Существительные общего рода в русском языке
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- человек, город (он, мой) — мужской род;
- подруга, дочь, повесть (она, моя) — женский род;
- войско, стремление (оно, моё) — средний род.
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
- и. п. (кто?) коллега, коллеги
- р. п. совет (кого?) коллеги, коллег
- д. п. идем (к кому?) к коллеге, к коллегам
- в. п. спросим (кого?) коллегу, коллег
- т. п. восхищён (кем?) коллегой, коллегами
- п. п. сообщите (о ком?) о коллеге, о коллегах
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
Определение
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/-я, называющие лиц мужского или женского пола в зависимости от контекста.
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
Существительные общего рода | |
---|---|
1. нарицательные несклоняемые сущ. | визави, протеже |
2. собственные склоняемые имена на -а/-я | Валя, Женя, Саша |
3. нарицательные склоняемые сущ. на -а/-я, характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо и стил. нейтральные | задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга, запевала, книгоноша, сирота, коллега и т.д. |
Валя и Женя — протеже Нестеренко. | |
Сущ. общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. | |
Красавица Валя и бездельник Женя — протеже всё той же Нестеренко. |
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:
- зевать → зевака
- запевать → запевала
- нежный → неженка
- лакомиться → лакомка
- чистый → чистюля
- работать → работяга.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Костя — большой привереда (м. р.)
Вы еще не знаете, какая она привереда! (ж. р.)
Нам навстречу выбежал забияка (м. р.)
Ему повстречалась забияка. (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
- тёзка
- сирота
- левша
- коллега
- умница
- молодец
- молодчина
- почемучка
- самоучка
- всезнайка
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
- неряха
- невежда
- разиня
- пустомеля
- выскочка
- зануда
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Ночной бродяга, которого мы видели мельком, шел в этом направлении (Виктор Гюго. Отверженные).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детский врач Алена Федоровна.
Софья — хороший программист.
Нам посоветовали обратиться к Галине Васильевне, отличному технологу.
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
- бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;
- воображала, вояка, всезнайка, выскочка;
- горемыка, грязнуля, гулёна, гуляка;
- душенька, дылда;
- егоза, ехидна;
- жадина, жадюга;
- забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, злючка, зубрила;
- калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;
- лакомка, левша, лежебока;
- молодец, молодчина, мямля;
- невежа, невежда, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумека, неумеха;
- обжора, одиночка;
- писака, пискля, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;
- работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, рёвушка, ровня;
- самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;
- тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;
- умница
- ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;
- чистюля
- шельма
- юла
- ябеда
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 54
Русский язык
6 класс
Урок № 45
Имена существительные общего рода
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Понятие существительное общего рода.
2. Распознавание существительных общего рода.
3. Правильное употребление существительных общего рода в речи.
4. Согласование прилагательных и глаголов в прошедшем времени с существительными общего рода.
Тезаурус
Существительные общего рода – имена существительные с окончанием —а, -я, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: наш обжора Виктор, наша обжора Люся.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – с.
Дополнительная литература:
1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
Открытые электронные ресурсы:
Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру URL: http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В пословице «Придёт трудяга – силу утроит, придёт лентяй – дело расстроит» слово трудяга – это существительное общего рода. Такие существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола: Андрей – трудяга. А если они обозначают лиц женского пола, то относятся к существительным женского рода: Марина – трудяга. К общему роду эти существительные относятся вне текста.
Такие слова используют в разговорной речи для оценки людей и их различных качеств. Одобрительная оценка есть у слов молодец, молодчина, умница, трудяга, чистюля. Негативная оценка: выскочка, грязнуля, зазнайка, невежа, недоучка, попрошайка, хапуга, ябеда.
Необходимо отличать значения слов невежа и невежда. Невежа – это грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда – это малообразованный человек, профан. Невежа – древнерусское слово, невежда – из старославянского языка.
К существительным общего рода относятся также имена типа Женя, Саша, которые совмещают значения названий лиц как мужского, так и женского пола.
К именам существительным общего рода тяготеют некоторые слова, называющие лиц по профессии, должности, по роду занятий. Например, слово врач может обозначать как мужчину, так и женщину. Глагол прошедшего времени при подлежащем врач покажет, о ком идёт речь: «Врач Крамаренко выписала рецепт». – «Врач Крамаренко выписал рецепт».
Определение-прилагательное при существительном врач употребляется только в мужском роде: «Дежурный врач Крамаренко выписала рецепт». – «Дежурный врач Крамаренко выписал рецепт». Нельзя говорить дежурная врач, хорошая врач.
Примеры слов, называющих лиц по профессии, роду занятий: директор, секретарь, декан, судья, инженер, агроном, академик, геолог.
Отсутствие существительных женского рода у слов врач, директор, декан, тренер и подобных привело к тому, что в языке появились вариации: врачиха, директриса, деканша, тренерша. Но они имеют разговорно-сниженную окраску. Допустимы слова с суффиксом -их-, давно существующие в языке: портниха, ткачиха, пловчиха и некоторые другие. Но форма директриса не стала литературной нормой.
В официальной речи нужно употреблять существительные мужского рода без оценочных суффиксов: «Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Установление соответствий между элементами двух множеств.
Определите способы образования слов, установите соответствия.
егоза
грязнуля
сорвиголова
Для выполнения задания нужно найти к каждому слову ближайшее родственное:
егоза – егозить
грязнуля – грязный
сорви голова – сорвать, голова
Правильный ответ:
егоза |
бессуффиксный |
грязнуля |
суффиксальный |
сорвиголова |
сложение |
Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.
Согласуйте слова с учётом рода, допишите варианты окончаний слов.
Опытн_ врач Павлова внимател_ к больным.
Светлана Григорьевна, учитель математики, заболел_.
Директор школы Вершинина уволил_сь(ся).
Профессор Матвеева сделал_ доклад на конференции.
Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что существительные мужского рода врач, учитель, директор, профессор при обозначении лиц женского пола согласуются с глаголами в форме женского рода и с краткими прилагательными женского рода.
Правильный ответ
Опытный врач Павлова внимательна к больным.
Светлана Григорьевна, учитель математики, заболела.
Директор школы Вершинина уволилась.
Профессор Матвеева сделала доклад на конференции.
Существительные общего рода
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1316.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1316.
Нарицательные имена существительные имеют особую категорию – общий род. Узнать об особенностях данного грамматического признака, а также познакомиться со словами-примерами, которые имеют общий род, поможет эта статья.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Что такое существительные общего рода?
Имена существительные общего рода – класс нарицательных одушевленных существительных, которые могут в зависимости от речевой ситуации выступать и как слова мужского, и как слова женского рода.
Примеры существительных общего рода: ябеда, плакса, недотрога, злюка, растеряха, зубрила, пьяница, сирота, соня, разиня, обжора, тихоня, зануда.
Существительные общего рода обычно изучаются в 6 классе.
Особенности существительных общего рода
Существительные общего рода относятся к I склонению и имеют в единственном числе И. п. окончание -а (-я).
Они представляют собой особую лексическую группу существительных, называющих лиц по определенному, характерному для них, часто – отрицательному признаку. Существительные общего рода обладают ярко выраженной экспрессивной, эмоционально-оценочной характеристикой и преимущественно употребляются в разговорной речи.
Мой сосед по парте –
жадина
. Их дочь –
привереда
.
Непоседа
Петя уже выбежал из класса.
Внимание! К существительным общего рода не относятся слова, обозначающие профессию или род занятий: врач, учитель, продавец – слова мужского рода.
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Настя Войтяккисель
5/5
-
Константин Мищенко
5/5
-
Анна-Мария Дмитриева
5/5
-
Влад Пиличев
5/5
-
Леонид Лапшин
5/5
-
Слава Николаев
5/5
-
Камажай Кирбаева
5/5
-
Татьяна Тихменёва
5/5
-
Дарья Кулиева
4/5
-
Дарья Овсянникова
5/5
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1316.
А какая ваша оценка?
Цель:
- дать понятие о существительных общего рода.
Задачи:
образовательная:
- формировать у учащихся навыки нахождения имен существительных общего рода, умение находить такие слова в предложении, в тексте.
развивающая:
- развивать умение самостоятельно получать знания; развивать любознательность, сообразительность, внимательность, орфографическую зоркость; развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
воспитательная:
- пробуждать познавательный интерес к урокам русского языка и окружающим явлениям; воспитывать трудолюбие, ответственность, честность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!
II. Проверка домашнего задания:
1. Буквенный диктант.
Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода:
На темном небе зажглась звезда.
2. Страна – это имя собственное или нарицательное?
3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:
В моём аквариуме живут золотые рыбки.
4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?
5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.
Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.
6. Слова, противоположные по значению.
III. Актуализация знаний.
- Какое слово у Вас получилось?
— Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.
- Каково его лексическое значение?
З |
Н |
А |
Й |
К |
А |
- А какой антоним мы можем подобрать к данному слову? (Незнайка)
- Вы уже встречались с этим персонажем? (Незнайка — литературный персонаж, описываемый как представитель племени маленьких человечков-коротышек, герой посвящённой его приключениям трилогии Николая Носова)
- Вы, наверное, уже догадались, к кому мы с Вами отправимся в гости? (к Незнайке в Цветочный город)
- Верно! Давайте познакомимся с этим персонажем поближе и выполним морфологический разбор слова НЕЗНАЙКА.
1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).
2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.
Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)
- Всегда ли данное существительное будет относиться к мужскому роду?
Например: Моя подруга такая незнайка!
- Какого же рода слова, если оно применимо и к мальчику, и к девочке? А на вопрос, к какому роду относится слово НЕЗНАЙКА, мы ответим в конце урока.
- Значит, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как Вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с грамматическими особенностями существительных, которые могут обозначать лицо как женского пола, так и мужского)
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
— В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
- Посмотрите на 2 словосочетания. Что у них общего? В чем их различие?
- ужасная неряха
- ужасный неряха
— Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.
— Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.
- Приведите примеры эмоционально окрашенных слов с положительной характеристикой (умница), с отрицательной характеристикой (неумейка).
2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).
— Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.
Задание: соединить слова с их лексическим значением.
Подлиза |
неопрятный, грязный человек. |
Обжора |
горемычный (несчастный) человек. |
Плакса |
непоседливый человек (обычно о ребёнке). |
Грязнуля |
изнеженный человек. |
Хитрюга |
неловкий человек, делающий всё рассеянно и плохо. |
Непоседа |
тот, кто подлизывается к кому-нибудь. |
Растяпа |
тот, кто болтает вздор, пустяки. |
Неженка |
ненасытный, прожорливый человек. |
Горемыка |
очень хитрый человек. |
Пустомеля |
тот, кто много и часто плачет. |
V. Закрепление изученного материала.
1. Работа с текстом.
— Ребята! В школу пришло письмо из Цветочного города от Ромашки.
Задание: Прочитайте текст. Подчеркните имена существительные общего рода, определите их род.
Ребята, мне нужна ваша помощь! Я уже устала от Незнайки, даже не знаю, что с ним делать. Он стал таким зазнайкой и хвастунишкой. Все жители Цветочного города считают его невежей. А недавно Кнопочка мне сказала, что я стала такая плакса. Думаю, во всём виноват этот несносный коротышка. Ещё хочу поделиться с вами своими планами на будущее: я решила стать преподавателем, чтобы обучить нашего Незнайку хорошим манерам. Вы только представьте: курс лекций по этикету проведет кандидат наук Ромашка.
Жду с нетерпением Ваших советов. До скорой встречи. Ваша Ромашка.
- Какие слова у Вас получились? У Вас получилось определить род у этих слов?
2. Словарная работа.
- Какое слово Вам не знакомо? Каково значение слова невежа? Где мы можем посмотреть толкование слова, его лексическое значение?
— Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
Невежа – грубый, невоспитанный человек.
(Невежи точно судят так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. («Петух и Жемчужное зерно»)
- Есть еще одно слово – невежда. Каково его лексическое значение?
Невежда – малообразованный, малосведущий человек.
(Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
- Как вы думаете, являются ли слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА синонимами? Почему?
- Как называются слова, близкие по написанию, звучанию и произношению, но различные по лексическому значению? (Паронимы).
- Придумайте предложение с одним из этих слов.
- Вернемся к нашему тексту. Обратим внимание на слова преподаватель и кандидат. К какому роду они относятся? Почему?
3. Работа с учебником. Чтение правила (стр. 146). Обсуждение.
- К какому же роду относятся слова ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и КАНДИДАТ? Как Вы это выяснили? (Решила стать преподавателем, кандидат наук Ромашка.)
Физминутка
Мы работали, устали.
Теперь, трудяги, дружно встали!
Чтобы было все в порядке,
Надо сделать нам зарядку.
Умницы и молодцы
Потянитесь от души!
Кто невежей не слывет,
Вам направо поворот.
Повернитесь все налево,
«Молодчины!» — скажу смело.
Сони руки вверх подняли,
Правой ручкой помахали.
Кто у нас не хвастунишка,
То левой ручкой помаши-ка.
Чистюли ручками похлопали,
Зазнайки ножками потопали.
Теперь согнулись, разогнулись,
И друг другу улыбнулись.
Не важно, кто правша, левша,
Садитесь на свои места.
4. Игра «Отгадай слово».
— а) Ребята! Художнику Тюбику из Цветочного города нужна наша помощь: он нарисовал несколько картин, а придумать им название у него не получается. Вы готовы ему помочь?
Задание: Соотнесите иллюстрации со словами-существительными общего рода.
(Грязнуля, сладкоежка, плакса, соня, кривляка.)
— б) Молодцы! Вы помогли Тюбику с названием его картин. Я думаю, что с заданием, которое нам придумал музыкант Гусля, мы точно справимся.
Гусля подобрал для нас песни, в которых встречаются слова-существительные общего рода.
Задание: прослушать отрывки из песен и выписать из них имена существительные общего рода.
(1. Говорят мне, что я жадина… из мультфильма «Жила-была царевна»;
2. Дети грязи не боятся… из мультфильма «Жила-была царевна»;
3. Песенка друзей из мультфильма «Мы едем, едем, едем в далекие края;
4. Песня «Почемучка-почемучки»;
5. Песня Дюдюки Барбидокской;
6. Песня «Солнышко лучистое любит скакать».)
(Лежебоки, жадина, замарашка, забияка, почемучка, бяка, привереда, злюка, ябеда, вредина.)
5. «Попробуй, сочини!» (групповая работа)
— Ребята! А вы знаете, что Незнайка пробовал сочинять стихи, но у него не получилось. Поэтому он предложил нам посочинять, и даже рифмы для нас придумал.
Задание: сочинить двустишие (четверостишие) на заданные рифмы, в которых есть имена существительные общего рода.
Например: Я поэт, зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка. (из рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
1 команда: |
2 команда: |
3 команда |
коротышка |
Торопыжка |
выскочка |
книжка |
мартышка |
кисточка |
VI. Итог урока.
— Вот мы с Вами погостили в Цветочном городе, встретились со многими его жителями. Настало время вернуться домой и подвести итоги нашего урока.
- Какова была цель урока? Мы ее достигли?
- К какому же роду принадлежит имя существительное НЕЗНАЙКА?
Графический диктант.
— Сейчас вас ждет последнее самостоятельное задание. На ваших гостевых листах в самом низу есть табличка, состоящая из 10 ячеек. Я буду читать вам вопросы.
Задание: отмечать в ячейке «+», если согласны с вопросом, а если нет, отмечать « – ».
+ 1. Имена существительные общего рода обозначают качества людей.
+ 2. Имена существительные общего рода чаще употребляются в разговорной речи.
+ 3. Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску.
+ 4. Прилагательные с существительными общего рода согласуются и в женском, и в мужском роде.
– 5. Слова учитель, врач, директор относятся к существительным общего рода.
+ 6. Слова егоза, юла, непоседа являются синонимами.
+ 7. Имена существительные, называющие лиц по профессии, по должности, по роду занятий относятся к мужскому роду.
– 8. Слово молодец относится к мужскому роду.
+ 9. Большинство существительных общего рода имеют окончания –а (–я).
+ 10. Слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА являются паронимами.
— Хорошо! Поднимите руки те, у кого в ответах больше плюсов, чем минусов. А теперь те, у кого больше минусов, чем плюсов. Конечно, я еще проверю вашу работу, но те учащиеся, у кого в ответах больше «+» усвоили тему урока и могут по праву называться ЗНАЙКАМИ. А те учащиеся, у кого «+» оказалось меньше, пока еще НЕЗНАЙКИ. Но я уверена, что вы к следующему уроку исправитесь.
VII. Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Поднимите 2 руки те, кому урок понравился; 1 руку – кому урок понравился, но что-то осталось непонятным; встать, кому урок не понравился, а тема осталась непонятной.
Спасибо Вам за урок!
Домашнее задание:
(Ученики получают разноуровневое домашнее задание)
- 1 уровень («обязательный») – упражнение 279, выучить правила на стр. 146-147.
- 2 уровень («понятийный») – разгадать кроссворд «Имена существительные общего рода».
- 3 уровень («творческий») – написать рассказ, используя имена существительные общего рода (по желанию).
Существительные общего рода в русском языке
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
- человек, город (он, мой) — мужской род;
- подруга, дочь, повесть (она, моя) — женский род;
- войско, стремление (оно, моё) — средний род.
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
- и. п. (кто?) коллега, коллеги
- р. п. совет (кого?) коллеги, коллег
- д. п. идем (к кому?) к коллеге, к коллегам
- в. п. спросим (кого?) коллегу, коллег
- т. п. восхищён (кем?) коллегой, коллегами
- п. п. сообщите (о ком?) о коллеге, о коллегах
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
Существительные общего рода | |
---|---|
1. нарицательные несклоняемые сущ. | визави, протеже |
2. собственные склоняемые имена на -а/-я | Валя, Женя, Саша |
3. нарицательные склоняемые сущ. на -а/-я, характеризующие лицо по склонности, пристрастию к чему-либо и стил. нейтральные | задира, кривляка, мямля, невежа, недотепа, плакса, пьяница, разиня, хитрюга, запевала, книгоноша, сирота, коллега и т.д. |
Валя и Женя — протеже Нестеренко. | |
Сущ. общего рода должны иметь определения в грамматических формах того рода (мужского или женского), к которому принадлежат названия характеризуемых ими предметов. | |
Красавица Валя и бездельник Женя — протеже всё той же Нестеренко. |
Существительные общего рода образуются от слов разных частей речи с помощью суффиксов -ак/-як-, -енк-, -ин-, -к-, -л-, -ук-, юл-, -яг- и пр.:
- зевать → зев ак а
- запевать → запева л а
- нежный → неж енк а
- лакомиться → лаком к а
- чистый → чист юл я
- работать → работ яг а.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Ему повстречал а сь забияк а . (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
- тёзка
- сирота
- левша
- коллега
- умница
- молодец
- молодчина
- почемучка
- самоучка
- всезнайка
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
- неряха
- невежда
- разиня
- пустомеля
- выскочка
- зануда
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Ночной бродяга , которого мы видели мельком, шел в этом направлении (Виктор Гюго. Отверженные).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Нам посоветовали обратиться к Галине Васильевне, отличн ому технолог у .
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
- бедняга, бедняжка, бедолага, белоручка, бука, бродяга, брюзга;
- воображала, вояка, всезнайка, выскочка;
- горемыка, грязнуля, гулёна, гуляка;
- душенька, дылда;
- егоза, ехидна;
- жадина, жадюга;
- забияка, задира, зазнайка, заика, зануда, замарашка, заводила, запевала, зевака, злюка, злючка, зубрила;
- калека, каналья, коллега, коротышка, кривляка, кровопийца, кроха;
- лакомка, левша, лежебока;
- молодец, молодчина, мямля;
- невежа, невежда, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, незнайка, непоседа, неровня, неряха, неумека, неумеха;
- обжора, одиночка;
- писака, пискля, плакса, подлиза, подпевала, попрошайка, почемучка, привереда, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, пьяница;
- работяга, разиня, растеряха, растяпа, рёва, рёвушка, ровня;
- самоучка, сквалыга, скромняга, сладкоежка, сластёна, соня, сутяга;
- тараторка, тёзка, тихоня, трещотка, трудяга, тупица;
- умница
- ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка;
- чистюля
- шельма
- юла
- ябеда
Видеоурок
Род имен существительных – что это, как его определить и как быть с существительными общего рода, несклоняемыми и аббревиатурами
Род бывает мужской, женский, средний. Но определить не так просто, как кажется.
Род – это постоянный признак существительного. То есть он никогда не меняется. Например, окно – среднего рода. Как сделать его мужским или женским? Никак. Дом – мужского, изба – женского. Тоже поменять невозможно.
Как определить род существительного
Надо подставить к существительному слова «Он мой»: Дом – он мой, Изба – она моя, Окно – оно мое. Он – мужской, она – женский, оно – средний род.
Еще можно определять просто по логике. Например, тигр – мужского рода, а вот тигрица – женского.
Род можно определить только у существительных в единственном числе. Если оно у вас во множественном – сначала поставьте в единственное. Пример: красавицы – красавица (она моя) – женский род; [ослепительные] солнца – солнце (оно мое) – средний.
Если существительное только во множественном числе – рода нет. Сани, вожжи, дрожжи, хлопоты, очки – какого они рода? Никто не знает.
Как правильно говорить
Надо говорить «Существительное мужского/женского/среднего рода». Нельзя говорить «в мужском/женском/среднем роде». Потому что «в» означает непостоянный признак. Существительное может быть во множественном или единственном числе, в каком-то падеже, но оно всегда определенного «рода».
Неправильно: «в мужском роде». Правильно: «мужского рода». Запомните.
Существительные общего рода
У них род зависит от контекста. Такими существительными могут быть слова с оценочным значением: задира, разиня, грязнуля. Или вполне себе нейтральные: сирота, инкогнито, коллега.
Чтобы определить их род, надо смотреть, к кому они относятся:
- Мама говорит сыну: «Ты такой неряха!» – мужской род.
- Мама говорит дочери: «Какая ты неряха у меня, оказывается!» – женский.
- «Она моя коллега» – женский.
- «Он мой коллега» – мужской.
В словаре у таких слов всегда будет две пометки: «м» и «ж» – то есть могут быть и мужского, и женского рода.
Вот еще классная картинка по теме из учебника В. В. Бабайцевой.
Как определить род у несклоняемых существительных
Если они обозначают неодушевленный предмет – это средний род. Пальто, депо, кино, лассо – это все слова среднего рода – «Оно мое». Есть исключения, например кофе – мужского рода.
Если они обозначают женщин, то относится к женскому роду: мадам, мадемуазель, мисс, миссис – понятно, что это не мужчина.
Все остальное обычно относится к мужскому роду: конферансье, маэстро, портье, мсье, падре и пр.
В основном, слова мужского рода, приведенные выше – это профессии. И так сложилось, что они почти всегда мужские. Хотя иногда портье в отеле может быть женщина. Редко, но бывает.
На названия животных и птиц распространяется то же правило. Они мужского рода, если контекстом не подчеркивается, что речь о самке: кенгуру, шимпанзе, какаду, пони. Если у вас предложение «Жила-была красивая пони» – то там род, конечно, женский.
Про Цеце
Цеце – женского рода. Потому что это муха.
Род географических названий
Если речь о географии, надо смотреть, о каком объекте идет речь и определять род по нему:
- Город – мужского рода (Бордо).
- Река – женского (Миссисипи, Конго).
- Озеро – среднего (Эри, Онтарио).
Род аббревиатур
Он определяется по главному слову. Аббревиатуру надо обязательно расшифровывать:
- МГУ продолжил набор студентов – Московский государственный университет продолжил набор студентов.
- МКАД будет перестроена – Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
- ЕГЭ сдан успешно – Единый государственный экзамен сдан успешно.
- ГАИ задержала мою машину – Государственная автомобильная инспекция задержала мою машину.
- НАСА улучшило свои технологии – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства улучшило свои технологии.
Но иногда бывает так, что аббревиатура начинает склоняться как обычное слово. Поэтому:
- Вуз начал набор студентов (м. р.). Хотя вуз – высшее учебное заведение, род должен быть средний.
- МИД не согласен с позицией США (м. р.). Хотя МИД – министерство иностранных дел, тоже среднего рода.
Как быть? Смотреть в словарь.
Какой словарь выбрать
Я использую для проверки онлайн-словарь от Грамоты ру. Он бесплатный, там одновременно показываются данные и орфографических, и толковых, и разных других словарей. Плюс, можно сразу посмотреть синонимы и антонимы у слов.
Добавьте прямо сейчас себе в закладки.
Про гренки
Когда у нас выходила статья про гренки, автор мне написала, что правильно будет «пожарить много гренков», а не «гренок». Потому что «гренок» – это существительное мужского рода единственного числа: «вкусный гренок, ароматный гренок».
Я посмотрел кулинарные сайты, там везде «пожарить (много) гренок». В Викисловаре я нашел вообще две статьи, по одной, в единственном числе «гренок», по другой – «гренка».
Написал так, как сам говорю, поэтому все гренки у нас в рецептах женского рода.
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/sushhestvitelnoe/obschego-roda.html
https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/rod-imen-suschestvitelnyh