Загрузить PDF
Загрузить PDF
Умение писать ноты является ценным навыком, если вы хотите запечатлеть красивую сложность музыки, которую вы слышите в голове, или играя на инструменте дать возможность сыграть ее другим людям. К счастью, компьютерная техника позволяет нам гораздо легче генерировать ноты, перенося звук непосредственно на нотный стан. Если вы хотите научиться делать это старомодным способом, вы можете начать с основ и разрабатывать более сложные композиции. См. Шаг 1 для получения дополнительной информации.
-
1
Скачайте и распечатайте нотную бумагу. Обычная нотная бумага состоит из полос, на которых можно записывать ноты, маркеры и делать другие заметки для музыкантов, которые будут пытаться воспроизвести то, что вы написали.
- Если вы хотите писать ноты вручную, по старинке, как Моцарт и Бетховен, не обязательно чертить с помощью линейки нотный стан. Вместо этого найдите его в Интернете, распечатайте и быстро начинайте заполнять нотами вашей композиции.
- На многих сайтах вы даже можете предварительно добавить ключи и маркеры, не заполняя их вручную. Настройте нотный стан, как вы хотите, загрузите и распечатайте файлы.[1]
- Напечатайте сразу много листов и делайте записи карандашом. Это может быть достаточно грязной работой, когда вы пытаетесь перенести свои сложные идеи на бумагу, поэтому вы должны иметь возможность стереть и сделать небольшие изменения без необходимости все это переписать.
-
2
Скачайте музыкальное программное обеспечение. Если вы хотите заполнять нотный стан на компьютере, вы можете использовать программное обеспечение для перетаскивания нот, делать быстрые изменения и поправки. Это обеспечивает вас легким доступом и сэкономит время. Сочинения на компьютере становится все более популярными среди современных композиторов, экономя ваше время и усилия в написании музыки.
- MusicScore является популярным программным обеспечением, простым в использовании и совместимым с произвольными составляющими или MIDI входом. Вы можете записывать непосредственно на нотный стан или работать путем создания своей композиции, накладывая ноты на ноты. [2]
Большая часть программного обеспечения также имеет функцию воспроизведения MIDI, так что вы можете сразу услышать то, что вы только что записали в цифровой версии. - GarageBand также входит в стандартную комплектацию большинства новых компьютеров Mac и может быть использован для написания нот, посредством выбора проекта «написание песен». Вы можете записывать живые звуки или ввести звук инструмента непосредственно, чтобы расшифровать запись в виде нот, а затем можно нажать на иконку Scissor в нижнем левом углу, чтобы проверить ноты.
- Загрузите программу и начните новый проект, чтобы начать экономить свое время. При подключении клавиатуры MIDI к компьютеру с помощью кабеля USB вы сможете играть свою мелодию непосредственно на клавиатуре и программное обеспечение будет наносить вашу музыку на нотный стан. Это так же просто, как играть. Вы даже можете разложить музыку по слоям, в исполнении разных инструментов, чтобы начать работу на этой симфонией.
- MusicScore является популярным программным обеспечением, простым в использовании и совместимым с произвольными составляющими или MIDI входом. Вы можете записывать непосредственно на нотный стан или работать путем создания своей композиции, накладывая ноты на ноты. [2]
-
3
Подпишитесь на бесплатный онлайн ресурс композиторов. Также, существуют Интернет сообщества композиторов и читателей, которые сочиняют музыку. Вы можете с помощью программного обеспечения составить свою мелодию прямо онлайн и сохранить эту работу, а затем обнародовать ее и получить обратную связь от других композиторов или оставить ее для личного пользования и закрыть к ней доступ.
- http://www.noteflight.com/login (Noteflight) является одним из таких свободных сообществ, а также отличный ресурс как для обучения чтению и написанию музыки, так и для исследований композиций других народов и размещения своих собственных.
-
4
Выберите инструмент или группу инструментов, для которых вы собираетесь сочинять. Хотите наметить некоторые партии трубы для песни R&B или написать пару строк для баллады? Наиболее распространена работа над одной фразой или над одним инструментом за раз, и только потом можно начать беспокоиться о гармонии и контрапункте, когда у вас уже есть готовая первая часть. Общие проекты набросков могут включать:
- Секции трубы для трубы (в Bb), саксофона (в Eb) и тромбона (в Bb).
