Как найти уровень грамотности населения

Грамотное и неграмотное население мира. Население от 15 лет и старше.

На интерактивной диаграмме ниже показан глобальный уровень грамотности среди взрослых за период 1800-2014 годов. Это мощный график: он говорит нам о том, что за последние два столетия доля неграмотных взрослых снизилась с 88% до менее чем 15%.

Этот глобальный взгляд на образование приводит к естественному вопросу: что на самом деле означает быть «грамотным» в этом статистическом смысле?

Это не простой вопрос. Уровень грамотности является лишь косвенным показателем того, что нас действительно волнует, а именно навыков грамотности. Это различие имеет значение, потому что навыки грамотности сложны и охватывают целый ряд оттенков владения языком, в то время как уровень грамотности предполагает резкое бинарное различие между теми, кто является и не является «грамотным».

Каково определение грамотности, которое лежит в основе оценок, приведенных в таблице ниже? И как эти оценки соотносятся с другими показателями успеваемости и грамотности?

Методологии, используемые для измерения грамотности, 2010 год

На рисунке показано, как показатели грамотности регистрировались странами на протяжении определенного периода времени. Методики включают в себя заявления отдельных лиц или других членов домохозяйства, тесты на грамотность и косвенные оценки (например, предполагая грамотность от уровня образования).

В этом посте мы ответим на эти вопросы. Мы начнем с обзора последних оценок, опубликованных ЮНЕСКО, а затем перейдем к обсуждению долгосрочных оценок, основанных на исторических данных.

Давайте начнем с недавних оценок уровня грамотности. В частности, оценки уровня грамотности, составленные ЮНЕСКО из различных источников.

В приведенной ниже таблице мы приводим разбивку этих оценок, показывая основные методологии, которые страны используют для измерения грамотности, и то, как они менялись с течением времени. (Для изучения изменений во времени используйте ползунок под картой.)

Разбивка охватывает четыре категории: самопроверенная грамотность, заявленная непосредственно отдельными лицами, самопроверенная грамотность, заявленная главой домохозяйства, проверенная грамотность по результатам экзаменов на знание языка и косвенная оценка или экстраполяция.

В большинстве случаев категории, охватывающие «самоотчеты» (зеленый и оранжевый), соответствуют оценкам грамотности, которые основываются на ответах на простой вопрос «Да/нет», спрашивающий людей, умеют ли они читать и писать.

Инструменты данных, используемые для оценки грамотности, 2011 год

Эта цифра иллюстрирует тип источников, используемых странами для оценки уровня грамотности. Эти три категории включают в себя переписи (например, национальные переписи населения), обследования (например, демографические и медико-санитарные обследования) и косвенные выводы (например, экстраполяция данных об уровне образования).

Категория «косвенная оценка» (черный цвет) соответствует главным образом оценкам, основанным на косвенных данных об уровне образования, обычно основанных на самой высокой степени завершенности образования.

В этой таблице вы найдете подробную информацию о всех определениях грамотности и источниках, по странам, а также о том, как мы классифицировали их для целей этой диаграммы.

Эта диаграмма говорит нам, что:

    Существуют значительные Межстрановые различия, причем последние оценки охватывают все четыре метода измерения.
    Существуют различия между странами во времени (например, Мексика переключается между самоотчетами и экстраполяцией).
    Растет число стран, которые основывают свои оценки на самоотчетах и тестировании.

Уровень грамотности ЮНЕСКО против уровня грамотности PIAAC, 2012

Вертикальная ось измеряет уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше, согласно определению ЮНЕСКО «люди, которые могут с пониманием читать и писать короткие, простые высказывания о своей повседневной жизни». Горизонталь ось показывает средние баллы в тестах PIAAC и STEP, которые измеряют навыки чтения по непрерывной шкале
(словарный запас, понимание предложений и беглость прохождения).

Другой способ проанализировать те же данные-классифицировать оценки грамотности в соответствии с типом измерительного прибора, используемого для сбора соответствующих данных. Какие страны используют инструменты выборки домашних хозяйств, такие как проводимые ЮНИСЕФ кластерные обследования по многим показателям? Какие страны используют данные переписи? И какие страны не собирают данные о грамотности напрямую, а полагаются на другие источники?

На следующей диаграмме мы рассмотрим это, разделив оценки на три категории: выборка, включая данные тестов на грамотность и обследований домашних хозяйств; данные переписи; и другие инструменты (например, административные данные о зачислении в школу).

Здесь мы видим, что большинство стран используют инструменты выборки (обозначенные на карте как «обследования»), хотя в прошлом данные переписи были более распространены. Обследования грамотности потенциально могут быть более точными-при правильной выборке-поскольку они позволяют проводить более конкретные и подробные измерения, чем короткие и общие вопросы в рамках переписей населения. Ниже мы обсудим это подробнее.

Грамотность по годам обучения (США, 1947)

Процент грамотного населения в разбивке по годам обучения, закончившегося в Соединенных Штатах, 1947 год. Оценки соответствуют люди в возрасте от 14 лет и старше.

Качество данных: проблемы и ограничения

Как упоминалось выше, последние данные о грамотности часто основываются на одном вопросе, включенном в национальные переписи населения или обследования домашних хозяйств, которые представляются респондентам старше определенного возраста, когда навыки грамотности сообщаются самостоятельно. Вопрос часто формулируется так: «умеете ли вы читать и писать?». Эти самоотчеты навыков грамотности имеют ряд ограничений:

    Простые вопросы типа » умеешь ли ты читать и писать?»считайте грамотность навыком, которым вы либо обладаете, либо не обладаете, когда на самом деле грамотность-это многомерный навык, существующий в континууме.

    Самоотчеты субъективны, поскольку вопрос зависит от того, что каждый человек понимает под “чтением” и “письмом”. Форма слова может быть достаточно знакомой для респондента, чтобы вспомнить его звучание или значение, фактически не «читая» его. Точно так же, когда вы пишете свое имя, чтобы передать письменную способность, это может быть достигнуто путем «рисования» знакомой формы, а не написания в попытке создать письменный текст со смыслом.

Уровень грамотности и средней продолжительности обучения, 1870 по 2010

Вертикальная ось измеряет уровень грамотности населения в возрасте 15 лет и старше, объединяя данные из ряда источников (дополнительные сведения см. На вкладке Источники). Горизонтальная ось измеряет среднее количество лет общего школьного образования по всем
уровень образования населения в возрасте 15-64 лет.

    Во многих случаях обследования требуют, чтобы только один человек сообщал о грамотности от имени всего домохозяйства. Эта косвенная отчетность потенциально создает дополнительный шум, в частности, когда речь заходит об оценке грамотности среди женщин и детей, поскольку эти группы реже рассматриваются в обследованиях как «главы домашних хозяйств».

Аналогичным образом, вывод о грамотности на основе данных об уровне образования также проблематичен, поскольку школьное образование не везде обеспечивает грамотность одинаковым образом: квалификационные тесты показывают, что во многих странах с низким уровнем дохода значительная доля учащихся вторых классов начальной школы не может прочитать ни одного слова из короткого текста; и для очень немногих людей в этих странах посещение школы в течение четырех или пяти лет гарантирует базовую грамотность.

Уровень грамотности, тест на одно предложение против официальной оценки, 2015

Тест на одно предложение соответствует данным опросов DHS. В частности, процент респондентов опроса, в возрасте 15 лет и старше, которые могут прочитать всю или часть предложения, показанного им. Официальная оценка соответствует уровень грамотности ЮНЕСКО. В большинстве стран это соответствует проценту людей в возрасте 15 лет и старше, которые говорят: они могут читать и писать с пониманием короткое простое заявление о своей повседневной жизни.

Даже на концептуальном уровне отсутствует консенсус – национальные определения грамотности, основанные на уровне образования, существенно различаются в зависимости от страны. Например, в Греции люди считаются грамотными, если они закончили шесть лет начального образования; в то время как в Парагвае вы квалифицируетесь как грамотные, если вы закончили два года начальной школы.

Новые перспективы благодаря стандартизированным тестам на грамотность

С учетом ограниченности самоотчетов или косвенных оценок уровня грамотности предпринимаются усилия как на национальном, так и на международном уровнях по проведению стандартизированных тестов грамотности для систематической оценки уровня грамотности.

В частности, для решения проблем, связанных с получением сопоставимых данных о грамотности, были разработаны крупные Межстрановые оценочные обследования. Двумя важными примерами являются программа международной оценки компетентности взрослых (PIAAC), которая представляет собой тест, используемый для измерения грамотности в основном в богатых странах; и программа оценки и мониторинга грамотности (LAMP), которая представляет собой оценку домашних хозяйств, направленную на измерение навыков грамотности в развивающихся странах, оставаясь при этом сопоставимой по странам, языкам и сценариям.

Испытания ламп были проведены лишь недавно в четырех странах: Иордании, Монголии, Палестине и Парагвае. Тесты PIAAC, с другой стороны, были проведены примерно в 30 странах, и результаты показаны на диаграмме ниже.

У нас есть только эти тесты для нескольких стран, но мы все еще можем видеть, что есть общая положительная корреляция. Кроме того, мы видим, что существуют значительные различия в оценках даже для стран с одинаковыми и почти идеальными показателями грамотности (например, Япония против Италии). Это подтверждает тот факт, что тесты PIAAC охватывают родственную, но более широкую концепцию грамотности.

Данные переписи

Определение ЮНЕСКО «люди, которые могут с пониманием читать и писать краткое, простое заявление о своей повседневной жизни», начало регистрироваться в данных переписи с конца 19-го века и далее. Таким образом, несмотря на различия в типах вопросов и используемых инструментах переписи, эти исторические данные переписи остаются лучшим источником данных о грамотности за период до 1990 года.

Самая длинная серия попыток реконструировать оценки грамотности на основе исторических данных переписи приводится в докладе ОЭСР “How Was Life? Глобальное благополучие с 1820 года», опубликованная в 2014 году. Это источник, используемый в первой диаграмме в этом блоге за период с 1800 по 1990.

Насколько точны эти оценки ЮНЕСКО?

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что узкая концепция грамотности, измеряемая в данных ранних переписей, дает несовершенный, но информативный отчет о навыках грамотности. Приведенная ниже диаграмма является хорошим примером: как мы видим, уже в 1947 году оценки переписи населения США сильно коррелируют с уровнем образования, как и следовало ожидать.

Важно отметить, что соотношение между уровнем образования и грамотностью также сохраняется в разных странах и во времени. Следующая диаграмма показывает это путем построения графиков изменения показателей грамотности и средних лет обучения. Каждая страна на этой диаграмме представлена линией, где начальная и конечная точки соответствуют первому и последнему имеющемуся наблюдению этих двух переменных за период 1970-2010 годов. (Как мы упоминали выше,до 1990 года почти все наблюдения соответствовали данным переписи.)

Как мы видим, уровень грамотности, как правило, намного выше в странах, где люди, как правило, имеют больше лет образования; и поскольку средние годы образования растут в стране, уровень грамотности также растет.

Страны с высоким уровнем грамотности также, как правило, имеют более высокие результаты в основных тестах грамотности, включенных в обследования DHS (это тест, который требует, чтобы респонденты опроса читали показанное им предложение). Как мы видим на приведенной ниже диаграмме, очевидно, что существует шум, но эти две переменные тесно связаны.

Другие исторические источники

Когда данные переписи отсутствуют, общепринятым методом оценки грамотности является подсчет доли людей, которые могли бы подписать официальные документы (например, судебные документы, свидетельства о браке и т.д.).5 Как объясняет исследователь Иеремия Дитмар, этот подход дает только нижнюю границу оценок, потому что число людей, которые могли читать, было выше, чем число людей, которые могли писать.

Действительно, были предложены другие методы, чтобы опираться на исторические оценки людей, которые могли читать. Например, исследователи Eltjo Buringh и Jan Luiten van Zanden выводят уровень грамотности из оценки потребления книг на душу населения. 6 Как показывают Buringh и Van Zanden, их оценки, основанные на потреблении книг, различны, но все же довольно близки к альтернативным оценкам, основанным на подписанных документах.

Заключение

Грамотность является ключевым навыком и ключевым показателем образования населения. Однако измерить грамотность сложно, поскольку грамотность-это сложный многомерный навык.

На протяжении десятилетий большинство стран измеряли уровень грамотности с помощью ответов «Да» / “нет «на один-единственный вопрос в рамках обследования или переписи, например:» умеете ли вы читать и писать?».

Эти оценки дают базовое представление о навыках грамотности. Они говорят нам что-то значимое о широких изменениях в образовании в долгосрочной перспективе, так как изменения в течение десятилетий намного больше, чем лежащие в основе погрешности в любой момент времени. Однако их по-прежнему недостаточно для полной характеристики навыков грамотности и понимания предстоящих задач.

По мере того как население становится более образованным, нам нужны более точные инструменты для измерения способностей – спрашивать людей, умеют ли они читать и писать, недостаточно, чтобы осмысленно обнаружить различия в том, как люди применяют навыки для работы и жизни.

В последние годы как на национальном, так и на международном уровнях предпринимаются усилия по разработке стандартизированных, специально разработанных инструментов обследования, позволяющих более точно измерять уровень грамотности с помощью тестов. Некоторые страны уже применяют эти тесты, но нам придется подождать несколько лет, прежде чем эти новые инструменты станут нормой для измерения и отчетности о показателях Грамотности на международном уровне.

ИСТОЧНИК

This article does not cite any sources. Please help improve this article by adding citations to reliable sources. Unsourced material may be challenged and removed.
Find sources: «Adult Literacy Index» – news · newspapers · books · scholar · JSTOR
(May 2022) (Learn how and when to remove this template message)

The Adult Literacy Index (ALI) is a statistical measure used to determine how many adults can read and write in a certain area or nation. Adult literacy is one of the factors in measuring the Human Development Index (HDI) of each nation, along with life expectancy, education, and standard of living.

The equation for calculating the Adult Literacy Index is

  • {displaystyle {frac {ALR}{100}}}

ALR = Adult Literacy Rate (ages 15 and older)

See also[edit]

  • Human Development Index
  • List of countries by literacy rate
  • Literacy

External links[edit]

  • Adult literacy rates of Great Britain
Stub icon

This article relating to education is a stub. You can help Wikipedia by expanding it.

  • v
  • t
  • e
Stub icon

This standards- or measurement-related article is a stub. You can help Wikipedia by expanding it.

  • v
  • t
  • e

В 2020 году по заказу Банка России Институт фонда «Общественное мнение» (ФОМ) провел третий этап замера уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. Методика исследований была разработана в 2017 году, тогда же проводился первый этап замеров. Второй этап прошел в 2018 году.

Уровень финансовой грамотности населения

В ходе исследования определялся уровень финансовых знаний, финансовое поведение, а также финансовые установки россиян.

Значение итогового российского индекса финансовой грамотности

Российский индекс финансовой грамотности (РИФГ) рассчитан как среднее между значением показателя Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (основанного на методике 2015 года) и показателя российской специфики. Показатель ОЭСР рассчитывается как простая сумма значений по трем компонентам (и это значение используется для сравнения с другими странами) и затем нормируется, чтобы учесть его в расчете российского индекса. Показатель российской специфики рассчитывается как сумма взвешенных компонентов и также нормируется на 100. Итоговый Российский индекс финансовой грамотности находится в диапазоне от 0 до 100 баллов. Индекс включает в себя три субиндекса — финансовых знаний, финансового поведения и финансовых установок, — рассчитанных по тем же принципам, что и итоговый индекс.

Измерения проводились как среди взрослого населения, так и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет, общее число респондентов составило более 4 тыс. человек из 307 городов и сел практически всех субъектов РФ.

Значения субиндексов

Финансовые знания

Финансовое поведение

Финансовые установки

За три этапа измерений исследователи выявили три статистически значимых изменения:

  • выросла доля граждан, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке;
  • увеличилась доля граждан, имеющих запас средств на черный день, то есть финансовую подушку безопасности;
  • снизилась доля граждан, знающих о государственной системе страхования вкладов в банках.

Поведение становится более рациональным, а выбор — более осознанным

Общий показатель финансовой грамотности, рассчитанный по международной методике ОЭСР, вырос незначительно (с 11,8 балла в 2017 году до 12,4 балла в 2020 году, или около 5%), поскольку международная методика учитывает компоненты финансовой грамотности, которые меняются очень медленно: навыки финансовой арифметики, понимание базовых экономических показателей, базовые установки в отношении денег и их ценности, элементы финансового поведения, касающиеся принципов выбора финансовых компаний. Наибольшие изменения связаны с показателями, измеряющими российскую специфику. Здесь отмечен рост, прежде всего за счет изменения финансового поведения населения.

Так, доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего выросла с 34 до 39% (изменение около 15%). Прежде всего за счет сокращения доли тех, у кого грамотность низкая или средняя. То есть общий уровень грамотности повышается.

Группы по уровню финансовой грамотности

Cреди взрослого населения и молодежи несколько повысились показатели финансовых знаний — понимание ссудного процента, основ безопасности финансового поведения. Но самые заметные изменения произошли в финансовом поведении — обе возрастные группы стали более активно пользоваться финансовыми услугами. Среди взрослого населения выросли доли респондентов, использующих для платежей мобильные приложения, а также банковские карты, в первую очередь дебетовые и социальные. Распространенность страховых продуктов, наоборот, снизилась, как и доли пользователей касс и платежных терминалов. Особенно заметен рост активности пользования банковскими картами и электронными средствами платежа среди молодежи.

Значение итогового российского индекса финансовой грамотности молодежи

Финансовые знания

Финансовое поведение

Финансовые установки

Кроме того, и молодежь, и взрослые россияне стали более активно и сознательно искать информацию в надежных источниках.

Довольно заметно у старшего поколения и молодежи изменилось поведение в отношении сбережений.  Причиной этого в числе прочих факторов стали особые условия 2020 года, которые заставили людей задуматься о необходимости накоплений, в частности, в условиях вызванного пандемией многомесячного спада в экономике и неопределенного будущего. Одновременно в обеих возрастных категориях усилилась и установка на сбережение.

Финансовая грамотность в системе образования

Важную роль в росте финансовых знаний среди молодежи сыграло активное внедрение финансовой грамотности в образовательные программы на всех уровнях. Так, согласно исследованию Российского технологического университета — МИРЭА, степень внедрения финансовой грамотности в школьные программы составляет 85,7%, в программы профессиональных образовательных организаций — 85,5%.

Состав реализуемых в дошкольных учреждениях образовательных программ, включающих основы финансовой грамотности

Распределение численности дошкольников, обучающихся основам финансовой грамотности, по группам, %

В программах детских садов финансовая грамотность — в формате сказок и различных игр — внедрена почти на 60%, а в вузах охват программ, которые предполагают формирование финансовой культуры и компетенции в области экономической культуры, составляет 58,1%.

Элементы, включенные в общие компетенции в области финансовой грамотности в высших учебных заведениях

Распределение контингента обучающихся по программам специального профессионального образования, осваивающих общую компетенцию в области финансовой грамотности
(по количеству академических часов)

За два последних года число образовательных организаций, где в программы включена финансовая грамотность, выросло на 8,6% — с 29 561 до 32 110. Количество школ, где финансовая грамотность преподается как отдельный предмет, увеличилось почти вдвое — с 4 472 до 7 946 школ.

Каждая пятая школа проводит обучение в рамках обязательного урока. Только за 2019/2020 учебный год обучение финансовой грамотности по школьной программе прошли более 5,7 млн учащихся

Среди основных методов обучения финансовой грамотности в школах — онлайн-уроки, практические занятия, деловые игры, проектная работа.  В олимпиадах по финансовой грамотности принимают участие 15 484 школы: за последние два года их число увеличилось более чем на треть (в 2017 году — 10 127).

Повышение квалификации педагогов

За три последних года специальную подготовку прошли более 74 тыс. преподавателей школ, 32 620 педагогических работников дошкольного образования. В системе общего образования — 74 116 человек (по сравнению с 2018 годом рост на 214 %), в системе среднего профессионального образования — 8 907 человек (рост на 118 %) и в системе высшего образования — 8 063 педагога.

Педагогические работники, прошедшие в течение последних трех лет программу повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области финансовой грамотности

Реализация Стратегии по финансовой грамотности на региональном уровне

Результаты исследований (а также уровня финансовой грамотности населения и внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс) — это индикаторы эффективности Стратегии по финансовой грамотности, которую совместно реализуют Банк России и Министерство финансов РФ.  

Сегодня для достижения национальных целей развития в реализации Стратегии задействованы ключевые министерства, ведомства, участники финансового рынка и эксперты на всех уровнях. В настоящее время в 65 российских регионах внедрены региональные программы повышения финансовой грамотности, при этом почти половина из них разработана в соответствии с методическими рекомендациями (МР) Банка России. В первом полугодии 2021 года планируется утвердить еще два десятка таких программ. В 46 субъектах РФ действуют региональные центры повышения финансовой грамотности.

Региональные программы (РП), количество субъектов

Координационные органы управления (КО), количествово субъектов

Последнее обновление страницы: 26.03.2021

Содержание:

Введение

Уровень образования населения является одним из показателей уровня жизни населения. Уровень образования одновременно выступает и как социальный и как экономический показатель, характеризующий уровень развития общества и общественных отношений.

В качестве экономического показателя уровень образования населения является базой для развития науки и высокотехнологичных отраслей экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активное населения как фактора производства.

Выступая в качестве социального показателя, уровень образования способствует повышению культурного уровня населения, развитию таких направлений как кинематография, литература, музыка, изобразительной искусство.

Цель данной работы заключается в статистическом исследовании уровня образования населения. В рамках поставленных задач в работе должны быть выполнены виды работ:

  • изучить основные термины и определения
  • собрать и изучить материалы о методах статистического изучения показателей уровня образования;
  • изучить систему образования и образовательный потенциал России;

Объектом изучения в данной курсовой работе является уровень жизни населения.

Предмет изучения – уровень образования населения РФ.

В работе применяются различные аналитические методы статистического изучения базы данных.

1.1 Источники информации

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических средних специальных и высших учебных заведений.

С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. («школьных переписей»).

1.2 Понятие и система показателей статистики уровня образования

В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание. Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.

Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.

В современных условиях стали актуальными проблемы:

  • доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
  • выявления приоритетов в развитии системы обучения;
  • выработки понятия и методики измерения качества образования.

Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие «границы неграмотности». Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать — те, кто мог подписываться. «Неграмотный» — так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.

Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни.

Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.

В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.

В программе, предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 — 4 класса школы); основное общее (5 — 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет — наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.

При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.

Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.

На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей.

К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения.

Наиболее распространенными показателями здесь являются:

  • процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];
  • уровень грамотности среди взрослых;
  • число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
  • число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше;
  • средний уровень образования в годах обучения. При этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.

Обобщающие показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:

  • высшее образование в нашей стране может быть получено, как правило, в возрасте 22 — 25 лет. поэтому численность лиц с высшим образованием более корректно соотносить с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.
  • брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения — долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
  • охват (общий и частные, валовой и чистый) — отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)];
  • долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках.

Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.

Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25 — 45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15 — 20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения.

2. Характеристика российской системы образования

Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, но и содействует развитию предпринимательской деятельности.

Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования. Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования. В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.

Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики рис. 1.1 (приложение А), разработанную Центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и РАН.

В ней по данным российского статистического ежегодника за 2009 год на конец 2008 г. обучались 13436 тыс. чел. в общеобразовательных школах, 2244 тыс. руб. в образовательных учреждениях среднего профессионального образования и 7513 тыс. чел в высших учебных заведениях.

На конец 2008 года в нашей стране действовали 53,6 тыс. школ, 2784 средне специальных профессиональных образовательных учреждения и 1134 вуза.

Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход — отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений). Второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.

Внедрение компьютерных технологий расширяет возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления:

  • создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;
  • создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.

3. Статистический анализ показателей уровня образования населения РФ

3.1 Анализ динамики и структуры уровня образования населения

Данные об уровне образования населения по возрастным группам представлены в Российском статистическом ежегоднике за 2015 в таблице 7.3 [8. c. 219]. Проведём перегруппировку этих данных и представим их в таблицах т3.1 и 3.2.

Таблица 3.1 – Уровень образования населения, имеющего профессиональное образование по возрастным группам

Возрастные группы

Всего

чел. данного возраста

в том числе имеют профессиональное образование

послевузовское

высшее

Неполное высшее

среднее

начальное

Всё население в возрасте 15 лет и более, в том числе:

121300235

369134

19009265

3739718

32929158

15366897

15-19

12800628

2141

404850

794318

632600

20-24

11466404

19608

1327446

1472913

3109155

1567011

25-29

10612976

45802

2221992

44941

3342775

1580505

30-34

9836374

37489

2050492

311211

3647247

1513283

35-39

10216384

35401

2199037

240744

3820769

1606410

40-44

12546470

42435

2577184

226278

4546464

2073219

45-49

11605892

40569

2310789

171760

4025255

1969185

50-54

10071198

38132

1991497

141801

3355117

1539752

55-59

5347399

26163

1162310

81831

1569274

712127

60-64

7983062

31607

1274898

81688

1864539

866289

65-69

6344576

22658

852236

52102

1253374

567122

70 и более

12468872

29270

1039243

104999

1600871

739394

Возраст не указан

119895

182

4021

1256

7067

3042

3.2 Анализ грамотности населения

По данным таблицы 7.4 Российского статистического ежегодника за 2009 составим таблицу 3.3.[8, c.219] В этой таблице проведём анализ динамики и структуры грамотности населения в возрасте 9-49 лет. Показатели в таблице даны по данным переписи населения 2002 года.

Таблица 3.2 – Грамотность населения в возрасте 9-49 лет

Годы

Всё население

Городское население

Сельское население

всего

муж-чины

женщи-ны

всего

муж-чины

женщи-ны

всего

муж-чины

женщи-ны

1897

29,6

44,4

15,4

61,1

71,0

48,5

24,6

39,5

11,0

1926

60,9

77,1

46,4

85,0

91,9

78,4

55,0

73,3

38,8

1936

89,7

96,0

83,9

94,9

98,1

91,8

86,7

94,8

79,3

1959

98,5

99,3

97,7

98,8

99,6

98,2

98,0

99,1

97,1

1970

99,7

99,7

99,6

99,8

99,9

99,8

99,4

99,5

99,3

1979

99,8

99,8

99,8

99,9

99,9

99,9

99,6

99,6

99,6

1989

99,8

99,7

99,8

99,8

99,8

99,9

99,5

99,5

99,5

2016

99,8

99,7

99,8

99,9

99,8

99,9

99,5

99,5

99,6

Показатели уровня образования населения тесно связаны с показателями грамотности. Начиная с 1959 год, уровень грамотности в России повысился и приблизился к 100 % (таблица 3.3). По данным переписи населения 2016 года 99,8 % лиц считаются грамотными. И только 0,2 % лиц по разным причинам не научились читать и писать. Это очень высокий показатель.

Однако уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения. По данным переписи 2002 года 99,9 % населения городов были грамотными, тогда как на селе этот показатель составил 99,5 % (рисунок 3.5). Это является результатом низкой социальной обеспеченности сельских жителей в России.

Рассмотрим динамику показателей грамотности населения на рисунке 3.3.

https://works.doklad.ru/images/-Fp7z83dEec/m4b416d8f.gif

Рисунок 3.4 – Динамика общего уровня грамотности населения России

Диаграмма динамики общего уровня грамотности населения России (рисунок 3.4) показала, что в России сумели преодолеть низкую грамотность населения и добиться практически 100 – процентной грамотности.

https://works.doklad.ru/images/-Fp7z83dEec/67867ee7.gif

Рисунок 3.5 — Динамика уровня грамотности по полу

В России законодательно закреплено равенство полов, и показатели грамотности свидетельствуют о преодолении половой дискриминации на практике. Если в 1897 и 1926 годах наблюдалось существенное различие в уровне грамотности населения России, то 1959 году это неравенство практически выровнялось. В настоящее время уровень грамотности населения разных полов практически не различается. Тем не менее, по данным переписи 2002 года уровень грамотности женщин превысил этот показатель у мужчин на 0,1 %.

Заключение

Уровень образования является одним из важнейших показателей уровня жизни населения и развития экономики. Уровень образования характеризует потенциал экономически активное населения как фактора производства. Образовательный потенциал общества — накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.

Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием.

Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.

Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений.

В современных условиях стали актуальными проблемы: доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности; выявления приоритетов в развитии системы обучения; выработки понятия и методики измерения качества образования.

При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. Наиболее распространенными показателями являются процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше и число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше (или на 1000 занятого населения).

С возрастом уровень образования растёт. Однако рост в основном происходит в возрасте до 30 лет. Увеличение доли людей с высшим и послевузовским образованием объясняется большей долей лиц данного возраста в общей численности населения станы. Наибольшая доля лиц с высшим образованием у более молодого поколения.

Доля лиц с начальным профессиональным образованием в России невысокая, что позволяет говорить о высоком показателе среднего уровня образования.

Доля лиц со средним специальным профессиональным образованием значительно превышает долю лиц с высшим образованием. В России довольно заметна доля людей, не имеющих специального и даже начального образования. Это говорит о том, что в России имеются значительные резервы повышения уровня образования населения.

Показатели уровня образования населения тесно связаны с показателями грамотности. Начиная с 1959 год, уровень грамотности в России повысился и приблизился к 100%. Уровень грамотности сельского населения несколько ниже грамотности городского населения.

Наибольшее количество студентов в России получает высшее образование. Высокий охват молодёжи высшим населением приведёт к росту уровня образования населения России в будущем периоде. Доля учащихся, получающих начальное профессиональное образование была и остаётся очень низкой. Снижается и доля студентов учреждений среднего уровня профессионального образования. Процент студентов российских вузов в общем количестве студентов в образовании в 2008 г. составил 76,4 %. Это вполне соответствует современному уровню ведущих стран мира.

Список использованной литературы

  1. Громыко Г.Л. Теория статистики. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 413 с.
  2. Едронова В.Н., Едронова М.В. Общая теория статистики. – М.: Юристъ, 2008. – 511 с.
  3. Елисеева И.И. Социальная статистика //Под ред. чл.- кор. РАН И. И. Елисеевой . М.: Финансы и статистика, 2009. — 480 с.
  4. Иващенко Г.А., Кильдишев Г.С., Шмойлова Р.А. Статистическое изучение основной тенденции и взаимосвязи в рядах динамики. – Томск: Издательство Томского ун-та, 2009. – 168 с.
  5. Карпенко О.М., Бершадская М.Д., Вознесенская Ю.А. Показатели уровня образования населения в странах мира: анализ данных международной статистики // Социология образования, 2008, №6, с. 4-20
  6. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 323 с.
  7. Рабинович П.М. Некоторые вопросы статистического исследования структуры социально-экономических исследований//Вестник статистики, — 2009. № 10. – С. 18-24.
  8. Российский статистический ежегодник. 2009. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России. 2010. – 617 с.
  9. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 342 с.
  10. Статистика: Учебное пособие/Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др. Под ред. канд. экон.наук В.Г. Ионина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
  11. Толстик Н.В., Матегорина Н.М. Статистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 479 с.

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Аттестация работников образования. Квалификационные категории
  • Развитие молодежного спорта в РФ
  • Проблемы обучения иностранному языку на начальном этапе: учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей учащихся
  • Технологии Больших данных (BigData)
  • Основные макроэкономические проблемы и их особенности в российской экономике (макроэкономика)
  • Основные школы и направления современной макроэкономической теории (Макроэкономика)
  • Удобочитаемость и способы ее обеспечения
  • Andy Warhol
  • THE WEATHER IN ENGLAND (ЛИНГВИСТИКА)
  • THE WEATHER IN ENGLAND
  • Use of social media in modern art
  • Outstanding people. Mikhail Lomonosov

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 р. п. Хор

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Русский язык

Исследовательская работа

Грамотность населения

Автор работы:

Чикунова Полина Антоновна, 8б класс

Руководитель:

Воловик Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 р.п. Хор

п. Хор 2023г.t1684022836aa.gift1684022836ab.gif

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4

I. Основная часть………………………………………………………………3-9

1.Краткая история развития языка…………………………………………..5-6

2. Что такое грамотность………………………………………………………7-8

3.Причины снижения грамотности…………………………………………..9

II. Практическая работа………………………………………………………10-19

1.Реклама и объявления как средство снижения грамотности населения..10-11

2. Влияние интернет – общения на грамотность населения………………12-13

3. Влияние СМИ на грамотность……………………………………………14-15

4.Книга как источник грамотности населения……………………………..16

5.Почему надо быть грамотным…………………………………………….17-19

III. Заключение………………………………………………………………..20

IV. Список литературы………………………………………………………21

Приложения……………………………………………………………………

Нравственность человека видна

в его отношении к слову.

Л. Н. Толстой 

Введение

Грамотность… Что значит она для нас? Почему общая грамотность населения резко падает в современном мире. Казалось бы, вопрос этот риторический. Но снова и снова, читая газеты, слушая радио, общаясь с людьми, мы с горечью замечаем: язык оскудевает, он семимильными шагами идет к своему вырождению. И мало кто борется за чистоту языка.

Уже и в печатных изданиях допускаются глупые орфографические и пунктуационные ошибки. Объявления и рекламные плакаты пестрят грамматическими ошибками.

К сожалению, уже не редкость, когда дикторы центральных каналов телевидения делают ошибки в словах, а страницы газет, в том числе, и центральных, пестрят грамматическими ошибками. Настало время техники. Отныне она решает за нас практически все. Интернет погряз в  орфографических ошибках, люди перестали его использовать в учебных целях. В интернете никто не задумывается над правильностью написанного им. Скорость написания зачастую отражается на качестве. Нелепые, а подчас и намеренные ошибки – все это атрибуты нашей виртуальной жизни. Но, начав писать так нестарательно и быстро, мы и в реальность переносим эту манеру.

Почему общая грамотность людей резко падает в современном мире?

Каковы причины безграмотности населения? Попробуем в этом разобраться.

Цель: Выявление причин СНИЖЕНИЯ грамотности населения и способы их преодоления.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящее время остро встаёт проблема грамотности. Задача каждого, кто считает себя носителем языка, осваивать его самостоятельно и пользоваться богатством языка в полной мере.

Задачи:

1.Изучить научно-методическую психолого-методическую литературу по данной проблеме.

2.Рассмотреть краткую историю развития языка.

3.Определить понятие грамотности.

4.Раскрыть причины снижения уровня грамотности населения.

5.Провести практическую работу, обобщить полученные результаты, сделать выводы.

6. Представить результаты исследования

Объект исследования: явление безграмотности

Предмет исследования: изучение грамотности населения

Гипотеза: Я предполагаю, что зная причины снижения уровня грамотности и культуры речи населения, можно найти пути их преодоления.

Проблема: В современном мире общая грамотность населения снижается.

Практическая значимость работы. В данной исследовательской работе мы попытались показать причины снижения грамотности населения, привлечь внимание детей и взрослых к поставленной проблеме. Методы исследования:

Поиск информации по теме, теоретический анализ литературы и материалов сети Internet;составление анкеты для социологического опроса, анализ, сравнение, обобщение, формулировка выводов, проектирование.

Источники информации: учебная и социальная литература по теме исследования, информация интернет-сайтов, статьи в периодической печати, данные социологического опроса.

1.КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

В IX веке восточнославянские племена для общения между собой применяли древнерусский язык. С тех пор он претерпел немало изменений, и дошел до нас в том состоянии каким мы видим его сейчас. Многие известные люди внесли свою лепту в развитие русского языка, благодаря чему он стал всеобще известным, и применяем даже за пределами России. На сегодняшний день он находится на пятом месте по количеству говорящих на нем людей в мире.

Наиболее значимый период становления пришелся в XVII – XVIII века. Именно в этот период правил Петр I, который внес немалый вклад в развитие русского языка. Переломный момент пришелся на конец XVII века, когда под его влиянием происходили реформы во всех отраслях государства. Затронуло это также и русский язык и культуру. Благодаря Петру I был введен гражданский шрифт, который заменил кирилловский полуустав.

Он стал активно внедрять новую терминологию, многие слова при этом были заимствованы из зарубежных стран, по большей части европейских. Также при Петре I стали возводиться типографии, где печатались художественная и политическая литература. Эти издания впоследствии пополнили библиотеки. Таким образом, Петр I способствовал сохранению русских традиций и ценностей, запечатлев их в письменном виде.

Также немалый вклад в развитие русского языка в XVIII веке внес Михаил Васильевич Ломоносов. При написании своих творений он придерживался определенных правил грамматики, которые впоследствии были призваны официально, и многими из них мы пользуемся и поныне. Именно благодаря трудам М.В. Ломоносова был создан новый раздел науки под названием грамматика. Это повлекло за собой написание и опубликование первого академического словаря.

Кроме того, он издал книгу «Российская грамматика», которая стала великим достоянием для всего народа. Именно после этого события русский язык получил призвание во всем мире. Впоследствии на основании этой книги был создан учебник, по которому изучали правописание в школах. Ломоносов был первым кто внедрил стили написания текстов, которые он подразделил на деловой, художественный и научный. В почти неизмененном виде они дошли и до наших дней. Также внес большую лепту и в появлении новой терминологии, пополнив запас русского языка.

Таким образом, этот процесс не останавливается и по сей день. Слова все также приходят к нам из-за рубежа, в связи с чем и происходят изменения в лексике. Это влечет за собой постоянное преобразование русского языка, и каким он будет в будущем предсказать сложно.

2. Что такое грамотность.

Гра́мотность  происходит от латинского слова  grammatica — «учение о словесности»,  и греческого  γραμματική — «словесность, грамматика» — это степень владения человеком навыками  письма и чтения на  родном языке.

С давних времен под грамотностью принято было считать степень образованности человека и уровень его культуры. Качества весьма важные для отдельного человека и для общества в целом. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Грамотное письмо – признак образованности человека, его культуры. Нужно писать без ошибок, чтобы тебя считали образованным, культурным человеком.   Правила орфографии придумали за много лет до нас, значит, это необходимо, значит, многие убедились на практике, что без них нельзя, как без законов в государстве.

Грамота необходима везде и всюду, тот человек, который умеет правильно писать, сможет выразить свою мысль всегда.   

Грамотность письменной речи является своеобразной визитной карточкой человека. На Руси грамотность начала зарождаться с возникновением первых церквей. Тогда стали нужны люди, способные читать, чтобы проводить богослужения.

Затем долгое время грамотностью обладали лишь дворяне и сановники. После революции 1917-го года стране потребовались грамотные, имеющие образование люди для работы на фабриках и заводах. Была введена программа повышения всеобщей грамотности, то есть всех советских людей учили читать и писать.

Тем не менее, грамотность по-прежнему является частью культуры. На заложенном в глубоком детстве фундаменте грамотности закладывается гармоничная, образованная, развивающаяся личность.

В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться, дружить и работать, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей. Но, если раньше, несколько столетий назад, общение высших слоев населения происходило на французском языке, что определяло четкую грань между интеллигенцией и малограмотными людьми, то сегодня все перемешалось.

Многие языковеды отмечают, что культура речи скудеет, искажается, теряется и не только на уровне бытового общения, но даже в литературе, официальных публичных выступлениях, театре, кино, на радио, не говоря уже о средствах массовой информации.

3. Причины снижения грамотности

Наиболее известными по проблеме безграмотности считаются труды Л.В. Щербы – выдающегося русского лингвиста, специалиста по общей лингвистике, русскому, славянским и французскому языкам. Он издал статью «Безграмотность и ее причины», которая позже вошла в сборник его избранных работ по русскому языку.

В ней он размышляет о последствиях реформы орфографии, призывает вернуть правописанию его престиж и, что важно, выделяет основные причины распространения безграмотности:

«недооценка значения орфографии»;

«методы обучения орфографии»;

«распущенность», отсутствие внутренней дисциплины;

«новые методы»;

«малая начитанность»

Гораздо позже, в 2007 году, исследованием неграмотности занималась свободный журналист Э. Сергачева.

Тремя главными причинами современной безграмотности она называет:

«влияние родителей»;

«нежелание самих детей учиться»

Компьютеризацию городского населения и развитие сети Интернет она выделяет как основные причины распространения неграмотности.

Доктор филологических наук, Е.Ю. Мягкова в статье, опубликованной в 2016 году, выделяет следующие факторы, влияющие на развитие безграмотности:

«снижение интереса к чтению»;

«снижение общего уровня грамотности».

II.Практическая работа

1.Реклама и объявления как средство снижения грамотности населения.

Изучив теоретический материал, я начала своё с  изучения ошибок, которые допускаются при написании объявлений, рекламных плакатов. Ведь яркие полотна, развешанные на улицах, притягивают внимание, бросаются в глаза и невольно закрепляют увиденное в сознании человека.

На рекламном рынке представлены тысячи как отечественных компаний, так и зарубежных, выполняющих заказы рекламодателей, используя все доступные средства рекламирования. Прочные позиции на рекламном рынке занимают телевидение, радио, пресса, но семимильными шагами развивается интернет-реклама. Ни одна фирма не осуществляет свою деятельность, обходясь без услуг рекламирования. Реклама стала неотъемлемой частью жизни всего российского общества, а процесс перехода к информационному обществу делает рекламу не только «двигателем торговли», но и культуры. Но языковая культура, проявляющаяся в рекламе, выражает и уровень языковой культуры населения. Что же мы видим?

Как мы понимаем, рекламой «движут» люди… И вот все, что не получили работники рекламных агентств в учебных заведениях, мы невольно наблюдаем «В» и «НА» рекламной продукции.

Чаще других встречаются орфографические ошибки. Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма. Орфография — раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Примером таких ошибок может стать рекламная вывеска«Пятачёк»(р.п.Хор), магазин «Дешовый» (р.п. Хор), «Шыны без предоплаты дешевле !», печенье « Писочное» п.(Переяславка), объявления «Выплаты в течении 10 минут…», «Пенсия будет выдоваться…» и т.д.

Подобные примеры рекламной безграмотности свидетельствуют о низкой культуре создателей данных текстов, незнании орфографических правил, отсутствии практических навыков 

Проанализировав собранный материал по заданной проблеме, мы выяснили, что ошибки в наружной рекламе, связанные с нарушением орфографических, пунктуационных, грамматических и стилистических норм — результат безграмотности «авторов». Больше всего среди них оказалось орфографических ошибок, что говорит нам о том, что создатели таких рекламных объявлений плохо знают элементарные правила русского языка, имеют небольшой уровень начитанности и в большинстве случаях создания рекламы с ошибками, скорее всего они просто невнимательны. Создатели рекламы часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания, т.е. не расставляют их в сложных предложениях, при однородных членах, в предложениях с обособленными членами предложения, с обращениями, что, скорее всего, является следствием незнания пунктуационных норм или нежелания «утяжелять» текст. Грамматические связаны с малым уровнем начитанности авторов реклам.

Для того чтобы в дальнейшем таких реклам стало меньше или не было нужно чаще следить за рекламой, находить ошибки (если они есть) и сообщать о них создателям.

2 .Влияние интернет — общения на грамотность населения.

Сегодня как никогда остро стоит проблема чистоты русского языка и общего уровня грамотности населения. С приходом Интернета, которым пользуется большой процент населения России, многие стали забывать, как правильно писать на своем родном языке. «Автоматическая проверка орфографии и пунктуации в Word делает людей ленивее.
Все чаще слова заменяют «лайки» и другие отметки в социальных сетях. Общение в социальных сетях не требует вдумчивого написания, появляется слишком много сокращений и сленга, за которыми порой становится не виден русский язык.

Обсуждение влияния Интернета на русский язык происходит уже не один год. Сегодня многие лингвисты, учёные, политики, общественные деятели всерьёз обеспокоены данной проблемой. Существуют две точки зрения по поводу проникновения интернет-сленга в литературный язык. Большая группа исследователей сходится во мнении, что данное явления приведет к «умиранию» русского языка, и призывают решительно бороться с ним. Не секрет, что современные подростки много времени проводят в социальных сетях, общаясь между собой. Я специально обратила внимание: за 10 минут в одной из групп ВК я заметила 20 ошибок!

Ошибки с мягким знаком: «чё делаеш?», «ты не чего не видеш» и т.д.

Ошибки в словах: «падари падарок», «ок, понел», «это типо шутка», «щас….» и т.д.

40% – неправильное составление предложений (юноши и девушки просто не могли ясно и грамотно выразить свои мысли). Про запятые лучше промолчать. В Интернете их вообще никто не ставит.

Отсутствие прописной буквы в начале предложения и при написании имен собственных. Употребление прописных и строчных букв не по правилам, меняются функции прописных. Прописными выделяется наиболее значимая информация, наиболее важное слово: «С ПРАЗДНИКОМ 8 МАРТА щастя здоровья ЛЮБВИ найти своего принца». 2.Орфографические – 20 %

Слитное, полуслитное, раздельное и дефисное написание: «Засвободу!», «Потомушо…», «Ктонить бу?» Незнание основных орфограмм.

Сокращения слов. Точка при сокращении часто опускается: «Еду во вт». Как видно из проведенных исследований очень популярным ( 100% ) в интерактивном общении является использование смайликов (от анг smile — улыбка).

На уровне лексики часто употребляется просторечная, нередко грубо-просторечная лексика, жаргонизмы, распространенные в среде пользователей Интернет: забанить, хакнуть, отмодерасить, макаронизмы: «Хай, пипл, как дела?», «Как твоя джоб — движется?»

Запятые могут отсутствовать при обращении, между частями сложного предложения, однородными членами предложения. Зачастую отсутствуют знаки завершения. Кроме ошибок, как нарочитых, так и допущенных по неграмотности, Интернет изобилует опечатками: полько (только), учудщает (ухудшает), доспуп (доступ). Это происходит потому, что большинство людей не проверяют правильность набранного текста.

Таким образом, мы можем говорить о влиянии Интернета на все разделы русского языка: графику,орфографию, лексику, синтаксис, пунктуацию.. Их причины — недостаточное знание правил русского языка и дань модному сленгу Интернета.

3. Влияние СМИ на грамотность

Следующим этапом своей практической работы я решила провести исследование, проанализировать ошибки, которые допускаются в СМИ.

Особое беспокойство вызывает факт негативного влияния современных средств массовой информации на молодое поколение. Ведь именно молодежь, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывают в себя всё, что её окружает. СМИ влияет не только на грамотность населения, но и на поведение людей. Насилие, агрессия, разрушения, отсутствие духовных лидеров, нецензурные выражения — во всем этом СМИ играет не последнюю роль.

Именно в средствах информации происходят изменения языковой нормы русского языка. С одной стороны, массовые коммуникации обогащают язык, держат нас в курсе событий. С другой же стороны, мы отступаем от норм речи, используем жаргонизмы («кайф», «тусовка», «крыша поехала» и др.), варваризмы (например, «блёф вместо блеф» и т.д.) и иноязычные слова («эксклюзивный», «харизма», «прайс-лист», «тинейджер», «секьюрити» и многие другие). Наш язык в устах молодых людей становится некорректным и безграмотным.

Если раньше СМИ служили примером уровня речевой культуры, способствовали его повышению, то в настоящее время СМИ в большой степени способствуют его деградации: речь многих дикторов развлекательных, а иногда и аналитических программ неправильно построена, загрязнена словами-паразитами, это говорит об ухудшении речи дикторов. А так как телевидение, радио и пресса – уже неотъемлемые спутники большинства людей, то и речь последних тоже стала ухудшаться.
В настоящее время речь населения России стала серьезно отклоняться от рамок классического русского языка. Как, по мнению учеников, СМИ влияет на речь человека:

-40 % опрошенных учеников уверены в негативном влиянии средств массовой информации на нашу речь, так как в современном мире нет жёсткого контроля над этой сферой, поэтому в речи людей в СМИ прослеживаются речевые ошибки, слова паразиты и т.д.

— 26 % опрошенных считают, что СМИ положительно влияют на речь человека, обогащают нашу речь новыми словами;

— 18 % не могут дать однозначный ответ, считая, что разные СМИ оказывают разное влияние на человека;

— 16 % считают, что СМИ не оказывают никакого влияния на речь человека.

Русский язык в СМИ – один из важнейших показателей речи на телевидении, радио и т.д. Порой в эфире случаются такие ситуации, как забывчивость слов или употребление жаргонизмов, что означает низкое владение русской речью. А люди ориентируются на то, что говорят в эфире, считая, что та речь правильная.

4. Книга как источник грамотности населения

Следующим этапом практической части исследования стало посещение библиотеки в р.п. Хор.

Цель: Снизился ли процент количества читателей в библиотеках.

Пообщавшись с работниками библиотеки, я выяснила, что количество жителей России, посещающих библиотеки, резко сократилось в 2020 году. Может это связано с тем, что появились электронные книги, нет необходимости посещать библиотеку?

Чтобы ответить на данный вопрос я провела анкетирование среди учащихся нашей школы.

Любите ли вы читать?

Любят читать.

Младшие школьники 39%

старшие 17%.

Не любят читать: младшие 27%,

Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.

Читают только развлекательную литературу 4% учащихся.

Читают для самообразования 3% школьников [1].

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными.

5.Почему надо быть грамотным человеком?

Изучив причины снижения безграмотности населения, я решила провести социологический опрос «Вконтакте VK».

Я создала пост « Зачем нужно быть грамотным?».

Проанализировав комментарии, я сделала вывод, что несмотря на влияние СМИ, интернет, рекламу и т.д. современная молодёжь стремится быть грамотными людьми.

«Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной речи, не умеет правильно оформлять какую-либо ценную бумагу или документ.»

«Такие люди не могут быть полезны обществу: невозможно развивать современную культуру и искусство, чётко отстаивать свои интересы на различных дипломатических переговорах, международных конференциях».

«Наличие знаний в какой-либо области, она способствует развитию науки и техники.»

«Грамотный человек – это хороший специалист, мастер своего дела, а такие работники нужны на любом предприятии. Благодаря им развивается экономика страны, улучшается социальная жизнь людей»

«Грамотность говорит о состоянии интеллекта»

Грамотность, грамотный человек. Эти понятия давно у всех на слуху. И, казалось бы, зачем уделять особое внимание тому, что само собой должно быть

Раньше грамотным называли человека, который хорошо владеет родным языком, то есть может взять в руки книгу и увлечься ею. Или обратиться к справочнику и почерпнуть для себя что-нибудь полезное. Ведь грамотность — это ещё и знания, причем в совершенно разных областях. Грамотный психолог, грамотный врач — это, скорее, те люди, которые очень хорошо разбираются в своей области знаний.

В обычной жизни грамотность начинается со школьной скамьи с уроков русского языка. Общаться с грамотным человеком всегда приятно. Правильная речь ласкает слух и вызывает чувство расположения к грамотному человеку. Поэтому выбор, с кем общаться и дружить, мы делаем, обращая большое внимание на уровень грамотности окружающих нас людей.

Безграмотность наступает. Может, это и звучит вызывающе и пафосно, но это правда. С каждым днём мы делаем всё больше ошибок. Мои одноклассники в соцсетях пишут ещё безграмотней, чем в школе. Интересная фраза, согласитесь. Но почему же так происходит? Как бы там ни было, к сожалению, приходится констатировать тот факт, что грамотность неизбежно вымирает. Современное поколение школьников, да и не только они, мало читает и много общается в сети, где не нужно быть грамотным, нужно уметь быстро печатать ответ на пост оппонента. Ну и что, что с ошибками и описками? – так даже интереснее и удобнее. Многие слова, употребляемые в сети для удобства, становятся нормой. Не трудно предположить, что вскоре будет сложно найти «своих» — грамотных людей, для того чтобы насладиться общением с ними. «Грамоте учиться — всегда пригодится», — говаривали в старину. А уж предки наши знали, что говорили. Безграмотность как глухота. Только к слову.

Русский язык – это мой родной язык, на котором я говорю с детства. И меня всегда восхищали и восхищают люди, грамотно владеющие своей речью. Общаясь с людьми, мы вступаем с ними в диалог. И если вы свободно владеете языком, грамотно строите предложения, это позволяет вам выразить любую мысль, что, в свою очередь, создает о вас хорошее впечатление.

        Владея культурой языка, вы легко сможете убедить собеседника в своей правоте. Конечно, вы можете возразить, что в наш век информационных технологий можно общаться и невербально. Но так уж устроен человек, что ему хочется быть услышанным и понятым своими современниками. И в этом нам без грамотной речи не обойтись!

А слово, бывает, и лечит, и греет… Но возможно, не всё так плохо? И грамотность, как модный тренд, однажды займёт своё законное место! Придём ли мы к этому?  Хочется надеяться, что – да. И это дело чести нашего поколения, поколения современных подростков.

Заключение

Существуют много причин снижения грамотности населения. Конечно, ошибки в объявлении, рекламе, сети интернет, СМИ отрицательно влияют на культурный уровень человека. Зная их, человек обязательно найдёт пути преодоления данной проблемы.

Если вы хотите быть грамотным и культурным человеком, то умение грамотно писать и говорить для вас обязательно. Если учить правила, и читать различную литературу, энциклопедии, справочники, словари, то можно стать не просто образованным, но и культурным человеком.

Хочется верить, что на этом мои исследования в данном вопросе не закончатся.  Буду и в дальнейшем обращать внимание на грамотность в речи моих друзей и сверстников и по возможности прививать им интерес к русскому языку, его многообразию и красоте.

А для себя индивидуальный маршрут грамотного человека я определила так:

систематическая и ежедневная качественная подготовка к учебным занятиям, выполнение учебных проектов (в том числе, на занятиях по внеурочной деятельности);

чтение книг и различной литературы, в том числе и познавательной;

продолжать принимать участие в предметных олимпиадах;

продолжать принимать участие в творческих конкурсах, дистанционных олимпиадах, викторинах, фестивалях.

соблюдение норм устной и письменной речи при общении с друзьями

IV. Список литературы

1. Беднарская, Л. Д. Грамотный человек:  – М.: Флинта, 2009. – 168с.

2. Вербицкая, Л.А. Давайте говорить правильно : пособие по русскому языку/– М.: Высшая школа, 2003. – 239 с.

3. Иванова, М.В. Историческая грамматика русского языка —М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 128 с.

4. Розенталь, Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 256 с.

5. Трофимович, Т. Историческая грамматика русского языка. – М.: ТетраСистемс, 2011. — 208 с.

6. Щерба, Л.В. Безграмотность и ее причины. // Избранные работы по русскому языку. ‒ М.: Учпедгиз, 1957. ‒ С.57-62.

Приложения

t1684022836ai.jpgt1684022836aj.jpg

t1684022836ak.jpgt1684022836al.gift1684022836am.gift1684022836an.jpgt1684022836ao.gif

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти свой gps на компьютере
  • Как найти ip адрес по mac адресу
  • Как найти хэш сертификата
  • Половинка моя как найти мне слова
  • Как найти сокровище в бордерлендс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии