Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника
Изучение тригонометрии мы начнем с прямоугольного треугольника. Определим, что такое синус и косинус, а также тангенс и котангенс острого угла. Это основы тригонометрии.
Напомним, что прямой угол — это угол, равный 90 градусов. Другими словами, половина развернутого угла.
Острый угол — меньший 90 градусов.
Тупой угол — больший 90 градусов. Применительно к такому углу «тупой» — не оскорбление, а математический термин
Нарисуем прямоугольный треугольник. Прямой угол обычно обозначается C. Обратим внимание, что сторона, лежащая напротив угла, обозначается той же буквой, только маленькой. Так, сторона, лежащая напротив угла A, обозначается .
Угол A обозначается соответствующей греческой буквой .
Гипотенуза прямоугольного треугольника — это сторона, лежащая напротив прямого угла.
Катеты — стороны, лежащие напротив острых углов.
Катет , лежащий напротив угла
, называется противолежащим (по отношению к углу
). Другой катет
, который лежит на одной из сторон угла
, называется прилежащим.
Синус острого угла в прямоугольном треугольнике — это отношение противолежащего катета к гипотенузе:
sin A
Косинус острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к гипотенузе:
cos A
Тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение противолежащего катета к прилежащему:
tg A
Другое (равносильное) определение: тангенсом острого угла называется отношение синуса угла к его косинусу:
tg A
Котангенс острого угла в прямоугольном треугольнике — отношение прилежащего катета к противолежащему (или, что то же самое, отношение косинуса к синусу):
ctg A
Обратите внимание на основные формулы для синуса, косинуса, тангенса и котангенса, которые приведены ниже. Они пригодятся нам при решении задач.
sin |
sin |
|
cos |
1+tg |
cos |
tg |
1+ctg |
sin |
ctg |
tg |
Давайте докажем некоторые из них.
- Сумма углов любого треугольника равна
. Значит, сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равнa
.
- С одной стороны,
как отношение противолежащего катета к гипотенузе. С другой стороны,
, поскольку для угла
катет а будет прилежащим. Получаем, что
. Иными словами,
.
- Возьмем теорему Пифагора:
. Поделим обе части на
получаем
то есть
Мы получили основное тригонометрическое тождество. - Поделив обе части основного тригонометрического тождества на
, получим:
Это значит, что если нам дан тангенс острого угла
, то мы сразу можем найти его косинус. Аналогично,
Хорошо, мы дали определения и записали формулы. А для чего все-таки нужны синус, косинус, тангенс и котангенс?
Мы знаем, что сумма углов любого треугольника равна .
Знаем соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Это теорема Пифагора: .
Получается, что зная два угла в треугольнике, можно найти третий. Зная две стороны в прямоугольном треугольнике, можно найти третью. Значит, для углов — свое соотношение, для сторон — свое. А что делать, если в прямоугольном треугольнике известен один угол (кроме прямого) и одна сторона, а найти надо другие стороны?
С этим и столкнулись люди в прошлом, составляя карты местности и звездного неба. Ведь не всегда можно непосредственно измерить все стороны треугольника.
Синус, косинус и тангенс — их еще называют тригонометрическими функциями угла — дают соотношения между сторонами и углами треугольника. Зная угол, можно найти все его тригонометрические функции по специальным таблицам. А зная синусы, косинусы и тангенсы углов треугольника и одну из его сторон, можно найти остальные.
Мы тоже нарисуем таблицу значений синуса, косинуса, тангенса и котангенса для «хороших» углов от до
.
0 | |||||
sin |
0 | ||||
cos |
0 | ||||
tg |
0 | − | |||
ctg |
− | 0 |
Обратите внимание на два прочерка в таблице. При соответствующих значениях углов тангенс и котангенс не существуют.
Докажем теорему:
Если острый угол одного прямоугольного треугольника равен острому углу другого прямоугольного треугольника, то синусы этих углов равны, косинусы этих углов равны и тангенсы этих углов равны.
В самом деле, пусть АВС и — два прямоугольных треугольника с прямыми углами С и
и равными острыми углами А и
Треугольники АВС и подобны по первому признаку подобия треугольников, поэтому
Из этих равенств следует, что т. е. sin А = sin
Аналогично, т. е. cos А = cos
и
т. е. tg A = tg
Это значит, что синус, косинус и тангенс зависят только от величины угла.
Разберем несколько задач по тригонометрии из Банка заданий ФИПИ.
Задача 1. В треугольнике ABC угол C равен , sin A = 0,1. Найдите cos B.
Задача решается за четыре секунды.
Поскольку , sin A = cos B = 0,1.
Задача 2. В треугольнике угол
равен
,
,
.
Найдите .
Решение:
Отсюда
Найдем AC по теореме Пифагора.
Ответ: 4,8.
Задача 3. В треугольнике АВС угол С равен AВ = 13, ВС = 5. Найдите косинус и тангенс острого угла А. Ответ округлите до сотых.
Решение:
Для угла А противолежащий катет – это ВС,
АВ является гипотенузой треугольника, лежит против Значит, sin A
Катет, прилежащий к – это катет АС, следовательно, cos А
Длину катета АС найдем по теореме Пифагора:
Тогда
cos А
tg A
Ответ: 0,92; 0,42.
Заметим, что если катеты прямоугольного треугольника равны 5 и 12, то гипотенуза равна 13. Это одна из так называемых Пифагоровых троек. О них мы расскажем в других статьях сайта.
Задача 4. В треугольнике АВС угол С равен AC = 2, sin A=
Найдите BC.
Решение:
AC = b = 2, BC = a, AB = c.
Так как sin A
По теореме Пифагора получим
Ответ: 0,5.
Задача 5. В треугольнике АВС угол С равен
tg A =
Найдите AB.
Решение:
AC = b = 4, tg A
Ответ: 7.
Задача 6.
В треугольнике АВС угол С равен CH – высота, AB = 13, tg A =
Найдите AH.
Решение:
AВ = с = 13, tg A = тогда b = 5a.
По теореме Пифагора ABC:
тогда
(по двум углам), следовательно
откуда
Ответ: 12,5.
Задача 7. В треугольнике АВС угол С равен
CH – высота, BC = 3, sin A =
Найдите AH.
Решение:
Так как sin A = тогда
c = АВ = 18.
sin A = = cos B =
Рассмотрим BHC:
=
получим
тогда BH = = 0,5,
AH = AB — BH = 18 — 0,5 = 17,5.
Ответ: 17,5.
Задача 8. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BC = 3, cos A =
Найдите АH.
Решение:
Так как для АВС:
A =
sin В =
а для ВНС: sin В =
=
, откуда СН =
По теореме Пифагора найдем ВН:
Высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой. Поэтому для АВС получим:
тогда
Ответ: 17,5.
Задача 9. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, СН = 24 и BН = 7. Найдите sin A.
Решение:
По определению sin A= =
=
Рассмотрим BHC :
ВС найдем по теореме Пифагора:
ВС=
тогда а значит и sin A =
= 0,28.
Ответ: 0,28.
Задача 10. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, СН = 8 и BН = 4. Найдите tg A.
Решение:
По определению sin A = =
=
cos A =
=
=
тогда tg A = который найдем из
BHC:
Ответ: 0,5.
Задача 11. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BН = 12, tg A =
Найдите АН.
Решение:
По определению tg A=
Для BHC:
, значит
СН =
Для АHC: tg A=
то
AH =
Ответ: 27.
Задача 12. В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, BН = 12, sin A =
Найдите АВ.
Решение:
Так как cos В = = sin A =
Из СВН имеем cos В =
=
тогда ВС =
В АВС имеем sinA =
=
тогда AВ =
Ответ: 27.
Задача 13. В треугольнике АВС угол С равен 90 из вершины прямого угла к гипотенузе проведена высота СН. Найдите cos A, AC и AB, если СН = 12, ВС = 20.
Решение:
Найдем НВ по теореме Пифагора из ВСН:
sin В = =
Для АВС: cos A =
получили cos A = 0,6.
Найдем АС и АВ несколькими способами.
1-й способ.
Так как cos A = то пусть АС = 3х, АВ = 5х,
тогда по теореме Пифагора получим
х = 5 ( так как х0). Значит,
2-й способ.
(по двум углам), значит
или
k = тогда
АС =
;
АВ =
3-й способ.
(высота прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла, есть среднее пропорциональное между отрезками, на которые делится гипотенуза этой высотой) , тогда
АН = 144:16 = 9.
АВ = АН + НВ = 9 + 16 = 25.
По теореме Пифагора найдем АС:
=
Ответ: cos A = 0,6; АС = 15, АВ = 25.
Задача 14.
Высота ВН прямоугольного треугольника АВС, проведенная из вершины прямого угла В, равна 24 и отсекает от гипотенузы АС отрезок НС, равный 18.
Найдите АВ и cos А.
Решение:
Из прямоугольного ВНС по теореме Пифагора найдем гипотенузу ВС и cos C:
ВС = =
cos C =
Для АВС: sin А =
= cos C =
Для АНВ: sin А =
=
то
=
АВ =
Из основного тригонометрического тождества найдем
cos A =
Ответ: АВ = 40, cos A = 0,8.
Задача 15.
Гипотенуза АС прямоугольного треугольника АСЕ равна 50, sin А =
Найдите площадь треугольника.
Решение:
В прямоугольном АСЕ sin А =
значит
= 14.
Второй катет найдем, используя теорему Пифагора:
Площадь прямоугольного треугольника равна S =
поэтому
Ответ: 336.
Задача 16.
В треугольнике АВС угол С — прямой, катеты АВ = 13 и ВС = 12, СК — высота.
Найдите sin Результат округлите до сотых.
Решение:
A-общий,
),
значит sin
Найдем АС по теореме Пифагора из САВ:
Тогда sin
Ответ: 0,38.
Задача 17. В треугольнике АВС АС = ВС, АВ = 72, cos A = Найдите высоту СН.
Решение:
Так как АС = ВС, то АВС — равнобедренный с основанием АВ, тогда
высота СН является медианой, то есть АН = НВ =
Поскольку АСН — прямоугольный,
cos A =
то есть
АС =
По теореме Пифагора тогда
Ответ: 15.
Задача 18. В треугольнике АВС угол С равен 90 sin A =
AC = 10
Найдите АВ.
Решение:
1-й способ.
Поскольку sin A =
то можно обозначить
ВС = 11х, АВ = 14х.
По теореме Пифагора
(14х- 11х)(14х + 11х) = 3 100;
учитывая, что длина стороны положительна, х = 2,
следовательно, АВ = 14 2 = 28.
2-й способ.
Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством
cos A =
По определению cos A = значит
Так как АС=10 то
откуда АВ =
= 28.
Ответ: 28.
Задача 19. Найдите углы ромба АВСD, если его диагонали АС и ВD равны 4 и 4.
Решение:
Пусть ВАО =
Диагонали ромба делят его углы пополам, значит, =
Диагонали ромба взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам, следовательно, в прямоугольном треугольнике АВО катет АО = а катет ВО =
Поэтому tg откуда
Ответ:
Часто в задачах встречаются треугольники с углами и
или с углами
и
. Основные соотношения для них запоминайте наизусть!
Для треугольника с углами и
катет, лежащий напротив угла в
, равен половине гипотенузы.
Треугольник с углами и
— равнобедренный. В нем гипотенуза в
раз больше катета.
Задача 20.
В треугольнике АВС угол С равен 90 угол А равен 30
АВ = 2
Найдите высоту CH.
Решение:
Рассмотрим АВС:
По свойству катета, лежащего против угла имеем ВС =
АВ =
В BHC:
то
следовательно, ВН =
BC =
По теореме Пифагора найдем НС:
Ответ: 1,5.
Задача 21.
В треугольнике АВС угол С равен 90 CH — высота, АВ = 2,
Найдите АH.
Решение:
Из АВС найдем ВС =
АВ = 1 (по свойству катета, лежащего против угла 30
),
то
Из ВСН:
то
следовательно,
ВН = ВС =
АН = АВ — НВ = 2 — = 1,5.
Ответ: 1,5.
Еще раз повторим, что такое синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике.
Как запомнить эти соотношения? Лучший способ – решать много задач, и на уроках геометрии, и готовясь к ЕГЭ. Тогда все формулы, равенства, соотношения запомнятся сами собой.
Мы рассмотрели задачи на решение прямоугольных треугольников — то есть на нахождение неизвестных сторон или углов. Но это не всё! В вариантах ЕГЭ по математике множество задач, где фигурирует синус, косинус, тангенс или котангенс внешнего угла треугольника. Об этом — в следующей статье.
Если вам понравился разбор данной темы — записывайтесь на курсы подготовки к ЕГЭ по математике онлайн
Спасибо за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.05.2023
Содержание:
Теорема синусов, теорема косинусов:
Теорема синусов
Вы уже знаете, что в треугольнике против большей стороны лежит больший угол, а против большего угла — большая сторона. Пусть
Теорема синусов. Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов. Отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно удвоенному радиусу окружности, описанной около треугольника, т. е.
Доказательство:
Пусть дан треугольник АВС, ВС = — радиус его описанной окружности. Угол а может быть острым, тупым или прямым. Рассмотрим эти случаи отдельно.
1) Угол острый (рис. 152, а). Проведя диаметр BD и отрезок DC, получим прямоугольный треугольник BCD, в котором
как вписанный угол, опирающийся на диаметр. Заметим, что
как вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу ВС. Из прямоугольного треугольника BCD находим
т. е.
откуда
2) Угол тупой (рис. 152, б). Проведем диаметр BD и отрезок DC. В четырехугольнике ABDC по свойству вписанного четырехугольника
Из прямоугольного треугольника
как вписанный угол, опирающийся на диаметр)
Поскольку
то
откуда
3) Для справедливость равенства
докажите самостоятельно, В силу доказанного
откуда
Теорема доказана.
Теорема синусов дает возможность решать широкий круг задач.
Так, пропорция позволяет решить две следующие задачи:
- зная две стороны треугольника и угол, противолежащий одной из них, найти синус угла, противолежащего другой стороне;
- зная два угла треугольника и сторону, противолежащую одному из этих углов, найти сторону, противолежащую другому углу.
С помощью формулы можно решить еще три задачи (рис. 153):
- зная сторону треугольника и противолежащий ей угол, найти радиус окружности, описанной около треугольника;
- зная угол треугольника и радиус описанной окружности, найти сторону треугольника, противолежащую данному углу;
- зная сторону треугольника и радиус его описанной окружности, найти синус угла, противолежащего данной стороне.
Повторение
Пример:
В остроугольном треугольнике известны стороны и угол
Найти два других угла
округлив их значения до 1°, и третью сторону треугольника, округлив ее длину до 0,1.
Решение:
По теореме синусов откуда
При помощи калькулятора (таблиц). находим
Тогда
По теореме синусов
откуда
Ответ:
Замечание. Если бы по условию треугольник был тупоугольным с тупым углом то, зная
вначале мы нашли бы острый угол
А затем, используя формулу
получили бы, что
Пример:
Доказать справедливость формулы площади треугольника где
— его стороны, R — радиус описанной окружности.
Доказательство:
Воспользуемся известной формулой площади треугольника: По теореме синусов
откуда
Тогда
Что и требовалось доказать.
Замечание. Выведенная формула позволяет найти радиус описанной окружности треугольника
Пример:
Найти радиус R окружности, описанной около равнобедренного треугольника АВС с основанием АС = 10 и боковой стороной ВС =13 (рис. 154).
Решение:
Способ 1. Из формулы следует, что
Найдем
. Для этого в треугольнике АВС проведем высоту ВК, которая будет и медианой, откуда
Из
по теореме Пифагора
откуда
Тогда
Способ 2. Используем формулу из которой
Так как
то
Ответ:
Замечание*. Напомним, что в главе II мы находили радиус R описанной окружности равнобедренного треугольника, проводя серединные перпендикуляры к его сторонам и используя подобие полученных прямоугольных треугольников. Также мы могли использовать формулу где
— боковая сторона,
— высота, проведенная к основанию
Заменив в формуле
получим
— формулу радиуса описанной окружности для произвольного треугольника. Итак, мы имеем четыре формулы для нахождения радиуса R описанной окружности треугольника:
Теорема косинусов
Теорема косинусов позволяет выразить длину любой стороны треугольника через длины двух других его сторон и косинус угла между ними (например, длину стороны треугольника АВС (рис. 165) через длины сторон
). Теорему косинусов можно назвать самой «работающей» в геометрии. Она имеет многочисленные следствия, которые часто используются при решении задач.
Теорема косинусов. Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними, т. е.
Доказательство:
Докажем теорему для случая, когда в треугольнике АВС угол А и угол С острые (рис. 166).
Проведем высоту ВН к стороне АС. Из находим
откуда
Из по теореме Пифагора
По основному тригонометрическому тождеству
Тогда
Справедливость теоремы для случаев, когда или
тупой или прямой, докажите самостоятельно. Теорема доказана.
Для сторон теорема косинусов запишется так:
Замечание. Если , то по теореме Пифагора
Так как
то
Таким образом, теорема Пифагора — частный случай теоремы косинусов.
С помощью теоремы косинусов можно решить следующие задачи:
• зная две стороны и угол между ними, найти третью сторону треугольника;
• зная две стороны и угол, противолежащий одной из этих сторон, найти третью сторону (рис. 167) (в этом случае возможны два решения).
Рассмотрим следствия из теоремы косинусов, которые дают возможность решить еще целый ряд задач.
Следствие:
Теорема косинусов позволяет, зная три стороны треугольника, найти его углы (косинусы углов). Из равенства следует формула
Для углов получим:
Пример:
В треугольнике АВС стороны АВ = 8, ВС = 5, АС = 7. Найдем ZB (рис. 168).
По теореме косинусов
Используя записанную выше формулу, можно сразу получить:
Следствие:
С помощью теоремы косинусов можно по трем сторонам определить вид треугольника: остроугольный, прямоугольный или тупоугольный.
Так, из формулы с учетом того, что
следует:
- если
то
и угол
острый;
- если
то
и угол
тупой;
- если
то
и угол
прямой.
При определении вида треугольника достаточно найти знак косинуса угла, лежащего против большей стороны, поскольку только больший угол треугольника может быть прямым или тупым.
Пример:
Выясним, каким является треугольник со сторонами a = 2, 6 = 3 и с = 4. Для этого найдем знак косинуса угла у, лежащего против большей стороны с. Так как то
угол
тупой и данный треугольник тупоугольный.
Сформулируем правило определения вида треугольника (относительно углов). Треугольник является:
- остроугольным, если квадрат его большей стороны меньше суммы квадратов двух других его сторон:
- тупоугольным, если квадрат его большей стороны больше суммы квадратов двух других его сторон:
- прямоугольным, если квадрат его большей стороны равен сумме квадратов двух других его сторон:
Следствие:
Сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон:
Доказательство:
Пусть в параллелограмме ABCD — острый, откуда
— тупой (рис. 169). По теореме косинусов из
(1)
Из Поскольку cos
то
(2)
Сложив почленно равенство (1) и равенство (2), получим что и требовалось доказать.
Данная формула дает возможность:
- • зная две соседние стороны и одну из диагоналей параллелограмма, найти другую диагональ;
- • зная две диагонали и одну из сторон параллелограмма, найти соседнюю с ней сторону.
Следствие:
Медиану треугольника со сторонами а, b и с можно найти по формуле
Доказательство:
Рассмотрим — медиана треугольника (рис. 170). Продлим медиану AM за точку М на ее длину:
Проведем отрезки BD и DC. Так как у четырехугольника ABDC диагонали AD и ВС точкой пересечения делятся пополам, то он — параллелограмм. По свойству диагоналей параллелограмма Отсюда следует, что
Утверждение доказано.
Аналогично:
Формула медианы позволяет:
- зная три стороны треугольника, найти любую из его медиан;
- зная две стороны и медиану, проведенную к третьей стороне, найти третью сторону;
- зная три медианы, найти любую из сторон треугольника.
Пример:
а) Дан треугольник АВС, а = 5, 5 = 3, Найти сторону с. б) Дан треугольник АВС, а = 7, с = 8, а = 60°. Найти сторону Ь.
Решение:
а) По теореме косинусов
Отсюда
б) Пусть
По теореме косинусов
то есть
Отсюда
или
так как для наборов длин отрезков 7, 3, 8 и 7, 5, 8 выполняется неравенство треугольника.
Ответ: а) 7; б) 3 или 5.
Пример:
Две стороны треугольника равны 6 и 10, его площадь —
Найти третью сторону треугольника при условии, что противолежащий ей угол — тупой.
Решение:
Пусть в стороны АВ = 6, ВС = 10 и
(рис. 171).
Поскольку то
откуда
Так как и по условию
— тупой, то
. Для нахождения стороны АС применим теорему косинусов:
Ответ: 14.
Пример:
Найти площадь треугольника, две стороны которого равны 6 и 8, а медиана, проведенная к третьей стороне, равна 5.
Решение:
Обозначим стороны треугольника Пусть
— медиана (рис. 172).
По формуле медианы откуда
По обратной теореме Пифагора данный треугольник со сторонами 6, 8 и 10 — прямоугольный, его площадь равна половине произведения катетов:
Ответ: 24.
Формула Герона
Мы знаем, как найти площадь треугольника по основанию и высоте, проведенной к этому основанию: а также по двум сторонам и углу между ними:
Теперь мы выведем формулу нахождения площади треугольника по трем сторонам.
Теорема (формула Герона).
Площадь треугольника со сторонами можно найти по формуле
где
— полупериметр треугольника.
Доказательство:
(рис. 183). Из основного тригонометрического тождества
следует, что
Для
синус положительный. Поэтому
Из теоремы косинусов
откуда
Тогда
Так как
Теорема доказана.
Решение треугольников
Решением треугольника называется нахождение его неизвестных сторон и углов (иногда других элементов) по данным, определяющим треугольник.
Такая задача часто встречается на практике, например в геодезии, астрономии, строительстве, навигации.
Рассмотрим алгоритмы решения трех задач.
Пример №1 (решение треугольника по двум сторонам и углу между ними).
Дано: (рис. 184).
Найти :
Решение:
Рис. 184
1) По теореме косинусов
2) По следствию из теоремы косинусов
3) Угол находим при помощи калькулятора или таблиц.
4) Угол
Замечание. Нахождение угла по теореме синусов
требует выяснения того, острый или тупой угол
Пример №2 (решение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам).
Дано: (рис. 185).
Найти:
Решение:
1) Угол
2) По теореме синусов (sin
и sin
находим при помощи калькулятора или таблиц).
3) Сторону с можно найти с помощью теоремы косинусов или теоремы синусов: или
(cos
и sin
находим при помощи калькулятора или таблиц).
Пример №3 (решение треугольника по трем сторонам).
Дано: (рис. 186).
Найти: и радиус R описанной окружности.
Решение:
1) По следствию из теоремы косинусов
2) Зная угол
находим при помощи калькулятора или таблиц.
3) Аналогично находим угол
4) Угол
5) Радиус R описанной окружности треугольника можно найти по формуле где
Замечание*. Вторым способом нахождения R будет нахождение косинуса любого угла при помощи теоремы косинусов затем нахождение по косинусу угла его синуса
и, наконец, использование теоремы синусов
для нахождения R.
Пример №4
Найти площадь S и радиус R описанной окружности треугольника со сторонами 9, 12 и 15.
Решение:
Способ 1. Воспользуемся формулой Герона. Обозначим а = 9, b = 12, с = 15. Получим:
Тогда
Радиус R описанной окружности найдем из формулы
Имеем:
Ответ:
Способ 2. Так как поскольку
то треугольник — прямоугольный по обратной теореме Пифагора. Его площадь равна половине произведения катетов:
а радиус описанной окружности равен половине гипотенузы:
Пример №5
Найти площадь трапеции с основаниями, равными 5 и 14, и боковыми сторонами, равными 10 и 17.
Решение:
Пусть в трапеции ABCD основания AD = 14 и ВС = 5, боковые стороны АВ = 10 и Проведем
(рис. 187). Так как АВСК — параллелограмм, то СК = АВ = 10, АК = ВС = 5, откуда KD = AD — АК = 9. Найдем высоту СН треугольника KCD, которая равна высоте трапеции. Площадь треугольника KCD найдем по формуле Герона, обозначив его стороны а = 10, b = 17, с = 9. Получим:
Так как
СН = 8. Площадь трапеции
Ответ: 76.
Примеры решения задач с использованием теоремы синусов и теоремы косинусов
Пример:
Внутри угла А, равного 60°, взята точка М, которая находится на расстоянии 1 от одной стороны угла и на расстоянии 2 от другой стороны. Найти расстояние от точки М до вершины угла А (рис. 189, а).
Решение:
Пусть Найдем
длину отрезка AM. Сумма углов четырехугольника АВМС равна 360°.
Поэтому
Так как в четырехугольнике АВМС , то около него можно описать окружность по признаку вписанного четырехугольника (рис. 189, б). Поскольку прямой вписанный угол опирается на диаметр, то отрезок AM — диаметр этой окружности, т. е.
где R — радиус. Из
по теореме косинусов
Из
по теореме синусов
откуда
Ответ:
Замечание. Вторым способом решения будет продление отрезка ВМ до пересечения с лучом АС и использование свойств полученных прямоугольных треугольников. Рассмотрите этот способ самостоятельно.
Пример №6
В прямоугольном треугольнике АВС известно: высота СН = 2 (рис. 190). Найти гипотенузу АВ.
Решение:
Построим симметричный
относительно прямой АВ (см. рис. 190).
Поскольку то вокруг четырехугольника
можно описать окружность, где АВ — диаметр этой окружности (прямой вписанный угол опирается на диаметр). Треугольник
вписан в эту окружность,
По теореме синусов
откуда
Ответ: 8.
Пример №7
Дан прямоугольный треугольник АВС с катетами ВС = а и АС = На гипотенузе АВ как на стороне построен квадрат ADFB (рис. 191). Найти расстояние от центра О этого квадрата до вершины С прямого угла, т. е. отрезок СО.
Решение:
Способ 1. Так как (диагонали квадрата ADFB взаимно перпендикулярны), то
поэтому четырехугольник АОВС является вписанным в окружность, ее диаметр
Тогда
Пусть СО = х. По теореме косинусов из находим
из находим
По свойству вписанного четырехугольника Поскольку
то
откуда находим
Тогда
.
Способ 2. Используем теорему Птолемея, которая гласит: «Произведение диагоналей вписанного четырехугольника равно сумме произведений его противоположных сторон». Для нашей задачи получаем (см. рис. 191):
Способ 3. Достроим до квадрата CMNK, как показано на рисунке 192. Можно показать, что центр квадрата CMNK совпадет с центром квадрата ADFB, т. е. с точкой О (точки В и D симметричны относительно центров обоих квадратов). Тогда
Ответ:
Пример №8
Точка О — центр окружности, вписанной в треугольник АВС, Найти стороны треугольника (см. задачу 232*).
Решение:
Пусть и
— радиус вписанной окружности (рис. 193).
Тогда
Отсюда Применим формулу Герона:
С другой стороны, Из уравнения
находим
= 2. Откуда
(см),
(см),
(см).
Ответ: 15 см; 20 см; 7 см.
Теорема Стюарта
Следующая теорема позволяет найти длину отрезка, соединяющего вершину треугольника с точкой на противоположной стороне.
Теорема Стюарта. «Если а, b и с — стороны треугольника и отрезок d делит сторону с на отрезки, равные х и у (рис. 194), то справедлива формула
Доказательство:
По теореме косинусов из и
(см. рис. 194) следует:
(1)
(2)
Умножим обе части равенства (1) на у, равенства (2) — на
Сложим почленно полученные равенства:
Из последнего равенства выразим
Теорема доказана.
Следствие:
Биссектрису треугольника можно найти по формуле (рис. 195)
Доказательство:
По свойству биссектрисы треугольника Разделив сторону
с в отношении
получим:
По теореме Стюарта
Пример №9
Доказать, что если в треугольнике две биссектрисы равны, то треугольник — равнобедренный (теорема Штейнера—Лемуса).
Доказательство:
Пусть дан треугольник АВС, — биссектрисы, проведенные к сторонам ВС = а и АС = b соответственно, и
(рис. 196). Нужно доказать, что
Выразим
и через
и приравняем полученные выражения. Биссектриса делит противолежащую сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам. Поэтому
откуда
откуда
По формуле биссектрисы треугольника
Из условия следует:
Перенеся слагаемые в одну сторону равенства и разложив на множители (проделайте это самостоятельно), получим:
Отсюда
(второй множитель при положительных
больше нуля). Утверждение доказано.
Теорема Птолемея о вписанном четырехугольнике
Произведение диагоналей вписанного четырехугольника равно сумме произведений его противоположных сторон, т. е. (рис. 197).
Доказательство:
Из по теореме косинусов
Так как (по свойству вписанного четырехугольника) и
откуда
Аналогично из получим
Тогда
Теорема доказана.
Запомните:
- Теорема синусов. Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов. Отношение стороны треугольника к синусу противолежащего угла равно удвоенному радиусу его описанной окружности:
- Радиус описанной окружности треугольника можно найти, используя формулы:
- Теорема косинусов. Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними:
- Пусть
— стороны треугольника и с — большая сторона. Если
, то треугольник тупоугольный, если
то треугольник остроугольный, если
, то треугольник прямоугольный.
- Сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон:
- Формула Герона:
- Формула медианы:
- Параллельность прямых и плоскостей
- Перпендикулярность прямой и плоскости
- Взаимное расположение прямых в пространстве, прямой и плоскости
- Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
- Углы и расстояния в пространстве
- Подобие треугольников
- Решение прямоугольных треугольников
- Параллелограмм
Содержание
Общее определение синуса
-
Синус острого угла равен отношению перпендикуляра к наклонной.
-
Синус тупого угла равен синусу смежного острого угла.
-
Синус прямого угла равен единице.
-
Синус развернутого угла равен нулю.
Корректность определения синуса
Пусть из точки $B$, лежащей на стороне $p$ острого угла $A$, опущен
перпендикуляр $BC$ на сторону $q$ этого угла. Тогда отношение
перпендикуляра $BC$ к наклонной $BA$ не зависит от выбора точки $B$.
Доказательство
Первый способ (не использует подобия).
На стороне $q$ выберем любую точку $M$.
Выразим площадь $S$ треугольника $ABM$ двумя способами.
С одной стороны, $S=dfrac{1}{2}ma$, где $a=BC, m=AM$.
C другой стороны, $S=dfrac{1}{2}ch$, где $h=MD$ – высота треугольника $ABM$ и $c=BA$.
Поэтому $ma=ch$ или $dfrac{a}{c}=dfrac{h}{m}$.
Если на стороне $p$ взять другую точку $B_1$ и повторить проведенные рассуждения, то снова получим, что $dfrac{a_1}{c_1}=dfrac{h}{m}$, где $a_1=B_1C, c_1=AB_1$.
Поэтому $dfrac{a_1}{c_1}=dfrac{a}{c}$.
Отношение перпендикуляра к наклонной не зависит от того, на какую
сторону угла опущен перпендикуляр.
Действительно, пусть, как и раньше, $M$ – точка на стороне $q$ угла $A$ и $MDperp p$.
Вернемся к равенству $dfrac{a}{c}=dfrac{h}{m}$
В правой части этого равенства стоит отношение перпендикуляра к наклонной, которое с
выбором точки $M$ не связано.
Значит правая часть этого равенства от выбора точки $M$ не зависит.
Второй способ (использует подобие).
Если на стороне $p$ взять точки $B$ и $B_1$ и опустить из них
перпендикуляры $BC$ и $B_1C_1$ к стороне $q$ угла $A$, то
треугольники $ABC$ и $AB_1C_1$ будут подобны по двум углам.
Следовательно, $dfrac{BC}{AB}=dfrac{B_1C_1}{AB_1}$.
Отношение перпендикуляра к наклонной не зависит от того, на какую сторону угла опущен
перпендикуляр.
Действительно, пусть, как и раньше, $M$ – точка на стороне $q$ угла $A$ и $MDperp p$.
Треугольники $ADM$ и $ABC$ подобны по двум углам ($angle A$ – общий).
Следовательно, $dfrac{MD}{AM}=dfrac{BC}{AB}$, а отношение, стоящее в правой части
этого равенства не зависит от выбора точки $M$.
Теорема
Синусы углов, имеющих равные величины, равны.
Доказательство
Возьмем два равных острых угла: $angle A$ и $angle M$.
Из некоторой точки $B$ на стороне угла $A$ опустим перпендикуляр
$BC$ на другую сторону угла $A$.
Получим прямоугольный треугольник $ABC$.
Отложим на сторонах угла $M$ отрезки $MP=AB$ и $MQ=AC$.
Тогда $triangle MPQ=triangle ABC$ по первому признаку равенства.
Поэтому $angle Q=angle C=90^circ$.
Итак $PQ$ – перпендикуляр, опущенный из точки $P$ одной стороны угла $M$ на другую его сторону.
Но тогда $sin{angle A}=dfrac{BC}{AB}=dfrac{PQ}{PM}=sin{angle M}$.
Чтобы найти синус и косинус угла в прямоугольном треугольнике, нужно вспомнить определения. Синус угла равен отношению противоположного катета к гипотенузе. Косинус угла равен отношению прилежащего катета к гипотенузе.
Если у нас есть треугольник (ABC), рисунок выше, для которого (С)— прямой угол, то сторонами (BC) и (AC) будут катеты, а сторона (AB) — гипотенуза. Следовательно, по определению, синус угла (ABC) равен отношению катета (АС) к гипотенузе: синус угла (ABC=frac{AC}{AB}) и синус угла (BAC=frac{BC}{AB}).
косинус угла (ABC=frac{BC}{AB}) и косинус угла (BAC=frac{AC}{AB}).
Чаще всего известно лишь часть данных, например катет и угол, нужно выразить неизвестную величину. Подумайте, как это сделать.
Вычислим синус по двум катетам.
Берем тот же треугольник (ACB) с прямым углом (С) в котором мы знаем катеты: (BC = 3), (AC = 4). Для вычисления синуса угла с необходимо разделить катет на гипотенузу: (sin ∠BAC = frac{BC} { AB}).
Гипотенузу вычислим из теоремы Пифагора: (AC^2+BC^2=AB^2) (9+16=25) (AB=5) откуда синус равен:
(sin ∠ BAC = frac{3}{5})
. Вычислим синус угла (ABC) по углу( BAC ) 30° градусов в прямоугольном треугольнике (ACB).
Самое главное помнить, что сумма всех углов в треугольнике равна 180 °.Найдем угол (ABC):
(180)° (-30)° (-90)°(=60)°.
(sin) (60)° возьмем из табличного значения: (frac{ sqrt{3}} { 2})
Табличные значения (sin) и (cos):
Чтобы лучше понимать значения табличные значения синуса и косинуса представим их на координатной окружности: где ось ординат ((y)) линия синуса, ось абсцисс ((x)) – линия косинуса. Если вы забыли значения синуса и косинуса (90) и (180) можно нарисовать рисунок и посмотреть значения, не забывая, что на первом месте стоит (x), на втором (y) ((x,y));
Теорема синусов:
Теорема косинусов:
Больше уроков и заданий по всем школьным предметам в онлайн-школе «Альфа». Запишитесь на пробное занятие прямо сейчас!
Запишитесь на бесплатное тестирование знаний!
6. Геометрия на плоскости (планиметрия). Часть II
1. Вспоминай формулы по каждой теме
2. Решай новые задачи каждый день
3. Вдумчиво разбирай решения
Вычисление синуса, косинуса и тангенса угла треугольника
В прямоугольном треугольнике:
(blacktriangleright) Синус острого угла равен отношению противолежащего катета к гипотенузе: [{large{sin alpha =
dfrac{a}{c}}}]
(blacktriangleright) Косинус острого угла равен отношению прилежащего катета к гипотенузе: [{large{cos alpha =
dfrac{b}{c}}}]
(blacktriangleright) Тангенс острого угла равен отношению противолежащего катета к прилежащему: [{large{mathrm{tg}, alpha
= dfrac{a}{b}}}]
(blacktriangleright) Котангенс острого угла равен отношению прилежащего катета к противолежащему: [{large{mathrm{ctg},
alpha =dfrac{b}{a}}}]
Важные формулы:
[{large{begin{array}{|lcl|} hline sin^2 alpha+cos^2 alpha
=1&qquad& mathrm{tg}, alpha cdot mathrm{ctg}, alpha
=1\ &&\
mathrm{tg}, alpha=dfrac{sin alpha}{cos
alpha}&&mathrm{ctg}, alpha
=dfrac{cos alpha}{sin alpha}\&&\
hline
end{array}}}]
[begin{array}{|c|c|c|c|c|c|}
hline & phantom{000}, 0^circ phantom{000}& phantom{000},
30^circ phantom{000} &
phantom{000}, 45^circ phantom{000} & phantom{000}, 60^circ phantom{000}
& phantom{000}, 90^circ phantom{000}\[1ex]
hline sin & 0 ½&frac{sqrt2}2&frac{sqrt3}2 & 1\[1ex]
hline cos & 1 & frac{sqrt3}2&frac{sqrt2}2½ & 0\[1ex]
hline mathrm{tg} & 0 & frac{sqrt3}3&1&sqrt3 & text{не сущ.}\[1ex]
hline mathrm{ctg}& text{не сущ.} &sqrt3&1&frac{sqrt3}3 & 0\[1ex]
hline
end{array}]
Задание
1
#612
Уровень задания: Легче ЕГЭ
В треугольнике (ABC): (angle C = 90^{circ}), (sin {angle BAC} = dfrac{2}{3}). Найдите (AC), если (AB = 6sqrt{5}).
Синус острого угла в прямоугольном треугольнике равен отношению противолежащего этому углу катета к гипотенузе, тогда [dfrac{BC}{AB} = dfrac{2}{3}qquadRightarrowqquad BC = dfrac{2}{3}AB = 4sqrt{5}.]
По теореме Пифагора (AC^2 = AB^2 — BC^2 = 36cdot 5 — 16cdot 5 = 20cdot 5 = 10^2), тогда (AC = 10).
Ответ: 10
Задание
2
#2098
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Дан прямоугольный треугольник (ABC), причем (angle C=90^circ). Известно, что (cos angle B=dfrac13), (AB=9). Найдите (BC).
По определению косинуса [cosangle B=dfrac{BC}{AB}=dfrac13 quad
Leftrightarrow quad BC=dfrac13cdot AB=dfrac13cdot 9=3]
Ответ: 3
Задание
3
#2099
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Дан треугольник (ABC), причем (angle C=90^circ). Найдите длину его гипотенузы, если (AC=8, cos angle A=dfrac45).
По определению косинуса [cos angle A=dfrac{AC}{AB}=dfrac45
quad Leftrightarrow quad AB=ACcdot dfrac54=10]
Ответ: 10
Задание
4
#3320
Уровень задания: Равен ЕГЭ
Большее основание равнобедренной трапеции равно (34). Боковая сторона равна (14). Синус острого угла равен (dfrac{2sqrt{10}}7). Найдите меньшее основание.
Проведем (BHperp AD). Из (triangle ABH): [dfrac{2sqrt{10}}7=sinangle A=dfrac{BH}{AB}quadRightarrowquad
BH=4sqrt{10}] Тогда по теореме Пифагора [AH=sqrt{14^2-(4sqrt{10})^2}=6] Так как (AH=0,5(AD-BC)), то (BC=AD-2AH=34-12=22).
Ответ: 22
Задание
5
#3305
Уровень задания: Равен ЕГЭ
В треугольнике (ABC) угол (C=90^circ), (CH) – высота, (AB=13), (mathrm{tg},angle A=0,2). Найдите (AH).
Так как по определению из (triangle ABC): [dfrac{BC}{AC}=mathrm{tg},angle A=dfrac 15] то можно принять (BC=x), (AC=5x). Следовательно, по теореме Пифагора [BC^2+AC^2=AB^2quadRightarrowquad x^2+(5x)^2=13^2quadRightarrowquad
x^2=dfrac{13}2] Из (triangle AHC): [cos angle A=dfrac{AH}{AC}] Из (triangle ABC): [cos angle A=dfrac{AC}{AB}] Следовательно: [dfrac{AH}{AC}=dfrac{AC}{AB}quadRightarrowquad
AH=dfrac{AC^2}{AB}=dfrac{(5x)^2}{13}=dfrac{25}2=12,5]
Ответ: 12,5
Задание
6
#3306
Уровень задания: Равен ЕГЭ
В треугольнике (ABC) угол (C=90^circ), (CH) – высота, (AB=26), (mathrm{tg},angle B=5). Найдите (AH).
По определению из (triangle ABC): [dfrac{AC}{BC}=mathrm{tg},angle B=dfrac 51] Следовательно, можно принять (AC=5x), (BC=x). Тогда по теореме Пифагора (x^2+(5x)^2=26^2), откуда (x=sqrt{26}).
Тогда [sinangle B=dfrac{AC}{AB}=dfrac5{sqrt{26}}] По свойству прямоугольного треугольника (angle B=angle HCA). Следовательно, из (triangle HCA): [dfrac5{sqrt{26}}=sin angle HCA=dfrac{AH}{AC}quadRightarrowquad
AH=25]
Ответ: 25
Задание
7
#3307
Уровень задания: Равен ЕГЭ
В треугольнике (ABC) угол (C=90^circ), (AB=17), (mathrm{tg},angle A=0,25). Найдите высоту (CH).
По определению из (triangle ABC): [dfrac{BC}{AC}=mathrm{tg},angle A=dfrac 14] Следовательно, можно принять (AC=4x), (BC=x). Тогда по теореме Пифагора (x^2+(4x)^2=17^2), откуда (x=sqrt{17}).
Так как площадь прямоугольного треугольника (ABC), с одной стороны, равна (0,5CHcdot AB), а с другой стороны, равна (0,5BCcdot AC), то [CHcdot AB=BCcdot ACquadRightarrowquad CH=dfrac{4x^2}{AB}=4]
Ответ: 4
Уметь оперативно и правильно решать задачи ЕГЭ на вычисление элементов многоугольника необходимо всем выпускникам вне зависимости от того, базовый или профильный уровень экзамена они сдают. Причем этой теме традиционно посвящается несколько заданий. Поэтому, если учащийся рассчитывает получить достойные баллы по итогам прохождения ЕГЭ, то ему обязательно стоит уделить внимание задачам, в которых требуется найти синус, косинус и тангенс угла треугольника.
Вместе с образовательным порталом «Школково» вы сможете восполнить пробелы в знаниях и отточить необходимый навык. Весь теоретический и практический материал составлен и изложен таким образом, чтобы все выпускники могли без особых затруднений справляться с задачами ЕГЭ, в которых требуется вычислить тангенс, синус или косинус угла треугольника.
Основные моменты
Первое, что нужно сделать при решении подобных задач в ЕГЭ, — вспомнить, что такое тангенс, косинус и синус угла треугольника. Далее рекомендуется следовать такому алгоритму:
- Выделяем треугольник, в который входит сторона или угол, который требуется найти.
- Определяем известные элементы и выявляем тригонометрическую функцию, которая их связывает.
- Записываем получившееся соотношение и применяем подходящую формулу.
Научившись правильно выполнять упражнения на вычисление элементов многоугольника, а также, например, по теме «Окружность, описанная около многоугольника», которые представлены в данном разделе образовательного портала «Школково», вы сможете закрепить материал и без труда справляться с подобными заданиями на аттестационном экзамене.
Как готовиться к сочинению за 2 дня до ЕГЭ? Четко и без воды
Как готовиться к сочинению за 2 дня до ЕГЭ? Четко и без воды