С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.
Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).
Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ
Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.
Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.
Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).
Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).
Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.
С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.
КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.
Понятие административного иска
и административного искового заявления
КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).
Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.
Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.
Субъекты обращения в суд
С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.
Образцы административных исковых заявлений в суд
1. Оспаривание нормативного правового акта
Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования
2. Общая форма административного иска
об оспаривании решений, действий (бездействия)
органов власти, должностных лиц
Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов власти, организаций, должностных лиц, служащих
3. Оспаривание постановления, действий,
бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконными действий пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя
Административное исковое заявление об оспаривании бездействия пристава по отмене ограничения на выезд за границу
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об определении задолженности по алиментам
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об оценке имущества
Административное исковое заявление об обжаловании постановления пристава об отказе в продлении срока в исполнительном производстве
Административное исковое заявление об оспаривании постановления пристава об отказе в возбуждении исполнительного производств
4. Оспаривание кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
Административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости объекта недвижимости
5. Оспаривание отказа в согласовании
перепланировки, переустройства
Административное исковое заявление об оспаривании решения ОМС об отказе в согласовании перепланировки и (или) переустройстве жилого помещения, находящегося в собственности
Административное исковое заявление об оспаривании (признании незаконным) решения ОМС об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, предоставленного по договору социального найма
6. Изъятие земельного участка
для муниципальных (государственных) нужд
Административное исковое заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд
Административное исковое заявление о признании незаконным решения об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд
7. Перевод жилого помещения в нежилое
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в переводе жилого помещения в нежилое
8. Оспаривание отказа в госрегистрации права
Административное исковое заявление об оспаривании отказа в госрегистрации права на недвижимое имущество и об обязании осуществить государственную регистрацию права
9. Оспаривание решения об отказе
в выдаче разрешения на строительство
Административное исковое заявление об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство
10. Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании заключения межведомственной комиссии о пригодности жилого помещения для проживания
11. Компенсация за нарушение права
на судопроизводство в разумный срок
Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок
12. Административный надзор
Административное исковое заявление об установлении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора
Административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений
13. Защита избирательных прав
Административное исковое заявление о защите избирательных прав
Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата
Административное исковое заявление о признании незаконным решения избирательной комиссии
14. Оспаривание решения призывной комиссии
Административное исковое заявление об оспаривании решения призывной комиссии
Административное исковое заявление о признании незаконным решения призывной комиссии субъекта РФ
Административное исковое заявление об обжаловании решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
15. Обжалование действий органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
Административное исковое заявление об обжаловании действий органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность
16. Оспаривание решения налогового органа
Административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 125 КАС РФ
1. Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;
2) наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, адрес, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя; фамилия, имя и отчество представителя, адрес для направления ему судебных повесток и иных судебных извещений, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя (при наличии);
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) наименование административного ответчика, если административным ответчиком является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации и индивидуального предпринимателя также сведения об их государственной регистрации (если известны); фамилия, имя, отчество административного ответчика, если административным ответчиком является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения (если известны); номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного ответчика (если известны);
4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;
5) содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования;
6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, если данный порядок установлен федеральным законом;
6.1) сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
7) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения при условии, что такая жалоба подавалась;
иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями настоящего Кодекса, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
9) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.
3. В административном исковом заявлении, подаваемом в защиту прав, свобод и законных интересов группы лиц, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
4. В административном исковом заявлении административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
5. В административном исковом заявлении административный истец может изложить свои ходатайства.
6. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 настоящего Кодекса, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
7. Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
8. Административное исковое заявление также может быть подано в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Административное исковое заявление, подаваемое в электронном виде, содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.
(часть 9 в ред. Федерального закона от 30.12.2021 N 440-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В Московский городской суд |
|
Административный истец: |
ФИО Место жительства: г. Москва, ул. Место и дата рождения: …. Диплом о высшем юридическом образовании № Удостоверение адвоката от тел.: email: |
Административный ответчик: |
Мэр Москвы г. Москва, ул. Тверская, д. 13 |
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о признании нормативного правового акта недействующим в части
ОБЖАЛУЕМЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ:
Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности»
в редакции указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ в части пункта 10.3 об обязании граждан не покидать место проживания
опубликован 04.04.2020 на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru
НАРУШЕННЫЕ ПРАВА:
Право на свободу передвижения
Право на осуществление адвокатской деятельности
Право на получение доходов от осуществления профессиональной адвокатской деятельности (право на труд)
НЕСООТВЕТСТВИЕ ЗАКОНАМ:
Статьям 27, 37, части 3 статьи 55 Конституции РФ
Статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
Статьям 1, 31 пункту 1 и 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Статям 1, 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Статьям 2, 6, 18 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»
5 марта 2020 был принят указ Мэра Москвы № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности», в который в дальнейшем были внесены многочисленные изменения.
В настоящее время этот указ действует в редакции указа от 04.04.2020 № 34-УМ, согласно пункта 10.3 которого «граждане обязаны не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов».
Таким образом, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на граждан возложена обязанность не покидать места проживания (пребывания), за исключением ряда случаев.
Считаю, что указанный нормативный правовой акт в части обязания граждан не покидать места проживания (пребывания) не соответствует Конституции Российской Федерации, ряду Федеральных законов и нарушает мои права на свободу передвижения, на осуществление адвокатской деятельности и право на труд, по следующим основаниям:
- Возложение обязанности на граждан не покидать места проживания (пребывания) не соответствует Конституции Российской Федерации, Федеральным законам и нарушает права граждан на свободу передвижения.
Право каждого человека на свободу передвижения закреплено в международных актах, в том числе в ч. 1 ст. 13 Всеобщей декларации прав человека 10.12.1948, ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 16.12.1966, ч. 1 ст. 2 Протокола № 4 от 16.09.1963 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Право граждан на свободу передвижения гарантировано частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации является нормой-принципом, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 545-О-О).
Допускаемые согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ ограничения прав и свобод гражданина возможны лишь на федеральном уровне, субъекты Российской Федерации, к числу которых относится Москва, такими полномочиями не наделены. Положения нормативного правового акта, принятого Москвой с превышением своих полномочий, правомерно признаются недействительными с момента его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2000 № 5-Г00-137).
Соответственно, субъект Российской Федерации самостоятельно не вправе ограничивать права, установленные Конституцией Российской Федерации права граждан, в том числе и право на свободу передвижения.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», право на свободу передвижения ограничивается на территориях с определенным режимом:
- в пограничной зоне,
- в закрытых военных городках и административно — территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия,
- на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение,
- на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.
Перечисленные основания для ограничений права выбирать место пребывания и жительства сформулированы в названном Законе исчерпывающим образом, недопустимо расширять этот перечень в подзаконных актах (п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.1998 № 4-П).
Таким образом, права на свободу передвижения могут быть ограничены, в частности, на территориях и в населенных пунктах, где в случаях опасности распространения инфекционных заболеваний введены особые условия и режимы проживания населения.
Особые режимы проживания населения в случаях опасности распространения инфекционных заболеваний предусмотрены:
- Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», согласно которому эпидемии относятся к обстоятельствам, представляющим угрозу жизни и безопасности граждан (пункт «б» статья 3), а введение карантина рассматривается в качестве меры, применяемой в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств, указанных в п. «б» ст. 3, то есть при эпидемиях (п. «б» ст. 13);
- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому в случае угрозы распространения инфекционных заболеваний ограничение передвижения населения осуществляется в рамках карантина (статья 1, пункт 1 статьи 31), карантин вводится на основании предложений, предписаний главных государственных врачей (пункт 2 статьи 31), порядок осуществления карантина устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3 статьи 31).
В Москве не введен карантин в связи с распространением инфекционных заболеваний в соответствии с этими Федеральными законами, то есть не введено особого режима проживания населения.
Соответственно, обжалуемый указ Мэра Москвы противоречит:
— Конституции Российской Федерации,
— Закону Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»,
— Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
- Режим повышенной готовности, предусмотренный Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», не является особым режимом проживания, при котором могут ограничиваться права на свободу передвижения.
Не является особым режимом проживания населения и режим повышенной готовности, введенный обжалуемым указом Мэра Москвы на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
режим повышенной готовности – это режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, это порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами.
То есть режим повышенной готовности адресован органам управления и силам государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и определяет режим работы, порядок организации деятельности и проводимые ими мероприятия.
Иными словами, режим повышенной готовности – это режим, в котором работают органы управления (сил государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций), а не особый режим проживания населения.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не устанавливает никаких особенностей проживания населения.
В силу изложенного, этот Федеральный закон не может быть основанием для введения особых условий и режима проживания населения в случаях опасности распространения инфекционных заболеваний.
Это означает, что этот Федеральный закон в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может быть основанием и для ограничения прав граждан на свободу передвижения.
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не предусматривает возможности обязания граждан не покидать места проживания.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не предусматривает у органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий на обязание граждан не покидать места проживания (пребывания).
Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, при введении режима повышенной готовности, установлены пунктом 10 статьи 4.1 названногоФедерального закона и могут включать:
а) ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации;
б) определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением государственного материального резерва;
в) определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;
г) приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществление мер, обусловленных развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации; создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Ни одно из этих полномочий не предполагает права высшего должностного лица обязывать граждан не покидать мест проживания (пребывания).
При этом обязание граждан не покидать места проживания (пребывания), установленное обжалуемым указом Мэра Москвы, не равнозначно ограничению доступа людей на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотренному пп. «а» п. 10 ст.4.1 названного Федерального закона.
Подпункт «а» п. 10 ст. 4.1 названного Федерального закона сформулирован как «…ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию…». Такая формулировка означает выделение некоторой проблемной территории и ограничивает туда допуск всех людей.
Ограничение доступа людей на территорию предполагает обозначение (огораживание) определенной территории от проникновения граждан, то есть это полномочие не впускать на определенное место людей, а не выпускать людей (во внешний мир) из места жительства (пребывания).
Обжалуемым же указом в Москве по сути вводится не ограничение доступа «на определённую территорию», а вводятся ограничения по пребыванию во всех публичных и частных пространствах и помещениях в Москве, что несовместимо с положениями пп. «а» п. 10 ст. 4.1 названного Федерального закона.
Если же под территорией, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, понималась бы территория Москвы, то это означало бы, что на территорию Москвы ограничивается доступ людей извне Москвы. Если же лицо уже находится на территории Москвы, то невозможно ограничить доступ к этой территории.
Более того, следует учитывать, что обжалуемый указ запрещает каждому гражданину покидать свое место проживания, например, конкретную квартиру, то есть каждый гражданин должен находиться в своей квартире и ему запрещено выходить за пределы своей квартиры и нахождение в местах проживания других лиц (в квартирах других лиц).
Если считать запрет покидать место жительства реализацией полномочия по ограничению доступа людей на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, то к такой территории относились бы и чужие места проживания, где в то же время находятся другие лица.
Очевидно, не может быть территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, где обязаны находится другие граждане по причине того, что это их место проживания. Также очевидно, что к территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, не относится вся территория за пределами места жительства (квартиры), как то: места общего пользования в многоквартирном жилом доме, придомовая территория, места общего публичного доступа в городе.
Указанные доводы подтверждаются статьей 1 названного Федерального закона, обозначающего «территорию, подверженную риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов» как участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенный к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций». Такая формулировка предполагает обособление такой территории. Однако никто не определял в качестве территории, на которой возникает угроза чрезвычайной ситуации, пространство за пределами моего места проживания.
Поэтому запрет гражданам покидать места жительства не является реализацией высшим должностного лица субъекта Российской Федерации полномочия по ограничению людям доступа к территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотренного пп. «а» п. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Таким образом, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не предусматривает возможности обязания граждан не покидать места проживания.
- Обжалуемый указ Мэра Москвы не мог быть основан на Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Обжалуемый указ Мэра Москвы с даты его принятия 5 марта 2020 года ввел режим повышенной готовности со ссылкой на пп. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основанием для введения режима повышенной готовности в рамках реализации названного Федерального закона в обжалуемом указе обозначена угроза распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Между тем, Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в редакции действующей 05.03.2020 имел иной предмет регулирования, не включающий в себя отношения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т. ч. по предотвращению возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Абзац первый преамбулы Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает предмет регулирования этого Закона – определение общих организационно-правовых норм в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, предмет регулирования этого Федерального закона — защита от ситуаций природного и техногенного характера, к которым не относится распространение инфекционных заболеваний.
Статья 1 названного Федерального закона в редакции, действующей 5 марта 2020 года, также определяла чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Распространение инфекционных заболеваний не было обозначено и в этой статье названного Федерального закона как обстановка, создающая чрезвычайную ситуацию или угрозу ее возникновения.
Следовательно, на 5 марта 2020 года не было оснований руководствоваться нормами Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при угрозе распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
Соответственно, 5 марта 2020 года Мэр Москвы не имел полномочий по введению режима повышенной готовности.
Этот вывод подтверждается Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ внесла изменение в определение чрезвычайной ситуации по Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Только в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ статьей 1 Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, было признано чрезвычайной ситуаций.
Это подтверждает, что Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» до 1 апреля 2020 года не применялся к распространению заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Если бы до 1 апреля 2020 года распространение заболеваний, представляющих опасность для окружающих, относилось бы к сфере регулирования этого Федерального закона, то не было бы необходимости вносить изменения в части определения чрезвычайной ситуации Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ.
Таким образом, на дату принятия обжалуемого указа Мэра Москвы — 5 марта 2020 года — положения Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не подлежали применению к распространению опасных заболеваний, а значит, указ не основан на Законе.
Впервые гражданам было запрещено покидать места проживания пунктом 9.3 обжалуемого указа в редакции указа Мэра Москвы от 29.03.2020 № 34-УМ. На эту дату Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а значит и режим повышенной готовности не могли применяться к угрозе распространения заболеваний, не относящихся к чрезвычайным ситуациям.
Формулировки обжалуемого указа в части обязания граждан не покидать места проживания как в редакции указа от 29.03.2020 № 34-УМ (пункт 9.3), так и в действующей редакции указа от 04.04.2020 № 39-УМ (пункт 10.3) идентичны.
Следовательно, даже формально обязание граждан не покидать места жительства было установлено обжалуемым указом Мэра Москвы принятия Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, то есть в период, когда распространение опасного заболевания не относилось к чрезвычайным ситуациям, а значит Мэром Москвы не мог быть принят режим повышенной готовности.
Таким образом, обжалуемый указ Мэра Москвы основан на Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который на 5 марта 2020 году — дату принятия обжалуемого указа и на 29 марта 2020 года – дату введения запрета покидать место проживания, не подлежал применению к распространению опасных заболеваний.
- Обжалуемый указ Мэра Москвы в части обязания граждан не покидать место проживания не отвечает требованиям ясности, недвусмысленности, адекватности, пропорциональности, соразмерности и необходимости.
При введении ограничений на свободу передвижения высшее должное лицо субъекта Российской Федерации проигнорировало основания и порядок введения карантина, предусмотренного Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обязанность граждан не покидать места проживания, установленная обжалуемым указом, не предусмотрена ни одним Федеральным законом.
Более того, даже Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» не предусматривает возможности обязания граждан не покидать места проживания. Даже при чрезвычайном положении гражданам не запрещено выходить из квартиры (места жительства) на лестничную площадку или из подъезда.
Очевидно, что ограничения гражданских прав, вводимые региональным чиновником, ни при каких обстоятельствах не могут быть выше ограничений, накладываемых при введении чрезвычайного положения.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей. Ограничительная норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 18.02.2000 № 3-П обратил внимание на недопустимость таких ограничений прав, которые, в силу своей неопределенности и при отсутствии законных пределов усмотрения правоприменителя, могут применяться произвольно.
В постановлении от 27.03.1996 № 8-П Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что, при ограничении прав и свобод человека и гражданина, государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры, публичные интересы, перечисленные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату.
Обжалуемым указом по существу введен особый правовой режим жизни граждан, сходный с режимом домашнего ареста.
Гражданам запрещено покидать место проживания с 30 марта 2020 года в силу изменений, внесенных в обжалуемый указ указом от 29.03.2020 № 34-УМ.
Обоснования причин введения такого запрета с 30 марта 2020 г. нет.
Также нет обоснования целесообразности запрета гражданам выходить из квартиры на лестничную клетку, посещать соседние квартиры, выходить из подъезда многоквартирного жилого дома, находиться в парках и зонах отдыха.
Нет обоснования отличий обстановки с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на 29.03.2020, когда впервые был введен запрет на выход граждан из места проживания, с предыдущими днями, когда такого запрета не было.
Обжалуемым указом установлена обязанность граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метров (социальное дистанцирование) (п. 10.1). Эта мера направлена не предупреждение заражения людей. Если социальное дистанцирование в 1,5 метра предупреждает заражение этой инфекцией, то вызывает обоснованное сомнение необходимость одновременного введения запрета гражданам выходить из своих квартир.
Не ясен статус места проживания, установленный обжалуемым указом, такой термин отсутствует в законодательстве. Не определено, соответствует ли это выражение месту жительства или нет.
Таким образом, обязывая граждан не покидать место проживание, обжалуемый указ не только противоречит федеральному законодательству и международным обязательствам Российской Федерации, но и не отвечает целям, закрепленным ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
- Обжалуемый указ Мэра Москвы вводит ограничение на ведение профессиональной адвокатской деятельности.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (статья 48 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Положения Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предполагают, что адвокат оказывает квалифицированную юридическую помощь, в том числе и за пределами места проживания (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 6).
Согласно п. 1 ст. 18 названного Федерального закона вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются.
Вместе с тем, обжалуемый указ Мэра Москвы в части обязания граждан не покидать места проживания нарушает мое право адвоката на оказание квалифицированной юридической помощи, поскольку не позволяет мне:
- участвовать в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве (пп. 2 п. 2 ст. 2);
- участвовать в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях (пп. 5 п. 2 ст. 2);
- представлять интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях (пп. 7 п. 2 ст. 2);
- участвовать в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания (пп. 9 п.2 ст.2);
- выступать в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях (пп. 10 п. 2 ст. 2);
- собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций (пп. 1 п. 3 ст. 6);
- опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь (пп. 2 п. 3 ст.6);
- собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп. 3 п. 3 ст. 6);
- привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи (пп. 4 п.3 ст. 6);
- беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (пп. 5 п. 3 ст. 6);
- фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь (пп. 6 п.3 ст. 6);
В результате, обжалуемый указ Мэра Москвы нарушает мои права адвоката на оказание квалифицированной юридической помощи и препятствует осуществлению мною адвокатской деятельности.
В свою очередь воспрепятствование осуществлению мною адвокатской деятельности приводит к существенному снижению моих доходов.
Следовательно, обжалуемый указ в части обязания граждан не покидать место проживания нарушает мое право на труд (статья 37 Конституции РФ) и получение доходов от осуществления профессиональной деятельности.
Таким образом, указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» в редакции указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ в части пункта 10.3 об обязании граждан не покидать места проживания нарушает мои права на свободу передвижения, на осуществление адвокатской деятельности, на получение дохода от профессиональной деятельности (права на труд) и наносит мне существенный вред.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 17, 20, 208-212 КАС РФ,
прошу суд:
признать недействующим указ Мэра Москвы от 05.02.2020 № 12-УМ в действующей редакции (указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ) в части пункта 10.3 обязывающего граждан не покидать места проживания (пребывания) как противоречащий
статьям 27, 37, 55 Конституции Российской Федерации, статье 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статьям 1, 31 пункту 1 и 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статям 1, 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статьям 2, 6, 18 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Приложения:
- Копия указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ в редакции указа Мэра Москвы от 04.04.2020 № 39-УМ;
- Копия административного искового заявления для ответчика;
- Платежное поручение на уплату государственной пошлины (300 руб.);
- Копия диплома о высшем юридическом образовании административного истца;
- Копия удостоверения адвокат административного истца.
С уважением,
Административный истец
Адвокат
Перед тем как составить административный иск об оспаривании решения органа власти, как правило, граждане обращаются в этот орган и ждут получение официального отказа или не получение ответа в установленный срок.
К органам власти, действия которых можно оспорить в порядке административного судопроизводства можно отнести органы власти РФ, областные, краевые и республиканские органы власти, а также органы местной (муниципальной) власти. Объединяющих их признаком является то, что их решения и официальные документы являются обязательными для граждан и юридических лиц на определенной территории.
Для обжалования решений органа власти необходимо составить заявление в суд по представленному образцу.
Скачать образец:
Административный иск об оспаривании решения органа власти
Пример административного искового заявления об оспаривании решения органа власти
В Трусовский районный суд г. Астрахани
Административный истец: Сильненко Вячеслав Викторович,
адрес: г. Астрахань, ул. Васильевая, д. 78
Административный ответчик: УФМС России по Астраханской области
адрес: г. Астрахань, ул. Вилова, д. 99
Административный иск об оспаривании решения органа власти
Я, Сильненко Вячеслав Викторович, гражданин Республики Казахстан, с сентября 2005 г. проживаю в России по виду на жительство. Здесь у меня имеется жена – гражданка Российской Федерации Сильненко Анна Павловна, дочь – Сильненко Василина Вячеславовна, 2010 г.р.
25 апреля 2015 г. обратился в УФМС России по Астраханской области для продления вида на жительство. Срок действия вида истекал 25 сентября 2015 г. При приеме сотрудником документов, мне было в письменной форме разъяснено, что в отношении меня УФМС России по Астраханской области 17 апреля 2015 г. вынесено решение о неразрешении въезда в Россию и что я обязан выехать. Кроме того, в связи с решением о неразрешении въезда мне аннулирован вид на жительство, о чем я также письменно уведомлен 25 апреля 2015 г.
Из копии решения о неразрешении въезда следует, что оно вынесено в соответствии с п. 11 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, т.е. за неоднократное совершение правонарушений: 13 января 2015 г. (за неподачу уведомления по факту проживания в России в 2014 г.) и 10 апреля по ст. 18.10 КоАП РФ (за работу у юридического лица без разрешения на работу). Однако УФМС России по Астраханской области не принято во внимание, что 19 апреля 2015 г. мною направлена жалоба на действия должностного лица. И по факту вынесенное 10 апреля постановление не вступило в законную силу. Следовательно, учитываться при принятии решения о неразрешении въезда оно не может. Поскольку вынесенное УФМС России по Астраханской области решение о неразрешении въезда в РФ является незаконным, нарушает мои законные права на свободу выбора места жительства и свободу передвижения, вынуждая покинуть Российскую Федерацию, где у меня имеются устойчивые семейные связи, решение органа власти является незаконным.
Руководствуясь статьями 218-220 Кодекса административного судопроизводства РФ,
Прошу:
- Признать незаконным и отменить решение УФМС России по Астраханской области о неразрешении въезда в Российскую Федерацию от 17 апреля 2015 г.
- Обязать УФМС России по Астраханской области продлить срок выданного мне ранее вида на жительство в РФ.
Приложение:
- Копия административного искового заявления
- Квитанция об уплате госпошлины в суд
- Копия решения о неразрешении въезда
- Копия решения об аннулировании вида на жительство
- Копия решения суда об отмене постановления УФМС по Астраханской области от 10.04.2015 г.
Сильненко В.В., 05.05.2015 г.
Подача административного иска об оспаривании решения органа власти
Заявление подается в районный суд по месту жительства административного истца или по месту нахождения органа власти. Заявление об оспаривании решения может подать любой гражданин или организация, считающие, что этим решением нарушены их права или ограничены гарантированные свободы и интересы.
При подготовке административного искового заявления рекомендуем ознакомиться с другими образцами по аналогичным ситуациям:
- административное исковое заявление на действия должностного лица
- жалоба на действия пристава-исполнителя
- заявление об оспаривании нормативного акта
Следует учитывать, что срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решения ограничен 3 месяцами со дня принятия этого решения или дня, когда заявитель узнал о принятом решении. При пропуске срока по уважительной причине одновременно подается заявление о восстановлении срока по административному делу.
Следует учитывать, что по некоторым категориям административных дел установлены сокращенные сроки подачи исков. Например:
- административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
- административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Рассмотрение административного иска об оспаривании решения
Заявление принимается судом в течение 3 дней со дня подачи. После этого в течение 2 месяцев административный иск должен быть рассмотрен по существу с вынесением судебного постановления.
О рассмотрении дела суд извещает заявителя и орган власти, действия которого обжалуются. Суд может привлечь к участию в деле и других лиц, если решение суда может повлиять на их права и обязанности.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, не является основанием для его отложения. Однако суд может признать явку представителя органа власти обязательной.
Административный истец должен представить оспариваемое решение и обосновать нарушение своих прав. Орган власти должен представить суду доказательства законности принятого решения и соблюдение установленной процедуры при его принятии.
После принятия судебного решения в окончательной форме у недовольной стороны будет 1 месяц для подачи апелляционной жалобы по административному делу.
После вступления решения в законную силу оно становится обязательным для исполнения. При необходимости заявитель имеет право просить выдать исполнительный лист для принудительного исполнения.
Не нужно опасаться обращаться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа власти, поскольку именно такой порядок считается наиболее цивилизованным способом разрешения возникших проблем.
1. Что такое административный иск
Административное исковое заявление (административный иск) — это документ, с которым заинтересованное лицо обращается в суд с требованием о защите в порядке административного судопроизводства своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений. В том числе обратиться в суд за защитой заинтересованное лицо вправе, если, по его мнению, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Это следует из ч. 1 ст. 4, ст. 124 КАС РФ.
Административное исковое заявление может содержать требования (ч. 1 ст. 124 КАС РФ):
- о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
- о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
- об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
- об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
- об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом;
- о присуждении компенсации за нарушение административным ответчиком прав в сфере административных и иных публичных правоотношений в случаях, предусмотренных КАС РФ.
Административный иск может содержать и иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений (ч. 2 ст. 124 КАС РФ).
Административный иск нужно составить в соответствии с требованиями, которые установлены КАС РФ. К иску должны быть приложены документы, предусмотренные законодательством.
В отдельных случаях дела в порядке административного судопроизводства, установленном КАС РФ, рассматриваются не на основании административного искового заявления, а на основании иных обращений. Например, дела о вынесении судебного приказа рассматриваются в порядке гл. 11.1 КАС РФ на основании заявления о вынесении судебного приказа (ст. 123.2 КАС РФ).
1.1. Кто может подать административный иск
По общему правилу административный иск подает сам административный истец. Это может быть (ч. 2, 3 ст. 38 КАС РФ):
1) лицо, чьи права, свободы, законные интересы подлежат защите. В частности, это могут быть российские, иностранные и международные организации, физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства;
2) обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо.
Административное исковое заявление может быть подано несколькими административными истцами (ч. 1 ст. 41 КАС РФ).
Кроме того, граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе подать в суд коллективное административное исковое заявление в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц (ч. 1 ст. 42 КАС РФ).
В некоторых случаях административный иск в интересах административного истца подает прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, должностное лицо или гражданин. Также прокурор и некоторые иные лица вправе подавать административный иск в пользу неопределенного круга лиц (ч. 2 ст. 38, ч. 1 ст. 39, ст. 40 КАС РФ).
1.2. К кому предъявляется административный иск
Административный иск предъявляется к административному ответчику. Это лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникшему из административных или иных публичных правоотношений, либо лицо, в отношении которого обратился в суд административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции (ч. 4 ст. 38 КАС РФ). Административное исковое заявление может быть подано к нескольким административным ответчикам (ч. 1 ст. 41 КАС РФ).
Административными ответчиками могут быть (ч. 5 ст. 38 КАС РФ):
- органы государственной власти, иные государственные органы;
- органы местного самоуправления;
- избирательные комиссии, комиссии референдума;
- иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- должностные лица, государственные и муниципальные служащие;
- граждане, их объединения и организации, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями в спорных правоотношениях. Эти лица могут быть административными ответчиками в случаях, установленных КАС РФ.
2. Какой срок установлен для обращения в суд с административным иском
Единого (общего) срока для обращения с административным иском нет. Срок для обращения в суд с административным иском зависит от того, по какому основанию вы этот иск подаете. Например:
1) по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, которые рассматриваются в порядке гл. 22 КАС РФ, установлены, в частности, следующие сроки:
- по общему правилу обратиться в суд с административным иском вы можете в течение трех месяцев со дня, когда вам стало известно о нарушении ваших прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ);
- при оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа или организации, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего по общему правилу административный иск можно подать в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась (ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ);
- административный иск о признании незаконными решений ФССП России, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подан в суд в течение 10 дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 3 ст. 219 КАС РФ);
2) по административным делам о признании нормативного правового акта недействующим, которые рассматриваются в порядке гл. 21 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта (ч. 6 ст. 208 КАС РФ);
3) по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, которые рассматриваются по правилам гл. 26 КАС РФ, по общему правилу административное исковое заявление может быть подано в суд в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу, по которому допущено нарушение (ч. 2 ст. 250 КАС РФ).
Если вы пропустили срок на обращение в суд, вместе с административным иском подайте заявление о восстановлении срока. К заявлению приложите документы, подтверждающие уважительность этих причин (ч. 2 ст. 95 КАС РФ). Учтите, что сам по себе факт пропуска срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления (заявления) к производству суда. Причины пропуска выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Уважительность причин пропуска срока оценивается судом независимо от того, заявлено отдельное ходатайство о восстановлении срока или нет (п. 3 ч. 1, ч. 5 ст. 138 КАС РФ, п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21).
Если причины пропуска срока суд признает уважительными, он восстановит срок (кроме случаев, когда восстановление этого срока не предусмотрено — см., например, ч. 2 — 7 ст. 240 КАС РФ). В ином случае суд откажет в удовлетворении административного иска (ч. 1 ст. 95, ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ).
3. В какой суд подать административный иск
Дела, которые подлежат разрешению в порядке административного судопроизводства, установленном КАС РФ, разрешаются судами общей юрисдикции, в том числе мировыми судьями. В некоторых случаях они разрешаются Верховным Судом РФ (ст. 17 КАС РФ).
Чтобы определить, в какой суд нужно подавать административный иск, последовательно установите:
- какой категории судов подсуден ваш спор;
- конкретный суд, в котором будет рассматриваться спор.
Если вы подадите административный иск не в тот суд, вам его вернут (п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ). Если административное дело будет принято к производству с нарушением правил подсудности и это выяснится при его рассмотрении, суд передаст дело на рассмотрение другого суда (п. 2 ч. 2 ст. 27 КАС РФ).
3.1. Как определить, какой категории судов подсудно дело
По общему правилу административный иск вы подаете в районный суд. Именно он будет рассматривать дело в качестве суда первой инстанции (ст. 19 КАС РФ).
Однако есть ряд категорий дел, которые:
- подсудны мировым судьям;
- подсудны военным судам;
- подсудны Верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, суду автономной области, судам автономных округов;
- подсудны Верховному Суду РФ.
Если ваше дело относится к какой-либо из категорий, перечисленных в ст. ст. 17.1 — 21 КАС РФ, иск подавайте в соответствующий суд.
3.2. Как определить конкретный суд
По общему правилу административный иск к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (ч. 1 ст. 22 КАС РФ).
Однако есть ряд случаев, для которых действуют специальные правила, в том числе:
1) если в соответствии с правилами ст. 23 КАС РФ для данной категории административных исков установлена исключительная подсудность, административное исковое заявление подавайте в соответствии с этими правилами;
2) административный иск об оспаривании решения ФССП России, принятого в автоматическом режиме, подавайте в суд по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение (ч. 1.1 ст. 22 КАС РФ);
3) если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 КАС РФ);
4) административный иск к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, по общему правилу подается в суд по месту жительства гражданина или по адресу организации (ч. 3 ст. 22 КАС РФ);
5) встречный административный иск предъявляйте в суд по месту рассмотрения первоначального административного искового заявления (ч. 2 ст. 26 КАС РФ);
6) в случаях, установленных ст. 24, ч. 1 ст. 26 КАС РФ, вы можете выбрать суд из нескольких доступных вариантов. Например, административный иск к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или адресу одного из них по выбору административного истца.
4. Как подготовить пакет документов в суд
Для этого следуйте процедуре:
1) составьте административное исковое заявление в соответствии с требованиями ст. 125 КАС РФ и подпишите его. Дополнительные требования к исковому заявлению могут быть установлены в зависимости от категории дела. Например, такие требования установлены для административных исковых заявлений о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (ч. 2 ст. 220 КАС РФ).
Подписать административный иск может, например, руководитель вашей организации или ее представитель по доверенности, если в ней оговорено такое полномочие (ч. 5 ст. 54, п. 1 ч. 2 ст. 56, ч. 1 ст. 125 КАС РФ).
Административный иск в электронном виде может быть подписан простой электронной подписью (ч. 2.2 ст. 45 КАС РФ). Подписать административный иск усиленной квалифицированной электронной подписью нужно в следующих случаях:
- административный иск вы подаете посредством систем электронного документооборота участников судебного процесса (ч. 2.3 ст. 45 КАС РФ);
- в административном исковом заявлении изложено ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску (ч. 9 ст. 125 КАС РФ).
По общему правилу судья возвращает административное исковое заявление, если оно не подписано или подписано лицом, не имеющим на это полномочий (п. 4 ч. 1 ст. 129 КАС РФ);
2) подготовьте приложения к административному исковому заявлению согласно ст. 126 КАС РФ, в том числе это:
- документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
Если вы не направляли другим лицам, участвующим в деле, копии административного иска и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, представьте в суд копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора (п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
- документы, подтверждающие уплату госпошлины (например, платежное поручение) либо право на получение льготы по ее уплате, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого (п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, если вы как административный истец по данной категории административных дел, не освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств (п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Такие документы вы можете представить в том числе в форме надлежащим образом заверенной копии (ч. 2 ст. 70 КАС РФ). Предоставление подлинников обязательно по требованию суда и в некоторых других случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 70 КАС РФ;
- доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем (п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
- документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, если этот порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, если такая жалоба подавалась (п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ);
- документы, подтверждающие совершение стороной (сторонами) действий, направленных на примирение, если такие действия предпринимались и соответствующие документы имеются (п. 6.1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ).
В случаях, предусмотренных КАС РФ, вы должны представить иные документы (п. 7 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). В том числе требования о составе документов, которые необходимо приложить к административному иску, могут быть предусмотрены нормами разд. IV КАС РФ, который устанавливает особенности производства по отдельным категориям административных дел. Например, если вы подаете административный иск об оспаривании нормативного правового акта, вы должны указать сведения о применении к вам этого акта или о том, что вы являетесь субъектом отношений, регулируемых этим актом. К административному иску вы должны приложить документы, которые подтверждают эти обстоятельства, а также копию оспариваемого нормативного правового акта (п. 4 ч. 2, ч. 3 ст. 209 КАС РФ).
К административному иску рекомендуем прилагать заверенные копии документов. На практике, как правило, достаточно, чтобы документы заверил руководитель организации или ее представитель по доверенности, если в доверенности оговорено такое полномочие (Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2021 N 88а-15469/2021).
Если административный иск и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям КАС РФ, судья оставит административный иск без движения. Об этом он вынесет определение (ч. 1 ст. 130 КАС РФ). Если в срок, установленный в определении, вы не устраните указанные судьей недостатки, вам вернут административный иск (п. 7 ч. 1 ст. 129, ч. 2 ст. 130 КАС РФ).
4.1. Как направить копию административного искового заявления административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле
Административные истцы, которые не обладают государственными или иными публичными полномочиями, могут самостоятельно направить административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и копии приложений к такому заявлению, которые у них отсутствуют. Если вы этого не сделали, приложите эти копии к административному исковому заявлению, которое подаете в суд в бумажном виде (количество копий должно соответствовать числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости должны быть также копии для прокурора), либо подайте административный иск и приложения к нему в электронной форме. Суд сам направит необходимые копии ответчику и заинтересованным лицам при подготовке административного дела к судебному разбирательству. Это следует из п. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126, п. 1 ч. 3 ст. 135 КАС РФ.
По общему правилу направить (передать) копии административного искового заявления и приложений к нему нужно таким способом, который позволит суду убедиться в том, что адресат их получил (ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Например, можно:
- направить их заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление с отметкой о вручении вы приложите к административному иску (ч. 7 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). Также рекомендуем составлять опись вложения, чтобы подтвердить, копии каких именно документов вы направляли. Письмо административному ответчику и иным лицам, участвующим в деле, рекомендуем направлять по их адресам, указанным в ЕГРЮЛ (в ЕГРИП, если получатель — ИП), а дополнительно — и по другим их адресам, о которых вам известно;
- вручить лично административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, либо их представителям, уполномоченным получать корреспонденцию. Для этого подготовьте копии документов в двух экземплярах. Один из них вы вручите адресату (его представителю), а на втором попросите его поставить отметку о получении. Экземпляр с этой отметкой вы приложите к административному иску.
По общему правилу полномочия представителя получателя должны быть подтверждены доверенностью (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
Полномочия также могут явствовать из обстановки (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Например, сдать копии документов вы можете в канцелярию или иное подразделение, отвечающее за прием входящей корреспонденции (как правило, органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют подобные подразделения). При получении от вас документов сотрудники канцелярии (иной аналогичной службы) проставляют на вашем экземпляре отметку установленного образца.
Если специализированного подразделения у получателя нет, вы можете вручить копии документов сотруднику получателя. Если доверенность на получение корреспонденции он вам представить не может, рекомендуем проследить, чтобы в отметке о получении на вашем экземпляре документов он указал свою должность, дату получения и входящий номер, а также проставил оттиск печати (штампа).
Если административное исковое заявление вы подаете в электронном виде, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов вы можете направить лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством его официального сайта (ч. 8 ст. 125 КАС РФ).
Административные истцы, которые обладают государственными или иными публичными полномочиями, обязаны самостоятельно направлять административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копию административного искового заявления, а также копии приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика и других участвующих в деле лиц. Направлять копии указанных заявления и документов необходимо таким способом, который позволит суду убедиться в том, что адресат их получил. В частности, направить их можно заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38, ч. 7 ст. 125 КАС РФ).
5. Как уплатить госпошлину
Для того чтобы правильно уплатить госпошлину, следуйте процедуре:
1) определите сумму госпошлины в соответствии с п. 1 ст. 333.19 и ст. 333.20 НК РФ. Например, для организаций госпошлина составит:
- 4 500 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить, в частности, за подачу административного иска об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, ненормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (пп. 6, 6.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
- 2 000 руб. Госпошлину в таком размере организация должна уплатить за подачу административного иска о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Для расчета госпошлины можно воспользоваться сервисом «Калькуляторы», ссылку на который вы найдете на главной странице СПС «КонсультантПлюс».
При уплате госпошлины вы можете воспользоваться льготами, предусмотренными законодательством о налогах и сборах (ч. 1 ст. 104 КАС РФ).
Если административных истцов больше одного, общая сумма госпошлины распределяется между ними и уплачивается ими в равных долях. Если среди таких истцов есть освобожденные от уплаты госпошлины, то размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству освобожденных от ее уплаты лиц. Оставшуюся часть уплачивают административные истцы, не освобожденные от уплаты, в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ);
2) уплатите госпошлину. Как правило, уплатить госпошлину нужно до подачи административного иска. Документ об уплате госпошлины вы должны приложить к административному иску (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 126 КАС РФ). По вашему ходатайству (с учетом вашего имущественного положения) вам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины. Также с учетом вашего имущественного положения может быть уменьшен размер госпошлины или вас могут освободить от ее уплаты (ч. 2 ст. 104 КАС РФ, п. 2 ст. 333.20, п. 1 ст. 333.41 НК РФ).
Реквизиты для уплаты госпошлины вы можете узнать в канцелярии суда, в который вы подаете административный иск, или на его сайте.
Госпошлину за вас может заплатить иное лицо.
6. В каком виде подать административный иск
Административный иск можно подать на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (ч. 2 ст. 45 КАС РФ).
В бумажном виде административный иск вы можете подать непосредственно в суд или отправить по почте. Направлять иск по почте рекомендуем почтовым отправлением с объявленной ценностью с описью вложения и уведомлением о вручении по адресу суда, который вы можете найти на его сайте. Так вы сможете подтвердить, какие именно документы вы отправляли и когда. Перед тем как вы будете подавать административный иск, рекомендуем изучить правила подачи документов на сайте конкретного суда.
В электронном виде административный иск и документы к нему можно подать, в частности (ч. 2.1 ст. 45 КАС РФ):
- через единый портал государственных и муниципальных услуг;
- через информационную систему ГАС «Правосудие». Подача документов осуществляется через личный кабинет пользователя, созданный в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС «Правосудие» (https://sudrf.ru/) (п. п. 1.4, 2.1.1 Порядка подачи электронных документов в суды общей юрисдикции, п. п. 1.4, 2.1.1 Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде).