Подлежащее и сказуемое — это грамматическая основа предложения.
Что такое подлежащее и сказуемое в предложении, начинают знакомить ребят со 2 класса.
Чтобы понять, какие члены предложения — это подлежащее и сказуемое, определим, как слова составляют предложение.
Подлежащее — главный член предложения
Предложение — это не просто набор слов, а определенным образом сгруппированные единицы речи, которые все вместе составляют законченное сообщение о ком-то или о чем-то.
Примеры
солнце, небо, синее, взошло.
Это отдельные слова, которые каждое само по себе что-то обозначают, но существуют самостоятельно, не связаны друг с другом.
На синее небо взошло солнце.
А это уже организованная система слов, которая передает нам сведения о том, что на небе взошло солнце. Эти слова, расположенные в определенном порядке и произнесенные с повествовательной интонацией, выражают законченную мысль. Это предложение. Предложение может состоять из одного или нескольких слов.
Сравним:
Зима. Холодно.
Пришла зима. На дворе очень холодно.
Определение
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Каждое предложение строится по определенным законам. В нем слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически. В предложении имеются такие члены предложения, вокруг которых группируются остальные слова. Такие слова составляют смысловой центр предложения. Это главные члены предложения. Они имеют свои названия:
- подлежащее
- сказуемое
Подлежащее называет то, о ком или о чем говорится в предложении. Этот главный член предложения обозначает предмет, который сам совершает действие.
(Что?) Снег идет.
(Кто?) Дети катаются на санках.
Предмет, который обозначается подлежащим, может быть одушевленным и неодушевленным. Одушевленный предмет отвечает на вопрос кто? Неодушевленный предмет отвечает на вопрос что?
Определение
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет, совершающий действие, и отвечает на вопрос кто? или что?
В предложении подлежащее подчеркивается одной прямой линией.
Отыщем и подчеркнем подлежащее в предложениях:
Вечер наступил.
Зажигаются звезды.
Появилась луна.
Что такое сказуемое?
Подлежащее обычно поясняется другим главным членом предложения, который называется словом «сказуемое».
Сказуемое сообщает то, что сказано в предложении о подлежащем. Оно обозначает, что делает предмет, какое действие он производит или в каком состоянии находится.
(Кто?) Девочка (что делает?) рисует.
(Что?) Солнце (что сделало?) встало из-за леса.
(Кто?) Щенок (что делает?) спит.
(Кто?) Сестра (что с ней происходит?) болеет.
Определение
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что сделал? и пр.
Сказуемое в предложении подчеркивается двумя прямыми линиями.
Соловей поёт.
Прошёл дождь.
Подлежащее и сказуемое — это основа предложения. Эти главные члены дружны между собой. Они равноправны и иногда совпадают в некоторых грамматических формах (число, род).
(Кто?) Мальчик (что сделал?) смастерил самолётик (ед. ч., м. р.)
(Кто?) Дети (что сделали?) пришли в зоопарк (мн. ч.)
Подлежащее и сказуемое составляют главную мысль в предложении. Остальные члены предложения только дополняют, уточняют её.
Если в сообщении только два главных члена предложения, то это нераспространенное предложение.
Пришло лето.
Цветут ромашки.
Надвигается туча.
Если в предложении имеются другие члены, кроме подлежащего и сказуемого, такое предложение является распространенным.
Пришло теплое лето.
На лугу цветут белые ромашки.
Из-за леса надвигается грозовая туча.
Сказка о подлежащем и сказуемом
Тест
Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 123
Русский язык 2 класс: Нужно объяснить как найти в предложении подлежащее и сказуемое? Как найти в предложениях подлежащее и сказуемое? Привести примеры. Для того, чтобы найти в предложении подлежащее и сказуемое, нужно запомнить, что: 1) подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в предложении, оно отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?»; 2) сказуемое — это то, что говорится о подлежащем (что происходит с подлежащим), оно отвечает на вопрос «Что делает?», «Что делали?», «Что делают?» и т.п. Рассмотрим пару предложений:: 1) Плывет корабль. В этом предложении (что?) «корабль» — является подлежащим, а корабль (что делает?) — «плывет» — это сказуемое. 2) По дороге бежит собака. В этом предложении (кто?) «собака» — подлежащее, собака (что делает?) — «бежит» — это сказуемое. модератор выбрал этот ответ лучшим Любопытство 4 года назад В младшей школе детей учат определять подлежащее и сказуемое по определённым вопросам (что?кто? — подлежащее, что делать? что сделать? — сказуемое). Например: (Кто?) Собака (что делала?) прислушивалась к отдалённым звукам. Когда дети переходят в среднюю школу, они на практике убеждаются в том, что подлежащее и сказуемое могут отвечать и на другие вопросы. Так, в предложении «Жить — Родине служить» оба главных члена предложения отвечают на один и тот же вопрос, а в предложении «Учиться — моя обязанность» подлежащее отвечает на вопрос «Что делать?», а сказуемое — на вопрос «Что?» Как же всё-таки помочь детям определять принадлежность члена предложения к конкретной категории? Подлежащее — это главный объект предложения, так сказать, главное действующее лицо, предмет, явление или само действие, без которого не будет в предложении смысла. А сказуемое — это то, что говорится о подлежащем. Если ребёнок поймёт сам принцип, тогда он не будет сбиваться в таких предложениях: Тридцать — это трижды десять. Похолодало. Ориентируем детей ещё и на порядок слов в предложении (подлежащее чаще стоит перед сказуемым), и на то, какой частью речи чаще всего могут быть выражены главные члены предложения. Nelli4ka 4 года назад Подлежащее обозначает сам предмет, отвечая при этом на вопросы «кто» и «что» (в зависимости от того, какой предмет — одушевленный или неодушевленный). Чаще всего подлежащее выражено существительным. А сказуемое — это уже о действии предмета, о том, что этот предмет делает или чем он является (является — это ведь тоже действие). Чаще всего отвечает на вопросы глагола («что делать», «что сделать» и т.д.), если сказуемое выражено именно им. Хотя сказуемым может быть даже опять-таки существительное. Например: «одуванчик — лекарственное растение». У нас есть главный объект, к которому обращено все наше внимание — одуванчик, он является подлежащим. И при этом он что-то еще делает — является растением, «растение» хоть и отвечает на вопрос «что», но является в данном предложении сказуемым. Вера 2018 4 года назад Я объясняю так. О чём говорится в предложении, это и есть подлежащее. Оно чаще всего выражено существительным в именительном падеже. Сказуемое отвечает на такие вопросы: Что делает подлежащее? Что с ним делается? Какое оно? Что оно? Что о нём сказано? Сказуемое в большинстве случаев глагол. astra-555 4 года назад В начальной школе даётся первоначальное понятие о подлежащем и сказуемом на простых примерах. !. Научите детей отвечать на вопрос «О ком/чём говорится в предложении?». Это и будет подлежащее, отвечает на вопросы «кто?» или «что?» В младших классах подлежащее обычно выражено именем существительным в И. п.
Например: Ребята играют в футбол. 2.О ком говорится? — О ребятах. Что ребята делают? — Играют в футбол. Ребята играют — грамматическая основа предложения. В среднем и старшем звене знания школьников о подлежащем и сказуемом расширяются, рассматриваются более сложные случаи. Svetlana Sasina 4 года назад Чтобы в предложении найти подлежащее и сказуемое, нужно выучить правило, в котором говорится, что подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения. Подлежащее — является существительным, и отвечает на вопрос — кто?, что?, а Сказуемое — является глаголом, и отвечает на вопрос — что делал? что сделал? При разборе предложения, подлежащее подчёркивается одной линией, а сказуемое двумя. Пример приведён ниже на фото. Бархатные лапки 4 года назад Подлежащее — это то, о чем говорится в предложении, отвечает на вопрос «Кто?» или «Что?», чаще всего подлежащее — это имя существительное, хотя бывает и местоимением. Сказуемое обозначает действие и отвечает на вопрос — «Что делал?», «Что сделал?». Чаще всего это глагол. Рассмотрим на таком предложении: Мама пришла с работы. В данном случае — «Мама» будет подлежащим, так как отвечает на вопрос «Кто?». «Пришла» — это сказуемое» отвечает на вопрос «Что сделала?». В предложении подлежащее подчеркивается одной ровной линией, а вот сказуемое — двумя линиями. Pion975 4 года назад Чтобы определить, что в предложении является подлежащим, а что будет считаться сказуемым, надо чётко знать правило в русском языке, согласно которому подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения, составляют грамматическую основу. Существительным чаще всего выражено подлежащее, отвечающее на вопросы «кто?»и «что?». Сказуемое чаще всего выражено глаголом, отвечающим на вопросы «что делал?» и «что сделал?». Подлежащее принято подчёркивать одной линией, а сказуемое — двумя. Tatiana0909 4 года назад Разбираем на примере простого предложения. Лес роняет золотую листву. О чем говорится в предложении? О лесе. Что? лес.Лес — это главный член предложения — подлежащее, выражено именем сущ. Подчеркиваем одной чертой. Что сказано о лесе? Лес что делает? роняет.Роняет — это сказуемое, потому что отвечает на вопрос что делает? выражено глаголом.Подчеркиваем двумя чертами. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. Борзых Юлия 4 года назад Подлежащее отвечает на вопрос- кто? что? (то есть о ком или о чем говорится в предложении), подлежащее обычно выражено существительным (для второклассника этого достаточно пока). А сказуемое отвечает на вопрос что делает? что делают? Вопрос ставиться от подлежащего с сказуемому, например, предложение: Лена лепит грибок. -Лена что делает?, — лепит; или Дети сгребают листья. -Дети что делают? — сгребают. |
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения
Общаясь каждый день с огромным количеством людей, мы не задумываемся о том, что наш разговор состоит из слов, слова складываются в предложения, предложения — в связный рассказ. И это правильно. Так и должно быть.
Но иногда все-таки приходится вспоминать школьную программу по русскому языку. Например, чтобы объяснить ребенку основные правила, составить без стилистических ошибок документ, грамотно написать письмо или простую SMS-ку. И здесь нам не обойтись без знаний о том, что же такое подлежащее, сказуемое, и какую функцию они выполняют в предложении.
Главные члены — грамматическая основа предложения
Прежде всего необходимо запомнить, что предложение — это не какой-то набор разных слов, а взаимосвязанные между собой речевые единицы, которые, располагаясь в определенном порядке, представляют законченную информацию.
Например, слова: гулять , я , в парке , люблю , осеннем — всем понятны, и каждое что-то обозначает. Но они существуют сами по себе и не несут никакой смысловой нагрузки. Если же эти слова выстроены в нужном порядке: я люблю гулять в осеннем парке — то получается законченная мысль, то есть предложение.
Каждое предложение строится по нескольким правилам:
- слова должны быть обязательно согласованы между собой как по смыслу, так и грамматически;
- в нем должны находиться основные слова или одно слово, вокруг которых группируются остальные;
- члены предложения должны располагаться в таком порядке, чтобы информация была наиболее понятной;
- не должны повторяться одни и те же слова.
Смысловым центром предложения являются его главные члены — подлежащее и сказуемое. Остальные единицы речи — это второстепенные члены предложения.
Способы выражения подлежащих
Подлежащее отвечает на вопросы кто (что)? и обозначает одушевленный или неодушевленный предмет (лицо, событие, явление, понятие и т.д.). В предложении оно всегда стоит в именительном падеже.
Может быть выражено не только одним словом, но и каким-либо словосочетанием, и даже фразеологизмом. Проще говоря, подлежащее — это то, о ком или о чем говорится в данном предложении. Это предмет, совершающий действие.
Способов выражения подлежащих существует множество, например:
- Существительное в именительном падеже единственного и множественного числа:
- Белка грызет орехи .
- Числительное:
- Двенадцать не делится на пять .
- Местоимение:
- Я учусь в школе.
- Мы пошли в кинотеатр.
- Инфинитив:
- Курить — здоровью вредить!
- Прилагательное или причастие:
- Взрослые вышли во двор.
- Вошедший не закрыл за собой дверь.
- Наречие:
- Завтра наступило неожиданно .
- Сочетания слов (географические названия, фразеологические обороты, количественно-именные сочетания или сочетания неопределенного местоимения с прилагательным, сочетания двух существительных с предлогом «с»).
- Балтийское море является одним из самых больших водоемов в Северной Европе .
- Бабье лето наступило совершенно неожиданно .
- Тройка лошадей быстро пронеслась мимо нас.
- Несколько мужчин сняли головные уборы .
- Что-то страшное летало в темноте .
- Мама с ребенком гуляли на детской площадке .
Реже подлежащее выражается союзом, предлогом, междометьем.
В чаще леса послышалось «ау» .
«Но» — противительный союз.
Особенности выражения сказуемых
Чаще всего подлежащее поясняется другим главным членом — сказуемым. Оно говорит о том, что делает человек или предмет, или в каком состоянии он находится.
Сказуемое отвечает на вопросы:
Что делал (сделал, сделает)? Какова (каков, каково, каковы)?
Сказуемое чаще всего бывает глаголом:
Девочка нарисовала маму.
Дети вышли на прогулку.
Я посещаю музыкальную школу.
Но может выражаться и другими частями речи.
- Кратким прилагательным:
- Эта девушка очень скромна .
- Существительным:
- Москва — столица России .
- Числительным:
- Трижды три — девять .
- Наречием:
- Днём — весна . Вечером — осень .
Различают два вида сказуемых: глагольные и именные. К тому же, глагольные сказуемые бывают простыми и составными.
Простые глагольные сказуемые могут быть выражены глаголом (в любом наклонении):
- Вышел месяц из тумана .
- Дайте мне вон ту книгу .
- Осенью я пойду в школу .
Составные глагольные сказуемые включают в себя вспомогательное слово и неопределенную форму глагола. Первое из которых несет грамматическое, а второе — лексическое значение:
- Вчера папа начал красить забор .
- Поэты любят читать стихи перед своими поклонниками .
Составные именные сказуемые выражаются двумя (несколькими) словами или одним словом, но не глаголом:
- Ребенок был похож на папу .
- Слово — серебро , молчание — золото .
- Перед экзаменом я была спокойная , как никогда .
Знаки препинания между членами предложения
В зависимости от того, какими именно частями речи являются главные члены предложения, ставятся и знаки препинания, в частности «тире».
- Подлежащее и сказуемое выражены существительными:
- Наши дети — наша радость!
- Вода — источник жизни на Земле.
- Перед такими словами, как: это, вот, это есть, это значит:
- Движение — это жизнь!
- Чтение — вот лучшее учение!
- Оба члена предложения — инфинитивы:
- Много читать — больше знать!
- Править страной — трудиться ежечасно .
- Один компонент основы предложения — глагол в начальной форме, другой — существительное в именительном падеже:
- Изучать законы мироздания — удел избранных .
- Брать ответственность на себя — обязанность настоящего мужчины .
- Оба члена предложения количественные числительные или количественное числительное + существительное в именительном падеже
- Пять на десять — пятьдесят .
- Напряжение электрической сети — двести двадцать вольт .
Как подчеркиваются главные члены предложения
Когда есть задание «Найти грамматическую основу» , то можно выполнить следующий алгоритм:
- прочесть предложение, уяснить его содержание;
- найти подлежащее, задав вопрос: кто или что здесь главный (-ое);
- задав от него вопрос: что делает? найти сказуемое;
- подчеркнуть найденные члены предложения.
Запомнить, как именно подчеркивать предложения с подлежащим и сказуемым совсем несложно: подлежащее — одной сплошной линией , сказуемое — двумя сплошными чертами .
Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием
Часто возникает вопрос: подлежащее и сказуемое — это словосочетание или нет? Чтобы ответить на него, нужно сначала вспомнить определение:
Словосочетание — это сочетание главного члена с одним или несколькими второстепенными членами предложения.
Если убрать из предложения второстепенные члены, то смысл не потеряется. Например, из предложения: Скоро наступила долгожданная зима уберем слова «скоро» и «долгожданная» . Получилось: Наступила зима . Основная мысль осталась понятной. Значит грамматическая основа — это уже простое нераспространенное предложение, а не словосочетание.
Как доступно рассказать ребенку о главных членах предложения
Нам, взрослым людям кажется, что найти грамматическую основу предложения просто. Но ребенку, который еще только знакомится с правилами русского языка, порой бывает очень трудно понять, что такое сказуемые и подлежащие, и как их найти. Особенно, если вторые выражены не существительными, а первые — не глаголами. Еще одна сложность заключается в том, что в предложении может быть несколько имен существительных.
В начальной школе изучаются только простые предложения, поэтому доступно рассказать о главных членах сможет рассказать практически любой родитель. Разберем объяснение на примере предложения:
К зиме заяц меняет серую шубу на белую.
Спрашиваем ребенка: о ком говорится в этом предложении? Правильно, о зайце. Заяц — это какая часть речи? Да, имя существительное. Значит слово «заяц» — подлежащее, подчеркнем его одной линией .
Далее задаем вопрос «Заяц что делает?» . Правильно, меняет. Меняет — это какая часть речи? Да, это глагол. Значит слово «меняет» — сказуемое; как подчеркивать сказуемое? Правильно, двумя прямыми линиями . Значит грамматическая основа заданного предложения: Заяц меняет .
Задание. Найдите подлежащее и/или сказуемое в следующих предложениях
- На уроке физкультуры дети выстроились в шеренгу по росту.
- Бабушка испекла для внучки вкусные пирожки с вишней.
- Кто-то шепотом произнес волшебную фразу.
- Отдыхающие расположились на лежаках под зонтами.
- Девочка все-таки ухитрилась найти спрятанную от нее шкатулку.
- Что сказала бы мама, увидев школьные отметки сына.
Чтобы быстро и правильно находить главные члены в предложении, нужно внимательно изучить данный вопрос и разобрать несколько примеров. Для погружения в тему рекомендуем также ознакомиться со смежной статьёй про грамматическую основу. Она дополнит материал и тогда эта тема не будет вызывать трудностей ни у вас, ни у ваших детей.
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
О чем эта статья:
1 класс, 2 класс
Понятие предложения
Предложение — это синтаксическая единица, которая выражает законченную мысль. Может быть простым или сложным.
Простые предложения — это такие предложения, в которых есть одна грамматическая основа.
Сложные предложения — это такие предложения, у которых есть две или более грамматических основы.
Есть три типа предложений по цели высказывания:
- повествовательное (сообщение);
- вопросительное (вопрос, проблема);
- побудительное (совет).
Предложение состоит из слов или словосочетаний, которые объединены по смыслу и грамматически. В каждом предложении есть грамматическая основа — обычно это подлежащее и сказуемое.
У грамматической основы есть две функции:
Смысловой центр. Если отбросить второстепенные и оставить только главные члены, смысл предложения останется понятным.
Грамматический центр. Именно основа привязывает предложение к реальности и времени. Точнее, это функция сказуемого, подлежащее указывает на субъект действия.
Члены предложения
Члены предложения — это слова, которые входят в состав предложения. Они делятся на главные и второстепенные. Каждый член предложения отвечает на какой-нибудь вопрос.
Для примера рассмотрим предложение:
Наша родня зимой переезжает из дома в квартиру.
Кто переезжает? — Родня.
Когда переезжает? — Зимой.
Семья что делает? — Переезжает.
Откуда переезжает? — Из дома.
Куда переезжает? — В квартиру.
Давайте узнаем, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.
Главный член предложения: подлежащее
К главным членам предложения относятся подлежащее и сказуемое. Они связаны друг с другом по смыслу и грамматически.
Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопросы: «кто?», «что?».
Подлежащее называет субъект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определенным признаком. Подлежащее подчеркивается одной чертой.
Выделим предлежащее в предложениях:
- Снег шел все выходные. Что шло? — Снег.
- Мы бежим в школу. Кто бежит? — Мы.
Главный член предложения: сказуемое
Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: «что делает?», «что делается?», «каков?», «кто он?», «что такое?».
Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, как и наоборот. Сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Выделим сказуемое в предложениях:
- Луна ярко (что делает?) светит.
- На улице (что делается?)светлеет.
- Цветок (каков?) красив.
- Фрейд — (кто он?) психолог.
Сказуемое может быть выражено любой самостоятельной частью речи, кроме деепричастия.
На рисунке изображены примеры предложений с разными частями речи в роли сказуемого.
Сказуемые делятся по типам на простые и составные. А составные сказуемые делятся на глагольные и именные.
Простое глагольное сказуемое состоит из одного глагола в любой форме, который выполняет и грамматическую, и смысловую функции.
Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола с фазовым (начать, продолжить) или модальным (хотеть, мочь) значением или краткого прилагательного с модальным значением (должен, рад) + смысловой глагол.
Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части. Именная же часть может быть выражена существительным, прилагательным, числительным, инфинитивом глагола, синтаксически неделимым сочетанием и даже наречием.
Простое глагольное сказуемое
Они работают стоя.
Он боится темноты.
Составное глагольное сказуемое
Они продолжают работать стоя.
Он стал бояться темноты недавно.
Составное именное сказуемое
Они стали ночными рабочими.
Он так и остался трусом.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку.
Подлежащее — щенок, сказуемое — разглядывал.
Второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.
- Слово «озорной» поясняет подлежащее «щенок», показывая, с каким настроением щенок разглядывал игрушку.
- Слово «любопытно» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, как щенок разглядывал игрушку.
- Слово «игрушку» поясняет сказуемое «разглядывал» и показывает, что разглядывал щенок.
- Слово «новую» поясняет второстепенный член предложения «игрушку» и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.
Как относятся друг к другу члены предложения схематически:
У каждого второстепенного члена есть слово, от которого оно зависит. При этом подлежащее и сказуемое не зависят от других слов, поэтому их называют основой предложения.
Второстепенные члены предложения делятся на определения, дополнения и обстоятельства. В таблице отразили, от чего они зависят и как поясняют другие члены предложения.
Я отдал кислую и горькую конфету.
У стены стояла не большая, а маленькая тумбочка.
Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (Вопросы косвенных падежей)
Дедушка починил лук и стрелы.
На холсте художник отразил небо и океан.
Как? Где? Куда? Откуда? Когда? Зачем? Почему?
Зимой и осенью нужно надевать более теплые вещи.
Дорога идет то направо, то налево.
Подлежащее и сказуемое — способы выражения, виды и примеры
Определение терминов
Главным членом предложения является подлежащее, которое обозначает предмет или объект, совершающий действие. Основная форма выражения — существительное (или другое имя) в начальной форме. Лингвисты выделяют следующие характеристики этого элемента предложения:
- Отвечает на вопрос «о чем или о ком говорится в высказывании».
- Выражается или существительным в имен. п., или иными способами. Однако именем в косвенном падеже быть не может.
Пример: Кошка сидела на столе. Светило яркое солнце. Небо было безоблачным. Подлежащие в этих предложениях: кошка, солнце, небо. Все они являются существительными, отвечающими на вопросы «кто?» или «что?». Подчеркнуть при разборе его следует одной прямой чертой.
Сказуемое — второй главный член предложения, обозначающий действие, которое совершает предмет или объект, являющийся подлежащим. Вопросы — «что делает?», «что сделает?», «что делал?». Если в предложении имеются оба члена грамматической основы, то оно является двусоставным, а если только один из них — односоставным. Связь между главными элементами — равноправие, ни от одного из них нельзя задать вопрос другому.
Важно! Подлежащее и сказуемое — это основа предложения, к словосочетаниям такие элементы синтаксиса не относятся. В этом разница между главными и второстепенными членами.
Значение в речи
Грамматическая основа представляет собой ядро любой синтаксической конструкции, важнейшую его часть. Именно в ней сосредоточен основной смысл фразы, который говорящий или пишущий желает донести до своего собеседника или читателя. Чаще всего подлежащее и сказуемое являются самостоятельными, то есть для общего понимания значения высказывания их бывает достаточно, при этом второстепенные члены предложения (обстоятельство, определение, дополнение), вводные и уточняющие конструкции помогают передать более подробную информацию, но в понимании смысла особой роли не играют.
Если убрать любой элемент основы, будет утрачено само значение предложения, в то время как «потеря» любого из второстепенных компонентов, конечно, сделает фразу менее информативной, но смысл сохранит.
Кроме того, при помощи подлежащего удается заявить о том, кто именно совершает действие, а благодаря сказуемому — привязать высказывание к определенному временному отрезку. Вот почему они также являются грамматическим центром предложения.
В некоторых случаях используется пассивный залог глагола, например, «Книга пишется автором», однако подлежащим будет существительное в именительном падеже, несмотря на то, что по логике действие — написание — выполняет автор. Вот почему при изучении темы школьникам следует быть особенно внимательным и не забывать задавать вопросы, чтобы верно выполнить разбор предложения.
Несогласованные сказуемые чаще всего используются в разговорной речи, чтобы придать фразе краткость, эмоциональную окраску.
Способы выражения
Чаще всего подлежащее выражено словоформой имени существительного в именительном падеже множественного или единственного числа. Это связано с тем, что именно существительные обозначают предмет, что дает возможность говорящему наиболее просто, но полно выразить свою мысль.
Способы выражения подлежащего и сказуемого отличаются многообразием. Для первого, кроме существительных, могут использоваться:
- Местоимения, чаще личные: Я читаю книгу. Она пришла в гости с тортом.
- Другие разряды местоимений: неопределенные (Кто-то открыл дверь), отрицательные (Никто не хотел готовить уроки), вопросительно-относительные (Кто не хочет объездить весь мир).
- Числительные: количественные (Четыре делится на два), собирательные (Оба хотели прокатиться на лошади), порядковые (Первый побежал, второй остановился).
- Неопределенная форма глагола (инфинитив). Пример: Читать в постели — дурная привычка.
- Причастие. Например: Приехавшие расположились по комнатам. Учащиеся были добросовестны.
Кроме того, в качестве подлежащего могут использоваться цельные словосочетания — неделимые синтаксически и лексически. Основные варианты представлены в форме таблицы.
Наименование | Пример предложения |
Географическое собственное наименование, состоящее из нескольких слов | Северный Ледовитый океан был богат рыбой. |
Устойчивое словосочетание | Железная дорога протянулась на многие километры. |
Наименование учреждения | Министерство здравоохранения принимает претензии граждан. |
Существительное со значением количества + сущ. в Р. п. | Множество студентов смогло сдать сессию успешно. |
Крылатое выражение | Авгиевы конюшни были вычищены быстро. |
Числительное + сущ. в Р. п. | Две липы росли под окном. |
Местоимения «сколько, столько, несколько» + сущ. в Р. п. | Несколько зданий гордо возвышалось на отшибе. |
Прилагательное /числ./мест. в И. п. + предлог из + сущ./мест. | Лучший из школьников сегодня получил золотую медаль. |
Неопределенное мест. + прил. | Нечто странное произошло сегодня с Ивановым. |
Предикативная конструкция | «Привет, сегодня не приду» просто застало его врасплох. |
Кроме того, подлежащее может быть выражено и другими частями речи, выступающими в данном конкретном случае в значении существительного, то есть субстантивированными. Например, наречиями: Далеко — это лишь условность.
Разновидности подлежащих
В зависимости от способа выражения можно выделить два вида подлежащих. Наиболее часто употребляется номинативное, которое выражено словом любой части речи в значении существительного в начальной форме или сходным по грамматической форме словосочетанием. Для номинативных разновидностей используются личные местоимения (Я хотел купить синюю вазу), а также местоимения в паре со словами «весь, сам» (Сам он — лентяй).
Неизменяемые части речи также могут играть эту синтаксическую функцию. Поэтому подлежащим в определенном контексте может стать наречие, союз, предлог, междометие. Примеры: И — соединительный союз. Вот раздалось ау вдалеке. Завтра станет лучше, чем сегодня.
Вторая разновидность подлежащих — инфинитивные. Они предметным значением не обладают и не подвержены субстантивации. Примеры: Жизнь прожить — не поле перейти. Быть счастливым — вот цель человека. Смотреть на твои работы — подлинное наслаждение.
В таких конструкциях между подлежащим и сказуемым следует ставить тире.
Особенности сказуемых
Основной способ выражения сказуемого — глагольные формы. Однако он не является единственным. Есть три типа сказуемого в русском языке. Простое глагольное состоит из одного слова, представляет собой глагол в любой форме, помимо инфинитива. Примеры: Я читаю. Дедушка пропалывает грядки. Синее море разливало свои волны на огромное расстояние.
Составное глагольное образуется по схеме «инфинитив + вспомогательный глагол» (Я люблю читать. Кошка может спать сутки напролет). Составное именное состоит из двух компонентов: глагола-связки (чаще — «быть», реже используются «казаться», «стать») и именной части, которая выражается различными частями речи, за исключением глагольных форм и деепричастия. Примеры: Кот был белым. Я был веселым.
В этих предложениях сказуемым является не глагол «был», как может показаться на первый взгляд, а сложная конструкция из двух слов. Доказательство просто: если «выкинуть» связку, смысл не утратится. Соответственно, выразить признак предмета возможно только при помощи использования совокупности элементов.
Вне зависимости от разновидности сказуемого при проведении синтаксического разбора оно подчеркивается двумя прямыми чертами.
Верная постановка знаков
Изучение подлежащего и сказуемого имеет и практический аспект, поскольку в зависимости от того, как именно выражается грамматическая основа, нередко расставляются знаки препинания, в частности, тире. Выполняя упражнения в классе и дома, важно помнить правила и использовать их. Самый простой вариант: если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже, то между ними следует поставить тире.
Примеры: Моя работа — моя слабость и радость. Практический опыт — лучший учитель.
Кроме того, тире следует поставить в таких случаях:
- Перед словами «это», «вот», «это значит»: Солнце — это источник жизни на земле. Муравей — вот пример добросовестного труженика.
- Если оба компонента выражены инфинитивом: Править королевством — трудиться ежеминутно. Читать книгу — получать знания.
- Если один из компонентов основы выражен глаголом в начальной форме, а второй — сущ. в И. п.: Находить ответы на вопросы — вот правило успеха в изучении любой науки.
- Если обе составляющих основы выражены количественными числительными в начальной форме: Трижды три — девять. Или же один из них — количественное числительное, а другой — сущ. в Им. п. Пример: Мощность двигателя — двести лошадиных сил.
Современные интернет-сайты позволяют ознакомиться с любым правилом онлайн, кроме того, при возникновении вопросов всегда можно обратиться к справочным пособиям или учебникам.
В соответствии с нормами русского языка, подлежащее и сказуемое — это не просто теоретические понятия, но и важнейшие синтаксические компоненты, которые важно правильно выделять. Это позволит не допустить ошибок при расстановке знаков препинания.
Любое высказывание состоит из членов, которые бывают главными и второстепенными. К первым относят подлежащее и сказуемое. Они вместе – смысловая и грамматическая основа. Если без второстепенных членов можно обойтись, то без главных – нет. В противном случае читатель не сможет точно понять, что сообщает автор.
Содержание
- 1 Подлежащее
- 2 Сказуемое
- 3 Чем являются главные члены предложения
- 4 Как найти подлежащее и сказуемое в предложении
- 5 Заключение
- 6 Полезное видео
Подлежащее
Подлежащее обозначает предмет, совершающий действие. Это первый из главных членов предложения. Он может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Одушевленный отвечает на вопрос кто? Неодушевленный — на вопрос что?
В соответствии с принятыми правилами при разборе подлежащее подчеркивают одной прямой горизонтальной линией.
Пример:
- Наконец пришла (что?) весна.
- (Кто?) Птицы осенью летят на юг.
Важно! Подлежащее всегда находится в именительном падеже. В других падежах первый из главных членов быть не может.
Способы выражения подлежащего в русском языке многообразны. В его роли могут выступать:
- существительное: Мама пришла с работы раньше обычного;
- местоимение: Они вернулись с прогулки вовремя;
- числительное: Трое в лодке были нам хорошо знакомы;
- прилагательное: Белые начинают и неожиданно выигрывают;
- междометие: Вдалеке зазвучало ура;
- неопределенная форма глагола: Спать до обеда вредно для здоровья;
- причастие: Участвующие в соревнованиях были хорошо подготовлены;
- наречие: Быстро не значит качественно;
- неделимые выражения: Четверо участников так и не дошли до финиша.
Может быть интересно: Виды обращений и правила их обособления
Сказуемое
Сказуемое поясняет, что именно совершал или совершает предмет, какое действие он производит, в каком состоянии обнаружен. Это второй главный член предложения.
Сказуемое отвечает на вопросы — «что делает/сделает предмет?», «каков он?», «кто он такой?», «что он такое?». При грамматическом разборе оно выделяется двумя прямыми чертами.
Для определения данного члена предложения, надо русском найти подлежащее и задать соответствующий вопрос.
Пример:
- Девочки (что делают?) играют.
- Книга (что сделала?) поступила в библиотеку.
В качестве этого члена предложения могут выступать следующие части речи:
- глагол, в том числе в неопределенной форме: Кошка весело играет. Главное для нас — показать себя с лучшей стороны;
- существительное: Эта девушка — настоящая красавица;
- прилагательное: Все блюда в меню очень вкусные;
- числительное: Пятью пять — двадцать пять;
- местоимение: Этот новый дом — мой;
- причастие: Ваш сеанс массажа окончен;
- наречие: Ботинки мальчику впору;
- междометие: Героям войны — ура!;
- фразелогизм: Моя душа ушла в пятки.
Справка! Сказуемое может быть простым и составным.
Простое состоит из одного слова, а именно — глагола в форме одного из наклонений. Составное включает в себя вспомогательный глагол или глагол-связку и глагольную либо именную часть, которая несет лексическое значение слова.
В составном глагольном сказуемом вторая часть состоит из глагола в неопределенной форме, в составном именном — из любой части речи, кроме глагола. В составном именном сказуемом глагол-связка может опускаться.
Пример:
- Музыкант играет на скрипке.
- Музыкант начал играть на скрипке.
- Этот человек является музыкантом.
- Этот человек — музыкант.
Полезно почитать: Расстановка запятых в причастном обороте
Чем являются главные члены предложения
Оба описываемых члена предложения выражают главную мысль в высказывании. Они являются его грамматической основой, то есть скелетом. Без подлежащего и сказуемого предложение превратится в бессмысленный набор слов. Грамматическая основа может состоять как из обоих главных членов, так и из одного, без разницы какого. По этому принципу все предложения делят на 2 вида:
- Двусоставные, где есть и подлежащее и сказуемое.
- Солнце вышло из-за туч;
- Односоставные, где присутствует что-то одно.
- Красота.
- В голове зашумело.
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении
Внимание! Поиск главных членов можно начинать как с подлежащего, так и со сказуемого.
В первом случае нужно найти то, о чем говорится в предложении. Для этого задается вопрос кто? или что? Чаще всего это существительное, которое обязательно находится в именительном падеже. Затем нужно определить, что делает объект. Так вы поймете, где сказуемое.
Можно пойти другим путем и сначала выделить сказуемое, то есть найти слово, которое обозначает действие. Затем останется определить, кто или что совершает данное действие. Это и будет подлежащее.
Пример:
- Наконец-то наступило лето.
Здесь говорится о лете. Данное слово отвечает на вопрос что? и находится в именительном падеже. Значит, оно является подлежащим. Лето что сделало? наступило. Получается, наступило — сказуемое. - Дети катаются с горки на лыжах.
Находим слово, обозначающее действие. Это глагол катаются. Он и будет сказуемым. Далее определяем, кто именно катается. Это дети. Данное существительное и выполняет роль подлежащего.
Может быть интересно: Грамматика и пунктуация для словосочетания «вместе с тем»
Заключение
Очень важно научиться правильно определять, где подлежащее и сказуемое и чем они выражены. Это поможет не совершить ошибок при дальнейшем грамматическом разборе предложения и облегчит работу с текстом.
Полезное видео
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры:
- Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего |
Примеры |
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного |
Трое вышли из леса. |
Имя прилагательное в роли существительного |
Сытый голодному не товарищ. |
Причастие в роли существительного |
Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий. |
Наречие |
Завтра обязательно наступит. |
Междометие |
Далече грянуло ура. |
Словосочетание |
Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе. |
Неопределенная форма глагола |
Сочинять — моя стихия. |
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры:
- Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
- Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
- Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
- Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).
Смотрите также:
- Интерактивный тренажёр по русскому языку «Предложение. Грамматическая основа предложения»; 5 класс
- Материалы по теме: «Главные члены предложения» и «Грамматическая основа предложения».
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример: Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример: Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.