Как найти в лесу рельсы

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Партнерский материал

Здравствуйте. Прошедшая советская эпоха оставила нам не только большой вклад во всех областях жизнедеятельности людей, но и оставила кучи призраков эпохи. Это и заброшенные деревни, заброшенные поля, исчезнувшие лагеря и целые дороги. Множество узкоколейных дорог было в лесах нашей Родины.

Соединяли они между собой маленькие поселки, в которых жили люди, которые и работали на эту узкоколейку. Содержали ее, были шоферами грузовых машин, да и просто лесорубами. Ведь главной задачей узкоколеек моей области было вывести из отдаленных мест лес для дальнейшей переработки.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Вот на поиски одной такой узкоколейки я и отправился недавно. Мое путешествие началось в 03:30 утра, дорога до места не близкая и как оказалось была очень специфической. Задачей данного путешествия было найти исчезнувшие поселки, которые были на данной узкоколейке и промониторить вопрос корыстный – поискать тут металл. Путешествия требуют затрат и на них нужно хоть как-то зарабатывать.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

За возможность ездить по таким местам я хочу сказать спасибо магазину Тропоход. Они подарили мне навигатор Garmin 20X, с помощью которого я могу посещать дремучие места. Кроме того за отдельную плату ребята могут установить хитрые карты на которых будут отмечены урочища, которых уже нет на современных картах. Вам не надо искать координаты, переводить их, такие места будут у вас уже в навигаторе. Всем путешественникам и кладоискателям рекомендую.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Пройдя буквально около 2 километров полевыми дорогами мы увидели вот это.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Мужики кто таскает оттуда лес сделали себе всесезонную дорогу. Выложили почти весть путь до главной развилки бревнами. За счет чего и зимой ездить проще и в распутицу лес вытаскивать с делянок можно. Но если для Фискаров эта дорога «лесной асфальт», то для УАЗика, это беда. На фото еще часть дороги, где поверх бревен есть грамм земли, дальше пошла дорога чисто по бревнам.

5 километров такой дороги мы ехали 40 минут. Ехали еле-еле, весь УАЗик трясло, температура поднималась и к такой тряске добавлялась и работающая на полных оборотах печка. Вспоминая по дороге весь матерный запас слов, мы все-таки добрались до первого разъезда с которого и начинается эта узкоколейка.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Конечно увидеть тут узкоколейку и рельсы, я и не мечтал, понятно, что их уже давно вытащили и сдали. Но узкоколейка, это не только рельсы, это и другой металл, который сопутствовали УЖД (узкоколейной железной дороге). Но, можно найти и часть рельс, которые меняли по обстоятельствам. Да и другого металла в таких местах должно хватать.

Вот так сейчас выглядит эта УЖД, все убрали, и она превратилась в обычную дорогу. Конечно хотел бы я присутствовать при дележке рельс от сюда, но и для нас кое-что тут оставили.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Первые сигналы на дороге выглядели так. Это железнодорожные костыли (гвозди), ими и крепились рельсы к шпалам. И вся эта дорога усыпана такими костылями, сигнал шел один за одним только копай. И конечно же все ямы за собой закапывались и утрамбовывались, так как дорога живая и по ней ездят.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Каждый такой костыль весит около 300 грамм и если их много, то результат будет хорошим. Многие охотятся именно за ними, потому что их много, удобно складывать в мешок, а какое-то время можно нести хоть в карманах куртки.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

С каждого небольшого отрезка дороги получились вот такие кучки костылей.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

В итоге таких кучек буквально с километра было накопано примерно на 60 кг и это при условии того, что это была разведка. А если идти качественно то я думаю с этого расстояния можно было бы взять в два раза больше.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

В одном «пяточке» (просвете) у исчезнувшей УЖД я нашел короткую часть от рельсов, видимо эту часть когда-то меняли, а старую просто выкинули не далеко за ненадобностью. В общем место перспективное металл есть.

Все из-за металокопа - Советская узкоколейка  Удачная разведка места

Пройдясь по краям УЖД немного углубляясь в лес был найден и другой металл. Но к сожалению, во времени были ограничены, да и вывозить по такой дороге хороший груз на УАЗике опасно. Можно легко и просто сделать хорошие трещины на балках, или вообще порвать их. Теперь стоит задача найти сюда путь простой лесной дорогой, без «лесовозного асфальта».

Читайте также:

— Польза от лопаты в походе Брать, или нет?

— Путешествие в раскольничий скит ? Есть находки ?

— Путь до исчезнувшего скита Гагарин в лесу и Миша Монеты на дороге

Большое спасибо, что дочитали до конца. Буду вам очень признателен, если вы поставите лайк данной статье и поделитесь ей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей слева), чтобы и другие люди могли увидеть хороший материал.

Буду так же рад видеть ваши письма на почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подписывайтесь на канал Уйду в лес, чтобы не пропустить новые публикации

  • Главная
  • Юрист рядом со мной

Нашел ржавые рельсы, не пригодные для пользования. В лесу. Рядом жд путей нет. Лежат очень давно. Могу ли я их забрать?

Нашел ржавые рельсы, не пригодные для пользования. В лесу. Рядом жд путей нет. Лежат очень давно. Могу ли я их забрать?

Вопрос от 09.10.2021, 02:37

Ответы на вопрос (4):

09.10.2021, 07:09,

г. Краснодар

ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ здравствуйте.

Не можете забрать. Ведь лесники для какой цели завезли эти рельсы в лес. Значит это их собственность.

Спросить

12.10.2021, 14:56,

г. Краснодар

Если никто не видит можете если нет хозяев.

Спросить

12.10.2021, 09:59,

г. Красноуральск

Была жд дорога времён СССР. Вся убрана кусок остался. Стоит более десятка лет. Должны ли иметься документы на нее у владельца если такой существует?

Спросить

12.10.2021, 10:10,

г. Долгопрудный

Статья 226 ГК РФ. Движимые вещи, от которых собственник отказался.

1. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Спросить

12.10.2021, 13:20,

г. Красноуральск

Спасибо за ответ. Хотел бы уточнить, что в итоге я могу их забрать?

Спросить

12.10.2021, 15:31,

г. Саратов

Здравствуйте Дмитрий Анатольевич!

Пока Вы будете выяснять их заберут без Вас.

Спросить

Похожие вопросы

Надо ли писать в полицию о находке и ждать собственников, если ни кого нет, то спокойно забрать металл себе?

Лежит в лесу хороший металл, от ЛЭП, лежит очень долго, весь ржавый. Как правильно его присвоить? Ведь, если начну откручивать, могут и в тюрьму посадить, мол, частная/государственная собственность. Надо ли писать в полицию о находке и ждать собственников, если ни кого нет, то спокойно забрать металл себе? Спасибо.

Читать ответы: 1
Вопрос от 26.07.2014

Помощь юристов и адвокатов

Спроси юриста!
Ответ за5минут

спросить

Администратор печатает сообщение

Поиск монет, изделий старины, артефактов в лесном массиве в последние годы становится все более популярным у увлеченных приборным поиском.

Оно и понятно, вести такой поиск несколько сложнее, чем на открытом пространстве поля, или пляжа, и в случаях, когда ближайшие доступные поля «пропылесосены» коллегами, находок на них встречается все меньше и меньше, самое время уходить в леса, туда, где не ступала нога с металлоискателем в руке.

коп в лесу

Что можно найти в лесу с металлоискателем?

А вот тут самое интересное! Находки в лесу часто бывают интереснее и разнообразнее, чем на открытой местности. Происходит это по разным причинам, одна из которых — старая дорога, путь по которой проделывали все сословия в длительный период времени, теряя различные предметы по своей или не своей воле, например, став добычей разбойников. Опять же частым сюрпризом становятся находки отступающих вражеских армий, коих наша земля повидала немало. Что же можно найти в лесу в нашем 2021 году металлоискателем? Это и старинные ювелирные украшения, монеты разных периодов, наконечники и прочее охотничье оружие, пуговицы и другие металлические предметы одежды (в том числе кокарды, награды), предметы утвари, подковы и прочая лошадиная амуниция.

Для тех, кто специализируется на поиске металлолома (чермета), лес тоже целая кладезь для таких находок: остатки лесной техники и брошенного автотранспорта, свалки лома, старые железнодорожные рельсы, да мало ли чего еще… Как известно, чем больше металла — тем больше заработок.

Конечно, вести поиск в лесу можно и летом, когда тепло, хорошо осенью и ранней весной, когда растительность в меньшей мере мешает поиску, но мы поговорим о таком виде копа, как коп зимой — единственно возможный в это время года — в лесу.

Коп в лесу с металлоискателем, находки, поиск монет и по войне

Многим поисковикам и кладоискателям известно выражение «зимняя ломка». Когда за окном мороз, снега по колено, прибор стоит в шкафу или пылится на антресолях, а ты в сотый раз просматриваешь «трёхверстовки» и не можешь дождаться весны.

Действительно, копать в зимний период — это вам не весна, лето, осень, но можно. Поле для этого вряд ли подойдет, так как земля там промерзает даже при небольшом морозе и лопату не воткнуть, а вот лес вполне может помочь снять нам зимнюю хандру и порадовать находками.

Все дело в том, что благодаря лесной подстилке состоящей из опавших листьев, хвои, веток, коры и других остатков растений образуется своеобразный буфер (изоляция), которая не дает земле промерзнуть. Плюс снег который ложится сверху – не дает земле замерзнуть даже в лютые морозы. Поэтому даже после сильных морозов и снегопадов земля в лесу обычно пригодна для копа. Кроме этого, в лесу не так сильно дует ветер как на поле и всегда можно согреться, если развести костер.

Фото состояния почвы в лесу зимой, укрытой лесной подстилкой:

1.jpg

Как подготовиться к зимнему копу в лесу?

Конечно, зимний коп в лесу имеет свои особенности, на которые мы сейчас обратим внимание.

Прежде всего, поиск зимой требует от поисковика тщательнее относиться к своей экипировке, одеваясь таким образом, чтобы было тепло, но в тоже время не жарко. Чтобы не заболеть, когда разгорячившись вспотел, а потом приостановился, постоял, посидел, перекусил — и, здравствуй простуда.

Очень кстати придется термос с горячим чаем и плотный перекус, чтобы возобновить энергетические затраты. Это основополагающие моменты поиска в лесу зимой.

Какую частоту установить в лесу на копе?

В общем, какая есть, на такой и ходите. Если в приборе предусмотрено несколько частот или мультирежим, попробуйте походить от самого низкого до высокого, посмотрите, как ведет себя прибор, на каких частотах шумит, а на каких нет, есть ли сигналы — выбирайте самую комфортную в данных условиях. Считается, что крупные предметы глубже лучше видит низкая частота 3-7кГц, от 7 до 20 кГц некрупные и мелкие объекты, выше 20 — очень мелкие объекты, поэтому выбор частоты зависит от целей, на которые вы настроен, в не от леса.

Это не просто, но интересно

Физически, производить поиск, раскопки зимой тяжелее и не так комфортно, как весной или осенью. Но, зимний поиск имеет и ряд неоспоримых преимуществ, о которых мы сейчас поговорим.

Во первых, снежный покров в лесу-как чистый лист на котором видны все ваши следы и следы коллег. Поэтому именно зимой можно «выходить» интересующий участок местности до сантиметра, так как ориентируясь по своим следам Вы не допустите полосок-пропусков между проходами туда и обратно, как это обычно бывает в поле. Этот метод, будет очень полезен для новичков и поможет вырабатывать навык планомерного выхаживания места метр за метром, проверяя каждый сантиметр земной поверхности.

Во-вторых, в зимнем лесу, благодаря выпавшему снегу очень хорошо можно разглядеть, где проходили старые тропинки и дороги.

Фото старой дороги, которая стала видна благодаря выпавшему снегу.
Снежный покров, даже тонкий, отлично отображает и делает заметными любые неровности поверхности. Таким образом, если в весенне-осеннее время Вам не удалось вычислить древние дороги, пути и тропинки, идущие через интересующий лесной массив, то можно успешно сделать это зимой:

Фото состояния почвы в лесу зимой, укрытой лесной подстилкой:

В третьих, благодаря зимним морозам, заболоченные участки леса, отделявшие нас от перспективных объектов, становятся проходимыми и можно добраться до тех мест, которые практически весь год были для нас недоступными. Также обычно замерзают реки и ручьи, преграждавшие путь к исчезнувшим древним лесным поселениям.

В четвертых, места в лесу с высокой травой становятся пригодными для поиска, так как снег приминает прошлогоднюю сухую траву и можно спокойно обследовать эти места без проблем для поисковой катушки.

И, наверное, зима-это единственное время года, когда можно проводить поиск на таких местах, потому-как летом трава уже высокая густая и жесткая, а осенью сухая и спутанная-постоянно запутывается катушка.

В пятых, как ни крути, зимний поиск в лесу обладает определенными мистическими свойствами. Много раз доводилось слышать от знакомых и друзей кладоискателей и самому быть свидетелем того, как зимой по снегу и в мороз, в лесу поднимались находки, которых до этого не было ни в весеннем ни в осеннем сезоне.

Не будем далеко ходить, свежий случай. На прошлых выходных два моих хорошо знакомых камрада выехали побродить по лесу вблизи древнего поселения. На улице было пасмурно, температура колебалась в пределах от 0 до -2 градусов, снежный покров составлял сантиметров 5-7.

Ходили камрады по лесу долго, земля копалась прекрасно, но особо находками не баловала. Пока один из них не обратил внимание на старую тропинку, которая стала видна благодаря выпавшему снегу. Решил ее проверить. Пройдя несколько метров по ней увидел лежачие как-бы по бокам тропинки с одной и другой стороны упаковку из под кетчупа и фольгу, у него конечно возникли мысли обойти это место, так как камрад не любит «мусорки», но он пересилил себя и решил все-таки проверить чистое место как-раз посреди тропинки от мусора. В результате, слабый но цветной сигнал, взмах лопатой, и сначала подумал, что пробка или фольга, присмотрелся: «пражский грош»! Проверил еще раз раз, сигнал есть-стал раскапывать и результат, кошелек «пражских грошей», 20 штук!

Фото «Пражские гроши» из найденного кошелечка:

Фото «Пражские гроши» из найденного кошелечка:

Вот вам и зимний лесной коп, а также упорство, трудолюбие, хорошее настроение и вера в успешный результат!

Таким образом еще раз подтверждается истина : «Кто ищет тот всегда найдет !». А как показывает практика, искать и находить можно практически круглый год, если с умом подойти к этому делу, учитывая особенности местности, погоды, свойств почвенного покрова, в период каждого из сезонов.


Просмотр полной версии : Рельсы


Суть проблемы такова…на участке 15х15 км есть старая узкоколейка, точнее-небольшая ветка, метров 500…КАК ее найти??….аборигены ничего не знают по старости лет или по причине жосткого алкоголизма…ветка- 100% есть!!…какова технология поиска таких объектов?….в каких доках искать концы??
Что интересно, в этом квадрате НЕТ объектов,нуждающихся в ветке!!….может , лет 50 назад военные длы краткосрочных нужд кинули…хз!


а спутник что показывает?
мне кажется сверху должно быть видно.
параплан, воздушный шар и т.п.


мне кажется 2 ряда рельс на местности можно легко найти если известны примерные данные по месту. рельсы хорошо звенят, даже если сами рельсы спиз…. в шпалах были гвозди и т.п. Если место сильно не загажено локализовать можно легко.


Исследуйте этот квадрат через гугл эйч, если УЖД было, то на местности должна быть видна прямая линия.


Евгений555

18.06.2011, 21:31

Что, черметом промышляем?


Узкокалейки в лесу частенько встречал, как правило все без рельс и большенства шпал тоже нехватает. Но насыпь, по которой они проложены не заметить не возможно. Строились они в основном для вывоза торфа, так что если по спутнику узкокалейку не разглядеть, то можно попробывать найти место старых торфоразработок и поискать от него.


Исследуйте этот квадрат через гугл эйч, если УЖД было, то на местности должна быть видна прямая линия.

Если через лес шла, можно и не найти на карте по причине того что заросло или кроны деревьев скроют от глаз (вернее от спутника). Удачи в поиске!:)


Если через лес шла, можно и не найти по причине того что заросло или кроны деревьев скроют от глаз (вернее от спутника). Удачи в поиске!
Это точно, заросши они сильно. Но зато на открытых местах по бокам насыпи тоже много кустов растет, так что, то что на спутнике может показаться лесополосой, на самом деле может быть заросшей насыпью узкоколейки.


егерь Макс

18.06.2011, 22:17

а как собираетесь рельсы из леса выкорчёвывать))))))))))))


Де — Нис

19.06.2011, 00:22

На воздушном шаре!!!


а как собираетесь рельсы из леса выкорчёвывать))))))))))))
это не проблема… есть 66, автоген,электростанция и огромные болгарки…
всем спасибо!….возможно,ветка была для вывоза леса….рылся в архивах ЖД…кое что откопал…но там ТАКОЙ БАРДАК!! 8-()
…да, может кому понадобится-весят они = 18 кг/м;)


может кому понадобится-весят они = 18 кг/м;)

А за кг — рупчиков 6 просишь? Бандерольку можно замутить!;D;D;D
ЗЫ. На генштабе узкоколейки должны быть обозначены!


Если была на генштабе должна быть помечена.Но я думаю что рельсы уже давно сняты,так сказать стратегический материал,у нас все узкоколейки еще немчура поснимала во время ВОВ.Если известно примерно место мимо не проедешь или не пройдешь,видна и очень хорошо насыпь,унас например по бывшей узкоколейке сделаны автодороги,отличие от остальных очень ровные,как по нитке вытянутые.И может кому пригодится,маркировка на рельсах наносится сбоку под головкой рельсы,можно увидеть цифры такие как 65,75 и т.д. это так же указывает и вес одного метра рельсы:-X.Но также хочу предупредить сдача рельсов может обернуться для вас печально,были случаи.У нас на пунктах приема чермета железа с жд боятся как черт ладана,примут только с соответствующими бумагами.:)


Посмотрите тут — [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Мож найдете, что.:)


А за кг — рупчиков 6 просишь?
у нас рельсы берут по 9 рупий.


по 9 рупий.

Цэ бизнес!8);)


…да, может кому понадобится-весят они = 18 кг/м

это от марки рельса зависит. Для узкоколеек использовались марок
Р8, Р11, Р18, Р24
Цифра после буквы «Р»- это собственно сколько весит 1 метр рельса.


Кубышка! Весь цветмет выкопал, теперь за чермет принялся? Давай без фанатизма, что наши дети искать будут?


Сдавал как-то узкоколейные рельсы, толи обманули, толи не знаю, метров 10 наверно сдали, еле окупили кислородный резак и бензин! Маленькие рельсы оказались и легкие


vBulletin® v3.7.4, Copyright ©2000-2013, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot

Тема узкоколейных железных дорог появилась у нас давно. Во всей краеведческой литературе, а также в архивных документах, есть материалы, которые каким-то образом задевают тему узкоколейных железных дорог.  А в разговорах старшего поколения, пришедшего работать на Кудельку еще в начале ХХ века, маленькие паровозы фигурировали очень часто. Отметим, что узкоколейные паровозы присутствуют на многих старых фотографиях, которые связаны с горными работами начиная с дореволюционного периода.

   А интерес к узкоколейкам есть как в нашей стране, так и за рубежом. На сегодняшний день в интернете есть несколько сайтов посвященных узкоколейкам. Издано большое количество справочной литературы, посвященной этой теме. Хотелось бы напомнить, что за границей в передовой развитой Европе до сих пор железнодорожный транспорт узкой колеи эксплуатируется в больших масштабах. И даже на территории одной страны есть различные по ширине узкоколейные железные дороги.

   На территории нашей страны также есть узкоколейные железные дороги и в нашей области до сих пор работает Алапаевская узкоколейка. Которая является не только частью старого производственного комплекса, а  на сегодняшний день это, можно сказать, действующий раритет, который часто показывают по телевизору и о котором постоянно рассказывается в информационных передачах Русского географического общества.

   В нашем районе на сегодняшний день нет ни одной действующий узкоколейной железной дороги. Но они остались в памяти наших ветеранов и на страницах пожелтевших архивных документов.

   Наш интерес к узкоколейным железным дорогам начался, конечно, с воспоминаний старожилов. Глядя на маленькие, как игрушечные, паровозики на фотографиях с асбестовых копей начала ХХ века, мне, например, захотелось не только на них покататься, но и посмотреть устройство. Потрогать все имеющиеся рычаги и ручки.

   В натуральную величину узкоколейную железную дороги удалось увидеть в 70-х годах ХХ века на полях подсобного хозяйства в районе Островного торфяника.  Но это уже современные узкоколейки и ходили по ним составы груженые балластом которые «тащил» тепловоз — от пыльного отвала фабрики № 5 до Островного торфяника.

   Ну и здесь, надо сказать, что узкоколейный паровоз, наверно, последних моделей в натуральную величину мне все так увидеть и потрогать удалось. Он стоял в Свердловске в саду имени Энгельса на перекрестке улиц Малышева и Бажова. Дети (да и многие взрослые, в том числе и я) с энтузиазмом карабкались, держась за медные поручни, по его вертикальным лестницам, залазили в кабину и даже на крышу. От детских рук все поручни, изготовленные из цветных металлов, блестели как начищенные.

   В нашем городе начиная с дореволюционного периода было большое количество узкоколейных железных дорог, но в этот период они почти все использовались на горном производстве. 

   Кроме того широкое применение имели вспомогательные железнодорожные пути узкой колеи, по которым передвигались вагонетки, а также тележки гружёные горной породой, которые передвигались на подъемниках при помощи тросов или конной тягой.

   В начале советского периода, а это 1927 год, была построена узкоколейная железная дорога на станцию Баженова. Сначала здесь транспортировали продукцию треста «Асборуда» на платформах конной тягой. В это же время для срочных пассажирских перевозок для некоторых категорий трудящихся по этим путям ходила открытая дрезина. Которая приводилась в действие мускульной силой.

   А в самом начале тяжелого военного периода, это 1941 год, для заготовки дров, была построена узкоколейка в лесные массивы в район речки Пещерки. В послевоенный период действовала большая по протяженности узкоколейная железная дорога от разгрузочной площадки в районе завода ЖБИ на улице Промышленной до лесозавода и в районе поселка Шамейка. А в 70-х годах ХХ века работала узкоколейка от Пыльного отвала фабрики № 5 до Островного торфяника, о ней мы уже говорили.

   Обо всех этих узкоколейных дорогах мы знали. Имели представление о системе расположения железнодорожных веток, применяемом подвижном составе и т.д. Некоторые вопросы мы уточняли со старожилами, ответы на другие вопросы нашли в архивных документах. Казалось бы, по этому вопросу мы знали почти все, но…

   И вот совершенно случайно мы узнали, что в лесных массивах в разных районах вокруг нашего города имеются остатки узкоколейных железных дорог. Это оказалось большой неожиданностью и конечно послужило толчком для очередных исследовательских работ и поисковых мероприятий на местности, которые продолжаются до сих пор.

   А получилось всё довольно-таки случайно. Наш народ смекалистый, деятельный и своеобразный, от «хорошей жизни и достойных зарплат» его взгляд вновь обратился в лес. Но если в дореволюционный период люди мыли золото и копали в шурфах драгоценные камни, то на сегодняшний день люди, при помощи современных методов, электронными приборами, ищут на территории лесных массивов металлолом. И к большому удивлению находят интереснейшие предметы.

   Это не только вызывает удивление, но и подстегивает краеведческий интерес, который заставляет вновь и вновь пересматривать старые документы, искать новые, проводить широкомасштабные поиски на местности, встречаться и беседовать с людьми, которые могут сообщить хоть какие то крупицы информации.

   В один прекрасный осенний день, прямо посредине леса, я встретил интересного путешественника. Человек одет по походному, с большим рюкзаком за спиной, без ружья. Осенью по дальним лесным углам «шляются» только охотники. Грибов и ягод в это время в лесу уже нет, да и в этом засушливом году их и во время не было.

   Оказывается, товарищ в лесных массивах искал металлолом. И когда мы разговорились, он меня прямо сразил, рассказав об узкоколейных рельсах прямо посредине леса. А когда рассказал о колесных парах от узкоколейки, которые стоят прямо на рельсах, тут уже я не смог удержаться и попросил его сводить меня на место и показать эти уникальные раритеты.

   Через пару дней мы отправились в дальний лесной массив. И хотя в этом лесу я бывал бесчисленное количество раз, как один, так и с группой товарищей охотников, а еще с охотничьими собаками, но вот никаких рельсов от узкоколеек, ни колес, ни каких других рукотворных сооружений мы не замечали. А возможно не обращали внимания, мы шли в лес по другой причине и интерес был совершенно другой.

   А вот теперь, когда мы подошли прямо на несколько шагов к колесным парам, все это стало возможным увидеть воочию. Прямо на рельсах стояли две колесные пары, конечно они ржавые от времени, но в отличном состоянии сохранности.

Под ними небольшой участок узкоколейной железной дороги, как потом оказалось два звена, выражаясь современным языком работников транспортного цеха. Рельсы не на шпалах, так как деревянные шпалы давно сгнили, но лежат рядом. Это тоже немаловажный фактор.

   Сам термин узкоколейные железные дороги подразумевает большой спектр вопросов. Главный из которых ширина колеи. Отсюда вытекает длина шпалы или плахи или это было обыкновенное даже не ошкуренное бревно. Марка или вид применяемых рельсов, а если на них есть клеймо, значит год, завод производитель и т.д.

   А сколько интересного материала может рассказать  путейский костыль, которым крепят рельсы к шпале. А рядом с узкоколейными путями могут оказаться еще какие-то металлические детали, имеющие отношение или к железной дороге или к механизмам, применяемым именно вот на этом месте. По ним можно определить вид деятельности, для которого применялись железнодорожные пути. В общем простор для интерпретаций, версий, легенд и конечно еще один повод обдумать и проанализировать ситуацию.

   Произведя наружный осмотр находок, конечно все зафиксировали на современные цифровые носители и произвели тщательный обмер всех параметров интересующих нас составных частей.

   Диметр колес без реборды 29 см, длина по ободу 70 см. Ширина колеи с учетом того, что рельсы лежат на земле, 781 — 789 мм. Длина рельса 9 метров.

   Ориентирование путей в пространстве прямое с юго-западного направления на северо-восточное. Местность на склоне с небольшим уклоном в южном направлении. В ста метрах на юг небольшой заболоченный участок поперек предполагаемой трассы путей. На площади, где лежат пути, просека, как продолжение предполагаемой трассы путей, в обоих направлениях не просматривается. Между рельсами уже растут деревья, березовые стволы диаметром примерно 25-30-35 см, а в некоторых случаях и до полуметра у комля.

   Закончив измерительные работы, осмотрели местность еще раз и перешли на другой обнаруженный ранее участок сохранившейся узкоколейки.

   Здесь ранее найдено большое количество металлических предметов различного назначения. Но самое главное здесь в целости и сохранности обнаружен небольшой участок узкоколейной железной дороги, а это дает нам возможность, произведя замеры, точно установить ширину колеи работавшей здесь узкоколейки.

   Рельсы засыпаны слоем грунта и по верху плодородного слоя уже заросли травой. А находятся они на глубине примерно 30-40 см от поверхности земли, этим и объясняется их сохранность.

   Произведя замеры мы зафиксировали, что ширина путей составила 78 сантиметров. Высота рельса 8 сантиметров, а длина целого узкоколейного рельса 9 метров.

   Участок сохранившейся узкоколейки находится на ровной поверхности, ориентирован по направлению с северо-запада на юго-восток. Просека от предполагаемой трассы узкоколейной железной дороги просматривается в обоих направлениях.

   Здесь же рядом была обнаружена металлическая деталь, которая является самой главной составной частью  любого стрелочного перевода. У специалистов она носит название крестовина. Несмотря на приличный возраст она почти в идеальном состоянии. Находка такой детали заставляет с полной уверенностью сказать, что на этом месте было как минимум два железнодорожных тупика. А если это деталь от перекрестного стрелочного перевода, значит здесь было четыре пути.

   Недалеко от обнаруженных раритетов есть еще несколько металлических изделий, имеющих отношение к узкоколейной железной дороге. В первую очередь это, конечно, рельсы. Как обломки различной длины, в том числе и загнутые, так и целые рельсы длиной девять метров. Но самое главное на некоторых рельсах есть маркировка, год изготовления и клеймо завода.

   Отдельное слово нужно сказать о металлической раме, по нашим предположениям, небольшой (возможно ручной) тележке на двух подвижных осях. По краям на осях есть посадочные поверхности для колес и рядом отверстия для шплинтовки колес. На, так называемом, дышле есть соединительное кольцо, которым можно было пристегнуть эту тележку к вагонетке, платформе или паровозу. Ну и как вариант к тросу, цепи или канату для конной тяги.

   Кроме того здесь есть крепежные детали в виде боковых накладок, изготовленных из металлических пластин, видимо кустарным способом, потому что отверстия не ровные и носят следы грубой обработки. Возможно кто то видел по телевизору как кузнецы работают пробойником по горячему металлу, а потом ровняют все это при помощи небольшой болотки. Другой вид накладок выполнен из уголка, а третий вид накладки с фартуком, это скорое всего уже изделия послевоенного периода, здесь же небольшое количество путейских костылей.

   И вот про костыли тоже бы хотелось рассказать подробнее, но мы скажем только про один с фигурной головкой. Один из специалистов по этому вопросу пояснил, что это «фирменный» костыль дореволюционного периода, который выпускали на фирме «Коппель» и посоветовал нам заглянуть в интернет на сайт по этой тематике.

   Найденный инструмент, а так же скобы различного размера и методики изготовления, все это может характеризовать разные возрастные характеристики. Скобы даже в сечении различные, кованные плоские четырехугольные, есть квадратные, а есть видимо более современные круглые, изготовленные из прутка.

   Наверно нужно упомянуть и о топорах, гаках и баграх, которые широко применялись при лесозаготовительных работах. Ну и конечно о подковах, их здесь большое количество и некоторые подковы вызывают удивление, они очень большого размера. С полотно штыковой лопаты.

   Как говорили старожилы, на лесозаготовках работали лошади тяжеловозы, в некоторых населенных пунктах их называли еще битюгами. Есть мнение что это были трофейные кони, но в устной информации старшего поколения были рассказы о подобных лошадях, работавших в селе Грязновском.

   Из всего ассортимента названных металлических находок напрашивается предположение, что на этом участке работала узкоколейная железная дорога. Был скорее всего склад леса и погрузочный участок. Рассматривая рельсы различного года выпуска, можно сделать заключение, что узкоколейные железнодорожные пути строили из тех рельс, которые были сняты по разным причинам с горных работ в карьере.

   Например, рассматривая остатки некоторых рельс, можно увидеть большой «накат» на головке рельса, что говорит о многолетней эксплуатации с большими весовыми нагрузками. И здесь нельзя не сказать о горной вагонетке большого размера, скорее всего двух кубовой (две кубические сажени).

   Найдена она была в прошлом году и от нее сохранись только фотография. И тут нужно уточнить, что найдена она была в другом месте, но тоже в лесном массиве. Здесь можно сказать, что и в подобном транспортом сосуде можно возить лес или дрова, а если предположить, что она использовалась на горных работах в лесном массиве, — тут сразу возникает большой перечень вопросов, который мы пока оставим в стороне.

   На сегодняшний день эти находки, относящиеся к железнодорожным путям узкой колеи, мы классифицировали для себя как локальный участок в середине леса.

Направление или выход, куда могла вести узкоколейка, пока не определены. Хотя теоретически конечный пункт мы знаем, это мог быть лесопункт на территории 101 квартала. Туда сходились все дороги, как довоенного периода, так и первых десятилетий послевоенного периода.

   На сегодняшний день есть предположение или рабочая версия, что поверх узкоколейки со временем положили лежневку. Потому что на протяжении одного участка где найдены узкоколейные пути, они совпадают с лежневкой, которая нанесена на планы 60-х годов. Здесь же на местности, в большом количестве имеются останки деревянной дороги, которые сохранились в очень хорошем состоянии. На некоторых участках прямо посредине останков лежневки растут березы толщиной примерно около 40 сантиметров.

   На этом тема лесных узкоколеек не заканчивается, потому что нами обнаружен другой участок узкоколейки, в районе небольшой речки Круглыш, приток Рефта и самое интересное, что там колея так же как будто 780 мм. А по мнению некоторых специалистов, на территории нашей страны узкоколеек с такой шириной колеи почти не встречается.

   Нас в этом вопросе интересует совсем другое. Не может быть, что бы два (мы пока знаем только два) локальных участка узкоколеек, с одинаковой шириной колеи не имели соединения. Тут же нужно сказать, что информацию об этих участках лесных узкоколеек, не упомянул ни один старожил. Нет информации по этому вопросу и у работников лесного хозяйства. Нет ее и в архивных документах или, возможно, они нам в руки еще не попали.

   Но хоть с какой стороны смотреть на эту тему, а слова нашего председателя Ю.М.Сухарева, «…мы сделали открытие!…» полностью соответствуют формулировке данного вопроса.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти линейно независимые строки матрицы
  • Как составить изложение от третьего лица
  • Как найти синтаксическую ошибку в формуле гугл
  • Как найти наибольший палиндром
  • Найти как цветет банан

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии