Для
непродовольственных товаров существуют
градации по сортам, группам сложности,
группам качества, маркам, номерам и т.д.
Ряд товаров в
промышленности делят на сорта в
соответствии с уровнем производственного
исполнения.
Если изделия
отнесены к разным сортам, то сводная
оценка уровня их качества может быть
дана при помощи различных показателей.
Среди них:
Удельный
вес продукции изделий первого (высшего)
сорта в общем объеме выпуска:
а) для однородной
продукции
(3.12)
б) для разнородной
продукции
(3.13)
где р
— фиксированная цена,
qi— количество продукцииi-го
сорта.
Средняя
сортность выпущенных изделий
(3.14)
где Nci— порядковый номер сорта.
Средняя
цена единицы продукции
(3.15)
где рic
— цена единицы продукции каждого
сорта;
qic
— количество продукцииi-го
сорта.
Индекс
сортности (используется для оценки
выполнения плана и динамики сортности)
.
(3.16)
5.
Потери (накопления) от изменения сортности
.
(3.17)
Для сводной
характеристики уровня и динамики
качества используют индекс качества,
предложенный профессором А. Я. Боярским:
(3.18)
где q1— фактически выпущенное количество
продукции каждого вида (сорта);
р— фиксированные цены;
ik— индивидуальные индексы качества по
видам продукции, определяемые как
отношение фактического уровня качества
к базисному уровню(ik=
k1:k0).
Если
Ikумножить на индекс объема продукции
(Iq),
то произведение даст динамику объема
продукции с учетом изменения ее качества:
(3.19)
Примеры решения типовых задач
Задача
1. Требуется
определить долю
каждого сорта в стоимости продукции и
средние сортность и цену по плану и
фактически по данным о выпуске продукции,
представленным в таблице.
Исходные
данные
Сорт |
Плановая |
Количество, |
|
по |
фактически |
||
I |
10 |
100 |
120 |
II |
8 |
10 |
4 |
III |
6 |
5 |
1 |
ВСЕГО |
— |
115 |
125 |
Решение.
Средний
удельный вес продукции i-го
сорта в общем объеме выпуска для
разнородной продукции:
,
,
,
,
,
.
Средняя
сортность по плану
,
фактически
.
Средняя
цена по плану
ден.ед.,
фактически
ден.ед.
Итоговые
результаты расчетов приведены в таблице.
Результаты
расчетов
Показатель |
Значение |
Фактическое |
Удельный |
90,09 |
96,93 |
Удельный |
7,21 |
2,59 |
Удельный |
2,7 |
0,48 |
Средняя |
1,17 |
1,048 |
Средняя |
9,65 |
9,904 |
Фактически
удельный вес продукции I
сорта значительно превысил плановое
значение, в результате чего произошло
увеличение средней цены продукции на
предприятии по сравнению с плановой.
Задача
2.Необходимо определить плановую и
фактическую среднюю цену на изделие;
разницу между фактической и плановой
ценой за единицу изделия; общее влияние
изменения качества на стоимость
выпущенной продукции по представленным
в таблице данным.
Исходные
данные
Сорт |
Оптовая |
Выпуск, |
|
по |
фактически |
||
I |
10 |
80000 |
82000 |
II |
9 |
4000 |
3000 |
III |
8 |
— |
1000 |
Решение.
Средняя цена
единицы продукции
ден.ед.;
ден.ед.
Разница
между фактической и плановой ценой за
единицу изделия
ден.ед.
Влияние
изменения качества на стоимость
выпущенной продукции можно определить
по формуле
,
ден.ед.
Вывод.
В результате снижения сортности продукции
фактическая стоимость выпущенной
продукции сократилась на 860 ден. ед.
Задача
3. Имеются
следующие данные о произведенной
продукции (см. табл.).
Исходные
данные
Вид продукции |
Фиксированная оптовая цена |
Объем |
Показатель качества |
Уровень |
||
базисный |
отчетный |
базисный |
отчетный |
|||
Товарная |
12 |
700 |
560 |
содержание |
9,0 |
12,0 |
Концентрат |
25 |
400 |
380 |
содержание |
18,0 |
22,0 |
Щебень |
2 |
100 |
110 |
не |
— |
Необходимо
определить:
1)
индекс объема продукции без учета
изменения ее качества;
2)
показатели изменения качества отдельных
видов продукции;
3)
сводный индекс качества по методологии
профессора А. Я. Боярского;
4)
индекс изменения объема продукции с
учетом изменения ее качества.
Решение.
1.
Индекс объема продукции без учета
изменения ее качества
;
.
2.
Показатели изменения качества отдельных
видов продукции:
,
,
,
.
3.
Сводный индекс качества по методологии
профессора А. Я. Боярского
,
4.
Индекс изменения объема продукции с
учетом изменения ее качества
,
.
Таким образом,
в отчетном периоде с учетом изменения
качества произошло увеличение объема
производства продукции на 11,7 %.
Задача
4. На заводе
за отчетный период стоимость окончательного
(неисправимого) брака — 43556 тыс. руб.
Расходы по исправлению брака (исправимого)
— 26454 тыс. руб. Стоимость окончательного
брака по цене использования — 4360 тыс.
руб. Взыскано с поставщиков по претензиям
за поставку недоброкачественных
материалов 2600 тыс. руб. Удержано за брак
с виновников 2350 тыс. руб.
Валовая
продукция за тот же период по себестоимости
— 1207600 тыс. руб.
Определить
абсолютные и относительные показатели
размера брака и размера потерь от брака
на заводе за отчетный период.
Составить
уравнения (формулы) для расчета потерь
от брака:
Решение.
Абсолютный
размер = 43556 + 26454 = 70010 тыс. руб.
Абсолютные
потери = 70010 – 4360 – 2600 – 2350 = 60700 тыс. руб.
Относительный
размер брака
.
Относительные
потери
.
Задача
5. Требуется
построить диаграмму Парето по следующим
данным. Причины брака:
-
нарушение
технологической дисциплины – 52 %; -
неудачная конструкция
технологической оснастки – 29 %; -
дефекты в комплектующих
изделиях – 12 %; -
недостаточность
освещения – 5 %; -
прочие – 2 %.
Решение.
На рис. 3.4
показано графическое изображение
диаграммы в прямоугольной системе
координат.
Рис.
3.4. Диаграмма Парето
3)
ЗАДАЧИ по вашему порядковому номеру
по ведомости (задача 3.1 = 1):
Задача
3.1.Рассчитать удельный вес изделий
каждого сорта, среднюю сортность
выпущенных изделий и среднюю цену
единицы продукции.
Сверла |
Оптовая |
Выработано |
I II |
4000 1000 |
|
ИТОГО |
Х |
5000 |
Задача
3.2.Основным видом деятельности
коммерческого предприятия является
реализация кирпича и цемента. Допустим,
что средняя марка кирпича (кг/см2)
по сравнению с предыдущим годом повышена
на 10%, а вязкость цемента увеличена на
15%. Известно, что стоимость выпуска
продукции в отчетном периоде в
фиксированных оптовых ценах предприятий
для кирпича составила 1250 д.ед., а для
цемента — 2400 д.ед.
Определите
коэффициенты динамики качества двух
видов продукции, индекс качества,
насколько в среднем увеличено качество
этих двух видов продукции.
Задача
3.3.На предприятии общественного
питания имеются следующие данные о
выпуске некой продукции трех сортов:
Сорт |
Плановая |
Количество, |
|
за |
по |
фактически |
|
I |
10 |
100 |
120 |
II |
8 |
10 |
4 |
III |
6 |
5 |
1 |
ВСЕГО |
х |
115 |
125 |
Определить
долю каждого сорта в стоимости продукции
и средние сортность и цену по плану и
фактически.
Задачи
3.4.По одному из хлебопекарных
предприятий имеются следующие сведения:
Вид |
Сорт |
Оптовая |
Выпуск, |
|
продукции |
цена, |
предыдущий |
отчетный |
|
Батон (нарезной) |
Высший I |
25,0 22,0 |
380 20 |
420 20 |
Хлеб |
Высший I |
12,0 11,0 |
210 40 |
280 20 |
Определите
среднюю оптовую цену продукции в
предыдущем году
по видам продукции; индекс сортности;
накопления, полученные от изменения
сортности.
Задача
3.5.По торговому предприятию имеются
следующие данные:
Сорт |
Оптовая |
Выпуск, |
|
за |
по |
фактически |
|
I |
10 |
80000 |
82000 |
II |
9 |
4000 |
3000 |
III |
8 |
— |
1000 |
Определите
плановую и фактическую среднюю цену на
изделие; разницу между фактической и
плановой ценой за единицу изделия; общее
влияние изменения качества на стоимость
выпущенной продукции.
Задача
3.6.В отчетном году выпуск продукции
высшей категории качества составил 8%
общего планового выпуска товарной
продукции ( 5,2 тыс.д.ед., в т.ч. продукция
высшей категории качества — 320 тыс.д.ед.).
Определите
выполнение плана выпуска товарной
продукции (в %) и фактический удельный
вес продукции высшей категории качества
( %).
Задача
3.7.По торговому предприятию имеются
следующие данные:
Вид |
Артикул |
Оптовая |
Выпуск, |
|
продукции |
цена |
план |
факт. |
|
А I II |
35168 |
2,8 2,5 |
250 30 |
280 35 |
Б I II III |
21018 |
3,0 2,7 2,4 |
420 40 — |
400 50 30 |
Определите
выполнение плана по объему продукции
и по сортности; сумму потерь или накоплений
от изменения сортности; среднюю сортность.
Задача
3.8.Известны данные по коммерческой
фирме, занимающейся реализацией продукции
приборостроительных заводов:
Вид |
Сорт |
Плановая |
Выпущено |
|
по |
фактически |
|||
Штангенциркули |
1 2 |
1,00 0,80 |
45 5 |
48 4 |
ИТОГО |
х |
Х |
50 |
52 |
Микромеры |
1 2 |
2,00 1,60 |
80 20 |
90 30 |
ИТОГО |
х |
Х |
100 |
120 |
Определить:
-
Удельный
вес стоимости изделий первого сорта
по плану и фактически. -
Выполнение
плана по продукции первого сорта. -
Средние
цены для каждого вида изделий по плану
и фактически. -
Индекс
сортности. -
Потери или
накопления от изменения сортности.
Задача
3.9.По нефтегазодобывающему предприятию
известно, что по сравнению с предыдущим
годом обводненность нефти возросла с
75 до 80%. При этом стоимость товарной
нефти в фиксированных оптовых ценах в
отчетном году составила 252 д.ед. Требуется
определить изменение качества товарной
нефти с помощью индекса Боярского А. Я.
Задача
3.10.По приведенным ниже данным
рассчитать:
-
индивидуальные
индексы качества; -
сводный
индекс качества; -
индекс
физического объема продукции; -
оценить
динамику объема продукции с учетом
изменения ее качества. Сделать выводы.
Вид |
Выпуск |
Показатель уровня качества |
Уровень |
||
базисный |
отчетный |
базисный |
отчетный |
||
Кирпич |
110,0 |
120,0 |
Средняя |
80 |
100 |
Электролампы |
52,0 |
51,8 |
Коэффициент |
1,00 |
0,98 |
Сверла |
255,0 |
289,0 |
Срок |
200,5 |
200,0 |
Задача
3.11.Имеются следующие данные о
реализации автопокрышек для грузовых
автомашин тремя специализированными
магазинами.
№ завода |
Оптовая |
Выпуск, |
Ходимость, |
||
предыдущий |
отчетный год |
предыдущий |
отчетный |
||
1 |
34,9 |
900 |
960 |
58 |
72 |
2 |
33,1 |
300 |
320 |
54 |
58 |
3 |
37,6 |
340 |
320 |
52 |
50 |
Определите
сводный индекс качества шин по методологии
А. Я. Боярского и индекс динамики объема
реализации продукции с учетом изменения
ее качества, а также среднюю ходимость
автопокрышки в предыдущем и отчетном
году.
Задача
3.12. Имеются
следующие данные о выпуске продукции
на предприятии общественного питания
(таблица):
Сорт |
Цена |
Выпуск, |
|
1 |
2 |
||
Высший |
8,0 |
2000 |
2200 |
Первый |
7,5 |
300 |
600 |
Второй |
6,8 |
400 |
500 |
Проанализируйте
показатели качества продукции, сделайте
выводы.
Задача
3.13. На
предприятии общественного питания за
отчетный период стоимость окончательного
(неисправимого) брака составила
68 650 тыс. денежных единиц (д.ед.),
расходы по исправлению брака (исправимого)
— 30 350 тыс.д.ед., стоимость окончательного
брака по цене использования — 4 112 тыс.д.ед.
Взыскано
с поставщиков по претензиям за поставку
недоброкачественных материалов 2 437
тыс.д.ед. Удержано за брак с виновников
2 225 тыс.д.ед. Валовая
продукция за тот же период по себестоимости
составила 1 584 115 тыс.д.ед.
Требуется
определить абсолютный и относительный
показатели размера брака и размера
потерь от брака на заводе за отчетный
период.
Задача
3.14. Имеются
следующие данные о коммерческом
предприятии за сентябрь:
Показатель |
Уровень |
1. |
825 |
2. |
1,25 |
3. |
2 |
4. |
1 |
5. |
3 |
Определить
себестоимость окончательно забракованных
изделий.
Задача
3.15. Имеются
следующие данные о литейном цехе завода
за предыдущий и отчетный месяцы, тонн.
Вид |
Предыдущий |
Отчетный |
||
заформовано |
брак |
заформовано |
брак |
|
1. |
525,0 |
37,5 |
600,0 |
27,0 |
2. |
180,0 |
30,0 |
187,5 |
15,0 |
3. |
45,0 |
4,5 |
112,5 |
3,0 |
Определите:
процент брака к заформованному литью
в цехе за предыдущий и отчетный месяцы;
выход годного литья за предыдущий и
отчетный месяцы; экономию металла (в
тоннах) в отчетном месяце по сравнению
с предыдущим вследствие уменьшения
брака.
Задача
3.16. За 1
квартал по заводам нефтяного машиностроения
имеются следующие данные (тыс.д.ед.):
Показатели |
Валовая |
Себестоимость |
Расходы |
Стоимость |
Суммы, |
Удержано |
ЗАВОД |
||||||
Всего |
3225,0 |
40,50 |
15,25 |
8,35 |
0,67 |
1,58 |
в |
395,0 |
11,25 |
0,60 |
1,90 |
0,62 |
0,63 |
ЗАВОД |
||||||
Всего |
3750 |
56,25 |
19,50 |
6,40 |
1,60 |
4,00 |
в |
850,0 |
24,65 |
7,60 |
5,65 |
— |
3,65 |
ЗАВОД |
||||||
Всего |
2945,0 |
32,95 |
14,45 |
8,40 |
— |
5,03 |
в |
490,0 |
10,0 |
7,75 |
6,25 |
— |
3,13 |
Определите:
1.
Процент потерь от брака за 1 квартал:
а)
по каждому заводу в целом, и в т.ч. по
литейному цеху;
б)
по всем заводам, и в т.ч. по литейным
цехам.
2.
Проанализируйте данные сводной таблицы
и сделайте выводы.
Задача
3.17. Построить
диаграмму Парето, если известно
распределение брака по причинам:
-
нарушение
технологической дисциплины — 47,8%; -
неудачная
конструкция технологической оснастки
— 40,1%; -
дефекты
в комплектующих изделиях — 4,3%; -
недостаточность
освещения — 3,4%; -
прочие
причины — 4,4%.
