Аналитическая геометрия — задача на расчет пирамиды (тетраэдра)
Краткая теория
Вузовская аналитическая геометрия отличается от курса школьной геометрии. Главное отличие состоит в том, что она основным своим инструментом имеет набор алгебраических формул и методов вычислений. В основе аналитической геометрии лежит метод координат.
Аналитическая геометрия имеет набор формул, готовых уравнений и алгоритмов действия. Для успешного и правильного решения главное — разобраться и уделить задаче достаточно времени.
Данная задача является типовой в курсе аналитической геометрии и требует использования различных методов и знаний, таких как декартовые прямоугольные координаты и вектора в пространстве.
Пример решения задачи
Задача
Даны координаты
вершин пирамиды
. Найти:
Сделать чертеж.
На сайте можно заказать решение контрольной или самостоятельной работы, домашнего задания, отдельных задач. Для этого вам нужно только связаться со мной:
ВКонтакте
WhatsApp
Telegram
Мгновенная связь в любое время и на любом этапе заказа. Общение без посредников. Удобная и быстрая оплата переводом на карту СберБанка. Опыт работы более 25 лет.
Подробное решение в электронном виде (docx, pdf) получите точно в срок или раньше.
Решение
Длина ребра
Длину ребра
найдем по
формуле расстояния между 2-мя точками:
Угол между ребрами
Угол между ребрами
и
найдем как угол
между направляющими векторами
и
:
Косинус угла между
векторами:
Угол между ребром и гранью. Векторное произведение
Вычислим угол между
ребром
и гранью
.
Для этого вычислим
координаты нормального вектора плоскости
–им будет
векторное произведение векторов
и
.
Найдем векторное произведение. Для этого
вычислим определитель:
Нормальный вектор
плоскости:
Синус угла:
Площадь грани
Вычислим площадь
грани
. Она будет численно равна половине модуля векторного
произведения векторов
и
:
Искомая площадь:
Объем пирамиды. Смешанное произведение векторов
Вычислим объем
пирамиды. Он будет равен шестой части модуля смешанного произведения векторов
и
:
Для того чтобы вычислить смешанное произведение, необходимо
найти определитель квадратной матрицы, составленной из координат векторов:
Искомый объем
пирамиды:
Уравнение прямой в пространстве
Вычислим уравнение
прямой
. Направляющим
вектором искомой прямой является вектор
. Кроме того, прямая проходит через точку
Уравнение искомой
прямой:
Уравнение плоскости
Вычислим уравнение
плоскости
. Нормальный вектор плоскости
. кроме того, плоскость проходит через точку
-уравнение
грани
Уравнение высоты, опущенной на грань
Составим уравнение
высоты, опущенной на грань
из вершины
:
Нормальный вектор
является
направляющим вектором высоты, кроме того, высота проходит через точку
Искомое уравнение
высоты:
Сделаем схематический чертеж:
5.7. Задача с треугольной пирамидой
Концептуально эта задача напоминает задачу с треугольником на плоскости. Только вот треугольников у нас теперь
четыре, и образуют они треугольную пирамиду или тетраэдр:
У треугольной пирамиды есть:
– четыре вершины;
– шесть рёбер (сторон);
– четыре грани.
Чем богаты, тем и рады.
Не буду перечислять геометрические свойства данной фигуры, известные из школьной программы, поскольку аналитическую геометрию интересует совсем
другое, а именно: уравнения рёбер, плоскостей, всевозможные длины, углы и некоторые другие вещи, которые вы увидите прямо сейчас. Типовая задача
формулируется так:
Задача 166
Треугольная пирамида задана координатами своих вершин, пусть это будут вершины . Требуется: … если повезёт, то только 3-4 пункта из перечисленных:
1) найти длину ребра ;
2) составить уравнения стороны ;
3) найти угол между рёбрами ;
4) найти площадь грани ;
5) найти угол между ребром и плоскостью
;
6) составить уравнение грани ;
7) составить уравнения высоты , опущенной из вершины
на грань
;
вычислить длину высоты
;
9) найти основание высоты ;
10) вычислить объем пирамиды;
11) составить уравнения медианы грани
;
12) составить уравнение плоскости, проходящей через прямую и вершину
;
13) найти угол между плоскостями и
14) выполнить чертёж пирамиды в прямоугольной системе координат.
15) перекреститься левой пяткой.
Во-первых, разберёмся с обозначениями вершин. Самый распространённый вариант, когда они обозначены буквами :
Если бегло просмотреть пункты условия, то легко заметить, что
там часто встречается грань . Чаще всего требуется составить уравнение этой
«особенной» грани, а также найти её площадь. В качестве «особенной» вершины выступает точка , обычно из неё строится перпендикуляр к плоскости
.
А всё это я сказал к тому, что в вашей задаче могут быть совершенно другие обозначения вершин. Например, . Здесь «особой» гранью, скорее всего, будет
, а «особенной» точкой – вершина
.
В этой связи очень важно выполнить схематический рисунок пирамиды, чтобы не запутаться в дальнейшем алгоритме решение. Да, более подготовленные
читатели могут представлять тетраэдр мысленно, но для «чайников» чертёж просто обязателен.
Итак, на предварительном этапе разбираемся с обозначениями вершин, анализируем условие, находим «особенную» плоскость и точку и
выполняем бесхитростный набросок на черновике.
С чего начать решение? Начать лучше всего с того, что загнать координаты вершин в Геометрический
калькулятор (см. приложения), который автоматически рассчитает наиболее популярные пункты. Ибо приятно заранее знать
правильные ответы
Но расписать-то всё нужно подробно. И поэтому оформление решения удобно начать с нахождения векторов. Почти всегда векторы
откладываются от первой вершины, в данном случае – от точки :
Решим эту элементарную задачу:
Чтобы комфортнее воспринимать информацию, координаты четырёх точек и трёх полученных вектора рекомендую переписать на отдельный листочек.
Это же сделайте, когда будете решать свою задачу – чтобы каждый раз не выискивать нужный вектор, нужную точку. Их удобно держать перед
глазами.
Понеслось:
1) Найдём длину ребра . Длина данного ребра равна длине вектора
:
Я обычно округляю результаты до двух знаков после запятой, но в условии задачи может быть дополнительное указание проводить округления,
например, до 1 или 3 десятичных знаков.
Полагаю, в случае надобности никого не затруднит аналогичным образом найти длину ребра или
. Как вариант, можно использовать
формулу расстояния между двумя точками: . Но зачем? У нас уже найдены
векторы.
2) Найдём уравнения ребра . Строго говоря, здесь следует
сказать «уравнения прямой, которая содержит ребро», но этим почти всегда пренебрегают. «По умолчанию» обычно подразумевается, что студент запишет канонические уравнения прямой.
Уравнения ребра составим по точке
(можно взять
) и направляющему
вектору :
Для проверки подставляем координаты точек в полученное уравнение. Обе
должны «подойти».
3) Найдём угол между сторонами :
Перед вами обычный угол пространственного треугольника,
который рассчитывается как угол между векторами: . И снова при делах
задро тривиальная формула:
– заметьте, что в ходе вычислений можно (и нужно) использовать ранее полученные результаты, в данном случае нам
уже известно, что (см. пункт 1).
С помощью обратной функции находим сам угол:
4) Найдём площадь грани :
Площадь треугольника вычислим с помощью векторного произведения векторов, используя формулу:
Найдём векторное произведение:
и вычислим его длину:
…и вынести из-под корня ничего нельзя, поэтому он войдёт в ответ в
неизменном виде.
Таким образом, площадь грани :
Если получаются страшноватые числа, не обращайте внимания, обычная картина. Главное, не допустить ошибку в вычислениях.
5) Найдём угол между ребром
и плоскостью
, прошу прощения за неточность
последующих чертежей, я рисую от руки:
Это стандартная задача, рассмотренная в Задаче 162 (пункт
«д»). Используем формулу:
и с помощью арксинуса рассчитываем сам угол:
6) Составим уравнение грани . А точнее, «уравнение плоскости,
которая содержит грань». Первая мысль – использовать точки , но есть более выгодное решение. У нас уже найден
вектор нормали плоскости
. Поэтому уравнение грани
составим по точке
(можно взять
либо
) и вектору нормали
:
Таким образом:
Для проверки можно подставить координаты точек в полученное уравнение, все три точки
должны «подойти».
7) Как составить уравнения высоты пирамиды? Звучит грозно, решается просто.
Уравнения высоты , опущенной из вершины
на грань
, составим по точке
и направляющему
вектору :
– по умолчанию записываем канонические уравнения.
Вектор нормали в рассматриваемой задаче работает «на всю катушку», и как только вам предложили найти площадь грани, составить уравнение грани или
уравнения высоты – сразу «пробивайте» векторное произведение.
Длину высоты
найдём как расстояние от точки
до плоскости
:
Результат громоздкий, поэтому позволим себе вольность не избавляться от иррациональности в знаменателе.
Теперь пунктик потруднее:
9) Найдём основание высоты – точку . Тема пересечения
прямой и плоскости подробно муссировалась в той же в Задаче 162 (пункт «б»). Повторим.
Перепишем уравнения высоты в параметрической форме:
Неизвестным координатам точки соответствует вполне конкретное значение
параметра :
, или:
.
Основание высоты, понятно, лежит в плоскости. Подставим параметрические координаты точки в уравнение
:
Кому-то покажется жестью, но на самом деле шифер Который шуршит.
Полученное значение параметра подставим в координаты нашей точки:
Сурово, но идеально точно. Я проверил.
10) Объём треугольной пирамиды в ангеме традиционно рассчитывается с помощью
смешанного произведения векторов:
Таким образом,
И тут уместно выполнить проверку, вычислив объем тетраэдра по школьной формуле , где
– площадь грани,
– длина высоты, опущенной к этой грани. Уместно ПОТОМУ, что мы знаем и площадь грани
, и длину высоты
:
, чему мы очень рады.
11) Составим уравнения медианы грани
. Ничего сложного, обычная медиана обычного пространственного треугольника:
По сравнению с треугольником на
плоскости, добавится лишь дополнительная координата. Нам известны вершины , и по формулам координат середины отрезка находим адрес точки
:
Уравнения медианы можно составить по двум точкам, но сначала (см. по ссылке, почему) лучше найти
направляющий вектор: . В качестве направляющего можно взять любой
коллинеарный вектор, и сейчас подходящий момент избавиться от дробей:
Уравнения медианы составим по точке и направляющему вектору
:
Заметьте, что уравнения с эстетической точки зрения лучше составить по точке , так как координаты точки «эм» – дробные. Проверка обыденна, нужно подставить координаты точек
в полученные уравнения.
12) Составим уравнение плоскости, проходящей через прямую и вершину
:
Увы, мы не знаем «вкусный» вектор нормали, и поэтому уравнение
плоскости придётся добывать по точке и двум
неколлинеарным векторам.
В качестве точки обязательно выбираем «одинокую» точку, которая не принадлежит прямой, в данном случае – это вершина . Один из нужных векторов уже известен:
, но, конечно же, удобнее выбрать друга-мажора
. Ему в пару подходит вектор
, но лучше
.
Ибо координаты этого вектора будут целыми:
Уравнение плоскости составим по точке и двум неколлинеарным векторам
:
Непременно проверяем, что координаты точек удовлетворяют
полученному уравнению.
13) Найдём угол между плоскостями и
.
Это типовая задача.
Обозначим искомый угол через и используем формулу:
, где
– вектор
нормали плоскости . Напоминаю, что вектор
и его длина
уже известны.
Осталось из уравнения снять вектор нормали:
и аккуратно провести вычисления:
Возиться с такими корнями смысла нет, поэтому сразу находим угол:
От тупизны подальше за ответ таки лучше принять смежного соседа:
14) Выполним точный чертёж пирамиды прямоугольной системе координат. Да, конечно, существуют программы и онлайн сервисы для построения чертежей, но не
факт, что они под рукой, и не факт, что такой чертёж будет качественным. Поэтому я расскажу вам о ручном способе построения – в тетради с помощью
карандаша и линейки.
С чего начать?
Во-первых, нужно правильно изобразить декартову систему координат на клетчатой бумаге. Во-вторых, необходимо уметь строить точки в трёхмерном пространстве, о чём мы уже вспомнили, когда разбирали канонические уравнения прямой. И сейчас тема получает продолжение.
Построим точку . Для этого отмеряем 2 единицы в положительном направлении
оси и 3 единицы в отрицательном направлении оси
. В плоскости
прочерчиваем тонкие
пунктирные дорожки, которые параллельны соответствующим координатным осям. Пересечение этих дорожек отмечено ромбиком (слева
внизу):
Теперь, в соответствии с отрицательной «зетовой» координатой, отмеряем 1 единицу вниз и тоже проводим пунктирную дорожку. Здесь и будет находиться
наша точка , она расположена в нижнем полупространстве.
Для точки отмеряем 5 единиц «на себя» и 4 единицы вправо, строим параллельные
осям пунктирные дорожки и находим их точку пересечения. В соответствии с «зетовой» координатой, чертим пунктиром «подставку для точки» – 2 единицы
вверх. Данная точка расположена в верхнем полупространстве.
Аналогично строятся две другие точки. Заметьте, что вершина лежит в самой
плоскости .
Теперь нужно разобраться в удалённости точек, а в этом как раз и помогут пунктирные линии. Немного включаем пространственное воображение и
внимательно смотрим на ось . Очевидно, что самая близкая к нам вершина –
, а самая удалённая –
.
Строим рёбра. Если есть сомнения, то сначала тонко-тонко прочерчиваем все 6 сторон и начинаем разбираться, какие рёбра видимы, а какие нет. Лучше начать от самой близкой точки . Очевидно, что все
три «исходящих» ребра в поле нашего зрения:
Должен предостеречь, что так бывает далеко не всегда, одно ребро, например, может быть от нас скрыто. Не теряйте визуального восприятия
пространства!
Какие ещё стороны в зоне видимости? ВиднЫ рёбра , а вот сторона
спряталась за пирамидой. Обратите внимание, что она лежит в нижнем
полупространстве и проходит под осями :
Готово.
Следует отметить, что чертеж-«конфетка» получается далеко не всегда. Бывает, что фортуна разворачивается задом. Так, грань пирамиды может полностью
или частично закрывать всё остальное (слева).
Но самое скверное, когда перекрываются рёбра (справа). Тут сразу три ребра выстроились на одной прямой (правая верхняя прямая). В
подобной ситуации можно жирно прочертить накладывающиеся стороны разными цветами и ниже чертежа записать дополнительные комментарии о расположении
пирамиды. А можно поступить творчески – поменять оси местами (например, и
).
Существуют и более мелкие неприятности, например, одна из сторон пирамиды может наложить на координатную ось (а то и вовсе расположиться за ней).
Увы, перечисленные случаи – не редкость на практике.
В конце решения следует выполнить Пункт 15, после чего желательно записать ответ, где по пунктам перечислить
полученные результаты.
6.1. Поверхности второго порядка
5.6.7. Добро пожаловать в «реальные боевые условия»!
| Оглавление |
Автор: Aлeксaндр Eмeлин
Пример 1:
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.
Найти:
1) координаты и модули векторов А1 А2и А1 А4;
2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;
3) площадь грани А1 А2 А3;
4) объем пирамиды;
5) уравнение прямой А1 А2;
6) уравнение плоскости А1 А2 А3;
7) уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1 А2 А3.
Сделать чертеж.
А1 (0; 4; -4), А2 (5; 1; -1), А3 (-1; -1; 3), А4 (0; -3; 7).
Решение от преподавателя:
Пример 2:
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.
Найти: 1) длину ребра А1 А2;
2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;
3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;
4) площадь грани А1 А2 А3;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой А1 А2;
7) уравнение плоскости А1 А2 А3;
уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.
1. А1 (7; 7; 3), А2 (6; 5; 8), А3 (3; 5; 8), А4 (8; 4; 1).
Решение от преподавателя:
Пример 3:
Решение от преподавателя:
Уравнение плоскости.
Если точки A1(x1; y1; z1), A2(x2; y2; z2), A3(x3; y3; z3) не лежат на одной прямой, то проходящая через них плоскость представляется уравнением:
|
= 0 |
Уравнение плоскости A1A2A3
(x-3)(1*2-0*3) — (y-2)((-2)*2-3*3) + (z+2)((-2)*0-3*1) = 2x + 13y — 3z-38 = 0
Угол между прямой A1A4 и плоскостью A1A2A3.
Синус угла между прямой с направляющими коэффициентами (l; m; n) и плоскостью с нормальным вектором N(A; B; C) можно найти по формуле:
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0
Уравнение прямой A1A4:
γ = arcsin(0.267) = 15.486o
Уравнение высоты пирамиды через вершину A4(0,2,2)
Прямая, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и перпендикулярная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется симметричными уравнениями:
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0
Уравнение плоскости через вершину A4(0,2,2)
Плоскость, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и параллельная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется уравнением:
A(x-x0) + B(y-y0) + C(z-z0) = 0
Уравнение плоскости A1A2A3: 2x + 13y — 3z-38 = 0
2(x-0)+13(y-2)-3(z-2) = 0
или
2x+13y-3z-20 = 0
Пример 4:
Решение от преподавателя:
Даны координаты пирамиды: A1(0,1,1), A2(3,4,4), A3(-3,9,3), A4(0,5,4)
- Уравнение плоскости.
Если точки A1(x1; y1; z1), A2(x2; y2; z2), A3(x3; y3; z3) не лежат на одной прямой, то проходящая через них плоскость представляется уравнением:
|
= 0 |
Уравнение плоскости A1A2A3
(x-0)(3*2-8*3) — (y-1)(3*2-(-3)*3) + (z-1)(3*8-(-3)*3) = -18x — 15y + 33z-18 = 0
Упростим выражение: -6x — 5y + 11z-6 = 0
2) Угол между прямой A1A4 и плоскостью A1A2A3.
Синус угла между прямой с направляющими коэффициентами (l; m; n) и плоскостью с нормальным вектором N(A; B; C) можно найти по формуле:
Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0
Уравнение прямой A1A4:
γ = arcsin(0.193) = 11.128o
3) Уравнение высоты пирамиды через вершину A4(0,5,4)
Прямая, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и перпендикулярная плоскости Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется симметричными уравнениями:
Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0
4) Уравнение плоскости через вершину A4(0,5,4)
Плоскость, проходящая через точку M0(x0;y0;z0) и параллельная плоскости
Ax + By + Cz + D = 0 имеет направляющий вектор (A;B;C) и, значит, представляется уравнением:
A(x-x0) + B(y-y0) + C(z-z0) = 0
Уравнение плоскости A1A2A3: -6x — 5y + 11z-6 = 0
-6(x-0)-5(y-5)+11(z-4) = 0
или
-6x-5y+11z-19 = 0
5) Координаты вектора A1A4(0;4;3)
Уравнение прямой, проходящей через точку А1(0,1,1) параллельно вектору А1А2(0,4,3) имеет вид:
Пример 5:
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.
Найти: 1) длину ребра А1 А2;
2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;
3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;
4) площадь грани А1 А2 А3;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой А1 А2;
7) уравнение плоскости А1 А2 А3;
уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.
А1 (4; 4; 10), А2 (4; 10; 2), А3 (2; 8; 4), А4 (9; 6; 9).
Решение от преподавателя:
Пример 6:
Решение от преподавателя:
1) Даны координаты вершин пирамиды: A1(0,1,1), A2(3,4,4), A3(-3,9,3), A4(0,5,4)
Координаты векторов.
Координаты векторов: A1A2(3;3;3) A1A4(0;4;3)
Модули векторов (длина ребер пирамиды)
Длина вектора a(X;Y;Z) выражается через его координаты формулой:
Угол между ребрами.
Угол между векторами a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2) можно найти по формуле: , где a1a2 = X1X2 + Y1Y2 + Z1Z2
Найдем угол между ребрами A1A2(3;3;3) и A1A3(0;4;3):
А1 = arccos(0,808)
Найдем площадь грани с учётом геометрического смысла векторного произведения:
S =
Найдем векторное произведение
=i(3*2-8*3) — j(3*2-(-3)*3) + k(3*8-(-3)*3) = -18i — 15j + 33k
3) Объем пирамиды.
Объем пирамиды, построенный на векторах a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2), a3(X3;Y3;Z3) равен:
|
Координатывекторов:A1A2(3;3;3) A1A3(-3;8;2) A1A4(0;4;3) :
|
|
где определитель матрицы равен:
∆ = 3*(8*3-4*2)-(-3)*(3*3-4*3)+0*(3*2-8*3) = 39
Пример 7:
Решение от преподавателя:
- Угол между ребрами.
Угол между векторами a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2) можно найти по формуле:
где a1a2 = X1X2 + Y1Y2 + Z1Z2
Найдем угол между ребрами A1A2(-2;1;3) и A1A3(3;0;2):
γ = arccos(0) = 90.0030 - Площадь грани
Площадь грани можно найти по формуле:
где
Найдем площадь грани A1A2A3
Найдем угол между ребрами A1A2(-2;1;3) и A1A3(3;0;2):
Площадь грани A1A2A3 - Объем пирамиды, построенный на векторах a1(X1;Y1;Z1), a2(X2;Y2;Z2), a3(X3;Y3;Z3) равен:
|
|
|
где определитель матрицы равен:
∆ = (-2)*(0*4-0*2)-3*(1*4-0*3)+(-3)*(1*2-0*3) = -18
Пример 8:
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4 . Найти:
1) длину ребра А1А2;
2) угол между рёбрами А1А2 и А1А4 ;
3) угол между ребром А1А4 и гранью А1А2А3;
4) площадь грани А1А2А3;
5) объём пирамиды;
6) уравнение прямой А1А2;
7) уравнение плоскости А1А2А3;
уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2А3;
Сделать чертёж.
А1(3; 5; 4), А2(8; 7; 4), А3(5; 10; 4), А4(4; 7; 8).
Решение от преподавателя:
1) Длина ребра A1A2;
2) угол между ребрами А1А2 и А1А4;
3) угол между ребрами А1А4 и гранью А1А2А3;
Найдем уравнение стороны А1А4:
Вектор нормали: к плоскости А1А2А3.
4) площадь грани А1А2А3;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой А1А2;
7) уравнение плоскости А1А2А3;
Итак: z=4 – уравнение плоскости А1А2А3.
уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1А2А3.
A4O – высота:
Уравнение A4O:
Т.к. , то
В результате получаем уравнение высоты:
Пример 9:
Даны координаты вершин пирамиды А1А2А3А4.
Найти: 1) длину ребра А1 А2;
2) угол между ребрами А1 А2и А1 А4;
3) угол между ребром А1 А4 и гранью А1 А2 А3;
4) площадь грани А1 А2 А3;
5) объем пирамиды;
6) уравнение прямой А1 А2;
7) уравнение плоскости А1 А2 А3;
уравнение высоты, опущенной из вершины А4 на грань А1 А2 А3. Сделать чертеж.
А1 (4; 4; 10), А2 (4; 10; 2), А3 (2; 8; 4), А4 (9; 6; 9).
Решение от преподавателя:
Онлайн калькулятор. Вычисление угла между векторами
Этот онлайн калькулятор позволит вам очень просто найти угол между двумя векторами (косинус угла между векторами) для плоских и пространственных задач.
Воспользовавшись онлайн калькулятором, вы получите детальное решение вашей задачи, которое позволит понять алгоритм решения задач на вычисление угла между векторами и закрепить пройденный материал.
Калькулятор для вычисления угла между векторами
Инструкция использования калькулятора для вычисления угла между векторами
Ввод даных в калькулятор для вычисления угла между векторами
В онлайн калькулятор можно вводить числа или дроби. Более подробно читайте в правилах ввода чисел.
Дополнительные возможности калькулятора для вычисления угла между векторами
- Между полями для ввода можно перемещаться нажимая клавиши «влево» и «вправо» на клавиатуре.
Теория. Вычисление угла между векторами
Угол между двумя векторами a и b можно найти использовав следующую формулу:
Вводить можно числа или дроби (-2.4, 5/7, . ). Более подробно читайте в правилах ввода чисел.
Любые нецензурные комментарии будут удалены, а их авторы занесены в черный список!
Добро пожаловать на OnlineMSchool.
Меня зовут Довжик Михаил Викторович. Я владелец и автор этого сайта, мною написан весь теоретический материал, а также разработаны онлайн упражнения и калькуляторы, которыми Вы можете воспользоваться для изучения математики.
Скалярное произведение векторов
О чем эта статья:
11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Основные определения
Система координат — способ определить положение и перемещение точки или тела с помощью чисел или других символов.
Координаты — это совокупность чисел, которые определяют положение какого-либо объекта на прямой, плоскости, поверхности или в пространстве. Как найти координаты точки мы рассказали в этой статье.
Скаляр — это величина, которая полностью определяется в любой координатной системе одним числом или функцией.
Вектор — направленный отрезок прямой, для которого указано, какая точка является началом, а какая — концом.
Вектор с началом в точке A и концом в точке B принято обозначать как →AB. Векторы также можно обозначать малыми латинскими буквами со стрелкой или черточкой над ними, вот так: →a.
Скалярное произведение — это операция над двумя векторами, результатом которой является скаляр, то есть число, которое не зависит от выбора системы координат.
Результат операции является число. То есть при умножении вектор на вектор получается число. Если длины векторов |→a|, |→b| — это числа, косинус угла — число, то их произведение |→a|*|→b|*cos∠(→a, →b) тоже будет числом.
Чтобы разобраться в теме этой статьи, нам еще нужно узнать особенности угла между векторами.
Угол между векторами
Угол между векторами ∠(→a, →b) может принимать значения от 0° до 180° градусов включительно. Аналитически это можно записать в виде двойного неравенства: 0°=
2. Если угол между векторами равен 90°, то такие векторы перпендикулярны друг другу.
3. Если векторы направлены в разные стороны, тогда угол между ними 180°.
Также векторы могут образовывать тупой угол. Это выглядит так:
Скалярное произведение векторов
Определение скалярного произведения можно сформулировать двумя способами:
Скалярное произведение двух векторов a и b дает в результате скалярную величину, которая равна сумме попарного произведения координат векторов a и b.
Скалярным произведением двух векторов a и b будет скалярная величина, равная произведению модулей этих векторов, умноженная на косинус угла между ними:
→a * →b = →|a| * →|b| * cosα
Что важно запомнить про геометрическую интерпретацию скалярного произведения:
- Если угол между векторами острый и векторы ненулевые, то скалярное произведение положительно, то есть cosα > 0.
- Если угол между векторами тупой и векторы ненулевые, то скалярное произведение отрицательно, так как cosα
Скалярное произведение в координатах
Вычисление скалярного произведения можно произвести через координаты векторов в заданной плоскости или в пространстве.
Скалярным произведением двух векторов на плоскости или в трехмерном пространстве в прямоугольной системе координат называется сумма произведений соответствующих координат векторов →a и →b.
То есть для векторов →a = (ax, ay), →b = (bx, by) на плоскости в прямоугольной декартовой системе координат формула для вычисления скалярного произведения имеет вид: (→a, →b) = ax*bx + ay*by
А для векторов →a = (ax, ay, az), →b = (bx, by, bz) в трехмерном пространстве скалярное произведение в координатах находится так: (→a, →b) = ax*bx + ay*by + az*bz
Докажем это определение:
Сначала докажем равенства
для векторов →a = (ax, ay), →b = (bx, by) на плоскости, заданных в прямоугольной декартовой системе координат.
Отложим от начала координат (точка О) векторы →OB = →b = (bx, by) и →OA = →a = (ax, ay)
Тогда, →AB = →OB — →OA = →b — →a = (bx — ax, by — ay)
Будем считать точки О, А и В вершинами треугольника ОАВ. По теореме косинусов можно записать:
то последнее равенство можно переписать так:
а по первому определению скалярного произведения имеем
Записывайтесь на наши курсы по математике для учеников с 1 по 11 классы!
Формулы скалярного произведения векторов заданных координатами
Формула скалярного произведения векторов для плоских задач
В плоской задаче скалярное произведение векторов a = и b = можно найти по формуле:
a * b = ax * bx + ay * by
Формула скалярного произведения векторов для пространственных задач
В пространственной задаче скалярное произведение векторов a = и b = можно найти по формуле:
a * b = ax * bx + ay * by + az * bz
Формула скалярного произведения n-мерных векторов
В n-мерном пространстве скалярное произведение векторов a = и b = можно найти по формуле:
a * b = a1 * b1 + a2 * b2 + . + an * bn
Свойства скалярного произведения
Свойства скалярного произведения векторов:
Скалярное произведение вектора самого на себя всегда больше или равно нулю. В результате получается нуль, если вектор равен нулевому вектору.
→0 * →0 = 0
Скалярное произведение вектора самого на себя равно квадрату его модуля:
→a * →a = →∣∣a∣∣2
Операция скалярного произведения коммуникативна, то есть соответствует переместительному закону:
→a * →b = →b * →a
Операция скалярного умножения дистрибутивна, то есть соответствует распределительному закону:
(→a + →b) * →c = →a * →c + →b * →c
Сочетательный закон для скалярного произведения:
(k * →a) * →b = k * (→a * →b)
Если скалярное произведение двух ненулевых векторов равно нулю, то эти векторы ортогональны, то есть перпендикулярны друг другу:
a ≠ 0, b ≠ 0, a * b = 0 a ┴ b
Эти свойства очень легко обосновать, если отталкиваться от определения скалярного произведения в координатной форме и от свойств операций сложения и умножения действительных чисел.
Для примера докажем свойство коммутативности скалярного произведения (→a, →b) = (→b, →a)
По определению (→a, →b) = ax*bx + ay*by и (→b, →a) = bx*ax + by*ay. В силу свойства коммутативности операции умножения действительных чисел, справедливо ax*bx = bx*ax b ay*by = by*ay, тогда ax*bx + ay*by = bx*ax + by*ay.
Следовательно, (→a, →b) = (→b, →a), что и требовалось доказать.
Аналогично доказываются остальные свойства скалярного произведения.
Следует отметить, что свойство дистрибутивности скалярного произведения справедливо для любого числа слагаемых, то есть,
Примеры вычислений скалярного произведения
Пример 1.
Вычислите скалярное произведение двух векторов →a и →b, если их длины равны 3 и 7 единиц соответственно, а угол между ними равен 60 градусам.
У нас есть все данные, чтобы вычислить скалярное произведение по определению:
(→a,→b) = →|a| * →|b| * cos(→a,→b) = 3 * 7 cos60° = 3 * 7 * 1/2 = 21/2 = 10,5.
Ответ: (→a,→b) = 21/2 = 10,5.
Пример 2.
Найти скалярное произведение векторов →a и →b, если →|a| = 2, →|b| = 5, ∠(→a,→b) = π/6.
Используем формулу →a * →b = →|a| * →|b| * cosα.
В данном случае:
→a * →b = →|a| * →|b| * cosα = 2 * 5 * cosπ/6 = 10 * √3/2 = 5√3
Пример 3.
Как найти скалярное произведение векторов →a = 7*→m + 3*→n и →b = 5*→m + 8*→n, если векторы →m и →n перпендикулярны и их длины равны 3 и 2 единицы соответственно.
По свойству дистрибутивности скалярного произведения имеем
Сочетательное свойство позволяет нам вынести коэффициенты за знак скалярного произведения:
В силу свойства коммутативности последнее выражение примет вид
Итак, после применения свойств скалярного произведения имеем
Осталось применить формулу для вычисления скалярного произведения через длины векторов и косинус угла между ними:
Пример 4.
В правильной треугольной призме ABCA1B1C1, все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямыми AB1 и BC1.
Введем систему координат.
Если сделать выносной рисунок основания призмы, получим понятный плоскостной рисунок с помощью которого можно легко найти координаты всех интересующих точек.
Пример 5.
а) Проверить ортогональность векторов: →a(1; 2; -4) и →b(6; -1; 1) .
б) Выяснить, будут ли перпендикулярными отрезки KL и MN, если K(3;5), L(-2;0), M(8;-1), N(1;4).
а) Выясним, будут ли ортогональны пространственные векторы. Вычислим их скалярное произведение: →ab = 1*6 + 2*(-1) + (-4)*1 = 0, следовательно
б) Здесь речь идёт об обычных отрезках плоскости, а задача всё равно решается через векторы. Найдем их: →KL(-2-3; 0-5) = →KL(-5; -5), →MN(1-8; 4-(-1)) = →MN(-7;5)
Вычислим их скалярное произведение: →KL*→MN = -5*(-7) + (-5)*5 = 10 ≠ 0, значит, отрезки KL и MN не перпендикулярны.
Обратите внимание на два существенных момента:
- В данном случае нас не интересует конкретное значение скалярного произведения, важно, что оно не равно нулю.
- В окончательном выводе подразумевается, что если векторы не ортогональны, значит, соответствующие отрезки тоже не будут перпендикулярными. Геометрически это очевидно, поэтому можно сразу записывать вывод об отрезках, что они не перпендикулярны.
Ответ: а) →a перпендикулярно →b, б) отрезки KL, MN не перпендикулярны.
Пример 6.
Даны три вершины треугольника A(-1; 0), B(3; 2), C(5; -4). Найти угол при вершине B — ∠ABC.
По условию чертеж выполнять не требуется, но для удобства можно сделать:
Требуемый угол ∠ABC помечен зеленой дугой. Сразу вспоминаем школьное обозначение угла: ∠ABC — особое внимание на среднюю букву B — это и есть нужная нам вершина угла. Для краткости можно также записать просто ∠B.
Из чертежа видно, что угол ∠ABC треугольника совпадает с углом между векторами →BA и →BC, иными словами: ∠ABC = ∠(→BA; →BC).
Вычислим скалярное произведение:
Вычислим длины векторов:
Найдем косинус угла:
Когда такие примеры не будут вызывать трудностей, можно начать записывать вычисления в одну строчку:
Полученное значение не является окончательным, поэтому нет особого смысла избавляться от иррациональности в знаменателе.
Найдём сам угол:
Если посмотреть на чертеж, то результат действительно похож на правду. Для проверки угол также можно измерить и транспортиром.
Ответ: ∠ABC = arccos(1/5√2) ≈1,43 рад. ≈ 82°
Важно не перепутать, что в задаче спрашивалось про угол треугольника, а не про угол между векторами. Поэтому указываем точный ответ: arccos(1/5√2) и приближенное значение угла: ≈1,43 рад. ≈ 82°, которое легко найти с помощью калькулятора.
А те, кому мало и хочется еще порешать, могут вычислить углы ∠A, ∠C, и убедиться в справедливости канонического равенства ∠A + ∠B + ∠C = 180°.
Нахождение угла между векторами: онлайн калькулятор
Два вектора всегда образуют угол. Чтобы найти угол между двумя векторами на плоскости или в пространстве, нужно использовать формулу для скалярного произведения и знать длины векторов. Сначала вычисляется косинус угла между векторами, затем находится и сам угол.
Чтобы найти угол между векторами онлайн, не нужно самостоятельно производить громоздкие вычисления. Достаточно просто задать два вектора в удобной форме (точки или координаты) и нажать кнопку «рассчитать».
Как найти угол между векторами с помощью онлайн-калькулятора
Для нахождения угла между векторами с помощью нашего онлайн-калькулятора выполните несколько простых действий:
- Укажите размерность векторов. Это может быть плоскость или пространство.
- Определитесь с формой представления векторов. Их можно задать координатами либо точками:
- В соответствующие поля введите значения векторов и нажмите «Рассчитать».
Рассмотрим наглядный пример с произвольными значениями. Пусть у нас есть два вектора на плоскости, заданные координатами:После того, как мы нажмем «Рассчитать», калькулятор выдаст решение с пояснением:
http://skysmart.ru/articles/mathematic/skalyarnoe-proizvedenie-vektorov
http://zaochnik.com/online-calculators/operacii-nad-vektorami/ugol-mezhdu-vektorami/
Любой вектор в декартовой системе координат может быть представлен в виде
Где координаты вектора
Орты координатных осей.
Вектор с началом в точке
и концом в точке
Имеет вид:
,
то есть .
Длина отрезка называется Длиной (модулем) вектора, обозначается
=
и вычисляется по формуле
.
Сумма векторов и
определяется формулой
Произведение вектора На число
определяется формулой
.
Скалярным произведением векторов и
называется число, равное произведению длин этих векторов на косинус угла между ними, т. е.
.
Скалярное произведение векторов и
вычисляется по формуле:
.
Векторным произведением векторов и
называется вектор, обозначаемый
и удовлетворяющий следующим условиям:
1) длина вектора равна площади параллелограмма, построенного на векторах
и
, т. е.
;
2) вектор перпендикулярен векторам
и
;
3) векторы образуют правую тройку, то есть они ориентированы по отношению друг к другу соответственно как орты
.
Модуль векторного произведения векторов и
численно равен площади параллелограмма, построенного на этих векторах:
Векторное произведение векторов и
вычисляется по формуле:
.
Смешанным произведением векторов называется скалярное произведение вектора
на вектор
, то есть
.
Модуль смешанного произведения векторов численно равен объему параллелепипеда, построенного на этих векторах:
Пусть Тогда
.
Уравнение любой плоскости может быть записано в виде:
где
.
Вектор , перпендикулярный плоскости, называется Нормальным Вектором плоскости.
Уравнение плоскости, проходящей через точку и перпендикулярной вектору
, имеет вид
Угол между плоскостями и
определяется следующим образом:
.
Расстояние от точки До плоскости, определяемой уравнением
, находится по формуле
.
Прямая В пространстве может быть задана уравнениями двух плоскостей
,
Пересекающихся по этой прямой, или Каноническими уравнениями прямой
,
Которые определяют прямую, проходящую через точку и параллельную вектору
. Вектор
называется Направляющим вектором прямой.
Уравнения прямой, проходящей через две точки и
, имеют вид:
.
Угол между Двумя прямыми и
определяется следующим образом:
.
Угол между прямой и плоскостью
определяется следующим образом:
.
Если Точка Делит отрезок АВ, где
,
, в Отношении
, то координаты точки М определяются по формулам:
.
Задание 1. Даны координаты вершин пирамиды :
,
. Найти: 1) длину ребра
; 2) угол между ребрами
и
; 3) угол между ребром
и гранью
; 4) площадь грани
; 5) объем пирамиды; 6) уравнения прямой
; 7) уравнение плоскости
;
уравнение высоты, опущенной из вершины
на грань
. Сделать чертеж.
Решение. 1) Для определения длины ребра найдем координаты вектора
:
. Тогда длина ребра
будет равна длине вектора
:
.
2) Найдем угол между ребрами и
. Для этого, как и раньше, найдем координаты вектора
, определяющего ребро
. Получим
и
.
Тогда угол между ребрами и
можно найти из определения скалярного произведения двух векторов:
.
Следовательно, .
3) Чтобы найти угол между ребром и гранью
, определим нормальный вектор
Плоскости
. Из определения векторного произведения двух векторов имеем:
,
Т. е. и
. Тогда
,
.
Так как нормальный вектор перпендикулярен плоскости
, то угол между ребром
и гранью
определяется как
.
4) Площадь грани можем найти по формуле
. Следовательно,
Кв. ед.
5) Объем пирамиды, построенной на векторах, равен 1/6 объема параллелепипеда, построенного на этих же векторах. Для определения объема параллелепипеда воспользуемся свойством смешанного произведения векторов. В результате имеем:
Таким образом,
куб. ед.
6) Составим уравнения прямой . Для этого воспользуемся уравнениями прямой, проходящей через две заданные точки
И
:
.
Получаем:
.
7) Уравнение плоскости можно найти по формуле:
, где
,
. Следовательно, уравнение плоскости
имеет вид:
или после упрощения
.
Чтобы составить уравнение высоты
, опущенной из вершины
на грань
, воспользуемся формулой:
,
Где ,
— направляющий вектор высоты
Пирамиды
. Так как вектор
Перпендикулярен грани
, то в качестве
Можно взять вектор
— нормальный вектор плоскости
.
Следовательно, имеем: или
.
9) Сделаем теперь чертеж:
< Предыдущая | Следующая > |
---|