Как найти свой flow

Артистам

Алексей (Chitaev) Гридчин

Артистам

Что такое «flow» и как его отыскать?

Алексей (Chitaev) Гридчин

Всем привет! Меня зовут Chitaev. Я саунд-продюсер, сонграйтер, фристайлер и ещё много кто. Жизнь вынудила научиться абсолютно всему, что так или иначе связано с музыкой. И я ей за это крайне признателен. За 13 лет работы в сфере музыки я написал более 500 песен, их них около 50 были успешно проданы по цене новенького iPhone за каждый трек.

В этой статье я хотел бы рассказать вам, что такое flow, почему он так важен и как его обрести.

Алексей (Chitaev) Гридчин

Начну с того, что скажу банальную истину, про которую по непонятным для меня причинам все очень часто забывают.

Мы все уникальны!!!

Каждый человек представлен в одном-единственном экземпляре на этой планете. У каждого из нас уникальный тембр голоса, манера речи и даже строение челюсти (если говорить об анатомии). Но при этом учат петь всех плюс-минус одинаково, разделяя всех вокалистов на категории:

  • Эстрадный вокал
  • Джазовый вокал
  • Оперный вокал
  • Народный вокал

И ещё несколько…

8 млрд. человек разделили на 5−10 категорий! Как вам такой подход к уникальности человека? Вот почему за последние годы большинство самородков в музыкальном шоу-бизнесе — это самоучки. А из тысяч участников шоу «Голос», где представлены лучшие вокалисты нашей страны, вспомнить можно в лучшем случае человек 10.

Понимаете к чему я веду? Современное обучение вокалу напоминает мне СССР, где индивидуальность считалась пороком и всех пытались замерить одной линейкой.

А теперь самое время вывести определение этому загадочному понятию «FLOW».

Flow — это ваша уникальная манера исполнения. Ключевое слово — «уникальная». Это относится как вокалу, так и к рэпу. Flow складывается из многих частей: это тембр голоса, звукоизвлечение, диаметр открытия вашего рта и даже уникальный акцент региона, в котором вы живёте.

А теперь вопрос!
Вы встречали хотя бы одного человека, который не имеет уникальной манеры разговаривать? Так почему бы то же самое не перенести на рэп и вокал? Зачем петь или читать как кто-то, если у вас уже есть своя уникальная манера говорить?

Я могу привести множество примеров артистов, которых вы сразу узнаете из множества других, даже не зная конкретной песни.

  • Макс Корж
  • Земфира
  • Алла Пугачёва
  • Ëлка
  • Sun Say
  • Скриптонит
  • Баста
  • Гуф
  • Манижа
  • Иван Дорн
  • Miyagi
  • Michael Jackson
  • Amy Winehouse
  • Beyonce и многие другие.

Flow должен выделять тебя из сотен и тысяч других исполнителей!

Недавно я посмотрел выпуск одного фристайл-шоу на YouTube. Выпуск являлся ярчайшим примером наличия и отсутствия «Flow». Гостями были группа «Недры» и Жак Энтони. Импровизировали 4 человека, но flow был только у Жак Энтони (при всей моей любви к Недрам — он там потерялся). Когда читал Жак, моё ухо невольно начинало прислушиваться и концентрироваться на его голосе. А как только эстафету брал кто-то другой, я сразу «выключался». Было не интересно, не цепляло.

Представляете, насколько важно иметь свою уникальную манеру и прокачать её?

Как найти свой flow: практическое упражнение.

Не могу отпустить вас просто так, не дав хотя бы один инструмент, который поможет вам найти уникальную манеру исполнения, ваш flow.

  • Во-первых, начните анализировать манеры других исполнителей как на русском, так и на иностранных языках.

  • Во-вторых, начните записывать ваш голос на диктофон во время обычного разговора. Проанализируйте его и осознайте его уникальность.

  • А в-третьих — самое интересное и самое главное! Включите бит, который я сделал специально для этой статьи, возьмите кусочек стихотворения ниже, и почитайте, пораспевайте его в разных манерах, в разных техниках. Сперва на широкой улыбке, затем в вялой манере, еле открывая рот. Потом широко открывая рот. Исполните его истерично, с надутым ртом и т. д. Основной секрет заключается в различных положениях языка, губ, широты открытости рта. И, конечно же, эмоции, которую вы закладываете.

Поиграйтесь! Побудьте ребёнком. Отойдите от привычных представлений о вокале и рэпе.

Стихотворение:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин, «Зимний вечер»)

В заключение поделюсь своим собственным опытом. 1,5 года назад ко мне приехали друзья с целью сделать совместный трек. Когда мы втроем записали куплеты, я внезапно обнаружил, что мой куплет не так хорош, как мне хотелось бы. Flow в целом был, но какой-то серенький и олдскульный. И это при том, что на тот момент я читал рэп уже около 12 лет! Я сильно расстроился, но твëрдо решил, что пора мне подтянуть этот важнейший компонент. Запрос отыскать свою уникальность в голосе и подаче был отправлен в космос, и спустя полгода я создал своё собственное фристайл-шоу ImproVisionFlow совместно с другом из LA. В течение 30−40 выпусков я методично искал и наконец нашел свой уникальный flow.
Теперь я точно уверен, что ни при каких обстоятельствах не затеряюсь среди других исполнителей. Чего и вам желаю!!!

Развивай свой личный бренд и делись опытом с заинтересованной аудиторией

Флоу — это очередной англицизм, прижившийся в русскоязычной рэп-культуре. В принципе, совершенно закономерно: — слово краткое и интригующее. К тому же, flow что значит в переводе «текучесть, поток», многогранное понятие.

Оно относится к тому, как преподносит себя исполнитель публике, как ему удаётся «раскачать» зал. Флоу заставляет воспринимать текст слов как неоспоримую истину. Ритмичность, качественная читка, динамичность, варьирование скорости для акцентирования внимания, или следуя за битом, плюс харизматичность исполнителя (группы) и всё вышеперечисленное — это в совокупности и можно определить как флоу. Если попробовать уместить более-менее адекватный перевод в одно слово, что означает суть термина, следуя правилу краткость сами знаете, чья сестра, это будет «подача».
флоу

Дисклеймер. При определении флоу исполнителей использованы собственные субъективные ощущения от восприятия их творчества. Суждения не претендуют на абсолютную истину, и вполне вероятно, могут не совпадать с мнением читателей.

Исторический экскурс Флоу

Флоу считается новым атрибутом качественного исполнителя, хотя на самом деле это абсолютно не так. Даже у самых первых рэперов, часто в основе мелодии и текстов своих песен черпавших вдохновение у англоязычных коллег и в окружающей действительности, подача была на высоком уровне.

Просто на заре хип-хопа и рэпа в России термина флоу не существовало. Без него была очевидна и бешеная популярность, и умение так завести публику, чтобы она выкрикивала слова вместе с исполнителями. Распавшаяся уже группа «Мальчишник», в ядре которой был триумвират Дэн-Дельфин-Мутабор плюс Олень, качала не только залы.

В каждом дворе начала 90-х годов прошлого века их скандальные тексты подростки знали наизусть. Что примечательно, и учить их было не нужно — энергетика подачи передавалась даже через динамики кассетных магнитофонов. Они были в числе первопроходцев формата, контрастно отличающегося от гремевших тогда же, не к ночи будут помянуты, «Ласкового мая» и «Миража».

Ещё один родоначальник русскоязычного хип-хопа — Влад Валов (он же ШЕFF), по его собственному определению, обладает «ядерным» флоу. Вполне обоснованно — он умеет зарифмовать свои мысли и прочитать их публике таким образом, что понятны не только слова, но и смысловой посыл.

влад валов шефф осень

У Децла и Тимати, при всей их популярности, подача как таковая далека не только от ядерной, но и от тротилового эквивалента. Флоу пытались повысить эпатированием публики. Конечно, ещё вложенными в раскрутку средствами и частотой прокручивания композиций по тв и радио.

Что означает — флоу был в рэп-культуре всегда. Просто его, как отдельное достоинство исполнителя (группы), не выносили за грани творчества.

Современные законодатели flow

Рэп за прошедшее стал новым популярным направлением в русской музыке, привлекая возможностью, не обладая классическим образованием и выдающимся вокалом, поделиться своими мыслями с публикой. Исполнителей этого жанра стало очень много — «все теперь МС» (Оксимирон). Поэтому на передовую в борьбе за популярность выходит флоу.

Кто-то делает ставку на техничность читки, её динамичность, кто-то упирает на загруженность текста смыслами и артистизм.Различные рейтинги в интернете, скрупулёзно подсчитывающие количество подписчиков у исполнителей, или проводя голосование, субъективны по определению. Но практически во всех встречается Гуф, Скриптонит, Нойз МС, уже упомянутый Тимати.

Особенной техничностью отличается Oксимирон, видимо, сказывается англоязычное обучение. Впитанная ритмика американского и британского рэпа перенесена в собственное творчество, и, хотя и вызывает неоднозначную реакцию у коллег по цеху, в целом у публики пользуется успехом.

Появление в рейтингах певицы Бьянки может показаться полным бредом. Но, кроме того, что девушек вообще в хип-хопе мало, у неё явно оригинальный стиль. К произнесению текстов она добавляет танцы и беззастенчиво эксплуатирует сексуальность образа.

Скоростной, или fast-flow, когда слова речитатива произносятся быстро, набирает обороты. При этом исполнителю важно не просто быстро-быстро произнести текст, но и сделать его разборчивым. Исполнение требует техничности, и умения виртуозно владеть чувством ритма, задавая качающий бит (при а капельном выступлении), или следуя установленному. Встречается понятие вялое флоу. Его суть понятна — подача не вызывает у публики яркого эмоционального отклика.

Тренировка flow

Флоу, как подача, в наличии у каждого хип-хопера или рэпера по определению. Вопрос в качестве и формате. Наверное, нем смысла подробно объяснять важность в баттлах. Соперник с отточенной манерой подачи заведомо имеет преимущество.

Главная проблема в том, как сделать её эффективной. Первый этап — проанализировать множество успешных выступлений. Но одного лишь бездумного копирования мало. Его обязательно заметят соперники и слушатели, и не преминут поставить в упрёк.

Второй этап, в идеале — создание оригинального флоу. Что значит, собственного авторского и исполнительского стиля. Талант — ни купить, ни выменять, ни украсть. Зато над flow можно, и, если уж цель обозначена как популярность, нужно работать.

Если этой задачи нет — дальше можно не читать, лучше послушайте исполнителя с импонирующим лично вам стилем, и прекратите мучить слушателей «закосами» под рэп.

В сети встречаются ценные советы, как улучшить флоу: отшлифовать дикцию, тренировать дыхалку для произнесения длинных текстов без одышки и пауз, добавление артистизма. Подача станет лучше. Другой вопрос, что это произойдёт путём упражнений, бессонных ночей и каждодневных терзаний, проведённых в поисках своего стиля в подаче. А что вы хотели? Качественный рэп — это труд, а отстойного суррогата уже и так много.
стоп игра каста

Текущая страница: 8 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Ритмические схемы

Самый легкий способ проследить, как работает ритм, – составить схему, показывающую, сколько слогов содержится в каждом такте. (Rah Digga так говорит об этом: «Для меня создание ритмического рисунка подобно решению математического уравнения – я чувствую тесную связь между этими процессами».) Схема ритмического рисунка подобна схеме флоу, только здесь вместо текста мы видим числа, которые представляют количество слогов в каждом такте, – такая раскладка показывает ритмические рисунки, образованные разным количеством слогов.

Вот пример схемы флоу из трека Pharcyde под названием «Drop»:

Представить этот отрывок текста в форме ритмического рисунка очень просто, нужно лишь подсчитать количество слогов в каждой четверти такта и написать число вместо текста. Вот как тот же текст будет выглядеть, если его перевести в форму ритмической схемы:

В ритмической схеме, как и в схеме флоу, каждая строка обозначает один такт музыки: первая строка – это первый такт, вторая – второй и так далее. Обратимся к первому такту/строке. Как вы можете увидеть, в первой четверти такта (обозначенной в схеме как «1-я») расположена цифра 4. Это число слогов первой четверти такта – «let me freak the». Во второй четверти (обозначена в схеме как «2-я») три слога – «funk obso-» и так далее.

При наличии паузы в одной из четвертей такта цифра, обозначающая число слогов, сдвигается к середине четверти, чтобы графически обозначить наличие самой паузы перед теми слогами. Вспомним, как пауза обозначается в схеме флоу:

А вот как та же самая пауза будет обозначаться в ритмической схеме:

Ритмическая схема полезна тем, что она помогает четко обозначить ритмический рисунок трека. Многие артисты освоили ритм благодаря тому, что слушали, как использовали его другие MC. Ритмическая схема поможет вам осуществить тот же самый процесс, наглядно показывая, как исполнитель работает с ритмом в своей музыке.

One Be Lo, Binary Star

Чтобы научиться читать рэп, я брал куплет Rakim или Treach из Naughty by Nature и заменял слова в нем на свои, при этом заимствуя только ритмический рисунок.

Ill Bill

В первую очередь ты запоминаешь не рифмы, которые сочинил, а ритм, модуляции. Да, так я и начинал – просто копировал ритмы и модуляции LL [Cool J].

Детально анализируя ритмический рисунок трека, схема дает вам понять, что вы можете сделать с ритмом, как вместить более сложный ритмический рисунок в ваш флоу.

Ритмический рисунок

Ритм флоу в треке напрямую зависит от количества слогов в каждой четверти такта – чем больше слогов, тем быстрее нужно читать рэп. Некоторые артисты предпочитают быструю читку, некоторые – медленную, а кто-то и вовсе смешивает их. Кому-то нравится использовать различные ритмические рисунки на протяжении трека, а кто-то придерживается только одной ритмосхемы.

Обратите пристальное внимание на ритм, который используете, – Mighty Casey говорит: «Это не только твои идеи, это все ритмические рисунки – их повторение и разнообразие», – и экспериментируйте с различными ритмическими рисунками. Как советует Wordsworth: «Тренируй различные флоу, не бойся пробовать что-то новое в треках и ищи себя». Некоторые MC считают, что ритм, который вы используете, отражает, кто вы на самом деле.

Fredro Starr, Onyx

Мне кажется, что все напрямую зависит от твоей личности. Если ты весь такой непринужденный, твои тексты тоже будут размеренными, непринужденными. Если ты энергичен, то и твои строчки будут живыми и полными энергии. Я предпочитаю быстрый, энергичный жизненный темп – это то, как я живу, и это заметно по моим флоу, по крайней мере, я так думаю.

Схожие и смешанные ритмические рисунки

Схожие ритмические рисунки

Некоторые MC предпочитают использовать один ритмический рисунок в рамках такта, куплета и даже целого трека. Такая техника создает единый образ в треке, кроме того, слушатель может быть приятно удивлен тем, что артист смог написать целую песню в одном ритмическом рисунке.

Сольный трек Gift of Gab под названием «Rat Race» – отличный пример трека, где в смежных тактах используется похожий ритмический рисунок. Вот пара строчек из «Rat Race», оформленных в виде схемы флоу:

Вот ритмическая диаграмма тех же строчек:

Как мы видим, в каждом такте использовано одинаковое количество слогов в тех же четвертях[35]35

  В отечественном рэпе найти аналогичный пример достаточно сложно, так как особенности русского языка не всегда позволяют писать «слог в слог». Тем не менее в творчестве практически любого русского рэпера всегда есть строки, заложенные в строгие ритмические фразы, в которых каждой доле такта соответствует приблизительно равное количество слогов. Рассмотрим это на примере песни Хаски «Пуля-дура»:

[Закрыть]

. Gift of Gab придерживается именно такой ритмосхемы на протяжении всего трека, иногда добавляя или опуская слоги, чтобы разнообразить флоу.

Вот треки, в которых также используются схожие ритмические рисунки: Busta Rhymes с его «Put Your Hands Where My Eyes Could See», куплет Eminem в треке «Git Up» от D12 и «Killer» Tech N9ne.

Стоит отметить, что такие ритмические рисунки требуют определенного количества слогов, поэтому вам придется поработать с текстом, чтобы подогнать его под нужный ритм.

Planet Asia

Ты можешь просто придумать ритмический рисунок, решить, что будешь его придерживаться, пытаясь сохранить флоу, и не отходить от него. Сохранив установленный флоу, ты сможешь создать трек в определенном стиле.

Mr. Lif

Всегда можно вернуться к тексту трека и изменить количество слогов в тактах таким образом, чтобы флоу был везде одинаков.

Смешанные ритмические рисунки

В то же время многие MC используют смешанные ритмические рисунки, где в каждом такте присутствует новый ритм, а не повторяется предыдущий. Постоянно меняющийся ритм делает флоу непредсказуемым и удивительным[36]36

  В русском рэпе своим очень «нестабильным» флоу славится Дядя Женя. Рассмотрим несколько строк его из трека «Человек»:

[Закрыть]

.

Ниже представлена схема флоу четырех тактов классического хип-хоп-трека Big Daddy Kane «Set It Off»:

Вот те же четыре такта в форме ритмической схемы:

Каждый такт содержит различное количество слогов и не придерживается установленного ритмического рисунка. Слушателю приходится угадывать, какой же ритм будет в следующей строке.

Такие MC, как Pharoahe Monch, KRS-One и E-40, используют смешанные ритмические рисунки в своих куплетах, что многие слушатели находят очень интересным.

Vast Aire, Cannibal Ox

Как только ты подумаешь, что мой размеренный мрачный ритм продолжится, я начну читать куда быстрее. Ты думаешь, я сверну налево, а я иду направо.

Сочетая схожие и смешанные ритмические рисунки

Большинство исполнителей предпочитают сочетать схожие и смешанные ритмические рисунки, чтобы в разных тактах количество слогов было либо одинаковым, либо разным.

Один из способов совместить обе техники – написать первый куплет со смешанным ритмическим рисунком, а при написании второго куплета сохранить ритмику первого.

Myka 9, Freestyle Fellowship

Я знаю мало таких MC, которые сначала пишут один куплет, а затем повторяют его ритмический рисунок во втором и третьем куплетах, сохраняя концепцию. Этим-то я сейчас и занимаюсь по ходу работы над аранжировкой и композицией.

Многосложные и малосложные такты (Быстрая и медленная читки)

Многосложные такты (Быстрая читка)

Если в рамках такта расположено много слогов, вам придется произносить их быстрее, чтобы попадать в бит. Так и появляется быстрая читка в рэпе[37]37

  В русском рэпе чередованием крайне медленного и быстрого флоу известен Mnogoznaal. Разберем это на примере трека «Ты тупой»:

[Закрыть]

.

Das EFX дебютировали со своим уникальным стилем, в котором они добавляли окончание «-iggedy» к словам – это увеличивало число слогов в такте и ускоряло темп читки. Вот пример таких окончаний из их трека «Mic Checka»:

А вот те же строки в формате ритмической схемы:

Как вы можете увидеть, такой ритмический рисунок содержит 3, 4 и даже 5 слогов в такте – как правило, в местах, где слова с окончанием «-iggedy» добавляют такту еще два слога.

Dray, Das EFX

Впервые нас услышали в 1992-м, а делать такую музыку мы стали примерно в 1990-м, то есть прошло целых два года перед тем, как публика узнала о нашем стиле. Это был огромный скачок. В то время рифмы были для нас частью жизни – мы не сидели сложа руки, лишь говоря о том, что хотим создать новый стиль.

В то же время во многих рэп-стилях, которые сформировались под влиянием таких направлений, как дэнсхолл/рагга, артисты соединяют большее количество слогов и более быструю читку. Музыкант KRS-One делает это в целом ряде своих песен, как и Wise Intelligent из Poor Righteous Teachers.

Wise Intelligent, Poor Righteous Teachers

Ямайский стиль читки, ее быстрота – все это произошло от регги, музыки, на которой мы выросли, которую слушали на вечеринках во дворе. Даб[38]38

  Жанр, появившийся из регги в конце 1960-х гг.

[Закрыть]

играл в каждом доме, потому что среди нас было много пацанов-ямайцев, мы слушали этот даб, и он стал частью нас. Ты – то, что ты ешь, и это то, чем мы питались, и то, кем мы все в итоге стали.

Многие рэперы со Среднего Запада также известны своей быстрой читкой – к примеру, Tech N9ne в таких треках, как «Welcome to the Midwest» и «Be Warned».

Tech N9ne

Когда включаешь Twista, включаешь Bone Thugs-N-Harmony, Eminem, Ludacris, всех этих исполнителей из Чикаго, когда думаешь об артистах со Среднего Запада – ты слышишь этот порывистый, пушечный, быстрый флоу. Мне кажется, что у нас в голове просто слишком много информации [так как мы живем в центре США, нас окружают разные стили], которую мы должны распространять вокруг себя.

Некоторые MC добавляют больше слогов в медленный бит, создавая контраст между его неторопливостью и скоростной читкой. Sheek Louch из D-Block/The LOX говорит: «Если трек слишком медленный, тебе, возможно, захочется быстро под него зачитать – просто потому, что он сам по себе слишком медленный».

Twista известен как один из самых быстрых рэперов в мире. Он объясняет, как развил свой стиль:

Twista

Я создал собственный стиль быстрой читки, просто пытаясь расширить рамки рэпа в целом. Все началось с того, что я втрое увеличил число слов сначала в предложении, потом в четверостишии, а затем и во всем куплете. Со временем мне удалось сочинить один такой куплет, и я понял, что это то самое, что мне нужно. Впервые я смог написать трек в таком стиле в далеком 1991 году – это была песня «Mista Tung Twista», и именно в ней я нащупал свой флоу.

Чтобы развить навык быстрой читки, вам стоить попрактиковаться во фристайле (см. главу 9). Придумывать текст под музыку на ходу – отличный способ понять, как сочетать быстрые ритмы.

Zumbi, Zion I

Я, пожалуй, читаю куда быстрее во время фристайла, чем когда у меня есть заранее заготовленный текст. Ты должен понять, как нужно связать слова, как именно построить фразу, ведь некоторые слова непросто уместить в такой быстрый флоу, а сочетания некоторых слогов слишком сложно произносить. Думаю, что фристайл научил меня некоторым флоу, которые я могу использовать во время быстрой читки.

Чтобы уместить большое количество слогов в быстром рэпе, необходимо отредактировать текст. Нужно понимать, какие слова удобнее всего произносить друг за другом.

2Mex, The Visionaries

Я хотел создать стиль, который был бы быстрым и интересным, но в то же время абсолютно ясным. И стал понимать, что все зависит от того, какие слова ты подбираешь, каким образом соединяешь их друг с другом в одно непрерывное предложение, которое звучит ладно. Иногда я читаю так быстро, что в тексте оказывается один лишний слог, и мне приходится ломать голову, откуда я мог бы выкинуть его. А когда убираешь этот слог, а может быть и два, тебе вдруг не хватает этих самых слогов – и ты снова ищешь, куда бы добавить еще один, – все это сложная игра слов.

Малосложные такты (Медленная читка)

Когда в такте есть всего несколько слогов – это значит, что у тебя меньше слов, которые ты можешь сказать. Такой рэп звучит медленнее, и он зачастую более прост и более понятен слушателю.

Множество треков олдскульного хип-хопа содержат менее насыщенные ритмические схемы, где на один такт приходится всего несколько слогов. Рассмотрим «The Message» от Melle Mel из Grandmaster Flash and the Furious Five как пример:

И теперь те же строки в формате ритмической схемы:

Наибольшее количество слогов в четверти – три, а в некоторых четвертях и вовсе присутствует по одному слогу.

Даже сейчас многие MC предпочитают малосложные ритмические рисунки.

O.C., Diggin’ in the Crates

Я пытаюсь не впихивать в трек множество слов, чтобы слушатель мог легко понять то, о чем идет речь. Будь то 10 или 12 лет назад, я всегда старался тщательно подбирать нужные слова, не каждый способен на такое.

Twista

Нынешние исполнители стараются делать рэп проще – теперь он не такой замысловатый, как раньше, когда его делали мы. Когда я вспоминаю о Rakim, KRS-One, LL Cool и Ice Cube – вижу, как много они вкладывали в ритм. Рэп сегодня немного вальяжней, проще, но я бы не сказал, что это его минус.

Отдельные треки лишь выигрывают от того, что в них не содержится чересчур много текста.

Gift of Gab, Blackalicious

Я бы предпочел писать треки с замысловатыми текстами и сложными ритмическими рисунками. Но иногда музыка требует простого флоу – такого, как в песне «Swan Lake», к примеру, когда не было нужды во множестве слов, была потребность в самом простом и понятном флоу.

Сочетание быстрой и медленной читок

Многие MC предпочитают постоянно изменять скорость своей читки в треке. Они могут читать сначала быстро, а через пару тактов – медленно, либо могут на одном треке читать быстро, а на другом – медленно.

E-40

Иногда я читаю медленно, иногда быстро, но, как правило, не слишком быстро – потому что множество чуваков любят слушать медленный рэп. Я замедлил свой флоу на последнем альбоме, чтобы все могли успеть за мною – я был вынужден дать им возможность наверстать, сделать, как Heinz, catch up[39]39

  E-40 использует игру слов: в английском языке слова «наверстать» и «кетчуп» имеют схожее написание – «catch up» и «catchup».

[Закрыть]

, вот что я сделал. Но время от времени снова становлюсь фриком и читаю быстро. Я экспериментирую, продолжаю делать свой быстрый рэп, но в конце концов мне приходится сбрасывать темп, потому что не у всех хватает терпения, чтобы понять, о чем же я читаю.

Паузы

Как мы уже говорили в главе 4, пауза появляется, когда MC останавливается на одной из долей такта в месте, где должен был идти текст. Паузы – ключевой элемент ритма, у них есть несколько полезных функций.

Создание паузы и дыхание

Одна из основных функций паузы – создать в песне место, где артист сможет добрать воздуха, чтобы продолжить читку, не сбивая дыхания.

E-40

Ты знаешь, что нужно схватить воздуха где-то посреди текста. И ты должен знать, как это дело спланировать.

Joell Ortiz

Я обычно отмечаю в тексте места, где могу сделать вдох, чтобы набрать воздуха в легкие.

Gift of Gab, Blackalicious

Ты должен сделать правильное дыхание частью своего флоу. Нужно делать короткие вдохи в местах, где есть паузы, так ты должен дышать. Читаешь на выдохе, доходишь до паузы, делаешь быстрый вдох и продолжаешь читать.

Вы можете добавить больше пауз в текст после того, как попробуете его зачитать. Если вам сложно читать из-за нехватки воздуха, можно доработать свой флоу и добавить больше пауз для вдоха.

Masta Ace

Порой я пишу текст с тем сложным ритмическим рисунком, который создал в своей голове, звучит это здорово, но я не произношу его вслух во время написания и не осознаю, как сложно будет его зачитать. Потом я понимаю, что в одной из строк слишком много слов, и просто убираю их, создавая тем самым паузы в тексте. Это дает мне возможность читать его, не вступая в схватку с собственным дыханием.

Глава 13 поможет вам решить, где именно нужно делать вдохи в тексте.

Структурирование, или разбивка, куплета

Паузы могут придать тексту особую структуру так же, как слоги в ритмическом рисунке. К примеру, в первом куплете трека «22 Twos» Jay-Z ставит паузы практически на каждой первой доле такта так, чтобы с паузы начинались каждые две строки. Slick Rick использует похожую технику в каждом куплете своего трека «I Own America».

Паузы также могут использоваться для того, чтобы разделить куплет на части. Во втором куплете своего трека «Yellow Brick Road» Eminem зачитывает восемь тактов без пауз, а в конце восьмого такта ставит паузу на четвертой доле. Затем в следующих двенадцати тактах он использует другую рифмосхему, другой флоу. Таким образом, пауза предупреждает о том, что сейчас пойдет другой флоу, и срабатывает как разделительная черта между двумя частями куплета.

Добавление ритмического разнообразия в текст

Паузы могут стать эффективным инструментом для достижения ритмического разнообразия трека, если умело расставить их в самых неожиданных для слушателей местах.

Vinnie Paz, Jedi Mind Tricks

В определенные моменты я намеренно ставлю паузы в неожиданные места. Паузы порой могут быть так же важны, как и слова.

Ill Bill

Все приемы, которые я использую в своих куплетах, в том числе паузы, я располагаю в абсолютно произвольном порядке. Иногда планирую это все заранее и четко придерживаюсь плана, а иногда я просто не уверен, как именно хочу донести до слушателя свою мысль, – тогда добавляю паузы, изменяю ритмику прямо в процессе записи.

Трек Lady of Rage «Get with Da Wickedness (Flow Like That)» содержит паузы в неожиданных местах, что разбивает текст на составляющие и образует интересный флоу. Похожими свойствами обладают треки Mystikal – «Danger» и «Shake Ya Ass».

С другой стороны, иногда в куплете вовсе нет пауз либо их крайне мало, что создает постоянное чувство ритма, делает его более плотным. Если в треке нет пауз либо же их мало, вы можете добавить больше слогов к каждой строке текста, чтобы создать более сложный ритмический рисунок.

Расстановка смысловых акцентов

Паузы также могут быть использованы для расстановки смысловых акцентов в тексте. Обычно паузы располагаются сразу после какой-то важной строки, после нее должны следовать несколько секунд молчания. Это позволяет полностью погрузить слушателя в смысл текста. Пример такой техники мы видим в треке GZA под названием «Clan in Da Front» с альбома группы Wu-Tang Clan под названием «Enter the Wu-Tang (36 Chambers)»:

После текста первого такта следует пауза на первой доле второго такта. Таким образом, предыдущая строка выделяется по смыслу.

Другой способ подчеркнуть содержание – поставить паузу на 4-й бит такта, чтобы привлечь внимание к словам, которые будут следовать в оффбите после паузы. В треке «Dear Mama» 2Pac использует такую технику многократно, например:

Пауза на 4-м бите такта делает последующее за ней слово «Mama» более акцентированным.

III
Манера письма

8
Процесс сочинения

Понимание процесса написания текста облегчает само написание: чем больше вы пишете, тем легче пишется.

LATEEF, LATYRX

Процесс сочинения – это способ, которым вы пишете слова, создаете флоу и объединяете их вместе, чтобы получить законченный текст трека. Некоторые из прогремевших на весь мир хип-хоп-треков, ставших классикой, выстрелили благодаря не только отличным флоу или глубоким по смыслу текстам, но и умелому сочетанию этих двух факторов.

K-Os

Я думаю, это то, что делает Mos Def великим, то, что делает André 3000 [из OutKast] великим, и, мне кажется, основоположником этого являются Q-Tip [из A Tribe Called Quest] и Black Thought [из The Roots] – у них был не просто агрессивный флоу, но вместе с тем и сильный посыл.

Cormega

Наличие крутого флоу и вдобавок к этому смысла делает вас крутым артистом.

Shock G, Digital Underground

Многие из тех классических песен, которые мы сегодня слушаем, – результат этой редкой комбинации. Я говорю «редкой», потому что из миллионов сегодняшних МС большинство обычно сильны либо в одном, либо в другом – или во флоу, или в содержании. По-настоящему великие обладают и тем и другим.

В мире не существует единственно правильного способа собрать воедино флоу и содержание. Разные рэперы полагаются на широкий спектр различных техник, а их изучение поможет экспериментировать и найти свой собственный способ сочинения, который подходит именно вам. Развитие и отработка своих собственных техник написания – вот ключ к тому, чтобы стать лучшим МС.

B-Real, Cypress Hill

Это то же самое, что тренироваться в качалке, – вы должны постоянно прокачивать свои скиллы и оттачивать навыки, чтобы стать лучшим в том, что делаете. Так что вам надо постоянно писать.

Изучение

Если вы пока еще не совсем понимаете, о чем именно хотите написать песню, возможно, понадобится сначала дополнительно изучить этот вопрос, покопаться в нем, а уже потом приступать.

Immortal Technique

Все зависит от того, о чем песня. Если она о личных переживаниях, тогда ты сам и будешь объектом своего изучения, потому что этот процесс происходит внутри тебя прямо сейчас. Если же она о какой-то конкретной теме, то я сначала разбираюсь в ней и только потом пишу.

Del the Funky Homosapien

Будучи в Deltron 3030 [хип-хоп-группа, созданная продюсером Dan the Automator], мне приходилось так много всего изучать, что потом было сложно запоминать тексты для выступлений.

Shock G, Digital Underground

Для самокритичных перфекционистов типа меня точность словоупотребления имеет решающее значение. [Для классического альбома «Sex Packets» группы Digital Underground] мы дотошно изучили MDMA [экстази], псилоцибиновые грибы, LSD [кислоту] и DMT [диметилтриптамин] – три основных галлюциногена, прежде чем придумали «научный» жаргон для описания психоделиков.

Многие МС занимаются глубоким исследованием темы, так как чувствуют свою ответственность перед аудиторией, хотят донести до нее достоверную информацию. И когда они на 100 % уверены во всем, что говорят, тексты их песен звучат более убедительно. Если же информация в треке неверная, слушатели будут подвергать сомнению их рэп и требовать объяснений.

Omar Cruz

Как МС, вы в определенной степени учитель, а если вы учитель с неправильной инфой, то вы просто слепой, который ведет слепых. Поэтому для меня важно, когда я о чем-то пою, чтобы это было верно с точки зрения фактов, а не просто так, как хочется.

Akir

Я всегда стремился формулировать мысли на высоком интеллектуальном уровне. Как вы можете судить по моей музыке, для меня важно донести верный посыл.

Devin the Dude

Ты должен реально шарить в том, о чем пишешь, потому что, стоит тебе ошибиться, сразу находятся люди, которые твердят, что это неправильно.

В том, как преподнести информацию, полученную в ходе ваших исследований, есть что-то от искусства. Вместо того чтобы просто вставлять факты в песню самым очевидным образом, талантливые МС используют собственную лексику, чтобы тонко вплести результаты своих изысканий в текст песни.

Tajai, Souls of Mischief

Определенно, я очень много копаюсь в интересующей меня теме, но стараюсь настолько завуалировать свои поиски, чтобы никто и не подумал, что я этим занимаюсь. Лучше просто брошусь ключевым словом или чем-то подобным, чтобы кто-то, кто разбирается в теме, на которую я пою, сказал: «О, да он реально шарит в этом». Но это не выглядит так, будто я читаю свой рэп прямо по энциклопедии. Думаю, вам попадались такие парни, которые глубоко копают, но их треки совсем не похожи на доклад, они звучат как чертова песня, как так?!

Где искать информацию

Существует множество источников, где можно искать информацию по теме треков. Один из популярнейших – интернет.

Ill Bill

Что самое крутое в интернете, так это то, что стоит только протянуть руку – и в ней окажутся миллиарды энциклопедий, напичканных всевозможной информацией. Это огромное подспорье в изучении темы песни. Возьмите, например, мой трек «The Anatomy of a School Shooting» – тут видно, что я перелопатил тонны информации, прежде чем написать его.

MURS

Я только что написал трек про NASCAR,[40]40

  National Association of Stock Car Auto Racing – Национальная ассоциация гонок серийных автомобилей.

[Закрыть]

но перед этим просидел в «Википедии», вычитывая все про NASCAR, просмотрел где-то пять фильмов об этом. Потом начал смотреть гонки, даже сходил на них – и только потом написал песню.

Полезно также подкреплять информацию из интернета сведениями из других источников, чтобы получить разные точки зрения на проблему.

Imani, The Pharcyde

Хорошо, когда вы можете загуглить то, что вас интересует, но Google – это еще не все. Многое можно узнать из книг, мы вот еще и путешествуем часто: иногда то, что показывают по телику, и то, что пишут в газетах, лучше проверить, самому посетив те самые места. Это всё события разного масштаба, так что одни из них я описываю с глобальной точки зрения, а на некоторые просто смотрю глазами жителя Лос-Анджелеса.

Многие МС получают информацию от своих друзей и членов семьи.

40 Cal, Dipset

Я могу спросить у друга насчет строчек.

Dray, Das EFX

Помню, как звонил друзьям с разными вопросами типа «йоу, как это делается?» или «как это правильно сказать?». Я не хочу ошибиться, хочу, чтобы мои строчки были правильными. У меня была команда, и мы дополняли друг друга.

R.A. the Rugged Man

Я писал [текст для песни «Uncommon Valor» группы Jedi Mind Tricks] о своем отце [и его опыте солдата во Вьетнаме], связался с ним по телефону и расспрашивал: «Что случилось тогда, папа? Как это было?» – потому что это была песня, основанная на фактах. Когда вы имеете дело с историей из чьей-то жизни, как я с историей своего отца, то хотите знать «что это, где это, как это случилось, что они сделали?». Он мне рассказывал такие вещи, типа, «они убили деревенского слона – то есть реально убили, отрезали ему голову» – и прочее, о чем я раньше и подумать не мог. Так что в песне я так и сказал: «Kill a village elephant» («убили деревенского слона»). Немного вот такой дикой херни, немного фактов заставили трек звучать гораздо жестче, потому что обо всем этом дерьме я не мог знать раньше.

Gift of Gab, Blackalicious

Когда мы писали «Chemical Calisthenics», мне пришлось проштудировать кучу литературы [по химии], потому что для меня все это было тогда вообще темным лесом. Я взял книгу у Cut Chemist [продюсера песни] с определениями каждого слова, чтобы быть уверенным, что все, что я говорю, имеет смысл и сохраняет его в контексте трека.

Наблюдения из жизни

Многие МС избегают внешних источников информации типа книг и интернета и фокусируются на темах, с которыми уже очень хорошо знакомы, в частности из жизненного опыта.

AZ

Все, о чем когда-либо писал, я испытывал на собственной шкуре. Так что мне не приходилось шататься по библиотекам, потому что я жил той жизнью, о которой писал. Я был продуктом своего окружения.

Обращение к собственному опыту и знаниям, которые вы получили в жизни, можно рассматривать как еще одну форму исследования.

Gift of Gab, Blackalicious

Исследование – это просто наблюдение. Вы можете просто смотреть новости, черпать информацию оттуда, и это уже будет исследованием. Можете быть свидетелем какой-то ситуации или же самому участвовать в ней – это тоже своего рода исследование.

The Lady of Rage

Я могу упомянуть в своих рифмах «ботулинический токсин», потому что смотрела о нем сюжет по «Дискавери». В то время я не знала, что ботокс – это яд, а его используют для уменьшения морщин на вашем лице. Я насмотрелась этого и вместо того, чтобы просто сказать «ботокс», использовала словосочетание «ботулинический токсин», что явно звучит сильней. Вообще я смотрю много всего по Discovery, типа «Медицинского детектива», и теперь просто применяю все это в своих песнях. Каждый день я узнаю что-то новое, вся фишка в итоге в том, как ввернуть это в текст.

One Be Lo, Binary Star

Я пишу только о том, что знаю. Если я говорю о гетто или хип-хопе, то описываю хип-хоп с моей точки зрения или гетто из моего личного опыта – я не пытаюсь рассказать вам историю хип-хопа или о том, кто был первым диджеем. В общем, я читаю, о чем читаю, узнаю, что узнаю, и если все это выливается в стихи – это круто, но я не читаю книг, поэтому не могу сочинять о чем-то другом.

В последние годы музыкальные вкусы молодёжи претерпели новый виток изменений – место пронзительных рок-баллад и зажигательной танцевальной электроники занял рэп. Вместе с новой культурой в массы проникли и новые слова – термины, использующиеся среди исполнителей и их преданных слушателей. Однако те любители музыки, которые впервые открыли для себя рэп, вряд ли понимают значение слов флоу, баттл, дисс, биф и тому подобные сленговые словечки. Безусловно, описания подобных терминов нетрудно найти на специализированных сайтах – русскоязычный сектор хип-хопа широко представлен в интернете. Однако если большинство терминов имеют конкретные определения, то в двух словах объяснить, что такое флоу, довольно непросто.

Происхождение слова «флоу»

флоу это

Слово «флоу» пришло в Россию из английского языка – родоначальника рэп-культуры. Flow переводится как «поток», «течение» – на первый взгляд, это понятие никак не связано с хип-хопом. Однако в данном случае имеет место быть метафорический перенос. Рэп-исполнители и их слушатели приравнивают ритмичный и многогранный речитатив к равномерному и шумному течению воды. Таким образом, для любителя хип-хопа флоу – это довольно важный показатель качества трека.

Флоу как оценка композиции

что такое флоу

Среди обсуждений рэперов и их творчества нередко можно встретить рассматриваемый термин в качестве отзыва об альбоме или трэке. Что такое флоу в данном контексте – положительная или отрицательная характеристика? Исходя из перевода слова с английского языка и красивой метафоры, это, безусловно, позитивный отклик. Флоу – это признание всего творчества рэпера или отдельных его композиций «качовыми» или «качающими», то есть затрагивающими слушателей до такой степени, что они невольно начинают качать головой в такт исполняемому трэку.

Флоу как музыкальный термин

значение слов флоу

Вместе со всем вышеописанным стоит отметить, что термин flow не является чисто эмоциональным – для исполнителей хип-хопа он имеет весьма конкретное значение. Флоу – это правильная скорость читки, безупречная техника написания и воспроизведения текста под «качающий» бит. Не стоит тем не менее думать, что качество в данном случае зависит от скорости. Быстрая, но сбивчивая читка не будет волновать зрителя так же, как медленная, но чётко попадающая в ритм. Таким образом, флоу – это не только оценка качества, но и навык исполнителя.

Флоу в русскоязычном рэпе

определения слова флоу

Умение создавать действительно «качающие» трэки долго обходило русскоязычных исполнителей стороной. Нередко композиции зачитывались под не особо выделяющиеся биты спокойными, практически безэмоциональными голосами. Вероятно, такое положение дел было связано с российским менталитетом – серые и безрадостные будни с их промозглой погодой и тяжёлым небом не располагали российских рэперов к проявлению эмоций. Слушатели находили что-то своё в тихом и меланхоличном исполнении, однако хип-хоп культура в России по-прежнему оставалась обособленной. С появлением на российской сцене таких рэп-деятелей, как Hyde, Oxxxymiron, Horus (Луперкаль) и других сторонников превалирования техники читки и качества рисунка текста, в отечественном хип-хоп секторе появилось то, что подходит подо все определения слова «флоу». Даже те, кто ранее не слушал и не понимал подобную музыку, нередко высоко оценивают этих исполнителей, обращая внимание на то, что их трэки, в отличие от композиций многих их «коллег», действительно «качают».

Вместе с этим поклонники «старого» стиля исполнения не признают таких перемен – по их мнению, в такой форме русскоязычный рэп теряет свою душу, становясь лишь технически филигранно выполненным, но пустым текстом. Рэпер Птаха, композиции которого в основном как раз спокойны и меланхоличны, высказывался о трэках вышеупомянутого Oxxxymiron’а крайне негативно, обвиняя того в излишней тяге к пафосной поэзии и сложной технике, из-за чего, как ему кажется, творчество Мирона и ему подобных рэперов, перестаёт быть «мужским». Конфликт двух рэперов не исчерпан до сих пор – вряд ли при встрече два оппонента пожмут друг другу руки. Несмотря на это, новый стиль рифмования и исполнения набирает обороты и привлекает к себе всё новых слушателей, что является, бесспорно, хорошим показателем. Это лишь подтверждает, что в русскоязычный рэп всё же проник тот самый «флоу», который раньше можно было услышать только у заокеанских и некоторых европейских исполнителей.

КАК ПОДОБРАТЬ ФЛОУ ПОД БИТ? (легкие 4 шага)

Как попадать в бит? Что такое флоу? Как читать рэп?Подробнее

Как попадать в бит? Что такое флоу? Как читать рэп?

Как написать крутой и разнообразный ТРЕК, с разными флоу?Подробнее

Как написать крутой и разнообразный ТРЕК, с разными флоу?

КАК НАЙТИ СВОЙ ФЛОУ?? я научу тебя петь под любой битПодробнее

КАК НАЙТИ СВОЙ ФЛОУ?? я научу тебя петь под любой бит

Как найти свой СТИЛЬ исполнения в Музыке и в Рэпе?Подробнее

Как найти свой СТИЛЬ исполнения в Музыке и в Рэпе?

Как попадать в бит? Как читать под бит? Упражнения для МузыкантовПодробнее

Как попадать в бит? Как читать под бит? Упражнения для Музыкантов

ПАРА СОВЕТОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧИТКИ+ПРИМЕРЫ | Adobe audition |Подробнее

ПАРА СОВЕТОВ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ЧИТКИ+ПРИМЕРЫ | Adobe audition |

Как ЧИТАТЬ РЭП?/ Как найти ФЛОУ?/ Как ПОПАДАТЬ в бит?/ Упражнения для РЭПЕРОВ/ Рэп вокалПодробнее

Как ЧИТАТЬ РЭП?/ Как найти ФЛОУ?/ Как ПОПАДАТЬ в бит?/ Упражнения для РЭПЕРОВ/ Рэп вокал

3 ШАГА ЧТОБЫ НАЙТИ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС.Подробнее

3 ШАГА ЧТОБЫ НАЙТИ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ГОЛОС.

Как убить любой БИТ? | секрет НОВОЙ ШКОЛЫ | Читай РЭП КАК PROПодробнее

Как убить любой БИТ? | секрет НОВОЙ ШКОЛЫ | Читай РЭП КАК PRO

ТОП 5 ПРИЗНАКОВ ПЛОХИХ БИТОВ (НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙ)Подробнее

ТОП 5 ПРИЗНАКОВ ПЛОХИХ БИТОВ (НИКОГДА ТАК НЕ ДЕЛАЙ)

ТРЕКИ РЭПЕРОВ, ГДЕ ФЛОУ МЕНЯЕТСЯ в КУПЛЕТЕ (СКРИПТОНИТ, OG BUDA, LIL KRYSTALLL, ROCKET)Подробнее

ТРЕКИ РЭПЕРОВ, ГДЕ ФЛОУ МЕНЯЕТСЯ в КУПЛЕТЕ (СКРИПТОНИТ, OG BUDA, LIL KRYSTALLL, ROCKET)

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ РЭП? / @TimetoPieПодробнее

КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ РЭП? / @TimetoPie

ПРЕСЕТ ДЛЯ ТВОЕГО ГОЛОСА (SCALLY MILANO) | FL studio | studio one 5Подробнее

ПРЕСЕТ ДЛЯ ТВОЕГО ГОЛОСА (SCALLY MILANO) | FL studio | studio one 5

ROCKET ПРЕСЕТ СВЕДЕНИЕ ОДИН В ОДИН |FL studio |studio one 5Подробнее

ROCKET ПРЕСЕТ СВЕДЕНИЕ ОДИН В ОДИН |FL studio |studio one 5

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ ТЕКСТ ДЛЯ СВОЕГО ТРЕКА?Подробнее

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШИЙ ТЕКСТ ДЛЯ СВОЕГО ТРЕКА?

Лайфхак от Никиты №2 (Как прокачать свой флоу?)Подробнее

Лайфхак от Никиты №2 (Как прокачать свой флоу?)

Популярное

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Код ошибки 0100200000 неправильное указание места представления сведений как исправить
  • Подключение к сайту не защищено как исправить opera gx
  • Как найти заказ на фото
  • Как составить основополагающий вопрос к проекту
  • Как будет прибывать день как найти

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии