Обособленные однородные обстоятельства
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 164.
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 164.
В русском языке много небольших нюансов, которые тем не менее очень важны и для понимания его структуры, и для формирования привычки к грамотности. Одной из тем, которые можно отнести к категории таких нюансов являются обособленные однородные обстоятельства. Что это такое и что в них особенного?
Однородные обособленные обстоятельства: как они выделяются и какие характерные признаки имеют
Этот член предложения объединяет в себе черты обособленных обстоятельств, которые на письме выделяются запятыми, и однородных членов предложения, между которыми ставятся соединительные союзы (такие как и, либо, или). То есть это такие однородные обстоятельства, которые обособляются от остального предложения с помощью запятых, но при этом между ними запятая не ставится.
Чаще всего обособленное обстоятельство выражается деепричастным оборотом или одиночным деепричастием, однородные члены предложения в этом плане исключениями не являются, хотя однородными могут быть обстоятельства, выраженные существительным с предлогом или без.
Чтобы лучше понять эту тему, нужно рассмотреть примеры однородных обособленных обстоятельств. Так, в предложении “Она стояла, поправляя макияж и закалывая растрепавшиеся локоны” деепричастные обороты являются обстоятельствами образа действия, которые относятся к одному и тому же главному члену, значит, они однородные. Таким образом, это однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, между которыми не нужна запятая, но которые отделяются от остального предложения, обособляясь с помощью этого знака препинания.
Однородные обособленные обстоятельства могут стоять в любой части предложения – в начале, в конце или в середине, выделение запятой необходимо во всех случаях, от положения зависит только то, где эта запятая будет стоять.
В некоторых случаях между однородными обстоятельствами ставится не соединительный союз, а запятая – чаще всего в тех случаях, когда это не деепричастный оборот или одиночное деепричастие, а сравнительный оборот или существительное (обычно с такими предлогами, как несмотря на, ввиду и т.п.).
В таких ситуациях обстоятельства, если они относятся к одному члену предложения, все равно остаются однородными и обособляются, как если бы между ними стоял соединительный союз. Для лучшего понимания темы следует рассмотреть примеры: Она сияла как маленькая звездочка, как свет самого яркого маяка. Он любил нее, несмотря на холодность, несмотря на любовь к другому.
Что мы узнали?
Однородные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, сравнительными оборотами или существительными, обособляются так же, как обычные обособленные обстоятельства. Если между ними стоит соединительный союз, то запятая не нужна, а если они разделяются только интонационно, то она ставится обязательно. Обычно интонацией разделяются сравнительные обороты или однородные обстоятельства, выраженные существительными.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка статьи
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 164.
А какая ваша оценка?
Задание 9 теста ОГЭ-2015 связано с темой «ОДНОРОДНЫЕ и ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
К обособленным членам предложения относятся следующие синтаксические конструкции:
1. обособленные обстоятельства;
2. уточняющие обстоятельства;
Статья содержит не только
теорию
, но и
тренировочное упражнение
, а также
ссылку на онлайн-тест.
1. Что такое
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые
выделены
в устной речи
интонацией, а в письменной — запятыми.
Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ?
КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК? НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ? и
т.д.
2. Чем могут
быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные
обстоятельства?
Обособленные обстоятельства могут быть выражены:
1) ОДИНОЧНЫМ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ О/Д
Пошумев, река успокоилась.
!!! Как узнать деепричастие?
1. отвечают на вопросы что делая? и что сделав?
2. имеют суффиксы -а/-я, -в, -вши, -ши (+ -сь)
3. примеры деепричастий: слыш/а, дума/я,
откры/в, увиде/вши, запер/ши/сь
2) ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Д/О
Мужики, увидев помещика,
сняли шапки.
!!! Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимым (-ми) словом (-ами).
НЕ ПУТАЙТЕ обособленный деепричастный оборот с ВВОДНОЙ
КОНСТРУКЦИЕЙ:
Судя по всему, наше путешествие затянется.
По совести
говоря, мне не хочется об этом рассказывать.
(выделенная часть предложения — это вводные
слова, а не деепричастный оборот)
Д/О отвечает на вопрос, обозначает
добавочное действие и имеет прямой смысл, а В/К не отвечает на вопросы и имеет
переносный смысл.
!!! Ещё примеры вводных конструкций, которые можно перепутать с деепричастным оборотом:
·
иначе говоря
·
коротко
говоря
·
честно говоря
·
между нами
говоря
·
мягко
выражаясь и т.п.
НЕ ПУТАЙТЕ обособленный
деепричастный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ:
[Вот книга], (прочитав которую вы
узнаете много интересного).
(выделенная
часть предложения — это придаточное определительное, а не
деепричастный оборот)
!!! В
деепричастном
обороте
НЕТ грамматической основы и не может быть местоимения «который», а
в придаточном определительном есть грамматическая основа и «который»!
3) СРАВНИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ С/О
Голова у нее острижена, как у мальчишки.
!!! Вместо союза КАК могут употребляться синонимичные союзы СЛОВНО,
БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧТО (= КАК), ПОДОБНО.
НЕ ПУТАЙТЕ cравнительный оборот с
ПРИДАТОЧНЫМ СРАВНИТЕЛЬНЫМ:
[Мы втроём начали беседовать], (как
будто
век были знакомы).
(выделенная
часть предложения — это придаточное сравнительное, а не деепричастный
оборот)
!!! В
сравнительном
обороте
НЕТ грамматической основы, а в придаточном
сравнительном есть!
4) УСТУПИТЕЛЬНЫМ ОБОРОТОМ с
предлогом НЕСМОТРЯ НА или НЕВЗИРАЯ НА У/О
На улицах, несмотря на яркое
солнце, горели фонари.
НЕ ПУТАЙТЕ уступительный оборот с ПРИДАТОЧНЫМ
УСТУПИТЕЛЬНЫМ:
[Он выглядит опрятным, чистым], (несмотря на то что одежда его
изрядно поношена).
(выделенная
часть предложения — это придаточное уступительное, а не
деепричастный оборот)
!!! В
уступительном обороте
НЕТ грамматической
основы, а в придаточном уступительном есть!
5)
СУЩ.
С ПРОИЗВОДНЫМ ПРЕДЛОГОМ «благодаря», «согласно»,
«вопреки», «ввиду», «вследствие», «при условии», «по причине» и т.п. СУЩ. + П/П
В комнате Елены, благодаря
плотным занавескам, было почти темно.
Дети, вопреки морозу, вышли
погулять.
Детям, по причине малолетства, не
определили никаких должностей.
3. ВИДЫ ОБОСОБЛЕННЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
1) НЕРАСПРОСТРАНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, выраженные
одной самостоятельной
частью речи
)
В груди, дымясь, чернела рана.
2) РАСПРОСТАРНЁННЫЕ (это обособленные обстоятельства, состоящие из 2 и более
самостоятельных частей речи)
Войдя в залу, я спрятался в толпе мужчин.
3) ОДНОРОДНЫЕ (это обособленные обстоятельства, которые относятся к одному
и тому же глаголу-сказуемому и отвечают на один и тот же
вопрос).
Колыхаясь и сверкая, движутся полки.
|Идя по шумному проспекту| и |чувствуя себя жизнерадостным|, он испытывал счастливое
удовольствие.
4. Потренируемся! НАЙДИТЕ в данных предложениях обособленные обстоятельства. Укажите, чем они выражены.
Внимание! В предложении может быть 2 и более обособленных обстоятельства.
1. Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника.
2. Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
3. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь.
4. Было темно, только две звездочки, как два спасательных маяка, сверкали на темно-синем своде.
5. Старуха, несмотря на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
6. Наша футбольная команда, при условии регулярных тренировок, может перейти в первую лигу.
7. Пройдя через тяжкие испытания, он сумел сохранить свое человеческое достоинство.
8. Ты проснёшься ль, исполненный сил, иль, судеб повинуясь закону, всё, что мог, ты уже совершил…
9. Лодка, как утка, ныряла и потом, взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала на поверхности.
10. Вопреки предсказаниям моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.
11. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видел больше Пьера и не знал, где он находится.
12. Гости остались в столовой, шёпотом толкуя об этом неожиданном посещении, и, опасаясь быть нескромными, вскоре разъехались один за другим, не поблагодарив хозяина за хлеб-соль.
13. Две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утёса.
14. И, не пуская тьму ночную на золотые небеса, одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса.
15. Какой-то сволочной, под сибирского деланный кот-бродяга вынырнул из-за водосточной трубы и, несмотря на вьюгу, учуял краковскую.
16. К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены.
17. Долгое время он боролся с своею догадкою, принимая ее за мечту воспаленного съестными припасами воображения, но чем чаще повторялись свидания, тем мучительнее становились сомнения.
18. Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака.
19. В прибрежном районе, вследствие длинной осени и запаздывания весны, перелёты птиц также запаздывают.
Материал для самопроверки
5. Выполняя экзаменационный тест, ВНИМАТЕЛЬНО читайте задание 9! Обращайте внимание на следующее:
1. сколько предложений нужно найти;
2. сколько обособленных обстоятельств должно быть в предложении;
3. какого типа должно быть обособленное обстоятельство (распространённое/нераспространённое/ однородные)
6. Варианты ФОРМУЛИРОВКИ задания 9 теста ОГЭ-2015
1) Среди предложений … найдите предложение
с обособленным обстоятельством
. Напишите его номер. (1 предложение с 1 обособленным обстоятельством)
2) Среди предложений … найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений. (2 или более предложений с 1 обособленным обстоятельством)
3) Среди предложений … найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами )
4) Среди предложений … найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите его номер. (1 предложение с 1 распространённым обособленным обстоятельством, т.е. состоящим из 2 и более самостоятельных частей речи)
5) Среди предложений … найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите его номер. (1 предложение с 2 или более обособленными обстоятельствами, которые относятся к одному глаголу-сказуемому)
7. Выполните задание 9 из ОБЗ-2015
1. Среди предложений 17–21 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Когда поезд
отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал
смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг –
о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая
серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика,
который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал
нам.
2. Среди предложений 18—21 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(18)Валерка
почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего
языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул
руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно
дыша.
– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший
всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому
невысокому человеку.
3.Среди предложений 23–27 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(23)Летом 1942
года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на
грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные
костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов,
танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков,
не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству,
моряки видели силу духа ленинградских школьников.
4. Среди предложений 24—29 найдите предложения
с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала
Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил
голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в
чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка
стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здоро во, юный жених!
5. Среди предложений 1−7 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
(1)Я даже не помню, как называлась та книга.
(2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел
какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием
давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька
Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у
окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух,
падал редкий снег.
– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня
читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал
мне руку.
6. Среди предложений 19–25 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(19)Начиная с
воскресенья в деревню стали приезжать всё новые и новые дачники.
(20)Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так
как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.
(21)Как-то зашла к Поликарповне соседка.
(22)За разговором невзначай поинтересовалась, за сколько та сдаёт
жильё, а услышав ответ, удивлённо раскрыла глаза:
– (23)Да ты, бабка, спятила совсем! (24)У меня есть
один, он у тебя с руками за сто оторвёт. (25)Теперь по полтораста берут,
по двести!
7. Среди предложений 6—11 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
(6)Корольков
лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать
с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И
они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал
по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как
бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого
нового и приятного ему предела.
(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана
в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».
8. Среди предложений 17—20 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(17)Но вдруг,
когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым
лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.(18)Отец
привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться
заморской игрушке. (20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на
это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
9. Среди предложений 12—15 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(12)Стремясь
доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую
вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?
(15)Часто она забирала Олины работы,
чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется,
Оля нарисует её портрет.
10. Среди предложений 40—45 найдите предложение
с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(40)Сперва заработали
ноги. (41)Краб перевернулся, медленно, с трудом поднялся. (42)Встал,
отдыхая и отходя. (43)Он стоял, большой, корявый, стоял и набирался
сил. (44)И как-то сразу же пропали все белые пятна.
– (45)Будет жить, – сказал Зыбин твёрдо.
11. Среди предложений 34 – 38 найдите
предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого
предложения.
– (34)Хорошо, – Митя побоялся обидеть старого
медведя, – а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со
всеми живыми.
(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил
по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. – (36)Ника, давай
спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
– (37)Хорошо, – зевая, сказала девочка и уснула.
(38)Утром детей разбудил папа:
12. Среди предложений 13—18 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(13)Вы задумывались
когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они,
как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки.
(14)Они – самое первое, что мы почувствовали в жизни, когда пришли в этот
новый, незнакомый и удивительный мир. (15)Они прижали нас к груди, защитив
от невзгод и тревог. (16)Мамина ладошка коснётся твоих волос, потреплет
их игриво, и вот ушли все неприятности и огорчения, как будто мама отвела
их от тебя своей материнской рукой. (17)Самое дорогое сокровище, самая
большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы! (18)Взявшие на себя всю
боль и холод, все раны и удары жизни, все тяжести и непогоды – всё то, что
ограждает нас от невзгод и позволяет быть счастливыми.
13. Среди предложений 13—19 найдите предложение
с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(13)И вдруг я
подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.
(14)Во мне пробудилось забытое детское чувство: когда плохо, рядом должна
быть мама. (15)Она утолит жажду, отведёт боль, успокоит, спасёт. (16)И я
стал звать её.
(17)Телега грохотала, заглушая мой
голос. (18)Жажда запечатала губы. (19)А я из последних сил шептал незабываемое
слово «мамочка».
14. Среди предложений 10—15 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
(10)Одноклассники часто говорили ему
обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не
таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше
месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников
сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались
самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что
ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть
одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
15. Среди предложений 13—17 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
(13)Дескать,
школьная форма сейчас не обязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать
и настраивать на серьёзный лад. (14)Мама на следующий же день потащила
Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в горячке
показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая
клетка. (15)«Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама,
оглядывая Веньку. (16)Он себе тоже очень нравился в пиджаке, но только
до тех пор, пока не пришёл в школу. (17)В своём 7 «А» один лишь он таким образом
вырядился.
16. Среди предложений 38–50 найдите предложение
с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
Напишите номер этого предложения.
(38)Ты будешь
думать о дне своего позора даже после смерти матери, и эта мысль, как
незаживающая рана, будет то затихать, то пробуждаться. (39)Ты будешь
находиться под её тяжёлой властью и, оглядываясь, скажешь: «Прости!»
(40)Нет ответа.
(41)Некому прошептать милосердное
слово «прощаю».
(42)Когда мама стояла у окна, её плечи
слегка вздрагивали от беззвучных слёз. (43)Но я этого не заметил. (44)Я
не заметил грязных своих апрельских следов на полу, не расслышал хлопнувшей
двери.
(45)Теперь я всё вижу и слышу. (46)Время
всё отдаляет, но оно приблизило ко мне и этот день, и многие другие
дни. (47)Во мне накопилось много слов. (48)Они распирают мне грудь, стучат
в висок. (49)Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.
(50)Прости меня, родная!
17. Среди предложений 21—25 найдите предложения
с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
(21)Машенька
сопит в обнимку с куклой, часы неутомимо режут вечность на ломтики.
(22)Елена и Софья не замечают, что лежащая на подушке Катя изо всех сил
пытается приподнять руку, и ей наконец это удаётся. (23)Она неловко отводит
с лица девочки непослушную прядь, нежно гладит её по щеке и что-то шепчет
в аккуратное ушко.
(24)Девочка вздрагивает, приоткрывает
один глаз и, не глядя, сгребает всех кукол с тумбочки.
(25)Уютно устроившись в коконе из одеял,
Лена и Соня мгновенно засыпают в тёплом кольце хозяйских рук, и им снится
первый за эту жизнь сон.
8. Выполнить задание 9 в режиме онлайн
Общее понятие обособления
В русском языке существует такое понятие, как обособление, которое является способом уточнения и выделения определенных слов в высказывании. Способность обособляться имеют только второстепенные члены предложения, и благодаря такой особенности они наделяются большей самостоятельностью, в отличие от необособленных. Используются такие слова для того, чтобы более детально представить информацию и выделить определенную часть высказывания. Обособленными могут быть определения, дополнения и обстоятельства. В этой статье речь пойдет именно об обстоятельстве и его особенностях.
Обособленные обстоятельства
Для начала следует определить, чем обособленное обстоятельство отличается от обычного. Для этого следует вспомнить определение данного члена предложения. Итак, обстоятельство — член предложения, который играет второстепенную роль и может быть выражен как предложно-падежная конструкция, фразеологизм, деепричастие или оборот и инфинитив. Оно может указывать на действие, которое совершает лицо или предмет, на способ, цель, условие и место действия, а также на признак предмета, о котором идет речь в предложении. Обстоятельство отвечает на огромное количество вопросов, таких как: где? куда? откуда? почему? зачем? вопреки чему? при каком условии? Обособленное обстоятельство, так же как и простое, может иметь огромное число значений, но на письме оно выделяется запятыми, а при устной речи интонацией. Например: Споткнувшись, она едва удержалась на ногах. Несмотря на напряженность, день был прекрасным.
Деепричастие и деепричастный оборот
Обособленное обстоятельство в предложении может выражаться как одиночное деепричастие или иметь при себе зависимые слова. На письме такое обстоятельство всегда выделяется запятыми с обеих сторон. Употребляться оно может независимо от места расположения в предложении грамматической основы. Например:
- Лежа на кровати, она смотрела в потолок.
- Она сидела в саду, наслаждаясь свежестью воздуха.
- Она, бегая по магазинам, искала подходящий наряд.
Достаточно часто в предложении можно встретить однородное обособленное обстоятельство или, другими словами, несколько простых деепричастий в одном предложении, причем они могут относиться к разным сказуемым. Например:
- Смеясь и подпрыгивая, она, окрыленная, неслась навстречу ветру.
Необособленные деепричастия
Стоит отметить, что обстоятельства, выраженные деепричастиями или оборотами, могут не обосабливаться в таких случаях:
- Если деепричастие имеет значение наречия. Например: Наташка закрыла дверь и сидела не двигаясь (равносильно наречию неподвижно). Исключением являются такие вводные словосочетания со значением наречия, как: откровенно говоря, собственно говоря, попутно отмечая и другие. Например: Я, собственно говоря, пришел, чтобы поговорить.
- Если деепричастие входит в состав устойчивого словосочетания или фразеологизма, оно не обосабливается и на письме никак не выделяется. Например: Несусь на встречу голову сломя.
Предложно-падежная форма
Обстоятельства, которые выражаются предложно-падежными формами имен существительных, обособляются для смыслового акцентирования, пояснения или конкретизации. Чаще всего такое обособленное обстоятельство употребляется для указания места, времени или образа действия и зависит лишь от смысловой нагрузки. При произношении оно выделяется интонацией, а при письме запятыми. При этом синтаксическая связь со сказуемым ослаблена, но наряду со значением времени указана причина действия или вопреки чему оно произошло. Например:
- Иван, после полученного им решительного отказа, ушел домой и долго не выходил из комнаты, запершись от всех.
- С приближение неприятеля, взгляд мальчика не только не сделался серьезнее, но стал легкомысленнее.
Наряду с падежными формами существительных, выраженных лишь смысловой нагрузкой, часто встречаются обособления с применением предлогов или предложных сочетаний, таких как: по причине, вопреки, несмотря на, благодаря, ввиду, вследствие, при условии, в случае и так далее. Например:
- Несмотря на желание пойти с ним, она отказала.
- Вопреки дождю они пошли гулять.
Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
Предложения с обособленными обстоятельствами при написании могут вызвать некоторые трудности, так как в них достаточно сложно правильно расставить знаки препинания. И большинство школьников, записывая такие высказывания, допускают массу ошибок. Однако здесь главное — выучить несколько простых правил, зная которые трудностей при написании предложения можно избежать.
Правила пунктуации
- Деепричастный оборот всегда, независимо от расположения в предложении, с двух сторон выделяется запятыми. (Например: Она, не надевая шапки, выбежала на улицу; содрогаясь от холода. Он вошел внутрь дома; девушки, смеясь и тихо переговариваясь, незаметно прошли мимо.)
- Если деепричастный оборот употребляется рядом с союзом, то отделяется от него запятой. Ни союзы, ни союзные слова в него не включаются. (Например: Она улыбнулась подруге и, перепрыгивая через лужу, побежала домой.) Исключением здесь может быть только союз «а», поставленный перед деепричастным оборотом. В этом случае союз может быть включен в состав оборота. (Например: надо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, донести до других.)
- Если в предложении друг за другом идут несколько деепричастных оборотов, то знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах. (Например: Он подходил, пошатываясь и придерживая даму за локоть одной рукой, а другой медленно размахивая зонтом.)
- Если деепричастные обороты в составе одного предложения относятся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми отдельно. (Например: Толкнув ногой дверь, он прыгнул на улицу и, не обращая никакого внимания на прохожих, понесся прочь.)
Упражнения для закрепления материала
Чтобы закрепить полученные теоретические знания, следует особое внимание уделить практическим занятиям. Именно поэтому в школьном курсе русского языка уделяется огромное количество часов для закрепления столь сложной темы. Итак, для начала следует научиться выделять из контекста обособленные обстоятельства в устной форме, опираясь лишь на интонацию, а после переходить к письменным заданиям. Для этого идеально подойдут предложения, в которых ученикам предлагается выразительно прочитать, а после расставить запятые согласно интонации и объяснить, почему именно там должен быть этот знак препинания. Таким образом ребенок научится применять на практике изученные правила пунктуации. После того как дети научатся определять деепричастный оборот и предложно-падежные формы существительных как обособленных обстоятельств, задачу можно усложнить, предложив для разбора высказывания с союзами или союзными словами. Следует отметить, что, перед тем как приступать к определению обособленных обстоятельств, необходимо выделить в предложении грамматическую основу. Далее задание можно усложнить, предложив вниманию детей сложные составные предложения с несколькими грамматическими основами и однородными обособленными обстоятельствами.
Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые выделяется в предложении по смыслу, интонационно и с помощью пунктуации.
Прежде чем вести разговор, что такое обособленные обстоятельства и в каких случаях они выделяются в письменной речи согласно правилам пунктуации, вспомним, что такое обстоятельство.
Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением признака, действия или состояния и обозначает различные условия совершения действия, а также степень проявления действия или признака.
Что такое обособленное обстоятельство
Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.
Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку.
Шла (как?) напевая веселую песенку.
В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.
Определение
Обстоятельство, которое по смыслу выделяется с помощью интонации и знаков препинания, называется обособленным.
Виды обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:
- деепричастия и деепричастные обороты;
- существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
- сравнительные обороты.
Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:
- цели
- причины
- времени
- образа действия
- уступки и пр.
На какие вопросы отвечают?
В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:
- как?
- когда?
- почему?
- с какой целью?
- вопреки чему?
- несмотря на что?
и пр.
Примеры
(Когда?) Проснувшись рано утром, старик услышал, как по крыше барабанит дождь.
Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства.
(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки, краснощёкие яблоки красуются на деревьях.
(Как?)Поднявшись на цыпочки, она заглянула в окно избы.
В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.
Зашуршав в траве, на лесную тропинку выбежал ежик.
Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот
Деепричастный оборот — это обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием с зависимым словами.
Знаки препинания
Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.
Правило
Обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, обособляется независимо от его местоположения в предложении.
1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.
Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.
С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.
Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
На том берегу мелькали огни, ярко вспыхивая в просветах между деревьями.
Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.
2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.
Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.
Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.
Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.
Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.
Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).
Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).
Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).
Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.
3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.
И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.
Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.
Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.
Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.
Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».
Не выполняйте сразу упражнение, а, прочитав правило, только тогда приступайте к нему.
Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.
4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.
Дети слушали рассказчика раскрыв рот.
С самого утра они работали засучив рукава.
Разве вы спешили сюда сломя голову?
Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.
5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.
Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.
Она говорит тихо и намеренно растягивая слова.
Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.
Примеры предложений
Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.
Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.
Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.
Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.
Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.
Примеры
Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.
Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.
Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.
Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.
Сравним:
Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).
Свой поход в лес за грибами мы, ввиду разгулявшейся непогоды, отложили на несколько дней.
Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот
В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным в падежной форме с союзами «подобно», «будто», «как», «словно» и пр.
Примеры
Подобно птице, она плавно взмахнула руками.
Дед жил в лесной сторожке, будто старый отшельник.
Дети в ярких карнавальных костюмах собрались, словно сказочные существа, у новогодней елки.
Тест
Обособленные обстоятельства. Примеры предложений
Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые выделяется в предложении по смыслу, интонационно и с помощью пунктуации.
Прежде чем вести разговор, что такое обособленные обстоятельства и в каких случаях они выделяются в письменной речи согласно правилам пунктуации, вспомним, что такое обстоятельство.
Что такое обособленное обстоятельство
Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.
Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку .
В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.
Определение
Виды обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:
- деепричастия и деепричастные обороты;
- существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
- сравнительные обороты.
Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:
На какие вопросы отвечают?
В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:
Примеры
(Когда?) Проснувшись рано утром , старик услышал , как по крыше барабанит дождь.
Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства .
(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки , краснощёкие яблоки красуются на деревьях.
(Как?) Поднявшись на цыпочки , она заглянула в окно избы.
В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.
Зашуршав в траве , на лесную тропинку выбежал ежик.
Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот
Знаки препинания
Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.
Правило
1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.
Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.
С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.
Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
На том берегу мелькали огни, ярко вспыхивая в просветах между деревьями.
Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.
2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.
Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.
Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.
Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.
Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.
Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).
Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).
Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).
Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.
3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.
И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.
Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.
Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.
Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.
Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».
Не выполняйте сразу упражнение, а , прочитав правило, только тогда приступайте к нему.
Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.
4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.
Дети слушали рассказчика раскрыв рот.
С самого утра они работали засучив рукава.
Разве вы спешили сюда сломя голову?
Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.
5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.
Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.
Она говорит тихо и намеренно растягивая слова .
Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.
Примеры предложений
Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.
Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.
Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.
Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.
Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.
Примеры
Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.
Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.
Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.
Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.
Сравним:
Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).
Свой поход в лес за грибами мы , ввиду разгулявшейся непогоды , отложили на несколько дней.
Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот
В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным в падежной форме с союзами «подобно», «будто», «как», «словно» и пр.
Примеры
Подобно птице, она плавно взмахнула руками.
Дед жил в лесной сторожке, будто старый отшельник.
Дети в ярких карнавальных костюмах собрались, словно сказочные существа, у новогодней елки.
2.5.2. Обособление обстоятельств
Обособление (выделение запятыми) обстоятельств зависит, прежде всего, от способа их выражения.
А) Обстоятельства, выраженные деепричастиями
1. Обстоятельства, выраженные деепричастиями (к деепричастию можно задать морфологические вопросы что делая? что сделав?) и деепричастными оборотами (то есть деепричастиями с зависимыми словами), как правило, обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому:
Пример: Широко раскинув руки , спит чумазый бульдозерист (Песков). Ксения ужинала , расстелив платок на стержне (Песков).
Если обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон:
И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай (Песков). Птица, вздрогнув , подобрала крылья (Пермитов).
Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к второстепенному сказуемому (но никогда не бывают самостоятельными сказуемыми!). Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.
Ср.: И тут к обрыву, оставив свой бульдозер , подбежал Николай. – Николай оставил свой бульдозер и подбежал к обрыву. Птица, вздрогнув , подобрала крылья. – Птица вздрогнула и подобрала крылья.
Чиркнула спичка, лишь на секунду осветив лицо мужчины .
2) Деепричастие и деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза / союзного слова, отделяются от него запятой (такой оборот можно оторвать от союза, переставить в другое место предложения или изъять из предложения).
Ср.: Он бросил перо и , откинувшись на спинку стула , стал смотреть на залитую лунным светом поляну (Пермитов). – Он бросил перо и стал смотреть на залитую лунным светом поляну; Жизнь устроена так, что , не умея ненавидеть, невозможно искренне любить (М. Горький). – Жизнь устроена так, что невозможно искренне любить, не умея ненавидеть .
3) Союз, союзное слово не разделяются запятой с деепричастием и деепричастным оборотом в том случае, если деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, союзного слова, изъять из предложения без разрушения структуры самого предложения. Наиболее часто это наблюдается в отношении сочинительного союза а .
Ср.: Он старался читать книги незаметно, а прочитав , куда-то прятал (невозможно: Он старался читать книги незаметно, а куда-то прятал); но: Он не назвал автора записки, а, прочитав , сунул её в карман. – Он не назвал автора записки, а сунул её в карман.
Два однородных деепричастия или деепричастных оборота, связанные одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо , запятой не разделяются.
Телефонист сидел, обхватив колени и опершись на них лбом (Бакланов).
Если союз связывает не два деепричастия, а другие конструкции (сказуемые, части сложного предложения и т.д.), то запятые ставятся в соответствии с правилами постановки знаков препинания при однородных членах, в сложносочинённом предложении и т.д.
Ср.: 1. Я взял записку и , прочитав , сунул её в карман. Одиночный союз и связывает сказуемые ( взял и сунул ) и запятая ставится после союза;
2. Не обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в следующих случаях:
деепричастный оборот представляет собой фразеологизм:
Он работал спустя рукава ; Он бежал сломя голову .
Примечание. Наиболее часто в текстах не обособляются такие фразеологизмы: бежать сломя голову, бежать очертя голову , работать спустя рукава , работать засучив рукава , работать не покладая рук , сидеть сложа руки , мчаться высунув язык , слушать затаив дыхание , кричать не переводя духа , лежать уставясь в потолок , метаться не помня себя , провести ночь не смыкая глаз , слушать развесив уши . Но если такой фразеологизм является вводным словом (по совести говоря, честно говоря, откровенно говоря, короче говоря, судя по всему), то он выделяется запятыми, например: Судя по всему , он и не собирался мне помогать; Короче говоря , нам придётся делать всё самим.
перед деепричастием стоит усилительная частица и (не союз!):
Можно прожить и не хвастая умом ;
деепричастие входит в состав придаточного предложения и имеет в качестве зависимого союзное слово который . В этом случае запятая лишь отделяет главное предложение от придаточного, а между деепричастием и союзным словом который запятая не ставится:
Перед нами стоят труднейшие задачи, не решив которых мы не сможем выйти из кризиса;
деепричастный оборот включает в свой состав подлежащее.
В этом случае запятая лишь отделяет весь оборот от сказуемого, а подлежащее и деепричастие запятой не разделяются. Такие конструкции встречаются в стихотворных текстах XIX века:
На ель Ворона взгромоздясь , позавтракать было совсем уж собралась . (Крылов); ср.: Ворона, взгромоздясь на ель , собралась позавтракать;
деепричастие выступает в качестве однородного члена с необособленным обстоятельством и связано с ним союзом и :
Он шагал быстро и не оглядываясь вокруг.
3. Не обособляются деепричастные конструкции и одиночные деепричастия, утратившие глагольное значение. Это наиболее сложные для пунктуационного разбора случаи. Они требуют особого внимания к значению деепричастия, к контексту, в котором используется деепричастие и др.
Не обособляются деепричастия и деепричастные обороты, которые окончательно утратили глагольное значение, перешли в разряд наречий или приобрели наречное значение в данном контексте:
Она смотрела на меня не мигая (нельзя: смотрела и не мигала); Мы ехали не спеша (нельзя: мы ехали и не спешили); Поезд шёл не останавливаясь (нельзя: шёл и не останавливался); Он отвечал сидя (нельзя: он отвечал и сидел); Он ходил согнув спину (нельзя: он ходил и согнул).
Такие одиночные деепричастия, реже – деепричастные обороты обычно являются обстоятельствами образа действия (отвечают на вопросы как? каким образом?), сливаются со сказуемым в одно целое, не отделяются от сказуемого паузой и чаще всего стоят сразу после сказуемого:
смотрел молча, смотрел улыбаясь, слушал нахмурясь, говорил позёвывая, болтала не переставая, сидел нахохлившись, ходил согнувшись, шёл спотыкаясь, шёл прихрамывая, ходил наклонив голову, писал склонив голову, вошла не постучавшись, жили не прячась, тратил деньги не считая и др.
Часто такие деепричастия можно заменить наречиями, существительными с предлогами и без них.
Ср.: Он говорил об этом улыбаясь . – Он говорил об этом с улыбкой ; Поезд шёл не останавливаясь . – Поезд шёл без остановок .
Во всех таких употреблениях деепричастие указывает не на самостоятельное действие, а на образ действия, выраженного сказуемым.
Например, в предложении: Он ходил согнувшись – действие одно (ходил), а бывшее деепричастие ( согнувшись ) указывает на образ действия – характерную позу при хождении.
Если же в данном контексте глагольное значение сохраняется, то одиночное деепричастие или деепричастный оборот обособляются. Обычно в этом случае при глаголе-сказуемом имеются другие обстоятельства; деепричастие же приобретает значение уточнения, пояснения и интонационно выделяется.
Ср.: Он шёл не оглядываясь . – Он торопливо шёл , не оглядываясь .
Усилению глагольности в деепричастиях может способствовать степень распространённости деепричастного оборота.
Ср.: Она сидела ожидая . – Она сидела , ожидая ответа .
Не обособляются бывшие деепричастия, которые утратили связь с глаголом и перешли в разряд служебных слов: начиная с (в значении «с такого-то времени»), исходя из (в значении «на основании»), смотря по (в значении «в соответствии»):
Всё изменилось начиная с прошлого понедельника; Смета составлена исходя из ваших расчётов; Действовать смотря по обстоятельствам.
Однако в других контекстах обороты могут обособляться:
оборот со словами начиная с обособляется, если носит характер уточнения, пояснения и не связан с понятием времени:
Это подтверждает история многих стран, начиная с Индии и Египта ; Многое изменилось, начиная с главного .
Слово начиная в таких контекстах нельзя выбросить без ущерба для смысла предложения;
оборот со словами исходя из обособляется, если по смыслу соотносится с производителем действия, который может «исходить из чего-то»:
Мы составили смету, исходя из ваших расчётов (мы исходили из ваших расчётов);
оборот со словами смотря по обособляется, если имеет значение уточнения или присоединения:
Приходилось действовать осторожно , смотря по обстоятельствам (уточнение, можно вставить «а именно»); Отпуск можно использовать для занятий различными видами спорта, смотря по времени года (присоединение).
Б) Обстоятельства, выраженные существительными
1. Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на . Такие обороты можно заменить на придаточные предложения уступки с союзом хотя .
Ср.: Несмотря на дождливое лето , урожай выдался отличный (Почивалин). – Хотя лето было дождливым, урожай выдался отличный; Невзирая на сильный обстрел , Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт. – Хотя обстрел был сильным, Федюнинский поднялся на свой наблюдательный пункт.
2. Могут обособляться обстоятельства:
причины с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, за отсутствием, согласно, в силу, в связи с, по причине, по случаю и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом так как ).
Ср.: Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться. – Так как Савельич был согласен с мнением ямщика, он советовал воротиться; Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей (Тургенев). – Так как дети были маленькими, им не определили никаких должностей;
уступки с предлогами вопреки, при (можно заменить придаточным предложением с союзом хотя ).
Ср.: Жизнь его, при всей тяжести его положения , шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля (Герцен). – Хотя положение было тяжёлым, жизнь его шла легче, стройнее, нежели жизнь Анатоля; Вопреки его указаниям , корабли вывели в море ранним утром (Федосеев). – Хотя он дал указания, корабли вывели в море ранним утром.
условия с предлогами и предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (можно заменить придаточным предложением с союзом если ).
Ср.: Рабочие, в случае отказа , решили объявить забастовку. – Если рабочим будет отказано, они решили объявить забастовку;
цели с предлогами и предложными сочетаниями во избежание (можно заменить придаточным предложением с союзом чтобы ).
Ср.: Деньги, во избежание задержки , переведите телеграфом. – Чтобы избежать задержки, деньги переведите телеграфом;
сравнения с союзом подобно .
Ср.: Николай Петрович родился на юге России, подобно старшему брату Павлу (Тургенев).
Однако обороты с такими предлогами и предложными сочетаниями могут и не обособляться.
Чаще обособляются обороты, которые располагаются между подлежащим и сказуемым:
Савельич, согласно с мнением ямщика , советовал воротиться.
Кроме того, обособленные обороты обычно распространены, то есть содержат существительное с зависимыми словами:
Благодаря отличной погоде и особенно праздничному дню , улица сельца Марьинского снова оживилась (Григорович).
Как правило, не обособляются указанные обороты в конце предложения.
Ср.: Рабочие, по указанию мастера , направились в соседний цех. – Рабочие пошли в соседний цех по указанию мастера .
В целом же обособление оборотов с указанными предлогами и предложными сочетаниями является факультативным.
3. Обстоятельства, выраженные именами существительными, без предлогов или с иными предлогами, обособляются только в том случае, если приобретают дополнительную смысловую нагрузку, имеют пояснительное значение или совмещают несколько обстоятельственных значений (временное и причинное, временное и уступительное и др.).
Например: Петя, после полученного им решительного отказа , ушёл в свою комнату (Л. Толстой).
В данном случае обстоятельство совмещает значения времени и причины (когда ушёл? и почему ушёл?). Обратите внимание на то, что оборот выражен существительным с зависимыми словами и расположен между подлежащим и сказуемым.
Ср.: В Петербурге / я был в прошлом году; В прошлом году / я был в Петербурге.
В) Обстоятельства, выраженные наречиями
Обстоятельства, выраженные наречиями (с зависимыми словами или без зависимых слов), обособляются только в том случае, если автор хочет привлечь к ним внимание, если они имеют значение попутного замечания и т.п.:
Спустя мгновение на двор, неизвестно откуда , выбежал человек в нанковом кафтане, с белой, как снег, головой (Тургенев).
С помощью обособления автор подчеркивает внезапность, неожиданность действия. Однако такое обособление всегда является авторским, факультативным.
Упражнения к теме «2.5.2. Обособление обстоятельств»
► Читайте также про обстоятельство и другие второстепенные члены предложения следующие темы раздела 1 «Простое предложение»:
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Обособление обстоятельств
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемые или другие члены предложения. При синтаксическом разборе предложения обстоятельства подчеркиваются пунктирной линией (тире, точка, тире). Обстоятельства необходимо выделять запятыми в трех случаях. Рассмотрим каждый из них по очереди.
Обстоятельства в предложениях могут быть выражены четырьмя частями речи:
Кроме этого, обстоятельство может быть выражено цельным по смыслу выражением, например: Дождь шел две недели подряд.
Необходимо запомнить, что выделять запятыми нужно обстоятельства, которые выражены деепричастием или деепричастным оборотом. Сравните: Он сидел, листая журнал, и скучал и Он сидел на скамейке . В первом предложении обстоятельство листая журнал выделяется, так как оно выражено деепричастным оборотом, а во втором обстоятельство на скамейке не обособляется, так как оно выражено существительным с предлогом.
Второй и третий случаи
По значению обстоятельства делятся на следующие основные группы:
В классификации обстоятельств по значению одним из восьми видов являются обстоятельства сравнения: они отвечают на вопрос КАК? и начинается с союзов КАК, СЛОВНО или БУДТО. Например: У нее были длинные волосы, мягкие, как лен. В некоторых учебниках и справочных пособиях обстоятельства сравнения называют также сравнительными оборотами. Необходимо запомнить, что обстоятельства сравнения в предложениях выделяются запятыми .
Еще один вид обстоятельств, который необходимо выделять запятыми, это обстоятельства уступки. Такие обстоятельства отвечают на вопрос НЕСМОТРЯ НА ЧТО? и начинаются с предлога НЕСМОТРЯ НА (или, реже, ВОПРЕКИ). Например: На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари.
Итак, следует запомнить три случая, когда обстоятельства необходимо выделять запятыми:
Еще раз рассмотрите примеры. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. (Лермонтов) Она вдруг скрылась, как птичка, вспугнутая из кустарника (Лермонтов). Несмотря на непредвиденные трудности, работа закончена в срок.
Это правило имеет несколько важных примечаний:
От деепричастий следует отличать наречия СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Обстоятельства, выраженные такими словами, не обособляются. Например: Он стоял молча.
Не выделяются также обстоятельства, выраженные фразеологическими оборотами, например: Они работали засучив рукава или Верчусь целый день как белка в колесе.
Кроме обстоятельств уступки, которые выделяются всегда, могут факультативно обособляться обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, например: Благодаря хорошей погоде, мы купались в реке все лето. Обычно такие обстоятельства обособляются, если они распространены и стоят перед сказуемым.
источники:
http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_punktuaciya/stages/721-252_obosoblenie_obstoyatelstv.html
http://gramota.ru/class/coach/punct/45_177