Содержание:
-
Что такое цветовые гармонии?
-
Монохромная гармония
-
Комплементарная гармония
-
Аналоговая гармония
-
Аналогово-комплементарная гармония
-
Гармония триады
-
Раздельно-комплементарная гармония
-
Гармония тетрады
-
Заключение
-
Сказать автору спасибо!
ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОВЫЕ ГАРМОНИИ?
Цветовыми схемами или гармониями называются сочетания оттенков, гармоничные для нашего восприятия. Теория цветовых гармоний лежит в основе всех цветовых решений в работах художников, модельеров и дизайнеров. Какие цветовые гармонии существуют? Чем они различаются, когда и какую из них стоит использовать? Ответы на все эти вопросы вы найдёте ниже.
Начну с того, что каждая цветовая схема основана на концепции цветового круга. Основные цвета (красный, синий и жёлтый) равноудалены друг от друга в трех точках этого круга. Между ними располагаются вторичные (смешанные) цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Для эффективной работы с цветовыми схемами следует начать с изучения цветового круга. Например, выполнить упражнение, в ходе которого, с использованием всего трёх основных цветов создаётся цветовой круг. Такое упражнение можно выполнить карандашами или красками. Оно поможет запомнить, как располагаются оттенки на цветовом круге, и понять закономерность получения различных оттенков.
Затем будет необходимо определиться с основным цветом работы. Основной цвет — это оттенок, который должен обязательно присутствовать в работе. Обычно его выбирают когда его либо нельзя изменить (например, при рисовании портрета, оттенок кожи будет основным), либо потому, что именно этот оттенок хочется или необходимо обыграть для получения определённого эффекта. После выбора основного цвета можно переходить к выбору цветовой гармонии.
МОНОХРОМНАЯ ГАРМОНИЯ
Такая схема строится на сочетании оттенков одного цвета, которые различаются тоном, светлотой и насыщенностью. Монохромную гармонию довольно часто можно встретить в изобразительном искусстве и дизайне одежды, а вот в интерьере, как правило, её не используют. Монохромные интерьеры плохо воспринимаются человеком и могут вызывать ощущение психологического дискомфорта. Зато рисунки, выполненные с применением подобной схемы, выглядят гармонично и интересно.
КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Комплементарную гармонию также называют контрастной, дополнительной или полярной. Она основывается на двух оттенках, максимально удалённых друг от друга на цветовом круге. Это одна из наиболее распространённых, понятных, и по сути, беспроигрышных гармоний. Работы, выполненные с применением комплементарной цветовой схемы, выглядят сочно и контрастно. Такую гармонию охотно используют для создания броских иллюстраций, постеров к фильмам. Популярна она и в мире моды. На её основе создают модные сочетания для уверенных в себе людей, которые хотят выделиться из толпы. Встречаются комплементарные решения и в дизайне интерьеров (обычно в тех помещениях, где нужно подчеркнуть формальность и энергичность — например, в гостинных). Примеры применения комплементарной гармонии найти несложно — они не перегружены цветом и при этом выглядят максимально выразительно и контрастно.
АНАЛОГОВАЯ ГАРМОНИЯ
Аналоговая гармония состоит из оттенков смежных цветов, расположенных на цветовом круге по соседству друг с другом. Примеры использования аналоговой схемы на первый взгляд немного напоминают монохромные цветовые решения, но в аналоговой схеме задействуется более широкий спектр оттенков. Может показаться, что это довольно простая гармония, для подбора которой не требуется особых навыков. Определяется основной цвет, добавляются прилегающие к нему оттенки и всё — цветовая схема готова. Однако, не всё так просто, как кажется. Сложность схемы заключается в поиске оптимального баланса между выбранными оттенками. Если оттенки будут слишком схожи по тону, светлоте и насыщенности, работа получится монотонной и скучной. Зато правильный баланс оттенков аналоговой схемы поможет придать работам «особое настроение».
При использовании такой гармонией, определяется доминирующий цвет, затем ещё один оттенок используется как поддерживающий, и третий — в качестве акцента. Акцентом в аналоговом решении может стать и любой ахроматический цвет (белый, чёрный или серый). В живописи аналоговую гармонию применяют чаще всего для передачи настроения, например ощущения «серого мрачного утра» или «золотой осени». Также её охотно используют модельеры для создания спокойных стильных коллекций, а ещё в дизайне помещений, в которых должны царить покой и уют (например, в спальнях). Примеры аналоговой гармонии обычно довольно легко угадываются среди других, так как работы, выполненные в такой гармонии выглядят так, будто мы смотрим на них через цветное стекло.
АНАЛОГОВО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
Аналогово-комплементарную гармонию порой относят к разновидностям аналоговой, а иногда выделяют, как отдельный вид. Отличается такая гармония от аналоговой добавлением в палитру комплементарного оттенка. Такой оттенок выступает в качестве акцента и может быть комплементарен любому оттенку из выбранной аналоговой палитры, но только одному из них.
Палитра аналогово-комплементарной гармонии довольно часто используется в искусстве и макияже. Однако, есть небольшой нюанс. Когда такая гармония используется в изобразительном искусстве, комплементарный акцент рекомендуется подбирать с температурой, противоположной основной палитре. То есть для палитры холодных аналоговых оттенков подбирается тёплый комплементарный акцент, и наоборот. Но в случае с макияжем или одеждой акцент подбирается, как правило, той же температуры, иначе он может выбиваться из общей картины и выглядеть чужеродно.
Если у вас есть сложности с определением температуры цвета, после прочтения статьи, посмотрите видео на моём YouTube-канале, где я подробно разбирала этот вопрос. На самом деле, там всё очень просто. Чуть позже на сайте появится и статья на эту тему.
ГАРМОНИЯ ТРИАДЫ
В основе классической цветовой триады лежат три цвета, равноудалённые друг от друга на цветовом круге. Такая схема популярна в изобразительном искусстве, так как она даёт сильный визуальный контраст, сохраняя при этом умеренность и баланс. Работы, выполненные в палитре классической цветовой триады, выглядят более спокойно и сбалансированно, чем работы, основанные на комплементарной палитре. В схеме триады один цвет выбирается в качестве основного, а два других используются как дополнительные. Причём, все оттенки должны быть равноудалены друг от друга на цветовом круге. Другими словами, в основе классической триады лежит равносторонний треугольник. Наиболее яркие и броские триады основаны на первичных, базовых, цветах (красном, жёлтом и синем), а более уравновешенные на вторичных (фиолетовом, оранжевом и зелёном).
Можно сказать, что возможности классической триады безграничны. Её палитра универсальна и может использоваться практически без ограничений. Изменяя тон, насыщенность или светлоту одного из трёх оттенков, вы можете каждый раз получать абсолютно новый результат. Для сохранения баланса в палитру триады не рекомендуется добавлять дополнительные акценты. Если вы всё же решите дополнить триаду, сделайте это лучше с помощью ахроматических оттенков. Иначе может получиться цветовой хаос. Примеров триады можно найти огромное множество, вот только некоторые из них. Триада, как и комплементарная схема, охотно используется для смелых дизайнов одежды и на афишах фильмов.
РАЗДЕЛЬНО-КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ГАРМОНИЯ
На первый взгляд раздельно-комплементарная схема похожа на триаду (иногда её даже называют контрастной триадой), но по своей сути и получаемому эффекту она всё же ближе к комплементарной. Её отличие от комплементарной гармонии заключается в том, что в пару к основному цвету берётся не дополнительный, а два соседних оттенка, прилегающих к нему на цветовом круге.
По создаваемому эффекту и настроению раздельно-комплементарная схема довольно близка к комплементарной. Но из-за отсутствия в её палитре оттенка, контрастного основному, с её помощью получаются выразительные и в то же время более спокойные и уравновешенные работы. Считается, что такая гармония является наиболее универсальной и её сложнее всего испортить. Применять раздельно-комплементарную гармонию можно практически в любой области.
ГАРМОНИЯ ТЕТРАДЫ
Цветовая палитра тетрады основывается на четырёх оттенках. Схемой расположения для них на цветовом круге могут стать квадрат, прямоугольник или трапеция. У гармонии, основанной на квадрате, относительно немного вариаций. В виду равноудалённости оттенков друг от друга, в квадратной гармонии отсутствуют аналоговые цвета и такую гармонию довольно сложно сбалансировать. Решением может стать использование одного цвета в качестве основного, а остальных в качестве дополнительных. Квадратная тетрада больше подойдёт достаточно опытным авторам, которые с лёгкостью оперируют более простыми гармониями. Чаще всего квадратную тетраду можно встретить в искусстве. В макияже она не используется из-за избыточности цвета, в одежде также применяется достаточно редко, ну а в дизайне интерьера, прямо скажем, на любителя.
В отличие от квадратной, прямоугольная тетрада имеет куда большее количество вариаций и применений. Её легче сбалансировать из-за присутствия в ней близких друг к другу на цветовом круге оттенков. При использовании прямоугольной тетрады, рекомендуется определить пару доминирующих и пару дополняющих цветов, иначе такая схема может выглядеть разбалансированно и избыточно.
Схема трапеции — это что-то среднее между гармониями квадрата и прямоугольника. Два оттенка в цветовой трапеции аналоговые и расположены близко друг к другу, а два других, напротив, довольно сильно удалены на цветовом круге от первой пары и друг от друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все вышеупомянутые виды цветовых гармоний не просто существуют и находят своё применение в изобразительном искусстве, дизайне одежды и интерьера, но и, по сути, являются фундаментом для принятия большинства творческих решений. Кроме того, грамотное и осмысленное использование оттенков является одним из необходимых условий для получения хорошего результата. Полезно не только изучать различные цветовые гармонии, но и анализировать их использование опытными мастерами.
Совет: если вы — начинающий художник или дизайнер, не пытайтесь сразу же покорять тетрады. Начните с более простых гармоний и цветовых сочетаний. Так вы быстрее разберётесь с применением различных гармоний и ваши работы станут более выразительными уже в процессе обучения. Но даже если вы совсем далеки от мира моды и искусства, разобраться с цветовыми гармониями будет полезно. С их помощью вы сможете подобрать для себя более подходящий гардероб, подобрать интересный макияж и сделать свой дом более уютным и комфортным.
Автор статьи: Юлия Омельченко
Специально для сайта artcolor.online
Курсы рисования и поддержка на Boosty
ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ!
Посетите бесплатный урок рисования цветными карандашами!
В одном из предыдущих уроков ты узнал о свойствах предметов и как они связаны с математикой. На этом уроке ты познакомишься с понятием — математическая закономерность.
Закономерность — постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений, действий или свойств предметов.
Закономерности, как и свойства предметов связаны с математикой и с логикой. Зная закономерность, ты точно можешь знать, что будет дальше. После четверга точно будет пятница, после 10 часов утра будет 11 часов утра. Последовательность действий, явлений, свойств или событий в закономерности всегда определена, то есть мы точно знаем что будет дальше.
Типы закономерностей
Существует несколько типов закономерностей: убывающие, возрастающие, циклические и сложные закономерности. Давайте познакомимся с каждой подробнее.
Возрастающая закономерность
Закономерность, у которой числовое свойство увеличивается согласно некоторому закону или формуле, называется возрастающей.
Например, дерево растет и на его стволе каждый год добавляется одно новое кольцо. Этот процесс называется простой возрастающей закономерностью. В этой закономерности легко вычислить, сколько колец будет через 2 года или через 10 лет. Количество колец в стволе соответствует возрасту дерева.
Приведем пример возрастающей закономерности, которая сложнее чем в примере с деревом. Представьте одноклеточный организм, который каждую минуту делится на две клетки. На картинке хорошо видно, что в первую минуту мы видим 1 клетку, во вторую — уже 2 клетки, а затем 4 клетки, 8, 16. Каждую минуту количество увеличивается в 2 раза. Зная предыдущее количество, можно узнать, сколько будет клеток в следующую минуту. Этот процесс называется тоже возрастающей закономерностью. Для настоящих математиков будет несложно установить формулу увеличения закономерности для этого примера. Эта задача для тебя еще сложная, так как ты только начали изучать математику. Главное сейчас чтобы ты понять, что такое закономерность.
Убывающая закономерность
Закономерность, у которой числовое свойство уменьшается согласно некоторому закону или формуле, называется убывающей.
Представьте соревнования по поеданию сосисок на скорость, в которых участвуют два участника. У каждого по 10 сосисок на тарелке (это столько, сколько у тебя пальцев на руках). Первый съедает одну сосиску за минуту, а второй съедает 2 сосиски за минуту. Ясно, что второй участник соревнований победит, так как он съедает больше сосисок за минуту, чем первый участник. Но нам важно увидеть закономерность. На рисунке мы можем увидеть, как в каждой тарелке уменьшается количество сосисок. Этот процесс называется убывающей закономерностью. Второй участник съел всю тарелку сосисок за пять минут и победил!
Циклическая закономерность
Закономерность, которая повторяется каждый раз, называется циклической. Полный круг в циклической закономерности называется циклом закономерности.
Ты точно знаешь закономерность такого типа — это смена времен года. Весна-Лето-Осень-Зима и потом происходит повторение.
Рассмотрим пример с предметами разной формы. На рисунке ты видишь цепочку из разного количества предметов. Попробуй найти закономерность на рисунке ниже. Продолжи цепочку.
Предметы повторяются через каждые три ячейки. Зная закономерность, мы можем предположить, какие предметы будут дальше. За последним звеном будет треугольник, затем круг, далее квадрат.
Сложные закономерности
Закономерности, которые состоят из нескольких видов закономерностей или имеют несколько свойств, называются сложными.
Рассмотрим пример закономерностей на одной и той же цепочке, но будем искать закономерности в зависимости от свойства звеньев. Попробуй найти следующее звено в примере ниже.
Закономерность по форме
Видим, как чередуются звенья цепочки. Точно знаем, что по форме следующим будет круг, обозначим его как большой круг
Закономерность по размеру
Видим, как чередуются звенья цепочки: большая и затем две маленькие фигуры, то есть следующей будет маленькая фигура.
Закономерность по цвету
Получилась самая длинная закономерность в цепочке, выделим ее и определим, какой будет следующий цвет.
Как видишь, закономерность зависит от свойств элементов цепочки. Для одной и той же цепочки мы нашли различные закономерности в зависимости от свойства. Объединим полученные результаты и узнаем, какое звено будут следующим.
Алгоритм поиска закономерностей
Давайте еще раз повторим все шаги для выявления закономерностей.
- Определяем количество свойств цепочки;
- Определяем закономерность для каждого свойства;
- Сопоставляем закономерности для определения всех свойств следующего звена в цепочке.
Поиск закономерностей — это очень хороший навык для юного математика. В будущем, когда ты будешь изучать цифры, тебе обязательно этот навык пригодится. Мы создали набор тестов, где ты сможешь потренироваться в поиске закономерностей. Попробуй пройти все тесты с хорошим результатом и двигайся дальше в изучении математики.
Смешение
цветов — одна из самых главных проблем
теории и практики
начального этапа постижения колористики.
Установлены
три основных закона оптического смешения
цветов.
Существуют три основных способа смешения
цветов: механическое, пространственное
и оптическое.
Первый
закон: главной
особенностью любого цветового круга
является
соотношение противолежащих (относительно
центра круга)
цветов, которое при их смешении дает
ахроматический цвет. Такие
цвета называются дополнительными.
Взаимодополнительные
цвета
строго определенны: к красному малинового
оттенка — зелено-голубой,
к красному огненному — голубой, близкий
к голубовато-зеленому,
к желтому зеленого оттенка —
пурпурно-фиолетовый,
к желтому лимонному — синий ультрамариновый,
к голубовато-синему
— оранжево-желтый.
Видимые в естественных
условиях цвета, как правило, являются
результатом смешения спектральных
цветов.
Механическое
смешение цветов происходит тогда, когда
мы смешиваем краски, например, на палитре,
бумаге, холсте. Здесь следует четко
различать, что цвет и краска ≈ это не
одно и то же. Цвет имеет оптическую
(физическую) природу, а краска — химическую.
Цветов в природе
гораздо больше, чем красок в красочном
наборе.
Цвет красок
значительно менее насыщен, чем цвет
многих предметов. Самая светлая краска
(белила) светлее самой темной (черной)
краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось
бы, неразрешимая проблема — передать в
живописи все богатство и разнообразие
цветовых отношений природы такими
скудными средствами. Но художники
успешно решают эту проблему, используя
знания по цветоведению, выбирая
определенные тональные и колористические
отношения.
В живописи различными
красками, в зависимости от их сочетаний,
можно передать один и тот же цвет и,
наоборот, одной краской — разные цвета.
Интересных эффектов
можно достигнуть, если добавить немного
черной краски к каждому цвету.
Иногда механическим
смешением красок можно достигнуть
результатов, похожих на оптическое
смешение цветов, но, как правило, они не
совпадают.
Яркий пример —
смешение всех красок на палитре дает
не белый цвет, как в оптическом смешении,
а грязно-серый, бурый, коричневый или
черный.
Второй
закон имеет
наибольшее практическое значение и
говорит
о том, что смешение цветов, лежащих по
цветовому кругу близко друг
к другу, дает ощущение нового цвета,
лежащего между смешиваемыми
цветами. Так, например, смесь красного
с желтым дает оранжевый,
желтого с синим — зеленый. Из второго
закона вытекает
тот факт, что путем смешения трех основных
цветов (красного, желтого
и синего) в разных пропорциях можно
получить любой цветовой
тон — «слагательный»
оптический
эффект.
То есть, цвет получается путем сложения
света (при синтезе цветного света и
цветных поверхностей)
Третий
закон состоит в том, что одинаковые
цвета дают одинаковые смеси.
Этот эффект возникает при фильтровании
света и при смешении пигментов, так
называемого вычитания света..
Имеются
в виду также и те случаи, когда смешиваются
цвета одинаковые по
цветовому тону, но разные по насыщенности,
а также хроматические цвета с
ахроматическими — «вычитательный»
оптический
эффект.
Таким
образом, различают два принципиально
разных процесса смешения цветов:
слагательный и вычитательный, которые
дают различные результаты. (Рисунки
1.21, 1.22).
Поверхности,
покрытые мелкими мазками разного цвета,
на некотором
расстоянии воспринимаются как имеющие
промежуточный
цвет. Примером такого оптического
смешения цвета, иначе называемого
«пространственным», могут служить мазки
чистого красного
и синего цветов, которые издали кажутся
фиолетовыми.
При оптическом смешении двух цветов
разной светлоты видимый
цвет будет иметь среднюю светлоту.
Например, белая поверхность,
покрытая мелким рисунком, воспринимается
с определенного расстояния как
поверхность серого цвета.
Пространственное
смешение цвета — совмещение в одном
пространстве различно окрашенных
световых лучей. Пространственное
смешение цветов на основании цветного
мазка
широко применяли старые мастера.
Используют этот прием и
современные художники. При пространственном
смешении цветов
живопись получает особую выразительность,
легкость, воздушность.
Поверхность, покрытая разноцветными
мазочками, кажется мерцающей,
более полно передающей световоздушную
среду.
Пространственное
смешение цветов получается, если
посмотреть на некотором расстоянии на
небольшие, касающиеся друг друга цветовые
пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное
пятно, которое будет иметь цвет, полученный
от смешения цветов мелких участков.
Рисунок
1.21 – Получение цветов на основе сложения
— аддитивное смешение цветов
Слияние цветов на
расстоянии объясняется светорассеянием,
особенностями строения глаза человека
и происходит по правилам оптического
смешения.
Закономерности
пространственного смешения цветов
важно учитывать художнику при создании
любой картины, поскольку она будет
рассматриваться обязательно с некоторого
расстояния. Особенно необходимо помнить
о получении возможных эффектов смешения
цветов в пространстве при выполнении
значительных по своим размерам живописных
произведений, рассчитанных на восприятие
с большого расстояния.
Это свойство цвета
прекрасно использовали в своем творчестве
художники-импрессионисты, особенно те,
которые применяли технику раздельного
мазка и писали мелкими цветными пятнами,
что даже дало название целому направлению
в живописи — пуантилизму (от французского
слова «пуант» — точка).
При рассматривании
картины с определенного расстояния
мелкие разноцветные мазки зрительно
сливаются и вызывают ощущение единого
цвета.
Интересный
эксперимент по разложению цвета на
составляющие провел художник Джакомо
Балла. Не только цвет, но и движение он
разложил на составляющие его фазы,
используя принцип последовательного
фиксирования движения, как при выполнении
моментальной фотографии. В результате
этого родилась удивительная картина
«Девочка, выбежавшая на балкон»,
которая только при рассмотрении издали
на основе пространственно-оптического
смешения цветов раскрывает замысел
автора.
На пространственном
смешении цветов основано получение
изображений различных цветовых оттенков
в полиграфии при печати с растровых
форм. При рассматривании с определенного
расстояния участков, образованных
мелкими разноокрашенными точками, вы
не различаете их цвета, а видите цвет
пространственно-смешанным.
Оптическое
— образование суммарного цвета в органе
зрения, тогда как в пространстве слагаемые
цвета разделены. Примеры: живопись
мелкими штрихами или точками, пестроткань,
офсетная печать.
Оптическое смешение
цветов основано на волновой природе
света. Его можно получить при очень
быстром вращении круга, сектора которого
окрашены в необходимые цвета.
Вспомните, как вы
вращали в детстве волчок и с удивлением
наблюдали за волшебными превращениями
цвета. Легко изготовить специальный
волчок для опытов по оптическому смешению
цветов и провести серию экспериментов.
Можно убедиться,
что призма разлагает белый луч света
на составные части — цвета спектра, а
волчок смешивает эти цвета снова в белый
цвет.
Основные цвета в
оптическом смешении — красный, зеленый
и синий.
Основные цвета
при механическом смешении цветов —
красный, синий и желтый.
Дополнительные
цвета (два хроматических цвета) при
оптическом смешении дают ахроматический
цвет (серый).
Вспомните, как вы
были в театре или цирке и радовались
тому праздничному настроению, которое
создает цветное освещение. Если
внимательно проследить за тремя лучами
прожекторов: красным, синим и зеленым,
то можно заметить, что в результате
оптического смешения этих лучей получится
белый цвет.
Можно провести и
такой эксперимент по получению
многокрасочного изображения путем
оптического смешения цветов: взять три
проектора, поставить на них цветные
фильтры (красный, синий, зеленый) и,
одновременно перекрещивая эти лучи,
получить на белом экране почти все
цвета, примерно так же, как в цирке.
Участки экрана, освещенные одновременно
синим и зеленым цветами, будут голубыми.
При сложении синего и красного излучений
на экране получается пурпурный цвет, а
при сложении зеленого и красного
совершенно неожиданно образуется желтый
цвет. Складывая все три цветных луча,
получаем белый цвет. Если в проекторы
установить черно-белые слайды, то можно
попытаться их сделать цветными с помощью
цветных лучей. Не проделав такого опыта,
трудно поверить, что многообразия
цветовых оттенков можно достигнуть
смешением трех лучей: синего, зеленого
и красного.
Конечно, существуют
и более сложные приборы для оптического
смешения цветов, например телевизор.
Каждый день, включая цветной телевизор,
вы получаете на экране изображение со
многими оттенками цвета, а основано оно
на смешении красного, зеленого и синего
излучений.
Между
результатами оптического и механического
смешения красок
существует некоторое различие,
обусловленное физической природой
красок.
Красочная
смесь состоит из отдельных частиц
пигмента и связующего
вещества, которые воздействуют на
прохождение света сквозь
красочный слой. Свет, попадая на слой
смеси красок (например,
желтой и синей), частично отражается на
его поверхности, а
частично поглощается внутри красочного
слоя. Так, через частицы
желтой и зеленой красок пройдут лучи
желтого спектра, а через частицы
синей краски — синего. Другие же лучи
спектра: красные, оранжевые, желтые —
будут поглощены синими частицами, а
фиолетовые, синие, голубые лучи —
желтыми.
Лучше
представить различие в результатах
оптического и механического
смешения цветов и красок поможет еще
один пример: на вращающемся диске желтое
и синее стекла дадут серую смесь
ахроматического
цвета, в то время как механическое
смешение тех же
цветов даст зеленую краску.
Временное
— смешение цветов при быстрой смене их
в поле зрения. Это можно наблюдать при
помощи «вертушки» Максвелла. Если
укрепить на вертушке диски разных цветов
и привести их во вращение со скоростью
2000 оборотов в минуту, цвета дисков станут
неразличимы в отдельности и образуют
некий суммарный цвет.
Оптическое
(или слагательное) наложение синих и
желтых стекол дает зеленый цвет, схожий
по результатам с лессировкой прозрачной
синей по желтой краске. Однако в красочной
смеси зеленого
цвета будут некоторые потери насыщенности
цвета, вызванные названными выше
причинами — поглощением некоторых
спектральных
лучей частицами красок при прохождении
света через их
красочный слой. Этот процесс называется
вычитанием
цветов.
Рисунок 1.22 –
Получение цветов на основе вычитания
— субтрактивное смешение цвета
Основные
цвета при слагательном (аддитивном)
смешении: красный, зеленый и синий. Из
них можно получить все цвета круга.
Человеческий глаз
не способен реагировать по-разному на
все сочетания световых лучей, которые
попадают на его поверхность, поскольку
в сетчатке глаза есть только три вида
колбочек-клеток, воспринимающих цвет.
Например, при относительно слабом
освещении человек видит желтый цвет,
если в глаз попадает небольшая часть
лучей из желтой области спектра. Но
точно так же глаз реагирует и на
определенные смеси красных и зеленых
лучей. Белый солнечный свет состоит из
всех лучей спектра, однако хороший белый
свет можно получить также при смешении
лучей только двух длин волн — из красной
и сине-зеленой частей спектра.
Каждый воспринятый
глазом цвет может соответствовать
огромному количеству сочетаний длин
волн, более того, ограниченное число
цветных световых лучей с данной длиной
волны может дать при смешении в различных
пропорциях почти любой цвет. Это факт
первостепенной важности для полиграфистов
и дизайнеров, так как на нем основаны
практически все современные методы
воспроизведения цвета на мониторе и
бумаге.
Если спроецировать
на белый экран в правильном соотношении
лучи густого красного, синего и зеленого
цвета, то в месте их совмещения получится
белый цвет. Изменяя их относительную
яркость, можно получить почти любой
цвет. Например, коричневый получается
от смешения тусклого зеленого луча с
чуть более ярким красным и с малой
примесью или даже без примеси синего.
Если увеличить яркость всех трех лучей,
то коричневый посветлеет и превратится
в желто-красный.
При таком аддитивном
смешении насыщенные красный, синий и
зеленый цвета называют «основными».
При смешении двух основных цветов
получают «дополнительный». Например,
если к красному добавлять в растущей
пропорции зеленый, получаются очень
насыщенные желто-красные, желтые,
желто-зеленые и зеленые тона. Если к
зеленому добавлять в растущей пропорции
синий, это приведет к появлению глубоких
сине-зеленых тонов. Смешение синего с
разными количествами красного даст
насыщенные оттенки пурпурного.
Сложение основных
лучей спектра в том месте, где они
пересекаются, дает новые цвета. Цвета,
образованные смешением двух из трех
основных цветов — красного, зеленого
и синего, называются дополнительными
и включают пурпурный, голубой и желтый,
которые можно видеть на рисунке. При
смешении всех трех основных лучей в
одинаковой пропорции появляется белый
свет.
Как объясняется
в параграфе «Спектральный состав света»,
все объекты обязаны своим цветом
вычитанию других спектральных лучей
из падающего на них света. Таким образом,
красная краска излучает преимущественно
красный свет, потому что поглощает
большую часть синих и зеленых лучей
светового потока, и ей остается отражать
красные лучи. Если смешать эту краску
с другой, то каждая будет по-прежнему
вычитать положенную долю лучей, и смесь
отразит еще меньше света. Поэтому, когда
смешивают красную краску с зеленой,
красный красящий пигмент поглощает
много зеленых и синих лучей, а зеленый
пигмент тоже вычитает синие лучи и к
тому же большую часть красных. В результате
цвет получается темным, но это не серый
цвет. Ведь цвет лучей, отражаемых
несмешанными красной и зеленой красками,
далеко не чистый. Он состоит из цветовых
полос, которые частично пересекаются.
Красная краска, возможно, отразит
значительное количество желтых лучей,
а зеленая — наверняка отразит много и
желтых, и синих лучей. Итак, обе составляющие
отразят какое-то количество желтых
лучей и смесь приобретет темно-желтый
цвет, то есть коричневый. Это называется
смешением цветов путем вычитания.
Если смешать
красную краску с желтой, очевидно,
получится оранжевый цвет, поскольку
обе составляющие активно отражают лучи
только с такой длиной волны. Смешение
желтой и синей красок обычно дает неяркий
зеленый цвет, и то же происходит при
совмещении желтого светофильтра с
синим, хотя теоретически эти два цвета
вычитают из светового потока основные
цвета.
Сущность
субтрактивного образования цвета
заключается в вычитании из светового
потока какой-либо его части путем
поглощения.
Субтрактивный
процесс имеет место при всяком
взаимодействии света с материальным
телом. Например: при смешении красок,
наложении красочных слоев (лессировки,
глубокая печать), при всех видах отражения
и пропускания света. Основной закон
вычитательного смешения: Всякое
хроматическое тело отражает (или
пропускает) лучи своего собственного
цвета и поглощает цвет, дополнительный
к собственному. Основные краски при
вычитательном смешении — красная,
желтая и синяя.
При смешении путем
вычитания цвета всегда затемняются,
так как подобная смесь обязательно
содержит меньше света, чем любой из ее
компонентов. Это явилось одной из причин,
по которой импрессионисты писали точками
и мазками ярких спектральных цветов, а
не смешивали краски.
Необходимо, чтобы
пересекающиеся красители, которые
образуют цвета на бумаге, содержали
красный, синий и зеленый — основные
цвета, — но они не должны быть чересчур
темными. Поэтому в полиграфии применяются
голубой, пурпурный и желтый красители.
Голубой поглощает красные лучи и
пропускает синие и зеленые; пурпурный
поглощает зеленые и пропускает красные
и синие, а желтый поглощает синие и
пропускает красные и зеленые. В том
месте где пересекаются голубой и
пурпурный, образуется синий и так далее.
Желтый, голубой и пурпурный — это главные
дополнительные цвета, поскольку каждый
из них содержит равные доли двух основных
лучей спектра и каждый в состоянии
вычесть из светового потока третий
основной цвет.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Я уже писал об истории теории цвета и том, как правильно сочетать цвета при помощи основных цветовых схем. Тут же я попытался сделать “обезжиренную” версию этих знаний, для более легкого понимания материала. Статья подойдет не только дизайнерам, но и всем людям, которые хотят научится понимать и работать с цветом. В статье вы узнаете о физических свойствах цвета, почему мы воспринимаем его таким, что он может значить и как составлять гармоничные схемы.
1. Немного теории, для понимания основ.
Дисперсия света
Исаак Ньютон один из первых кто смог разложить белый солнечный свет на цветовой спектр — позднее это назвали “Дисперсией света”.
Опыт заключался в следующем: он пропускал солнечный свет через призму. В ней луч света расслаивался на цвета и выводился на экран.
Обложка альбома группы Pink Floyd “Dark Side of the Moon», отображающая дисперсию света.
Цвета которые выводились называются спектральными или проще — чистые цвета. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый.
Интересный факт, оказывается, количество цветов в радуге, зависит от страны проживания. Жители Китая считают, что в радуге пять цветов. Для жителей США типичным ответом будет шесть цветов, в то время как жители России насчитывают их семь (+голубой). На самом деле в радуге собран весь спектр, но мы можем увидеть только некоторые из них.
Если все эти цвета пропустить обратно через собирательную призму, то мы опять получим белый цвет.
Дополнительные цвета
Если мы соберем красный + оранжевый + желтый в один цвет, и зеленый + синий + фиолетовый в другой, а потом смешаем два получившихся цвета то получим белый.
(красный + оранжевый + желтый) + (зеленый + синий + фиолетовый) = белый
Даже если мы смешаем только отдельные противоположные цвета красный + зеленый, оранжевый + синий, желтый + фиолетовый то в результате получим белый.
Два цвета, объединение которых даёт нам белый цвет, называются дополнительными цветами.
Пример: Если мы удалим из спектра один цвет, к примеру красный и с помощью линзы соберем оставшееся цвета: оранжевый + жёлтый + зеленый + синий + фиолетовый, то результатом у нас будет зеленыйцвет. Потому что зеленый является дополнительным цветом по отношению к удалённому нами красному. Почему именно такие соотношения “зеленый — красный” расписано ниже.
Вычитаемые цвета
Если перед лучом света поставить фильтр который пропускает только синий цвет, а за ним фильтр пропускающий только красный цвет, то оба фильтра вместе не пропустят свет и дадут чёрный цвет или темноту. Потому что синий фильтр пропускает только синий цвет, а красный фильтр в свою очередь поглощает все, кроме красного (который уже был поглощен синим фильтром).
Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.
Параметры цвета
- Тон / Hue — это то, что мы имеем в виду, говоря «цвет». Синий, красный, зеленый, оранжевый, фиолетовый и тд.
- Насыщенность / Saturation — параметр цвета, характеризующий степень чистоты цветового тона.
- Яркость / Brightness — обозначает степень отличия цвета от белого или черного.
Что такое RGB, CMYK, HEX и чем они отличаются
RGB (Red, Green, Blue) — аддитивная (сложение) цветовая модель. Основные цвета которой красный, зеленый и синий. Это значит, что при сложении всех цветов у нас получится белый. Такая модель используется во всех электронных устройствах. Записывается в виде: rgb(0,0,0), каждый из цветов может варьироваться от 0 до 255 включительно, где (0,0,0) — черный цвет, (255,255,255) — белый. Дополнительно может добавляться четвертый параметр — аlpha канал, который означает насколько прозрачен цвет. Alpha канал может принимать значения от 0 до 1, к примеру rgba(31,104,2, 0.8).
HEX — это RGB в шестнадцатеричной системе. Выглядит таким образом #102945, первые две цифры отвечают за красный цвет, вторые за зеленый и третьи за синий. Каждый символ может принимать значения: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,a,b,c,d,e,f. Где #000000 — черный цвет, а #ffffff — белый.
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key color) — субтрактивная (вычитание) схема формирования цвета. Состоит из голубого, пурпурного, жёлтого и ключевого — черного цвета. Эта модель используется в полиграфии при цветной печати. Бумага, как и все материалы, отражает свет, поэтому считают, какое количество света отразилось от поверхности. Несмотря на то, что чёрный цвет можно получать смешением в равной пропорции пурпурного, голубого и жёлтого красителей, по ряду причин (чистота цвета, переувлажнение бумаги, стоимость и др.) такой подход неудовлетворителен, поэтому используют отдельно черный цвет.
Почему мы видим цвета такими?
Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом.
Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Желтый сыр выглядит желтым потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только желтый. Когда мы говорим: «этот сыр желтый», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности сыра таков, что он поглощает все световые лучи, кроме желтого. Сыр сам по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при его освещении.
Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зелёным светом, то бумага покажется нам чёрной, потому что зелёный цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.
2. Как мы воспринимаем цвета. Психология цвета
Сам цвет не выражает нечего. Его содержание определяется контекстом. Значение цвета может быть определено только с помощью его отношения к другому цвету. Если изобразить светлую фигуру на белом фоне, и эту же фигуру на черном, то на белом фоне она кажется темнее, производя впечатление лёгкого нежного тепла. На чёрном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.
Согласно данным одного из исследований, персональные предпочтения, опыт, воспитание, культурные различия и контекст зачастую искажают эффект, который оказывают на нас отдельные цвета.
Пользователи не понимают нашего цветокодирования. Желтый значит «веселый» для вас, но для для других это может значить «не здоровый» или «блевотный». Каждый человек воспринимает цвета очень субъективно и зависит это только от его контекста. Он любит одни цвета, и ненавидит другие. И это в значительной степени непредсказуемо. Вы не сможете угадать.
Цвет не является вербальным или рациональным. Он контекстен и эмоционален. Цвет — сильный инструмент, но сам по себе он не имеет смысла.
Отличная статья про желтый цвет в кино, если вам хочется больше узнать на реальных примерах, о том как именно контекст влияет на значение цвета.
3. Цветовая гармония
Когда люди говорят о цветовой гармонии они полагаются исключительно на субъективные чувства, в то время как понятие цветовой гармонии является объективной закономерностью. Гармония — это равновесие, симметрия сил. Наши глаза требуют и поражают комплиментарные цвета (противоположные, дополнительные) создавая этим равновесие. Нейтральным цветом считается серый, наш глаз не создает с ним ни какого дополнительного цвета.
Для того что бы создавать гармоничные сочетания, были разработаны различные системы порядка цветов. Это цветовой круг и треугольники для цветов (изображение ниже). Противоположные цвета в этом круге являются дополнительными.
Цветовой круг по Иоханнесу Иттену (1961)
Композиционные схемы
Для цветовой композиции важно количественное отношение цветов. Можно сделать общее заключение, что все пары дополнительных цветов, все сочетания цветов в двенадцатичастном цветовом круге, которые связаны друг с другом через равносторонние или равнобедренные треугольники, квадраты и прямоугольники, являются гармоничными. Эти фигуры можно вращать в пределах круга, все сочетания будут гармоничными.
4. Цветовой контраст
Существует семь типов цветовых контрастов:
- Контраст по тону.
- Контраст светлого и тёмного.
- Контраст холодных(синий, фиолетовый) и тёплых(оранжевый, красный, желтый) цветов. (Зеленый цвет может относится и к теплым и к холодным цветам, в зависимости от того, какого цвета в нем больше, желтого или синего).
- Контраст дополнительных цветов (противоположные в круге Иттена).
- Симультанный контраст — это создание иллюзии дополнительного цвета на соседнем оттенке.
- Контраст цветового насыщения (один цвет: яркий, а второй блеклый).
- Контраст количества цвета по соотношению к другому цвету.
5. Как составить свою палитру цветов
Ниже описан лайфхак по выбору цвета от Лауры Элизабет. Всю статью можно прочитать тут.
Выбор основного цвета
В нашем распоряжении имеется 10 миллионов цветов, но нам необходимо выбрать всего один. Этот цвет будет основным для нашего бренда.
Необходимо обосновывать выбор цвета. Несколько советов, как выбрать основной цвет:
- Используйте то, что у вас есть. Если у клиента уже есть логотип с установленным цветом, то обычно это и будет начальный цвет.
- Ликвидируйте цвета ваших конкурентов. Если у одного из ваших сильных конкурентов есть свой фирменный цвет бренда, то не нужно его копировать. Найдите цвета конкурентов, и удалите их из собственных цветовых схем.
- Подумайте о вашей целевой аудитории. Цвета для сайтов похоронного бюро и детского сада, скорее всего, должны очень отличаться. Подумайте, кто будет использовать сайт, и как вы хотите, чтобы они его воспринимали.
- Но не становитесь заложником стереотипов. Если вы разрабатываете сайт для молодых девушек, вы не должны использовать розовый. Избегайте клише, чтобы завоевать доверие.
- Играйте в «слова». Если вы топчитесь на месте, запишите все слова, которые вы связываете с бизнесом клиента. Подбирайте ассоциации, пока не дойдете до самых простых вещей, которые можно ассоциировать с цветом.
Вам нужно выбрать чистый цвет, такие как красный, синий, зеленый, голубой, розовый и тд.
Далее перейдите на сайт Dribbble или Designspiration и нажмите на “Colors”, перед вами появится палитра цветов.
Выберете более подходящий оттенок вашему проекту. Для свежего и энергичного бренда, вам понадобятся более светлые оттенки. Для корпоративных серьёзных сайтов следует выбрать менее яркие оттенки.
Выберите оттенок, и посмотрите все высветившиеся сайты, чтобы увидеть, как наш цвет использовали другие дизайнеры. После этого вы должны выбрать оттенок с помощью пипетки на понравившейся работе. Так у нас уже будет выбран основной цвет!
Создание палитры
Большинство палитр имеет гораздо больше цветов, чем вам вообще когда-нибудь потребуется, особенно учитывая, что нам нужно добавить, в среднем, три нейтральных цвета к каждой схеме. Если вы попытаетесь добавить пять или больше нейтральных цветов, то получится бардак. Всё что вам нужно это два цвета:
- Основной цвет (его мы уже выбрали)
- Цветовой акцент (мы вернёмся к этому чуть позже)
- Белый (нейтральный)
- Темно-серый (нейтральный)
Светло-серый (нейтральный, необязательно)
Как найти цветовой акцент
Перейдите на сайт Paletton, введите свой цвет в специальное поле (внизу слева). И выберете одну из цветовых схем. Если вам совершенно не нравится, что получается, можете нажать на кнопку “randomize” и выбрать другие похожие оттенки.
Как найти серые оттенки
Для большинства веб-проектов, я считаю нужным использовать всего два оттенка серого: светло серый и тёмно серый. И вам придётся использовать их много. Тёмный оттенок обычно используется для текста, а светлый, чтобы создавать границы со всем белым (обычно для фона).
Чтобы получить гармоничный серый цвет по методу Эрики, нам нужно выбрать два стандартных серых цвета. Затем выполните следующие действия:
- Создайте две формы и залейте их #424242 и #fafafa .
- Создайте слой-заливку поверх этих двух фигур.
- Измените её цвет на основной цвет.
- Установите режим смешивания на “Overlay”, а непрозрачность установите в промежутке от 5 до 40% .
- Откройте палитру и скопируйте получившиеся значения.
Цветовая схема готова!
Как применять цветовую схему
Для начала создайте дизайн с помощью серых блоков. Только потом начните его разрисовывать.
Основной цвет используется как на больших фигурах, так и на иконках.
Акцент, выгодно выделяется на фоне основного цвета. Он используется в очень малых областях — кнопках и иконках. Чем меньше вы используете этот цвет, тем больше он будет выделяться.
Тёмно серый цвет мы используем для текста, логотипов и очертания значков. (Не забудьте проработать цвета для иконок — это очень влияет на общую картину).
Белый и светло серый цвета используются как фон.
Вывод
Теперь, когда вы знакомы с основами, начните составлять собственные палитры и схемы, экспериментируйте практикуйтесь и тогда, у вас все точно получится!
Оригинал: https://designpub.ru/цвет-для-чайников-обширное-руководство-для-начинающих-3bea0eb5bacb
Подписывайтесь на нас в других социальных сетях:
Yandex.Zen — https://zen.yandex.ru/media/id/5ac098dff031731b9711ba45
Instagram — https://www.instagram.com/dotdesignblog
VK — https://vk.com/dotdesignblog
Twitter — https://twitter.com/dotdesignblog
Facebook — https://www.facebook.com/dotdesignblog