Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист
17 декабря 2020
Книги
Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.
В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».
Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.
А между тем без них никак не обойтись.
Откуда берутся идеи
Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.
Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.
Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.
Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.
По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.
Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.
Идеи для сюжета
Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.
У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.
Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.
Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.
Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.
Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.
На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.
На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».
Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.
Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.
- Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
- Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
- Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
- Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
- Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
- Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
- Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
- Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.
Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».
Талант не главное
В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.
Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.
В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.
С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.
Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.
Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.
Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.
Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.
Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.
Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.
Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.
Купить книгу
Автор: Алеск Блум
Источник: статьи
Как найти тему для сценария рассказывает продюсер Алекс Блум.
Бывает так, что сценарий, вроде бы, действительно хорош: яркие персонажи, продуманные диалоги, интересный сюжет и… чувство незавершенности. Будто чего-то не хватает.
Лейтмотив, или, как дословно пишет автор, «тема» сценария – это этическая проблема, которая лежит в основе вашего произведения. Джон Огаст («Экстази», «Крупная рыба», «Ангелы Чарли») считает «тему» сценарным ДНК, и, я думаю, это хороший подход. Тема может рассматриваться как основополагающая для строительных блоков ДНК, на которых зиждется сюжет, персонажи, сцены и все остальное.
Очень многие рекомендуют оставить где-то на черновике главную мысль и вопрос сюжета, мол, не от этого надо отталкиваться. Но в этом, как мне кажется, и кроется причина непоследовательности и разрозненности многих фильмов.
Я же предпочитаю сначала прорабатывать основную линию, а потом работать над персонажами и детализацией сюжета.
Если я не продумаю основу своей истории, если у сюжета не будет ДНК, то как я вообще могу знать, что в ней должно случиться, и как эволюционируют характеры героев.
Давайте пошагово разберем, как определить главную тему сценария и взять ее за основу.
Фрагмент сценария для фильма Крупная рыба
Чтобы найти основную тему для сценария возьмите все то, что у вас уже есть в основе сценария: идея, логлайн, сюжетные линии и так далее и рассортируйте по тематикам.
По сути, нужно «сделать к ним хэштеги»: «любовь», «месть», «страх», «эмоции». Все что уже есть у вас в качестве заготовки для основного текста теперь будет в одной из тематических категорий или в нескольких.
Так вы сможете выявить несколько основных тем. Например, фильм «Эта замечательная жизнь» затрагивает тему любви, семьи, свободы, денег, власти.
Определив, каких тем в сценарии больше всего или какая основная. будет легче понять, какой ключевой вопрос в вашем произведении.
Каролин Граймс, в роли Зузу и Джеймс Стюарт, в роли Джордж Бейли в фильме «Это замечательная жизнь» © 1946
После того, как вы уже определили для себя несколько категорий, пришло время преобразовать их в актуальную тему. Можно сформулировать ее в виде риторического вопроса, например: «Могут ли деньги заменить счастье?» Можно наоборот, сразу конкретизировать: «Деньги не сделают счастливым». Если тема вам понятна, и на этом этапе вы понимаете, что ваша идея слабовата, попробуйте сгенерировать другую идею >>>>>
Продумывая тему, не нужно изобретать колесо. “Деньги не купят вам счастья”, например, главная тема в «Фарго», но это вовсе не значит, что от нее стоит отказываться. Наоборот, именно так и надо ее формулировать, если чувствуете, что рассказать хотите именно об этом. Да и вообще, когда пытаетесь найти тему для сценария, не высасываете ее из пальца, лучше взять простую и известную. Проверенная тема точно найдет отклик у зрителя.
После того, как вы разобрались с базовой идеей вашей темы, пришло время добавить три главных персонажа из вашего сценария — главного героя, антагониста и персонажа который их связывает или стимулирует развитие конфликта.
Конечно, по мере появления героев тема может несколько видоизменяться, но волновать вас это не должно — это просто более точная формулировка ваших мыслей, то самое «копание глубже».
Фрэнсис Макдорманд, в роли Мардж Гандерсон в фильме « Фарго» (1996)
Для начала нужно понять, как главный герой будет решать основную проблему произведения, соответствовать ей и решать ее.
Вы, вероятно, уже знаете и понимаете, что главный герой на протяжении всего действия должен расти и совершенствоваться, не стоять на месте. Часто он борется с собой, пытается стать лучше, осознать и исправить свои ошибки, чтобы в конце стать улучшенной версией себя.
Раскрытие главной темы сюжета неразрывно связано со становлением личности главного героя, с его преобразованием из потерянного, пустого или просто безликого персонажа в сильного духом и преодолевшего свои невзгоды. Возможно, конечно, именно у вас это будет происходить иначе, это лишь стандартный ход развития сюжета. Однако, у этого стандартного хода есть четкий план, и выглядит он так:
Действие 1: позиция главного героя совершенно противоположна постановке ключевого вопроса вашего сюжета (то есть, в случае с «деньги не сделают вас счастливцем», главный герой бы считал, что в деньгах и есть счастье).
Действие 2: главный герой начинает сомневаться в своей правоте в этом ключевом вопросе, но все еще сопротивляется и пытается гнуть свою линию.
Действие 3: главный герой, наконец, осознает истину, полностью принимает её, все становится на свои места.
Сияние ( 1980 )
- «На обочине»
Ключевой вопрос: чтобы любить кого-то, вы должны быть эмоционально зрелыми.
Майлз не думает об этом в первом акте, но учится принимать эту истину в конце третьего сюжета.
- «Эта замечательная жизнь»
Ключевой вопрос: надо уметь получать радость от каждой мелочи, происходящей в жизни.
Опять же, эта мысль обходит Джорджа Бейли стороной в начале фильма, но к концу на него находит прозрение.
- «Матрица»
Ключевой вопрос: вера в себя и в свои идеи.
Нео понятия не имеет, что нужно верить в себя, чтобы полностью себя реализовать, пока он работает в офисе в начале фильма, в третьей части узнает, что он избранный и побеждает «зло».
- «Фарго»
Ключевой вопрос: делают ли деньги счастливым?
В первой части Джерри игнорирует эту простую человеческую истину, однако, в конце осознает свою неправоту.
- «Сияние»
Ключевой вопрос: человеческая натура несовершенна, поэтому удержаться от повторного совершения ошибок невозможно.
Джек пытается отрицать это, однако к концу фильма смиряется.
«Сияние» ( 1980)
Как правило по ходу фильма главный герой меняется, и за этими изменениями и интереснее всего наблюдать зрителю.
Поэтому в начале фильма он может быть неполон, слаб, неуверен в себе, а значит, скорее всего его ответ на ключевой вопрос произведения будет полной противоположностью того, что предлагает автор.
Р.S. Правда не все герои меняются, например комедийные персонажи или подобные Джеймсу Бонду герои франшиз в жанре Боевик или Приключения.
Тем не менее, начинающим сценаристам лучше сначала научиться работать с изменениями в герое, а потом экспериментировать.
Шарлиз Терон в роли Мэвис Гэри в «Бедная богатая девочка» © 2011
Герой-антагонист имеет противоположные ценности и получает другой опыт от ситуации, в которую сценарист помещает главного героя.
Поэтому поначалу они с главным героем примерно на равных, однако, следуя разным паттернам, расходятся в разные стороны от начальной точки.
И часто это противоположное движение, это желание противостоять «добру» настолько в них, отрицательных героях, укореняется, что злодеи теряют возможность развития.
Например, Поттер («Эта замечательная жизнь») остаётся столь же жестоким, как и в начале, Карл и Гир умирают в конце «Фарго» теми же в точности личностями, какими они были в начале, и отель «Оверлук» остаётся каким был навсегда. Но это не значит, что когда вы ищите тему для сценария и разрабатываете антагониста ему не нужно уделить столько же времени, сколько главному герою.
Если вы хотите больше разобраться в особенностях создания антагониста, у нас есть материал как создать злодея >>>>>
Пол Джаматти, в роли Майлза и Томас Хейден Черч в роли Джека в «На обочине»
Такой персонаж в сценарии обычно служит не только поводом для конфликта, но еще и помогает раскрыть личность главного героя больше, показать всю ее многогранность.
Давайте для простоты назовем его «персонаж-конфликт». Так вот, часто случается так, что «персонаж-конфликт» является любовью первостепенного героя, и почти всегда этот персонаж не активно проявляет себя. А значит и отношение его к главной теме фильма, его личностный рост и проблемы не особо-то и значимы.
Надо понимать, что оба второстепенных персонажа — и злодей и так называемый нами «персонаж-конфликт» (кстати, тут надо добавить, что конфликт он будет порождать не обязательно между кем-то и кем-то, он может создавать внутренний конфликт в главном герое, например) — оба влияют на главного героя.
Но если последний помогает протагонисту убедиться в собственной значимости, переоценить ценности и прочее, то злодей лишь оттеняет этот путь к свету, служит противопоставлением.
Кэрри-Энн Мосс в роли Тринити в фильме «Матрица» © 1999
Когда вы пройдете все пять шагов, и подробно опишите характеры главного героя и двух вспомогательных, вам будет намного проще аргументировать значимость и драматичность того самого ключевого вопроса вашего сценария, о котором было сказано в начале.
И давайте будем честными, конечно же куда интереснее придумывать неожиданные повороты сюжета вовлекаясь в отношения и интересы героев, чем подгонять все под один какой-то ключевой вопрос, наполненный философским смыслом.
Однако, проблема в том и заключается, что свобода действий в данном случае может привести к тому, что сюжет перестанет быть связным и вести от начала к какому-то логическому завершению, стать просто набором каких-то действий.
В этом и заключается главная ошибка многих сценаристов — сюжет остается сырым и непродуманным, ибо в попытках смастерить то интересный диалог, то неожиданный поворот они расплескивают главную мысль, и так и не доносят до зрителя.
Матрица ( 1999)
Отсюда и появляется ощущение незавершенности. Не повторяйте этих ошибок!
Очень важно научиться все совмещать — и целостность идеи, и развитие личностей героев, и интересность событий и диалогов.
Тогда ваш сценарий будет ярким, динамичным и наполненным. И, может, этот процесс самоконтроля не самый увлекательный в деятельности сценариста, однако необходим.
Пока у вас не будет найдена и проработана тема для сценария, вы не расскажете о чем-то глубоком, важном, очень человеческом или насущном, вам не удастся заинтересовать продюсеров, агентов и менеджеров и убедить в значимости вашего сценария.
Ну и, как известно, чтобы учиться, обязательно изучать хорошие работы других сценаристов. У нас есть как сценарии, переведенные на русский язык, так и работы на языке оригинала в библиотеке сценариев >>>>>
Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.
Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.
Как придумать идею для книги
Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки
Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.
Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.
На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.
Ингредиенты
-
Протагонист
Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.
-
Антагонист
Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.
-
Дейтерагонист
Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.
-
Массовка
Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.
-
Сеттинг
Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.
-
Главная мысль
Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?
-
Конфликт
Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.
Рецепт
Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:
Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.
В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.
Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.
Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.
На курсе
«Как писать прозу»
разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.
Как призвать музу и зарядиться креативом
Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.
Дорожная карта поиска вдохновения
-
Любимое занятие
Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.
-
Прогулка
Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.
-
Смена обстановки
Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.
-
Чтение книг
Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.
-
Просмотр фильмов
Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.
-
Воспоминания
У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.
-
Информационное поле
Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.
Чек-лист по созданию уникального сюжета
5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:
-
Включите фантазию
Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.
-
Используйте возможности художественного допущения
Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.
-
Узнавайте новое
Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.
-
Обратитесь за помощью к миру сновидений
Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.
-
Поищите огонь в себе
Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.
Как писатели придумывали сюжеты
Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.
Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.
Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.
На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.
Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».
В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.
Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.
Что еще почитать по этой теме:
Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву
Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.
Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.
С черновиком произведения можно поступить так:
-
Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.
-
Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.
-
Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.
-
Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.
-
Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.
Мечтаете стать писателем?
Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.
В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.
Download Article
Download Article
You’re ready to write that short story or novel you’ve been eager to start, but there’s one problem: you’re not sure what to write about. Don’t worry—ideas for incredible stories are all around you if you know where to look. To help you out, we’ve put together all kinds of different ways you can find great story ideas when you need a little inspiration.
Writing Help
-
1
Browse the internet for news items. The news can inspire many ideas, especially if the news items provoke feelings of joy, anger, annoyance, compassion, and so on.
- Bookmark or keep copies of news items that you like, for future reference.
-
2
Look online for a list or writing topics. You can find plenty of topics that you would have never thought of by searching websites, search engines and article sites.
- Look for listicles which list many different things for each topic of interest to you.
Advertisement
-
3
Watch your favorite video clips, movies or other video material online. Go to your country’s archives to find films about the past as a great source of historic inspiration.
-
4
Visit the question/answer sites like Quora or WikiAnswers. It’s the place where people expose their most hidden issues they wouldn’t even reveal to their spouses or parents. You can read psychological or material issues you would never think people can have. Search on the site using keywords, you will find some stories related to yours. Only focus on the questions; the answers are far less interesting.
Advertisement
-
1
Look around your home. Do you see anything with a story behind it? Like that necklace grandma gave you, or the blue ribbon for the soccer tournament? Put that story down on paper.
-
2
Look around outside.[1]
For example, if you live in a nature filled place, take a look at the leaves and how they sway in the wind and those small, delicate butterflies that flutter from flower to flower. Writing down notes of what you see, touch, taste, hear and smell will help you on the road to coming up with a new story idea.- You can do that even if you live in a large urban area, as there’s always inspiration to be drawn from human interactions as well.[2]
- If possible, travel to a place that you’ve never been before. Doing something different can inspire you to create a new story.[3]
- You can do that even if you live in a large urban area, as there’s always inspiration to be drawn from human interactions as well.[2]
-
3
Watch random people walk down the street and write a pretend life story for them. It may seem strange, but you never know where doing this might lead by way of a character leading a curious life. If there aren’t people around, try Googling up pictures of random people and using them instead.
- Try people watching when at your favorite coffee shop or while waiting for a bus. [4]
- These don’t have to be stories that take forever to write, either. You can just quickly jot down ideas or doodle things that interest you or that you think would make for a good story.
- Try people watching when at your favorite coffee shop or while waiting for a bus. [4]
Advertisement
-
1
Use pause when you listen to a story. When you read a book, watch a movie alone or view videos on YouTube, take the habit to pause at the most confusing moment. At this moment, try to guess the following. Search as many versions as possible. When you resume the story, your version is sometimes more original than the official ending. It’s not plagiarism if the idea is different. You can also adapt your new ending to your story, change the names, the place. Eventually, it will be a completely different story.
-
2
Don’t get frustrated when you listen to a story (serendipity). Sometimes, you see a trailer movie and you think «Wow! This concept is so original!» You go to see the movie and you discover that the concept is completely another one… Don’t be frustrated! It means that you have found an original idea! Don’t lose it.
-
3
Use the news headlines for inspiration. Find a striking and interesting article that catches your eye, and write about it.
-
4
Listen to conversations. Snippets of conversation can be incorporated into your story.
-
5
Listen to a song and really pay attention to the lyrics.[5]
How does the song make you feel? Happy? Sad? Write about a character you can create from these lyrics, or just write about how it makes you feel. -
6
Sometimes, just writing the title of a future story will make your words flow and create an impressive story.
-
7
Write fan-fiction. Incorporate your favorite band or singer into it and write about their crazy, funny or sad antics. You could write about your interpretation of how a certain song came to be. There are many fan-fiction websites that you can then post your story on, and get reviews.
-
8
Look through a magazine or borrow some magazines from the library. Flip through the pages and see what you find. Embarrassing moments? Incorporate them into a story. Problem/help pages in the magazine? You can use one of those problems for your characters’ problem(s) and complications.
-
9
Look at pictures/photos of people. Imagine what their name is, who they are, their life story etc. Write about who they really are.
- If you want to write fantasy stories, try playing with fantasy-themed jigsaw puzzles. As you combine the pieces, you may draw some inspiration for your writing![6]
- If you want to write fantasy stories, try playing with fantasy-themed jigsaw puzzles. As you combine the pieces, you may draw some inspiration for your writing![6]
-
10
Take your real life experiences and incorporate them into your story. Or you could write an auto-biography!
-
11
If writing with a pen and paper and not on a computer, having the right stationery can actually improve your writing. You can’t expect to use your full writing potential by writing on pre-scribbled paper with a really crummy pen, can you?
-
12
Write about your dreams and wildest fantasies coming to reality (don’t worry, you can change the names!).
-
13
Make a mind map. Mind maps are great for organizing information about characters and events, especially if you are more of a visual person.
-
14
Watch TV, with a notebook or laptop on hand, and study the people, TV shows and commercials you see. TV can actually bring inspiring ideas to mind. Study the people on the commercials, and think of their life after the commercial has passed.
-
15
Write about your favorite book or movie. Was it a certain type of character or a setting? Try incorporating similar elements into your own story.Just be sure you don’t plagiarize, if you plan on showing your story to others.
-
16
Prepare ideas from a diary or journal — if you had one. Look through previous entries. Find something in there that you can incorporate into your story.
-
17
Try free-writing, it only takes about ten minutes a day. Basically, you write non-stop for 10-20 minutes, writing about whatever comes to mind. Don’t make corrections as you write, and just keep writing, even if you have to write, ‘I don’t know what to write’ until you can write something else.
-
18
Make an exquisite corpse. This is a really good writing activity that can strike up ideas with your friends or family when bored. (- denotes a new line). Grab a piece of paper, and write three lines about something (eg. Once upon a time, there lived a bird — named Andy. Andy loved fishing, because — he loved eating). Then fold the first two lines so only the third line is visible (e.g he loved eating) and then pass it to another person to continue. (e.g he loved eating walnuts- in the summer breeze. Suddenly- a huge beast from the) Keep continuing this until the page is filled. When you read back what you have wrote, you will most likely be having fits of laughter; it’s very amusing.
-
19
Think of an event that has happened in your life recently, or maybe something that happened a long time ago. How did it affect you? Did it have a lasting impression, or even impact? Jot down your thoughts and try crafting a story from that.
- If you had an awesome adventure or a special event that had an impact on your life, you could use this as a story idea.
- You could also try going back to some childhood activities you used to do. Getting in touch with your past self is a way to understand your motivations and to remind yourself of why you started writing in the first place.[7]
-
20
Write about the dream you had last night. The plotlines for numerous famous stories and novels were hatched in the dreams of their author’s. It may seem unlikely, but your dream could become a bestseller someday!
- Keeping a journal and pen on your night stand right before you go to sleep is helpful. If you have an insane dream that you must write down, grab your journal and start writing.
- The dreams don’t have to be recent. They can also be ones that you remember from your childhood or many moons ago.
-
21
Always carry a small notebook or a handheld computer with you so whenever inspiration strikes, you will be ready to record it and always have ideas for stories. Remember, you might not use a paragraph that you have written now, but who knows, in ten years time it might turn out to be the perfect ending for a story of yours.
-
22
Try random words or phrases. For example: a secret diary, a squishy banana and a sneaky babysitter. Take your three phrases or words and try to make a story out of it. You’ll never know how it will turn out if you don’t try!
-
23
Choose a genre to be inspired by. The type of story you choose to write about must be developed around a certain genre and is the most important part of coming up with a story. Whether it’s a romance, teen fiction or a thriller, selecting the genre may be a good source of inspiration for more ideas.
-
24
Even when short on ideas, there are still things to write about! I remember an author visited my primary school and was talking to us about a new novel he wrote (I forget his name and what it’s called!). He said he was just sitting down at a cafe (I think) with a notebook and pen in his hand, thinking of something to write… when he came up with the idea of a boy who never knew what to write, until he borrowed a strange pen off a boy who was an excellent writer, and when he used that pen his writing became very different.
-
25
Transfer all of your story ideas onto a laptop, computer or a notebook.
Advertisement
Add New Question
-
Question
How can I find a great idea for my book?
Try reading more books. Spend time listening to music and pay attention to the lyrics. Sit down with a notebook, and write everything that comes to your mind.
-
Question
How do I write my own story and not copy someone else’s?
Think of an original and interesting idea. Come up with characters, environments, and an interesting storyline. Discover what the conflict will be, or what the main objective of certain characters are. A good story will always have likable characters and complexity to it. You must be creative.
Ask a Question
200 characters left
Include your email address to get a message when this question is answered.
Submit
Advertisement
-
When using a computer or laptop, it’s a good idea to back up all of your stories and story ideas just in case your computer crashes (or you accidentally delete your files).
-
Write story titles and then a quick plot on what you want to happen. Then, later on when you have ideas, see what fits with that plot.
Advertisement
-
Don’t stare at your paper or computer screen for too long hoping to get ideas. Instead, do things, such as taking a walk or reading a book. Good ideas pop up when you’re least expecting it!
Advertisement
Things You’ll Need
- A laptop or computer (optional)
- A notebook and pen
References
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
- ↑ Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
About This Article
Thanks to all authors for creating a page that has been read 141,942 times.
Reader Success Stories
-
«I am writing a book with my best friend, and I was having writer’s block, and I looked at this followed the…» more
Did this article help you?
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Если вы желаете написать хороший рассказ, который, возможно, даже опубликуют, следующие советы помогут вам подыскать хорошую тему.
-
1
Посещайте сайты, форумы и прочие интернет-сообщества, работающие в режиме «вопрос-ответ». Там люди порой задают вопросы и просят совета о самых потаенных сторонах своей жизни, которые не стали бы обсуждать даже с родителями или супругами. Вы можете узнать о таких психологических или материальных проблемах, каких даже представить себе не могли. Используйте ключевые слова для поиска по сайту, чтобы найти истории на интересующую вас тему. Сконцентрируйтесь только на вопросах; ответы — это далеко не так интересно.
-
2
Ставьте историю на «паузу». Когда вы читаете книгу или смотрите в одиночестве видео YouTube либо фильм, прерывайте чтение или просмотр на самом интересном месте и пытайтесь угадать, что будет дальше. Придумывайте как можно больше версий. Когда вы дочитаете или досмотрите до конца, то можете обнаружить, что ваша идея была оригинальнее, чем у автора. Если идея отличается, это не плагиат. Можете использовать ее для рассказа, изменив имена, место действия, другие детали. В конечном итоге у вас получится совершенно другая история.
-
3
Никогда не разочаровывайтесь, если ваши ожидания не оправдались. Бывает, что вы смотрите трейлер фильма и думаете: «Ух ты! Какая оригинальная задумка!» А потом вы смотрите фильм и обнаруживаете, что задумка была совсем не такая, как вы ожидали. Не огорчайтесь! Это означает, что вы придумали собственную оригинальную идею. Воспользуйтесь ею.
-
4
Поищите идею в заголовках новостей. Найдите яркую интересную статью, которая сразу привлекает внимание, и напишите на ту же тему.
-
5
Слушайте разговоры. Вы сможете включить фрагменты этих бесед в свой рассказ.
-
6
Послушайте песню и обратите внимание на ее слова. Какие чувства она у вас вызывает? Радость? Грусть? Просто опишите свои переживания или придумайте персонажа на основании текста песни.
-
7
Иногда достаточно просто написать заголовок вашего будущего рассказа, и слова польются сами. В результате у вас может получиться отличное сочинение.
-
8
Пишите в жанре фанфикшн (любительские литературные сочинения по мотивам популярных романов, кинофильмов, телесериалов). Придумайте рассказ о безумных проделках вашего любимого персонажа, актера или музыканта. Вы можете написать вашу версию создания той или иной песни. Существует множество сайтов, посвященных жанру фанфикшн, на которых вы сможете опубликовать свои сочинения и получить отзывы читателей.
-
9
Просмотрите журналы. В некоторых библиотеках можно взять старые выпуски изданий. Просто полистайте страницы и просмотрите их содержание. Нашли скандальную историю? Возьмите ее за основу вашего рассказа. В журнале есть страницы вопросов и ответов подписчиков? Сделайте одну из описанных проблем дилеммой вашего персонажа.
-
10
Рассматривайте фотографии незнакомых людей. Постарайтесь представить, как их зовут, кто они такие, каков их жизненный путь. Опишите их в своем рассказе.
-
11
Положите в основу вашего сочинения ваш собственный жизненный опыт. Или напишите автобиографию!
-
12
Если вы пишете не на компьютере, а ручкой на бумаге, пользуйтесь качественными принадлежностями. Вам будет трудно реализовать свой творческий потенциал, пользуясь плохенькой ручкой и мятой бумагой.
-
13
Напишите об осуществлении ваших желаний и самых смелых фантазий. Не волнуйтесь, имена можно изменить!
-
14
Создайте ассоциативную карту. Она поможет организовать информацию о персонажах и событиях, особенно если у вас преобладает визуальное восприятие.
-
15
Смотрите телевизор с ноутбуком или блокнотом под рукой и изучайте людей в передачах, сериалах и рекламе. Телевидение может подкинуть вам немало идей. Например, попытайтесь представить себе характеры персонажей рекламного ролика и их жизнь после его окончания.
-
16
Если вы ведете или вели дневник, пролистайте ваши старые записи. Поищите в них темы и идеи для вашего рассказа.
-
17
Практикуйте фрирайтинг. Это займет всего около 10 минут в день. Просто записывайте все, что приходит на ум, не отвлекаясь, в течение 10–20 минут. Не нужно исправлять ошибки и корректировать текст. Просто записывайте, не останавливаясь, даже такие вещи, как «я не знаю, о чем писать», пока к вам не придет вдохновение.
-
18
Поиграйте в «чепуху». Это отличный способ отыскать новые идеи и весело провести свободное время с семьей или друзьями. Возьмите лист бумаги и напишите на нем три строчки на любую тему. Например: «Жила-была птичка-невеличка» — «по имени Матильда. Она любила рыбачить, потому что» — «она любила покушать». Затем сложите лист так, чтобы была видна только последняя строчка — «она любила покушать» — и передайте его следующему человеку. Он напишет, например: «Она любила покушать орехов» — «на лесной опушке. Но однажды» — «из лесу появился огромный…» Продолжайте писать, пока не испишете весь лист. Чтение получившегося текста доставит вам немало веселья. (Еще один вариант игры в «чепуху»: взять столько листов бумаги, сколько человек играет, и писать по очереди по одной строчке, загибая лист, прежде чем передать его дальше. Чтобы текст получился более-менее связным, пусть каждая строка отвечает на определенный вопрос: когда, где, кто, что сделал, кого встретил, что сказал, что ему ответили, чем дело кончилось, что люди сказали. Этот вариант, возможно, менее оригинален, но зато у вас будет сразу несколько историй — и кто знает, какие курьезные моменты из них вам пригодятся?)
-
19
Всегда носите с собой небольшой блокнот, смартфон или портативный компьютер, чтобы записывать внезапно возникающие идеи. Вы не обязательно вставите придуманный пассаж в рассказ, над которым работаете сейчас. Но, кто знает, возможно, спустя несколько лет он как нельзя лучше впишется в ваше новое сочинение.
-
20
Даже если вам не приходят на ум новые идеи, всегда можно о чем-то написать. Я помню, как к нам в начальную школу пришел писатель и рассказал нам о своем новом романе (я не помню ни его имени, ни названия романа!). Он рассказал, что просто сидел в кафе с блокнотом и ручкой, размышляя, о чем бы написать… как вдруг ему на ум пришла идея написать о мальчике, который не знал о чем писать, пока не одолжил странную ручку у хорошего писателя. И когда он стал пользоваться этой ручкой, он стал писать замечательные рассказы.
-
21
Записывайте любые ваши идеи в компьютер или блокнот.
Реклама