Как найти трезвучие среди разных аккордов

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть большой или малой, комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

интервальный состав мажорного трезвучияВ основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

мажорное трезвучие от ноты до

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

мажорное трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых клавишах фортепиано, то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

мажорные трезвучия от разных нот

  • От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
  • От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
  • От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
  • От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
  • От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция , её звуки «ре-диез фа-диез».

[свернуть]

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

песня про капитана - фрагмент

Минорное трезвучие

интервальный состав минорного тревзучияВ основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

минорное трезвучие от ноты до

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

малое трезвучие от ноты ре

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

минорные трезвучия от разных нот

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

[свернуть]

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

подмосковные вечера - нотный фрагмент песни

Увеличенное трезвучие

интервальный состав увеличенного трезвучияУвеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

увеличенное трезвучие от ноты до

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

увеличенные трезвучия от разных нот

[свернуть]

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

интервальный состав уменьшенного трезвучияУменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

уменьшенное трезвучие от звука до

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

уменьшенные трезвучия от разных нот

[свернуть]

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

4 вида трезвучий от ноты ре

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые виды аккордов. Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

два обращения трезвучийВсе трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

обращение трезвучия до-ми-соль

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких интервалов они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

обращение мажорного трезвучия от ми

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

интервальные составы мажорных аккордовМажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних знаков альтерации). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

обращение минорного трезвучия от ми

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

интервальные составы минорных аккордовМалый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд  МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

обращение увеличенного трезвучия от звука ми

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

интервальные составы увеличенных аккордовСекстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — уменьшённая кварта (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

обращение уменьшенного трезвучия, построенного от звука ми

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

интервальные составы уменьшенных аккордовУменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки ЗДЕСЬ и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

СЕКСТ-
АККОРДЫ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

Б.53 = б.3 + м.3 Б.6 = м.3 + ч.4 Б.64 = ч.4 + б.3

МИНОРНЫЕ

М.53 = м.3 + б.3 М.6 = б.3 + ч.4 М.64 = ч.4 + м.3

УВЕЛИЧЕННЫЕ

Ув.53 = б.3 + б.3 Ув.6 = б.3 + ум.4 Ув.64 = ум.4 + б.3

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3 Ум.6 = м.3 + ув.4 Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

12 аккордов от звука ре

  • Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
  • Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
  • Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
  • Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.


Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

22

Созвучием называется одновременное сочетание нескольких звуков.

Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трех звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям:

Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы

Это определение верно для подавляющего большинства случаев, однако существуют аккорды, построенные по другим принципам:

Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы

Проводим уроки ОНЛАЙН индивидуально с преподавателем. Заполняете анкету и администратор всё расскажет.

Трезвучие. Важнейшие типы трезвучий

Трезвучием называется аккорд, который состоит из трех звуков, располагающихся по терциям. Важнейшие типы трезвучий:

  1. Большое, или мажорное трезвучие, которое состоит из большой и малой терции:Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы
  2. Малое или минорное трезвучие, которое состоит из малой и большой терции:Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы

Менее употребительные типы трезвучий:

  1. Уменьшенное трезвучие, которое состоит из двух малых терций:Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы
  2. Увеличенное трезвучие, которое состоит из двух больших терций:Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы

Во всяком трезвучии, независимо от его типа, нижний звук называется основным звуком или примой и обозначается цифрой 1, второй — терцией — 3, третий — квинтой — 5.

Основной аккорд и его обращение. Обращение трезвучия

Основным аккордом называется такое положение аккорда, в котором основной звук лежит ниже остальных его звуков.

Обращением аккорда называется такое его положение, в котором нижним звуком является терция или квинта основного трезвучия. Обращение получается посредством переноса звуков основного трезвучия вверх на октаву. Первое обращение называется секстаккордом, с терцией снизу. Второе обращение с квинтой аккорда внизу называется квартсекстаккордом.

Интервалы: диатонические и хроматические интервалы, консонансы и диссонансы

Статью утвердил

Певческое дыхание — это 80% успеха вокалиста. Раскрытие тембра, правильное звукоизвлечение становится возможным только после постановки правильного дыхания. Вокалисты дышат смешанным типом — диафрагмально-нижнереберным. Во время вдоха выпячивается живот и расширяются нижние ребра, а плечи остаются неподвижными. Такое дыхание обеспечивает наполняемость легких воздухом и расслабленность плечевого пояса, в отличие от ключичного. Если во время пения…

Подробнее

Баритон, тенор или бас – это не просто определение диапазона голоса певца-мужчины. Это тот диапазон, в котором голос раскрывается наиболее ярко, насыщенно, индивидуально. Это тембр голоса. И определяется он толщиной связок и строением певческого аппарата человека, т.е. от рождения. Баритон поёт в диапазоне от ля большой октавы до ля первой октавы (профессиональный певец).  Вокалист-новичок же,…

Подробнее

Уметь играть на инструменте или петь в ансамбле — здорово, но куда интереснее применять умения вместе с другими музыкантами. Игра в бэнде — это развитие: Вы повышаете уровень игры на инструменте. Развиваете слух и чувство ритма. Общаетесь с единомышленниками. Участники бэнда становятся друзьями, а занятие проходит в дружеской обстановке. Получаете навыки разбора произведения для игры…

Подробнее

Игра на музыкальном инструменте предполагает использование аккордов. Среди них популярны трезвучия.

Разберем это понятие, основные разновидности и почему важно определять трезвучия на слух.

Аккорд

Это ритмически одновременное соединение нескольких разных по высоте звуков. Классическая гармония считает аккордом звуки, что располагаются по терциям. Впервые такое обозначение высказал Й. Вальтер в 1732 году. Слух воспринимает соединение музыкальных звуков целостно. Они располагаются друг от друга на расстояниях, которые называются интервалами. Звуки аккорда выстроены от низа до верха – это прима, терция и квинта.

Чтобы создать аккорд, необходимо подобрать минимум 3 звука.

Трезвучие

Так называется аккорд, состоящих из 3-х звуков, которые размещаются по терциям. Кроме септаккорда и нонаккорда, трезвучие – один из основных аккордов, применяемых в музыке. Чтобы обозначить его, используют две цифры – 5 и 3.

Виды трезвучий

Выделяют 4 вида трезвучия:

  1. Мажорное – состоящее из большой и малой терции. Здесь консонирующим интервалом является чистая квинта: она расположена между крайними звуками.
  2. Минорное – включающее в себя малую и большую терции. По-другому оно называется «малым». Консонирующим интервалом здесь тоже служит чистая квинта.
  3. Увеличенное – содержит 2 большие терции. Между крайними звуками диссонирующий интервал – увеличенная квинта.
  4. Уменьшенное – состоит из 2 малых терций и уменьшенной квинты как диссонирующего интервала.

Нагляднее:

Как научиться различать на слух

В музыкальных школах ученикам на уроках сольфеджио предлагают упражнения, чтобы анализировать аккорды на слух. Они учат познавать звуки в сравнении и запоминать, как они звучат. Чтобы проще было запомнить, трезвучия можно охарактеризовать так:

  1. У мажорного яркое, уверенное и светлое звучание.
  2. У минорного – тоже уверенное, но с оттенком подавленности, грусти, темноты.
  3. Увеличенное трезвучие имеет яркий, но неустойчивый звук. Он сразу привлекает к себе внимание.
  4. Уменьшенное трезвучие имеет неустойчивое звучание, но по сравнению с увеличенным подвидом оно воспринимается сжато и блекло.

Обращения

Когда прима, терция и квинта располагаются снизу вверх, это основное расположение звуков в трезвучии.

При изменении порядка звуков, когда нижним выступает квинта или терция, происходит обращение, то есть перестановка звуков.

У трезвучий выделяют два вида обращений:

  1. Секстаккорд – разновидность, где октава переносится вверх. Она обозначается шестеркой.
  2. Квартсекстаккорд – обращение, предполагающее перенос терции и примы на октаву выше. Оно обозначается 6/4.

Разберем примеры

До-Ми-Соль – пример мажорного трезвучия. При обращении можно перенести ноту До выше на октаву, не трогая остальные звуки. Так получается Ми-Соль-До – секстаккорд. Чтобы выполнить в нем обращение, достаточно перенести Ми вверх на чистую октаву. Получается квартсекстаккорд, состоящий из нот Соль-До-Ми. При выполнении еще одного обращения происходит возврат в исходное мажорное трезвучие.

Ответы на вопросы

Что такое аккорд? Соединение минимум 3 звуков разной высоты.
Что такое трезвучие? Аккорд из 3 звуков, состоящий из терций.
Можно ли определить трезвучия самостоятельно? Да.
Как определять на слух трезвучия? В сравнении. Мажорные звуки кажутся веселыми, минорные – грустными и т. д.

Полезное, на наш взгляд, видео

Вывод

В музыкальной практике самым используемым видом аккорда является трезвучие. Выделяют 4 его разновидности: мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное. Музыканту необходимо развивать навык определения на слух трезвучий и аккордов в целом, что пригодится при исполнении или создании композиций. У трезвучий есть два обращения – секстаккорд и квинтсекстаккорд.

Подробности
Автор: JetNet
Просмотров: 8638
15.10.2017 20:46
Категория: Основы теории музыки

Содержание: [Скрыть]

    • 1. Аккорды и трезвучия. Общие понятия
      • 1.1.Виды аккордов
    • 2.Трезвучия. Виды трезвучий
    • 3.Септаккорды
    • 4.Другие виды аккордов
      • 4.1.Пауер-аккорды (Power Chords)
      • 4.2.Suspended (задержанные) аккорды

Аккорд Ре бемоль минор

В третьей части нашего опуса об основах музыкальной теории мы поговорим об аккордах. Согласитесь, первое, что вы слышите, когда хотите освоить гитару, это аккорды. Что надо их учить и знать. Иначе играть нельзя. Да, безусловно, знать надо. Но в музыкальном мире десятки и сотни разных аккордов, как же все их запомнить и знать? На самом деле очень просто. Главное знать основные их виды и как их брать на гитаре. В этой статье я как раз и расскажу о теоретической части этой большой темы — что вообще такое аккорды и какие они существуют. Об аппликатурах, или о том как их брать на гитаре, смотрите в этой статье. Итак, поехали.

 Аккорды и трезвучия. Общие понятия

Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по определенным интервалам.

Виды аккордов

Аккорд это сочетание как минимум трех звуков. В зависимости от того, сколько звуков в аккорде и какие между ними интервалы, аккорды делятся на следующие виды:

  • аккорды терцевой структуры. В них интервалы между соседними звуками составляют терцию;
  • аккорды нетерцевой структуры. Интервалы между соседними звуками составляют кварту, квинту или секунду.

Рассмотрим аккорды терцевой структуры. В зависимости от количества звуков в аккорду, они подразделяются на следующие виды:

  1. Трезвучия. Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям, называется трезвучие. Между соседними звуками интервал терция, между крайними чистая квинта (5).
  2. Септаккорд. Аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними септима (7).
  3. Нонаккорд. Аккорд, состоящий из пяти звуков, расположенных по терциям. Между соседними звуками интервал терция, а между крайними нона (9).

Перечисленные выше виды аккордов, являются основными в современной музыке. Этот ряд можно продолжить другими созвучиями, которые формируются по тому же принципу. К таким можно отнести ундецимаккорд (6 звуков по терциям), терцдецимаккорд (7 звуков по терциям), квинтдецимаккорд (8 звуков по терциям). Но применяются такие аккорды намного реже, и рассматриваться они в рамках данной статьи не будут.

Трезвучия. Виды трезвучий

Трезвучия бывают четырех видов:

  1. мажорное трезвучие, или большое, состоит из большой и малой терции б.3 + м.З — обозначение Б.53;
  2. минорное трезвучие, или малое, состоит из малой терции и большой м.З + б.З  — обозначение М.53;
  3. увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций б.З + б.З  — обозначение Ув.53;
  4. уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций м.З + м.З  — обозначение Ум.53.

Трезвучия

Обозначаются такие аккорды нотой, которая является тоникой трезвучия. Например, возьмем трезвучие с тоникой До (С):

  • Мажорный аккорд: C E G обозначается С;
  • Минорный аккорд: C D# G обозначается Cm;
  • Уменьшенный аккорд: С D# F# обозначается Cdim;
  • Увеличенный аккорд: C E G# обозначается Caug.

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия:

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени — доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами — t, s, d.

Септаккорды

 Септаккорд состоит из 4-х нот, расположенных по терциям. Простыми словами, если добавить к трезвучию еще одну ноту через терцию, то мы и получим септаккорд. Основных видов септаккордов насчитывается 7:

  1. Большой мажорный септаккорд – большая септима + мажорное трезвучие в основании (Б.маж.7);
  2. Большой минорный септаккорд – большая септима + минорное трезвучие внизу (Б.мин.7);
  3. Малый мажорный септаккорд – малая септима + мажорное трезвучие в основе (М.маж.7) — доминантсептаккорд;
  4. Малый минорный септаккорд – малая септима +  минорное трезвучие (М.мин.7);
  5. Увеличенный септаккорд — малая септима + увеличенное трезвучие
  6. Полууменьшенный септаккорд — доминантсептаккорд с пониженной квинтой
  7. Уменьшенный септаккорд – большая секста + уменьшённое трезвучие (Ум.7).

Септаккорды

Для примера возьмем септаккорды от ноты Ми (E):

  • Большой мажорный септаккорд Emaj7;
  • Большой минорный септаккорд Em7+;
  • Малый мажорный септаккорд E7;
  • Малый минорный септаккорд Em7;
  • Увеличенный септаккорд E7+5;
  • Полууменьшенный септаккорд E7-5;
  • Уменьшенный септаккорд Edim7.

Подробнее о септаккордах читайте в статье Септаккорды. Теория и аппликатуры.

Другие виды аккордов

Пауер-аккорды (Power Chords)

На электрогитаре с сильным перегрузом, как правило, не играют полными аккордами, потому что получается очень грязный звук. Вместо них используют так называемые пауер-аккорды, которые состоят всего лишь из тоники и квинты и по сути аккордами и не являются (звуков менее трех). Они довольно мощно звучат на перегрузе и имеют очень простую аппликатуру. Обозначается цифрой 5, например E5, D5, A#5 и т. д.

Пауер аккорды

Suspended (задержанные) аккорды

Образуются путем замены терции на кварту (Sus4) или большую секунду (Sus2) от основного тона.

Задержанные аккорды


Вот в общем-то вкратце я и рассказал вам о самых основных аккордах, о которых нужно знать каждому гитаристу. Это конечно далеко не все аккорды, которые существуют в музыкальном мире. Опять же повторюсь, необязательно заучивать аппликатуру каждого, достаточно лишь знать их виды и принцип построения. Ну а аппликатуры я, как и обещал, дам в отдельном разделе. Успехов!

Джазовый гитарист, автор курсов «Теория музыки для гитариста» и «Джазовая гитара на PimaSCHOOL»

В книгах по теории, гармонии или просто при попытке построить аккомпанемент для любимой песни мы сталкиваемся с различными, порой весьма сложными названиями аккордов. Сложным это кажется лишь на первый взгляд: все названия системны и напрямую связанны со строением аккордов.

Стоит разделять название аккорда и его обозначение в нотном тексте или сборниках песен. Давайте разберемся, какие существуют аккорды, их названия, как они обозначаются и почему.

Трезвучия

Пойдем от простого к сложному.

Аккорд — это созвучие из трех и более нот, расположенных по терциям. Здесь нужно отметить, что мы будем оперировать интервалами, так что для дальнейшего понимания обязательно изучите, что такое интервалы и как их выучить.

Расположение аккордов по терциям – основной принцип строения в рамках нашей статьи. Но встречаются и другие:

  • по квартам,
  • по квинтам,
  • секунда.

Самым простым аккордом из трех нот, расположенных по терциям, является трезвучие. Из двух видов терций (большой и малой) мы получаем 4 вида трезвучий:

1. Большое или мажорное трезвучие. Состоит из большой и малой терций (б.3 + м.3). Обозначается в виде заглавной латинской буквы, обозначающей тонику и, если нужно, знака. Например, C, F, Bb.

2. Малое или минорное трезвучие. Состоит из малой и большой терции (м.3 + б.3). Обозначается Сm, Fm, Bbm. (иногда C-, F-, Bb-).

3. Увеличенное трезвучие. Получило свое название из-за увеличенной квинты, образующейся между крайними звуками, и встречается гораздо реже. Состоит из двух больших терций (б.3 + б.3). Обозначается чаще всего С+, F+, Bb+.

4. Уменьшенное трезвучие. Называется так из-за уменьшенной квинты между крайними звуками, встречается еще реже. Состоит из двух малых терций (м.3 + м.3).

Обозначается как Cmb5, Cm-5 или Сdim.

Септаккорды

Если к верхнему звуку трезвучия добавить еще один звук на терцию выше, мы получим септаккорд.

Септаккорд — аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям и между крайними звуками, у него образуется интервал септимы. Называют септаккорды по типу трезвучия и виду септимы, входящих в этот аккорд. 

Имея четыре различных варианта трезвучия и минимум два вида септимы, мы получим более восьми различных септаккордов. Из них чаще остальных встречаются три, которые мы рассмотрим подробнее.

1. Большой мажорный септаккорд.

Название складывается из типа трезвучия и вида септимы аккорда. Слово «Большой» относится к септиме и означает, что между крайними звуками аккорда образуется большая септима. «Мажорный» относится к трезвучию, лежащему в основе аккорда. То есть у нас здесь мажорное трезвучие и добавленная к нему мажорная септима. От ноты «до» мы получим C – E – G – B. Обозначается этот аккорд чаще всего как Сmaj7, где C — мажорное трезвучие, а maj7 – большая септима.

2. Малый мажорный септаккорд.

И тут название поможет понять структуру аккорда. «Малый» означает малую септиму, а «мажорный» — мажорное трезвучие, то есть от ноты До мы получаем C – E – G – Bb. Такой аккорд обозначается как С7, где С — мажорное трезвучие, а 7 — малая септима. Это как раз тот самый доминант септаккорд, но только «доминант» в данном случае — это его функция, а по строению он малый мажорный септаккорд.

3. Малый минорный септаккорд.

По тому же алгоритму определяем строение и этого аккорда. «Малый»малая септима, «минорный»минорное трезвучие. От ноты До получаем C – Eb – G – Bb. Обозначается этот аккорд по тому же принципу Сm7, где Cm – минорное трезвучие, 7 — малая септима.

Этот принцип обозначения подходит и для названия более сложных аккордов.

Например, нонаккорд имеет интервал ноны между крайними звуками (нона —  девять, секунда через октаву).

На практике вопрос построения аккордов и их названий гораздо более сложный, объемный и требует последовательного и подробного изучения. Чтобы разобраться в нем, можно пройти специальный курс теории для гитары на платформе Pima или попробовать выяснить нюансы самостоятельно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Анкета как составить виды вопросов
  • D3d11 dll что это за ошибка как исправить windows 10
  • Эзотерика как найти деньги
  • Как исправить фио в снилс
  • Crashdump dmp как исправить в snowrunner

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии