Спасение души: 1. Как оно совершается; 2. Молиться о том, чтобы Господь открыл, где лучше спастись, не следует; 3. Зависит ли оно от места или обстановки. Как достигать этого. Спасение души среди семейной жизни. Старчество. Страх Божий. Чем он поддерживается в нашем сердце. Страх смерти. Он спасителен, когда сопровождается упованием. Суетность. Как отличать суетность от обычных дел. Схима. Что она означает. Сын света. Кто он есть. Танцы. Оценка их. Телесные силы. В какой мере они подаются от Господа.
СПАСЕНИЕ ДУШИ
1. Как оно совершается
Спасение души — главное. Но спасает души Спаситель, а не мы. Мы только веру свою, свою Ему преданность свидетельствуем, а Он уже по мере нашего прилепления к Нему, подает нам все нужное ко спасению. Не думайте трудами что заслужить, заслуживайте вы верою, сокрушением и преданностию себя Богу. Делайте побольше добра, помогайте нуждающимся.
Вера в Бога!.. Но деисты верят в Бога и Промысл,.. и дальше не идут… стали на полдороге. Бог создал нас и образом Своим почтил, чтоб мы жили в Боге. Были в живом с Ним союзе. В раю так и было. Падение прародителей расторгло сей союз. Но Бог пожалел нас и не хотел, чтоб мы были вне Его, оставались в отпадении, а благоволил изобрести способ воссоединения, который состоит в том, что Сын Божий и Бог пришел на землю и воплотился, и в Своем лице соединил человечество с Божеством и чрез то всем нам дал возможность соединяться чрез Него с Богом. Те, которые веруют, крестятся и другие принимают Таинства, соединяются живо со Спасителем, а чрез Него и с Богом. И в этом спасение! Цель наша — жизнь в Боге, но к Богу нам нет иного пути, как Господь Иисус Христос. Един есть Бог и Един ходатай Бога и человеков, Человек Христос Иисус (1 Тим. 2, 5). Так надо веровать во Христа Спасителя, Таинство принимать, заповеди исполнять и все, что содержит и предписывает Святая Церковь. С Господом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете на спасенном пути.
(Вып. 1, пис. 89, стр. 74-75)
2. Молиться о том, чтобы Господь открыл, где лучше спастись, не следует
Вы просите сказать вам, где лучше спастись. И Бог не сказывает. Если не сказывает, значит, дает знать, что нечего об этом молиться… Потому что и в настоящем положении ничего нет, что бы могло мешать спасению. Все дело в добром произволении и в спасительном настроении сердца. О сем и забота буди!.. Что есть, то хранить; чего и недостает, то прибавить… По какой программе? — По блаженствам… Что написано в блаженствах, надо все в сердце возыметь, и — в рай!..
(Вып. 3, пис. 422, стр. 65-66)
3. Зависит ли оно от места или обстановки
Спастись везде можно, и спасение не от места и не от внешней обстановки, а от внутреннего настроения. Если вера жива, если нет грехов, разлучающих с Богом и благодать Божию погашающих, если общение со Святой Церковью и исполнение всего церковного прочны и верны и усердны, то состояние ваше спасенное, остается вам только блюстись и хранить себя в сем чине жизни, пребывая в памяти о Боге и смерти и держа в душе всегда сокрушенное и смиренное чувство.
(Вып. 3, пис. 375, стр. 8-9)
Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый ангел между ангелами погиб. Апостол между апостолами в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник на кресте спасся! Ищешь спасения? Добре! Ищи! Спасение нам удобно. Ибо имеем Господа Спасителя, Который ничего больше не желает и ни о чем больше не печется, как о нашем спасении. К Нему прибегай и молись всеусердно, да устроит спасение твое.
(Вып. 1, пис. 46, стр. 44)
4. Как достигать этого
Ищете спасительных уроков или ответа, как душу спасти.
Спасителю предлагали такой вопрос, и Он ответил: «Аще хощеши спасен быти, соблюди заповеди». Это же и я вам предлагаю.
Каковы заповеди? — Все. Читайте Евангелие, читайте Апостол… и замечайте, что там относится к вам, берите то для себя в правило, а как без Божией помощи ни в чем успеха иметь нельзя, то паче всего молитесь.
Если вам свободно ходить в церковь, ходите, как только возможно. А если всякий день возможно, всякий день ходите. Милостыню подавайте…
Будьте смиренны, кротки, ко всем уважительны, не спорьте и не бранитесь, никого не осуждайте.
Будьте уступчивы… Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно имейте.
(Вып. 8, пис. 1433, стр. 167)
Бога бойтесь и заповеди Его исполняйте… Ибо в этом спасение. Церковь Божию любите. Со всеми в ладах будьте… милостыню по силам не забывайте… Терпите, что пошлет Бог потерпеть.
(Вып. 8, пис. 1439, стр. 169)
Ищешь спасения — доброго дела ищешь; душа дороже всего мира. Но ничего нет легче, как найти спасение; ибо имеем Спасителя, премудрого, всеблагого и всемогущего, Который ничего так не желает, как спасения каждого из нас. К Нему и обращайся, Его Единого проси и моли, и Он доведет тебя до спасения, ими же весть судьбами. Спасения искать есть то же, что Господа искать. А Господь везде есть и где бы ни был ищущий Его… Отвори Ему дверь сердца, и Он войдет… Вот и обретение Господа и с Ним — спасения… Ведай сие… и сего взыщи. Господь Сам научит тебя всему. Бог в помощь! Не дремли!.. Ты плачешь в келии. Плачь, это хорошо, но никому не показывай сего. Говоришь, что когда выйдешь из келии на дела послушания, все разлетается. Внимай себе и старайся не выходить из сердца; ибо там Господь. Ищи сего и трудись над сим. Найдешь и увидишь, как это драгоценно.
(Вып. 8, пис. 1449, стр. 181-182)
СПАСЕНИЕ ДУШИ СРЕДИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Ищете спасения? — доброе дело. Ищите и обрящете.
Покаяние, конечно, у вас в действии. Что еще нужно? — Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и внутренно, т.е. чтобы и мысли и чувства всегда были Богоугодны. Что еще кроме доброй жизни?! Пророк говорит: «Взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу». Этим выражалась непрестанная память о Боге, с непрестанною ревностию всем благоугождать Ему. Это же есть молитвенный строй внутри.
Просите дать вам молитвенное правило. Сказанное пред сим и есть первый пункт молитвенного правила. Старайтесь всегда так держать свое внутреннее, чтобы оно всегда обращено было к Богу и всегда пред лицем Его стояло и как бы от лица Его действовало, чтобы это делалось телом, во вне, в обычном ходе дел житейских.
Второй пункт молитвы есть молиться всегда от сердца — не слова только произносить молитвенные, но из сердца изводить молитвенные к Богу воздыхания. Они и составляют собственно молитву. Из сего видите, что лучше всегда своими словами молиться, а не чужими, не многословно, но сердечно. Навык надо приобрести к этому. Приобретается же он трудами молитвословия.
Молитвословие есть исполнение правила молитвенного. Правило надо иметь и всегда его исполнять. Утром совершать молитвы утренние, вечером — молитвы на сон, — не спешно, с соответствующими мыслями и чувствами. В продолжение дня, между делом, сколько можно чаще воздыхайте ко Господу, Который везде есть.
Если найдете возможность, ходите в церковь. В воскресенье и в праздники — неотложно, а то и в продолжение недели, как только ухитритесь, идите, сначала раз в неделю, потом два, три и более… И всякий день можно.
Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни… Надо только страсти погашать и искоренять. На сие все внимание и обратите.
(Вып. 1, пис. 131, стр. 137-139)
СТАРЧЕСТВО
При постриге бывают поручители. Вот они и старцы для постригаемых. Очень жаль, что у нас в монастырях не введено, как уставное дело, такое руководство, чтобы было старчество и открывание помыслов с вопрошением. Это враг злодействует, ибо вопрошение и совет, и открытие помыслов врагу страшны. Впрочем, хотя и не введено форменно, а на деле везде есть и ведется. Мало-мало нужда, сейчас и идут нуждающиеся к тем, от коих ожидают получить удовлетворение.
(Вып. 5, пис. 914, стр. 194-195)
СТРАХ БОЖИЙ
Чем он поддерживается в нашем сердце
Страх Божий — главное. Когда он приходит, то, как добрый хозяин, все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его, ибо он в духе нашем содержится и, если не проявляется, то по нашему невниманию.
От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца!
Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде.
Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею.
К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и — самое сокровенное. Это сознание с памятию смертною неразлучным имеют страх Божий.
Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными воззваниями к Господу Спасителю.
Вот все! Если есть в вас в какой-либо степени это, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо, если сего нет, то все другое ничто…
(Вып. 3, пис. 550, стр. 251-252)
Страха Божия ничто столько сильно не поддержит, как память о Страшном Суде. Духу же уныния от этого поддаваться не следует. А следует только осмотреться хорошенько кругом, и что окажется неугодным Богу, тотчас устранить и, если нужно, очистить Покаянием. Тогда, положась на милость во всем Божию, останется только благодушествовать. Господь и на Старшном Суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была.
(Вып. 3, пис. 392, стр. 38)
СТРАХ СМЕРТИ
Он спасителен, когда сопровождается упованием
Страх смерти — спасительный страх, но у вас спасительность эта уничтожается отсутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу преданностью в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всем, что сопутствует ей и что последует за ней и, от всего заимствуя себе уроки, питайте свою средечную преданность в волю Божию. При этом всячески старайтесь, чтобы у вас в течении ваших дел были всегда дела по заповедям, сознательно посвящаемые Богу. От этого будете чувствовать, что вы раба Божия и своя Богу… Как Бог никогда не оставляет своих,.. то отсюда родится уверенность, что и вас Он не оставит.
(Вып. 3, пис. 386, стр. 29)
СУЕТНОСТЬ
Как отличать суетность от обычных дел
Начали говеть, но от суетности освободиться не в силах… В пример же приводите то, что многие приходят по делам, требуемым вашею службою. Дела службы — не суетность — это Божие дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, также ненужные и бесполезные. Расчислите и отделите в жизни своей суетность от несуетности и увидите, что и среди них можно поминутно волю Божию творить. Прибавьте: творить их во славу Божию. Вот и будете святой, или святости ищущей.
(Вып. 1, пис. 198, стр. 247)
СХИМА
Что она означает
В последнем письме у вас речь о серьезном деле — о схиме. Можно и шутя посхимиться и — тут нечего задумываться. А если взять на себя схиму, как следует, то не оберешься, сколько найдет думаний. Вот этими-то думаниями вам и следует наполнять голову, когда дошел до вас слух, будто вас хотят посхимить. Первая мысль: хотят другие, не вы сами. Стало, не ваша потребность имеется в виду, а что-то помимо вас. Пусть эти другие — начальственные лица, но в таком важном деле, как схима, и они не должны действовать по одной своей воле, а должны поиметь во внимании и тех, коих хотят посхимить. И вас они должны спросить, если хотят сделать дело по Богу. Вот вам и вторая дума: что сказать, когда спросят? И думайте об этом. Вы спрашиваете меня, как вам быть. Я ничего не могу сказать решительного. Сами решайте. Схима указывает, что носящий ее мертв, или есть мертвец, но живой. Мертв для сей жизни, а живет другою жизнию. На схиме множество крестов. Это значит, что схимник распят, висит на кресте и пошевельнуться не может. Если у вас это самораспятие есть, или вы усердно желаете его и готовы для него на все, то это будет свидетельствовать, что вы готовы для схимы. Этим и решите вопрос. Но если вы не распяты еще, и желание ваше распять себя двоится,.. то лучше повременить осхимливаться. Время терпит… Вы не стары… Но вот как можно повернуть дело. Самораспятие — внутреннее дело. Внешнее укзание на него схимою будь не будь, все равно. Оно ничего не прибавит к внутреннему. Но вот что может случиться: показание самораспятия будет, а самого самораспятия не будет. Что же будет в таком случае посхимление?!! Комедия — на смех. Люди, может быть, не посмеются, и Ангелы не станут смеяться, а скорее плакать. Смех подымут одни бесы и такой, что если бы наш слух открылся для услышания сего, то все мы пооглохли бы. Конечно, отсутствующее самораспятие во время схимления можно потом подогнать, да кто знает, что будет потом? Нет, гораздо надежнее прежде распяться, а потом посхимиться. Можно удовольствоваться и начатками самораспятия, с твердою волею неотложно продолжать его и доводить до зрелости. В таком случае будет предлежать труд так обставить себя, чтобы соприкосновенности ваши не мешали созреванию вашего самораспятия.
(Вып. 5, пис. 927, стр. 212-213)
СЫН СВЕТА
Кто он есть
«Свету Сына соделай служителя». Свет Сына — спасение, Господом устроенное и всем нам подаваемое ради веры и жизни по вере. Служитель сего света есть тот, кто все-усердно служит Господу верою и всяким доброделанием. Силу быть таковым подает Господь же, в Коего облекаемся в Крещении, и с Коим искренне соединяемся в святом Причащении. Свету Сына соделай служителя — будет — святое Причащение, исполни меня силою и веровать и жить, как Господь и Спаситель узаконил, да сподоблюсь спасения.
(Вып. 8, пис. 1248, стр. 24)
ТАНЦЫ
Оценка их
Танцевали… Небо не обрушилось на вас?! Стало быть, это терпимо в каком-либо смысле. Но что вы приложили к сему относительно прав молодости, не знаю, может ли то твердо стоять. Молодость может ли сказать смерти: не подходи! А она может прийти во время танцев и… все решить,.. ибо она все решает… Душа явится с танцев на тот свет. — Кто там? — спросят. — Танцорка! Ну ее вот туда бросьте.
Вы мерите юность юностью… Так нельзя. Надо мерить все последнею целию. Зачем живем? — Чтобы приготовиться к жизни вечной… Как вместите вы сюда танцы?! и многое другое.
Бывать в обществе хорошо. Тут наука самопознания… Но все же выбор надо делать… То общество, где вы бываете, хорошо, как вы пишете… И слава Богу.
(Вып. 6, пис. 957, стр. 55)
ТЕЛЕСНЫЕ СИЛЫ
В какой мере они подаются от Господа
«Хотелось бы побольше сил иметь, а Бог не дает».
И не ждите, чтобы дал. Силы уже даны и в теле, и в душе, и в духе. Но они не совсем сильны и требуют пособия. Это пособие и помощь подаются Богом, но не в запас, а на всякое текущее дело. Усиливается человек сделать что, не одолевая, взывает о помощи, и помощь приходит, помогши же, опять отходит, и человек остается все тот же, бессильный. Опять потребовалась помощь, опять воззвал человек, получил,.. и после дела опять… остался тем же бессильным. Отсюда выходит, что кто не делает, и не пускает в ход всех своих сил, и не трудится до восчувствования бессилия, и в этом чувстве не взывает о помощи, тот и не получит ее… и пусть не ждет; равно, кто, сделавши, себе приписывает дело, тот себя обманывает и в другой раз, бросившись на то же дело с мыслию: вот-де для нас это ничего не стоит, не силен бывает сделать его и, хотя воззовет, наконец, о помощи, не всегда получает ее в наказание и в научение. Извольте же так действовать: в чувстве бессилия взывайте о помощи и,.. сделав что, оставайтесь в том же чувстве бессилия.
(Вып. 6, пис. 956, стр. 52)
Загрузка…
Как найти Бога и где Его искать — золотые советы Библии
Как найти Бога и путь к Богу? Можно ли вообще понять, где искать Бога? В Библии сказано, что Бога никто и никогда не видел, тем не менее миллионы людей по всему миру хотят найти Бога в своей жизни.
В этой небольшой статье мы попытаемся найти ответы на эти два вопроса, тем более что Библия дает нам очень хорошие подсказки о том, где и как искать Бога.
Где найти путь к Богу
В самом начале Своих взаимоотношений с человеком Бог обитал среди людей в райском саду. И все у них было хорошо… Такую картину описания мира мы видим в первых главах книги Бытия. После того как Адам и Ева согрешили, вкусив запретный плод, Бог отделился от людей, так как Бог не может иметь ничего общего с грехом.
Бог начал общаться с людьми через Своих пророков и ангелов. Бог приходил к людям во снах и видениях. Он передавал Свои законы через Своих доверенных лиц. Одним из таких людей был Моисей, которому Бог передал всем известные десять заповедей (на самом деле их было несколько сотен, но сейчас не об этом). Таким образом, человек мог узнать о воле Бога для своей жизни из заповедей, оставленных Богом и передаваемых на протяжении поколений в течение тысяч лет.
И вот, в начале новой эры, Бог послал на землю Своего единственного Сына — Иисуса Христа. И, кстати, с приходом Иисуса Христа на землю здесь действительно началась новая эра — ведь от рождества Христова мы взяли отсчет нового тысячелетия.
И вот здесь мы подошли непосредственно к нашему вопросу — где же найти путь к Богу? Никто не ответит на этот вопрос лучше, чем это делает Сам Иисус Христос и авторы Нового Завета. Давайте прочтем несколько отрывков из Библии об этом. Вот что сказано в книге Деяний святых апостолов:
«Так как Бог, сотворивший мир и всё, чем полон он, есть Господь небес и земли, то Он не живёт в храмах, построенных руками человеческими, и не руки человеческие служат Ему службу, ибо Он никогда ни в чём не нуждается. Это Он даёт всё человеку — и жизнь, и дыхание, и вообще всё. Бог создал сначала одного, а после него и все народы земли и определил времена и предел их обитания, чтобы они искали Бога; и возможно, они устремятся к Нему и найдут Его: ведь Он так близко от каждого из нас. Ибо в Нём мы живём, двигаемся и существуем, как и сказали некоторые из ваших поэтов: «Ибо мы Его порода» (Деяния 17:24-28).
Когда человек думает о том, где искать Бога, то прежде всего думает о месте, о каком-то месте на земле, где он мог бы оказаться ближе к Богу. Но такого места на земле нет. Люди посещают «святые места», пытаются искать особые храмы или места паломничества, но Библия говорит ясно: «Бог не живет в храмах…». Бог есть Господь небес и земли. В другом похожем отрывке сказано:
«Однако Всевышний обитает не в доме, построенном руками человеческими, ибо, как говорит пророк: «Небеса — Мой престол, а земля — подножие Моё. Какой дом вы построите Мне? — говорит Господь, — или, где место покоя Моего? Не Моей ли рукой сотворено всё это?» (Деяния 7:48-50)
Вся Вселенная принадлежит Богу. Искать Бога в рукотворном храме нет никакого смысла, как бы красив ни был тот или иной храм. Однажды ученики Иисуса Христа решили удивить Его величием Иерусалимского храма, смотрите, что из этого вышло:
«Иисус шёл от храма, когда к Нему подошли Его ученики, чтобы показать Ему храмовые строения. В ответ Он сказал им: «Видите ли всё это? Истинно говорю: камня на камне здесь не останется; всё будет разрушено» (От Матфея 24:1-2).
Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалима исполнилось с поразительной точностью всего несколько лет спустя. С приходом Иисуса на землю очень многое изменилось. Сам Бог в теле человека сошел на землю. Если кто-то хочет искать Бога, то он должен искать Его Сына — Иисуса Христа. Вот что говорит Иисус Христос об этом:
«То, чему Я учу, исходит не от Меня, а от Пославшего Меня. Если человек хочет делать угодное Богу, то узнает, от кого это учение: от Бога или от Меня Самого» (От Иоанна 7:16-17).
«Иисус ответил: «Если бы Бог был вашим Отцом, то вы возлюбили бы Меня, ибо Я от Бога, и вот теперь Я здесь. Я пришёл не по собственной воле, это Он послал Меня» (От Иоанна 8:42).
В этих и множестве других отрывках Библии Иисус ясно говорит о том, что Он пришел от Бога. Иисус говорит, что если человек хочет узнать, где найти Бога, то поймет, что необходимо обратиться к Его сыну — Иисусу Христу.
Таким образом, если вы действительно хотите найти Бога, надо понять две важные вещи. Первая заключается в том, что не надо искать никакого особого места, где обитает Бог. Вся Вселенная принадлежит Богу, и земля — подножие ног Его. И вторая — если хочешь найти Бога, ищи Его Сына — Иисуса Христа.
То, о чем учил Иисус Христос и что говорил о Боге, записано в Новом Завете. Начните читать и изучать Новый Завет. Другого пути просто нет, если вы действительно хотите искать Бога. Ведь только в Новом Завете находится первоисточник знаний о Боге.
Данная статья дает лишь основные сведения и направления для поиска Бога. Если вы хотите глубже разобраться в данном вопросе, напишите нам через раздел контакты, мы поможем вам в изучении основ христианства. На нашем сайте вы можете найти сотни историй христиан со всего мира об их духовных поисках Бога.
Как найти Бога
Давайте перейдем ко второму нашему вопросу — как же найти Бога, раз мы знаем теперь, где Его искать. Иисус сказал однажды:
«Не всякий, кто говорит, что Я его Бог, войдёт в Царство Небесное, а лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот великий день: «Господи, Господи, разве мы не пророчествовали от Твоего имени? Разве не изгоняли бесов Твоим именем и не совершили многие чудеса во имя Твое?» Тогда Я прямо объявлю им: «Я никогда не знал вас. Уйдите от Меня, беззаконники!»» (От Матфея 7:21-23).
Большинство людей, общавшихся лично с Иисусом, так никогда и не нашли Бога. Присутствие человека в храме или в «святом» месте нисколько не приближает человека к Богу. Точно так же и личное знакомство с Иисусом не означает, что тот или иной человек нашел Бога. Новый Завет полон историй о том, как разные люди, жившие во времена Христа, так и не угодили Богу своими жизнями. Что же необходимо, чтобы найти Бога? Мало знать, где Его искать, надо знать еще и то, как Его искать.
«Лишь тот, кто исполняет волю Отца Моего Небесного…», — сказал Иисус Христос. Кто хочет быть с Богом, должен исполнять волю Бога. И в этом ничего ничего нелогичного или неразумного. Почему-то многие люди считают фанатиками и даже сектантами тех, кто искренне старается исполнять то, что написано в Новом Завете. Но смотрите что написано в Новом Завете об этом:
«Таким образом, мы можем быть уверены, что воистину познали Бога, если будем исполнять заветы Его. Тот, кто говорит: «Я знаю Его!», но не исполняет заповеди Его, лжёт, и нет в нём правды. В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус» (1 Иоанна 2:3-6).
Если мы говорим, что познали Бога, то есть способ проверить это, сказано в Библии. Такой человек должен исполнять заповеди Бога и жить, как жил Иисус Христос. И в этом нет никакого нездорового фанатизма. Это настоящая любовь. Ведь не станет же никто осуждать человека, искренне любящего свою жену (мужа) или своих детей и желающего искренне угодить им своей жизнью!
Однажды один человек решил испытать Иисуса Христа и спросил о том, какие же самые важные заповеди в законе? Это был законник, и вот какой ответ он получил от Иисуса Христа:
«Один из них, знаток закона, испытывая Иисуса, спросил Его: «Учитель, какая самая важная заповедь в законе?» Он ответил ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумом твоим». Это-первая и самая важная заповедь. Есть вторая заповедь, похожая на эту: «Возлюби ближнего, как самого себя». Весь закон и все учения пророков зиждутся на этих двух заповедях» (От Матфея 22:35-40).
Весь закон и все учения пророков сводятся к одному — люби Бога и ближнего искренне и от всего сердца. Как должна выражаться эта любовь и что есть любовь, описывается в Новом Завете более подробно.
Хочу поделиться с вами одной историей, которая отлично показывает, как человек должен искать Бога. Если вы читали когда-либо Библию, вы должны знать эту историю:
«Иисус проходил через город Иерихон. И был там богатый человек по имени Закхей, старший над сборщиками налогов. Он старался увидеть, кто же Иисус, но не мог за толпой, так как был мал ростом. Побежав вперёд, он взобрался на сикомор, чтобы увидеть Иисуса, ибо Он собирался пройти той дорогой. Когда Иисус пришёл на то место, Он взглянул наверх, и, увидев Закхея, сказал: «Закхей, поскорее спускайся вниз, ибо Я должен остановиться сегодня в твоём доме». Тот поспешил спуститься и с радостью оказал Ему гостеприимство. И все, видя это, стали роптать, говоря: «Он остановился у грешника». Но Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину состояния своего я отдам бедным, и если я обманул кого в деньгах, то заплачу вчетверо больше!» Иисус сказал ему: «Сегодня спасение пришло в этот дом, ибо и этот человек истинный сын Авраама» (От Луки 19:1-9).
Похож ли Закхей на человека, который очень хотел найти Бога? Да. А как насчет других людей, ведь там было так много народу? Иисус сказал однажды: «Много званых, но мало избранных…». Закхей отлично показал на своем примере, как найти Бога. Если хочешь найти Бога — ты будешь искать Его всем сердцем, будешь готов изменить всю свою жизнь и покаяться во всех грехах. Настоящее желание и смирение помогают не только обрести веру, но и найти настоящего Бога. Возможно, что сегодня Бог стучится в твое сердце и твою жизнь…
Многие люди не хотят искать Бога, так как боятся, что их греховная жизнь выйдет наружу. Они не хотят ничего менять и боятся, что Бог не простит их. Но любящий Бог отдал Своего Сына за грехи каждого человека, чтобы грехи каждого человека могли быть прощены. Плата за грехи каждого из нас уже внесена. Но вот выбор принять эту плату или нет по-прежнему зависит от нас. Закхей покаялся и был прощен. Он нашел Бога и обрел спасение. «Сегодня спасение пришло в этот дом», — сказал ему Иисус.
Мы коротко узнали сегодня о двух важнейших вещах: где найти Бога и как найти Бога. Конечно, если вы никогда не читали Библию и никогда не сталкивались с людьми, живущими по Библии в наше время, у вас могло возникнуть много дополнительных вопросов. Это нормально. Даже апостолы Иисуса Христа, жившие с Иисусом три года своей жизни, многие вещи поняли только после распятия и воскресения Христа, несмотря на то, что общались с Ним каждый день. Всю свою жизнь человек ищет ответы на волнующие его вопросы. Но насколько проще искать ответы, когда ты наверняка знаешь, где и у Кого искать истинные ответы на них!
Ищите Бога. Находите Бога. Любите Его всем своим сердцем, всей душой и всем разумом своим.
Автор: Игорь Петров
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»
Спасение — единение с Богом в вечной
жизни — самое важное, к чему нас
призывает Церковь. Это то, к чему должен
стремиться каждый христианин — получить добрый
ответ на Страшном Суде. О спасении просим мы
в утренних и вечерних молитвах и когда
приступаем к Таинствам. В последовании
ко Святому Причащению есть такие слова:
«Благо есть полагати во Господе
упование спасения моего». Но так ли крепко наше
упование? Так ли часто мы задумываемся о нашем
спасении, как оно того заслуживает? Об этом
наш разговор с игуменом
Нектарием (Морозовым).
|
— Мы каждый день молимся о
спасении, но на самом деле с трудом
представляем себе, что нас ждет в
вечной жизни. Другое дело — когда мы
молимся о земных благах: о здоровье, счастье,
благополучии близких, успехе в делах —
порой это волнует нас гораздо больше, чем наша
посмертная участь. Как научиться думать о
спасении?
— Действительно, для того, чтобы человек
мог по-настоящему молиться о своем спасении, он
должен сначала увериться в том, что он
погибает. Чтобы это ощущение собственной погибели
— не здесь, на земле, вследствие
каких-то временных бедствий и несчастий, а,
что гораздо страшнее, в вечности — стало
состоянием его сердца.
В стихотворении убиенного иеромонаха
Василия (Рослякова) — в
переложении одного из псалмов — есть такие
слова: «Подскажи мне, Владыка,
кончину мою, приоткрой и число уготованных дней,
может, я устрашусь оттого, что живу, и никто не
осилит боязни моей».
Это самое главное — чтобы человек
устрашился оттого, что живет в погибели,
в смерти, в отчуждении от Бога, и чтобы этот
страх — навсегда оказаться чужим для Бога
— помог ему преодолеть все те соблазны и
искушения, которыми он в течение жизни соблазняется
и искушается.
— Но чаще всего человек просто
боится смерти.
— Для человека естественно бояться
смерти, потому что он знает, что это такое. Когда он
теряет близких, видит, как тот, кто только что
ходил, говорил, что-то делал, лежит бездыханным, то
невольно примеряет уход из жизни на себя, и его
сердце сжимается от страха. Но мало кто из нас понимает,
что такое смерть вечная, что такое смерть
духовная.
Когда мы поем пасхальный тропарь «Христос
воскресе из мертвых, смертию смерть
поправ», кто-то может спросить: «Как же
так? Христос победил смерть, а мы умираем? Где эта
победа?». Просто не все понимают, что
смерть — это не переход человека из одного
состояния бытия в другое. Смерть — это когда
умирает душа.
Есть временная смерть — уже в этой
жизни, когда душа отягощена грехами, умерщвлена ими,
а есть вечная смерть, когда душа обречена на
пребывание без Бога в вечности.
Вот от этой смерти Господь нас и спас. Именно
ее Он попрал Своей смертью, открыв для
нас возможность вновь быть с Ним. И раз
за разом Господь воскрешает нас через наше
покаяние. То есть наше спасение — это спасение не
просто от смерти, а от жизни без Бога.
Естественно, что понять это может только тот,
кто имеет хотя бы небольшой опыт жизни с Богом. Вот
пришел человек в храм, ощутил благодать,
которую Господь дает новоначальным, когда
Он буквально как ребенка берет человека
и ведет его. Затем Он отпускает его идти
самостоятельно, и тут наступает некое охлаждение, потому
что потребовались какие-то труды от самого
человека, а он к ним оказался не готов.
Потом человек падает, совершает какой-то
грех, более или менее тяжелый, который отлучает его от
Бога. Тогда-то он и узнает, что такое жизнь и что такое
смерть, потому что может сравнить жизнь с Богом,
которую хотя бы в самой малой мере ощутил, и жизнь
без Бога в состоянии греха. И тот ужас, который он
в это время испытывает, и
подсказывает ему, что такое смерть души. В
этом состоянии человек, если он не впадает
в нерадение и не приходит постепенно в
состояние нечувствия, начинает понимать, о чем
он молится, когда просит о спасении.
Бывает так, что это понимание человеку не то
чтобы дается, а постепенно приоткрывается через
какие-то события. Когда человек боится смерти,
болезни, находится в скорбных обстоятельствах,
он немного отрезвляется, отвлекается от тех
прелестей, которые есть во внешнем мире. Как
говорит преподобный Иоанн Лествичник:
«Как вода стесняемая поднимается
вверх, так и душа, угнетенная бедами,
покаянием восходит к Богу и спасается».
— Как нужно молиться о спасении?
— Святитель Феофан Затворник перед тем,
как начать молиться Богу, читать утренние или
вечерние молитвы, в которых содержатся
самые главные прошения о том, что нам необходимо,
советовал сначала вспомнить о Том, к
Кому ты обращаешься, и потом понять, о чем ты просишь. И
многие наставники молитвы Иисусовой
говорили, что перед тем, как притекать к ней, нужно
поставить себя перед лицом Божиим, а потом
задуматься, в каком состоянии мы находимся.
Ведь когда мы открываем Евангелие
и читаем то, что заповедовал нам
Господь, если мы честны перед самими собой, то мы не
можем не понять: ничего доброго нас по тому, как мы
живем, не ожидает. И мы должны ощутить всем
сердцем, что по своим делам, по своим мыслям и
чувствам, по всему тому, что в нас
есть, мы не заслуживаем спасения. Есть только
милость Божия, и кроме нее нам надеяться не на что.
Участь наша не решена. Поэтому нужно, молясь,
поставить себя пред судом Божиим и понимать, что
ответ на слова: «Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» может быть
«Помилую», а может быть и «Не
помилую». И нужно не только молиться, но и жить
в ожидании этого ответа.
— То есть мы должны постоянно думать о
спасении?
— В книге современного греческого
писателя архимандрита Херувима (Карабеласа)
«Ностальгические записки из удела Божией Матери»
есть рассказ об одном святогорском монахе, который
был занят только одним вопросом, и кого бы ни
встречал на своем пути, подходил ко всем
и с болью спрашивал: «Как ты думаешь, мы
спасемся?». И если в его сердце
появлялась надежда на спасение, он бывал более
радостен и весел, чем обычно, а когда эта надежда
исчезала, он совершенно погружался в скорбь.
— Получается, это самый главный
вопрос для христианина?
— Безусловно, это самый главный
вопрос. Когда человек находится на грани жизни
и смерти, что для него самое важное? А ведь мы
находимся на грани между вечной жизнью и
вечной смертью. И непонятно, по какую сторону этой
грани мы окажемся… Вся наша жизнь как раз и
зависит от того, становится ли этот
вопрос для нас самым важным. Потому что
каждое решение, которое мы принимаем, каждый выбор,
который мы делаем, будет обусловлен отношением к
этому вопросу.
— Евангелие — это та
книга, которая рассказывает нам, что нужно сделать,
чтобы обрести спасение?
— Евангельские заповеди сообщают
нам о том, о чем знает, но нередко молчит наша
совесть. Потому что нет ни одной
заповеди, которую бы здоровая, до конца не
убитая грехом человеческая совесть не
воспринимала как что-то свое. Бывает
так, что человек, никогда ранее не читавший
Евангелия, открывает его и понимает, что
все это он давно знает и давно слышал,
настолько это естественно для человеческой
души. И какими бы испорченными мы ни были, где-то в
глубине нашей души живет то, что мы находим в
Евангелии, живет само Слово Божие.
А Слово Божие — это Сам Господь.
Если мы начинаем исполнять евангельские
заповеди, мы не только облегчаем свою душу,
очищаем ее от страстей, но, самое главное,— мы
учимся любить Христа. Мы обретаем тот дар любви к
Богу, который нам так необходим, который и является
для нас подлинным спасением. Все наши труды и усилия
направлены на то, чтобы научиться Его любить,
точнее — откликнуться любовью на Его
любовь. Мы должны не говорить о своей
любви к Богу, а доказывать ее делами,
подтверждать всей своей жизнью. И
Евангелие дает нам ответ, как это можно
сделать.
Почему не спасаются теплохладные и почему спасаются
грешники, которые раз за разом падают, но поднимаются и
в покаянии раздирают душу в клочья?
Потому что они прибегают ко Христу, без Которого не
могут жить и Которого любят всем сердцем.
— С одной стороны, спасаться легко, потому
что мы знаем, что для этого нужно делать, а с другой
стороны — очень тяжело, потому что по-настоящему
любить кого-то, кроме себя, трудно.
|
— Для начала нужно понять, чего мы
хотим. Потому что для удовлетворения
своей страсти, для достижения каких-то
внешних целей мы нередко готовы пройти
сотни километров пешком, готовы все
преодолеть и смести все препятствия на
своем пути. Мы на многое готовы ради того,
чего по-настоящему сильно хотим. И здесь нужно
вернуться к вопросу о том, что для нас
является самым важным — если это дело
спасения, тогда спасаться легко. Если же это не
так, тогда спасаться труднее.
Хотя, разумеется, существуют естественные
причины, которые обуславливают
затруднительность пути ко спасению,— это состояние
падшей человеческой природы. Это как если бы мы
получили некий сад, который весь зарос сорняками. Мы
их выдергиваем, но сама почва
такова, что постоянно будет эти сорняки плодить.
Кто-то непрестанно трудится,
выкорчевывая эти сорняки, кто-то
начинает унывать, потому что приходится постоянно
делать одно и то же, а кто-то от малодушия в
какой-то момент начинает заниматься более приятным делом.
Есть и другая трудность… В деле спасения
не нужно преодолевать никаких расстояний,
внешних препятствий, не нужно бороться с
людьми. Нужно бороться всего лишь с одним
человеком, который стоит у нас на пути,— с
самим собой. Если мы идем к Богу и нам кажется, что
мы на чем-то споткнулись и во что-то уперлись, то
это значит, что мы уперлись в самих себя.
Происходит некое раздвоение, разрыв
между тем, что в Священном Писании
называется ветхим и новым
человеком. При этом наша воля склоняется
то на сторону ветхого человека, то на сторону
нового. И тот, к которому она склоняется,
становится сильнее. Поэтому в этой
борьбе то один берет верх, то второй, то один
воскресает, а второй угасает, то наоборот.
Кого мы в итоге поддержим — тот и победит.
— Можем ли мы думать о том, что нас ждет
в вечной жизни, представлять себе, что
такое рай и ад?
— Представлять себе вечную жизнь
в образах, предаваться мечтаниям о ней
наставники аскетического делания категорически
запрещают, потому что враг может увлечь
человека фантазиями, и если человек достаточно
впечатлительный, то он легко может впасть
в то состояние, которое называется прелестью,
и повредиться рассудком.
Мы не знаем, что такое рай и ад, мы не представляем,
как они выглядят, потому что реальность иной,
вечной жизни настолько не похожа на нашу реальность,
что о ней невозможно рассказать известными нам
словами. Даже те святые, которым Господь
даровал опыт пребывания в райских
обителях, если и употребляли какие-то земные образы и
сравнения, понятные и знакомые для нас, то делали
это только для нашего наставления и назидания.
При всем своем красноречии апостол
Павел не мог сказать иначе, чем: Не
видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то
на сердце человеку, что приготовил Бог любящим
Его (1 Кор. 2, 9). Это то, что ощутило его сердце и
что он даже не попытался передать словами. Как
говорит преподобный Исаак Сирин, слова —
орудия сего века, молчание же — таинство
века будущего. То, что ожидает нас в грядущем,
словами не выражается.
— Должны ли мы думать о спасении других, или
нас должна волновать только собственная
участь? Что делать, если наши близкие не
задумываются о спасении, не стремятся к нему? Будет
ли для нас раем место, где не будет тех, кого мы
любим?
— Поскольку мы сейчас находимся не в той
жизни, в которой больше ни о ком не сможем думать,
кроме Бога, потому что только к Нему будет устремлено
тогда наше сердце, а в этой жизни, то если мы
кого-то любим, как мы можем о нем не думать? Наше сердце
не может не болеть о близких нам людях. Если бы
четыре друга не переживали о своем несчастном
расслабленном товарище, они бы не принесли его ко
Христу (см.: Мк. 2, 3–5). И если бы их сердце не
болело о нем, Господь бы его не исцелил.
Потому что, как учат нас святые отцы, Он
исцелил его ради их веры.
Порой Господь не совершает
видимых, зримых, ощутимых чудес в отношении
наших близких именно по той причине, что мы унываем,
отчаиваемся, наше сердце становится
бесчувственным. Но, как говорит
святитель Феофан Затворник, Бог ищет любого
повода, чтобы помиловать человека, даже
если тот отчаивается в своем спасении.
В той, вечной, жизни, по слову апостола,
мы не будем задавать вопросов, которые
нас обычно волнуют. Так, когда Иов страдал и
бесконечно задавался вопросами:
«Почему Господь меня оставил?
Почему я страдаю?», а его друзья давали
ему благочестивые объяснения, которые его не
удовлетворяли, Господь явился ему,
и в сердце Иова не осталось
вопросов. Господь Сам стал ответом
на все вопросы (см.: Иов, 38–42).
То же самое произойдет с теми, кто сподобится участи
спасенных. В тот день Господь отрет
всякую слезу с лица людей. И среди великой
радости не останется места скорби.
— Существует такое мнение, что атеисты
творят добро просто так, а верующие —
в надежде на спасение. Можно ли спастись,
совершая добрые дела, но не веря при этом
в Бога?
— Надо еще разобраться в том, ради чего мы
совершаем те или иные добрые поступки. Многие наши
поступки питаются гордостью и тщеславием, мы делаем
что-то, чтобы проявить себя. А перед Богом настоящую
цену имеет только то, что человек делает ради
Христа, а не ради достижения каких-то суетных целей.
Если человек чувствует то же, что
чувствовал Христос, когда видел
страдающих, недужных и бесноватых или когда плакал о
судьбе Иерусалима и живущих в нем, если его
сердце хотя бы еще только начинает
чувствовать то же самое, то он мимо
Христа пройти не сможет. Потому что на земле не было
человека лучше, чем Иисус Христос, а подобное
тянется к подобному.
Что происходило с теми мытарями, блудницами, разбойниками
и грешниками, которые встречали на своем пути
Христа, все бросали и шли за Ним? Что они
видели в Нем такого, что заставляло их
оставить прежнюю жизнь? Ведь они шли за Ним не
из-за чудес, не в надежде получить какие-то земные
блага. Святитель Николай Сербский говорит, что
встреча со Христом пробуждала в них то, что
было родственно Христу, то, что оставалось еще
в них хорошего.
Но Вы спрашиваете, можно ли спастись,
совершая добрые дела и не имея при этом веры.
А я спрошу по-другому: а что человеку, о котором его
дела говорят, что он человек хороший, мешает
прийти ко Христу? Что стоит между ним и Христом?
Господь говорит о Себе как о камне (см.: Мф.
21, 42–44) — том камне, столкновение с
которым сразу проявляет, что в человеке,
какой он на самом деле. Не может человек,
по-настоящему хороший, отвергнуть Христа, а если
отвергает, то что-то в нем на самом деле не
хорошо. И еще. Что такое спасение? В чем оно
заключается? Не в сумме добрых дел и качеств,
а в единении со Христом. Он есть наша жизнь и
наше спасение. И отсюда вопрос: разве можно
спастись, от спасения отказавшись? Ведь и
спасение, и гибель — наш выбор, реализация
самого великого и одновременно самого
страшного дара, которым наделил нас Господь,—
свободы.
— Многие считают, что если уж блудницы,
мытари и разбойники спаслись, то мы тоже спасемся,
ведь мы не хуже их…
|
— Они спаслись не потому,
что были хуже или лучше нас, а потому, что сделали
колоссальный рывок, вырвались из
своей привычной жизни. Они
увидели Христа и поняли, что Он —
Тот, ради Кого стоит все бросить. А мы, при том,
что считаем себя лучше их, на самом деле гораздо хуже.
Да, Закхей был мытарем, вымогал деньги у людей. А
мы в своей жизни, может, ничего и не
вымогали, но наверняка что-то похищали
(пусть мелочь), и кого-то обманывали (пусть не
в чем-то особенно важном), и кого-то
притесняли (пусть не очень сильно). Но для нас наши
грехи менее очевидны, чем грехи других. Мы не
готовы сделать этот рывок, бросить
все, изменить себя и идти за Христом. Мы не
ощущаем своей погибели. У покойного архидиакона
Романа (Тамберга) в одной из песен есть такие
строки: «И радость обретенного спасения доступна
лишь тому, кто погибал». Очень
правильные слова, но я бы еще уточнил:
доступна эта радость лишь тому, кто не только погибал,
но и сознавал свою погибель. Как
показывает опыт, это не одно и то же.
— Существует и такое мнение, что
спасение — скучное, неинтересное занятие.
— Так может показаться из-за того, что
содевание нашего спасения порой состоит не из
каких-то ярких, красивых подвигов, а из
повседневного труда, верности и
преданности Богу. Из того, чтобы не съесть котлету в
постный день, проявив тем самым полное
безволие и безразличие к установлению
Церкви, чтобы кого-то не осудить, чтобы встать
утром и помолиться. Но из таких «мелочей»
состоит только внешняя сторона спасения.
Внутреннее наполнение не может быть скучным и
неинтересным. Напротив, скучно и неинтересно
все, что происходит с человеком тут. Вот
он встал, почистил зубы, съел что-нибудь
вкусное, а потом подумал: я и вчера это делал,
и сегодня делаю, и завтра буду делать то же самое. И
нельзя сделать ничего такого, что бы имело вечное
измерение.
Спортсмен стремится к высокому результату, достигает
его и становится… инвалидом.
Чиновник хочет стать видным политическим
деятелем, добивается своего, а потом о нем
все забывают… Есть только одно,
что спустя и годы, и века остается с
человеком,— это Бог, благодать, которую
человек стяжает в своем сердце.
Ведь стяжание Духа Святого было целью не
только преподобного Серафима Саровского, и не для
него лишь одного цель эта оказалась достижимой.
Скучным и неинтересным «процесс спасения» может
показаться лишь тому, кто смотрит на все его
составляющие без Бога. Если же Господь
входит в жизнь человека, точнее —
если человек сам, по собственной воле
впускает Бога в нее и не противится
Ему, то в ней не остается ничего скучного,
ничего неинтересного. Господь заполняет ее без
остатка.
— Если попытаться вывести
краткую формулу спасения, то какой она будет?
— Такая формула, как я уже сказал, существует:
спасение — это Сам Господь. Мы знаем, что
Он любит нас. Нам нужно только ответить
любовью на Его любовь.
Правильно ли мы понимаем смысл христианского спасения? И чем чреваты ошибки? Размышляет публицист и богослов Сергей Худиев.
Евангелие обещает вечное спасение всем, кто покается и уверует во Христа; оно же сурово предостерегает тех, кто откажется это сделать. Эти предостережения всегда были (и остаются) довольно раздражающим моментом в отношениях Церкви и мира. Люди не очень счастливы слышать, что они грешники, им грозит нечто невыразимо ужасное, и они непременно должны переменить свои взгляды и поведение, чтобы обрести надежду.
Сергей Худиев
Людям это кажется проявлением немилосердия, если не прямой злобности – Бог этих христиан, значит, отправит нас в ад, если мы не станем играть по их правилам? Трудно им, что ли, пообещать вечное спасение вообще всем – тем более, раз они провозглашают, что Бог есть любовь?
Что же, давайте попробуем прояснить этот вопрос. Люди часто говорят о спасении в разных контекстах – которые определяются тем, реально ли спасение, о котором идет речь.
Тут возможны три позиции. Собственно, традиционно религиозная – человек предназначен для жизни вечной и блаженной, вопрос о том, как ее достичь – самый важный из возможных, потому что величайшее благо, несопоставимое со всеми земными благами, – это вечное спасение, а величайшее бедствие – несопоставимое со всеми земными бедствиями – это вечная гибель.
Вторая – атеистическая. Личное бытие человека, все его радости и скорби, всё это навсегда, полностью, необратимо завершается в момент смерти. Мертвые не могут наследовать ни блаженства, ни муки – их просто нет, и всё. Аморально и глупо обещать людям вечные блага, которые существуют только в воображении.
Третья точка зрения – постмодернистская, ее еще можно назвать пост-атеистической. Постмодернисты говорят примерно так: «Ну конечно, нет никакого вечного спасения, закопают – лопух вырастет, сознание навсегда покинуло его.
Тут нет спора с нашими предшественниками – атеистами. Беда только в том, что они не додумывают свою мысль до конца. А почему аморально обещать людям вечные блага? Что делает обещание аморальным? Его невыполнение, то есть ситуация, когда жертва обнаруживает себя кинутой. Помер такой благочестивый христианин, смотрит – а атеисты-то были правы! Попы-то дурили народ! Нету никакой жизни после смерти! Но ведь если атеисты правы, ему это не угрожает – он просто умрет, утешаясь надеждою, и никогда не узнает, что был неправ.
Обещания, относящиеся к посмертию, конечно, не будут выполнены – но не будут и нарушены, за прекращением существования субъекта, которому они были даны. Если вы обещали умирающему, скажем, виллу в Ницце, он этим утешался и умер с улыбкой, никакого нарушения обещания не произошло. Он не плачет и не высказывает вам горьких упреков – его просто нет. Вы не заслуживаете никакого упрека – вы ничуть не умножили страданий в мире, а, напротив, утешили умирающего.
Если обещания посмертных блаженств помогают человеку претерпевать земные трудности – да на здоровье, пусть себе. Ну, конечно, после смерти его не ждет ничего, и его самого не будет – но вот прямо сейчас он обретает утешение в компании единоверцев, какой смысл его лишать этого важного психологического механизма, который веками помогал нашим предкам справляться с тяготами жизни?»
Традиционная и постатеистическая точки зрения внешне могут выглядеть похожими до слияния – и вторая может влиять на первую. Но что ее демаскирует – это легкая раздача обещаний вечного спасения. Всё равно же покойник не предъявит вам упреков, что вы сбили его с пути спасения, внушив ему ложную успокоенность. Нету же никакого спасения – а равно погибели – на самом деле. Какие хотите сады, такие и обещайте – чего бы и не погладить людей по шерстке, раз никакими реальными плохими последствиями это не грозит, помрут и всё.
Отказ раздавать легкие обещания воспринимается в этом контексте с обидой – ну, трудно, что ли, пообещайте человеку виллу в Ницце, убудет от вас, что ли? Метафизически это ничего не меняет, а психологически – утешение.
Но для традиционной религиозной точки зрения раздача необоснованных обещаний – это страшное дело. Потому что человек умрет, окажется на той стороне, и обнаружит, что его жестоко обманули. Поэтому разговоры о том, кто спасется и как спасаться, надо начинать с разговора о реальности спасения. Есть ли, на самом деле, жизнь после смерти? Рай Небесный – это реальное место назначения, куда можно прибыть – или не прибыть – или просто утешительная сказка?
Если рай – реален, то разговор о пути туда оказывается самым важным разговором на свете.
Не теорией, которую мы обсуждаем на досуге (по правилам этой игры дела обстоят так-то), а самым практическим, что только может быть. Нет ничего ужаснее, чем обманываться в вопросе вечного спасения – или обманывать других.
А если исходить из того, что жизнь после смерти – реальна, нам придется допустить реальность ада. Это неизбежно – и давайте подробнее рассмотрим, почему.
Вот есть, например, злодеи из криминальной хроники, которые похищают, истязают и убивают женщин. Или детей. Ради удовольствия. Это совершенно реальные случаи. В итоге (будем надеяться) полиция их находит и изолирует от общества до самой их смерти.
Должна ли бесконечная милость Божия пустить их в рай – чтобы они вели себя в раю сообразно своим представлениям о желанном? Тогда это будет не рай. Должна ли милость Божия выставить их за дверь? Но тогда вы уже согласитесь, что чтобы сохранить рай раем, из него кого-то неизбежно придется выставить – и это не вопрос нехватки милости. Просто вы не можете иметь рай и нераскаянных злодеев одновременно в одном месте.
Конечно, злодеи – пример крайний. Но он о том, что открытый для всех и без требований покаяния рай тут же превратится в ад. Можно уточнять, кто именно будет выставлен за дверь – «изгнан вон», как говорит Господь Иисус, – но говорить «никто не будет», увы, нечестно. Кто-то будет изгнан вон, во тьму внешнюю – там будет плач и скрежет зубов.
А если никто не будет изгнан – плач и скрежет зубов будет внутри. Необходимо или «погубить губивших землю» (Откр.11:18), или они будут губить землю вечно.
Поэтому последний суд, окончательное разделение неизбежно – в Небесный Иерусалим «не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).
Если мы зададимся – несомненно, актуальным – вопросом о том, какое количество зла и греха может быть допущено в рай, чтобы он остался при этом раем, ответ очевиден и с точки зрения разума, и с точки зрения Писания – никакое. Как же нам попасть в рай?
А вот до этого вопроса нам и стоит дойти – потому что сам разговор о спасении приобретает смысл, когда мы осознаем реальность (и, хотя бы отчасти, серьезность) беды, от которой нам надлежит спастись.
Грешник находится в состоянии, объективно несовместимом с раем. Просто взять и «впустить» его в рай – значит этот рай разрушить.
Разговоры о том, что бесконечная милость Божия никого не оставит за дверью, всегда будут приниматься аудиторией с одобрением – но если мы подумаем пять минут, это бы не означало, что ада не будет. Это означало бы, что не будет ничего, кроме ада.
Любовь и милость Божия сохраняет Небесный Иерусалим – тем, что не пускает в него зло. И когда мы ясно осознаем этот факт — который, скажу еще раз, и настойчиво утверждается Господом в Евангелии, и очевиден с точки зрения разума – мы будем готовы говорить о спасении грешников, в котором и является милость Божия.
Бесконечная милость Божия простирается настолько, что Бог становится человеком в лице Иисуса Христа, умирает за беззакония беззаконных, чтобы приобрести им прощение, прощает всякого, кто раскаивается, преображает тех, кто доверился Ему, благодатью Святого Духа, искупает, очищает и вводит в рай грешников.
Но для этого нужно, чтобы они раскаялись, обратились к Богу и приняли это прощение и новую жизнь. Но для этого они должны согласиться.
А для этого христиане не должны скрывать истину – чтобы попасть в рай, нужно обратиться к Богу в покаянии и вере, возложить свою надежду на Иисуса Христа, проявить желание исправить свою жизнь и искать в этом помощи Божией.
Поэтому любой любящий и милосердный человек (и Господь Иисус, прежде всего) призывает грешников к покаянию.
Если нам, скажем, не хочется раздражать злодеев, мы можем им сказать, что не беда, Бог слишком добр, чтобы выставить за дверь кого бы то ни было. Но мы им скажем неправду. Они неизбежно окажутся за дверями.
Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, – а для этого нужна не только милость Божия, но и капитуляция грешника перед этой милостью. Упорный, ожесточенный и нераскаянный грешник в рай не войдет – иначе это уже не будет рай.
Евангелие – слово благое, слово утешительное; но оно достигает нас (и других людей), когда мы признаем, что мы нуждаемся в спасении. Когда мы капитулируем, мы можем утешать себя и друг друга твердыми и несомненными обетованиями спасения, которые Писание дает всякому верующему во Христа. Когда мы упорствуем в нераскаянии, лучшее, что могут для нас сделать те, кто нас любит, – это предостерегать нас об опасности.
Читайте также:
- Что такое ад и рай? Отвечает протоиерей Алексий Уминский (+Видео)
- Как там в Раю?
- «Люби меня, или я отправлю тебя в ад»
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Вопрос 1
Приветствую Вас, Юрий Кириллович!
Желаю Вам обильных Божьих благословений в вашем нелёгком труде! И хотел задать вопрос. Библия говорит о том, что человек оправдывается верою во Христа. Она также говорит, о детях: «таковых есть Царство Божье». Но дети не имеют той сознательной веры, которой спасается взрослый (мы даже крестим с определённого возраста). Значит, Бог в своей суверенной власти может спасти не только на основании веры? Игорь.
Вопрос 2
Приветствую вас! Что такое спасение? Можно ли потерять спасение? Виталик.
Ответ
Приветствую вас, уважаемые братья!
Ответ можно дать очень простой.
Дети являются участниками Царства Божьего, ибо так сказал Сам Царь!
Спасение есть дар благодати Божьей, и Он сказал, что нет сил, которые могли бы лишить спасённого спасения.
Но всякий принимает вечное спасение, как дар благодати, и у него остаётся возможность отказаться от спасения. Но в жизни всё не так просто.
Вопросы очень важные, и сложные. Давайте начнём с того, что попытаемся рассудить, что же такое спасение?
Человек тонет, и вдруг ему протягивают руку, и поднимают и выносят на берег — это спасение. Человек теряет сознание, его пульс уже едва-едва, но приезжает скорая помощь, укол, ещё укол, человек пришёл в себя, восстановлен пульс, выровнялось дыхание – это спасение.
Недавнее сообщение о том, как упавший с вышки с высоты сто пятьдесят метров мойщик окон остался жив – безусловно, спасение. Есть и пострашнее картинки, когда взятые в заложники, что сейчас нередко, остаются в живых – это спасение. В подобных случаях, мы соглашаемся, что неизбежная смерть отступает, и спасение состоит в даре жизни.
Я думаю, что ваши вопросы касаются иного спасения, ибо такие житейские передряги можно принять как чёрное – белое, но итогом будет смерть. Так вот, мы станем говорить о спасении, которое нам открыто в Священном Писании.
Смерть физическая стала возмездием за грех. И смерть физическая, как оказывается, не есть простое исчезновение, превращение в ничто, но есть переход в иное состояние. Духовная субстанция, а человек есть существо духовное, даже материалисты признают, продолжает своё бытие. И бытие за смертью, есть вечное мучение. Как мы читаем в Библии: «Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13: 40 -42). И ещё: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Матф. 9: 43-44).
Вот это-то и есть настоящая смерть: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20: 11-15).
Картина суда пред Белым престолом показывает настоящую судьбу мира. Это есть последствия греха Адама, плен греховный, человек заложник, обречён на мучения в жизни земной и вечные муки в пламени ада! Но кто-то оказался записан в книге жизни! Кто-то миновал эту страшную участь мучений в вечном огне. Это спасённые! Это и есть спасение! Спасение есть избавление от смерти второй, от вечности мрака и мучений! Спасение есть избавление от суда, от вины, от греха. Спасение – избавление от Божьего приговора: «Смертью умрёшь!». Спасение, напротив, есть жизнь радости, жизнь без болезней, жизнь в новом бытии, где нет времени и нет греха. Спасение – это возвращение к Богу, как к Отцу.
Такое спасение всегда искали люди, во все времена, и во всех народах. Вопрос о спасение был задан Иисусу Христу: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: «так, кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф. 19: 25-26). Это очень важно зафиксировать. Спасение возможно только Богу! Человек сам не может спастись! Спасение и взрослых и детей, людей любой нации есть дар Божьей благодати! «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2: 8-9). Когда мы размышляем о возможности спасения детей, которые не способны веровать, но умирают в детском возрасте, мы имеем слово Спасителя, того, кто единственный обладает властью спасти!
«Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Здесь нет места сомнениям, здесь нет места попыткам, внедрить, богословские формулы, и церковные манипуляции, здесь, и есть наша спасающая вера! Так сказал Спаситель! «Таковых есть царство небесное»! Очень важно в этом случае иметь в виду факт власти над миром Иисусом Христом. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:9 ). Вот ещё убедительное слово. «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам» (Еф.4:8). Господь Иисус Христос, землю, находящуюся в плену, под проклятием, во власти князя мира сего, взял в плен!
Существуют заблуждения в области понимания искупительной жертвы Иисуса Христа! Кому принесена жертва? Если дьявол властелин людей, тогда жертва принесена ему? Нет! Абсолютно неверно! Бог абсолютный властелин, заключил под проклятием дьявола и его
ангелов, и человека в своем свободном решении преступившего Божью волю. Бог, как абсолютный Вседержитель, принял искупительную жертву – Святейший Сын Божий, Иисус Христос, был принесен в жертву за грех всего мира. Таким образом, мир, весь мир, абсолютно, находится во власти Иисуса Христа! В своей абсолютной власти, Христос решает и говорит о детях: «Таковых есть царство Божье».
Наши проблемы начинаются там, где мы от веры и доверия переходим к попыткам войти в Божьи решения с критикой нашего ограниченного и испорченного разума. Всему миру говорит Иисус Христос: «Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан.8:24). Здесь важно понимать, что вера, о которой говорит Иисус, включает в себя не только и не столько признание исторического факта о жизни Иисуса, но принятие Его, как Бога, Который обладает всей полнотой власти! Признание Его таковым, сообщает моему сердцу, и всем нам землянам, понимание факта, что мы презрели власть Бога, жили, отвергая Его закон, и вся наша жизнь есть грех и вина перед Богом! Вот почему слова Иисуса говорят: « Говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук.13:5). Хочу обратить внимание, на слова Спасителя. Я намеренно не использую выкладки различных богословов, ибо мы баптисты веруем в Спасителя, и в Его слово! Уверовать или нет, покаяться или нет, от Вас зависит, Ваш выбор: — так именно говорит Спаситель! Бог Библии во всей истории человека многократно и многообразно обращался к человеку, как к тому, кто способен принимать решения, отвечать за них. Вот один пример: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». (Иер.6:16). Таких примеров тысячи. Бог сотворил человека со свободной волей, и после грехопадения восстанавливает для вечного царства Своего человека со свободной волей. Истинный человек, Иисус Христос, многократно называет себя: «Сын человеческий», говорит: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Иоан.10:17-18). Он называет тех, кто соблюдает заповеди Его Отца, братьями и сёстрами, со свободной волей, верою принимающими Его!
Он, Бог во плоти сказал: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего! Мир, а не несколько человек. Он искупил весь мир, а не несколько человек. Он спасение предлагает всем, а не нескольким предопределённым.
Спасение от вечной гибели есть дар Божий. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2: 4-9). Очевидно, что приобретение спасения связано с верой! Вот вопрос, можно ли быть спасённым по благодати, без веры? Никак нет, ибо таково условие суверенного Бога. Итак, Бог совершил спасение, и возвещает его всем людям: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мар.16:16).
Если быть последовательным, то данный текст Священного Писания утверждает, что Христос, уплативший цену Искупления за всех людей, всем людям дал благодать спасительную. Всякий, кто верою принимает спасение – спасён! Всякий кто не верует в предложенное спасение- осуждён. Именно это утверждает апостол Павел в послании к Римлянам в пятой главе. «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим.5:18). Это формула не требует большого ума, чтобы понять, что в равной мере действует один закон. Преступление Адама привело к осуждению всех живущих! Жертва Праведного Иисуса абсолютно всем живущим сообщает оправдание! Вот почему спасённые, ученики Христа, назывались и называются верующими. Они веруют в дар благодати!
Все, кто не веруют, отказались от спасения! Они, по сути, потеряли спасение!
Но вероятно, вы спрашиваете, можно ли потерять спасение, будучи спасённым?
Вопрос серьёзный. И как само спасение представляет собою дар Божьей благодати, и вера человека, так и сохранение спасения зависит от обоих участников. Бог свою любовь доказал, и сохранение спасения со своей стороны гарантирует.
Это новая природа! Вам должно родиться свыше! «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Теперь, когда совершилось чудо преобразования, и спасённые из грешников стали святыми, милостью Бога, своих святых Бог ведёт дорогой испытаний, дорогой служения, но в своей руке хранит. «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего»? (Рим.8:32).
«И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» (Кол.1: 21-22). Сам Бог дал спасённым новую природу, и своё обещание защищать до последнего.
«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Иоан.10:28).
Но тот же Бог, который дал гарантии защиты на все времена, оставил строжайшее предупреждение, что Он ожидает от спасённых, жизни святой, безгрешной, жертвенной.
Это, по сути, труд спасённого. Помните, апостол Пётр говорит: «Прилагая к сему всё старание». Если этого нет, тогда прямое предупреждение: «Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр.2:5).
«Если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23). «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:16).
«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас» (2 Тим. 2: 11-12). Свобода отпасть, отречься, даже гипотетическая, существует. Опасность потерпеть кораблекрушение в вере существует.
Бог по благодати Своей даёт спасение. Невероятно, но факт, человек остаётся свободным, отказаться от спасения. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать» (1 Тим. 1: 18-20).
Такое усердие предписывается Богом и в отношении детей. «Таковых есть Царство Божье» – говорит Спаситель. Однако родителям предписано: Не препятствуйте детям приходить ко Мне, но напротив: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).
Спасибо Вам за вопросы. Данная тема очень усложнена многовековыми дискуссиями. Все они в сути своей есть всё та же попытка человека горделивого, объяснить непостижимого Бога. В отличии от разного рода богословов и философов, баптисты утверждают в своей вере абсолютное доверие Священному Писанию.
В нём Бог открыл свою благодать, которой мы и спасаемся. Его слово и Его Дух, даёт мне абсолютную уверенность в спасении. Это же Слово и тот же Дух, побуждают меня, отвергнув себя, со страхом и трепетом, совершать своё спасение.
С уважением, Ю. Сипко