(a > 0) (коэффициент (a) положительный) |
(a < 0) (коэффициент (a) отрицательный) |
|
|
|
|
Ветви параболы направлены вверх |
Ветви параболы направлены вниз |
|
Функция убывает, если x∈(−∞;0 , возрастает, если x∈0;+∞ |
Функция возрастает, если x∈(−∞;0 , убывает, если x∈0;+∞ |
|
Наибольшее значение функции: нет |
Наибольшее значение функции: (y = 0) |
|
Наименьшее значение функции: (y = 0) |
Наименьшее значение функции: нет |
|
Функция положительная ((y > 0)), если x∈(−∞;0)∪(0;+∞) (график находится выше оси (Ox)) |
Интервалы, в которых значение функции положительное: нет |
|
Интервалы, в которых значение функции отрицательное: нет |
Функция отрицательная ((y < 0)), если x∈(−∞;0)∪(0;+∞) (график находится ниже оси (Ox)) |
Функция вида , где
называется квадратичной функцией.
График квадратичной функции – парабола.
Рассмотрим случаи:
I СЛУЧАЙ, КЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАБОЛА
, то есть
,
,
Для построения заполняем таблицу, подставляя значения x в формулу:
Отмечаем точки (0;0); (1;1); (-1;1) и т.д. на координатной плоскости (чем с меньшим шагом мы берем значения х ( в данном случае шаг 1 ), и чем больше берем значений х, тем плавнее будет кривая), получаем параболу:
Нетрудно заметить, что если мы возьмем случай ,
,
, то есть
, то мы получим параболу, симметричную
относительно оси (ох). Убедиться в этом несложно, заполнив аналогичную таблицу:
II СЛУЧАЙ, «a» ОТЛИЧНО ОТ ЕДИНИЦЫ
Что же будет, если мы будем брать ,
,
? Как изменится поведение параболы? При
парабола
изменит форму, она “похудеет” по сравнению с параболой
(не верите – заполните соответствующую таблицу – и убедитесь сами):
На первой картинке (см. выше) хорошо видно, что точки из таблицы для параболы (1;1), (-1;1) трансформировались в точки (1;4), (1;-4), то есть при тех же значениях
ордината
каждой точки умножилась на 4. Это произойдет со всеми ключевыми точками исходной таблицы. Аналогично рассуждаем в случаях картинок 2 и 3.
А при парабола
«станет шире» параболы
:
Давайте подитожим:
III СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «С»
Теперь давайте введем в игру (то есть рассматриваем случай, когда
), будем рассматривать параболы вида
. Нетрудно догадаться (вы всегда можете обратиться к таблице), что будет происходить смещение параболы
вдоль оси
вверх или вниз в зависимости от знака
:
IV СЛУЧАЙ, ПОЯВЛЯЕТСЯ «b»
Когда же парабола “оторвется” от оси и будет, наконец, “гулять” по всей координатной плоскости? Когда
перестанет быть равным
.
Здесь для построения параболы нам понадобится формула для вычисления вершины:
,
.
Так вот в этой точке (как в точке (0;0) новой системы координат) мы будем строить параболу , что уже нам по силам. Если имеем дело со случаем
, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, один вверх, – полученная точка – наша (аналогично шаг влево, шаг вверх – наша точка); если имеем дело с
, например, то от вершины откладываем один единичный отрезок вправо, два – вверх и т.д.
Например, вершина параболы :
,
. Теперь главное уяснить, что в этой вершине мы будем строить параболу по шаблону параболы
, ведь
в нашем случае.
При построении параболы после нахождения координат вершины очень удобно учитывать следующие моменты:
1) парабола обязательно пройдет через точку . Действительно, подставив в формулу
x=0, получим, что
. То есть ордината точки пересечения параболы с осью (оу), это
. В нашем примере (выше), парабола пересекает ось ординат в точке
, так как
.
2) осью симметрии параболы является прямая , поэтому все точки параболы будут симметричны относительно нее. В нашем примере, мы сразу берем точку (0; -2) и строим ей симметричную относительно оси симметрии параболы, получим точку (4; -2), через которую будет проходить парабола.
3) Приравнивая к
, мы узнаем точки пересечения параболы с осью (ох). Для этого решаем уравнение
. В зависимости от дискриминанта, будем получать одну (
,
), две (
,
) или нИсколько (
) точек пересечения с осью (ох). В предыдущем примере у нас корень из дискриминанта – не целое число, при построении нам особо нет смысла находить корни, но мы видим четко, что две точки пересечения с осью (ох) у нас будут (так как
), хотя, в общем, это видно и без дискриминанта.
Итак, давайте выработаем
Алгоритм для построения параболы, если она задана в виде 
1) определяем направление ветвей ( а>0 – вверх, a<0 – вниз)
2) находим координаты вершины параболы по формуле
,
.
3) находим точку пересечения параболы с осью (оу) по свободному члену , строим точку, симметричную данной относительно оси симметрии параболы (надо заметить, бывает, что эту точку невыгодно отмечать, например, потому, что значение
велико… пропускаем этот пункт…)
4) В найденной точке – вершине параболы (как в точке (0;0) новой системы координат) строим параболу . Если
, то парабола
становится у’же по сравнению с
, если
, то парабола расширяется по сравнению с
5) Находим точки пересечения параболы с осью (оу) (если они еще сами “не всплыли”), решая уравнение
Пример 1
Пример 2
Замечание 1. Если же парабола изначально нам задана в виде , где
– некоторые числа (например,
), то построить ее будет еще легче, потому что нам уже заданы координаты вершины
. Почему?
Возьмем квадратный трехчлен и выделим в нем полный квадрат:
Посмотрите, вот мы и получили, что
,
. Мы с вами ранее называли вершину параболы
, то есть теперь
,
.
Например, . Отмечаем на плоскости вершину параболы
, понимаем, что ветви направлены вниз, парабола расширена (относительно
). То есть выполняем пункты 1; 3; 4; 5 из алгоритма построения параболы (см. выше).
Замечание 2. Если парабола задана в виде, подобном этому (то есть
представлен в виде произведения двух линейных множителей), то нам сразу видны точки пересечения параболы с осью (ох). В данном случае – (0;0) и (4;0). В остальном же действуем согласно алгоритму, раскрыв скобки.
На координатной плоскости отмечаем эти точки и чертим параболу.
Вершина этой параболы находится в точке (0; 0). И не забудь про то, что ветви параболы бесконечно поднимаются ввысь и не ограничены точками с координатами (3; 9) и (3; -9).
Еще одна стандартная парабола задается функцией y = —x2 (в этом случае а = -1). Для этого графика я тоже напишу табличку:
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | -9 | -4 | -1 | 0 | -1 | -4 | -9 |
Начало координат тоже является вершиной этой параболы, как и в предыдущем случае, но ветви уже будут направлены вниз:
Сразу напрашивается вывод: если перед х2 стоит положительное число, то ветви параболы направлены вверх, если отрицательное — то вниз.
Если у тебя черный пояс по рисованию стандартных парабол, то следующий раздел пройдет у тебя «на ура».
Параболы со смещенной вершиной.
Зачем я начала статью со стандартной параболы? Ответ прост. Графиком любой квадратичной функции y = ±x2 + bx + c (обязательно коэффициент перед х2 должен равняться ±1) является стандартной параболой, только вот вершины этих парабол не будут находится в начале координат.
Чтобы начертить подобные параболы нужно сначала узнать, где находится вершина.
Пусть вершиной параболы будет точка О с координатами (x1; y1). Тогда найти эти координаты можно по формулам:
Кстати, можно найти координаты вершины и другим способом.
Координату хО находим по той же формуле, а координату уО можно найти подстановкой координаты хО в функцию.
Без примера не обойтись)
Пример 1.
Дана функция y = x2 — 4x + 4. Найдите вершину параболы и постройте график.
Найдем сначала вершину параболы двумя способами, чтобы убедится, что оба способа рабочие.
1 способ: по формулам.
2 способ: подстановкой.
Одну координаты мы уже нашли по формуле. Подставляем ее в исходную функцию.
Итак, получили, что О(2; 0) — вершина параболы. Отмечаем ее на координатной плоскости.
Перед х2 стоит положительное число, значит ветви параболы направлены вверх. Наша задача: нарисовать стандартную параболу, представив, что точка О — начало координат. Если тебе это сложно сделать, то необходимо начертить таблицу значений и уже по ней рисовать параболу.
Параболы-стройняшки и параболы-пухляшки.
Удивительно, но числовой коэффициент перед х2 оказывается влияет на стройность и полноту парабол.
Если числовой коэффициент лежит в промежутке (-1; 0) ∪ (0; 1), то парабола будет более обширно смотреться на координатной плоскости.
А если числовой коэффициент лежит в промежутке (-∞; -1) ∪ (1; +∞), то парабола будет прижиматься к оси Оу и занимать меньше места на плоскости.
Не веришь? Давай проверим! Для примера возьмем две функции:
К сожалению, здесь схитрить не получится: обе параболы нестандартные и для обеих необходимо создать таблицы значений. Но перед эти определимся с их вершинами.
Пусть вершиной первой параболы будет точка А(хА; уА), а вершиной второй параболы — точка B(хB; уB). Вершины буду находить по второму способу (см. выше).
Переходим к таблицам значений.
Голубая парабола.
x | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 |
y | 3 | 6 | 7 | 6 | 3 |
Зеленая парабола.
x | -1,5 | -1 | -0,25 | 0 | 1 |
y | -3 | 1 | 4,5 | 3 | -3 |
Чертим обе параболы по получившимся координатам.
Вот о чем я и говорила) Перед тобой парабола-стройняшка и парабола-пухляшка во всей красе.
А ты заметил, что свободный член в уравнении функции — это точка пересечения графика с осью Оу? В обеих функциях свободный член равен 3 и графики пересекают ось Оу в точке с координатами (0; 3).
Практикум по параболам.
Теорию о параболах можно еще писать и дальше, но тебя, скорее всего, интересует практика по графикам.
Поскольку речь идет о параболах, то с параболами мы и будем сейчас возиться.
Задание 1. На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.
Решение. Коэффициент а, стоящий перед х2, отвечает за направление ветвей параболы, а свободный член с — за пересечение графика с осью Оу.
А) Если коэффициент а положителен, то ветви направлены вверх; если коэффициент с отрицателен, то график пересекает ось Оу ниже нуля. Подходит график 1.
Б) Если коэффициент а отрицателен, то ветви направлены вниз; если коэффициент с положителен, то график пересекает ось Оу выше нуля. Подходит график 3.
В) Если коэффициент а положителен, то ветви направлены вверх; если коэффициент с положителен, то график пересекает ось Оу выше нуля. Подходит график 2.
Задание 2 (наоборот). На рисунке изображены графики функций вида y = ax2 + bx + c. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.
А) Ветви направлены вверх, значит а > 0; график пересекает ось Оу выше нуля, значит и с > 0. Подходит вариант под номером 3.
Б) Ветви направлены вверх, значит а > 0; график пересекает ось Оу ниже нуля, значит и с < 0. Подходит вариант под номером 1.
В) Ветви направлены вниз, значит а < 0; график пересекает ось Оу выше нуля, значит и с > 0. Подходит вариант под номером 2.
Задание 3. Установите соответствие между графиками и их функциями.
График В отличается от остальных тем, что его ветви направлены вниз. За направление ветвей отвечает коэффициент перед х2 — он отрицательный. Отрицательный коэффициент только в функции под номером 3. Значит В-3.
Дальше рекомендую отработанную годами технику. Она минимизирует твои ошибки, если ты, конечно, умеешь считать)
Итак, рассматриваем график А и выбираем на нем точку с красивыми координатами (красивые значит не дробные). Мне нравится тут вершина. Ее координаты (4; -3). Даже не спрашивайте почему не прорисованы оси; эти задания взяты с сайта ФИПИ)
Теперь эти координаты подставляем в оставшиеся функции: вместо у подставляем -3, а вместо х подставляем 4.
Подставляем в первую функцию: -3 = 2 · 42 — 16 · 4 + 29; -3 = -3 — верно. Значит, А-1.
И остается Б-2.
Задание 4 (наоборот, но принципе тот же). Установите соответствие между функциями и их графиками.
Очевидно, что В-2.
На графике 1 выбираем точку. Вершина снова четкая, но для разнообразия давайте возьмем другую точку, например, точку с координатами (-4; 1). Будь внимателен и смотри, чтобы точно такой же точки не было на третьем графике!
Подставляем в функцию А: 1 = (-4)2 + 4 · (-4) + 1; 1 = 1 — верно. Значит, А-1.
Соответственно, Б-3.
Если ты считаешь, что чего-то не хватает или у тебя есть ещё задания из первой части, связанные с параболами, — напиши мне в VK)
Свойства квадратичной функции
Здесь
рассматриваются
свойства квадратичной
функции вида ,график
квадратичной функции и
решаются задачи на чтение
графиков и задачи с
параметром.
Напоминание
Определение. Квадратичной
функцией называется
функция вида
,
где .
График
– парабола (см. Рис. 1) с вершиной
в точке ,
где.
Рис.
1. График функции ,
где
.
Функция непрерывна на всей .
Свойства
функции
в
случае .
Пусть .
Свойства:
1. ;
2. ;
3. убывает
при;
возрастает
при;
4. —
не существует;
5.
Непрерывна;
6.
Выпукла вниз.
Свойства
функции
в
случае .
Пусть .
Свойства
(см. Рис. 2):
Рис.
2. График функции в случае
.
1. ;
2. ;
3. возрастает
при;
убывает
при;
4. —
не существует;
5.
Непрерывна;
6.
Выпукла вверх.
Задача
1 на нахождение пределов изменения
конкретной квадратичной функции
Найдите
пределы изменения функции,
прочитайте график.
а.
Ответ: ;
убывает
при;
возрастает
при.
б. |
Ответ: ;
убывает
при;
возрастает
при.
Задача
2 на нахождение пределов изменения
конкретной квадратичной функции
Найдите
пределы изменения функции,
прочитайте график.
а. |
Ответ: ;
возрастает
при;
убывает
при.
б.
Ответ: ;
возрастает
при;
убывает
при.
Задача
1 с параметром
Найдите
число корней уравнения с
параметром,
где,
.
Ответ
(см. Рис. 3):
Рис.
3. График функции ,
рассеченный прямыми,
гдеи
.
1.
Корней нет при ;
2.
Уравнение имеет
—
один корень при ;
—
два корня при .
Задача
2 с параметром
Найдите
все значения параметра ,
при каждом из которых уравнение,
где,
,
имеет хотя бы один корень (см. Рис.
4).
Ответ: .
Задача
на построение и чтение графика функции
Постройте
и прочитайте график функции
,
Ответ:
(см. Рис. 5)
Рис.
5. График функции
1.
Возрастает при ;
2.
Убывает при .
Задача
3 с параметром
Найдите
число корней уравнения ,
где.
Ответ:
уравнение имеет (см. Рис. 6)
Рис.
6. График функции ,
рассеченный
прямыми ,
гдеи
.
1.
Один корень при ;
2.
Два корня при ;
3.
Три корня при .
Задачи на степенные функции
Здесь
вспомним свойства степенных
функций с целым отрицательным
показателем и используем
их при решении задач на
степенную функцию.
Напоминание:
график и свойства функции
Функция
Основные
свойства:
1.
2.
3.
Функция четная.
4.
Две характерные фиксированные
точки для всех кривых:
5.
Асимптоты: прямые
6.
Если тоy возрастает,
Если тоy убывает,
Напоминание:
график и свойства функции
Функция
Основные
свойства:
1.
2.
3.
Функция нечетная.
4.
Две фиксированные характерные
точки для всех кривых:
5.
Асимптоты: прямые
6.
Если тоy убывает,
Если тоy убывает,
Решение
задач
Рассмотрим
типовые задачи:
1.
Какая из точек – А или В – принадлежит
графику функции если
Решение:
т.
А:
т.
А принадлежит графику.
т.
В:
т.
В не принадлежит графику.
Ответ:
т. А.
2.
Какая из точек А, В, С принадлежит
графику функции если
Решение:
т.
А:
т.
В:
т.
С:
Ответ:
т. В принадлежит графику.
3.
Постройте график функции и
прочтите его.
Решение:
Построим
график функции (Рис.
5). Его асимптоты – прямыеи
.
Чтобы
получить график функции необходимо
графиксдвинуть
на 1 вверх по осиyи
на 1 единицу влево по оси x (Рис.
6).
Асимптоты
полученного графика –
прямые и
,
характерные точки
Если тоy возрастает,
Если тоy убывает,
4.
Найдите все значения
параметра m,
при каждом из которых уравнение
имеет
хотя бы одно решение.
Решение:
Нам
необходимо построить
график функции ,
пересечь его семейством
прямых,
найти точки пересечения и
записать ответ (Рис. 7).
Ответ:
5.
Найти все значения параметра m,
при каждом из которых уравнение
1.
Не имеет решений.
2.
Имеет только отрицательные
решения.
3.
Имеет два корня разных знаков.
Решение:
Ответ:
1.
2.
3.
6.
Постройте график функции и
прочитайте его.
Решение:
Построим
график функции (Рис.
8).
Теперь
чтобы получить график
функции сдвинем
кривуюна
2 вправо вдоль осиx,
и на 3 вверх по осиy (Рис.
9).
Прямые и
являются
асимптотами.
Характерные
точки –
Если тоy убывает,
Если тоy убывает,
7.
Найти все значения параметра m,
при каждом из которых уравнение
имеет
решения
1.
На луче
2.
На луче
Решение:
Изобразим
график функции и
пересечем его семейством
прямых(Рис.
10).
Ответ:
1.
2.
8.
Решите графически
неравенство
Решение:
Построим
в одной системе координат
график функции и
график функции(Рис.
11).
Графики
пересекаются в точке
Чтобы
выполнялось
неравенство кривая
должна
располагаться выше прямой
Ответ:
9.
Даны две функции, и
,
где
Докажите,
что
Доказательство:
Тождество
доказано.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Свойства квадратичной функции
1) Область определения квадратичной функции (значения которые может принимать «
х
«)
D(f)=(-∞;+∞)
Область значений квадратичной функции (значения которые может принимать «у«)
Е(f)=(-∞;+∞)
2) Нули функции
Для того чтобы найти нули функции необходимо «y» прировнять к нулю. Получим квадратное уравнение стандартного вида, следовательно количество точек пересечения графика с осью ОХ зависит от дискриминанта:
- Если D<0, то уравнение не имеет корней и график не имеет точек пересечения с осью ОХ, то есть находится выше оси ОХ при a>0 и ниже оси ОХ при a<0
- Если D=0, то уравнение имеет один корень и одну точку пересечения с ОХ, исходя из этого делаем вывод о том, что вершина параболы находится на оси ОХ
- Если D<0, то уравнение имеет 2 корня и соответственно 2 точки пересечения с ОХ
3) Промежутки знакопостоянства квадратичной функции
Рассмотрим несколько случаев, которые зависят от знаков коэффициентов и количества нулей функции:
1 случай
a) a>0, D<0
Ветви параболы направлены вверх, точек пересечения с ОХ нет, следовательно f(x) >0, при любых «х», таким образом f(x) >0 при х ∈ (-∞;+∞)
б) a>0, D=0
Ветви параболы направлены вверх, одна точка пересечения с ОХ , следовательно f(x) >0, при любых «х», кроме вершины параболы, где f(x)=0, таким образом f(x) >0 при х ∈ (-∞;хв) U (хв;+∞)
в) a>0, D>0
Ветви параболы направлены вверх, две точки пересечения с ОХ, следовательно
f(x) >0, при х ∈ (-∞;х1) U (х2;+∞)
f(x) <0, при х ∈ (х1;х2)
На рисунке красным цветом выделены положительные части графика, синим отрицательные