Среднее эффективное давление на поршень pe является таким же чисто расчетным значением, что и среднее индикаторное давление на поршень pi. Оно помогает конструктору определить параметры двигателя.
Для вывода формулы эффективной мощности Ре по такому же принципу, что и уравнение 3.22 для индикаторной мощности двигателя, обязательно понадобится значение среднего эффективного давления на поршень pe.
Эффективная мощность и индикаторная мощность двигателя различаются на величину мощности трения, а именно:
Из этого следует, что формула действительна также для обоих давлений на поршень:
Преобразовав уравнение 3.28, можно получить формулу среднего эффективного давления на поршень:
Экспериментальные данные среднего эффективного давления на поршень получают с помощью уравнения 3.29. Разумеется, при этом в формуле указываются только данные испытанных двигателей.
Остается только вывести еще одно уравнение для расчета среднего эффективного давления на поршень. При этом появляются еще две величины, которые сначала нужно объяснить.
1. Теплота сгорания смеси
Теплота сгорания смеси HG представляет собой количество теплоты, которое высвобождается при сгорании одного нормального кубического метра (m3H) топливовоздушной смеси.
При использовании бензина или дизельного топлива можно пренебречь отношением объема топлива к объему воздуха. Для бензина или дизельного топлива действуют следующие формулы:
Lmin — необходимое количество воздуха;
λ — коэффициент избытка воздуха.
При использовании газа в качестве топлива необходимо учитывать объем газа относительно объема воздуха в смеси, соответственно, получаем следующие формулы:
В уравнениях 3.31 и 3.33 показано, что, если коэффициент избытка воздуха меньше или равен единице, то топливо не может сгореть полностью. В вышеуказанных уравнениях величины указаны таким образом, что единица теплоты сгорания смеси измеряется в кДж/m3H. Цифра «1» в знаменателе уравнений 3.32 и 3.33 указана для 1 m3H газа в смеси.
2. Коэффициент наполнения цилиндра
Коэффициент наполнения цилиндра характеризует степень наполнения цилиндра топливовоздушной смесью и выражается как отношение массы свежего заряда смеси my находящегося в цилиндре сразу после заполнения, к теоретической массе смеси mth которая могла бы заполнить цилиндр при давлении и температуре окружающей среды.
ρa — плотность свежего заряда смеси при давлении и температуре окружающей среды.
Полагая, что общий рабочий объем заполнен свежим зарядом смеси, масса фактически рассчитывается следующим образом
ρz — плотность свежего заряда в цилиндре.
Отсюда получаем:
Отношение ρz/ρa можно выразить с помощью давления и температуры, и тогда получаем следующее:
T — абсолютная температура наружного воздуха;
Tz — абсолютная температура заполнения цилиндра;
p — абсолютное давление наружного воздуха;
pz — абсолютное давление в цилиндре.
Температура Tz выше, чем T, так как заряд смеси при впуске подогревается от соприкосновения с горячими поверхностями камеры сгорания и гильзы цилиндра. Давление pz меньше р вследствие потерь при впуске. Утверждение, что объем цилиндра целиком заполняется свежим зарядом смеси при впуске, соответствует лишь четырехтактному двигателю. В двухтактном двигателе при продувке свежий заряд смеси частично смешивается с отработавшими газами, поэтому заполняет собой не весь объем цилиндра. Экспериментальные данные:
- Четырехтактный двигатель λ1 = от 0,7 до 0,9
- Двухтактный двигатель с нагнетателем в кривошипной камере λ1 = от 0,5 до 0,7
При продувке через кривошипную камеру двухтактного двигателя нижняя часть поршня используется для перемещения продувочного воздуха (см. рис. 8.33). После предварительного рассмотрения можно перейти к выведению формулы для вычисления ре. Для этого необходимо записать уравнение эффективной мощности в следующем виде:
Количество теплоты, подведенное за единицу времени, равно:
ρ0 — плотность свежего заряда смеси в нормальном состоянии окружающей среды (температура 0°С; 1, давление 013 бар).
Используя соотношения
Фz используется в уравнении для Ре:
Для эффективной мощности используется следующее уравнение:
Если обе формулы для Pe отождествить, получим искомое уравнение среднего эффективного давления на поршень:
Так как уравнение 3.35 является критериальным уравнением, для ре получаем те же единицы измерения, что и для теплоты сгорания смеси. Затем их необходимо преобразовать в единицы измерения, стандартные для ре, например, бары.
Пример 1
Для четырехтактного бензинового двигателя легкового автомобиля известны следующие данные:
- Эффективная мощность Ре = 88 кВт
- Частота вращения n = 5500 мин-1
- Удельный расход топлива bе = 300 г/кВт·ч
- Число цилиндров z =6
- Диаметр цилиндра D = 87mm
- Ход поршня Н = 70 мм
Необходимо рассчитать следующее:
- 1. Литровая мощность двигателя
- 2. Среднее эффективное давление на поршень
- 3. Эффективный коэффициент полезного действия
Решение
1. Литровая мощность двигателя
2. Среднее эффективное давление на поршень
3. Эффективный коэффициент полезного действия
В процессе расширения, под воздействием расширяющихся газов, поршень перемещается и тепловая (внутренняя) энергия газов преобразуется в механическую работу. Величина этой работы за один цикл определяется произведением силы давления газов на перемещение поршня, равного его ходу. Однако сила давления газов на поршень непостоянна и уменьшается в период перемещения поршня. В процессе сжатия воздуха в цилиндре перемещение поршня связано с затратой механической работы. Величина этой работы равна произведению силы давления воздуха и перемещения поршня. Причем эта сила также непостоянна и увеличивается по мере приближения поршня к мертвой
точке.
Полезная механическая работа равна разности работ расширения и сжатия. Эта работа, полученная внутри цилиндра двигателя за один
цикл, называется индикаторной работой Ai. При определении Аi используют индикаторную диаграмму, показывающую в масштабе величину давления в цилиндре при любом положении поршня; диаграмму снимают с помощью индикатора давления.
На рис. 15 представлена индикаторная диаграмма двухтактного двигателя. Заштрихованная площадь диаграмммы (в масштабе) как раз и равна индикаторной работе. Индикаторную работу можно определить следующим образом: сначала при помощи планиметра найти площадь диаграммы F мм2 И измерить длину диаграммы l мм; разделив
F на l, получим среднюю высоту h мм; площадь прямоугольника высотой h равна площади диаграммы. Так как площади равны, то и величины
работ равны. Разделив высоту h на масштаб пружины индикатора m мм2/бар, получим среднее давление на цикл.
Среднее давление в цилиндре за цикл называется средним индикаторным
давлением Pi бар (105 H/m2):
При подсчете Pi четырехтактного двигателя следовало бы учитывать отрицательную площадь диаграммы, ограниченную кривыми процессов впуска и выпуска (рис. 16). Практически эта отрицательная работа, связанная с насосными потерями, не учитывается, так как величина ее очень мала. У четырехтактного двигателя рабочий цикл совершается за два оборота коленчатого вала и среднее индикаторное давление Рi за цикл будет в два раза меньше, чем у подобного ему двухтактного двигателя. Однако для возможности сравнения четырехтактных
и двухтактных двигателей при определении Рi четырехтактного двигателя процессами впуска и выпуска пренебрегают. При расчете мощности это обстоятельство учитывается введением в знаменатель формулы коэффициента тактности z = 2. Для двухтактного двигателя z = 1.
Итак, мощность цилиндра двигателя (кВт)
При условии равенства среднего индикаторного давления всех цилиндров мощность двигателя равна (i – число цилиндров)
Учитывая, что :
и обозначив неизменную для конкретно рассматриваемого двигателя величину:
представим мощность выражением
Среднее индикаторное давление и средняя скорость поршня это основные характеристики двигателя. Среднее индикаторное давление
является показателем тепловой напряженности двигателя. Средняя скорость поршня характеризует его динамическую напряженность и является основным показателем моторесурса.
Среднее индикаторное давление составляет у дизелей (бар):
- без наддува — Рi = 5÷7
- мощных малооборотных с наддувом — Рi = 8÷12
- среднеоборотных с наддувом Рi = 15÷20
- форсированных с высоким наддувом Рi 22÷28
Средняя скорость поршня у мощных малооборотных дизелей достигает:Сm = 5÷6,8 м/с.
Средняя скорость поршня у среднеоборотных Сm = 8÷10 м/с.
Эффективная мощность двигателя, т.е. мощность, передаваемая потребителю, меньше индикаторной на величину механических потерь, при передаче мощности от цилиндра к фланцу коленчатого вала. Эти потери учитываются механическим коэффициентом полезного действия ɳм:
Произведение Piɳм = Ре носит название среднего эффективного
давления. Учитывая это, эффективную мощность (кВт) двигателя можно
выразить формулой:
ГЛАВА
5
ДВИГАТЕЛИ
ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
§ 5.1. ПАРАМЕТРЫ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ РАБОТУ ДВИГАТЕЛЯ
Среднее индикаторное
давление и индикаторная мощность.
Под средним индикаторным давлением pi
понимают
такое условное постоянное давление,
которое, действуя на поршень в течение
одного рабочего хода, совершает работу,
равную индикаторной работе газов в
цилиндре за рабочий цикл.
Согласно определению,
среднее индикаторное давление (Па) равно
отношению индикаторной работы Li
газов за цикл к единице рабочего
объема Vh
цилиндра,
т. е.
. (5.1)
При наличии
индикаторной диаграммы, снятой с
двигателя (рис. 5.1), среднее индикаторное
давление можно определить по формуле
. (5.2)
где
F
— полезная
площадь индикаторной диаграммы, м2;
l
— длина индикаторной диаграммы, м;
т —
масштаб давления индикаторной диаграммы,
Па/м.
Среднее индикаторное
давление при полной нагрузке у
четырехтактных карбюраторных
двигателей 8·105…12·105
Па, у четырехтактных дизелей —
7,5·105…10·105
Па, у двухтактных дизелей — 6·105…9·105
Па.
Индикаторной
мощностью Ni
(кВт) двигателя
называют работу, совершаемую газами
в цилиндрах двигателя в единицу времени,
т. е.
, (5.3)
где
рi
— среднее
индикаторное давление, Па; Vh
— рабочий
объем цилиндра, м3;
п —
частота вращения коленчатого вала,
об/с; τ
— тактность двигателя (τ=4
— для четырехтактных двигателей и τ=2
— для двухтактных); i
— число
цилиндров.
Рабочий объем (м3)
цилиндра
Vh=nD2S/4, (5.4)
где D
— диаметр
цилиндра, м; S
— ход поршня,
м.
Если известны
степень сжатия е двигателя и объем Vc
камеры
сгорания, то рабочий объем Vh
цилиндра
может быть определен по формуле
Vh=(-1)Vc, (5.5)
где
— степень сжатия, равная отношению
полного объема Va
цилиндра к
объему Vc
камеры
сгорания, т. е.
.
Эффективная
мощность двигателя и среднее эффективное
давление. Эффективной мощностью Ne
называют
мощность, снимаемую с коленчатого
вала двигателя для получения полезной
работы.
Эффективная
мощность меньше индикаторной мощности
Ni
на величину
мощности NM
механических
потерь, т. е.
Ne=Ni—NM. (5.6)
.
Механические
потери в двигателе оцениваются
механическим кпд ηм
который
представляет собой отношение эффективной
мощности к индикаторной:
. (5.7)
Для современных
двигателей механический кпд составляет
0,72…0,9. Зная механический кпд, можно
определить эффективную мощность
Ne=ηмNi. (5.8
)
Эффективная
мощность Ne
(кВт) двигателя
аналогично индикаторной мощности
может быть выражена через среднее
эффективное давление:
. (5.9
)
Среднее эффективное
давление ре
равно разности
между средним индикаторным давлением
pi
и средним давлением рм
механических
потерь:
pe=pi—pм. (5.10)
Зная механический
кпд, можно определить среднее эффективное
давление (Па):
ре=ηмрi. (5.11)
Среднее эффективное
давление при максимальной мощности у
четырехтактных карбюраторных двигателей
составляет 6,5·105…9,5·105
Па, у четырехтактных дизелей —
6·105…8·105
Па, у двухтактных дизелей — 5·105…7,5·105
Па.
Литровая мощность
двигателя.
Литровой мощностью двигателя Nл,
(кВт/м3)
называют отношение эффективной мощности
Nе
к литражу
двигателя iVh:
. (5.12)
Индикаторный
кпд и удельный индикаторный расход
топлива.
Экономичность действительного рабочего
цикла двигателя оценивается
индикаторным кпд ηi
и удельным индикаторным расходом
топлива bi.
Индикаторный кпд
ηi
оценивает степень использования теплоты
в действительном цикле с учетом всех
тепловых потерь и представляет собой
отношение теплоты, эквивалентной
полезной индикаторной работе, ко
всей затраченной теплоте:
. (5.13)
где Ni
— индикаторная
мощность, кВт; В
— расход
топлива, кг/с; Q
— низшая теплота сгорания топлива,
кДж/кг.
Удельный индикаторный
расход топлива bi,
[кг/(кВт·ч)]
представляет собой отношение расхода
топлива В к
индикаторной мощности Ni.
bi=B·3600/Ni. (5.14)
Значения
ηi
и bi
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Тип |
Индикаторный |
Эффективный |
Удельный |
Удельный |
Карбюраторные |
0,26…0,38 |
0,25…0,32 |
230…300 |
280…325 |
Дизели |
0,43…0,52 |
0,35…0,45 |
160…200 |
190…240 |
Эффективный кпд
и удельный эффективный расход топлива.
Экономичность работы двигателя в целом
оценивается эффективным кпд
ηе
и удельным эффективным расходом топлива
bе.
Эффективный кпд
ηе
оценивает степень использования теплоты
топлива с учетом всех видов потерь
(как тепловых, так и механических) и
представляет собой отношение теплоты,
эквивалентной полезной эффективной
работе, ко всей затраченной теплоте:
. (5.15)
Если известны
индикаторный кпд и механический кпд,
то
ηе=ηiηм. (5.16)
Удельный эффективный
расход топлива bе
[кг/(кВт·ч)]
представляет собой отношение расхода
топлива В к
эффективной мощности Ne:
be=B·3600/Ne. (5.17)
Значения ηе
и bе
для двигателей
при их работе на номинальном режиме
приведены в табл. 5.1.
Расход (кг/с)
воздуха, проходящего через двигатель:
Mв=2VhηVniρв/τ, (5.18)
где Vh
— рабочий
объем цилиндра, м3;
ηV
— коэффициент
наполнения цилиндров; п
— частота
вращения коленчатого вала, об/с; i
— число цилиндров; ρв
— плотность
воздуха, кг/м3;
m
— тактность двигателя.
Задача 5.1.
Определить индикаторную и эффективную
мощности восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление pi=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=3000
об/мин и механический кпд ηм=0,8.
Ответ: Ni=112,5
кВт; Ne=90
кВт.
Задача 5.2.
Определить
эффективную мощность и удельный
эффективный расход топлива восьмицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
рi=7,5·105
Па, степень сжатия =16,5,
объем камеры сгорания Vc=12·10-5
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=220
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=1,02·10-2
кг/с.
Решение:
Среднее эффективное давление определяем
по формуле (5.11):
ре=ηмрi
=7,5·105·0,8=6·105
Па.
Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.5),
Vh=(-1)Vc=(16,5-1)12·10-5=18,6·10-4
м3.
Частота вращения
коленчатого вала
n=w/(2)=220/(2·3,14)=35
об/с.
Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),
=156
кВт.
Удельный эффективный
расход топлива, по формуле (5.17),
be=B·3600/Ne=1,02·10-2·3600/156=0,235
кг/(кВт·ч).
Задача 5.3.
Определить удельный эффективный расход
топлива шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, полный объем цилиндра Va=1,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала п=37
об/с и расход
топлива В=3,8·10-3
кг/с.
Ответ: bе=0,238
кг/(кВт·ч).
Задача 5.4.
Определить индикаторную мощность и
среднее индикаторное давление
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=100
кВт, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vc=2,5·10-4
м3
и механический кпд ηм=0,84.
Ответ: Ni=119
кВт; pi=6,8·105
Па.
Задача 5.5.
Определить
индикаторную мощность и удельный
индикаторный расход топлива
шестицилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление pe=6,2·105
Па, диаметр
цилиндра D=0,11
м, ход поршня S=0,14
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с, расход топлива B=5,53·10-3
кг/с и механический кпд ηм=0,82.
Ответ: Ni=90,5
кВт; bi=0,220
кг/(кВт·ч).
Задача 5.6.
Определить диаметр цилиндра и ход поршня
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=80
кВт, среднее эффективное давление
pe=6·105
Па, частота
вращения коленчатого вала п=1800
об/мин и средняя скорость поршня ст=9,6
м/с.
Ответ: D=0,135
м; B=0,16
м.
Задача 5.7.
Определить мощность механических потерь
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если
среднее индикаторное давление рe=1,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м, частота вращения коленчатого вала
n=50
об/с и механический кпд ηм=0,8.
Ответ: NM=22,4
кВт.
Задача 5.8.
Определить индикаторную мощность и
мощность механических потерь
шестицилиндрового двухтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=6,36·105
Па, степень сжатия =16,
объем камеры сгорании Vc=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=35
об/с
и механический
кпд ηм=0,84.
Ответ: Ni=186
кВт; NM=29,8
кВт.
Задача 5.9.
Определить
среднее индикаторное давление и среднее
давление механических потерь
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мощность Ne=145
кВт, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня Vh=0,09м,
средняя скорость поршня ст=12,0
м/с и механический кпд ηм=0,8.
Ответ: pi=9,6·105
Па; pм=1,92·105
Па.
Задача 5.10.
Определить эффективную мощность и
удельный эффективный расход топлива
восьмицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если
индикаторная работа газов за цикл Li=649
Дж, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня
S=0,095
м, средняя скорость поршня сm=9,5
м/с, механический кпд ηм=0,85
и расход топлива В=9,1·10-3
кг/с.
Ответ: Ne=110,5
кВт; bе=0,316
кг/(кВт·ч).
Задача 5.11.
Определить удельные индикаторный и
эффективный расходы топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
индикаторное давление pi=6,8·105
Па, степень сжатия =15,
полный объем цилиндра Va=37,5·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, механический кпд ηм=0,84
и расход топлива B=5,95·10-3
кг/с.
Ответ: bi=0,180
кг/(кВт·ч); bе=0,214
кг/(кВт·ч).
Задача 5.12.
Определить эффективную мощность и
мощность механических потерь
шестицилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
эффективное давление рe=5,4·105
Па, диаметр цилиндра D=0,108
м, ход поршня S=0,12
м, средняя скорость поршня ст=8,4
м/с и механический кпд ηм=0,78.
Ответ: Ne=62,4
кВт; NM=17,6
кВт.
Задача 5.13.
Определить
среднее индикаторное давление и
индикаторную мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если диаметр цилиндра D=0,15
м, ход поршня S=0,18
м, частота вращения коленчатого вала
n=1500об/мин.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной
площадью F=l,95·10-3
м2,
длиной l=0,15
м при масштабе давлений т=0,6·108
Па/м.
Ответ: рi=7,8·105
Па, Ni=186
кВт.
Задача
5.14. Определить
удельный индикаторный расход топлива
шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если диаметр
цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, частота вращения коленчатого вала
n=2800об/мин,
расход топлива B=4,5·10-3
кг/с. Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,6·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масштабе давлений m=1108
Па/м.
Решение:
Среднее индикаторное давление определяем
по формуле (5.2):
pi=Fm/l=1,6·10—3·1·108/0,2=8·105
Па.
Рабочий объем
цилиндра, по формуле (5.4),
Vh=D2S/4=3,14·0,0822·0,11/4=5,8·104
м3.
Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),
=65
кВт.
Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),
bi=B·3600/Ni=4,5·10-3·3600/65=0,249
кг/(кВт·ч).
Задача 5.15.
Определить индикаторную мощность и
мощность механических потерь
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Vа=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с и механический кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,8·10-3
м2,
длиной l=0,2
м при масштабе давлений т=0,8·108
Па/м.
Ответ: Ni=40,3
кВт; NM=7,7
кВт.
Задача 5.16.
Определить среднее эффективное давление
и среднее давление механических
потерь двухцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=18
кВт, диаметр цилиндра D=0,105
м, ход поршня S=0,12
м, частота вращения коленчатого вала
n=30
об/с и механический кпд ηм=0,78.
Ответ: ре=5,77·105
Па; рм=1,63·105
Па.
Задача 5.17.
Определить эффективную мощность и
механический кпд шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
pе=7,2·105
Па, полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала n=37
об/с и мощность механических потерь
NM=14,4
кВт.
Ответ: Ne=57,6
кВт; ηм=0,8.
Задача 5.18.
Определить среднюю скорость поршня и
степень сжатия четырехцилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если эффективная мощность
Ne=51,5
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,45·105
Па, ход поршня
S=0,092
м, частота вращения коленчатого вала
n=4000
об/мин и объем
камеры
сгорания Vc=1·10-4
м3.
Ответ: сm=12,3
м/с; =7,0.
Задача 5.19.
Определить угловую скорость вращения
коленчатого вала и степень сжатия
шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если эффективная
мощность Ne=66
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,5·105
Па, частота
вращения коленчатого вала п=60
об/с и полный объем цилиндра Va=6,63·10-4
м3.
Ответ: w=377
рад/с; =6,7.
Задача 5.20.
Определить индикаторную мощность и
механический кпд восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление ре=7,5·105
Па, диаметр цилиндра D=0,1
м, ход поршня S=0,095
м3
средняя скорость поршня ст=9,5
м/с и мощность
механических потерь NM=23,5
кВт.
Ответ: Ni=111,8
кВт; ηм=0,79.
Задача 5.21.
Определить
литраж и удельный эффективный расход
топлива шестицилиндрового четырехтактного
карбюраторного двигателя, если
эффективная мощность Ne=52
кВт, среднее эффективное давление
ре=6,4·105
Па, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=314
рад/с и расход топлива B=3,8·10-3
кг/с.
Ответ: iVh=32,5·10-4
м3;
bе=0,263
кг/(кВт·ч).
Задача 5.22.
Определить
расход топлива четырехцилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
pi=6,8·105
Па, частота вращения коленчатого вала
n=25
об/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания
Vc=2,5·10-4
м3,
механический кпд ηм=0,84
и удельный эффективный расход топлива
be=0,180
кг/(кВт·ч).
Ответ: В=5·10—3
кг/с.
Задача 5.23.
Определить
расход топлива шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного двигателя
если среднее индикаторное давление
pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,082
м, ход поршня S=0,11
м, средняя скорость поршня ст=9,9
м/с, механический
кпд ηм=0,85
и удельный эффективный расход топлива
be=0,276
кг/(кВт·ч).
Ответ: B=4,08·10—3
кг/с.
Задача 5.24.
Определить
литровую мощность и удельный индикаторный
расход топлива восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее индикаторное
давление pi=8·105
Па, диаметр цилиндра D=0,12
м, ход поршня S=0,1
м, угловая скорость вращения коленчатого
вала w=377
рад/с, механический кпд ηм=0,8
и расход топлива B=16·10-3
кг/с.
Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):
Vh=nD2S/4=3,14·0,122·0,1/4=11,3·104
м3.
Частота вращения
коленчатого вала
n=w/(2)=377/(2·3,14)=60
об/с.
Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),
=217
кВт.
Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.8),
Ne=ηмNi=217·0,8=173,6
кВт.
Литровая мощность
двигателя, по формуле (5.12),
=19200
кВт/м3.
Удельный индикаторный
расход топлива, по формуле (5.14),
bi=B·3600/Ni=16·10-3·3600/217=0,265
кг/(кВт·ч).
Задача 5.25.
Определить
литровую мощность шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
ре=1·105
Па, частота вращения коленчатого вала
п=35
об/с, степень сжатия =14,5
и объем камеры сгорания Vс=22·10-5
м3.
Ответ: Nл=12250
кВт/м3.
Задача 5.26.
Определить
индикаторную мощность и расход топлива
восьмицилиндрового карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=6,56·105
Па, диаметр цилиндра D=0,12
м, ход поршня
S=0,1
м, частота вращения коленчатого вала
n=70
об/с, механический кпд ηм=0,82
и удельный
индикаторный расход топлива bi=0,265
кг/(кВт·ч).
Ответ: Ni=
253 кВт; В=18,6·10-2
кг/с.
Задача 5.27.
Определить
частоту вращения коленчатого вала и
удельный эффективный расход топлива
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если эффективная
мощность Ne=109
кВт, среднее эффективное давление
ре=5,6·105
Па, степень сжатия =14,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3
и расход топлива B=6,5·10-3
кг/с.
Ответ: п=30
об/с; bе=0,215
кг/(кВт·ч).
Задача 5.28.
Определить
эффективный кпд шестицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=6,2·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=44
000 кДж/кг, диаметр цилиндра D=0,092
м, ход поршня S=0,082
м, средняя скорость поршня ст=8,2
м/с и расход топлива B=4,4·10-3
кг/с.
Решение:
Рабочий объем цилиндра определяем по
формуле (5.4):
Vh=nD2S/4=3,14·0,0922·0,082/4=5,45·10-4
м3.
Частота вращения
коленчатого вала
n=cm/(2S)=8,2/(2·0,082)=50
об/с.
Эффективная
мощность двигателя, по формуле (5.9),
=50,7
кВт.
Эффективный кпд,
по формуле (5.15),
=0,26.
Задача 5.29.
Определить
индикаторный и механический кпд
четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если среднее
индикаторное давление pi=6,8·105Па,
низшая теплота сгорания топлива
Q=41800
кДж/кг, угловая скорость вращения
коленчатого вала w=157
рад/с, степень сжатия =15,
объем камеры сгорания Vс=2,5·10-4
м3,
расход топлива B=6·10-3
кг/с и эффективный кпд ηe=0,4.
Ответ: ηi=0,476;
ηм=0,84.
Задача 5.30.
Определить
индикаторный кпд шестицилиндрового
двухтактного дизельного двигателя,
если среднее эффективное давление
ре=6,36·105
Па, низшая теплота сгорания топлива
Q=42000
кДж/кг, степень сжатия =16,
объем камеры сгорания Vс=7,8·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
n=2100
об/мин, расход топлива B=1,03·10-2
кг/с и мощность механических потерь
NM=29,8
кВт.
Ответ: ηi=0,43.
Задача 5.31.
Определить индикаторный и эффективный
кпд четырехцилиндрового четырехтактного
дизельного двигателя, если степень
сжатия =17,
полный объем цилиндра Va=11,9·10-4
м3,
угловая скорость вращения коленчатого
вала w=157
рад/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=42600
кДж/кг, расход топлива B=2,2·10-3
кг/с и механический кпд ηм=0,81.
Индицированием двигателя получена
индикаторная диаграмма полезной площадью
F=1,9·10-3
м2,
длиной l=0,19
м, при масштабе давлений m=0,72·108Па/м.
Ответ: ηi=0,43;
ηe=0,35.
Задача 5.32.
Определить
расход топлива для восьмицилиндрового
четырехтактного карбюраторного
двигателя, если среднее эффективное
давление ре=7·105Па,
полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=7,0·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
n=53
об/с, низшая теплота сгорания топлива
Q=46000
кДж/кг и эффективный кпд ηe=0,28.
Ответ: B=8,3·10—3
кг/с.
Задача 5.33.
Определить
расход топлива для шестицилиндрового
четырехтактного дизельного двигателя,
если среднее индикаторное давление
pi=9·105
Па, полный объем цилиндра Va=7,9·10-4
м3,
объем камеры сгорания Vc=6,9·10-5
м3,
частота вращения коленчатого вала
п=2220
об/мин, низшая теплота сгорания
топлива Q=42800
кДж/кг, эффективный кпд ηe=0,35
и механический кпд ηм=0,84.
Решение:
Рабочий объем цилиндра
Vh=Va—Vc=1,9·10—4-6,9·10—5=7,2·10—4
м3.
Индикаторный кпд
определяем из формулы (5.16):
ηi=ηе/ηм=0,35/0,84=0,44.
Индикаторная
мощность двигателя, по формуле (5.3),
=72
кВт.
Расход топлива,
по формуле (5.13),
=3,82·10—3
кг/с.
Задача 5.34.
Определить экономию топлива в процентах,
которую дает замена, карбюраторного
двигателя дизельным яри средней
индикаторной мощности Ni=148
кВт, если индикаторный кпд карбюраторного
двигателя ηi1=0,34,
дизельного — ηi2=0,45.
Низшая теплота сгорания бензина Q=43500
кДж/кг, дизельного топлива Q=42600кДж/кг.
Найти мощность двигателя внутреннего сгорания, если среднее давление на поршень в течение всего хода равно 49 Н на 1 см2, длина хода поршня 40 см, площадь поршня 300 см2, число рабочих ходов 120 в минуту и коэффициент полезного действия 0,9.
Площадь внутри теоретической индикаторной диаграммы дизеля, построенной в координатах рV, представляет собой в некотором масштабе теоретическую работу Li’, совершаемую газами внутри цилиндра за один цикл.
Работа Li совершается переменным давлением.
Для удобства вычислений вводится понятие среднего теоретического индикаторного давления газа рi’, под которым понимают условное среднее постоянное давление в цилиндре, действующее на поршень в течение одного его рабочего хода и совершающего ту же работу Li‘.
Другими словами, если площадь индикаторной диаграммы заменить равновеликой площадью прямоугольника, построенного на основании Vs, то высота этого прямоугольника и будет представлять собой в некотором масштабе рi’ (рис. 207, а):
Li = pi’Vs (147)
Среднее теоретическое индикаторное давление рi’ можно определить, используя теоретическую диаграмму цикла. При помощи планиметра или другим способом определяют площадь диаграммы F мм2. Затем, разделив площадь на длину диаграммы l мм (l = Vs), получают значение рi‘ в масштабе ординат рi‘ = F / l. Зная масштаб давления b, находят рi‘ = F / lb.
При отсутствии планиметра площадь F можно определить приближенно методом средних ординат. Длину диаграммы l=Vs делят на 10 равных частей (см. рис. 207, б); затем условно принимают, что ординаты давлений p1, p2, p3, …, p10, заключенные внутри контура индикаторной диаграммы и расположенные посередине длины между вертикальными границами участка, постоянны для каждого отдельного участка. Тогда рi находят по выражению:
Среднее теоретическое индикаторное давление рi‘ может быть также вычислено по параметрам, характеризующим работу двигателя и определяемых в расчете цикла. Из уравнения (147)
где L1 — работа газа на участке cz’ при V = const и L1 = 0;
L2—работа газа на участке z’z (горение происходит при р = const)
Данное выражение для Li’ подставляют в уравнение (148) и, произведя ряд преобразований, получают расчетную формулу для определения рi‘ в цикле смешанного сгорания:
Выражение для рi‘ не учитывает потерь площади диаграммы вследствие скругления острых углов на участке сгорания сz’z и на участке перехода от расширения к выпуску из-за предварения открытия выпускного клапана, имеющих место в действительном цикле. Эти потери учитываются коэффициентом полноты диаграммы: ? = 0,95 ? 0,98. Следовательно, среднее индикаторное давление действительного цикла
рі = ?рi‘ (149)
Это выражение пригодно для четырехтактных двигателей. Для двухтактных рi относят к полному ходу поршня, причем для двухтактных с прямоточно-клапанной продувкой
рi = ? рi‘(1 – ?s). (149a)
Для двухтактных двигателей с другими типами продувок
рi = рi‘(1 – ?s). (149б)
(уменьшение площади диаграммы в районе участка сz’z компенсируется приростом площади в хвостовой части, поэтому ? = 1).
По опытным данным, рi принимают для судовых четырехтактных двигателей равным 0,65—0,85 Мн/м2, для двухтактных 0,55—0,85 Мн/м2 и для двигателей с наддувом 0,75—2,2 Мн/м2.
Действительная индикаторная работа газа в цилиндре за один цикл по аналогии с формулой (147)
Li = рiVs. (150)
Если коленчатый вал одноцилиндрового четырехтактного двигателя делает п об/сек, то за 1 сек в его цилиндре совершается n/2 цикл/сек. В цилиндре двухтактного дизеля при п об/сек его коленчатого вала совершится п цикл/сек. Зная работу газа за один цикл Lі дж и количество циклов в секунду, определяют работу, совершаемую газом внутри цилиндра за секунду, т. е. мощность, называемую внутренней или индикаторной. Для четырехтактного двигателя Ni = Li n/2 , Для двухтактного двигателя Ni = Li n.
Общую формулу для четырехтактных и двухтактных двигателей получают, введя коэффициент тактности k, равный 0,5 для четырехтактных и единице для двухтактных простого действия.
Следовательно, индикаторная мощность в одном цилиндре
Часть индикаторной мощности двигателя Ni расходуется па преодоление сил трения между деталями, на привод навешенных вспомогательных механизмов и на преодоление сопротивления впуска и выпуска. Общая потеря мощности обозначается Nм и называется мощностью механических потерь. Следовательно, мощность, которую двигатель отдает потребителю (она называется эффективной и обозначается Nе), будет меньше индикаторной Ni на величину мощности механических потерь Ne = Ni — Nм.
Для учета механических потерь в поршневых ДВС пользуются понятием механического к. п. д. ?м, который представляет собой отношение эффективной мощности дизеля Nе к индикаторной Ni и показывает ту долю индикаторной мощности, которая отдается потребителю ?м = Ne / Ni, откуда Nе = ?м Ni.
Подставив значение Ni из формулы (151), находят
Произведение pіpм = pэ называется средним эффективным давлением газа в цикле и представляет собой условное постоянное давление, действующее на поршень за цикл и совершающее работу, равную полезной работе на фланце коленчатого вала.
По опытным данным, на режиме полной мощности ре составляет для четырехтактных двигателей без наддува 0,55—0,62 Мн/м2 и с наддувом 0,7—2 Мн/м2; для двухтактных без наддува 0,4— 0,55 Мн/м2 и с наддувом 0,7—2,0 Мн/м2.
Таким образом, эффективная мощность двигателя
Мощность, затраченная на преодоление сил сопротивления в двигателе,
Разность pi — pэ показывает ту часть рi которая затрачивается на преодоление сил сопротивления в двигателе.
Значение ?м зависит от качества смазки двигателя, его быстроходности, величины pz, теплового состояния двигателя и его режима работы. С уменьшением нагрузки ?м уменьшается и при холостом ходе становится равным нулю. В этом случае вся развиваемая в цилиндре мощность расходуется на преодоление сил внутреннего сопротивления двигателя.
Механический к. п. д. судовых ДВС ?м = 0,75?0,85 и несколько выше у четырехтактных двигателей. При наддуве к. п. д. возрастает, достигая 0,9 у четырехтактных двигателей.