ico
Как раскрыть талант у ребенка
03.11.2020
Читать: 2 мин.
Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость
в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.
Альберт Эйнштейн
Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.
Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который «крепко стоит на ногах», вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос «как дела?» расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.
Как раскрыть талант ребенка самостоятельно
Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.
1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, — это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.
2. «Позволяйте детям обжигать пальцы»
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.
3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и «сломаться» от чрезмерной нагрузки.
Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения
Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой?
Мы, как специалисты по психологии, считаем, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.
Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?
Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии — направления психологии, которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте — с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы — с выбором профиля обучения.
Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.
Тест на определение способностей
За определением способностей ребенка знающие родители идут к нейропсихологу, но начать можно и с тестов на способности, которые есть в интернете. У нас на сайте вы найдете проверенные бесплатные тесты для детей:
Профили занятий
Для учащихся 2-5 классов
Тест поможет подобрать кружки и секции для ребенка. Он узнает, на что обратить внимание и где попробовать свои силы.
Как советовал талантливый Эйнштейн, желаем вам воспитать гармоничную личность, да и просто счастливого человека.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о воспитании, подпишитесь на нашу рассылку.
Вернуться к списку статей
ico
Подписка на дайджест новостей
Как разглядеть в ребенке талант и раскрыть его
Когда школьник прекрасно рисует или решает сложнейшие задачи, взрослые восхищаются: «Талант!» Но как быть с теми, кто еще не проявил своих способностей или не определился, к чему лежит душа? Как не просмотреть в ребенке хорошие задатки, а помочь им развиться?
Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что не обладает никаким талантом, а только страстным любопытством. Если уж гений физики сомневался в наличии у себя исключительных способностей, то что говорить об обычном школьнике и его родителях.
Между тем педагоги не устают повторять, что бесталанных детей не бывает, и выделяют конкретные признаки одаренности. К ним стоит присмотреться, даже если сейчас речь идет только о поиске «своего» предмета и тех особенностей, из которых могут развиться хорошие способности.
Одаренный ребенок: кто это?
Профи в своей области. Кто-то молниеносно собирает конструктор, кто-то без ошибок пишет диктанты, а кто-то быстрее всех пробегает стометровку — главное, что ребенок делает это хорошо и с удовольствием. И неважно, какие у него оценки в четверти — это далеко не всегда показатель высокого уровня мастерства.
Пытливый всезнайка. Страстная жажда знаний и развития — еще одна черта одаренного ребенка. Он не боится задач не по возрасту и увлеченно осваивает новое: будь то книги, музыкальные пьесы или спортивные элементы.
Он отбрасывает то, что ему неинтересно, получая упреки в лени, но «своим» делом готов заниматься бесконечно.
Перфекционист (в любимом занятии). Бессознательное стремление к совершенству в своей сфере заставляет способного ребенка добиваться результата даже тогда, когда другие давно отступили. Его упорство и целеустремленность порой граничат с дотошностью и упрямством.
«Быстрый компьютер». Скорость реакции, быстрота мысли и восприятия, прекрасная память — мозг одаренного человека похож на суперкомпьютер. В зависимости от вида деятельности эти особенности проявляются по-разному: скажем, у математиков — в умении выстраивать причинно-следственные связи и анализировать, а у спортсменов — в развитом пространственном мышлении и сенсомоторной координации.
Творческая личность. Креативный ребенок способен создавать новое, видеть необычное в повседневном, выдавать оригинальные идеи — не важно, рисует ли он комиксы, вынашивает ли планы по спасению мира от глобального потепления или вдохновенно танцует.
Как помочь способностям раскрыться?
Поддерживать, но не принуждать. Лучший стимул для развития — интерес, а не чувство долга или страх перед плохими оценками. Ребенку нужны не только (и не столько) упорные занятия, сильные школы или репетиторы, но еще и бережное отношение без давления и перегрузок.
Найти хорошего педагога. Того, кто сумеет заинтересовать ученика своим предметом и поддержать эту увлеченность; запустит у ребенка процесс активного личного поиска, а не просто воспроизведения моделей.
Обеспечить всестороннее развитие. Познание, эмоции, общение и физическая активность — вот четыре составляющие целостного развития личности, о которых важно позаботиться взрослым. Перекосы в ту или иную сторону есть почти всегда, так что стоит уделить отдельное внимание тому из аспектов, который явно «проседает». (Конечно, если родители хотят вырастить не только хорошего специалиста, но и гармоничного счастливого человека.)
Предоставить свободу действий. Занятия «из-под палки», даже когда они приводят к высоким результатам, оставляют после себя издержки в виде психологического неблагополучия, подорванных отношений с родителями либо побега из профессии при первой же возможности. Вот почему так важно позволять ребенку заниматься тем, что интересно ему, — и так, как хочет он сам.
Лучше всего развивает интерес самостоятельная творческая работа: исследования, проекты, конкурсы. Например, такие как Всероссийский конкурс научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», который стартует 12 августа в Год науки и технологий на сайте nauka.uchi.ru. Спойлер: да, это те самые «видосики», которые обожают снимать и смотреть юные тиктокеры и ютьюберы, только в интеллектуальном формате — редкая возможность совместить приятное с полезным.
Знаешь? Научи!
Если ребенок увлечен наукой и готов рассказать о ней на камеру в интересной и яркой форме, конкурс «Знаешь? Научи!» дает отличную возможность «себя показать и других посмотреть». Главный плюс — полная свобода действий: можно выбрать любую научную тему (даже ту, что далеко выходит за рамки школьной программы) и поработать с ней тем способом, который вдохновляет самого ребенка.
В номинациях конкурса максимально широкий круг дисциплин: естественные, точные, общественные и гуманитарные науки, IT, наука будущего и глобальные задачи человечества (например, борьба с новыми вирусами, старением и глобальным потеплением, обеспечение продовольственной и кибербезопасности и т.д.). Организаторы проекта — АНО «Национальные приоритеты»* и образовательная платформа «Учи.ру» — приветствуют самые оригинальные подходы.
Хочешь — снимай аниме о природных катаклизмах, хочешь — порази всех необычным физическим опытом, а хочешь — начитай рэп о голосеменных растениях.
Сбор заявок на участие в конкурсе продлится до 31 октября 2021 года, так что есть время создать по-настоящему креативный ролик, стать обладателем ценных призов и подарков от организаторов и партнеров конкурса. А на финише — еще и поучиться у профессионалов научпопа: всех участников ждут мастер-классы и видеоматериалы от молодых ученых и популяризаторов науки.
Как знать, возможно, именно с помощью этого конкурса какой-нибудь будущий физик или биолог сможет озвучить на всю страну идею, которая перевернет современные представления о мире. Неважно, если сегодня она покажется неосуществимой: на пути к мастерству важно идти своим путем, не боясь бездорожья.
Проект реализуется при информационной поддержке Минобрнауки России в рамках нацпроекта «Наука и университеты», инициированного президентом России Владимиром Путиным.
- А вы бы сдали ЕГЭ по географии? Проверьте себя!
- Самая маленькая девушка России закончила школу
- Что подарить учителю на Последний звонок: идеи
- Нельзя заставить: 8 способов научить школьника любить книги
- Как реагировать, если учитель жалуется на вашего ребенка? Отвечает психолог
Все материалы
Как выявить у ребенка талант?
26.03.2023
В этой статье:
Многие родители стремятся выявить талант у ребенка как можно раньше, чтобы помочь ему добиться успеха. Однако это в учебнике обществознания про талант все понятно, а в жизни приходится намного сложнее.
Что такое талант?
Учебник обществознания для подготовки к ЕГЭ сообщает нам, что у человека имеются:
- Задатки — генетически и физиологически обусловленная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. Задатки надо развивать, чтобы они превратились в способности.
- Способности — это особенность конкретного человека быть успешным в какой-либо деятельности. Скажем, абсолютный слух (задаток) ребенок мог развивать, слушая музыку и играя на инструменте. Так появились способности.
- Талант — это комплект способностей, который делает человека суперуспешным в какой-либо деятельности. Скажем, нет какой-то одной способности “быть режиссером”. У талантливых режиссеров, однако, есть похожий букет способностей.
Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант в сущности его и есть только любовь к делу, к процессу работы. Максим Горький
- Одаренность — это примерно то же, что и талант, но в понятии подчеркивается, что комплект способности был более “дарован” природой, нежели развит упорным трудом.
- Гениальность — это выдающийся талант. Гениальный человек не просто добивается выдающихся результатов в своей сфере, но и является первооткрывателем, создает принципиально новое.
Соответственно, родители, которые хотят раскрыть талант в ребенке, на самом деле стремятся понять, к чему у него есть задатки и как их правильно развивать, чтобы ребенок преуспел.
В каких сферах деятельности без таланта не добьешься успеха?
Обычно считается, что в творческих специальностях без одаренности и таланта преуспеть невозможно. С этим сложно поспорить.
1. Музыка
Музыка — это одно из направлений, где талант является ключевым преимуществом для успеха. Без сильного чувства ритма, способности к запоминанию мелодий, гармоний и текстов песен, трудно добиться успеха в индустрии звукозаписи или выступлениях на сцене. Но музыкальный талант — это что-то еще. Это что-то заставляет аудиторию плакать, когда музыкальную пьесу играет талантливый исполнитель.
Генрих Нейгауз, музыкальный педагог: Талант — это страсть плюс интеллект.
2. Живопись и скульптура
Живопись и скульптура — это области, в которых талант играет важную роль. Чтобы быть успешным в этих творческих направлениях, нужно не только иметь технические навыки, но и сильное воображение и креативность, чтобы создавать оригинальные произведения.
3. Танцы
Танцы — это еще одна сфера, где талант играет важную роль. Для достижения успеха в танцевальной части нужно иметь не только развитую координацию движений, но и особым образом проявлять эмоции через тело.
4. Литература
Поэты и писатели, которые приобрели известность, обладают уникальным даром чувствовать актуальное и вечное одновременно и создавать тексты, которые вызывают отклик и у современников, и у потомков.
5. Актерское мастерство
Весьма неслучайно при всем стремлении к равенству на профессию “актер” везде и повсюду набирают не по результатам тестов, а по личному субъективному мнению педагогов. Сложно измерить способность человека перевоплотиться в образ так, чтобы аудитория захотела поверить в то, что этот образ — настоящее живое существо. Хотя бы на время спектакля или фильма.
Конечно, для выдающихся достижений в любой другой сфере так же необходим талант, будь то научная деятельность или управление людьми.
Как проявляется талант к актерскому мастерству?
- Эмоциональная выразительность. Ребенок гармонично передает сильные эмоции, проявляет их всем своим существом, переживает горе или радость, проявляя их одновременно голосом, всем телом, мимикой.
- Склонность к импровизации. Ребенок быстро реагирует на ситуацию и может принимать игровой образ, чтобы повлиять на эмоции окружающих.
- Смены образов в игре, способность вжиться в роль и быть правдоподобным. Будь то дочки матери или казаки-разбойники — ребенок играет всерьез.
Как заметить талант к музыке?
- Ребенок с детства слушает музыку с удовольствием, использует предметы для извлечения звуков. В более старшем возрасте как бы аккомпанирует себе, когда чем-то занят.
- Описывая какие-либо события, большую часть уделяет именно звуковому ряду, рассказывает о звуках, которые сопровождали действия.
- Выраженное чувство ритма — ребенок двигается ритмично, отбивает ритм. В детстве он сводил с ума родителей, постоянно барабаня и извлекая звук из любого подручного материала.
Как выявить художественный талант?
- Рисовать любят многие дети, однако талантливый ребенок может выразить эмоции и мысли через изображения. Он не любит рисовать по шаблону, смешивает краски.
- Часто люди, которые талантливы в изобразительном искусстве по возможности коммуницируют при помощи созданных своими руками изображений. Им проще нарисовать и ждать понимания, чем выразить мысль словами.
Как выявить и поддержать талант: общие правила
Вот что стоит делать родителям, чтобы заметить и развить особые способности у ребенка.
Наблюдать в чем ребенок особенно ярко проявляет себя. Не обязательно, что это вам понравится. Потому что даже казалось бы у отрицательной, на ваш взгляд, черты может быть полезное применение.
Например, если он может делать монотонную работу, это будет важным для занятий музыки, которые требуют усидчивости. А впечатлительность, ассоциативное мышление могут быть залогом способностей не только в музыке, а еще в литературе и живописи одновременно. В тоже время интонирование может пригодиться ему как в музыкальном направлении, так и в лингвистическом.
Замечать, что ребенку удается, и говорить ему об этом. Отмечать, что получилось, даже если это небольшой шажок. Такого может быть много и в разных деятельностях, не обязательно это творчество: возможно, он тщательно вытирает пыль или неординарно накрывает на стол.
Федор Достоевский: Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали // Неточка Незванова
Поддерживать ведущий интерес: художники и музыканты тут сходятся во мнении. О расположенности к этим типам деятельности подсказывает спонтанные интерес ребенку к музицированию/пению и рисованию.Если ребенок сам идет в эту деятельность в свободное время и готов больше в него включаться, возможно стоит создавать условия для расширения этих возможностей и развития навыковой части.
Артур Шопенгауэр: Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать // Афоризмы житейской мудрости
Математический склад ума вовсе не закрывает дорогу в сферу изобразительного искусства. В этом виде искусства существуют два направления: графики и живописцы, для первых характерен аналитический склад ума и холодный темперамент, второе для более эмоциональных и от того лучше чувствующих цвет от природы. Об особенностях возрастного развития полушарий мозга подскажут нейрофизиологи.
Участвовать в нескольких активностях, не замыкаясь на одной. Должна быть палитра, в которой ребенок сравнить свои чувства и увидеть во что он готов больше вкладываться.
Музыкальная/литературная/живописная избирательность это не “ворочание носа”, в видение различий, нюансировок и отсутствие равнодушия. Важно, о чем ребенок говорит? Какие вопросы озвучивает? Чтобы занятие не превратилось в ремесло технического воспроизведения, за ним должна стоять мысль.
Организационный момент: Попробовав пробные занятия выбрать из них те, которыми ребенок будет готов заниматься на длинной дистанции, скажем, полгода. Не бросать. После окончания условного срока принять решение о продолжении. За это время, не однократного, а длительного участия можно отсмотреть динамические изменения.
Главное, на чем все сходятся, когда интерес обнаружен, и желание заниматься окрепло: каждый талант проявляющийся в интересе может погибнуть при встрече с трудностями. Важно помогать их преодолевать и научиться справляться с неудачами, провалами, падениями и долгими часами работы.
Все взрослые знают, если человек нашел свое призвание, и оно совпадает с основной рабочей деятельностью — это великое счастье. Только вот случайное ли это событие или имеют значение действия родителей, которые вовремя распознали талант и помогли ребёнку всячески его приумножить? Как не пропустить зачатки гения и направить ребёнка в правильном направлении — расскажет MedAboutMe.
О ярлыках
Почти каждая современная мама неровно дышит при упоминании о «развивашках» — школах раннего развития. И если годовалых малышей водят скорее для первичной социализации, знакомства с первыми понятиями о форме, цвете, а также животными и растениями, то трехлеток записывают уже с конкретной целью — выявить способности и их активно развивать. Разберемся, нужно ли развивать «таланты» «как можно раньше» или это лишь родительские амбиции?
В первую очередь психологи предостерегают от восторженной склонности родителей загонять только-только проклюнувшиеся ростки уникальности в определенные рамки — «наш сын — настоящий ученый!», «будет большим спортсменом!» и т. п. Когда у ребёнка начинает что-то получаться, порадуйтесь вместе с ним — ему как воздух нужно ваше одобрение. Но не каждому ребёнку будут приятны рассуждения о далеком-предалеком великом будущем — формируется некая надуманная ответственность, которая давит тяжелым грузом и вполне может отбить охоту, особенно, если что-то перестает получаться. «Я не оправдаю родительских ожиданий!» — может подумать малыш. А так ли необходимо оправдывать чьи-то ожидания или, может, стоит свои желания немного умерить в пользу развития собственной истории ребёнка?
Алло, мы ищем таланты!
Итак, родительские мечты и желания — субъективны и иногда мешают, а вот талант — ценность вполне определенная. И если здравомыслящие родители отказываются от собственных амбиций, перед ними встает очевидный вопрос: где прячется талант и как его раскрыть?
Первый совет: наблюдайте за ребёнком, внимательно и с самого раннего возраста. Да, можно отвести ребёнка к специалисту, детскому психологу или спортивному тренеру, и он в довольно объективной форме расскажет о талантах вашего малыша. Но ведь только мама может в полной мере рассказать о сильных сторонах своего ребёнка: может быть, он легко сходится с людьми и располагает к себе с первых минут, или наоборот, он «тихоня» и предпочитает проводить время в одиночестве, но ничуть этим обстоятельством не тяготится. А ведь из таких черточек и складывается будущая личность. И когда в будущем подросток будет размышлять о том, какому делу посвятить свою жизнь, внимательная мама может указать ему на те качества, которые он считал неочевидными — но которые будут выигрышными в профессии.
Педагог Дмитрий Тюттерин советует присмотреться и к особенностям склада характера — насколько ребёнок слушается или наоборот, он упрям и стоит на своей точке зрения; обладает ли он силой воли, насколько он внимателен и терпелив? Конечно, не стоит обойти вниманием вопрос усвоения материала — насколько ребёнок запоминает информацию? Понаблюдайте и за вкусом малыша, какие оттенки цветов он любит? Склонен ли ребёнок руководить и даже командовать — или управляют скорее им самим?
Отсюда следующий совет: все эти качества и зарисовки характера стоит записать в специальный блокнот, поскольку иногда мы склонны зацепиться вниманием на каком-то одном «неугодном» нам качестве, а другие остаются незаслуженно в «тени». И потом, если вы с ребёнком пойдете к психологу или специалисту, который поможет определиться с выбором специализации, вам будет проще отвечать на его вопросы.
Дети, попробуйте многое…
Предоставьте ребёнку возможность попробовать себя в самых разных областях (не обязательно при этом заниматься в пяти разных секциях!) Но чем бы вы ни решили заниматься, рисовать, заниматься музыкой, танцами или спортом — договоритесь, что малыш походит на занятия определенный срок, например, полгода. Во-первых, должен пройти первоначальный стресс адаптации, во-вторых, ребёнок должен успеть чему-то научиться, чтобы он вынес что-то из занятий. И в-третьих, лучше всего, если ребёнок и закончит занятия, пусть он поставит финальную точку — выучит сложный этюд, нарисует картину, забьет шайбу в серьезных соревнованиях. И если он и через контрольные шесть месяцев говорит: «Мам, мне это совсем не интересно, я скучаю на занятиях» — смело переходите в другой кружок и открывайте другие грани таланта.
При этом родителям следует понимать, что не все, что у ребёнка может хорошо получаться, чем он одарен, является его настоящим призванием. Как метко подметила психолог Ольга Троицкая, «Нельзя тащить в художники химика, который отлично рисует».
«Больной» вопрос выбора профессии
Судьба некоторых ребят «предопределена»: они родились в семье докторов или потомственных военных, и их родня не настроена даже рассматривать иные варианты будущего для малыша. Однако что делать, если его талант открылся в совершенно «не приемлемой» области? Смириться родителям или настаивать на своем видении призвания ребёнка?
В какой бы семье ребёнок ни родился, психологи рекомендуют присматриваться к ребёнку — как он проводит время, что ему нравится по-настоящему. Даже если ему нравится лежать на диване — присмотритесь, чем именно он занимается на этом самом диване.
В семье, где прослеживается четкая профессиональная линия, есть два пути, позволяющих совместить «приятное с полезным». Первый — оставить развитый талант как хобби, в таком случае человек рискует стать посредственным рабочим, но домой он будет лететь на крыльях, поскорее к любимому делу. Стоит ли отдавать такую высокую плату за соблюдение семейных традиций? Второй путь — это найти компромисс, такую профессию, в которой возможна узкая специализация, наиболее полно отражающая стремления молодого человека.
Как определить, что родителю нужна определенная деятельность ребёнка больше, чем ему? Главный признак — чрезмерная вовлеченность родителя, постоянные телефонные звонки педагогу, консультации с тренером, и много-много разговоров со знакомыми и родственниками — только о сыночке и его хоккее, например. В таком случае, если сыночку вдруг надоест или он получит профессиональную травму, которая помешает ему вести дальнейшие тренировки, жизнь родителя рискует обернуться трауром по несбывшимся надеждам…
Самое главное
Когда вы аккуратно присматриваетесь к ребёнку, обязательно обратите внимание, когда он, по мере взросления, найдет «то самое» любимое дело, от которого загораются глаза и вырастают «крылья». Пока ребёнок маленький, родители от всей души желают ему счастья, и радуются, когда он рад. В такой ситуации у ребёнка не возникает проблем с ленью или мотивацией, когда малыш нашел любимое дело, его остается лишь поддерживать и подбадривать в минуты, когда он устанет.
Даже когда малыш устанет и у него настанет день, когда ему ну никак не хочется идти на тренировку или урок сольфеджио из-за усталости или плохой погоды, его интерес отнюдь не угаснет.
Добротный признак призвания — то, что малышу ну очень-очень интересно заниматься этим делом, даже если какие-то мелочи не получаются, они не становятся преградами. Не успех определяет истинное призвание. Девушка может с отличием закончить музыкальную школу и так и не открыть ни разу ноты после выпускного звонка — значит, не ей это было по-настоящему нужно, она ходила на занятия, поскольку не хотела огорчать маму или получить нагоняй от отца.
Так очень часто случается, когда ребёнок не бунтует против родительской указки, но впоследствии ему приходится маяться на вторых или даже более отдаленных ролях — поскольку он не на своем месте! За свою «послушность» он платит тем, что вырос «неудачником» — задумайтесь об этом, пока не поздно. Сколько таких примеров среди родных или знакомых у каждого из нас?
Самый главный совет — примите ребёнка и его род деятельности. Ведь, на самом деле плохих профессий не бывает, как и не бывает ненужных.
Как помочь ребенку найти свой талант
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 0-1 год
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
- приоритеты
Хорошие родители считают своим долгом воспитать сына или дочь самостоятельными, ответственными, умеющими доводить начатое дело до конца. Однако, пытаясь преуспеть в этом своем стремлении, в ответ от своего чада нередко получают агрессию. Отчего это происходит?
Среди причин агрессивного поведения детей желание признания и заниженная самооценка выходят на первое место. Как для получения лидерского признания, так и для поднятия самооценки, важно найти и развить талант. Но особо рьяные мамы и папы часто просто из кожи лезут вон, чтобы распознать в ребенке все его таланты и как можно полнее их реализовать. Какие же ошибки они могут при этом допустить?
Социальные приоритеты
Опираясь на социальные приоритеты, принятые в нашем обществе, у родителей всегда есть соблазн решить за ребенка, в чем он талантлив. Круто быть футболистом – сына на футбол! И убедить мальчика в возрасте шести-семи лет в том, что ему нравится футбол, папе не составит труда. Однако начинаются тренировки, а ребенку становится скучно. Но боясь разочаровать родителей, сын продолжает посещать футбольную секцию. А однажды понимает, что ему, например, нравится вышивать или шить. Только это не по-мужски, папа не поймет. Тогда внутреннее напряжение растет. И на выходе – получите агрессию!
Завышенная планка возможностей
Когда в семье единственный ребенок, родители вольно или невольно все свои надежды возлагают именно на него. Раннее развитие способностей малыша, которых может и не быть от природы, становится навязчивой родительской идеей. Мама и папа никогда не упускают шанс с гордостью сообщить друзьям и родным, какие кружки, секции, центры развития посещает ребенок и каких добивается результатов. Но горе всем, если успехи недостаточны с точки зрения родителей. И совсем трагично, если ребенок не желает развиваться, демонстрируя свое агрессивное поведение.
Нереализованные родительские мечты
Иногда родители пытаются навязать детям свои нереализованные мечты. Мама мечтала играть на скрипке, но не сложилось. Теперь дочь вынуждена посещать ненавистную музыкальную школу, хотя в волейбольной секции ей гораздо интереснее, но нельзя – надо беречь пальцы! «Вот мне бы в ее годы эти возможности!» — сокрушается мама, которая выбрала для дочери лучшую школу, купила самый дорогой инструмент. Только обязана ли дочь сделать то, что когда-то хотела ее мама? Сломанная скрипка – открытый протест. И это лучший вариант по сравнению с накопленной агрессией, которая может вылиться в широкий, неуправляемый поток.
Запреты на эксперименты
Дети склонны экспериментировать, в том числе и в поиске занятия, которое поможет им реализовать свой талант. Бывает, что сначала ребенок пытается заняться спортом, но интерес пропадает. Это не его. Потом посещает музыкальную или художественную школу. И снова не находит удовлетворения. Он готов пробовать еще. Но родители обрывают словами: «Ты никак не определишься!» Вешают ярлыки — «безответственный», «несерьезный». И вот уже ребенок замыкается в себе. Он не пытается искать свой талант, поскольку может ошибиться вновь, а значит, снова испытать родительское недовольство. С тоской, а порой и ненавистью учатся в той же музыкальной школе, закончив которую больше никогда в жизни не подходят к инструменту.
Как помочь ребенку получить признание и поднять самооценку
Ребенок должен сам понять, что ему по душе. А родителям стоит постараться не мешать, а только поддерживать, быть терпеливее и не торопить, помочь ребенку найти то, в чем он талантлив. Не спешите вкладывать средства в дорогостоящие музыкальные инструменты – их всегда можно взять напрокат, или в пошив танцевальных сценических костюмов. Но даже вложенные деньги можно вернуть, продав хотя бы на Интернет-площадках то, к чему ребенок потерял интерес. Это лучше, чем бесконечные упреки.
И самое главное: мама и папа должны дать ребенку безусловную родительскую любовь и признание, не зависящие от талантов, успехов или неудач.
Ирина Бганцева