На протяжении многих веков, художники стремились точно передавать пропорции человеческого тела. Было предпринято множество попыток установить четкие правила и стандарты, которым можно было бы следовать при изображении тела человека.
Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.
Что такое пропорции?
Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.
Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.
Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.
Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.
Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.
Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.
Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!
Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.
Краткая история канонов
Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.
Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.
Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции и эталон пропорций фигуры человека.
В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.
Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.
В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.
Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.
Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.
Каноны пропорций в наши дни
Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:
Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.
Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.
В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?
Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.
Семь пропорций тела человека
Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.
Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить:
1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.
2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.
3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.
4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.
5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.
6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.
7. Локти расположены на одной линии с пупком.
Система пропорций человеческой фигуры: за и против
За:
- система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
- пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
- запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
- запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа
Против:
- если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
- из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом
Используем пропорции эффективно
Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?
Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.
Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.
Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.
Источник: Ссылка
Поделиться статьей:
Основные пропорции человека при рисовании
Человечество всегда интересовалось природой своего возникновения, пыталось изобразить себя и свое окружение максимально реалистично. Для первобытного человека достаточно было примитивного наскального рисунка, но с развитием интеллекта и приобретением новых навыков деталей хотелось все больше. И если для человечества путь совершенствования в портрете занял много веков, то для современного человека такая эволюция может произойти всего за несколько месяцев обучения. Именно для этого мы создаем
курсы для новичков
и для продвинутых художников, ведь каждый новый навык проще приобретать вместе.
Человечество всегда интересовалось природой своего возникновения, пыталось изобразить себя и свое окружение максимально реалистично. Для первобытного человека достаточно было примитивного наскального рисунка, но с развитием интеллекта и приобретением новых навыков деталей хотелось все больше. И если для человечества путь совершенствования в портрете занял много веков, то для современного человека такая эволюция может произойти всего за несколько месяцев обучения. Именно для этого мы создаем курсы для новичков и для продвинутых художников, ведь каждый новый навык проще приобретать вместе.
- Пропорции человека в видении Леонардо да Винчи
- Какими бывают пропорции человека
- Возрастные особенности пропорций человека
- Пропорции женского тела для рисования
- Пропорции лица человека
- Пропорции человека рисунок должны улучшать, а не ухудшать
В этой статье вы узнаете о том, какие бывают пропорции человека при его изображении, какие пропорции человека считаются идеальными, чем отличаются пропорции людей в разном возрасте и с разным ростом, об отличиях женской фигуры от мужской, о концепции Леонардо да Винчи, а также о пропорциях в изображении лица.
В этой статье вы узнаете о том, какие бывают пропорции человека при его изображении, какие пропорции человека считаются идеальными, чем отличаются пропорции людей в разном возрасте и с разным ростом, об отличиях женской фигуры от мужской, о концепции Леонардо да Винчи, а также о пропорциях в изображении лица.
Пропорции человека в видении Леонардо да Винчи
В поисках правильных пропорций фигуры человека прошло много веков. В разные эпохи были свои представления об идеале и свои каноны и требования. Долгое время лучшим считалось изображение, полученное Леонардо да Винчи. Согласно его концепции человека с идеальными пропорциями можно вписать в круг при разведенных ногах и руках, а при сведенных вписать в квадрат.
В поисках правильных пропорций фигуры человека прошло много веков. В разные эпохи были свои представления об идеале и свои каноны и требования. Долгое время лучшим считалось изображение, полученное Леонардо да Винчи. Согласно его концепции человека с идеальными пропорциями можно вписать в круг при разведенных ногах и руках, а при сведенных вписать в квадрат.
Кроме того художник вывел свою формулу и для всех пропорций человека:
- размах рук совпадает с ростом
- расстояние от макушки до подбородка — это ⅛ от роста человека
- расстояние от макушки до линии сосков — ¼ от роста
- длина уха составляет ⅓ от размера головы
- расстояние от подбородка до носа — это ⅓ от всего лица
- ширина плеч — ¼ от человеческого роста…
Эти и некоторые другие соотношения Леонардо да Винчи долго оставались единственным каноном в изображении человека. Но позже представления об идеале начали меняться, появилось разделение на изображение простых людей и различных персонажей. Также появились различия между типами фигур по полу и возрасту.
Кроме того художник вывел свою формулу и для всех пропорций человека:
- размах рук совпадает с ростом
- расстояние от макушки до подбородка — это ⅛ от роста человека
- расстояние от макушки до линии сосков — ¼ от роста
- длина уха составляет ⅓ от размера головы
- расстояние от подбородка до носа — это ⅓ от всего лица
- ширина плеч — ¼ от человеческого роста…
Эти и некоторые другие соотношения Леонардо да Винчи долго оставались единственным каноном в изображении человека. Но позже представления об идеале начали меняться, появилось разделение на изображение простых людей и различных персонажей. Также появились различия между типами фигур по полу и возрасту.
Какими бывают пропорции человека
Чаще всего пропорции человека в рисунке опираются на размер головы. Человек обычно имеет рост в 7,5 — 8 голов. Однако, возможно и изображение героического типа, рост которого будет составлять до 9 голов. Данные пропорции актуальны для взрослого человека.
Для прорисовки высоких людей с длинными ногами, моделей и Fashion иллюстрации используют чаще всего рост в 8 — 8,5 голов. Среднестатистическая фигура ближе к 7,5 головам. Однако этот канон не является обязательным и может регулироваться под личные предпочтения художника. У разных типов людей будет отличаться не только рост, но и пропорции человека для рисования.
Чаще всего пропорции человека в рисунке опираются на размер головы. Человек обычно имеет рост в 7,5 — 8 голов. Однако, возможно и изображение героического типа, рост которого будет составлять до 9 голов. Данные пропорции актуальны для взрослого человека.
Для прорисовки высоких людей с длинными ногами, моделей и Fashion иллюстрации используют чаще всего рост в 8 — 8,5 голов. Среднестатистическая фигура ближе к 7,5 головам. Однако этот канон не является обязательным и может регулироваться под личные предпочтения художника. У разных типов людей будет отличаться не только рост, но и пропорции человека для рисования.
Детальнее схема тела человека описана в нашей статье о том, как научиться рисовать человека. Там можно ознакомиться с пошаговой инструкцией прорисовки реального мужчины или женщины в размере 7,5 голов. Такая схема является универсальной для изображения человека около 172-175 см роста и возрастом от 25 до 35 лет.
Детальнее схема тела человека описана в нашей статье о том, как научиться рисовать человека. Там можно ознакомиться с пошаговой инструкцией прорисовки реального мужчины или женщины в размере 7,5 голов. Такая схема является универсальной для изображения человека около 172-175 см роста и возрастом от 25 до 35 лет.
Возрастные особенности пропорций человека
Уж если нет единой верной схемы для взрослого человека, то что уже говорить о людях разного возраста. Известно, что дети рождаются с головой, значительно превышающей ⅛ от их общего роста. Со временем соотношение постепенно меняется. Поэтому рисование пропорции человека напрямую зависит от возраста изображаемого. Чтобы человек выглядел ребенком недостаточно сделать его ниже, нужно подстроиться под его пропорции.
Уж если нет единой верной схемы для взрослого человека, то что уже говорить о людях разного возраста. Известно, что дети рождаются с головой, значительно превышающей ⅛ от их общего роста. Со временем соотношение постепенно меняется. Поэтому рисование пропорции человека напрямую зависит от возраста изображаемого. Чтобы человек выглядел ребенком недостаточно сделать его ниже, нужно подстроиться под его пропорции.
Пожилые люди имеют схожие пропорции с молодым взрослым, но обычно становятся немного сгорбленными, будто придавленными грузом прожитых лет. Это делает их немного ниже, руки и ноги могут слегка изгибаться даже в расслабленном положении. Кожа становится более дряблой, складки подкожного жира провисают ниже.
Пожилые люди имеют схожие пропорции с молодым взрослым, но обычно становятся немного сгорбленными, будто придавленными грузом прожитых лет. Это делает их немного ниже, руки и ноги могут слегка изгибаться даже в расслабленном положении. Кожа становится более дряблой, складки подкожного жира провисают ниже.
Пропорции женского тела для рисования
Встретив на улице мужчину и женщину, кто-то вряд ли придет к выводу, что их пропорции одинаковы. Женщины часто ниже мужчин, имеют более узкие плечи и талию, зато более широкие бедра и сильно отличающиеся изгибы тела.
Встретив на улице мужчину и женщину, кто-то вряд ли придет к выводу, что их пропорции одинаковы. Женщины часто ниже мужчин, имеют более узкие плечи и талию, зато более широкие бедра и сильно отличающиеся изгибы тела.
Самая широкая часть идеальной женской фигуры составляет 2 головы, талия по ширине совпадает с головой. Линия сосков у женщин немного ниже, чем у мужчин, что связано с различиями в форме самой грудной части у лиц разного пола. У женщин пупок всегда находится ниже талии, а вот у мужчин может быть ниже или ровно на линии талии. Кроме того ноги женщин немного длиннее, особенно нижняя их часть.
Отличается у мужчин и женщин и ситуация с отложением подкожного жира для одного и того же телосложения. Разные части тела человека рисунок округляет под характерный тип фигуры. Ниже представлено изображение того, как меняются женские и мужские тела в зависимости от количества подкожного жира.
Самая широкая часть идеальной женской фигуры составляет 2 головы, талия по ширине совпадает с головой. Линия сосков у женщин немного ниже, чем у мужчин, что связано с различиями в форме самой грудной части у лиц разного пола. У женщин пупок всегда находится ниже талии, а вот у мужчин может быть ниже или ровно на линии талии. Кроме того ноги женщин немного длиннее, особенно нижняя их часть.
Отличается у мужчин и женщин и ситуация с отложением подкожного жира для одного и того же телосложения. Разные части тела человека рисунок округляет под характерный тип фигуры. Ниже представлено изображение того, как меняются женские и мужские тела в зависимости от количества подкожного жира.
Пропорции лица человека
При прорисовке любого человека отдельное внимание всегда уделяется его лицу. Именно лицо делает каждого человека особенным, передает его личные эмоции и отображает черты характера. Научиться рисовать fashion портрет можно на соответствующем курсе, а об основных пропорциях мы расскажем чуть ниже
При прорисовке любого человека отдельное внимание всегда уделяется его лицу. Именно лицо делает каждого человека особенным, передает его личные эмоции и отображает черты характера. Научиться рисовать fashion портрет можно на соответствующем курсе, а об основных пропорциях мы расскажем чуть ниже
Как и для всего тела, так и для лица не может быть универсальных пропорций, но согласно канонам для большинства людей характерны следующие пропорции:
- расстояние от линии роста волос до подбородка составляет 1/10 от роста всего человека
- расстояние от линии роста волос до бровей должно быть равно ⅓ высоты всего лица
- длина ушей соответствует ⅓ длины лица
- расстояние от начала подбородка до носа также составляет ⅓ от всего лица
- между глазами по ширине должен помещаться еще один глаз.
Как и для всего тела, так и для лица не может быть универсальных пропорций, но согласно канонам для большинства людей характерны следующие пропорции:
- расстояние от линии роста волос до подбородка составляет 1/10 от роста всего человека
- расстояние от линии роста волос до бровей должно быть равно ⅓ высоты всего лица
- длина ушей соответствует ⅓ длины лица
- расстояние от начала подбородка до носа также составляет ⅓ от всего лица
- между глазами по ширине должен помещаться еще один глаз.
В реальной жизни лица часто имеют легкую асимметрию, но рассмотреть ее и правильно изобразить сможет лишь истинный художник.
В реальной жизни лица часто имеют легкую асимметрию, но рассмотреть ее и правильно изобразить сможет лишь истинный художник.
Пропорции человека рисунок должны улучшать, а не ухудшать
При правильном использовании знаний о пропорциях человека можно научиться изображать универсальных моделей для коллекций одежды, индивидуальных и особенных участников картин, а возможно даже превращать их в мультипликационных героев или создавать с их помощью комиксы, как это делают на нашем курсе по созданию персонажей на iPad. Ограничением тут может быть лишь фантазия художника. Главное помнить, что пропорции — это лишь канон и идеал, а в реальной жизни все может отличаться и иногда довольно значительно.
При правильном использовании знаний о пропорциях человека можно научиться изображать универсальных моделей для коллекций одежды, индивидуальных и особенных участников картин, а возможно даже превращать их в мультипликационных героев или создавать с их помощью комиксы, как это делают на нашем курсе по созданию персонажей на iPad. Ограничением тут может быть лишь фантазия художника. Главное помнить, что пропорции — это лишь канон и идеал, а в реальной жизни все может отличаться и иногда довольно значительно.
Понравилась статья?
Выбирай курсы по рисованию и начинай заниматься уже сегодня!
From Wikipedia, the free encyclopedia
This article is about proportions of the human body in art. For medical use, see body shape. For the wider topic of body measurement, see anthropometry. For fashion and dress, see clothing sizes.
While there is significant variation in anatomical proportions between people, certain body proportions have become canonical in figurative art. The study of body proportions, as part of the study of artistic anatomy, explores the relation of the elements of the human body to each other and to the whole. These ratios are used in depictions of the human figure and may become part of an artistic canon of body proportion within a culture. Academic art of the nineteenth century demanded close adherence to these reference metrics and some artists in the early twentieth century rejected those constraints and consciously mutated them.
Basics of human proportions[edit]
Human proportions marked out in an illustration from a 20th-century anatomy text-book. Hermann Braus, 1921
Drawing of a human male, showing the order of measurement in preparation for a figurative art work (Lantéri, 1903)[1]
It is usually important in figure drawing to draw the human figure in proportion. Though there are subtle differences between individuals, human proportions fit within a fairly standard range – though artists have historically tried to create idealised standards that have varied considerably over time, according to era and region. In modern figure drawing, the basic unit of measurement is the ‘head’, which is the distance from the top of the head to the chin. This unit of measurement is credited[2] to the Greek sculptor Polykleitos (fifth century BCE) and has long been used by artists to establish the proportions of the human figure. Ancient Egyptian art used a canon of proportion based on the «fist», measured across the knuckles, with 18 fists from the ground to the hairline on the forehead.[3] This canon was already established by the Narmer Palette from about the 31st century BC, and remained in use until at least the conquest by Alexander the Great some 3,000 years later.[3]
One version of the proportions used in modern figure drawing is:[4]
- An average person is generally 7-and-a-half heads tall (including the head).
- An ideal figure, used when aiming for an impression of nobility or grace, is drawn at 8 heads tall.
- A heroic figure, used in the depiction of gods and superheroes, is eight-and-a-half heads tall. Most of the additional length comes from a bigger chest and longer legs.
Measurements[edit]
There are a number of important distances between reference points that an artist may measure and will observe:[1] These are the distance from floor to the patella;[a] from the patella to the front iliac crest;[b] the distance across the stomach between the iliac crests; the distances (which may differ according to pose) from the iliac crests to the suprasternal notch between the clavicles;[c] and the distance from the notch to the bases of the ears (which again may differ according to the pose).
Some teachers deprecate mechanistic measurements and strongly advise the artist to learn to estimate proportion by eye alone.[5]
It is in drawing from the life that a canon is likely to be a hindrance to the artist; but it is not the method of Indian art to work from the model. Almost the whole philosophy of Indian art is summed up in the verse of Śukrācārya’s Śukranĩtisāra which enjoins meditations upon the imager: «In order that the form of an image may be brought fully and clearly before the mind, the imager should medi[t]ate; and his success will be proportionate to his meditation. No other way—not indeed seeing the object itself—will achieve his purpose.» The canon then, is of use as a rule of thumb, relieving him of some part of the technical difficulties, leaving him free to concentrate his thought more singly on the message or burden of his work. It is only in this way that it must have been used in periods of great achievement, or by great artists.
Ratios[edit]
[Proportion] should not be confused with a ratio, involving two magnitudes. Modern usage tends to substitute «proportion» for a comparison involving two magnitudes (e.g., length and width), and hence mistakes a mere grouping of simple ratios for a complete proportion system, often with a linear basis at odds with the areal approach of Greek geometry.
— Richard Tobin, The Canon of Polykleitos, 1975.[7]
Many text books of artistic anatomy advise that the head height be used as a yardstick for other lengths in the body: their ratios to it provide a consistent and credible structure.[8] Although the average person is 71⁄2 heads tall, the custom in Classical Greece (since Lysippos) and Renaissance art was to set the figure as eight heads tall: «the eight-heads-length figure seems by far the best; it gives dignity to the figure and also seems to be the most convenient.»[8] The half-way mark is a line between the outer hip bones, just above the pubic arch.[8]
- the ratio of hip width to shoulder width varies by biological gender: the average ratio for women is 1:1.03, for men it is 1:1.18.[9]
- legs (floor to perineum) are typically three-and-a-half to four heads long; arms about three heads long; hands are as long as the face.[10]
- Leg-to-body ratio is seen as indicator of physical attractiveness but there appears to be no accepted definition of leg-length: the ‘perineum to floor’ measure[d] is the most used but arguably the distance from ankle bone to outer hip bone is more rigorous.[12] On this (latter) metric, the most attractive ratio of leg to body for men (as seen by American women) is 1:1,[12] matching the ‘four heads:four heads’ ratio above. A Japanese study using the former metric found the same result for male attractiveness but women with longer legs than body were judged to be more attractive.[13] Excessive deviations from the mean were seen as indicative of disease.[13] «High class fashion journals depict women with an extreme length of limb, and decorative art does the same for both men and women […]. When the artist wishes to depict the lower orders, as such, or the comic, he draws people with exaggeratedly short limbs and makes them fat.»[14]
- Waist-to-height ratio: the average ratio for US college competitive swimmers is 0.424 (women) and 0.428 (men); the ratios for an (US) normally healthy man or woman is 0.46–0.53 and 0.45–0.49 respectively; the ratio ranges beyond 0.63 for morbidly obese individuals.[15]
- Waist–hip ratio: artist’s conception of the ideal waist–hip ratio has varied down the ages, but for female figures «over the 2,500-year period the average WHR never exited ‘the fertile range’ (from 0.67 to 0.80).»[16] The Venus de Milo (130–100 BCE) has a WHR of 0.76;[16] in Anthony van Dyck’s Venus Asks Vulcan to Cast Arms for Her Son Aeneas (1630), Venus’s estimated WHR is 0.8;[16] and Jean-Léon Gérôme’s Birth of Venus (1890) has an estimated WHR of 0.66.[16]
Body proportions in history[edit]
Venus of Brassempouy, about 25,000 years ago
The earliest known representations of female figures date from 23,000 to 25,000 years ago.[17] Models of the human head (such as the Venus of Brassempouy) are rare in Paleolithic art: most are like the Venus of Willendorf – bodies with vestigial head and limbs, noted for their very high waist:hip ratio of 1:1 or more.[17] It may be that the artists’ «depictions of corpulent, middle-aged females were not ‘Venuses’ in any conventional sense. They may, instead, have symbolized the hope for survival and longevity, within well-nourished and reproductively successful communities.»[17]
The ancient Greek sculptor Polykleitos (c.450–420 BCE), known for his ideally proportioned bronze Doryphoros, wrote an influential Canon (now lost) describing the proportions to be followed in sculpture.[18] The Canon applies the basic mathematical concepts of Greek geometry, such as the ratio, proportion, and symmetria (Greek for «harmonious proportions») creating a system capable of describing the human form through a series of continuous geometric progressions.[19] Polykleitos may have used the distal phalanx of the little finger as the basic module for determining the proportions of the human body, scaling this length up repeatedly by √2 to obtain the ideal size of the other phalanges, the hand, forearm, and upper arm in turn.[20]
Leonardo da Vinci believed that the ideal human proportions were determined by the harmonious proportions that he believed governed the universe, such that the ideal man would fit cleanly into a circle as depicted in his famed drawing of Vitruvian Man (c. 1492),[21] as described in a book by Vitruvius. Leonardo’s commentary is about relative body proportions – with comparisons of hand, foot, and other feature’s lengths to other body parts – more than to actual measurements.[22]
Golden ratio[edit]
It has been suggested that the ideal human figure has its navel at the golden ratio (, about 1.618), dividing the body in the ratio of 0.618 to 0.382 (soles of feet to navel:navel to top of head) (1⁄
is
-1, about 0.618) and da Vinci’s Vitruvian Man is cited as evidence.[23] In reality, the navel of the Vitruvian Man divides the figure at 0.604 and nothing in the accompanying text mentions the golden ratio.[23]
In his conjectural reconstruction of the Canon of Polykleitos, art historian Richard Tobin determined √2 (about 1.4142) to be the important ratio between elements that the classical Greek sculptor had used.[24]
Additional images[edit]
-
Proportions of a human male face
-
a 1½-year-old child
-
an adult man
-
Drawings by Avard T. Fairbanks developed during his teaching career. This image was used in Eugene F. Fairbanks’ book on Human Proportions for Artists.[25]
-
Avard Fairbanks drawing of proportions of the male head and neck, 1936
-
Avard Fairbanks drawing of proportions of the female head and neck, 1936
-
Growth and proportions of children, one illustration from Children’s Proportions for Artists
Bibliography[edit]
- Gottfried Bammes: Studien zur Gestalt des Menschen. Verlag Otto Maier GmbH, Ravensburg 1990, ISBN 3-473-48341-9.
- Édouard Lantéri: Modelling : a guide for teachers and students. London: Chapman & Hall Ltd. 1902.
- Fairbanks, Eugene F. (2012). Children’s Proportions for Artists. Bellingham, WA: Fairbanks Art and Books. ISBN 978-0972584128.
See also[edit]
- Allometry – Study of the relationship of body size to shape, anatomy, physiology, and behavior
- Anthropometry – Measurement of the human individual
- Arm span – The distance from finger tips to finger tips
- Body shape – General shape of a human body
- Female body shape – Cumulative product of the human female skeletal structure and distribution of muscle and fat
- Male body shape – General shape of a human body
- Nude (art) – Work of art that has as its primary subject the unclothed human body
- Physical attractiveness – Aesthetic assessment of physical traits
Notes[edit]
- ^ knee-cap
- ^ pelvic bones on either side of stomach
- ^ collar bones
- ^ The sitting body ratio (SBR) is also quoted, where the trunk is measured with subject sitting on a flat chair or table, and the leg-length determined by subtracting table height from standing height.[11] This is almost the same as distance from the perineum but without the need to touch an intimate area.
References[edit]
- ^ a b Édouard Lantéri (1903). Modelling; a guide for teachers and students. London: Chapman and Hall. pp. 100–111.
- ^ «Hercules: The influence of works by Lysippos». Paris: The Louvre. Retrieved 4 October 2020.
In the fourth century BCE, Lysippos drew up a canon of proportions for a more elongated figure that that defined by Polykleitos in the previous century. According to Lysippos, the height of the head should be one-eighth the height of the body, and not one-seventh, as Polykleitos recommended.
- ^ a b Smith, W. Stevenson; Simpson, William Kelly (1998). The Art and Architecture of Ancient Egypt. Penguin/Yale History of Art (3rd ed.). Yale University Press. pp. 12–13, note 17. ISBN 0300077475.
- ^ Devin Larsen (January 19, 2014). «Standard proportions of the human body». makingcomics.com. Retrieved September 6, 2020.
- ^ Anthony Ryder (2000). «Using measurement». The Artist’s Complete Guide to Figure Drawing. New York: Watson-Gupthill. pp. 53 to 65. ISBN 0-8230-0303-5.
- ^ Ananda Coomaraswamy (1934). «Aesthetic of The Śukranĩtisāra». The Transformation of Nature in Art. Cambridge, Mass.: Harvard University Press. pp. 111–117. cited in Mosteller, John F (1988). «The Study of Indian Iconometry in Historical Perspective». Journal of the American Oriental Society. 108 (1): 99–110. doi:10.2307/603249. JSTOR 603249. Retrieved 7 October 2020.
- ^ Tobin, Richard (1975). «The Canon of Polykleitos». American Journal of Archaeology. 79 (4): 307–321. doi:10.2307/503064. JSTOR 503064. S2CID 191362470. Retrieved 2 October 2020.
- ^ a b c Joseph Sheppard (1975). «Proportion». Anatomy A Complete Guide for Artists. New York: Watson-Gupthill. pp. 7 to 13. ISBN 0-8230-0218-7.
- ^ Hughes, S. M.; Gallup, G. G., Jr. (2003). «Sex differences in morphological predictors of sexual behavior: Shoulder to hip and waist to hip ratios». Evolution and Human Behavior. 24: 173-178. doi:10.1016/S1090-5138(02)00149-6.
Male SHRs (M=1.18±0.071, range 1.03–1.40) significantly (t=10.41, P<.01) exceeded female SHRs (M=1.03±0.066, range 0.90–1.22). Here and subsequently, M signifies mean±standard deviation.
(These are head-on lateral widths, not circumferences.) - ^ Stepan Ayvazyan. «Human Body Proportions». drawingforall.net. Retrieved 12 September 2020.
- ^ Andrea Chrysanthou (27 July 2017). «How to Measure Leg-to-Body Ratio». Sportsrec.com. Retrieved 30 September 2020.
- ^ a b Thomas M. M. Versluys; Robert A. Foley; William J. Skylark (16 May 2018). «The influence of leg-to-body ratio, arm-to-body ratio and intra-limb ratio on male human attractiveness». Royal Society Open Science. The Royal Society Publishing. 5 (5): 171790. Bibcode:2018RSOS….571790V. doi:10.1098/rsos.171790. PMC 5990728. PMID 29892373. S2CID 47018307.
- ^ a b Kiire, S (2016). «Effect of Leg-to-Body Ratio on Body Shape Attractiveness». Archives of Sexual Behavior. 45 (4): 901–910. doi:10.1007/s10508-015-0635-9. PMID 26474977. S2CID 40574546.
- ^ Leitch, I. (1951). «Growth and health». British Journal of Nutrition. 5 (1): 142–51. doi:10.1079/BJN19510017. PMID 14886531.
- ^ Stephen A. Bernstein, M.C. USA (Ret.); Michael Lo, MSPH; W. Sumner Davis, PhD (1 March 2017). «Proposing Using Waist-to-Height Ratio as the Initial Metric for Body Fat Assessment Standards in the U.S. Army». Military Medicine. 182. Retrieved 10 September 2020.
- ^ a b c d Bovet, Jeanne; Raymond, Michel (17 April 2015). «Preferred Women’s Waist-to-Hip Ratio Variation over the Last 2,500 Years». PLOS ONE. 10 (4): e0123284. Bibcode:2015PLoSO..1023284B. doi:10.1371/journal.pone.0123284. PMC 4401783. PMID 25886537. cited in Stephen Heyman (May 27, 2015). «Gleaning New Perspectives by Measuring Body Proportions in Art». The New York Times. Archived from the original on 1 November 2021. Retrieved 10 September 2020.
- ^ a b c Alan F. Dixson; Barnaby J. Dixson (2011). «Venus Figurines of the European Paleolithic: Symbols of Fertility or Attractiveness?». Journal of Anthropology. 2011: 1–11. doi:10.1155/2011/569120.
- ^ Stewart, Andrew (November 1978). «Polykleitos of Argos,» One Hundred Greek Sculptors: Their Careers and Extant Works». Journal of Hellenic Studies. 98: 122–131. doi:10.2307/630196. JSTOR 630196. S2CID 162410725.
- ^ «Art: Doryphoros (Canon)». Art Through Time: A Global View. Annenberg Learner. Retrieved 16 September 2020.
Though we do not know the exact details of Polykleitos’s formula, the end result, as manifested in the Doryphoros, was the perfect expression of what the Greeks called symmetria
- ^ Tobin, Richard (October 1975). «The Canon of Polykleitos». American Journal of Archaeology. 79 (4): 307–321. doi:10.2307/503064. JSTOR 503064. S2CID 191362470.
- ^ «Universal Leonardo: Leonardo Da Vinci Online Essays». 22 April 2010.
- ^ Richter, Jean Paul (1970). The Notebooks of Leonardo da Vinci (Reprint of original 1883 ed.). New York: Dover. ISBN 978-0-486-22572-2.
- ^ a b Donald E. Simanek (December 2015). «Fibonacci Flim-Flam». Lockehaven.edu. Lock Haven University of Pennsylvania. Retrieved 13 September 2020.
- ^ Tobin, Richard (1975). «The Canon of Polykleitos». American Journal of Archaeology. 79 (4): 307–321. doi:10.2307/503064. JSTOR 503064. S2CID 191362470. Retrieved 2 October 2020.
- ^ Fairbanks, Eugene F. (2011). Human Proportions for Artists. Bellingham, WA: Fairbanks Art and Books. ISBN 978-1467901871.
Further reading[edit]
- Deriabin, V. E. (1987). «Age-related changes in human body proportions studied by the method of principal components». Nauchnye Doklady Vysshei Shkoly. Biologicheskie Nauki (1): 50–55. PMID 3828410.
- Bogin, B; Varela-Silva, M. I. (2010). «Leg length, body proportion, and health: A review with a note on beauty». International Journal of Environmental Research and Public Health. 7 (3): 1047–75. doi:10.3390/ijerph7031047. PMC 2872302. PMID 20617018.
- Alley, Thomas R. (Feb 1983). «Growth-Produced Changes in Body Shape and Size as Determinants of Perceived Age and Adult Caregiving». Child Development. 54 (1): 241–248. doi:10.2307/1129882. JSTOR 1129882.
- Pittenger, John B. (1990). «Body proportions as information for age and cuteness: Animals in illustrated children’s books». Perception & Psychophysics. 48 (2): 124–30. doi:10.3758/BF03207078. PMID 2385485. S2CID 27929821.
External links[edit]
- Changing body proportions during growth Archived 2017-03-27 at the Wayback Machine
- «Body visualizer». MPI IS Perceiving Systems Department, Max Planck Institute. 2011. Retrieved 23 September 2020.
- Geher, Glenn (April 19, 2019). «Why Comic Book Heroes Are Sexy». Psychology Today.
С античных времен люди пытались найти идеальные пропорции тела. В этой статье мы приводим несколько таблиц таких пропорций.
Таблица Джо Вейдера
Для более точной оценки пропорций предлагалось несколько формул, основанных на измерениях тела. Например, Джо Вейдер предлагает собственную таблицу идеальных пропорций. Выглядит она следующим образом:
Для начала надо разделить свой вес на рост, полученную цифру найти в крайней левой колонке и вычислить идеальные пропорции для себя. По мнению Джо Вейдера в идеале пропорции культуристов должны соответствовать данной таблице.
Таблица Марселя Руэ
В этом случае расчет производится по росту человека. Размеры талии по этой таблице пропорций несколько выше, чем остальные, можно предположить, что Руэ является приверженцем античных пропорций. Таблица пропорций по версии Марселя Руэ выглядит так :
Как правильно производить измерения
Измерять объемы тела, лучше сразу после пробуждения. Это обеспечит более точный результат, так как в утреннее время мышцы расслабленные и отдохнувшие.
Обязательно почитайте: Таблица веса и роста для девочек и мальчиков по годам: оценка, рекомендации, проблемы.
Получить объективные цифры в вечерние часы сложно. Активность в течение дня приводит к напряжению мускул и способна исказить реальные показатели. Для измерений потребуется сантиметровая рулетка. Правильная техника замеров предполагает ряд нюансов.
Программы и формулы
Здесь мы сделаем небольшой обзор бесплатных приложений, которые помогут вести учет показателей и производить расчет по разным формулам. Эти приложения в данный момент доступны только для устройств Apple (планшетов, телефонов и умных часов). Сообщество ТиЗ — Технология и Здоровье тесно сотрудничает c программистами из Martspec и принимала участие в разработке приложения Фигура из нижеприведенного списка.
Вес — лучший дневник измерений
Приложение Вес — это самый легкий дневник веса. В этой небольшой программе встроена синхронизация с Apple Здоровье и iCloud. Ввод прост и понятен, работает быстро, бесплатно и без реклам! Главная ее задача —быстрый ввод веса без лишних действий. Программа не требует регистрации.
Работает только на часах Apple Watch.
Отслеживание массы тела повышает эффективность тренировок и является хорошим мотиватором в достижении поставленной цели. Мы в ответе за наше здоровье. Согласно знаменитой пословице: «Здоровье дороже денег». Невозможно назвать точную цену нашему здоровью. Здоровье бесценно. Никто кроме нас не может привести наш вес в норму.
Талия — измерение, учет, трекинг
Приложение Талия является самым простым трекером обхвата талии. Оно похоже на предыдущее приложение с той лишь разницей, что отслеживает талию, а не вес. Точно так же оно синхронизация с Apple Здоровье. Поддержка резервного копирования в iCloud. Работает бесплатно и без реклам!
Работает только на часах Apple Watch.
Вес может остаться неизменным при одновременном наращивании мышечной массы и избавление от жира. Именно поэтому форма вашего тела лучше отражает ваше здоровье.
Согласно Intermountain Healthcare, окружность талии имеет большее значение, чем вес. Люди, использующие приложение для отслеживания с большей вероятностью достигнут своих целей.
Фигура — трекер размера тела
Приложение Фигура объединяет в себе возможности предыдущих двух приложений и открывает дополнительные функции. С помощью него можно вводить самые различные показатели, от веса до размера рук и ног. Приложения использует эти данные для расчет различных показателей здоровья и физической формы.
Работает на часах Apple Watch, iPhone и iPad
В дополнение к формулам, говорящим непосредственно о здоровье, есть показатели рассчитывающие физическую красоту тела. Расчет формы тела делается с помощью общепринятой среди модельеров и дизайнеров формулы Брэдли Байю. Расчет индекса Адониса, определяющего общую привлекательность тела (особенно для мужчин) производится так же автоматически. Более подробно в этой статье:
Измерения синхронизируются с Apple Здоровье и с остальными вашими устройствами автоматически. Поддержка резервного копирования в iCloud. Приложение работает бесплатно и без реклам!
Приложение Фигура
❗Примечание
Наш блог и эта статья носит информационный характер. Информация и другой контент, представленный в этом блоге или в любых связанных материалах, не предназначены и не должны толковаться как медицинский совет, а также информация не заменяет профессиональную медицинскую экспертизу или лечение. Никогда не пренебрегайте профессиональной медицинской консультацией и не откладывайте её получение из-за информации, прочитанной в этом блоге или в любых связанных материалах.
Пожалуйста, дайте нам знать в комментариях, насколько эта статья была полезна, и что помогло вам больше всего. Подписывайтесь на канал ТиЗ — беседу, наполненную мотивацией и практическими советами для самого важного человека в вашей жизни — ВАС!
Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.
1. Пропорции человека |
Древнейшие
данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице
пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и
художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела.
Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев,
каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон,
которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела
определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
- длина
четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть
ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека; - четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;
- если
вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14
человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние
пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,
равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок; - пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;
- размах разведенных рук будет равен росту;
- расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;
- расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
- расстояние же от верхней части груди до корней волос — 1/7 роста;
- расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
- наибольшая ширина плеч — восьмая часть роста;
- расстояние от локтя до кончиков пальцев — 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки — 1/8;
- длина всей руки — это 1/10 роста;
- начало гениталий находится как раз посредине тела;
- стопа — 1/7 часть роста;
- расстояние
от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от
коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста; - расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.
При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.
2. Ребенок. Рост и пропорции тела
Разница
в строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна,
однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первого
взгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообще
ничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий,
которые должны учитываться.
Новорожденный
отличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями,
большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного
составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12
лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост
конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые
различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового
созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а
таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и
шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого
состояния.
Рост
ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в
единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.
Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У
ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста
геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как
геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи
промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка
половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека
приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца
еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения,
поэтому они имеют относительно меньшую длину.
3. Ребенок. Черты лица
Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.
- Лицо
младенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослого
человека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка
расположены ниже аналогичной линии. - Нижняя
челюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего края
черепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова
становится более вытянутой. - У младенца маленький подбородок.
- Нос
младенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможность
свободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская,
чем у взрослого. - Задняя
сторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльной
стороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздо
тоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу
обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.) - Поскольку
у ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого,
кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние. - Радужная
оболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазом
взрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеет
практически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глаза
младенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка его
глаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных
оболочек уменьшается. - Ресницы
у ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки
происходит по причине различий в относительных размерах лиц. - Брови ребенка тоньше.
- Верхняя
губа ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют
«молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре. - Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.
- Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.
- Самое
характерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос и
подбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как само
яблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственная
часть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскими
пропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-то
половину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный к
кругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо с
маленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал
вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.
- Изображая
детское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатых
линий, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровки
еле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя часть
лица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому как
угодно.Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчиняться
заложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка со
старческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправдано
задумкой.ВЗЯТО: http://rigierukodelki.blogspot.com/…%B5%D0%B7%D1%8B
- 4. Пожилой человек. Рост и пропорции тела
С
возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов.
Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и
становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза,
вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков.
Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.
Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,
возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В
результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от
половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что
фигура человека приобретает болезненный вид.
6. Мужчины и женщины. Различия фигур
Основные
различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют
небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как
правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше,
чем у мужчины.
Пропорции женщины
Пропорции мужчины
Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:
- Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.
- Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.
- Если
вы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высоту
бедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до
одной трети высоты головы). - Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)
- Кисти рук расположены на уровне промежности.
- Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.
- Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.
- Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.
- Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.
Женщина
обладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В
результате ее тело менее угловато и более округло.
Голова
женщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают
меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женского
лица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее.
Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильно
проявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы,
как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. В
результате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчины
ключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге
мужское тело выглядит более угловатым.
Относительная
длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общим
размером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой для
развитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегчения
родов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел
позвоночника женщины изогнут сильнее.
Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.
Самые
значительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в
области плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняя
часть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагается
немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья и
ладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что ее
бедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По
этой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более
округло.
Не
забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче,
чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядят
более гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки
округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.
7. Расовые отличия во внешности
Рассмотрим
особенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной и
негроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов.
Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ к
определению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма
головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.
Европейцы
Представителей
европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлым
цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенно
различным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какими
угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профиль
можно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, а
подбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца —
высокий, а губы — относительно тонкие.
Монголоиды
Монголоидное
лицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глаз
монголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемой
наклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппы
конкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезают
из-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний край
глаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и
на внешней стороне глаз.
Другой
характерной особенностью монголоидных глаз является уплощенность
области их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глаза
выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важно
отметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям
лица и могут внезапно обрываться на концах.
Кожа
монголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цвет
глаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные и
прямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает вперед
немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий,
но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.
Негроиды
Представителей
негроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветом
кожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, более
густые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев
преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.
Если
посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает вперед
дальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые.
Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариант
внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным
цветом кожи.
8. Искажения пропорций
Замечено,
что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальными
пропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник,
соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда
немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.
Удлините
тело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела
составляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может
быть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того,
какой эффект нужно получить.
Исследователи
творчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурам
необычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда даже
двенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации,
отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о
том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.
В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.
На
иконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношение
голова/тело обычно 1/9, а у Дионисия — даже 1/11. Это придает
изображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала и
непропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное.
Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головой
привело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить
большие шапки, фуражки.
Если
красота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом
смотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей,
обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоив
основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственными
художественными способностями, чтобы придать персонажам желательный
облик