Если у существительного первого склонения женского, мужского и общего рода (забияка, горемыка, неряха, невежда), оканчивающихся на -а в форме именительного падежа единственного числа, падежные окончания являются безударными, то, чтобы не наделать ошибок в написании форм этих слов, прибегают к опорным словам. А что это за зверь? Опорными являются слова тоже первого склонения, но с ударными окончаниями, например земля (с мягкой основой), стена (с твердой основой).
Сравните:
и.п. тётя, земля; берёза, стена
р.п. тёти, земли; берёзы, стены;
д.п. тёте, земле; берёзе, стене;
в.п. тётю, землю; березу, стену;
т.п. тётей, землёй; берёзой, стеной;
п.п. о тёте, о земле; о берёзе, о стене.
Особенно эта подсказка в виде опорных слов нужна в форме родительного,дательного и предложного падежей.
1, 2, 3 склонение имён существительных различают по родовой принадлежности слова и окончанию в форме именительного падежа единственного числа. Рассмотрим, как определить 1-е, 2-е, 3-е склонение существительных.
Склонение является постоянным грамматическим признаком имени существительного. Большинство слов этой самостоятельной части речи имеют грамматическую категорию 1, 2 или 3 склонения.
Определение
Склонение — это изменение имени существительного по падежам.
Чтобы понять, какое склонение имеет слово, обозначающее предмет, определим его родовую принадлежность. В русском языке все существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- мужской род (он, мой) папа, лагерь;
- женский род (она, моя) девочка, песня;
- средний род (оно, моё) крыльцо, пение.
Начальной формой имени существительного является именительный падеж единственного числа. В соответствии с родовой принадлежностью и окончанием начальной формы слова́ этой самостоятельной части речи относят к 1, 2 или к 3 склонению.
1 склонение существительных
Первое склонение объединяет имена существительные мужского и женского рода с твердой или мягкой основой, которые имеют окончание -а/-я в начальной форме.
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные 1 склонения.
В русском языке слов мужского рода первого склонения с окончанием -а/-я немного:
- папа
- дедушка
- прадедушка
- старшина
- мужчина
- юнга
- юноша
- судья
- дядя
- владыка
- воевода
- слуга
- Савва
- Илья
- Фома
- Кузьма
и все короткие мужские имена такие, как Коля, Толя, Ваня, Саня, Федя, Яша, Витя и пр.
Большую часть 1 склонения составляют одушевленные и неодушевленные существительные женского рода:
- мама
- жена
- бабушка
- тётя
- тёща
- внучка
- девушка
- женщина
- корова
- дорога
- красота
- река
- книга
В русском языке имеются существительные с окончанием -а/-я, которые обозначают носителей каких-либо качеств:
Примеры
сирота, подлиза, плакса, невежда, неряха, чистюля, бродяга, непоседа и пр.
В одной и той же грамматической форме они могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола:
Настя, ты настоящая лакомка!
Знаете, Витя у нас лакомка.
Это существительные общего рода, которые в соответствии с их грамматической формой отнесём к первому склонению.
Особенности склонения существительных на -ия
Отметим особенности склонения существительных женского рода с конечным буквосочетанием -ия:
- копия
- стратегия
- плантация
- студия
- дикция
- геометрия
- операция
- эмоция
У таких слов в форме дательного и предложного падежа окончание -и, а не -е, как у большинства существительных первого склонения.
Сравним:
- и. п. (что?) серия, трава
- р. п. нет (чего?) серии, травы
- д. п. добавим (к чему?) к се́рии, траве́
- в. п. посмотрю (что?) серию, траву
- т. п. интересуюсь (чем?) серией, травой
- п. п. сообщу (о чём?) о се́рии, о траве́
2 склонение существительных
К этому типу склонения принадлежат слова мужского рода с твердой и мягкой основой, кроме существительного «путь», с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- замок , крот , мороз , балкон , подъезд , пароль ;
- шило, крыло, горе, имение, ружьё.
Некоторые существительные мужского рода второго склонения имеют мягкую основу, которая оканчивается буквосочетаниями -ий, -ей, -ой, -ай:
- жребий , гербарий , калий , дельфинарий ;
- воробей , хоккей , суховей , лицей ;
- рой , строй , конвой , слой , отбой ;
- май , край , попугай , каравай , обычай .
Посмотрим, как изменяются по падежам и числам существительные второго склонения.
Обратим внимание на особенности склонения существительных, заканчивающихся сочетанием -ий, -ие.
Особенности склонения существительных на -ие, -ий
Ко второму склонению принадлежит большая группа существительных среднего рода с конечным буквосочетанием -ие:
- сомнение
- украшение
- умение
- заявление
- телевидение
- созвездие
- поколение
и пр.
В русском языке существительные среднего рода на -ие и мужского рода на -ий склоняются по-особому. Если изменить слова «сознание» и «солярий», то увидим, что в форме предложного падежа единственного числа они имеют окончание -и, а не -е.
Сравним со словом «крыльцо», которое имеет ударные падежные окончания:
- и. п. (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- р. п. нет (чего?) созна́ния, соля́рия, крыльца́
- д. п. дам (чему?) созна́нию, соля́рию, крыльцу́
- в. п. видим (что?) созна́ние, соля́рий, крыльцо́
- т. п. горжусь (чем?) созна́нием, соля́рием, крыльцо́м
- п. п. сообщаю (о чём?) о созна́нии, о соля́рии, о крыльце́
Это написание запомним, обратив внимание, что если в основе слова на -ия, -ий, -ие предшествует буква «и», то в окончании дательного или предложного падежа пишется тоже «и»:
- Мария — к Марии, о Марии;
- гербарий — в гербарии;
- сияние — о сиянии.
3 склонение существительных
3 склонение объединяет существительные женского рода, которые заканчиваются мягким согласным или шипящим, с нулевым окончанием в начальной форме:
- гавань , фасоль , запись , болезнь , площадь , пригарь ;
- гуашь , пустошь , горечь , помощь , упряжь , молодежь .
После шипящих согласных пишется мягкий знак, который указывает на женский род слова и его принадлежность к третьему склонению в отличие от слов мужского рода второго склонения (багаж, борщ, обруч).
В формах трех падежей единственного числа, родительном, дательном и предложном, существительные третьего склонения имеют одинаковое окончание -и (у пристани, к пристани, о пристани).
Склонение | Род | Окончание | Примеры |
---|---|---|---|
Первое | мужской | -а, -я | юноша дядя |
женский | птица земля |
||
Второе | мужской | нулевое | отец день |
средний | -о, -е | зерно счастье |
|
Третье | женский | нулевое | дочь рожь |
Видеоурок «Склонение имен существительных»
Тест
Прочитай. Найди в тексте имена существительные 1-го склонения. Объясни написание выделенных окончаний.
В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме жила мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. Иначе пришлось бы её прогнать: кто же терпит мышей в доме?! А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.
А ещё вместе с дедушкой, котёнком и мышкой жила красивая птица удод. Правда, оранжево-бело-чёрный удод жил не в самом доме, а совсем рядом. Ещё у дедушки была яблоня. Она росла под окном, и звали её Агриппина. Так уж дедушка назвал. Агриппина приносила вкусные яблоки и вообще была яблоней доброй и умной.
Найди в тексте существительные 1 склонения
Имена существительные изменяются по падежам. Падеж — форма имени существительного, выражающая его синтаксические отношения с другими словами в предложении. Падеж — категория словоизменительная, реализующаяся с помощью окончаний. В русском языке шесть падежей:
- именительный (именительный падеж всегда употребляется без предлога, в предложении является подлежащим или сказуемым);
- косвенные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный (предложный падеж всегда употребляется с предлогами, остальные косвенные падежи могут употребляться с предлогами или без).
2. Склонение имён существительных
Склонение — это изменение существительных по падежам. Существуют три склонения имён существительных. Распределение по склонениям зависит от рода существительных и их окончания в именительном падеже единственного числа.
3. Особые окончания существительных на -ий, -ие, -ия
Существительные 1-го склонения на -ия (армия, лекция) и 2-го склонения на -ий и -ие (гений, санаторий, заседание) в предложном падеже имеют окончание -и (о гении, в санатории, на заседании, в армии). Существительные на -ия в дательном падеже также оканчиваются на -и (ср.: подарить Марье, но подарить Марии).
4. Разносклоняемые имена существительные
Десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя ) и существительное путь являются разносклоняемыми. В родительном, дательном и предложном падежах единственного числа они имеют окончание 3-го склонения -и. В других падежах имеют окончания 2-го склонения.
При склонении существительных на -мя к корню прибавляется формообразующий суффикс -ен (-ён): имена — имён, знамени — знамён. Слова семя и стремя в родительном падеже множественного числа имеют суффикс -ян (а не —ен): семян, стремян. Слова бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа.
5. Несклоняемые имена существительные
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну форму, т.е. не склоняются: купил пианино (в.п.), играю на пианино (п.п.). К несклоняемым относятся:
- многие существительные иноязычного происхождения с конечными гласными: радио, метро, табло, такси, рагу, кенгуру, меню, Дюма, Осло, Баку;
- иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный и обозначающие лиц женского пола: роман Войнич (р.п.); если подобная фамилия обозначает лицо мужского пола, она склоняется по 2-му склонению: роман Ремарка;
- русские и украинские фамилии на -о и -их (-ых): Франко, Черных, Долгих, Живаго’, подобные фамилии не склоняются независимо от пола человека, носящего эту фамилию;
- многие сложносокращенные слова: МГУ, ГАИ, ГЭС.
Существительные на -анин, -янин во мн. ч. утрачивают суффикс -ин: горожанин — горожане .
Особо склоняются существительные: мать, дочь, путь, дитя.
Склонение имен существительных в единственном числе. Таблица
6. Склонение существительных во множественном числе
1. Большинство существительных в именительном падеже множественного числа имеют окончания:
1-е скл. ж. р. аббревиатуры, армии, м. р. мужчины, юноши
2-е скл. м. р. малыши, отцы ср.р. поля, стекла
3-е скл. ж. р. степи, дочери
2. Некоторые существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа употребляются с окончаниями -А, -Я. Например: берега, века, города, штемпеля, якоря.
3. Различаются по значению существительные:
4. В именительном падеже множественного числа возможны двоякие формы окончаний:
Склонение имен существительных во множественном числе. Таблица
Конспект урока «Падеж и склонение имен существительных». Следующая тема:
Какие существительные относятся к 1 склонению — примеры
Некоторые существительные изменяются по падежам (склоняются) похожим образом, поэтому их объединили в группы. Это облегчает создание форм слова, помогает запомнить непростые случаи (например, среди существительных, относящихся к 1 склонению, опасность представляют безударные гласные трёх падежей).
Языковеды выделяют 3 основных типа склонения. Обычно ученики знакомятся с этой темой в начальной школе (3 класс), полученные знания углубляются в 4 классе.
Существительные, относящиеся к 1 склонению
В эту группу входят слова трёх родов с окончаниями -а или -я в начальной форме:
- женский (слова-подсказки «она, моя») ;
- мужской («он, мой»);
- общий (относятся к лицам и мужского, и женского пола; имеют яркую стилистическую окраску, дают оценку).
Примеры по родам:
- женский (роза, мама, яма, пена, клумба, тётя, семья, галерея, лотерея, Оля);
- мужской (папа, владыка, дедушка, юнга, юноша, дядя, Костя);
- общий (сирота, неряха, недотепа, копуша, почемучка, потеряшка).
Также к этой группе относятся существительные с суффиксом -ишк/-ушк (воришка, парнишка, сынишка, болтунишка, колдунишка, волчишка, зайчишка, воробьишка, соловушка и др.). Эти слова имеют уменьшительно-ласкательное значение, а иногда — оттенок пренебрежения. Несмотря на то, что существительные, от которых они произошли, относятся ко второму склонению, падежные формы этих слов образуются в соответствии с правилами первого склонения.
Слова, у которых отсутствует форма единственного числа, не относятся ни к одному из склонений.
Изменение по падежам, 1 склонение
Знание особенностей изменения существительного помогает правильно написать его, ведь гласная на конце слова часто оказывается безударной. Важно помнить, что правописание гласных в окончаниях имен существительных 1 склонения всегда одинаковое — как в ударной, так и в безударной позиции.
Общая таблица падежных окончаний
Безударную гласную наиболее трудных падежей — родительного, дательного, предложного — можно проверить по таблице:
По таблице видно, что у одушевленных существительных одинаковы формы Р.п. и В.п., а у неодушевленных — И.п. и В.п.
С существительными женского рода, стоящими во множественном числе и Р.п., связано правило орфографии: на конце таких слов нет мягкого знака (пустых барж, далеких крыш, старых галош, каменных круч, темных туч и др.).
Орфограммы в словах, оканчивающихся на -ия
Слова на -ия (химия, геометрия, акация, мумия, апатия, симпатия, провокация, модуляция, канализация, коалиция, традиция и др.) во многих падежах могут оканчиваться на и, например:
Это правило не распространяется на слова, оканчивающиеся на -ья (ладья, скамья, судья, Марья и др.)
Важно помнить и о другой орфограмме: по звучанию -ия похоже на -ея (галерея, аллея, ассамблея, бакалея, галантерея, лотерея, идея и др.), изменяющееся по общему правилу. Чтобы не путать эти окончания, надо запомнить правильное написание слова в начальной форме:
Стоит отметить, что имя и отчество могут склоняться по-разному (например, Лидия Петровна – о Лидии Петровне).
Учителя рекомендуют заучивать таблицы падежных форм. Поначалу это поможет выработать привычку писать правильно.
Также можно запомнить основные закономерности понаблюдав за изменениями форм. Например, в Д.п. и П.п. слова этого склонения оканчиваются одинаково — на е. Безударное и встречается только в окончаниях Р.п.
Вариантные окончания
В форме Т.п. единственного числа существительные первого склонения могут заканчиваться двумя способами.
Различают основное (общеупотребительное) и вариантное окончания. Второе придает дополнительную стилистическую окраску и его можно использовать при необходимости в стихотворениях или лирической прозе (сравним нейтральное словосочетание взошёл весной и книжное взошёл весною).
Беглый гласный
В форме Р.п. существительных, стоящих во множественном числе, на конце основы может появиться беглая гласная. Например:
- кухня — кухни — кухОнь
- серьга — серьги — серЁг
Эта гласная может быть безударной: в таком случае её написание необходимо проверить с помощью однокоренных слов или запомнить.
Склонение входит в число постоянных грамматических признаков существительного. Основные различия между тремя группами слов возникают в единственном числе (окончания во множественном обычно совпадают).
Если правильно определить склонение существительного, можно избежать одной из самых распространенных ошибок — неверно написанного окончания.
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/kakie-suschestvitelnye-otnosyatsya-k-1-skloneniyu-primery.html
Упражнение в распознавании существительных 1 склонения
УМК «Школа России»
учебник Канакина В. П., Горецкий В. Г.
4 класс
Выполнила: Столяренко О.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с УИОП № 34 г.Воронеж.
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1-го склонения.
Задачи:
Провести наблюдения над изменением окончаний имен существительных 1-го склонения.
Учить проверять написание безударных окончаний ударными.
Совершенствовать умение работать с учебником.
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Создать условия для воспитания доброжелательности, чувства товарищества, взаимопонимания и взаимовыручки.
Формируемые УУД:
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Регулятивные:
постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
оценивание качества и уровня усвоения материала;
Личностные:
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
1. Организационный этап.
— Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно — я тебе помогу.
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель читает, дети выписывают сущ. 1 скл.
1.сторона,бок,поверхность.
2.печаль, тоска,горе.
3.ограда,забор,изгородь.
4.веселье, радость,потеха.
5.бой,сражение,баталия.
6.ошибка,недочёт,оплошность.
7.миг,секунда,мгновение.
8.встреча,приём, свидание.
9.отвага,храбрость,бесстрашие.
10.юноша,мальчик,парень.
- Выделите окончания сущ.1 склонения, определите род.
- Прочитайте словосочетания (слайд 2)
- Что вы можете сказать о сущ.река и книга?( 1 скл.)
- Докажите.
- Как определить какое окончание следует писать?( по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения проверять безударные падежные окончания существительных того же склонения)
- Какова же цель нашего урока?(упражнение в распознавании сущ. 1 скл., научиться правильно писать их падежные окончания)(слайд 3)
3. Актуализация знаний.
учебник с. 90 № 157 работа в парах.
- Какие сущ. 1 склонения вы нашли в тексте?
- Назовите окончания в этих словах.
- Можно ли по окончаниям определить склонение?(нет, они в косвенных формах).
4. Первичное усвоение новых знаний.
(слайд 4). Работа в группах.
— Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже? Создайте алгоритм.
— Давайте проверим правильность ваших алгоритмов (слайд 5).
- Работа в парах.
— На каждом столе готовые тексты (слайд 6)
В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.
-Найдите и укажите существительные 1 склонения.
- Проверка (Слайд 7)
В домике на краю деревни жили дедушка и котёнок. А под печкой в доме мышка. Дедушка и котёнок делали вид, что не знают об этом. А мышка была хорошая: нигде не шныряла, ничего не роняла, только подбирала крошки.
— Сделайте вывод. Как определить склонение существительных, стоящих в косвенных падежах?
5. Первичная проверка понимания.
учебник с. 91 № 158
- Рассмотрите таблицу, какие слова просклоняли?
- Обратите внимание на ударение на какую часть слова оно падает?
- Как пишутся ударные и безударные окончания в одном и том же падеже?
- Прочитайте материал рубрики обратите внимание
- Значит как можно проверить безударное окончание?
6. Первичное закрепление.
учебник с. 92 № 159 (слайд
Сейчас давайте поработаем в группах в р.т.с. 55 №126-127.
— Распределите обязанности членов группы.
- Чтец – читает вслух.
- Секретарь – записывает.
- Докладчик – рассказывает, что решила группа.
- Хронометрист – следит за временем.
- Рядовой – дополняет, уточняет.
-Давайте проверим вашу работу.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
дом. задание: списать № 160 с. 92 учебника (слайд 9).
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Тест (на листах у каждого ученика)
— Итак, что мы знаем:
1.а) Имена сущ. изменяются по родам.
б) Имена сущ. не изменяются по родам.
2. а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.
б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.
3. а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.
б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4. а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.
б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.
5. а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.
б) Имена сущ. в предложениях бывают не только подлежащими.
6. а)проверять безударные падежные окончания существительных 1 склонения нужно по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения.
б)окончания существительных 1 склонения нужно подбором однокоренных слов.
— Взаимопроверка (слайд 10)
Оценка выполнения теста (слайд 11)
«5» — 6 правильных ответов
«4» — 5 правильных ответов
«3» — 3-4 правильных ответа
«2» — 2 правильных ответа
- Давайте еще раз повторим какие существительные относятся к 1 склонению?
- Как пишутся ударные и безударные окончания существительных?
- Как проверить безударные окончания?
У нас есть мишень, которая символизирует цель нашей работы. На мишени обозначены баллы. Отметьте на мишени, как вам кажется, насколько вы близки к “яблочку”. т.е. к безошибочному определению склонения имен существительного (слайд 12)
— Спасибо за урок.
Тест._________________________________________
- а) Имена сущ. изменяются по родам.
б) Имена сущ. не изменяются по родам.
2. а) Склонение сущ. зависит от рода и окончания им. сущ.
б) Склонение сущ. не зависит от рода и окончания им. сущ.
3. а) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р.
б) К 1 скл. имен сущ. относятся сущ. м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я.
4. а) У сущ. именительного падежа не бывает предлогов.
б) У сущ. именительного падежа бывают предлоги.
5. а) Имена сущ. в предложениях бывают только подлежащими.
б) Имена сущ. в предложениях бывают не только подлежащими.
6. а)проверять безударные падежные окончания существительных 1 склонения нужно по ударным падежным окончаниям существительных 1-го склонения.
б) проверять безударные падежные окончания существительных 1 склонения нужно подбором однокоренных слов.