Как найти в тексте ссп предложение

Что такое сложное предложение

Пример сложного предложения:

Пример сложного предложения | skysmart.ru

По связи между частями сложные предложения делятся на два типа — союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные. В первом случае части соединяются союзами и союзными словами, во втором — по смыслу.

Всего выделяют 3 вида сложных предложений. Рассмотрим их в таблице.

Виды сложных предложений | skysmart.ru

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Все правила по русскому языку под рукой

Пятерка по русскому у тебя в кармане!

Сложносочиненное предложение

Сложносочиненным (ССП) называют сложное предложение, имеющее два и более независимых простых предложений в составе. Это значит, что их можно разбить точкой, при этом смысл не потеряется.

Части таких сложных предложений связаны союзами и союзными словами: соединительными (и, да, также и т. д.), противительными (а, но, зато и т. д.), разделительными (либо, то… то, не то… не то и т. д.) или их комбинациями.

Примеры:

  • Хотелось пирога, и яблоки уже созрели.

  • Хотелось пирога, но яблоки еще не созрели.

  • То мать пирогов напечет, то бабушка с булочками приедет.

Иногда части сложносочиненных предложений связаны без сочинительного союза и союзного слова — по смыслу. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

  • Лето заканчивалось лихо: на улице резко похолодало, листья начали алеть и чахнуть.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

В предложениях с союзами и, да, однако, либо и т.д. принято ставить запятую. Кроме случаев, когда:

Когда не нужна запятая в ссп | skysmart.ru

Исключение

Если у частей сложного предложения есть общий второстепенный член или придаточное, но их соединяет повторяющийся союз, нужно ставить запятую.

Пример:

  • На ярмарке в городе показывали кукольные представления, и торговцы продавали сахарную вату, и зазывалы кричали приглашения на аттракционы.

В бессоюзных сложносочиненных предложениях части делятся не только запятыми, но и тире, двоеточиями и точкой с запятой. Эту тему мы подробно разобрали в статье о сложносочиненных предложениях.

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение (СПП) — это вид сложного предложения, в составе которого одно простое предложение по смыслу и интонации подчиняется другому. В этом случае зависимое предложение называется придаточным, а независимое — главным.

Пример сложноподчиненного предложения:

  • Мне было сложно понять, как ей удалось так быстро привыкнуть к новому городу.

Виды связи в сложноподчиненном предложении

Обычно части СПП в русском языке связаны друг с другом подчинительными союзами, например:

  • Я только-только закончил картину, когда солнце уже готовилось потухнуть.

Бывают сложные предложения, в которых придаточное с главным связаны только по смыслу и разделены знаком препинания, но между ними все еще можно вставить подчинительный союз. Такие предложения называют бессоюзными.

Пример:

  • На меня нахлынуло осознание: (что) все это время меня обманывали

Значения придаточных предложений в СПП

Придаточные предложения в составе сложных делятся на группы, а далее — на подгруппы по смыслу и виду связи с главным.

Классификация придаточных предложений | skysmart.ru

Подробнее о различиях между придаточными в сложном предложении с примерами можно прочесть в этой статье.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении

Иногда в сложноподчиненном предложении не одно, а два и более придаточных. Такой вид сложных предложений называют многочленными. Для них справедливы разные типы подчинения.

Типы подчинения в сложноподчиненном предложении | skysmart.ru

Подробнее эту тему мы уже разбирали в статье о сложноподчиненных предложениях.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

Между главной и придаточной частями сложного предложения принято ставить запятую. Если одна часть стоит в середине другой, выделять запятой ее нужно с обеих сторон:

  • Когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

  • Сейчас, когда мы вернулись в город, все горести остались за плечами.

Если предложения со словами лишь, только, еще и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно связаны составным союзом, он разделяется. Тогда перед словом что нужно ставить запятую:

  • Он согласился лишь потому, что я хорошо попросила.

Если мы выделяем интонацией изъявительные или условные придаточные и ставим их перед главным предложением, между ними ставится тире:

  • Кто желает — тот получит.

Если по главному предложению понятно, что придаточное его пояснит, нужно ставить двоеточие. То же правило относится и к бессоюзным сложным предложениям:

  • Он вдруг осознал: дальше не стоит и пытаться.

Проверьте себя

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному?

  1. Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра.

  2. Я знал: это не может продолжаться слишком долго.

  3. Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии.

  4. Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл.

  5. Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

ОГЭ. Задание № 2. Синтаксический анализ текста. Теория.

Типы сложных предложений.

Типы сложных предложений.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Тема «Сложное предложение» в кодификаторе представлена следующим образом:

5.8 Сложное предложение

5.9 Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения

5.10 Сложные предложения с разными видами связи между частями

Примерные заданий, которые могут быть предложены по данной теме.

  • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены ССП (сложноподчинённые предложения);
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены СПП (сложноподчинённые предложения)
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены БСП (бессоюзные сложные предложения)
  • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения с разными видами связи между частями;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определена подчинительная связь между частями БСП;
  • укажите варианты ответов, в которых верно определена сочинительная связь между частями БСП.

Как видим, тема большая, вопросы могут быть самыми разными.

Вспомним ТЕОРИЮ.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

 Как отличить сложное предложение от простого.

Находим грамматические основы. Ели основа одна – это простое предложение, если две и более – сложное.

Пример.

Я видел листву не только золотую, но и фиолетовую и коричневую. (Одна основа, простое предложение).

Стоял апрель, мы жили в Ялте. (Две основы, сложное).

 

 Как определить ССП.

В СПП простые предложения соединены при помощи сочинительных союзов (И, А, НО, ИЛИ и др.), не зависят друг от друга, между ними можно поставить точку.

Будьте внимательны! Сочинительные союзы ставятся и между однородными членами; в ССП обязательно должно быть не менее ДВУХ грамматических основ.

Пример.

Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, И мальчик сжал пальцы в кулак. ( Две основы, сочинительный союз И между простыми).

Как определить СПП.

В СПП простые предложения соединены при помощи подчинительных союзов (это все вопросы — как, который, когда и пр., и союзы типа так как, потому что, чтобы и др.),от одного предложения ( главного) можно задать вопрос к другому ( придаточному).

Пример.

Мери сказала, ЧТО идет в город заложить обручальное кольцо. (Мери сказала ЧТО? От главного задаём вопрос к придаточному.

Обратите внимание: речь в обоих предложениях идёт о Мери, но во втором есть подчинительный сою ЧТО, поэтому это уже другое предложение).

Как определить БСП.

В БСП простые предложения соединены при помощи знаков препинания и интонации, между ними нет союзов.

Пример.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. (Три грамматические основы, нет союзов).

Как определить БСП с подчинительной связью между простыми в нём.

БСП с подчинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми тире или двоеточие (они похожи на СПП, только без союзов между простыми).

ТИРЕ ставится.

  • Простые предложения противопоставлены по смыслу, можно поставить союзы А, НО.

Пример.

Весна сажает – осень собирает (А осень собирает).

  • В первом – время или условие.

Любишь кататься – люби и саночки возить (ЕСЛИ любишь, условие).

Пример.

  • Во втором – следствие, присоединительное значение, быстрая смена событий.

Пример.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова ( быстрая смена событий).

  • При сравнении.

Пример.

Молвит слов – соловей поёт (как соловей поёт)

ДВОЕТОЧИЕ ставится.

Во втором – причина .

Пример.

Второе – объясняет первое (можно вставить слова А ИМННО, ТО ЕСТЬ).

Пример.

Второе – дополняет первое (можно вставить ЧТО).

Пример.

Как определить БСП с сочинительной связью между простыми в нём.

БСП с сочинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми запятые или точка с запятой (они похожи на ССП, только без союзов между простыми).

ЗАПЯТАЯ ставится при перечислении, одновременности или последовательности событий.

Пример.

Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) (Три основы).

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится, если хотя бы одно из простых распространено, имеет знаки препинания.

Пример.

Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали. (И. Тургенев) (Каждое простое само тоже распространено однородным членами).

Как определить сложное предложение с разными видами связи между частями.

В сложном предложении с разными видами связи между частями есть и ССП, и СПП, и БСП. Нужно находить грамматически основы и смотреть, как они соединены.

Пример.

В саду было просторно И росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, ТАК ЧТО теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.(Союз И соединяет два простых в ССП, запятой нет, так как общий второстепенный член «в саду». Союз ТАК ЧТО соединяет главное и придаточное в СПП. Двоеточие ставится между частями БСП.

ПРИМЕР ЗАДАНИЯ.

2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

(2)В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли. (3) Особенно не удавались мне переходы от предложения к предложению. (4) Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно. (5) Логическое повествование не складывалось. (6) Фразу трудно было прочесть вслух…

(7) И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам.

(8)Во- первых, чтобы язык мой был богатым, я читал книги, хорошо написанные, с моей точки зрения, хорошо написанные прозой – научной, искусствоведческой, и делал из них выписки – главным образом фразеологические обороты, отдельные слова и целые предложения…

(9)Во- вторых, я решил писать каждый день и писать особым образом. (10) Я решил (и решил правильно), что главный источник богатой письменно речи – речь устная. (11)Поэтому я старался записывать свою … устную речь, старался догнать свой внутренний монолог, обращенный к конкретному читателю – адресату письма или просто читателю. (12)И как-то быстро стало получаться. (13)Работая корректором, я вел записные книжки, куда записывал особенно точно выраженные мысли.

(14)Впоследствии, когда я поступил в Институт русской литературы, мне было поручено написать главу о литературе XI – XIII вв. (15)Далось мне это нелегко… (16)Я переписывал текст от руки десять раз. (17)Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом. (18)Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, и с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях…

(По Д.С.Лихачёву)

Укажите варианты ответов, в которых верно определены ССП (сложноподчинённые предложения). Запишите номера ответов.

1) предложения 2, 4 – сложноподчинённые;

2) предложение 7 – сложносочинённое;

3) в бессоюзном сложном второе предложение дополняет смысл первого (предложение 1)

4) предложение 18 — сложное с разными видам связи;

5) предложение 17- простое.

Ответ: 145

Пояснение.

1)предложения 2, 4 – сложноподчинённые;

(2)В общем, когда я появился в университете, я с трудом мог в письменной форме изложить свои мысли.

(4) Было такое впечатление, что каждое предложение живет самостоятельно

2) предложение 7 – сложносочинённое;

(7) И вот сразу же после окончания университета я решил учиться писать, и систему придумал сам. (Это простое, в нём одна грамматическая основа).

3) в бессоюзном сложном второе предложение дополняет смысл первого (предложение 1)

(1)В моем школьном образовании был один очень существенный недостаток: мы не писали классных работ и не делали домашних заданий…

(Здесь значение пояснения).

4) предложение 18 — сложное с разными видам связи;

18)Когда на конференции я читал свой текст, то чтение имело большой успех, И с этого момента меня стали приглашать участвовать в разных изданиях… (СПП + ССП)

5) предложение 17- простое.

17)Я читал текст вслух и про себя, отрывками и целиком, проверял логичность изложения в целом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Как определить сложноподчиненное предложение

Сложные предложения, связанные между собой подчинительной связью или относительными словами, называются сложноподчиненными. Отличить их от сложносочиненных, как правило, легко, для этого надо знать некоторые особенности таких предложений.

Как определить сложноподчиненное предложение

Инструкция

Попробуйте выявить связь между двумя простыми предложениями, входящими в состав сложного. Определите, не зависит ли одно из них от другого. В сложноподчиненных предложениях всегда можно задать вопрос от главного предложения к придаточному, например «Он сказал (что он сказал?), что уйдет домой».

Для проверки поставьте между предложениями точку. Если сложная конструкция безболезненно распалась на две части, и они прекрасно «чувствуют» себя отдельно друг от друга – это сложносочиненное предложение. Например, сравните: «Мы прогуливались по парку, а Бобик бегал вокруг» и «Мы прогуливались по парку. Бобик бегал вокруг».

Если же при разделении предложения на две части одна из них теряет или меняет смысл, смело делайте вывод о том, что перед вами сложноподчиненное предложение. Например, точка между предложениями «Бабушка попросила, чтобы я купил лекарства» приведет к искажению смысла.

Найдите союз между предложениями, во многих случаях именно по нему можно понять, какое предложение перед вами. Союзы а, и, но, да встречаются в сложносочиненных предложениях, а союзы потому что, когда, чтобы, где, что, так как, если, как будто, так что, чей, куда и т.д. – в сложноподчиненных. Если союза вовсе нет – это сложное бессоюзное предложение.

Чтобы отличить сложноподчиненное предложение от простого, проведите синтаксический разбор. Найдите все подлежащие и сказуемые – если в предложении две основы, связанные между собой подчинением и одним из сложных союзов, значит, перед вами сложноподчиненное предложение. Иногда основа одного из составляющих предложений состоит лишь из сказуемого или лишь из подлежащего, например, «Уже поздно, так что пойдем домой».

Будьте внимательны, иногда главное предложение может разрываться на две части, например: «С улицы, которая была заполнена народом, раздался крик».

Источники:

  • как определить предложение простое или

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Синтаксический анализ сложного предложения — процесс сопоставления линейной последовательности лексем русского языка с его формальной грамматикой. Результатом обычно является дерево разбора — схема. Обычно применяется совместно с лексическим анализом.

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой.

Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

Содержание

  1. План анализа
  2. Упрощенная схема разбора
  3. Примеры анализа сложного предложения
  4. Сложносочинённое предложение
  5. Сложноподчинённое предложение

План анализа

Вариант 1:

  1. Указать, что предложение сложное; определить, сколько предикативных основ в него входит, назвать их, составить схему.
  2. Указать вид сложного предложения: союзное (сложноподчинённое или сложносочинённое), бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи (назвать эти виды связи).
  3. Определить, как связаны предикативные основы в составе сложного: с помощью интонации, с помощью союзов (сочинительных или подчинительных) или союзных слов. Назвать вид синтаксической связи.
  4. В сложноподчинённом предложении указать:

а) количество придаточных предложений и их вид;
б) в предложении с несколькими придаточными указать виды подчинительной связи (последовательная, однородная, параллельная);
в) определить место главного и придаточного предложений, указать, есть ли указательное слово, какой вопрос и от какого слова (или от всего предложения) ставится к придаточному предложению;
г) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. В сложной синтаксической конструкции указать:

а) сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложносочинённые с подчинением, бессоюзные с сочинением или подчинением и т. д.;
б) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, эмоциональной окраске.
  2. Разобрать каждую часть сложного предложения по схеме простого предложения (строение и члены предложения).

Вариант 2:

  1. Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
  2. Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
  • по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);
  • эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);
  • по наличию грамматических основ (простое/сложное);
  • средствам связи простых предложений в составе сложного (бессоюзное сложное предложение (БСП)/ сложносочинённое предложение (ССП)/сложноподчинённое предложение (СПП)/с разными видами связи (смешанного типа));
  • далее по таблице:
Для БСП Каковы смысловые отношения между простыми предложениям и в составе БСП (одновременность/последовательность/противопоставление/причина и следствие/дополнение/пояснение/условие/ быстрая смена событий и т. д.)
Для ССП Состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным (соединительным/разделительным/противительным/ пояснительным/ присоединительным) союзом каковы смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП: временные/причинно-следствен- ные/условно- следственные/ чередование/ взаимоисключение событий (яв- лений)/противопоставление/присоединение
Для СПП Вид придаточного предложения:
а) * определительное/изъяснительное/обстоятельственное (образа действия и степени/места/ времени/условия/причины/ цели/сравнения/уступки/ следствия/присоединительное);
б) * по В. В. Бабайцевой: подлежащное/ сказуемное/дополнительное/ определительное/ обстоятельственное (образа действия и степени/ места/времени/
Для предложения с разными видами связи (ПРВС) Указать, какие виды связи присутствуют (сочинительная и подчини- тельная/сочи- нительная и бессоюзная/ подчинительная и бессоюзная/с тремя видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в составе сложного
  • разобрать каждое простое предложение в составе исходного сложного предложения (под номерами — 1, 2, 3…):

а) по наличию грамматических основ (простое);
б)   по наличию главных членов (односоставное (назывное/безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное)/двусоставное);
в)   по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное (для неполного указать, какой член предложения опущен));
г)   по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);
д)   указать, если чем-нибудь осложнено;

  • составить схему всего предложения (включая осложнения).

Читайте также: Звуковой анализ слова с примерами.

Упрощенная схема разбора

Такой синтаксический анализ сложного предложения используют в 5–6 классах:

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Примеры анализа сложного предложения

На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, придаточное определительное предложение присоединяется при помощи простого подчинительного союза «где»;

  1. простое, двусоставное, полное, распространённое, ничем не осложнено;
  2. простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Читайте также: Разбор слова по составу, или морфемный разбор глагола, существительного, прилагательного — выделение частей, из которых слово состоит. Знания морфем начальной формы слова достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах.

Сложносочинённое предложение

Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих.

Грамматических основ две: сумерки спустились и гул затих, значит, предложение сложное. Схема:

[ ], и [ ].

По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное. Строение предложения: сложносочинённое (в его состав входят две предикативные основы), союзное, части связаны между собой сочинительной связью с помощью сочинительного союза и, выражающего в данном случае одновременность событий. Части сложного предложения разделены запятой, стоящей перед сочинительным союзом и.

1.

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Грамматическая основа: сумерки спустились. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено существительным, сказуемое — простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство на землю).

2.

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Грамматическая основа: гул затих. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено существительным, сказуемое — простое глагольное), распространённое (второстепенный член — дополнение орудий).

Читайте также: что такое второстепенные чл предложения — примеры.

Сложноподчинённое предложение

Нам предстояло разобраться в том, что же люди соорудили в глубинах гор и ради чего они посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли.

Грамматических основ три: предстояло разобраться, люди соорудили, они посягнули, значит, предложение сложное.

[   ], что (   ) и ради чего (   ).

По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное. Строение предложения: сложноподчинённое (состоит из трёх предикативных основ), с однородным подчинением. Оба придаточных предложения зависят от указательного местоимения в том в главном предложении.

Главное предложение — полное, односоставное, безличное, с составным глагольным сказуемым предстояло разобраться, распространённое дополнениями нам и в том.

Первое придаточное предложение — что же люди соорудили в глубинах гор — присоединяется к главному союзным словом что (относительное местоимение) с усилительной частицей же. Предложение полное, двусоставное, распространённое. Подлежащее люди выражено существительным во множественном числе в именительном падеже. Сказуемое — простое глагольное (соорудили). Предложение распространено дополнением (относительное местоимение что) и обстоятельством, выраженным неделимым словосочетанием (в глубинах гор).

Второе придаточное предложение — ради чего они посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли — присоединяется к главному союзным словом (ради) чего (относительное местоимение с предлогом). Предложение полное, двусоставное, распространённое. Подлежащее (они) выражено личным местоимением во множественном числе в именительном падеже. Сказуемое — простое глагольное (посягнули).

Предложение распространено дополнениями, выраженными относительным местоимением с предлогом (ради чего), существительным в винительном падеже (на красоту) и неделимым словосочетанием (уголка земли); согласованными определениями, относящимися к дополнениям: первое определение (неповторимую) выражено прилагательным, второе (этого) — указательным местоимением.

Главное предложение отделяется от придаточных запятой. Так как оба придаточных предложения относятся к одному и тому же слову в главном (однородное подчинение) и связаны сочинительной связью, выраженной союзом и, то запятая между ними не ставится.

Это интересно: Фразеологизмы с объяснением и примерами.

На чтение 11 мин Просмотров 20 Опубликовано 26 марта 2023 Обновлено 26 марта 2023

Содержание

  1. Синтаксический разбор сложного предложения
  2. Содержание:
  3. Алгоритм синтаксического разбора СП
  4. Образец синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения
  5. Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения
  6. Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
  7. Синтаксический разбор сложного предложения: примеры
  8. План разбора сложного предложения
  9. План разбора сложного предложения на синтаксические единицы
  10. Пример синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения
  11. Примеры бессоюзных сложных предложений
  12. Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения
  13. Примеры союзных сложносочиненных предложений
  14. Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
  15. Вместо заключения

Синтаксический разбор сложного предложения

Содержание:

Различные способы взаимосочетаемости слов в устной речи и на письме изучает синтаксис. Процесс анализа предложения с разложением на составляющие его единицы называется синтаксическим разбором, Он помогает в изучении структурных особенностей этой синтаксической единицы речи и способствует правильной пунктуации на письме.

Алгоритм синтаксического разбора СП

В процессе синтаксического разбора любого предложения существует определённая последовательность действий (алгоритм). Это позволяет найти нужную информацию и сделать правильные выводы:

  1. Тип предложения по цели высказывания. Их существует три варианта, определяющиеся интонационно: повествовательное, побудительное, вопросительное.
  2. Эмоциональная окраска. В устной речи определяется интонационно, на письме восклицательного знака (восклицательное, невосклицательное).
  3. Находим и подчёркиваем все грамматические основы. По ним выясняем количество простых предложений в составе сложного.
  4. Находим союз или союзы (если они присутствуют) и определяем средства взаимодействия простых синтаксических единиц в составе сложного (интонация, союзы и союзные слова). Делаем вывод о типе анализируемого образца.
  5. Союзные предложения рассматриваем по двум вариантам:
    • в ССП определяем смысловые отношения между составляющими его частями. Для этого определяем разрядность союза: соединительный, разделительный или противительный;
    • в СПП определяем главное и зависимое (придаточное), указываем вид придаточного, изучив средства связи между ними;
    • в БП определяем смысловые связи между его частями;
    • даём характеристику каждой части, имеющей свою грамматическую основу, в составе сложного предложения (состав по наличию гл. членов, распространённость. осложнённость);
    • составляем общепринятую схему.

Иногда требуется над каждым членом предложения надписать, какую часть речи он представляет.

Таков алгоритм полного разбора сложного предложения, но возможен и сокращённый вариант. В этом случае подчёркиваются только грамматические основы и в соответствии с ними рисуется схема.

Образец синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения

[Разведчики неподвижно лежали в снегу]: [над головами истерично метался луч прожектора].

Предложение повествовательное, невосклицательное сложное, БСП: состоит из 2 частей, связанной связью:

  • 1 часть — двусоставная, распространённая, полная;
  • 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, второе предложение выражает значение причины.

Образец синтаксического разбора сложносочиненного предложения

За окном быстро вечерело, и семья стала готовиться ко сну, покончив с нехитрым ужином.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным сочинительным союзом «и», выражающим причинно-следственные отношения между частями:

  • 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена;
  • 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, осложнена деепричастным оборотом.

Образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

Он удивлённо посмотрел на окружающих его людей, когда врач привёл его в чувство и стал накладывать жгут выше раны, нанесённой волком.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, ССП с союзом «когда»:

  • 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена;
  • 2 часть — придаточное времени, в постпозиции, двусоставное, распространённое, полное, осложненное причастным оборотом.

Синтаксический разбор сложного предложения заключается определение его составных частей и типов связи. Он помогает осмыслить структуру предложения и правильно расставить необходимые знаки препинания знаки.

Источник

Синтаксический разбор сложного предложения: примеры

Раздел грамматики при изучении русского языка, который называется синтаксисом, изучает различные способы сочетания слов в предложениях. Разбор таких предложений на синтаксические единицы носит название синтаксического. С разбором простых предложений на синтаксические единицы дети сталкиваются уже с третьего класса, а вот с понятием сложных предложений знакомятся уже в среднем звене. В этой статье мы расскажем, какими бывают сложные предложения, и приведем примеры из синтаксического разбора.

План разбора сложного предложения

Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.

Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.

План разбора сложного предложения на синтаксические единицы

  1. Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
  2. Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
  3. Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
  4. Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
  5. Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
  6. Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
  7. Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
  8. Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
  9. Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
  10. Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.

Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.

Пример синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения

В таких предложениях между несколькими простыми частями нет никаких союзов. Вместо них разделителями являются знаки препинания: двоеточие, тире, запятая.

Примеры бессоюзных сложных предложений

Смеркалось, во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой запятой, союзов в предложении нет.

Я сижу у окна и вижу: ливень льет, как из ведра. – Здесь тоже две простые части сложного предложения «я сижу у окна и вижу» и «ливень льет, как из ведра» разделяются двоеточием, союза, как и в предыдущем случае, отсутствуют.

Для примера возьмем следующее предложение.
Сегодня учитель домашнего задания не задал, мы классом ходили в театр.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ — сложное, поскольку оно содержит в себе две грамматические основы «учитель не задал» и «мы ходили». По средству связи – бессоюзное, так как не содержит никаких союзов, и соединяется между собой знаком препинания (запятой).

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено дополнительными членами, не осложнено (ни причастными, ни деепричастными оборотами, ни прямой речью и т.д.)

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Бессоюзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения

Предикативные части сложносочиненного предложения всегда равнозначны по смыслу и независимы по отношению одно к другому. Проверить это легко, достаточно попытаться переставить местами простые предложения и посмотреть, меняется ли смысл сложного.

Для соединения частей предложения могут использоваться три типа союзов: соединительные («и», «тоже», «да», «также», «ни…ни», «не только…но и», «как…так и», «да и»), противительные («но», «а», «однако», «да» в значении «но», «зато», «же») и разделительные («либо», «или», «не то…не то», «то…то», «то ли…то ли»).

Примеры союзных сложносочиненных предложений

Смеркалось и во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой соединительным союзом «и».

Село уснуло, Иван тоже побрел к своей хате. – Здесь две части сложного предложения «село уснуло» и «Иван тоже побрел к своей хате» разделяются между собой соединительным союзом «тоже». Если поменять местами простые части предложения, то смысл не изменится «Иван тоже побрел к своей хате, село уснуло».

Няня хлопотала на кухне, а воспитатель укладывал детей спать. – Здесь две части сложного предложения «няня хлопотала на кухне», «воспитатель укладывал детей спать» разделяются противительным союзом «а» и определяются отношением противопоставления одно другому.

То ли Ивана трясло в лихорадке, то ли просто усталость налилась. – Здесь между простыми частями сложного предложения «то ли Ивана трясло в лихорадке»и «то ли просто усталость налилась» используются разделительные союзы «то ли», повторяющие в обеих простых частях и характеризующиеся отношением взаимоисключения одно к другому.

Весь день то шел дождь, то светило солнце. – При разделении двух простых частей сложного предложения «весь день то шел дождь», «то светило солнце» используются повторяющиеся союзы чередования «то…то».

Для примера возьмем следующее предложение.
Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «Мальчик учился» и «но…интересовался», состоит из двух равнозначных предложений «Мальчик учился не очень прилежно» и «физкультурой интересовался серьезно». По средству связи – союзное, соединено между собой противопоставительным союзом «но».

Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой, и соединяются они вместе с помощью союзных слов или подчинительных союзов. К союзным словам относят следующие: «который», «какой», «что» в значении местоимения и другие. К подчинительным союзам относятся «когда», «потому что», «если» и прочие.

Сложноподчиненные предложения имеют главную часть и придаточную, т.е. ту, которая находится в зависимости или подчинении от главной. Чтобы определить это, следует попытаться задать вопрос от главной части предложения к придаточной.

Например, «Ольга посмотрела в окно и поняла, что дождь закончился». В этом предложении две грамматические основы «Ольга посмотрела… и поняла» и «дождь закончился». Чтобы понять, к какому типу оно относится, нужно попробовать задать вопрос от главной части предложения к придаточной. «Ольга ….. поняла» – что? – «что дождь закончился».

Расстановка главной и придаточной частей в предложении не имеет значения. Главное может стоять как в первой его части, так и во второй. Смысл сказанного от этого не меняется.

Для примера возьмем следующее предложение.
У него не бывает свободного времени, потому что после школы он занимается в спортивной секции.
Устный разбор

По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «не бывает времени» и «потому что…он занимается». Состоит из главного предложения «У него не бывает свободного времени» и придаточного предложения обстоятельства «потому что после школы он занимается в спортивной секции». По средству связи – союзное, соединено между собой союзным словом «потому что».

Первое предложение – главное, простое, односоставное, полное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.

Второе предложение – придаточное, простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.

Письменный разбор

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Вместо заключения

В группу сложных предложений с разными видами связей относятся конструкции, в составе которых имеется три и больше предикативных частей. Между собой они могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами, союзными словами или просто знаками препинания. Такие предложения часто встречаются в литературных произведениях. Разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи проводится по общему плану разбора с последовательным анализом отдельных сложных частей.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти в вайбере архив сообщений
  • Как найти внутреннее сопротивление проводника
  • Msvcr90 dll как исправить ошибку
  • Как найти бренд часов
  • Двойной щелчок мыши как исправить

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии