался Иван-царевич по своим родителям, захотелось ему на святую Русь..»

Василиса Премудрая: владеет волшебством( « Обернулась голубкою..»,умеет отвечать за свои поступки( «..сама виновата- недосмотрела,сама и отвечать буду»), добрая,заботливая, помогает попавшим в беду, есть смекалка(«..будет погоня за нами великая..Надо ухитряться!»)

Морской царь: вспылчивый,требующий исполнения обещаний, строгий ( пример из текста)

5.Сказка начинается традиционным зачином (« За тридевять земель, в тридесятом царстве, государстве…»),волшебные помошники: Василиса Премудрая,пчёлы,муравьи,голуби- помогают достижению благородных целей( например….), используется олицетворение, анропоморфизм ( пример из текста…),приключения, волшебство, закон тоекратного повторения( три задания морского царя,три раза приходят слуги будить Ивана-царевича и Василису Премудрую,три раза догоняют беглецов. Характеристика языка: используются пословицы и поговорки( «утро вечера мудренее»), двойные слова( усиливающие впечатления от происходящего( « подумал- подумал»т.е. очень долго , серьёзно и обстоятельно, « далеко-далеко»),устойчивые выражения , характерные для сказки(«ни много не мало прошло времени»), постоянные эпитеты украшающие язык сказки(«красные девицы»,» добрый молодец»), описания(«..отправился в подводное царство; видит там и свет такой же ,как унас;и поля ,и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет…») .Сказка заканчивается традиционной концовкой (« стали они вместе жить да поживать, да добра наживать»).

6.Сказка учит любить свою родину, свой родной край, исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей. Помогает в формировании нравственных ценностей.

Литература:

1.Русские народные сказки-м.,»Правда»,.1985г.

2.Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.  С-П., 2006 г.

3.Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.

4.Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.

5Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.

6.www. Images.yandex.ru

7.www.google.com

8. Источник: Литературный анализ русской народной сказки // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru — http://odiplom.ru/lab/literaturnyi-analiz-russkoi-narodnoi-skazki.html

ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Повествовательный жанр


Басня — небольшое произведение в стихах или
прозе с нравоучительным, сатирическим или
ироническим содержанием. С помощью образов
животных, неодушевленных предметов в басне
осуждаются, высмеиваются недостатки, пороки
людей. Основная мысль в басне — мораль. Она
обычно находится в начале или в конце басни.

Сказка — вид устного народного творчества
в прозе или в стихах о вымышленных событиях. По
содержанию сказки бываю волшебные, бытовые,
сатирические, о животных.

Рассказ — небольшое художественное
произведение, в котором изображается характер
героя, одно или несколько событий из его жизни.

Статья — небольшое по объему сочинение, в
котором излагаются научные сведения, факты,
события.

Повесть — литературное произведение
описательно-повествовательного жанра.

Лирический жанр

Стихотворение — небольшое поэтическое
произведение в стихотворной форме.

Песня — стихотворение, предназначенное для
пения.

Былина — русская песня, поэма о богатырях и
народных героях.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (изобразительные
средства, помогающие образно выразить
содержание произведения)

  • СРАВНЕНИЕ — средство выразительности,
    когда одни предметы и явления сопоставляются с
    другими.
  • ЭПИТЕТ — художественное определение,
    дающее яркое, образное представление о сущности
    предмета или явления.
  • МЕТАФОРА — основное средство
    выразительности, когда одно явление полностью
    уподоблено другому, чем-то сходному с ним, при
    этом создается яркая, поэтическая картина.
  • ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — вид метафоры, в которой
    явления природы уподобляются живым существам,
    часто людям.
  • АЛЛЕГОРИЯ — вид метафоры, где все
    изображения жизни: сюжет, действующие лица, язык
    — имеет не прямое , а иносказательное значение
    (используется в сказках, баснях, где действуют
    обычно животные).
  • АЛЛИТЕРАЦИЯ — повторение в стихах одних и
    тех же согласных звуков, напоминающих
    изображаемое явление.
  • ЮМОР — добродушный смех.
  • ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка, когда
    слова употребляются в обратном, противоположном
    смысле.
  • ГИПЕРБОЛА — чрезмерное увеличение свойств
    изображенного предмета или явления.
  • КОНТРАСТ — противопоставление.
  • ЖАНР — устойчивая разновидность
    художественного произведения.
  • ТЕМА ТЕКСТА — ответ на вопрос о чем пишет
    автор.
  • ИДЕЯ ТЕКСТА — главная мысль произведения.
  • СТИЛЬ — художественный,
    научно-публицистический , деловой.
  • ВИДЫ ТЕКСТА — повествование, описание,
    рассуждение.
  • КОМПОЗИЦИЯ — построение текста
  • ЗАВЯЗКА — событие, с которого начинается
    действие в художественном произведении.
  • КУЛЬМИНАЦИЯ — высшее напряжение действия в
    художественном произведении.
  • РАЗВЯЗКА — исход событий в литературном
    произведении, решение конфликта.
  • РИФМА — созвучие концов стихотворных строк.
  • ФОЛЬКЛОР — устное народное творчество
    (былины, народные песни, сказки, частушки,
    пословицы, поговорки, загадки)

СХЕМА АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Автор и его проблемы, темы.
  2. Жанр произведения.
  3. Тема данного произведения.
  4. Идейная направленность.
  5. Главные герои, их роль в идейном содержании,
    поступки и их мотивы.
  6. Второстепенные персонажи, их связь между собой
    и главным персонажем.
  7. Сюжет, его элементы, их роль в раскрытии идеи.
  8. Композиция, ее компоненты, роль в раскрытии
    идеи.
  9. Язык писателя.
  10. Эстетическая и нравственная ценность
    произведения с точки зрения воспитания
    читателем.

ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  1. Определи жанровую разновидность произведения.
  2. Установи тему произведения.
  3. Определи вид текста: описание, повествование,
    рассуждение.
  4. Восстанови сюжет: развязку, кульминацию,
    рассуждение.
  5. Раскрой композиционные особенности текста.
  6. Составь описание художественных образов:
    портрет, поступки, речь, отношение.
  7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола,
    контраст, эпитет, метафора, сравнение,
    олицетворение)
  8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень
понравился(ась)… Мне очень запомнился(ась)… Мне
показался интересным… Я восхищаюсь… Мне очень
не понравился(ась)…)

2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду,
манеру поведения).

3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях
лучше всего раскрывается характер героя?

4. Перечисли основные черты характера
понравившегося (непонравившегося) героя.

5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими
персонажами.

6. Назови героев других произведений, которые в
чем-то схожи с этим персонажем.

7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не
хотелось) бы походить на этого героя?

8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и
крылатых фраз могла бы лучше всего передать
характер этого героя?

9. Если бы ты был художником, то в какой момент
изобразил бы своего любимого героя, какое бы у
него было выражение лица, как бы ты его одел, что
было бы вокруг?

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ

1. Как ты думаешь, какое настроение было у
автора, когда он писал это стихотворение? Какого
цвета это стихотворение?

2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания
этого произведения?

3. Какие строчки показались наиболее образными
(как бы ожили перед тобой, стали зримыми,
ощутимыми образами)? Какие образы?

4. Какие рифмы показались самыми необычными,
новыми, удивительными?

5. Попробуй подобрать несколько синонимов к
словам, которые тебе показались новыми, редко
встречающимися в современном языке.

6. Перечисли наиболее яркие сравнения в
стихотворении. Какова их роль?

7. Какие слова употребляются в переносном
выражении?

8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты
мог бы вспомнить строки этого стихотворения?

9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому
стихотворению?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть
ли у нее автор или она относится к устному
народному творчеству.

2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из
реальной жизни, а что в ней вымышлено?

3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет
(основные события) или описание волшебства? Какие
волшебные предметы из этой сказки стали частью
нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда
не может быть?

4. Какой момент в сказке можно считать самым
захватывающим?

5. Назови положительных и отрицательных героев
этой сказки, перечисли основные черты их
характеров, вспомни самые значительные поступки.

6. Какому герою сказки ты больше всего
сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал
вместе с героем.

7. Какими пословицами ты бы мог передать
основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки
выражена ее главная мысль?

8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по
сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно
считается басней.

2. Попробуй передать мораль (основную мысль)
басни своими словами.

3. Обрати внимание на то, как написана басня —
прозой или стихами. Найди рифмы.

4. Какие недостатки, встречающиеся у людей,
высмеиваются в этой басне?

5. Какие фразы, выражения показались тебе
наиболее яркими, образными, запоминающимися?

6. Перечисли основные черты характера главных
героев басни.

7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали
этой басни.

8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а
что — поучительным?

9. Подготовься к выразительному чтению басни.
Прочитай басню по ролям.

10. Какие выражения из этой басни обогатили
русский язык, украсили нашу речь?

  1. С чего начинается история? (завязка)
  2. Как продолжается история? (развитие действия)
  3. Какой самый острый момент? (кульминация)
  4. Как разрешается конфликт? (развязка)
  5. Как заканчивается история? (заключение)

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

  1. Законченность, завершённость, полнота (ничего
    нельзя убрать, сократить).
  2. Единство темы, монолитность (воспоминание о
    родине, случай на рыбалке, встреча Нового года и
    т.д.).
  3. Главная мысль, вытекающая из сюжета (т.е. идея
    текста, то, что хотел сказать автор своим
    текстом).
  4. Заголовок (в заголовке очень часто выражены
    либо тема повествования, либо идея. Заголовок —
    это «вход» в текст, как в некое здание).
  5. Связность изложения (по смыслу и грамматически).
  6. Иногда членение текста на микротемы (абзацы).
  7. У текста есть автор (тексты различаются
    авторской стилистикой, почерком, манерой).

Приложение

План анализа сказки. Пример плана анализа сказки

План анализа сказки

1. Название сказки.

2. Вид сказки:

· по авторству – авторская, народная;

· по содержанию – бытовая, волшебная, о животных.

1. Перечисли главных героев сказки и назови основные черты их характера.

2. Перечисли второстепенных героев сказки.

3. Тема сказки – то есть о чём говорится в сказке?

4. Главная мысль (или идея) сказки – это то главное, зачем создавалась сказка и что автор хотел донести до читателя.

5. Какими пословицами ты можешь передать идею (главную мысль) этой сказки.

Пример плана анализа сказки

1. Сказка «Гуси-лебеди».

2. По авторству – эта сказка народная,

по содержанию – волшебная.

1. Главные герои сказки: сестрица Аленушка, Баба-Яга, …

· Сестрица: храбрая, смелая, умеет исправлять свои ошибки…

· Баба-Яга: злая, страшная, лживая…

«В избушке сидит Баба-Яга – морда жилиная, нога глиняная».

2. Второстепенные герои сказки: братец Иванушка, отец, мать…

3. Тема сказки: как Аленушка спасала своего брата.

4. Идея или главная мысль сказки: ничто не заменит дом родной, родных и близких.

5. Сам погибай, а товарища выручай.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как исправить грубияна
  • Как найти на сайте таймер
  • Как найти много золота в скайриме
  • Как найти массовую долю нитрата кальция
  • Как найти сколько пройдено км

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии