7 класс
Обществознание
Тема урока «Экономика семьи»
Цель: 1) Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства, раскрыть понятие «бюджет», познакомить со статьями доходов и расходов;
2)Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы, расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов, развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов, при выполнении практических задач;
3)Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни .
Оборудование: Учебник обществознания для 7 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучения новых знаний
I.Организационный момент.
Активизация учебной деятельности
1. Вводная беседа
-Что такое экономика? Семья? А экономика семьи? Что такое деньги? Вспомните функции денег.
Предлагается решить задачу (слайд 1).
II.Изучение нового материала.
1. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?
Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «экономика семьи»,« ресурсы семьи», «бюджет», а также с составными частями бюджета, а также будете решать задачи.
2.Предлагается план:
-
Ресурсы семьи
-
Семейный бюджет
-
Расходы семьи
3. Самостоятельная работа учеников с учебником. Учащимся предлагается заполнить схему «ресурсы семьи», прочитав текст учебника на странице в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки (на доске), приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду.
4. Раскрытие понятия «бюджет».
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №)
Бюджет
Доходы Расходы
-
Зарплата Налоги
-
Пенсия Коммунальные услуги
-
Стипендия Питание
-
Пособия Одежда и обувь
-
Доходы от личного хозяйства Мебель
-
Дополнительные выплаты Недвижимость
Культурные нужды
Непредвиденные нужды
Вопрос: Что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые поступают в семью.
Вопрос: Из чего могут складываться доходы семьи?
Доходы складываются из: (работа со слайдом №)
Вопрос: Что такое зарплата?
Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).
Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?
-
Пенсионеры по старости
-
Дети по утере кормильца
-
Инвалиды
Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?
Следующий вид доходов – пособия.
Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.
Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?
-
По безработице
-
Детские
-
Разовые пособия пенсионерам
Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?
К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.
5.Ученики выполняют схему по вопросу «Доходы: фиксированные и переменные» (по слайду)
6. Расходы семьи.
Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1) – они бывают обязательные и произвольные (записывают)
Вопрос: Какие налоги платит семья?
-
Подоходный
-
Пенсионный
-
За землю, недвижимость
Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?
-
Оплата электроэнергии
-
Оплата газа
-
Оплата телефонной связи
Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?
4.Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.
(Составление логических цепочек – неравенств)
Расход
Доход
Дефицит
Расход
Доход
Профицит
Расход
=
Доход
Равноценный (равный) бюджет
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.
III.Практикум -закрепление
1.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? (Раздаточный материал на партах)
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
Родители и старший сын — трудовые ресурсы
Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
Проценты — доход от сбережений в банке
Рента за земельный участок — собственность.
Задание условным семьям:
2.Составьте ресурсы Вашей семьи. (Выступают, обсуждение)
3. Решение других задач (по возможности) с помощью слайда
3.Д/з – параграф 44,выучить записи в тетради.
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доходы
Расходы
Фиксированные
Переменные
Обязательные платежи
Питание
Промтовары
Культурно-бытовые услуги
IV. Подведение итогов урока.
V.Выставление оценок.
Орг. момент. Сообщение плана урока.
Ход урока
1. Введение.
У
каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем
определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с
близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают
связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег.
Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально –
трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете
получать после её окончания.
Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством
легко? Почему?
Для
ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это
целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика.
Сегодня
мы начинаем изучать новый раздел. Он называется «Экономика домашнего
хозяйства». При изучении этого раздела вы узнаете, каким образом деньги
поступают в семью, как они расходуются, познакомитесь с правилами экономии.
А вот
тему урока вы назовёте сами. Для этого нам нужно выполнить цифровое задание,
решив примеры на карточках.
73 |
20 |
42 |
91 |
40 |
10 |
31 |
11 |
5 |
1 |
60 |
|
ю |
ж |
б |
т |
д |
е |
с |
ь |
е |
и |
м |
Примеры
для решения на карточках
Буква 126:3= |
Буква 155:5= |
Буква 365:5= |
Буква (445+110):11= |
Буква 73+7-40= |
Буква 23*3-9= |
Буква 336+4-20= |
Буква (55+55):10= |
Буква 25:5+5= |
Буква (1000-600):400= |
Буква 273:3= |
Ответ:
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
|
б |
ю |
д |
ж |
е |
т |
с |
е |
м |
ь |
и |
2.Объяснение нового материала.
Итак,
тема урока «Бюджет семьи». Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием
«бюджет», а также с составными частями бюджета.
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за
определённый период времени. (Показ слайда №1)
Бюджет
Доходы Расходы
Вопрос: Что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые поступают в семью.
Вопрос: Из чего могут складываться доходы
семьи?
Доходы складываются из: (работа со слайдом №1)
Бюджет
Доходы
Расходы
·
Зарплата
·
Пенсия
·
Стипендия
·
Пособия
·
Доходы
от личного хозяйства
·
Дополнительные
выплаты
Вопрос: Что такое
зарплата?
Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за
единицу времени (месяц, неделю, день).
Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В
каких случаях?
·
Пенсионеры
по старости
·
Дети
по утере кормильца
·
Инвалиды
Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?
Следующий
вид доходов – пособия.
Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство
выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.
Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?
·
По
безработице
·
Детские
·
Разовые
пособия пенсионерам
Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?
К
дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную
работу.
Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом
№1)
Бюджет
Доходы
Расходы
·
Зарплата
Налоги
·
Пенсия
Коммунальные услуги
·
Стипендия
Питание
·
Пособия
Одежда и обувь
·
Доходы
от личного хозяйства Мебель
·
Дополнительные
выплаты Недвижимость
Культурные нужды
Непредвиденные нужды
Вопрос: Какие налоги платит семья?
·
Подоходный
·
Пенсионный
·
За
землю, недвижимость
Вопрос: За какие коммунальные услуги платит
семья?
·
Оплата
электроэнергии
·
Оплата
газа
·
Оплата
телефонной связи
Вопрос: На какие культурные нужды семья может
потратить деньги?
Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?
Как же нужно
планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические
цепочки.
(Составление логических цепочек – неравенств)
Расход |
|
Доход |
? |
Расход |
|
Доход |
? |
Накопление сбережений |
Долги |
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод:
Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.
3.Закрепление материала
В
заключительной части нашего урока я предлагаю вам поиграть в лото для
закрепления полученных знаний на уроке. Каждый из вас получил карточку.
В квадратах
первого ряда написаны определения понятий, которые мы рассмотрели на уроке, а
в квадратах второго ряда – понятия. Кроме карточки вы получили набор фишек,
которыми вы будете закрывать квадраты карточки.
(показ
слайда № 2).
Давайте
проверим правильность выполнения задания. Если вы правильно поставили фишки,
то из букв, которые написаны внизу фишек, у вас должно получиться в первом
ряду слово « доход», а во втором ряду – слово «расход». Переверните фишки
обратной стороной. Что получилось? (бюджет семьи).
4.Д/з – записи в тетради
5.Итог урока:
Какую
тему мы изучали?
Предмет: Обществознание,
автор: alekcander44
Как же нужно планировать семейный бюджет? Составьте логические цепочек – неравенства
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Ответы
Автор ответа: Rustam610
5
Ответ:
Объяснение:
Наши задачи: Выяснить, каковы ресурсы семьи, что такое семейный бюджет, каковы источники доходов семьи. Научится рационально организовывать домашнее хозяйство.
Предыдущий вопрос
Следующий вопрос
Интересные вопросы
Предмет: Геометрия,
автор: dhhduydjsj
Пожалуйста срочно
Найдите координаты вектора ВК, если В(2; -7) и К(2; 3)
4 года назад
Предмет: Физика,
автор: lizochkaaaaaa66
як змінюється температура речовини під час кристалізації
4 года назад
Предмет: Українська мова,
автор: Аноним
Записати через риску значення фразеологізмів. З одним із фразеологізмів ( на вибір) скласти речення ☘️
4 года назад
Предмет: Геометрия,
автор: Aleksandrya
Минимальное количество солнечного тепла территория материка Антарктида получает в …
1январе
2марте
3июле
4сентябре
6 лет назад
Предмет: Математика,
автор: мика261
Сколько см в 1250 метрах
6 лет назад
Орг. момент. Сообщение плана урока.
Ход урока
1. Введение.
У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?
Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика.
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Он называется «Экономика домашнего хозяйства». При изучении этого раздела вы узнаете, каким образом деньги поступают в семью, как они расходуются, познакомитесь с правилами экономии.
А вот тему урока вы назовёте сами. Для этого нам нужно выполнить цифровое задание, решив примеры на карточках.
73 |
20 |
42 |
91 |
40 |
10 |
31 |
11 |
5 |
1 |
60 |
|
ю |
ж |
б |
т |
д |
е |
с |
ь |
е |
и |
м |
Примеры для решения на карточках
Буква №1 126:3= |
Буква № 7 155:5= |
Буква №2 365:5= |
Буква № 8 (445+110):11= |
Буква №3 73+7-40= |
Буква № 9 23*3-9= |
Буква №4 336+4-20= |
Буква № 10 (55+55):10= |
Буква №5 25:5+5= |
Буква № 11 (1000-600):400= |
Буква №6 273:3= |
Ответ:
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
|
б |
ю |
д |
ж |
е |
т |
с |
е |
м |
ь |
и |
2.Объяснение нового материала.
Итак, тема урока «Бюджет семьи». Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием «бюджет», а также с составными частями бюджета.
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №1)
Бюджет
Доходы Расходы
Вопрос: Что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые поступают в семью.
Вопрос: Из чего могут складываться доходы семьи?
Доходы складываются из: (работа со слайдом №1)
Бюджет
Доходы Расходы
- Зарплата
- Пенсия
- Стипендия
- Пособия
- Доходы от личного хозяйства
- Дополнительные выплаты
Вопрос: Что такое зарплата?
Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).
Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?
- Пенсионеры по старости
- Дети по утере кормильца
- Инвалиды
Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?
Следующий вид доходов – пособия.
Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.
Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?
- По безработице
- Детские
- Разовые пособия пенсионерам
Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?
К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.
Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1)
Бюджет
Доходы Расходы
- Зарплата Налоги
- Пенсия Коммунальные услуги
- Стипендия Питание
- Пособия Одежда и обувь
- Доходы от личного хозяйства Мебель
- Дополнительные выплаты Недвижимость
Культурные нужды
Непредвиденные нужды
Вопрос: Какие налоги платит семья?
- Подоходный
- Пенсионный
- За землю, недвижимость
Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?
- Оплата электроэнергии
- Оплата газа
- Оплата телефонной связи
Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?
Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.
(Составление логических цепочек – неравенств)
Расход |
Доход |
? |
|
Расход |
Доход |
? |
Накопление сбережений |
Долги |
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.
3.Закрепление материала
В заключительной части нашего урока я предлагаю вам поиграть в лото для закрепления полученных знаний на уроке. Каждый из вас получил карточку.
В квадратах первого ряда написаны определения понятий, которые мы рассмотрели на уроке, а в квадратах второго ряда – понятия. Кроме карточки вы получили набор фишек, которыми вы будете закрывать квадраты карточки.
(показ слайда № 2).
Давайте проверим правильность выполнения задания. Если вы правильно поставили фишки, то из букв, которые написаны внизу фишек, у вас должно получиться в первом ряду слово « доход», а во втором ряду – слово «расход». Переверните фишки обратной стороной. Что получилось? (бюджет семьи).
4.Д/з – записи в тетради
5.Итог урока:
Какую тему мы изучали?
7 класс
Обществознание
Тема урока «Экономика семьи»
Цель: 1) Сформировать общее представление учащихся об экономике домашнего хозяйства, раскрыть понятие «бюджет», познакомить со статьями доходов и расходов;
2)Развивать навыки диалогической речи учащихся при ответах на вопросы, расширять и активизировать словарь учащихся через усвоение новых терминов, развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов, при выполнении практических задач;
3)Способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни .
Оборудование: Учебник обществознания для 7 класс под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, мультимедийная презентация.
Тип урока: изучения новых знаний
I.Организационный момент.
Активизация учебной деятельности
1. Вводная беседа
-Что такое экономика? Семья? А экономика семьи? Что такое деньги? Вспомните функции денег.
Предлагается решить задачу (слайд 1).
II.Изучение нового материала.
1. У каждого из нас есть семья. В ней мы воспитываемся, отдыхаем, выполняем определенные обязанности, радуемся победам, переживаем неудачи вместе с близкими людьми. Иногда в семье возникают трудности. Эти трудности бывают связаны с нехваткой денежных средств. Семья не может обойтись без денег. Наше благосостояние зависит от нашего трудолюбия, от тех профессионально – трудовых навыков и умений, которые вы приобретаете в стенах школы, и будете получать после её окончания.
Вопрос: Как вы думаете, управлять домашним хозяйством легко? Почему?
Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика –экономика семьи.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «экономика семьи»,« ресурсы семьи», «бюджет», а также с составными частями бюджета, а также будете решать задачи.
2.Предлагается план:
-
Ресурсы семьи
-
Семейный бюджет
-
Расходы семьи
3. Самостоятельная работа учеников с учебником. Учащимся предлагается заполнить схему «ресурсы семьи», прочитав текст учебника на странице в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 10 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждый лепесток ромашки (на доске), приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов, сверка по слайду.
4. Раскрытие понятия «бюджет».
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. (Показ слайда №)
Бюджет
Доходы Расходы
-
Зарплата Налоги
-
Пенсия Коммунальные услуги
-
Стипендия Питание
-
Пособия Одежда и обувь
-
Доходы от личного хозяйства Мебель
-
Дополнительные выплаты Недвижимость
Культурные нужды
Непредвиденные нужды
Вопрос: Что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые поступают в семью.
Вопрос: Из чего могут складываться доходы семьи?
Доходы складываются из: (работа со слайдом №)
Вопрос: Что такое зарплата?
Зарплата — это деньги, выплачиваемые работнику за труд за единицу времени (месяц, неделю, день).
Вопрос: Кто в семье может получать пенсию? В каких случаях?
-
Пенсионеры по старости
-
Дети по утере кормильца
-
Инвалиды
Вопрос: Кто в семье может получать стипендию?
Следующий вид доходов – пособия.
Пособие – это деньги, которые в виде помощи государство выплачивает тем, кто не может зарабатывать себе достаточно денег.
Вопрос: Какие виды пособий вы знаете?
-
По безработице
-
Детские
-
Разовые пособия пенсионерам
Вопрос: Какие доходы можно получать от личного хозяйства?
К дополнительным выплатам относят премии, полученные за хорошо выполненную работу.
5.Ученики выполняют схему по вопросу «Доходы: фиксированные и переменные» (по слайду)
6. Расходы семьи.
Вопрос: Как расходуются деньги в семье? (работа со слайдом №1) – они бывают обязательные и произвольные (записывают)
Вопрос: Какие налоги платит семья?
-
Подоходный
-
Пенсионный
-
За землю, недвижимость
Вопрос: За какие коммунальные услуги платит семья?
-
Оплата электроэнергии
-
Оплата газа
-
Оплата телефонной связи
Вопрос: На какие культурные нужды семья может потратить деньги?
Вопрос: Что относят к непредвиденным нуждам?
4.Как же нужно планировать семейный бюджет? Чтобы в этом разобраться составим логические цепочки.
(Составление логических цепочек – неравенств)
Расход
|
Доход |
Дефицит |
|
Расход |
|
Доход |
Профицит |
Расход |
= |
Доход |
Равноценный (равный) бюджет |
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Расходы не должны превышать доходы, чтобы не допускать долгов.
III.Практикум -закрепление
1.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? (Раздаточный материал на партах)
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Примерный ответ:
Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
Родители и старший сын — трудовые ресурсы
Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
Проценты — доход от сбережений в банке
Рента за земельный участок — собственность.
Задание условным семьям:
2.Составьте ресурсы Вашей семьи. (Выступают, обсуждение)
3. Решение других задач (по возможности) с помощью слайда
3.Д/з – параграф 44,выучить записи в тетради.
Рассчитать вместе с родителями семейный бюджет на месяц, по следующей схеме:
Доходы
Расходы |
|||||
Фиксированные |
Переменные |
Обязательные платежи |
Питание |
Промтовары |
Культурно-бытовые услуги |
IV. Подведение итогов урока.
V.Выставление оценок.
Здесь представлен конспект к уроку на тему «Экономика семьи», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Обществознание (7 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.