Существительное, прилагательное, глагол
Существительное, прилагательное, глагол — это самостоятельные части речи русского языка, имеющие характерные морфологические и синтаксические признаки.
Предложение и слова разных частей речи
Чтобы сообщить что-то или узнать о чём-то, мы пользуемся словами. В своей речи говорящий подбирает слова не беспорядочно, а в соответствии с востребованным значением сообщения, причём ставит их в определённую грамматическую форму, необходимую для оформления связного высказывания.
Из слов с определённым значением и в заданной грамматической форме складывается такая единица общения, как предложение.
Какие же слова выражают мысль? О ком говорится в предложении? О котёнке. Смысловым центром предложения является слово «котёнок», к которому зададим вопрос кто?
Рассмотрим другой пример.
В этом предложении говорящий сообщает нам о солнце. К этому слову поставим вопрос что?
Рассмотрим слова, составляющие эти предложения, как части речи русского языка, выяснив их грамматическое значение и морфологические признаки.
Имя существительное
Слова «котёнок» и «солнце» объединены общим значением. Оба слова называют предмет. Это общее грамматическое значение предметности характерно для многих слов русского языка, которые по этому важному признаку объединяются в один класс — самостоятельную часть речи имя существительное.
Итак, существительные, обозначающие живой предмет, отвечают на вопрос кто?
- (кто?) ученик;
- (кто?) девочка;
- (кто?) ёжик;
- (кто?) рыбка.
Существительные, которые называют неживые предметы, отвечают на вопрос что?
- (что?) солнце;
- (что?) дерево;
- (что?) город.
Слова этой части речи имеют свои характерные признаки. Каждое существительное обладает категорией рода:
- сильный ветер (муж. род);
- веселая музыка (жен. род);
- тонкое полотно (ср. род).
Если к имени существительному можно подобрать слова «он», «мой», значит оно находится в форме мужского рода.
Существительные изменяются по числам. Слова, обозначающие один предмет, имеют форму единственного числа. То же слово может обозначать несколько или много предметов, если его поставить в форму множественного числа, изменив в нём окончание.
Понаблюдаем:
- один карандаш — пять карандаш ей
- сосн а — сосн ы
- облак о — облак а .
Существительное изменяется по падежам, приобретая необходимую грамматическую форму для употребления его в предложении.
Лягушки громко квакают (к чему?) к дождю (д. п.).
Имя прилагательное
В предложении имя существительное поясняет зависимое от него слово, которое выражает признак предмета. От имени существительного поставим к нему вопрос:
- котёнок (какой?) пушистый;
- солнце (какое?) яркое.
Слова «пушистый», «яркое» имеют общее значение признака. В соответствии с этим значением они принадлежат к самостоятельной части речи, которая в грамматике русского языка называется именем прилагательным.
Имя прилагательное изменяется по родам и числам в зависимости от того, существительное какого рода и числа оно определяет:
- светл ый день (м. р.);
- светл ая полоса (ж. р.);
- светл ое платье (ср. р.);
- светл ые волосы (мн. ч.).
Слова этой части речи изменяются по падежам:
- и. п. смелый, смелая, смелое, смелые
- р. п. смелого, смелой, смелого, смелых
- д. п. смелому, смелой, смелому, смелым
- в. п. смелого, смелой, смелого, смелых
- т. п. смелым, смелой, смелым, смелыми
- п. п. о смелом, о смелой, о смелом, о смелых
Качественные прилагательные характеризуются тем, что имеют краткие формы (темный — тёмен) и степени сравнения, выражающие интенсивность проявления признака:
- тёмный — темнее, более тёмный, самый тёмный, темнее всех;
- сладкий — слаще, менее сладкий, самый сладкий, слаще всех.
Что такое глагол?
В каждом предложении обязательно есть слово, которое выражает, что происходит с предметом, что о нём говорится.
- котёнок (что делает?) мяукает;
- солнце (что делает?) светит.
Способность обозначать действие отличает эти слова от существительных и прилагательных. В русском языке такие слова называют глаголами.
Глагол имеет ряд характерных грамматических признаков: время, лицо, число, род.
Глаголы изменяются по временам. Они могут называть действие, которое совершается в момент речи о нём, то есть сейчас; действие произошло до момента речи (в прошлом) или произойдет после сообщения о нем (в будущем). В связи с периодами протекания действия у глаголов различают настоящее, прошедшее и будущее время:
- мальчик (что делает?) рисует (наст. время);
- мальчик (что делал?) рисовал (прош. время);
- мальчик (что будет делать?) будет рисовать (буд. время).
В формах настоящего и будущего времени глагол имеет категорию лица и числа:
- 1 лицо я пиш у — мы пиш ем
- 2 лицо ты пиш ешь — вы пиш ете
- 3 лицо он пиш ет — они пиш ут
В формах прошедшего времени у глаголов определяется род:
- он (что сделал?) сообщил (м. р.);
- она (что сделала?) сообщил а (ж. р.);
- радио (что сделало?) сообщил о (ср. р.).
Другие категории глагола (вид, возвратность, спряжение, наклонение) изучаются в старших классах.
Видеоурок «Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. (3 класс)»
Как определить, чем прилагательное является в предложении
Имя прилагательное придает русскому языку особую выразительность и позволяет предать множество смысловых оттенков. Поэтому и в предложении оно способно исполнять несколько синтаксических функций: быть главным или второстепенным членом, описывать свойства предметов и даже замещать другие части речи.
Роль согласованного определения
В русском языке прилагательное чаще всего выступает определением. В таком случае его роль второстепенная – конкретизирующая или образная, – прилагательное называет свойства, качества, признаки другого члена предложения. Чтобы найти определение, нужно разбить отрывок на словосочетания, найти главное слово и задать вопрос какой? или чей? Если прилагательное принимает морфологические особенности другой части речи (род, число, падеж), значит, оно является согласованным определением. При построении такого согласованного выражения определение занимает первое место, а определяемое слово – второе.
Пример: хмурое небо, тихим шагом, ветхие домишки.
Исключением из этого правила являются устойчивые выражения, собственные имена, термины или поэтические высказывания: Петр Великий, Ландыш Майский, Петропавловск-Камчатский.
На заметку: Согласование прилагательного с другой частью речи возможно только в полной его форме.
Когда прилагательное не согласованно
Несогласованным определением эта часть речи может быть, если она употребляется в степени сравнения. В этом случае определение присоединяется с помощью примыкания, а порядок слов в таком высказывании обратный – сначала имя существительное или слово, его заменяющее, затем простое сравнительное прилагательное.
Пример: мед слаще, портфель тяжелее, девушка постарше, рассказ короче.
Когда прилагательное – сказуемое
В литературной речи прилагательное часто выступает главным членом предложения –именной частью составного сказуемого. В этом случае оно описывает состояние выступающего подлежащим предмета, происходящее с ним действие. В составе сказуемого прилагательное употребляется после подлежащего. Определить, чем является имя прилагательное в предложении, определением или составным сказуемым, можно по наличию связующих глаголов (быть, стать, казаться), от которых задаются вопросы «какой? чей?»:
старушка была (какая?) усталая, щенок будет (каким?) здоровым, ребенок стал (каким?) сильным.
Важно: Глагол-связка может иметь самостоятельное значение: старушка сидела усталая, щенок вырастет здоровым. Отличие составного сказуемого от самостоятельного заключается в том, что в первом случае смысловой акцент стоит на втором слове, а глагол можно заменить на связку «быть» или «являться».
Полная форма прилагательного в составе сказуемого
В сочетании с глагольной частью сказуемого полная форма употребляется исключительно в двух падежах – именительном (отвечает на вопрос: какой?) или творительном (каким?). В тексте составное именное сказуемое с полным прилагательным обычно стоит после подлежащего.
Пример: дождь был теплый; зрелище выглядело неправдоподобным; небо казалось низким.
Краткая форма
Употребление краткой формы в связке с глаголом отличается тем, что сам связующий глагол может быть опущен без потери смысла высказывания, изменится только время:
Ночь была коротка – ночь коротка; наша команда была дружна – наша команда дружна.
Кроме этого, сказуемое с кратким прилагательным может располагаться в предложении и перед подлежащим, и после него:
Морозны и трескучи стояли деньки; хороша была погода.
Сравнительная степень
Сравнительное прилагательное связывается с глаголом по тем же правилам, что и краткая форма:
Музыка грянула громче; она самая высокая в классе; вода была теплее.
Когда прилагательное переходит в существительное
Иногда эта часть речи может переходить в существительные, меняя при этом некоторые морфологические свойства, и исполнять роль подлежащего. Так происходит, когда значение признака утрачивается, прилагательное становится названием предмета. Такие слова можно встретить и в повседневной, и в литературной речи:
(Кто?) взрослые присматривали за детьми; (кто?) пожарные тушили пламя; (кто?) родные собрались за столом; (что) жаркое готовят на слабом огне.
Возможность нести различные синтаксические функции – отличительная черта прилагательного, его синтаксический признак. Две исполняемые им роли в предложении – это определение (согласованное и несогласованное) и именная часть составного сказуемого. Если же слово, внешне совпадающее с прилагательным, отвечает на вопрос: кто?, что? и является подлежащим, то правильно будет отнести его к другой части речи – имени существительному.
Словосочетание: примеры, как определить в предложении
В русском языке две основных единицы синтаксиса. Это словосочетание и предложение, отличающиеся друг от друга строением и функциями.
Функции словосочетания
Каждая лексическая или синтаксическая единица выполняет в речи определённые задачи. У словосочетания их две.
- Уточняет информацию. Отдельное слово называет действие, признак, предмет или количество, но не передаёт их особенностей. Для создания чёткого образа требуется пояснение.
- Служит материалом для построения предложений. С присоединением к подлежащему и сказуемому зависимых слов предложение становится распространённым, более информативным.
Как определить словосочетание
Термин «словосочетание» указывает на значение: сочетание слов. То есть элементов предполагается больше одного. Первая определяющая характеристика:
- Состоит из двух или более слов.
Но словосочетание – это не любой набор лексем.
- Из-за тучи зелёный семнадцать – слов четыре, однако связь между ними отсутствует. Ни лексические значения, ни грамматические формы не сочетаются.
- О сапожном леопарде – грамматических противоречий нет, но смысла также: лексические значения элементов несоединимы.
- Синяя тетрадками – лексическая сочетаемость не нарушена, грамматическая связь отсутствует.
Три приведённых примера доказывают вторую определяющую характеристику;
- Слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.
Характеристика требует примечания: присоединить с помощью грамматической связи неизменяемую часть речи невозможно, следовательно, остаётся смысловая.
Из двух характеристик складывается общее определение:
Словосочетание – синтаксическая конструкция из двух или более значимых элементов, соединённых смысловой, в большинстве случаев грамматической, а в устной речи и интонационной связью.
Отличительные признаки словосочетания
- Словосочетание имеет в составе более одной самостоятельной части речи.Составные формы – например, времени и наклонения глагола, степеней сравнения прилагательного и наречия – конструкциями из двух разных частей речи не являются:
- будут знать – глагол в будущем времени;
- пусть светит – глагол в повелительном наклонении;
- более сильно – наречие в сравнительной степени;
- самый известный – прилагательное в превосходной степени.
Идиома (устойчивое словосочетание), имеющая общие признаки со словом, также считается единым целым.
- Мать, скрепя сердце, согласилась (против воли).
- Сосед бросил работу и вскоре окончательно дошёл до ручки (опустился).
- Словосочетание состоит из двух частей (главного и зависимого слова), соединённых подчинительной связью. Зависимое слово отвечает на вопрос, поставленный от главного:
- садом (каким?) цветущим
- отправились (куда?) на прогулку
- работал (как?) молча
Подчинительной связью не соединяются:
Подлежащее и сказуемое | небо потемнело |
падает снег | |
лектор начал рассказывать | |
Однородные члены предложения | хотеть и мочь |
быстрее, выше, сильнее | |
вчера, сегодня, завтра |
Основой классификации словосочетаний служат:
- значение словосочетания (предмет и его признак, действие и его признак, действие и предмет, признак и его степень);
- структура (простые и сложные);
- способ выражения главного слова (глагольные, именные, наречные).
Простые и сложные
Конструкции, состоящие из двух слов, называются простыми:
- лепить из пластилина
- зимний пейзаж
- смотреть внимательно
При их распространении новыми зависимыми словами получаются сложные:
Простые | Сложные |
серая река | серая от дождя река |
идти по тропинке | идти по узкой лесной тропинке |
В составе сложной синтаксической единицы выделяется несколько простых, служащих её составными элементами:
Мишин новый игрушечный автомобиль | Мишин автомобиль |
новый автомобиль | |
игрушечный автомобиль | |
надеть старое пальто брата | надеть пальто |
старое пальто | |
пальто брата |
Глагольные, именные и наречные
Названия групп определяются частью речи, выступающей в роли главного слова.
Главные слова выражаются:
- именными частями речи;
- глаголами;
- наречиями.
Неделимые словосочетания
Неделимыми называются сочетания слов, разбитие которых ведёт к утрате смысла. Неделимая конструкция целиком отвечает на вопрос, является одним членом предложения.
- В теплице поспело четыре огурца .
Подлежащее выражено неделимым сочетанием «четыре огурца». Удаление любого слова делает его бессмысленным:
- В теплице поспело четыре … . В теплице поспело … огурца.
Синтаксически неделимые конструкции подразделяются на группы по значению и составу:
- Количественно-именные. Главное слово в них обозначает точное или неопределённое количество, меру, ёмкость, объём.
- Пятнадцать человек на сундук мертвеца.
- Отмерьте полтора метра верёвки.
- Принеси дедушке стакан воды.
- Избирательные – зависимое слово употреблено с предлогом из и подчинено местоимению или числительному.
- Что-то из приготовленного придётся оставить.
- Двое из ребят отказались продолжать прогулку.
- Кто из учеников не решил задачу?
- Со значением совместного действия.
- Бабушка с внучкой затеяли уборку квартиры.
- Папа с мамой опять помирились.
- Петя с другом сделали модель самолёта.
Подлежащее со значением совместности требует множественного числа сказуемого:
- Жили-были старик со старухой .
Единственное число сказуемого указывает на выражение подлежащего отдельным словом:
- Старик со старухой не посоветовался .
- Составные формы сказуемого.
- Буря начала стихать .
- Марина собирается стать художником .
- Нечленимые названия.
- Нижний Новгород празднует День города.
- Театр поставил «Бориса Годунова».
- Фразеологизмы – выражения, обладающие устойчивым значением.
- Николай оказал коллеге медвежью услугу.
- Ахиллесовой пятой Анны Степановны стал недостаток образования.
- Относящиеся к словам, требующим конкретизации.
- Котёнок с белыми лапками вырастет ловким охотником.
- Женщина с усталыми глазами сидела у окна.
- Малыш в пушистой шубке тянул санки.
Виды связи слов в словосочетании
Слова в составе сочетания связываются тремя способами:
- согласование;
- управление;
- примыкание.
При согласовании главное и зависимое слова согласуются в роде, числе и падеже, зависимое ставится в грамматическую форму главного:
- в соседнем доме (мужской род, единственное число, предложный падеж);
- чайными ложками (множественное число, творительный падеж; во множественном числе по родам прилагательные не изменяются).
При втором виде связи главные слова управляют в словосочетаниях зависимыми, требуя от них определённой формы, не совпадающей с собственной:
- читал газету;
- папка для бумаг.
Неизменяемые части речи не имеют других форм, согласованию и управлению не поддаются. Способны примыкать – присоединяться так, как пишутся всегда.
- Поют фальшиво;
- Научился летать.
В чём отличие предложения от словосочетания
Предложение отличается от словосочетания следующими признаками.
- Выражает законченную мысль:
- Как найти районную библиотеку? – найти библиотеку.
- Даль скрыта густым туманом. – густым туманом.
- Девочка лукаво улыбалась гостям. – лукаво улыбалась.
- Имеет грамматическую основу:
- Сегодня полнолуние . – полная луна.
- С самого утра подморозило . – крепко сковать.
- Может состоять из одного слова:
- Мороз ! – крепкий мороз.
- Рассвело . – почти рассвело.
- Холодно . – холодно взглянул.
- Допускает использование сочинительной связи:
- Светловолосый человек в чёрном плаще открыл калитку. – между подлежащим и сказуемым ( человек открыл ).
- Хозяйка несла домой сливочное масло , квашеную капусту и бублики с маком. – между однородными членами ( масло , капусту , бублики ).
- Наступил поздний вечер , и окна деревенских домиков погасли . – между простыми предложениями в составе сложного ( вечер наступил , и окна погасли ).
Словосочетание имеет смысловую незавершённость, состоит из нескольких слов, связанных подчинительной связью, в нём отсутствует грамматическая основа.
Как распознать словосочетания в предложении
Чтобы понять, какие словосочетания входят в состав предложения, используется следующий алгоритм:
- Найти и исключить не являющиеся словосочетаниями конструкции: грамматическую основу предложения, ряды однородных членов, вводные слова, обращения, фразеологизмы, сочетания служебных частей речи с самостоятельными.
- Выбрать слово из второстепенных членов предложения.
- Найти, к какому слову оно относится.
- Связать главное и зависимое слово вопросом.
- Поступить аналогично со всеми второстепенными членами.
Разберем пример. Владимир , вероятно, с трудом узнавал давно знакомую, но сильно изменившуюся улицу.
- Владимир узнавал – грамматическая основа, к словосочетаниям не относится.
- Вероятно – вводное слово, синтаксически не связано с остальными членами предложения.
- Узнавал (как?) с трудом (глагол + наречие, глагольное, действие и его признак, примыкание).
- Узнавал (что?) улицу (глагол + существительное, глагольное, действие и предмет, управление).
- Улицу (какую?) знакомую (существительное + прилагательное, именное, предмет и его признак, согласование).
- Знакомую (как долго?) давно (прилагательное + наречие, именное, признак и его степень, примыкание).
- Улицу (какую?) изменившуюся (существительное + причастие, именное, предмет и его признак, согласование).
- Изменившуюся (насколько?) сильно (причастие + наречие, глагольное, признак и его степень, примыкание).
Последовательная связь слов в предложении представлена в схеме:
Слова, соединённые на схеме стрелками, образуют словосочетания.
Словосочетание – первичная синтаксическая единица, объединяющая в своём составе лексические элементы. Служит материалом для построения более крупных конструкций (предложений). Совокупность лексических и синтаксических единиц и способов их взаимодействия образует язык – средство сохранения и передачи информации, силу, сплавляющую народ в единое целое.
https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/suschestvitelnoe-prilagatelnoe-glagol.html
https://kakpishem.ru/chasti-rechi/prilagatelnoe/kak-opredelit-chem-prilagatelnoe-yavlyaetsya-v-predlozhenii.html
https://russkijyazyk.ru/slovosochetanie
Имя прилагательное как часть речи
Что такое имя прилагательное как часть речи?
Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).
В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).
Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.
На какие вопросы отвечает прилагательное?
Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое?), Чей? (Чья? Чье?) и Каков?, а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слово (например: выпал снег (какой?) белый, найти нору (чью?) лисью).
Что обозначают прилагательные?
В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:
- Качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения.
Какие бывают прилагательные?
В русском языке прилагательные представлены двумя рядами форм:
- Полные – прилагательные, изменяющиеся по родам, числам и падежам, в предложении выступают в роли определения (крепкая, ореховое, долгий).
- Краткие – прилагательные, которые изменяются по числам и родам, в предложении употребляются в качестве сказуемого (стар, надежны, беззаботна).
Морфологические признаки прилагательных
Имена прилагательные имеют постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые) морфологические признаки.
К постоянным морфологическим признакам прилагательных относятся:
- Разряд по значению (качественные, притяжательные, относительные);
- Степень сравнения (положительная, сравнительная и превосходная);
- Полная либо краткая форма.
Непостоянными морфологически признаками прилагательных являются:
Как определить прилагательное?
Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи ( Какой? Чей?, Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, изменяемость по родам, числам и падежам и др.).
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/imya-prilagatelnoe-kak-chast-rechi
Что такое имена прилагательные? Какими членами предложения они являются?
Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? И так далее
Примеры:
•Какой?- мечтательный
•Какая?- мечтательная
•Какие?- мечтательные
И так далее
Имя прилагательное является определением и подчеркивается волнистой линией.
5 4 · Хороший ответ
Не всегда определение
2 6 · Хороший ответ
Хотелост бы подчеркнуть, что прилагательное бывает самыми разными членами предложения, но все-таки чаще всего в простых случаях это определение
1 1 · Хороший ответ
Какие члены в предложении являются главными?
Главные члены это :например слово якорь отвечает на вопрос что? Это подлежащее
Тоесть:то-что отвечает на что ? Это подлежащее а что делают? Это сказуемое
Это очень легко запомнить как глагол это сказуемое а что? Это существетельное
1 4 · Хороший ответ
Что такое однородные члены предложения?
Однородные члены предложения — это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию.
3 1 0 · Хороший ответ
Какой падеж у словосочетания «Гулять в лесу»?
Чтобы узнать падеж, нужно задать к слову вопрос:
Гулять в чем? — в лесу
«В чем?» — вопрос предложного падежа.
Обратите внимание, это существительное имеет 2 формы предложного падежа: «в лесу» и «о лесе».
2 7 · Хороший ответ
Какие виды сказуемого вы знаете?
В русском языке сказуемое бывает трех видов:
1) Простое глагольное — сказуемое выражено одной формой глагола. Пример: Я помыл посуду (сказуемое — помыл).
2) Составное глагольное — к глаголу добавлется вспомогательный глагол (мочь, жедать, хотеть и т.д.) или краткое прилагательное (рад, готов, должен и т.д.). Примеры: Я иду гулять (сказуемое — иду гулять). Мама была рада подарку (сказуемое — была рада).
3) Составное именное — к глаголу-связке (быть, стать, казаться, являться, называться и т.д.) добавляется другая часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, краткое причастие). Пример: Осенью листья на деревьях стали желтыми (сказуемое — стали желтыми). Я был самым первым, кто поздравил ее с праздником (сказуемое — был первым).
Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/hw.russian/chto_takoe_imena_prilagatelnye_kakimi_oni_cab930a1/
Подборка правил: имя прилагательное
В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (красный, огромный, умный, учительский).
Постоянный признак у имён прилагательных только один – разряд.
Непостоянные признаки
- число
- падеж (только для полной формы)
- род (только для единственного числа)
- форма (полная или краткая)
- степень сравнения (простая или составная)
Разряды имён прилагательных
- качественные — обозначают признак предмета, который может присутствовать в этом предмете в большей или меньшей степени; имеют полную и краткую форму, сравнительную и превосходную степень (тёмный, сильный, новый, крепкий, грязный, мягкий, низкий, молодой).
- относительные — обозначают признак предмета, который не может быть в нём в большей или меньшей степени (деревянный, шерстяной, солнечный).
- притяжательные — обозначают признак по принадлежности его кому-либо или чему-либо (заячий выводок, волчье логово, Егорушкин отец).
Род имён прилагательных
- мужской (какой?) — синий, сильный, быстрый.
- женский (какая?) — синяя, сильная, быстрая.
- средний (какое?)— синее, сильное, быстрое.
Число имён прилагательных
Имена прилагательные изменяются по числам.
- единственное (какой? какая? какое?) — городской, садовая, белое; глупый, умная, дикое.
- множественное (какие?) — городские, садовые, белые; глупые, умные, дикие.
Падежи имён прилагательных
Имена прилагательные изменяются по падежам (только полная форма) .
Начальная форма прилагательного – именительный падеж единственного числа мужского рода.
Именительный падеж — какой? какая? какое? У меня есть чёрный кот.
Родительный падеж — какого? какой? какого? У меня нет чёрного кота.
Дательный падеж — какому? какой? какому? Я рад чёрному коту.
Винительный падеж — какого? какую? какое? Я вижу чёрного кота.
Творительный падеж — каким? какой? каким? Я играю с чёрным котом.
Предложный падеж — о каком? о какой? о каком? Я думаю о чёрном коте.
Склонение имён прилагательных
Прилагательные могут изменяться по падежам и числам (склоняться). Род, падеж и число прилагательного зависят от существительного, к которому оно относится.
Именительный падеж — хороший (м.р., ед. ч), хорошая (ж.р., ед.ч.), хорошее (с.р., ед.ч.), хорошие (мн.ч.).
Родительный падеж — хорошего (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед.ч.), хорошего (с.р., ед.ч.), хороших (мн. ч.).
Дательный падеж — хорошему (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошему (ср. р., ед. ч.), хорошим (мн.ч.).
Винительный падеж — хороший (м.р., ед. ч.), хорошую (ж.р., ед. ч.), хорошее (ср. р., ед. ч.), хорошие (мн.ч.).
Творительный падеж — хорошим (м.р., ед. ч.), хорошей (ж.р., ед. ч.), хорошим (ср. р., ед. ч.), хорошими (мн.ч.).
Предложный падеж — (о) хорошем (м.р., ед. ч.) , (о) хорошей (ж.р., ед. ч.), (о) хорошем (ср. р., ед. ч.), (о) хороших (мн.ч.).
Степени сравнения имён прилагательных
Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Выделяют 3 степени сравнения:
- положительная — начальная форма прилагательного (чистый, красивая, длинное);
- сравнительная— простая: состоит из одного слова (прилагательные не изменяются по числам, родам, падежам; в предложении являются частью составного сказуемого) (чище красивее длиннее); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слов более/менее (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (более/менее чистый, более/менее красивая, более/менее длинное);
- превосходная — простая:состоит из одного слова, образуется при помощи суффиксов -ЕЙШ/-АЙШ (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (чистейший, красивейшая, длиннейшее, глубочайший, ближайший); составная: состоит из двух слов, образуется путём прибавления слова самый (прилагательные изменяются по числам, родам, падежам; в предложении могут выступать в роли определения) (самый чистый, самая красивая, самое длинное).
Полные и краткие прилагательные
Качественные прилагательные имеют две формы: полную и краткую. Полное прилагательное отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде, числе и падеже.
Краткое прилагательное отвечает на вопрос каков? и согласуется с существительным или местоимением, к которому оно относится, в роде и числе (по падежам не изменяется).
В предложении краткие прилагательные обычно выступают в роли сказуемого: Он так умён!
В роли определений краткие прилагательные выступают в некоторых фразеологических оборотах: на босу ногу, по белу свету, средь бела дня, добры молодцы, красна девица.
Краткие прилагательные образуются от полных.
Окончания кратких прилагательных
Единственное число
- мужской род — нулевое окончание (крепкий — крепок, новый — нов, тощий — тощ).
- женский род — окончание -А (крепкая — крепка, новая — нова, тощая — тоща ).
- средний род — окончание -О, -Е(крепкое — крепко, новое — ново, тощее — тоще).
Множественное число
- Окончание -Ы, -И — (крепкие- крепки, новые — новы, тощие — тощи).
Написание -н- и -нн- в кратких прилагательных
Написание -Н- и -НН- в кратких прилагательных определяется полной формой: длинна (длинный), красна (красный).
Правописание суффиксов прилагательных
- Суффиксы -АЧ-/-ЕЧ- в прилагательных, образованных от существительных на -ШКА: под ударением пишется А, без ударения – Е(лягушачий, кошачий,лягушечий, старушечий).
- Суффиксы -ЕВ-/-ИВ-/-ОВ- под ударением пишется И, без ударения в твёрдой позиции – О, в мягкой – Е(красивый, краевой, плаксивый, сиреневый, ласковый, финансовый). Запомни:милостивый, юродивый.
- Суффиксы -ЕМ-/-ИМ- в прилагательных, образованных с приставкой НЕ и без неё от непереходных глаголов и переходных глаголов совершенного вида, без ударения пишется Е, под ударением – И(непромокаемый, невредимый, различимый).
- Суффикс -ЕН- пишется в кратких прилагательных(спокоен, напрасен).
- Суффикс -ИСТ- пишется И(глинистый, раскатистый).
- Суффиксы -К-, -СК- 1) суффикс -К- пишется в качественных прилагательных, имеющих краткую форму(веский (весок), низкий (низок); 2) суффикс -К- пишется в словахс корнями на -Ц и в словах с чередованием К/Ч и Ц(казацкий (казак), ткацкий (ткач)Исключения:угличский, узбекский, таджикский); 3) суффикс -СК- пишется в относительных прилагательных, не имеющих краткой формы(матросский (матрос), французский (француз).
- Суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- пишется И(заботливый, заносчивый).
- Суффиксы -ОНЬК-/-ЕНЬК-, -ОВАТ-/-ЕВАТ-, -ОВИТ-/-ЕВИТ- в твёрдой позиции пишется О, в мягкой – Е(маловатый, молодцеватый, деловитый, глянцевитый, лёгонький, синенький.Некоторые слова допускают оба варианта:лёгонький – лёгенький, плохонький – плохенький).
- Суффикс -ЧАТ- пишется А(ступенчатый).
Правописание -н- и -нн- в прилагательных
-НН-
- в прилагательных с суффиксами-ЕНН-, -ОНН-(дискуссионный, искусственный, канализационный, клюквенный, операционный, революционный, сессионный, соломенный, торжественный.Исключение:ветреный).
- в прилагательных, образованных от слов с основой на -Н-(длинный, истинный, лимонный, машинный, миллионный, старинный, ценный).
- при наличии у прилагательного приставок(безветренный).
- в прилагательных, образованных от существительных на -МЯ-(временный (время), пламенный (пламя).
- прилагательных, образованных от существительных на -ИНА(старинный (старина), картинный (картина).
-Н-
- в прилагательных, которые не образованы от других частей речи(синий, зелёный, юный).
- в прилагательных с суффиксами -АН, -ЯН, -ИН(воробьиный, вощаной, глиняный, голубиный, дровяной, журавлиный, кожаный, куриный.Исключения:стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, стремянной).
- в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -Н-, -ЕН- без зависимых слов(вязаная кофта, гружёные вагоны, жареная картошка).
ЗАПОМНИ: пряный, румяный, юный, багряный, свиной, рдяный, зелёный, но: медленный.
ЗАПОМНИ: нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, отчаянный, нечаянный, священный.
ЗАПОМНИ: гостиный (двор), гостиная, гостиница но: гостинный гарнитур.
Правописание НЕ в прилагательных
Слитно
- в прилагательных, которые без НЕне употребляются(небрежный, невежественный, невзрачный, ненавистный, ненастный, неприязненный, нечестивый)
- если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ(небольшой = маленький; неженатый = холостой, ненастоящий = ложный).
- при наличии слов в высшей степени, весьма, вполне, крайне, очень, почти, отчасти, совершенно, совсем, чрезвычайно(очень неглупый, почти незаметный).
Раздельно
- при наличии противопоставления с союзом А(не смелый, а трусливый).
- если перед НЕ стоят слова отнюдь не, далеко не, вовсе не(далеко не весёлый фильм).
- если перед НЕ стоят отрицательные наречия или местоимения ничуть, нисколько, никому, ничем(журнал никому не интересен).
- с относительными прилагательными(здание не бетонное).
- при логически подчёркнутом отрицании(семья не богатая).
С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными.
ЗАПОМНИ: В следующих кратких прилагательных не пишется раздельно: не виден, не виноват, не властен, не волен, не горазд, не готов, не должен, не намерен, не нужен, не рад, не расположен, не согласен, не способен, не страшен.
ЗАПОМНИ: не ниже, не выше, не лучше, не хуже, не ближе, не беднее; не больший, не меньший, не лучший, не худший.
Источник статьи: http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imya-prilagatelnoe/
Эпитет — это художественное определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательным. Чтобы найти эпитет в тексте, ищем прилагательные. Зачастую эпитетом прилагательное становится именно в контексте. Например, все знают строки замечательного русского поэта Сергея Есенина: «Отговорила роща золотая березовым весёлым языком…» Роща какая? золотая. Язык какой? веселый, березовый. Вот это и будут эпитеты. Видите, как употребил поэт слово «березовый» по отношению к языку рощи? А мы в обыденной речи сказали бы «березовый веник или березовая роща». автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Lune более года назад Эпитеты используются для того, чтобы выразительно подчеркнуть характерное свойство или качество кого-либо. Они могут использоваться как в прямом смысле, так и в переносном. Чтобы определить эпитеты в стихотворении или тексте, нужно найти такие слова, которые используются именно для художественной характеристики и чтобы показать личное отношение автора к окружающей его действительности. Часто они используются не с нейтральным оттенком, а с положительным или отрицательным. Эпитеты обычно выражаются именем прилагательным, поэтому при нахождении эпитетов можно ориентироваться на них. Но не каждое прилагательное будет эпитетом. Сравните: серебряная медаль и серебряный ручей. В первом случае слово «серебряная» не является эпитетом, так как просто показывает, из чего сделан предмет. А вот по отношению к ручью это слово будет эпитетом, так как показывает красоту ручья, передаёт восхищение автора, делает текст более выразительным. Также эпитетами иногда бывают и другие части речи. Например, числительные (вторая молодость) или существительные (Марья-краса). Елена Д 8 лет назад Эпитет — это такое определение при слове, которое подчёркивает его образность, художественную выразительность, либо какой-то отличительный признак обозначаемого понятия. Эпитеты могут применяться как для характеристики какого-то предмета, так и для усиления восприятия того или иного явления. В предложении эпитеты выражаются преимущественно именами прилагательными (бархатная кожа, малиновый звон, седой Кавказ, румяный восход), но можно встретить и эпитеты-наречия (горячо любить, холодно смотреть, жарко целовать), эпитеты-существительные (крик радости, слёзы счастья, синева моря) и даже эпитеты-числительные (первый зуб, четырнадцатый воин, весна сорок пятого) и т.д. Познавательная статья на тему эпитетов есть вот здесь. Онлайн 8 лет назад Эпитет в тексте можно найти, таким образом. Ищем существительное с прилагательным в тексте и смотрим на то, как выражено понятие об образе. Существительное должно быть подчеркнуто с помощью образного понятия и в нем подчеркивается художественная выразительность. К примеру: Холодное сердце-значит, безчувственное сердце, кудрявый тополь-значит, крона тополя густая, золотые руки-значит, умелые руки, острый ум-значит, развитый ум и тому подобное. Возможно, что эпитетом будет наречие, существительное, глагол, числительное. Помощни к 8 лет назад Эпитет подчеркивает свойства другого слова и чаще всего встречается в поэзии, но также присутствует и в прозе. Найти эпитет не сложно, чаще всего это прилагательное. К примеру: «Так скудно и одиноко в этот пасмурный день.» Эпитет может быть также наречием: «Не хотел, но пришлось сильно любить кошек — так здесь принято.»; существительным: «Из ночи, с дворов, из-под неба, прям под окном доносился шум — веселья шум.»; либо числительным: «Жила она этажом ниже — на третьем этаже.» Думаю, вы уловили суть. Shenia 8 лет назад Эпитет, это образное сравнение, которое помогает выразить мысль автора. Эпитет может быть не только прилагательным, но и существительным, глаголом или наречием. Эпитет помогает предложению найти новый смысловой оттенок. А найти его в тексте довольно легко, если внимательно прочитать текст. Все, что помогает определить мысль автора, делает ее ярче. Примеры: жарко целовать (наречие), золотая осень (прилагательное), первая любовь (идет как числительное) и другие. Annet007 8 лет назад Обычно у школьников не возникает трудностей с нахождением эпитетов. По сути, эпитеты — все прилагательные, в литературном языке «образные определения», поэтому в большинстве случаев достаточно всего лишь найти прилагательное. Но бывает и посложнее, потому что зачастую эпитеты путают с метафорой. Метафора — это скрытое сравнение, т.е без союза «как». Вот здесь действительно стоит быть внимательным. stalonevich 8 лет назад Эпитет — описательный термин (слово или фраза). Он имеет различные оттенки значения, когда применяется к, казалось бы, реальным или вымышленным людям, божествам, объектам и биномиальным номенклатурам. Он также может быть описательным: например, Александр Великий или Сулейман Великолепный. Rosa Salvaje 8 лет назад Читая текст, обращаем внимание на прилагательные. Приведу пример, всем известное выражение «шёлковые кудри». Кудри какие – шёлковые. Именно слово «шёлковые» и есть эпитетом. Также эпитетом может быть существительное, например «бродяга-ветер». Solnce lychik 8 лет назад Для начала нужно знать определения эпитета и метафоры. Ведь очень часто путают эпитет и метафору. Когда мы знаем определение без труда сможем найти в тексте эпитет и метафору. Пример. Нужно подобрать эпитет к вопросу А вот эпитеты Leona-100 8 лет назад Эпитет — это слово или словосочетание, которое подчёркивает образность, художественную выразительность, либо отличительный признак. Он уточняет свойства, качества или признаки понятия. Эпитетом чаще всего является прилагательное. Знаете ответ? |
Организационный
момент:
Проверь
, дружок
Готов
ли ты начать урок?
Все
ль на месте, все ль в порядке?
Книжка,
ручка и тетрадка?
Все
проверили? Садитесь.
И
с усердием трудитесь.
Учитель.
Послушайте стихотворение. Какая часть речи о себе
говорит?
Я
– часть речи интересная,
Широко
в мире известная:
Опишу
любой предмет –
В
это равных со мной нет.
Речь
со мною выразительна,
И
точна и удивительна.
Чтоб
красиво говорить,
Мною
нужно дорожить.
Учитель.
Вы догадались?
Дети.
Имя прилагательное
Учитель.
Правильно! Тема нашего урока «Обобщение знаний об имени прилагательном,
формирование умений находить прилагательное в тексте».
Какие
части речи мы изучили?
Дети.
Имя существительное, глагол, прилагательное.
Учитель.
Что такое прилагательное?
Дети.
Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает
признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Учитель.
Как изменяется прилагательное?
Дети.
Прилагательные изменяются по числам.
Учитель.
С чем связано прилагательное в предложении?
Дети.
Прилагательное связано с существительным.
Учитель.
Каким членом предложения является прилагательное?
Дети.
Второстепенным членом.
Учитель.
Молодцы! Откройте тетрадки, запишите число, классная работа. А теперь
угадайте, кто к нам пришел на урок. Для этого мы должны угадать зашифрованное
слово. На прямоугольниках разной высоты написаны буквы. Нужно прямоугольники
расположить в порядке возрастания. Самый маленький выделен ярко, под ним первая
буква. И какое же слово у нас получилось?
Дети.
Дюймовочка.
Учитель.
Почему это слово написано с большой буквы?
Дети.
Это существительное собственное, одушевленное.
Учитель.
Какая орфограмма в этом слове?
Дети.
В этом слове правописание чк, чн пишется без ь знака.
Учитель.
Кто автор этого произведения?
Дети.
Ганс Христиан Андерсен
Учитель.
Раз ночью, когда Дюймовочка лежала в своей колыбельке, через оконное стекло
пролезла жаба. И чтобы спасти Дюймовочку нам нужно выполнить
словарно-орфографическую работу. Я зачитаю вам словосочетания из сказки, а вы
выпишите только прилагательные.
Вспомним,
на какие вопросы отвечает прилагательное?
Дети.
Какой? Какая? Какое? Какие?
Ученик
у доски. Большущая жаба, гадкий
сын, широкий лист, зелёный лист кувшинки, сладкий цветочный
сок (объясняет орфограммы или алгоритмы)
Учитель.
Дальше поплыла Дюймовочка. Она очень сильно замерзла.
Ей всегда хотелось тепла и уюта. Давайте ее согреем и поиграем в игру
«Солнышко», но лучики у нас волшебные. Каждый лучик поможет описать Дюймовочку,
а вы должны подумать, все ли слова подходят к ее описанию.
Дети.
Маленькая, толстая, славная, прелестная, злая, хорошенькая,
нежная, тонкая, большая.
Учитель.
Какой частью речи являются эти слова?
Дети.
Имя прилагательное.
Учитель.
Для чего нужны прилагательные?
Дети.
Для описания предмета, для яркости, выразительности,
точности.
Физминутка.
Учитель.
И вдруг мимо летел майский жук. Дюймовочка так
приглянулась ему и он решил с ней поиграть. Будем играть вместе. Жуком пусть
будет Вова, а мышью Саша. Остальные должны описать героев, подобрав имена
прилагательные. Начнем по команде раз, два, три.
Дети.
Жук – черный, майский, усатый.
Мышь
– серая, полевая, добрая.
Учитель.
Молодцы! Победила дружба.
Учитель.
И так Дюймовочка пришла к полевой мыши. Она была очень доброй старухой и
предлагает нам отгадать «Кто так называл Дюймовочку в сказке?»
Крошечная
(девочка) — ласточка
Славная
(жена) майский жук
Прелестная,
хорошенькая мышь
(девочка)
Тонкая,
некрасивая рыбки, птички
Бедная
жаба
Милая
крошка мама
Учитель.
Найдите среди этих прилагательных синонимы. Давайте вспомним что такое
синонимы?
Дети.
Синонимы — это слова близкие по смыслу
Учитель.
А теперь найдите антонимы. Что такое антонимы?
Дети.
Антонимы — слова с противоположным значением.
Учитель.
Найдите в тексте антонимы.
тонкая
— толстая
бедная
— богатая
крошечная
— большая
хорошенькая-
плохая.
Физминутка.
Учитель.
Полевая мышь приглашает к себе в гости крота и сообщает об этом Дюймовочке.
Крот был очень рад этой встрече и хотел взять замуж Дюймовочку, но ей не
хотелось жить в норе у крота и не видеть солнца. Дюймовочка хотела улететь в
дальние края, а чтобы помочь ей давайте откроем учебники и выполним упражнение
160.
Учитель.
И вот Дюймовочка вышла последний раз взглянуть на солнце и услышала знакомый
голос : «Кви-вить, кви-вить!». Ласточка спасла Дюймовочку и она встретилась с
королем Эльфов. Они так понравились друг другу. И король Эльфов предлагает нам
«Тест». Необходимо обвести кружочком правильный ответ (взаимопроверка).
Самооценка, с помощью «! ,+ и –»
Рефлексия.
На уроке мы не только вспомнили замечательную сказку, но и все что знаем об
имени прилагательном.
Итог
урока. Понравился ли вам урок? О какой части
речи говорили? Какие задания вам понравились?
Оценка
учащихся.
Домашнее
задание. Стр.93 упр. 160 (2 задание)
Упражнения на формирование понятия об имени прилагательном и употребление его в речи, представленные в учебниках, составленных в соответствии с программой «Школа России».
1.Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи.
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными.
Снежный ком, ком из снега; шишка сосны, сосновая шишка; дом у дороги, дорожный патруль; уютная комната , домашний уют.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Зимой у белки ____,____ шерсть. Хвост ______ и ______. Белка старается залесть в _______ дупло. Там она грызет _______шишки.
Слова для справок: густой, серый, большой, пышный, теплый, еловый.
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.
тихий городок — медленный
тихий нрав — смирный
тихий звук — безмолвный
тихая ночь — негромкий
тихий ход — неоживленный
Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.
Трудолюбивый человек -…, сильный ветер -…,старательный ученик -…,военный самолет -…, трусливый заяц- …, свежий вечер -…
Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.
Бархатный сезон — железн(ый) крепкий орешек — тепл(ый)
стальные нервы — тверд(ый) бархатный взгляд — нежн(ый)
Система упражнений, направленная на развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного .
1. Упражнения на нахождения слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какие?
– Прочитайте текст. Найдите в тексте слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?, выпишите их.
Рябина.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.
2. Упражнения на дополнение текста словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какие?
– Дополните текст словами, отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
У девочки Маши был ….. щенок Дружок. У Дружка была ….. шерсть,…ушки и …глазки. Он играл с девочкой целый день.
Слова для справок: веселый, черный, остренький, маленький, блестящий.
* Найдите слова, указывающие на размер Дружка. Придумайте свои слова с уменьшительно-ласкательным значением.
3. Упражнения на группировку признаков предмета
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающие форму предмета; обозначающие величину предмета.
- Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.
4. Упражнения на выделение имен прилагательных из данных слов (текста).
– Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.
Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.
5. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст с использованием слов для справок.
Элли увидела прозрачный поток. В прозрачной воде резвились волшебные рыбки. Вдруг к девочке подошли забавные человечки. Они были одеты в забавные кафтаны. Под широкими полями шляп нежно звенели забавные бубенчики.
Слова для справок: чистый, бархатный, красивый, маленький.
1. Упражнения на использование прилагательных — синонимов.
– Подберите к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним), запишите.
мудрый — …ласковый — …быстрый — …веселый — …прилежный — грустный густой — …сильный — сырой — …неловкий — …холодный — …большой — …смирный — …неряшливый — липкий — …страшный — …душистый — …злой — …
Ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.
– Найдите синонимы. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого. (Можно устно, вызывая по очереди детей к доске и предлагая им проводить стрелочки к словам-синонимам).
Неразговорчивый бесплодный
непрестанный безуспешный
ненормальный безумный
неправильный легкомысленный
несерьезный буйный
неистовый ошибочный
неудачный простой
неплодородный рассеянный
несложный беспрерывный
невнимательный молчаливый
– Из данного списка выпиши слова, близкие по значению словам: интересный, красивый, ласковый, старательный.
Занимательный, прекрасный, прилежный, нежный, забавный, прелестный, усердный, приветливый, увлекательный, дремучий, веселый.
Какие слова лишние? Почему?
– Подберите к прилагательному близкое по значению слово:
Бесстрашный летчик — …пасмурная погода -…занимательный рассказ -…смышленый ученик -….
– Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.
Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.
– Прочитайте, разберите предложения. Выпишите прилагательные и существительные, с которыми они связаны.
Жаворонок
На солнце темный лес зардел.
В долине пар белее тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
К выписанным прилагательным подобрать слова, близкие по смыслу. Обратите внимание, как изменился текст после замены данных прилагательных синонимичными. Как вы думаете, какие прилагательные точнее передают красоту родного края (в ходе работы объяснить детям, такая замена авторского текста не будет полноценной, еще раз показать ученикам удачность авторского выбора).
темный лес — ……………….
тонкий пар — ……………….
раннюю песню — ………….
звонкий жаворонок — …….
Слова для справок: легкий, изящный; сумрачный, мрачный; серебристый; голосистый; первый, весенний
2. Упражнения на использование прилагательных — антонимов.
– Подберите противоположные по смыслу слова к следующим словам:
Мелкий пруд — … пруд; мелкий дождь — … дождь; свежий хлеб — … хлеб; свежий огурец — … огурец; свободный стул — … стул; свободная обувь — … обувь; сладкое яблоко — … яблоко; сладкое лекарство — … лекарство.
– Выделите слова-антонимы в стихотворении-загадке.
Бывает он в холод,
Бывает он в зной,
Бывает он добрый,
Бывает он злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.(Н.Найденова)
– Прочитайте. Подберите к каждому слову слова, противоположные по смыслу (антонимы) и слова близкие по смыслу (синонимы), Запишите слова в два столбика.
Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.
Ответы: теплый — свежий ветер — прохладный; тусклые — свежие краски — яркие; грязная — свежая рубашка — чистая; черствый — свежий хлеб — мягкий; старая — свежая газета – новая.
– К данным прилагательным напишите прилагательные противоположного значения. Выделите окончания. К словам левого столбика подберите слова близкие по значению, данные в словах для справок:
старый — ………….. узкая — …………..
веселый — …………. длинная — ………
прилежный -………. белая — ………….
Слова для справок: оживленный, радостный, смешной; грузная; старательный; смелая; дряхлый, ветхий.
- Укажите, какие из прилагательных могут сочетаться с существительными, помещенными в скобках: старый, дряхлый, ветхий (человек, обувь, город, избушка).
3. Упражнения на освоение грамматических признаков имени прилагательного
– Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.
Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение
– Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.
Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.
– Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте их род и число.
Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.
4. Упражнения на подбор подходящих по смыслу слов в текст.
– Замените повторяющиеся имена прилагательные подходящими по смыслу словами.
Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
Слова для правок: пугливые, робкие, трусливые.
5. Упражнения на группировку слов по заданным признакам
– Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: отношение к людям; состояние погоды; характер человека.
Холодная, спокойный, добрый, ненастная, злой, неприветливый, уравновешенный, доброжелательный, снежная, пасмурная.
Составьте синонимический ряд, отвечая на вопросы:
какими словами называют высокую температуру воздуха;
какими словами называют людей одинакового возраста;
какими словами называют наступление темноты.
6. Упражнения на составление словосочетания или предложения с использованием образца или слов для справок.
– Составь словосочетание « существительное + прилагательное» по образцу: украшение из серебра — серебряное украшение
доска для класса —
вилка из металла —
вечер в субботу —
– Вставь пропущенные слова:
С гнезд замахали____________цапли,
С листьев скатились _________капли,
Солнце,с_________сияя небес,
В________струях опрокинуло лес.
Слова — опоры: последние,крикливые, тихие, прозрачные.
- Составьте словосочетания, подобрав нужное слово из правого столбика
Глубокая суп
Дубовый лужа
Большой волосы
Русые пруд
Гороховый стол
― Составьте словосочетания, выбрав из слов в скобках подходящее.
мечтательный — мечтающий (день, взгляд, человек); невежливый — невежественный (человек, поступок, ответ); праздный — праздничный (наряд, настроение, песня).
― Запиши словосочетание прилагательное + существительное.
коричневый, карий, (платье, глаза, костюм);
густой, дремучий (лес, туман);
горячий, знойный (лето, вода, привет);
смуглый, темный (волосы, лицо, небо);
старый, пожилой (человек, учебник).
7. Упражнения на образование имен прилагательных
– Образуйте от существительного однокоренное ему прилагательное и составьте словосочетание этого прилагательного с существительным. Запишите составленное словосочетание.
Ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.
― Замени прилагательное, близким по смыслу словом с приставкой:
ясное небо —
правильный ответ —
жестокий враг —
тихая погода —
Упражнения, предлагаемые на продуктивном этапе
1. Упражнения на работу с деформированным текстом
– Расположите предложения в нужной последовательности. Дополните подходящими по смыслу именами прилагательными.
1.Она посадила Кая в сани и увезла к себе во дворец. 2. Ее одежда была из тюля. 3. Вдруг Кай увидел Снежную королеву. 4. Кая спасла Герда. 5. Она была из льда.
* Слова для справок: сверкающий, тончайший, белый, добрый, отважный, большой, ледяной.
— Расположи части текста в нужной последовательности. Озаглавь рассказ словами из текста.
Ребятишки взяли небольшую дощечку, сделали маленькую лодочку и пустили ее по бурной воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней и кричали.
Пришла теплая весна. Пригрело ласковое солнышко. Потекли веселые ручейки.
Вдруг маленький превратился в настоящую большую реку, и отправилась рыбачья лодка в дальнее плавание.
- Найди и отметь в рассказе части: 1. Как белки зимуют. 2. Веселые белки. 3. Летние заботы. Озаглавь текст.
— Теперь у освещенной солнцем старой сосны резвятся веселые белки. Радуются они теплому солнышку, светлой весне. Сменили белки свои пушистые серые шубки. Рыжими стали у них спинки и пышные хвосты. Всю долгую зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. Грызли смолистые тяжелые шишки. Много забот будет летом у белок. Нужно накормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов….
* Расположи части текста в нужной последовательности.
*Замени выделенные слова близкими по смыслу. Что изменилось какой вариант лучше?
2. Упражнения на редактирование с творческим дополнением текста
– Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.
Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.
3. Упражнения на написание сочинения с использованием заданного элемента текста
– Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.
В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сибиряк)
– Подумай, как можно продолжить текст. Придумай конец и запиши текст полностью.
Стоял чудесный летний день. От лёгкого ветерок; чуть-чуть шевелились листья на деревьях. Hа солнечную поляну выскочил из-за куста маленький зайчонок.
4. Упражнение на изложение и пересказ текста.
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ
Над бурным океаном встает солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её называют девятым валом. Со страшной силой она вот-вот обрушится на потерпевших крушение. А усталые люди вцепились в обломки мачты. Как они сюда попали?
Вчера утром их корабль вышел в открытый океан. Был солнечный день. Но к вечеру ветер нагнал грозные тучи, океан заволновался. Огромные валы ринулись на корабль. Послышался треск мачт. Несколько друзей решили не сдаваться. Главное – выдержать до утра. Солнце уменьшит эти бешеные валы. И люди выдержали. Солнечные лучи разукрасили тяжелые волны всеми цветами радуги. Больше всего в картине густой зелени, это цвет надежды. Солнце и люди победили мрак ночной бури. Хвала человеку! Слава солнцу!
- О чем говорится в данном произведении?
- Какие слова передают состояние разбушевавшейся природы?
- Как автор описывает людей оказавшихся в океане?
- Что вы можете сказать о характере этих людей?
– Составление плана к изложению « Девятый вал».
- Разбушевавшаяся стихия.
- Горстка смельчаков.
- Цвет надежды.
Лексико – орфографическая подготовка. Вторичное чтение текста.
Написание изложения.
5. Упражнения на употребление имени прилагательного в речи:
– Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.
Она была маленькой, тоненькой. Ее белый ствол был виден издалека. Хрупкие ветви … с нежными клейкими листочками дрожали от холодного весеннего ветра.
Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький …. .
— Дать объявление.
Внимание! 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.
– Придумать загадку, написать стихотворение
– Устный рассказ.
Описать сегодняшний день.
Сегодняшний день напоминает мне веселый праздник Новый год. Ночью выпал белый, пушистый снег и как ковер украсил детскую площадку. Утром я шла в школу и видела как радуются дети первому снегу. И даже черные вороны горделиво прохаживались по белоснежному ковру.
― Словесное рисование.
Прочитав слова, записанные на доске или карточках, дети «создают портрет человека».
Шустрый необычный
Юркий невиданный
Проворный изумительный
Ловкий удивительный
поразительный
загадочный неловкий
тайный неуклюжий
секретный нескладный
потайной мешковатый
Задания по проверке умений употреблять прилагательные в речи
Задание №1. Найди среди данных слов (в тексте) имена прилагательные или словосочетания с прилагательными. Выпиши эти словосочетания.
Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.
Задание №2. Вставь подходящие по смыслу имена прилагательные.
Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика.
Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских
Задание №3. Подбери к прилагательным слова, близкие по значению.
крепкий лёд -……., крепкий сон -……, крепкое здоровье -……., крепкая дружба -……
Задание №4. Подбери к данным словам, противоположные по смыслу.
Мудрый человек -….., отважный воин -….., ясный день -…..,долгая дорога -……
Задание №5. Подбери к многозначному имени прилагательному, близкое по смыслу.
Мягкий климат — спокойн(ый) Мягкий свет — тепл(ый)
Мягкий мох — неярк(ий) Мягкий характер — нежестк(ий)