Как найти предложение с однородным обособленным обстоятельством

Обособленные однородные обстоятельства


Обособленные однородные обстоятельства

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 164.

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 164.

В русском языке много небольших нюансов, которые тем не менее очень важны и для понимания его структуры, и для формирования привычки к грамотности. Одной из тем, которые можно отнести к категории таких нюансов являются обособленные однородные обстоятельства. Что это такое и что в них особенного?

Однородные обособленные обстоятельства: как они выделяются и какие характерные признаки имеют

Этот член предложения объединяет в себе черты обособленных обстоятельств, которые на письме выделяются запятыми, и однородных членов предложения, между которыми ставятся соединительные союзы (такие как и, либо, или). То есть это такие однородные обстоятельства, которые обособляются от остального предложения с помощью запятых, но при этом между ними запятая не ставится.

Чаще всего обособленное обстоятельство выражается деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, однородные члены предложения в этом плане исключениями не являются, хотя однородными могут быть обстоятельства, выраженные существительным с предлогом или без.

Чтобы лучше понять эту тему, нужно рассмотреть примеры однородных обособленных обстоятельств. Так, в предложении “Она стояла, поправляя макияж и закалывая растрепавшиеся локоны” деепричастные обороты являются обстоятельствами образа действия, которые относятся к одному и тому же главному члену, значит, они однородные. Таким образом, это однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, между которыми не нужна запятая, но которые отделяются от остального предложения, обособляясь с помощью этого знака препинания.

Однородные обособленные обстоятельства могут стоять в любой части предложения – в начале, в конце или в середине, выделение запятой необходимо во всех случаях, от положения зависит только то, где эта запятая будет стоять.

В некоторых случаях между однородными обстоятельствами ставится не соединительный союз, а запятая – чаще всего в тех случаях, когда это не деепричастный оборот или одиночное деепричастие, а сравнительный оборот или существительное (обычно с такими предлогами, как несмотря на, ввиду и т.п.).

В таких ситуациях обстоятельства, если они относятся к одному члену предложения, все равно остаются однородными и обособляются, как если бы между ними стоял соединительный союз. Для лучшего понимания темы следует рассмотреть примеры: Она сияла как маленькая звездочка, как свет самого яркого маяка. Он любил нее, несмотря на холодность, несмотря на любовь к другому.

Заключение

Что мы узнали?

Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, сравнительными оборотами или существительными, обособляются так же, как обычные обособленные обстоятельства. Если между ними стоит соединительный союз, то запятая не нужна, а если они разделяются только интонационно, то она ставится обязательно. Обычно интонацией разделяются сравнительные обороты или однородные обстоятельства, выраженные существительными.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка статьи

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 164.


А какая ваша оценка?

Задание 9 теста ОГЭ-2015 связано с темой «ОДНОРОДНЫЕ и ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

К обособленным членам предложения относятся следующие синтаксические конструкции:

1. обособленные обстоятельства;

2. уточняющие обстоятельства;

Статья содержит не только

теорию

, но и

тренировочное упражнение

, а также

ссылку на онлайн-тест.

1. Что такое
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые

выделены

 в устной речи
интонацией, а в письменной —  запятыми.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ?
КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?
 и
т.д.


2. Чем могут
быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные 

обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1) ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ  О/Д

Пошумев, река успокоилась.


!!! Как узнать деепричастие?
   1. отвечают на вопросы что делая? и что сделав? 
   2имеют суффиксы          -а/-я,          -в, -вши, -ши (+ -сь)
   3. примеры деепричастий: слыш/а, дума/я,
откры/в, увиде/вши, запер/ши/сь

2) ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Д/О

Мужики, увидев помещика,
сняли шапки.

 !!! Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимым (-ми) словом (-ами).

НЕ ПУТАЙТЕ обособленный деепричастный оборот с ВВОДНОЙ
КОНСТРУКЦИЕЙ:

Судя по всему, наше путешествие затянется. 

По совести
говоря
, мне не хочется об этом рассказывать. 

(выделенная часть предложения — это вводные
слова, 
а не деепричастный оборот)

Д/О отвечает на вопрос, обозначает
добавочное действие и имеет прямой смысл, а В/К не отвечает на вопросы и имеет
переносный смысл.

!!! Ещё примеры вводных конструкций, которые можно перепутать с деепричастным оборотом:

·                    
иначе говоря

·                    
коротко
говоря

·                    
честно говоря

·                    
между нами
говоря

·                    
мягко
выражаясь
и т.п.

НЕ ПУТАЙТЕ обособленный
деепричастный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ:

[Вот книга](прочитав которую вы
узнаете много интересного)

(выделенная
часть предложения — это придаточное определительное, а не
деепричастный оборот)

!!! В 

деепричастном
обороте
 

НЕТ грамматической основы и не может быть местоимения «который», а
в придаточном определительном есть грамматическая основа и «который»!

3)  СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ С/О

Голова у нее острижена, как у мальчишки. 

 !!! Вместо союза КАК могут употребляться синонимичные союзы СЛОВНО,
БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧТО (= КАК), ПОДОБНО.

НЕ ПУТАЙТЕ cравнительный оборот с
ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ:

[Мы втроём начали беседовать], (как
будто

век
 были знакомы).

(выделенная
часть предложения — это придаточное сравнительное, а не деепричастный
оборот)

!!! В 

сравнительном
обороте
 

НЕТ грамматической основы, а в придаточном
сравнительном есть!

4)  УСТУПИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ  с
предлогом НЕСМОТРЯ НА или НЕВЗИРАЯ НА   У/О
На улицах, несмотря на яркое
солнце
, горели фонари.

НЕ ПУТАЙТЕ уступительный  оборот с ПРИДАТОЧНЫМ
УСТУПИТЕЛЬНЫМ:

[Он выглядит опрятным, чистым](несмотря на то что одежда его
изрядно поношена)
.

(выделенная
часть предложения — это придаточное уступительное, а не
деепричастный оборот)

!!! В 

уступительном обороте 

НЕТ грамматической
основы, 
а в придаточном уступительном есть!

5)
 СУЩ.
С ПРОИЗВОДНЫМ ПРЕДЛОГОМ
 «благодаря», «согласно»,
«вопреки», «ввиду», «вследствие», «при условии»
, «по причине» и т.п.   СУЩ. + П/П

В комнате Елены, благодаря
плотным занавескам
, было почти темно. 
 
Дети, вопреки морозу, вышли
погулять. 

Детям, по причине малолетства, не
определили никаких должностей.

3. ВИДЫ ОБОСОБЛЕННЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

1) НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, выраженные 

одной самостоятельной
частью речи

)

В груди, дымясь, чернела рана.

2) РАСПРОСТАРНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, состоящие из 2 и более
самостоятельных частей речи
)

Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин.

3) ОДНОРОДНЫЕ (это обособленные обстоятельства, которые относятся к одному
и тому же глаголу-сказуемому
 и отвечают на один и тот же
вопрос
).

Колыхаясь и сверкаядвижутся полки.
|Идя по шумному проспекту| и |чувствуя себя жизнерадостным|, он испытывал счастливое
удовольствие.

4. Потренируемся! НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства. Укажите, чем они выражены.

Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.

1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.

2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.

4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на темно-синем своде.

5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.

6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.

7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.

8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил…

9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.

10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.

12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.

13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.

14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.

15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.

16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.

17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.

18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.

19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.

Материал для самопроверки


5. Выполняя экзаменационный тест, ВНИМАТЕЛЬНО читайте задание 9! Обращайте внимание на следующее:


1. сколько предложений нужно найти;

2. сколько обособленных обстоятельств должно быть в предложении;

3. какого типа должно быть обособленное обстоятельство (распространённое/нераспространённое/ однородные)


6. Варианты ФОРМУЛИРОВКИ задания 9 теста ОГЭ-2015

1) Среди предложений … найдите предложение 

с обособленным обстоятельством

. Напишите его номер. (1 предложение с 1 обособленным обстоятельством)


2) Среди предложений … найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. (2 или более предложений с 1 обособленным обстоятельством)


3) Среди предложений … найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер.  (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами )


4) Среди предложений … найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите его номер.  (1 предложение с 1 распространённым обособленным обстоятельством, т.е. состоящим из 2 и более самостоятельных частей речи)

5) Среди предложений … найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами, которые относятся к одному глаголу-сказуемому)


7. Выполните задание 9 из ОБЗ-2015


1.  Среди пред­ло­же­ний 17–21 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (17)Когда поезд
отошёл от оче­ред­ной стан­ции, я по­ста­вил книгу на от­кры­тое окно и стал
смот­реть на лес, на поля и луга, ко­то­рые мель­ка­ли за окном. (18)И вдруг –
о ужас! (19)Книга ис­чез­ла между двой­ны­ми ок­на­ми ва­го­на. (20)Ещё не по­ни­мая
серьёзно­сти по­ло­же­ния, я замер и ис­пу­ган­но смот­рел на отца, на со­се­да-лётчика,
ко­то­рый пы­тал­ся до­стать книгу. (21)Через ми­ну­ту уже весь вагон по­мо­гал
нам.

2. Среди пред­ло­же­ний 18—21 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (18)Ва­лер­ка
по­чув­ство­вал на своём лице влаж­ные при­кос­но­ве­ния тёплого со­ба­чье­го
языка: со­всем кро­шеч­ная со­ба­ка, а пры­га­ла так вы­со­ко! (19)Он про­тя­нул
руки, под­хва­тил со­ба­ку, и она уткну­лась ему в шею, часто и пре­дан­но
дыша.

– (20)Чу­де­са! – раз­дал­ся гу­стой, сразу за­пол­нив­ший
всё про­стран­ство лест­нич­ной клет­ки голос. (21)Голос при­над­ле­жал щуп­ло­му
не­вы­со­ко­му че­ло­ве­ку.

3.Среди пред­ло­же­ний 23–27 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (23)Летом 1942
года ребят впер­вые при­гла­си­ли на во­ен­ный крей­сер. (24)Они по­еха­ли на
гру­зо­вой ма­ши­не, за­хва­тив му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты и тан­це­валь­ные
ко­стю­мы. (25)На па­лу­бе ко­раб­ля играл ме­ло­дии Чай­ков­ско­го Витя Пан­фи­лов,
тан­це­ва­ла Рая Ива­но­ва, чи­та­ла стихи Вера Бо­ро­ду­ли­на. (26)По щекам мо­ря­ков,
не раз смот­рев­ших смер­ти в лицо, текли слёзы. (27)3нав­шие цену му­же­ству,
мо­ря­ки ви­де­ли силу духа ле­нин­град­ских школь­ни­ков. 

4. Среди пред­ло­же­ний 24—29 най­ди­те пред­ло­же­ния
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

– (24)От­ку­да у тебя цветы? – спро­си­ла учи­тель­ни­ца.

– (25)Это мне Витя по­да­рил, – спо­кой­но ска­за­ла
Лена. (26)Все сразу за­шу­шу­ка­лись, по­смот­рев на Витю, а Витя низко опу­стил
го­ло­ву.

(27)А на пе­ре­ме­не, когда Витя как ни в
чём не бы­ва­ло подошёл к ре­бя­там, хотя уже чув­ство­вал не­доб­рое, Ва­лер­ка
стал крив­лять­ся, глядя на него.

– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!

5.  Среди пред­ло­же­ний 1−7 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным де­е­при­част­ным обо­ро­том.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

(1)Я даже не помню, как на­зы­ва­лась та книга.
(2)Помню толь­ко, что на ко­рич­не­вой об­лож­ке длин­ным зиг­за­гом алел вым­пел
ка­ко­го-то па­рус­ни­ка. (3)Я не осо­бен­но любил чи­тать, но с удо­воль­стви­ем
давал книги из нашей до­маш­ней биб­лио­те­ки своим од­но­класс­ни­кам. (4)Петь­ка
Со­лод­ков вы­та­щил её из порт­фе­ля и по­ло­жил на стол. (5)Мы сто­я­ли у
окна и смот­ре­ли на хму­рое ок­тябрь­ское небо, с ко­то­ро­го, слов­но пух,
падал ред­кий снег.

– (6)Санёк, спа­си­бо за книгу! (7)Я всю ночь се­год­ня
читал: не мог ото­рвать­ся! – вос­хищённо улы­ба­ясь, про­изнёс Петь­ка и пожал
мне руку.

6. Среди пред­ло­же­ний 19–25 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (19)На­чи­ная с
вос­кре­се­нья в де­рев­ню стали при­ез­жать всё новые и новые дач­ни­ки.
(20)Хо­зя­ек охва­ти­ла ли­хо­рад­ка на­жи­вы, и цены под­ня­лись втрое, а так
как народ всё ехал, то стали уж ха­пать без вся­кой со­ве­сти.

(21)Как-то зашла к По­ли­кар­пов­не со­сед­ка.
(22)За раз­го­во­ром не­взна­чай по­ин­те­ре­со­ва­лась, за сколь­ко та сдаёт
жильё, а услы­шав ответ, удивлённо рас­кры­ла глаза:

– (23)Да ты, бабка, спя­ти­ла со­всем! (24)У меня есть
один, он у тебя с ру­ка­ми за сто оторвёт. (25)Те­перь по пол­то­рас­та берут,
по две­сти!

7. Среди пред­ло­же­ний 6—11 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным де­е­при­част­ным обо­ро­том.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (6)Ко­роль­ков
лежал у себя в ком­на­те на ди­ва­не и думал о том, что Ок­са­на не умеет раз­го­ва­ри­вать
с ма­те­рью, а На­деж­да – с до­че­рью. (7)Она ко­ман­ду­ет, уни­жая её. (8)И
они за­жи­га­ют­ся друг о друга, как спич­ка о ко­ро­бок. (9)Ко­роль­ков знал
по себе: от него тоже можно чего-то до­бить­ся толь­ко ле­стью. (10)Лесть как
бы при­под­ни­ма­ла его воз­мож­но­сти, и он стре­мил­ся под­нять себя до этого
но­во­го и при­ят­но­го ему пре­де­ла.

(11)От­во­ри­лась дверь, и вошла Ок­са­на
в длин­ной новой кофте в стиле «ретро», или, как она на­зы­ва­ла, «ре­тру­хи».

8. Среди пред­ло­же­ний 17—20 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (17)Но вдруг,
когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым
лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец
привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся
за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на
это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.

9. Среди пред­ло­же­ний 12—15 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (12)Стре­мясь
до­ста­вить ма­те­ри ра­дость, дочка вос­кли­ца­ла:

– (13)Если б ты ви­де­ла фи­гу­ру спя­ще­го льва, ко­то­рую
вы­ле­пи­ла Оля! (14)Я весь вечер го­во­рю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она за­би­ра­ла Олины ра­бо­ты,
чтобы по­ка­зать маме, и взяла слово, что, когда мама на­ко­нец под­ни­мет­ся,
Оля на­ри­су­ет её порт­рет.

10. Среди пред­ло­же­ний 40—45 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ны­ми об­сто­я­тель­ства­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (40)Спер­ва за­ра­бо­та­ли
ноги. (41)Краб пе­ре­вер­нул­ся, мед­лен­но, с тру­дом под­нял­ся. (42)Встал,
от­ды­хая и от­хо­дя. (43)Он стоял, боль­шой, ко­ря­вый, стоял и на­би­рал­ся
сил. (44)И как-то сразу же про­па­ли все белые пятна.

– (45)Будет жить, – ска­зал Зыбин твёрдо.

11. Среди пред­ло­же­ний 34 – 38 най­ди­те
пред­ло­же­ние с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого
пред­ло­же­ния.

– (34)Хо­ро­шо, – Митя по­бо­ял­ся оби­деть ста­ро­го
мед­ве­дя, – а зав­тра мы ляжем спать по­рань­ше, чтобы по­иг­рать с вами со
всеми жи­вы­ми.

(35)Маль­чик пожал ручку сол­да­ти­кам, по­гла­дил
по го­ло­ве со­бач­ку Тишку, по­ста­вил ма­шин­ки в гараж. – (36)Ника, давай
спать, а зав­тра опять по­иг­ра­ем с иг­руш­ка­ми!

– (37)Хо­ро­шо, – зевая, ска­за­ла де­воч­ка и усну­ла.

(38)Утром детей раз­бу­дил папа:

12. Среди пред­ло­же­ний 13—18 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (13)Вы за­ду­мы­ва­лись
когда-ни­будь, как много де­ла­ют для вас ма­ми­ны руки, как на­тру­же­ны они,
как бес­по­кой­ны – доб­рые, неж­ные, силь­ные и за­бот­ли­вые ма­ми­ны руки.
(14)Они – самое пер­вое, что мы по­чув­ство­ва­ли в жизни, когда при­шли в этот
новый, не­зна­ко­мый и уди­ви­тель­ный мир. (15)Они при­жа­ли нас к груди, за­щи­тив
от не­взгод и тре­вог. (16)Ма­ми­на ла­до­шка коснётся твоих волос, по­треп­лет
их иг­ри­во, и вот ушли все не­при­ят­но­сти и огор­че­ния, как будто мама от­ве­ла
их от тебя своей ма­те­рин­ской рукой. (17)Самое до­ро­гое со­кро­ви­ще, самая
боль­шая цен­ность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взяв­шие на себя всю
боль и холод, все раны и удары жизни, все тя­же­сти и не­по­го­ды – всё то, что
ограж­да­ет нас от не­взгод и поз­во­ля­ет быть счаст­ли­вы­ми.

13. Среди пред­ло­же­ний 13—19 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (13)И вдруг я
по­ду­мал, что един­ствен­ный че­ло­век, ко­то­рый может меня спа­сти, – мама.
(14)Во мне про­бу­ди­лось за­бы­тое дет­ское чув­ство: когда плохо, рядом долж­на
быть мама. (15)Она уто­лит жажду, отведёт боль, успо­ко­ит, спасёт. (16)И я
стал звать её.

(17)Те­ле­га гро­хо­та­ла, за­глу­шая мой
голос. (18)Жажда за­пе­ча­та­ла губы. (19)А я из по­след­них сил шеп­тал не­за­бы­ва­е­мое
слово «ма­моч­ка». 

14. Среди пред­ло­же­ний 10—15 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным де­е­при­част­ным обо­ро­том.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (10)Од­но­класс­ни­ки часто го­во­ри­ли ему
обид­ные слова, но Вень­ка в общем-то не оби­жал­ся. (11)Он про­сто был не
таким, как все, был осо­бен­ным…

(12)Пашки Вин­ту­е­ва в школе не было боль­ше
ме­ся­ца. (13)Учи­тель­ни­ца Кира Ген­на­дьев­на уго­ва­ри­ва­ла од­но­класс­ни­ков
схо­дить к Пашке в боль­ни­цу или хотя бы на­пи­сать ему за­пис­ки, но все от­ка­за­лись
самым ре­ши­тель­ным об­ра­зом. (14)Вень­ка не мог даже пред­по­ло­жить, что
ещё кого-то в клас­се не любят так же, как его са­мо­го.

(15)Очень хо­ро­шо зная, как тя­же­ло быть
од­но­му, Вень­ка решил съез­дить к Пашке са­мо­сто­я­тель­но.

15. Среди пред­ло­же­ний 13—17 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным де­е­при­част­ным обо­ро­том.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (13)Де­скать,
школь­ная форма сей­час не обя­за­тель­на, а пи­джа­ки будут маль­чи­ков дис­ци­пли­ни­ро­вать
и на­стра­и­вать на серьёзный лад. (14)Мама на сле­ду­ю­щий же день по­та­щи­ла
Вень­ку в ма­га­зин, где они ку­пи­ли обал­ден­ный, как ему тогда в го­ряч­ке
по­ка­за­лось, бе­же­вый пи­джак, в ко­то­ром бро­са­лась в глаза тон­кая ко­рич­не­вая
клет­ка. (15)«Как денди лон­дон­ский…» – ра­дост­но при­го­ва­ри­ва­ла мама,
огля­ды­вая Вень­ку. (16)Он себе тоже очень нра­вил­ся в пи­джа­ке, но толь­ко
до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким об­ра­зом
вы­ря­дил­ся.

16.  Среди пред­ло­же­ний 38–50 най­ди­те пред­ло­же­ние
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством, вы­ра­жен­ным срав­ни­тель­ным обо­ро­том.
На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

 (38)Ты бу­дешь
ду­мать о дне сво­е­го по­зо­ра даже после смер­ти ма­те­ри, и эта мысль, как
не­за­жи­ва­ю­щая рана, будет то за­ти­хать, то про­буж­дать­ся. (39)Ты бу­дешь
на­хо­дить­ся под её тяжёлой вла­стью и, огля­ды­ва­ясь, ска­жешь: «Про­сти!»
(40)Нет от­ве­та.

(41)Не­ко­му про­шеп­тать ми­ло­серд­ное
слово «про­щаю».

(42)Когда мама сто­я­ла у окна, её плечи
слег­ка вздра­ги­ва­ли от без­звуч­ных слёз. (43)Но я этого не за­ме­тил. (44)Я
не за­ме­тил гряз­ных своих ап­рель­ских сле­дов на полу, не рас­слы­шал хлоп­нув­шей
двери.

(45)Те­перь я всё вижу и слышу. (46)Время
всё от­да­ля­ет, но оно при­бли­зи­ло ко мне и этот день, и мно­гие дру­гие
дни. (47)Во мне на­ко­пи­лось много слов. (48)Они рас­пи­ра­ют мне грудь, сту­чат
в висок. (49)Они рвут­ся на­ру­жу, на свет, на бу­ма­гу.

(50)Про­сти меня, род­ная!

17. Среди пред­ло­же­ний 21—25 най­ди­те пред­ло­же­ния
с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

 (21)Ма­шень­ка
сопит в об­ним­ку с кук­лой, часы не­уто­ми­мо режут веч­ность на лом­ти­ки.
(22)Елена и Софья не за­ме­ча­ют, что ле­жа­щая на по­душ­ке Катя изо всех сил
пы­та­ет­ся при­под­нять руку, и ей на­ко­нец это удаётся. (23)Она не­лов­ко от­во­дит
с лица де­воч­ки не­по­слуш­ную прядь, нежно гла­дит её по щеке и что-то шеп­чет
в ак­ку­рат­ное ушко.

(24)Де­воч­ка вздра­ги­ва­ет, при­от­кры­ва­ет
один глаз и, не глядя, сгре­ба­ет всех кукол с тум­боч­ки.

(25)Уютно устро­ив­шись в ко­ко­не из одеял,
Лена и Соня мгно­вен­но за­сы­па­ют в тёплом коль­це хо­зяй­ских рук, и им снит­ся
пер­вый за эту жизнь сон. 




8. Выполнить задание 9 в режиме онлайн

Общее понятие обособления

В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.

Обособленные обстоятельства

обособленное обстоятельство

Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство — член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.

Деепричастие и деепричастный оборот

Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:

  • Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
  • Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
  • Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.

Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:

  • Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.

однородное обособленное обстоятельство

Необособленные деепричастия

Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:

  1. Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
  2. Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя.

предложения с обособленными обстоятельствами

Предложно-падежная форма

Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:

  • Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
  • С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.

Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:

  • Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
  • Вопреки дождю они пошли гулять.

 предложения с обособленными обстоятельствами

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное — выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.

обособленные обстоятельства

Правила пунктуации

  1. Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
  2. Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
  3. Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
  4. Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)

обособленные члены предложения

Упражнения для закрепления материала

Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.

Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые выделяется в предложении по смыслу, интонационно и с помощью пунктуации.

Прежде чем вести разговор, что такое обособленные обстоятельства и в каких случаях они выделяются в письменной речи согласно правилам пунктуации, вспомним, что такое обстоятельство.

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака. 

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.

Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.

Шла (как?) напевая веселую песенку.

В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.

Обособленные обстоятельства

Определение

Обстоятельство, которое по смыслу выделяется с помощью интонации и знаков препинания, называется обособленным. 

Обособление это

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:

  • деепричастия и деепричастные обороты;
  • существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
  • сравнительные обороты.

Обособленными обстоятельствами не являются

Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:

  • цели
  • причины
  • времени
  • образа действия
  • уступки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:

  • как?
  • когда?
  • почему?
  • с какой целью?
  • вопреки чему?
  • несмотря на что?

и пр.

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром, старик услышал, как по крыше барабанит дождь.

Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства.

(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки, краснощёкие яблоки красуются на деревьях.

(Как?)Поднявшись на цыпочки, она заглянула в окно избы.

В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в траве, на лесную тропинку выбежал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Деепричастный оборот — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимым словами. 

Знаки препинания

Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.

Правило

Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении. 

Обособление обстоятельств таблица

1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.

Обособленные обстоятельства выражены деепричастиемОбособленные обстоятельства выражены деепричастным оборотом

Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.

С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.

Медленно спустившись,  багровое солнце ушло за горизонт.

На том берегу мелькали огни,  ярко вспыхивая  в просветах между деревьями.

Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.

2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.

Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.

Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.

Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.

Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.

Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).

Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).

Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).

Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.

3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.

И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.

Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.

Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.

Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.

Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».

Не выполняйте сразу упражнение, а, прочитав правило, только тогда приступайте к нему.

Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.

4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.

Дети слушали рассказчика раскрыв рот.

С самого утра они работали засучив рукава.

Разве вы спешили сюда сломя голову?

Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.

5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.

Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.

Она говорит тихо и намеренно растягивая слова.

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.

Обособленные обстоятельства выражены существительным с предлогом

Примеры предложений

Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море  поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.

Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.

Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.

Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.

Обособленные обстоятельства выражены существительными в косвенных падежах с предлогами

Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.

Примеры

Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.

Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.

Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.

Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за грибами мы, ввиду разгулявшейся непогоды, отложили на несколько дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным в падежной форме с союзами «подобно», «будто», «как», «словно» и пр.

Примеры

Подобно птице, она плавно взмахнула руками.

Дед жил в лесной сторожке, будто старый отшельник.

Дети в ярких карнавальных костюмах собрались, словно сказочные существа, у новогодней елки.

Тест

Обособленные обстоятельства. Примеры предложений

Обособленные обсто­я­тель­ства — это обсто­я­тель­ства, кото­рые выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунктуации.

Прежде чем вести раз­го­вор, что такое обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства и в каких слу­ча­ях они выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в предложении.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам предложения.

Определение

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обороты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные конструкции);
  • срав­ни­тель­ные обороты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обстоятельств:

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопросы:

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на деревьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры предложений.

Правило

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его середине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воробей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за горизонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду деревьями.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му правилу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от подвала.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на старушку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со сказуемым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за другом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не знакомясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным оборотом.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неудаче.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го оборота.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной работе.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запятыми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рукава.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голову?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми препинания.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту корабля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запятыми.

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к островку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солнце.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го положения.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факультативно.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны сочны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тканью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкусной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла руками.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшельник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

2.5.2. Обособление обстоятельств

Обособление (выделение запятыми) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.

А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями

1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав?) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:

Пример: Широко раскинув руки , спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала , расстелив платок на стержне (Песков).

Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:

И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув , подобрала крылья (Пермитов).

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому (но никогда не бывают самостоятельными сказуемыми!). Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.

Ср.: И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай. – Николай оставил свой бульдозер и подбежал к обрыву. Птица, вздрогнув , подобрала крылья. – Птица вздрогнула и подобрала крылья.

Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины .

2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой (такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения).

Ср.: Он бросил перо и , откинувшись на спинку стула , стал смотреть на залитую лунным светом поляну (Пермитов). – Он бросил перо и стал смотреть на залитую лунным светом поляну; Жизнь устроена так, что , не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). – Жизнь устроена так, что невозможно искренне любить, не умея ненавидеть .

3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза а .

Ср.: Он старался читать книги незаметно, а прочитав , куда-то прятал (невозможно: Он старался читать книги незаметно, а куда-то прятал); но: Он не назвал автора записки, а, прочитав , сунул её в карман. – Он не назвал автора записки, а сунул её в карман.

Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо , запятой не разделяются.

Телефонист сидел, обхватив колени и опершись на них лбом (Бакланов).

Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.

Ср.: 1. Я взял записку и , прочитав , сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые ( взял и сунул ) и запятая ставится после союза;

2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:

деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:

Он работал спустя рукава ; Он бежал сломя голову .

Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.

перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):

Можно прожить и не хвастая умом ;

деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:

Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса;

деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.

В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:

На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась . (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель , собралась позавтракать;

деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и :

Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.

3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.

Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:

Она смотрела на меня не мигая (нельзя: смотрела и не мигала); Мы ехали не спеша (нельзя: мы ехали и не спешили); Поезд шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался); Он отвечал сидя (нельзя: он отвечал и сидел); Он ходил согнув спину (нельзя: он ходил и согнул).

Такие одиночные деепричастия, реже – деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:

смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, говорил позёвывая, болтала не переставая, сидел нахохлившись, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и др.

Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.

Ср.: Он говорил об этом улыбаясь . – Он говорил об этом с улыбкой ; Поезд шёл не останавливаясь . – Поезд шёл без остановок .

Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.

Например, в предложении: Он ходил согнувшись – действие одно (ходил), а бывшее деепричастие ( согнувшись ) указывает на образ действия – характерную позу при хождении.

Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.

Ср.: Он шёл не оглядываясь . – Он торопливо шёл , не оглядываясь .

Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.

Ср.: Она сидела ожидая . – Она сидела , ожидая ответа .

Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):

Всё изменилось начиная с прошлого понедельника; Смета составлена исходя из ваших расчётов; Действовать смотря по обстоятельствам.

Однако в других контекстах обороты могут обособляться:

оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:

Это подтверждает история многих стран, начиная с Индии и Египта ; Многое изменилось, начиная с главного .

Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;

оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:

Мы составили смету, исходя из ваших расчётов (мы исходили из ваших расчётов);

оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:

Приходилось действовать осторожно , смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение).

Б) Обстоятельства, выраженные существительными

1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на . Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя .

Ср.: Несмотря на дождливое лето , урожай выдался отличный (Почивалин). – Хотя лето было дождливым, урожай выдался отличный; Невзирая на сильный обстрел , Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт. – Хотя обстрел был сильным, Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт.

2. Могут обособляться обстоятельства:

причины с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, за отсутствием, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как ).

Ср.: Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться. – Так как Савельич был согласен с мнением ямщика, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей (Тургенев). – Так как дети были маленькими, им не определили никаких должностей;

уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ).

Ср.: Жизнь его, при всей тяжести его положения , шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля (Герцен). – Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля; Вопреки его указаниям , корабли вывели в море ранним утром (Федосеев). – Хотя он дал указания, корабли вывели в море ранним утром.

условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом если ).

Ср.: Рабочие, в случае отказа , решили объявить забастовку. – Если рабочим будет отказано, они решили объявить забастовку;

цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы ).

Ср.: Деньги, во избежание задержки , переведите телеграфом. – Чтобы избежать задержки, деньги переведите телеграфом;

сравнения с союзом подобно .

Ср.: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу (Тургенев).

Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.

Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:

Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться.

Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:

Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню , улица сельца Марьинского снова оживилась (Григорович).

Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.

Ср.: Рабочие, по указанию мастера , направились в соседний цех. – Рабочие пошли в соседний цех по указанию мастера .

В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.

3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений (временное и причинное, временное и уступительное и др.).

Например: Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату (Л. Толстой).

В данном случае обстоятельство совмещает значения времени и причины (когда ушёл? и почему ушёл?). Обратите внимание на то, что оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.

Ср.: В Петербурге / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Петербурге.

В) Обстоятельства, выраженные наречиями

Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:

Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда , выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).

С помощью обособления автор подчеркивает внезапность, неожиданность действия. Однако такое обособление всегда является авторским, факультативным.

Упражнения к теме «2.5.2. Обособление обстоятельств»

Читайте также про обстоятельство и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Азбучные истины

Интерактивный диктант

Учебник ГРАМОТЫ: орфография

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Имена и названия. Интерактивный тренажер

Учебники

Олимпиады

Видео

Полезные ссылки

Летнее чтение

Запоминалки

Цитаты о языке

Скороговорки

Пословицы и поговорки

Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация

Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».

Обособление обстоятельств

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.

Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:

Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.

Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.

Второй и третий случаи

По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:

В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .

Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.

Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:

Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.

Это правило имеет несколько важных примечаний:

От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.

Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.

Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.

источники:

http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/721-252_obosoblenie_obstoyatelstv.html

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_177

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Ошибка 0x8024401c windows 10 как исправить
  • Как найти ноу чисел
  • Как найти типовую форму документа
  • Как найти оригинальное изображение
  • Как найти дополнительный цвет

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии