2 сентября 2020История
Каким образом археологи поняли, что перед ними именно Помпеи? Как шутливая надпись на стене в ремонтируемом доме помогла изменить датировку извержения Везувия? И почему древние римляне стирали одежду с помощью мочи? Рассказывает Александр Бутягин, автор курса лекций о легендарных Помпеях и их трагической гибели
Раскопки Помпей, погибших во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры, начались еще в 1748 году. За десять лет до этого археологи приступили к раскопкам расположенного неподалеку Геркуланума. Кроме того, были открыты десятки засыпанных пеплом вилл — самые известные из них находятся в Оплонтисе и Стабиях. Раскопки велись с различной интенсивностью, ненадолго прерывались во время череды войн и политических потрясений, но продолжали приносить новые и новые открытия, которые оказали серьезное влияние не только на изучение античных древностей, но и на всю европейскую культуру. За это время были обнаружены сотни построек, открыты тысячи квадратных метров росписей и надписей на стенах домов, сделаны сотни тысяч находок. Некоторые из них дали ученым бесценные новые данные, другие позволили по-новому посмотреть на известные факты, третьи привели к многолетним кропотливым исследованиям. Это интереснейшая история озарений, ошибок и восстановления истины, характерная для любой настоящей науки. Мы выбрали для вас несколько находок, которые помогут ярко осветить некоторые детали этой увлекательной истории.
1. Надпись Тита Сведия Клемента. Помпеи,
69–79 годы нашей эры
Трудно сейчас поверить, но исследователи не сразу сообразили, что они копают Помпеи. Поля, дома и виноградники настолько изменили местность в районе холма Чивита, что очертания древнего города совершенно не угадывались. Раскопки здесь начались потому, что местные жители часто находили древние вещи. Начальник экспедиции, испанский военный инженер Рокко Хоакин де Алькубьерре, не слишком разбирался в древней истории окрестностей Везувия и был уверен, что начал раскопки Стабий — богатых вилл римской аристократии. Не помогли и найденные надписи с названием города: их интерпретировали как связанные с виллой знаменитого союзника, а потом врага Юлия Цезаря — Гнея Помпея.
Через 15 лет после начала раскопок, в 1763 году, возле Геркуланумских ворот была найдена каменная плита с вырезанной на ней красной надписью. Она гласила:
«В силу полномочий, предоставленных ему императором Веспасианом Цезарем Августом, Тит Сведий Клемент, трибун, исследовав обстоятельства и приняв меры, вернул жителям Помпеи общественные места, незаконно присвоенные частными лицами».
Клемент был известным политическим деятелем императорской эпохи: его имя упоминает историк Тацит, также оно встречается в других надписях. Упоминание жителей Помпей однозначно позволило определить открытые развалины как принадлежащие именно этому погибшему городу. Ученые отказались от мысли, что под холмом лежат развалины Стабий, а древний город вернул себе название, потерянное на тысячелетия. Позже еще три такие надписи были найдены перед другими воротами города, но особое значение для науки имело открытие именно первой из них.
целый курс про помпеи!
Помпеи до и после извержения Везувия
Четыре лекции археолога Александра Бутягина
2. Каменные ручные мельницы. Помпеи,
I век нашей эры
Журналисты и их аудитория обычно интересуются находкой сокровищ, а настоящих ученых больше всего привлекают предметы, связанные с производством. Нет ничего интереснее, чем узнавать, как и что делали в древности. Довольно хорошо известно, как пекли хлеб — об этом писали древнеримские авторы, — но только Помпеи позволили представить этот процесс от начала до конца. Были найдены помещения пекарен с печами, в одной из которых даже сохранились сгоревшие буханки. Внутри пекарен были расположены одно или несколько необычных устройств из серого прочного камня. Нижняя их часть представляла собой толстую колонну, завершавшуюся сверху конусом, на который ставилась верхняя часть, напоминавшая песочные часы, с отверстием на всю длину. Еще два квадратных отверстия находились по бокам. Оказалось, что это ручные мельницы. Зерно привозили в мешках прямо в пекарню, а там уже мололи муку, из которой замешивали тесто. Зерно засыпали в верхнюю часть мельницы, как в воронку, а в боковые отверстия вставляли каменные брусья, которые позволяли вращать ее вокруг своей оси. Для хорошей работы требовалось по работнику с каждой стороны. Уже в XX веке одну из ручных мельниц восстановили, добавив нужные части, после этого она стала исправно молоть зерно, как будто и не прошло 2000 лет. Так ученые узнали точную производительность античных мельниц, а также то, сколько муки помпейские пекари использовали для изготовления хлеба.
3. Надпись углем на стене дома. 79 год нашей эры
Казалось бы, в городе, где найдено множество вещей из драгоценных металлов и бронзы, мраморных статуй и прочих сокровищ античной культуры, открытие сделанной углем маленькой надписи никак не может стать сенсацией, но не в этом случае. В последние годы археологи впервые за несколько десятилетий проводили масштабные раскопки в северной части Помпей. В 2018 году здесь был раскопан Дом с садом. Извержение вулкана застало его в момент ремонта: в одной из комнат на стену уже успели нанести белую штукатурку, но еще не приступили к росписи красками. Небольшая шутливая надпись содержит дату — шестнадцатый день до ноябрьских календ, что соответствует 17 октября. Согласно письмам свидетеля извержения Везувия Плиния Младшего, считалось, что оно произошло 24 августа 79 года нашей эры. Однако ученые уже давно заметили, что на жертвах извержения — теплая одежда, а в домах стоят жаровни. Кроме того, во время раскопок были найдены следы гранатов, которые созревают в сентябре. Так как в доме проходил ремонт, а надпись была сделана недолговечным углем, можно предположить, что она не могла появиться за год до извержения или еще раньше. Значит, оно произошло не раньше второй половины октября, а возможно, даже в ноябре. Всего лишь одна небольшая надпись на стене заставила сдвинуть известную ученым дату извержения на два или три месяца.
9 эротических фресок из Помпей
Как украшали стены своих домов жители города, погибшего при извержении Везувия
4. Скелеты под арками. Геркуланум
Еще раньше Помпей погиб небольшой приморский город Геркуланум: в начале первой ночи извержения Везувия он был уничтожен газом и пеплом. Городок находился недалеко от уцелевшего Неаполя, и долгое время считалось, что почти все жители успели сбежать. Находки костей погибших людей были столь редки, что один из раскопанных домов, в котором сохранились останки, даже назвали Домом cкелета. В 1980 году, чтобы отвести от раскопок воду, решили проложить канал и раскопать линию берега к западу от города. Во время этих работ были обнаружены небольшие помещения, которые назвали арками: эти открытые к морю одинаковые комнаты имели сводчатое завершение. Некоторые из них, возможно, служили лодочными сараями, хотя остатков лодок обнаружить не удалось. Зато в комнатах и рядом на берегу было найдено более 300 скелетов горожан и даже морского офицера. Эти находки позволили узнать множество фактов о жителях Геркуланума, уточнить причины их гибели и скорректировать картину извержения Вулкана. Кроме того, на берегу нашли лодку с рыбацким снаряжением, деревянные потолки с цветной раскраской и многое другое. Исследования в арках периодически продолжаются, и ученые не устают умножать и уточнять полученные данные.
5. Геркуланумский крест. Геркуланум, I век нашей эры
В январе 1938 года знаменитый археолог Амедео Маюри продолжал раскопки богатого дома, который он назвал Домом двухсотлетия в честь двухвекового юбилея начала раскопок Геркуланума. Нужно сказать, что из-за высокой температуры потока газа и большой толщины пепла, накрывшего город, органические вещества сохранились здесь лучше, чем в Помпеях и других погибших городах. На втором этаже здания Маюри удалось открыть небольшую комнату, на стене которой четко выделялось изображение четырехконечного креста. Радости археолога не было предела — он открыл тайную молельню, относящуюся к первому веку развития религии. Таких свидетельств по истории раннего христианства крайне мало, к тому же они невыразительны, а тут — целая комната! Возле стены были найдены остатки небольшого деревянного шкафчика и глиняная посуда, в том числе амфора для вина. Шкаф, рассудил Маюри, служил алтарем, а амфора и прочая посуда использовались для евхаристии. В католической Италии эта находка была воспринята с небывалым энтузиазмом, а фотографии комнаты широко разошлись по христианскому миру. До сих пор их можно встретить в различных публикациях религиозных деятелей о ранних последователях Христа. Отсутствие самого креста (от него остался только след на стене) объяснялось тем, что христианин был арестован и наказан, а деревянный крест выломан. Между тем в 1977 году недалеко от Боскореале Боскореале — итальянский город в двух километрах к северу от Помпей. была открыта небольшая вилла, получившая название вилла Реджина. В одной из комнат сохранились следы прибитых к стене полок, одна из которых оставила точно такой же крестообразный след. То, что Маюри принял за крест, было всего лишь следом хорошо укрепленной полки. Бывают археологические открытия, а бывают, если так можно сказать, «археологические закрытия», но и они являются результатом многолетнего внимательного труда ученых.
6. Фреска с танцем фуллонов. Фуллоника Луция Верания Гипсея. Помпеи, I век нашей эры
Яркие фрески, в изобилии сохранившиеся на стенах домов Помпей, также позволили открыть много секретов античной цивилизации. Сюжеты некоторых изображений совершенно уникальны. В 1820-х годах при раскопках квартала, расположенного в западной части города, была найдена древняя прачечная — фуллоника. Необходимость в таких предприятиях появилась в последние десятилетия существования Помпей: предприимчивые граждане покупали жилые дома и перестраивали их сообразно производственным нуждам. В перистильном дворе прачечной был обнаружен фонтан, расположенный между двумя столбами — пилонами. На одном из них сохранилось изображение различных этапов работы фуллоники: отжим белья при помощи пресса, очистка и сушка. Особенно интересна сцена процесса стирки, так называемого «танца фуллонов»: стиркой в римское время занимались исключительно мужчины, так как это требовало серьезной физической силы. В качестве чистящего средства обычно использовалась человеческая моча, которую прямо на улице собирали в амфоры, своеобразные писсуары. Мочу смешивали с водой, заливали в таз, куда помещалась ткань. После этого фуллон ставил таз между двух невысоких стенок, на которые опирался руками, и начинал ногами взбалтывать жидкость и мять ткань, как своеобразная живая стиральная машина. Древние писатели свидетельствуют, что качество стирки было очень высоким. Конечно, ткань после этого тщательно полоскали и сушили. Впоследствии такие места для стирки были обнаружены в другой фуллонике Помпей, принадлежавшей некоему Стефану: после открытия фресок в прачечной Верания Гипсея ошибиться было невозможно.
7. Скифос с изображением триумфа императора Тиберия. Боскореале, I век нашей эры
Читатель этого текста может подумать, что археологи не обнаружили при раскопках Помпей ничего ценного или же драгоценные изделия их совершенно не интересовали. Конечно, это не так. Однако в самих Помпеях найдено не так много денег и ценных предметов. Видимо, часть жители успели унести с собой, а другие достались мародерам, которые копали здания погибшего города сразу после извержения, когда еще можно было сориентироваться, где что находится. Крупнейший клад в истории раскопок вокруг Везувия был обнаружен при открытии виллы Пизанелла, расположенной в районе Боскореале совсем недалеко от вулкана: он получил название Боскореальский клад. В 1895 году здесь были найдены остатки сундука, в котором находилось более сотни серебряных ваз, а также остатки мешка с тысячей золотых монет — ауреусов. Большая часть клада была вывезена из Италии и впоследствии попала в собрание парижского Лувра, кое-что оказалось в Британском музее. Одной из лучших находок была чаша — скифос с изображением триумфального выезда императора Тиберия, правившего в 14–37 годах нашей эры. На кубке видны все детали торжественного события: одежда императора, человек, который держит над ним венок, сопровождающие колесницу солдаты. Эти изображения позволили уточнить особенности проведения римского триумфа.
8. Надписи на стене кубикулы с двойным альковом. Стабии, I век нашей эры
Свой вклад в открытия, связанные с Помпеями и их округой, внесли и российские археологи. В 2010 году небольшая экспедиция Государственного Эрмитажа начала раскопки на вилле Ариадны, входившей в состав шикарных особняков в районе Стабий. Раскопки здесь велись еще в XVIII веке, после чего вся раскопанная территория была засыпана и забыта. Новые археологические исследования начались в 1950 году и не прекращаются до сих пор. Российские археологи вели раскопки в районе комплекса терм — частных бань виллы. Около них располагался небольшой дворик, в который выходило окно спальни — кубикулы. От других подобных помещений ее отличала богатая, многоцветная роспись и форма, предполагавшая установку здесь сразу двух лож, а не одного, как обычно. Она уже раскапывалась в XIX веке, когда раскопщики выломали центральную часть мозаики и вырезали самые интересные части фресок. Никаких особых открытий раскопки не предвещали. Однако, когда комнату очистили от пепла, оказалось, что на ее стенах находятся десятки прочерченных надписей на греческом и латыни, а также фигура гладиатора. Среди прочего в надписях была упомянута Поппея Сабина, супруга императора Нерона. Она была родом из Помпей и славилась своей красотой. Император очень любил ее, но однажды в припадке ярости ударил беременную жену ногой в живот, после чего Поппея умерла. Надпись свидетельствует о том, что вилла Ариадны принадлежала Поппее, а до этого, вероятно, ее семье. Это открытие стало возможно благодаря труду отечественных ученых.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Архив
Раскопки древнеримского города Помпеи – один из самых интересных археологических памятников мирового значения. Как доехать до Помпеи и на что обратить внимание при посещении. Поезд Чиркумвезувиана, входные билеты в Помпеи, часы работы, карта.
Содержание
- Как добраться в Помпеи
- Билеты в Помпеи
- Часы работы
- Карта Помпеи
- Советы по осмотру
- Современный город Помпеи
Как добраться в Помпеи
Раскопки города Помпеи находятся в регионе Кампания, в 24 км от Неаполя и в 25 км от Сорренто. Доехать до Помпеи можно на поезде, автобусе или машине по автостраде А3. Дорога из Неаполя или Сорренто занимает 30-40 минут. Самый популярный и дешевый способ попасть в Помпеи – электричка Чиркумвезувиана.
Чиркумвезувиана (Circumvesuviana)
Поезда этой линии ходят в районе Везувия и, кроме Помпеи, останавливаются у других известных достопримечательностей: Геракланум, Оплонтис, Стабии, Боскореале. Самый протяженный отрезок Неаполь-Сорренто составляет 47 км (около 1 часа езды). расписание и билеты
Первая остановка Чиркумвезувианы в Неаполе называется Porta Nolana, на ней есть возможность занять сидячее место, большинство заходит на второй остановке Garibaldi. Остановка Гарибальди находится на центральном вокзале Неаполя (Napoli centrale). Выход к линии Чиркумвезувиана по указателям. Важно понимать, что это не продолжение метро, а отдельная транспортная компания, поэтому единый билет UNICO Napoli на поездку в Помпеи не распространяется.
Поезда в Помпеи ходят каждые полчаса. Можно купить билеты сразу в оба конца и сесть на любой поезд, идущий по этому направлению в течение дня, что мы и сделали. На станции Гарибальди билет компостируется в турникетах, у которых стоят контролеры. Мобильные билеты показываются на экране телефона. Время действия билета 140 минут.
По теме: Скоростной поезд Italo Рим-Неаполь
Выезжать в Помпеи лучше с утра, мы поехали в 10:11, на месте были в 10:47. Остановок очень много, считать их бесполезно, нужно выйти на Pompei Scavi. В Помпеи 5 входов, самый близкий к вокзалу Porta Marina.
Автобус в Помпеи
Автобусы из Неаполя в Помпеи курсируют 2 раза в день, посадка в порту Molo Beverello напротив Кастель Нуово. Шаттл с кондиционером довезет вас в Помпеи за 1 час и вернет обратно во второй половине дня. купить билет
Из Рима в Помпеи также можно съездить одним днем. Лучше это сделать на автобусе, чем добираться на поездах с пересадками. Трансфер в обе стороны включает входные билеты в Помпеи с аудиогидом и панорамный тур по Неаполю. купить билет
Билеты в Помпеи
Входной билет в Помпеи продается в кассах и онлайн. По электронному билету можно пройти без очереди, показав его на смартфоне на входе Porta Marina Inferiore (Piazza Esedra).
- входной билет в Помпеи
- билет в Помпеи + аудиогид (рекомендуется)
Билет действует в течение одного дня, по нему можно зайти на территорию раскопок только один раз.
Бесплатный билет в археологические раскопки города Помпеи для детей в возрасте до 18 лет при предъявлении документа, удостоверяющего личность (при покупке онлайн берется сервисный сбор за проход без очереди).
Поездку в Помпеи можно совместить с другими достопримечательностями региона Кампания. Экономьте с туристической картой и комбинированными билетами:
- Campania на 3 дня — включает Помпеи, Геркуланум, Королевский дворец в Казерте, Археологический музей Неаполя и музей Каподимонте купить
- Помпеи и Везувий с трансфером из Неаполя купить
Часы работы археологического комплекса Помпеи
- с ноября по март 9:00-17:00
- с апреля по октябрь 9:00-19:30
- в субботу и воскресенье с 8:30
Последний вход за 1,5 часа до закрытия. Выходные дни: 1 января, 1 мая, 25 декабря.
Летом организуются ночные экскурсии под музыку Эннио Морриконе. Внутрь не пускают с багажом, превышающим размеры 30x30x15 см, его можно оставить в камере хранения на вокзале или при входе.
По теме: 6 маршрутов по Неаполю
Карта Помпеи
Карта Помпеи – самое главное при самостоятельном осмотре этой достопримечательности! Большая карта Помпеи продается на вокзале. Многие также покупают иллюстрированные буклеты, по которым легко представить как выглядели Помпеи до разрушения.
- Путеводитель по раскопкам Помпей от Главного управления города Помпеи PDF файл
Советы по осмотру Помпеи
Мы гуляли по территории археологического комплекса Помпеи самостоятельно и читали таблички с описаниями на английском, информации показалось недостаточно. Лучше сразу купить билет с аудиогидом или заранее заказать экскурсию.
Марина об экскурсии «Помпеи — взгляд в прошлое»
Экскурсия была очень информативной и интересной, не перегружена датами и событиями. Мы в восторге! Как будто побывали в Помпеях в те времена и окунулись в их ежедневные будни. Огромное спасибо гиду Елене!
Площадь раскопок Помпеи очень большая, ходить придется, в основном, по камням, поэтому одевайте удобную обувь. В жаркую погоду осмотр может получится изнурительным, в дождь – экстремальным. В конце ноября, когда мы были в Помпеях, были идеальные погодные условия +18°С и мало посетителей.
В разных частях комплекса есть туалеты, кафе и фонтанчики с питьевой водой, но лучше взять свою бутылочку с водой и бутерброды. Для употребления пищи на территории раскопок имеется фуд-корт около Форума и пикниковая зона около Площади Амфитеатра и Домика Орла.
В настоящее время раскопано 4/5 города Помпеи и работы продолжаются. Часть объектов находится на реставрации, вся информация публикуется на сайте музея.
Мы были в Помпеи с 11:00 до 16:00 и, кажется, обошли все. На некотором отдалении от основного комплекса находится Вилла Мистерий, посмотреть на её знаменитые фрески надо обязательно.
Если вам захочется взять с собой кусочек Помпеи, лучше купите сувенир. Считается, что украденные в Помпеях реликвии, приносят несчастье. В последние годы туристы стали возвращать, украденное «на память». Получено примерно 100 посылок, содержащих предметы из древнего города (куски камней, обломки статуй и прочее).
По теме: 10 лучших мест Флоренции
Современный город Помпеи
После извержения Везувия, жизнь в Помпеи остановилась, но люди снова вернулись на это место. Современный город Помпеи, расположенный вокруг археологической зоны, заслуживает вашего посещения. Здесь можно пообедать в одном из многочисленных ресторанов или пиццерий и прогуляться по историческому центру.
Главный храм Помпеи — церковь Девы Марии Розария (Santuario della Beata Vergine Maria del Santo Rosario di Pompei). Миллионы паломников приезжают каждый год поклониться иконе Богородицы Помпеи.
В Помпеи хороший выбор отелей, приятные цены и окружение. Если вы остановитесь в одном из них, то сможете попасть на территорию раскопок одними из первых и не торопиться ее покидать.
- Hotel Forum через дорогу от входа в музей, бесплатная парковка, завтрак
- Hotel Visagi окружен лимонными и апельсиновыми рощами, вид на Везувий
- Palazzo Balsamo Suite гостевой дом c семейными номерами
- Все отели в Помпеи
Археологическая зона Помпей и Геркуланума — это фотокарточка, запечатлевшая состояние общества и культуры в определённой точке их истории, и памятник, которому нет равных на свете.
Помпеи — это два города в одном. Древние Помпеи возникли в IX в. до н.э. и были полностью погребены под вулканическим пеплом в результате извержения Везувия в августе 79 г. н.э. Руины города были обнаружены в 1748 году, а в 1997 ЮНЕСКО внесло памятник в перечень Всемирного наследия человечества.
Новый город возник в 1928 г. по инициативе Беато Бартоло Лонго и примечателен произведениями искусства, запечатлевшими влияние христианской религии.
Извержение Везувия стало темой различных книг и картин. Одна из самых известных — это полотно «Последний день Помпеи», написанное Карлом Павловичем Брюлловым в 1827-1833 годах, вдохновлённое одноимённой работой Джованни Пачини.
Что посмотреть
Археологические раскопки в Помпеях и Геркулануме
Помпеи и Геркуланум — это единственные археологические памятники в мире, чьи посетители могут чётко увидеть, как устроен древнеримский город. Великолепная сохранность этих памятников объясняется историей их гибели. Тонны пепла, пемзы и кусков лавы накрыли их слоем, толщина которого составляла более 6 метров, и тем самым уберегли от порчи, неизбежно ожидавшей их с ходом лет. Раскопки позволили выявить город, навеки зафиксированный во времени, как моментальный фотоснимок далёкого летнего утра 79 года н.э.
Большинство найденных здесь фресок, мозаик, статуй, предметов обихода и других артефактов хранятся сейчас в Национальном археологическом музее Неаполя. Все эти находки позволили лучше разобраться в том, чем занимались жители города две тысячи лет назад, что ели, какие у них существовали традиции и обычаи.
Раскопки в Помпеях на сегодняшний день — второй по посещаемости объект в Италии, куда каждый год приезжают около двух миллионов человек.
Амфитеатр
Помпейский амфитеатр — это уникальное в своём роде сооружение, одно из древнейших в мире. Он был построен около 70 г. до н.э. по воле Гая Квинктия Вальга и Марка Порция, а использовался почти исключительно для цирковых представлений и гладиаторских боёв. По этой причине его было решено разместить в юго-восточной части Помпей, чтобы толпы зрителей и участников шоу не мешали повседневной жизни города.
Глядя на амфитеатр снаружи, можно увидеть, что нижний ярус сооружения образуют слепые каменные арки, где во время представлений располагались торговцы со своим товаром. Внутрь попадали через тоннель, куда вели четыре входа в амфитеатр (два из них позволяли попасть внутрь напрямую). Вся окружность постройки ограничена парапетом около двух метров высотой, некогда расписанным фресками с изображением дуэлей гладиаторов, увы, ныне утраченными.
Треугольный форум
Этот форум между морем и рекой был частью более обширного участка, куда входили помпейские театры и несколько храмов. Он обнесён портиком из девяноста дорических колонн и был когда-то сердцем города, его политическим, экономическим и религиозным центром. Здесь проходили обсуждения, выступления и заключались торговые сделки.
Везувианские виллы и «Золотая миля»
В Геруклануме, преимущественно вдоль Корсо-Резина — участка старинной дороги виа-делле-Калабрие — находятся 123 виллы XVIII в. За это уникальное художественное наследие этот участок получил название «Золотая миля». Особенно замечательные виллы — Кампольето, Фаворита, Дуранте, Априле, Синьорини и многие другие — находятся в Геркулануме.
Вилла-деи-Папири
Здание огромной и роскошной виллы I в. до н.э., которую назвали «Виллой Папирусов», имело более 250 м в длину и было расположено параллельно линии берега. Владелец виллы обладал необыкновенным художественным и литературным вкусом, превратив свой особняк в самый настоящий музей; здесь было найдено множество потрясающих скульптур. Знаменитый философ-эпикуреец Филодем выбрал эту виллу в качестве библиотеки для своих рукописей именно в силу её экстравагантной красоты.
Помпейский некрополь
Древнеримские законы предписывали устраивать кладбища вне пределов городских стен. В соответствии с этим правилом помпейский некрополь располагается у ворот старого города. Здесь было выявлено шесть различных групп захоронений — одни поменьше, другие, как у ворот Порта-Эрколано, Порта-Ночера и у Фондо-Пачифико, побольше.
Национальный парк Везувия
Этот парк был учреждён в 1995 г. и включает в себя территорию вокруг вулкана. Эта земля богата природными красотами и историческими достопримечательностями. Здесь также производятся уникальные по разнообразию и неповторимости вкуса сельскохозяйственные продукты. Задача парка — охрана всего этого достояния и построение правильного взаимодействия человека с окружающей средой, а также развитие экологического образования и научная работа.
Кухня
Маслины в кисло-сладком соусе
Маслины в кисло-сладком соусе © demetrafood.it
Обычно в помпейских ресторанах их подают в качестве холодной закуски. С солёным вкусом маслин идеально сочетается кисло-сладкий вкус маринада. Во времена Древнего Рима в Помпеях именно так сохраняли маслины и оливки на зиму.
Паста паккери с осьминогом и обжаренным миндалём
Паста паккери с осьминогом © ilcucinale.com
Это очень изысканное блюдо, которое прекрасно подходит для торжественных случаев и очень любимо жителями Помпей. Секрет рецепта заключается в особенной процедуре приготовления: осьминога нужно готовить так, чтобы его мясо оставалось нежным. А сочетание с обжаренным миндалём дарит блюду уникальный и необычный вкус.
Пане-адипатус
Пане-адипатус © lucianopignataro.it
Этот традиционный помпейский продукт сегодня можно попробовать только в нескольких местах, специализирующихся на его производстве. Придумал его знаменитый римский гурман Марк Габий Апиций. Этот хлеб пекут из теста, в состав которого входят белая мука, свинина и топлёный свиной жир; он имеет форму круглой булки, на которой вычерчены несколько пересекающихся линий. Пане-адипатус считается предшественником неаполитанского хлеба «Тортано».
Как добраться
На самолёте
Помпеи и Геркуланум:Ближайший аэропорт находится в Неаполе (Каподикино), 28 км от Помпей, 15 км от Геркуланума. Из аэропорта можно сесть на автобус Alibus, который привезёт вас в центр Неаполя. Оттуда регулярно ходят поезда до нужных вам городов.
На поезде
Помпеи: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Pompei-Scavi. Доехать до Помпей можно примерно за 35 минут.
Геркуланум: От центрального вокзала Неаполя (Napoli Centrale — Piazza Garibaldi) можно доехать на лёгком метро Circumvesuviana, линия Napoli-Sorrento, выйти на остановке Ercolano-Scavi. Дорога займёт примерно за 20 минут.
На машине
Помпеи: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Pompei Ovest. Время в пути: порядка 30 минут.
Геркуланум: С автострады A3 Napoli-Salerno выехать на шоссе E45 в направлении Салерно, съезд называется Ercolano. Время в пути: порядка 20 минут.
Помпеи сегодня.
Жители Помпеев занимались своими повседневными делами и не подозревали, что это их последние часы перед смертью. Землетрясения продолжались уже несколько дней, но для людей в этом регионе такие «тряски» были обычным делом. Но на этот раз вулкан начал извергаться.
При каждом последующем взрыве наружу вырывались смертельные раскаленные газы, пепел и настоящий дождь из обломков породы, а за этим всем следовали пирокластические потоки, более смертельные, чем лава, из-за их высокой температуры и скорости. Когда все было кончено, Помпеи и его жители оказались похоронены под 6 метрами вулканического мусора и пепла.
Погибший во сне горожанин.
После погребения в окаменевшем пепле в течение более 1900 лет, жертв Помпеи сумели раскопать с помощью современных технологий. Так ученые наконец смогли увидеть цивилизацию, погибшую почти 2 тысячелетия назад, и буквально «застывшую во времени».
1. Гибель Помпеи
Горожане сгорели заживо.
До недавнего времени основной причиной смерти жителей Помпей считалось удушье, вызванное смертоносными вулканическими газами и пеплом. Но недавнее исследование, проведенное вулканологом Джузеппе Мастролоренцо и его коллегами, показало, что сотни смертельных случаев произошли во время четвертого пирокластического взрыва, который первым достиг Помпей. Ученые определили, что в смертельном потоке было гораздо меньше золы, чем считалось ранее — около 3 сантиметров. Тем не менее, температура составляла не менее 300 градусов по Цельсию, поэтому люди погибали мгновенно.
2. Застывшие во времени
3/4-ти горожан застыли в позах, в которых находились в момент смерти.
Позы людей показывают, как они погибли: одни оказались в ловушке внутри зданий, а другие пытались прикрыть собой членов семьи. Когда этих несчастных жертв раскопали современные ученые, они использовали технологию гипсового литья (в одном случае — литья из смолы) для сохранения окаменевших фигур людей. Мягкие ткани жертв давно разложились, внутри каждой такой окаменевшей фигуры находится скелет. Поэтому это не статуи или реплики, а настоящие трупы, которые были залиты гипсом, чтобы предотвратить их разрушение.
Из примерно 2000 найденных мертвых тел было сделано всего 86 таких гипсовых слепков фигур людей. Условия для создания подобной фигуры редки, что объясняет, почему их не сделали из всех найденных останков. Раскопки все еще проводятся в Помпеях и сегодня. Но гипс повреждает хрупкие останки трупов, поэтому археологи больше не производят новые «скульптуры со скелетами внутри». Более того, что сохранились не только позы жертв на момент смерти, но и выражение их лиц, которое показывает агонию.
Застывшие в агонии.
Одна из жертв подняла руки над головой в защитном жесте — отчаянной рефлексивной попытке предотвратить надвигающуюся гибель. Лицо застыло в бесконечном крике, показывая прекрасно сохранившиеся зубы во рту. Протянув руки, мать и ее ребенок встречают смерть. Один человек сидит, закрыв лицо руками, как бы смирившись с тем, что вот-вот должно произойти. Другие пытаются уползти, в тщетной попытке спастись от неизбежной участи. Ряд окаменевших останков был найден свернувшимися в позе эмбриона или обнимающими своих близких.
Никто не знает, как он проведет последние минуты, столкнувшись с такой страшной перспективой. Однако в случае одного человека у археологов возник ряд вопросов. Его окаменевшие останки лежат на спине, с раздвинутыми ногами, причем человек прижал руки к низу живота. Таким образом, хотя большинство из раскопанных жертв явно демонстрируют ужас и ожидание последних моментов жизни, одна жертва, возможно, решила поступить совсем по-другому.
3. Сад беглецов
Сад беглецов — место, где нашли самую большую группу жертв.
Из примерно 2000 жителей Помпей, которые, как считается, погибли в результате бедствия, археологи обнаружили только около 1150 тел. Это означает, что большинство из 20-тысячного населения города сумело бежать, когда началась вулканическая активность. Больше всего жертв, погибших в одном месте, нашли в «Саде беглецов». Там искало убежища и погибло тринадцать человек. В Доме Мистерий нашли останки девяти человек (считается, что крыша здания рухнула и завалила этих людей). В термальных ваннах и на рыбном рынке нашли еще по две жертвы, а на Олиториуме (рынок) обнаружилось еще несколько.
4. Домашние питомцы помпейцев
Останки домашнего пса, найденные на рынке Олиториум.
В Помпеях были найдены останки нескольких животных. Поскольку это был процветающий город, у многих жителей были домашние животные, в основном собаки. У большинства состоятельных жителей также были лошади и сельскохозяйственные животные. К тому же, в окрестностях города бродили дикие животные, которые также не смогли убежать и были обречены.
Останки свиньи на рынке Олиториум.
На рынке Олиториум были обнаружены останки свиньи, а также маленькой собаки (предположительно, чьего-то домашнего животного), которая лежала на спине, а ее лапы были так скрючены, будто в последние мгновения животное испытывало страшную боль. Предполагается, что владельцы привязали бедную собаку в атриуме, и она сумела пережить первую фазу извержения, взобравшись по золе и пемзе, пока те засыпали дом… но цепь не пустила ее дальше, и четвертое извержение убило пса.
Останки лошади на улице Помпей.
Владельцы, возможно, оставили собаку охранять их ценности, в надежде вернуться, когда извержение закончится. Но этим они обрекли ее на страшную смерть. Недавно археологи обнаружили несколько лошадей в конюшне одной из вилл Помпей. Похоже, что погибло по меньшей мере три лошади, двое из которых были запряжены и, возможно, подготовлены к спешной эвакуации. Однако, этого сделать не успели.
5. Еда в Помпеях
Хлеб сохранил свою форму и текстуру.
Под толстым слоем пыли и золы был обнаружен полностью сохранившийся древний хлеб. Хотя в нем нет на самом деле ничего экзотического, рассказать о нем стоит. Это была прекрасно сохранившаяся круглая буханка, разделенная на восемь частей, и отмеченная штампом пекаря (хлебопекарни в ту эпоху обычно ставили штампы на хлебе своего производства, чтобы можно было сразу найти, кто произвел любую буханку). Данный хлеб сохранил свою форму и текстуру в течение 2 тысячелетий под 9-метровым слоем пепла и земли.
После этой находки ученые из Университета Цинциннати провели исследование, пролившее свет на то, чем питались и что пили жители древних Помпей. Исследователи проанализировали остатки органики из кухонь и туалетов (да-да, все верно, древние окаменевшие фекалии).
Общественный туалет.
Они смогли определить, что рацион помпейцев состоял в основном из зерна, чечевицы, оливок, яиц, орехов, рыбы и мяса. В рацион более высокопоставленных граждан входили также импортные продукты, такие как экзотические специи, моллюски, морские ежи, фламинго и даже жирафы.
Соавтор исследования Стивен Эллис, профессор Университета Цинциннати, сказал: «Это считается единственной костью жирафа, когда-либо обнаруженной в результате археологических раскопок в римской Италии». Наконец, помпейцы увлекались гарумом, ферментированным рыбным соусом, который делали из внутренностей рыбы (соленую рыбу оставляли ферментироваться (или гнить) на два месяца на солнце). Некоторые современники сравнивают гарум с тайским рыбным соусом. Но в древних Помпеях это считалось чем-то вроде кетчупа.
6. «Помпейская улыбка»
У жителей Помпей были здоровые зубы.
Недавнее сканирование показало, что у жителей Помпей были на удивление здоровые жемчужно-белые зубы. Хотя в 79 г. н. э. не было надлежащей стоматологической помощи, у жителей Помпей состояние зубов было намного лучше, чем у среднестатистического европейца. Исследователи указывают, что зубы помпейцев были во многих отношениях даже лучше, чем у людей сегодня. Это связано с тем, что рацион местных жителей был здоровым, с обилием фруктов и овощей, а также с низким содержанием сахаров. Кроме того, в воздухе и питьевой воде города было высокое содержание фтора из-за близости к вулкану.
7. «Две девы»
«Две девы» на самом деле оказались мужчины.
Ранее считалось, что эта знаковая пара окаменевших останков из Помпей — две женщины, которые обнялись перед лицом надвигающейся смерти. Когда археологи нашли их, то назвали «Две девы». Однако в начале 2017 года исследователи обнаружили, что обнимающиеся индивидуумы были мужчинами, и вполне возможно, что любовниками.
Компьютерная томография и результаты ДНК костей и зубов подтвердили, что они определенно мужчины, а также не родственники. Одному было 18-20 лет, а другому — более 20. Один положил голову на грудь другого, как бы ища утешения или убежища. Конечно, уже нельзя утверждать, что они были геями, но результаты ДНК и поза, в которой они были найдены, заставили ученых предположить, что между ними могла существовать эмоциональная связь.
8. Похоть и разврат
Ох, уже эти желания.
Сексуальные привычки жителей Помпей заставили бы покраснеть и современных людей, ведь древний Рим и Помпеи считались гедонистскими культурами без комплексов. Помпеи впервые были открыты в конце XVI века рабочими, которые рыли канал, чтобы изменить курс реки Сарно. Они сообщили о своем открытии итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который был настолько поражен откровенными фресками и другими предметами сексуального характера, что приказал закопать все заново.
Слишком скандальные сцены.
Найденные предметы считались слишком скандальными и оскорбительными для той эпохи. В итоге артефакты остались погребенными до XVIII века. И даже после того, как начали повторные целенаправленные раскопки, большинство «сокровищ Помпей» скрывали. В 1819 году Франциск I, будущий правитель Королевства обеих Сицилий, был настолько потрясен явно эротическим характером предметов, привезенных ему из Помпеи, что приказал запереть их в секретном кабинете. Доступ к артефактам ограничивался только самыми зрелыми господами с отсутствием избыточной морали.
Ну очень откровенные сцены.
Большинство этих артефактов не были доступны для публики до 2000 года. Помпейцы украшали фаллическими символами мебель, масляные лампы и даже музыкальные подвески. Эротические сцены были изображены на мозаиках и фресках на стенах домов. Эротика была повсюду. Самым известным объектом является подробная скульптура бога Пана, занимающегося прелюбодеянием с козой. Эта вещь принадлежала Люциусу Понтифику, тестю Юлия Цезаря.
бордели — самые популярные заведения в Помпеях.
Также в древних Помпеях были очень популярны бордели, которых на момент извержения в городе было 35 штук. Цены на услуги были написаны на стенах заведения. А какие услуги можно получить внутри, было также нарисовано на стенах борделей, причем во всех подробностях. Но вопреки изображениям на стенах, работники секс-индустрии, по-видимому, вели мрачную жизнь. В комнатах были каменные кровати и отсутствовали окна, а также любые удобства.
9. Скованный раб
Тюрьма для рабов.
Несмотря на многочисленные раскопки Помпей, мрачная история рабства в этом месте до конца не изучена. Все, что известно, ученые узнали из картин, фресок и мозаик, найденных при раскопках. Однако ясно, что рабство было обычным явлением в Помпеях. Будь то слуги, наложницы или работницы секс-бизнеса, рабы были в обществе Помпей повсюду. Как и в других обществах, рабы были собственностью, а владельцы могли делать с ними что угодно, по своему усмотрению.
У рабов были различные обязанности, одной из наиболее любопытных среди которых был сбор и использование мочи в качестве чистящего средства. Они замачивали грязную одежду своих хозяев в ваннах, наполненные собранной мочой и водой, после чего забирались в ванну и топтали одежду ногами, подобно тому, как давят виноград. А самая грустная картина рабства, найденная во время раскопок, — это рабская тюрьма. Когда Везувий уничтожил Помпеи, прикованный раб не смог сбежать. Его нашли лежащим лицом вниз, а кандалы все еще сковывали его лодыжки.
10. «Да! Я смог спастись»
Самый невезучий парень в Помпеях.
Стоит только представить себе хаос падающего огня, пепла и густой дым. Земля дрожит и трескается под ногами. Здания вокруг рушатся. Горячая лава лавиной мчится навстречу, пожирая все на своем пути. А теперь стоит представить, что удалось выбраться из этого ужаса, и в голове только одна мысль: «Да! Я смог спастись». И затем внезапно падающий камень сносит голову.
Да… явно это был неудачный день для «самого невезучего парня в Помпеях». Никто не знает его имени. Известно лишь то, что его скелетные останки были найдены под огромным валуном через 2000 лет после его кончины. Археологи смогли предположить, что он бежал из города, но не смог увернуться от огромного валуна. Голову бедняги так и не нашли.
Артефакты Помпей.
И в продолжение темы рассказ про 10 археологических находок, которые позволили узнать, как жили простые люди в Древнем Риме
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Помпеи и Геркуланум — одни из самых известных городов римского мира, наряду, конечно, с Римом, столицей империи. Тем не менее, это были два небольшого размера городка на берегу Неаполитанского залива, о существовании которых наверняка бы со временем забыли, как и о многих других, если бы трагедия не сделала их вечными. 24 августа 79 года нашей эры произошло извержение Везувия, покрывшее оба этих города лавой и пеплом, принеся жуткую смерть почти всем их жителям. Но именно в результате этого катаклизма сегодня у нас есть возможность, как по волшебству, пройтись по улицам застывших во времени городов, одним из самых ценных и посещаемых археологических памятников в мире.
Содержание
- 1 Помпеи
- 1.1 Процветающий город
- 1.2 Извержение вулкана и его последствия
- 1.3 Открытие Помпеи
- 1.4 Раскопки и новые открытия
- 2 Геркуланум
- 2.1 Римский приморский курорт
- 3 Гибель Геркуланума
- 4 Открытие Геркуланума
- 5 Домус
- 6 Инсула
- 7 Термополисы
- 8 Лупанарий
- 8.1 Устройство Лупанария
- 9 Слепки жителей Помпеи
Помпеи
Помпеи был основан примерно в середине VII века до нашей эры, но расцвет города пришелся на II век до н.э. Как свидетельствует роскошь многих его домов, Помпеи был очень богатым городом: некоторые из его резиденций, такие как Дом фавна (занимающий почти 3000 м²), соперничали по размерам с самыми известными эллинистическими дворцами.
Процветающий город
Благодаря своему стратегическому положению у реки Сарно, Помпеи был важным коммерческим центром, торговым узлом, известным экспортом таких товаров, как оливки, оливковое масло, вино и рыбный соус (гарум). В городе, где когда-то проживало около 12 000 человек, располагались бани, дома, храмы, общественные здания, рынки, бордели, таверны и кафе, а также арена на 20 000 мест. Первый городской план Помпеи, вероятно, возник в результате слияния пяти небольших городов в 6 веке до н.э., когда здесь поселились италики — осканцы. В течение следующих столетий город переходил от греков к самнитам, а в 80 году до н.э. стал римской колонией. Помпеи процветал до 62 года до н.э., когда здесь произошло сильное землетрясение, повредившее большинство зданий. Смертельный удар городу нанесло мощное извержение Везувия в 79 году н.э. .
Извержение вулкана и его последствия
Плиний Младший, принадлежавший к богатой сенаторской семье в Риме, в то время находился в Мизенуме, городе в окрестностях Неаполя, вместе со своим дядей, Плинием Старшим, который погиб в героической попытке спасти бежавших от бедствия жителей. Именно благодаря письмам Плиния Младшего мы можем восстановить и пережить заново те драматические моменты.
В 79 году нашей эры, мощное извержение полностью уничтожило города у подножия Везувия. Вулкан, бездействовавший сотни лет, извергся с огромной силой, выбросив в небо высокое грибовидное облако из камней и газа высотой более 30 км. Затем облако обвалилось шквальным потоком в окрестностях Везувия, поглотив всех, кто не успел спастись.
В Помпеи большинство домов оставались под покровом пепла глубиной до 5 метров. Прошло около 1700 лет, прежде чем эти римские города были обнаружены археологами, а степень их сохранности была необычайной.
Открытие Помпеи
После катастрофической гибели города многовековая история скрывала его до 1594 года, когда один архитектор наткнулся на руины во время рытья канала. Однако только в 1861 году по указанию археолога Джузеппе Фиорелли были начаты систематические раскопки. Фиорелли принадлежит идея создания знаменитых гипсовых слепков жертв извержения. Из первоначальных 66 гектаров Помпеи на сегодняшний день раскопаны 44 гектара, и раскопки продолжаются.
Раскопки и новые открытия
Спустя 270 лет после открытия Помпеи, проводятся крупномасштабные археологические раскопки в районе Реджо V, на площади более 1000 м², которая все еще была погребена под вулканическим пеплом. Более 200 экспертов и техников работают над проектом «Великий Помпеи», программой сохранения и реставрации стоимостью 105 млн. евро, начатой в 2012 году и в значительной степени финансируемой Европейским Союзом. Среди открытий, сделанных в ходе археологических раскопок, были новые сооружения (в том числе ярко раскрашенная закусочная), красочные фрески, мозаики с изображением мифологических фигур, а также граффити.
Еще одним недавним открытием стал нацарапанный на стене одного из домов текст, свидетельствующий о том, что извержение произошло в октябре 79 года н.э., на два месяца позже, чем считалось ранее. По словам Массимо Осанны, руководителя работ в Помпеи, правильная дата извержения на самом деле может быть 24 октября. Спустя почти два тысячелетия руины Помпеи продолжают удивлять нас своим богатым археологическим наследием. Новые участки раскопок еще не открыты для посещения.
Геркуланум
Расположенный всего в 17 километрах к северу от своего более известного соседа, этот археологический объект привлекает меньше туристов, но исключительная сохранность этого римского приморского города и компактность его открытых руин возможно восхитят посетителя даже более, чем Помпеи.
В Геркулануме сохранились двухэтажные здания, деревянная мебель, следы деревянных лестниц и балконов, роскошные патрицианские виллы и даже купеческие лавки с оригинальными деревянными полками для амфор. Находясь дальше от вулкана, чем Помпеи, он оказался менее разрушен и многие его детали сохранились гораздо лучше, поэтому заслуживает он не меньшего внимание, чем его прославленный сосед.
В отличие от Помпеи, Геркуланум не исчез полностью, а не его месте был построен новый город. Это значительно затруднило археологические раскопки, которые ведутся по сей день, и которые смогли пролить свет только на часть города (ту, что ближе всего к морю), оставив многие здания по-прежнему погребенными. Как уникальные и выдающиеся свидетельства римской повседневной жизни, Помпеи и Геркуланум с археологической зоной Оплонтис (Торре Аннунциата) были признаны ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия в 1997 году.
Римский приморский курорт
Геркуланум был небольшим обнесенным стеной городом, расположенным недалеко от моря, к западу от горы Везувий. Как следует из названия, первоначально он был посвящен греческому богу Гераклу, который, согласно легенде, основал город после возвращения с одного из своих двенадцати подвигов. Точная ранняя история Геркуланума неясна, но городская планировка позволяет предположить, что он мог быть связан с поселениями греческих колоний в районе Неаполя. Впоследствии город был заселен осками, затем этрусками и пеласгами, и, наконец, самнитами в IV веке до н. э.. Город оставался членом Самнитской лиги, пока не стал римским муниципалитетом в 89 году до н.э. во время Социальной войны.
Став римским Геркуланум процветал как тихий, уединенный приморский курорт для богатых и знатных римских граждан, которые строили резиденции на берегу с панорамным видом на море. В отличие от Помпеи, который был в основном торговым городом с населением около 12 000 человек, Геркуланум был относительно скромных размеров. Общая площадь, окруженная стенами, составляла примерно 20 гектаров (четверть Помпеи), а население — около 4 000 человек. Однако, несмотря на небольшие размеры, город поражает своим очевидным богатством. Художественная жизнь города была ярче, чем в Помпеи, и в нем было больше частных домов с тщательно продуманной архитектурой. Многие дома Геркуланума имели два или три этажа с атриями и перистилями и были украшены изысканными фресками и дорогой мебелью.
Гибель Геркуланума
Геркуланум сильно пострадал во время землетрясения 62 года н.э., а вскоре после этого, как и его сосед Помпеи, стал жертвой извержения Везувия в 79 году н.э. Однако обстоятельства погребения двух городов были совершенно разными. Поскольку ветер в тот роковой день дул в направлении Помпеи, он отнес облако пепла в сторону от Геркуланума, получившего лишь легкую присыпку пеплом, что свело к минимуму ущерб, нанесенный инфраструктуре города.
Но и Геркуланум не миновали огромные пирокластические волны, которые, обрушившись на город, уничтожив все в нем живое. Температура волны была настолько сильной (почти 450°C), что органические материалы, такие как деревянная мебель, ткани, продукты питания и свитка папируса, которые в других случаях просто сгорели в Помпеи, мгновенно затвердели и были обнаружены в удивительно хорошей сохранности. В итоге город оказался погребенным под 20-метровым слоем вулканического материала, что гораздо больше, чем 5 метров в Помпеи.
Открытие Геркуланума
Геркуланум был первым из погребенных под пеплом Везувия городов, который был обнаружен в 1709 году, когда землекоп случайно наткнулся на театр. Вскоре, с помощью прокладки туннелей через затвердевший пепел, на поверхность были подняты статуи, колонны, папирусные свитки и бронза.
Полномасштабные раскопки в Геркулануме начались в 1738 году под эгидой Карла Бурбонского, короля Неаполя. В результате дальнейшей прокладки туннелей было обнаружено еще больше погребенного города, а к северу от него землекопы наткнулись на роскошную Виллу папирусов, один из самых больших и красивых частных домов во всей античности. На вилле было обнаружено около 1800 свитков, а также 90 бронзовых и мраморных скульптур, которые можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.
Любительские раскопки проводились с перерывами до 1875 года, но они были направлены только на сбор ценных артефактов и древностей. Систематические раскопки возобновились в 1927 году, когда группам под руководством Амедео Майури (1886-1963 гг.), одного из выдающихся итальянских археологов, удалось раскопать четверть первоначальной площади города.
На сегодняшний день неисследованными остаются две трети Геркуланума, не раскопан ещё и комплекс форума. Но на сайте продолжают идти работы и периодически осуществляются новые открытия. Также недавно была возобновлена работа Древнего театра и Дома Двухсотлетия. Кроме того, новые технологии, возможно, вскоре позволят прочесть еще сотни карбонизированных папирусных свитков.
Домус
Помпеи, план которого был почти полностью реконструирован, имел вид типичного имперского города с ортогональной планировкой улиц, сформированной двумя главными осями — кардо и декуманус. Улицы как на шахматной доске образовывали квадратные или прямоугольные кварталы. Необычайное количество зданий, которые удалось обнаружить, позволило проанализировать все виды жилых, производственных, коммерческих и религиозных зданий древнеримского города.
Типичные дома богатых помпейцев, известные как domus, внутри выглядели совсем иначе, чем наши. Мебели, например, было очень мало: кровати, маленькие столики, стулья и табуретки, сундуки и сундучки для хранения одежды, канделябры для ламп; редко встречались шкафы, похожие на современные, с двумя дверцами и несколькими полками внутри. Наши квартиры, в глазах древних римлян, выглядели бы как кладовки.
В домусах богатых владельцев главным украшением служили яркие напольные мозаики и роскошные настенные покрытия из мрамора или фресок. Помпейские дома оставили нам необыкновенные свидетельства живописного декора. Среди них так называемый Дом золотого браслета, обнаруженный в конце 1970-х годов недалеко от залива и названный так потому, что внутри было найдено тело женщины с большим золотым браслетом на запястье. Одна из комнат, своего рода кабинет владельца, украшена восхитительными картинами, изображающими сад, населенный маленькими животными.
Инсула
В результате раскопок в Геркулануме и Помпеях были обнаружены не только великолепные domus, но и более распространенные ìnsulae, народные жилища, которые соответствуют нашим современным многоквартирным домам. Среди них одним из самых известных является так называемый Решетчатый дом, Casa a Graticcio, в Геркулануме, который очень интересен своей особой очень дешевой техникой строительства, называемой opus craticium.
Стены, как на нижнем, так и на верхнем этажах, фактически сделаны из кирпичных колонн и деревянных рам, заполненных отходным строительным материалом. Планировка комнат, где были найдены несколько предметов мебели и все сохранившиеся предметы обстановки, позволяет предположить, что в этом здании совместно проживали несколько семей. Фасад дома имеет небольшой портик, поддерживаемый кирпичными колоннами (реконструированными) и увенчанный лоджией с характерной решетчатой балюстрадой.
Термополисы
В Геркулануме, как и в Помпеи и почти во всех римских центрах, были особые места, называемые termopoli, которые можно назвать барами древности. Люди останавливались в термополисах, чтобы перекусить и выпить бокал вина. Эти помещения всегда имели прилавок, выходящий на улицу. В некоторых круглых углублениях находились глиняные емкости с вином разного качества (можно было выбирать между изысканным и дешевым), которое набиралось половником и подавалось в стеклянных или керамических чашках. Зимой вино также предлагалось в горячем виде. Некоторые из этих термополисов имели внутри столики, где посетители могли пообедать, поболтать или поиграть в кости. Комната наверху часто предназначалась для дополнительных развлечений, для которых их владельцы держали специальных служанок-рабынь.
Лупанарий
Древний дом свиданий в Помпеи, Лупанарий — это место, которое вызывает любопытство туристов больше, чем любое другое. Раскопки в Помпеи открыли, кроме всего прочего, и особенности интимной жизни того времени.
Эротическое искусство Помпеи и Геркуланума вызвало общественный скандал на момент его обнаружения, и до относительно недавнего времени доступ к нему имели только археологи, и только по специальному запросу.
Лупанарий, найденный в 1862 году, расположен на кривой улочке города, недалеко от Форума и Стабианских бань. Найти это место любовных утех в городе достаточно просто — нужно следовать за фаллосами, выгравированными на стенах некоторых домов или на дорогах главных улицах.
Устройство Лупанария
На первом этаже услуги предоставлялись самым бедным клиентам. Он состоял из главной комнаты, разделенной на пять камер, cellae meretriciae. Единственным интерьером камеры была каменная кровать, прислоненная к стене.
На верхний этаж, предназначенный для клиентов более высокого ранга, можно было попасть через отдельный вход. Лестница ведет на балкон второго этажа, который проходит по всему периметру здания и на который выходят еще пять номеров.
Единственные живописные украшения в здании находятся на нижнем этаже — это небольшие картины с изображениями эротического характера. Точно неизвестно, выполняли ли они только декоративную функцию или были своего рода каталогом с демонстрацией предлагаемых услуг.
На стенах было обнаружено так же не менее 120 надписей с комментариями как клиентов, так и проституток, многие из которых были идентифицированы.
В римские времена проститутку низшего класса называли lupa ( с лат. «волчица»), отсюда и слово lupanare (место, где они обитают ). Не путать с meretrix, куртизанкой, владеющей не только искусством любви, но и имеющей знания в музыке, танцах и пении.
Цена за услугу варьировались от минимальных двух монет, эквивалентных бокалу вина, до максимум шестнадцати. Одно из граффити на стене лупанария в Помпеи гласит: «Аттиче попросил 16 монет за свои услуги».
Слепки жителей Помпеи
Во время последней фазы извержения Везувия пепел проникал повсюду, а затем затвердевал. По мере разложения тела жертв оставляли полости в компактной массе вулканического вещества. Заливая жидкий гипс в эту пустоту, можно было сделать слепки, то есть трехмерные оттиски людей, погибших во время трагедии, воссоздав последнее положение тел перед смертью. Метод такого сохранения, важного для исследований, был изобретен археологом XIX века Джузеппе Фиорелли, руководившим раскопками Помпеи с 1860 по 1875 год.