Как найти равные потенциалы

В литературе описано несколько методов преобразования электрических цепей [1; 2; 3]. В этих статьях описаны и методы упрощения схем, имеющих точки равного потенциала. Но при решении подобных задач авторы обычно пишут так: «Из симметрии ветвей цепи видно, что точки В и D имеют равные потенциалы» [2], хотя эта видимость не совсем очевидна.

Рассмотрим способы нахождения точек одинакового потенциала более подробно. Пусть нам дана электрическая цепь, состоящая из сопротивлений R1, R2, …, R8 (рис. 1 а). Проведем через точки подключения цепи прямую АВ (рис. 1 б).

1 способ. Если схема содержит проводники с одинаковым сопротивлением, расположенные симметрично относительно определенной оси или плоскости, то концы этих проводников имеют одинаковый потенциал. При этом точки будут симметричными относительно прямой АВ, если равны сопротивления участков цепи между данными точками и любыми точками этой прямой.

Используя этой признак, можно сделать вывод, что точки С1 и С2 (рис. 1 б) будут симметричны относительно прямой АВ, если R1 = R2 (сопротивления между точкой А и С1 и между точкой А и С2 равны) и R5 = R6 (сопротивления между точкой В и С1 и между точкой В и С2 равны). Аналогично, точки С3 и С4 будут симметричны относительно прямой АВ, если R3 = R4 и R7 = R8.

рисунок 1а
а.
рисунок 1б
б.
Рис. 1.

2 способ. Точки имеют одинаковый потенциал, если равны отношения сопротивлений между данными точками и точками подключения.

Например, точки С1 и С2 (рис. 1 а) имеют одинаковый потенциал, если формула. Аналогично, точки С3 и С4 имеют одинаковый потенциал, если формула.

Покажем на примерах, как можно использовать эти способы для преобразования электрических цепей.

Метод объединения равнопотенциальных узлов:точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы.

Пример 1. Определите сопротивление электрической цепи (рис. 2), если: а) R1 = R3 = 2R, R2 = R4 = R, R5 = 3R; б) R1 = R4 = 2R, R2 = 4R, R3 = R, R5 = 5R.


Рис. 2.

а) Если провести через точки подключения прямую АВ (рис. 3 а), то равны сопротивления участков АС1 и АС2 (R1 = R3), и равны сопротивления участков ВС1 и ВС2 (R2 = R4). Следовательно, точки С1 и С2 симметричны относительно прямой АВ и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3, б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула

б) Если провести прямую АВ (рис. 3 а), то сопротивления участков АС1 и АС2 не равны формула, следовательно, точки С1 и С2 не симметричны относительно прямой АВ. НО точки С1 и С2имеют равные потенциалы, т.к.  .

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 3 б). Резисторы R1 и R3 соединены параллельно, и резисторы R2 и R4 – параллельно, участки 1/3 и 2/4 последовательно. Следовательно,

формула
формула
а

б
Рис. 3.

Пример 2. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В3 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.


Рис. 4.

Рис. 5.

Проведем через точки подключения прямую А1В3 (рис. 5). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2 и А1А4, и равны сопротивления (равны длины – диагонали) участков В3В1, В3А2 и В3А4. Следовательно точки В1, А2 и А4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3, А1В2 и А1В4, и равны сопротивления участков В3А3, В3В2 и В3В4. Следовательно точки А3, В2 и В4 симметричны относительно прямой А1В3 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 6). Три резистора R0 соединены параллельно между точками А1 и А2 (В1, А4), шесть резисторов R0 – параллельно между точками А2 (В1, А4) и А3 (В2, В4), три резистора R0 – параллельно между точками А3 (В2, В4) и В3, участки между этими точками соединены последовательно. Следовательно,

.

Рис. 6.

Пример 3. Найдите сопротивление проволочного куба между точками А1 и В2 (рис. 4). Сопротивление каждого ребра R0.

Проведем через точки подключения прямую А1В2 (рис. 7 а). Равны сопротивления (равны длины – ребра) участков А1В1, А1А2, и равны сопротивления (равны длины – ребра) участков В2В1, В2А2. Следовательно точки В1 и А2 симметричны относительно прямой А1В2 и имеют равные потенциалы. Равны сопротивления участков А1А3 и А1В4, и равны сопротивления участков В2А3 и В2В4. Следовательно, точки А3 и В4А1  симметричны относительно прямой В2 и имеют равные потенциалы.

Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 7 в или г).

Точки А2 и В4имеют равные потенциалы, т.к. . Точки с одинаковыми потенциалами можно соединять в узлы (рис. 7 д). Резисторы на участке А1А2 соединены параллельно, и резисторы на участке А2В2 – параллельно, а эти участки соединены последовательно. Следовательно,



а

б

в

г

д
Рис. 7.

Если возможно объединение двух равнопотенциальных узлов, то возможен и обратный переход.

Метод разделения узлов: узел схемы можно разделить на два или несколько узлов, если получившиеся при этом узлы имеют одинаковые потенциалы.

Обязательным условием при этом является проверка получившихся при разделении узлов на равенство потенциалов (симметричность или пропорциональность сопротивлений).

Пример 4. Найдите сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 8) сопротивлением R0 каждый.


Рис. 8.

Разделим узел в середине каркаса на два узла О1 и О2 так, как показано на рис. 9 а. Это можно сделать, так как точки О1 и О2 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1, AO2, и равны сопротивления участков BO1, BO2. Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 9 б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 9 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно  , аналогично  . Тогда общее сопротивление цепи равно  .

Обратите внимание. С точки зрения геометрии точки О3 и О4 симметричны относительно прямой а (рис. 9 г), но потенциалы этих точек не равны, т.к. сопротивления участков АО3 и АО4 не равны, а отношения сопротивлений участков АО3 и АО4 не равны отношению сопротивлений участков ВО3 и ВО4.


а

б

в

г
Рис. 9.

Пример 5. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. 10) сопротивлением R0 каждый.

Рис. 10.

Разделим узел в середине каркаса на три узла О1, О2 и О3 так, как показано на рис. 11 а. Это можно сделать, так как точки О1, О2 и О3 имеют равные потенциалы: равны сопротивления участков AO1 и BO1, участков AO2 и BO2, и участков AO3 и BO3, следовательно, отношения сопротивления этих участков равны.

Перерисуем схему в стандартный вид (рис. 11, б). Используя рекуррентный метод, схему можно упростить (рис. 11 в), т.к. сопротивление участка C1F1 равно , аналогично , сопротивление . Тогда общее сопротивление цепи равно



а

б

в
Рис. 11.

Литература

  1. Зильберман А. Расчет электрических цепей // Квант. – 1988. – № 8. – С. 30-34.
  2. Петросян В.Г., Долгополова Л.В., Лихицкая И.В. Методы расчета резисторных схем постоянного тока // Физика. – 2002. – № 14, 18, 22.
  3. Хацет А. Методы расчета эквивалентных сопротивлений // Квант. – 1972. – № 2. – С. 54-59.

Введение

Решение задач — неотъемлемая часть обучения
физике, поскольку в процессе решения задач
происходит формирование и обогащение физических
понятий, развивается физическое мышление
учащихся и совершенствуется их навыки
применения знаний на практике.

В ходе решения задач могут быть поставлены и
успешно реализованы следующие дидактические
цели:

  • Выдвижение проблемы и создание проблемной
    ситуации;
  • Обобщение новых сведений;
  • Формирование практических умений и навыков;
  • Проверка глубины и прочности знаний;
  • Закрепление, обобщение и повторение материала;
  • Реализация принципа политехнизма;
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Наряду с этим при решении задач у школьников
воспитываются трудолюбие, пытливость ума,
смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес
к учению, воля и характер, упорство в достижении
поставленной цели. Для реализации перечисленных
целей особенно удобно использовать
нетрадиционные задачи.

§1. Задачи по расчету электрических
цепей постоянного тока

По школьной программе на рассмотрение данной
темы очень мало отводится времени, поэтому
учащиеся более или менее успешно овладевают
методами решения задач данного типа. Но часто
такие типы задач встречаются олимпиадных
заданиях, но базируются они на школьном курсе.

К таким, нестандартным задачам по расчету
электрических цепей постоянного тока можно
отнести задачи, схемы которых:

1) содержат большое число элементов –
резисторов или конденсаторов;

2) симметричны;

3) состоят из сложных смешанных соединений
элементов.

В общем случае всякую цепь можно рассчитать,
используя законы Кирхгофа. Однако эти законы не
входят в школьную программу. К тому же, правильно
решить систему из большого числа уравнений со
многими неизвестными под силу не многим учащимся
и этот путь не является лучшим способом тратить
время. Поэтому нужно уметь пользоваться
методами, позволяющими быстро найти
сопротивления и емкости контуров.

§2. Метод эквивалентных схем

Метод эквивалентных схем заключается в том, что
исходную схему надо представить в виде
последовательных участков, на каждом из которых
соединение элементов схемы либо
последовательно, либо параллельно. Для такого
представления схему необходимо упростить. Под
упрощением схемы будем понимать соединение или
разъединение каких-либо узлов схемы, удаление
или добавление резисторов, конденсаторов,
добиваясь того, чтобы новая схема из
последовательно и параллельно соединенных
элементов была эквивалентна исходной.

Эквивалентная схема – это такая схема, что при
подаче одинаковых напряжений на исходную и
преобразованную схемы, ток в обеих цепях будет
одинаков на соответствующих участках. В этом
случае все расчеты производятся с
преобразованной схемой.

Чтобы начертить эквивалентную схему для цепи
со сложным смешанным соединением резисторов
можно воспользоваться несколькими приемами. Мы
ограничимся рассмотрением в подробностях лишь
одного из них – способа эквипотенциальных узлов.

Этот способ заключается в том, что в
симметричных схемах отыскиваются точки с
равными потенциалами. Эти узлы соединяются между
собой, причем, если между этими точками был
включен какой-то участок схемы, то его
отбрасывают, так как из-за равенства потенциалов
на концах ток по нему не течет и этот участок
никак не влияет на общее сопротивление схемы.

Таким образом, замена нескольких узлов равных
потенциалов приводит к более простой
эквивалентной схеме. Но иногда бывает
целесообразнее обратная замена одного узла

несколькими узлами с равными потенциалами, что
не нарушает электрических условий в остальной
части.

Рассмотрим примеры решения задач эти методом.

З а д а ч а №1

Рассчитать сопротивление между точками А и В
данного участка цепи. Все резисторы одинаковы и
их сопротивления равны r.

Решение:

В силу симметричности ветвей цепи точки С И Д
являются эквипотенциальными. Поэтому резистор
между ними мы можем исключить. Эквипотенциальные
точки С и Д соединяем в один узел. Получаем очень
простую эквивалентную схему:

Сопротивление которой равно:

RАВ=Rac+Rcd=r*r/r*r+r*r/r+r=r.

З а д а ч а № 2

Решение:

В точках F и F` потенциалы равны, значит
сопротивление между ними можно отбросить.
Эквивалентная схема выглядит так:

Сопротивления участков DNB;F`C`D`; D`, N`, B`; FCD равны
между собой и равны R1:

1/R1=1/2r+1/r=3/2r

R1=2/3*r

С учетом этого получается новая эквивалентная
схема:

Ее сопротивление и сопротивление исходной цепи
RАВ равно:

1/RАВ=1/r+R1+R1+1/r+R1+R1=6/7r

RАВ=(7/6)*r.

З а д а ч а № 3.

Решение:

Точки С и Д имеют равные потенциалы.
Исключением сопротивление между ними. Получаем
эквивалентную схему:

Искомое сопротивление RАВ равно:

1/RАВ=1/2r+1/2r+1/r=2/r

RАВ=r/2.

З а д а ч а № 4.

Решение:

Как видно из схемы узлы 1,2,3 имеют равные
потенциалы. Соединим их в узел 1. Узлы 4,5,6 имеют
тоже равные потенциалы- соединим их в узел 2.
Получим такую эквивалентную схему:

Сопротивление на участке А-1, R 1-равно
сопротивлению на участке 2-В,R3 и равно:

R1=R3=r/3

Сопротивление на участке 1-2 равно: R2=r/6.

Теперь получается эквивалентная схема:

Общее сопротивление RАВ равно:

RАВ= R1+ R2+ R3=(5/6)*r.

З а д а ч а № 5.

Решение:

Точки C и F-эквивалентные. Соединим их в один
узел. Тогда эквивалентная схема будет иметь
следующий вид:

Сопротивление на участке АС:

Rас=r/2

Сопротивление на участке FN:

RFN =

Сопротивление на участке DB:

RDB =r/2

Получается эквивалентная схема:

Искомое общее сопротивление равно:

RAB= r.

Задача №6

Решение:

Заменим общий узел О тремя узлами с равными
потенциалами О, О1 , О2. Получим
эквивалентную систему:

Сопротивление на участке ABCD:

R1=(3/2)*r

Сопротивление на участке A`B`C`D`:

R2= (8/3)*r

Сопротивление на участке ACВ

R3 = 2r.

Получаем эквивалентную схему:

Искомое общее сопротивление цепи RAB
равно:

RAB= (8/10)*r.

Задача №7.

Решение:

“Разделим” узел О на два эквипотенциальных
угла О1 и О2. Теперь схему можно
представить, как параллельные соединение двух
одинаковых цепей. Поэтому достаточно подробно
рассмотреть одну из них:

Сопротивление этой схемы R1 равно:

R1 = 3r

Тогда сопротивление всей цепи будет равно:

RAB = (3/2)*r

З а д а ч а №8

Решение:

Узлы 1 и 2 – эквипотенциальные, поэтому соединим
их в один узел I. Узлы 3 и 4 также эквипотенциальные
– соединимих в другой узел II. Эквивалентная
схема имеет вид:

Сопротивление на участке A- I равно
сопротивлению на участке B- II и равно:

RI =

Сопротивление участка I-5-6- II равно:

RII = 2r

Cопротивление участка I- II равно:

RIII =

Получаем окончательную эквивалентную схему:

Искомое общее сопротивление цепи RAB=(7/12)*r.

З а д а ч а №9

В ветви ОС заменим сопротивление на два
параллельно соединенных сопротивления по 2r.
Теперь узел С можно разделить на 2
эквипотенциальных узла С1 и С2.
Эквивалентная схема в этом случае выглядит так:

Сопротивление на участках ОСIB и DCIIB
одинаковы и равны, как легко подсчитать 2r. Опять
чертим соответствующую эквивалентную схему:

Сопротивление на участке AOB равно
сопротивлению на участке ADB и равно (7/4)*r. Таким
образом получаем окончательную эквивалентную
схему из трех параллельно соединенных
сопротивлений:

img25.gif (1622 bytes)

Ее общее сопротивление равно RAB= (7/15)*r

З а д а ч а № 10

Точки СОD имеют равные потенциалы – соединим их
в один узел ОI .Эквивалентная схема
изображена на рисунке :

Сопротивление на участке А ОI равно . На участке
ОIВ сопротивление равно .Получаем совсем
простую эквивалентную схему:

ЕЕ сопротивление равно искомому общему
сопротивлению

RAB=(5/6)*r

Задачи № 11 и № 12 решаются несколько иным
способом, чем предыдущие. В задаче №11 для ее
решения используется особое свойство
бесконечных цепей, а в задаче № 12 применяется
способ упрощения цепи.

Задача № 11

Решение

Выделим в этой цепи бесконечно повторяющееся
звено, оно состоит в данном случае из трех первых
сопротивлений. Если мы отбросим это звено, то
полное сопротивление бесконечной цепи R не
измениться от этого , так как получится точно
такая же бесконечная цепь. Так же ничего не
измениться, если мы выделенное звено подключим
обратно к бесконечному сопротивлению R, но при
этом следует обратить внимание , что часть звена
и бесконечная цепь сопротивлением R соединены
параллельно. Таким образом получаем
эквивалентную схему :

Получается уравнения

RAB=2ч +

RAB = R

Решая систему этих уравнений, получаем:

R=ч (1+ ).

§3. Обучение решению задач по расчету
электрических цепей способом эквипотенциальных
узлов

Задача – это проблема, для разрешения которой
ученику потребуются логические рассуждения и
выводы. Строящиеся на основе законов и методов
физики. Таким образом, с помощью задач происходит
активизация целенаправленного мышления
учащихся.

В то же время. Теоретические знания можно
считать усвоенными только тогда, когда они
удачно применяются на практике. Задачи по физике
описывают часто встречающиеся в жизни и на
производстве проблемы, которые могут быть решены
с помощью законов физики и, если ученик успешно
решает задачи, то можно сказать, что он хорошо
знает физику.

Для того, чтобы ученики успешно решали задачи,
недостаточно иметь набор методов и способов
решения задач, необходимо еще специально учить
школьников применению этих способов.

Рассмотрим план решения задач по расчету
электрических цепей постоянного тока методом
эквипотенциальных узлов.

  1. Чтение условия.
  2. Краткая запись условия.
  3. Перевод в единицы СИ.
  4. Анализ схемы:
    1. установить, является ли схема симметричной;
    2. установить точки равного потенциала;
    3. выбрать, что целесообразнее сделать –
      соединить точки равных потенциалов или же,
      наоборот, разделить одну точку на несколько
      точек равных потенциалов;
    4. начертить эквивалентную схему;
    5. найти участки только с последовательным или
      только с параллельным соединением и рассчитать
      общее сопротивление на каждом участке по законам
      последовательного и параллельного соединения;
    6. начертить эквивалентную схему, заменяя участки
      соответствующими им расчетными сопротивлениями;
    7. пункты 5 и 6 повторять до тех пор, пока не
      останется одно сопротивление, величина которого
      и будет решением задачи.
  5. Анализ реальности ответа.

Подробнее об анализе схемы

а) установить, является ли схема симметричной.

Определение. Схема симметрична, если одна ее
половина является зеркальным отражением другой.
Причем симметрия должна быть не только
геометрической, но должны быть симметричны и
численные значения сопротивлений или
конденсаторов.

Примеры:

1)

Схема симметричная, так как ветви АСВ и АДВ
симметричны геометрически и отношение
сопротивления на одном участке АС:АД=1:1 такое же,
как и на другом участке СД:ДВ=1:1.

2)

Схема симметричная, так как отношение
сопротивлений на участке АС:АД=1:1 такое же, как и
на другом участке СВ:ДВ=3:3=1:1

3)

Схема не симметрична, так как отношения
сопротивлений численно

не симметричны -1:2 и 1:1.

б) установить точки равных потенциалов.

Пример:

Из соображений симметрии делаем вывод, что в
симметричных точках потенциалы равны. В данном
случае симметричными точками являются точки С и
Д. Таким образом, точки С и Д – эквипотенциальные
точки.

в) выбрать, что целесообразно сделать –
соединить точки равных потенциалов или же,
наоборот, разделить одну точку на несколько
точек равных потенциалов.

Мы видим в этом примере, что между точками
равных потенциалов С и Д включено сопротивление,
по которому ток не будет течь. Следовательно, мы
можем отбросить это сопротивление, а точки С и Д
соединить в один узел.

г) начертить эквивалентную схему.

Чертим эквивалентную схему. При этом получаем
схему с соединенными в одну точку точками С и Д.

д) найти участки только с последовательным или
только с параллельным соединением и рассчитать
общее сопротивление на каждом таком участке по
законам последовательного и параллельного
соединения.

Из полученной эквивалентной схемы видно, что на
участке АС мы имеем два параллельно соединенных
резистора. Их общее сопротивление находится по
закону параллельного соединения:

1/ Rобщ=1/R1+1/R2+1/R3+…

Таким образом 1/RAC=1/r+1/r=2/r,откуда RAC= r/2.

На участке СВ картина аналогичная:

1/RCB= 1/r+1/r =2/r, откуда RCB=r/2.

е)начертить эквивалентную схему, заменяя
участки соответствующими им расчетными
сопротивлениями.

Чертим эквивалентную схему подставляя в нее
рассчитанные сопротивления участков RAC и RCB:

ж)пункты д) и е) повторять до тех пор, пока
останется одно сопротивление, величина которого
и будет решением задачи.

Повторяем пункт д): на участке АВ имеем два
последовательно соединенных сопротивления. Их
общее сопротивление находим по закону
последовательного соединения:

Rобщ= R1+R2+R3+… то есть, RAB=RAC+RCB = r/2+r/2 =2r/2 = r.

Повторяем пункт е): чертим эквивалентную
схему:

Мы получили схему с одним сопротивлением,
величина которого равна сопротивлению исходной
схемы. Таким образом, мы получили ответ RAB = r.

Далее, для проверки усвоения данного материала
можно учащимся предложить задания для
самостоятельной работы, взятые из
дидактического материала. (см. приложение)

Литература


  1. Балаш. В.А. задачи по физике и методы их решения. —
    М: Просвещение,1983.
  2. Лукашик В.И. Физическая олимпиада.- М:
    Просвещение, 2007
  3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных
    умений и навыков учащихся на уроках физики.- М:
    Просвещение,1988
  4. Хацет А. Методы расчета эквивалентных схем
    //Квант.
  5. Чертов А. Г. Задачник по физике. – М.: Высшая
    школа,1983
  6. Зиятдинов Ш.Г., Соловьянюк С.Г. (методические
    рекомендации) г. Бирск,1994г
  7. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические
    материалы. Москва, “Дрофа”, 2004г

          

Методы расчета резисторных схем постоянного тока

1.3.2. Метод объединения равнопотенциальных узлов

Задача 9. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. а) сопротивлением R каждый.

Решение. Точки 2, 3, 5 совершенно равнозначны и имеют одинаковые потенциалы, т.к. расположены симметрично относительно оси АВ, так что токи, идущие по ветвям 1-2, 1-3, 1-5 равны. Аналогично точки 4, 6 и 7 также имеют одинаковые потенциалы. Объединим точки с равными потенциалами и получим простую схему (рис. б)

из трех последовательных звеньев с параллельными резисторами. Общее сопротивление цепи равно 5R/6.

Задача 10. Найти сопротивление цепи, которая представляет собой каркас из одинаковых отрезков проволоки (рис. а) сопротивлением R каждый.

Решение. Преобразуем схему (рис. б).

Из ее симметрии следует, что потенциалы точек 4 и 6; 3 и 5 попарно равны, что позволяет объединить попарно узлы 4 и 6, 3 и 5 и получить сначала схему, изображенную на рис. в, а затем изображенную на рис. г.

Легко видеть, что общее сопротивление цепи АВ равно 7R/12.


1.1. Шаговый (рекуррентный) метод

1.2. Метод преобразования

1.3. Метод равнопотенциальных узлов

1.3.1. Метод исключения «пассивных» участков цепи

1.3.2. Метод объединения равнопотенциальных узлов

1.3.3. Метод разделения узлов

1.3.4. Метод расщепления ветвей

1.4.1 Расчет эквивалентных сопротивлений линейных бесконечных цепей

1.4.2. Расчет эквивалентных сопротивлений плоскостных бесконечных цепей

1.4.3. Расчет эквивалентных сопротивлений объемных бесконечных цепей

2. Расчет цепей по правилам Кирхгофа

3. Преобразование и расчет цепей с помощью перехода «звезда» — «треугольник»

$begingroup$

Lately, I’ve been reading about techniques to reduce networks and find their equivalent resistance/capacitance. While doing this, I came across the cube resistance problem and many other problems (eg. resistors on tetrahedron etc.), where the authors have argued that certain points on the figure have the same potential. But, none of them have explained a procedure which would allow one to use this technique for other problems. So I’ve two questions:

  1. Does the figure need to be symmetrical in some manner if one has to use this technique?

  2. How should one go about finding points with the same potential?

I’ve tried a couple of things: Suppose that we were required to find the equivalent resistance across the main diagonal of a cube. Then usually I would distribute the currents and look for branches carrying the same current. From this, I would try to deduce the points having the same potential. But of course, this technique hasn’t worked so any hints or suggestions will be valuable.

claws's user avatar

claws

7,02519 gold badges44 silver badges57 bronze badges

asked Aug 13, 2016 at 19:26

Student's user avatar

$endgroup$

$begingroup$

The general idea is to find and exploit symmetries in the network. A symmetry means that if you change something about the problem, it remains the same.
Generalized method for dealing with circuit involving symmetry? links to a basic introduction to a formal procedure for identifying the symmetries of the network, and the effect these symmetries have on the relation between the inputs and outputs of the circuit. However, in many cases the symmetries are most easily identified visually from a diagram of the circuit.

For example, the following infinite ladder of resistors looks exactly the same if you add another «unit» at the front. This suggests a method of finding the total resistance $R_infty$ which is the same as $R$ in series with $R$ || $R_infty$ :
$$R_infty=R+frac{R_infty R}{R_infty+R}$$
This is a quadratic equation which can be solved to find $R_infty$.
ladder

In your cube problem, resistors $a$, $b$ and $c$ are in equivalent positions — ie if you rotate the cube about an axis through AB you can replace $ato bto cto a$ without making any difference to the resistance between A and B. This symmetry means that the points marked $alpha$ are all at the same potential, as are those marked $beta$.

cube-1

Without affecting the circuit we can connect wires between the points marked $alpha$ — and likewise between those marked $beta$ — because no current will flow through them. The cube is then equivalent to the following series of parallel resistors :

cube-2

http://www.rfcafe.com/miscellany/factoids/kirts-cogitations-256.htm

answered Aug 13, 2016 at 22:27

sammy gerbil's user avatar

sammy gerbilsammy gerbil

26.9k6 gold badges34 silver badges70 bronze badges

$endgroup$

$begingroup$

Points which are connected by an ideal wire — which means anything that can carry a current with zero resistance — will be at the same potential. This is a direct consequence of Ohm’s law, $Delta V = IR$. A section of ideal wire is basically a resistor with zero resistance. If $R = 0$ for this resistor/wire, then $Delta V = 0$, meaning that the change in potential across the resistor/wire is zero.

Other than that, there aren’t really any shortcuts; you have to solve the equations. (You can sometimes recognize a symmetry in the circuit design or something which makes it obvious that the equations will tell you two points are at the same potential. But I’m not counting that, since it’s not a general technique.)

answered Aug 13, 2016 at 19:46

David Z's user avatar

David ZDavid Z

75.1k26 gold badges179 silver badges283 bronze badges

$endgroup$

2

$begingroup$

In general one can solve all such circuits with a method called «modified nodal analysis» (https://en.wikipedia.org/wiki/Modified_nodal_analysis) which reduces the circuit to a set of linear equations represented by a matrix. This has been automated in circuit simulation software. If you want to try this for yourself, Linear Devices has a free software called LTSpice: http://www.linear.com/designtools/software/#LTspice that works very nicely.

LTSpice will, of course, only give you a numerical result, rather than solve the equations explicitly. This is enough for engineering purposes, but if you want to perform a real analysis of a circuit, you would have to solve the actual equations formally.

For purely linear circuits there are a few software tools that can actually simplify the formal equations for you, but you still end up with a set of linear equations that has no simple solutions other than in terms of matrices and their determinants, inverses and characteristic polynomials.

answered Aug 13, 2016 at 20:34

CuriousOne's user avatar

CuriousOneCuriousOne

16.2k3 gold badges31 silver badges47 bronze badges

$endgroup$

Уравнением линии
равного потенциала является уравнение
окружности с радиусом:

.

И координатами
центра окружности

;

;

.


— расстояние от электрической оси,
расположенной справа от оси OY
до произвольной точки на линии равного
потенциала;


— то же для оси слева от OY
.

Таким образом,
если найдено К, то для каждой линии
равного потенциала могут быть вычислены


и радиус
,


- порядковый номер линии.

Расчёт

производится следующим образом, пусть
Uo
заданная разность потенциала между
электрическими осями, тогда:

где
;

При
условии, что ΔU
= const,
имеем В = const,
т.е. число К при возрастании порядкового
номера линий изменяются в геометрической
прогрессии:

В
нашем случае:

;

Если счет линий
выполнять слева направо, из рис.1 следует:

м;

м;

;

м;

м;

;

Определим В, имея
ввиду, что по условию n-1=10

.

Дальнейший расчет,
связанный с определением радиусов и
координат центра эквивалентных
окружностей, сводим в таблицу.

Таблица 1.1 Расчет
линий равного потенциала

(м)

(м)

1

17,67

0,113

-0,085

2

9,95

0,017

-0,086

3

5,62

0,031

-0,089

4

3,15

0,059

-0,102

5

1,77

0,139

-0,163

6

0,99

8,34

8,3

7

0,56

0,138

0,157

8

0,32

0,060

0,102

9

0,18

0,031

0,089

10

0,10

0,0169

0,085

11

0,057

0,0096

0,084

Радиусы первой и
последней линии равны радиусам цилиндров.

    1. Построение линий равного потенциала

По данным таблицы
1 и с учетом результатов расчета по
пункту 1.1 производится построение линий
равного потенциала. Построение
производится на миллиметровой бумаге
формата А3 (297*420 мм) для первой схемы в
масштабе 1:1, для второй в масштабе 1:2. На
чертеже должны быть нанесены все основные
величины, полученные при расчете.

1.4 Расчет линий напряжённости е поля

Уравнение любой
линии Е поля является уравнением дуги
окружности, пересекающейся с электрическими
осями с координатами центра:

;

,

где β – угол между
линиями соединяющими точку пересечения
κ-той линии напряженности Е с плоскостью
нулевого потенциала с электрическими
центрами цилиндров.

Линии Е поля должны
быть построены так, чтобы весь поток Е
был поделён ими на равное целое число
трубок. Для этого, при переходе от любой
линии Е к соседней необходимо изменить
угол β на постоянную величину
.

Вычисление

:

За начальную линию
Е принимают линию, соединяющую
электрические оси. Угол для неё равен:

.

Вторую линию строят
(от руки) таким образом, чтобы в результате
пересечения обеих линий с эквипотенциальной
линией получался квадрат.

Соединяя любую
точку отрезка второй линии, являющегося
верхней стороной квадрата, с электрическими
осями находят угол β2
и вычисляют
:

Поскольку
диапазон изменения
,
то число линий Е поля:

Полученный
результат округляется до ближайшего
целого чётного
.

После
этого уточняется
:

;;.

Округляем
до ближайшего чётного числа;

;

Расчет координат


сведен в таблицу
1.2.

Таблица 1.2 Расчет
линий напряженности поля

κ

,
(м)

,
(м)

1

0

2

36

0,115

0,142

3

72

0,027

0,088

4

108

-0,027

0,088

5

144

-0,115

0,142

6

180

Начиная с 1800
значения

будут повторяться
по величине и знаку.

1.5 Построение
линий напряжённости

Построение
выполняется в соответствии с таблицей
1.2 и пунктом 1.3. Линии Е проводятся в виде
дуг окружностей, пересекающихся с
электрическими осями. В результате
получаем полную картину поля в форме
ортогональной сетки.

2 Определение
точки с максимальной Е

2.1 Аналитический
расчет:


в той точке, где

,
исследуя картину поля можно показать,
что точка с максимальной Е принадлежит
линии соединяющей оси и имеет координаты

;


т.е. находится на поверхности левого
(меньшего) цилиндра:

В/м.

2.2 Расчет Еmax
по картине поля:

При известной
величине приращения

потенциала, максимальное значение Е
поля:

,

будет в точке
.

Этому значению
соответствует отрезок линии, соединяющий
электрические оси, ограниченный с одной
стороны следом поверхности меньшего
цилиндра, с другой – соседней линией
равного потенциала:

В/м.

3 Расчет и
построение кривой распределения заряда
по периметру.

3.1 Аналитический
расчет

Граничное условие
для поля в диэлектрике на поверхности
проводника может быть записано:

здесь
.


- плотность электрического заряда на
поверхности проводника;


— угол, отсчитываемый по периметру
цилиндра от оси ОХ в направлении против
часовой стрелки.

Величина
приращения

выбирается из условия:


— целое число.

В
данном случае

(таблица 3.1)

3.2 Расчет по
картине поля

ΔU=U0/10


– определяется
длиной средней нормали, проведённой
между линиями Е поля к поверхности
цилиндра. Данные расчёта сводятся в
таблицу 3.1.

По
данным пунктов 3.1, 3.2. строятся кривые
(рис. 3.) распределения заряда по периметру
цилиндра. После построения кривых

необходимо провести их анализ и сделать
вывод.

Таблица 3.1

,
град

,
Кл/м2

,
м

,
Кл/м2

0

0,0074

0,005

0,0071

20

0,0073

0,0051

0,0069

40

0,0070

0,0054

0,0066

60

0,0066

0,0059

0,0060

80

0,0062

0,0061

0,0058

100

0,0058

0,0063

0,0056

120

0,0054

0,0070

0,0051

140

0,0051

0,0075

0,0047

160

0,0050

0,0079

0,0045

180

0,0049

0,0081

0,0044

200

0,0050

0,0079

0,0045

220

0,0051

0,0075

0,0047

240

0,0054

0,0070

0,0051

260

0,0058

0,0063

0,0056

280

0,0062

0,0061

0,0058

300

0,0066

0,0059

0,0060

320

0,0070

0,0054

0,0066

340

0,0073

0,0051

0,0069

360

0,0074

0,0050

0,0071

Рис.3
— Кривые распределения заряда по периметру
цилиндра

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Как найти свой уин на госуслугах
  • Как самой исправить сколиоз
  • Как составить предложение со словом президент
  • Как найти невесту для сына молитвы
  • Как найти период резонанс

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии