to continue to Google Sites
Not your computer? Use Guest mode to sign in privately. Learn more
-
Автошкола Спб
-
Блог
- Что такое тормозной путь автомобиля и от чего он зависит?
Что такое тормозной путь автомобиля и от чего он зависит?
Одним из важных параметров безопасности, о котором должны знать выпускники курсов вождения, является тормозной путь автомобиля. Способность машины быстро снижать свою скорость до нуля всегда будет цениться среди автовладельцев. Но что такое тормозной путь и от чего он зависит?
Что называется тормозным путем?
Тормозной путь – расстояние, которое требуется автомобилю, чтобы остановиться с момента начала работы системы торможения.
Под данным термином подразумевается отрезок пути, который машина преодолевает с момента начала срабатывания тормозной системы до полной остановки транспортного средства. Некоторые водители путают это понятие с «остановочным путем», но не смотря на схожесть в названии, есть четкая смысловая разница.
Тормозной путь – это способность автомобиля, точнее, показатель его возможности экстренно совершить быструю остановку. Чем он меньше, тем больше шансов остаться в живых при ДТП. Короткий тормозной путь может запросто спасти жизнь невнимательному пешеходу, ребенку или появившейся на дороге собаке.
Что подразумевают под остановочным путем?
Остановочный путь – расстояние, которое проходит транспортное средство с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки
Минимальное время реакции водителя – 0,4с. Чтобы остановить машину, ему вначале нужно обработать информацию о ситуации на дороге. Рефлексы помогают нам быстро нажать педаль тормоза, но реакция и осмысление происходящего тоже требуют некоторого времени. За это время автомобиль проезжает на заданной скорости какое-то расстояние, прежде чем начинается торможение.
Остановочный путь образуется из суммы тормозного пути и расстояния, отведенного на время реакции водителя. По-другому это определение звучит так: это небольшой отрезок дороги, который преодолевает автомобиль или любое другое транспортное средство с того самого момента, когда шофер заметил опасность до полной остановки. Вполне естественно, что остановочный путь будет всегда и при любых условиях больше тормозного.
При этом тормозной путь автомобиля будет всегда одинаков, даже если за рулем сидят разные водители. Тормозная система работает всегда одинаково при выжиме педали тормоза до упора. А вот различия в остановочном пути существенны. Они зависят от индивидуальных особенностей человека, который находится за рулем, а также от его состояния. К примеру, не трезвый водитель имеет более длительное время реакции, а, следовательно, больше остановочный путь. Поэтому можно сделать вывод, что этот параметр больше относится к самому человеку и лишь во вторую очередь — к машине.
Что такое формула тормозного пути
В специальных дорожных службах, на испытательных автомобильных полигонах, автопроизводители, сотрудники исследовательских центров и просто люди, близкие науке, стараются вычислить данный параметр автомобиля, посредством испытаний и даже на стадии проектирования.
При торможении автомобиль подчиняется законам физики, а значит, его тормозной путь можно рассчитать. Формула, позволяющая его определить, звучит следующим образом: тормозной путь равен отношению скорости автомобиля в момент начала торможения в квадрате, помноженному на тормозной коэффициент, к 254 помноженным на коэффициент сцепления с дорожным покрытием.
Данная формула уже давно применяется практически во всех подразделениях ГИБДД и является наиболее точной.
Как найти тормозной путь?
Найти его не сложно. Достаточно подставить в уже имеющуюся формулу значения:
Допустим, что скорость автомобиля в момент начала торможения составляет 110 километров в час. Чтобы подставить коэффициент сцепления шин с дорогой, необходимо обратиться к табличным значениям. Допустим, дорожное покрытие — мокрый асфальт. Согласно табличным данным, коэффициент на данном покрытии будет равен 0,45. Коэффициент торможения для легковой машины составляет 1. Таким образом, тормозной путь легковушки составит 98-100 метров.
При этом остановочный путь будет немного длиннее тормозного. При 100 метрах тормозного пути, остановочный составит около 120 метров, учитывая среднее время реакции водителя на изменяющуюся дорожную обстановку около 1 сек.
Что влияет на длину тормозного пути?
Тормозной путь зависит от множества факторов. Поэтому при расчете можно смело увеличивать или уменьшать показания, исходя из:
- состояния покрышек;
- средней скорости движения;
- общее состояние машины, включая тормозную систему;
- особенности дороги — асфальт, гравий, грязь или снег;
- наличие или отсутствие АБС в машине;
Читайте также: как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач правильно.
АБС
Начать следует с самой популярной системы — АБС. Многие автовладельцы ошибочно полагают, что антиблокировочная система колес должна уменьшать тормозной путь. На самом деле, она просто сохраняет управляемость автомобиля при попытке оттормозиться юзом.
Учитывая особенность работы ABS, она чисто физически не может сократить тормозной путь автомобиля, поэтому торможение юзом при равных условиях будет эффективнее.
Скорость движения
Как уже ясно из формулы средняя скорость движения оказывает большое влияние на длину этого пути. Чем быстрее движется машина, тем дольше она будет останавливаться, следовательно, тормозной путь прямо пропорционален этому параметру.
Техническое состояние автомобиля
Немаловажное значение имеет и исправность автомобиля. Есть множество факторов, которые могут оказать влияние на способность быстро останавливаться. К примеру, состояние тормозных дисков и колодок. Если диски кривые, то эффективность торможения будет снижаться, ровно так же, если бы колодки были изрядно стерты.
Другой негативный момент — вообще отсутствие тормозов на одном из контуров. К примеру, на старых автомобилях сильно страдают задние барабанные тормоза из-за недобросовестного обслуживания. Из-за этого эффективность торможения серьезно снижается, а значит, увеличивается путь необходимый для остановки.
Дорожное покрытие
Вид дорожного покрытия также влияет на длину этого пути. Машина по-разному будет вести себя на грязи, асфальте или гравийном покрытии. Для торможения нужна хорошая сила трения, поэтому лучшими характеристиками для сцепления шин с дорогой обладает асфальт. Его коэффициент сцепления составляет 0,8 для сухого покрытия и 0,45 для мокрого. При этом худшим принято считать лед — всего 0,1.
Проблема мокрого асфальта состоит в том, что на его поверхности создается маленькая водяная пленка. При торможении, шина собирает большое количество воды перед собой и скользит по ней, увеличивая тормозной путь автомобиля. Зимой эта проблема актуальна, но при этом создает опасность и гладкая поверхность льда. Резине сложнее за нее зацепиться, даже шипованной.
Состояние покрышек
Последним, но тоже очень важным фактором сцепления шин с дорогой в процессе торможения является их состояние. Чем ниже остаточная величина протектора, тем большее расстояние пройдет автомобиль при торможении.
Рисунок протектора имеет большое значение. Если его нет, покрышке попросту нечем цепляться за поверхность дороги, отсюда низкое трение, особенно на гололеде и мокрой дороге. Если на шине остается достаточно большая толщина протектора, то сила трения возрастает и автомобиль быстрее снижает свою скорость.
Особого внимания заслуживают летние и зимние шины не по сезону. Применение летних шин зимой чревато очень длительным торможением. Летняя шина при низких температурах становится жесткой и не способна держаться за дорогу. Зимняя резина, напротив, слишком мягкая и буквально «плавает» по асфальту зимой. Мягкая резина будет дольше скользить по асфальту, прежде чем остановится.
Влияет ли масса машины?
Многие автовладельцы ошибочно полагают, что вес машины может оказывать большое влияние на длину тормозного пути. На самом деле, это не так, даже если машина движется с горы. Масса лишь увеличивает кинетическую энергию, а она, в свою очередь, перегревает тормоза, снижая их эффективность. При условии, что автомобиль будет загружен до разрешенной массы, тормозной путь его будет одинаковым с другим таким же автомобилем, но с меньшей массой. Чтобы не перегреть тормоза, рекомендуется использовать торможение двигателем на спуске.
Как уменьшить тормозной путь?
Зная о причинах большого тормозного пути, проблему можно решить несколькими способами:
- Привести техническое состояние автомобиля в порядок. Здесь подразумевается полностью обслуженная тормозная система. Колодки должны иметь достаточную толщину, а диски не должны иметь биений. Все рабочие тормозные цилиндры не должны иметь подклиниваний.
- Следите за шинами. Резина должна иметь остаточную величину протектора в пределах нормы. Эту норму задают в ПДД и перечне неисправностей, с которыми эксплуатация автомобиля запрещена. Она составляет не менее 1,6 мм.
- Двигаться с меньшей скоростью. Если вы не уверенны в тормозном пути своего автомобиля, значит, необходимо сбавить скорость. Скорость — это 60% влияния на тормозной путь машины, а потому этот параметр необходимо контролировать.
- Используйте торможение «педаль в пол». Если сохранение управляемости в данный момент не в приоритете, то торможение с полной блокировкой колес будет самым эффективным. К сожалению, на автомобилях с АБС повлиять на это никак нельзя.
- Выбирайте погодные условия. Состояние дороги будет напрямую зависеть от погоды. Если осадков ожидается много, имейте ввиду, двигаться придется медленнее обычного. Хорошим вариантом для поездки является — солнечный летний день.
- Не перегревать тормозные колодки. Чтобы сохранить их эффективность в экстренной ситуации, для торможения можно использовать двигатель машины.
Поможет ли торможение двигателем снизить тормозной путь?
На отдельных участках дорог, к примеру, затяжных спусках, целесообразнее использовать торможение двигателем. Суть данного способа заключается в том, что водитель отпускает педаль газа, двигаясь на передаче и замедляется за счет падения оборотов двигателя.
Но помогает ли этот способ сократить расстояние, необходимое для торможения? Нет. Как было сказано ранее, чтобы остановить машину перед внезапно возникшим препятствием, необходимо тормозить юзом и создать максимальное трение с дорожным покрытием. Подобный способ торможения поможет лишь сохранить управляемость автомобиля и не допустит перегрева колодок, но использовать его, как средство сокращения тормозного пути – неправильно.
Формулы расчета остановочного и тормозного пути, а также безопасной дистанции.
В теоретическом экзамене есть вопрос о среднем времени реакции водителя, правильным ответом на который является 1 секунда. Также в билетах ГИБДД имеется вопрос, связанный с безопасной дистанцией. Есть вопросы, касаемые торможения. Но, как говорится, теория – это теория, которая, увы, с практикой, как правило, не имеет ничего общего.
Во-первых, то, что вы учили в билетах, является теорией, основанной на усредненных значениях и различных исследованиях. Фактически же время реакции водителя, остановочный и тормозной путь зависят от многих факторов и не могут быть точно рассчитаны для всех случаев. Тем не менее каждый водитель должен уметь рассчитывать эти параметры хотя бы приблизительно.
Тормозной путь автомобиля
Тормозной путь – это расстояние, которое будет пройдено автомобилем между контактом водителя с педалью тормоза и полной остановкой транспортного средства. Также стоит понимать различия между «нормальным торможением» и «экстренным торможением». В том числе не нужно забывать, что погодные условия влияют на тормозной путь. Если на дороге есть снег, тормозной путь, естественно, увеличивается.
Вот формула расчета тормозного пути:
(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) = тормозной путь в метрах
Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 50 км/ч по городу и подъезжаете к пешеходному переходу, по которому идут дети. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10) = 25 (метров). Таким образом, тормозной путь вашей машины составляет 25 метров. Поэтому вы должны учитывать длину тормозного пути, чтобы спокойно своевременно начать тормозить и остановиться перед пешеходным переходом.
Имейте в виду, что при экстренном торможении вы обычно нажимаете педаль тормоза полностью. В этом случае, как правило, тормозной путь сокращается вдвое. Вот формула тормозного пути при экстренном торможении:
(Скорость в км / ч: 10) x (скорость в км / ч: 10) / 2 = тормозной путь в метрах
Пример расчета: вы едете по городу со скоростью 50 км/ч, и вдруг на дорогу выкатывается мяч, за ним бежит ребенок. Вам нужна экстренная остановка автомобиля. Расчет: (50 км/ч : 10) х (50 км/ч : 10)/2 = 12,5 (метров). Тормозной путь вашей машины при экстренном торможении составит 12,5 метра.
Время и путь реакции водителя
Время реакции водителя – это время, которое пройдет с момента обнаружения водителем опасности на дороге до начала принятия мер по ее предотвращению.
Путь реакции водителя – это путь, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем опасности на дороге до нажатия педали тормоза.
Вот формула расчета пути, который пройдет автомобиль в момент реакции водителя на опасность:
(Скорость в км / ч: 10) x 3 = путь реакции в метрах
Пример расчета: представим, что вы едете со скоростью 100 км/ч по проселочной дороге и внезапно на дорогу выбегает лось. Расчет: (100 км/ч : 10) х 3 = 30 (метров). То есть, после того как вы среагируете на опасность на дороге, ваша машина проедет примерно 30 метров. Добавьте к этому тормозной путь автомобиля.
Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!
Остановочный путь автомобиля
Остановочный путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности на дороге до полной остановки машины.
Если вы хотите рассчитать остановочный путь автомобиля, вы должны добавить к тормозному пути автомобиля путь, пройденный за время реакции водителя. Вот как это можно сделать:
(Скорость в км / ч: 10) х 3 + (скорость в км / ч: 10) х (скорость в км / ч: 10)
Первое значение в выражении – это путь реакции водителя, пройденный автомобилем, пока водитель реагирует на опасность на дороге. Второе выражение – это формула расчета тормозного пути. Для того чтобы вычислить остановочный путь транспортного средства, необходимо оба результата сложить вместе.
Пример расчета: вы едете на своей машине со скоростью 50 км/ч. Расчет: (50 км/ч : 10) х 3 = 15 метров пути проедет машина при реагировании на опасность на дороге (50 км/ч : 10) x (50 км/ч : 10) = 25 метров составит тормозной путь автомобиля. В итоге, сложив оба значения, получаем, что остановочный путь транспортного средства составит 40 метров.
Внимание: эти правила не являются научно правильными формулами и дают только приблизительное значение!
Дистанция
- Три длины автомобиля. Любой, кто путешествует в городских условиях, должен соблюдать дистанцию не менее 15 метров, или три длины автомобиля.
- Половина спидометра: для безопасной дистанции за пределами населенных пунктов обращайте внимание на скорость автомобиля. Для того чтобы вычислить безопасную дистанцию, разделите на 2 текущую скорость, которую показывает спидометр. В итоге вы получите дистанцию до других автомобилей в метрах. Пример: на скорости 70 км/ч вы должны держаться до впереди идущего автомобиля на расстоянии не менее 35 метров. Причем это касается сухого асфальта в летнее время.
- Двойное расстояние: в случае плохой видимости или плохих дорожных условий вы должны удвоить безопасную дистанцию.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Braking distance at 80 km/h (50 mph)
Braking distance refers to the distance a vehicle will travel from the point when its brakes are fully applied to when it comes to a complete stop. It is primarily affected by the original speed of the vehicle and the coefficient of friction between the tires and the road surface,[Note 1] and negligibly by the tires’ rolling resistance and vehicle’s air drag. The type of brake system in use only affects trucks and large mass vehicles, which cannot supply enough force to match the static frictional force.[1][Note 2]
The braking distance is one of two principal components of the total stopping distance. The other component is the reaction distance, which is the product of the speed and the perception-reaction time of the driver/rider. A perception-reaction time of 1.5 seconds,[2][3][4] and a coefficient of kinetic friction of 0.7 are standard for the purpose of determining a bare baseline for accident reconstruction and judicial notice;[5] most people can stop slightly sooner under ideal conditions.
Braking distance is not to be confused with stopping sight distance. The latter is a road alignment visibility standard that provides motorists driving at or below the design speed an assured clear distance ahead (ACDA)[6] which exceeds a safety factor distance that would be required by a slightly or nearly negligent driver to stop under a worst likely case scenario: typically slippery conditions (deceleration 0.35g[7][Note 3]) and a slow responding driver (2.5 seconds).[8][9] Because the stopping sight distance far exceeds the actual stopping distance under most conditions, an otherwise capable driver who uses the full stopping sight distance, which results in injury, may be negligent for not stopping sooner.
Derivation[edit]
Energy equation[edit]
The theoretical braking distance can be found by determining the work required to dissipate the vehicle’s kinetic energy.[10]
The kinetic energy E is given by the formula:
,
where m is the vehicle’s mass and v is the speed at the start of braking.
The work W done by braking is given by:
,
where μ is the coefficient of friction between the road surface and the tires, g is the gravity of Earth, and d is the distance travelled.
The braking distance (which is commonly measured as the skid length) given an initial driving speed v is then found by putting W = E, from which it follows that
.
The maximum speed given an available braking distance d is given by:
.
Newton’s law and equation of motion[edit]
From Newton’s second law:
For a level surface, the frictional force resulting from coefficient of friction is:
Equating the two yields the deceleration:
The form of the formulas for constant acceleration is:
Setting and then substituting
into the equation yields the braking distance:
Total stopping distance[edit]
Tables of speed and stopping distances[5]
Permitted by good tires and clean, dry, level, pavement.
The total stopping distance is the sum of the perception-reaction distance and the braking distance.
A common baseline value of is used in stopping distance charts. These values incorporate the ability of the vast majority of drivers under normal road conditions.[2] However, a keen and alert driver may have perception-reaction times well below 1 second,[11] and a modern car with computerized anti-skid brakes may have a friction coefficient of 0.9—or even far exceed 1.0 with sticky tires.[12][13][14][15][16]
Experts historically used a reaction time of 0.75 seconds, but now incorporate perception resulting in an average perception-reaction time of: 1 second for population as an average; occasionally a two-second rule to simulate the elderly or neophyte;[Note 4] or even a 2.5 second reaction time—to specifically accommodate very elderly, debilitated, intoxicated, or distracted drivers.[12] The coefficient of friction may be 0.25 or lower on wet or frozen asphalt, and anti-skid brakes and season specific performance tires may somewhat compensate for driver error and conditions.[15][17][Note 5] In legal contexts, conservative values suggestive of greater minimum stopping distances are often used as to be sure to exceed the pertinent legal burden of proof, with care not to go as far as to condone negligence. Thus the reaction time chosen can be related to the burden’s corresponding population percentile; generally a reaction time of 1 second is as a preponderance more probable than not, 1.5 seconds is clear and convincing, and 2.5 seconds is beyond reasonable doubt. The same principle applies to the friction coefficient values.
Actual total stopping distance[edit]
The actual total stopping distance may differ from the baseline value when the road or tire conditions are substantially different from the baseline conditions or when the driver’s cognitive function is superior or deficient. To determine actual total stopping distance, one would typically empirically obtain the coefficient of friction between the tire material[18] and the exact road spot under the same road conditions and temperature. They would also measure the person’s perception and reaction times. A driver who has innate reflexes, and thus braking distances, that are far below the safety margins provided in the road design or expected by other users, may not be safe to drive.[19][20][21] Most old roads were not engineered with the deficient driver in mind, and often used a defunct 3/4 second reaction time standard. There have been recent road standard changes to make modern roadways more accessible to an increasingly aging population of drivers.[22]
For rubber tyres on cars, the coefficient of friction (μ) decreases as the mass of the car increases. Additionally, μ depends on whether the wheels are locked or rolling during the braking, and a few more parameters such as rubber temperature (increases during the braking) and speed.[23]
Rules of thumb[edit]
In a non-metric country the stopping distance in feet given a velocity in MPH can be approximated as follows:
- take the first digit of the velocity, and square it. Add a zero to the result, then divide by 2.
- sum the previous result to the double of the velocity.
Example:
velocity = 50 MPH.
stopping distance = 5 squared = 25, add a zero = 250, divide by 2 = 125, sum 2*50 = 225 feet (the exact value can be calculated using the formula given below the diagram on the right).
In Germany the rule of thumb for the stopping distance in a city in good conditions is the 1-second rule, i.e. the distance covered in 1 second should at most be the distance to the vehicle ahead. At 50 km/h this corresponds to about 15 m. For higher speeds up to about 100 km/h outside built-up areas a similarly defined 2-second rule applies, which for 100 km/h translates to about 50 m. For speeds on the order of 100 km/h there is also the more or less equivalent rule that the stopping distance be the speed divided by 2 k/h, referred to as halber tacho (half the speedometer) rule, e.g. for 100 km/h the stopping distance should be about 50 m. Additionally, German driving schools teach their pupils that the total stopping distance is typically:
In the UK, the typical total stopping distances (thinking distance plus braking distance) used in The Highway Code are quoted in Rule 126 [1] as:
- 20 mph: 40 feet (12 metres)
- 30 mph: 75 feet (23 metres)
- 40 mph: 118 feet (36 metres)
- 50 mph: 175 feet (53 metres)
- 60 mph: 240 feet (73 metres)
- 70 mph: 315 feet (96 metres)
See also[edit]
- Assured clear distance ahead
- Brake
- Cadence braking
- Skid mark
- Stopping sight distance
- Threshold braking
- Vehicle metrics
- Vehicular accident reconstruction
Notes[edit]
References[edit]
- ^ Fricke, L. (1990). «Traffic Accident Reconstruction: Volume 2 of the Traffic Accident Investigation Manual». The Traffic Institute, Northwestern University.
- ^ a b Taoka, George T. (March 1989). «Brake Reaction Times of Unalerted Drivers» (PDF). ITE Journal. 59 (3): 19–21.[permanent dead link]
- ^ The National Highway Traffic Safety Administration (NHTSA) uses 1.5 seconds for the average reaction time.
- ^ The Virginia Commonwealth University’s Crash Investigation Team typically uses 1.5 seconds to calculate perception-reaction time
- ^ a b «Tables of speed and stopping distances». The State of Virginia.
- ^ ACDA or «assured clear distance ahead» rule requires a driver to keep his vehicle under control so that he can stop in the distance in which he can see clearly
- ^ National Cooperative Highway Research Program (1997). NCHRP Report 400: Determination of Stopping Sight Distances (PDF). Transportation Research Board (National Academy Press). p. I-13. ISBN 0-309-06073-7.
- ^ American Association of State Highway and Transportation Officials (1994) A Policy on Geometric Design of Highways and Streets (Chapter 3)
- ^ Highway Design Manual. Vol. 6th Ed. California Department of Transportation. 2012. p. 200. See Chapter 200 on Stopping Sight Distance and Chapter 405.1 on Sight Distance
- ^ Traffic Accident Reconstruction Volume 2, Lynn B. Fricke
- ^ Robert J. Kosinski (September 2012). «A Literature Review on Reaction Time». Clemson University. Archived from the original on 2013-10-10.
- ^ a b An investigation of the utility and accuracy of the table of speed and stopping distances Archived September 27, 2012, at the Wayback Machine
- ^ Tire friction and rolling resistance coefficients
- ^ THE GG DIAGRAM: sticky tires exceed 1.0
- ^ a b J.Y. Wong (1993). Theory of ground vehicles. Vol. 2nd ed. p. 26. ISBN 9780470170380.
- ^ Robert Bosch GmbH (1996). Automotive Handbook. Vol. 4th ed. p. 335. ISBN 9780837603339.
- ^ Frictional Coefficients for some Common Materials and Materials Combinations and Reference Tables — Coefficient of Friction Archived 2009-03-08 at the Wayback Machine
- ^ Tire Test Results
- ^ Warning Signs and Knowing When to Stop Driving Archived 2008-05-27 at the Wayback Machine
- ^ Jevas, S; Yan, J. H. (2001). «The effect of aging on cognitive function: a preliminary quantitative review». Research Quarterly for Exercise and Sport. 72: A-49. Simple reaction time shortens from infancy into the late 20s, then increases slowly until the 50s and 60s, and then lengthens faster as the person gets into his 70s and beyond
- ^ Der, G.; Deary, I. J. (2006). «Age and sex differences in reaction time in adulthood: Results from the United Kingdom health and lifestyle survey». Psychology and Aging. 21 (1): 62–73. doi:10.1037/0882-7974.21.1.62. PMID 16594792.
- ^ «Highway Design Handbook for Older Drivers and Pedestrians». Publication Number: FHWA-RD-01-103. May 2001.
- ^ Tomita, Hisao. «Tire-pavement friction coefficients» (PDF). Defense Technical Information Center. Naval Civil Engineering Laboratory. Archived from the original (PDF) on June 14, 2015. Retrieved 12 June 2015.
Further reading[edit]
- B. Finberg (2010). «Judicial notice of drivers’ reaction time and of stopping distance of motor vehicles traveling at various speeds». American Law Reports—Annotated, 2nd Series. Vol. 84. The Lawyers Co-operative Publishing Company; Bancroft-Whitney; West Group Annotation Company. p. 979.
- E. Campion (2008). «Admissibility in evidence, in automobile negligence action, of charts showing braking distance, reaction times, etc.». American Law Reports—Annotated, 3rd Series. Vol. 9. The Lawyers Co-operative Publishing Company; Bancroft-Whitney; West Group Annotation Company. p. 976.
- C. C. Marvel (2012). «Admissibility of experimental evidence, skidding tests, or the like, relating to speed or control of motor vehicle». American Law Reports—Annotated, 2nd Series. Vol. 78. The Lawyers Co-operative Publishing Company; Bancroft-Whitney; West Group Annotation Company. p. 218.
- Jerre E. Box (2009). «Opinion testimony as to speed of motor vehicle based on skid marks and other facts». American Law Reports—Annotated, 3rd Series. Vol. 29. The Lawyers Co-operative Publishing Company; Bancroft-Whitney; West Group Annotation Company. p. 248.
- Wade R. Habeeb (2008). «Negligence of driver of motor vehicle as respects manner of timely application of proper brakes». American Law Reports—Annotated, 2nd Series. Vol. 72. The Lawyers Co-operative Publishing Company; Bancroft-Whitney; West Group Annotation Company. p. 6.
External links[edit]
- Car Stopping Distance Calculator
- Braking Distance Calculator
- Tables of speed and stopping distances
- Wikibooks: Sight Distance
- The Highway Code (in English)
Тормозной путь и путь торможения являются важными составляющими дорожного движения от которых зависят безопасность всех его участников. Тормозной путь автомобиля представляет собой расстояние, которое проходит транспортное средство от момента начала торможения до полной остановки или до достижения конечной скорости процесса торможения. Путь торможения, в свою очередь, представляет совокупность расстояния времени реакции водителя и сам тормозной путь автомобиля.
Содержание
- Зачем необходимо рассчитывать путь торможения автомобиля
- Путь торможения и его расчет
- Путь реакции водителя
- Тормозной путь
Зачем необходимо рассчитывать путь торможения автомобиля
Путь торможения автомобиля или другого транспортного средства является важной составляющей дорожного движения, которая напрямую влияет на безопасность на дорогах. Можно предположить, что у большинства водителей случались ситуации, когда им приходилось прибегать к экстренному торможению до полной остановки. В принципе, даже не обязательно экстренному — подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, водителю необходимо приблизительно знать расстояние за которое необходимо начать тормозить, что бы полностью остановиться и пропустить пешехода.
Другим примером может послужить соблюдение дистанции на дороге при интенсивном движении. Водитель должен держаться на таком расстоянии от впереди «идущего» автомобиля, чтобы в случае его торможения успеть среагировать и не попасть в дорожно-транспортное происшествие. К слову, вышеперечисленные примеры, где водитель действовал неправильно, являются самыми популярными причинами дорожно-транспортных происшествий.
Путь торможения и его расчет
В общем, для чего необходимо рассчитывать путь торможения мы уже разобрались. Теперь перейдем к самому расчету этого показателя.
Стоит начать с того, что торможение — это путь. Путь который состоит из двух составляющих. Первой из них является путь реакции водителя, а второй — тормозной путь.
Sт = Sрв + Sтп
где, Sт — путь торможения;
Sрв — путь реакции водителя;
Sтп — тормозной путь.
Путь реакции водителя
Путь реакции водителя является сложной величиной, которая зависит от времени реакции водителя. Время реакции — это время которое необходимо водителю, чтобы обнаружить «угрозу» и нажать на педаль тормоза. Для каждого человека это время будет разным в зависимости от особенностей организма. Произвести точный расчет данного параметра практически невозможно, так как у каждого человека разные особенности и разные условия дорожной обстановки. Именно по этой причине в общем случае принятым значением времени реакции водителя является 1 секунда, при отсутствии воздействия на организм посторонних веществ в виде лекарственных препаратов, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Таким образом путь реакции водителя представляет собой расстояние, которое проедет транспортное средство с определенной скоростью за время реакции водителя.
Путь реакции водителя принято рассчитывать по формуле:
Sрв = tрв*( V : 10) * 3
где tрв — время реакции водителя, а V — скорость транспортного средства. В общих расчетах время реакции водителя всегда принимают за 1 секунду. Таким образом при скорости в 100 км/ч в общих условиях путь реакции водителя будет составлять около 30 метров. Если разобраться более подробно, то измерение пути реакции водителя производится по школьной формуле для 7 класса:
Sрв = V * tрв
Единственным условием является перевод скорости из км/ч в м/с. Для этого необходимо скорость транспортного средства умножить 1000 и разделить 3600. В итоге путь реакции водителя при скорости 100 км/ч и реакции водителя 1 сек получается:
Sрв = 100 * 1000 : 3600 * 1 = 27.77 метров
То есть приблизительно цифры совпадают.
Примеры расчетов
Скорость, км/ч | Путь реакции водителя, м |
---|---|
40 | 11.1 |
60 | 16.6 |
90 | 25 |
Следует учитывать тот факт, что это расстояние увеличивается в разы при воздействии на организм водителя алкогольных, наркотических и психотропных веществ, так как увеличивается время реакции водителя.
Тормозной путь
Следующей важной составляющей пути торможения является тормозной путь. Тормозной путь является очень важной и сложной величиной которая зависит от огромного количества физических параметров и характеризует расстояние, которое преодолевает транспортное средство в промежуток времени от нажатия на педаль тормоза до полной остановки автмобиля или до необходимой скорости движения. К таким параметрам относятся:
- начальная скорость движения;
- эффективность тормозной системы транспортного средства;
- коэффициент сцепления шин с дорожным покрытием.
Вышеперечисленные параметры должны учитывать массу транспортного средства, погодные условия, материалы тормозных дисков и тормозных колодок, тормозное усилие, наличие вспомогательных тормозных систем в конструкции автомобиля, состояние дорожного покрытия, уклон, состояние дорожного покрытия и еще кучу других параметров. Производить расчеты с учетом всех этих параметров является очень затрудеительным и именно поэтому расчеты были упрощены. Тормозной путь автомобиля принято рассчитывать по формуле:
Sтп = ( V : 10 ) * ( V : 10)
где, V — скорость транспортного средства.
Таким образом при скорости в 100 км/ч тормозной путь автомобиля по вышеперечисленной формуле будет составлять 100 метров:
Sтп = ( 100 : 10 ) * ( 100 : 10) = 10 * 10 = 100
Если брать расчет научного подхода, то формула определения тормозного пути будет следующей:
Sтп = V2 : ( 2 * Jз ) = V2 : ( 2 * (g * φ * ( mтор : ma ) ) )
где, Jз — ускорение замедления, g — ускорение свободного падения (постоянная величина равная 9.81), φ — коэффициент сцепления с дорогой, mтор — масса приходящаяся на тормозящие колеса, ma — масса снаряженного автомобиля. Вышеперечисленное вычисление производится без учета сопротивления воздуха и углов наклона дороги. Таким образом тормозной путь транспортного средства при скорости 100 км/ч и массе 2500 кг равен:
Sтп = V2 : ( 2 * Jз ) = V2 : ( 2 * (g * φ * ( mтор : ma ) ) ) = (100 * 1000 : 3600)2 : ( 2 * ( 9.81 * 0.7 * ( 2500 : 2500 ) ) ) = 771.17 : 13.734 = 56 метров
Примеры расчетов
Скорость, км/ч | Тормозной путь , м |
---|---|
40 | 9 |
60 | 20 |
90 | 45.5 |
Из вышеперечисленного можно смело сделать заключение, что метод которым принято рассчитывать тормозной путь (Sтп = ( V : 10 ) * ( V : 10)) если и работает, то с огромной погрешностью.
Таким образом, используя всю вышеперечисленную информацию окончательная формула расчета пути торможения до полной остановки выглядит следующим образом:
Sт = Sрв + Sтп = (V * tрв ) + (V2 : ( 2 * (g * φ * ( mтор : ma ) ) ) )
Путь торможения до полной остановки на сухой ровной асфальтобетонной дороге автомобиля при хорошем состоянии водителя со скоростью движения 100 км/ч будет равен:
Sт = Sрв + Sтп = 27.8 + 56 = 83.8 м
Примеры расчетов
Скорость, км/ч | Тормозной путь , м |
---|---|
40 | 20.1 |
60 | 36.6 |
90 | 70.5 |
Эта информация будет полезна как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов. Возможно, она поможет сберечь чью-то жизнь. Будьте внимательны на дорогах.