В данном разделе мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ по математике как базового, профильного уровня — у нас представлены разборы задач, тесты, описание экзамена и полезные рекомендации. Пользуясь нашим ресурсом, вы как минимум разберетесь в решении задач и сможете успешно сдать ЕГЭ по математике в 2020 году. Начинаем!
ЕГЭ по математике является обязательным экзаменом любого школьника в 11 классе, поэтому информация, представленная в данном разделе актуальна для всех. Экзамен по математике делится на два вида — базовый и профильный. В данном разделе я приведен разбор каждого вида заданий с подробным объяснением для двух вариантов. Задания ЕГЭ строго тематические, поэтому для каждого номера можно дать точные рекомендации и привести теорию, необходимую именно для решения данного вида задания. Ниже вы найдете ссылки на задания, перейдя по которым можно изучить теорию и разобрать примеры. Примеры постоянно пополняются и актуализируются.
Структура базового уровня ЕГЭ по математике
Экзаменационная работа по математике базового уровня состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число, конечная десятичная дробь, или последовательность цифр.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Разбор заданий ЕГЭ по математике (база)
Задание 11 первой части Профильного ЕГЭ по математике — это нахождение точек максимума и минимума функции, а также наибольших и наименьших значений функции с помощью производной.
Вот какие типы задач могут встретиться в этом задании:
Нахождение точек максимума и минимума функций
Исследование сложных функций
Нахождение наибольших и наименьших значений функций на отрезке
Нахождение точек максимума и минимума функций
1. Найдите точку максимума функции
Найдем производную функции.
Приравняем производную к нулю. Получим:
Исследуем знаки производной.
В точке производная
меняет знак с «плюса» на «минус». Значит,
— точка максимума функции
Ответ: 17.
2. Найдите точку минимума функции
Найдем производную функции.
Приравняем производную к нулю.
Определим знаки производной.
В точке производная
меняет знак с «минуса» на «плюс». Значит,
— точка минимума функции
Ответ: 1.
Исследование сложных функций
3. Найдите точку максимума функции
Перед нами сложная функция Возможно, вы знаете формулы производной сложной функции. Но вообще-то их изучают на первом курсе вуза, поэтому мы решим задачу более простым способом.
Так как функция монотонно возрастает, точка максимума функции
будет при том же
, что и точка максимума функции
А ее найти легко.
при
. В точке
производная
меняет знак с «плюса» на «минус». Значит,
— точка максимума функции
.
Заметим, что точку максимума функции можно найти и без производной.
Графиком функции является парабола ветвями вниз, и наибольшее значение
достигается в вершине параболы, то есть при
Ответ: — 4.
4. Найдите абсциссу точки максимума функции
Напомним, что абсцисса — это координата по
Снова сложная функция. Применяем тот же прием, что и в предыдущей задаче.
Так как функция монотонно возрастает, точка максимума функции
является и точкой максимума функции
Это вершина квадратичной параболы
Нахождение наибольших и наименьших значений функций на отрезке
5. Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Мы помним, что наибольшее значение функции на отрезке может достигаться либо в точке максимума, либо на конце отрезка. Эти случаи показаны на рисунке.
Будем искать точку максимума функции с помощью производной. Найдем производную и приравняем ее к нулю.
Найдем знаки производной.
В точке производная равна нулю и меняет знак с «+» на «-«. Значит, x = — 2 — точка максимума функции
. Поскольку при
функция
убывает,
В этой задаче значение функции на концах отрезка искать не нужно.
Ответ: 12.
6. Найдите наименьшее значение функции на отрезке
Найдем производную функции и приравняем ее к нулю.
при
Найдем знаки производной.
Точка — точка минимума функции
. Точка
не лежит на отрезке
Поэтому
и
Значит, наименьшее значение функции на отрезке
достигается при
Найдем это значение.
Ответ: -11.
7. Найдите наименьшее значение функции на отрезке
Иногда перед тем, как взять производную, формулу функции полезно упростить.
Мы применили формулу для логарифма произведения. при
Если то
Если
, то
Значит, — точка минимума функции
. В этой точке и достигается наименьшее значение функции на отрезке
Ответ: 4.
8. Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Найдем производную функции
Приравняем производную к нулю:
. Поскольку
если
Найдем знаки производной на отрезке
При знак производной меняется с «плюса» на «минус». Значит,
— точка максимума функции
Мы нашли точку максимума, но это еще не все. Сравним значения функции в точке максимума и на конце отрезка, то есть при и
Мы нашли, что
Заметим, что если вам попадется такая задача в первой части ЕГЭ по математике, то находить значение функции при не обязательно. Как мы видим, это значение — число иррациональное. А в первой части ЕГЭ по математике ответом может быть только целое число или конечная десятичная дробь.
Ответ: 4.
9. Найдите наименьшее значение функции на отрезке [0;2].
Снова сложная функция. Запишем полезные формулы:
Найдем производную функции
если
Тогда
При
знак производной меняется с «минуса» на «плюс». Значит,
— точка минимума функции
Ответ: -7.
10. Найдите наибольшее значение функции на отрезке
Как всегда, возьмем производную функции и приравняем ее к нулю.
По условию, . На этом отрезке условие
выполняется только для
Найдем знаки производной слева и справа от точки
В точке производная функции меняет знак с «плюса» на «минус». Значит, точка
— точка максимума функции
. Других точек экстремума на отрезке
функция не имеет, и наибольшее значение функции
на отрезке
достигается при
Ответ: 12.
11.Найдите наименьшее значение функции на отрезке
Найдем производную функции и приравняем ее к нулю. — нет решений.
Что это значит? Производная функции не равна нулю ни в какой точке. Это значит, что знак производной в любой точке одинаков, а функция не имеет экстремумов и является монотонной.
Поскольку , получим, что
для всех
, и функция
монотонно возрастает при
Значит, наименьшее свое значение функция принимает в левом конце отрезка , то есть при
Ответ: 6
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими статьями.
Информация на странице «Задание 11 Профильного ЕГЭ по математике» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать необходимые и поступить в ВУЗ или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими материалами из данного раздела.
Публикация обновлена:
08.05.2023
- О сайте
- Карта сайта
- Пользовательское соглашение
- Политика конфиденциальности
© 2020-2023, ege314.ru, ОГЭ и ЕГЭ по математике | Генератор вариантов ЕГЭ 2023.
Частичное или полное копирование решений (включая графические элементы) с данного сайта для распространения на других ресурсах, в том числе и бумажных, строго запрещено. Все решения являются собственностью сайта.
Как решать задание 9 ЕГЭ по математике (профиль) правильно? Определить тип задачи: на движение, на концентрацию или на совместную работу, построить математическую модель, вывести уравнение и найти ответ.
Самое важное
Решение 9 задачи ЕГЭ по математике (профиль) проверяет умение ученика строить и исследовать простейшие математические модели. Для выпускника, который изучал предмет на профильном уровне, среднее время выполнения задания составляет семь минут. Если выпускник изучал предмет на базовом уровне, тогда – 15 минут.
Отметим, что за правильное выполнение задания можно получить максимум один балл.
Прежде чем разбираться, как делать 9 задание ЕГЭ по математике (профиль), отметим следующее: задача относится к разделу текстовых заданий. Соответственно, при выполнении девятого номера, вам нужно будет построить математическую модель – обозначить величины за переменные, составить уравнение и решить его.
Разбор 9 задания ЕГЭ по математике (профиль) обязательно должен включать в себя перечисление типов задач, с которыми вы можете встретиться:
- На движение (по суше и воде);
- На движение по окружности;
- На работу;
- На проценты;
- На нахождение средней скорости;
- На движение протяженных тел, встречное движение и обгон
- На сплавы/смеси/растворы (концентрация).
Если совсем коротко, все эти задания можно объединить в три группы:
- Задачи на работу;
- Задачи на движение;
- Задачи на растворы, смеси, сплавы.
От этого и станем отталкиваться, когда будем разбираться, как решать номер 9 в ЕГЭ по профильной математике.
Совместная работа
Давайте начнём с решения задания 9 ЕГЭ по математике (профильный уровень) на совместную работу. Приведем простой пример, чтобы вы могли понять алгоритм.
Условие:
Мастер выполняет заказ на детали за 4 часа. Ученику, на выполнение такого же заказа, требуется уже 5 часов. За сколько часов выполнят девять таких заказов мастер и ученик, при условии, что они работают вместе?
Теперь о том, как решить 9 задание в ЕГЭ матем профиль:
Весь заказ обозначаем как Х деталей и делаем таблицу, вносим все известные данные.
мастер | ученик | вместе | |
объем работы | Х деталей | Х деталей | 9Х деталей |
время работы | 4 часа | 5 часов | ? |
производительность | Х/4 деталей в час | Х/5 дет./час | Х/4 + Х/5 = 9Х/20 дет./час |
Теперь производим не сложные подсчеты. Так как вместе мастер и ученик должны сделать 9Х деталей, тогда делим 9Х на 9Х/20 и получаем 20 часов.
Алгоритм решения 9 задания ЕГЭ по математике (профиль) понятен? Вот что вам стоит помнить: задачи на совместную работу решаются через производительность. Производительность при совместной работе равна сумме производительности каждого из рабочих.
Сплавы, смеси и растворы
Теперь немного о том, как решать 9 номер ЕГЭ по математике (профиль), если это задачи на концентрацию химических веществ. Чтобы вам было понятно, будем объяснять все на примере.
Дано:
В банке находится 5 литров 20% раствора вещества. Сколько литров 50% раствора того же вещества надо долить в банку, чтобы получился раствор 44% концентрации?
Переходим к разбору решения 9 задания ЕГЭ по профильной математике:
Объем вещества, который нужно долить в банку, обозначаем как Х. Исходя из этого, вносим все известные данные в таблицу.
первый раствор | второй раствор | оба раствора вместе | |
объем раствора | 5 литров | Х литров | 5 + Х литров |
концентрация | 20% | 50% | 44% |
объем вещества в растворе | 1 литр | 0,5Х литров | 1 + 0,5Х литров |
Итак, первый раствор имеет концентрацию 44%, соответственно, в нем 0,44(5+Х) литров вещества, это = 1 + 0,5Х литров.
Получаем такое уравнение: 0,44(5+Х) = 1 + 0,5Х.
Из чего следует ответ: Х = 1,2/0,06 = 20.
Движение
Это самый сложный блог, потому что типов задач здесь довольно много – круговое, с длинными телами, на среднюю скорость и так далее. Разобрать все варианты попросту невозможно – поэтому мы расскажем о самой важной теории по 9 заданию для ЕГЭ по математике.
- Средняя скорость – величина, равная отношению пути, пройдённого телом, ко времени, за которое этот путь был пройден;
- Если транспортное средство движутся из одной точки в противоположных направлениях, расстояние между ними равно половине длины окружности;
- Если транспортное средство движутся в одном направлении, необходимо узнать скорость опережения – для этого с большей скорости вычитается меньшая;
- Задачу на круговое движение можно представить на прямолинейном отрезке, развернув круговую трассу в прямую;
- В заданиях на движение по воде скорость по течению реки равна сумме собственной скорости транспортного средства и скорости течения реки;
- Чтобы найти скорость против течения, от собственной скорости транспортного средства нужно отнять скорость течения реки.
Подсказали, как решать 9 задание в ЕГЭ по профильной математике – напомним, что это одна из самых простых задач, которые встретятся вам на экзамене. Главное, не паникуйте, вспоминайте формулы и алгоритмы построения математических моделей – тогда все получится!
Структура профильного уровня ЕГЭ по математике
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий:
- 8 заданий первой части (задания 1–8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби
- 4 задания второй части (задания 9–12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби
- 7 заданий второй части (задания 13–19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий)
Задания первой части направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Посредством заданий второй части осуществляется проверка освоения математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне.
По уровню сложности задания распределяются следующим образом:
- задания 1–8 имеют базовый уровень
- задания 9–17 – повышенный уровень
- задания 18 и 19 относятся к высокому уровню сложности
При выполнении заданий с развернутым ответом части 2 экзаменационной работы в бланке ответов № 2 должны быть записаны полное обоснованное решение и ответ для каждой задачи.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части работы | Количество заданий | Максимальный первичный бал | Тип заданий |
1 часть | 8 | 8 | Краткий ответ |
2 часть | 11 | 24 | Развернутый ответ |
Итого | 19 | 32 |