Как правильно составить план внутреннего аудита

План внутреннего аудита: регламент работ, пример и чек-лист для составления

Как изменить статус внутренних аудитов из «необходимого зла» на
«лучшего помощника коллектива»? Как победить настороженное
отношение к службе СВА и желание отделаться от нее поверхностным отчетом
«на авось»? Начните с планирования. Оглашение плана работы службы
внутреннего аудита сигнализирует об открытости руководства и о том, что
главная цель аудиторов — оптимизировать работу и поощрить лучших, а не
обнаружить и наказать худших.

С чего начать планирование и на каком основании выбирать объекты для
аудиторской проверки — рассмотрим далее по пунктам:

Регламент внутреннего аудита

План работы службы внутреннего аудита

Оценка рисков при планировании внутреннего аудита

Пример плана проведения внутреннего аудита

Чек-лист для составления плана деятельности по внутреннему аудиту

Регламент внутреннего аудита

Основополагающие правила проведения внутреннего аудита приведены в
Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита
(МПСВА). Ориентируясь на них, службы внутреннего аудита разрабатывают
собственную документацию с учетом специфики компании.

Правила планирования и проведения внутреннего аудита регламентируются в
Положении о внутреннем аудите. Здесь отражают принципы, которыми
руководствуется в своей работе СВА:

  • проверки разделяют на плановые и внеплановые;
  • график плановых составляют с учетом анализа рисков и пожеланий руководства;
  • внеплановый аудит организуют по указу руководства в случае возникновения
    нештатных ситуаций.

Регламент внутреннего аудита

Пример регламента по внутреннему аудиту

План работы службы внутреннего аудита

Планирование внутреннего аудита разделяют на три группы.

план деятельности службы внутреннего аудита

  1. Долгосрочное планирование базируется на анализе рисков и ранжировании
    степени важности бизнес-процессов в компании. Проверку процессов большой
    важности или высокого риска планируют чаще процессов с несущественными
    рисками.
  2. Годовой план внутреннего аудита считают основным документом в работе СВА.
    Его составляют в соответствии с:
  • долгосрочным планом;
  • предписаниями законодательства;
  • трансформацией внешних факторов;
  • изменяющимися внутренними факторами;
  • проведенным пересмотром рисков;
  • картой гарантий.

Из этого следует, что годовой план может изменяться в случае появления новых
факторов. СВА компании должна следить за изменениями на внешнем рынке и
учитывать степень их важности или рискованности для работы компании. В случае
необходимости служба внутреннего аудита вносит оперативные изменения в план
проверок и согласует его с руководством.

Регламент внутреннего аудита

Пример графика проведения внутреннего аудита

  1. В оперативном плане проведения внутреннего аудита закладывают время на
    каждый этап проверки: предварительный анализ, проверка на местах,
    составление отчета, доклад о результатах начальству. В документально
    оформленном плане есть:
  • тема;
  • список задач для проверки;
  • сроки аудита;
  • перечень ответственных лиц.

план аудита СМК

Пример оформления плана внутреннего аудита

При составлении плана кроме степени важности и риска необходимо учитывать
объем выборки действий для проверки. Она влияет на точность полученных
результатов.

Оценка рисков при планировании внутреннего аудита

Руководство анализирует, какие события будут способствовать достижению целей
компании, а также связанный с ними риск. Такую деятельность называют
управлением риском.

Если система управления риском на предприятии хорошо отлажена и дает
положительный результат, то внутренние аудиторы используют ее как базу для
составления собственных таблиц по оценке рисков. Риск-ориентированный подход к
планированию внутреннего аудита зафиксирован в МПСВА.

Перечислим основные группы рисков, которые стараются найти и предотвратить в
процессе внутреннего аудита.

  1. Стратегические. Это риски, которые связаны с:
    • инвестициями;
    • изменениями в расстановке конкурентов;
    • изменениями в потребностях клиентов;
    • изменениями внутри отрасли или сферы интересов.
  2. Операционные. К ним относят:
    • финансовые операции;
    • кадровые изменения;
    • информационный контроль;
    • управление запасами и собственностью.
  3. Связанные с отчетностью:
    • утверждение новых законодательных актов;
    • необходимость осуществления нетипичных хозяйственных операций;
    • глубокое вовлечение руководителей в составление отчета
  4. Связанные с исполнением законов:
    • правовые ошибки в процессе деятельности компании и ее партнеров;
    • несоблюдение партнерам условий сделок;
    • последствия выполнения или невыполнения судебных решений.

