Как найти заголовок текста в русском языке

Конспект урока по  родному языку
(русскому)

Учитель Аметова
С.М.

Дата                                  
Класс 7                             № урока 27

Тема :Заголовки
текстов, их типы.

Цели :

Образовательные:
закрепление навыков работы с текстом; обучение анализу текста, умению
определять тип текста, его признаки, редактированию теста с нарушениями норм
письменной речи ;обучение овладению чтением как видом речевой деятельности.

Воспитательные:
создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка

путём
вовлечения каждого в активную деятельность;воспитывать культуру речи, любовь к
слову, родному языку;воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать

и
анализировать собственную учебную деятельность;развитие аналитического
мышления;развитие умения слушания и говорения.

Планируемые
результаты :

 Личностные
УУД:
осознание  себя
носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать
самооценку школьника  на основе успешности, адекватное понимание причин
успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные
УУД
:

Познавательные
результаты: сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать
полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные
задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные
результаты: выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в
соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу,
выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и
взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные
результаты: участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем
и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное
взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом,
выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе
учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на
свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или
в сетевом пространстве.

Предметные
УУД
: формулировать заголовки,
различать их типы.

Тип урока : урок общеметодологической направленности.

Оборудование: конспект,
тетради у учащихся, карточки с заданием и учебник  Александрова,2021г.,Родной
язык  7 кл.

Ход
урока:

1.Организационный
момент.Приветствие.Готовность учащихся к уроку.Проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний. Сегодня мы
с вами познакомимся с разными видами заголовков, узнаем, как именно они влияют
на судьбу текста. Итак, запишите тему занятия «Типы заголовков. Влияние
заголовка на содержание текста» и эпиграф:

Заголовок –
окошко для взгляда вперед.

Посмотри и
подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это
не просто слова:

Эти слова –
всему голова.
(С.
Бондаренко)

— Сегодня на занятии
мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах
отражения в них авторской позиции.

3.Целеполагание. Педагог
задает ряд вопросов:

Назовите
важнейшие структурные элементы журналистского текста?

-В чем, по вашему
мнению, заключается важность заголовка?

Записывают тему занятия в тетрадь

4.Основная часть
урока.

1. Заголовок, лид
и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста
.

2. Важность
заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как
глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным
шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось,
статья скорее всего окажется непрочитанной
.  

— Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он
должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть.
Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно
привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их,
обещая то, чего на самом деле в статье нет.

Можно выделить три основных типа
заголовков.

 

Фактический
заголовок в форме простого предложения (с глаголом!) передает главную мысль или
интригу текста.

Фактический заголовок чаще всего
применяется в деловой прессе. Обычно это простое предложение, обязательно с
глаголом. Фактические заголовки с глаголом обязательны для формата
Hard news.

Наличие глагола придает заголовку
динамику и соответствует деловому стилю. Все-таки журналистика должна отражать
не столько существующее, сколько происходящее. Заголовки информационных и
аналитических жанров почти всегда содержат глаголы; публицистические жанры в
этом свободнее.

Лучше всего идею фактического
заголовка воплощают в редакции газеты «Ведомости».

Примеры
фактических заголовков из газеты «Ведомости»

Банкам не
хватает денег

Российский
рынок не выдержал акции протеста

Центральный
банк России начал экономить деньги

К апрелю
будут готовы все документы для Международного финансового центра

Юнкер не
хочет оставаться председателем Еврогруппы на новый срок

Адвокат
Pussy Riot сообщил о задержании двух участниц панк-группы в Москве

Кандидат в
депутаты и член избиркома задержаны за агитацию в Москве

Образный
(игровой) заголовок

Образный
(игровой) заголовок формирует эмоциональную реакцию, призванную вовлечь
читателя в текст.

«Коммерсант»
славится своими игровыми заголовками (как и рекламными слоганами). Стиль
заголовков «Коммерсанта» можно охарактеризовать так: они находятся где-то в
диапазоне между фактическими и образными (игровыми). Видно, что в редакции
подходят к сочинению заголовков с выдумкой, уделяют много внимания игре слов и
смыслов. Часто удачно разыгрывают сочетание заголовка и подзаголовка.

Примеры
образны (игровых) заголовков из газеты «Коммерсант»

Тест на
протест

Митинг в
Москве собрал свыше 50 тысяч человек

Глава
«Алтына» попала под поправку

Мосгорсуд
закрыл громкое дело о контрабанде

«Я
настойчивый малый»

Президент
США вступил в предвыборную гонку

Делу о
трансфере Павла Погребняка не хватает жизни

Следствие
по нему приостановлено из-за смерти его участников

Заголовок-клише

Заголовок-клише
использует известные афоризмы, штампы, клише, крылатые выражения, поговорки,
пословицы и проч. для провоцирования в сознании читателя устойчивых
эмоциональных и смысловых ассоциаций, которые облегчают «вход» читателя в
текст.

Использовать известные изречения и
расхожие фразы – известный прием. Для этого могут привлекаться афоризмы,
крылатые выражения, пословицы, поговорки, изречения великих, заголовки великих
публицистов, знаменитые политические лозунги и т.п.

Но при неумелом подходе
заголовок-клише  часто вызывает отторжение. В большинстве случаев такие
заголовки как «Лучше больше да меньше», «Один шаг вперед и два шага назад»,
«Головокружение от успехов»
— выглядит неуместно, нарочито или излишне
пафосно. И совсем уж пошло (за редчайшим исключением) использовать заголовки
вроде:

Кадры
решают все

Стратегия
и тактика успеха

Кризисные изменения
– к лучшему

Жить по
совести

Семь раз
отмерь – один раз отрежь

Навстречу
съезду

Автоматизированная
система: старт дан

Для удачного
применения заголовка-клише надо иметь чувство меры и вкуса. Без пошлости и
нарочитости такие заголовки удаются обычно только большим мастерам.

Лучше всего
клишированные фразы перерабатывать, изменяя их под предмет статьи. Очень хорошо
этот прием применяют все в том же «Коммерсанте».

Примеры
заголовков-клише из газеты «Коммерсант»

Кружок
«Умелые ноги»

Сильнейшие
клубы разыграют медали без посторонних

(Обыгрывается
устойчивое выражение «Кружок «Умелые руки»»)

Россия
нанесла Грузии ответное предложение

МИД РФ
готов отменить визы для грузин и восстановить дипотношения с Тбилиси

(«Нанести ответный
удар»)

Президентская
кампания вышла в космос

Дмитрий
Рогозин обсудил с экипажем МКС грядущие выборы

(«Выйти в космос»)

Кандидатский
минимум

Тест на узнаваемость
политических и личных взглядов кандидатов на пост президента России.

(устойчивое
выражение использовано без изменений)

Почем IPO
у народа

ВТБ
обнародовал подробности выкупа бумаг у «народных» акционеров

(«Почем опиум для
народа»)

Ипотека
или смерть

«Жизнеутверждающая»
комедия «Самоубийцы»

(«Свобода или
смерть»)

5.Физминутка.

6.Первичное
усвоение новых знаний. Устно упражнение 10 на стр 90.

Выполнение
упражнения132,стр.91

7.Закрепление
изученного материала

Игра «От темы к заголовку»

Педагог предлагает учащимся варианты тем:

1. Любимый домашний любимец.

2. Семья.

3. Школьная жизнь.

4. Детство.

5. Родители.

6. Друзья.

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся
проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Педагог задает ряд вопросов:

1. Какова роль заголовка в любом тексте?

2. С помощью каких способов заголовки
становятся эффективными?

Учащиеся моделируют разные виды заголовков

(1. «Кошка или Кешка?»; «Почему я
выбрала собаку?»; «Кто в семье голова?»;

2. «Семь-я»; «Близкие люди»; «Дорогие
мои старики»; «Мой дом – моя крепость»;

3. «Классно!»; «Учитель»; «Тишина! Урок
идет!»; «На перемене»; «Тест на толерантность»;

4. «Куда улетают голуби?»; «Радуга в
окошке»; «Капелька детства»; «Вкус детства»; «О Незнайках»;

5. «Мама и папа»; «Спасибо, Вам!»; «Мой
плот»; «Мамино сердце»;

6. «О друзьях»; «Лучшая подружка»;
«Секретик под замочком»; «Приключения Ретивых»; «Как мы ловили мух» и т.п.)

Учащиеся коллективно зачитывают текст,
обсуждают.

8.Рефлексия.

Что было сложным
сегодня на уроке?

Что больше всего
запомнилось ?

О чем более
подробнее хотели бы знать?

Что было
интересным?

9.Д/з. Просмотрите
журналы , газеты или электронные издания, выпишите примеры заголовков разных видов.

Конспект по предмету

«Русский язык» для «1» класса

Урок № 45 «Тема и главная мысль текста. Заглавие.»

На уроке Вы узнаете:

  1. Какие бывают признаки текста.
  2. Как определять тему текста.
  3. Как определять главную мысль текста.
  4. Как озаглавить текст.

Основные термины и понятия:

1.Текст – это два или несколько предложений, связанных между собой.

2. Тема текста – это то, о чём или о ком говорится в тексте.

3. Главная мысль текста – то главное, что хотел сказать автор.

4. Заголовок – название текста.

5. Озаглавливать текст – давать название тексту.

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017. — с. 10.

Теоретический материал:

Часть 1. Признаки текста.

Давайте сначала повторим, как отличить текст от группы предложений. У текста есть свои признаки.

1.Текст состоит из предложений.

2. Предложения в тексте связаны между собой.

3. Текст можно озаглавить.

Посмотрите на эти группы предложений. Как вы думаете, какой вариант является текстом?

1. У нас на даче растут высокие яблони. Собака – лучший друг человека. Я люблю свою семью. Бабушка всегда печёт вкусные пирожки.

2. Вот и лето наступило. У детей начались каникулы. Саша и Паша катаются на велосипеде в парке, а девочки плетут друг другу косички около фонтана. Хорошо летом.

Правильно! Вариант два, потому что эти предложения связаны между собой по смыслу. Из первого предложения мы поняли, что уже наступило. Из второго, что сейчас летние каникулы. Из третьего мы узнали о том, что делают дети. Четвертое предложение говорит нам о том, что автор считает: хорошо летом. Это текст.

Предложения должны быть логично связаны между собой по смыслу. Если этого нет, то текст не получится.

Посмотрим на предложения.

Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного. Недавно она подарила мне книгу о животных. Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги.

Текст получается несвязным, нужно правильно расставить предложения.

Я люблю читать. Моя бабушка часто дарит мне книги. Недавно она подарила мне книгу о животных. Когда я читаю, я всегда узнаю много нового и интересного.

Теперь это хороший, красивый текст.

Часть 2. Тема и главная мысль текста.

В тексте можно определять тему и главная мысль текста.

Тема текста.

Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексте. Например, В тексте:

Утята очень быстро растут. Их не надо учить есть из миски. Не надо учить плавать. Они самостоятельные.

О ком говорится в тексте? Об утятах. Утята – тема текста. Все предложения в тексте связаны одной темой.

Посмотрите на этот текст. Все ли предложения в нём соответствуют теме?

Осенью часто идут дожди. На улице становится холодно. Природа засыпает.

В тексте рассказывается об осени. Осень – тема текста. Правильный ответ: да, все предложения связаны одной темой.

Молодец! Теперь вы знаете, что такое тема текста.

Главная мысль текста.

У каждого текста есть автор, который написал этот текст. Автор, обращаясь к читателям, хочет донести нужную информацию.

Главная мысль – то главное, что хочет сказать автор читателям.

Попробуем определить главную мысль текста.

Букварь – помощник первоклассников. Он помогает выучить все буквы. Ребята читают букварь и узнают много нового, интересного. После букваря, дети хорошо читают другие книги.

Тема текста – букварь.

Основная мысль текста – «Букварь — нужная и интересная книга для первоклассника.»

Иногда основная мысль заключена в одном предложении. Прочитаем текст и определим тему и основную мысль текста

Ранней весной природа начинает просыпаться ото сна. Тает снег. На ветках деревьев появляются первые почки. Всё чаще слышны песни птиц.

Тема – весна.

Главная мысль заключена в первом предложении. Остальные предложения развивают главную мысль. То есть объясняют, как просыпается весна.

Теперь ты знаешь, как определить тему теста и главную мысль!

Часть 3. Заголовок.

Что такое заголовок и как озаглавливать текст?

Заголовок – название текста.

Озаглавливать текст – это значит дать ему название.

Заголовок может отражать тему или главную мысль текста.

Например,

У Серёжи есть пёс Рэкс. Они всегда весело проводят время. Когда Серёжа уходит в школу, Рекс ждёт его дома и очень скучает. Рекс – настоящий друг.

Тема – мальчик и его собака.

Главная мысль – «Рекс – настоящий друг.»

Текст можно озаглавить двумя способами.

«Серёжа и Рекс.» — что отражает тему текста.

Или « Рекс – настоящий друг» — что отражает главную мысль текста. Какой заголовок тебе нравится больше?

Упражнение 1.Выберите тему текста.

Ромашки растут в поле. Они похожи на солнышко. У них желтые серединки и белые лепестки. Растут ромашки на тоненьких стебельках.

А) Стебельки.

Б) Ромашки.

В) Цветы растут в поле.

Г) Жёлтые серединки.

Упражнение 2. Выберите главную мысль текста.

Наташа – помощница.

После школы Наташа весело бежит домой. Сегодня она будет помогать маме. Они вместе будут готовить борщ. Наташа всегда помогает маме, потому что мама устает на работе.

А) Нужно помогать маме.

Б) Наташа с мамой будут готовить борщ.

В) Наташа бежит домой.

Упражнение 3. Выберите заголовок:

В зоопарке живут разные животные. Там обитают трусливые кролики и смелые львы. Можно увидеть, как мартышки прыгают по деревьям, и как лежат в снегу белые медведи. Как же интересно в зоопарке!

А) Мартышки.

Б) Медведи.

В) Животные.

Г) Зоопарк.

Упражнение 4. Допишите предложения.

1. Текст – это ________________________________ _____________________

2. Тема текста – это_________________________________________________

3. Главная мысль текста- это__________________________________________

4. Заголовок – это_____________________________________________________

5. Озаглавливать текст – это______________________________________________

Привет!
Представляешь, что случилось?! На острове «Текст» произошло преступление!

У всех текстов было похищено главное — заголовки!

Второклассники Алиса и Женя обратились за помощью к главному сыщику.

detectiv.png

Прежде чем начать расследование, сыщик предложил Алисе и Жене изучить секретные записи по делу похищения заголовков.

папка серая Asset 1.svg

Текст — это два или несколько предложений, которые связаны по смыслу. 

Заголовок — это название текста.

По заголовку можно объяснить, о ком или о чём говорится в тексте, то есть тему  текста.

Иногда заголовок выражает главную мысль текста, то, что автор хотел сказать своим читателям.

Обрати внимание!

К одному тексту можно подобрать разные заголовки.

Источники:

Рис. 1. Сыщик. https://clck.ru/VsXRX pixabay.com (Дата обращения: 02.07.2021)

Рис. 2. Папка. © ЯКласс

Текст. Заголовок текста

Чтобы понять, что такое текст, рассмотрим две группы предложений и определим, в каком наборе предложения связаны по смыслу:

1. На день рождения мне подарили щенка. Оля мечтает стать учительницей. Наступила золотая осень.

2. Маша живет в селе Луговом. Она учится во втором классе. Летом девочка часто ходит на ферму. Там работает ее мама.

В первой группе предложения не связаны по смыслу, а во второй все предложения связаны по смыслу: в первом предложении  говорится о Маше, которая живет в селе, во втором – что Маша учится во втором классе, из третьего предложения мы узнали, куда Маша ходит летом, а из четвертого – где работает мама Маши. Можно сделать вывод, что вторая группа предложений – это пример текста.

Текст – это два или несколько предложения, связанных по смыслу.

Теперь узнаем, могут ли предложения в тексте располагаться беспорядочно, и проверим это. Прочитайте предложения. Подумайте, можно ли их назвать текстом. Если нет, то восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст:

1. И все цыплята залезли к ней под крыло.

2. Во дворе ходила курочка с цыплятами.

3. Вдруг пошел сильный дождь.

4. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила.

Проверим:

Во дворе ходила курочка с цыплятами. Вдруг пошел сильный дождь. Курочка скорей на землю села, все перышки растопырила. И все цыплята залезли к ней под крыло.

Если в тексте предложения связаны по смыслу и стоят в определенном порядке, то такой текст называется связанным. Если нарушается этот порядок, то и нарушается связь между предложениями, текст распадается. Узнаем, как же связываются предложения в тексте.

Прочитайте текст:

На лесной поляне мы заметили медведя. Лесной житель пробирался сквозь деревья. Он решил полакомиться ягодами малины. Могучий великан наелся и отправился дальше.

Обратим внимание, что первое и второе предложения связаны с помощью слов «лесной житель». Второе и третье – с помощью местоимения «он». Четвертое с третьим – с помощью слов «могучий великан» (так автор назвал медведя).

Предложения в тексте могут быть связаны с помощью синонимов или местоимений, чтобы избежать повторов.

В любом тексте можно определить его тему и основную мысль.

Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.

Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. Более подробно об этом вы узнаете на следующих уроках.

Рассмотрим, что такое заголовок текста и как озаглавить текст.

Озаглавить текст – значит дать ему название. Заголовок может отражать тему или основную мысль текста.

Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг.

Проверим.

Тема: мальчик и собака

Основная мысль: собака – настоящий друг.

Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).

В каждом тексте можно выделить опорные слова. Узнаем, что это такое.

Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.

Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат.

Проверим.

Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.

Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.

Составим текст, используя только опорные слова:

весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.

Проверим.

Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись.

Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.

Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.

На льдине

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

(По Б. Житкову)

Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:

Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.

Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:

Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.

Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:

Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.

Озаглавим каждый абзац:

1. Рыбаки в море.

2. Страшный шторм.

3. Помощь пришла.

Таким образом, у нас получился план текста.

Памятка по работе с текстом

1. Прочитайте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите главную мысль текста.

4. Озаглавьте текст.

5. Разбейте текст на части.

6. Озаглавьте каждую часть.

7. Составьте план текста.

8. Определите опорные слова.

9. Перескажите текст.

10. Запишите текст по памяти.

С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook!


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Самое необходимое из теории:

  • Грамматика русского языка

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: «Как улучшить произношение и понимание

Ещё статьи >>>

Обновлено: 24.05.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 24.

Тема: заголовки текстов, их типы.

Учебный предмет: родной (русский) язык.

Цель: познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные УУД: осознание себя носителем родного языка, проявлять интерес к истории своего языка, формировать самооценку школьника на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные УУД :

Познавательные результаты : сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие, обобщать полученную информацию, прогнозировать учебную ситуацию, выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты : выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью, формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины, осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты : участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками, находить общее решение учебной ситуации, организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, выслушивать друг друга), аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога, формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве.

Предметные УУД : формулировать заголовки, различать их типы.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

1) Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Личностные: способность к самооценке на основе мотивации к учебной деятельности;

Метапредметные : умение слушать собеседника;

Предметные: осознание богат ст ва и разнообразия лек с ики русского языка.

2) Актуализация знаний

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

— Сегодня на занятии мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.

Педагог задает ряд вопросов:

Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Записывают тему занятия в тетрадь

Учащиеся размышляют, отвечают.

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста .

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной .

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, с точностью и полнотой выражать свои мысли, анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал;

Предметные: осознание изменений в русском языке как объективного процесса

3) Работа по теме урока

— Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

— К плохим заголовкам также относят «нулевые», «двойные» и комментарийные. «Нулевой» заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

«Двойной» заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты, комментируют материал карточек – подсказок.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные : определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с обучающимися и учителем, оценивать результаты деятельности при работе; Предметные: распознавать грамматические ошибки, знать правила орфографии и пунктуации и применять их в практической деятельности.

Перед вами конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Типы заголовков.Влияние заголовка на содержание текста», на котором учащиеся узнают об основных правилах посторения заголовков, проанализируют варианты неудачных заголовков, поучавствуют в процессе создания собственных заголовков в дидактических играх «От заголовка — к теме текста», «От темы текста — к заголовку»

Вложение Размер
urok_5.docx 33.17 КБ

Предварительный просмотр:

План — конспект открытого занятия

педагога дополнительного образования А.В. Гаврюшенко

Дата: 27.03.2017 г.

  • образовательная : познакомиться с разными видами заголовков, освоить приемы создания заголовков;
  • развивающая : развивать аналитическое способности и креативное мышление;
  • воспитательная : воспитывать гражданские качества и активную жизненную позицию.

Тип занятия : комбинированное

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (ребята работают в группе)

Заголовок – окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок-это не просто слова:

Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

Приветствие. Записывают тему занятия в тетрадь

Знакомство с темой урока, обсуждение эпиграфа.

Формулировка цели и задач

— Сегодня на занятии мы узнаем об особенностях построения заголовков, их функциях и способах отражения в них авторской позиции.

Повторение пройденного материала

Педагог задает ряд вопросов:

1. Назовите важнейшие структурные элементы журналистского текста?

2. В чем, по вашему мнению, заключается важность заголовка?

Учащиеся размышляют, отвечают.

1. Заголовок, лид и концовка – важнейшие структурные элементы журналистского текста .

2. Важность заголовка связана с тем, что вероятность его прочтения – более 90%, так как глаз автоматически замечает на полосе все слова, написанные крупным жирным шрифтом. И если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья скорее всего окажется непрочитанной .

Актуализация теоретических знаний, пробуждение речемыслительных процессов, активизация коммуникативной деятельности.

— Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет.

— К плохим заголовкам также относят «нулевые», «двойные» и комментарийные. «Нулевой» заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги.

«Двойной» заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.

Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом.

Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова.

К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными.

Учащиеся прослушивают информацию, обсуждают отдельные моменты, комментируют материал карточек – подсказок.

Активизация познавательной деятельности. Совершенствование устной связной речи.

Педагог предлагает поиграть в подвижные игры на свежем воздухе.

Эмоциональная и физическая разрядка

Педагог предлагает учащимся варианты тем:

1. Любимый домашний любимец.

3. Школьная жизнь.

Учащиеся моделируют разные виды заголовков

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

Учащиеся коллективно зачитывают текст, обсуждают.

Совершенствование аналитической и коммуникативной деятельности

Педагог предлагает учащимся варианты заголовков:

Учащиеся моделируют разные виды тем

Активизация образного мышления, аналитической деятельности, совершенствование связной устной речи.

Анализ текстов СМИ

Педагог предлагает учащимся проанализировать соответствие тем и заголовком в текстах СМИ (местная пресса)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель Аметова С.М.

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Дата Класс № урока

Тема : Текст. Орфографический и пунктуационный практиктикум.

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся о тексте-описании; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.

Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку и слову.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, творческих способностей; умения применять ранее полученные знания, развитию мышления, памяти, воображения, орфографической и пунктуационной грамотности; находить и употреблять имена прилагательные в тексте-описании; расширению кругозора обучающихся.

Предметные: умение определять и составлять текст-описание, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной;деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем ;

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли ;

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике,находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Оборудование: конспект, тетради у учащихся, карточки с заданием и учебник Александрова,2021г.,Родной язык 7 кл.

1.Организационный момент. Приветствие. Готовность учащихся к уроку. Проверка отсутствующих.

Дядя прашу тебя помаги

Тваей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школи.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал что маю работу

Даже несмох прачитать.

И паставить мне пять.

Завтра я не собераюсь в школу.

-Ребята, что нужно нам для грамотного письма?

(Правильно, знание орфограмм и их применение на практике)

— А будет ли этого достаточно, особенно при письменном общении?

(Нет, потому что без знаков препинания труднее понять текст, а иногда от места запятой вообще зависит смысл фразы)

(Казнить нельзя помиловать.)

— Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

4.Основная часть урока. Пишем словарный диктант с взаимопроверкой. Будьте внимательны, пишите аккуратно!

Стеклянная дверь, застекленная терраса, воробьиное чириканье, разбросанные вещи, масляные краски, разорванная тетрадь, песчаная берег, вентиляционное устройство, вязаная кофта, срезанный росток, деревья посажены весной, сожжены бумаги, серебряная цепочка, груженая телега, путаные плети гороха, осыпанные позолотой, порванное пальто.

Диктант-кроссворд на слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне.

— Человек, строго соблюдающий правила и нормы поведения джентельмен

— Грубый, невоспитанный человек невежа

— Глава государства президент

— Первое представление спектакля, фильма премьера

— Вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания реликвия

— Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам аллея

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Заголовки текстов, их типы. Презентация на заданную тему содержит 24 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста. ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Требования к заголовку заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5 слов) выразительным, желательно – ритмически организованным содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.

Что такое лид Это первый абзац текста, как правило, выделенный жирным шрифтом. Задача заголовка – завлечь читателя, побудить его обратить внимание на статью. Задача лида – читателя удержать, предложить ему столь увлекательную информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

лид Лид всегда представляет собою один абзац. • Длина лида не превышает 3-4 предложений среднего, в 15 слов, размера. • Лид не может быть меньше двух длинных или трех коротких предложений. • Текст вступления излагается в третьем лице. Очень редко допустимо второе, и никогда – первое. • Так как вступление – краткое описание материала, автор может заимствовать из текста отдельные фразы или словосочетания

Лид Первый шаг в написании лида — правильная дата. Без этого вы не сможете проверить все факты, которые поместите в лид. Быстрая проверка фактов — залог вашего успеха в качестве репортера. Главное в написании лида — рассказать всю историю в одном предложении. Некоторые информационщики называют лид для важных политических новостей «сжатый лид», поскольку он суммирует всю информацию в статье.

Лид Когда берете статью на окончательную проверку, нужно убедиться в том, что лид читается свободно, в нем нет нагромождений, ужасной лексики или недопустимой структуры предложения. Помните, что текст должен быть «напористый», включать действительный залог и живые глаголы.

Виды лидов Лид-объяснение Он очерчивает территорию, на которую автор заводит читателя. Он похож на обзорный лид, но больше на киноафишу, которая дает общее представление о содержании картины. Например: «Десятилетний мальчишка преподнес жителям городка Саутбридж (штат Массачусетс) довольно оригинальный рождественский подарок – сжег местную церковь.

Виды лидов “Представьте себе” Этот лид, похожий на театральную ремарку с описанием сцены нового действия, хорош в длинных очерках. Лучше всего, если в таком вступлении есть какая-то подробность из разряда “часы пробили тринадцать раз”. Как вот здесь: “Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик. На нем только тонкий халат. Он склонился над столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом горит небольшая свечка

Виды лидов Подробность Это такой лид, для которого вы сначала обыгрываете одну незначительную деталь, а уже потом даете общий план. К примеру: “На дверях небольшого белого домика Игоря Данилова висит написанное от руки объявление. Оно гласит: “Требуется жена. Обращаться сюда”.

Практическое задание Предложите свои заголовки к одной из публикаций, ориентируясь на разную потенциальную аудиторию Есть событие: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Сочините три заголовка и три лида к материалам для прессы разных типов письменно Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору). Как связаны лид и жанр?- устно

ИТОГИ Чтобы написать хороший лид и заголовок , задайте себе несколько вопросов: О чем будет моя статья? Какие основные моменты я хочу рассмотреть? На чем сделаю акцент? Почему я берусь за эту тему? В чем ее актуальность? Почему она мне интересна? К+Ч+В, а именно: кратко, четко, важно.

2. Функции заголовка две: информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью

3. Классификация видов заголовков.

4. Заголовок-хроника

5. Заголовок-перефразирование цитаты

6. Заголовок-цитата

7. Заголовок-обращение

8. Требования к заголовку

заголовок должен быть лаконичным (не более 4-5
слов)
выразительным, желательно – ритмически
организованным
содержать какую-то интригу, чтобы привлечь читателя.

9. Что такое лид

Это первый абзац текста, как правило, выделенный
жирным шрифтом. Задача заголовка – завлечь
читателя, побудить его обратить внимание на
статью. Задача лида – читателя удержать,
предложить ему столь увлекательную
информацию, чтобы он продолжил чтение статьи.

10. лид

Лид всегда представляет собою один абзац.
Длина лида не превышает 3-4 предложений
среднего, в 15 слов, размера. • Лид не может быть
меньше двух длинных или трех коротких
предложений. • Текст вступления излагается в
третьем лице. Очень редко допустимо второе, и
никогда – первое. • Так как вступление – краткое
описание материала, автор может заимствовать
из текста отдельные фразы или словосочетания

11. Лид

12. Лид

Первый шаг в написании лида — правильная дата.
Без этого вы не сможете проверить все факты,
которые поместите в лид. Быстрая проверка
фактов — залог вашего успеха в качестве
репортера.
Главное в написании лида — рассказать всю
историю в одном предложении. Некоторые
информационщики называют лид для важных
политических новостей «сжатый лид», поскольку он
суммирует всю информацию в статье.

13. Лид

Когда берете статью на окончательную проверку,
нужно убедиться в том, что лид читается свободно, в
нем нет нагромождений, ужасной лексики или
недопустимой структуры предложения. Помните,
что текст должен быть «напористый», включать
действительный залог и живые глаголы.

14. Виды лидов

15. Виды лидов

16. Виды лидов

17. Виды лидов

18. Виды лидов

Лид-объяснение
Он очерчивает территорию, на которую автор
заводит читателя. Он похож на обзорный лид, но
больше на киноафишу, которая дает общее
представление о содержании картины.
Например: «Десятилетний мальчишка преподнес
жителям городка Саутбридж (штат Массачусетс)
довольно оригинальный рождественский подарок –
сжег местную церковь.

19. Виды лидов

“Представьте себе”
Этот лид, похожий на театральную ремарку с
описанием сцены нового действия, хорош в
длинных очерках. Лучше всего, если в таком
вступлении есть какая-то подробность из
разряда “часы пробили тринадцать раз”. Как вот
здесь:
“Зима. В неотапливаемой квартире сидит старик.
На нем только тонкий халат. Он склонился над
столом, внимательно глядя в микроскоп. Рядом
горит небольшая свечка

20. Виды лидов

Подробность
Это такой лид, для которого вы сначала
обыгрываете одну незначительную деталь, а уже
потом даете общий план. К примеру: “На дверях
небольшого белого домика Игоря Данилова висит
написанное от руки объявление. Оно гласит:
“Требуется жена. Обращаться сюда”.

21. Виды лидов

22. Практическое задание

Предложите свои заголовки к одной из публикаций,
ориентируясь на разную потенциальную аудиторию
Есть событие: астрономы обнаружили новую,
очень крупную комету. Сочините три заголовка и
три лида к материалам для прессы разных типов.письменно
Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору).
Как связаны лид и жанр?- устно

23. ИТОГИ

Чтобы написать хороший лид и заголовок ,
задайте себе несколько вопросов:
О чем будет моя статья?
Какие основные моменты я хочу рассмотреть?
На чем сделаю акцент?
Почему я берусь за эту тему? В чем ее
актуальность? Почему она мне интересна?
К+Ч+В, а именно: кратко, четко, важно.

Читайте также:

      

  • Переговоры разрешение конфликтов с участием третьей стороны конспект мчс
  •   

  • Опорный конспект причастие 7 класс
  •   

  • Дубровский конспект урока 6 класс презентация
  •   

  • Барыс сачанка хлеб конспект урока
  •   

  • Препятствия в социальной инклюзии детей с инвалидностью в рк конспект

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Если неправильно рассчитали отпускные как исправить
  • Как исправить ошибку 0xc00000e9 возникла неожиданная ошибка ввода вывода
  • Как составить гороскоп события
  • Как найти кейсы тарков
  • Как исправить щербинку у ребенка

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии