Елена Борисовна Калюжная
Эксперт по предмету «Математика»
Задать вопрос автору статьи
Каноническое уравнение гиперболы имеет следующий вид:
$frac{x^2}{a^2} — frac{y^2}{b^2} = 1$, где $a, b$ — положительные действительные числа.
Для того чтобы составить каноническое уравнение гиперболы, нужно привести квадратное уравнение к каноническому виду.
Вывод канонического уравнения гиперболы
уравнения гиперболы» />
Рисунок 1. Рис. 1.Вывод канонического уравнения гиперболы
Рассмотрим гиперболу с фокусами $F_1$ и $F_2$, находящимися на оси $OX$, причём точка $O$ лежит в центе между фокусами.
Следовательно координаты $F_1(-c; 0)$, а $F_2(c; 0)$, где $c$ — расстояние до фокуса гиперболы.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 3 000 ₽
Рассмотрим произвольную точку $M$, принадлежащую гиперболе.
Отрезки $r_1 =|F_1M|$ и $r_2 =|F_2M|$ называются фокальными радиусами точки $M$ гиперболы.
Из определения гиперболы следует, что $|r_1 -r_2| =2a$, следовательно $r_1 – r_2=±2a$, причём $r_1 = sqrt{(x + c)^2 + y^2}$, а $r_2 = sqrt{(x — c)^2 + y^2}$.
Соответственно, уравнение $r_1 – r_2=±2a$ иначе можно записать как $sqrt{(x + c)^2 + y^2} — sqrt{(x — c)^2 + y^2} = ±2a$ (1).
Умножим выражение (1) на $frac{$sqrt{(x + c)^2 + y^2} + sqrt{(x — c)^2 + y^2}}{±2a}$, получается:, получается:
$frac{(x + c)^2 + y^2 — (x — c)^2 – y^2}{±2a} = sqrt{(x + c)^2 + y^2} + sqrt{(x — c)^2 + y^2}$
Упростим: $frac{2cx}{±a} = sqrt{(x + c)^2 + y^2} + sqrt{(x — c)^2 + y^2}$ (2)
Сложим уравнения (1) и (2), получим:
$±(frac{cx}{a}) + a = sqrt{(x + c)^2 + y^2}$ (3)
Возведём (3) в квадрат:
$frac{c^2 x^2}{a^2} + 2xc + a^2 = (x^2 +2x c + c^2 + y^2)$
$frac{c^2 – a^2}{a^2} cdot x^2 – y^2 = c^2 – a^2$
Пусть $b^2 = c^2 – a^2$, так как $c > 0$ и, следовательно $frac{b^2}{a^2}x^2 – y^2 = b^2$
«Каноническое уравнение гиперболы» 👇
Получаем уравнение:
$frac{x^2}{a^2} — frac{y^2}{b^2} = 1$ (4), являющееся каноническим уравнением гиперболы с центром в начале координат.
Каноническое уравнение параболы и гиперболы немного похожи между собой.
Уравнение параболы выглядит следующим образом:
$y^2 = px$, где число $p$ должно быть больше нуля; это число называется фокальным параметром.
Каноническое уравнение гиперболы примеры решения
Пример 1
Ниже небольшая инструкция о том, как найти каноническое уравнение гиперболы.
Приведём уравнение $5x^2 — 4y^2 = 20$ к каноническому виду гиперболического уравнения, для этого разделим всё уравнение на $20$:
$frac{5x^2}{4} — frac{y^2}{5} = 1$
Запишем знаменатели в виде степеней:
$frac{x^2}{2^2} — frac{y^2}{sqrt{5}^2} = 1$
Теперь вы знаете, как написать каноническое уравнение гиперболы. Дальше мы расскажем о том, как строить гиперболу по каноническому уравнению.
Построение гиперболы по каноническому уравнению
Теперь давайте рассмотрим, как построить гиперболу по каноническому уравнению.
Рисунок 2. Рис. 2. Построение гиперболы по каноническому уравнению
-
Для начала необходимо построить асимптоты для данной гиперболы, их формулы определяются из уравнения $y = ±frac{bcdot x}{a}$.
Для нашего канонического уравнения гиперболы они будут выглядеть так: $y = ±frac{sqrt{5}} {2}cdot x$ -
Теперь найдём вершины гиперболы, они расположены на оси абсисс в точках $(0; a)$ и $(0; -a)$, назовём их точками $A_1, A_2$.
Вершины нашей гиперболы находятся в точках $(2; 0)$ и $(-2; 0)$.
Далее необходимо найти две-три точки, принадлежащие любой из двух ветвей гиперболы, если гипербола без смещения – точки на второй ветви будут симметричны им относительно осей гиперболы.
Выразим $y$ из канонического уравнения нашей гиперболы:
$y = ±frac{1}{2} sqrt{5 x^2 — 4}$
Найдём точки для положительной части гиперболы:
при $x = 3, y =2.5$,
а при $x = 3, y ≈3,87$.
Теперь можно отложить все эти точки и построить график гиперболы.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В данной публикации мы рассмотрим, что такое гипербола, приведем формулу, с помощью которой задается ее функция, а также на практических примерах разберем алгоритм построения данного вида графика.
- Определение и функция гиперболы
-
Алгоритм построения гиперболы
-
Пример 1
- Пример 2
-
Пример 1
Определение и функция гиперболы
Гипербола – это график функции обратной пропорциональности, которая в общем виде задается следующей формулой:
Здесь:
- x – независимая переменная;
- k ≠ 0;
- при k > 0 гипербола расположена в I и III четвертях координатной плоскости;
- при k < 0 график находится во II и IV четвертях.
На рисунке ниже изображен пример гиперболы.
- Линии графика (зеленым цветом) называются его ветвями.
- Оси абсцисс и ординат (Ox и Oy) являются асимптотами гиперболы, т.е. ветви бесконечно к ним приближаются, но никогда их не коснутся и не пересекут.
- Ось симметрии (синим цветом) – это прямая:
- y = x (при k > 0)
- y = -x (при k < 0)
Смещение асимптот
Допустим у нас есть функция, заданная формулой:
В этом случае:
- x = a – это вертикальная асимптота графика (при a ≠ 0) вместо оси Oy;
- y = b – горизонтальная асимптота (при b ≠ 0) вместо оси Ox.
Канонический вид уравнения гиперболы (координатные оси совпадают с осями графика):
Алгоритм построения гиперболы
Пример 1
Дана функция y = 4/x. Построим ее график.
Решение
Так как k > 0, следовательно, гипербола будет находиться в I и III координатных четвертях.
Чтобы построить график, сначала нужно составить таблицу соответствия значений x и y. То есть мы берем конкретное значение x, подставляем его в формулу функции и получаем y.
x | y | Расчет y |
0,5 | 8 | 4 / 0,5 = 8 |
1 | 4 | 4 / 1 = 4 |
2 | 2 | 4 / 2 = 2 |
4 | 1 | 4 / 4 = 1 |
8 | 0,5 | 4 / 8 = 0,5 |
Теперь отмечаем найденные точки на координатной плоскости и соединяем их плавной линией, которая будет стремиться к осям координат. В итоге получится ветвь гиперболы, расположенная в первой четверти.
Чтобы построить ветвь в третьей четверти, вместо x в формулу подставляем -x. Так мы вычислим значения y.
x | y | Расчет y |
-0,5 | -8 | 4 / -0,5 = -8 |
-1 | -4 | 4 / -1 = -4 |
-2 | -2 | 4 / -2 = -4 |
-4 | -1 | 4 / -4 = -1 |
-8 | -0,5 | 4 / -8 = -0,5 |
Соединив полученные точки получаем следующий результат. На этом построение гиперболы завершено.
Пример 2
Рассмотренный выше пример был одним из самых простых (без смещения асимптот). Давайте усложним задачу и построим гиперболу, заданную функцией ниже:
Решение
Так как k < 0, график будет располагаться во второй и четвертой четвертях.
Теперь определяемся с асимптотами, в нашем случае это x = 3 и y = 4 (см. информацию выше про их смещение).
Составим таблицу соответствия значений x и y.
x II четв. | y II четв. | x IV четв. | y IV четв. |
-1 | 4,5 | 3,5 | 0 |
1 | 5 | 4 | 2 |
2 | 6 | 5 | 3 |
2,5 | 8 | 7 | 3.5 |
Остается только нанести рассчитанные точки на координатную плоскость и соединить их плавными линиями.
Гиперболой
называется геометрическое место точек,
для которых разность
расстояний от двух фиксированных точек
(называемых фокусами) есть величина
постоянная. Причем указанная разность
берется по абсолютному значению и
необходимо, что бы она была меньше
расстояния между фокусами и не равна
нулю. (См. Рис.23)
Рис.23
На
рисунке:
—
— левый фокальный радиус;
—
—
правый фокальный радиус;
—
(- с; 0) – координаты левого фокуса (точки
F1);
—
(с; 0) — координаты правого фокуса (точки
F2);
—
— действительная
полуось
гиперболы;
—
— мнимая
полуось гиперболы;
—
точка (а; 0) – правая вершина гиперболы;
—
точка (- а; 0) – левая вершина гиперболы;
—
прямые
— асимптоты гиперболы.
Названия
полуосей не случайны: точки
гиперболе принадлежат, а точки
—
гиперболе не принадлежат (потому и ось
– мнимая), но мнимая полуось, хотя и не
является частью гиперболы, вполне
определяет ее форму, поскольку именно
между асимптотами гиперболы и располагаются
ветви ее.
Каноническое уравнение гиперболы
(смотри
замечание о каноничности уравнения).
Связь между полуосями и координатами фокусов гиперболы
При
этом важным является выражение,
связывающее действительную, мнимую
полуось и координату фокуса (сравните
с формой аналогичной связи для параметров
эллипса)
.
Эксцентриситет
гиперболы
Пример 19 (о нахождении уравнения гиперболы)
Эксцентриситет
гиперболы равен
.
Найти каноническое уравнение гиперболы,
если точка
гиперболе принадлежит.
Решение
Прежде
всего, что ищем конкретно? – Ищем значения
a
и b
в каноническом уравнении гиперболы.
Неизвестных величин две, следовательно,
и уравнений для их нахождения должно
быть два.
Первое
уравнение получим из того факта, что
нам известен эксцентриситет гиперболы
и известна связь
между полуосями и координатами фокуса
гиперболы:
.
Это
первое равенство, а второе получим,
используя тот факт, что точка М гиперболе
принадлежит, т.е., ее координаты обращают
каноническое уравнение гиперболы в
тождество:
и,
окончательно, получаем
Ответ
Искомая
гипербола описывается каноническим
уравнением
x2
— y2
= 1.
Пример 20 (прямая и гипербола)
Через
точку М(0; — 1) и правую вершину гиперболы
3∙x2
— 4∙y2
= 12
проведена
прямая. Найти вторую точку пересечения
прямой с гиперболой.
Решение
Задачу
будем решать в два шага:
—
найдем уравнение прямой;
—
найдем координату точки пересечения
прямой и гиперболы.
Шаг
1
Для
нахождения уравнения прямой, проходящей
через точку М(0; — 1) и правую вершину
гиперболы необходимо знать координаты
правой вершины гиперболы. Найдем вторую
точку из уравнения гиперболы, приведя
данное уравнение к каноническому
виду,
зная при этом, что в каноническом
уравнении важно все: равно выражение
именно
единице, а в самом выражении – значения
действительной и мнимой полуоси – это
знаменатели дробей, в которых числители
x2
и y2.
Откуда
в уравнении гиперболы a
= 2, b
=
,
или координаты правой вершины М2(2;
0). А вот теперь ищем уравнение
прямой, проходящей через две данные
точки
М и М2
Шаг
2
Ищем
координаты точек пересечения найденной
прямой и данной гиперболы. Эти координаты
удовлетворяют обоим уравнениям, т.е.
являются решением системы уравнений
Решаем
полученное уравнение и находим, что x1
= — 4, x2
= 2.
Подставляем
найденные x1
и x2
во второе уравнение системы и находим
координаты точек пересечения прямой с
гиперболой N1(-
4; -3) и N2(2;
0).
Не
трудно убедиться (проверьте самостоятельно)
что точка М гиперболе не принадлежит,
а значит, точек пересечения будет две.
Ответ
Точки
пересечения прямой и гиперболы — N1(-
4; -3) и N2(2;
0).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Что такое гипербола? Как построить гиперболу? (Для школьников (7-11 классов)).
Математическая гипербола.
Функция заданная формулой (y=frac{k}{x}), где к неравно 0. Число k называется коэффициентом обратной пропорциональности.
Определение гиперболы.
График функции (y=frac{k}{x}) называют гиперболой. Где х является независимой переменной, а у — зависимой.
Что нужно знать, чтобы построить гиперболу?
Теперь обсудим свойства гиперболы:
1. Ветви гиперболы. Если k>o, то ветви гиперболы находятся в 1 и 3 четверти. Если k<0, то ветви гиперболы находятся во 2 и 4 четверти.
гипербола, где k>0 ветви гиперболы находятся в 1 и 3 четверти
гипербола, где k<0 ветви гиперболы находятся во 2 и 4 четверти
2.Асимптоты гиперболы. Чтобы найти асимптоты гиперболы необходимо,иногда, уравнение гиперболы упростить. Рассмотрим на примере:
Пример №1:
$$y=frac{1}{x}$$
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому х не равен 0.
$$yneqcolor{red} {frac{1}{x}}+0$$
(frac{1}{x}) дробь отбрасываем, для того чтобы найти вторую асимптоту.
Остается простое число
y≠0 это вторая асимптота.
И так, асимптоты x≠0 и y≠0 в данном примере совпадают с осями координат OX и OY.
k=1, значит гипербола будет находится в первой и третьей четверти. k всегда находится в числители.
Построим примерный график гиперболы.
Пример №2:
$$y=frac{1}{x+2}-1$$
Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому х+2 неравен 0.
х+2≠0
х≠-2 это первая асимптота
Находим вторую асимптоту.
$$y=color{red} {frac{1}{x+2}}-1$$
Дробь (color{red} {frac{1}{x+2}}) отбрасываем
Остается y≠ -1 это вторая асимптота.
Строим примерный график, отмечаем асимптоты (красным проведены прямые х≠-2 и y≠-1):
Пример №3:
$$begin{align*}
&y=frac{2+x}{1+x} \\
&y=frac{color{red} {1+1}+x}{1+x} \\
&y=frac{1}{1+x}+frac{1+x}{1+x}\\
&y=frac{1}{1+x}+1\\
&y=frac{1}{color{red} {1+x}}+1
end{align*}$$
Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому 1+х неравен 0.
1+х≠0
х≠-1 это первая асимптота.
Находим вторую асимптоту.
$$y=color{red}{frac{1}{1+x}}+1$$
(color{red}{frac{1}{1+x}}) Дробь убираем.
Остается y≠1 это вторая асимптота.
Строим примерный график, отмечаем асимптоты (красным проведены прямые х≠-1 и y≠1):
3. У гиперболы есть центр симметрии относительно начала координат. Рассмотрим на примере:
$$y=frac{1}{x}$$
Возьмем точку А(1;1) с координатами, которая находится на графике у=1/х. На этом же графике лежит точка B(-1;-1). Видно, что точка А симметрична точке В относительна начала координат.
4. Оси симметрии гиперболы. У гиперболы две оси симметрии. Рассмотрим пример:
$$y=frac{1}{x}$$
Первой осью симметрии является прямая y=x. Посмотрим точки (0,5;2) и (2;0,5) и еще точки (-0,5;-2) и (-2;-0,5). Эти точки расположены по разные стороны данной прямой, но на равных расстояниях от нее, они симметричны относительно этой прямой.
Вторая ось симметрии это прямая y=-x.
5. Гипербола нечетная функция.
$$f(-x)=frac{1}{-x}=-frac{1}{x}=-f(x)$$
6. Область определения гиперболы и область значения гиперболы. Область определения смотрим по оси х. Область значения смотрим по оси у. Рассмотрим на примере:
$$y=frac{-1}{x-1}-1$$
а) Находим первую асимптоту.
Знаменатель не может равняться 0, потому что на 0 делить нельзя, поэтому x-1 неравен 0.
x-1≠0
х≠1 это первая асимптота.
Находим вторую асимптоту.
$$y=color{red} {frac{-1}{x-1}}-1$$
Дробь (color{red} {frac{-1}{x-1}}) удаляем.
Остается y≠ -1 это вторая асимптота.
б) k=-1, значит ветви гиперболы будут находится во второй и четвертой четверти.
в) Возьмем несколько дополнительных точек и отметим их на графике.
х=0 y=0
x=-1 y=-0,5
x=2 y=-2
x=3 y=-1,5
г) Область определения смотрим по оси х. Графика гиперболы не существует по асимптоте х≠1, поэтому область определения будет находится
х ∈ (-∞;1)U(1;+∞).
д) Область значения смотрим по оси y. График гиперболы не существует по асимптоте y≠ -1, поэтому область значения будет находится
y ∈ (-∞;-1)U(-1;+∞).
е) функция возрастает на промежутке x ∈ (-∞;1)U(1;+∞).
7. Убывание и возрастание функции гиперболы. Если k>0, функция убывающая. Если k<0 функция возрастающая.
8. Для более точного построения взять несколько дополнительных точек. Пример смотреть в пункте №6.
Подписывайтесь на канал на YOUTUBE и смотрите видео, подготавливайтесь к экзаменам по математике и геометрии с нами.
реклама
3.4.1. Каноническое уравнение и построение гиперболы
Общая структура изложения материала будет напоминать предыдущий параграф. Начнём с общего понятия гиперболы и задачи на её построение.
Каноническое уравнение гиперболы имеет вид , где
– положительные действительные числа. Обратите внимание, что в отличие от эллипса, здесь не накладывается условие
, то
есть, значение «а» может быть и меньше, чем «бэ».
Надо сказать, довольно неожиданно… – уравнение «школьной» гиперболы и
близко не напоминает каноническую запись. Но эта загадка нас ещё подождёт, а пока раскинем на экране своего воображения график функции …. Какие мысли?
У гиперболы две симметричные ветви.
У гиперболы две асимптоты.
Неплохой прогресс! Данными свойствами обладает любая гипербола, и сейчас вы с неподдельным восхищением заглянем в декольте этой линии:
Задача 99
Построить гиперболу, заданную уравнением
Решение: на первом шаге приведём данное уравнение к каноническому виду . Пожалуйста, запомните типовой порядок действий. Справа необходимо получить «единицу», поэтому
обе части исходного уравнения делим на 20:
Здесь можно сократить обе дроби, но технически грамотнее сделать каждую из них трёхэтажной (см. Приложение Школьные
материалы):
и только после этого провести сокращение:
Выделяем квадраты в знаменателях:
Готово.
Почему преобразования лучше проводить именно так? Ведь дроби левой части можно сразу сократить и получить
.
Дело в том, что в рассматриваемом примере немного повезло: число 20 делится и на 4 и на 5. В общем случае получится что-нибудь вроде и без 3-го этажа не обойтись:
.
Воспользуемся плодом наших трудов – каноническим уравнением :
Как построить гиперболу?
Существует два подхода к построению гиперболы – геометрический и алгебраический. С практической точки зрения вычерчивание с помощью циркуля я бы
даже сказал утопично, поэтому гораздо выгоднее вновь привлечь на помощь нехитрые расчёты.
Целесообразно придерживаться следующего алгоритма (читайте и смотрите на чертёж ниже):
1) Сначала находим асимптоты. Если гипербола задана каноническим уравнением , то её асимптотами являются прямые
. В нашем случае:
. Данный пункт
обязателен! Это принципиальная особенность чертежа, и будет грубой ошибкой, если ветви гиперболы «вылезут» за свои асимптоты.
2) Теперь находим две вершины гиперболы, которые расположены на оси абсцисс в точках . Выводится элементарно: если
, то каноническое уравнение
превращается в
, откуда и следует,
что . Наша гипербола имеет вершины
3) Ищем дополнительные точки. Обычно хватает двух-трёх. В каноническом положении гипербола симметрична относительно начала
координат и обеих координатных осей, поэтому вычисления достаточно провести для 1-й координатной четверти. Методика точно такая же, как и при построении эллипса. Из канонического уравнения на черновике выражаем:
и уравнение распадается на две функции:
– определяет верхние дуги гиперболы (то, что нам надо);
– определяет нижние дуги гиперболы.
Напрашивается нахождение точек с абсциссами :
4) Изобразим асимптоты , вершины
, дополнительные
и
симметричные им точки в других координатных четвертях. Аккуратно соединим соответствующие точки у каждой ветви гиперболы:
Техническая трудность может возникнуть с иррациональным угловым коэффициентом
, но это вполне преодолимая проблема.
Отрезок называют действительной осью гиперболы;
Число называют действительной полуосью гиперболы;
число – мнимой полуосью.
В нашем случае: ,
, и, очевидно, если гиперболу повернуть вокруг центра симметрии и / или переместить, то эти значения не
изменятся.
3.4.2. Определение гиперболы
3.3.4. Поворот и параллельный перенос эллипса
| Оглавление |
Автор: Aлeксaндр Eмeлин