Как найти шаровую опору

Шаровая опора является одним из важнейших элементов автомобильной ходовой. Это специальный узел, соединяющий рычаг подвески со ступицей управляемого колеса. Если он работает нормально, то при подруливании ступица будет поворачиваться, а колесо останется в горизонтальной плоскости и сможет немного сместиться в вертикальной плоскости без серьезных нарушений ездовых качества автомобиля. В случае неисправности шаровой опоры езда станет некомфортной и даже небезопасной. В данном материале Avto.pro разберется в устройстве шаровых опор, их неисправностях, а также даст рекомендации по выбору запчастей для ремонта ходовой.

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многие неопытные автолюбители путают шаровые опоры и ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), иначе называемые гранатами. Это разные элементы автотранспорта. Основным назначением гранат является передача крутящего момента на колеса, а вот в функционал и ключевые особенности шаровых опор мы будем разбирать в данном материале. Дабы проблемы с определением этих комплектующих далее не было, запомните следующую последовательность:

— ШРУС (граната) – система привода;
— Шаровая опора (шаровая) – элемент, относящийся к подвеске, но способствующий нормальной работе рулевой системы.

Конструктивно шаровая опора является простым механизмом. Ее ресурс достаточно велик и может превышать отметку в 120 тыс. километров активного пробега, однако из-за несовершенства дорожных покрытий и агрессивного стиля езды реальный пробег шаровой может быть вдвое меньшим. В случае неоригинальных опор ресурс может и вовсе составлять 20-30 тыс. километров. К счастью, проверить исправность данного механизма несложно, о чем мы расскажем далее.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Инженеры создавали шаровые опоры с оглядкой на несовершенный и сегодня практически не использующийся шкворневой механизм. Последний ограниченно применяется при сборке некоторых моделей внедорожников и грузового транспорта. Шаровая опора выпускается как отдельный компонент ходовой или идет в сборе с рычагом подвески. Основными элементами опоры являются:

— Цилиндрический корпус;
— Вкладыш (сухарь);
— Прижимная шайба;
— Палец со сферической головкой;
— Пыльник;
— Стопорные кольца.

Материалом корпуса обычно является кованый металл. Реальная прочность корпуса превышает нормативную, что гарантированно решает проблему его разрушения в результате сильных нагрузок и превышения интервала замены всего механизма. Обычно корпус анодируется на финальном этапе производства. Палец с шаровой частью нередко представляют как два отдельных элемента, хотя в действительности это одна деталь, проходящая несколько этапов обработки. Сферическая часть (шар) пальца обрабатывается методом пластинчатого демпфирования, а чистота ее поверхности удовлетворяет требованиям 9-го класса. Палец изготавливается методом холодной штамповки и проходит дополнительную термическую обработку, что существенно повышает его прочность. Отделение пальца от шара при активной эксплуатации автомобиля практически невозможно.

В нижнюю часть корпуса шаровой опоры запрессовывается полимерный вкладыш и шайба. Существует некоторые различия в конструкции верхних и нижних опор. В случае нижних в качестве заглушки корпуса выступает цилиндрическая заглушка с ободом (кольцом), а вот верхних обычная цилиндрическая заглушка. Многие модели опор не имеют крышек и их корпус монолитен. Вкладыши обычно изготавливаются из углепластика или полиамида. Их ресурс зависит как от качества обработки шара, так и от качества смазки (завивается внутрь корпуса и не выделяется на схемах), защищенности всего механизма от проникновения пыли и влаги. За последнее ответственен пыльник, иначе называемый чехлом. При повреждении чехла внутрь корпуса попадают мелкоабразивные частицы, стирающие поверхность шара. В идеале данная деталь должна быть идеально гладкой, однако на ее поверхности могут появиться царапины и неглубокие трещины.

ПРИЧИНЫ ВЫХОДА ШАРОВОЙ ОПОРЫ ИЗ СТРОЯ

Выше мы уже обозначила первую причину выхода шаровой из строя – нарушение целостности чехла. Процесс износа механизма выглядит примерно так: пыльник перестает защищать внутреннюю часть корпуса от загрязнителей, они смешиваются со смазкой и ухудшают ее эксплуатационные свойства, начинается износ шара и коррозия корпуса, истончается вкладыш. Результат таков: между пальцем и корпусом опоры возникает быстро увеличивающийся люфт и деталь перестает выполнять свои основные задачи.

Второй причиной выхода шаровой из строя являются ударные нагрузки. Геометрия шара может не меняться, но вот проблемы истончения вкладыша и увеличению зазора непременно возникнут. Предотвратить поломку опоры сложно и легко одновременно. Автолюбителю стоит объезжать ямы и выбоины и в целом изменить свой стиль вождения на более спокойный. К основным признакам износа опоры принято относить:

— Появления стуков при езде на небольшой скорости по неровным покрытиям;
— Затруднение «рулежки» и появление скрипов при проворачивании рулевого колеса;
— Неравномерный износ шин;
— Изменение траектории езды, когда автомобиль слегка уводит в сторону.

Проверять шаровую опору стоит в том случае, если вы отметили появление стуков. Основных методов проверки 3, хотя определить неисправность можно и по вышеуказанным признакам (они является косвенными). Поскольку шаровые опоры подразделяются на верхние и нижние, методики проверки их состояния могут несколько отличаться. Достаточно надежный алгоритм проверки опор таков:

1. Установить транспорт на ровную площадку, выжать ручной тормоз и поддомкратить;
2. Выжать педаль тормоза тяжелым предметом или попросить помощника держать педаль на время проверки;
3. Взяться за верхнюю часть колеса и тянуть его к себе, а затем отталкивать;
4. Проделать вышеуказанное, но держась за нижнюю часть колеса.

О наличии неисправности будет свидетельствовать скрип и хорошо ощущаемый люфт шаровой опоры. При такой проверке демонтировать колесо не нужно. Однако есть и более надежный алгоритм. Автолюбители нужно сделать следующее:

1. Вывесить автомобиль и снять проверяемое колесо;
2. Заложить конец монтировки или другого металлического предмета между проушиной кулака и рычагом опоры;
3. Оттянуть монтировку вниз или поднять вверх – если палец начнет двигаться вертикально и начнет издавать глухой звук, то он неисправен.

Данную методику можно максимально упростить – просто взяться за ступицу и попытаться увести ее в сторону. Если шаровая опора неисправна, то механизм колеса окажется подвижным и будет издавать шум при попытках приподнять его или опустить. Отметим лишь, что таким образом не удастся проверить, какая из опор вышла из строя – верхняя или нижняя. Вы можете проверить их при помощи монтировки или же поддомкратить нижнюю опору вывешенного колеса и попытаться его провернуть. Если биений и стуков в таком случае нет, а вот при езде они есть, то проблемной является верхняя опора.

Изучая конструкции шаровых опор различных автомобилей вы можете заметить, что некоторые модели имеют заглушку с диагностическим отверстием. Оно необходимо для быстрой проверки детали. Однако есть проблема: нормальные значения расстояния от основания пальца до нижней части корпуса опоры варьируются в зависимости от марки-модели автомобиля. Узнать их можно из технических документаций или тематический материалов в сети. Определять расстоянию необходимо при помощи измерительных приборов с малой погрешностью.

КАК ВЫБРАТЬ НОВУЮ ЗАПЧАСТЬ

Выбрать новую шаровую опору несложно. Автолюбителю стоит учитывать, что верхние опоры нельзя устанавливать вместо нижних и наоборот. Они рассчитаны на разные нагрузки и имеют некоторые конструктивные отличия. Здесь есть два варианта: брать их комплектом или же искать конкретную опору (нижнюю или верхнюю). Впрочем, практика успела показать, что детали могут эксплуатироваться продолжительное время даже в том случае, если они не были установлены в соответствии с рекомендациями производителя. Вести поиск можно по:

— Параметрам своего автомобиля: марке и модели, году выпуска, параметрам двигателя;
— Каталожному номеру искомой запчасти.

Также возможен поиск по VIN-коду. Он достаточно прост и дает надежный результат. Поиск по каталожным номерам и артикулам также не представляет большой сложности, однако для начала эти коды нужно узнать. Обычно они гравируются на корпусе опоры. Если автолюбитель не хочет демонтировать данные элементы подвески, то ему стоит обратиться к поиску по каталогу Avto.pro. Здесь можно выбрать марку и модель автомобиля и ввести название искомой запчасти. Другой вариант: выбрать нужные категории запчастей и найти товар из выпадающих списков.

Так как шаровые опоры крайне востребованы и относительно просты в изготовлении, сегодня их выпускают множество производителей, а также предлагают крупные и мелкие фирмы-упаковщики. Самым простым решением будет покупка оригинала. Однако отдать свое предпочтение можно аналогу от хорошего производителя или поставщика на конвейеры автомобильных концернов. Положительные отзывы покупателей собирают опоры следующих фирм:

— CTR (Южная Корея);
— Lemforder (Германия);
— Delphi (США);
— 555 (Япония).

Если вы запланировали покупку запчастей японского 555, то будьте предельно внимательны, так как его продукцию часто подделывают. Водителям с ограниченным бюджетом стоит обратить свое внимание на запчасти от упаковщиков. Здесь есть важный нюанс: если вы хотите получить качественную опору от, например, Meyle, то ищите деталь европейского производства. Опоры китайского, турецкого и тайваньского производства не могут похвастать большим эксплуатационным ресурсом. Среди менее известных фирм стоит отметить NK (Дания) и ABS (Нидерланды).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШАРОВОЙ ОПОРЫ

Из-за обилия на рынке дешевых шаровых опор низкого качества многие автолюбители начали условно относить эту деталь подвески к расходникам. Немудрено, ведь некачественная опора в лучшем случае сможет проехать 30 тыс. километров. Однако деталь реально восстановить. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев в ней изнашивается лишь пыльник и вкладыш – металлические элементы остаются целыми. Исключение: эксплуатация автомобиля со стучащими опорами в течение длительного времени. В этом случае изнашивается шар – такую опору можно восстановить при помощи установки нового вкладыша, однако истончится он крайне быстро. Восстановление и/или доработка опоры предусматривает:

— Снятие проблемной опоры/опор с автомобиля;
— Если опора разборная: разжать кольца пыльника, снять его, вытащить палец, удалить смазку, заменить вкладыш, вставить палец, набить смазкой (графитная не подойдет) и, опционально, установить новый пыльник. В будущем достаточно снимать крышку и менять вкладыш;
— Если опора неразборная: высверлить резьбовое отверстие большого диаметра в нижней части корпуса и изготовить заглушку с подходящей резьбой (лучше металлическую), вытащить вкладыш, по возможности заменить смазку и пыльник.

Сложнее всего работать с неразборными несъемными опорами, которые нельзя отделить от рычага. Варианта здесь два: снять рычаг и высверлить отверстие в опоре как указано в выше или попытаться восстановить деталь при помощи фторопласта. Второй вариант предпочтительнее, однако он требует наличия фторопласта и специального оборудования. Необходимо просверлить резьбовое отверстие под приемник для подачи фторопласта через металлическую трубку. Последнюю необходимо нагревать примерно до 200°С, чтобы полимер расплавился. После его застывания в отверстие в опоре необходимо ввернуть пресс-масленку.

ВЫВОД

Шаровая опора – важный элемент подвески, без которого невозможна безопасная и комфортная эксплуатация автомобиля. Автолюбителям стоит помнить об основным признаках неисправности этой детали. Как правило, шаровую опору просто меняют по факту износа, однако при наличии времени и специальных инструментов даже необслуживаемую опору можно восстановить. При поиске запчастей советуем отдавать свое предпочтение оригиналам или же продуктам самых известных производителей. Экономить на шаровых опорах не стоит, так как самые дешевые аналоги служат всего год-полтора.

Шаровая опора — один из самых компактных и простых с точки зрения конструкции элементов передней подвески автомобиля. От ее работы зависит плавность хода, маневренность и безопасность водителя и пассажиров. Если шаровая опора выйдет из строя полностью, то колесо попросту выпадет. Хорошая новость в том, что эта деталь не ломается сразу. Значит, при должной диагностике выявить проблему можно заранее.

  • Что это
  • Устройство
  • Неисправности
  • Причины поломок
  • Как проверить
  • Профилактика

Эксперт в этом материале: Алексей Абдулин, мастер по ремонту автомобилей онлайн-сервиса для поиска специалистов Профи

Что такое шаровая опора

Шаровая опора — это элемент подвески автомобиля, соединяющий ступицу ведущего колеса с поворотными рычагами. Она позволяет колесам двигаться прямо и поворачивать, избегая движения вверх-вниз. Главная функция шаровой опоры — обеспечить беспрепятственное вращение колес без перемещения по вертикальной оси. У большинства переднеприводных автомобилей как минимум две нижние шаровые опоры, но есть и более сложные конструкции с четырьмя элементами на каждую из сторон. Еще реже их можно встретить в задней части подвески. Благодаря ее работе удается добиться свободы перемещения колес в горизонтальной плоскости, а также мягкой и синхронизированной работы подвески.

До появления шаровых механизмов использовали шкворни — болты с подшипником. В современных машинах предпочтительна мягкая подвеска, которая обеспечивается в том числе за счет шаровой опоры. Сегодня эти детали вне зависимости от марки и модели авто похожи друг на друга. С точки зрения конструкции, это унифицированный узел, отличающийся в основном способом крепления и местом установки. Шаровые опоры делятся на:

  • нижние и верхние;
  • интегрированные в рулевые рейки (в случае износа меняется весь элемент);
  • с креплением к рычагу с помощью болтов (самые простые для демонтажа/установки);
  • запрессованные в рычаг (для замены требуется пресс или другое оборудование).

В теории шаровая опора способна служить долго и не требовать замены до 120 тыс километров пробега. Но в зависимости от расположения некоторые из них выходят из строя быстрее, чем другие. Особенно это актуально, если соединение является несущим, например, нижние опоры.

<p>Устройство шаровой опоры</p>

Устройство шаровой опоры
(Фото: autoepoch.ru)

Устройство шаровой опоры

С точки зрения устройства шаровая опора довольно простой механизм, работу которого часто сравнивают с тазобедренным суставом человека. По форме это цельная металлическая сфера со стержнем, помещенная в корпус с полимерной смазкой. Одна часть опоры жестко соединена с подвеской, другая — с подвижным элементом. На большинстве современных авто установлены цельные шаровые опоры, которые состоят из:

  • металлического корпуса со сферической выемкой;
  • металлического стержня или пальца с шарообразным упором на конце, зажатом в корпусе;
  • полимерного вкладыша, расположенного с внутренней стороны сферической выемки корпуса;
  • эластичного пыльника со смазкой (резиновая накладка), который защищает опору от попадания пыли и грязи. Пыльник плотно крепится к корпусу стопорными кольцами.

Алексей Абдулин: «Размер шарика или всего элемента шаровой опоры зависит от конкретной модели или платформы. Шарик может быть как 3-4 см на легковом автомобиле, так и сантиметров 6-8 или больше, если это тяжелый внедорожник».

В стандартной легковушке с обычной подвеской установлено по одной шаровой опоре на каждом переднем колесе. В некоторых машинах их может быть в два раза больше, иногда производители снабжают одно колесо тремя конструкциями.

Признаки неисправности шаровой опоры

В случае неисправности опоры появляется ряд характерных и довольно очевидных симптомов:

  1. Дребезжание, лязг и глухой стук. Шаровые опоры могут издавать всевозможные шумы, которые проявляются в первую очередь во время движения по неровностям, ямам, буграм, «лежачим полицейским» и при поворотах. Как правило, стук не возникает внезапно: проблема усиливается со временем — от едва слышимого постукивания или щелчка до ярко выраженного металлического звука. Если не заменить деталь, со временем шум станет громче и четче. Он особенно заметен, когда вес автомобиля переносится с колеса на колесо, например, при проезде через выбоину.
  2. Автомобиль тянет в одну из сторон. Обычно проявляется при движении по прямой, особенно если на короткое время отпустить руль, или при торможении. Одновременно водитель ощущает сопротивление, трудность с рулевым управлением или вибрации. Это связано с люфтом в суппорте; симптом ни в коем случае нельзя игнорировать: под нагрузкой деталь может лопнуть.
  3. Неравномерный износ шин. Главным образом это происходит из-за потери развал-схождения на колесе с неисправной шаровой. Последнее определить на глаз сложно, диагностику проводят на специальном стенде в автосервисе. Если внешние или внутренние края передних колес стираются быстрее, чем остальная часть протектора, велика вероятность, что шаровой шарнир изношен. Когда шина изнашивается по краям, оставаясь целой в середине, проблема не в шаровой опоре, а в недостаточно накачанном колесе.

Алексей Абдулин: «В чем опасность езды на неисправной шаровой? На начальных стадиях может проявляться постукиванием на кочках, дальше — люфтом в рулевом управлении, и вибрациях по всему кузову на скорости выше 30-40 км/ч. Как максимум шаровая может покинуть рычаг, колесо вывернет наружу — произойдут сильные повреждения крыла, рулевой тяги, стойки амортизатора. Могут быть затронуты и посадочные места в кузове».

<p>Шаровые опоры лучше менять парами</p>

Шаровые опоры лучше менять парами
(Фото: Shutterstock)

Причины неисправности шаровой опоры

Какое-то время можно ездить с частично изношенными шаровыми опорами, но это неминуемо приведет к повреждению других компонентов подвески. Полное и внезапное разрушение элемента чревато потерей контроля над автомобилем и аварией. Поэтому, если проблема обозначила себя, то затягивать с визитом в автосервис не стоит. Как и любой другой подвижный механизм, шаровая подвержена естественному износу, но иногда на срок службы напрямую влияют действия водителя. Некоторые из основных причин неисправностей следующие:

Естественный износ. В среднем шаровых без проблемн работают от 50 тыс. до 120 тыс. км. Оригинальные запчасти, как правило, «ходят» дольше, чем более дешевые дубликаты. Когда крепежное гнездо приходит в негодность, увеличивается люфт, снижается фиксация и стержень выскакивает из гнезда. Мастера рекомендуют регулярно проводить визуальный осмотр на предмет разрыва пыльника. Диагностику механизма также проводят на ежегодном техобслуживании или раньше, в зависимости от условий эксплуатации автомобиля.

Высыхание смазки. Так как шаровая это подвижный элемент, то наличие смазки критически важно для ее исправной работы. Чаще всего этот слой стирается по естественным причинам, к этому также приводит разрыв пыльника. Элементы машины требуют ухода: своевременной чистки и смазки по рекомендациям производителя. Ее отсутствие чревато износом, поломками и дополнительными затратами на ремонт машины.

Разрыв пыльника. Своего рода это расходник, и именно он выходит из строя чаще всего. Грязь, пыль, влага и реагенты с дороги постоянно оседают на резинках, разрушая их. Разрыв пыльника приводит к попаданию лишних микроскопических элементов в конструкцию: капель воды, песка и пыли. Неисправность обнаруживается во время визуального осмотра. При своевременной замене пыльника вы предотвратите дальнейшее разрушение и избежите замены детали.

Агрессивная езда. Шаровый механизм постоянно испытывает нагрузку, которая особенно увеличивается на высокой скорости и на неровной дороге. Когда колесо попадает в яму или на бугор, то шаровая одной из первых принимает удар на себя. Если подобное происходит регулярно, механизм приходит в негодность, его замена может потребоваться раньше, чем предполагал производитель. При систематической езде по бездорожью уделяйте больше внимания осмотру, профилактике и замене деталей.

Изменения в подвеске. Сюда относятся всевозможные переделки и улучшения, не предусмотренные изначальной конструкцией автомобиля. Например, замена на более высокие и широкие покрышки изменяет характер движения колеса и увеличивает неподрессоренную массу, что в итоге увеличивает нагрузку на шаровую. То же касается случаев, когда владельцы ставят более жесткие пружины или лифт-комплекты, которые изменяют работу подвески.

<p>Проверить работу шаровых опор можно самостоятельно или в автосервисе</p>

Проверить работу шаровых опор можно самостоятельно или в автосервисе
(Фото: Shutterstock)

Как определить неисправность шаровой опоры

Существует несколько способов как определить неисправную шаровую опору. Самый простой — на слух во время движения. Но в этом случае, как правило, проблема уже очевидна, и элемент требует скорейшей замены. Заметить неисправность чуть раньше можно в ходе плановой диагностики на ТО в сервисе или самостоятельно. Вот несколько способов, как можно проверить работу шаровой опоры:

  • «Прослушка». Самый простой и быстрый способ, для которого лучше позвать помощника. Последовательность такой диагностики следующая: для начала автомобиль паркуют на ровной поверхности, затем один человек раскачивается машину из стороны в сторону (перпендикулярно движению), а второй — прислушивается к звукам, которые исходят от шаровой.
  • Вывешивание колеса. Для этого используют домкрат, которым поднимают испытуемое колесо. Затем выжав педаль тормоза раскачивают его по траектории от себя и на себя. Если ощущается люфт или, что еще хуже, слышны лязги и скрипы, то значит с шаровой есть проблемы.
  • С помощью монтировки. Как и в предыдущем способе, автомобиль также поднимают домкратом (или на подъемнике). Монтировку заводят между рычагом и поворотным кулаком так, чтобы не повредить пыльник. Затем на нее несколько раз надавливают с усилием и слушают. Если есть скрип или стук, шаровая неисправна.

Алексей Абдулин: «Самостоятельно выявить неисправность можно, это не очень сложно, но требует определенного опыта обращения с инструментом и его наличие. Понадобится домкрат, монтажка, и балонник или вороток с головкой. Основная задача — вывесить ступицу и попытаться монтажкой “отжать” кулак от рычага, которые и соединяет шаровая опора. И если это соединение имеет хоть малейший люфт, то его пора менять».

Как продлить срок службы шаровой опоры

Если шаровая стучит, пытаться «оживить» деталь нет смысла, поскольку в этом случае требуется замена. Проще купить новую, чем пытаться реанимировать старую. По большей части, она считается расходным материалом. Но вы можете экономить, продлевая срок службы конструкции. Есть ряд общих рекомендаций, которые позволят отодвинуть на время этот момент и вот некоторые из них:

  • Осмотр. В первую очередь это касается пыльника. Разрыв резиновой накладки приведет к тому, что вся грязь, песок и другие частицы с дороги попадут внутрь опоры и будут действовать как абразив, стирая полимерный вкладыш.
  • Профилактика. Проводят самостоятельно (при наличии навыка) так и на СТО. Основная работа сводится к добавлению смазки. В этом случае важно использовать специализированные средства, на покупку которых лучше не скупиться. Некоторые типы шаровых уже с завода имеют внизу корпуса специальное место для пресс-масленки, через которую в механизм добавляют состав. Иногда такие отверстия проделывают самостоятельно и просто закрывают болтом.
  • Аккуратная езда. Нагрузка, удары и езда по ухабам — одни из главных врагов шаровых. Поэтому чем бережнее эксплуатируется автомобиль, тем дольше прослужит не только шаровые, но и другие элементы подвески.

Алексей Абдулин: «Срок службы зависит от нескольких факторов. Самый важный — это условия эксплуатации. На втором месте — качество производства, потом — качество установки. Можно ездить аккуратно и проехать на одной шаровой опоре 100 тысяч километров. А можно гонять по грунтовкам или выбоинам и менять шаровые вместе с маслом на ТО, как расходники.

Универсальной последовательности по замене шаровой опоры не бывает. Надо смотреть на конкретный случай — она может быть прикручена на болтах, запрессована в рычаг и можно перепрессовать, или меняется только в сборе с рычагом».

В любом автомобиле, шаровая опора является важнейшим элементом подвески, выход, из строя которого сопровождается, как правило, серьезным ремонтом, особенно если поломка произошла на дороге. Начинающим, да и не только водителям, следует помнить, что любая неисправность, связанная с шарниром, ведет за собой массу неприятностей, хорошо, если вы заметите проблему еще перед поездкой. Ведь на скорости, «облом» шаровой, может легко привести к опрокидыванию машины, с более серьезными последствиями.

Шаровая опора на фото

Шаровая опора на фото

Помните, что с учетом расположения шаровой, её обрыв приводит к развороту колеса наружу, то есть автомобиль попросту сядет «на брюхо».

Просто пример, к чему может привести поломка шаровой.

Простой пример, к чему может привести поломка шаровой.

Устройство шаровой опоры

У большинства автомобилей шарниры имеют некоторые отличия, у кого-то визуальные или даже конструктивные различия. Приведем только наиболее встречающийся тип, из чего они состоят:

1. Корпус, внешняя овальная часть «чаши», которая, как правило, изготавливается из дешевых, но прочных сортов стали.

2. Вставка, та часть, которая содержится внутри основной «чаши», она выполнена уже из более качественной и износостойкой стали, способна переносить удары.

3. «Яблоко», элемент, который принимает на себя большую часть нагрузки. Для понимания – это металлический (цельный) шар, к которому приваривается «палец».

4. «Стопорник», своеобразное кольцо, которое обеспечивает надежную фиксацию «яблока» в «чаше».

Устройство

Устройство

5. Наконечник, он же «палец», элемент соединяющий опору с колесом.

6. Пыльник, его предназначение, как понимаете, это защита от грязи, песка, влаги и т.д.

7. Резьба пальца. Благодаря ей, опора и «цапфа» колеса надежно скреплены.

8. Пластина с отверстиями – фланец. Деталь, которая обеспечивает крепление опоры на рычаг.

Раньше, когда детали были в дефиците, умельцы восстанавливали опоры собственноручно. Однако сейчас такая практика уходит в небытие, ведь стоимость и надежность нового шарнира куда выше, чем восстановленных деталей.

Признаки неисправностей

С учетом такой серьезной роли этого элемента на подвеску автомобиля, каждый водитель должен следить за состоянием агрегата и регулярно проводить профилактику. Желательно это делать в специализированных сервисах, а не в кустарных условиях. Чтобы определить реальную проблему, необходимо серьезно повозится и снять массу комплектующих, которые связаны с шаровой. Конечно, есть определенные признаки неисправностей, которые могут только свидетельствовать о какой-то проблеме, но не стоит полагаться только на них.

Осмотр агрегатов – это обязательное «занятие» водителя перед поездками, особенно на длительное расстояние.

Сейчас приведем только небольшой перечень признаков, которые могут указать на направление поиска неисправности. Итак:

• При наездах на небольшие препятствия, к примеру, «лежачие полицейские», ямы, «горбы», отчетливо слышится стук подвески. О чем это свидетельствует? Вполне возможно, что причина скрывается в расшатавшемся «пальце» либо слишком малом количестве смазки. Вариантов по большему счету масса.

Кстати, по поводу возникающего стука, но уже в зимнее время, есть небольшая оговорка. С учетом холодных температур, смазка в самой шаровой может застыть и соответственно первое время после поездки, может доноситься этот звук. Если спустя 5-8 минут, звук так и не прошел, значит, проблема не в холоде.

Проверка

Проверка

• Второй «симптом» заключается в появившемся люфте, когда при движении колесо словно заваливается на бок. Это очень опасно и почти всегда свидетельствует о появлении люфта наконечника. Лучше не откладывать с заменой в таком случае, потому что машина может просто завалиться.

• Следующий признак со стопроцентной вероятностью не может свидетельствовать о проблемах с шаровой, однако должен насторожить водителя. Речь идет о неравномерном стирании шины.

• Менее встречающийся «симптом» — это когда при повороте руля, особенно на маленьких скоростях, появляется скрежет или даже скрип.

Обратите внимание, если вы заметили даже один из таких признаков, немедленно отправляйтесь на сервис, потому что игнорирование проблемы, окажется еще плачевней.

Причины выхода из строя?

О том, какие признаки помогут определить неисправность, уже разобрались, теперь стоит выяснить, а что в принципе может повлиять на сокращение срока эксплуатации шаровой или вовсе выходу её из строя? Итак, факторы, которые приблизят «смерть» шарнира:

1. Повреждение пыльника. Что это в принципе такое? По-простому – это обычная резинка, конусовидной формы, которая защищает металлические и не только детали, от попадания грязи и тому подобного. Проверяйте периодически состояние пыльника, ведь если образовалась даже небольшое отверстие, через него с легкостью попадет грязь, песок, реагенты, что сократит жизнь опоры.

Особое внимание уделяйте состоянию пыльников в жаркое время и в холода, когда резина подвергается большему воздействию.

Порванный пыльник шаровой Лада Ларгус

Порванный пыльник шаровой Лада Ларгус

2. Неаккуратная езда или же езда по плохим дорогам, бездорожью. Вообще ямы, «горбы», прочие неровности они только приближают конец. У нас в стране эта проблема актуально, как нигде. Поэтому не стоит доверять производителям, что шаровая опора проходит 50 000 – 80 000 км, зачастую, этот срок вдовое, а то и трое меньше.

3. После выработки смазки, металлические детали взаимодействуют напрямую, что соответственно сокращает срок жизни. Поэтому следите за уровнем смазывающей жидкости и по возможности добавляйте её.

Смазка на шаровой

Смазка на шаровой

4. Классическое и банальное стачивание «пальца». Редко, но детали, купленные у проверенных производителей, после длительной работы изнашиваются, наконечник стачивается и в определенный момент, может просто «выскочить из гнезда».

Лопнул палец шаровой опоры

Лопнул палец шаровой опоры

Проверка. Способы.

Способов проверки опоры достаточное количество, однако, не все они предназначены для самостоятельной проверки, зачастую требуется специализированное оборудование, подъемники и тому подобное. Но, есть пару методов, которые обычно используют «гаражные мастера». Итак, как правило, «затестить» подвеску куда проще:

1. Первый способ:

— ищем эстакаду или смотровую площадку, потому что понадобится доступ к днищу;

— зажимаем «ручник», включаем «нейтраль» и «клиним» задние колеса. Подойдут даже кирпичи.

— поочередно поднимаем то правую, то левую переднюю сторону автомобиля. Беремся за две точки на колесе – вверх и низ шины. Затем пробуем раскачать колесо в вертикальной плоскости. Если слышится даже небольшой люфт, срочно меняйте опоры, выезды на дорогу в таком случае опасны.

2. Второй способ менее трудоемкий, однако, необходимо иметь специальное приспособление, такое как штангенциркуль или глубиномер. Вам необходимо забраться под машину и измерять глубину между торцом «яблока» и контрольным отверстием. Какие именно размеры должны быть, обычно указывается в руководстве к машине. Но, всегда можно найти данные по модели в интернете.

К примеру, для отечественных ВАЗ, расстояние (глубина) не должна быть более 12 мм. В противном случае, необходимо заменить деталь.

На чтение 13 мин. Просмотров 4.9k.

Неисправность элементов подвески не может остаться незамеченной. Малейший люфт между этими деталями провоцирует пугающие водителя и пассажиров признаки. Игнорирование их, рано или поздно, приведет к разрушению узла, что может спровоцировать серьезное ДТП. Поэтому очень важно при первых симптомах неисправности проверить шаровую опору и, в случае необходимости, незамедлительно приступить к ее ремонту.

Содержание

  1. Как узнать, что шаровая опора разбита
  2. Почему выходит из строя шаровая опора
  3. В каком случае начинает стучать шаровая опора
  4. Типы подвесок
  5. Методы проверок шаровых опор
  6. Как проверяется шаровая опора
  7. Проверка верхней шаровой опоры на авто
  8. Проверка нижней шаровой опоры авто
  9. Проверка нижней шаровой опоры без подъемника
  10. Проверка пыльника шаровой опоры
  11. Альтернативный способ узнать о неисправности шаровой
  12. Проверка новой шаровой опоры
  13. Эксплуатационные сроки шаровых опор
  14. Можно ли ездить с разбитой шаровой опорой
  15. Заключение

Как узнать, что шаровая опора разбита

На неисправность элемента подвески может указывать один из четырех основных признаков, а именно:

  • Во время езды по неровностям дорог от передних арок доносится отчетливый стук. Его интенсивность зависит от скорости передвижения.
  • При езде по ровному прямому участку дороги машина начинает плавать из стороны в сторону.
  • При повороте руля в одно из направлений шаровая издает скрип.
  • Передние шины неравномерно изнашиваются, а точнее больший износ имеет то колесо, на котором установлена разбитая шаровая. Покрышка больше стирается со внутренней стороны.

Дефект шаровой опоры

В случае выявления хоть одного из перечисленных признаков, рекомендуется незамедлительно проверить элементы подвески транспортного средства, а именно шаровые опоры. Диагностику нужно проводить как можно раньше. Таким образом вы сэкономите на ремонте и сохраните жизнь и здоровье свое и своих пассажиров.

Почему выходит из строя шаровая опора

Причин выхода из строя шарнира может быть всего четыре, к ним относятся следующие:

  • Естественный износ деталей. Стоит заметить, что ресурс может отличаться в зависимости от изготовителя и правильности эксплуатации. Раньше указанных сроков выходят только некачественные детали, которые изготавливались с нарушением технологий. Они стоят намного дешевле оригинальных запчастей, поэтому пользуются популярностью среди многих автовладельцев, несмотря на опасность их использования. Но даже самая надежная деталь через 120 000 км пробега выйдет из строя. Если учесть влияние дополнительных факторов, таких как плохое дорожное покрытие, отсутствие своевременного обслуживания, частая езда на больших скоростях, по грязи, пыли и прочее, то ресурс снижается еще больше.
  • Повреждение пыльника. Эта деталь выполняет защитную функцию, препятствуя попаданию внутрь конструкции влаги, пыли, грязи и т.п. Следует периодически проверять пыльник на наличие повреждений. Если таковые будут выявлены, расходник нужно немедленно заменить и смазать специальной смазкой.
  • Повышенные нагрузки на шаровую опору. Могут быть вызваны агрессивным стилем вождения и быстрой ездой. У нас не так много дорог, где можно разгоняться автомобиль до 150-200 км/ч. Поэтому водить рекомендуется аккуратно. При заезде в яму основную динамическую нагрузку принимает на себя именно шаровая опора. То же самое происходит, когда водитель перегружает свое транспортное средство большими весами или берет на буксир другой автомобиль, который по массе превышает допустимые нормы.
  • Пересыхание смазки. Внутри механизма обязательно должна находится смазка. Со временем она может высохнуть или испариться. Чаще это происходит по причине повреждения пыльника. Не забывайте периодически добавлять «Литол» при помощи шприца или специального оборудования.

Во избежание преждевременного выхода из строя шарового шарнира не жалейте денег на оригинальные детали.

Разбитая шаровая опора

Некачественные аналоги от малоизвестных брендов по низкой цене лучше не покупать вовсе. Они имеют очень короткие эксплуатационные сроки, к тому же небезопасны в использовании.

В каком случае начинает стучать шаровая опора

Стук элемента подвески может появиться только при возникновении большого люфта, из-за сильного износа детали. Как мы уже выяснили, узнать о неисправности можно при передвижении по неровностям дороги, во время поворотов, торможения и т.д.

Но стоит понимать, что не каждый стук колеса может быть вызван износом шаровой опоры. Например, когда вы слышите этот звук на автомобиле с передним приводом только во время поворота, то это может указывать на сильный износ ШРУСов.

Но если симптомы указывают на неисправность шаровой, не стоит затягивать с проверкой. Провести диагностику можно даже в полевых условиях без ямы и домкрата. Об этом мы поговорим чуть ниже. Первым делом, нужно определить какой именно тип шаровой установлен на вашем автомобиле.

Типы подвесок

От того, какой конструкции установлен этот элемент подвески, может зависеть и способ его проверки. Всего встречается два вида подвесок:

  • Однорычажная (Макферсон) – ее конструкционные особенности заключаются в том, что верхняя часть колеса и его ступица закреплены на стойке, а внизу оно опирается на рычаг, который соединен с шаровой опорой. Такой тип конструкции чаще встречается на недорогих автомобилях.
  • Многорычажная – данный механизм предусматривает наличие сразу двух рычагов, а именно сверху и снизу, на которые закрепляется поворотный кулак. Так как в конструкции два рычага, то и шарниров тоже два – по одному на каждую сторону.

В подавляющем большинстве случаев на транспортных средствах установлены однорычажные типы подвески, но мы рассмотрим, как проверять оба варианта.

Методы проверок шаровых опор

На сегодня есть три способа самостоятельной проверки состояния шаровой опоры машины. В первом случае даже не потребуется снимать колесо и поддомкрачивать транспортное средство. Во втором потребуется домкрат – с его помощью поочередно вывешиваются колеса. И третий – с использованием подъемника. Последний вариант возможен только в условиях СТО или если у вас в гараже есть нужная установка. Именно при помощи подъемника можно получить наиболее достоверную информацию о состоянии шаровых опор авто.

Проверка шаровой опоры

К тому же способ диагностики может отличаться в зависимости от конструкции элемента подвески (однорычажная или многорычажная). Для начала рассмотрим, как проверить неисправность шаровой без использования подъемника, а ориентируясь по стуку, люфтам и степени износа.

Как проверяется шаровая опора

Далее по порядку рассмотрим алгоритм проверки шаровых опор разных конструкций. Сразу стоит оговориться, что во многом диагностика их схожа. Поэтому методы зачастую можно применять на разных конструкциях.

Проверка верхней шаровой опоры на авто

Проверка верхней шаровой ваз 2107

Чтобы проверить верхнюю многорычажную шаровую опору (или однорычажную) на возможный люфт, нужно сделать следующее:

  1. Загнать автомобиль на ровную площадку.
  2. Установить его на ручной тормоз.
  3. Попросить помощника выжать педаль тормоза. Если никого рядом нет, можно попытаться зафиксировать ее при помощи подручных средств – тяжелого предмета или упереть в педаль и сиденье монтировку. Это необходимо для исключения возможного появления люфта ступичного подшипника (если он есть).
  4. Взять руками верх колеса и попробовать его покачать из стороны в сторону, перпендикулярно направлению вращения (от себя/к себе).

Если люфт есть, то во время раскачивания он будет отчетливо ощущаться. Также в этот момент можно услышать скрип, хруст, щелчки и подобные звуки, исходящие со стороны шаровой опоры.

Важно! Такая проверка дает результаты только при значительном износе узла, на начальной стадии подобные действия могут не дать никакого результата.

Поэтому для получения более точной информации лучше все же воспользоваться домкратом. Алгоритм практически такой же, но только раскачивать колесо нужно со всех сторон (сверху, снизу и по бокам). Чтобы проделать это, возьмите одной рукой за верх колеса, а второй за низ. Раскачивайте его в горизонтальной плоскости.

В случае выявления посторонних звуков (скрипов, стуков, треска), шаровую нужно заменить на новую. Таким простым способом без снятия колеса и использования подъемника можно провести диагностику исправности элемента подвески.

Оторвалась шаровая

Проверка нижней шаровой опоры авто

Как вы знаете, нижняя опора может быть только в многорычажной конструкции. Проверка проводится по тому же принципу, как и верхняя. Для получения более точного результата загоните транспортное средство на эстакаду или подъемник и выжмите педаль тормоза. Далее для проверки вам потребуется монтировка и домкрат. Этот метод, также подойдет и для однорычажной системы.

Для удобства осмотра машину загоняем на смотровую яму (подъемник, эстакаду). Алгоритм действий выглядит так:

  1. Транспортное средство устанавливается на ручной тормоз.
  2. В случае использования эстакады (смотровой ямы) проверяемое колесо вывешивается при помощи домкрата. В случае работы с подъемником, автомобиль поднимается на удобную для работы высоту.
  3. Затем очень аккуратно, чтобы не порвать пыльник, плоский конец монтировки просовывается между цапфой и рычагом опоры.
  4. Также аккуратно монтировка раскачивается в вертикальной плоскости. Таким образом нагружается и разгружается диагностируемый шарнир. В этом случае шаровой палец будет двигаться вверх и вниз.

Если узел полностью исправен, то люфта под монтировкой не будет. В противном случае вы увидите и ощутите неисправность сразу. Наличие даже незначительного люфта, указывает на выход из строя механизма и необходимость его замены.

Важно! Если вы выявили неисправность шаровой опоры с одной стороны, обязательно проверьте противоположную. Зачастую эти узлы выходят из строя попарно, хоть и сила износа отличается. Замена шаровых опор также проводится парами.

Проверка нижней шаровой опоры без подъемника

Данный способ проверки возможен при использовании дополнительного упора. Подойдет пенек, шлакоблок, кирпичи и тому подобное. Главное, чтобы предмет выдержал вес автомобиля.

Первым делом нужно поддомкратить проверяемое колесо и подставить под шаровую опору упор, таким образом нагрузив этот узел. Если она исправна, колесо останется подвешенным и будет беспрепятственно вращаться. При этом от него не будет исходить никаких посторонних звуков. В случае появления стука, хруста, скрипа – можно судить о неисправности элемента подвески.

В некоторых автомобилях в конструкции предусмотрено специальное диагностическое отверстие. Оно необходимо для замера расстояния от поверхности шаровой опоры до основания пальца. Если такое имеется в конструкции вашей машины, перед проверкой посмотрите допуски в технической документации, приложенной к транспортному средству. Замер проводится измерительным прибором. При наличии такого отверстия, процесс диагностики значительно упрощается и ускоряется.

Проверка пыльника шаровой опоры

Во время проведения диагностики шарового шарнира обязательно следует посмотреть на состояние пыльника. Это резиновый элемент, который препятствует попаданию внутрь механизма влаги, пыли и другого мусора с дороги в процессе эксплуатации автомобиля. Пыльник относится к расходным материалам, поэтому подлежит периодической замене.

Под воздействием перепада температур, времени и других факторов, резина постепенно рассыхается и на ее поверхности появляются трещины. Через них в узел начинает попадать пыль, песок и другой мусор. Смешиваясь со смазкой, он образует абразив, который будет мешать нормальной работе механизма и постепенно разрушать металлические поверхности опоры.

Именно поэтому важно периодически проверять пыльник на наличие трещин, мусора и качество смазки. В случае обнаружения повреждений, его нужно заменить новым. Иначе вы сокращаете сроки службы опоры. Проводя замену пыльника, полость нужно обязательно заполнить свежей смазкой – «Литолом», ШРБ-4 или аналогами.

Альтернативный способ узнать о неисправности шаровой

Есть еще один нестандартный метод проверки. Он подходит для тех транспортных средств, у которых опора расположена пальцем вверх. Если в них попадет вода, то останется внутри, как в сосуде. Проникнуть туда она может только через уплотнение сальника.

Если на вашем автомобиле сложно добраться или снять шаровую опору, диагностировать неисправность поможет обычный медицинский шприц. Наберите в него 2-3 кубика жидкого масла, пробейте иглой пыльник и залейте в полость смазку.

Теперь сравните характер стука до заливки масла и после. Если он поменялся, шаровая опора вышла из строя и ее следует заменить. За отверстие, проделанное медицинской иглой можно не беспокоиться, вода через него не проникнет.

Проверка новой шаровой опоры

Большинство новых автомобильных деталей, не всегда выполнены в таком качестве, как того требует транспортное средство. В частности, это относится к бюджетным брендам и запчастям от неизвестных китайских производителей. Поэтому проверка шарового шарнира актуальна и для новых деталей.

Покупая в магазине первым делом осмотрите внешнее состояние. Если повреждений или дефектов не обнаружено, можно переходить дальше. Наиболее простой способ проверить новую или снятую шаровую опору – это перевернуть ее пальцем вниз. Если после этого его верхний конец опустился под собственным весом или, что еще хуже, палец выпал, то этого указывает на неисправность узла.

И даже если большого люфта сейчас не наблюдается, вскоре он появится. Также стоит пошевелить палец в разные стороны на посадочном месте. Перемещение не должно быть свободным и сопровождаться даже малейшим люфтом. Если для его выполнения вы прикладываете небольшое усилие, значит деталь исправна.

Иногда в магазинах встречаются шаровые механизмы, у которых палец перемещается довольно туго. Если эта деталь хорошего качества, то после смещения пальца в любую сторону, дальше он должен передвигаться легко. В противном случае от такой покупки стоит отказаться.

Еще один признак, указывающий на шарнир плохого качества – это наличие тавотницы или места для ее установки. У хорошей детали такого механизма быть не должно, так как это считается устаревшей технологией.

Справка. Тавотница – это старое название пресс-масленки. Оно происходит от названия смазочного материала, который сейчас не используется – тавот. Другими словами, это приспособление для подачи масла.

Помимо этого, на новой шаровой следует проверить исправность пыльника. На нем должны полностью отсутствовать какие-либо трещины и другие повреждения. Также стоит посмотреть наличие и количество смазки – важно чтобы ее было достаточно много. Если смазывающего материала мало, его нужно добавить самостоятельно при установке детали в автомобиль.

Такую же проверку можно проводить и с демонтированной шаровой, если по какой-либо причине вы сняли ее с транспортного средства. Хотелось бы сказать пару слов по поводу ремонта данной детали. Все современные шаровые опоры относятся к неремонтопригодным. А вот старые модели для авто марок «Москвич» либо «ВАЗ» часто изготовлены с возможностью восстановления работоспособности. Для этого нужно лишь заменить полимерный вкладыш.

Эксплуатационные сроки шаровых опор

На современных автомобилях устанавливаются шаровые шарниры, которые могут спокойно проработать до 100 000 км пробега. Однако при бережном управлении этот срок может быть значительно больше. На транспортных средствах, выпущенных более 20 лет назад, используются детали, выполненные по устаревшим технологиям. Их реальный срок службы не более 30 000 км пробега.

Раньше установленного времени шарнирная деталь может выйти только в случае механического повреждения и при частой езде по разбитым дорогам. Покупая некачественные запчасти стоит понимать, что их эксплуатационный срок значительно меньше указанного, к тому же она может сломаться в любой момент.

Ремонт шаровой опоры не предусмотрен.

Можно ли ездить с разбитой шаровой опорой

Поломка шаровой опоры

Конструкция шаровой опоры выполнена таким образом, чтобы исключить возможность выпадения пальца из отверстия даже при очень сильном износе. Полностью разрушиться деталь может только в крайних случаях. Например, под воздействие очень большого механического усилия на детали подвески либо при долгой эксплуатации транспортного средства с неисправным узлом.

Главная опасность езды с изношенной деталью, заключается в том, что во время торможения автомобиль сильно уводит в сторону. Также возникают трудности при вхождении в поворот. Такие изменения в управлении несут реальную угрозу попасть в ДТП.

Если шаровые шарниры начали стучать, нужно понимать, что управление таким транспортным средством несет опасность жизни и здоровью не только вам, но и окружающим. Появление даже незначительного скрипа или стука подвески при проезде по лежачим полицейским или неровностям дороги, должны настораживать автовладельца. Провести самую простую проверку можно даже в полевых условиях, для этого не нужно иметь специальных приспособлений и сложных устройств.

Заключение

Наиболее точных результатов проверки можно добиться при проверке шаровых опор на подъемнике. Но и в гаражных условиях можно узнать исправна ли деталь или требуется ее замена. Для выполнения работ понадобится домкрат и монтировка. Не менее важно проводить своевременный осмотр и проверку пыльника. Все это необходимо для того, чтобы вовремя выявить и устранить угрозу безопасности водителя и пассажиров.

На чтение 12 мин. Просмотров 9.3k. Опубликовано 17.11.2020

Шаровая опора — один из основных компонентов подвески автомобиля. Несмотря на то, что данный элемент разрабатывался не одно десятилетие назад, он фактически не изменился и по-прежнему применяется, причем не только в подвеске, но и в других узлах вроде газового упора капота, развального рычага или рулевого механизма. Несмотря на то, что деталь, по сути, является расходной, она стала отличной альтернативой устаревшего шкворневого шарнира, отличающегося большим весом и ограничивающего управляемость.

Содержание

  1. Что такое шаровая опора в машине
  2. Зачем нужна шаровая опора
  3. Конструкция шаровых
  4. Сколько шаровых опор может быть в автомобиле
  5. Способы крепления
  6. Фиксация на поворотном кулаке
  7. Признаки неисправности и причины выхода из строя
  8. Другие признаки:
  9. Причины поломки:
  10. Можно ли ездить с неисправной шаровой
  11. Методы диагностики
  12. Что приводит к поломке системе
  13. Пример замены шаровой опоры
  14. Как продлить срок службы шаровым опорам
  15. Видео на тему
  16. Вывод

Что такое шаровая опора в машине

как выглядит шаровая опора
Как отмечалось, шаровая опора это деталь, соединяющая ступицу колеса с рычагом подвески. Зачастую, речь об управляемых колесах, т.е. узел повсеместно применяется в передней подвеске. Использование шаровых опор позволило исключить перемещение колес в вертикальной плоскости и сохранить подвижность в горизонтальной.

К наиболее распространенным вариантам подвески можно отнести конструкцию, где колеса имеют по одной опоре, т.е. всего их две. Но в некоторых авто, в частности во внедорожниках, целесообразнее применять по две на колесо: верхнюю и нижнюю.

Нельзя не сказать о том, что некоторые машины оснащают не только передней, но и задней независимой подвеской, включающей многорычажную систему. Но такие варианты встречаются нечасто. Стоит отметить, что увеличение количества шаровых опор, несомненно, усложняет диагностику и конечную стоимость ремонта, но вместе с тем обеспечивает более длительную эксплуатацию, увеличивая надежность и снижая вероятность поломки.

Зачем нужна шаровая опора

Шаровая опора – это, конструктивно, не что иное, как шарнир, которым ступица колеса крепится к рычагу подвески. Главная ее задача – давать колесам свободу перемещения в горизонтальной плоскости и исключать – в вертикальной. Вообще, шаровые шарниры используются далеко не только в опорах ступиц – их можно встретить и в развальных рычагах, и в рулевой трапеции, и даже в креплении газовых упоров капота.

Но до определенного времени вместо подвижных шаровых шарниров на поворотных колесах использовали шкворневый шарнир – тяжелый, требующий периодической смазки, а главное – обеспечивающий колесу только свободу поворота по одной оси, что негативно сказывалось на управляемости.

Конструкторы понимали, что шаровая опора будет принимать каждый удар от дороги, потому работа на износ станет колоссальной. Делать деталь с особо прочным алмазным напылением смысла не было, потому ее сознательно превратили почти в расходник. С тем, чтобы в случае чего, можно было без проблем, отвернув пару болтов и гайку, заменить новой.

Конструкция шаровых

Изначально опора представляла из себя корпус, в который установили шаровый палец и поджали через металлическую пластину пружиной, а сверху накрыли пыльником. Дабы палец не износился через два дня, заложили смазочный материал и дали указание всем, кто занимается обслуживанием, регулярно проверять и заменять смазочный материал в корпусе, запрессовывая его через масленку.

Затем наступила эра пластика, и из конструкции ушла пружина. Шаровая часть пальца была помещена в полусферу, образованную вкладышами из вышеупомянутого материала. С тех пор, по сути, конструкция не изменилась, единственно, пластик был заменен на более износостойкий нейлон.

Depositphotos_105132134_original

Шаровые опоры разделились на обслуживаемые и необслуживаемые, то есть с масленками и возможностью разборки и без, соответственно. Но чем ближе к настоящему десятилетию, тем меньше использовались разборные опоры. Отголоском эпохи остаются шаровые опоры с масленками, для закладки смазочного материала, но почти на всех машинах давно ставят необслуживаемые опоры.

Сколько шаровых опор может быть в автомобиле

Количество зависит от типа подвески. Например, в простейших конструкциях их всего две — по одной на каждое колесо. На двухрычажных автомобилях бывают верхние и нижние шаровые опоры. Некоторые производители идут еще дальше: сложные подвески комплектуются сразу пятью узлами с каждой стороны. За исправностью такого количества деталей уследить достаточно сложно. Однако ряд признаков не даст упустить из вида поломку.

Способы крепления

Основные отличия между современными сферическими шарнирами заключаются не столько в конструкции, сколько в способах крепления. Это связано с затратами трудоемкости при обслуживании, замене. Наиболее оптимальным вариантом, приемлемым для автовладельца, принято считать фиксацию корпуса шарнира к рычагу подвески за счет резьбового или заклепочного соединения. Способ позволяет при необходимости быстро демонтировать изношенный узел.

Способы крепления

Позже от подобного способа производители стали отказываться в пользу интеграции рычага в подвеску. Данная конструкция имела недостаток, так как приходилось менять рычаг в сборе, даже если он не изношен. Преимущество заключалось в облегчении конструкции. Хотя есть мнение, что подобную систему пролоббировали маркетологи в угоду увеличения прибыли от продажи запчастей, ведь требуется менять рычаг в сборе. Некоторые автопроизводители пошли на компромисс и отказались от жесткой фиксации к рычагу. Альтернативой выступило стопорное кольцо. Опору лишь впрессовывали в рычаг. Примерами служат автомобили Jeep Patriot либо Opel Zafira C. В таком случае для замены потребуется пресс или иной тип силового воздействия.

Фиксация на поворотном кулаке

Если опора располагается на рычаге, то ее могут крепить к поворотному кулаку. Такие особенности характерны для шаровой на рычаге. Конструкция может иметь три варианта:

  • резьбовой палец соединяется и крепится гайкой, которую необходимо шплинтовать;
  • для крепежа используется самоконтрящаяся гайка, в которой имеется внутреннее стопорное кольцо;
  • установлен стяжной болт, который встречается редко, например, на Hyundai Santa Fe с 2006 г.

Последний пункт является менее приемлемым, так как при поломке и необходимости в замене, может оказаться, что резьбы закисли. Негативным фактором служит необходимость в специальном клине, применяемом для разжатия концов кронштейна кулака, где зафиксирован палец шаровой. Порой даже в замечательных конструкциях подвески немецких машин прикипевшие болты создают много трудностей во время разборки. Спасти ситуацию не удается нагревом кулака или заморозкой болта. Даже десятитонное усилие от гидравлического пресса не позволяет выпрессовать болт. Приходится расставаться, например, владельцам Audi A6 с суммами эквивалентными 400-500 долларам. В отдельных случаях инженеры переносят шарнир на поворотный кулак от рычага. Хотя подобное решение не добавляет ремонтопригодности. Тогда есть несколько способов фиксации:

  • крепеж болтами;
  • запрессовывание;
  • в кронштейне кулака применение стяжного болта.

В каждом случае имеются как достоинства, так и недостатки.

Фиксация на поворотном кулаке

Признаки неисправности и причины выхода из строя

Основной причиной поломки шаровой опоры авто – разрыв и деформация резинового пыльника. Как говорилось выше, он служит защитой от внешних воздействий агрессивной среды на внутренние компоненты шарнира. Через него во вкладыш попадает грязь, песок от дороги, влага.

Так как шар опоры и полиуретановый вкладыш прижаты плотно друг к другу, и шарик находится в постоянном движении, песок, попавший в это пространство, служит абразивом, разрушающим поверхность вкладыша. Вода, которая тоже может туда попасть, вымывает смазку, что усугубляет ситуацию – трущиеся детали взаимодействуют на «сухую», это ускоряет выход из строя шаровой опоры машины.

Поврежденный пыльник – основная причина выхода из строя шаровой опоры автомобиля

После этого появляется люфт в корпусе шарнира и как следствие стуки и скрипы во время движения автомобиля.

Явным признаком неисправности – это скрип при езде, даже по ровной дороге. Этот признак является начальной стадией разрушения внутренней части шаровой опоры. Дальше будет хуже. С увеличением люфта между шаром и вкладышем, появляются металлические стуки при проезде неровностей. Если их проигнорировать, то шарнир разобьется полностью и можно потерять колесо – из-за больших нагрузок, рычаг «вырвет» шар из корпуса и колесо отпадет.

Другие признаки:

  1. Большие усилия на руль при попытке повернуть колеса и сильный скрип при этом, доносящийся от одного из передних колес.
  2. Трудно удержать автомобиль по прямой траектории во время езды, так как появился значительный люфт между шаром и корпусом шарнира
  3. Неравномерный износ покрышек. Такой же признак проявляется при неправильной регулировке развала-схождения, поэтому его можно попутать с неисправностью шаровой опоры авто.

Причины поломки:

  1. Как говорилось выше – повреждение пыльника
  2. Механический износ внутренних компонентов опоры. Срок службы шаровых опор сильно разница от модели автомобиля. Например, на отечественных ВАЗах – 20 000-40 000 км, на современных иномарках – 100 000-150 000 км.
  3. Наши «великолепные» дороги. Ямы дорожного покрытия способствуют выходу из строя этого узла. При езде он испытываем большие нагрузку, если колесо попадает в яму, то шаровой шарнир получает сильный удар, что сокращает срок его эксплуатации.
  4. Малое количество смазки в корпусе шаровой. Заводы изготовители этих узлов мало закладывают ее при изготовлении шаровых шарниров, поэтому рекомендуется дополнительно смазывать их пи установке на авто. Это продлит срок службы, как это сделать – поговорим ниже.

Можно ли ездить с неисправной шаровой

Таким вопросом наверняка задается практически каждый автолюбитель, впервые столкнувшийся с проблемой. Первое время, если износ детали не очень сильный, а неисправность вы только диагностировали, использовать автомобиль в крайних случаях можно. Главное — соблюдать скоростной режим и избегать ям на дороге.

Шаровые опоры: как они устроены и как их менять, диагностика неисправностей

Чем чаще вы садитесь за руль неисправной машины, тем больше усугубляете положение. Запомните, чем чревата поломка шаровой опоры прямо во время движения:

  • вам придется вызывать эвакуатор,
  • вы создадите аварийно-опасную ситуацию,
  • вы рискуете жизнью и своим имуществом.

Именно поэтому лучше обратиться к специалистам заранее, а также стараться минимизировать воздействие на подвеску автомобиля.

Методы диагностики

Есть также два способа, которые помогут более точно определить наличие или отсутствие поломки:

  • на слух. Попросите товарища раскачать ваше авто при выключенном моторе. Если опоры начнут стучать, требуется их снятие и ремонт;
  • с помощью раскачивания колес. Машину поднимаем на домкрате, после чего просим помощника до упора выжать тормоз. Немножко раскачиваем колеса руками. В случае наличия люфта, необходима замена опор.

Что такое шаровая опора в машине

Что приводит к поломке системе

Как правило, замена системы требуется в случае:

  • разрыва пыльника;
  • езды по плохому дорожному покрытию;
  • отсутствия необходимого количества качественной смазки;
  • стачивания пальца, что возникает вместе с ростом зазора и разбалтыванием элемента.

В среднем, срок службы опоры достигает 30-100 тыс. км пробега, так что долговечным элемент назвать трудно.

Что такое шаровые в машине

Пример замены шаровой опоры

Основное правило для замены шаровых – менять комплект, а не по отдельности. Это касается всех моделей машин. Работа выполняется в следующей последовательности:

  • Машина поднимается на домкрате или подъемнике;
  • Выкручиваются крепежные болты рычага (нужно приложить усилия и воспользоваться ВД-40, так как резьба часто прикипает). Они откручиваются не до конца;
  • Откручивается крепежный болт шаровой;
  • Выпрессовывается опора из кулака ступицы при помощи специального инструмента, но если его нет, то отлично поможет молоток и зубило;
  • Когда шаровая отсоединена от кулака, можно окончательно выкручивать рычаг;
  • Пока рычаг отсоединен, обращаем внимание на сайлентблоки
  • В рычаге шарнир фиксируется стопорным кольцом, а сверху надевается пыльник. Эти детали снимаются и шаровая выбивается из посадочного места;
  • Новая опора запрессовывается в рычаг, фиксируется стопорным кольцом, смазывается и надевается пыльник;
  • Рычаг подсоединяется к подрамнику и болты наживляются, но не затягиваются окончательно (чтобы впоследствии легче было выкручивать болты, на резьбу наносится нигрол);
  • Палец новой опоры направляется в сторону крепления в кулаке (нужно приложить для этого усилия);
  • Закручивается болт опоры до конца;
  • Опускается автомобиль и под его весом затягиваются крепежи рычага.

Процедура повторяется с другой стороной машины.

Как продлить срок службы шаровым опорам

Не всегда, производители опор закладывают достаточно смазки в корпус шаровой. Со временем эта смазка вымывается, если есть повреждения пыльника или происходит обычный износ во время эксплуатации, из-за нехватки смазывающего материала.

Чтобы продлить срок эксплуатации шарового шарнира, это касается и рулевых наконечников, нужно добавить небольшую порцию свежей смазки. В некоторых конструкциях шаровых предусмотрено отверстие, внизу корпуса. Оно обычно закрыто болтом-заглушкой. Оно нужно не только для диагностики состояния износа вкладыша и шара шарнира, а также для ее обслуживания.

Отворачиваем болт-заглушку. Вместо него вкручиваем масленку диаметром 6 мм. В разных моделях автомобилей, в силу конструктивных особенностей шарниров, диаметр масленок может быть разным, а в некоторых их нет.

Масленки (тавотницы) для набивки смазки в шаровые опоры автомобиля

Важно! Так как наибольшую нагрузку испытывают нижние шаровые, то именно в их корпусе предусмотрены отверстия для масленок (тавотниц), в верхних опорах их не найдете.

Берем шприц пресс-масленку, закладывает в него смазку, рекомендуется использовать смазку «Шрус», она более термостойкая и водоотталкивающая. Наставляем шприц на тавотницу и «набиваем» смазывающий материал в корпус шарового шарнира. Как это правильно сделать, на примере ВАЗ 2106, показано в видео ниже. Добавлять смазки нужно не много, чтобы пыльник опоры «не надулся» сильно, рукой прощупываете его, что в нем было свободное место для его рабочего хода. В противном случае при езде он разорвется.

Шприц-пресс для набивки смазки в шаровую опору автомобиля

Как смазать шприцом-прессом нижнюю шаровую опору:

Если уже появились скрипы, а под рукой нет специального пресс-шприца с масленкой, то продлить срок службы можно, сделав «укол» в шаровую. Берется пяти кубовый медицинский шприц, главное, чтобы игла была тонкой, набирается в него моторное масло, и прокалывается пыльник опоры. В него через шприц заливается небольшое количество моторного масла, как и ранее, прощупываем его рукой на предмет наполнения. Два кубика вполне достаточно, чтобы оживить шаровую опору. После этого, следует несколько раз покачать машину за крыло, с той стороны, где делали укол, чтобы смазка проникла в объем шара и вкладыша.

Важно! Последний способ – это лишь экстренная мера, чтобы доехать до СТО или купить новую деталь, чтобы самостоятельно заменить шаровую. Долго на неисправном узле ездит не нужно, могут быть серьезные последствия. Поэтому покупаем новую опору и меняем ее.

Видео на тему

Шаровая опора. Устройство, назначение, где стоит. ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ!Диагностика шаровой опоры: пример исправного рычага.

Вывод

Научившись самостоятельно диагностировать неисправности шаровой опоры, автовладелец обезопасит себя в пути. Также по возможности требуется своевременно добавлять смазку под пыльник или проводить полную замену узла.

Источники

  • https://AvtoNov.com/%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE/
  • https://www.kolesa.ru/article/sharovye-opory-kak-oni-ustroeny-i-kak-ih-menyat
  • https://mg.by/article/kak-proverit-i-opredelit-neispravnost-sharovoj-opory
  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-takoe-sharovaya-opora.html
  • https://koreec73.ru/elektrika/stuchit-sharovaya-opora-mozhno-li-ezdit.html
  • https://avto-cool.com/remont-avtomobiley/dlya-chego-nuzhna-sharovaya-opora-v-avtomobile
  • https://AvtoTachki.com/chto-takoe-sharovaya-opora-i-mozhno-li-ee-otremontirovat/
  • https://avtoyoutubb.ru/chto-takoe-sharovaya-v-avtomobile.php

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти площадь треуольника
  • Как найти кнопку обзор
  • Как найти сумму всех ребер куба параллелепипеда
  • Как найти закупку у смп
  • Как найти карту с ножами

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии