Как правильно составить обоснование для

Какой оптимальный размер ТЭО проекта?

Из каких разделов должно состоять ТЭО?

Что должна содержать описательная часть ТЭО?

Насколько детально нужно производить экономические расчеты для ТЭО?

Есть ли универсальные методики расчета ТЭО, позволяющие сэкономить время на подготовку следующих за первоначально разработанным ТЭО?

Любому руководителю финансово-экономической службы хотя бы однажды приходилось разрабатывать технико-экономическое обоснование (далее — ТЭО) разного рода проектов. И у многих из них в ходе разработки возникали вопросы:

  • какой оптимальный размер ТЭО проекта?
  • из каких разделов должно состоять ТЭО?
  • что должна содержать описательная часть ТЭО?
  • насколько детальными должны быть экономические расчеты для ТЭО?
  • есть ли универсальные методики расчета ТЭО, позволяющие сэкономить время на подготовку следующих за первоначально разработанным ТЭО?

Автор поделится с читателями собственным опытом разработки ТЭО проекта для создания нового предприятия в составе группы компаний.

Предназначение ТЭО и его отличия от других экономических планов и прогнозов

Прежде чем рассматривать непосредственно разработку и методику формирования ТЭО, кратко остановимся на предназначении ТЭО в практике бизнеса и его главных отличиях от других видов экономических планов и прогнозов.

ТЭО предназначено в первую очередь для подтверждения целесообразности реализации отдельного проекта компании и его окупаемости. Этот документ финансово-экономическая служба может готовить как для внутренних пользователей (проект по запуску нового вида бизнеса, инвестиции по расширению существующего бизнеса, модернизация производственного оборудования и т. д.), так и для внешних (получение кредита в банке, оформление лизинга основных средств, привлечение внешних инвесторов в развитие компании, заявка на получение гранта и т. п.).

По своей сути ТЭО является, конечно, разновидностью экономического прогноза на будущие периоды и стоит в одном ряду с такими документами, как:

  • бизнес-план;
  • бюджет доходов и расходов;
  • прогноз финансового результата проекта;
  • инвестиционный план.

В то же время ТЭО имеет несомненные отличия от этих расчетов:

  • в сравнении с бизнес-планом ТЭО менее подробно и не требует углубленной детализации экономических расчетов;
  • если бюджет расходов и доходов оперирует только количественно-суммовыми показателями результатов деятельности компании, то в ТЭО, наоборот, финансовый план результатов деятельности является лишь одним из нескольких разделов;
  • прогноз финансового результата основывается только на суммовых показателях и содержит только вероятностный конечный итог размера прибыли предприятия, в ТЭО же требуется подтвердить степень вероятности успешной реализации проекта;
  • инвестиционный план требует не только определенных расчетов, но и составления прогноза денежных потоков для подтверждения возможности компании вернуть привлеченные инвестиции. В ТЭО же вопрос денежных потоков становится важным только в случае, когда оно формируется в рамках оформления кредитов или приобретения основных средств на условиях лизинга.

В целом от ТЭО требуется, чтобы на его основании получатели документа могли принять взвешенное управленческое решение о целесообразности запуска предлагаемого проекта с учетом технических, финансовых, организационных и технологических ресурсов, выделяемых на проект. Поэтому ТЭО, на наш взгляд, следует все-таки признать упрощенной разновидностью бизнес-плана.

Структура качественного ТЭО

Поскольку цель любого ТЭО — обоснование целесообразности реализации предлагаемого проекта и подтверждение его экономической выгодности, то в структуру качественного ТЭО должны входить как минимум следующие разделы:

1. Цель ТЭО проекта.

2. Анализ объемов реализации продукции/услуг проекта.

3. Описание проекта (участники, активы, использование доходов, порядок распределения прибыли и т. д.).

4. Сбытовая политика.

5. Описание хозяйственной деятельности в рамках проекта (бизнес-процессы и ответственные за их функционирование, технологическая цепочка, модель управления проектом и т. п.).

6. Источники финансирования проекта.

7. Финансовый план результатов проекта.

Для наглядности рассмотрим последовательность разработки ТЭО на примере проекта по созданию нового предприятия: два предприятия — ООО «ОПТторг» и ООО «Волга» — учреждают новое предприятие — ООО «Волгаторг».

Цель проекта — запуск производства продукции на овощехранилище, которое принадлежит первому участнику, и реализация овощной продукции через розничную сеть магазинов, принадлежащих второму участнику.

Чтобы новое предприятие имело собственные оборотные средства и не прибегало к поиску внешнего финансирования, участники договорились, что сделают вклады в создаваемое предприятие в виде пяти розничных магазинов, на прибыль от работы которых будет финансироваться производственная деятельность ООО «Волгаторг».

А чтобы собственники предприятий-участников смогли убедиться в том, что проект выгодный, и нужно составить ТЭО.

Формируем ТЭО на основе указанных выше разделов.

1. Цель ТЭО.

Здесь поясняем, что цель данного ТЭО — дать краткую характеристику участников нового предприятия, спрогнозировать хозяйственную деятельность предприятия на перспективу ближайших трех лет, а также обосновать рентабельность и выгодность реализации проекта для каждого из его участников.

Также в этом разделе целесообразно перечислить задачи, которые должно решить ТЭО. В нашем примере это:

  • определить конкретные направления деятельности предприятия;
  • сформулировать долгосрочные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;
  • определить состав мероприятий по анализу рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.д.;
  • определить источники финансирования нового предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей.

После перечисления задач ТЭО можно переходить к составлению следующего его раздела.

2. Анализ рынка сбыта.

Во втором разделе необходимо указать, через какие каналы сбыта будет реализована продукция/услуги проекта и обосновать планируемые объемы реализации.

В нашем случае у нового предприятия два основных направления сбыта:

  • закупка и перепродажа товаров через пять розничных магазинов;
  • производство овощной продукции и ее реализация через розничную сеть «Волга», а также оказание услуг по фасовке овощной продукции для этой сети.

Чтобы составить прогноз розничных продаж, возьмем фактический среднемесячный оборот каждого магазина в отчетном 2019 г. (если, например, составляем ТЭО в октябре 2019 г., то за основу используем факт девяти месяцев) и спроецируем его на план 2020 г. Затем согласно динамике роста продаж в каждом конкретном магазине за последние несколько прошедших лет прогнозируем объемы продаж в 2021 и 2022 гг.

По производству овощной продукции планы на 2020–2022 гг. формируем на основе расчета потребностей в овощной продукции от розничной сети «Волга»

Прогноз реализации продукции и товаров нового предприятия в перспективе трех ближайших лет для ТЭО представлен в табл. 1.

3. Описание хозяйственной деятельности в рамках проекта.

Третий раздел содержит краткие пояснения о сути планируемой в рамках проекта деятельности его участников.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 9, 2019.

Любая закупка, проведенная заказчиком по 44-ФЗ, должна быть обоснованной в соответствии с законодательством. В противном случае контролирующие органы привлекут ответственных лиц к административной ответственности.

Вот перечень признаков того, что госзакупка обоснована:

  • соответствие правилам нормирования. Нормирование определено в ст. 19 44-ФЗ;
  • соответствие правилам формирования НМЦК. Порядок формирования и обоснования НМЦК изложен в ст. 22 44-ФЗ.

Несмотря на то что план закупок остался в далеком прошлом и план-график претерпел существенные изменения за последнее время, заказчику все равно приходится обосновывать проведение всех процедур на каждом этапе финансово-экономической деятельности.

Обоснование на этапе планирования

Одним из принципов контрактной системы является планирование.

Но до размещения плана-графика бюджетное учреждение размещает план финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План ФХД является ключевым документом экономического планирования для автономных и бюджетных учреждений. Без утвержденного ПФХД деятельность организации бюджетной сферы недопустима.

На основании плана ФХД организация планирует и свою закупочную деятельность на ближайший период. Главный распорядитель утверждает бюджет на очередной и плановый периоды, а распорядитель доводит финансирование до подведомственных бюджетных учреждений. Заказчики-бюджетники формируют план-график на основании плана ФХД.

Подробнее:

  • как связаны план-график по 44-ФЗ и план ФХД;
  • заполняем план-график госзакупок;
  • как заказчику принять лимиты бюджетных обязательств.

На основании заявок, служебных записок и т.д. выясняется потребность организации в тех или иных товарах, работах и услугах. Ответственными лицами организации, обычно это специалисты планово-экономического отдела, принимается решение в обоснованности потребностей на основании этих документов и показателей предыдущих годов. Есть ситуации, когда экономический отдел отказывает в приобретении чего-нибудь либо «режет заявку».

Вот пример, как обосновать необходимость обучения для сотрудников:

Пожарная безопасность

Обоснование при расчете НМЦК

После выяснения потребностей организации необходимо рассчитать затраты на приобретение товаров, работ, услуг, т.е. рассчитать НМЦК каждой закупки. Ключевые способы обоснования НМЦК перечислены и описаны в ст. 22 44-ФЗ:

  • анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Вот пример, как написать обоснование закупки по 44-ФЗ при применении затратного метода обоснования НМЦК.

Пример применения затратного метода обоснования НМЦК

Обоснование в плане-графике

После предыдущих этапов заказчик переходит к формированию плана-графика. Теперь это единственный документ планирования, который необходимо формировать в ЕИС. План-график утверждается в течение 10 рабочих дней после (ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279) доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика.

За нарушение сроков размещения плана-графика предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностного лица — 50 000 руб., для юридического — 500 000 руб.

При определенных обстоятельствах необходимо вносить изменения в план-график, эти действия требуют обоснования. Вот что писать в обосновании при изменении плана закупки по 44-ФЗ:

  • изменения были внесены в требования к товарам, работам, услугам (в т.ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
  • изменения внесли в связи с уменьшением или увеличением доведенных до заказчика объема денежных обязательств;
  • изменения произошли в показателях планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП;
  • внесение корректировок в решения или соглашения о предоставлении субсидий;
  • реализация решения, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
  • отражение экономии, которая возникла в процессе определения поставщика;
  • уточнение сведений о предмете торгов;
  • исполнение предписания контрольных органов;
  • признание конкурентной процедуры несостоявшейся.

Обоснование дополнительных технических характеристик

После публикации плана-графика публикуем извещения о проведении процедур. Одним из важных документов, прилагаемых к извещению, является описание объекта закупки. При описании объекта госзакупки заказчики обязаны руководствоваться правилами применения КТРУ.

В случае указания характеристик, которые не указаны в КТРУ, обязательно обоснование указания этих параметров. Вот пример:

Обоснование дополнительных характеристик

А вот готовый пример, как обосновать закупку сувениров с дополнительными характеристиками от комитета госзаказа Тверской области (извещение № 0136500001122004970, 0136500001122004969, 0136500001122004968):

Как обосновать закупку сувениров

А описание объекта госзакупки администрации города Ноябрьска содержит пример обоснования для закупки мобильных с определенными техническими характеристиками (извещения № 0190300003722000732, 0329200062222006224).

Пример обоснования закупки смартфонов с дополнительными характеристиками

Обоснование разделения закупки

Согласно Письму ФАС № ИА/100041/19 от 14.11.2019 и разъяснениям Минфина № 24-01-07/54275 от 08.06.2022 Закон о контрактной системе не накладывает ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Есть ограничения в отношении закупок у ед. поставщика по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93, содержащие максимальный размер цены заключаемого контракта.

Это письмо часто используют в качестве примера обоснования по разделению закупки на две части без нарушений.

Ограничения и запреты на осуществление заказчиками госзакупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не установлены.

Основной принцип, который главное соблюсти, — это принцип обеспечения конкуренции. В подобных процедурах принцип обеспечения конкуренции реализуется посредством установления в законе № 44-ФЗ требований к максимальной допустимой цене контракта, к максимальной стоимостной доле таких госзакупок от совокупного годового объема закупок заказчика, к их максимальному стоимостному объему в абсолютном выражении.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Обоснование закупки у единственного поставщика

  • On 05.10.2017
  • 0 Comments
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Конкурс, Электронный аукцион

Содержание

  • Когда обоснование не понадобится
  • Что следует включить в обоснование
  • Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования
  • Когда нужно составить и разместить отчет

В ряде случаев заказчик имеет право приобрести товар, работу или услугу у единственного поставщика, минуя конкурентную процедуру. Такую закупку необходимо обосновать, а также включить в контракт расчет стоимости. Подробнее об этом обосновании — в сегодняшней статье.

Когда обоснование не понадобится

Части 3 и 4 статьи 93 закона 44-ФЗ требуют, чтобы к контракту с единственным поставщиком прилагался отчет с обоснованием закупки. Но в ряде случаев он не понадобится. Если конкретно, то не нужно составлять отчет при закупке:

  • услуг по ликвидации стихийных бедствий, аварий, в том числе услуг экстренной врачебной помощи;
  • услуг по управлению многоквартирным домом;
  • ремонтных работ и услуг по содержанию нежилых помещений;
  • объектов культурного наследия, литературы или искусства;
  • услуг по организации концертов, театральных спектаклей;
  • прочих объектов, полный перечень которых дан в статьи 93 закона 44-ФЗ.

Что следует включить в обоснование

Закон устанавливает необходимость наличия обоснования закупки у единственного поставщика, однако не содержит четких требований к нему. Тем не менее специалисты рекомендуют отразить в нем следующие положения:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • цель, для осуществления которой производится закупка;
  • описание объекта и его цена;
  • условия заключения контракта;
  • плюсы конкретного поставщика;
  • обстоятельства, которые делают невозможным проведение конкурентной процедуры;
  • вывод о том, что закупку целесообразно провести у указанного поставщика.

В качестве приложения целесообразно добавить расчет, который подтвердит, что проведение конкурентной закупки не даст заказчику возможности сэкономить.

Причины неконкурентной закупки, которые подойдут в качестве обоснования

Основная задача заказчика — доказать, что заключение контракта с единственным поставщиком было лучшим или единственно возможным вариантом осуществить закупку. Причины у такой закупки могут быть следующие:

  1. Объект потребовался срочно. Конкурентная процедура требует времени на подготовку, а при срочной закупке его нет. В обосновании следует объяснить, почему заказчик не имел времени на проведение аукциона, конкурса или иной процедуры.
  2. На рынке нет конкурентов. Иногда объект закупки предлагается к продаже компанией-монополистом. Например, программное обеспечение может реализоваться через единственного дистрибьютора в указанном регионе. Привлекать поставщиков из других субъектов РФ может быть невыгодно с экономической точки зрения либо из-за сроков закупки.
  3. Отсутствие выгоды. Например, в регионе есть 1-2 поставщика нужного товара или услуги, которые держат примерно одинаковую цену и не намерены ее снижать. Проводить конкурентную закупку в такой ситуации бессмысленно, а привлекать поставщиков из соседних регионов не всегда экономически оправдано.
  4. Поставщик не заинтересован в сделке с заказчиком. Это может быть, например, из-за малого объема закупаемых товаров или по другим причинам. Чтобы подтвердить отсутствие интереса у поставщика, можно приложить к обоснованию переписку с ним.
  5. Скидки, распродажи. Товар, который необходим заказчику, конкретный поставщик предлагает по цене ниже рыночной. Предложение действует ограниченное время, поэтому если будет проведена конкурентная процедура, есть риск его упустить.

Когда нужно составить и разместить отчет

Закон 44-ФЗ не устанавливает определенных сроков для составления отчета о закупке у единственного поставщика. Вместе с тем часть 3 статьи 93 закона гласит, что обоснование закупки в отчете необходимо для заключения контракта.

Поэтому отчет, включающий обоснование заключения контракта с единственным поставщиком, нужно опубликовать в ЕИС после размещения закупки в плане-графике, но до подписания контракта.

Подготовленный отчет нужно опубликовать в системе через личный кабинет заказчика. Авторизуйтесь на сайте zakupki.gov.ru, выберите в пункте меню «Отчеты заказчика», а далее перейдите к блоку «Отчеты». Тип документа, который вам необходим — «Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Система предложит заполнить несколько полей. После этого следует подписать отчет электронной подписью и опубликовать.

Скачайте Образец отчета!

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Отчет обоснование закупки у единственного поставщика

Для проведения государственных или муниципальных закупок требуется обоснование цены договора, контракта. Цену рассчитывают одним из методов, указанных в 44-ФЗ.

Методы обоснования НМЦК: как выбрать правильный

Заказчики проводят госзакупки по определенной цене — начально максимальной цене контракта (НМЦК). Цену определяют заранее: еще до проведения заказа, на этапе планирования торгов. Заказчики ежегодно составляют план-график и включают в него все планируемые закупки на очередной финансовый год (ст. 16 44-ФЗ).

По правилам, расчет начальной цены называют обоснованием НМЦК. Заказчик определяет, какую сумму он сможет потратить на торги. Основные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ перечислены в статье 22 Федеральной контрактной системы. Стоимость закупки рассчитывают методом анализа рынка, проектно-сметным, тарифным, нормативным или затратным методом.

Выбор способа расчета напрямую зависит от предмета заказа. Если заказчик выберет неправильный метод, ему грозят жалобы от потенциальных поставщиков и штрафы от контролеров.

Начальную (максимальную) цену указывают и в плане-графике, и в извещении и документах заказа, и в предложении принять участие в закрытой процедуре (п. 9 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Если заказчик заключает контракт с единственным поставщиком, он рассчитывает не НМЦК, а цену контракта с едпоставщиком. Но НМЦК и цена контракта с единственным поставщиком определяются по одним и тем же правилам из ч. 1 ст. 22 44-ФЗ.

В таблице обоснования цены контракта по 44-ФЗ разобрали основные методы расчета.

Название метода

Применение

Норматив

Анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен)

Применяют, когда необходимо сравнить цены на идентичные товары, работы и услуги и вывести актуальную НМЦК

Ч. 2-6 ст. 22 44-ФЗ

Нормативный

Применяют, если вышестоящая организация установила для заказчика предельные цены

Ч. 7 ст. 22 44-ФЗ

Тарифный

Используют для регулируемых объектов — если для предмета заказа установлены определенные тарифы

Ч. 8 ст. 22 44-ФЗ

Проектно-сметный

Рассчитывают цены для строительных контрактов: если объект закупки — строительство, реконструкция, ремонт, то для него составляется проект и сметная документация

Ч. 9, 9.1, 9.2 ст. 22 44-ФЗ

Затратный

Используют, если не подходят другие способы расчета, но надо обосновать, почему другие методы не применяются

Ч. 10-12 ст. 22 44-ФЗ

Приоритетным способом расчета начальной цены является анализ рынка. Заказчики используют его для определения НМЦК для большинства закупок. Но выбор способа расчета всегда определяется спецификой закупки и обязательно подтверждается документами. Форма и порядок обоснования НМЦК закреплены в Приказе Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013, в специальных методических рекомендациях.

Форма обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Этот вид обоснования начальной максимальной цены (44-ФЗ) используют, если нет оснований для расчета НМЦК другими способами (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Общий порядок обоснования методом анализа рынка:

  1. Определяем товары, работы и услуги, которые идентичны предмету заказа. Если идентичных товаров нет, находим однородные — те, которыми заменяют товар.
  2. Узнаем информацию о ценах из любых доступных источников. Заказчики используют для расчета ценовые предложения и прайсы от поставщиков, сведения с официальных сайтов и других открытых источников, данные из исполненных аналогичных контрактов, опубликованных в реестре контрактов Единой информационной системы. Кроме того, у покупателя есть возможность разместить запрос цен в ЕИС.
  3. Выявляем однородность полученных цен.
  4. Рассчитываем НМЦК по специальной формуле.

Информацию о стоимости товаров, работ и услуг необходимо привести в соответствие с условиями заказа — скорректировать с учетом срока исполнения контракта, количественных характеристик, места поставки, системы налогообложения. К расчетам применяются специальные коэффициенты и индексы для пересчета ценовых показателей. Если разместили в ЕИС запрос ценовых сведений, корректировать условия не требуется. Но только если ценовая информация получена в пределах полугода до даты обоснования НМЦ (п. 3.22 Методических рекомендаций № 567).

Однородность определяют, используя коэффициент вариации (п. 3.20 Методических рекомендаций № 567):

формула расчета НМЦК

Для расчета НМЦ по формуле понадобятся минимум 3 ценовых предложения от потенциальных поставщиков (п. 3.21 Методических рекомендаций).

расчет НМЦК

Актуальный пример обоснования НМЦ анализом рынка.

пример определения начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ

Обоснование НМЦК тарифным методом

Тарифный метод применяют, если стоимость предмета заказа регулируется государством или местными властями. Обычно такой способ используют при закупке коммунальных услуг:

  • водоснабжение и водоотведение (ч. 2, 5, 6, 8, 9 ст. 31 416-ФЗ от 07.12.2011);
  • электроснабжение (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • общедоступная электросвязь, почтовая связь (перечень из ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

НМЦ рассчитывают так: умножают тариф за единицу товара, работы, услуги на их количество (п. 5.2 Методических рекомендаций № 567). Сведения о региональных тарифах публикует Федеральная антимонопольная служба.

Обоснование НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметным способом обязательно обосновывают НМЦК на закупки работ:

  • по строительству, реконструкции, сносу, капитальному ремонту объекта капстроительства (их проводят по проектной документации);
  • по сохранению памятников истории, культурного наследия (исключением являются научно-методическое руководство, технадзор за такими работами).

Минстрой настаивает, что проектно-сметный способ надо использовать и для обоснования НМЦК на заказ работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации. А если в федеральном реестре сметных нормативов нет нужного показателя, для расчета НМЦ применяются иные способы.

Заказчик вправе, но не обязан обосновывать проектно-сметным методом начальную цену контракта на текущий ремонт (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ).

Порядок обоснования НМЦ проектно-сметным способом:

  1. Определяем сметную стоимость строительных работ (ст. 8.3 ГрК РФ).
  2. Используем прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительства при составлении сметы (письмо Минстроя № 8587-СМ/09 от 02.03.2018).
  3. Расчет проводим с учетом правил Минстроя из Приказа № 841/пр от 23.12.2019. Учитываем разъяснения Минстроя и ФАУ «Главгосэкспертизы России».

В Приказе № 841/пр разъясняется, нужна или нет дата обоснования НМЦК в смете: точную дату ставить не обязательно, но надо указать период составления проектно-сметной документации. Это необходимо для перерасчета сметы по прогнозным индексам изменения сметной стоимости с учетом повышения цен на стройматериалы.

Пример обоснования НМЦК

Обоснование НМЦК нормативным методом

Рассчитывайте цену нормативным способом, если вышестоящий орган установил предельные цены на товары, работы и услуги. Предельную стоимость указывают в требованиях к отдельным видам ТРУ: посмотрите их в Единой информационной системе, в разделе планирования и подразделе «Правила нормирования в сфере закупок (44-ФЗ)».

НМЦ определяют так: необходимое количество товара умножают на предельную стоимость (п. 4.2 Методических рекомендаций № 567). Вместе с нормативным применяют и метод сопоставимых рыночных цен. Рассчитайте цену двумя способами, и если НМЦ по анализу рынка меньше нормативного показателя, используйте ее в закупках (п. 4.4 Методических рекомендаций, письма Минфина № 24-01-08/34018 от 27.04.2020, № 24-01-08/36522 от 06.05.2020).

Обоснование НМЦК затратным методом

Используйте затратный способ, если никакие другие методы обоснования НМЦ не подходят. Обычно такой расчет применяют для закупки товаров, работ, услуг с индивидуальными характеристиками или при отсутствии необходимого количества поставщиков.

Для расчета начальной цены надо сложить прямые и косвенные затраты на производство или покупку, реализацию товаров и прибыль, обычную для конкретной сферы деятельности. Вся эта информация есть в ЕИС — в исполненных госконтрактах из реестра контрактов. Кроме того, разрешается использовать сведения из общедоступных источников и результаты исследований рынка, которые инициировал заказчик.

К затратам в рамках затратного способа относят заработную плату работников, налоги, коммуналку, аренду, покупку материалов, ГСМ и другие расходы.

Закупки с особенностями обоснования НМЦК

Для некоторых заказов начальная цена определяется не только по нормам ст. 22 Федеральной контрактной системы, но и с учетом особого порядка и отраслевых правил. К таким закупкам относятся:

  • заказы в градостроительной сфере. Стоимость работ рассчитывают в порядке, определенном Приказом Минстроя № 841/пр от 23.12.2019;
  • государственный оборонный заказ. Товары, работы и услуги в рамках ГОЗ приобретают в соответствии с ПП РФ № 1465 от 02.12.2017;
  • энергосервисные контракты. Особенности обоснования НМЦ прописаны в приложении № 2 к ПП РФ № 636 от 18.08.2010;
  • медицинское оборудование. Стоимость формируют по нормам ПП РФ № 881 от 03.11.2011;
  • лекарственные препараты для медицинского применения. Заказчики руководствуются Приказом Минздрава № 1064н от 19.12.2019;
  • медицинские изделия. Эти закупки регламентирует Приказ Минздрава № 450н от 15.05.2020;
  • стандартное жилье у единственного поставщика. Обязательно изучите Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008;
  • встречные инвестиционные обязательства в регионах. Учитывайте правила ПП РФ № 1166 от 12.11.2016 и региональные нормативные акты;
  • регулярные перевозки пассажиров и багажа автобусами, трамваями, троллейбусами. Для таких заказов действует Приказ Минтранса № 351 от 20.10.2021;
  • охранные услуги. НМЦ рассчитайте на основании Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021.

В каких случаях НМЦК не обосновывают

В 44-ФЗ указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заключаете контракт с единственным поставщиком. Цену контракта с едпоставщиком рассчитывают так же, как и для конкурентных процедур, — одним из способов ст. 22 Федеральной контрактной системы. Если эти методы не подошли, используйте собственный способ расчета. Но обязательно подготовьте обоснование невозможности применения других способов расчета НМЦ (ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, письмо Минфина № 24-01-08/16645 от 05.03.2020).

При планировании закупок и заключении контракта с единственным поставщиком обоснование НМЦ не требуется. Если заказ соответствует правилам нормирования и формирования стоимости, его признают обоснованным (ч. 1 ст. 18 44-ФЗ).

Но есть случаи, когда обоснование НМЦК с единственным поставщиком все же потребуется. Если заключаете контракт по п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93, подготовьте форму-обоснование. Укажите стоимость контракта, метод ее расчета и перечислите подтверждающие документы.

Если проводите закупку у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в электронной форме, сформируйте извещение, приложите к нему проект контракта и обоснование ЦК (п. 4 ч. 12 ст. 93 44-ФЗ).

Как накажут за нарушения

Если заказчик нарушил порядок расчета НМЦК, его должностному лицу грозит штраф:

  • за включение в план-график НМЦ без обоснования или закупки с неправильным обоснованием — от 20 000 до 50 000 рублей (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за несоблюдение порядка, формы обоснования НМЦ — 10 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
  • за нарушение правил расчета начальной цены по государственному оборонному заказу — от 30 000 до 50 000 рублей (ч. 1, 2 ст. 7.29.1 КоАП РФ).

Если нарушили правила 44-ФЗ из корыстных целей, личной заинтересованности, возможна уголовная ответственность (ст. 200.4 УК РФ). Но накажут, только если нарушение привело к крупному ущербу.

Вам в помощь образцы, бланки для скачивания

Другие материалы раздела Все о 44-ФЗ

Расскажем, как корректно заполнить каждую графу формы обоснования закупки при формировании плана и плана-графика по 44-ФЗ. На примерах покажем, какие данные брать из планов, а какие заполнять самостоятельно.

До конца лета заказчики должны обосновать процедуры на следующий плановый период и вместе с проектом плана закупок передать в ГРБС. Затем закупки обосновывают, когда формируют и утверждают план-график. Обоснование нужно, чтобы объяснить, почему заказчик закупает товары, работы, услуги с конкретными характеристиками и ценой.

Если контролер признает закупку необоснованной, контрактного управляющего или работника контрактной службы оштрафуют на сумму от 20 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 7.29.3 КоАП РФ, ч. 4–6 ст. 18 Закона № 44-ФЗ).

Порядок обоснования закупок

Обоснование осуществляется в соответствии с требованиями статьи 18 Закона о контрактной системе. Оно заключается в том, что заказчик доказывает соответствие планируемой процедуры своим потребностям, целям и положениям закона.

Порядок обоснования закупок по 44-ФЗ устанавливается постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 555. В соответствии с ним заказчики должны аргументировать выбор:

— объекта закупки;

— способа определения поставщика;

— НМЦК.

Для планов и планов-графиков предусмотрены различные формы обоснования закупочных процедур. К примеру, при составлении плана подлежит обоснованию объект закупки.

Оценка обоснованности осуществления закупки проводится органами мониторинга, контроля и аудита. По итогам проверки процедура может быть признана необоснованной. Заказчику это грозит:

— отменой закупки;

— привлечением к административной ответственности.

Обоснование плана закупок по 44-ФЗ

При формировании плана закупок обосновывается соответствие процедуры нормам закона и целям заказчика. Эти документы составляется заказчиками на основе установленных затрат на функционирование учреждений, государственных и иных программ, требований к отдельным товарам, работам и услугам.

В план закупок включают:

— код закупочной процедуры;

— цель закупки в соответствии с нормами статьи 13 Закона о контрактной системе;

— предмет будущего контракта;

— объем финансирования;

— сроки планируемых закупок;

— сведения о процедурах, к которым в силу инновационного характера и технической сложности могут быть допущены не все поставщики;

— информация об общественном обсуждении процедуры.

Планы составляют на срок действия бюджета. Как правило, это 1-3 года. Также в эти документы включает информация о процедурах, которые планируется провести за пределами этого периода. При формировании плана закупок обоснованию подлежат объекты планируемых закупочных процедур, а именно их соответствие потребностям заказчика, проводимым на государственном или региональном уровне программам и мероприятиям, а также нормам закона.

 Как заказчику обосновать закупку в плане закупок

В плане закупок обоснуйте объект закупки. Задача – подтвердить, что заказчик проводит закупку, чтобы реализовать конкретную цель, и продукция отвечает требованиям нормирования.

Чтобы обосновать процедуру в плане закупок, заполните:

— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана закупок.

— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана закупок. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

— В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, заказчик планирует закупку в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» – постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294. В графе 4 укажите наименование программы. Если закупку планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

-В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана закупок.

Как заказчику обосновать закупку в плане-графике

При формировании плана-графика заказчик обосновывает начальную цену контракта, способ закупки, дополнительные требования к участникам. Об этом сказано в части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ.

Чтобы обосновать закупку в плане-графике, заполните:

— В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

— В графе 2 укажите идентификационный код закупки, который прописали в столбце 2 плана-графика.

— В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 3 формы плана-графика. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

— В графе 4 поставьте начальную цену контракта, которую прописали в столбце 5 плана-графика.

— В графе 5 укажите метод, которым рассчитывали начальную цену контракта: сопоставимых рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный. Если не смогли применить ни один из методов, графу 5 оставьте пустой.

— В графе 6 укажите причины, по которым не смогли применить ни один из методов определения и обоснования НМЦК. Например, напишите: «расчет НМЦК на образовательные услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих выполнен согласно постановлению Правительства РФ от 15 января 2014 года № 26». Если заполнили графу 5 формы обоснования закупок, графу 6 оставьте пустой.

— В графе 7 укажите реквизиты коммерческих предложений, локально – сметного расчета, правового акта, на основе которого определили НМЦК. Например, пропишите: «расчет начальной цены контракта на поставку электрической энергии был проведен согласно распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 16 декабря 2016 года № 203-Р». Графу 7 не заполняйте, если заполнили графу 6 формы обоснования закупок.

Совет: 

подтвердите, что начальная цена контракта обоснованна. К форме обоснования приложите расчет НМЦК, справочную информацию и документы, на основании которых определили стоимость. Законодатель не уточнил, в какой форме, табличной или текстовой, заказчик должен отразить расчет обоснования НМЦК. Поэтому самостоятельно определите приемлемый для себя вариант, учитывайте требования статьи 22 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567 (письмо Минэкономразвития России от 18 ноября 2016 года № Д28и-3122).

— В графе 8 укажите способ закупки, который прописали в столбце 24 плана-графика. Название процедуры пропишите так же, как в главе 3 Закона № 44-ФЗ, например, открытый конкурс или запрос предложений.

— В графе 9 укажите причину, по которой выбрали способ закупки, и ссылку на норму Закона № 44-ФЗ. Например, планируете провести электронный аукцион – как обоснование укажите: «закупаемая продукция включена в аукционный перечень (ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ, распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р)».

Допустим, планируете закупку лекарств, назначенных пациенту по медицинским показаниям, способом запроса предложений, в обосновании, например, укажите: «заказчик проводит запрос предложений, так как закупаемые лекарственные препараты назначены пациенту по медицинским показаниям. Решение врачебной комиссии № 555 от 17 июля 2017 года, пункт 7 части 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ» (п. 5 постановления № 555).

— В графе 10 поставьте ссылку на правовой акт, согласно которому установили дополнительные требования к участникам. Если доптребований нет, графу оставьте пустой. Дополнительные требования, которые заказчик вправе предъявить к участникам закупок, Правительство РФ установило в постановлении от 4 февраля 2015 года № 99. Поэтому как на обоснование заказчик вправе сослаться на данный правовой акт. Например, планируете закупку транспортных услуг, которые связаны с выполнением воинских морских перевозок, в графе 10 формы укажите: пункт 3 приложения 1 к постановлению от 4 февраля 2015 года № 99.

Графа 10 формы обоснования соответствует столбцу 28 формы плана-графика.

 Обоснование приложите к плану-графику закупок. Срок, в который заказчик должен подготовить обоснование, устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации. Форму обоснования закупок Правительство утвердило в постановлении от 5 июня 2015 года № 555.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102981-qqq-18-m5-plan-grafik-obosnovanie-zakupok?utm_medium=letter&utm_source=letter_news&utm_campaign=letter_news_2018.05.15_letternews_regular_news_15052018&utm_content=4423954&ustp=F

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Taskmgr exe как исправить ошибку
  • Как в субнатике найти сетчатое волокно
  • Как найти длину окружности с помощью диаметра
  • Как исправить ошибку в договоре на оказание услуг
  • Как исправить три по истории

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии