Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.
Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава
Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.
Интересные факты про названия интервалов
Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки. Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра).
Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).
Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава». Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов. «Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.
Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».
В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.
Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?
Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).
Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.
Обратимся к конкретным интервалам:
Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени. Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.
Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.
Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.
Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты: хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.
Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.
Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.
Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.
А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!
Интервалы от ноты ДО вверх
Интервалы от ноты СОЛЬ вверх
ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз. Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.
Интервалы от ноты ДО вниз
Интервалы от ноты ЛЯ вниз
Упражнения : играем интервалы на фортепиано
При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.
Поэтому если нет подходящего инструмента под рукой, то можно воспользоваться виртуальной клавиатурой или приложением «Пианино» на телефоне (планшете). Важно, чтобы вы работали не в немом режиме, а со звуком (желательно).
Упражнение 1. Играем примы
Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).
Упражнение 2. Играем секунды
Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.
Упражнение 3. Играем терции
Терция – любимый интервал маленького В.А. Моцарта – гения мировой музыки. Известно, что в детстве Моцарт-малыш подходил к клавесину отца (инструмент – предшественник фортепиано), клавиши он не видел (по росту), но дотягивался до них ручками. Моцарт играл всякие созвучия, но больше всего радовался, когда ему удавалось «поймать» терцию – так красиво и мелодично звучит этот интервал.
Попробуйте поиграть терции и вы. Возьмите терцию «ДО-МИ» и запомните это расстояние: звуки расположены на клавиатуре через одну клавишу (через одну ступеньку). Играйте терции вверх и вниз от разных нот. Играйте звуки терций одновременно или поочередно, то есть вразбивку.
Упражнение 4. Играем кварты и квинты
Кварты и квинты – это интервалы, которые звучат воинственно, призывно и очень торжественно. Недаром с кварты начинается наш российский гимн. Возьмите кварту «ДО-ФА» и квинту «ДО-СОЛЬ», сравните их по звучанию, запомните расстояние. Играйте кварты и квинты от разных нот. Постарайтесь научиться мгновенно находить эти интервалы глазами на клавиатуре.
Упражнение 5. Играем сексты
Сексты, как и терции, тоже очень мелодичные и красивые по звучанию. Чтобы быстро сыграть сексту можно мысленно представить себе квинту (ее число 5) и добавить к ней еще одну ступеньку (чтобы было 6). Сыграйте сексты вверх «ДО-ЛЯ», «РЕ-СИ» и от всех других нот и вниз «ДО-МИ», «РЕ-ФА» и т.д.
Упражнение 6. Играем октавы
Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.
Упражнение 7. Играем септимы
Чуть не пропустили седьмой интервал – септиму. Хотим поделиться с вами одной хитростью. Известно, что число октавы – 8, а септимы – 7. Значит, чтобы получить септиму, нужно всего-то вычесть одну ступеньку из октавы. Это способ быстрого построения септимы, чтобы не считать каждый раз семь ступеней «от печки».
Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!
Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.
Дорогие друзья, если вы выполнили предлагаемые упражнения, то вы просто молодцы! Вы многое постигли, но это только начало, первое знакомство с интервалами. Интервалы в таком виде обычно проходят в 1-2 классах музыкальных школ, а потом все становится немного сложнее. И мы приглашаем вас отправиться за новыми знаниями вместе с нами.
В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!
Как показывает опыт, для многих начинающих пианистов особую сложность представляет построение каких-либо аккордов, основные из которых — трезвучия. А ведь именно на трезвучиях строится аккомпанемент к любой композиции. Вот и расскажу я вам как строить минорные и мажорные трезвучия
Содержание статьи
- Но сначала про интервалы
- Строим мажорное трезвучие
- Строим минорное трезвучие
Но сначала про интервалы
Есть такое понятие – интервал, буквально означающее «расстояние» или «промежуток». Ну да, вспомните на автобусных остановках «Интервал движения 5 минут». Вот в музыке под словом «интервал» тоже подразумевается расстояние от одного звука до другого. Простых интервалов – 8. Я не буду сейчас затрагивать все и углубляться в дебри теории музыки, а расскажу только про те, которые нам нужны для построения наших трезвучий.
Итак, нам нужны терции, интервал, включающий в себя три ступени. А если сказать проще – терция – это нотка через одну. Помните звукоряд?
до ре ми фа соль ля си до ре ми фа соль ля си до…… и т. д.
Так вот, чтобы построить терцию от любой ноты, надо «прыгнуть» через одну. К примеру, берем ноту «до», терция от нее будет «до – ми», или «до – ля», если строим интервал вниз. От любой другой ноты – «ре-фа», «ми – соль», «фа-ля» и т. д. В нотах это выглядит так:
Пока просто, не так ли? Но вот в чем оказия – есть еще черные клавиши, и они тоже участвуют в построении интервалов и аккордов. Называются диезами или бемолями. Ниже две терции от ноты «до»
Обратите внимание – оба интервала называются терциями, потому что оба содержат три ступени (до, ре, ми или ноты через одну – до-ми), а различаются они только знаком. Большая терция – «до-ми», а малая – «до-ми бемоль». Поиграйте их на пианино, послушайте и попытайтесь найти отличия в звучании. А чтобы отличить визуально, посчитайте внутри клавиши – и черные и белые. Внутри большой терции вмещаются три клавиши. Не верите? На рисунок посмотрите внимательно. А внутри малой терции – две.
Для примера дам вам еще пару терций.
Вот и все отличие большой и малой терции. В музыкальных школах учат считать полутона – большая терция содержит 2 тона, а малая – полтора. Как показывает многолетний опыт, куда проще посчитать клавиши внутри и определить, какая эта терция.
Итак, чтобы построить терцию, надо:
- найти ноты через одну;
- посчитать внутри клавиши и определить, какая терция у нас получилась;
- если получилась не та, то исправляем ее – или расширяем, переползая на соседнюю клавишу выше, или сужаем, соответственно, переползаем на клавишу ниже.
Когда вы научитесь строить терции, вам не составит труда построить любое трезвучие. Почему? А потому, что трезвучие состоит из двух терций.
Строим мажорное трезвучие
Мажорное трезвучие строится по формуле – сначала большая терция, а затем – малая.
Для примера возьмем трезвучие от ноты до и начинаем его изучать. Сначала от до построили терцию «До-ми», посчитали внутри клавиши, их три (до диез, ре, ре диез), значит терция большая. Но «до-ми» — еще не трезвучие, теперь надо от ми построить малую терцию – «ми-соль». Посчитали внутри клавиши – их две (фа, фа диез). То есть, трезвучие которое мы построили от ноты «до» является мажорным, потому что сначала была большая терция, а потом – малая.
Строим минорное трезвучие
Допустим нам надо построить от той же «до» минорное трезвучие. Чтобы вы долго не мучились, скажу сразу – крайние ноты трогать не будем, то есть «до» и «соль» оставляем на месте. А вот ноту «ми» надо изменить. Это будет выглядеть так.
Давайте проанализируем. До – ми бемоль – терция малая, потому что внутри вмещаются две клавиши (до диез, ре). А ми бемоль – соль – терция большая, потому что внутри три клавиши (ми, фа, фа диез).
Поиграйте оба трезвучия – и мажорное и минорное, чтобы вы умели их отличать на слух. Ну а в видео уроке я расскажу то, что вы сейчас прочитали – как строить большие и малые терции и мажорные и минорные трезвучия. Ведь это – основа любого аккомпанемента.
Содержание
- 1 Октава и полутон как мера расстояния
- 2 Понятие интервала и ступени
- 3 Названия интервалов
- 4 Принцип измерения интервалов
- 4.1 Ступеневая величина
- 4.2 Тоновая величина
- 4.2.1 Чистые, большие и малые интервалы
- 4.2.2 Увеличенные и уменьшенные интервалы, энгармонизм
- 5 Обращение интервалов
- 6 Виды интервалов
- 6.1 Мелодические интервалы
- 6.2 Гармонические интервалы
Здравствуйте! Это 5-ый урок курса «О нотной грамоте проще некуда». В нём показано легко и понятно для новичка что такое музыкальные интервалы, как они называются и строются, что такое ступеневая и тоновая величина, мелодический и гармонический интервалы и другие их виды. Текст видеоурока под ним. Приятного просмотра.
Урок 5 — Интервалы | Нотная грамота | Easy Music Learning
ПРИМЕЧАНИЕ: при просмотре видео на сайте в них НЕТ РЕКЛАМЫ!
Вступление. Здравствуйте! С Вами Эдвард Бедарев и проект Easy Music Learning. Продолжаем разговор о нотной грамоте. В этом уроке мы рассмотрим музыкальные интервалы – расстояния между разными нотами по высоте, их виды и характер звучания. Приступим.
Октава и полутон как мера расстояния
Из урока 2 мы знаем, что ноты различны по высоте и расстояния между ними можно мерить 2-мя единицами: крупными – октавами и мелкими – полутонами.
Октава – наибольшее расстояние между нотами с одинаковыми названиями – до-до. Разница между ними по высоте — 12 полутонов, а по частоте звука — в 2 раза.
Полутон – наименьшее расстояние между ближайшими нотами, что отличаются по высоте в корень 12 степени из 2.
Сравним их на фортепиано с линейкой. Октава – это сантиметр — большая чёрточка с цифрой, а полутон – миллиметр – маленькая и без цифры. В 1 сантиметре 10 миллиметров, а в 1 октаве 12 полутонов — 7 белых и 5 чёрных клавиш.
В Sonarе ноты можно двигать по полутонам через меню Process – обработка -> Transpose – перенести. В поле Amount – число полутонов впишем 12, и нота поднимется на октаву. Со знаком минус перед числом нота опустится.
Расстояние между нотами можно мерить полутонами, например, между до и соль 7 полутонов, а между до и си — 11. И если в жизни так удобно мерить длину линейкой, то в музыке высоту – нет.
Мы уже знаем: проще дать высотам и длительностям нот имена – до, ре, ми и целая, ½ и т.д., чем мерить и называть их герцами и секундами. То же и с разными расстояниями между нотами: их проще назвать по-своему, чем каждый раз отсчитывать полутона.
Это как в жизни: проще назвать улицы с домами и дать домам номера, чтобы сразу их находить, чем отсчитывать все дома от центра города номерами и без названий улиц.
В музыке номера домов – названия нот, а улицы – названия промежутков между нотами или интервалов.
Понятие интервала и ступени
Интервал – от лат. intervallum – промежуток или от англ. inter – между и value – значение, величина – это расстояние между 2-мя любыми нотами.
Но как их называть? В виде раскладки пианино при сдвиге ноты вверх или вниз расстояние меняется по полутонам – и по белым, и по чёрным клавишам.
Но полутона – слишком мелкие единицы. Их в октаве многовато – 12 и они как метры при измерении высоты дома.
Если на вопрос как высоко ты живёшь, ответить 15 метров над землей, то это и не удобно самому посчитать, и не понятно для спрашивающего. Проще и понятнее ответить числом этажей — на 5 этаже: это легко представить.
Так же и в музыке: если метр – это полутон, то этаж – тон. Если в этаже 3 метра, то в тоне 2 полутона. Тона более крупные единицы и их в октаве в 2 раза меньше – 6. Единственно, 1 тон всё-таки разделили на 2 полутона, чтобы было 7 белых клавиш – нот со своими названиями.
Именно по белым клавишам перемещаются ноты в виде нотоносца – в основном по тонам и паре полутонов между ми и фа, и си и до.
Поэтому каждую белую клавишу приняли называть ступенью и, как этажу, дали ей свой номер – от 1 до 7. То есть до – 1-ая ступень, а си – 7-ая.
В музыке ступени обозначаются не арабскими, а римскими цифрами.
И расстояние между нотами мерится именно ступенями, а не чисто тонами или полутонами. И каждую ступень приняли называть латинским именем исходя из её номера.
Так 1-ая ступень – прима, 2-ая – секунда, 3-ья – терция, 4-ая – кварта, 5-ая – квинта, 6-ая – секста, 7-ая – септима и 8-ая – октава.
Для справки: от этих латинских приставок образуются названия месяцев. Раньше новый год считали от марта. И от него сентябрь 7-ой по счёту, поэтому он так и называется: сент произошло от лат. септима, а по англ. он september, октябрь – окто — 8, ноябрь – нона – 9, декабрь – дека – 10. Потом начало года перенесли на январь, но названия месяцев не поменяли.
Названия интервалов
В итоге от ноты «до» на белых клавишах можно построить 8 интервалов.
Нижний звук интервала называется основанием, а верхний – вершиной.
И названия интервалов зависят от того, сколько ступеней включительно нужно пройти от основания до вершины интервала – от 1 до 8.
Прима – с англ. prime – первый, главный — это просто повторение ноты или 2 ноты рядом на одной и той же ступени.
От ноты «до» до «ре» секунда – с англ. second – второй. Этот шаг как 1 отсчёт секундной стрелки на часах от одной чёрточки до другой. Именно такой по размеру шаг, когда говорят о плавном или поступенном движении по нотам.
Промежуток до-ми — терция – 3. Если «е» и «р» меняем местами и будет тре- , что созвучно с третью и третьим.
До-фа – кварта — 4, созвучна с квадратом, у которого 4 стороны.
До-соль – от лат. квинта — 5, что созвучна с греч. пентой – 5. А пентагон – 5 стороннее здание Минобороны США. Ещё группа из 4-х музыкантов – квартет, а из 5 – квинтет.
До-ля — секста – с англ. six – 6.
До-си — септима – 7. 2 первые буквы те же, что и у цифры 7 по-русски и seven по англ.
Октава — окто – с лат. 8, а по англ. octopus – осьминог, у которого 8 ног или, точнее, щупалец.
Важно быстро отличать интервалы на нотоносце по их внешнему виду.
Так секунда – соседние промежуток и линейка. У терции между нотами 1 ступень в виде промежутка или линейки, у кварты – 2 ступени – линейка и промежуток, у квинты – 3, у сексты – 4, у септимы – 5, у октавы – 6.
Можно определить название интервала по формуле: число ступеней между нотами + 2. Так у сексты считаем их – 1,2,3,4 + 2 = 6 — секста.
Заметьте: у нечётных интервалов: терции, квинты, септимы обе ноты или на линейках, или в промежутках. У чётных же — секунда, кварта, секста, октава одна нота на линейке, а другая в промежутке.
Принцип измерения интервалов
Ступень на нотоносце – это шаг между линейкой и ближайшим промежутком. Так в нотах одной октавы от «до» и выше каждая нота будет выше предыдущей на 1 ступень.
При этом номер ступени не зависит от того белая или чёрная клавиша в ней написана.
Так, между нотами до и ми – терция, но и между до и опущенной на полутон ми-бемоль – тоже терция. То есть во 2-ом случае 3-ья ступень понижена, но нота всё равно 3-ья на той же 1-ой линейке, что и в 1-ом случае. Хотя звучание у них разное из-за разного расстояния в полутонах.
Суть вот в чём: у интервалов есть 2 величины измерения:
Ступеневая величина
1-ая – ступеневая – это число охватываемых интервалом ступеней – линий и промежутков на нотоносце.
Здесь ступень как на лестнице и плавный сдвиг ноты на 1 ступень – это 1 шаг.
Именно от числа ступеней происходят названия секунда, терция, кварта и т.д.
Это номер 2-ого звука интервала – вершины, равный числу шагов по ступеням к нему подряд от 1-ого звука включительно – основания.
И им может быть любая нота, не обязательно «до». Так от «до» до «соль» 5 шагов – квинта, а от «фа» до «до» выше – тоже 5 шагов и снова квинта.
Но загвоздка в том, что счёт расстояния по ступеням – приблизительный.
Вот ноты «до-ре» и «до-ре бемоль». И то, и то секунды, но число полутонов в них разное: в 1 случае – 2 полутона, а во 2-ом – 1.
Вот 4 интервала и они все терции, так как их ступеневая величина – положение нот на нотоносце одинаковое. Но из-за диезов и бемолей расстояние между нотами в полутонах во всех случаях разное, что видно на раскладке пианино.
А вот 2 кварты только на белых клавишах: до–фа и фа–си. Но звучание разное — возвышенное и тревожное, потому что в кварте до-фа 5 полутонов между нотами, а в фа-си – 6.
Вывод: ступеневая величина даёт название интервалу, зависит от положения нот и не зависит от числа полутонов между звуками.
То есть нотоносец со ступенями — это как линейка с дюймами по 2,5 см в каждом, да и то не всегда: где-то это 2 см, а где-то 3. И расстояние мы измерили грубо, не точно.
И раз на одной и той же ступени может быть и белая, и чёрная клавиша – основная и изменённая нота, то нужна более точная линейка – в см. и постоянных.
Тоновая величина
Тоновая величина — 2-ой вид замера интервалов и она их уточняет. Это число заключённых в интервале тонов или полутонов – мелких шагов в виде раскладки пианино.
Здесь 1 шаг всегда 1 полутон, а не разное их число, как на нотоносце.
И в каждом интервале всегда своё число полутонов. В секунде – 2 полутона — нижнюю ноту до верхней нужно поднять на 2 шага, в терции – 4, в кварте – 5 и т.д.
Это можно свести в таблицу. Вопрос: если так точнее, почему так и не мерить?
Ответ: ступени удобнее полутонов, как и этажи удобнее метров. Но опять же в таблице нет интервалов величиной в 1, 3, 6, 8 и 10 полутонов — между до и каждой из 5 чёрных клавиш. С ними таблица полная.
Но как без числа полутонов указать тоновую величину? Разберёмся.
Для начала удобство ступеней и точность полутонов совместили друг с другом. Так чтобы правильно назвать интервал, нужно сделать 2 шага:
1-ый шаг — указать число ступеней. Например, от «до» до «ми» — 3 ступени, значит это терция.
2-ой шаг – уточнить её, указать её качество. Для этого к названию ступени добавляется одно из 3-х прилагательных – большая, малая и чистая.
Они описывают характер звучания или настроение.
Чистые, большие и малые интервалы
1 — чистые интервалы звучат безлико и пусто, без чёткого настроения радости или грусти, то есть чисто от них. Их 4 — прима, кварта, квинта и октава.
Другие 4 – секунды, терции, сексты и септимы могут быть как большими, так и малыми.
2 – большие интервалы содержат на 1 полутон больше, чем малые и звучат светло и весело – им полутонов хватает и они счастливы. Они получаются при построении от ноты до по белым клавишам.
3 – в малых интервалах на 1 полутон меньше, чем в больших. Для этого в больших нужно опустить на 1 шаг верхнюю ноту, либо поднять нижнюю. Они звучат мягко, грустно и тревожно, ведь у них отняли 1 полутон и они расстроены.
Сравним звучания одноимённых больших и малых интервалов. Вот таблица интервалов в полном виде.
Вывод: ступеневая величина – количественная – сколько ступеней на письме, а тоновая – качественная – как звучит на слух, исходя из числа полутонов.
Объединив их, каждый интервал можно обозначить сокращённо так: маленькая буква – 1 из слов чистая, большая и малая и цифра – число ступеней. Так, б2 – большая секунда, ч5 – чистая квинта, м7 – малая септима.
Увеличенные и уменьшенные интервалы, энгармонизм
Заметьте: в таблице нет интервала из 6 полутонов.
Его можно получить 2-мя путями – увеличить кварту на полутон – к ноте фа добавить диез или уменьшить квинту на полутон – добавить к соль бемоль.
При этом кварта будет называться увеличенной, а квинта — уменьшенной.
Этот интервал звучит зловеще, редко применяется в музыке и называется тритон, так как в нём 3 тона.
Заметьте: у обоих интервалов запись разная – верхние ноты на разных ступенях, а звучание одинаковое – число полутонов то же.
Это знакомый из 3-его урока энгармонизм, когда ступеневая величина у интервалов разная, а тоновая одинаковая.
Уменьшим кварту на полутон и она зазвучит как большая терция – в обеих 4 полутона.
Увеличим квинту и она зазвучит как малая секста – 8 полутонов.
Кроме того, из большого интервала, например, терции можно получить увеличенный – добавить к нему 1 полутон, а из малого – уменьшенный – отнять его.
Увеличить интервал можно 2-мя путями – повысить вершину или понизить основание. Оба расширены и звучат похоже.
Уменьшить интервал – значит наоборот понизить вершину или повысить основание. Оба сужены и звучат похоже.
Заметьте: так как у вершины уже был бемоль, пришлось добавить ещё 1. Этот знак называется дубль-бемоль – с англ. double — двойной. Он понижает ноту на целый тон. Он, как и дубль-диез в виде крестика, которого в Сонаре нет, применяется редко.
Вывод: у интервала есть 4 уточнения – большой, малый, увеличенный и уменьшенный.
Чаще всего их признаки такие: большой – у нот нет знаков альтерации. Малый – у вершины бемоль. Увеличенный – у вершины диез. Уменьшенный – у вершины дубль-бемоль.
Последние 2 чаще применимы именно к кварте и к квинте. Если у чистой примы 2-ую ноту поднять на полутон, то она зазвучит как малая секунда – они энгармонически равны. И чаще и проще интервал зовётся именно малой секундой.
Обращение интервалов
Если обе ноты в интервале поднять или опустить на полутон, его суть не изменится: число полутонов останется тем же. Так это будет большая секста, только построенная на чёрных клавишах.
Если у интервала перенести нижний звук на октаву вверх или верхний звук на октаву вниз, то он превратится в другой. Так секунда превратится в септиму и наоборот.
Это называется обращением интервала. Оно происходит по формуле: обращение = 9 – исходной интервал. Так септима или 7 = 9 — секунда или 2. Терция или 3 = 9 – секста или 6, кварта или 4 = 9 – квинта или 5.
Вывод: все интервалы взаимно обратимы. При этом их качество или тоновая величина меняется на противоположное: большие обращаются в малые и наоборот, а увеличенные в уменьшенные и наоборот.
Так малая секста обращается в большую терцию, а большая секунда в малую септиму.
Чистые обращаются в чистые – кварта в квинту, прима в октаву.
Тритон обращается сам в себя.
Про применение обращений поговорим в следующих уроках.
Виды интервалов
Теперь о видах интервалов. По времени звучания они есть 2-х видов:
Мелодические интервалы
1-ый вид – мелодические, то есть образующие мелодию, когда звуки берутся раздельно или поочерёдно.
Они есть 2-х видов: восходящий – когда сначала звучит основание, а потом вершина. Это как подъём в гору.
Нисходящий – наоборот – сначала вершина, а потом основание – спуск с горы.
Хоть интервалы одинаковые, в их звучании есть 2 отличия:
- 1-ое — восходящий звучит похоже на вопрос – «куда?», а нисходящий на ответ – «сюда».
- 2-ое – восходящий звучит бодрее, а нисходящий чуть грустнее.
1-ый в виде большой секунды использован в мелодии Happy Birthday – С днём рождения, а 2-ой в песне группы The Beatles – Yesterday – Вчера.
Гармонические интервалы
2-ой вид интервалов – гармонические, то есть образующие гармонию – в них ноты звучат вместе, одновременно.
По расстоянию между нотами они есть 2-х видов:
- узкие – от примы до терции – звучат плотно и насыщенно.
- широкие – от кварты и выше – звучат пустовато, ведь между нотами много места.
Важно: все интервалы от примы до октавы включительно называются простыми. Их 8 – прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава, мы их изучили, и они применяются часто.
Более редкие интервалы и шире октавы называются составными.
Они состоят из октавы и другого простого интервала и называются по-латински так: нона = октава + секунда, децима = октава + терция.
Дальше у названий повторяется слово децима с названиями цифр: 1 – ун, 2 – дуо, 3 – терц, 4 – кварт, 5 – квинт.
Интервал в 11 ступеней — ундецима = октава + кварта, 12 — дуодецима = октава + квинта, 13 — терцдецима = секста через октаву, 14 — квартдецима = септима через октаву, 15 квинтдецима = две октавы. У интервалов шире последней нет своих названий.
Заключение. В этом уроке Вы познакомились с измерением расстояний между 2-мя нотами на нотоносце, понятием музыкальных интервалов и их звучаниях. Поняли, что у них есть ступеневая и тоновая величина и деление на виды по ширине, благозвучности и времени игры звуков в них. В следующем уроке мы поговорим о понятиях лад и тональность и как их понять с помощью интервалов.
В следующем уроке мы поговорим о видах расстояний между нотами по высоте – музыкальных интервалах и их звучаниях.
На этом урок окончен, благодарю за внимание, с Вами был Эдвард Бедарев из Easy Music Learning, удачи и до скорого! И помните «обучиться музыке легко!»
Ваши отзывы
Благодарю за просмотр видеоурока. Надеюсь, всё было понятно. Если же нет, прошу задавать вопросы.
Достаточное ли качество урока? Всё ли видно на картинке? Всё ли отчётливо слышно в звуке? Не быстро ли я говорю? Не скучно ли смотреть урок? Нужен ли текст сценария под уроком для быстрого повторения знаний, как сейчас?
Свои предложения, пожелания и замечания обязательно пишите ниже. Я всё прочитаю, учту и постараюсь следующие уроки сделать ещё лучше по содержанию и оформлению.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter.
Интервал – это созвучие двух нот. На уроках сольфеджио учат определять интервалы на слух, пропевают их, строят от каждой ноты.
Узнавать интервалы по их окраске важно, но для этого не обязательно учиться в музыкальной школе.
В этой статье мы поговорим о том, как строить интервалы и запоминать их звучание, чтобы отличать друг от друга.
Содержание статьи:
- Разновидности интервалов
- Простые интервалы
- Количественная и качественная величина интервала
- Тритон — Кварта или Квинта
- Увеличенный и уменьшенные интервалы
- Составные интервалы
- Как запоминать и отличать интервалы
Разновидности интервалов
Как мы уже сказали, интервалом в музыке называют соотношение двух звуков по высоте. Но прежде чем начать отличать и запоминать интервалы, нужно разобраться какими они бывают, в каком виде их можно встретить.
Интервалы могут быть гармоническими или мелодическими. Гармоническими называются те, в которых обе ноты звучат одновременно:
Мелодические – такие интервалы, в которых ноты звучат последовательно одна за другой:
Интервалы бывают простые и составные. Простые интервалы те, где оба звука лежат в пределах одной октавы. Составные интервалы — такие, в которых два звука отдалены друг от друга на октаву и более. Теперь подробнее поговорим об этом.
Простые интервалы
Простых интервалов всего 8. Каждый из них обозначается цифрой от 1 до 8 и имеет свое латинское название:
- 1 – прима
- 2 – секунда
- 3 – терция
- 4 – кварта
- 5 – квинта
- 6 – секста
- 7 – септима
- 8 – октава
Переводятся эти названия просто: Прима – первая, Секунда – вторая и так далее. Каждый интервал можно строить от любой ноты вверх или вниз. Давайте детально рассмотрим простые интервалы.
Прима – интервал, который обозначается цифрой 1. Эта цифра говорит, что оба звука интервала располагаются на одной ступени. В нотной записи Прима выглядит как две ноты, расположенные на одной высоте, например. До – До, Ми – Ми.
Секунда – интервал, который обозначается цифрой 2 и это говорит нам, что Секунда объединяет две ступени. Звуки этого интервала находятся на двух соседних нотах: До – Ре, Ми – Фа, Ля – Си и так далее:
Терция — вмещает 3 ступени. Первый звук находится на расстоянии трех ступеней от второго. Например: До – Ми, Фа – Ля, Си – Ре.
Кварта – обозначается цифрой 4 и охватывает 4 ступени:
Квинта охватывает 5 ступеней. Один звук будет являться первой ступенью, второй звук – пятой:
Секста – обозначается цифрой 6, охватывает 6 ступеней:
Септима – предпоследний интервал из ряда простых, его ширина равна 7 ступеням:
Октава – интервал последний среди простых. Октава очень похожа на Приму, только звуки повторяются на разной высоте, например Ре – Ре, Соль – Соль:
На первый взгляд все прозрачно и предельно понятно, но есть нюанс, о котором необходимо поговорить.
Изучение интервалов — дело непростое, но успех во многом зависит от преподавателя. Я смело могу рекомендовать вам Ирину Машковскую — талантливого педагога для детей и взрослых. На ее Ютуб канале вы найдете массу полезного.
Качественная величина интервала
До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами. Об этом и поговорим.
Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре:
Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?
Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2. Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда. Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:
До-Ре:
До-Ре бемоь:
Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова. Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».
То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия.
Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.
Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д. Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.
Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:
Тритон
Новый интервал – «Тритон». Он так называется потому, что охватывает целых три тона, что равно 6 полутонам. Давайте построим Тритон от ноты Фа: получим ноты Фа – Си.
Количество ступеней в этом интервале равно 4, что характерно для Кварты. Но прежде чем сделаем вывод, послушаем как он звучит:
Звучание не характерно для Кварты, не смотря на расстояние между звуками в 4 ступени.
А теперь отсчитаем 3 тона от ноты Си. Получились те же ноты, но в другом порядке — Си – Фа.
Вот как звучит этот тритон:
Теперь количество ступеней равно 5, что свойственно Квинте, но звучание не квинтовое. Так что это за интервал такой: Кварта, Квинта или Тритон? Чтобы разобраться в этом, нам надо затронуть еще одно понятие.
Увеличенные и уменьшенные интервалы
Увеличенным можно сделать Чистый или Большой интервал. Для этого нужно прибавить к нему полтона. Тем самым мы изменим качественную величину, но количество ступеней оставим прежним. Для примера возьмем Большую Секунду До-Ре:
Чтобы из Большой Секунды сделать Увеличенную, нужно прибавить к ней полтона. Повысим ноту Ре и получим интервал До-Ре диез. Количество ступеней по-прежнему равно 2, но качественная величина равна 1.5 тонам:
Теперь послушаем эту Увеличенную Секунду.
Вы слышите? Она звучит как Малая Терция. Отсюда можно сделать вывод, что определить на слух увеличенный или уменьшенный интервал невозможно. Но надо помнить, что называть интервал нужно так, как написано в нотах – Увеличенным или Уменьшенным. Но если задача определить интервал на слух, то называть его будем в соответствии с его звучанием.
Уменьшенные интервалы
Уменьшенными могут быть Чистые или Малые интервалы. Принцип тот же: чтобы сделать интервал Уменьшенным, нужно его сжать на полтона. Если у Малой Терции Си-Ре отнять полтона, то мы получим ноты Си-Ре бемоль. Количество ступеней по-прежнему равно 3, что соответствует Терции, но звучать она будет, как Большая Секунда.
Теперь вернемся к интервалу Фа-Си. Мы выяснили, что между этими нотами расстояние 4 ступени, и по логике это Кварта, но звучит она по-другому. Думаю, вы уже догадались, что интервал Фа-Си — это Увеличенная Кварта. Однако ее звучание очень характерное и не похоже на другие интервалы, поэтому для нее придумали отдельный термин – «Тритон».
Поменяем ноты Фа и Си местами — получим интервал Си-Фа. Он охватывает 5 ступеней, что свойственно Квинте, но звучит как Тритон. Не трудно догадаться, что интервал Си-Фа – это Уменьшенная Квинта.
Вывод: Когда мы видим в нотах интервал из 3 тонов, мы можем определить что это – Увеличенная Кварта, или Уменьшенная Квинта. Если интервал только слышим, можно сделать один вывод – это Тритон.
Составные интервалы
Составными называются такие интервалы, которые состоят из двух простых – Октавы и еще одного любого простого интервала. Составных интервалов всего 7 и все они шире Октавы. Так же как и простые интервалы, составные получили свои названия на латинском языке, а их перевод обозначает количество ступеней, которые они охватывают:
- 9 – Нона (интервал в 9 ступеней)
- 10 – Децима (10 ступеней)
- 11 – Ундецима (11 ступеней)
- 12 – Дуодецима (12 ступеней)
- 13 – Терцдецима (13 ступеней)
- 14 – Квартдецима (14 ступеней)
- 15 – Квинтдецима (15 ступеней)
Рассмотрим эти интервалы подробнее.
Нона – интервал из 9 ступеней. Проще будет считать, прибавляя к Октаве второй интервал: возьмем Октаву До-До и прибавим Секунду:
Так как мы использовали Большую Секунду, то получилась Большая Нона.
Чтобы сделать Малую Нону, к Октаве будем добавлять Малую Секунду:
Децима – Октава + Терция. Децима так же может быть Большой и Малой.
Ундецима – Октава + Кварта.
Дуодецима — Октава + Квинта.
Терцдецима — Октава + Секста.
Квартдецима – Октава + Септима.
Квинтдецима – Октава + Октава.
Как видите, составные интервалы так же делятся на Большие, Малые и Чистые. Таким же способом, добавляя полтона или отнимая, можно получить Увеличенный или Уменьшенный составной интервал.
А теперь послушайте, как звучат составные интервалы:
Как научиться отличать интервалы
Может быть вам сейчас кажется, что отличать интервалы на слух способны только «избранные». Но это не так, поверьте. Все мы более-менее в равных условиях, потому что за музыкальный слух отвечает конкретная часть мозга. Она есть у каждого, но у некоторых людей более развита. Тем не менее, музыкальный слух – это скорее навык, чем дар. Его можно тренировать и развивать, а при правильном подходе результат появится довольно скоро.
Чтобы научиться отличать интервалы на слух, нужно проделать несколько шагов. И первое что мы сделаем — поделим интервалы на 2 группы: консонирующие и диссонирующие. Напомню, что консонанс — это приятный звук, который хорошо «ложится на ухо». Диссонанс – резкий, неприятный звук.
Первый шаг.
Учимся отличать диссонанс от консонанса на слух. взгляните на таблицу и сравните звучание этих интервалов.
Консонансы:
Диссонансы:
Второй шаг.
Учимся определять как близко друг к другу расположены звуки. Сравните несколько интервалов с разной степенью удаленностью звуков.
Секунда — звуки тесно связаны друг с другом:
Кварта — звуки удалены друг от друга на среднее расстояние:
Септима — звуки расположены очень широко:
Третий шаг.
Придумываем ассоциации. Лучше всего, если вы сможете закрепить за конкретным интервалом знакомую песню или мелодию. Например, песенка «В лесу родилась елочка», начинается с Большой Сексты:
А гимн Российской Федерации начинается с Кварты:
Такие ассоциации можно подобрать практически к каждому интервалу. Я предложу вам свои ассоциации, но вы можете использовать свои.
Прима – Свадебный марш
Малая Секунда – «К Элизе»
Большая Секунда – «Вальс собачек»
Малая Терция – «Оле-Оле»
Большая Терция – «Чижик Пыжик»
Чистая Кварта – «В траве сидел кузнечик» , Гимн РФ
Чистая Квинта – Танец маленьких лебедей
Малая Секста – «Прекрасное далеко»
Большая Секста – «В лесу родилась елочка»
Малая Септима – Танго
Большая Септима – «Sleepy Shores»
Чистая Октава – «Утиные истории»
Если у вас возникает какая-то своя ассоциация при звучании интервалов, это даже лучше. Это не обязательно должна быть какая-то часть популярной песни. Возможны и другие фантазии. Например, в музыкальной школе предлагают представить ёжика, когда звучит Малая Секунда. Она и правда «колючая», поэтому это сравнение хорошо работает. Терции похожи на голос кукушки. Большая Терция – веселая кукушка, а Малая – грустная…
Заключение
Чтобы научиться слышать и отличать интервалы, нужно:
- Услышать консонанс это или диссонанс
- Близко звуки расположены или широко
- Привязать ассоциацию к каждому интервалу и привыкнуть к ней.
- Тренировать слух на гармонических и мелодических интервалах
Я надеюсь, данная статься принесла вам пользу и теперь вы знаете что такое интервалы в музыке, а так же поняли как научиться их отличать и запоминать.
Ну а на сегодня все. Если возникли вопросы, пишите в комментариях, вместе найдем решение. Подписывайтесь на мой youtube канал и добавляйтесь в группу вконтакте. До новых встреч!
Что такое терция в музыке — музыкальный интервал в 3 ступени
Терции нужны чтобы звучание было качественным и разнообразным. Невозможно представить музыку без такого музыкального интервала как терция.
Видео
«Его тонкий голосок, почти фальцет, был неистощим, пел он на терцию выше хора и так комически жалобно произносил радикальные слова, что и публика и даже некоторые из хористов начали смеяться. »
Горький Максим, Жизнь Клима Самгина, 1936 г.
Смотрите видео как играть терции на гитаре
Что такое терция простыми словами?
Терция — это интервал в музыке, ширина которого составляет 3 шага. Обозначается терция цифрой три (3).
-
Задать вопрос репетитору
Роль терции в музыкальных интервалах
Терция — это музыкальный интервал длиной в 3 шага
Чтобы понять что такое терция, для начала необходимо изучить базовые понятия музыкальных интервалов и их роль в музыке
-
Музыкальный интервал — это то, как звуки соотносятся по высоте.Базовых интервалов восемь: 1. Прима; 2. Секунда; 3. Терция; 4. Кварта; 5. Квинта; 6. Секста; 7. Септима; 8. Октава. При записи для обозначения данных интервалов используются цифры.
-
Интервалы бывают простые и сложные.Простым интервалом называется расстояние между двух звучащих нот в пределах одной октавы. Сложные интервалы не ограничиваются одной октавой.
-
Интервалы разделяют на мелодические и гармонические.Отличие мелодического от гармонического интервала состоит в том, что при мелодическом интервале играют ноты последовательно, а при гармоническом — одновременно. Мелодические интервалы в свою очередь делятся на восходящие и нисходящие: последовательность нот, звучащих снизу вверх или сверху вниз соответственно.
-
Для чего используют интервалы в музыке?С помощью интервалов мелодии придаётся выразительность и оттенок: минорный или мажорный в основном.
-
Интервалы могут давать консонанс и диссонанс.Консонанс — это когда звучащие звуки хорошо сочетаются друг с другом, имеют слаженное и гармоничное звучание. Диссонанс же напротив — имеет резкое звучание и звуки, входящие в диссонанс гораздо в меньшей степени согласуются друг с другом. К диссонансам относят интервалы секунда и септима. Все остальные интервалы принадлежат к консонансам: совершенные — квинта и кварта (чистые); несовершенные — большие и малые терции, и сексты; абсолютные — чистые прима и октава.
-
Относительно тона можно выделить чистые, малые, большие, уменьшенные и увеличенные интервалы.Чистые – прима, кварта, квинта и октава. Малые – секунды, терции, сексты, септимы. Большие – также секунды, терции, сексты, септимы. Примеры обозначения: малая терция — м.3; большая септима — б.7; чистая кварта — ч.4.
Узнайте больше о музыкальной грамоте на пробном бесплатно мзанятии
Зачем нужно знать что такое терция в музыке?
Роль терций очень важна, как и других музыкальных интервалов.
Если знать что такое терция
Вы сможете использовать это знание при игре на гитаре
Терции помогают строить аккорды
Важно понимать основы построения аккордов
Постарайтесь запомнить как звучит терция
При должном усердии на занятиях, можно легко различать терции на слух
Виды терций
Разновидности терции — какие бывают терции в музыке
4 основных вида терции, которые часто встречаются в музыке и являются основой для понимания других интервалов
Большая терция
Большой терцией (б.3) называют интервал длиной в 3 ступени, что содержит 2 тона. Большая терция входит в большое мажорное трезвучие. А по впечатлению от звучания порой может заменять его.
Малая терция
Малой терцией (м.3) называют также интервал гириной в 3 ступени, но уже содержит в себе полтора тона 1,5. Является составной частью малого минорного трезвучия. Также иногда может заменять звучание.
Увеличенная терция
Увеличенной терцией называют интервал в 3 ступени, в 2,5 тона. По сути увеличенная терция равна чистой кварте. Строится на II пониженной ступени мажора и минора.
Уменьшённая терция
Уменьшенной терцией называют также интервал в 3 ступени, в котором содержится 1 тон.Равен большой секунде. Строится вокруг устойчивых ступеней мажора и минора.
Записывайтесь на пробный бесплатный урок по гитаре
На пробном занятии вы можете познакомиться не только с тем что такое терция, но и изучить другие аспекты музыкальной грамоты и сольфеджио.
Приведём некоторую статистику по терциям
Надеемся вы теперь знаете что такое терция. А как же другие гитаристы?
82
%
Учеников сразу с первого раза понимают что такое терция
82
%
Музыкантов отличают интервалы на слух с высокой точностью
82
%
Терции нужны в освоении музыки и музыкальной грамоты
82
%
Являются важной составляющей обучении сольфедио
Терции и уроки игры на гитаре с нуля
Как научиться играть терции на гитаре
Вы можете научиться играть и различать терции на гитаре уже сейчас, в отличие от других гитаристов, которые ещё только хотят научиться музыкальной грамоте. Чтобы записаться на пробный бесплатный урок по терциям и др сольфеджио, необходимо:
-
оставить заявку; -
обсудить время урока; -
назначить преподавателя; -
время занятия 45 минут; -
написать отзыв об уроке.
Начните играть на гитаре уже сегодня!
Также доступны платные форматы занятий на гитаре в виде:
-
поурочных занятий; -
проведение обучающего курса Drop-C; -
занятия в системе E-Standard онлайн; -
курс элетрогитары с нуля; -
бас-гитара с нуля для начинающих.
Если возникли вопросы, задайте их преподавателю по гитаре.
Оставить заявку на обучение гитаре
Задать вопрос преподавателю, проконсультроваться по любому гитарному вопросу
Форма успешно отправлена. Нажмите на ссылку, чтобы отправить ещё
одно сообщение.