Сложение и вычитание одночленов, формула
Формула сложения одночленов
Сложение одночленов это сумма коэффициентов одночленов.
Найти сложение одночленов по формуле с калькулятором онлайн
Примеры сложения одночленов
1. 10xy2 + 5xy2 = 15xy2 ;
a = x ;
b = y2 ;
2. 7x2y3 + 18x2y3 = 25x2y3 ;
a = x2 ;
b = y3 ;
3. 1/2mk2 + 1/2mk2 = 1mk2 ;
a = m ;
b = k2 ;
4. 3 • 4 • 52 + 6 • 4 • 52 = 9 • 4 • 52 = 900 ;
a = 4 ;
b = 5 ;
Формула вычитания одночленов
Вычитание одночленов это вычитание коэффициентов одночленов.
Найти вычитание одночленов по формуле с калькулятором онлайн
Примеры вычитания одночленов
1. 9x2y2 — 7x2y2 = 2x2y2 ;
a = x2 ;
b = y2 ;
2. 4xy3 — 8xy3 = -4xy3 ;
a = x ;
b = y3 ;
3. 20nk2 — 15nk2 = 5nk2 ;
a = n ;
b = k2 ;
4. 5 • 42 • 62 — 3 • 42 • 62 = 2 • 42 • 62 = 1 152 ;
a = 42 ;
b = 62 ;
Складывать и вычитать можно только подобные одночлены.
Подобными одночленами называются такие одночлены, у которых произведения переменных равны, хотя их порядок может отличаться.
При сложении или вычитании одночленов нужно выполнить следующие действия:
1) сложить или вычесть коэффициенты одночленов;
2) переменные множители не менять.
При сложении или вычитании одночленов нужно помнить, что:
— коэффициенты одночленов обычно складываются и вычитаются в уме, и записывается упрощённая сумма;
— нельзя складывать или вычитать одночлены, у которых различаются произведения переменных;
— сумма противоположных одночленов всегда равна (0).
Раскрываются скобки и меняются знаки (т. к. перед скобками стоит минус, и
−−=+
):
−2p3k−(−0,6p3k)−0,2p3k=−2p3k+0,6p3k−0,2p3k==0,6p3k−0,2p3k−2p3k=0,6p3k−2,2p3k=−1,6p3k;
Эти одночлены нельзя вычесть, т. к. произведения переменных различаются.
Сумма противоположных одночленов всегда равна (0).
Напоминание определений и правила приведения к стандартному виду уроков
Вспомним, что называется одночленом, и какие операции можно делать с одночленами. Одночлен – это произведение чисел и степеней. Рассмотрим два примера:
;
;
Оба выражения являются одночленами и перед тем, как приступить к сложению или вычитанию, необходимо привести их к стандартному виду:
;
;
Напомним, что для приведения одночлена к стандартному виду необходимо вначале получить численный коэффициент, перемножив все численные множители, а после этого перемножить соответствующие степени.
Выясним, можно ли складывать наши два одночлена – нет, нельзя, потому что можно складывать лишь те одночлены, которые имеют одинаковую буквенную часть, то есть только подобные одночлены. То есть, мы должны научиться различать подобные и не подобные одночлены.
Определение подобия одночленов, примеры
Рассмотрим примеры подобных одночленов:
Одночлены и
являются подобными, так как имеют одинаковую буквенную часть —
Еще один пример. Запишем одночлен и одночлен
. Мы можем приписать второму одночлену абсолютно любой численный коэффициент и получим одночлен, подобный первому. Выберем, например, коэффициент
и получим два подобных одночлена:
и
Рассмотрим следующий пример. Первый одночлен , его коэффициент равен единице. Запишем теперь его буквенную часть
и добавим к ней произвольный численный коэффициент, например,
. Имеем два подобных одночлена:
и
.
Сделаем вывод: подобные одночлены имеют одинаковую буквенную часть, и такие одночлены можно складывать и вычитать.
Сложение подобных одночленов, примеры и правило
Теперь приведем примеры не подобных одночленов:
и
; данные одночлены имеют разную буквенную часть, переменная а в них представлена в разных степенях, поэтому одночлены не являются подобными
Еще один пример: одночлены и
также не являются подобными, их буквенные части отличаются степенями переменной а.
Рассмотрим третью пару одночленов: и
также не являются подобными.
Теперь разберем сложение подобных одночленов, для этого выполним пример:
Сложить два одночлена:
Очевидно, что данные одночлены подобны, так как легко заметить, что буквенные части их одинаковы, однако математически подобие одночленов можно доказать заменив буквенную часть другой буквой, и если для обоих одночленов эта буква окажется одинаковой, то одночлены подобны. Переходя к примеру, заменим в первом одночлене на
? Тогда и во втором одночлене ту же самую буквенную часть заменим на
Получим:
Сложив два эти выражения, получим . Теперь вернемся к исходным переменным – заменим в ответе переменную t на
, получаем окончательный ответ:
Теперь сформулируем правило сложения одночленов:
Для того чтобы получить сумму подобных одночленов необходимо сложить их коэффициенты, а буквенную часть дописать такую же, как у исходных слагаемых.
Рассмотрим примеры:
1)
2)
Комментарий к примеру №1: сначала мы записываем в результат сумму коэффициентов одночленов, то есть , затем переписываем буквенную часть без изменений, то есть
Комментарий к примеру №2: аналогично первому примеру сначала записываем сумму коэффициентов, то есть , затем переписываем буквенную часть без изменений —
.
Формулировка правила вычитания подобных одночленов, примеры
Перейдем к правилу вычитания одночленов. Рассмотри примеры:
1)
Правило вычитания подобных одночленов аналогично правилу сложения: буквенную часть переписываем без изменений, а коэффициенты вычесть, при чем вычесть в правильном порядке. Для нашего примера:
2)
3)
Выводы относительно сложения и вычитания подобных одночленов
Сделаем вывод: складывать и вычитать можно любые, но только подобные одночлены, для этого нужно складывать или вычитать их коэффициенты, буквенную часть переписывая в исходном виде. Не подобные одночлены ни складывать, ни вычитать нельзя.
Решение задачи на упрощение выражения – прямая задача
Теперь, зная алгоритм сложения и вычитания подобных одночленов, мы можем решать некоторые типовые задачи.
Задачи на упрощение:
Упростить выражение:
Первый одночлен записан в стандартном виде, его больше упростить нельзя, второй и третий не в стандартном виде, значит, первым действием при упрощении выражений с одночленами выполняем приведение к стандартному виду одночленов, которые можно к нему привести.
Итак, приведем к стандартному виду вначале второй, а потом и третий одночлены:
Перепишем исходное выражение с учетом выполненных преобразований:
Мы видим одинаковую буквенную часть у всех трех одночленов, а, значит, они подобны, то есть мы имеем право складывать их и вычитать. Согласно правилу, мы выполним необходимые действия с коэффициентами, а буквенную часть перепишем без изменений:
Решение обратной задачи – разложение одночлена на слагаемые
Существует обратная задача. Задан одночлен . Представить одночлен в виде суммы одночленов.
У всех одночленов, в виде суммы которых мы представим заданный, будет одинаковая буквенная часть, одинаковая также и с заданным одночленом — . Представим наш одночлен, например, в виде суммы двух слагаемых. Для этого представим коэффициент как сумму:
А теперь запишем полученное представление: сначала пишем первое слагаемое, умноженное на буквенную часть, а затем второе также умноженное на буквенную часть:
Данная задача имеет бесконечное количество решений, так как число 30 можно представить по-разному, например:
Тогда:
Решение задачи на определение подобных одночленов и их сложение
Рассмотрим еще один вид типовых задач: среди данных одночленов найти подобные и сложить их:
;
;
;
Очевидно, что одинаковую буквенную часть имеют первый, второй и последний одночлены. Теперь выполним сложение:
;
Список рекомендованной литературы
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 7. 6 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ
3. Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е. и др. Алгебра 7 .М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Школьный помощник (Источник).
2. Сайт учителя математики и информатики (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Задание 1: упростить выражения.
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
Задание 2: разложить одночлен на сумму или разность четырьмя различными способами:
;
Задание 3: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебра 7, №263, стр.58. Для каждой пары подобных одночленов выполнить сложение и вычитание, а для не подобных указать, какие действия необходимо выполнить, чтобы они стали подобными.
Знакомство с одночленами продолжим материалом статьи ниже: разберем выполнение базовых действий с одночленами, таких как сложение и вычитание. Рассмотрим, в каких случаях эти действия подлежат выполнению и что дадут в итоге; сформулируем правило сложения и вычитания и применим его при решении типовых задач.
Результат сложения и вычитания одночленов
Сложение и вычитание одночленов будем изучать, опираясь на действия с многочленами, поскольку, в общем, результат сложения или вычитания одночленов – многочлен, и только в частных ситуациях – одночлен.
Иначе говоря, сложение и вычитание на множестве одночленов можно ввести лишь с ограничениями. Уточним, что это означает, проведя аналогию с вычитанием натуральных чисел. На множестве натуральных чисел действие вычитания рассматривается также с ограничением: чтобы результатом стало натуральное число, вычитание необходимо произвести только по схеме: из большего натурального числа меньшее.
Другое дело, если речь идет о множестве целых чисел, включающем в себя и натуральные: здесь вычитание производится без ограничений.
То же самое можно применить, когда речь идет о сложении или вычитании двух одночленов. Чтобы в итоге получить одночлен, на множестве одночленов сложение или вычитание возможно осуществить с ограничением: исходные складываемые или вычитаемые одночлены должны быть подобными слагаемыми (тогда их называют подобными одночленами), или один из них должен быть нулем. В прочих случаях результат осуществления действий — уже не одночлен.
А вот на множестве многочленов, которое содержит все одночлены, сложение и вычитание одночленов изучается в качестве частного случая сложения и вычитания многочленов. В этом случае действия рассматриваются без указанных выше ограничений, так как итог их выполнения — многочлен (или одночлен как частный случай многочлена).
Правило сложения и вычитания одночленов
Сформулируем правило сложения и вычитания одночленов в виде последовательности действий:
Чтобы осуществить действие сложения или вычитания двух одночленов необходимо:
- записать сумму или разность одночленов в зависимости от поставленной задачи: одночлены необходимо заключить в скобки, поставив между ними знак плюс или минус соответственно;
- если одночлены в скобках присутствуют в нестандартном виде, привести их к стандартному виду;
- раскрыть скобки;
- привести подобные слагаемые, если таковые есть, и исключить слагаемые, равные нулю.
Теперь применим озвученное правило для решения задач.
Примеры сложения и вычитания одночленов
Заданы одночлены 8·x и −3·x. Необходимо выполнить их сложение и вычитание.
Решение
- Выполним действие сложения. Запишем сумму, заключив исходные одночлены в скобки и поставив между ними знак плюс: (8·x)+(−3·x). Одночлены в скобках имеют стандартный вид, значит второй шаг алгоритма правила можно пропустить. Следующим действием раскроем скобки: 8·x−3·x, а затем приведем подобные слагаемые: 8·x−3·x=(8−3)·x=5·x.
Кратко решение запишем так: (8·x)+(−3·x)=8·x−3·x=5·x.
- Аналогично произведем действие вычитания: (8·x)−(−3·x)=8·x+3·x=11·x.
Ответ: (8·x)+(−3·x)=5·x и (8·x)−(−3·x)=11·x.
Рассмотрим пример, где один из одночленов – нуль.
Необходимо найти разность между одночленом -5·x3·23·0·x·z2 и одночленом x·23·y5·z·-38·x·y.
Решение
Действуем по алгоритму согласно правилу. Запишем разность: -5·x3·23·0·x·z2-x·23·y5·z·-38·x·y. Заключенные в скобки одночлены приведем к стандартному виду и тогда получим: 0—14·x2·y6·z. Раскроем скобки, что даст нам следующий вид выражения: 0+14·x2·y6·z, оно, в силу свойства прибавления нуля, будет тождественно равно 14·x2·y6·z.
Таким образом, краткая запись решения будет такой:
-5·x3·23·0·x·z2-x·23·y5·z·-38·x·y==0—14·x2·y6·z=14·x2·y6·z
Ответ: -5·x3·23·0·x·z2-x·23·y5·z·-38·x·y=14·x2·y6·z
Рассмотренные примеры дали в результате сложения и вычитания одночлены. Однако, как уже упоминалось, в общем случае результат действий сложения и вычитания – многочлен.
Заданы одночлены −9·x·z3 и −13·x·y·z. Необходимо найти их сумму.
Решение
Записываем сумму: (−9·x·z3)+(−13·x·y·z). Одночлены имеют стандартный вид, поэтому осуществляем раскрытие скобок: (−9·x·z3)+(−13·x·y·z)=−9·x·z3−13·x·y·z. Подобных членов в полученном выражении нет, приводить нам нечего, значит полученное выражение и будет являться результатом вычисления: −9·x·z3−13·x·y·z.
Ответ: (−9·x·z3)+(−13·x·y·z)=−9·x·z3−13·x·y·z.
По такой же схеме осуществляется действие сложения или вычитания трех и более одночленов.
Необходимо решить пример: 0,2·a3·b2+7·a3·b2−3·a3·b2−2,7·a3·b2.
Решение
Все заданные одночлены имеют стандартный вид и являются подобными. Приведем подобные члены, выполнив сложение и вычитание числовых коэффициентов, а буквенную часть оставляя исходной: 0,2·a3·b2+7·a3·b2−3·a3·b2−2,7·a3·b2==(0,2+7−3−2,7)·a3·b2=1,5·a3·b2
Ответ: 0,2·a3·b2+7·a3·b2−3·a3·b2−2,7·a3·b2=1,5·a3·b2.
Заданы одночлены: 5, −3·a, 15·a, −0,5·x·z4, −12·a, −2 и 0,5·x·z4. Необходимо найти их сумму.
Решение
Запишем сумму: (5)+(−3·a)+(15·a)+(−0,5·x·z4)+(−12·a)+(−2)+(0,5·x·z4). В результате раскрытия скобок получим: 5−3·a+15·a−0,5·x·z4−12·a−2+0,5·x·z4. Сгруппируем подобные слагаемые: (5−2)+(−3·a+15·a−12·a)+(−0,5·x·z4+0,5·x·z4) и приведем их: 3+0+0=3
Ответ: (5)+(−3·a)+(15·a)+(−0,5·x·z4)+(−12·a)+(−2)+(0,5·x·z4)=3.
Преподаватель математики и информатики. Кафедра бизнес-информатики Российского университета транспорта
Конспект урока по теме: «Сложение
и вычитание одночленов»
Дата проведения: 20.01.2021;
ФИО учителя: Боброва Ольга Александровна;
Класс: 7а;
Предмет: Математика (Алгебра);
Тема урока: «Сложение и вычитание
одночленов»;
Количество учащихся по списку: 28;
Число присутствующих учащихся: 25;
№ кабинета: 204;
Время проведения: 830 – 940;
Тип урока: урок изучение нового материала.
Цели урока:
1.
Ввести определение подобных
одночленов;
2.
Научить учащихся складывать и
вычитать подобные одночлены, по аналогии с подобными слагаемыми;
3.
Познакомиться с алгоритмом
сложения и вычитания одночленов;
4.
Дать представление о понятии
многочлен;
5.
Способствовать
развитию логического мышления;
6.
Развивать
внимание, память;
7.
Воспитать
математическую речевую культуру;
8.
Создать
атмосферу сотрудничества учителя и учащихся.
План урока:
1. Организационный
момент.
2. Подготовка
к изучению нового материала:
— повторения понятия
одночлена;
— повторение алгоритма
приведения одночлена к стандартному виду;
— повторение понятия
коэффициента одночлена;
3. Введение
определения подобных одночленов;
4. Усвоение
определения подобных одночленов;
5. Сложение
подобных одночленов;
6. Нахождение
способа вычитания одночленов;
7. Введение
алгоритма сложения и вычитания одночленов;
8. Сложение
неподобных одночленов. Введение понятия многочлен;
9. Отработка
шагов алгоритма;
10. Закрепление
алгоритма;
11. Подведение
итогов урока;
12. Постановка
домашнего задания.
Ход урока
Учитель |
Учащиеся |
1. Организационный |
|
С какими На Данный |
На |
2. Подготовка |
|
Для того, чтобы |
Одночленом |
Посмотрите Почему? 1) 2) 3) 4) 5) |
Одночленами |
Есть ли |
Да. 3) |
Что |
Одночлен, |
Можно ли Что |
Да. Чтобы 1. Перемножить 2. 3. Перемножить |
Приведите |
2) 3) |
Как |
Его |
Назовите |
6, 3, |
3. Введение определения подобных одночленов |
|
Откроите тетради. Запишите сегодняшнее число 20.01.14. Классная |
|
Сегодня мы будем рассматривать только те одночлены, которые |
|
В 6 классе вы познакомились с понятием подобных слагаемых. Понятие подобных одночленов аналогично понятию подобных Посмотрите на доску. На доске записаны 3 пары одночленов. 1) 2) 3) Скажите чем похожи первая пара одночленов? Чем они отличаются? Что общего во второй паре одночленов? В чем их различие? Что общего в третьей паре одночленов? В чем их различие? |
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть, называются В первой паре одночленов одинаковая переменная Во второй паре одночлены имеют одинаковую буквенную часть В третьей паре одночлены имеют одинаковую переменную Отличаются одночлены коэффициентами. |
Итак, все три пары одночленов отличаются друг от друга только Запишем следующее определение в тетрадь: Два одночлена, состоящие из одних и тех же переменных, каждая из |
|
4. Усвоение определения подобных одночленов |
|
Откройте учебник на странице 92 и прочитайте определение. Попробуйте сформулировать определение подобных одночленов. |
Учащиеся пытаются формулировать определение подобных одночленов. |
Посмотрите на доску. 1) 2) 3) Как вы думаете какие из пар приведенных одночленов являются Итак, из примера 1) видно — совпадающие одночлены являются Откройте Выясните, Почему? Выполняем Выясните, Почему? |
В первой паре одночлены являются подобными, так как они содержат Во второй паре одночлены не являются подобными так, как В третье паре одночлены не подобны так, как содержат различные №656
Так как №657
У |
Учащиеся хорошо усвоили определение подобных одночленов, |
|
5. Сложение |
|
Зная Что |
|
Запишем Рассмотрим Какие Являются подобными? Какая Мы уже Вспомните Подобные |
Подобные. Являются, Чтобы |
Итак, чтобы Откроите учебник на странице 93 и прочитайте правило сложения Сформулируйте правило сложения подобных одночленов. |
Учащиеся пытаются сформулировать правило сложения подобных «Чтобы |
6. Нахождение способа вычитания одночленов |
|
Похожим образом вычитаются подобные одночлены. Запишем пример в тетради, который представляет собой разность Можно ли представить это выражение в виде суммы двух подобных К чему свелось решение данного примера? Как мы складываем подобные одночлены? Итак, для того, чтобы вычесть подобные одночлены нужно знак «-» перед одночленом отнести к коэффициенту и далее применить правило для сложения одночленов. |
Что получим в ответе? Можно. Знак «-» перед вторым одночленом можно отнести к коэффициенту 9 К сложению двух подобных одночленов. Чтобы сложить подобные одночлены достаточно сложить их |
7. Введение алгоритма сложения одночленов |
|
Решим следующий пример: В начале урока мы говорили о том, что мы можем складывать Посмотрите, все ли одночлены в данном примере записаны в Если нет, какие одночлены представлены не в стандартном виде. Расскажите алгоритм приведения одночленов к стандартному виду. Переведите одночлены
Итак, мы получили сумму одночленов Какие одночлены мы имеем право складывать? Все ли одночлены в сумме подобны? Что нужно сделать, чтобы сложить подобные одночлены? Какой ответ получим? |
Не все одночлены представлены в стандартном виде.
Чтобы 1. Перемножить 2. 3. Перемножить Мы имеем право складывать подобные одночлены. Да. Чтобы сложить подобные одночлены достаточно сложить их |
Попробуйте Что Что Что Что Итак, для 1. Привести 2. Убедиться, 3. Найти сумму 4. 5. Откройте Опрос |
Для того, 1. Приводим 2. 3. 4. 5. Записываем Учащиеся Для 1. Привести 2. Убедиться, 3. Найти 4. Умножить 5. Записать |
8. Сложение |
|
Рассмотрим Что Все ли Что Математики |
1. Да 2. Смотрим |
9. Отработка |
|
Откройте Решим № Вместо Выполняем Приведите |
№659 №661 не
|
10. Закрепление |
|
Решаем Два |
№671 |
11. Подведение |
|
С каким Какие Какие Можно ли Расскажите Как |
С Два одночлена, состоящие из одних и тех же переменных, каждая из Сложение Нельзя, Для того, 1. Привести 2 3. Найти сумму 4. 5. Записать Для того, чтобы вычесть подобные одночлены нужно знак «-» перед одночленом отнести к коэффициенту и далее применить алгоритм для сложения одночленов. |
12. Постановка |
|
Читать №658, |
Вид тетради учащихся
14.01.14.
Классная работа.
Тема урока: «Сложение
и вычитание одночленов».
1)
2) }
подобные одночлены
3)
Определение. Два одночлена, состоящие из одних и тех же переменных, каждая из
которых входит в оба одночлена в одинаковых степенях называют подобными
одночленами.
1)
2)
3)
Сложение подобных одночленов
Вычитание одночленов
№661
не
подобен одночлену
подобен одночлену
№671
Вид доски
1) 2) 3) 4) 5) |
14.01.14. Классная Тема Сложение подобных одночленов Вычитание |
Работа в Устно: №656; №657; №659. Письменно: №661(а,б); №671(а,б). Задание Читать №658, |
№661 не подобен |
||
1) 2) 3) — 1) 2) 3) |
№671 |
№671 |