- Струнный квартет для двух скрипок, альта и виолончели
- Диаграммы для сопровождения фортепиано
- Вокальные партии
Реклама
-
1
Запишите скрипичный ключ в нотном стане. Нотный стан состоит из нот и пауз, написанных на пяти параллельных линиях и пробелах между ними. Линии и пробелы отсчитываются снизу вверх, то есть самые высокие ноты на нотном стане будут выше всех. На нотном стане отмечаются басы или скрипичные ключи, которые находятся в крайней левой точке в начале каждой линии. Маркер ключа покажет вам, какие линии соответствует набору нот:
- «Скрипичный ключ» также известен как «G ключ», который по форме напоминает амперсанд (&), напечатанный на левой стороне нотного стана. Это самый распространенный ключ для нот. Гитара, труба, саксофон и большинство инструментов высших регистров будут использовать для написания нот скрипичный ключ. Ноты, начинающиеся в нижней строке и идущие вверх, — E, G, B, D и F. Ноты в пробелах между линиями, начиная с пробела между первой и второй, — F, А, С и Е.
- «Басовый ключ» выглядит немного как изогнутая цифра «7» слева от каждой строки нотного стана. Басовый ключ используется для инструментов нижнего регистра, таких как тромбон, бас-гитара и тубы. Начиная с нижней или первой линии, ноты поднимаются G, B, D, F и А. В пробелах это А, С, Е и G, идущие от основания к вершине.
-
2
Напишите музыкальный размер (такт). Тактовый размер определяет количество нот и ударов в каждом размере нотного стана. На нотном стане такты будут разделены периодическими вертикальными линиями, разделяя нотный стан на мелкие отрезки. Только направо от ключа будут два числа, одно над другим как дробь. Верхнее число представляет число ударов в каждом отрезке, в то время как нижнее число представляет ценность каждого удара.
- В западной музыке наиболее распространенным является такт 4/4, который означает, что есть четыре удара в каждом такте и на одну четверть тона приходится один удар. 6/8 тоже распространенный такт, который означает, что есть 6 ударов в каждом такте и удар приходится на восьмую ноту.
-
3
Определите тональность. Более подробная информация, которая будет включена в левую часть каждой строки нотного стана, включает в себя диезы (#) или бемоли (b), что определят, какой тональности вы будете следовать во время всего отрезка композиции. Диезы повышают ноту на пол-тона, а бемоли понижает на пол-тона. Эти символы могут появляться повсюду, для каких-то отдельных нот, или могут ставиться в начале части, чтобы оставшаяся часть песни игралась с учетом этого знака.
- Если, например, вы видите диез в первом пробеле в скрипичном ключе, вы будете знать, что каждую ноту, которая есть в этом пространстве, нужно играть на пол-тона выше. Аналогично с бемолями.
-
4
Изучите различные виды нот, которые вы будете использовать. На нотном стане будет напечатано множество различных типов нот и пауз. Стиль нот относится к их длительности и размещение на нотном стане будет относиться к высоте ноты. Ноты могут рисоваться как угодно, могут быть в виде точек, могут быть в виде кружков и палочек, которые выходят из них вверх или вниз, в зависимости от размещения нот.
- «Целые ноты» выглядят как овалы и показывают длину каждой.
- «Половинки» похожи на целые, но с прямыми палочками, выходящими из них. Они используются для того, чтобы показать половину длины целой ноты. В такте 4/4 было бы 2 половинки на такт.
- «Четвертные ноты» имеют твердые черные головки и прямую палочку. В такте 4/4 есть 4 четвертных ноты в отрезке.
- «Восьмые ноты» выглядят как четверные с флажками на конце палочки. В большинстве случаев, восьмые будут сгруппированы вместе для каждого удара, с тактами, соединяющими нотами, чтобы показать ритм и сделать музыку более удобной для чтения.
- «Паузы» придерживаются аналогичных правил. Каждая пауза выглядит как черная полоса на средней линии нотного стана, в то время как пауза четвертной ноты выглядит немного как буква «к» курсивом, строя палочки и флажки, поскольку они разламываются на дальнейшие подразделения такта.
-
5
Читайте ноты. Западная музыкальная нотация является довольно сложным символическим языком, который вы должны понимать и читать в первую очередь, если вы надеетесь посредством его писать музыку. Это все равно, что надеяться написать роман, не понимая слов и предложений. Вы не можете писать ноты, если вы не можете прочитать ноты и паузы. Прежде чем пытаться записать ноты, разработайте практические знания:
- Различные ноты и паузы
- Линии и пробелы на листе
- Маркеры ритма
- Динамические маркеры
- Ключи
-
6
Выберите свой состав инструментов. Некоторые композиторы сочиняют с помощью карандаша и бумаги, некоторые сочиняют на гитаре или пианино, а некоторые сочиняют с валторной в руке. Нет правильного способа начать писать ноты, но полезно играть самому, чтобы практиковать небольшие отрезки и слышать, как они звучат.
- Перебирать клавиши на пианино особенно полезно для композитора, так как фортепиано является наиболее визуально понятным инструментом для понимания нот.
Реклама
-
1
Напишите хорошую мелодию. Большая часть композиции сосредоточена на мелодии или ведущей музыкальной фразе, которая развивается по ходу всей композиции. Это «напев» любой части песни. Если вы пишете для сольных диаграмм одного инструмента или начинаете свою первую симфонию, мелодия – это основа, с которой вы начинаете, когда пишете ноты.
- Поскольку вы начинаете писать, охватите все удачные и неудачные моменты. Нет таких частей, которые бы получились полностью сформированными и совершенными. Если вы ищете что-то новое, чтобы следовать за мелодией, джемуйте на фортепиано или на другом инструменте, который вам больше нравится, и следите за тем, куда вас уведет муза.
- Если вы чувствуете себя особенно экспериментальным, исследуйте мир алеаторики композиции. Один из главных светил в этом деле Джон Кейдж, чьи алеаторические композиции вводят элемент случайности в процесс написания. Например, кидание костей, чтобы определить следующую ноту в 12-тоновой шкале, или подбрасывание монетки для создания нот. Эти композиции звучат диссонансом, в некоторых случаях, но это может быть хорошим способом создать неожиданные фразы и мелодии.
-
2
Напишите отдельные фразы, создайте цепь фраз, чтобы заставить музыку говорить. Если вы начинаете с мелодии, как вы переместите музыку вперед? Где она должна проходить? Как группа нот станет композицией? Хоть и нет простого ответа на секретный код Моцарта, хорошо начинать с небольших фрагментов, называемых фразами, и постепенно наращивать их в полноценные музыкальные отрезки. Ни одна часть не бывает полностью сформированной.
- Постарайтесь сгруппировать фразы с точки зрения эмоций, которые они вызывают. Гитарный композитор Джон Фэйхи (самоучка-инструменталист и композитор) писал путем объединения небольших фрагментов на «эмоциях». Даже если они не обязательно исходили из одного ключа или звучали так, как будто принадлежали друг другу, если разные фразы воспринимались как капризные, или несчастные, или задумчивые, он объединял их вместе, чтобы сформировать песню.
-
3
Создайте фон мелодии гармоническим сопровождением. Если вы пишете для аккордового инструмента (инструмент способен играть более одной ноты одновременно) или вы пишете для более чем одного инструмента, вам также необходимо составить гармонический фон, чтобы придать мелодии контекст и глубину. Гармония является способом выдвижения мелодии на первый план, обеспечивая возможность для напряженности и разрешения.[3]
-
4
Акцентируйте музыку динамическими контрастами. Хорошие композиции должны набирать мощность и исчезать. Следует акцентировать моменты экстремальных эмоций и мелодичные пики с громкой динамикой.
- Вы можете показать динамические изменения в нотах итальянскими словами, которые показывают основные описания громких и мягких звуков. «Пиано» означает, что вы должны играть спокойно, и, как правило, написано ниже нотного стана. «Форте» означает, что вы должны играть громко, и записывается таким же образом.
- Градацию можно предположить, опираясь на удлиненный «<» или «>» знак под нотным станом, где музыка должна быть либо крещендо (громче), либо уменьшать свой звук.
-
5
Придерживайтесь простоты. В зависимости от ваших амбиций, вы можете иметь несколько частей и сложные ритмы или вы можете иметь простую фортепианную мелодию без сопровождения. Не бойтесь простоты. Некоторые из наиболее знаковых и запоминающихся линий являются очень простым и самыми элегантными.[4]
- Эрик Сати в «Gymnopedie №1» является классическим примером пика простоты. Эта мелодия была использована бесчисленное количество раз в рекламе и кино, но есть что-то красивое и скользящее в этих простых нотах и ленивом ритме.
- Изучите вариации Моцарта «Twinkle, Twinkle, Little Star», чтобы понять, как самая универсальная из детских мелодий может преобразиться в сложную композицию с вариациями и украшениями.[5]
Реклама
Советы
- Получайте удовольствие и экспериментируйте, используя разные возможности.
- Используйте стандартные музыкальные обозначения, если хотите, чтобы ваши ноты были понятны кому-то еще. Вы должны убедиться, что люди понимают ваши обозначения.
Реклама
Предупреждения
- Убедитесь, что используете карандаш. Написание — это грязная работа.
- Ваши ноты могут быть не поняты кем-либо еще, если вы не говорите людям, как ваша музыка должна звучать.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 39 780 раз.
Была ли эта статья полезной?
Тем, кто решил познать в музыке хоть что-либо серьезное, не избежать знакомства с различными нотными записями. Из данной статьи вы узнаете о том, как научиться читать ноты, не заучивая их, а лишь поняв те логические принципы, на которых базируется нотная грамота.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.
Я предлагаю разобраться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
Тембр
Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).
На этом следует остановиться: с одной стороны, вы узнали уже многое о том, что можно прочитать в нотах, с другой – немало ещё предстоит узнать. Следите за обновлениями на сайте. Если вам понравился данный материал, порекомендуйте его своим друзьям, используя кнопки внизу страницы.
Вверх
Основы ритма
Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука). Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И…
Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).
Итак, исходя из простой математики:
- Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
- Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
- Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
- Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
- Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
- Целая с точкой, четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)
Теперь об абсолютной скорости
Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно
Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)
Что такое «Раз», что такое «и»?
Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая).
Если вы видите две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.
Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4 — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.
Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.
Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ), вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И). Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.
Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:
Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.
Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)
Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку.
Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).
Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).
Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.
Используйте метроном для поддержания скорости.
Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»
Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить. Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать
Нотной грамоте учат неправильно*
Время на прочтение
11 мин
Количество просмотров 217K
Преподаватели готовы разделить с вами все таинства музыкальной теории но не раньше, чем вы научитесь читать эти закорючки самостоятельно.
Предполагается, что студент должен страдать самостоятельно освоить ноты, путем многократного повторения. И вообще, если «ниасилил», значит у тебя нет Таланта — иди мести двор.
Представьте что было бы, если бы обычной грамоте учили так же. Но мы, почему-то, в большинстве своем читать и писать таки научились.
Под катом я опишу свою методику, которая на мой дилетантский взгляд работает лучше, чем то, что обычно предлагают начинающим.
* Дисклеймер
Прошу прощения, если заголовок статьи показался вам чересчур дерзким и провокационным. Таковым он, в общем-то, и является.
Я ни в коем случае не умаляю заслуг преподавателей, вкладывающих душу в своих учеников, как не умаляю и важности музыкальной теории и сольфеджио. Я всего лишь пытаюсь по иному взглянуть на самые первые шаги в изучении нотной грамоты с точки зрения музыканта-самоучки.
Я не утверждаю, что именно я первым нашел этот способ и вполне допускаю, что он был известен и ранее. Да и странно было бы, если за пятьсот лет никто этого не заметил. Вот только в интернетах об этом ничего не слышно, а все известные мне музыканты повторяют одни и те же малоэффективные мантры.
Эффективность я оценивал исключительно на себе, поскольку сей субъект оказался самым доступным для исследования.
Вместо предисловия
Удивительно то, что вообще-то, ноты эволюционировали так, чтобы их было как можно удобнее читать бегло с листа. В то же время, неподготовленному человеку все это кажется китайской грамотой.
Кстати, о китайской грамоте. Есть великолепная книга с витиеватым названием «путь бесхвостой птички или иероглифика по методу Шерлока Холмса» за авторством Адиля Талышханова. В книге автор применяет оригинальный подход обучения иероглифике, который оказывается продуктивным настолько, что первая сотня иероглифов запоминается еще до того, как читатель успел это осознать. К концу книги читатель уверенно и без особых проблем овладевает тысячей с гаком иероглифов (проверено на себе).
В то же время, автор пишет, что японские школьники тратят целый год на то, чтобы овладеть своей первой сотней знаков (а на весь набор отводится шесть долгих лет). Вот только вместо мнемонического подхода бедные дети зубрят материал традиционным способом. Отсюда и такая разница во времени и эффективности.
В этой статье я постараюсь описать свой подход к запоминанию, какие ноты соответствуют каким линейкам на нотоносце и как можно сделать процесс запоминания естественным и приятным.
История болезни
Как обычно происходит знакомство с нотами? Самостоятельно, либо с преподавателем, будущий музыкант знакомится с основными элементами: нотным станом с линейками, нотами, ключами, знаками альтерации; узнает, что ключи бывают разные: скрипичный (который все знают) и басовый (на самом деле их сильно больше).
Возможно даже студент узнает, что вообще-то, ключи — это изменившиеся до неузнаваемости буквы латинского алфавита. Если постараться, в завитке скрипичного ключа можно узнать заглавную букву G, а загогулина басового ключа с точками — это части буквы F.
Но обычно ограничиваются определением, что скрипичный ключ показывает положение ноты соль на нотоносце, басовый, соответственно, ноты фа. Расположение остальных нот однозначно определяется по отношению к ключу и запоминается путем боли и страданий практики.
А вот дальше, кто во что горазд.
Обычно изучение начинают со скрипичного ключа, как самого распространенного для записи мелодии.
В англоязычных странах, где ноты принято называть буквами, для запоминания студенты используют мнемонические фразы Every Good Boy Does Fine и FACE. Первая кодирует расположение нот на линейках, вторая в промежутках между ними.
В итальянской традиции именования нот (до ре ми…) пространства для фантазии больше. Тут уже мнемоники выглядят совершенно шизофренически, вроде: «РеФаЛя в ДоМике из Соли Кремния (Si)».
Освоившись в пределах основных линеек, студент приступает к великим и ужасным — добавочным линейкам, которых «чем больше, тем сложнее». Мнемонические фразы тут уже не особо помогают, и в худшем случае начинается унылый подсчет линеек и шевеление губами. Впрочем, если студент к этому моменту овладел интервалами, то все проходит спокойнее.
Худо-бедно научившись читать скрипичный ключ, студент переходит к басовому и все начинается сначала. Даже хуже: знания начинают конфликтовать! Мозг привязал названия нот к их положению на стане и упорно подсовывает укоренившиеся скрипичные названия линеек. А бедолаги, учащиеся на органистов (и не только), с ужасом встречают в нотном тексте еще и альтовый ключ.
А ведь мы даже не затронули проблемы знаков при ключе!
…со временем в голову все-таки вдалбливаются правильные ассоциации нот и их положения на стане и проблема передается по наследству следующему поколению страдальцев. Либо не вдалбливается, и тогда человек до конца жизни свыкается с мыслью, что «ноты это сложно», а то и «ноты для лохов, а настоящий музыкант должен уметь играть на слух», если вообще не забрасывает музыку. При этом ошибка выжившего не позволяет осознать тот факт, что методика запоминания может быть другой, поэтому все остается как есть.
Беда, как мне кажется, в том, что описанные выше мнемоники подменяют понимание истинной структуры нотной записи ничего не значащей фразой, что оказывает ученику медвежью услугу.
Почему ноты тяжело читать начинающему
Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?
Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.
Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).
Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.
Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».
Что же делать?
Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.
И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.
Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.
Так что симметрия — ключ к пониманию.
В поисках симметрии
Давайте попытаемся найти симметрию в нотной записи. С первого взгляда ее там нет и быть не может, ведь ноты на стане расположены последовательно и возрастают монотонно:
Вообще, мне по душе итальянские названия нот, но в этой статье для компактности я буду использовать и буквенные обозначения.
Чтобы найти правильный ответ, часто приходится выходить за пределы обычного восприятия. Помните задачу, где надо зачеркнуть все девять точек четырьмя прямыми не отрывая пера?
Мы поступим также. Смотрите:
Эти ноты отстоят друг от друга на октаву, поэтому всегда будут равны между собой, какой бы ключ мы ни выбрали.
Мы смотрим на симметрию, которая все это время была у нас перед глазами! Зная это правило, очень скоро мы сможем ориентироваться в трех позициях на стане в каждом из ключей. А если к ним добавить непосредственных соседей, то число позиций увеличивается до девяти (об этом ниже). В добавок к этому есть еще ключевая линейка, нота которой обычно запоминается первой.
Выходит, что ключевая нота это опорная точка, но не начало координат. И только для альтового ключа эти понятия совпадают.
Просто, как ABC
Ну а дальше дело техники. Мы нашли островки, от которых можно протянуть мостики к соседним нотам.
Я думаю, что абсолютное большинство из присутствующих не только умеет считать до трех, но и знает порядок следования нот в октаве: до ре ми фа соль ля си. Эти сведения мы и используем во благо.
Так и быть, начнем со скрипичного ключа, который, как уже было сказано ранее, отмечает положение ноты соль (G) на нотном стане:
Для успешного распознавания нот в этом ключе, нам необходимо запомнить всего лишь, что начало координат (центральная линейка) соответствует ноте си (B), которые на картинке выделены красным цветом.
Кому все-таки нравятся мнемонические фразы, могут запомнить это так: «СИ — центр СИмметрии». Ну а кому-то может понравиться, что тройки соседних нот образуют ABC.
Не задерживаясь надолго на скрипичном ключе переходим к басовому:
На самом деле, это очень важный момент. Не нужно пытаться сразу учить все ноты скрипичного ключа. Запомните: мы учим паттерны, а не конкретные ноты.
Басовый ключ отмечает положение ноты фа (F) и имеет в центре ноту ре (D). Середина? Тройки соседних нот, образуют знакомую с детства последовательность до-ре-ми.
На данный момент необходимо запомнить только соответствие ключа и его центральной ноты (си для скрипичного ключа, ре для басового), все остальное приложится само.
Таким образом от ситуации «как все сложно» мы переходим к «о, а это я знаю!». Подобный подход позволяет разделить знание на «простое» и «сложное». А еще он создает ощущение, что дело спорится и все не так страшно.
Если не обращать особого внимания на симметрию, то все линейки стана будут одинаково неудобными, а дело освоения нотной грамоты будет казаться унылой зубрежкой, коей оно обычно и является.
Как вы думаете, сколько времени бы заняло освоение нотной грамоты, если бы стан был таким?
Если убрать шелуху то становится видно, что все ноты располагаются на линейке, ниже или выше нее:
Я думаю не нужно много ума, чтобы выбрать одну ноту из трех в зависимости от ее положения.
Так вот, используя наши островки симметрии, мы можем свести задачу освоения полноценной нотной записи к уверенному распознаванию нот в островках и выводу остальных позиций через них.
Со временем мозг научится распознавать и промежуточные позиции не хуже островных, тем более что у меня в запасе есть еще пара приемов, упрощающих жизнь и там.
Как именно учить?
Насколько я знаю, традиционный подход предполагает играть простенькие мелодии, постепенно запоминая положение нот на стане.
Разумеется я пробовал этот вариант, но обладая неплохим слухом от природы, я запоминал мелодию быстрее, чем ноты из которых она состоит. В итоге, проиграв нотный текст один-два раза, я переставал «читать» и по сути использовал его как подсказку, какую мелодию надо играть.
С моей точки зрения, ноты нужно запоминать без привязки к контексту мелодии. Раз сейчас мы учим позиции нот, ничего другого в поле нашего зрения быть не должно.
И тут как нельзя кстати приходится программа Anki, созданная для запоминания карточек иностранных слов, иероглифов и любой другой информации. Программа заточена на периодическое повторение карточек с определенными интервалами, подобранными для оптимального запоминания.
Anki контролирует прогресс вашего обучения и чаще подсовывает те карточки, в которых вы «плаваете». Но и успешно запомненные карточки периодически добавляются в колоду, чтобы проверить себя и гарантировать запоминание.
На минуточку, из 17 самых ходовых позиций нотоносца (5 основных линеек с 4 промежутками и по 2 линейки и 2 промежутка с каждой стороны) мы уже́ можем ориентироваться в 10 (три тройки и одна ключевая нота). И это в каждом ключе! Не зная симметрии, нам пришлось бы независимо учить 34 позиции скрипичного и басового ключа.
Осталось каких-то семь позиций, к которым и предстоит пробросить мостики от наших островков стабильности.
Собственно методика
Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.
Изучение базовых нот
Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.
- Устанавливаем программу Anki
- Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
- В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
- Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
- Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
- «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.
Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда. Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.
Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.
Таким образом, алгоритм должен быть такой:
- Открыли очередную карточку
- Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
- Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
- Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
- Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
- Опционально пропели ее в тон
- Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.
И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно. Это просто чрезвычайно важно.
Изучение производных нот
К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.
Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:
Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.
Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.
В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:
То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.
Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).
А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.
Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.
Заключение
Вот и все, что я хотел сказать в этот раз. Конечно, за рамками статьи осталось еще очень много. Совсем ничего не сказано про добавочные линейки дальше второй. Опять же, знаки при ключе остались без внимания.
Я думаю, что уловив основную идею, вы сможете самостоятельно придумать такой способ, который будет работать для вас лучше всего.
Тем не менее, следует отметить, что данный способ обладает и заметными преимуществами по сравнению с традиционной зубрежкой:
- Приучает начинать чтение нот с ключа, а ведь это тоже частая ошибка начинающих
- Дает представление об октавной структуре, все октавы учатся в связи друг с другом
- Дополнительные линейки вводятся сразу и на равных участвуют в процессе распознавания
- Обучение происходит спокойно и без превозмогания (по крайней мере у меня это было так)
Надеюсь, что моя статья оказалась вам полезной или хотя бы интересной. А если благодаря ней вы сможете овладеть нотной грамотой, это будет для меня самой большой похвалой.
До встречи и с наступившим новым годом!
Основные правила нотной графики и оформления партитуры для оркестра
Нотная графика — это совокупность знаков и правил для фиксации основных параметров музыкального звучания: высоты, длительности (ритма), громкости и тембра.
Партитурная нотация является одной из наиболее сложных форм письменного закрепления информации, одним из компонентов истории музыки и частью письменной культуры человечества.
Оформление партитуры начинается с создания партитурной системы нотоносцев — полной или сокращённой.
ЗАКАЗАТЬ ИНСТРУМЕНТОВКУ ДЛЯ ОРКЕСТРА ИЛИ АНСАМБЛЯ
Партитурная акколада полной партитурной системы включает все инструменты избранного состава оркестра. Её составляют общая вертикальная линия, объединяющая все нотоносцы, утолщённая линия, охватывающая партии инструментов оркестровой группы, дополнительные скобки, выделяющие партии одноименных и видовых инструментов. Левее партитурной акколады указываются полные названия всех инструментов и строи транспонирующих инструментов (обозначаются латиницей). На последующих страницах названия инструментов не указываются. Партитурные акколады для малого, среднего и большого составов духового оркестра показаны на соответствующих примерах:
Пример 1
Большой состав духового оркестра
Пример 2
Средний состав духового оркестра
Пример 3
Малый состав духового оркестра
Пример 4
Основная группа духового оркестра
ЗАКАЗАТЬ НАБОР НОТ
Сокращённая партитурная система может состоять из одной партии, оркестровой группы или какого-либо инструментального ансамбля. Если партитура начинается с такой системы, то на обороте титула указывается полный перечень инструментов. На одной странице могут размещаться две или более сокращённые партитурные системы. Вводимые инструменты и оркестровые группы указываются левее партитурной акколады сокращённо, а нотоносцы выключающихся инструментов опускаются на следующей странице.
Справа от партитурной акколады выставляются ключи, ключевые знаки и тактовый размер. Над тактовым размером выше верхнего нотоносца указываются темп и характер музыки.
Создание партитурной системы завершается разметкой тактовых линий. Тактовая линия является прерывистой, она соответствует утолщённой линии акколады, которой объединяются партии инструментов оркестровой группы.
В отличие от общих правил в партитуре принято записывать ноты, расположенные на средней линии нотоносца, только штилем вниз.
Если на нотоносце размещается одна партия, то:
- лиги выставляются со стороны нотных головок, когда штили направлены в одну сторону (вверх или вниз) Примеры 5 и 6;
- лиги выставляются только сверху, когда штили направлены в разные стороны Пример 7.
Пример 5
Пример 6
Пример 7
Если на нотоносце размещаются две партии, то:
- при разном ритмическом рисунке лиги и штили выставляются для каждой партии раздельно — сверху и снизу Пример 8;
- при ритмическом единстве партий они записываются под одним штилем, направление которого определяется в зависимости от отношения звуков к средней линии нотоносца, при равенстве отношений штиль пишется вниз Пример 9.
Пример 8
Пример 9
Если на нотоносце размещается одна партия или две единые по ритму партии, то штрихи указываются со стороны нотных головок, динамические оттенки, в том числе и их словесные обозначения, — ниже нотоносца, а способы извлечения звука и изменения ха-рактера звучания указываются над нотоносцем.
Пример 10
Когда на одном нотоносце размещаются различные по ритмическому рисунку партии, то штрихи, динамические оттенки, способы извлечения звука и изменения характера звучания могут указываться для каждой из них.
Пример 11
Унисон двух партий одноименных инструментов, расположенных на одном нотоносце (например, валторны I, II), обозначается а2. Этот знак выставляется над нотоносцем и сохраняет свое действие до первого проявления самостоятельности партий.
Пример 12
При продолжительной игре в одной из таких партий (более такта) над нотоносцем указывается номер партии (I или II), паузы для другой партии при этом не выставляются.
Пример 13
При непродолжительной игре в одной из таких партий (в пределах такта) она записывается штилем вверх или вниз в соответствии с номером, в другой партии выставляются паузы.
Пример 14
Смена размера и ключевых знаков осуществляются на основе общих правил: левее тактовой линии указываются теряющие своё значение ключевые знаки, а справа — необходимые размер и ключевые знаки. Если же такая смена совпадает с переворотом листа, то всё это указывается на окончившейся странице, а на следующей — новые размер и тональность.
Буквенные или цифровые ориентиры выставляются над верхней строкой партитуры.
По отношению к партитуре термин «ранжир» означает строгое вертикальное и синхронное расположение оркестровых партий, динамических оттенков, а также горизонтальное соответствие между верхними и нижними добавочными линиями нотоносца.
В оркестротечно выполненных партитурах применяется система т.н. выписок — партий, которые исполняются в зависимости от конкретных обстоятельств (отсутствие исполнителя на каком-либо инструменте, акустические условия исполнения и т.п.).
Партитура завершается двойной тактовой чертой, последняя из них, подобно группповой линии в партитурной акколаде, является утолщённой.
Партитура представляет собой систему графем и детерминатив. Графемами являются: нотные головки различной формы, штили и вязки, ритмические точки, продлевающие продолжительность звуков, мелизматические группы нот. К числу детерминатив относятся: партитурная система, партитурная и фигурные акколады, нотоносцы, ключи, ключевые знаки и знаки альтерации, наименования и указатели строя инструментов, цифровые указатели оркестровых партий, прерывистые и заключительные тактовые линии, обозначения размера и темпа, динамики и экспрессии, пауз и лиг, артикуляции и штрихов, приёмов звукоизвлечения и способов изменения характера звука, знаки сокращения нотного письма, обозначения мелизмов, фермат, а также буквенные или цифровые ориентиры. В музыкальной нотации, поясняет И. Барсова, «детерминативы сами по себе не «произносятся», но уточняют «произнесение» графемы». // Барсова И. Очерки по истории партитурной нотации (XVI — первая половина XVIII века). – М., 1997. – С. 370.
Некоторые издательства следуют такому правилу: первая страница произведения или его отдельной части оформляется как полная партитурная система, где указываются названия всех инструментов.
Некоторые издательства и компьютерные системы смену размера и ключевых знаков, а иногда и структурных частей формы, подчёркивают двойной чертой.
В компьютерных нотных системах эти требования соблюдаются.
ЗАКАЗАТЬ НАБОР НОТ