Пример плана проведения внутреннего аудита

Рассмотрим планирование внутреннего аудита на примере ОАО «РЖД».

Для регламентации деятельности СВА в компании разработан стандарт
«Планирование деятельности и управление ресурсами службы внутреннего
аудита и контроля».

Служба внутреннего аудита здесь формирует годовой план по принципу
«3+9». Это подразумевает утверждение трехмесячного плана и
составление гибкого графика на следующие девять месяцев.

В план проведения внутреннего аудита входят следующие этапы.

  1. Корректировка модели внутреннего аудита (при необходимости).
  2. Ранжирование процессов по степени риска.
  3. Подсчет необходимых материальных и трудовых ресурсов.
  4. Определение объектов, которые внесут в план аудита.

В своей работе сотрудники СВА РЖД ориентируются на совет директоров и
президента компании, оценки рисков от менеджеров организации, а также на свои
экспертные оценки.

Чек-лист для составления плана деятельности по внутреннему аудиту

  • Следуйте регламенту международных стандартов и внутренних правил
    компании, касающихся работы СВА.
  • Согласовывайте работу со стратегическими планами компании.
  • Учитывайте результаты анализа управления рисками (если его проводят в
    компании).
  • Проводите собственную оценку рисков.

Составить качественный план аудита не так просто. Надеемся, что наши советы
помогут справиться с планированием аудиторских проверок.

Стремитесь получить фундаментальные знания и прикладные навыки проведения
аудита? Хотите стать профессиональным внутренним аудитором?
Регистрируйтесь на курсы нашей Академии!

Распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финаудит. Требование устанавливает статья 160.2-1 Бюджетного кодекса. По федеральным стандартам Минфина структурные подразделения Минфина, федеральные казенные учреждения, бюджетные организации-исполнители государственных контрактов, финансируемые из федерального бюджета, подлежат обязательному финаудиту. Рассмотрим, как проводить финансовый аудит в бюджете, с чего начать, и разберем условия, по которым он проходит. Особенности и требования к осуществлению финаудита определяются следующими нормативно-правовыми актами:

В 2022 году в стандарты ВФА внесли изменения. С 11 октября в стандарт «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» из приказа № 196н ввели определение финансового менеджмента и детально прописали направления работы аудиторской службы органа, казенного учреждения для повышения качества финансового менеджмента и подготовки предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств. В стандарте устранили пробел по аудиту бюджетных процедур, которые осуществляют в рамках полномочий главных администраторов и администраторов доходов бюджета.

Внесли поправки и в стандарт «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности» из приказа № 120н. В новой редакции стандарта ВФА установили, что подтверждение достоверности бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств осуществляется одновременно в отношении и индивидуальной, и консолидированной отчетности. Двусмысленность, вызванная прошлой редакцией стандарта, устранена. Новое правило распространяется и на администраторов, которые формируют только комплект бюджетной отчетности в рамках полномочий главного администратора, администратора доходов бюджета.

Кроме того, в приказе № 120н уточнили порядок формирования суждения аудиторов о достоверности отчетности главного администратора, который передал полномочия по ведению бюджетного учета. Для них суждение о достоверности отчетности не формируется и не отражается в заключении.

Ключевая роль внутреннего финансового аудита в бюджетном процессе главного распорядителя бюджетных средств — оценка надежности системы контроля организации, достоверности отчетности, экономности и эффективности расходования бюджетных средств. Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации. По результатам контроля разрабатываются рекомендации для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Перечень проверяющих лиц назначает руководитель учреждения. Допускается назначить ответственными за проведение финконтроля лиц из сторонних организаций.

Должностные лица, на которых возложена контрольная функция, несут ответственность за полноту и достоверность аудиторского заключения и качество разработанных рекомендаций.

По правилам финансовый аудит бюджетных учреждений проводится за 45 календарных дней.

Для проведения проверки составляется план контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю, индивидуальный для каждого подведомственного учреждения. Для аудиторской проверки необходимо указать:

План утверждается до начала календарного года. Включаются в программу аудиторского мероприятия при проведении внутреннего финансового аудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.

Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:

К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.

Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет:

  • цели, задачи и объекты внутреннего финансового контроля Администрации;
  • организацию внутреннего финансового контроля в Администрации;
  • критерии оценки состояния системы финансового контроля;
  • порядок оформления результатов внутреннего финансового контроля Администрации.

1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:

  • на установление соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций требованиям нормативных правовых актов и учетной политики Администрации;
  • установление полноты и достоверности отражения совершенных финансово-хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации;
  • предупреждение и пресечение финансовых нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • осуществление контроля за сохранностью муниципального имущества.

1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности;
  • обеспечение соблюдения законодательства РФ, нормативных правовых актов и иных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность Администрации.

1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры.

Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:

  • контроль за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
  • контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий;
  • контроль за соблюдением законности при использовании бюджетного финансирования, законности финансовых и хозяйственных операций, за наличием и движением имущества, обеспечением сохранности материальных и денежных средств;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных правовых актов РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд Администрации;
  • разработка мер по совершенствованию внутреннего финансового контроля за соблюдением финансовой дисциплины, по экономному расходованию, обеспечению сохранности муниципальных средств и имущества, по организации учета и отчетности, использованию внутрихозяйственных резервов.

1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:

  • плановые документы (сметы и иные плановые, прогнозные документы);
  • договоры (контракты) на приобретение товаров (работ, услуг);
  • постановления (распоряжения) Администрации;
  • первичные учетные документы и регистры учета;
  • хозяйственные операции, отраженные в учете Администрации;
  • бюджетная (финансовая), налоговая, статистическая и иная отчетность Администрации;
  • иные объекты по распоряжению главы Администрации.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля.

Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации.

2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:

  • должностные лица Администрации;
  • отдел внутреннего финансового контроля Администрации.

2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:

  • предварительный контроль — мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение ошибок и (или) незаконных действий должностных лиц Администрации до совершения факта хозяйственной жизни Администрации;
  • текущий контроль — мероприятия, направленные на проведение повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджетной сметы, ведения бюджетного учета, мониторинга расходования целевых средств по назначению, оценки эффективности и результативности их расходования;
  • последующий контроль — мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц Администрации после совершения факта хозяйственной жизни.

Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации.

К мероприятиям предварительного контроля относятся:

  • проверка документов Администрации до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • контроль за принятием обязательств Администрации в пределах смет;
  • проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);
  • проверка проектов постановлений (распоряжений) Администрации;
  • проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.

Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности.

К мероприятиям текущего контроля относятся:

  • проверка расходных денежных документов (расчетно-платежных ведомостей, заявок на кассовый расход, счетов и т.п.) до их оплаты. Фактом прохождения контроля является разрешение принять документы к оплате;
  • проверка полноты оприходования наличных денежных средств, полученных в банке;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка данных аналитического учета с данными синтетического учета.

Последующий контроль в Администрации осуществляется:

  • должностными лицами Администрации в соответствии с их должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • отделом внутреннего финансового контроля Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:

  • проверка первичных документов Администрации после совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота;
  • анализ полноты исполнения показателей бюджетных смет Администрации;
  • проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности Администрации.

К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:

  • проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности Администрации;
  • проверка результатов инвентаризации имущества и обязательств Администрации.

2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки.

Периодичность проведения проверок:

  • плановые проверки — в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля;
  • внеплановые проверки — по мере необходимости при поступлении информации о возможных нарушениях.

2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля.

Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации.

3. Оценка состояния системы финансового контроля

3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации.

3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации.

В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию.

4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации

4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля.

4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:

  • в журнале внутреннего финансового контроля;
  • отчетах о результатах внутреннего финансового контроля.

4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации.

4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:

  • описание принятых и (или) предлагаемых мер по устранению нарушений и (или) недостатков, причин их возникновения в отчетном периоде;
  • сведения о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний финансовый контроль;
  • сведения о ходе реализации мер по устранению нарушений и недостатков, причин их возникновения, а также о ходе реализации материалов, направленных в структурное подразделение, ответственное за внутренний финансовый контроль, правоохранительные органы.

А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.

Как провести внутренний аудит на предприятии

Внутренний аудит – это возникающая непосредственно на предприятии система контроля за происходящими на нем процессами. О том, зачем такая система создается, на чем базируется и как функционирует, читайте в нашей статье.

Как провести внутренний аудит на предприятии

Иллюстрация: freepik/freepik

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия.

Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.

Цель внедрения внутреннего аудита – эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства.

При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов.

Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;

  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;

  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);

  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;

  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ).

Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;

  • анализ полученных данных;

  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);

  • разработанных Минфином (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;

  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.

  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.

  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.

  • Все действия, результаты и выводы документируются.

  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказа Минфина от 09.01.2019 № 2н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы.

К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина № ПЗ-11/2013).

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;

  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;

  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;

  • применяемых процедур;

  • видов оформляемых документов;

  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

  1. Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.

  2. Основного – во время него и осуществляется контроль.

  3. Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;

  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;

  • результаты ответов на эти вопросы;

  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи.

Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;

  • видов выполняемого на нем аудита;

  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;

  • ревизора или ревизионную комиссию;

  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;

  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;

  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;

  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом.

На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов.

На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности.

Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие.

Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Внутренний аудит — это возникающая непосредственно на предприятии система контроля за происходящими на нем процессами. О том, зачем такая система создается, на чем базируется и как функционирует, читайте в нашей статье.

Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды

Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса. 

Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).

Задачи внутреннего аудита:

  • отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
  • выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
  • предупреждение возможных рисков.

Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.

Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:

  • организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
  • соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
  • ведения бухучета и составления отчетности.

Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.

Функции и принципы внутреннего аудита

Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:

  • информирование и консультирование работников предприятия;
  • анализ полученных данных;
  • разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.

Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:

  • законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
  • разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
  • созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.

В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.

Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:

  • Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
  • Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
  • Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
  • Все действия, результаты и выводы документируются.
  • По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.

Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.

Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации

Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Образец приказа о проведении внутреннего аудита вы можете скачать в КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Методологические документы должны содержать описание:

  • целей, задач и объектов контроля;
  • функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
  • структуры службы и распределения обязанностей в ней;
  • применяемых процедур;
  • видов оформляемых документов;
  • критериев оценки результативности работы службы.

Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:

  1. Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки.

    Образец плана внутреннего аудита организации скачайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

  2. Основного — во время него и осуществляется контроль.
  3. Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.

Составить заключение по результатам проведения внутреннего аудита вам поможет образец, который можно скачать в КонсультантПлюс, бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:

  • предмет и метод проверки;
  • вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
  • результаты ответов на эти вопросы;
  • комментарии проверяющих.

Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.

Образец разработанного порядка хранения документов по внутреннему аудиту смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.

Примеры вариантов службы внутреннего аудита

Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:

  • от масштаба предприятия;
  • видов выполняемого на нем аудита;
  • требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.

Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.

Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:

  • управляющие предприятием органы;
  • ревизора или ревизионную комиссию;
  • главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
  • внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
  • специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
  • иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.

То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).

Итоги

Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.

Что нужно знать о внутреннем аудите каждому бизнесмену

Проверки стоит проводить не для галочки, а для совершенствования рабочих процессов.

Что нужно знать о внутреннем аудите каждому бизнесмену

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое внутренний аудит

Для начала стоит разобраться, что подразумевается под этим словом. В узком смысле, который утверждён законодательно, — это инспекция бухгалтерской отчётности на достоверность. Любой аудит может быть внешним с привлечением сторонних проверяющих или внутренним — с помощью собственных ресурсов.

Внутреннюю проверку бухгалтерских документов обязана делать любая организация, ведущая бухгалтерский учёт. То есть аудит должны проводить все бизнесмены, кроме индивидуальных предпринимателей.

На практике процедура вроде обязательна, но не очень: чёткий регламент проведения отсутствует, а ответственности за уклонение нет. Так что многие устраивают «потёмкинский аудит»: прописывают всё в документах, но фактически ничего не проверяют (и зря, но об этом позднее).

Есть несколько категорий организаций, которым аудит предписано проводить по всем правилам и отчитываться перед государством. Но инспекция уже не совсем внутренняя: её могут проводить только аудиторские компании или индивидуальные аудиторы, включённые в реестр Минфина. Такая процедура обязательна для госкорпораций, инвестиционных фондов, акционерных обществ, банков и микрофинансовых организаций, а ещё фирм с доходом от 800 миллионов в год или с активами бухгалтерского баланса свыше 400 миллионов на конец года. Полный список обширен (его можно посмотреть в подборке «КонсультантПлюса»), но к подавляющей части бизнесменов не относится.

Так что мы остановимся на аудите, который предписан большинству компаний.

Зачем нужен внутренний аудит

Здесь самое время вспомнить, что у аудита есть более широкое значение.

Речь идёт не только о проверке финансовой отчётности, но и об инспекции деятельности вашей организации в целом. Цифрам, конечно, необходимо уделить основное и приоритетное внимание. Но если есть возможность копнуть глубже, погрузиться в процессы, то лучше это сделать.

Результаты такого аудита нужны не для предъявления проверяющим органам. Инспекции необходимы прежде всего руководителям бизнеса, чтобы достигнуть нескольких целей:

  • Проверить достоверность отчётности и увидеть, как на самом деле обстоят дела с финансами. Конечно, если работа ведётся ответственно, вы и так в курсе, что происходит. Но от ошибок никто не застрахован. Аудит позволит убедиться, что с документами всё в порядке.
  • Определить, насколько эффективно работает компания и её подразделения.
  • Выявить и оценить риски, с которыми организация сталкивается во время работы.
  • Подготовиться к общению с инвестором или кредитором. Заключения аудита красноречиво продемонстрируют, как идут дела в фирме.
  • Найти статьи для экономии.

Что стоит проверить во время внутреннего аудита

Ограничений нет, но обратите внимание на эти пункты:

  • Финансовая отчётность. Мы уже обсудили важность проверки бухгалтерских документов, здесь всё ясно.
  • Налоги. Что и когда платится, вовремя ли бумаги передаются в ФНС, нет ли недостач, оптимально ли выбран налоговый режим и так далее.
  • Соответствие законам и нормативным актам. Все ли процессы отлажены с точки зрения законодательств и не найдут ли инспекторы, если придут, нарушений. Причём вспомнить стоит обо всех проверяющих — пожарных, экологах и так далее.
  • Информационная безопасность. Как хранятся документы и данные, обучены ли сотрудники не подвергаться атакам злоумышленников.

Как организовать внутренний аудит

Есть несколько основных этапов.

Определить, кто будет проводить аудит

Главное условие здесь — независимость. Скажем, просить бухгалтера проверить финансовые отчёты по очевидным причинам странно. Он же сам их составлял. Нужен кто‑то с независимым взглядом. Но при этом важно, чтобы человек разбирался в вопросе, который будет инспектировать.

Внутренним аудитом могут заниматься сотрудники предприятия, отдельное подразделение, если оно есть, или сам руководитель. Можно также привлечь подрядчика.

Издать приказ руководителя

В бумаге стоит указать даты проверки, указать, кто её проводит и на каких условиях.

Определиться, чего вы хотите от инспекции

Перед внутренним аудитом нужно составить документы. В них фиксируется, зачем проводится проверка, то есть каких целей вы хотите достигнуть. Также стоит прописать, кто чем будет заниматься, как и что будут проверять аудиторы, как они должны представить свои выводы. Не забудьте указать, по каким критериям будет оцениваться эффективность работы проверяющих. Это особенно важно, если привлечён подрядчик и с ним надо расплачиваться.

Приступить к проверке

Ответственные лица проверяют документы, беседуют с сотрудниками, делают всё то, что от них требуется.

Составить отчёт об аудите

Если говорить об аудиторском заключении по результатам проверки бухгалтерских документов, оформленном по всем правилам, в нём должны быть:

  • наименование «Аудиторское заключение»;
  • указание заказчика — кому будет предоставлен отчёт;
  • реквизиты проверяемой компании;
  • сведения о проверяющем;
  • перечень документов, которые были проверены;
  • данные о работе, которую проделали аудиторы;
  • информация о выявленных нарушениях;
  • дата составления заключения.

В целом можно руководствоваться этим планом. Или оформить его по‑другому, если это документ исключительно для внутреннего пользования.

Изучить отчёт и решить, что делать дальше

Если аудит проводится не для галочки, полученную информацию надо проанализировать и понять, как быть. Например, привести документы в соответствие с законами или перестроить процессы в неэффективном подразделении.

Однако важно не рубить сплеча. Надо не только изучить отчёт, но и понять, как и почему могли появиться описанные в нём ошибки. Стоит также учитывать, что иногда проверяющие слишком стараются найти недочёты и в результате обнаруживают проблемы там, где их нет. В общем, не спешите карать и миловать не разобравшись.

Как часто нужно проводить внутренний аудит

Сроки устанавливаются руководителем компании. На деле необходимо исходить из специфики фирмы и её потребностей. Например, если организация маленькая и документов немного, а для проверки надо оторвать часть сотрудников от их непосредственной работы, вряд ли нужно проводить аудит часто. Ну а если это огромная фирма, возможно, стоит делать инспекции несколько раз в год.

Читайте также 📑🧮

  • Как составить бизнес-план, который поможет прийти к успеху
  • Стоит ли вести бизнес с друзьями и чем это может обернуться
  • 10 бизнес-советов от самых богатых людей мира
  • Кто такой ментор и чем он может помочь вашему бизнесу
  • Хочу открыть своё дело. Как понять, будет ли бизнес успешным? Объясняем на тортиках

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как подрядчику найти строительный объект
  • Без доступа к интернету как исправить на ноутбуке через кабель
  • Как исправит вагину
  • Как найти погрешность измерения онлайн
  • Как найти машину в ets 2

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии