Узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Определение
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
- что делает? рисует;
- что сделал? нарисовал;
- что сделает? нарисует.
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Определение
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
- совершенный вид;
- несовершенный вид.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
- действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
- обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Например:
- что сделать? родить, бросить, купить;
- что сделать? обозначить, ответить, упростить.
В большинстве случаев значение совершенного вида связывается с достигнутым результатом действия.
Понаблюдаем:
- (что сделать?) написать письмо;
- (что сделать?) поймать рыбу.
Глаголы совершенного вида могут обозначать начало действия:
- запеть песню;
- заиграть на скрипке.
Некоторые глаголы с суффиксом -ну- выражают однократность законченного действия:
- толкнуть в плечо;
- крикнуть громко;
- прыгнуть в реку.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
- действие в протяженности, без указания на его предел;
- незаконченность действия.
Например:
- что делать? учить, красить, бегать, капать;
- что делать? нести, ползти.
Среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-, обозначающих многократные, регулярно повторяющиеся действия:
- подбрасывать
- покрикивать
- прочитывать
- подглядывать
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Примеры
летать, рисует, выбирали
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Примеры
вернуться, напишет, пришли
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- бросить — бросать;
- кончить — кончать;
- встретить — встречать;
- обидеть — обижать;
- сосредоточить — сосредоточивать;
- приурочить — приурочивать;
- уполномочить — уполномочивать;
- достигнуть — достигать;
2. приставками
- готовить — приготовить;
- брать — собрать;
- гнать — выгнать;
- звать — назвать;
- работать — переработать;
- морозить — подморозить.
Таблица
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
---|---|
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
- разре́зать — разреза́ть;
- засы́пать — засыпа́ть;
- отре́зать — отреза́ть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- опоздать — опаздывать;
- стереть — стирать:
- вздохнуть — вздыхать;
- изложить — излагать;
- утомить — утомлять;
- защитить — защищать;
- упросить — упрашивать.
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
- (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать (неверно: споймать);
- положить — класть;
- вкладывать — вложить;
- накладывать — наложить (повязку);
- брать — взять;
- искать — найти.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть, очутиться;
- (что делать?) присутствовать, сожалеть.
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
- ранить;
- молвить;
- крестить;
- обещать;
- воздействовать;
- использовать;
- атаковать и пр.
Видеоурок
Тест
Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 154
Совершенный и несовершенный вид глагола
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 3061.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 3061.
Что представляет собой вид глаголов в русском языке? На этот вопрос можно найти ответ в нашей статье, в которой также подробно расписано, какие виды глаголов существуют, какими способами они определяются.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Что такое вид глаголов в русском языке?
Вид в русском языке – это грамматический признак глаголов. Он указывает на то, как определенное глаголом действие протекает во времени: завершенное оно и единовременное (сделал, прожил) или незавершенное и повторяемое (живет, делает). Вид является постоянным грамматическим признаком глаголов, присущ спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям.
Виды глаголов в русском языке
В русском языке существует два вида глаголов: несовершенный и совершенный вид глагола.
- Глаголы совершенного вида (СВ) обозначают завершенное, доведенное до результата действие, состояние или процесс (вышел, построил, влюбился, продумал).
- Глаголы несовершенного вида (НСВ) обозначают незавершенное, не доведенное до результата, продолжающееся действие, состояние или процесс (бежать, играть, чувствовать, размышлять).
Как определить вид глагола?
Самый простой способ определить вид глагола – это поставить к глаголу вопрос:
- Что делать? (обедать, читать, верить, штопать) – несовершенный вид глагола;
- Что сделать? (позавтракать, написать, переехать, убедить) – совершенный вид глагола.
ИЛИ
ТОП-5 статей
которые читают вместе с этой
Кроме того, глаголы совершенного и несовершенного вида различаются по количеству спрягаемых личных форм и грамматической сочетаемости:
- Глаголы НСВ имеют все личные формы прошедшего, настоящего и будущего времени (работал, работаю, буду работать), тогда как у глаголов СВ нет форм настоящего времени (прочел, прочту).
- У глаголов СВ форма будущего времени простая (позвоню, спрошу), у глаголов НСВ – составная (буду читать, будем строить).
- Глаголы СВ не сочетаются с глаголами продолжать, начинать и аналогичными, тогда как глаголы НСВ сочетаются (начинает работать, продолжает опрашивать).
Тест
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Наталия Семушкина
7/7
-
Ирина Вербицкая
5/7
-
Мүрөк Айтматова
5/7
-
Matti Tersa
6/7
-
Anna Ivanova
6/7
-
Lil Keen-Oficall
7/7
-
Martin Eden
7/7
-
Александр Сивохин
6/7
-
Anna Arutyunova
6/7
-
Анна-Мария Дмитриева
7/7
Оценка статьи
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 3061.
А какая ваша оценка?
Виды глаголов
В русском языкознании выделяют 2 вида: совершенный и несовершенный. Различить их довольно просто:
- Несовершенный вид (НВ). К ним можно отнести все глаголы, которые обозначают незаконченное, невыполненное до конца действие, процесс или состояние. Определить несовершенность довольно просто. Достаточно задать вопрос к глаголу и посмотреть, есть ли в вопросе приставка «с». У глаголов несовершенного вида вопросы будут без приставок: «что делать?», «что делаю?», «что делал?» Например: рисовать, рисую, рисовал.
- Совершенный вид (СВ). Это глаголы, которые обозначают до конца завершённое дело или процесс. Совершенный вид глагола отвечает на вопросы «что сделать?», «что сделаю?», «что сделал?». Например: нарисовать, нарисую, нарисовал. Из приведённых примеров видно, что в данной видовой категории в словах также появляется приставка.
Также несовершенность или совершенность можно определить следующим образом: подставить слово «буду». У глаголов несовершенного вида оно легко подставляется. Например, «рисовать» — «буду рисовать». А вот глаголы совершенного вида такое сочетание не приемлют. Например, к слову «нарисовать» нельзя подставить «буду». В этом случае теряется смысловое и грамматическое значение.
Исключение — «купить!» Без приставки глагол относится к СВ, а с приставкой к НВ. Что делать? Покупать.
Совершенная и несовершенная форма глаголов, причастий и деепричастий отличаются по временной принадлежности, спрягаемым личным формам и грамматической сочетаемости. При определении вида не имеет значения, какие это глаголы — переходные или непереходные, возвратные и невозвратные.
Способы образования
Определить видовую принадлежность можно по формальным признакам. Например, по способу образования.
Так, НВ образуется от СВ с помощью присоединения следующих суффиксов, представленных в таблице:
№ | Суффиксы | Примеры |
1. | -ива-, -ыва- | опоздать — опаздываю; рассказать — рассказываю |
2. | -ва- | напеть — напеваю; созреть — созреваю |
3. | -а-, -я- | спасти — спасать; сообщить — сообщать. |
В данных примерах производящий глагол — совершенного вида, а производный уже несовершенного.
- Также можно образовать СВ путем отбрасывания суффикса: давать — дать.
- Заменой суффиксов. Например: решать — решить, обидеть — обижать.
- Сменой суффиксов и чередованием звуков в корне: прощать — простить, утомить — утомлять.
- С помощью суффикса и приставки одновременно: чертить — вычерчивать, рисовать — вырисовывать.
А вот глаголы СВ можно получить от НВ следующим образом:
- с помощью приставок на-, про-, до-, по- и других, например, любить — полюбить, учить — проучить, читать — почитать, плыть — приплыть;
- с помощью суффикса -ну-, проникать — проникнуть, промокать — промокнуть.
В этих видовых парах совершенный вид образуется от несовершенного. При этом стоит отметить, что, кроме грамматических признаков, меняется и лексическое значение слов.
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением:
Несовершенный | Совершенный |
отрезать | отрезать |
засыпать | засыпать |
отрезать | отрезать |
выходить | выходить |
Также в русском языке бывают пары слов, которые обозначают одно действие, но имеют совершенно разные корни. Это явление называют супплетивизмом:
- положить — класть;
- накладывать — наложить;
- брать — взять;
- поймать — ловить;
- искать — найти.
Временные формы
Изучая категорию вида, нужно помнить, что глаголы НВ имеют все три формы времени: прошедшую, настоящую и будущую. Поэтому вопросы можно поставить следующие: «что делал?», «что делаю?» и «что буду делать?» Ответ: строил — строю — буду строить.
А вот слова СВ будут иметь только прошедшее и будущее время. И вопросы, соответственно, будут такие: «что сделал?» и «что сделаю?» Ответ: построил и построю.
Здесь нужно отметить, что форма будущего времени у глаголов СВ простая, то есть состоит из одного слова. А у слов НВ — составная, состоящая из двух слов.
А также СВ не может сочетаться со вспомогательными словами, такими как «начинать» и «продолжать», в то время как глаголы НВ отлично сочетаются вместе. Например: начинаю рисовать, продолжаю работать.
Форма прошедшего времени может изменяться по числам. Совершенный вид: побежал — побежали. Несовершенный: рисовал — рисовали.
Одновидовые и двувидовые глаголы
К категории вида относятся также одновидовые и двувидовые. Отличить их довольно просто.
Одновидовые — это слова, которые имеют только один вид — совершенный или несовершенный. И образовать второй невозможно. Например, слова «грянуть», «очутиться» — СВ. А слова «сожалеть» и «присутствовать» — только НВ. Двувидовые — это слова, которые пишутся одинаково, но вид определяется только по контексту, в зависимости от смысла предложения.
Примеры двувидовых глаголов:
- Это слово может больно (что сделать?) ранить — СВ.
- Не нужно (что делать?) ранить меня такими словами — НВ.
- Михаил (что делает?) телеграфирует о своём приезде — НВ.
- Он завтра (что сделает?) телеграфирует о своём приезде — СВ.
- Я (что сделаю?) велю вам приготовить постель — СВ.
- Я (что делаю?) велю вам сесть — НВ.
Самыми распространёнными двувидовыми можно назвать следующие:
- казнить;
- женить;
- ранить;
- телеграфировать;
- ночевать;
- овладевать.
Таким образом, в зависимости от речевой ситуации слова могут иметь два вида.
Алгоритм определения
Совершенную и несовершенную форму можно легко определить в любом упражнении, используя следующий алгоритм. Он поможет понять не только видовую принадлежность, но и укажет на способ образования слов:
- Нужно взять слово в контексте и поставить к нему вопрос.
- Посмотреть, есть ли в вопросе приставка с-.
- Узнать способ образования слова.
- Сделать вывод.
Лучше всего рассмотреть данный алгоритм на конкретном примере: Вы научились играть на фортепиано, и теперь сможете выступать на концертах. Алгоритм для этого предложения будет следующим:
- Необходимо взять слово «научились» и подставить к нему вопрос. Вы (что сделали?) научились. В конкретном примере видна завершённость действия и в вопросе присутствует приставка с-.
- Глагол образован приставочным способом от глагола несовершенного вида: учились — научились.
- Значит, слово «научились» — СВ.
Тренировочные упражнения
Какой вопрос поставить: «что делать?» или «что сделать?» Правило русского языка поможет правильно задать вопросы и отработать навыки определения категория в тренировочных упражнениях. Цель таких заданий — понять алгоритм и научиться определять видовую принадлежность слов, обозначающих действие.
Задание. Поставить вопрос к выделенному слову и определить его вид.
- Солнце светит очень ярко (что делает? — НВ).
- Ласточки низко летают — к дождю (что делают? — НВ).
- Мальчики прыгнули в огромную лужу (что сделали? — СВ).
- Кошка испуганно отпрыгнула в сторону (что сделала? — СВ).
- Мама всё отлично слышит (что делает? — НВ).
- Брат останется ночевать в городе (что делать? — НВ).
- Необходимо поймать этого опасного преступника (что сделать? — СВ).
- Мы сыграли в футбол очень хорошо (что сделали? — СВ).
Изучив эту постоянную грамматическую категорию, можно научиться без труда определять вид, законченность или незавершённость действия, а также овладеть навыками словообразовательного разбора.
- Что такое вид глагола?
- Глаголы совершенного вида
-
Глаголы несовершенного вида
- Как определить вид глагола?
- Парные глаголы совершенного и несовершенного вида
Одним из постоянных признаков глагола является грамматическая категория вида.
Что такое вид глагола?
Вид глагола — категория глагола, которая показывает характер протекания действия во времени и выражает ограниченность или неограниченность действия.
Итак, у глаголов различают два вида:
- совершенный вид
- несовершенный вид
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида обозначают законченное действие или его фазу и отвечают на вопрос «что сделать».
Например:
что сделать? купить, продать, спеть, заплакать
Как видно из примеров действия ограничены пределом в какой-либо момент его осуществления.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида обозначают действие в протяженности, без указания на завершенность. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что делать?».
Например:
что делать? плакать, прыгать, красить, ловить, ползти.
Как определить вид глагола?
Определить вид глагола можно двумя способами:
1. Задать вопрос к глаголу.
Если глагол отвечает на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д., то он является глаголом несовершенного вида.
Например:
летать (что делать?), летает (что делает?), летали (что делали?)
Если глагол отвечает на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д., то он является глаголом совершенного вида.
Например:
написать (что сделать?), напишет (что сделает?), написали (что сделали?).
2. Использование глагола «буду».
С глаголами несовершенного вида можно использовать глагол «буду«, в то время как с глаголами совершенного вида его невозможно использовать.
Сравним:
Я буду красить волосы.
Я буду покрасить волосы.
Для сравнения мы взяли глагол несовершенного вида «красить» и глагол совершенного вида «покрасить». Как видно из примера, в первом случае слово «буду» вписывается в предложение по смыслу. Во втором предложении слово «буду» не подходит по смыслу, так как глагол «покрасить» является глаголом совершенного вида.
Парные глаголы совершенного и несовершенного вида
В русском языке существуют однокоренные глаголы, которые имеют одно и то же лексическое значение, но имеют различия в грамматическом значении вида.
Итак, посмотрим, какими бывают видовые пары глаголов:
1. Видовые пары глаголов, отличающиеся суффиксами:
- бросить — бросать
- встретить — встречать
- обидеть — обижать
- сосредоточить — сосредоточивать
2. Видовые пары глаголов, отличающиеся приставками:
- готовить — приготовить
- брать — собрать
- гнать — выгнать
- работать — переработать
3. Видовые пары глаголов, которые отличаются ударением:
- разре́зать — разреза́ть
- засы́пать — засыпа́ть
- отре́зать — отреза́ть
4. Видовые пары глаголов, отличающиеся чередованием согласных и гласных в корне:
- стереть — стирать
- вздохнуть — вздыхать
- изложить — излагать
- утомить — утомлять
5. Видовые пары глаголов, которые различаются корнями:
- ловить — поймать
- положить — класть
- брать — взять
Важно знать, что в русском языке существуют и одновидовые глаголы, которые относятся или к совершенному виду, или к несовершенному.
Например:
- грянуть, очутиться — глаголы совершенного вида, которые не имеют соответствующего глагола несовершенного вида.
- присутствовать, сожалеть — глаголы несовершенного вида, которые не имеют соответствующего глагола совершенного вида.
Вид — это постоянный грамматический признак глагола, демонстрирующий, каким образом действие глагола протекает во времени.
В русском языке различают глаголы совершенного и несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида определяют продолжительные, повторяющиеся действия, которые не доведены до завершения (читать, пел, играет), и отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что делает?», «Что будет делать?» и т. д.
Глаголы совершенного вида определяют законченные или однократные действия, которые привели к какому-либо результату или достигли своего предела (похорошела, вышел, подняться), и отвечают на вопросы: «Что сделать?», «Что сделает?», «Что сделали?» и т. д.
Глаголы разного вида имеют неодинаковые морфологические характеристики, а именно:
— от глаголов совершенного вида есть возможность образовать простую форму будущего времени (справлюсь, напечатает), а от глаголов несовершенного вида можно образовать лишь составную форму будущего времени (буду справляться, буду печатать);
— исключительно глаголы несовершенного вида обладают возможностью иметь формы настоящего времени (вышивает, плывём, еду).
Как правило, глаголу одного вида соответствует глагол другого вида. Такую пару глаголов именуют видовой парой.
Пример:
(что делать?) прощать (несов. в.) → (что сделать?) простить (сов. в.);
(что делать?) возникать (несов. в.) → (что сделать?) возникнуть (сов. в.).
Есть несколько способов образования глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида:
1) при помощи приставок: дуть → сдуть, сидеть → отсидеть;
2) при помощи суффикса -н- (-ну-): привыкать → привыкнуть (привыкнет), мигать → мигнуть (мигнёт).
От глаголов совершенного вида также можно образовать глаголы несовершенного вида:
1) при помощи суффикса -ива- (-ыва-): выкроить → выкраивать, подсказать → подсказывать;
2) при помощи суффикса -ва-: задеть → задевать;
3) при помощи суффикса -а- (-я-): решить→ решать, усмирить → усмирять;
4) при помощи смены места ударения в слове: узна́ю (совершенный вид) → узнаю́ (несовершенный вид), вы́резать (совершенный вид) → выреза́ть (несовершенный вид).
Двувидовые глаголы — это глаголы, которые в зависимости от контекста могут иметь значения как совершенного, так и несовершенного вида (женить, ранить, казнить, обещать, организовать, использовать, воздействовать и т. д.).
Пример:
мы уже использовали (что сделали? — сов. в.) этот способ при строительстве дома.
Мама часто использовала (что делала? — несов. в.) это лекарство для лечения простуды.