Задача
3.18. Построить
диаграмму потерь от брака (Парето), если
известно:
-
брак
по размерам — 11 тыс.д.ед.; -
брак
материалов — 24 тыс.д.ед.; -
брак
гальванического покрытия — 15 тыс.д.ед.; -
брак
заклепки — 1 тыс.д.ед.; -
прочие
виды брака — 5 тыс.д.ед.
Рассчитать
структуру потерь, сделать анализ.
Задача
3.19. Построить
причинно-следственную диаграмму
(Исикавы), сгруппировав по факторам
причины производства брака на предприятии
сферы общепита. При этом рекомендуется
образовать следующие группы: 1) труд; 2)
технология; 3) условия труда; 4) полуфабрикаты
и сырье; 6) оборудование.
Причины
брака: условия
хранения продуктов (температура,
влажность), шум, поведение на работе,
наличие хозяйственного инвентаря,
качество продукта, поступившего с других
операций, возраст оборудования, состояние
воздушной среды, чистота рабочего места,
квалификация повара, изношенность
оборудования, микроклимат в коллективе,
освещенность рабочего места, возможность
обеспечения необходимой точности
(разделки, нарезки, шинковки и пр.)
обработки продукта механизированным
способом.
3.20.
Имеются
следующие данные о результатах измерений
контролируемых параметров
на оптовом предприятии торговли
продуктами питания в помещении, где
хранят сухие сыпучие продукты. Замеры
проводились раз в день в течение недели.
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Температура, |
30 |
28 |
29 |
26 |
30 |
31 |
28 |
Относительная |
72 |
72 |
75 |
78 |
75 |
72 |
72 |
Нормативные
значения параметров составляют: по
температуре – не выше 30
С,
по относительной влажности – не выше
75%. Определить методом относительных
линейных оценок сводный относительный
показатель неустойчивости процесса
хранения.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат № 2
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом приказ от 01.09.18 № 165
Протокол от «30» 08.18 №1 директор школы-интерната ____М.Г.Черных
подпись, печать /Ф.И.О./
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
“ КАК НАУЧИТЬСЯ РЕШАТЬ КАЧСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ ?”
Составитель:
Егорова О. Е.
Санкт — Петербург
2018
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе дидактических целей, которые необходимо достичь в соответствии с определённой учебной ситуации. Единой классификации физических задач не существует.
Задачи классифицируются:
1) по содержанию
2) по разделам
3) по основному методу решения
4) по степени сложности
5) по способу выражения условия.
Одна и та же задача попадает, таким образом, в несколько различных классов. По содержанию все задачи делятся на абстрактные и конкретные.
Абстрактные — это те задачи, в которых нет конкретных числовых значений, и которые решаются в общем виде. Абстрактная задача выявляет более глубоко физическую сущность явлений, не отвлекая учащихся на конкретные несущественные детали.
Конкретные задачи легче для учащихся, потому что конкретные числа приближают задачу к уровню развития ребёнка, который не научился ещё абстрагировать. По степени сложности задачи делятся на простые, сложные, задачи повышенной сложности (трудности) и творческие.
Простые — с использованием одной формулы. Они носят тренировочный характер и решаются обычно сразу же на закрепление нового материала.
Сложные — с использованием нескольких формул. Эти формулы могут быть из разных тем. Повышенной сложности — связывающие в одну проблему несколько разделов. (Часто бывает, что для учеников сложность вызывает не физическая, а математическая составляющая решения задачи).
Творческие — алгоритм решения, которых ученику не известен. Исследовательская задача отвечает на вопрос «почему?», а конструкторская — на вопрос «как сделать?» По основному способу выражения условия задачи делятся на текстовые, экспериментальные, графические и задачи-рисунки.
По способу решения задачи делятся на качественные, вычислительные, графические, экспериментальные.
Отличительная особенность качественных задач в том, что их условия акцентируют внимание учащихся на физической сущности рассматриваемых явлений. Решаются они, как правило, устно, путём логических умозаключений.
Вычислительные задачи — это задачи, которые могут быть решены только с помощью вычислений и математических действий.
Графические и экспериментальные задачи — это задачи, решаемые с помощью графика или с помощью эксперимента.
Однако характер условия задачи не всегда соответствует характеру ее решения. Некоторые расчетные задачи имеют условие, в котором числовые величины заданы косвенно. Такие задачи решаются по формулам, т.е. являются количественными задачами, но без числовых данных. Вот простой пример: «Во сколько раз изменится подъемная сила воздушного шара, если наполняющий его гелий заменить водородом?». Наоборот, есть задачи с численными данными, решаемые качественными методами: «Парашютист весом 700 Н равномерно опускается. Чему равна сила сопротивления воздуха, действующая на парашютиста?». Этот пример иллюстрирует неточность еще одной формулировки: «Качественными называют задачи, при решении которых устанавливают только качественную зависимость между физическими величинами». Однако решение ряда задач, в которых требуется найти значение некоторой величины, можно осуществить при использовании только качественных методов. Вот еще один пример: «Чему равна равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равномерно движущийся по горизонтальной дороге?». Для ответа на вопрос не нужно делать каких-либо математических действий, достаточно провести простые рассуждения: автомобиль движется равномерно и прямолинейно, значит, действие на него всех тел скомпенсировано, т.е. равнодействующая всех сил равна нулю.
Одно из первых определений качественных задач дал М. Е. Тульчинский: «Задача, в которой ставится для разрешения одна из проблем, связанная с качественной стороной рассматриваемого физического явления, которая решается путем логических умозаключений, основывающихся на законах физики, построения чертежа или выполнения эксперимента, но без применения математических действий, называется качественной задачей».
Качественной задачей называем такую задачу, решение которой осуществляется путем построения логической цепочки рассуждений и не требует обязательных математических выкладок и вычислений, а используемые вычисления, не образуют строгую и полную логическую систему формальных выводов. Все формульные преобразования используются только для качественного анализа, а расчеты осуществляются для количественной прикидки.
Однако можно указать на отсутствие четкой границы между качественными и количественными задачами. Некоторые задачи в зависимости от уровня восприятия и мышления учащихся могут решаться и качественными, и количественными методами. Вот такой пример: «В цилиндрическом сосуде, наполненном водой при температуре 0°С, на поверхности плавает кусок льда. Как изменится уровень воды в сосуде, когда лед растает?». Приведем качественное решение. Лед, плавая, вытесняет воду весом равным своему весу. Поэтому вода, образовавшаяся при плавлении льда, имеет такую же массу, как и вода, вытесняемая льдом первоначально, а значит и занимает такой же объем. Соответственно, она «займет» место подводной части льда, и уровень воды не изменится. Но задачу можно решить и количественно.
Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные.
Решение качественных задач
Тульчинский М. Е. писал: » Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике». Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или фактам, с которыми школьники сталкиваются в жизни». В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физических кабинетах. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия. Овладение методами решения качественных задач позволит учащимся творчески применить их к решению самых разнообразных задач и самостоятельно расширить сферу собственных знаний. Именно этот фактор способствует развитию интеллектуальной инициативы и творческой активности учащихся. Особенно важным является использование качественных задач в основной школе, где большая часть материала рассматривается на качественном уровне.
Схема решения качественных задач:
· чтение условия задачи, выяснения всех терминов в ее условии,
· анализ условия задачи, выяснение всех физических явлений, построение схемы или чертежа.
Качественные задачи делятся на две группы:
a) Простые качественные задачи (их называют задачами-вопросами) решение которых обычно основываются на одном физическом законе.
б) Сложные качественные задачи, представляющие как бы совокупность или комбинацию нескольких простых задач. Решая их, приходится строить более сложные цепи умозаключений анализировать несколько физических закономерностей.
Начнем с рассмотрения задач-вопросов:
· Почему при проводке телеграфной линии летом нельзя сильно натягивать провода между столбами?
· Почему зубные врачи не рекомендуют, есть очень горячую пищу?
· Почему нельзя наливать бензин в цистерну до верху?
Во всех трех задачах имеют место тепловое расширение твердых и жидких тел, поэтому построение цепи при решении этих задач опираются на эту тему применяется тепловое расширение тел, заключают, что при нагревании размеры твердых тел, немного увеличиваются, жидкости, как твердые тела, с увеличением температуры расширяются, но значительно сильнее, чем твердые тела. В задачах — вопросах могут использоваться и различные зависимости, выражаемые физическими формулами.
· Каким приемом человек может быстро удвоить давление, производимое им на пол?
В начале проводят анализ физической сущности происходящего. Давление зависит от силы давления, F и от площади S. Поэтому, во-первых, давление возрастает в два раза, если в два раза увеличить силу давления. Этого можно достигнуть, взяв в руки дополнительный груз равный весу человека. Но еще можно увеличить давление — уменьшить площадь опоры в два раза. Для этого достаточно встать на одну ногу.
Одно из наиболее важных умений — это умение найти причину какого либо явления. В частности, в учебной деятельности оно необходимо при решении, например, следующих задач.
На одну чашку уравновешенных весов положили железный кубик, а на другую — деревянный шарик. Шарик перетянул. Почему?
Важным также является умение предусмотреть возможные следствия события. Пример:
К уравновешенному рычагу приложили две сил. Может ли рычаг остаться при этом в равновесии? Если да, то, при каких условиях? Можно ли действие этих сил вывести рычаг из равновесия?
(С помощью этой задачи можно навести учащихся на важную мысль о том, что одна и та же причина при различных условиях, в частности начальных, может привести к разным результатам.)
Пример решения задач
- Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” два таких утверждения:
1) в случае утечки газа запах его некоторое время распространится по всей квартире;
2) молекулы движутся непрерывно и хаотически. Скажите, какое из этих утверждений является причиной по отношению к другому, а какое следствием.
- Составьте и запишите одно предложение (имеющее смысл и верное с точки зрения физики), объединив в нем с помощью союза “поэтому” (или “потому что” два таких утверждения:
1) масса стального кубика больше массы деревянного кубика такого же объема;
2) плотность стали больше плотности дерева.
- Ответьте на вопросы: может ли плотность, какого либо вещества зависеть от того, какой массы физического тела из этого вещества изготовлено? Какое из двух данных утверждений служит причиной по отношению к другому, а какое — следствием.
В решении подобных задач большую роль играет интуиция ученика. В данном случае мы считаем этот путь более эффективным, чем использование определений терминов “причина” и “следствие”.
Для успешного решения нужно уметь: во-первых, сравнивать объекты, величины, условия и т.п.; во-вторых, находить факторы влияния (другими словами, из всех факторов выделять существенные); в-третьих, отличать правильное от ошибочного (неточного). Значение этих умения (так же, как и умений находить причину, следствия, пути достижения заданного результата и т.п.) заключается, прежде всего, в этих универсальности: они необходимы для решения большего числа разнообразных проблем (причем, не только учебных). Кроме того, их усвоение позволяет развивать интеллектуальные способности человека.
- Имеются две ложки (деревянная и стальная) одинаковой массы. Объем, какой ложки
больше? Почему?
- Из приведенных ниже слов и словосочетаний нужно выписать в тетрадь те, которые представляют собой физические явления: магнит, притяжение железных опилок к магниту, льдина, ледоход, ветер, воздух, гром, звон колокола, колебание маятника в часах, часы, термометр, температура, нагревание чайника с водой, выстрел.
- Из следующего перечня надо выписать в один столбик физические величины, а в другой — единицы физических величин: длина, секунда, метр, температура, время, кубический метр, градус, объем.
- Какое слово, на ваш взгляд, лишнее в следующем перечне: время, путь, площадь, метр, скорость? Почему вы выбрали именно это слово?
- Какое слово, на ваш взгляд, лишнее в следующем перечне: Ньютон, килограмм, плотность, метр, Паскаль, Джоуль, секунда? Почему вы выбрали именно это слово?
Примеры качественных задач
1. Почему в замутненной воде вы можете увидеть свою тень, а в чистой — нет? (Для того чтобыувидеть собственную тень на мутной воде, вы должны иметь возможность выделять свет, отраженный от поверхности воды. В чистой воде этот относительно слабый свет теряетсяна фоне света, отраженного от дна. При мутной воде отраженный от дна свет сильно ослабляется или поглощается, поэтому образуются тени.)
2. Чем объясняется расцветка крыльев стрекоз, жуков и прочих насекомых? (Интерференция солнечного света в прозрачной пленке, покрывающей крылья насекомого и имеющей разную толщину в разных местах.)
3. Почему меняется окраска крыльев насекомого, если его рассматривать под разными углами?(При падении лучей на тонкую пленку образуются интерференционные полосы равного наклона, положение которых меняется, если смотреть на пленку под разными углами.)
4. Почему обычные облака в основном белые, а грозовые тучи черные? (Размеры водяных капель в облаке гораздо больше молекул воздуха, поэтому свет от них не рассеивается, а отражается. При этом он не разлагается на составляющие, а остается белым. Очень плотные грозовые облака либо вообще не пропускают свет, либо отражают его вверх.)
5. Почему при восходе и особенно закате Солнце играет различными цветами? (Солнечные лучи при восходе и при закате проходятбольшие пути в воздухе. По теории Рэлея, будут рассеиваться синие, голубые и фиолетовые лучи, а проходят лучи красной части спектра. Поэтому Солнце окрашивается в желтые,розовые, красные тона, противоположная сторонанеба кажется окрашенной в синий с фиолетовым оттенком цвет. Восход дает более яркую и чистую картинку, так как воздух за ночь делается чище.)
6. В морозный вечер подышите на кусок стекла. Через образовавшуюся тонкую пленку кристалликов льда посмотрите на светящиеся уличные фонари. Почему фонари оказываются при этом окруженными радужными кругами (ближе к источнику — сине-голубой свет, дальше от источника — оранжево- красный)? (Наблюдается дифракция света в неоднородной среде.)
7. Во время ночной прогулки можно часто увидеть радужный ореол вокруг уличных фонарей даже в ясную погоду. Почему? (Венцы вокруг фонарей объясняются дифракцией света на препятствиях, соразмерных с длиной волны света. Но в этом случае частицы находятся внутри самого глаза. Это радиальные волокна линзы хрусталика или частицы слизи на поверхности роговицы.)
8. Если поверхность воды не совсем спокойна, то предметы, лежащие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление. (Угол, под которымсветовые лучи от предметов падают на границу вода — воздух, постоянно меняются. Вследствие этого меняется и угол преломления. Поэтому наблюдатель видитпредметы в воде колеблющимися.)
9. Религиозные люди утверждают, что лишь в день пасхи Солнце при восходе «играет» (диск Солнца колеблется, меняет свою форму и цвет). Как объяснить видимое колебание диска восходящего Солнца? (Весной почва в разных местах нагрета по- разному и воздух над этими местами имеет различную плотность, разный показатель преломления. Воздух вследствие конвекции движется, лучи света проходят через слои воздуха с меняющимся показателем преломления. Это вызывает колебание видимого диска Солнца. «Игра» Солнца наблюдается в любой день, когда возникаеттемпературная, а, следовательно, и оптическая неоднородность воздуха.)
10. Почему в затемненной комнате струя воды видна, хотя свет из нее не должен бы выходить? Почему видимость струи улучшается, если в воду подмешать зубного порошка? (Течение струи воды турбулентное, вследствиеэтого внекоторых ееместахлуч падаетна поверхность под углом, меньшим предельного.Зубной порошок в струе рассеивает свет,поэтомуструявидналучше.)
11. Почему днем не видно звезд? (Рассеянный солнечный свет значительно ярчесвета звезд,поэтому звезды не видны.)
12. Почва, бумага, дерево, песок кажутся более темными, если они смочены. Почему? (У сухого материала поверхность шероховата. Поэтому отраженный свет оказывается рассеянным. Если материал смочить, то шероховатость уменьшится. Кроме того, в тонкой пленке воды свет испытывает многократное полное отражение и поглощается.)
13. Если смотреть на разноцветную светящуюся рекламу (например, из газоразрядных трубок), то красные буквы всегда кажутся выступающими вперед по отношению к синим или зеленым. Чем это объяснить? (Фокусное расстояние глаза, как и любой линзы, различно для разных длин волн, т.е. для разных цветов спектра. Красные лучи преломляются слабее, потому возникает зрительное впечатление, что красные предметы находятся ближе к наблюдателю, чем синие.)
14. Почему, глядя на ряд фонарей, расположенных вдоль длинной улицы, мы видим их одинаково яркими, хотя расстояния от глаза до фонарей неодинаковы?
Почему, если рассматривать тот же ряд фонарей в тумане, яркость их будет казаться постепенно уменьшающейся? (Видимая яркость фонаря равна освещенности изображения на сетчатке глаза, к площади изображения на сетчатке. При увеличении расстояния до источника света уменьшается световой поток, попадающий в глаз, но одновременнотакже уменьшается и площадь изображения на сетчатке. Отношенииэтих двух величин остается постоянным, если можно пренебречь потерей световой энергии вследствие поглощения и рассеяния света при распространении в воздухе. В тумане видимая яркость изображения падает по мере удаления источника света, поскольку становятся заметными поглощение и рассеяние энергии.)
15. Вилка освещается пламенем свечи и дает тень на стене. При вертикальном положении тень отчетливо воспроизводит форму ее зубцов, а при горизонтальном положении вилки тень размыта и зубцов почти не видно. Почему? (Причина в том, что источник света (пламя свечи) вытянут в вертикальном направлении. Когда вилка расположена вертикально, то для каждого из зубцов граница света и тени на экране от всех частей источника расположена примерно в одних и тех же местах и поэтому получается отчетливая тень зубцов. Когда же вилка расположена горизонтально, то граница света итениот одной части источника для денного зубца будет сдвинута на экране относительно границы света и тени, создаваемой другой частью источника от того же зубца, а потому вся тень вилки будет размыта.)
Необходимость применения качественных задач
Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать «живыми» уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят — предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.
При таком условии эффективность формирования познавательного интереса возрастет.
Проблемы связанные с качественными задачами
Проблеме использования непосредственно качественных задач и методике их решения уделяется очень мало внимания. Недостаточно разработаны и не нашли должного отражения в методической литературе вопросы о приемах постановки качественных задач, их подборе, системном использовании и рациональных методах решения. В то же время с появлением уровневой дифференциации, курсов по выбору, профильных школ и классов остро встал вопрос о методическом обеспечении и, в частности, о методике использования качественных задач при углубленном изучении. Для современных учителей, как и десятки лет назад, организация работы по решению качественных задач с учащимися является одним из наиболее трудных звеньев в преподавании физики. Современная практика показывает, что и у школьников, и у учителей при решении качественных задач возникает много затруднений. Тому существует несколько причин: отсутствие должного внимания к качественным задачам со стороны учителей, недооценка их роли и места в преподавании физики; упрощенные представления о самих качественных задачах (устные значит простые); отсутствие методик по их решению и использованию в учебном процессе; отсутствие хороших задачников и подробных образцов действий по решению качественных задач.
Но не стоит забывать, что качественные задачи занимают важное место и в физической науке и в системе современного физического образования, в том числе для развития и воспитания личности.
Список литературы
1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. Пособие для учителей Просвещение, 1971
2. Я. И. Перельман. Занимательная механика, 1937 г. Я. И. Перельман. Занимательная физика. Книга вторая, 1932 г. Я. И. Перельман. Занимательная астрономия, 1954 г. Я. И. Перельман. Занимательные задачи и опыты, 1959 г. Я. И. Перельман. Знаете ли Вы физику? 1992 г.
3. http://www.physfac.bspu.secna.ru/
4. Качественные задачи по физике в средней школе. Тульчинский М.Е.Пособие для учителей.М.: Просвещение, 1972. — 240с.
Узнай стоимость на индивидуальную работу!
Цены в 2-3 раза ниже
Мы работаем
7 дней в неделю
Только проверенные эксперты
Решение задач по управлению качеством
Нет нужной работы в каталоге?
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
1 000 +
Новых работ ежедневно
Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ludmila
Математика
Физика
История
127348
рейтинг
5635
работ сдано
2545
отзывов
Иванна
Экономика
Маркетинг
Информатика
121233
рейтинг
2853
работ сдано
1274
отзывов
81710
рейтинг
1912
работ сдано
1207
отзывов
Константин Николаевич
Высшая математика
Информатика
Геодезия
62710
рейтинг
1046
работ сдано
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
Вячеслав
ВШЭ
В очередной раз Александр мне помог в трудную минуту Спасибо! Все сделано быстро и правиль…
Адам
Агу
Все очень хорошо сделано, человек мастер в своем деле,так ещё цена очень хорошая,советую.
Aleksasha
ИвГУ
Спасибо, Константин, за выполненные работы! Рада плодотворному сотрудничеству!
В очередной раз Александр мне помог в трудную минуту Спасибо! Все сделано быстро и правильно. Всем рекомендую
Все очень хорошо сделано, человек мастер в своем деле,так ещё цена очень хорошая,советую.
Спасибо, Константин, за выполненные работы! Рада плодотворному сотрудничеству!
Последние размещённые задания
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Лабораторная работа
Лабораторная, Товароведение производственных и непроизводственных товаров
Срок сдачи к 29 мая
Экзамен
Онлайн-помощь, аналитическая химия
Срок сдачи к 3 июня
Вариант 2
Контрольная, история государства и права зарубежных стран
Срок сдачи к 2 июня
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!
Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.
Задание
На основании данных, приведенных в таблице 1, выполнить следующее :
- Рассчитать показатели, характеризующие качество выпускаемой продукции.
- Определить динамику и изменение представленных и рассчитанных показателей за рассматриваемый период.
- Оценить влияние потерь от брака на выпуск продукции.
- Указать возможные причины выпуска некачественной продукции.
- Сделать заключение по выполненным расчетам и наметить мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.
Решение
Обобщающими показателями качества продукции являются:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшего качества;
- удельный вес экспортируемой продукции.
Таблица 1
Показатели |
Фактически за предыдущий год |
Фактически за анализируемый год |
1. Объем товарной продукции, |
56800 |
70900 |
2. Продукция на экспорт, тыс. руб. |
21300 |
30400 |
3. Выпуск новой продукции, тыс. руб. |
5100 |
5200 |
4. Стоимость продукции, на которую поступили рекламации, тыс. руб. |
2400 |
3400 |
5. Внутризаводской брак (в % к производственной себестоимости товарной продукции), % |
0,15 |
0,40 |
Также существуют косвенные показатели качества – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и т.п.
Удельный вес продукции на экспорт в общем объеме товарной продукции в отчетном году равен:
30400 тыс. руб./70900 тыс. руб.*100%=42,9%
Остальные показатели удельных весов рассчитаны аналогично. Потери от брака определяются как произведение удельного веса забракованной продукции на объем товарной продукции:
70900 тыс. руб.*0,40=283,6 тыс. руб.
Динамика показателей качества приведена в табл. 2.
Динамика рассчитанных показателей показывает, что увеличилась доля продукции на экспорт (на 5,4%), что свидетельствует о повышении качества продукции предприятия, так как продукция на экспорт должна соответствовать международным стандартам, что является показателем ее высокого качества.
Таблица 2
Показатели |
Фактически за предыдущий год |
Фактически за анализируемый год |
Изменение |
Удельный вес в товарной продукции, % |
|||
|
37,5% |
42,9% |
5,4% |
|
9,0% |
7,3% |
-1,6% |
|
4,2% |
4,8% |
0,6% |
|
0,15% |
0,40% |
0,3% |
Потери от брака, тыс. руб. |
85,2 |
283,6 |
198,4 |
Однако наблюдается также снижение процента новой продукции (на 1,6%) и повышение удельного веса зарекламированной и забракованной продукции, что говорит об ухудшении качества. Также возросли потери от брака (на 198,4 тыс. руб.). Следовательно, наблюдается снижение качества продукции предприятия (в частности той, которая предназначена для внутреннего рынка), в связи с чем увеличились потери предприятия от внутризаводского брака.
Потери от брака, несомненно, влияют на выпуск продукции, так как брак уменьшает общий размер товарной продукции предприятия. Следовательно, в предыдущем году потери от брака привели к уменьшению товарной продукции на 85,2 тыс. руб., а в отчетном – 283,6 тыс. руб.
Возможными причинами выпуска некачественной продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих, аритмичность производства продукции.
Для осуществления мероприятий по повышению качества продукции необходимо прежде всего точно установить причины снижения качества. Такими мероприятиями могут быть: поиск новых поставщиков сырья и материалов, повышение квалификации рабочих, обновление оборудования, разработка новой технологии производства и т.п.
Контрольная работа по основам управления качеством
Контрольная работа по основам управления качеством
Задачи на практикум
1. На основании представленных данных о результатах проведенной экспертной оценки показателей качества изделий необходимо рассчитать средневзвешенный показатель и сделать выводы.
Показатели качества |
Значимость показателя m |
Бальная оценка по эталону |
Бальная оценка по изделию 1 |
Бальная оценка по изделию 2 |
Бальная оценка по изделию 3 |
1. Технологичность изделия |
0,05 |
8 |
7 |
5 |
4 |
2. Транспортабельность |
0,08 |
9 |
8 |
4 |
5 |
3. Функциональность |
0,2 |
9 |
5 |
6 |
7 |
4. Экономичность использования |
0,15 |
7 |
4 |
7 |
5 |
5. Эксплуатационная надежность |
0,15 |
9 |
6 |
8 |
7 |
6. Унифицированность |
0,05 |
8 |
3 |
6 |
8 |
7. Безопасность использования |
0,12 |
8 |
8 |
4 |
7 |
8. Экологическая чистота |
0,05 |
9 |
8 |
6 |
4 |
9. Эргономичность |
0,1 |
7 |
4 |
5 |
3 |
1. Стабильность товарного вида |
0,05 |
7 |
4 |
7 |
5 |
Решение:
Для определения средневзвешенного показателя необходимо воспользоваться формулой сумма от произведений значимости показателя на бальную оценку по талону.
Для 1 изделия:
Для 2 изделия:
Для 3 изделия:
Исходя из представленных данных, второе изделие по средневзвешенному показателю является наиболее качественным.
2. Определить уровень качества стиральной машинки комплексным методом, значение показателей качества которой указаны в таблице. Сделайте выводы о ее соответствии предъявляемым требованиям.
Показатели качества стиральной машинки
Показатель качества |
Коэффициент весомости |
Абсолютные значения показателей |
Относительные показатели качества |
Взвешенные показатели качества |
|||||||
Х баз |
Х фак |
Хмин |
Pбаз |
Рфакт |
Рmin |
Gi*Pmax |
Gi*Pфакт |
Gi*Pmшт |
|||
Отстирываемость, % (+) |
0,4 |
62,00 |
60,00 |
52,00 |
1 |
0,96774194 |
0,83870968 |
0,4 |
0,3871 |
0,3355 |
|
Потеря прочности, % (-) |
0,3 |
12,00 |
14,00 |
16,00 |
1 |
0,85714286 |
0,75 |
0,3 |
0,2571 |
0,225 |
|
Дизайн, баллы (+) |
0,2 |
10,00 |
8,00 |
6,00 |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,2 |
0,16 |
0,12 |
|
Уровень шума, дБ |
0,1 |
34,00 |
40,00 |
40,00 |
1 |
0,85 |
0,85 |
0,1 |
0,085 |
0,085 |
|
(-) |
В данном случае уровни качества фактические и минимально допустимые равны:Выстроим интервал допустимого уровня качества по данным нашего примера. Он имеет вид:
Таким образом, оцениваемый образец можно признать качественным, т.к. значение его уровня входит в интервал качества. Для того чтобы повысить уровень качества, изготовителю следует снизить уровень шума, т.к. у анализируемого образца значение данного показателя равно минимально допустимому значению.
3. Определить уровень качества ситца комплексным методом, значение показателей качества которого указаны в таблице. Сделайте выводы о ее соответствии предъявляемым требованиям.
Показатели качества ситца
Показатель качества |
Коэффициент весомости |
Абсолютные значения показателей |
Относительные показатели качества |
Взвешенные показатели качества |
||||||
Х баз |
Х фак |
Хмин |
Pбаз |
Рфакт |
Рmin |
Gi*Pmax |
Gi*Pфакт |
Gi*Pmшт |
||
Толщина ткани, мм |
0,2 |
0,75 |
0,6 |
0,58 |
1 |
0,8 |
0,77333333 |
0,2 |
0,16 |
0,1547 |
Масса 1 м кв. ткани, г |
0,1 |
75 |
65 |
65 |
1 |
1,15384615 |
1,15384615 |
0,1 |
0,1154 |
0,1154 |
Прочность на разрыв, дан |
0,3 |
12 |
11 |
6,5 |
||||||
Дизайн, баллы |
0,15 |
10 |
8 |
6 |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,15 |
0,12 |
0,09 |
Устойчивость окраски, баллы |
0,1 |
10 |
7,5 |
6 |
1 |
0,75 |
0,6 |
0,15 |
0,1125 |
0,09 |
Стойкость к истиранию, циклы |
0,15 |
2210 |
2200 |
1950 |
1 |
0,99547511 |
0,88235294 |
0,15 |
0,1493 |
0,1324 |
В данном случае уровни качества фактические и минимально допустимые равны:Выстроим интервал допустимого уровня качества по данным нашего примера. Он имеет вид:
Таким образом, оцениваемый образец можно признать качественным, т.к. значение его уровня входит в интервал качества.
Сравнение интегральных показателей качества нескольких образцов. Сделайте выводы об уровне качества.
1. Определите выгодность приобретения потребителем пальто, если для образцов характерны значения показателей, приведенных в таблице.
Пальто
Номер образца |
Комплексный показатель |
Цена, тыс. руб. |
Выгодность |
1 |
1 |
8,9 |
0,11236 |
2 |
0,75 |
5,6 |
0,133929 |
3 |
0,25 |
1,2 |
0,208333 |
Наибольшая выгодность у образца 3 по интегрированному показателю, который равен отношению комплексного показателя на цену образца.
2. Определите выгодность приобретения потребителем тетрадей, если для образцов характерны значения показателей, приведенных в таблице.
Тетради
Номер образца |
Комплексный показатель |
Цена, тыс. руб. |
Выгодность |
1 |
0,6 |
12 |
0,05 |
2 |
0,74 |
21 |
0,035238 |
3 |
0,89 |
39 |
0,022821 |
Наибольшая выгодность у образца 1 по интегрированному показателю, который равен отношению комплексного показателя на цену образца.
5. Определите уровень качества пельменей, значения показателей качества которого указаны в таблице. Сделайте выводы о его соответствии предъявляемым требованиям. Коэффициент весомости рассчитайте самостоятельно.
Показатели качества пельменей
Показатель качества |
Коэффициент весомости, m |
Абсолютные значения показателей |
Относительные показатели качества |
Взвешенные показатели качества |
||||||
Х баз |
Х фак |
Хмин |
Pбаз |
Рфакт |
Рmin |
Gi*Pmax |
Gi*Pфакт |
Gi*Pmшт |
||
Массовая доля мясного фарша к массе пельменя, % (+) |
0,1 |
55 |
53 |
50 |
1 |
0,96363636 |
0,90909091 |
0,1 |
0,0964 |
0,0909 |
Толщина тестовой оболочки пельменя, мм (-) |
0,2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0,66666667 |
0,2 |
0,2 |
0,1333 |
Масса одного пельменя, г (+) |
0,2 |
15 |
12 |
9 |
||||||
Массовая доля жира в фарше пельменей, % (-) |
0,1 |
17 |
20 |
26 |
1 |
1,17647059 |
1,52941176 |
0,1 |
0,1176 |
0,1529 |
Вкус и запах, баллы (+) |
0,2 |
10 |
9,5 |
6 |
1 |
0,95 |
0,6 |
0,1 |
0,095 |
0,06 |
Внешний вид, баллы (+) |
0,2 |
10 |
8,5 |
6 |
1 |
0,85 |
0,6 |
0,1 |
0,085 |
0,06 |
В данном случае уровни качества фактические и минимально допустимые равны:Выстроим интервал допустимого уровня качества по данным нашего примера. Он имеет вид:
Таким образом, оцениваемый образец можно признать качественным, т.к. значение его уровня входит в интервал качества.
Практикум по решению задач 2 | Тема 3. Качество как объект управления.»
Задачи на практикум
1. Выборка по результатам технологического процесса: 126, 130, 126, 134, 134.
Рассчитать коэффициент точности технологического процесса и сделать выводы при значениях Тв — 135, Тн — 125.
2. По приведенным данным рассчитайте значения коэффициента Кт и скорректированного индекса воспроизводимости Cpk
127, 126, 124, 127, 126
при Тв — 135, Тн — 125.
2. По приведенным данным рассчитайте скорректированный индекс воспроизводимости Cpk и сделайте вывод.
Порядок |
Номер измерения |
|||||||||
1 |
13,30 |
12,42 |
12,98 |
13,27 |
12,96 |
13,05 |
13,14 |
13,12 |
12,96 |
12,79 |
2 |
13,09 |
13,08 |
12,65 |
13,12 |
13,14 |
12,98 |
12,73 |
12,99 |
13,37 |
13,27 |
3 |
12,90 |
13,05 |
13,35 |
13,33 |
12,73 |
13,40 |
12,82 |
12,74 |
13,42 |
12,55 |
4 |
13,34 |
12,90 |
12,96 |
13,23 |
13,20 |
13,16 |
13,09 |
13,20 |
13,31 |
13,18 |
5 |
13,02 |
13,09 |
13,03 |
13,25 |
12,96 |
12,97 |
12,80 |
12,89 |
13,42 |
12,93 |
Решение
Сравнение статистических характеристик для отдельных шеек показывает, что наихудшие параметры имеет 4-ая шейка. Это указывает на необходимость проведения профилактического ремонта левого зажимного патрона.
Тема 4. Основные методы и инструменты управления качеством.»
1. По приведенным данным постройте гистограмму и представьте график кривой нормального распределения, относительно полученной гистограммы.
86,4 |
86,0 |
76,3 |
68,4 |
63,9 |
|
77,5 |
93,4 |
75,8 |
91,1 |
74,9 |
61,8 |
91,5 |
74,1 |
86,9 |
78,0 |
72,2 |
84,2 |
83,5 |
88,5 |
78,6 |
82,4 |
76,6 |
86,3 |
61,9 |
71,8 |
69,8 |
77,1 |
82,4 |
76,7 |
58,7 |
68,3 |
73,0 |
82,4 |
78,7 |
69,8 |
Таблица для расчета показателей.
xi |
Кол-во, fi |
xi·fi |
Накопленная частота, S |
|x-xср|·fi |
(x-xср)2·fi |
Относительная частота, fi/f |
58.7 |
1 |
58.7 |
1 |
17.883 |
319.814 |
0.167 |
61.9 |
1 |
61.9 |
2 |
14.683 |
215.6 |
0.167 |
77.5 |
1 |
77.5 |
3 |
0.917 |
0.84 |
0.167 |
83.5 |
1 |
83.5 |
4 |
6.917 |
47.84 |
0.167 |
86.4 |
1 |
86.4 |
5 |
9.817 |
96.367 |
0.167 |
91.5 |
1 |
91.5 |
6 |
14.917 |
222.507 |
0.167 |
Итого |
6 |
459.5 |
65.133 |
902.968 |
1 |
Если выполняется соотношение |As|/sAs < 3, то асимметрия несущественная, ее наличие объясняется влиянием различных случайных обстоятельств. Если имеет место соотношение |As|/sAs > 3, то асимметрия существенная и распределение признака в генеральной совокупности не является симметричным.
Расчет центральных моментов проводим в аналитической таблице:
xi |
(x-xср)3·fi |
(x-xср)4·fi |
58.7 |
-5719.333 |
102280.746 |
61.9 |
-3165.731 |
46483.48 |
77.5 |
0.77 |
0.706 |
83.5 |
330.895 |
2288.692 |
86.4 |
946.002 |
9286.588 |
91.5 |
3319.062 |
49509.34 |
Итого |
-4288.335 |
209849.552 |
В анализируемом ряду распределений имеется незначительная асимметрия (-0,387/0,617=0,63<3)
Используются также структурные показатели (коэффициенты) асимметрии, характеризующие асимметрию только в центральной части распределения, т. е. в основной массе единиц, и не зависящие от крайних значений признака.
Следовательно, критическая область для этой статистики всегда правосторонняя: [Kkp; +∞).
Его граница Ккр = х2 (к-г-1; а) находится по таблицам распределения х2 и заданным значениям а, к = 6, г = 2 (параметры хср и а оцениваются по выборке).
Ккр (0,05; 3) = 7,81473; Кобл = 7,44
Наблюдаемое значение статистики Пирсона не попадает в критическую область: Knabl <Kkp, поэтому нет оснований отвергать основную гипотезу. Справедливо предположить, что эти выборки имеют нормальное распределение.
2. В таблице приведены данные о давлении воздуха и процессе дефектов при изготовлении пластиковых емкостей. Постройте по этим данным диаграмму разброса (рассеивания)
Таблица
Давление, кгс/см2 |
Дефекты, % |
Давление, кгс/см2 |
Дефекты, % |
Давление, кгс/см2 |
Дефекты, % |
Давление, кгс/см2 |
Дефекты, % |
9,2 |
0,889 |
8,6 |
0,912 |
8,9 |
0,905 |
9,3 |
0,928 |
8,7 |
0,884 |
8,7 |
0,895 |
8,8 |
0,892 |
8,9 |
0,908 |
8,4 |
0,874 |
8,5 |
0,896 |
8,8 |
0,877 |
8,9 |
0,886 |
8,2 |
0,891 |
9,2 |
0,894 |
8,4 |
0,885 |
8,3 |
0,881 |
9,2 |
0,874 |
8,5 |
0,864 |
8,7 |
0,866 |
8,7 |
0,912 |
8,7 |
0,886 |
8,3 |
0,922 |
9,2 |
0,896 |
8,9 |
0,904 |
9,4 |
0,911 |
8,7 |
0,909 |
8,6 |
0,896 |
8,7 |
0,872 |
3.Постройте диаграмму Парето. Используя диаграмму Парето, проанализируйте результаты проверки жилых зданий. Данные о неисправности в жилых домах приведены в таблице.
№ |
Вид неисправности |
Количество неисправностей (шт.) |
Сумма потерь от устранения неисправностей (в руб.) |
1 |
Разбитые стекла |
15 |
1500 |
2 |
Замена выключателей |
4 |
130 |
3 |
Нарушение связи наружной облицовки и лепных изделий |
17 |
1000 |
4 |
Замена предохранителей |
170 |
156 |
5 |
Протечки в отдельных местах |
100 |
270 |
6 |
Замена светильников |
1 |
345 |
7 |
Течи в кранах |
150 |
3500 |
8 |
Неисправность лифта |
1 |
1180 |
9 |
Прочие |
112 |
750 |
4.Используя диаграмму Парето, проанализируйте результаты проверки качества тканей. На диаграмме Парето постройте кумулятивную кривую. Данные проверки качества приведены в таблице.
№ |
Вид неисправности |
Потери от брака в денежном выражении (в руб.) |
Кумулятивный процент, % |
1 |
Разноотеночность по всему куску |
3000 |
|
2 |
Полосы от нитей разной толщины |
1200 |
|
3 |
Масляные пятна |
4502 |
|
4 |
Растраф |
2800 |
|
5 |
Подплетины |
800 |
|
6 |
Забоины |
3800 |
|
7 |
Загнутая кромка |
200 |
|
8 |
Близна |
300 |
|
9 |
Прочие |
750 |
1 этап. Рассчитываем потери от каждого дефекта в процентном выражении.
Вид порока или дефекта |
Количество метров тканей с пороками |
Потери от брака в денежном выражении (в руб.) |
Потери от брака в процентном выражении (%) |
Разноотеночность по всему куску |
12 |
3000 |
17,3 |
Полосы от нитей разной толщины |
3 |
1200 |
6,9 |
Масляные пятна |
45 |
4502 |
26 |
Растраф |
7 |
2800 |
16,1 |
Подплетины |
2 |
800 |
4,6 |
Забоины |
6 |
3800 |
21,9 |
Загнутая кромка |
41 |
200 |
1,2 |
Близна |
6 |
300 |
1,7 |
Прочие |
7 |
750 |
4,3 |
Итого: |
129 |
17352 |
100% |
2 этап. Все виды дефектов распределяются в три группы А,В,С. В группу А входят три вида брака, которые нанесли самый ощутимый урон предприятию. Они располагаются в порядке убывания 3,6,1. В группе В виды дефекта располагаются следующим образом: 4,2,5. В группе С — 8,7,9. Прочие виды дефекта всегда располагаются последними, несмотря на их размер.
3 этап. Строится столбчатый график.
4 этап. Вычерчивается кумулятивная кривая, так называемая кривая Лоренца. В результате получают диаграмму Парето, изображенную на рисунке 1.
На диаграмме видно, что масляные пятна(3), забоины(6)и рзаноотеночность по всему куску(1) составляют соответственно 26%, 21.9%, 17.3% потерь. В общей сумме группа А составляет 65,2%. На эту группу видов дефектов нужно обратить особое внимание. Для этого нужно проанализировать каждую из операций, которая могла бы привести к появлению дефекта группы А, затем составить график мероприятий, которые снизят процент дефекта.
7. рос контролируемого параметра «Длительность маршрута» приведена в таблице. Норматив по данному показателю равен 41 ± 1мин. Постройте контрольную карту для этих значений. Сделайте вывод о соблюдении норматива по данному показателю.
№ измерения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Продолж. маршрута |
41 |
40 |
42 |
41 |
45 |
41 |
43 |
38 |
41 |
40 |
Находим верхний контрольный предел: 40+1=42
Находим нижний контрольный предел 41-1=40
Центральная линия 40
Строим контрольную карту
Рейс 5-пробки на дорогах,так как высокая скорость движения более чем это необходимо на остановочных пунктах
Рейс 8 – более высокая скорость движения «зеленый коридор»,пропуск остановочных пунктов, меньший поток автомобилей
5. Постройте контрольную карту методом крайних значений.
Номер группы |
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Х5 |
Х max |
Xmin |
X |
1 |
34 |
25 |
45 |
12 |
33 |
45 |
12 |
149 |
2 |
52 |
28 |
44 |
15 |
36 |
52 |
15 |
175 |
3 |
48 |
26 |
46 |
13 |
35 |
48 |
13 |
168 |
4 |
14 |
35 |
42 |
16 |
23 |
42 |
14 |
130 |
5 |
45 |
32 |
44 |
14 |
48 |
48 |
14 |
183 |
Х кр2 = Xmax + rmax=47+5=52
X кр1 = X min + r min=13,6+1,5=15,1
Так как пять точек (4,16,17,18,20) выходят за контрольные пределы, а точке 19 находится в непосредственной близости к предел, то процесс нестабилен и нуждается в срочных корректирующих действиях.
1. На основании отчета по затратам на качество высшему руководству (табл).
1) вычислите общие затраты на качество;
2) рассчитайте экономию («качество приносит деньги»), которая возникла в результате усиления предупредительных мер и за счет снижения затрат на брак;
3) постройте график изменения экономии по периодам;
4) на основе анализа динамики категории затрат на качество сделайте выводы об эффективности предупредительных мероприятий.
Затраты на качество от общего объема продаж ,% |
Периоды |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
На предупредительные меры |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
1,8 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,9 |
2,1 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
|
На контроль |
3,8 |
3,8 |
3,9 |
3,7 |
3,7 |
3,8 |
3,5 |
3,6 |
2,8 |
2,6 |
2,4 |
2,4 |
|
На внутренние потери |
7,0 |
6,9 |
6,6 |
5,9 |
5,6 |
5,7 |
4,0 |
3,9 |
3,5 |
3,7 |
3,5 |
3,4 |
|
На внешние потери |
3,7 |
3,6 |
3,6 |
3,4 |
3,5 |
3,4 |
3,0 |
2,8 |
2,4 |
1,7 |
1,4 |
1,1 |
|
Общие затраты |
|||||||||||||
Экономия |
Затраты на качество могут быть минимизированы, однако надежда на то, что они могут быть сведены к нулю — заблуждение. К нулю можно свести только одну составляющую затрат — затраты на несоответствие, или внутренние и внешние потери.
Таблица -Результаты вычисления общих затрат на качество и экономии
Затраты на качество от общего объема продаж, % |
Периоды |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
Общие затраты |
12.1 |
11.9 |
12 |
11.2 |
10.8 |
10.9 |
8.8 |
8.8 |
7.4 |
6.6 |
5.8 |
5.6 |
|
Экономия |
0 |
-0.1 |
0.8 |
0.4 |
-0.1 |
2.1 |
0 |
1.4 |
0.8 |
0.8 |
0.2 |
5.6 |
2. Распределите затраты предприятия, представленные в таблице по следующим группам: 1) предупредительные затраты; 2) оценочные затраты; 3) издержки, обусловленные внутренними затратами; 4) издержки, обусловленные внешними отказами. рассчитайте сумму затрат по каждой группе.
Предупредительные |
|
Переделка и ремонт изделий |
75 |
Повторное испытание и контроль |
25 |
Контроль качества закупленных материалов |
5 |
105 |
|
оценочные затраты |
|
Приемно-сдаточные испытания готовой продукции |
66 |
Анализ возвращенной потребителем продукции на причину отказа |
24 |
Аудит системы качества |
10 |
Образование в области качества |
4 |
Обеспечение качеств поставок |
50 |
154 |
|
издержки, обусловленные внутренними затратами |
|
Административная работа с возвращаемой продукцией |
12 |
Понижение класса качества |
32 |
Материалы для контроля и испытаний |
7 |
Калибровка и тех. обслуживание испытательного оборудования |
6 |
Брак |
60 |
Стоимость гарантийного обслуживания |
14 |
131 |
|
издержки, обусловленные внешними отказами |
|
Лабораторные испытания |
12 |
Закупка материалов |
80 |
Транспортирование продукции |
10 |
102 |
3. Затраты предприятия общественного питания за отчетный период составили, тыс. руб.:
приготовление и подача пищи – 526;
планирование и заказ продуктов – 155;
затраты на подбор кадров – 15;
подготовка кадров – 25;
в результате плохого приготовления отказы составили 30;
уменьшение спроса по сравнению с предыдущим периодом – 52;
работа с жалобами – 15;
штрафные санкции –10.
Составьте стоимость процесса, рассчитайте затраты, связанные достижением соответствия и отсутствием соответствия, результативность работы предприятия, как процент затрат соответствия в общем объеме затрат предприятия.
Стоимость процесса:
Достижение соответствия:
Отсутствие соответствия: