10.5. НАХОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНЫХ КОРНЕЙ МНОГОЧЛЕНА С ЦЕЛЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ
Теорема 4. Если многочлен с целыми коэффициентами f (x) = anxn + an-1xn-1 + … + a1x+a0 имеет рациональный корень x=p/q (q ≠ 0, дробь p/q несократимая), то р является делителем свободного члена (a0), а q — делителем коэффициента при старшем члене аn.
Если p/q является корнем многочлена f (х), то f(p/q) = 0. Подставляем p/q вместо х в f(x) и из последнего равенства имеем
an * pn/qn + an-1 * pn-1/qn-1 + … + a1 * p/q + a0 = 0. |
(1) |
Умножим обе части равенства (1) на (q ≠ 0). Получаем
аnрn + an-1pn-1q + … + a1pqn-1 + a0qn = 0. |
(2) |
В равенстве (2) все слагаемые, кроме последнего, делятся на р. Поэтому
a0qn = -(аnрn + an-1pn-1q + … + a1pqn-1) делится на р.
Но когда мы записываем рациональное число в виде p/q, то эта дробь считается несократимой, то есть р и q не имеют общих делителей. Произведение a0qn может делиться на р (если р и q — взаимно простые числа) только тогда, когда a0 делится на р. Таким образом, р — делитель свободного члена a0.
Аналогично все слагаемые равенства (2), кроме первого, делятся на q. Тогда
anpn = -(an-1pn-1q + … + a1pq-1 + a0qn) делится на q. Поскольку р и q — взаимно простые числа, то an делится на q, следовательно, q — делитель коэффициента при старшем члене.
Отметим два следствия из этой теоремы. Если взять q = 1, то корнем многочлена будет целое число р — делитель a0. Таким образом, имеет место:
Следствие 1. Любой целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем его свободного члена.
Если в заданном многочлене f (х) коэффициент аn = 1, то делителями аn могут быть только числа ±1, то есть q =±1, и имеет место:
Следствие 2. Если коэффициент при старшем члене уравнения с целыми коэффициентами равен 1, то все рациональные корни этого уравнения (если они существуют) — целые числа.
Задача 1 Найдите рациональные корни многочлена 2х3 – х2 + 12х – 6.
Пусть несократимая дробь p/q является корнем многочлена. Тогда р необходимо искать среди делителей свободного члена, то есть среди чисел ±1, ±2, ±3, ±6, а q — среди делителей старшего коэффициента: ±1, ±2.
Таким образом, рациональные корни многочлена необходимо искать среди чисел ±1/2, ±1, +±3/2, ±2, ±3, ±6. Проверять, является ли данное число корнем многочлена, целесообразно с помощью схемы Горнера. При x = 1/2 имеем следующую таблицу.
Кроме того, по схеме Горнера можно записать, что
2х3 – х2 + 12х – 6 = (x – 1/2) (2x2 + 12).
Многочлен 2х2 + 12 не имеет действительных корней (а тем более рациональных), поэтому заданный многочлен имеет единственный рациональный корень x =1/2.
Задача 2 Разложите многочлен Р (х) = 2х4 + 3х3 – 2х2 – х – 2 на множители.
Ищем целые корни многочлена среди делителей свободного члена: ±1, ±2. Подходит 1. Делим Р (х) на х – 1 с помощью схемы Горнера.
Тогда Р (х) = (х – 1)(2х3 + 5х2 + 3х + 2). Ищем целые корни кубического многочлена 2х3 + 5х2 + 3х + 2 среди делителей его свободного члена: ±1, ±2. Подходит (–2). Делим на х + 2
Имеем Р (х) = (х – 1)(х + 2)(2х2 + х +1).
Квадратный трехчлен 2х2 + х +1 не имеет действительных корней и на линейные множители не раскладывается.
Ответ: Р (х) = (х – 1)(х + 2)(2х2 + х +1).
Отметим, что во множестве действительных чисел не всегда можно найти все корни многочлена (например, квадратный трехчлен х2 + х + 1 не имеет действительных корней). Таким образом, многочлен n-й степени не всегда можно разложить на линейные множители. В курсах высшей алгебры доказывается, что многочлен нечетной степени всегда можно разложить на линейные и квадратные множители, а многочлен четной степени представить в виде произведения квадратных трехчленов.
Например, многочлен четвертой степени раскладывается в произведение двух квадратных трехчленов. Для нахождения коэффициентов этого разложения иногда можно применить метод неопределенных коэффициентов.
Задача 3 Разложите на множители многочлен х4 + х3 + 3х2 + х + 6.
Попытка найти рациональные корни ничего не дает: многочлен не имеет рациональных (целых) корней.
Попытаемся разложить этот многочлен в произведение двух квадратных трехчленов. Поскольку старший коэффициент многочлена равен 1, то и у квадратных трехчленов возьмем старшие коэффициенты равными 1. То есть будем искать разложение нашего многочлена в виде:
х4 + х3 + 3х2 + х + 6 = (х2 + ах + b)(х2 + сх + d), |
(3) |
где а, b, с и d — неопределенные (пока что) коэффициенты. Многочлены, стоящие в левой и правой частях этого равенства, тождественно равны, поэтому и коэффициенты при одинаковых степенях х у них равны. Раскроем скобки в правой части равенства и приравняем соответствующие коэффициенты. Это удобно записать так:
х4 + х3 + 3х2 + х + 6 = x4 + cx3 + dx2 +
+ ax3 + acx2 + adx +
+ bx2 + bcx + bd.
Получаем систему
(4) |
Попытка решить эту систему методом подстановки приводит к уравнению 4-й степени, поэтому попробуем решить систему (4) в целых числах. Из последнего равенства системы (4) получаем, что b и d могут быть только делителями числа 6. Все возможные варианты запишем в таблицу.
Коэффициенты b и d в равенстве (3) равноправны, поэтому мы не рассматриваем случаи b = 6 и d = 1 или b = –6 и d = –1 и т. д.
Для каждой пары значений b и d из третьего равенства системы (4) найдем ас = 3 – (b + d), а из второго равенства имеем а + с = 1.
Зная а + с и ас, по теореме, обратной теореме Виета, находим а и с как корни квадратного уравнения. Найденные таким образом значения а, b, с, d подставим в четвертое равенство системы (4) bс + ad = 1, чтобы выбрать те числа, которые являются решениями системы (4). Удобно эти рассуждения оформить в виде таблицы:
Как видим, системе (4) удовлетворяет набор целых чисел а = –1, b = 2, с = 2, d = 3. Тогда равенство (3) имеет вид
x4 + х3 + 3х2 + х + 6 = (х2 – х + 2)(х2 + 2х + 3). |
(5) |
Поскольку квадратные трехчлены х2 – х + 2 и х2 + 2х + 3 не имеют не только рациональных, но и действительных корней, то равенство (5) дает окончательный ответ.
Упражнения
- Найдите целые корни многочлена:
1) х3 – 5х + 4;
2) 2x3 + x2 – 13x + 6;
3) 5х3 + 18х2 – 10х – 8;
4) 4х4 – 11х2 + 9х – 2.
- Найдите рациональные корни уравнения:
1) х3 – 3х2 + 2 = 0;
2) 2х3 – 5х2 – х + 1 = 0;
3) 3х4 + 5х3 – х2 – 5х – 2 = 0;
4) 3х4 – 8х3 – 2х2 + 7х – 2 = 0.
- Разложите многочлен на множители:
1) 2х3 – х2 – 5х – 2;
2) х3 + 9х2 + 23х +15;
3) х4 – 2х3 + 2х – 1;
4) х4 – 2х3 – 24х2 + 50х – 25.
- Найдите действительные корни уравнения:
1) х3 + х2 – 4х + 2 = 0;
2) х3 – 7х – 6 = 0;
3) 2х4 – 5х3 + 5х2 – 2 = 0;
4) 2х3 – 5х2 + 1 = 0.
5*. Разложите многочлен на множители методом неопределенных коэффициентов:
1) х4 + х3 – 5х2 + 13х – 6;
2) х4 – 4х3 – 20х2 + 13х – 2.
6*. Разложите многочлен на множители, заранее записав его с помощью метода неопределенных коэффициентов в виде (х2 + bх + с)2 – (mх + n)2: :
1) х4+ 4х – 1;
2) х4 – 4х3 – 1;
3) х4 + 4а3х – а4.
Теорема Безу и следствия из неё
19 июля 2022
Теорема Безу позволяет решать уравнения высших степеней, которые на первый взгляд не решаются, и раскладывать на множители многочлены, которые не раскладываются.:)
Формулировка теоремы довольно проста:
Терема Безу. Остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
на двучлен $x- color{red}{a}$ равен значению этого многочлена в точке $x= color{red}{a}$:
[r=Pleft( color{red}{a} right)]
На практике нас интересует не сама теорема Безу, а некоторые следствия из неё — именно они помогают решать уравнения и раскладывать многочлены на множители. В этом уроке мы рассмотрим все такие следствия и станем настоящими мастерами в работе с многочленами.
Содержание
- Деление с остатком
- Разложение на множители
- Целые корни многочленов
- Рациональные корни многочленов
- Доказательства
В разных учебниках теорему Безу проходят то в 9-м классе, то в 10-м. Этот урок построен так, что вы поймёте его вне зависимости от школы, класса и учебника.
1. Деление с остатком
Итак, есть многочлен $Pleft( x right)$ и двучлен $x- color{red}{a}$. Разделим $Pleft( x right)$ на $x- color{red}{a}$ с остатком:
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x- color{red}{a} right)+r]
Теперь найдём значение многочлена $Pleft( x right)$ в точке $x= color{red}{a}$:
[Pleft( color{red}{a} right)=Qleft( color{red}{a} right)cdot left( color{red}{a}- color{red}{a} right)+r=r]
Собственно, мы только что доказали теорему Безу. А заодно подготовили основу для первого важного следствия.
Следствие 1. Деление на произвольный двучлен
Теорема Безу прекрасно работает не только для двучлена $x-color{red}{a}$, но и для любого линейного выражения вида $color{blue}{k}x+color{red}{b}$.
Следствие 1. Остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
на двучлен $color{blue}{k}x+color{red}{b}$ равен значению этого многочлена в точке $x=-color{red}{b}/ color{blue}{k};$:
[r=Pleft( -frac{color{red}{b}}{color{blue}{k}} right)]
На практике для большей надёжности рекомендуется приравнять двучлен $color{blue}{k}x+color{red}{b}$ к нулю:
[begin{align} color{blue}{k}x+color{red}{b} &=0 \ x &=-frac{color{red}{b}}{color{blue}{k}} \ end{align}]
Затем подставить найденное значение $x=-{color{red}{b}}/{color{blue}{k}};$ в многочлен $Pleft( x right)$ и таким образом найти $Pleft( -{color{red}{b}}/{color{blue}{k}}; right)$:
[r=Pleft( -frac{color{red}{b}}{color{blue}{k}} right)]
Пример 1. Стандартный многочлен
Не выполняя деления, найдите остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)=4{{x}^{3}}-3{{x}^{2}}+5x-6]
на двучлен $Tleft( x right)=x-2$.
Решение. Это стандартный двучлен вида $x-color{red}{a}$, поэтому решаем по стандартной теореме Безу, согласно которой остаток от деления многочлена $Pleft( x right)$ на двучлен $x-color{red}{2}$ равен $Pleft( color{red}{2} right)$:
[begin{align}r &=Pleft( color{red}{2} right)= \ &=4cdot {color{red}{2}^{3}}-3cdot {color{red}{2}^{2}}+5cdotcolor{red}{2}-6 \ &=32-12+10-6=24 end{align}]
Ответ: 24.
Пример 2. Более сложный многочлен
Не выполняя деления, найдите остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)={{left( {{x}^{3}}-2{{x}^{2}}+5 right)}^{3}}{{left( 2x+1 right)}^{5}}]
на двучлен $Tleft( x right)=x+1$.
Решение. Многочлен $Pleft( x right)$ представлен в виде произведения двух других многочленов, которые ещё и возведены в степени. Если раскрыть скобки и привести подобные слагаемые, получится обычный многочлен вида
[Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
По свойствам степеней найдём степень такого многочлена:
[deg Pleft( x right)=3cdot 3+1cdot 5=14]
Раскрывать скобки и приводить подобные в многочлене 14-й степени долго и трудно, а главное — в этом нет никакой необходимости. Ведь по теореме Безу остаток от деления $Pleft( x right)$ на двучлен $x-color{red}{a}$ всегда равен $Pleft( color{red}{a} right)$ — и не важно, как записан исходный многочлен $Pleft( x right)$.
Для надёжности, чтобы найти $color{red}{a}$, приравняем к нулю двучлен $Tleft( x right)=x+1$:
[begin{align}x+1 &=0 \ x &=color{red}{-1} \ end{align}]
Теперь подставим $x=color{red}{-1}$ в многочлен $Pleft( x right)$ и найдём остаток:
[begin{align}r &=Pleft( color{red}{-1} right)= \ &={{left( {{left( color{red}{-1} right)}^{3}}-2cdot {{left( color{red}{-1} right)}^{2}}+5 right)}^{3}}cdot {{left( 2cdot left( color{red}{-1} right)+1 right)}^{5}}= \ &={{left( -1-2+5 right)}^{3}}cdot {{left( -2+1 right)}^{5}}=-8 end{align}]
Ответ: −8.
Пример 3. Рациональные коэффициенты
Не выполняя деления, найдите остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)=3{{x}^{20}}+{{x}^{19}}-7x+1]
на двучлен $Tleft( x right)=3x+1$.
Решение. Воспользуемся Следствием 1 из теоремы Безу. Для надёжности приравняем к нулю двучлен $Tleft( x right)$ и найдём $color{red}{a}$:
[begin{align}3x+1 &=0 \ x &=color{red}{-{1}/{3};} end{align}]
Подставим найденное $x=color{red}{-{1}/{3};}$ в многочлен $Pleft( x right)$ и найдём остаток:
[begin{align} Pleft( color{red}{-frac{1}{3}} right) &=3cdot {{left( color{red}{-frac{1}{3}} right)}^{20}}+{{left( color{red}{-frac{1}{3}} right)}^{19}}-7cdot left( color{red}{-frac{1}{3}} right)+1= \ &=frac{1}{{{3}^{19}}}-frac{1}{{{3}^{19}}}+frac{7}{3}+1=frac{10}{3} end{align}]
Ответ: ${10}/{3};$.
Пример 4. Иррациональные коэффициенты
Не выполняя деления, найдите остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)={{x}^{6}}-12{{x}^{4}}+48{{x}^{2}}+64]
на двучлен $Tleft( x right)=left( 1-sqrt{3} right)x+2$.
Решение. Вновь воспользуемся Следствием 1 из теоремы Безу. Приравняем двучлен $Tleft( x right)$ к нулю и найдём $color{red}{a}$:
[left( 1-sqrt{3} right)x+2=0]
Это линейное уравнение с иррациональными коэффициентами. Такое уравнение решается стандартно (см. урок «Линейные уравнения»):
[x=-frac{2}{1-sqrt{3}}=frac{2}{sqrt{3}-1}]
Избавимся от иррациональности в знаменателе, домножив числитель и знаменатель на сопряжённое:
[x=frac{2color{blue}{left( sqrt{3}+1 right)}}{left( sqrt{3}-1 right) color{blue}{left( sqrt{3}+1 right)}}=frac{2left( sqrt{3}+1 right)}{2}= color{red}{sqrt{3}+1}]
Степень исходного многочлена: $deg Pleft( x right)=6$. Если подставить в такой многочлен иррациональное число, то это число придётся возводить в шестую степень. Это слишком долго и трудно, поэтому перепишем многочлен $Pleft( x right)$ так:
[begin{align} Pleft( x right) &=left( {{x}^{6}}-12{{x}^{4}}+48{{x}^{2}}-64 right)+128= \ &={{left( {{x}^{2}}-4 right)}^{3}}+128 end{align}]
Мы выделили точный куб разности — классическую формулу сокращённого умножения. Как это работает — см. уроки «Формулы сокращённого умножения» и «Куб суммы и разности».
В такую формулу намного проще подставить $x=color{red}{sqrt{3}+1}$:
[begin{align}Pleft( color{red}{sqrt{3}+1} right) &={{left( {{left( color{red}{sqrt{3}+1} right)}^{2}}-4 right)}^{3}}+128= \ &={{left( {{left( sqrt{3} right)}^{2}}+2sqrt{3}+{{1}^{2}}-4 right)}^{3}}+128= \ &={{left( 2sqrt{3} right)}^{3}}+128= \ &=24sqrt{3}+128 end{align}]
Ответ получился некрасивым, но это и есть искомый остаток от деления.
Ответ: $24sqrt{3}+128$.
2. Разложение на множители
Сейчас будет немного теории, которая может показаться непонятной, но далее на примерах всё встанет на свои места.
Рассмотрим ещё раз деление многочлена $Pleft( x right)$ на двучлен $x-color{red}{a}$ с остатком:
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x-color{red}{a} right)+r]
По теореме Безу мы легко найдём остаток $r=Pleft( color{red}{a} right)$. В частности, при $Pleft( color{red}{a} right)=0$ многочлен примет вид
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x-color{red}{a} right)]
А это значит, что многочлен $Pleft( x right)$ разделился на двучлен $x-color{red}{a}$ без остатка, и мы получили разложение на множители.
Кроме того, равенство $Pleft( color{red}{a} right)=0$ означает, что число $x=color{red}{a}$ — корень многочлена $Pleft( x right)$. И это ещё одно замечательное следствие теоремы Безу.
Следствие 2. Корни многочлена и деление
Следствие 2. Число $x=color{red}{a}$ является корнем многочлена $Pleft( x right)$ тогда и только тогда, когда $Pleft( x right)$ делится без остатка на $left( x-color{red}{a} right)$.
На практике это означает, что для разложения многочлена на множители мы просто перебираем разные числа $x=color{red}{a}$ до тех пор, пока не окажется, что $Pleft( color{red}{a} right)=0$. В этот момент многочлен перепишется в виде
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x-color{red}{a} right)]
Такой перебор особенно эффективен в сочетании со схемой Горнера (см. урок «Схема Горнера»). Потому что параллельно с вычислением $Pleft( color{red}{a} right)$ мы получаем ещё и коэффициенты нового многочлена $Qleft( x right)$.
Пример 10. Обычный многочлен
Разложите на множители многочлен
[Pleft( x right)={{x}^{4}}+3{{x}^{3}}-3{{x}^{2}}-11x-6]
Решение. Для наглядности отметим синим цветом коэффициенты многочлена $Pleft( x right)$:
[Pleft( x right)= color{blue}{1}cdot {{x}^{4}}+color{blue}{3}cdot {{x}^{3}}+left( color{blue}{-3} right)cdot {{x}^{2}}+left( color{blue}{-11} right)cdot x+left( color{blue}{-6} right)]
Составим из них таблицу для схемы Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r|r} {} & color{blue}{1} & color{blue}{3} & color{blue}{-3} & color{blue}{-11} & color{blue}{-6}\ hline{} & {} & {} & {} & {} & {}\ end{array}]
Все коэффициенты целые, поэтому логично проверять целые $x=color{red}{a}$, начиная с самых простых и маленьких чисел:
[x=pm 1; pm 2; pm 3; ldots ]
Проверим $x=color{red}{1}$ и $x=color{red}{-1}$:
[begin{array}{r|r|r|r|r|r}{} & color{blue}{1} & color{blue}{3} & color{blue}{-3} & color{blue}{-11} & color{blue}{-6}\ hline color{red}{1} & 1 & 4 & 1 & -10 & color{red}{-16}\ hline color{red}{-1} & 1 & 2 & -5 & -6 & color{green}{0}\ end{array}]
Проверка числа $x=color{red}{1}$ окончилась неудачей: остаток $r=color{red}{-16}$. Зато проверка $x=color{red}{-1}$ дала остаток $r=color{green}{0}$. Следовательно, $x=color{red}{-1}$ является корнем многочлена $Pleft( x right)$, и сам многочлен можно переписать так:
[begin{align}Pleft( x right) &=Qleft( x right)cdot left( x-left( color{red}{-1} right) right) \ &=left( {{x}^{3}}+2{{x}^{2}}-5x-6 right)left( x+1 right) end{align}]
Теперь разложим многочлен $Qleft( x right)$ по схеме Горнера. Проверим ещё раз число $x=color{red}{-1}$:
[begin{array}{r|r|r|r|r|r}{} & 1 & 3 & -3 & -11 & -6\ hline color{red}{-1} & color{blue}{1} & color{blue}{2} & color{blue}{-5} & color{blue}{-6} & color{green}{0}\ hline color{red}{-1} & 1 & 1 & -6 & color{green}{0} & {}\ end{array}]
И вновь получили $r=color{green}{0}$. Исходный многочлен примет вид
[Pleft( x right)=left( {{x}^{2}}+x-6 right){{left( x-1 right)}^{2}}]
В первой скобке стоит квадратный трёхчлен. Разложим его на множители по теореме Виета:
[{{x}^{2}}+x-6=left( x+3 right)left( x-2 right)]
Итого окончательное разложение многочлена $Pleft( x right)$:
[left( x+3 right)left( x-2 right){{left( x-1 right)}^{2}}]
Однако это было довольно простое задание: теорема Безу использовалась лишь в качестве обоснования, почему вместо $Pleft( x right)$ мы пишем $Qleft( x right)left( x-color{red}{a} right)$.
Следующее задание будет намного интереснее.:)
Пример 11. Многочлен с двумя переменными
Разложите на множители многочлен
[Pleft( x,y right)=y{{x}^{2}}+3yx+x-4y-1]
Решение. Это многочлен от двух переменных. Он квадратный относительно переменной $x$ и линейный относительно $y$. Чтобы разложить такой многочлен на множители, сгруппируем его слагаемые относительно переменной $x$:
[Pleft( x,y right)= color{blue}{y}cdot {{x}^{2}}+left( color{blue}{3y+1} right)cdot x+left( color{blue}{-4y-1} right)]
Составляем таблицу:
[begin{array}{c|c|c|c}{} & color{blue}{y} & color{blue}{3y+1} & color{blue}{-4y-1}\ hline {} & {} & {} & {}\ end{array}]
Чтобы воспользоваться теоремой Безу, нужно найти такое $x=color{red}{a}$, чтобы $r=Pleft( color{red}{a} right)= color{green}{0}$. Поскольку в роли коэффициентов выступают выражения, содержащие переменную $y$, вновь рассмотрим самые простые варианты, которые приходят в голову:
[x=pm 1; pm y]
Проверим, например, $x=color{red}{1}$:
[begin{array}{c|c|c|c}{} & color{blue}{y} & color{blue}{3y+1} & color{blue}{-4y-1}\ hline color{red}{1} & y & 4y+1 & color{green}{0}\ end{array}]
Первая же попытка привела к успеху: $r=color{green}{0}$, поэтому $x=color{red}{1}$ — крень многочлена $Pleft( x,y right)$. Разложим этот многочлен на множители согласно Следствию 2 теоремы Безу:
[Pleft( x,y right)=left( ycdot x+4y+1 right)cdot left( x-color{red}{1} right)]
В первой скобке стоит новый многочлен, линейный по $x$ и по $y$. Его уже нельзя разложить на множители, поэтому ответ окончательный:
[Pleft( x,y right)=left( xy+4y+1 right)left( x-1 right)]
Важное замечание. Строго говоря, линейность многочлена по каждой переменной ещё не означает, что его нельзя разложить на множители. Простой контрпример:
[xy-x+y-1=left( x+1 right)left( y-1 right)]
Однако в нашем случае дальнейшее применение теоремы Безу и проверки по схеме Горнера не даст никаких новых множителей.
3. Целые корни многочленов
До сих пор мы подставляли числа наугад. И если удавалось найти число $x=color{red}{a}$ такое, что $Pleft( color{red}{a} right)=0$, мы объявляли его корнем, а многочлен $Pleft( x right)$ переписывали в виде
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x-color{red}{a} right)]
Однако с помощью теоремы Безу можно значительно ускорить отыскание корней, отбросив заведомо неподходящие варианты. В этом нам поможет следующее утверждение.
Следствие 3. Целочисленные корни
Пусть $Pleft( x right)$ — приведённый многочлен с целыми коэффициентами:
[Pleft( x right)={{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
Тогда свободный член ${{a}_{0}}$ делится на любой целый корень многочлена $Pleft( x right)$.
Обратите внимание: старший коэффициент при ${{x}^{n}}$ равен единице. Именно поэтому многочлен $Pleft( x right)$ называется приведённым. Кроме того, все коэффициенты ${{a}_{n-1}},ldots ,{{a}_{0}}$ должны быть целыми числами.
И вот тогда целые корни следует искать среди делителей свободного члена ${{a}_{0}}$.
Пример 5. Простое уравнение
Решите уравнение
[{{x}^{3}}-2{{x}^{2}}-x+2=0]
Решение. Это приведённое кубическое уравнение с целыми коэффициентами. Рассмотрим многочлен
[Pleft( x right)= color{blue}{1}cdot {{x}^{3}}+left( color{blue}{-2} right)cdot {{x}^{2}}+left( color{blue}{-1} right)cdot x+color{blue}{2}]
Если у него есть целые корни, то по Следствию 3 теоремы Безу все они находятся среди делителей свободного члена ${{a}_{0}}=2$. Таких делителей всего четыре:
[x=pm 1; pm 2]
Подставим эти числа в схему Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r}{} & color{blue}{1} & color{blue}{-2} & color{blue}{-1} & color{blue}{2}\ hline color{red}{1} & 1 & -1 & -2 & color{green}{0}\ hline color{red}{-1} & 1 & -2 & color{green}{0} & {}\ end{array}]
Уже на первом шаге мы получили $r=color{green}{0}$. Следовательно, $x=color{red}{1}$ — корень многочлена $Pleft( x right)$, и сам многочлен можно переписать так:
[Pleft( x right)=left( {{x}^{2}}-x-2 right)left( x-color{red}{1} right)]
Впрочем, если учесть третью строку таблицы, то можно вообще записать
[Pleft( x right)=left( x-2 right)left( x-left( color{red}{-1} right) right)left( x-color{red}{1} right)]
В любом случае, корни многочлена, как и корни уравнения — это числа 2, 1 и −1.
Ответ: $x=1$, $x=-1$, $x=2$.
Формула понижения степени
Итак, с помощью теоремы Безу мы можем:
- Найти целый корень многочлена;
- Разложить исходный многочлен на множители;
- Далее искать корни многочлена степени на единицу меньше.
В самом деле, если $Pleft( color{red}{a} right)=0$, тогда по Следствию 2 теоремы Безу мы переписываем многочлен $Pleft( x right)$ в виде
[Pleft( x right)=Qleft( x right)left( x-color{red}{a} right)]
Далее мы ищем корни многочлена $Qleft( x right)$, степень которого на единицу меньше $Pleft( x right)$.
Этот приём называется понижением степени. Он помогает свести исходный многочлен к квадратному, корни которого легко считаются, например, через дискриминант.
Пример 6. Среднее уравнение
Решите уравнение
[{{x}^{3}}-3{{x}^{2}}-4x+12=0]
Решение. Это уравнение третьей степени. Достаточно найти один корень — далее останется решить квадратное уравнение. Заметим, что многочлен
[Pleft( x right)= color{blue}{1}cdot {{x}^{3}}+left( color{blue}{-3} right)cdot {{x}^{2}}+left( color{blue}{-4} right)cdot x+color{blue}{12}]
является приведённым с целочисленными коэффициентами. По Следствию 3 теоремы Безу все целые корни этого многочлена содержатся среди делителей свободного члена ${{a}_{0}}=12$. Таких делителей довольно много:
[x=pm 1; pm 2; pm 3; pm 4; pm 6; pm 12]
Впрочем, нам достаточно найти всего один корень. Воспользуемся схемой Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r}{} & color{blue}{1} & color{blue}{-3} & color{blue}{-4} & color{blue}{12}\ hlinecolor{red}{1} & 1 & -2 & -7 & color{red}{5}\ hlinecolor{red}{-1} & 1 & -4 & 0 & color{red}{12}\ hlinecolor{red}{2} & 1 & -1 & -6 & color{green}{0}\ end{array}]
Проверка закончилась неудачей для $x=color{red}{1}$ и $x=color{red}{-1}$. Но для $x=color{red}{2}$ мы нашли то, что искали: остаток $r=color{green}{0}$. Следовательно, $x=color{red}{2}$ — корень многочлена $Pleft( x right)$.
Разложим многочлен на множители согласно теореме Безу:
[Pleft( x right)=left( {{x}^{2}}-x-6 right)left( x-color{red}{2} right)]
В первой скобке стоит квадратный трёхчлен. Его корни легко найти по теореме Виета:
[Pleft( x right)=left( x-3 right)left( x+2 right)left( x-2 right)]
Приравниваем полученное произведение к нулю и решаем уравнение: $x=3$, $x=-2$, $x=2$.
Ответ: $x=2$, $x=-2$, $x=3$.
Пример 7. Сложное уравнение
Решите уравнение
[{{x}^{4}}-{{x}^{3}}-5{{x}^{2}}+3x+2=0]
Решение. Слева приведённый многочлен с целочисленными коэффициентами, поэтому все целые корни находятся среди делителей свободного члена ${{a}_{0}}=2$:
[x=pm 1; pm 2]
Достаточно подобрать два корня — далее уравнение сведётся к квадратному. Воспользуемся схемой Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r|r}{} & color{blue}{1} & color{blue}{-1} & color{blue}{-5} & color{blue}{3} & color{blue}{2}\ hlinecolor{red}{-1} & 1 & -2 & -3 & 6 & color{red}{-4}\ hlinecolor{red}{1} & 1 & 0 & -5 & -2 & color{green}{0}\ hlinecolor{red}{-2} & 1 & -2 & -1 & color{green}{0} & {}\ end{array}]
Получили корни $x=color{red}{1}$ и $x=color{red}{-2}$. Разложим многочлен на множители:
[left( {{x}^{2}}-2x-1 right)left( x-color{red}{1} right)left( x-left( color{red}{-2} right) right)=0]
Решим квадратного уравнение из первой скобки:
[{{x}^{2}}-2x-1=0]
Дискриминант положителен:
[begin{align} D &={{left( -2 right)}^{2}}-4cdot 1cdot left( -1 right)= \ &=4+4=8 end{align}]
Следовательно, уравнение имеет два корня:
[x=frac{2pm 2sqrt{2}}{2}=1pm sqrt{2}]
Ответ: $x=1$, $x=-2$, $x=1pm sqrt{2}$.
4. Рациональные корни
До сих пор мы работали лишь с приведёнными многочленами, где старший коэффициент равен единице. Однако теорема Безу прекрасно работает и для неприведённых многочленов — при условии что все коэффициенты остаются целыми.
Рассмотрим уравнение
[{{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}=0]
где ${{a}_{n}},ldots ,{{a}_{0}}$ — целые числа, причём ${{a}_{n}}ne 0$.
Следствие 4. Если рациональное число $x=color{red}{p}/color{blue}{q};$, где $color{red}{p}in mathbb{Z}$, $color{blue}{q}in mathbb{N}$ и дробь $color{red}{p}/color{blue}{q};$ несократима, является корнем уравнения
[{{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}=0]
то свободный член ${{a}_{0}}$ делится на $color{red}{p}$, а старший коэффициент ${{a}_{n}}$ делится на $color{blue}{q}$.
Это утверждение будет доказано в конце урока. Сейчас важен практический смысл, который состоит в том, что все рациональные корни уравнения
[{{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}=0]
имеют вид $x=color{red}{p}/color{blue}{q};$, где $color{red}{p}$ следует искать среди делителей ${{a}_{0}}$, а $color{blue}{q}$ — среди положительных делителей ${{a}_{n}}$.
Пример 8. Простой многочлен
Найдите рациональные корни многочлена
[Pleft( x right)=2{{x}^{5}}-{{x}^{4}}+4x-2]
Решение. Делители свободного члена ${{a}_{0}}=-2$:
[p=pm 1; pm 2]
Положительные делители старшего коэффициента ${{a}_{4}}=2$:
[q=1; 2]
Возможные рациональные корни многочлена $Pleft( x right)$ по Следствию 4 теоремы Безу:
[x=pm 1; pm 2; pm {1}/{2};]
Проверять числа $x=color{red}{pm 1}$ нет смысла, поскольку все коэффициенты многочлена $Pleft( x right)$, за исключением одного, чётные. Следовательно, при подстановке нечётных чисел многочлен принимает нечётные значения, которые точно не равны нулю.
Остальные числа проверим по схеме Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r|r|r}{} & color{blue}{2} & color{blue}{-1} & color{blue}{0} & color{blue}{0} & color{blue}{4} & color{blue}{-2}\ hlinecolor{red}{2} & 2 & 3 & 6 & 12 & 28 & color{red}{54}\ hlinecolor{red}{-2} & 2 & -5 & 10 & -20 & 44 & color{red}{-90}\ hline color{red}{{1}/{2};} & 2 & 0 & 0 & 0 & 4 & color{green}{0}\ hline color{red}{-{1}/{2};} & 2 & -2 & 1 & -{1}/{2}; & {17}/{4}; & color{red}{-{33}/{8};}\ end{array}]
Подошло лишь одно число: $x=color{red}{{1}/{2};}$. Следовательно, многочлен имеет лишь один рациональный корень.
Ответ: $x={1}/{2};$.
Обратите внимание: проверку дробных чисел можно прекращать, как только в строке таблицы появилась дробь. Потому что дальше это число будет лишь умножаться на новые дроби и складываться с другими целыми числами. При таких обстоятельствах получить $r=color{green}{0}$ уже невозможно.
Пример 9. Сложный многочлен
Найдите рациональные корни многочлена
[Pleft( x right)=3{{x}^{7}}+2{{x}^{6}}-5{{x}^{5}}+3{{x}^{3}}-{{x}^{2}}-7x+5]
Решение. Это многочлен с целыми коэффициентами. Делители свободного члена ${{a}_{0}}=5$:
[p=pm 1; pm 5]
Положительные делители старшего коэффициента ${{a}_{7}}=3$:
[q=1; 3]
Кандидаты в корни согласно Следствию 4 теоремы Безу:
[x=pm 1; pm 5; pm {1}/{3};; pm {1}/{5};]
Всего восемь кандидатов. Проверим их все по схеме Горнера:
[begin{array}{r|r|r|r|r|c|c|c|c}{} & color{blue}{3} & color{blue}{2} & color{blue}{-5} & color{blue}{0} & color{blue}{3} & color{blue}{-1} & color{blue}{-7} & color{blue}{5}\ hlinecolor{red}{1} & 3 & 5 & 0 & 0 & 3 & 2 & -5 & color{green}{0}\ hlinecolor{red}{-1} & 3 & 2 & -2 & 2 & 1 & 1 & color{red}{-6} & {}\ hlinecolor{red}{5} & 3 & 20 & 100 & color{red}{500} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & {}\ hlinecolor{red}{-5} & 3 & -10 & 50 & color{red}{-250} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & {}\ hlinecolor{red}{{1}/{3};} & 3 & 6 & 2 & color{red}{{2}/{3};} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & {}\ hlinecolor{red}{-{1}/{3};} & 3 & 4 & color{red}{-{4}/{3};} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & {}\ hlinecolor{red}{{5}/{3};} & 3 & 10 & color{red}{{50}/{3};} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & color{red}{-} & {}\ hlinecolor{red}{-{5}/{3};} & 3 & 0 & 0 & 0 & 3 & -3 & color{green}{0} & {}\ end{array}]
Обратите внимание: для чисел $x=color{red}{5}$ и $x=color{red}{-5}$ мы прекратили вычисления досрочно, поскольку получили явно неадекватные числа, которые дальше будут только расти.
При проверке $x=color{red}{{1}/{3};}$, $x=color{red}{-{1}/{3};}$ и $x=color{red}{{5}/{3};}$ мы в какой-то момент возникли дроби, после чего дальнейшие вычисления теряют смысл.
Итого найдены два рациональных корня: $x=color{red}{1}$ и $x=color{red}{-{5}/{3};}$. Пожалуй, это одно из самых утомительных заданий на применение теоремы Безу, которые я когда-либо решал.:)
5. Доказательства
Рассмотрим доказательства всех ключевых утверждений сегодняшнего урока.
5.1. Теорема Безу
Мы сформулировали эту теорему в самом начале урока:
Терема Безу. Остаток от деления многочлена
[Pleft( x right)={{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
на двучлен $x-color{red}{a}$ равен значению этого многочлена в точке $x=color{red}{a}$:
[r=Pleft( color{red}{a} right)]
Доказательство. Разделим многочлен $Pleft( x right)$ на двучлен $x-color{red}{a}$ с остатком:
[Pleft( x right)=Qleft( x right)cdot left( x-color{red}{a} right)+r]
Такое представление всегда однозначно (см. урок «Деление многочленов с остатком»). Здесь многочлен $Qleft( x right)$ — неполное частное, $r$ — остаток, причём
[begin{align}deg r lt deg left( x-color{red}{a} right) &=1 \ deg r &=0 \ end{align}]
Другими словами, остаток $r$ — это просто число.
Теперь найдём значение $Pleft( x right)$ в точке $x=color{red}{a}$:
[Pleft( color{red}{a} right)=Qleft( color{red}{a} right)cdot left( color{red}{a}-color{red}{a} right)+r=r]
Теорема Безу доказана. Однако её доказательство опирается на единственность деления с остатком.
5.2. Целочисленные корни
Целочисленные корни приведённого многочлена с целыми коэффициентами следует искать среди делителей свободного члена.
Следствие 3. Пусть $Pleft( x right)$ — приведённый многочлен с целыми коэффициентами:
[Pleft( x right)={{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}]
Тогда свободный член ${{a}_{0}}$ делится на любой целый корень многочлена $Pleft( x right)$.
Доказательство. Пусть $color{red}{b}in mathbb{Z}$ — корень многочлена $Pleft( x right)$, т.е. $Pleft( color{red}{b} right)=0$. Подставим число $x=color{red}{b}$ в формулу многочлена и получим уравнение:
[{color{red}{b}^{n}}+{{a}_{n-1}}{color{red}{b}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}color{red}{b}+{{a}_{0}}=0]
Перенесём последнее слагаемое вправо, а слева из оставшихся слагаемых вынесем множитель $color{red}{b}$ за скобку:
[color{red}{b}cdot left( {color{red}{b}^{n-1}}+{{a}_{n-1}}{color{red}{b}^{n-2}}+ldots +{{a}_{1}} right)=-{{a}_{0}}]
Поскольку $-{{a}_{0}}in mathbb{Z}$, а слева стоят два целочисленных множителя, получаем, что число $-{{a}_{0}}$ делится на $color{red}{b}$. Следовательно, свободный член ${{a}_{0}}$ тоже делится на $color{red}{b}$, что и требовалось доказать.
5.3. Рациональные корни
Рассмотрим уравнение
[{{a}_{n}}{{x}^{n}}+{{a}_{n-1}}{{x}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}x+{{a}_{0}}=0]
где ${{a}_{n}},ldots ,{{a}_{0}}$ — целые числа, причём ${{a}_{n}}ne 0$.
Утверждение. Если рациональное число $x=color{red}{p}/color{blue}{q};$, где $color{red}{p}in mathbb{Z}$, $color{blue}{q}in mathbb{N}$ и дробь $color{red}{p}/color{blue}{q};$ несократима, является корнем уравнения $Pleft( x right)=0$, то свободный член ${{a}_{0}}$ делится на $color{red}{p}$, а старший коэффициент ${{a}_{n}}$ делится на $color{blue}{q}$.
Доказательство. Подставим число $x=color{red}{p}/color{blue}{q};$ в исходное уравнение. Поскольку $x=color{red}{p}/color{blue}{q};$ — корень, уравнение обратится в верное числовое равенство:
[{{a}_{n}}cdot {{left( frac{color{red}{p}}{color{blue}{q}} right)}^{n}}+{{a}_{n-1}}cdot {{left( frac{color{red}{p}}{color{blue}{q}} right)}^{n-1}}+ldots +{{a}_{1}}cdot frac{color{red}{p}}{color{blue}{q}}+{{a}_{0}}=0]
Домножим обе части на ${color{blue}{q}^{n}}$. Получим
[{{a}_{n}}{color{red}{p}^{n}}+{{a}_{n-1}}{color{red}{p}^{n-1}}color{blue}{q}+ldots +{{a}_{1}}color{red}{p}{color{blue}{q}^{n-1}}+{{a}_{0}}{color{blue}{q}^{n}}=0]
Перенесём последнее слагаемое ${{a}_{0}}{color{blue}{q}^{n}}$ вправо, а в левой части из оставшихся слагаемых вынесем множитель $color{red}{p}$ за скобку:
[color{red}{p}left( {{a}_{n}}{color{red}{p}^{n-1}}+{{a}_{n-1}}{color{red}{p}^{n-2}}color{blue}{q}+ldots +{{a}_{1}}{color{blue}{q}^{n-1}} right)=-{{a}_{0}}{color{blue}{q}^{n}}]
Слева и справа от знака равенства стоят целые числа, поскольку все слагаемые и множители являются целыми. Мы видим, что левая часть делится на $color{red}{p}$. Следовательно, правая часть тоже делится на $color{red}{p}$:
[-{{a}_{0}}{color{blue}{q}^{n}} vdots color{red}{p}]
По условию теоремы дробь $color{red}{p}/color{blue}{q};$ несократима. Следовательно, числа $color{blue}{q}$ и $color{red}{p}$ не имеют общих делителей, и единственный возможный вариант — это когда ${{a}_{0}}$ делится на $color{red}{p}$.
Аналогично доказывается, что старший коэффициент ${{a}_{n}}$ делится на $color{blue}{q}$. Теорема доказана.
Вот и всё.:)
Смотрите также:
- Схема Горнера
- Деление многочленов уголком
- Теорема Виета
- Задача B3 — работа с графиками
- Метод коэффициентов, часть 2
- Нестандартная задача B2: студенты, гонорары и налоги
§ 4. Некоторые приёмы решения алгебраических уравнений
Нам уже известны формулы для решения квадратных уравнений. А что делать, если встретится уравнение более высокой степени? Оказывается, что для уравнений третьей и четвёртой степени есть формулы, позволяющие найти корни (но они редко используются на практике ввиду их громоздкости), а для уравнений пятой степени и выше доказано, что таких формул не существует. Таким образом, у нас не выйдет в общем случае решить уравнение третьей или более высокой степени. Но существует ряд приёмов, позволяющих решить некоторые специальные виды уравнений. К их рассмотрению мы сейчас и перейдём.
Решите уравнение: `x^3 +4x^2 — 2x-3=0`.
Заметим, что `x=1` является корнем уравнения (значение многочлена при `x=1` равно сумме коэффициентов многочлена). Тогда по теореме Безу многочлен `x^3 +4x^2 -2x -3` делится на многочлен `x-1`. Выполнив деление, получаем:
`x^3 +4x^2 -2x -3=0 hArr (x-1)(x^2 + 5x +3) =0 hArr`
$$ iff left[begin{array}{l}x-1=0,\ {x}^{2}+5x+3=0,end{array}right.iff left[begin{array}{l}x=1,\ x={displaystyle frac{-5pm sqrt{13}}{2}}.end{array}right.$$
`x=1`; `x=(-5+- sqrt13)/2`.
Обычно кубические уравнения решают именно так: подбирают один корень, выполняют деление уголком, после чего остаётся решить только квадратное уравнение. А что делать, если у нас уравнение четвёртой степени? Тогда придётся подбирать корень два раза. После подбора первого корня и деления останется кубическое уравнение, у которого надо будет подобрать ещё один корень. Возникает вопрос. Что делать, если такие «простые» числа как `+-1`, `+-2` не являются корнями уравнения? Неужели тогда надо перебирать всевозможные числа? Ответ на этот вопрос даёт следующее утверждение.
Если несократимая дробь `p//q` (`p` — целое, `q` — натуральное) является корнем многочлена с целыми коэффициентами, то свободный член делится на `p`, а старший коэффициент делится на `q`.
Пусть несократимая дробь `p//q` — корень многочлена (8). Это означает, что
`a_n (p/q)^n +a_(n-1)(p/q)^(n-1) + a_(n-2) (p/q)^(n-2)+ …«+a_2 (p/q)^2 +a_1(p/q)+0=0`.
Умножим обе части на `q^n`, получаем:
`a_n p^n + a_(n-1) p^(n-1) q+a_(n-2) p^(n-2) q^2 + … + a_2 p^2 q^(n-2) +a_1 pq^(n-1)+a_0q^n=0`.
Перенесём в правую часть, а из оставшихся слагаемых вынесем `p` за скобки:
`p(a_np^(n-1)+a_(n-1)p^(n-2)q+a_(n-2)p^(n-3)q^2+…+a_2pq^(n-2)+a_1q^(n-1))=-a_0q^n`. (14)
Справа и слева в (14) записаны целые числа. Левая часть делится на `p=>` правая часть также делится на `p`. Числа `p` и `q` взаимно просты (т. к. дробь `p//q` несократимая), откуда следует, что `a_0 vdotsp`.
Аналогично доказывается, что `a_n vdotsq`. Теорема доказана.
Как правило, предлагаемые вам уравнения имеют целые корни, поэтому в большинстве задач используется следующее: если у многочлена с целыми коэффициентами есть целые корни, то они являются делителями свободного члена.
Решите уравнение
а) `x^4+4x^3-102x^2-644x-539=0`; (15)
б) `6x^4-35x^3+28x^2+51x+10=0`. (16)
а) Попробуем найти целые корни уравнения. Пусть `p` — корень. Тогда `539vdotsp`; чтобы найти возможные значения `p`, разложим число `539` на простые множители:
`539=7^2*11`.
Поэтому `p` может принимать значения:
`+-1,+-7,+-11,+-49,+-77,+-539`.
Подстановкой убеждаемся, что `x=-1` является корнем уравнения. Разделим многочлен в левой части (15) уголком на `x+1` и получим:
`(x+1)(x^3+3x^2-105x-539)=0`.
Далее подбираем корни у получившегося многочлена третьей степени. Получаем `x=-7`, а после деления на `(x+7)` остаётся `(x+1)(x+7)(x^2-4x-77)=0`. Решая квадратное уравнение, находим окончательное разложение левой части на множители:
`(x+1)(x+7)(x+7)(x-11)=0`.
`x=-7`; `x=-1`; `x=11`.
1) После того, как найден первый корень, лучше сначала выполнить деление уголком, и только потом приступать к поиску последующих корней. Тогда вычислений будет меньше.
2) В разложении многочлена на множители множитель `(x+7)` встретился дважды. Тогда говорят, что `(–7)` является корнем кратности два. Аналогично говорят о корнях кратности три, четыре и т. д.
б) Если уравнение имеет рациональный корень `x_0=p/q`, то `10vdotsp`, `6vdotsq`, т. е. `p in{+-1;+-2;+-5;+-10}`; `qin{1;2;3;6}`.Возможные варианты для `x_0`:
`+-1,+-2,+-5,+-10,+-1/2,+-5/2,+-1/3,+-2/3,+-5/3,+-10/3,+-1/6,«+-5/6`.
Начинаем перебирать числа из этого списка. Первым подходит число `x=5/2`. Делим многочлен в левой части (16) на `(2x-5)` и получаем
`(2x-5)(3x^2-10x^2-11x-2)=0`.
Заметим, что для получившегося кубического уравнения выбор рациональных корней заметно сузился, а именно, следующие числа могут быть корнями: `x_0=+-1,+-2,+-1/3,+-2/3`, причём мы уже знаем, что числа `+-1` и `+-2` корнями не являются (так как мы их подставляли раньше, и они не подошли). Находим, что `x=-2/3` — корень; делим `3x^3-10x^2-11x-2` на `3x+2` и получаем:
`(2x-5)(3x+2)(x^2-4x-1)=0`.
Решаем квадратное уравнение: `x^2-4x-1=0 iff x=2+-sqrt5`.
`x=5/2`; `x=-2/3`; `x=2+-sqrt5`.
К сожалению, уравнения не всегда имеют рациональные корни. Тогда приходится прибегать к другим методам.
Разложите на множители:
а) `x^4+4`;
б)* `x^3-3x^2-3x-1`;
в) `x^4-x^3+2x^2-2x+4`;
г)* `x^4-4x^3-20x^2+13x-2`.
а) `x^4+4=x^4+4x^2+4-4x^2=(x^2+2)^2-(2x)^2=`
`=(x^2+2-2x)(x^2+2+2x)`.
Таким образом, сумму четвёртых степеней, в отличие от суммы квадратов, можно разложить на множители:
`a^4+b^4=(a^2+b^2)^2-2a^2b^2=`
`=(a^2-sqrt2ab+b^2)(a^2+sqrt2ab+b^2)`.
б)* `x^3-3x^2-3x-1=2x^3-(x^3+3x^2+3x+1)`$$ ={left(sqrt[3]{2}xright)}^{3}-{left(x+1right)}^{3}=$$
$$ =left(sqrt[3]{2}x-x-1right)left(sqrt[3]{4}{x}^{2}+sqrt[3]{2}xleft(x+1right)+{left(x+1right)}^{2}right)$$.
в) Вынесем `x^2` за скобки и сгруппируем:
`x^4-x^3+2x^2-2x+4=x^2(x^2-x+2-2/x+4/x^2)=``x^2((x^2+4/x^2)-(x+2/x)+2)`.
Обозначим `x+2/x=t`. Тогда `x^2+4+4/x^2=t^2`, `x^2+4/x^2=t^2-4`, выражение в скобках принимает вид:
`t^2-4-t+2=t^2-t-2=(t+1)(t-2)=(x+2/x+1)(x+2/x-2)`.
В итоге получаем:
`x^2(x+2/x+1)(x+2/x-2)=(x^2+2+x)(x^2+2-2x)=(x^2+x+2)(x^2-2x+2)`.
Этот приём иногда используется для решения уравнений четвёртой степени; в частности, с его помощью решают возвратные уравнения (см. пример 12 е).
г)* Можно убедиться, что никакой из рассмотренных выше методов не помогает решить задачу, а именно: рациональных корней уравнение не имеет (числа `+-1` и `+-2` – не корни); вынесение числа `x^2` за скобки и группировка слагаемых приводит к выражению
`x^2(x^2-2/x^2_(4x-13/x)-20)`.
Если здесь обозначить `4x-13/x=t`, то `x^2-2/x^2` через `t` рационально не выражается.
Прибегнем к методу неопределённых коэффициентов. Пусть
`x^4-4x^3-20x^2+13x-2=(x^2+ax+b)(x^2+cx+d)`. (17)
Попробуем подобрать коэффициенты `a`, `b`, `c`, `d` так, чтобы (17) обратилось в верное равенство. Для этого раскроем скобки в правой части и приведём подобные слагаемые:
`x^4-4x^3-20x^2+13x-2=`
`=x^4+(a+c)x^3+(b+ac+d)x^2+(ad+bc)x+bd`. (18)
Приравняем в (18) коэффициенты при одинаковых степенях в обеих частях уравнения. Получим систему уравнений:
$$ left{begin{array}{l}a+c=-4,\ b+ac+d=-20,\ ad+bc=13,\ bd=-2.end{array}right.$$ (19)
Мы будем пытаться найти целочисленные решения системы (19). Найти все решения системы (19) не проще, чем решить исходную задачу, однако нахождение целочисленных решений – разумеется, если они есть – нам по силам.
Рассмотрим четвёртое уравнение. Возможны только два принципиально различных случая:
1) `b=1` и `d=-2`;
2) `b=2` и `d=-1`. Рассмотрим каждый из них. Подставляем значения `b` и `d` в первые три уравнения:
1) $$ left{begin{array}{l}a+c=-4,\ ac=-19,\ -2a+c=13.end{array}right.$$
Из первого и третьего уравнений системы получаем `c=5/3`; `a=-17/3`, что не удовлетворяет второму уравнению, поэтому система решений не имеет; пара чисел `b=1` и `d=-2` не подходит.
2) $$ left{begin{array}{l}a+c=-4,\ ac=-21,\ -a+2c=13.end{array}right.$$
Эта система имеет одно решение `a=-7`, `c=3`. Значит, числа `a=-7`, `b=2`, `c=3`, `d=-1` являются решением системы (19), поэтому
`x^4-4x^3-20+13x-2=(x^2-7x+2)(x^2+3x-1)`.
Далее каждый из квадратных трёхчленов можно разложить на множители.
Во многих ситуациях степень уравнения можно понизить с помощью замены переменных.
Решите уравнение:
а) `(x-4)^2+|x-4|-2=0`;
б) `(x-7)^4+(x+1)^4=706`;
в) `1/(x^2+2x-3)+18/(x^2+2x+2)=18/((x+1)^2)`;
г) `(x-2)(x-4)(x+5)(x+7)=360`;
д) `(4x)/(4x^2-8x+7)+(3x)/(4x^2-10x+7)=1`;
е) `25x^4-150x^3+94x^2+150x+25=0`.
а) Обозначим `|x-4|=t`. Тогда `(x-4)^2=t^2` и получаем `t^2+t-2=0`, откуда $$ left[begin{array}{l}t=1,\ t=-2.end{array}right.$$
Если `t=-2`, то решений нет.
Если `t=1`, то `|x-4|=1 iff`$$ left[begin{array}{l}x=3,\ x=5.end{array}right.$$
`x=3`; `x=5`.
б) Обозначим `x-3=t`. Тогда получим
`(t-4)^4+(t+4)^4=706 iff(t^4-16t^3+96t^2-256t+256)+`
`+(t^4+16t^3+96t^2+256+256)=706 iff2t^4+192t^2-194=0iff`
`ifft^4+96t^2-97=0 iff(t^2-1)(t^2+97)=0 ifft=+-1`.
Значит, `x_1=4`, `x_2=2`.
`x=2`, `x=4`.
Уравнения вида `(x-a)^4+(x-b)^4=c` с помощью замены `x-((a+b))/2=t` сводятся к биквадратным.
в) Обозначим `x^2+2x+1=t`. Тогда `1/(t-4)+18/(t+1)=18/tiff`
$$ iff left{begin{array}{l}{t}^{2}+t+18left({t}^{2}-4tright)=18left({t}^{2}-3t-4right)\ tleft(t+1right)left(t-4right)ne 0end{array}right.iff $$
$$ iff left{begin{array}{l}{t}^{2}-17t+72=0,\ tleft(t+1right)left(t-4right)ne 0end{array}right.iff left[begin{array}{l}t=8,\ t=9.end{array}right.$$
Теперь найдём `x:`
$$ left[begin{array}{l}{left(x+1right)}^{2}=8,\ {left(x+1right)}^{2}=9end{array}right.iff left[begin{array}{l}x+1=pm 2sqrt{2},\ x+1=pm 3end{array}right.iff $$
$$ iff left[begin{array}{l}x=-1-2sqrt{2},\ x=-1+2sqrt{2},\ x=2,\ x=-4.end{array}right.$$
`x=-1+-2sqrt2`; `x=2`; `x=-4`.
г) Перемножим первую скобку с третьей, а вторую с четвёртой (убедитесь сами, что только такая группировка сомножителей помогает свести уравнение к квадратному).
`((x-2)(x+5))*((x-4)(x+7))=360iff`
`iff(x^2+3x-10)(x^2+3x-28)=360`.
Обозначим `x^2+3x-19=t`. Тогда уравнение принимает вид:
`(t+9)(t-9)=360ifft^2=441ifft=+-21`,
откуда
$$ left[begin{array}{l}{x}^{2}+3x-19=21,\ {x}^{2}+3x-19=-21end{array}right.iff left[begin{array}{l}{x}^{2}+3x-40=0,\ {x}^{2}+3x+2=0end{array}right.iff left[begin{array}{l}x=5,\ x=-8,\ x=-1,\ x=-2.end{array}right.$$
`x=-8`; `x=-2`; `x=-1`; `x=5`.
д) Разделим числитель и знаменатель каждой дроби на `x` (`x=0` не является решением уравнения):
`4/(4x-8+7/x)+3/(4x-10+7/x)=1`. Обозначим `4x+7/x-8=t`. Тогда
$$ {displaystyle frac{4}{t}}+{displaystyle frac{3}{t-2}}=1iff left{begin{array}{l}4left(t-2right)+3t={t}^{2}-2t,\ tleft(t-2right)ne 0end{array}right.iff $$
$$ iff left{begin{array}{l}{t}^{2}-9t+8=0,\ tleft(t-2right)ne 0end{array}right.iff left[begin{array}{l}t=1,\ t=8.end{array}right.$$
Теперь найдём `x:` $$ left[begin{array}{l}4x+{displaystyle frac{7}{x}}-8=1,\ 4x+{displaystyle frac{7}{x}}-8=8end{array}right.iff left[begin{array}{l}4{x}^{2}-9x+7=0,\ 4{x}^{2}-16x+7=0.end{array}right.$$
Уравнение `4x^2-9x+7=0` не имеет решений, а у уравнения `4x^2-16x+7=0` корнями являются числа `x=7/2` и `x=1/2`.
`x=1/2`; `x=7/2`.
е) `x!=0` (убеждаемся подстановкой), поэтому при делении обеих частей уравнения на `x^2` получим уравнение, равносильное исходному:
`25x^2-150x+94+150*1/x+25*1/x^2=0iff`
`iff(25x^2+25*1/x^2)-(150x-150*1/x)+94=0iff`
`iff25(x^2+1/x^2)-150(x-1/x)+94=0`.
Обозначим `x-1/x=t`. Тогда `t^2=(x-1/x)^2=x^2-2+1/x^2`, откуда `x^2+1/x^2=t^2+2`. Подставляем и решаем уравнение относительно `t:`
`25(t^2+2)-150t+94=0iff25t^2-150t+144=0iff5t^2-30t+144/5=0`.
Коэффициент при `t` чётный; по формуле четверти дискриминанта:
`D/4=15^2-5*(144)/5=225-144=81`; `t_1=(15+9)/5=24/5`; `t_2+(15-9)/5=6/5`.
Теперь найдём `x:`
$$ left[begin{array}{l}x-{displaystyle frac{1}{x}}={displaystyle frac{24}{5}},\ x-{displaystyle frac{1}{x}}={displaystyle frac{6}{5}}end{array}right.iff left[begin{array}{l}5{x}^{2}-24x-5=0,\ 5{x}^{2}-6x-5=0end{array}right.iff left[begin{array}{l}x=-{displaystyle frac{1}{5}};\ x=5;\ x={displaystyle frac{3pm sqrt{34}}{5}}.end{array}right.$$
`5`; `-1/5`; `(3+-sqrt(34))/5`.
1) Уравнения вида `ax^4+bx^3+cx^2+bx+a=0` называются возвратными. Для их решения делят обе части уравнения на `x^2` и вводят замену `x+-1/x=t`.
2) Некоторые другие уравнения четвёртой степени решаются с помощью замены `ax+b/x=t`. (См. пример 11в).
Содержание:
- Формулировка теоремы Безу
- Следствия из теоремы Безу
- Примеры решения задач
Формулировка теоремы Безу
Теорема
Остаток от деления многочлена $P(x)$ на двучлен $(x-a)$ равен $P(a)$ .
Следствия из теоремы Безу
-
Число $a$ — корень многочлена $P(x)$ тогда и только тогда, когда $P(x)$ делится без остатка на двучлен $x-a$ .
Отсюда, в частности, следует, что множество корней многочлена $P(x)$ тождественно множеству корней соответствующего уравнения $P(x)=0$ .
- Свободный член многочлена делится на любой целый корень многочлена с целыми коэффициентами
(если старший коэффициент равен 1, то все рациональные корни являются и целыми). - Пусть $a$ — целый корень приведенного многочлена
$P(x)$ с целыми коэффициентами. Тогда для любого целого $k$ число $P(k)$ делится на $a-k$ .
Теорема Безу дает возможность, найдя один корень многочлена, искать далее корни многочлена, степень которого уже на
единицу меньше: если $P(a)=0$, то заданный многочлен $P(x)$ можно представить в виде:
$$P(x)=(x-a) Q(x)$$
Таким образом, один корень найден и далее находятся уже корни многочлена $Q(x)$, степень которого на единицу меньше степени исходного
многочлена. Иногда этим приемом — он называется понижением степени — можно найти все корни заданного многочлена.
Примеры решения задач
Пример
Задание. Найти остаток от деления многочлена $f(x)=3 x^{2}-4 x+6$ на двучлен $(x-1)$
Решение. Согласно теореме Безу искомый остаток равен значению многочлена в точке
$a=1$ . Найдем тогда $f(1)$, для этого значение $a=1$ подставим в выражение для многочлена $f(x)$ вместо $x$ . Будем иметь:
$$f(1)=3 cdot 1^{2}-4 cdot 1+6=3-4+6=5$$
Ответ. Остаток равен 5
236
проверенных автора готовы помочь в написании работы любой сложности
Мы помогли уже 4 430 ученикам и студентам сдать работы от решения задач до дипломных на отлично! Узнай стоимость своей работы за 15 минут!
Пример
Задание. С помощью теоремы Безу доказать, что многочлен
$f(x)=17 x^{3}-13 x^{2}-4$ делится на двучлен $x=1$ без остатка.
Решение. Указанный многочлен делится на заданный двучлен без остатка, если число
$x=1$ — корень данного многочлена, то есть имеет место равенство: $f(1)=0$ . Найдем значение многочлена в точке $x=1$ :
$$f(1)=17 cdot 1^{3}-13 cdot 1^{2}-4=17-13-4=0$$
Что и требовалось доказать
Одночленом называют алгебраическое выражение, представленное в виде произведения чисел и переменных величин.
Например, ,
и
– одночлены. Действительное число, например, число 5 также одночлен, так как его можно записать в виде
или, например, в виде
.
Одночлен имеет стандартный вид, если он имеет только один числовой множитель, а каждая из переменных встречается в его записи только один раз. Числовой множитель называют коэффициентом одночлена.
Если коэффициент одночлена равен 0, то его называют нулевым одночленом. Например, – нулевой одночлен.
Одночлены, которые имеют одинаковую переменную часть, называются подобными.
Чтобы сложить подобные одночлены, необходимо сложить их коэффициенты, а переменную часть переписать.
Например, одночлены и
подобные, а их сумма равна
.
Степенью одночлена называют сумму показателей степеней всех входящих в него переменных.
Например: степень одночлена равна 1; степень одночлена
равна 5.
Если одночлен представлен отличным от нуля числом, то его степень равна 0.
Например, числа –260 и 0,5 – одночлены, степень которых равна 0.
Нулевым одночленам не приписывают никакую степень.
Многочленом называют алгебраическое выражение, представленное в виде суммы нескольких одночленов.
Например, и
– многочлены.
Многочлен имеет стандартный вид, если все одночлены имеют стандартный вид, и среди них нет подобных.
Степенью многочлена стандартного вида называют наибольшую из степеней, входящих в него одночленов.
Например, степень многочлена равна 4.
Чтобы умножить одночлен на многочлен, необходимо умножить одночлен на каждый член многочлена и полученные произведения сложить.
Например, .
При умножении многочлена на число 1, многочлен не изменится, а при умножении многочлена на число –1, получим многочлен, каждый член которого будет иметь противоположный коэффициент.
Например, ;
.
Это утверждение часто формулируют, как правило раскрытия скобок. Говорят, что если перед скобкой стоит знак «+» (этот знак не ставят), то скобки опускают, а выражение, стоящее в скобках, переписывают без изменений. Если перед скобкой стоит знак «–», то скобки опускают, а выражение, стоящее в скобках, умножают на число –1.
Например, .
Чтобы умножить многочлен на многочлен, необходимо каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
Например: .
Многочленом степени от одной переменной
называют выражение вида
при
и
.
Числа называют коэффициентами многочлена, при этом число
называют старшим коэффициентом многочлена, а число
– свободным членом. Коэффициенты многочлена за исключением его старшего коэффициента, могут быть равны нулю.
Например: – многочлен первой степени, а
– многочлен третьей степени.
Многочлен вида называют многочленом нулевой степени, а если
, то имеем нулевой многочлен.
Например, – многочлен нулевой степени, а
– нулевой многочлен.
Корнем многочлена называют такое число
, что
.
Например, число является корнем многочлена
, так как
.
Число называют корнем кратности
многочлена
, если справедливо равенство
, где
– многочлен степени
,
и
– натуральные числа
и
.
Деление многочленов. Деление многочленов выполняют аналогично делению целых чисел: делят старший член многочлена-делимого на старший член многочлена-делителя, затем частное умножают на многочлен-делитель и полученное произведение вычитают из многочлена-делимого. Многочлен-первый остаток аналогичным образом делят на многочлен-делитель. Деление продолжают до тех пор пока не получат остаток нуль или степень многочлена-остатка не будет меньше степени многочлена-делителя.
Например,
Результат деления записывают так: .
Теорема Безу. Остатокот деления многочлена
на двучлен
равен значению многочлена при
, то есть
.
Следствие 1. Для делимости многочлена на двучлен
необходимо и достаточно, чтобы число
было корнем многочлена
.
Следствие 2. Если – все корни многочлена
, то этот многочлен можно разложить на множители следующим образом:
.
Если – корень кратности
многочлена
, то разложение этого многочлена на множители примет вид:
.
Теорема о целых корнях. Всякий целый корень многочлена с целыми коэффициентами является делителем свободного члена.
Следствие. При отыскании целых корней многочлена с целыми коэффициентами достаточно рассмотреть делители свободного члена.
Пример 1. Приведем одночлен к стандартному виду:
.
Пример 2. Приведем многочлен к стандартному виду:
.
Пример 3. Найдите корни многочлена .
Решение. Найдем целые корни многочлена. Согласно теореме о целых корнях многочлена, ими могут быть только делители свободного члена, то есть числа –1 и 1.
,
.
Так как , то число –1 не является корнем многочлена, а так как
, то число 1 – целый корень многочлена.
Тогда, согласно следствию из теоремы Безу, многочлен делится на двучлен
.
Выполним деление многочленов:
Запишем результат деления: .
Найдем корни квадратного трехчлена . Получим:
,
,
.
Следовательно, многочлен имеет три корня:
.
Ответ: .
Пример 4. Найдем остаток от деления многочлена
на двучлен
.
Решение. Вычислим значение многочлена при :
.
Ответ: .
Пример 5. Найдите все целые значения , при которых дробь
является целым числом.
Решение. Упростим дробь: .
Разделим числитель дроби на ее знаменатель:
Запишем результат деления: . Очевидно, что дробь
будет целым числом, если 49 разделится без остатка на
, то есть если число
будет делителем числа 49.
Запишем делители числа 49: . Решим уравнения:
1) ,
;
2) ;
3) ;
4) ;
5) ;
6) .
Поскольку, согласно условию задачи, – целое число, то
,
и
.
Ответ: .
1. Если коэффициент одночлена равен 1 или –1, то цифру 1, как правило, не записывают, а пишут только его переменную часть. Например: ;
.
2. Одночлены также являются многочленами.