Стереометрия
Глава 9. Прямые и плоскости в пространстве
9.5. Наклонные и их проекции на плоскость. Угол наклонной с плоскостью
Определение 1
Прямая, пересекающая плоскость, но не перпендикулярная к ней, называется наклонной к этой плоскости.
Определение 2
Точка пересечения перпендикуляра (наклонной) с плоскостью называется основанием перпендикуляра (наклонной).
Определение 3
Отрезок, соединяющий основания наклонной и перпендикуляра, проведенных к плоскости из одной и той же точки вне ее, называется проекцией наклонной на эту плоскость.
Если из одной и той же точки, взятой вне плоскости, проведены к этой плоскости перпендикуляр и наклонные, то:
1) две наклонные, имеющие равные проекции, равны;
2) из двух наклонных та больше, проекция которой больше;
3) (обратная) равные наклонные имеют равные проекции;
4) (обратная) большей наклонной соответствует большая проекция.
Повернув прямоугольные треугольники вокруг общего их катета (перпендикуляра к плоскости) до совмещения их плоскостей, получим все наклонные (гипотенузы) и их проекции (другие катеты) в одной плоскости, где эти теоремы верны.
Следствие
Перпендикуляр к плоскости меньше всякой наклонной, проведенной к той же плоскости из той же точки вне ее (катет меньше гипотенузы).
Определение 4
Расстоянием точки от плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на данную плоскость.
Определение 5
Углом между наклонной и плоскостью называется острый угол между наклонной и ее проекцией на эту плоскость.
Теорема 5
Угол между наклонной и ее проекцией на плоскость является наименьшим из всех углов, образуемых данной наклонной с прямыми, лежащими в данной плоскости.
Перпендикуляром, опущенным из данной точки на данную плоскость, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости. Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра.
Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, опущенного из этой точки на плоскость.
Наклонной, проведенной из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости. Конец отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной. Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра наклонной, проведенных из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.
AB – перпендикуляр к плоскости α. AC – наклонная, CB – проекция. С – основание наклонной, B – основание перпендикуляра.
У равных наклонных, проведенных к плоскости из одной точки, проекции равны.
Из двух наклонных, проведенных к плоскости из одной точки, больше та, у которой проекция больше.
Теорема о трех перпендикулярах. Если прямая, проведенная на плоскости через основание наклонной, перпендикулярна ее проекции, то она перпендикулярна и самой наклонной.
Обратная теорема. Если прямая на плоскости перпендикулярна наклонной, то она перпендикулярна и проекции наклонной.
Прямая a, не лежащая в плоскости α, перпендикулярна прямой b, лежащей в плоскости α, тогда и только тогда, когда проекция a‘ прямой a перпендикулярна прямой b.
Пример. Отрезок SО – перпендикуляр к плоскости квадрата АВСD, где точка О – центр квадрата. Доказать: (BD perp SC).
Доказательство:
Первый способ.
Имеем квадрат, центр квадрата точка – О, SО – перпендикуляр. Значит, для наклонной SC отрезок ОС есть проекция.
Прямая ВD перпендикулярна прямой ОС, которая является проекцией наклонной SC, значит, по теореме о трех перпендикулярах, прямая ВD перпендикулярна наклонной SC.
Второй способ.
Прямая SО перпендикулярна плоскости АВС, а значит – и прямой ВD, лежащей в ней.
Прямая ВD перпендикулярна SО и прямая ВD перпендикулярна прямой АС по свойству квадрата.
Получаем, что прямая ВD перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости SОС, значит, она перпендикулярна ко всей плоскости SОС, а значит – и к прямой SC, лежащей в этой плоскости.
Расстояние от точки до плоскости есть перпендикуляр, опущенный на эту плоскость, то есть расстояние от точки А до плоскости a, есть длина перпендикуляра АВ.
- Если прямая параллельна плоскости, то расстояние от произвольной точки прямой до плоскости называется расстоянием между прямой и параллельной ей плоскостью.
- Если две плоскости параллельны, то расстояние от произвольной точки одной из плоскостей до другой называется расстоянием между данными плоскостями.
- Если две прямые скрещиваются, то расстояние между одной из этих прямых и плоскостью, проведенной через другую прямую параллельно первой, называется расстоянием между скрещивающимися прямыми.
План урока:
Понятие перпендикуляра
Расстояния между плоскостями и прямыми
Теорема о трех перпендикулярах
Угол между прямой и плоскостью
Задачи на перпендикуляры, наклонные, расстояния
Понятие перпендикуляра
Пусть есть некоторая плоскость α и точка М в пространстве, не лежащая на α. Проведем через М прямую, перпендикулярную α. Она пересечет α в какой-нибудь точке К. Отрезок МК именуют перпендикуляром к плоскости α.
Если через М мы проведем ещё одну прямую, пересекающую α, то она пересечет α в какой-нибудь точке Н. В результате мы получим прямоугольный ∆МНК:
Запомним некоторые геометрические термины. В таком построении:
- отрезок МН – это наклонная;
- отрезок НК – это проекция наклонной, или просто проекция;
- К – основание перпендикуляра;
- Н – основание наклонной.
Заметим, что в ∆МНК отрезок МН – это гипотенуза, а МК – это катет. Напомним, что катет всегда меньше гипотенузы. Отсюда вытекает вывод – длина перпендикуляра всегда меньше длины наклонной (конечно, если они проведены из одной точки).
Это значит, что из всех отрезков, которыми можно соединить точку и плоскость, именно перпендикуляр будет кратчайшим. Поэтому его называют расстоянием между точкой и плоскостью.
Расстояния между плоскостями и прямыми
Докажем довольно очевидный факт:
Действительно, пусть α и β – параллельные плоскости. Выберем на α произвольные точки М и Р, а далее опустим перпендикуляры из точек М и Р на β, которые пересекут β в точках Н и К соответственно:
Так как МН и РК перпендикулярны плоскости α, то они параллельны. Но также и α||β. Тогда, по теореме 12 из этого урока, отрезки МН и РК одинаковы, ч. т. д.
Этот факт позволяет ввести понятия расстояния между параллельными плоскостями.
Уточним, что если плоскости пересекаются, то расстояние между ними не может быть определено.
Далее рассмотрим случай с плоскостью α и параллельной ей прямой m. Оказывается, и в этом случае точки прямой равноудалены от плоскости.
Действительно, отметим на m произвольную точку К. Далее через K проведем такую плоскость β, что α||β. Так как точки β равноудалены от α, то нам достаточно показать, что m будет полностью принадлежать β:
Так как m и β уже имеют общую точку K, то они m либо пересекает β, либо лежит в ней. Будем рассуждать от противного и предположим, что m и β пересекаются. Так как m||α, то в α можно построить прямую n, параллельную m. Если m пересекает β, то и nтакже должна ее пересекать (по теореме 3 из этого урока). Но если n пересекает β, то точка их пересечения будет одновременно принадлежать и β, и α. То есть у этих плоскостей будет общая точка. Но α и β параллельны и потому не могут иметь общих точек. Значит, на самом деле m и β НЕ пересекаются. Остается один вариант – m принадлежит β, ч. т. д.
Из этой теоремы вытекает понятие расстояния между прямой и плоскостью.
Уточним, что если плоскость и прямая не параллельны, то расстояние между ними определить нельзя.
Осталось понять, как определять расстояние между прямыми в пространстве. Для параллельных прямых определение расстояния известно ещё из курса планиметрии. Естественно, что для пересекающихся прямых расстояние определить невозможно. Остается только случай скрещивающихся прямых.
Пусть прямые m и n скрещиваются. Тогда через n можно построить плоскость α, параллельную m. И наоборот, через m возможно провести плоскость β, параллельную n:
Далее опустим из какой-нибудь точки m перпендикуляр на α. Обозначим этот перпендикуляр как р. Тогда через пересекающиеся прямые m и р можно провести единственную плоскость γ:
Заметим, что плоскости α и γ обязательно пересекутся по некоторой прямой m’, причем m’||m. Действительно, m’ и m не могут скрещиваться, ведь они находятся в одной плоскости γ. Не могут они и пересекаться, ведь в противном случае точка их пересечения была бы общей для m и α, а они параллельны и общих точек не имеют.
Также заметим, что прямые n и m’ пересекаются, ведь они располагаются в одной плоскости α. Параллельными они быть не могут, ведь тогда по свойству транзитивности параллельности получилось бы, что и n||m, а это не так. Обозначим точку пересечения n и m’ буквой K.
Далее через K в плоскости γ проведем прямую р’, параллельную р:
Теперь начнем рассуждения. Если р⊥α, то также р⊥m’. Так как р’||р, то и р’⊥m’, ведь прямая, перпендикулярная одной из параллельных прямых, будет перпендикулярна и второй прямой. По этому же правилу из того факта, что m’||m и р’⊥m’ вытекает, что и m⊥р’. Наконец, если р⊥α, то р⊥n. Для ясности отметим все найденные нами прямые углы на рисунке:
В итоге получилось, что отрезок HK перпендикулярен и n, и m. По этой причине его называют общим перпендикуляром к прямым n и m. Именно он и считается расстоянием между скрещивающимися прямыми m и n.
Отдельно отметим, что HK – это ещё и общий перпендикуляр к α и β. Понятно, что так как р⊥α и р’||р, то и р’⊥α, то есть HK – перпендикуляр к α.
Теперь через точку H проведем прямую n’, параллельную n. Так как β||n, то n’ будет находиться в β (по теор. 6 в этом уроке).
Раз n||n’ и р’⊥n, то и р’⊥n’. Тогда получается, что в β есть сразу две пересекающихся прямых (это m и n’), которые перпендикулярны р’. Поэтому можно утверждать, что р’⊥β, то есть HK– перпендикуляр к β.
Отсюда сразу вытекает ещё один важный вывод – плоскости α и β параллельны, так как имеют общий перпендикуляр.
Итак, мы показали, что общий перпендикуляр можно построить для любых двух скрещивающихся прямых. Но можно построить ещё один такой перпендикуляр? Нельзя, и это можно показать.
Сначала заметим, что второй перпендикуляр нельзя провести через точку К, ведь в таком случае получалось бы, что к m проведены два различных перпендикуляра из одной и той же точки, что невозможно. Аналогично перпендикуляр не может проходить и через Н.
Предположим тогда, что второй перпендикуляр проходит через точки С и D, причем С находится на m, а D находится на n. То есть CD⊥m и СD⊥n:
Проведем через С прямую n’’, параллельную n. Раз СD⊥n и n||n’’, то и СD⊥n’’. При этом n’’ находится в β (это доказывается также, как и в случае с n’). Тогда получается, что в β есть две прямые, n’’ и m, каждая из которых перпендикулярна СD, и при этом n’’ и m пересекаются. Тогда CD⊥β. Из этого вытекает, что СD и HK параллельны, а потому через них можно провести плоскость δ. Этой плоскости будут принадлежать точки С, H, К и D. Но тогда в этой плоскости должны находиться прямые m и n, ведь они имеют с ней по две общих точки. Но m и n – скрещивающиеся прямые, то есть они никак не могут находиться в одной плоскости. Это противоречие означает, что второй общий перпендикуляр CD не существует.
Итак, из всех наших рассуждений мы можем сделать следующие выводы:
Теорема о трех перпендикулярах
Сформулируем важное утверждение, которое называют теоремой о трех перпендикулярах.
Проиллюстрируем теорему с помощью картинки:
Доказательство этой теоремы очень простое. Так как МК⊥α, то также МК⊥m. Теперь рассмотрим расположение плоскости МНК и прямой m. МК⊥m и HK⊥m. Тогда по признаку перпендикулярности можно утверждать, что m перпендикулярна всей плоскости HM, то есть каждой находящейся в ней прямой. В частности, m⊥HK, ч. т. д.
Оказывается, верно и обратное утверждение (так называемая обратная теорема о трех перпендикулярах):
Доказательство аналогично предыдущему. Так как m⊥MH и m⊥MK, то m⊥HMK. Отсюда вытекает, что и m⊥HK.
Угол между прямой и плоскостью
Проекция наклонной позволяет ввести такое понятие, как угол между прямой и плоскостью.
Пусть надо определить угол между прямой HM и плоскостью α:
Здесь надо просто построить перпендикуляр МК. В результате появится отрезок HK– проекция HM на α. Тогда угол между HM и HK, то есть ∠MHK, как раз и будет углом между HM и α.
Однако не всегда таким образом можно построить проекцию прямой. Проблемы возникнут, если прямая либо параллельна, либо перпендикулярна плоскости. В таких случаях используются такие правила:
Задачи на перпендикуляры, наклонные, расстояния
Рассмотрим несколько задач, в каждой из которых рассматривается куб АВСDEFGH. При этом предполагается, что ребро такого куба имеет длину, равную единице.
Задание. В кубе АВСDEFGH найдите расстояние между точкой А и гранью CDHG:
Решение. Ребро AD перпендикулярно грани DH (так как AD⊥DH и AD⊥CD). Поэтому как раз АD и является расстоянием между А и СDHG. Значит, оно равно единице.
Ответ: 1.
Примечание. Для решения следующих задач запомним, что ребро DH перпендикулярно грани АВСD. Вообще в кубе все ребра, пересекающиеся с гранями, перпендикулярны таким граням.
Задание. Найдите в кубе расстояние между вершиной А и плоскостью BDH:
Решение. Проведем на грани АВСD перпендикуляр АК из А к прямой BD:
Докажем, что АК – перпендикуляр в BDH. Для этого надо найти две прямые в BDH, перпендикулярные АК. Первая такая прямая – это BD (мы специально провели АК⊥BD). Вторая такая прямая – это DH. Действительно, DH перпендикулярна всей грани АВСD, а значит, и прямой АК.
Теперь найдем длину АК. Ее можно вычислить из прямоугольного ∆АКD. В нём ∠ADB =45°, ведь это угол между стороной квадрата АВСD и его диагональю.
Найти АК можно с помощью тригонометрии в ∆АКD:
Задание. Найдите расстояние от H до плоскости EDG:
Решение. Обозначим середину отрезка ЕD буквой М.Далее в ∆МНG опустим высоту из НК на сторону MG:
Попытаемся доказать, что HK – это перпендикуляр к EDG. Заметим, что ∆HDG и ∆EHG равны, ведь у них одинаковую длину имеют ребра DH, EH, ребро GH – общее, а ∠DHG и ∠EHG прямые. Тогда одинаковы отрезки EG и DG. Это означает, что ∆EGD – равнобедренный.
В ∆EGDMG– это медиана. Так как ∆EGD – равнобедренный, то MG одновременно ещё и высота, поэтому MD⊥MG.
Аналогично ∆EHD– равнобедренный (EH = HD), а потому MH в нем – и медиана, и высота. Поэтому MD⊥MH.
Получили, что MD перпендикулярен и MH, и MG, то есть двум прямым в плоскости MHG. Тогда MD перпендикулярен всей плоскости MHG, и, в частности, отрезку HK: HK⊥MD.
Но также MD⊥MG. Получается, KH перпендикулярен двум прямым в плоскости EDG, и потому он является перпендикуляром к плоскости EDG. Значит, именно его длину нам и надо найти.
Рассмотрим ∆MDH. Он прямоугольный, а ∠MDH = 45° (угол между стороной и диагональю квадрата). Тогда длину MH можно найти так:
Так как ребро GH перпендикулярно грани АЕНD, то ∆MHG – прямоугольный. Тогда по теореме Пифагора можно найти MG:
Далее можно найти HK разными способами, но проще воспользоваться подобием ∆MHG и ∆MKH. Они оба – прямоугольные, и у них есть общий угол ∠KMH, этого достаточно для подобия треугольников. Записываем пропорцию:
Здесь слева записано отношение сторон, лежащих против ∠KMH, а справа – отношение сторон, лежащих против прямых углов (то есть отношение гипотенуз). Используем пропорцию дальше:
Задание. Найдите расстояние между прямыми ВС и DH:
Решение. ВС и DH – скрещивающиеся. Надо найти общий перпендикуляр к ним. В данном случае он очевиден – это отрезок CD. Действительно, CD⊥ВС как стороны квадрата АВСD, но и DH⊥CD как стороны в другом квадрате, СDHG.. Длина же ребра CD равна единице, ведь у куба все ребра одинаковы.
Ответ: 1.
Задание. Каково расстояние между прямыми ВС и DG:
Решение.На грани СDHG опустим из С перпендикуляр СК на диагональ GD:
Будет ли СК являться расстоянием между ВС и DG? Ясно, что СК⊥DG. При этом ребро ВС перпендикулярно грани СGHD, так как ВС⊥СG и ВС⊥СD. Значит, также ВС⊥СК. То есть СК – общий перпендикуляр к ВС и DG, и по определению как раз и является искомым расстоянием.
Длину СК найдем из прямоугольного ∆СKG. ∠СGK составляет 45°, ведь это угол между диагональю DG и стороной квадрата СG. Тогда можно записать:
Задание. Найдите расстояние между ребрами АВ и HG:
Решение. Здесь ребра АВ и HG параллельны, так как каждая их них параллельна ребру CD. Проведем отрезок АН. Так как и АВ, и HG перпендикулярны грани АЕНD, то эти ребра одновременно перпендикулярны и АН. То есть АН – общий перпендикуляр к АВ и HG, и поэтому именно его длину и надо найти.
Сделать это можно из прямоугольного ∆АНD, в котором ∠НАD составляет 45°:
Задание. Чему равно расстояние между ребром AB и диагональю FD:
Решение. Пусть А1, D1, H1 и Е1 – середины ребер АВ, DC, HG, и EF соответственно. Проведем через А1, D1, H1 плоскость. Диагональ FD пересечет ее в какой-нибудь точке К:
Сначала покажем, что плоскости α и ADH (то есть нижняя грань) параллельны.
Заметим, что в четырехугольнике АА1D1D стороны АА1 и DD1 параллельны (ведь они лежат на сторонах квадрата АВСD) и одинаковы (ведь они составляют половину от длины ребер АВ и CD, то есть имеют длину 0,5). Тогда АА1D1D – параллелограмм. Более того, раз у него есть прямые углы ∠А1АDи ∠АDD1, то можно утверждать, что АА1D1D – прямоугольник. Тогда АD||A1D1. Аналогично можно показать, что DHH1D1 – прямоугольник, и DH||D1H1.
Далее можно действовать разными способами. Первый способ – это использование признака параллельности плоскостей (теорема 9 из этого урока). Так как в α есть пересекающиеся прямые А1D1и D1H1, а в плоскости ADH находятся прямые AD и DH, и АD||A1D1, и DH||D1H1, то по этому признаку α||ADH.
Однако, если этот признак вдруг оказался «забыт», то можно использовать отрезок DD1. Он перпендикулярен и грани ADHE, и плоскости α, ведь в каждой из них есть по две прямых, перпендикулярных ему. Это AD и DH на грани ADHE и A1D1и D1H1 в α. Тогда α и ADH перпендикулярны одной и той же прямой, а потому они параллельны. Так или иначе, мы выяснили, что α||ADH.
Отсюда вытекает, что α должна проходить через середину Е1. Действительно, расстояние между параллельными плоскостями не зависит от выбора точек измерения. В данном случае оно равно отрезку АА1, то есть 0,5. Но FE– это также общий перпендикуляр к α и ADH. Значит, α пересекает FE в точке, находящейся на расстоянии 0,5 от Е. А это как раз и есть середина FE, то есть точка Е1.
Далее докажем, что точка К, в которой прямая FD пересекает α – это середина отрезка Е1D1. Для этого удобно отдельно показать плоскость, проходящую через параллельные ребра FE и CD, то есть четырехугольник FEDC:
Заметим, так как ребра FE и CD перпендикулярны верхней и нижней грани, то они перпендикулярны и отрезкам FC и ED, то есть FEDC прямоугольник. Тогда FC||ED, и ∠Е1FD = ∠D1DF (накрест лежащие углы при секущей FD). ∠FKE1 и ∠DKD1 одинаковы уже как вертикальные углы. Тогда ∆FKE1 и ∆DKD1 подобны по 2 углам. Но отрезки FE1 и DD1 одинаковы как половины равных ребер FE и CD. Получается, что ∆FKE1 и ∆DKD1 равны, и поэтому Е1К = KD1. Это и значит, что К – середина Е1D1.
Также отметим, что Е1D1 – диагональ в четырехугольнике А1Е1Н1D1. Докажем, что А1Е1Н1D – это квадрат. Ранее мы уже показали, что АА1D1D и DHH1D1 – прямоугольники. Аналогично можно продемонстрировать, что прямоугольниками являются также АА1Е1Е и ЕЕ1Н1Н. Из этого вытекает равенство сторон:
То есть в А1Е1Н1D1 все стороны одинаковы, и эта фигура – ромб. Теперь надо показать, что и углы в этом четырехугольнике составляют 90°. Продемонстрируем это на примере ∠А1D1H1. AD⊥CDHG и AD||A1D1, поэтому А1D1⊥CDHG. Значит, также А1D перпендикулярна любой прямой на грани CDHG, в том числе и D1H1. То есть ∠А1D1H1 = 90°. Но если в ромбе хотя бы один угол прямой, то он является квадратом.
Итак, мы выяснили, что А1Е1Н1D1 – квадрат, а К – середина его диагонали Е1D1. Получается, что К – точка пересечения диагоналей квадрата А1Е1Н1D1, ведь эта точка пересечения как раз делит диагонали пополам.
Теперь мы можем наконец доказать, что А1К – это и есть искомое расстояние. Действительно, так как АВ – перпендикуляр к α, та А1К принадлежит α, то А1К⊥АВ. Но как же доказать, что А1К⊥FD. Здесь поможет теорема о трех перпендикулярах. Е1К – это проекция FK на α, и Е1К⊥А1К, ведь диагонали квадрата пересекаются под прямым углом. Раз отрезок А1К перпендикулярен проекции, то он перпендикулярен и самой наклонной, то есть А1К⊥FK.
Осталось лишь вычислить длину А1К. Для этого по аналогии с предыдущими задачами используем прямоугольный∆А1Е1К, в котором ∠А1Е1К = 45°:
Отвлечемся от куба и рассмотрим другую задачу.
Задание. В ∆АВС вписана окружность. Через центр этой окружности (точку О) проведена прямая ОН, причем она перпендикулярна плоскости АВС. Верно ли, что точка Н находится на одинаковом расстоянии от прямых АВ, АС и ВС?
Решение. Пусть N, K и M – точки касания окружности и сторон АВ, АС и ВС соответственно. Тогда ОN, OK и OM– радиусы, а они должны быть перпендикулярны касательным, то есть
Заметим, что ОN, OK и OM – это также проекции прямых HN, HK и HM соответственно. Раз отрезки АВ, АС и ВС перпендикулярны этим проекциям, то они должны быть перпендикулярны и наклонным:
Это значит, что HN, HK и HM– это расстояния от H до сторон ∆АВС. Осталось показать, что они одинаковы. Это можно сделать с помощью ∆HON, ∆HOK и ∆HOM. Они все прямоугольные, причем катет OH– общий, а катеты ON, OM и OK одинаковы как радиусы одной окружности. Отсюда вытекает вывод, что эти треугольники равны, то есть одинаковы и их гипотенузы HN, HKи HM, ч. т. д.
Теперь снова вернемся к кубу, чтобы на практике научиться определять угол между прямой и плоскостью.
Задание. Найдите угол между ребром куба BD и гранью СDHG:
Решение. ВС – это перпендикуляр к грани СDHG, поэтому CD– проекция BD на грань СDHG. Тогда нам надо найти ∠BDC. Он составляет 45°, так как это угол между стороной и диагональю квадрата АВСD:
Ответ: 45°.
Задание. Вычислите угол между ребром CD и плоскостью BDHF:
Решение. Нам надо из С опустить перпендикуляр на BDHF. Несложно догадаться, что для этого надо на грани ABCD опустить перпендикуляр СК на диагональ BD:
Действительно, СK⊥BD. Надо найти ещё одну прямую в BDHF, перпендикулярную СК. И такой прямой может быть BF. Так как BF перпендикулярна всей грани АВСD, то она обязательно перпендикулярна и СК. Получаем, что СК⊥BF и CK⊥BD, и тогда СK⊥BDHF.
Если СK– перпендикуляр, то KD – это проекция СD. Тогда искомый нами угол – это ∠СDK. Он равен 45°, ведь BD – диагональ квадрата АВСD, а CD – его сторона.
Ответ: 45°
Задание. Чему равен угол между прямой BD и плоскостью ABGH:
Решение. На нижней грани АЕНD опустим на АН перпендикуляр DK:
Заметим, что ребро АВ перпендикулярно грани АЕНD, поэтому KD⊥АВ. Но также KD⊥AH (мы специально построили так KD). Тогда можно утверждать, что KD – это перпендикуляр ко всей плоскости АВGH.
В таком случае BK – это проекция BD на AB. Значит, нам необходимо вычислить ∠DBK. Его можно найти из прямоугольного ∆DBK, но сперва надо вычислить длины сторон KD и BD.
ВD найдем из прямоугольного ∆ABD:
Теперь мы можем найти ∠DBK, а точнее его синус, из ∆DBK:
По таблице синусов легко определить, что ∠DBK = 30°.
Ответ: 30°.
В ходе сегодняшнего урока мы узнали о перпендикуляре к плоскости. Перпендикуляры используются для определения расстояний в стереометрии, а также угла между прямой и плоскостью.
Государственное
бюджетное образовательное учреждение
профессиональная
образовательная организация
«Магнитогорский
технологический колледж имени В.П.Омельченко»
Методическая разработка
урока по математике
Тема: «Наклонная и ее проекция»
Разработчик: преподаватель Шаранова Т.Б.
Магнитогорск
2017г
Введение.
Методическая
разработка урока усвоения новых знаний по математике по теме «Наклонная и ее проекция» предназначена для текущего урока по
разделу: « Геометрия»
Методическая идея проведения урока усвоения новых знаний с использованием интерактивных технологий , воплощенная в
данной разработке и реализованная преподавателем, способствует воспитанию чувств коллективизма,;
развитию сотрудничества педагога и учащихся; развитию познавательного интереса
к математике, навыков вычислительной культуры
при решении задач, внимательности, аккуратности и трудолюбия;
реализации внутрипредметных и межпредметных связей, формирует у учащихся
целостную научную картину мира.
Методическая разработка включает в себя:
·
Технологическую карту урока
усвоения новых знаний;
·
Описание хода урока;
·
Отражение собственного опыта проведения урока.
Проведение урока
усвоения новых знаний по данному
разделу подразумевает не только взаимосвязь знаний по разным темам на одном
занятии, но и интегрирование педагогических технологий, методов и форм обучения
в пределах занятия.
Данная
методическая разработка может быть рекомендована к использованию в средних
профессиональных учебных заведениях.
План урока
теоретического обучения
1. Тема урока: «Наклонная и ее проекция».
2. Тип урока: урока усвоения новых знаний
3. Форма проведения урока: Комбинированный.
Параметры качества обучения
4. Цели урока
Воспитательная: Воспитание положительной мотивации и
интереса к изучению математики, ориентации на успех, корпоративной культуры,
коммуникативных навыков. умения
рационально использовать рабочее время, организованности, дисциплинированности, навыков вычислительной культуры при решении задач,
внимательности, аккуратности и трудолюбия.
Развивающая: Развитие профессионально-значимых
психофизиологических свойств личности: мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение);
произвольного внимания; смысловой памяти; интеллектуальных
чувств любознательности, стремления к новому, прогрессивному,
удовлетворения от правильно выполненного задания.
Обучающая: сформировать знания о понятиях перпендикуляра и наклонной, умения
решать простейшие стереометрические задачи на вычисление расстояния от точки
до плоскости, длин наклонной и её проекции.
Знать:
•
определения и теоремы о
перпендикулярности в пространстве;
•
определения понятий
«перпендикуляр», «наклонная»;
Уметь:
•
распознавать на чертежах и
моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями,
изображениями;
5. Методическая характеристика урока
Метод |
Методический |
Средства |
Методы стимулирования и |
Создание Поощрение в |
Постановка проблемы Примеры использования стереометрический понятий Психологическое |
Словесный. |
Проблемная беседа. |
1) 2) |
Наглядно-демонстрационный. |
— Использование ИКТ. — Использование доски, цветных мелков |
-Презентация. -Доска, цветные мелки, -примеры на доске. |
Практический. |
Решение задач. -Алгоритмическая запись на доске и в тетрадях решения типовых задач; -Разбор разных -Оформление конспекта. |
— Атанасян, Л. С. и др. «Геометрия, 10-11», стр. — Доска, мел, тетради, ручки |
Методы контроля. |
— Входной контроль. — Текущий контроль. — Самоконтроль. — Взаимоконтроль. |
Вопросник. Задания Раздаточный материал: дидактические карточки по Критерий оценок. |
6. Ход урока
№ и название этапа |
Дидактические задачи этапа |
Деятельность преподавателя |
ЦОР |
Рефлексивная деятельность учащихся |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I. Организационный |
Подготовка учащихся к работе на уроке. |
Предъявление единых педагогических требований: — — — |
Отвечают на приветствие. Староста |
|
Психологическая установка на восприятие |
Организация внимания и готовности учащихся к |
Готовятся к восприятию урока. |
||
II. Вводный |
Подготовка к основному этапу урока. |
|||
Проверка домашнего |
Установление правильности и полноты |
Организация контроля знаний и умений учащихся |
Самоосмысление учебного материала. |
|
Мотивация. |
Обеспечение возникновения у учащихся мотива |
-Знаете ли вы как называется процесс получения неразъёмных — — А — сварным — А —производить сварку конструкций во всех пространственных Рассмотрим Закладные детали – это специальные металлические элементы, которые Бывают Т.о., простейшие приемы сварки вполне доступы, Скажите, как с точки зрения геометрии можно расположить (Предполагаемый ответ: параллельно, перпендикулярно Совершенно верно, причем в геометрии для |
|
Осмысливают значимость материала данного |
Сообщение темы |
Тема сегодняшнего урока: «Наклонная и ее проекция». Запишите тему в тетради. |
|
Слушают название темы. Записывают в тетрадь. |
|
Постановка цели. |
Обеспечение самоосмысления через постановку |
Перед вами стоит следующая цель: Знать: •определения и теоремы о перпендикулярности в пространстве; •определения понятий «перпендикуляр», «наклонная»; уметь: •распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить •описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве; анализировать в простейших случаях взаимное |
|
Учащиеся осмысливают и записывают цель в терминалах |
Входной контроль. |
Актуализация опорных знаний. Реализация связей: — межпредметных (производственное обучение – спецпредметы – общеобразовательные — внутрепредметных (материал предыдущих и данного уроков). |
Входной контроль. Входной тест проводить в виде фронтального Вопросы базовых дисциплин или предыдущих уроков: 1) Сформулируйте теорему Пифагора. 2) Ответ: 1) 2)называют признак |
|
Отвечают на вопросы. Сравнивают свои ответы |
Коррекция опорных |
Выявление пробелов и внесение исправлений, |
Разбор вопросов, вызвавших затруднения. Доведение |
|
Определяют и восполняют пробелы в знаниях. |
Организация взаимопомощи |
Сильные помогают более слабым. |
|||
II. Формирование ориен-тировчной |
Обеспечение восприятия и осмысления способов |
Разберём возможное применение понятия перпендикулярности Возьмём на данной прямой некоторую точку А. Назовите понятие, которое определяет прямая |
|
С помощью перпендикулярной прямой можно |
Отрезок АО называют расстоянием от точки А |
|
Осмысливают . Записывают в тетради. |
||
АО – перпендикуляр. Можно вместе с учащимися сформулировать определение |
|
С помощью преподавателя формулируют |
||
Через точку А можно провести различные прямые, Назовите прямые, проходящие через точку А |
|
Прямая проходящая под прямым углом к Такие прямые можно назвать наклонные. |
||
Сформулируем определение наклонной прямой, и |
|
С помощью преподавателя формулируют |
||
Проведя различные прямые, мы получили Назовём их: О – основание перпендикуляра. С — основание наклонной. |
|
Записывают новые понятия. |
||
Мы назвали два отрезка: АО-перпендикуляр, АС |
|
Записывают новые понятия. |
||
Первичное закрепление |
Обеспечение репродуктивного воспроизведения |
Итак, перечислите понятия, с которыми мы познакомились. |
АО – перпендикуляр, АС – наклонная, СО – проекция наклонной. |
|
Проверка действий. |
Определение |
Рассмотрим задачи на закрепление данных понятий. Задача 1. Из |
|
Отвечают на вопросы. Воспроизведение знаний С помощью преподавателя решают данную задачу |
Организация самоконтроля. |
Сравнение своих ответов с эталонами Ответ: 3 |
|||
Закрепление базисного уровня. |
Обеспечение репродуктивного воспроизведения |
Задача 2. Из |
|
Метод решения: 1 способ: можно воспользоваться соотношениями Sin, Cos, Tg. 2 способ: угол между наклонной и её проекцией равен 300. Следовательно, |
Организация самоконтроля. |
Сравнение своих ответов с эталонами Ответ: 4 |
|||
Проверка понимания алгоритма действий. |
Определение возможности допуска учащихся к |
Задача 3. Из |
|
С помощью |
Организация самоконтроля. |
Сравнение своих ответов с эталонами Ответ: 6см и 15 |
|||
Коррекция знаний ориентировочной основы действий |
Выявление пробелов и исправление ошибок в |
Организация взаимопомощи. |
Определяют и восполняют пробелы в знаниях. Сильные помогают более слабым. |
|
III. Самостоятельная работа студентов по применению |
Обеспечение самореализации через самоосмысление. Обеспечение усвоения новых |
Предлагается выполнить итоговый контроль по (см. Приложение № 3) |
Самостоятельное |
|
IV. Заключительный этап урока |
Анализ и оценка успешности достижения цели |
Анализ работы каждого
|
Слайд текст с целями проведённого мероприятия. |
Самоанализ выполненной работы. Самокоррекция. Самооценка. Развитие творческих способностей. Саморегуляция. |
Мотивация. |
Формирование у учащихся ориентации на успех. |
Поощрение учащихся в процессе достижения ими |
Самоактуализация Саморегуляция через достижения цели |
|
Домашнее задание. |
Обеспечение понимания цели домашнего |
1) Выучить определения перпендикуляра, наклонной 2) Домашнее задание. Атанасян, Л. С. и др. |
Самоосмысливают способов выполнения |
|
Постановка новой цели к следующему уроку. |
Создание мотивации через анализ результатов |
— Тема следующего урока: «Плоскости На Двугранный Перпендикулярные Параллельные плоскости. |
Самоосмысление информации о задачах на ближайший |
Приложение № 1.
1)
Решить квадратное
уравнение: х2 + 3х – 4 = 0
2)
Вычислить длину гипотенузы
прямоугольного треугольника, если длины его катетов равны 2см и 3
см.
3)
Длина одного из катетов
прямоугольного треугольника равен 4см, острый угол 300. Вычислите длины
гипотенузы и второго катета.
(Можно предложить учащимся
данные задания в 2 вариантах)
Приложение №2
Тема: «Перпендикуляр и наклонная» |
|||||
|
АС – перпендикуляр – АВ – наклонная – ВС – проекция Точка С — Точка В — основание |
||||
Примеры решения задач |
|||||
Задача 1. Из точки на плоскость проведены перпендикуляр |
|
||||
|
Дано: АС – перпендикуляр, АВ – наклонная, ВС – проекция наклонной, ВС = 6см. АВ = 10см, Найти: АС. |
|
Дано: АС – перпендикуляр, АВ и АД – наклонные, ВС и СД – проекции наклонных ВС = 10см, СД = 6см, АВ – АД = 2см → АВ Найти: АД, АВ |
||
Решение: Рассмотрим По теореме Пифагора: АС2 АС2 = 102 АС = 8см. Ответ: 8см. |
Решение: Рассмотрим АС По теореме Пифагора: Из Δ АСВ: АС2 = Из Δ АСД: АС2 = Т.к. левые части АВ2 — ВС2 Пусть АД = х см, Получаем (х+2)2 х2 + 2х + 4 — 100 = 36 -х2; х2 + 2х + х2 = 36 + 96; 2х = 132; АВ = 66 + 2 = 68 |
||||
Наклонной, проведённой из данной точки к данной плоскости, называется любой отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, не являющийся перпендикуляром к плоскости.
Конец отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием наклонной.
(AB) — наклонная;
(B) — основание наклонной.
Перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной плоскости, называется отрезок, соединяющий данную точку с точкой плоскости, и лежащий на прямой, перпендикулярной плоскости.
Конец этого отрезка, лежащий в плоскости, называется основанием перпендикуляра.
(AC) — перпендикуляр;
(C) — основание перпендикуляра.
Расстоянием от точки до плоскости называется длина перпендикуляра, проведённого из этой точки к плоскости.
Отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной, проведённых из одной и той же точки, называется проекцией наклонной.
(CB) — проекция наклонной (AB) на плоскость
α
.
Треугольник (ABC) прямоугольный.
Углом между наклонной и плоскостью называется угол между этой наклонной и её проекцией на плоскость.
(CBA) — угол между наклонной (AB) и плоскостью
α
.
Если (AD > AB), то (DC > BC).
Если из данной точки к данной плоскости провести несколько наклонных, то большей наклонной соответствует большая проекция.
(DAB) — угол между наклонными;
∠
(DCB) — угол между проекциями.
Отрезок (DB) — расстояние между основаниями наклонных.
Источники:
Рис. 1-5. Наклонная, перпендикуляр к плоскости, © ЯКласс.