Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому.
В литературе определяют три рода: драма, эпос, лирика.
Эпос – (в переводе с древне-греческого – слово, повествование) — объективное изображение действительности, рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего. Текст имеет в основном описательно-повествовательную структуру. Автор прямо выражает свое отношение к изображаемым событиям.
Драма — (от древне-греческого — действие) — изображение событий и отношений между героями на сцене в действиях, столкновениях, конфликтах; особенностями являются: выражение авторской позиции через ремарки (пояснения), характеры создаются за счёт реплик героев, монологической и диалогической речи.
Лирика (от древне-греческого «исполняемый под звуки лиры, чувствительный») переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием; внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
Жанр — свойственный определённому роду. Это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. Литературные жанры подразделяются на эпические, драматические и лирические.
Эпические жанры:
- роман-эпопея – всестороннее изображение народной жизни в переломную историческую эпоху;
- роман – изображение жизни во всей её полноте и многообразии;
- повесть – изображение событий в их естественной последовательности;
- очерк – документальное изображение событий жизни одного человека;
- новелла – остросюжетный рассказ с неожиданным финалом;
- рассказ – небольшое произведение с ограниченным количеством действующих лиц;
- притча – нравственное поучение в аллегорической форме.
Драматические жанры:
- трагедия – буквальный перевод – козлиная песнь, неразрешимый конфликт, вызывающий страдание и гибель героев в финале;
- драма – соединяет трагическое и комическое. В основе лежит острый, но разрешимый конфликт.
Лирические жанры:
- ода — (жанр классицизма) стихотворение, хвалебная песнь, воспевающая достижения, достоинства выдающегося человека, героя;
- элегия – грустное, печальное стихотворение, содержащее философские размышления о смысле жизни;
- сонет — лирическое стихотворение строгой формы (14 строк);
- песня – стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева;
- послание – стихотворное письмо, обращенное к одному лицу;
- эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.
Лиро-эпические жанры: произведения, сочетающие в себе элементы лирики и эпоса:
- баллада – сюжетное стихотворение на легендарную, историческую тему;
- поэма – объёмное стихотворение с развёрнутым сюжетом, с большим количеством действующих лиц, имеющее лирические отступления;
- роман в стихах – роман в стихотворной форме.
Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем «уходят» из «активного запаса» художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.
Подготовка к ЕГЭ по литературе 2020 пугает большим фронтом работ, а именно: нужно прочитать произведения, как минимум представленные в кодификаторе, перелопатить огромное количество теории, хорошо ориентироваться в литературных терминах и понятиях. Но невыполнимых задач в учебе нет и подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля вполне возможно. Настоятельно рекомендуем вам начать подготовку не в ночь перед экзаменом и обязательно прочитать произведения в полном варианте. Чтение краткого содержания произведений не подойдет: вы должны ориентироваться в системе персонажей и сюжетных линий.
Общие рекомендации
В задании 1 ЕГЭ по литературе 2020 проверяют умение выпускников определять род и жанр литературного текста.
Совет: сделайте для себя шпаргалку. Воспользуйтесь следующей хитростью: выпишите из кодификатора все произведения, а после прочтения статьи, определите род и жанр каждого произведения. Делайте это как можно чаще и в скором времени вы запомните нужную информацию.
Три рода литературных произведений
Проведем небольшой разбор 1 задания ЕГЭ по литературе. Оно может звучать так: определите род литературы, к которому принадлежит это произведение, либо определите жанр представленного произведения. Чтобы правильно выполнить задание, познакомимся с теорией 1 задания ЕГЭ по литературе 2020.
Итак, всё многообразие произведений принято делить на три больших раздела:
Род – один из основных разделов в систематике литературных произведений, определяющих три разные формы: эпос, лирика, драма.
- эпос
- лирика
- драма
Эпос — изобразительный род литературы. Эпос:
- показывает человеческую личность во взаимодействии с другими людьми, событиями;
- включает действительность в характеры, в события, в бытовую среду;
- отражает жизнь в форме детального повествования о человеке, его судьбе и событиях, в которых он принимал участие.
Лирика — выразительный род литературы. Лирика:
- изображает человеческую жизнь в переживаниях и раздумьях;
- показывает внутренний мир человека, развитие и движение его мыслей и чувств;
- представляет жизнь через переживания человека.
Драма — изобразительный род литературы. Драма:
- изображает человеческую личность в действии, в конфликте;
- проявляет бытие через характеры людей и их действия;
- драма цельная и законченная при следующих составляющих: декорации и актерская игра.
Деление произведений на роды зависит от подхода писателя показать мир и человека: эпос изображает человека таким какой он есть, как бы со стороны; для лирики характерен субъективизм, то есть личные переживания, мысли автора; а драма изображает человека в действии: всё разворачивается «на глазах» читателя, причем авторская речь играет роль небольших пояснений, автор не показывает собственное отношение к происходящему.
Эпические жанры
Роды литературы в свою очередь делятся на жанры. К эпическим жанрам относятся:
- Рассказ — небольшое произведение, изображающее какое-то одно событие из жизни; на примере частного показывается столкновение характеров, взглядов. Обычно писатель придает особое значение деталям.
- Очерк — маленькое повествование, показывающее нравы какой-либо среды, определенный человеческий тип.
- Новелла — повествование о нетривиальном происшествии с быстроразвивающимся захватывающим сюжетом.
- Повесть — изложение истории о жизни человека, рассказанная от лица самого героя, либо автора; на примере героя показываются какие-либо закономерности самой жизни.
- Роман — крупное эпическое произведение о большом количестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; жизнь изображается в ее сложности и противоречивости.
Лирические жанры
- Стихотворение — лирическое произведение, написанное по законам стихотворной речи.
- Ода — стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица либо торжественного события.
- Послание — стихотворное произведение, написанное в форме обращения к какому-то лицу, содержащее призывы, просьбы, пожелания.
- Элегия — грустное лирическое стихотворение, отражающее личные переживания человека.
- Песня — напевное произношение какого-либо текста в определенном ритме под определенную мелодию.
- Дума — размышления поэта на философские, социальные и семейно-бытовые темы в стихотворной форме.
- Эпиграмма — короткое насмешливое стихотворение над кем-либо.
Драматические жанры
В зависимости от характера конфликта выделяются:
- Комедия — разновидность драматического произведения, показывающая частную жизнь людей с целью осмеяния человеческого и общественного несовершенства.
- Драма — литературное произведение, описывающее героя в его драматических отношениях с обществом, серьезный конфликт провоцирует напряженную борьбу между действующими лицами.
- В основе трагедии острые, неразрешимые конфликты и противоречия, в которые вовлечены исключительные личности; непримиримое столкновение враждующих сил. Как правило, главный герой гибнет, но не отступает и одерживает моральную победу.
Чем отличается роман от повести
Нередко выпускники не разграничивают такие жанры как роман и повесть, перечислим наиболее явные отличия:
- Размер. Обычно роман — это объемное произведение, повесть в разы меньше;
- Количество действующих лиц. Задача романа показать, как менялись судьбы героев, а для этого автору нужно будет описать значимых людей для становления характера героя, их взаимодействие. Да и чем больше сюжетных линий, тем больше и героев. В повести ограниченный круг действующих лиц.
- Количество сюжетных линий. Роман может включать в себя любовную, социальную, мистическую, философскую линии. В повести обычно одна сюжетная линия.
- Хронометраж. Действия разворачиваются десятилетиями, в повести — несколько дней, месяц.
- Локации. Место действия в романе часто меняется, передвигаясь с гостиной на поле сражения, а оттуда на бал. Действие повести обычно разворачивается в конкретном месте.
Если у вас остались вопросы или вы хотите проработать некоторые задания вместе с преподавателем, скорее записывайтесь на наш курс подготовки к ЕГЭ.
История развития жанров и видов литературы начинается, как, по сути, и любые зачатки культурных явлений, еще в Древней Греции. Древнегреческий философ Аристотель в своей «Поэтике» и, частично, в «Риторике», заложил основы современной литературоведческой терминологии, разработал основные понятия. В том числе это и понятие рода литературы.
Древнегреческая традиция вообще хорошо разграничивала искусства. Это отразилось даже на мифологии – у трагедии и комедии не может быть одной музы.
Аристотель, по различным критериям, выделял драму, эпос и лирику. Откровенно говоря, со времен античности классификация мало изменилась, к ней разве что добавилась лиро-эпика (которая, по сути, просто гибрид эпоса и лирики).
Но род – это понятие очень широкое. Чуть более узкая классификация – это вид, а затем жанр литературы.
Жанров литературы очень много. Некоторые из них ведут историю со времен античности и актуальны до наших дней (например, социальная драма), какие-то жанры были определяющими для своего времени, но забыты в наши дни («твердые» формы стихотворений, например рондо, очень популярные в 15 веке), какие-то жанры появляются стихийно и непредсказуемо (стихотворение Горация «Памятник» породило столько подражаний, что стало твердой стихотворной формой и определяется как отдельный жанр).
Но эти классификации литературы более или менее последовательны и логичны — мы коротко разберем, что такое род, видовые отношения и жанр, и вряд ли у кого-то возникнут дополнительные вопросы. Все-таки теорию рода литературы или теорию жанра разрабатывали многие литературоведы многие столетия. Куда сложнее разобраться, как работает во многом стихийное, иногда противоречащее себе разделение художественной литературы на два типа – на литературу интеллектуальную и литературу развлекательного характера.
Начнем с самого простого.
Что такое род художественной литературы?
Как мы уже упомянули выше, родовые виды художественной литературы определил еще Аристотель – это эпический род, лирический род и драматический род литературы.
Эпическая литература – это литература, в которой события произведения, его наполнение, намного важнее чувств автора и читателя. «Во главе стола» – сюжет, событийное наполнение. Очевидно, что для того, чтобы рассказать о событиях, а не о чувствах, выбирают прозу. Проза более емка, позволяет автору быть более содержательным, меньше зависеть в изложении своих мыслей от формы.
Лирическая литература – это литература, в которой главенствуют чувства и образы. Сюжет играет или вспомогательную роль, или вовсе отсутствует. Часто лирическая литература пишется в рамках стихотворной формы, поскольку, имея основной задачей максимальное эмоциональное воздействие на читателя, поэт выбирает наиболее подходящую для этого форму.
То есть, основное различие можно сформулировать так. Эпос – это когда событие важнее созданного им впечатления, а лирика – это когда впечатление от события важнее его самого.
Драма – это сюжет или чувство в действии. Драму отличить от других родов литературы проще всего – это произведение, предназначенное для постановки. Оно состоит из реплик действующих лиц и небольших авторских ремарок.
Лиро-эпический род литературы – это более позднее нововведение в систему рода. Без выделения его в отдельную ветвь в этой системе было очень сложно классифицировать по родам некоторые жанры, сочетающие в себе черты эпического и лирического. Так, поэма имеет лирическую форму (стихотворную) и эпическое содержание (преобладание сюжета над авторским восприятием).
Это, пожалуй, все, что нужно знать о родах художественной литературы, чтобы без труда определить, к которому из них относится то или иное произведение.
Есть еще одно понятие, стоящее между родом литературы и ее жанром – это вид литературы. Это понятие более узкое, чем род, но более широкое, чем жанр. Рассмотрим более подробно, как разновидности литературы определяются.
Что такое виды художественной литературы?
Каждый из родов литературы включает в себя виды художественных произведений, обладающее общими характеристиками. Процесс выделения общих формальных характеристик очень сложен, учеными-литературоведами предлагается масса вариантов типологизации литературы. Однако чтобы не углубляться в частности, мы просто примем как данное, что художественные произведения одного вида – это произведения, объединенные общей структурной закономерностью, то есть скорее формой, а не идеей.
Самые распространенные виды эпического рода литературы – это рассказ, повесть, роман. Также к этой группе причисляют былины, басни и прочие группы художественных произведений, в основе которых лежит сюжет.
Почему рассказ и роман, например, типологически разные виды эпической литературы? В том, что они относятся к эпосу, мы не сомневаемся, ведь и рассказ и роман построены на сюжете. А почему их разграничивают в разные виды, где эта разница в структуре? Ну, основной критерий здесь – это, конечно, размер. Однако учитывается еще и количество сюжетных линий, героев, охват времени, задействованного в сюжете (один день или десять лет?), количество локаций (мест). В романе всего будет больше, даже если по количеству страниц он не намного больше среднего рассказа.
Таким же образом и былину можно отличить от сказки. В былине будут указаны реальные места (Новгород, Киев), а в сказке традиционные формулы «в некотором царстве…», в былине есть установка на правдивость, хоть сюжет и по-сказочному фантастический, а сказка на правдивость не претендует «сказка ложь, да в ней намек…».
В основе видового определения лирического произведения лежит, напротив, основная тематика произведения. Так выделяется гражданская, философская, любовная и т.п. лирика.
Драма в плане распределения произведений на виды проще и последовательнее всего. Есть только три вида: комедия (счастливый конец), драма (противоречия есть, но финал относительно счастливый для героя или хотя бы есть возможность все исправить) и трагедия (все умерли, а кто не умер, тот несчастен до скончания дней).
Жанр произведения – это тематические частности, отделяющие одну группу определенного вида литературы от другой, однако эти частности достаточно частотны и значительны, чтобы можно было выделить их в отдельную группу. Почти все виды литературы делятся на жанры.
Что такое жанр художественного произведения?
Произведения одного жанра – это произведения, имеющие одинаковые характеристики формы, содержания или какого-то исторически установившегося признака.
Казалось бы, по общим и отличающимся друг от друга признакам, произведения полностью разбираются на уровне определения рода и вида. Однако даже такая небольшая эпическая форма как рассказ имеет множество жанров, очень непохожих один на другой. Возьмем, например, рассказ детективный и рассказ святочный.
Оба этих произведения будут небольшими по объему, будут охватывать малый отрезок времени, в них будет задействовано всего несколько героев. Но если сравнивать, то детективный рассказ покажется куда ближе к детективному роману, а святочный рассказ к сказке.
Поэтому, чтобы проще было запомнить, что же такое жанр, попросту назовем его «характеристикой». Жанр – это то, чем можно описать произведение того или иного вида.
Например, возьмем роман. Если нам нужно будет дать характеристику роману, то мы скажем, что он исторический («Война и Мир»), психологический («Преступление и наказание»), а может быть легкий любовный роман в мягкой обложке. То есть, по сути, выделим главную его тему. Главная тема — это и есть жанр.
Литература интеллектуальная и развлекательная
Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.
Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.
Так вот, художественная литература – это вид искусства. Научный труд может быть очень интеллектуальным, но к искусству он относиться не будет. Публицистическая заметка о росте зерновых на Кубани может быть намного более познавательной, чем любовный лубочный роман, но художественная ценность ее будет как у того же романа, если не меньше. Так что относится к художественной литературе? Примером послужит и апология стоицизма Хемингуэя «Старик и море», и цикл Дарьи Донцовой о незабвенной Виоле Таракановой.
А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.
Однако, виды литературной деятельности разнообразны, двумя категориями тут сложно ограничиться. Разве просвещенный читатель 18 века, проповедник рационализма, поверил бы, что классикой 20 века будет сказка, построенная на каком-то фольклоре? Он поверил бы, что такое можно почитать, чтобы посмеяться и расслабиться, но никак чтение сказки размером в несколько томов не было бы критерием образованности. А в наши дни признается ли любитель интеллектуальной художественной литературы, что не читал «Хоббита» или «Властелина колец» профессора Толкина? Так что, любое такое разделение всегда будет носить условный характер.
Наталья Вадимовна Гурева
Эксперт по предмету «Литература»
Задать вопрос автору статьи
Роды и виды литературы
Существуют три рода литературы – лирика, драма, эпос.
Лирика – это произведения преимущественно стихотворной формы, в которых выражается эмоциональное состояние автора. К лирическим жанрам относятся ода, элегия, послание, баллада, сонет, мадригал, эпиграмма.
Эпос – это произведения повествовательного характера. К этому роду относятся роман, повесть, эпопея, новелла, роман-эпопея, очерк. В фольклоре к эпосу относятся сказки, былины и анекдот.
Драма – это произведения, предназначенные для постановки на сцене, обычно строятся на диалогах действующих лиц. К драматическим жанрам относятся комедия, трагедия, водевиль, драма, мелодрама, фарс.
Замечание 1
Впервые литературные роды выделил Аристотель. В своем научном труде «Поэтика» он указал на то, что поэзия – это подражание, которое существует в трех формах. Эти три формы подражания и называются родами литературы.
Возникновение родов литературы непосредственно связано с возникновением искусства, которое формировалось на самых ранних этапах развития общества. А. Н. Веселовский говорил, что литературные роды образовались из первобытных обрядовых песен, исполнявшихся в связи с тремя главными событиями в жизни человека – рождением ребенка, вступлением в брак и смертью. Эти песни исполнялись хором. В них выражалось эмоциональное состояние представителей рода или племени. Эмоции выражались в издававшихся участниками обряда возгласах, из которых и возникла лирика. Впоследствии лирика обособилась от обряда и стала самостоятельным родом.
В хоре обязательно присутствовали запевалы, которые исполняли партии. Впоследствии из этих партий появились сначала лиро-эпические, затем героические поэмы. Они и положили начало эпосу. На основе обрядового диалога, в который часто ступали участники хора, сформировался третий род литературы – драма.
Литературные роды сформировались в разное время. Раньше всего возникла лирика, позже эпос. Драма сформировалась на самом позднем этапе. Отличительные признаки родов:
«Деление литературы на роды и виды. Межродовые и внеродовые формы» 👇
- Для эпоса- повествование о событиях
- Для лирики — оценка, эмоция, отношение
- Для драмы — действие и диалог.
Замечание 2
В пределах каждого из трех родов имеются элементы, характерные для другого рода. Например, в эпосе есть элементы, свойственные драме.
Литературный род всегда проявляется через вид. Видов литературы гораздо больше, понятие вида менее широкое, чем понятие рода. В разные периоды развития литературного искусства в пределах каждого рода выделяли виды:
- В лирике – эпитафию, эпиталаму, эпиграмму, песню, эклогу, романс, идиллию, элегию, гимн, думу, мадригал, оду, дифирамб, кацону;
- В эпосе – сказку, былину, повесть, роман, очерк, поэму, анекдот, басню;
- В драме – комедию, трагедию, драму, водевиль, мелодраму и т.д..
При этом однородные виды не всегда имели четкую границу (повесть-роман, рассказ-повесть, рассказ – новелла и т.д.).
Виды не являются окончательными конкретными формами произведений, он имеют еще неповторимые жанровые формы. Категория вида наиболее конкретна и очень изменчива, при ее характеристике учитывается кроме тематического своеобразия еще и особенности идейно-эмоциональной трактовки изображаемого (например, лирическая комедия, сатирический роман).
Межродовые и внеродовые формы
Литературные роды не являются абсолютно изолированными друг от друга. Наряду с теми произведениями, которые полностью и безусловно принадлежат к одному из родов литературы, существует и те, в которых соединяются свойства двух родовых форм. Такие произведения называют двухуровневые образования. О произведениях и группах произведений, относящихся к двум литературным родам, неоднократно говорилось на протяжении 19-20 веков. Например, Шеллинг характеризовал роман как соединение эпоса и драмы. Присутствие эпического начала отмечалось в драматургии А. Н. Островского. Б. Брехт характеризовал свои пьесы как эпические, а за произведениями А. Блока и М. Метерлинка закрепился термин «лирическая драма». Популярна в литературе лиро-эпика, которая включает в себя баллады, лиро-эпические поэмы, лирическую прозу, а также произведения. в которых к рассказу о событиях подключены лирические отступления.
В литературоведении 20 века предпринимались попытки дополнить традиционные роды литературы и обосновать понятие четвертого и т.д. рода. Например, рядом с эпосом, лирикой и драмой ставились роман, сценарий, сатира. Эти суждения вызывают споры, однако в литературе существуют группы произведений, которые не обладают в полной мере свойствами какого-либо из родов литературы либо лишены их совсем. Такие группы произведений называются внеродовыми формами. К таким формам относятся:
- Очерк
- Литература «потока сознания»
- Эссеистика.
В очерке внимание автора сосредоточено на внешней реальности, что дает основание относить их к эпическим жанрам. Но событийные ряды в очерках и повествование не играют организующей роли, доминируют описания, которые часто сопровождаются рассуждениями.
В литературе «потока сознания» преобладает не повествовательная подача событий, а бесконечная цепь впечатлений, душевных движений, воспоминаний носителя речи. Сознание предстает хаотичным, и действительность оказывается «застланной» хаосом ее созерцаний.
Эссеистика на современном этапе является чрезвычайно влиятельной областью литературного творчества. Истоками эссеистики является труд М. Монтеня «Опыты». Форма эссеистики – это непринужденно-свободное соединение описаний реальности, сообщение о единичных фактах и размышлений. Мысли в эссеистской форме допускают возможность иных суждений, не претендуя на исчерпывающую трактовку предмета. В эссеистике художественные начала соединяются с философскими и публицистическими.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Литературный род — это группа произведений, имеющих сходные структурные признаки.
Литературоведение, как любая другая наука, уважает порядок, а потому для облегчения понимания существуют такие понятия, как род и жанр. Оба эти термина служат для группирования произведений, вот только род объединяет жанры, а жанр группирует сами произведения.
Подытожим:
- Род — группа, которая объединяет несколько близких жанров, обладающих общими признаками.
- Жанр — группа произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств.
Принято подразделять литературу на четыре рода: эпический, лирический, драматический, лиро-эпический. Каждый род, как было сказано выше, имеет свои жанры.
Чтобы определить род, придется смотреть на структуру и жанр, ведь это — главные показатели. Произведение содержит реплики персонажей и выглядит как сценарий? Это драма. Перед вами стихотворение? Это лирика. Однако, такой простой алгоритм срабатывает не всегда.
Бывает, что структура не может подсказать род, тогда мы вспоминаем жанр. Например, произведение «Мертвые души» оформлено в прозаической форме, однако к эпическому роду не относится. Вспомнив жанр и посмотрев в таблицу, можно прийти к выводу, что искомый род — лиро-эпический.
Ниже вашему вниманию представлена таблица с особенностями и жанрами всех литературных родов:
Литературные роды | ||
---|---|---|
Название | Особенности | Жанры |
Эпос |
|
|
Лирика |
|
ворение |
Драма |
|
|
Лиро-эпос |
|
|